Музей-усадьба репина – «пенаты», россия, санкт-петербург - JEKATERINBURG.RU

Музей-усадьба репина – «пенаты», россия, санкт-петербург

Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты»

Усадьба знаменитого русского художника Ильи Ефимовича Репина «Пенаты» относится к памятникам архитектуры и считается всемирным наследием ЮНЕСКО. Это один из самых первых мемориальных музеев, входящих в состав Российской Академии художеств. Кроме усадьбы Репина, сегодня филиалами академии являются музей-квартира И. И. Бродского, дом-музей П. П. Чистякова, мастерская Т. Г. Шевченко и музей-квартира А. И. Куинджи. Музейный комплекс в поселке Репино имеет три доминанты: усадьба, могила художника и парк.

История усадьбы

Илья Ефимович Репин приобрел этот участок в 1899 году. Здешняя природа с красивыми видами на залив способствовала творческому вдохновению. Художник в этот период уже прославился своими работами «Бурлаки на Волге», «Крестный ход», «Иван Грозный» и др. Он не только активно писал картины, но и преподавал в Академии Художеств и потому искал уединенное место для работы. Усадьба стала идеальным вариантом. Название «Пенаты» она получила в честь римских богов, охраняющих домашний очаг. Их изображения (по рисунку Репина) встречались на воротах дома и на деревьях в саду.

Художник прожил в «Пенатах» 30 лет, здесь же находится его могила. Идея основать музей принадлежит спутнице художника и общественному деятелю — Наталье Борисовне Нордман-Северовой. Согласно ее завещанию имущество было передано Императорской Академии художеств для создания мемориального музея. Этот проект был осуществлен в 1940 году. Период Великой Отечественной войны стал самым трагическим в истории комплекса. В результате пожара, усадьба полностью выгорела. Понадобилось много лет чтобы восстановить дом.

Второе рождение музея состоялось в 1962-м. Несмотря на то, что усадьба считается новоделом, в ней можно увидеть личные вещи, картины, эскизы Ильи Репина (экспонаты были эвакуированы в военные годы). Также здесь выставлены произведения его сына Юрия и других известных художников. Восстановление дома производилось по сохранившимся документам, мастера постарались полностью воспроизвести утраченные помещения и интерьеры. Сегодня при посещении мемориального музея посетители могут посмотреть кинохронику из жизни известного живописца.

Экспозиционные залы «Пенатов»

В доме Репина восстановлены 10 комнат, согласно завещанию Нордман-Северовой, некоторые помещения (ванная, кухня и пр.) не входили в музейный комплекс, сейчас здесь находятся гардероб и кабинеты для сотрудников. Чтобы воссоздать интерьеры экспонаты (мебель, личные вещи, картины и пр.) собирали у родственников и знакомых Репина. Этот долгий кропотливый труд позволил вернуть помещениям «Пенатов» их изначальный облик.

Сегодня посетители музея-усадьбы могут осмотреть жилые и рабочие комнаты живописца. Для гостей доступны следующие залы: Прихожая, Гостиная, Кабинет, Столовая, Костюмерная, Зимняя и Летняя мастерские, Зимняя и Летняя (открытая) веранды. В этих комнатах выставлены предметы, характеризующие не только самого хозяина, но и быт того времени. Но конечно, сердцем экспозиции являются художественные произведения.

Основу музейной коллекции составляют работы самого Ильи Ефимовича (это картины, наброски, рисунки, графика, скульптура). Кроме того, здесь представлены произведения Юрия Репина и других художников рубежа XIX—XX вв. В «Пенатах» были созданы крупные исторические полотна Репина, картины на евангельские мотивы и темы современной жизни. Гости музея смогут увидеть знаменитые работы мастера — «Отрок Христос во храме», «Утро воскресения», а также многочисленные портреты — «Портрет дочерей Нади и Веры», «Пушкин на набережной Невы», «Автопортрет», портреты Н. И. Пирогова, Н. Б. Нордман, А. Д. Петрова и др.

Кроме постоянных экспозиций, в музее-усадьбе И. Е. Репина регулярно проходят выставки художественных произведений, посвященных жизни и творчеству живописца.

«День открытых дверей» в усадьбе Ильи Репина

И лья Репин был известен не только как живописец, но и как гостеприимный хозяин. О вечерах в его усадьбе до сих пор ходят легенды. Вспоминаем, как художник строил свои «Пенаты», кто бывал на репинских «средах» и чем хозяева угощали гостей.

«Пенаты» в Куоккале

В 1899 году Илья Репин купил хутор в Куоккале (сейчас — поселок Репино). Маленький домик по проекту художника перестроили: возвели второй этаж с большой светлой мастерской, достроили несколько комнат. Живописец назвал усадьбу в честь римских богов домашнего очага — «Пенаты». Их изображениями украсили расписные деревянные ворота, созданные по рисунку Репина. Он сам сажал здесь деревья и копал каналы, чтобы на участке появилось несколько небольших озер.

Каждую среду в «Пенатах» проходил «день открытых дверей» — к Илье Репину и его жене приезжали гости. Традицию официальных приемов ввела вторая жена художника, Наталья Нордман, чтобы в остальное время живописец мог не отвлекаться от работы (прибытие в неурочный день могло вызвать вспышку нешуточного гнева хозяина). На репинских «средах» бывали Сергей Есенин и Максим Горький, композиторы Александр Глазунов и Анатолий Лядов, певец Федор Шаляпин и критик Владимир Стасов, а также многие художники. Сюда приезжали с друзьями и знакомыми, необязательно по приглашению.

Вегетарианство, самообслуживание, сон на открытом воздухе

Про Наталью Нордман Владимир Стасов говорил: «Она «парень» недурной, даже интересный». Нордман ввела в усадьбе экстравагантные по тем временам порядки. Гостям она раздавала самодельные брошюрки с надписью «Я никого не ем». Хозяйка усадьбы принципиально не носила шуб из натурального меха, не употребляла в пищу мясо и гостям предлагала только вегетарианские блюда. К ним супруги подавали вино: водку в «Пенатах» не пили. Многие потом вспоминали в мемуарах «еду из сена», овощные котлеты и бифштексы из клюквы. Говорили, что некоторые гости привозили с собой запасы продуктов и ужинали на станции или прямо в доме Репиных — закрывшись в какой-нибудь комнате.

Прислуга в доме Репиных не подавала на стол, не открывала гостям дверь и ужинала за одним столом с хозяевами (по крайней мере, в день приема). Повсюду висели плакаты: «Снимайте пальто и калоши сами!», «Открывайте дверь в столовую сами!», «Не ждите прислуги, ее нет!». Пальто приглашенным друзьям подавал сам Илья Репин.

Интересный факт: Илья Репин круглый год спал буквально на улице и заставлял домочадцев следовать своему примеру. Так он спасался, по совету одного молодого врача, «от удушливого и смертельно опасного яда спальни». Художник ночевал на веранде, под навесом; в морозы он грелся в спальном мешке на пуху. Жена и дети спали в так называемой холодной — комнате, в которой открывались настежь все окна. Дочь Вера спустя годы вспоминала, что утром к ним вбегал Репин с изморозью на усах и стряхивал снег с постелей родственников.

В своих мемуарах Иван Бунин рассказывал, как Илья Репин пригласил его позировать для портрета: «Я с радостью поспешил к нему: ведь какая это была честь — быть написанным Репиным! И вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина, помешавшегося в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме — все окна настежь».

Читайте также  Музей конде в замке шантийи

Репин радушно встретил Ивана Бунина и провел в мастерскую, где, вспоминает писатель, тоже был мороз, «как на дворе». Бунин, сославшись на срочные дела, почти сразу же ушел на вокзал: «…а там кинулся к буфету, к водке, жадно закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга на другой день послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче же с первым поездом».

Музей-Усадьба Репина Пенаты

“Пенаты” — усадьба всемирно известного художника И.Е.Репина, автора таких знаменитых произведений искусства, как “Бурлаки на Волге”, “Иван Грозный и его сын Иван”, “Запорожцы” и многих других. В настоящее время в усадьбе располагается музей, а также филиал Научно-Исследовательского института Академии Художеств. Сейчас это настоящее достояние культуры, ведь Илья Ефимович не только прожил в “Пенатах” последние несколько десятков лет своей жизни, но еще и написал там часть своих картин.

В статье описана подробная история усадьбы, упомянуты некоторые интересные факты — как о самой усадьбе и жизни художника в ней, так и о культурных мероприятиях, которые обладатель “Пенатов” любил проводить в своем доме. Также здесь можно найти полезную информацию о посещении музея, стоимости билетов и о том, как можно до него добраться.

Архитектурный стиль

Внешний облик музея-усадьбы спроектирован по эскизам Ильи Ефимовича. Абсолютно весь интерьер, вплоть до мельчайших деталей, проработан самим художником. По этой причине музей и выглядит так необычно, ведь он является олицетворением личных вкусов и идей Репина.

Нельзя сказать, что усадьба построена в каком-то определенном стиле. Кроме этого, после переезда Ильи Ефимовича в “Пенаты” их внешний облик менялся и дополнялся множество раз

Архитектурный стиль усадьбы совмещает в себе древнерусские мотивы и скандинавский модерн, присущий финской архитектуре. Это на первый взгляд несуразное архитектурное решение было раскритиковано соседями-финнами Репина.

История “Пенатов”

Покупка и строительство

Изначально на месте усадьбы Репина, в поселке Куоккала, располагался небольшой хутор, который художник купил в 1899 году. Территория вокруг дома была окружена болотами и заросла сорняками, а сам дом запущен. Его перестроили по личному проекту художника и назвали “Пенаты” в честь греческих богов-покровителей домашнего очага. Их изображения украшают деревянные ворота перед усадьбой.

При помощи системы искусственных водоемов болота удалось осушить — под чутким руководством Ильи Ефимовича территория вокруг дома была превращена в живописную местность. Несколько прудов и каналов были соединены между собой и впадали в Финский залив.

Последние года жизни Репина, проведенные в “Пенатах”

После того, как через четыре года после покупки усадьбы Репин принял решение туда переехать, этот дом стал местом частых встреч. Илья Ефимович и его вторая жена, Наталья Нордман, любили принимать тут гостей. Многие известные культурные деятели, такие как Корней Чуковский, Сергей Есенин и Фёдор Шаляпин, не раз съезжались в Пенаты на так называемые “репинские среды” и всегда оставались удовлетворены гостеприимством и радушием хозяев.

Через пару лет усадьбу усовершенствовали — построили второй этаж и стеклянные крыши в виде пирамид. Это была идея Репина — он стремился добавить в дом больше естественного освещения. После этого в усадьбе все чаще стали появляться новые пристройки, балконы и декорации.

До 1917 года Репин являлся профессором в Академии художеств, а затем решил отказаться от этой должности и стал проводить практически все время в “Пенатах”. Он любил проводить много времени за работой в своей мастерской и использовал для этого любую возможность. Именно поэтому художник часто зарисовывал гостей, приезжавших к нему в усадьбу.

Во время войны поселок Куоккала перестал относиться к территории России, его жители невольно превратились в эмигрантов. Несмотря на это, Репин не уехал из усадьбы и оставался в ней до самой смерти. В своем завещании он попросил похоронить его на территории парка вокруг “Пенатов”.

Усадьба после смерти художника

В 1914 году скончалась Наталья Нордман, а в 1930-м и сам Репин. После кончины Репина усадьба перешла к его детям, однако они были вынуждены эвакуироваться в Хельсинки в 1939 году. Также они вывезли часть отцовских картин.

В 1940 году было принято решение открыть в “Пенатах” музей, однако во время Второй Мировой случился пожар, и музей пришлось отстраивать заново. Полностью восстановить “Пенаты” удалось лишь в 1962 году.

Интересные факты

Об усадьбе

Помимо картин самого Репина в музее хранятся так же и рецепты вегетарианских блюд его жены, и часть работ его сына Юрия, который пошел по стопам отца и тоже стал художником.

Репин по назначению своего врача часто ночевал прямо на улице. Чаще всего он спал на веранде — даже в самые морозные дни. Своих домочадцев он всегда просил отрывать окна в комнатах, поэтому зимой внутри было так же холодно, как и снаружи.

В парке, окружающем усадьбу, расположена могила, где похоронен сам художник — это было его последнее желание, описанное в завещании. Также он завещал посадить дуб на месте своего захоронения.

Рядом с домом художника, в парке, расположен “Храм Осириса и Изиды” — летняя беседка, в которой часто проводились культурные мероприятия и лекции.

“Живая” атмосфера музея-усадьбы “Пенаты” позволяет посетителям проникнуться бытом художника и почувствовать себя ненадолго гостем на “репинских средах”.

На территории парка, поодаль от дома, расположена “Башня Шахиризады” — небольшая смотровая башня, которую также можно посетить с экскурсией.

О “репинских средах” в “Пенатах”

Вторая жена Ильи Ефимовича Наталья Нордман вела веганский образ жизни. Она отказалась от различных изделий из натурального меха, а также от мяса. Поэтому мясные блюда на “репинских средах” не подавались. Гостям-мясоедам приходилось приносить свою еду и есть тайком от хозяйки дома.

Во время “репинских сред” прислуга не выполняла своих обязанностей и даже обедала за общим столом, что было не очень характерно для тех лет. По дому были развешены таблички, такие как “Снимите пальто сами”, “Пройдите в дом сами”, в организации обедов и размещении гостей часто принимал участие непосредственно сам художник.

Поскольку в доме гостям приходилось обслуживать себя самим, очень удобным предметом мебели стал двухуровневый крутящийся стол с ручками. За трапезой гости могли при помощи ручек повернуть стол и взять порцию блюда.

Никаких особенных требований к гостям (кроме самообслуживания), приезжавших в “Пенаты” по средам, не было. Посетить усадьбу в это время можно было даже без приглашения.

Живописец был в восторге от творчества от молодого Маяковского и даже однажды пригласил его в “Пенаты”, чтобы нарисовать его портрет. После знакомства Репина с Маяковским футуристы часто стали посещать “репинские среды”.

Информация о работе музея

Режим работы музея

С 1 мая по 30 сентября 10:30 – 18:00
С 1 октября по 30 апреля 10:30 – 17:00
Информация о выходных Понедельник и вторник – выходные дни
Читайте также  Киевский музей авиации - описание экспонатов музея, киев

Касса музея закрывается на час раньше, чем музей.

Посетить “Пенаты” с экскурсией можно только во время сеанса (по группам). В распоряжении гостей есть аудиогид, на котором можно выбрать язык проведения экскурсии.

Время работы парка вокруг усадьбы – до 20:00.

Стоимость билетов

Полная стоимость – 300 рублей (для иностранных и российских граждан отличается)

Цена льготных билетов – 250 рублей. Для льготников также существуют дни, в которые посетить музей можно абсолютно бесплатно.

Как добраться

На общественном транспорте

Адрес: Приморское шоссе, дом 411, п. Репино, Санкт-Петербург.

Музей располагается на побережье Финского залива, в 45 километрах от Санкт-Петербурга.

Доехать до него можно одним из следующих способов:

  • на маршрутном такси К-305 от станции метро “Старая Деревня”, на К-400 от станции “Площадь Ленина” (с пересадкой на автобус 211 на станции “Центр Репино”) или на К-680 от метро “Проспект Просвещения”
  • на автобусе № 211 от станции метро “Черная речка”
  • на электричке до “Репино”, затем пешком по Приморскому шоссе (около получаса ходьбы)

На других видах транспорта

До усадьбы можно добраться на автомобиле по Зеленогорскому шоссе (в сторону Комарово) со съездом на Приморское шоссе. Также до поселка можно доехать по Западному Скоростному Диаметру (платная трасса).

Прямо рядом с “Пенатами” на Приморском шоссе располагается автомобильная парковка. Следующая по близости находится в 500 метрах — по адресу Приморское шоссе 388А. От нее до усадьбы можно дойти пешком за шесть минут.

Можно воспользоваться услугами компаний, предоставляющих аренду автомобилей (каршеринговые компании). Список сервисов, зона эксплуатации которых включает в себя весь Санкт-Петербург и частично Ленинградскую область:

  • YouDrive
  • Делимобил
  • МатрёшCar
  • Carenda
  • CarSmile
  • Colesa.com
  • Rentme

Видео: Музей-усадьба художника Ильи Репина

Усадьба И. Е. Репина «Пенаты». Экскурсия по усадебному дому

В четырех десятках километров от центра Санкт-Петербурга расположен небольшой, но популярный среди туристов поселок Репино. Территория получила свое название в память об известнейшем русском живописце, Илье Ефимовиче Репине: здесь находится усадьба «Пенаты», в которой художник провел последние годы своей жизни. Сейчас в стенах бывшего усадебного дома открыт музей, который нам с вами и предстоит посетить сегодня.

Усадьба И. Е. Репина «Пенаты». Вход на территорию

Как добраться

Адрес усадьбы — поселок Репино, Приморское шоссе, дом 411. Неподалеку отсюда расположена автобусная остановка «Репино — Пенаты», примерно в получасе ходьбы находится железнодорожная станция. Я добирался в Репино как раз на электричке. Поезда в эту сторону отправляются с Финляндского вокзала Петербурга. Время в пути — около 45 минут.

Крыльцо В залах первого этажа

Судя по табличке у входа, выходные дни здесь — понедельник и вторник. Усадебный парк доступен для свободного посещения, территория открыта до 20:00. Экскурсии по дому-музею проводятся по расписанию, приобрести билет можно на месте или заранее через официальный сайт усадьбы. Стоимость входного билета без льгот — 350 рублей (лето 2021 года).

Немного истории

В 1899 году участок, на котором сегодня расположена парковая зона с усадебным домом, приобрел Илья Ефимович Репин. Свое необычное имя территория получила в честь богов-хранителей домашнего очага Пенатов. Строительство усадьбы велось по чертежам самого Репина.

В 1903 году художник вместе со своей второй супругой, Н. Б. Нордман, окончательно переехал в «Пенаты». В усадьбе Репина побывало немалое количество известных деятелей искусства: Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Корней Чуковский, Федор Шаляпин и многие другие.

Рабочий стол

В 1918 году усадьба оказалась на финской территории, при этом художник не стал возвращаться на родину, в «Пенатах» Репин провел остаток своих дней. Живописец скончался в 1930 году, похоронен он здесь же, в северной части усадебного парка.

Мастерская Вдали виден выход на балкон

В 1940 году участок, на котором находится усадьба, вновь перешел к Советскому Союзу. В доме, где жил художник, был открыт мемориальный музей. Правда, действовал он совсем недолго. Усадебные постройки, включая хозяйский дом, были уничтожены в ходе Великой Отечественной войны. Сегодня мы видим на этом участке воссозданные по состоянию на 1905—1912 годы парк и дом.

Предметы, которые Репин изображал на своих картинах Окно второго этажа Возвращаемся на первый этаж. Прихожая

Экспозиция музея расположена на двух этажах особняка. Коллекция включает в себя собрание работ художника и его учеников, фоторепродукции шедевров мастера и его личные вещи. Всего в выставочных фондах хранится больше 2000 предметов. В каждой комнате посетители могут прослушать аудиозапись с историей помещения, в последнем же зале гостям показывается кинохроника, снятая в «Пенатах» при жизни Репина.

В трёх залах внизу представлены документы и фотокопии работ художника Причудливые формы Южный фасад дома

По окончании экскурсии можно прогуляться по небольшому усадебному парку и взглянуть на место захоронения живописца или просто отдохнуть в тени огромных деревьев. Рассказ об этой небольшой зоне отдыха ждет вас в следующей моей статье.

Спасти «Пенаты». Какая судьба ждет музей-усадьбу Ильи Репина

Судьбу репинских «Пенатов» петербуржцы взяли в свои руки.

Горожане выступили с инициативой передать историческую усадьбу из федеральной собственности в ведение города. По их мнению, это позволит решить и финансовый вопрос относительно реставрационных работ, и сохранить объект культурного наследия федерального значения, который на данный момент в аварийном состоянии.

Музей-усадьба Ильи Репина находится в ведении музея Академии художеств и Минкульта, где утверждают что работы по реставрации запланированы на следующий год. Есть ли шанс, что «Пенаты» обретут исторический вид, узнал корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Артем Шарипов.

Раньше, когда деревья были меньше, с «Шахерезады» открывался сказочный вид на Финский залив. Сейчас оттуда кроме макушек деревьев ничего не видно, но основную функцию башня выполняла до последнего — туда поднимались гости музея.

Сейчас же к ней стараются не подпускать. Она как будто бы может свалиться даже от сильно ветра — такой она стала ветхой.

— При проекте были совершены просчеты по фундаменту лестницы.

Шахерезадой Репин называл свою жену — Наталью Нордман. В честь нее он нарек так же пруд у башни. Сейчас водоем мелеет и выглядит не так изящно, как при жизни художника.

То же самое с колодцем Посейдона. Так и не скажешь, что такой вот колодец называется колодцем Посейдона. Гости, наверное, даже не знают, что он тоже исторический объект.

— Иногда я даже наблюдаю, родители сидят на скамейке, а дети ползают по нему.

Особенную боль у граждан вызывают мостики, обеспокоились местные депутаты.

ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРОВА, депутат пятого созыва МО «Репино», руководитель молодежного центра Репина:

Гниет и главная достопримечательность «Пенат» — собственно сам дом. Внимательные посетители видят проблемы и переживают.

«Гордость города» инициативные граждане предложили передать на баланс города. По их мнению, «Пенатам» комфортней не под крылом музея Академии Художеств и Министерства культуры страны, а под правительством Петербурга.

Читайте также  Музей фарфора коулпорт

Депутаты муниципального совета считают, что из Москва просто не замечает проблем усадьбы. Местные власти реагируют быстрее.

ЮРИЙ КУЛИКОВ, депутат муниципального совета «Комарово»:

Чтобы и дача Репина была в прекрасном состоянии, надо ее срочно передать — примерно с таким требованием в Курортном районе собирают подписи местных жителей. Позже петицию отправят куда надо, но в самой усадьбе просят не спешить с выводами.

Музей обрел статус государственного федерального учреждения всего два года назад, в этом году начали разрабатывать проектную документацию для ремонта усадьбы. Причем в порядок приведут не только дом, но и парк. Планируют воссоздать его в том виде, в котором он был в 1912 году.

ЕЛЕНА ГЛАДКОВА, заведующая музеем-усадьбой И. Е. Репина:

Мосты отремонтируют в конце года, к остальным работам приступят в следующем. В любом случае, реставрацию попытаются закончить к 2024 году — к юбилею Ильи Репина.

К празднику обязательно закончат летопись жизни мастера в нескольких томах. И собственно жизнь художника там расписана чуть ли не по минутам, а изучают ее и собирают в одно произведение аж с 1963 года.

ВЕРОНИКА БОГДАН, заместитель директора по научной работе НИМ РАХ:

Работникам подняли зарплаты и выделили средства для научных проектов. А, значит, и реставрация не за горами. Репинские «Пенаты» обретут достойный вид, петербуржцы больше не будут переживать за ее состояние.

Подписывайтесь на нас:

  • «Яндекс.Новости»
  • «Instagram»
  • «ВКонтакте»
  • «Яндекс.Дзен»

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: