Какой самый маленький музыкальный инструмент в мире? - JEKATERINBURG.RU

Какой самый маленький музыкальный инструмент в мире?

Самые маленькие музыкальные инструменты. Топ-10.

В рейтинг самых маленьких музыкальных инструментов в мире входят очень разноплановые устройства. Среди них встречаются и сверхсовременные приспособления, и устройства с многовековой историей. Но давайте обо всем по порядку.

№10. Рояль «Grand Pianist»

Рояль «Grand Pianist»

Крохотный рояль был выпущен в 2006 году японской компанией «Sega Toys Co». Но, не смотря на игрушечность размеров – ширина 25 см, длина 33,5 см и высота 17,8 см, мини-рояль является точной копией реального инструмента.

Производители подчеркивают, что «Grand Pianist» воспроизводит настоящий живой звук. Хотя играть на нем крайне неудобно, так как ширина его 88 клавиш не превышает 4 мм.

«Sega Toys Co» встроила в рояль функцию автопроигрывания, которую можно использовать после подключения устройства к электросети. В репертуар маленького инструмента входит 100 базовых мелодий. Но это не предел, ведь в «Grand Pianist» вставляется SD-карта памяти с дополнительными песнями. А если миниатюрный рояль подключить к mp3-плееру, то он будет работать, как громкоговоритель.

Желающие купить себе такую игрушку, смогут выбрать среди двух цветов корпуса – черного и белого. Рояль весом 3,6 кг продается на Amazon за 519 $.

№9. Флейта-пикколо

Этот маленький духовой инструмент был сконструирован еще в XVIII веке, а официальное название «пикколо» (с итал. – маленький) впервые упоминается в документах 1854 года. Внешне и по принципу работы он очень схож с традиционной флейтой, однако почти в два раза меньше ее размеров..

Благодаря длине не более 32 см, пикколо имеет особое звучание. Его высокий регистр, который порой походит на звук свистка, позволяет инструменту выгодно выделяться в оркестре. Поэтому миниатюрная флейта почти сразу приглянулась европейцам и стала неотъемлемой частью симфонического и духового оркестров.

Диапазон в одну октаву абсолютно не мешает флейте-пикколо блистать сольными партиями в произведениях Вивальди, Либермана, Римского-Корсакова и Шостаковича.

Изначально пикколо мастерили из дерева, слоновой кости и стекла. При производстве современных инструментов используют сочетание дерева или пластика с деталями из никеля, латуни и серебра. Наиболее ценными считаются экземплярами из Африканского розового дерева.

№8. Треугольник

Достоверно известно, что треугольник входил в симфонический оркестр с конца XVIII столетия. Однако есть версии, что он намного старше, так как несколько столетий до этого использовался в странах Азии.

Конструкция такого инструмента довольно проста. Он состоит из металлического прута, согнутого в форме равностороннего треугольника. При этом один из углов обязательно оставляют открытым. Это условие обеспечивает вибрацию, порождающую яркое, блестящее звучание устройства.

Высота тембра инструмента напрямую зависит от его размера – чем он меньше, тем выше звук. Музыканты используют треугольники размером от 10 до 25 см.

В руках виртуозного музыканта незамысловатый, на первый взгляд, треугольник поражает слушателей. Инструмент подвешивают за один из углов к ударной установке или закрепляют на пюпитре. Играют на устройстве при помощи железной или деревянной палочки и пальцев. Палочкой ударяют по треугольнику, а пальцем гасят его колебания.

Всю прелесть инструмента оценил Лист, который выделил треугольнику сольную партию в своем концерте.

№7. Варган

Варган. фото — http://www.larkcrafts.com/

Варган относится не только к самым маленьким, но и к старейшим инструментам в мире. Картины с его изображением датируются IV веком до н.э. На территории Евразии и Австралии существовало боле десятка разновидностей варгана.

В зависимости от региона, длина инструмента находится в пределах 5–20 см. В Европе варган делали из металлических пластин, а в Китае, Тихоокеанском регионе и в Юго-Восточной Азии – из бамбука, дерева или кости.

У варгана всего две составляющие – дугообразная пластина и подвижный поперечный язычок. Его тембр и звучание напрямую зависит от артикуляции рта в тандеме с техникой дыхания.

Данному инструменту приписывают волшебные свойства, так как он часто участвовал в шаманских ритуалах. В ХІХ веке в Австрии варган использовали для исполнения серенад девушкам. И чтобы сохранить женскую добродетель, власти наложили запрет на его применение.

В конце ХІХ века среди европейцев было популярно лечение варганом. А на Востоке такая практика сохранилась до наших дней. Считается, что при помощи данного инструмента можно ввести больных в транс и излечить.

№6. Губная гармошка

Губная гармошка под названием «Little Lady»

Впервые миниатюрная губная гармошка под названием «Little Lady» была сделана в Германии на рубеже ХІХ и ХХ столетий. Длина современного инструмента составляет 3,5 см, толщина – 0,95 см, а ширина – 1,27 см. Весит такая мини-гармошка всего 18 грамм.

Сейчас производством крохотной губной гармошки занимается немецкая фирма «Hohner». Внешне инструмент напоминает компактный брелок, он даже имеет специальный крючок для прикрепления к ключам.

У гармошки всего четыре отверстия, используя которые можно исполнять мелодии тональности до-мажор в пределах одной октавы. «Little Lady» стала не только одной из наименьших инструментов в мире, но и первым музыкальным инструментом, звучавшим в космосе.

Для ее создания используют латунный корпус и элементы из грушевого дерева. В дополнение к инструменту прилагается черный пластмассовый футляр. Купить такую губную гармошку можно за 23 $.

№5. Сушири

После 15 лет исследований житель Индии Джайапракаш изобрел новый миниатюрный инструмент и назвал его «Сушири». Он имеет форму тонкой пластины с габаритами 4,5 см Х 1,5 см, толщиной 0,1 см и весом 0,5 грамма. Сушири сделано из древесины сандалового дерева, так как по наблюдениям Джайапракаша, именно этот материал способствует максимальной чистоте звука.

В деревянной пластине просверлены четыре ряда отверстий разной величины, что позволяет инструменту воспроизводить все семь нот музыкальной октавы. Внешне он больше всего похож на губную гармошку, а по звучанию – на флейту или саксофон. Чтобы играть на инструменте, нужно научиться контролировать движение воздуха через отверстия в комплексе со своеобразными движениями пальцев и губ.

Создатель Сушири мастерски владеет инструментом и регулярно дает сольные концерты на территории Индии. Основу его репертуара составляют произведения, рассчитанные для исполнения на саксофоне.

Сушири был создан в 2003 году, но только в 2010 он был удостоен звания «самый маленький музыкальный инструмент» в книге национальных рекордов Индии. Однако представители книги рекордов Гиннеса отказали Джайапракаше в получении аналогичного титула на страницах своего издания.

№4. Миниатюрные копии скрипки и балалайки.

В середине ХХ столетия между мастерами бывшего СССР проходило негласное соревнование по созданию наименьшей миниатюры музыкального инструмента.

Художник-микроминиатюрист А. Коненко сделал балалайку длинной 3,45 мм. В качестве материала для корпуса инструмента он использовал скорлупу семян плодовых деревьев. А тончайшие струны смастерил из стекловолокна. Свое творение Коненко поместил на рисовое зерно, что эффектно подчеркнуло мини размеры изделия. Данная балалайка в 40 000 раз оригинала.

А. Коненко сделал балалайку длинной 3,45 мм.

В противовес такому достижению, другой мастер миниатюры Н. Сядристый собрал из 40 деталей еще меньшую балалайку, которая вместе с футляром поместилась в маковую скорлупу. Более того, в эту же скорлупу он вставил еще и малюсенькое стеклышко с портретом известного балалаечника В. Андреева. Толщина струны этой балалайки в 40 раз меньше человеческого волоса.

Балалайка мастера Н. Сядристого

Относительно миниатюрных скрипок, ситуация аналогичная. Сначала М. Маслюк создал скрипку длиной в 9 мм. Но снова Н. Сядристый превзошел своего коллегу, изготовив скрипку длиной в 3,45 мм. В качестве струн он использовал паутинку. Но самое удивительное – его инструмент является точной копией скрипки Страдивари и состоит из 50 частей.

Скрипка мастера Н. Сядристого

№3. Микрониум

В 2010 году студенты голландского университета «Твенте» на научной конференции по микромеханике представили принципиально новый музыкальный инструмент – микрониум.

Крошечное устройство состоит из двенадцати микрочипов, которые прикреплены на одну плату. В каждом чипе находятся пружины в десять раз тоньше человеческого волоса. Их длина колеблется в пределах от половины до целого миллиметра. На каждой такой пружинке подвешен грузик массой в несколько микрограммов, что позволяет добиться уникального звучания от каждой из них.

Система приводится в движение с помощью так называемых «гребенок»: продольных пластин с зубчатой поверхностью. Двигаясь синхронно друг с другом, они заставляют пружины вибрировать, издавая звуки. Для управления инструментом, каждая нота привязывается к клавише компьютерной клавиатуры.

Чтобы на работу микрониума не влияла окружающая среда, плата прибора помещена в вакуумную камеру. К ней же подключен усилитель, который делает музыку громче в 1000 раз, чтобы люди могли наслаждаться звучанием необычного инструмента.

По словам создателей устройства, самой сложной была работа по его настройке. То есть определение массы грузиков и степени напряжения пружины для получения определенной ноты.

По звучанию микрониум напоминает ксилофон, хотя по принципу действия больше схож со струнно-щипковыми инструментами.

№2. Наногитара

Самая маленькая в мире гитара была создана в 1997 году американскими учеными Дастином Карри и Гарольдом Креигхедом из Корнельского университета. Ее длина всего 10 микрометров. Чтобы вы представляли насколько это мало, поясним, что 1 микрометр равен 0,001 мм. Поэтому такой инструмент проблематично не только держать в руках, а даже увидеть его без помощи микроскопа невозможно.

Наногитара имеет шесть струн толщиной в 50-100 нанометров, что в 2-4 тысяч раз тоньше человеческого волоса.

На гитаре впервые сыграли в 2011 году. Изобретатели придумали использовать для этого лазерный луч. Правда, звуки миниатюрной гитары находятся на частотах за пределами человеческого слуха. А значит, оценить прелесть звучания инструмента нам не удастся.

По версии Книги рекордов Гиннеса данная гитара считается самым маленьким музыкальным инструментом в мире.

Самое интересное, что гитару делали не для фиксирования рекорда или проигрывания музыки. Его создали для изучения вибраций микроустройств с целью создания доступной электроники с низким уровнем энергопотребления и сверхчувствительных сенсоров.

№1. Наноарфа

Спустя два года, в 1999 году, изобретатели наногитары снова удивили мир еще меньшим музыкальным инструментом – наноарфой. Крохотная гитара была простой демонстрацией способностей инновационных наноматериалов. А самая маленькая арфа в мире является настоящим струнным инструментом, устройство которой полностью соответствует экземплярам стандартных размеров.

Наноарфа вырезана из монокристалла кремния. Ее струны – это стержни кремния толщиной 50 нанометров, что составляет 150 атомов данного вещества. Длина струн миниатюрной арфы колеблется в пределах 1-8 микрометров. Все изделие целиком помещается на одном эритроците человеческой крови.

Читайте также  Самые романтичные места для влюбленных в мире

Струны необычного инструмента вибрируют с частотой 380 МГц. Чтобы заставить их двигаться, ученые пропускали радиоволну по кремниевому корпусу. Пожалуй, это самое быстродвижущееся устройство в мире созданное человеком.

Фактически наноарфа меньше, чем гитара, но так как изобретатели не подали заявку в Книгу рекордов Гиннеса, титул рекордсмена так и остался у наногитары.

Самые маленькие музыкальные инструменты в мире

Треугольник – один из самых маленьких инструментов

Грубо говоря, музыкальным инструментом может называться все, что угодно, способное издавать звук более-менее приятный человеческому уху: ложка, нож, пила, палочки и так далее. Но все же, мы привыкли к более-менее стандартизированным приспособлением. Самый большой – это орган – огромное пианино со сложной системой труб, издающих звуки высокой мощности и широчайшего диапазона. Но какой музыкальный инструмент самый маленький? Давайте разбираться.

Губная гармошка

Губная гармошка – это инструмент, который вполне может поместиться у вас в кармане. Это плюс: её всегда можно иметь при себе, чем с удовольствием пользуются харперы – люди, профессионально играющие на этом необычном инструменте.

Несмотря не кажущуюся несерьезность, губную гармошку часто вводят в блюзовые, джазовые и даже роковые композиции. Многие российские музыканты неплохо играют на ней, к примеру, Борис Гребенщиков, Сергей Чиграков, Владимир Шахрин и многие другие.

Самая миниатюрная губная гармошка «Little Lady» имела длину 5 сантиметров и толщину – 1,5. Сделали её в Германии в 90-х годах 19 века, но она дожила до сих пор.

Треугольник

Губная гармошка в сознании большинства музыкантов инструмент несерьезный, народный или даже любительский. Треугольник же – дело другое. Несмотря на кажущуюся простоту, даже примитивность, он обладает сильным и ярким звуком. Партия треугольника, как бы забавно это не звучало, включена во многие классические произведения.

К примеру, «Танец Аниты» из драмы Грига «Пер Гюнт» и увертюра к «Вильгельму Теллю» без звука треугольника уже неполны. Его использовали Бетховен, Моцарт, Гайден и многие другие композиторы. А Лист даже написал произведение, которое музыканты называют «Концертом для треугольника» — Концерт №1 для фортепиано с оркестром. В нем этот несерьезный инструмент играет вполне серьезную роль.

Флейта-пикколо

Флейта – сама по себе миниатюрная, а уж пикколо ещё и называют маленькой флейтой. Этот миниатюрный инструмент имеет высокий, но приятный звук. Её часто можно встретить в симфонических оркестрах, но малышке редко отводится ведущая партия, чаще она просто дополняет другие инструменты. Вивальди, Шостакович, Равель и оценили нежную красоту этого инструмента.

Свистулька

Детская забава, свистулька, в умелых руках превращается в музыкальный инструмент с ярким и насыщенным звуком. Традиционная народная обычно изготавливается из дерева, глины, а теперь и пластмассы. Интересно, что из одной и той же свистульки можно извлечь широкий диапазон звуков, просто наливая внутрь немного воды. Тогда свист превращается в заливистые трели.

Этот простой и незатейливый музыкальный инструмент не встретить в симфонических оркестрах, но зато народные коллективы с удовольствием вставляют их, добавляя аутентичного звучания.

Наногитара

Инструменты, которые мы перечислили выше, — миниатюрны сами по себе. Конечно же, при желании можно сделать треугольник меньше, но они имеют свои стандарты и должны им подчиняться. Но есть инструменты, которые стали такими крошечными по воле создателей.

К примеру, Дастин Карр и Харольд Крейдхэд с кафедры нанотехнологии университета Корнелл представили публике наногитару. Она имеет полную длину около 10 микрометров, струны – около 10 атомов в диаметре. Тем ни менее, она играет, правда, пальцем её можно раздавить, даже не заметив, поэтому приходится использовать лазерный луч. Гитара издает звуки, но услышать его человеческое ухо не может, приходится использовать усилители.

Наноарфа

Сказать, что это просто маленький музыкальный инструмент, — значит, не сказать ничего. Для её изготовления взяли кристалл кремния, на котором и вытравили инструмент. Диаметр струн – действительно нано – 50 нанометров. Они издают звук в 380 миллионов герц. Играют на ней также как и на наногитаре – лазерным лучом.

Саксофон-пикколо

Помимо миниатюрных и ультратехнологичных наноигрушек, есть и третья категория – уменьшенные копии обычных инструментов. Один из них – это саксофон-пикколо, который поместится на вашей обеденной тарелке. Его длина – 30 сантиметров. Это особенно заслуживает внимание, учитывая, что саксофон считается одним из сложнейших инструментов. Повторить его в миниатюре – настоящий подвиг.

Мини-пианино

Компания Sega Toys Co в 2006 году презентовала необычный музыкальный инструмент, пианино весом в 2 килограмма. На нем, как и полагается, 88 клавиш, каждый из которых имеет ширину 4 миллиметра. Играть на нем невероятно сложно, звук тоже не слишком привычен. Но зато для переноски такого пианино вам не потребуется грузчики.

Мини-виолончель

Струнно-смычковая группа (контрабас, альт, виолончель и скрипка) сильно зависят от размера корпуса, ведь он резонирует и отражает звук. Некоторые мастера любят экспериментировать с размером и формой, добиваясь необычного звучания. Но в 1973 году Эрик Мэсснер пошел совсем уж не крайние меры: создал инструмент, длиной в 41 миллиметр. Удивительно, но эта виолончель во всем повторяет обычную, даже может играть, правда, в очень высоком диапазоне.

Качество инструмента не обязательно зависит от его размера, и найденные нами – прямое тому подтверждение.

Музыкальные инструменты, которые поместятся в карман

Пока битники отбивают углы своих акустических гитар о багажные отделения автобусов и неблагодарные головы гопоты, умные люди берут с собой в поход правильные инструменты правильных размеров. Есть инструменты, с помощью которых можно аккомпанировать себе не хуже, чем с помощью гитары или фортепиано, только они гораздо меньше. Именно о таких музыкальных инструментах, способных уместиться в карман, наша статья. И если ты далёк от музыки, то тебе следует приобрести один из таких инструментов (да хоть все). Во-первых, это не трудно, а во-вторых, в музыке – смысл наших бренных жизней.

1. Варган

Удивительный, окутанный мифами древний инструмент, ассоциирующийся у большинства людей с народами крайнего севера. Да что там, варганы появлялись независимо почти во всех уголках мира – доподлинно известно более 1000 местных названий. В Америке его почему-то называют «Еврейская лира», хотя сами не могут объяснить, как он вообще связан с евреями (на самом деле вообще никак). Ещё в XVII–XVIII вв. варган был чрезвычайно распространён в Европе, но со временем жестоко вытеснился современными инструментами, став в наши дни довольно редкой вещью.

Загадочный, как шаманские обряды, инструмент поражает своим внешним примитивизмом и магией звука. Кому-то его звучание кажется жутким, а кому-то просто космическим. Если дать варгану попытку завоевать твоё сердце, то в благодарность он введёт тебя в благоприятный транс. Пускай на нём нельзя сыграть сюиту Бизе, зато варган позволяет извлекать невообразимое множество красивых бархатных звуков и призвуков.

У такого миниатюрного инструмента множество разновидностей: дуговой, пластинчатый, из кости, дерева, однако лучшее звучание – у металлических. Тебе остаётся только выбрать варган, научиться играть и каждый вечер, погружаясь в себя, смотреть на звёзды, наслаждаясь магией вибраций и таинственных звуков. Выбрать хороший варган очень сложно, ведь многие делают его в декоративных целях, а не для игры. Но в «Обертон-про» за качество ручаются. Это не просто магазин, а музей с экспонатами от 16 века, школа, студия аудио/видео записи, мастерская, концертная площадка – набор, уникальный даже по меркам обычных музыкальных инструментов.

2. Калимба

Почти такой же старый, как европейская государственность, инструмент, который при правильном обращении выдаёт такое по-настоящему сказочное звучание, после которого организм испытывает прилив восторга, а органы внутри меняются местами.

Названий и разновидностей калимбы примерно столько же, сколько племен в Африке. Кстати, инструмент зародился как раз в центральной части Черного континента и использовался для кровавых и не очень (как будто у них могут быть другие) ритуалов. Видимо, чарующий звук калимбы, или, как её называют, цанцы, санзы, мбиры, мбилы, ндимбы, лукембу, лалы, малимбы, нданди, ижари, мганги, ликембе, селимбы, вносил гармонию в их страшные акты и инициации. Ну и ко всему прочему, это прекрасный инструмент для медитации, погружения в себя и очищения своих чакр от разного рода гадостей.

Иногда удивляешься, как такие не развитые в плане прогресса племена смогли создать такой сложный и совершенный инструмент. Не зря европейцы назвали его «маленьким фортепиано». Калимба состоит из резонаторного корпуса и ряда язычков. Корпус калимбы может быть самой разнообразной формы, а в качестве материала традиционно используются долблёное дерево, панцирь черепахи или полая тыква. Современные калимбы изготавливают также из пластика. Язычки могут быть изготовлены как из дерева или бамбука, так и из металла. Количество язычков варьирует от 4 до 60, в зависимости от диапазона инструмента. Настроить калибму – задача не из легких, нужно ко всему прочему настроить длину язычков, а уж потом наслаждаться звуком.

Звучание калимбы зависит и от размера инструмента. Чем больше, тем ниже звук – именно такой подходит для суровых африканских ритуалов. А маленькие больше напоминают по звучанию музыкальную шкатулку. Но каким бы ни был звук, когда садишься, кладешь калимбу на колени, зажимаешь ладонями и начинаешь дергать язычки большими пальцами, производя простые гармонии, ты через мгновение уносишься куда-то внутрь своего сознания, в страну добра и благодати. Впрочем, если хочешь разнообразить музыку в своей фолк-группе, то можешь не стесняться, калимба подходит и как аккомпанирующий инструмент, на котором можно играть аккордами.

3. Укулеле

Может быть, укулеле – не самый компактный в мире музыкальный инструмент и поместится далеко не в самый обычный карман, но его гораздо проще носить с собой, чем, скажем, тубу, обычную гитару и фортепиано.

Своеобразная вариация португальской брагиньи, укулеле завоевала мир ещё в начале прошлого века, а в Тихоокеанских странах стала настоящим национальным музыкальным инструментом, примерно как балалайка в России. Легкая, с очень самобытным звуком, довольно простая для осваивания укулеле, несмотря на свой строй и 4 струны, всё же остаётся гитарой. На ней можно саккомпанировать всё что угодно, а не только мелодии из «Спанч Боба»: хоть Scorpions, хоть «Сатана печёт блины», хоть «Калинку-малинку», но звучать она будет по-особому, потому как у этого инструмента своя необыкновенная, добрая и немного легкомысленная душа, прямо как у любимой девушки.

Читайте также  Какая самая мощная бомба в мире: ядерная или водородная?

Где-то в потаённых влажных мечтах рисуется образ, в котором ты забросил укулеле, пару книг и сменную майку в маленькую наплечную сумку, сел в автобус и приехал на берег ближайшего океана (пускай даже Северного Ледовитого), сел на берегу и начал играть, смотря в синюю даль.

4. Губная гармоника

Пожалуй, самый популярный карманный инструмент в мире для тех, кому лень осваивать флейту и большую гармонь. Одними из первых, кто отметил удобство использования гармоники в походах, были фашистские захватчики, которые, если верить фильмам про войну, катались по оккупированным территориям на мотоциклах и наигрывали на губных гармониках «Ах, мой милый Августин». Не Валерия Леонтьева, а скучную народную песню. Но захватывать чужие территории у нормальных людей не принято, зато вполне можно наиграть какой-нибудь дорожный блюз во время долгой дороги.

Впервые миниатюрная губная гармошка под названием Little Lady была сделана в Германии на рубеже ХІХ–ХХ столетий. Длина современного инструмента составляет 3,5 см, толщина – 0,95 см, а ширина – 1,27 см. Весит такая мини-гармошка всего 18 грамм. Нынче их многообразие заметно увеличилось. Самих гармоник много: с разными диапазонами, строем, отверстиями и положением звуковых пластин, выбирай себе по вкусу. Хочешь играть блюз – бери блюзовую, хочешь играть все – бери диатоническую или хроматическую. Строй и тональность выбирай уже по своему вкусу.

Кстати, губная гармоника – это не только удобно и интересно, но ещё и полезно для здоровья. Врачи отмечают, что занятия на гармонике помогают развивать сильную диафрагму и глубокое дыхание с использованием всего объема легких. Многие легочные программы реабилитации включают гармонику. Так что твои кантри и блюз смогут тебя ещё и оздоровить.

5. Стилофон

Теперь перейдём от звуков чистых и блаженных к звукам, искаженным техническим прогрессом. Стилофон – вещь, способная издавать совершенно синтетические звуки путём тыкания в плату стилусом. Его ещё называют «карманным синтезатором», так что нечему удивляться. Это раньше диапазон и разновидность звучания стилофонов были крайне низки (собственно, как и внешний вид). Нынче они всё меньше напоминают доисторический диктофон, приобретая округлые черты и функции бит-машины.

Изобрел стилофон славный австралийский музыкант Рольф Харрис, но культовый статус, как, в общем-то, и популярность, инструмент обрёл только после того, как его использовал сам Дэвид Боуи в своей Space Oddity. Это уже потом его приметили и начали пытаться втулить в свои композиции Kraftwerk, Erasure, Orbital, Мэрилин Мэнсон, White Stripes и Little Boots.

Это совершенно синтетический инструмент, при касании стилусом платы в разных местах выдается звук разной частоты. Так что при желании можно наиграть скромное подобие Рахманинова. В современных моделях появился переключатель темпа, который позволяет регулировать скорость во время воспроизведения звука.

В принципе, такую штуку вполне по силам сделать самому, если есть хотя бы простейшее понимание в электронике. Но если такового не имеется, или просто нет времени, или элементарного желания, или ты просто хочешь устройство помощнее, то в таком случае лучше заказать. Никаких особенных музыкальных навыков он не требует. Это тот самый инструмент, над которым нужно посидеть, чтобы в нём разобраться.

6. Флейты

История флейты, считай, история всего человечества. Самым первым музыкальным инструментом был, безусловно, барабан, вернее, его исторический прототип, потому как древний человек только и мог, что тарабанить по предметам. А уж потом кто-то догадался, что если просверлить или прожечь прут изнутри и подуть в него, то он подарит разнообразие звуков. А если ещё просверлить дополнительные отверстия, то получится что-то волшебное. Так появилась прародительница всего духового – свирель.

У каждого народа она была своя. Некоторые считали, что сверлить отверстия – дело неблагородное. Этими некоторыми были греки, которые соединили несколько пустотелых трубок разного размера в ряд и создали мистическую флейту пана, от которой так и веет духами леса, доисторическими мифами и легендами. Разновидностей у этой флейты тоже очень много, собственно, каждый народ именует её по-своему. Но греческие мифы приписывали владение инструментом козлиному покровителю скотоводства и дикой природы по имени Пан (никакого отношения к Польше и Украине он не имеет), и когда Пан играл, вокруг него постоянно плясали разгоряченные нимфы, с которыми он устраивал достойные Рона Джереми оргии. Размеры у флейты Пана разные, как и диапазон, но её естественный, древний, экологически чистый звук нельзя сравнить ни с чем. Ни с воплями Дженис Джоплин, ни с электронными причудами Mr Oizo.

Уже в веке 14-м появилась совершенно другая флейта с приставкой «блок». Этот самый блок расположен в мундштуке флейты, благодаря чему простая свирель обретает благородный звук. Именно для этого простого инструмента и писали все те странные мужчины в париках из эпохи Ренессанса. Играть на ней, конечно, посложнее, как-никак 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и один на тыльной – так называемый октавный клапан. Плюс последние два отверстия двойные, так что если неправильно зажать, то получится неприятный звук, напоминающий предсмертный хрип висельника. Но вместе с тем играть на ней в сто раз проще, чем на поперечной флейте. Тут желательно консерваторское образование иметь. Кстати, если не нравится высокое «не пацанское» звучание, купи себе альтовую блокфлейту, которая звучит так же мужественно, как крик маршала Жукова. Единственное, она больше в размерах, но кого это останавливает?

Мир музыкальных инструментов

Сборник » А знаете ли вы? Статьи для детей».

Для младшего школьного возраста.

Как бывает безгранична человеческая фантазия, так и необычайно разнообразен, уникален и даже загадочен мир музыкальных инструментов. Особенно когда фантазия доходит до изобретательства и конструирования. Тем более, если речь заходит о выражении человеческих чувств. Потому что при помощи музыкальных инструментов люди могут передавать не только различные звуки, но и состояние человеческой души, различные эмоции и чувства. Хотя, сами музыкальные инструменты, это всего лишь предметы, при помощи которых извлекаются различные звуки. При чём звуки как музыкальные, так и немузыкальные, так называемые — неорганизованные, но используемые для исполнения каких либо музыкальных произведений. А знаете ли вы сколько всего существует различных музыкальных инструментов? Перелистывая различные энциклопедии, можно найти около трёхсот наименований, но и это далеко не всё. Ведь любой музыкальный инструмент имеет десятки различных модификаций и сотни способов изготовления.
Все современные музыкальные инструменты делятся на несколько основных групп:

— струнные щипковые (на которых играют пальцами: арфа, гусли, гитара, балалайка, лютня, домбра)
— струнные смычковые (при игре на которых используется специальный смычок: скрипка, виолончель, альт, контрабас, гиджак, кеманча)
— духовые деревянные и язычковые (флейта, кларнет, гобой, фагот, саксофон)
— духовые медные (тромбон, труба, туба, валторна)
— язычковые гармоники (баян, аккордеон, гармоника)
— ударные (литавры, всевозможные барабаны, бубен, бонго, ксилофон, маримба, кастаньеты, колокольчики)
— клавишные (клавикорд, клавесин, фортепиано, рояль)
— электронные, электромеханические (синтезатор, драм-машина, электрогитара, терменвокс, эмиритон)
— необычные и редкие (стеклянная гармоника, варган, казу, диджериду, калимба, кото)
А иногда в музыкальных инструментах одновременно сочетаются разные категории, например ударно-клавишные, щипково-клавишные или клавишно-духовые (челеста, орган, мелодика).

Музыкальные инструменты восхитительны не только благодаря своей прекрасной роли рождать музыку. В каждом инструменте есть своя неповторимая душа. Это и душа дерева, из которого этот инструмент изготовлен, и душа мастера, его создавшего. Порой даже душа продавца, относящегося к своим инструментам с большой любовью и пониманием. Но главное — душа музыканта, который играет на том или ином инструменте. Когда инструмент попадает в руки чувственного музыканта, все эти души и душа музыканта сливаются и происходит настоящее чудо — музыка. И вам вовсе не обязательно знать язык, на котором говорит сам музыкант, играющий музыку. Вы поймёте всё без слов, потому что музыка — это универсальный язык, понятный каждому человеку. И голос музыки — это голос музыкальных инструментов.
А самые первые музыкальные инструменты, которые появились ещё на заре человечества, были очень примитивны, и не чем иным, как предметами домашнего обихода и орудиями труда, пригодными для извлечения неких музыкальных звуков. В те времена музыкальное искусство было неотделимо от повседневной жизни человека и его труда. По мере развития человеческого общества, древние люди постепенно научились создавать специальные устройства для исполнения музыки. В далекое доисторическое время предки современных китайцев уже имели достаточно широкий набор музыкальных инструментов. Археологические раскопки показали, что древние музыкальные инструменты первоначально изготавливались из костей, глины и камня. Бамбук, дерево и шкуры также использовались, однако инструменты, сделанные из таких недолговечных материалов, почти не сохранились до наших дней. Доисторические музыкальные инструменты, которые можно увидеть сегодня, включают духовые инструменты, такие как костяные флейты и свистульки, глиняные рожки, а также ударные инструменты, включающие глиняные погремушки и барабаны, каменные цины (древний ударный инструмент в виде изогнутой углом пластины из камня), керамические колокола и колокольчики. А самой древней находке — семь тысяч лет, этот необычный музыкальный инструмент наподобие погремушки археологи обнаружили на стоянке древнего человека, и он представляет собой овальный полый сосуд с полированной поверхностью, покрытый с одной стороны резьбой в виде пересекающихся крест-накрест линий. Наполненный внутри твердыми шариками, он издает шуршащий звук при встряхивании.
В древней Индии мастера создавали различные дудочки, металлические тарелки, гонги, а так же барабаны, обтянутые кожей или пергаментом, которые предварительно обрабатывали специальными отварами из риса и трав. Благодаря такой выделке достигалось мягкое и насыщенное звучание. Интересно, что почти все древние инструменты, найденные на территории древней Индии, сохранились до наших дней, и современные индийские музыканты и сейчас играют на них, точно следуя национальным традициям.
У древних славянских народов музыкальные инструменты так же очень тесно были связаны с бытом людей, особенно с религией и культурной жизнью. На музыкальных инструментах играли как музыканты, так и обычные рыночные скоморохи. Самыми известными и распространёнными были гусли, это струнный щипковый инструмент, и гудки — трехструнные смычковые инструменты. Самые древние гусли были найдены в городе Новгороде, в старинном монастыре. Гусли имели много различных разновидностей и игра на гуслях обязательно сопровождалась пением. Именно этот инструмент так часто упоминается в старинных былинах и народных сказках Славян.
Очень большое влияние на развитие профессиональной музыкальной культуры и музыкальной науки оказала музыка Древней Греции. Ведь именно из греческого языка произошло само слово «музыка». Древнейшая эпоха музыкального развития напрямую связана с древнегреческой мифологией. Самым известным мифом, отсылающим к давней эпохе, является миф о певце Орфее, игра которого на золотой арфе очаровывала не только людей, но и зверей, деревья, и даже скалы. Греки с древних времён научились изготавливать самые различные музыкальные инструменты, в основном струнные щипковые (форминга, лира, кифара, самбика, псалтерий), и духовые (авлос и флейта). Многие из этих инструментов упоминаются в старинных преданиях греков. В то время уже очень было развито хоровое пение. До наших дней сохранилось лишь несколько древних музыкальных сочинений, написанных на фрагментах папируса и на камне, в виде настенной живописи. А изображение древнейших струнных инструментов и сцен игры на лире сохранились на древнегреческих вазах. Именно с древней Греции пошло начало развития музыкальной теории и эстетики. Такие знаменитые учёные мужи того времени, как философы Платон и Аристотель занимались в том числе и вопросами музыкальной теории. А известный учёный Пифагор связывал музыкальную гармонию с гармонией мира и дал математическое обоснование правилам музыкальной науки.
Многие музыкальные инструменты народов мира на сегодняшний день несправедливо забыты или попросту не сохранились до наших дней. А некоторые из музыкальных инструментов являются настолько редкими и уникальными, что о них вообще мало кому известно. И звук их настолько необычен и уникален, что его просто невозможно описать словами. Например, фантастические звуки стеклянной гармоники, которая получила своё название потому, что основные части этого уникально музыкального инструмента состоят из стекла. Или чарующие звуки редчайшего и малоизвестного японского инструмента Суйкинкуцу, в котором звук издаёт обычная вода, стекающая в закопанный в землю чан.
Вообще, роль музыки в жизни людей имеет гораздо большее значение, чем можно себе представить. С самого раннего возраста маленьких детей интересуют именно музыкальные игрушки, или просто погремушки, издающие какой-либо звук. Существует даже мнение учёных, что человек способен слышать музыку ещё до своего рождения, находясь в утробе матери. Многие младенцы способны узнавать знакомую им мелодию, которую они часто слышали до своего рождения, и успокаиваются, когда она звучит.
Учёные выяснили, что музыка способна влиять на психическое и даже физическое состояние человека. При чём, разные музыкальные стили влияют по-своему. Учёные смогли доказать, что, слушая ту или иную музыку, мы можем менять не только своё настроение, но и происходит влияние на работу наших отдельных внутренних органов, таких как почки и щитовидные железы, которые улучшают свою работу при мелодичных звуках фортепиано. Мелодия, воспринимаемая на органе, стимулирует мозговую деятельность. А когда мы слушаем звуки скрипки, гитары и арфы, то наше сердце начинает работать лучше. Духовые инструменты, такие как флейта и саксофон, оказывают благотворное влияние на систему кровообращения и наше дыхание.
И безусловно, сложно переоценить значение того факта, если человек сам умеет играть на каком-то музыкальном инструменте. Ведь это просто замечательно, когда есть возможность таким образом выражать свои чувства и эмоции, передавая звуками своё настроение, даже для самого себя, не обязательно для каких-либо слушателей. Как утверждает история, очень многие известные исторические личности умели играть на музыкальных инструментах. Ведь человек, владеющий навыками общения с миром музыки, обладает своим богатым внутренним миром, и имеет возможность поделиться своими ощущениями, переживаниями или своей радостью с другими людьми, даже не используя слов, а при помощи музыкального инструмента. Если вам посчастливилось учиться игре на каком-либо музыкальном инструменте, обязательно приложите все старания, чтобы обязательно овладеть этим бесценным богатством, — музыка.

Читайте также  Самые нелепые и глупые смерти в мире + видео

А вы на них сыграть могли бы? (необычные музыкальные инструменты)

В музыкальную неделю , думаю будет интересно узнать о некоторых необычных и редких музыкальных инструментах, придуманных в разное время в разных странах:

Бонанг

Изобретение индонезийских музыкантов, играющих в гамеланах – традиционных национальных оркестрах. Согласно яванскому мифу, бонанг (в переводе, «бить молотком») создал Санг Хуанг Гуру в 239 году новой эры.

На острове Бали бонанг имеет брата-близнеца, который называется реонг. Они — как две капли воды похожи.

Диджериду

Его происхождение связывают с австралийскими аборигенами. Многие музыковеды утверждают, что это самый древний в мире аэрофон (музыкальный инструмент, издающий звуки на ветру), которому уже порядка 40 тыс. лет. Фактически didgeridoo создают термиты, которые разъедают сердцевину деревьев Stringybark(род эвкалипта), оставляя после себя пустые ходы. Подходящие участки упавших деревьев обрезают с обоих концов, затем очищают и украшают инструмент. Мундштук делают из пчелиного воска или эвкалиптовой смолы.
Виртуозы отличаются проворством языка, контролем дыхания — особенно техникой циклического дыхания(исполнитель выдувает воздух набранный щеками на вдохе через ноздри) — а также большим объемом памяти. Только мужчинам позволено играть на этом инструменте в течение таких общественных церемоний, как браки, похороны, празднества и аккомпанируя клановым песням и песням детей. По традиции аборигены отправляют детей в кустарниковые заросли с didgeridoo, чтобы природа сама научила их играть. Интересный факт: последнее исследование издания «Бритиш Медикал Джорнал» утверждает, что игра на диджеридо помогает вылечить храп и асфиксию (временную остановку дыхания) во время сна, так как игра на это инструменте укрепляет мышцы верхних дыхательных путей.

Цабуна

Этому изобретению греческих пастухов уже около 2 тысяч лет.

Цабуна изготавливается из козьей шкуры, которая надувается при вдохе через специальный мундштук. С другой стороны инструмента – труба, подобие флейты, на которой играют пальцами.

Несмотря на то, что он чем-то напоминает волынку, у цамбуны нет дополнительной трубы, которая и извлекает характерные шотландские звуки.

Этот инструмент создали относительно недавно – всего восемь лет назад в Берне, Швейцария.

Это своего рода смесь металлического барабана и инструмента из оркестра гамелан. Сделан ханг из металла, но играют на ней больше пальцами и ладонями, чем палочками.

На местном диалекте немецкого, «hang» означает «человеческая рука» и может произноситься как «ханг», либо как «хонг».

Изобрел это чудо в 1761 году Бенджамин Франклин. Вдохновленный звуком звенящих бокалов, он создал такую вариацию, где 37 шаров были устроены на одном шпинделе. Музыкант просто касался кончиками пальцев каждого из них. В расцвете его популярности более 100 композиторов писали партии для инструмента, включая Моцарта и Бетховена.

Например, Моцарт написал специально для исполнения на стеклянной гармонике два произведения (Адажио и Рондо).

Ручной музыкальный инструмент из Ганы. Скорлупу орехов прикрепляют к концу деревянной ручки, добиваясь отчетливого гремящего звука.


Длинная деревянная труба с изогнутым концом, распространенная в районе Альп. Аналогичные инструменты есть во многих горных районах Европы, к примеру, на Пиренеях, в Скандинавии и Шотландии. Длина альпенгорна от 5 до 15 футов. Он бывает цельным или состоит из двух частей. Первое упоминание о подобном инструменте встречается в описании корабля викингов Oseberg в IX веке. Исторически альпенгорн появился как способ коммуникации на больших расстояниях(аналогично африканским talking drums). Затем его стали использовать как фестивальный инструмент, в церковных службах и даже для поднятия морального духа во время войн. Сегодня альпенгорн считается одним из национальных символов Швейцарии.

Этот инструмент носит название «вакрапуку»; он изготавливается из металла или рогов скота. Вакрапуку – очень древний инструмент, который придуман еще в доколумбовы времена индейцами Южной Америки.

Индонезийский инструмент, состоящий из настроенных бамбуковых трубок, подвешенных на раме. Когда их встряхивают, каждый сет трубок издает звук определенной высоты, похожий на звучание детских школьных колокольчиков.

Box drum Общее название для особой разновидности прямоугольных барабанов, также называемых slit drum, tongue drum или osi drum. Обычно такой инструмент представляет собой систему щелей разной длины, вырезанных в ящике. Играют деревянным молотком, и хорошо настроенный инструмент может издавать очень мелодичный звук.

Гитара с 12-ю грифами, вряд ли предназначена для игры.

Этот овощной оркестр был собран для рекламы вегетарианского магазина, музыканты начинают играть с утра, а вечером все их инструменты пускают на вкусный суп для посетителей

Самый большой в мире орган расположен в пещерах Люрей в Вирджинии. Он был изобретен Лиландом Спринклом, который оценил хорошую акустику в пещере, когда его сын ударился головой о низко висящий сталактит. В течение нескольких лет он кропотливо изучил каждый тон всех уголков пещеры, приложив к каждому из них маленький молоточек. Всем звучанием управляет электронная клавиатура, звучание которой можно услышать по всей пещере.

Архитектор Дэвид Хэноэлт решил провести эксперимент и построил музыкальный дом на берегу озера Мичиган. Построенный, как старинная византийская арфа, дом пропускает ветер сквозь стены и комнаты издавая приятные мелодичные звуки.

Суйкинкуцу.

По строению — это огромный чан вкопанный в землю под умывальником в японских садах. Люди моют руки, вода просачивается в землю и. Появляются звуки. Те кто был в пещерах с реками могут представить что именно это за звуки.

На бесплодной вершине Ланкашира, в Англии, находится эта знаменитая музыкальная скульптура, разработанная архитектором Майком Тонкином и Анной Лю. Это поющее дерево состоит из серии железных труб разного диаметра и длины, сложенных спиралеобразно. Когда дует ветер, скульптура издает особый звук, слышный на большое расстояние.


Самый необычный музыкальный инструмент, существующий в единичном экземпляре, изобрел Дэвид Крэмнер.
Он закрепил теремин в теле мертвого барсука. Получилась барсучница. Звук теремина используют во многих фильмах мистики из-за его загадочного звука, а добавление барсука делает его еще более необычным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: