Музей украинской архитектуры и быта мамаева слобода, киев, украина - JEKATERINBURG.RU

Музей украинской архитектуры и быта мамаева слобода, киев, украина

Мамаева слобода в Киеве

Мамаева Слобода в Киеве это кусочек украинского казацкого поселения. Я люблю такие места за их атмосферу и колорит. Хорошо, что в столице, благодаря паркам и музеям под открытым небом можно почувствовать себя в окружении прекрасной природы, отдохнуть от городской суеты , транспорта и прочего мегаполисного.

Мы уже бывали в подобных местах, таких как Пирогово и Этнографический комплекс «Украинское село» , музей под открытым небом в Переяслав-Хмельницком, но они совсем не похожи друг на друга. У каждого из них присутствует своя неповторимая атмосфера, которая ощущается, войдя на территорию. Сегодня делюсь впечатлениями еще об одном живописном и интересном музее — Мамаева слобода.

Информацию обновлено в 2021 году

Содержание статьи:
  • Краткая история возникновения
  • Наша прогулка по Мамаевой Слободе
  • Территория Мамаевой слободы
  • Полезная информация (Мамаева слобода. Или где спастись от городской суеты)
  • Как доехать до Мамаевой слободы

В субботу, мы не стали долго мять диван, а отправились в музейный комплекс Мамаева Слобода. К одиннадцати утра были уже на месте. Посетителей оказалось совсем мало. По дороге нам встречались чаще групповые экскурсии нежели гуляющие пары.

Погода стояла прекрасная. Казалось бы, каждый год мы видим одно и то же, но каждый раз это волшебно!

Краткая история возникновения

Давным-давно эти земли относились к Михайловскому Златоверхому монастырю. А там где сейчас Мамаева Слобода , стояла монастырская пасека с хутором и прудом. Прошли столетия, но ландшафт остался, все также прекрасен.

Именно здесь, среди кудрявых деревьев и разнотравных лугов и решили воссоздать казацкую слободку. Главной целью, которой было возродить украинские обряды и традиции. На данный момент на территории насчитывается около 98 экспонатов это усадьбы украинцев разной деятельности: гончара, старосты, Каменица военного старшины, кузнеца, сельской гадалки и т.д. Все объекты восстановлены со всеми украинскими атрибутами и обычаями, особенностью их строительства и символики. Впервые посетители смогли посмотреть на Мамаевую слободу в 2009 году, в день ее открытия.

Наша прогулка по Мамаевой Слободе

Мамаева Слобода находится посреди парка, от которого ее отделяет деревянный забор. Можно было зайти сразу в казацкую слободу, но мы с удовольствие прогулялись по истоптанной дорожке, среди красивых деревьев. Справа возле входа мы увидели сигнальную башню или Хвигуру . Во времена казачества она служила для подачи сигнала о приближении врага.

На лужайке нас встретили лошадь-мама и жеребенок, который подбежал, в надежде получить вкусняшку. Тисканья его не удовлетворили и он убежал. По дороге мы наткнулись на огромные качели, и как дети, побежали ее раскачивать. Понравилось, что на ней можно качаться большой компанией. Немного порезвившись, мы вошли в Слободу.

Территория Мамаевой слободы

Ступив на территорию, мы оказались совсем в другом измерении — украинские хаты, деревянные заборчики, домашняя живность, ребята в украинских костюмах. Выглядело все очень колоритно.

Первым нам встретился, как ни странно, шинок «Коса над чаркою». В нем можно изведать блюда украинской кухни , выпить медовухи, хреновухи и прочего национального пойла.

Напротив него расположилась усадьба кузнеца с кузней. Мастер усердно работал, а мы тихонько наблюдали. Для тех, кто хочет научиться, азам кузнечества предлагают мастер-классы. У нас таких желающих не оказалось. Возле кузни девушка в цветастом платке гостеприимно приглашала попробовать медовухи либо наливки. Пьющая оказалась только я)) всем остальным пришлось глотать слюнки.

Все объекты в Мамаевой слободе ограждены. Это намного упрощает осмотр, но даже по атрибутам и оформлению нам было не сложно догадаться, кому принадлежало, то или иное жилище. Вот, например усадьба сельской гадалки была увешена зельем, оберегами и прочими магическими символами.

На территории казацкого поселения много разной живности. Куры, гуси, кони вольно гуляют по слободе, козы и овцы, как всегда попрошайничали. Неожиданностью было увидеть огромных рогатых волов. Никогда раньше их не встречала. По описанию, мы узнали, что именно с помощью этой породы волов наши предки вспахивали землю. Возле их ограды на холме стояла мельница, символ хлеборобной Украины. Его часто можно встретить в подобных музеях.

В этот раз кроме прогулки мне надо было протестить селфи-палку , о которой мы подготовили интересную статью, тем более, сейчас это очень актуально. Снимать ею оказалось очень просто и удобно. Не пропустите ее!

Мамаева слобода имеет большую базарную площадь или майдан. На праздники, там проходят настоящие сельские ярмарки и гуляния. Мы купили там красивый магнит с картой казацкой долины.

А вы слышали раньше о просфорне? Я знаю только, что в церкви можно купить просфору – маленький священный хлебушек. Именно здесь в былые времена их выпекали. По обычаям того времени, выпекать просфоры могла только сирота или вдова духовного чина. Хлебцы считались целебными, их давали больному и закапывали в землю для урожая.

Таких интересных объектов в Мамаевой слободе достаточно много. Над озером «Красавица» мы увидели старинный колодец «Журавль». Давненько он мне не встречался. В озере плавает много живности: уток, гусей, селезней, оно кишит рыбой, жаль нельзя удить.

На холме возвышается деревянная церковь, альтернатива той, что была во времена Запорожской Сечи. Она действующая и если есть желание можно зайти.

Что сказать, прогулка в Мамаевой слободе нам очень понравилась. Фантастические краски осени, солнышко, атмосфера казацкой долины и ее особенности все вместе оставило лишь приятные и радостные впечатления.

Вам понравилась Мамаева Слобода? Буду рада услышать ваше мнение. Пишите мне в комментариях!

Как доехать до Мамаевой слободы

На маршрутках от метро:

  • Крещатик (центральный универмаг) — 433
  • Шулявская – 201, 232
  • Дворец Спорта – 427, 471
  • Вокзальная (железнодорожный терминал «Южный») – 454

На троллейбусе 27 и 27К от метро Шулявская и Петровка

Полезная информация (Мамаева слобода в Киеве)

Адрес:

Киев, улица Михаила Донца, 2

Время работы:

Каждый день с 10:00 до 17:00

Экскурсии проводятся с 10:00 до 17:00

Цена:
  • Взрослый 150 гривен
  • Дети дошкольного возраста, инвалиды 1-2 групп, ветераны АТО — бесплатно
  • Для пенсионеров, студентов, школьников 125 грн. при предъявлении удостоверения.
Официальный сайт:

Спасибо, что читаете наш блог. До скорой встречи на страничках нашего Дневника Путешествий

«Мамаева Слобода» – настоящее казацкое поселение в черте Киева

Традиции и обычаи казацкого поселения, усадьба кузнеца, гостеприимный «шинок», самобытные блюда по старосветским рецептам… Хотите прикоснуться к живой истории? Тогда отправляйтесь в «Мамаеву Слободу», этноцентр под открытым небом всего в 7 километрах от Крещатика.

Казацкий городок эпохи Запорожской Сечи

«Мамаева Слобода» – просветительский музей под открытым небом. Он расположен в парке «Отрадный» Соломенского района Киева, вокруг исторического урочища, где берёт начало река Лыбидь.

Территория, на которой расположен музей, более трёх столетий назад была собственностью Михайловского Златоверхого монастыря. Монастырский хутор, пасека, пруд, колокольный звон – такова предыстория этой живописной исторической местности. Сегодня музей под открытым небом занимает площадь в 9 гектаров.

Музей «Мамаева слобода» открылся в июле 2009 года. Правда, юридически зарегистрирован он был намного раньше – за 10 лет до открытия.

Автор этноцентра – Константин Олейник. Его предки были казаками. Себя он тоже считает представителем казачества. На вопрос, почему созданный им музей назван именно так, он отвечает: «Казак Мамай» – это аллегорическое воплощение украинского национального характера».

В планах создателя «Мамаевой Слободы» — сделать её духовным центром возрождения Украины.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Этнокомплекс представляет собой колоритный уголок украинской природы, казацкого быта и архитектуры. Ключевой фигурой местного архитектурного ансамбля, его «душой» является церковь Покрова Пресвятой Богородицы, созданная в стиле украинского барокко. Проект этой церкви аналогичен храмам, которые строили в Запорожской Сечи во времена Богдана Хмельницкого.

Читайте также  Музей эжена делакруа, франция, париж

Создатель музея рассказывает: «Вот иконостас, выполненный в стиле украинского барокко. Украинские деревянные церкви не расписывались – то есть, не было византийщины. Церкви украшались рушниками, образами. Украинцы внесли в мировую культуру пятиярусный иконостас».

За церковью – пшеничное поле, а на нём – ветряная мельница, символизирующая урожайную природу Украины.

Есть здесь и два пруда, а рядом – усадьбы церковного старосты, казацкого старшины, дом казаков-джур (так называли оруженосцев). А кроме того в «Слободе» работают шинок, мастерские кузнеца и гончара. Имеется даже бурсацкий театр.

Воссоздание традиций: реалии казацкого быта

Всё в «Мамаевой Слободе» – не бутафорское, а действующее, настоящее, например, войсковая канцелярия и казацкая застава. Здесь есть сеновалы, пасека, конюшни, погреба, хлева и другие хозяйственные постройки.

Музей максимально воссоздаёт исторические реалии казацкого быта. Цель этого этнографического комплекса под открытым небом – возрождение и сохранение народных традиций Украины: ритуалов, обрядов, обычаев, ремёсел.

Экспозиция насчитывает около сотни этнических построек и объектов. Всё это представляет собой настоящий казацкий городок 17-18 веков.

Шинок «Коса над чаркой»: культура казацкого застолья

Меню в здешнем шинке разнообразно: кулеш, галушки, вареники и другие казацкие блюда. Гостям предлагаются три варианта народной украинской кухни: казацкий, мещанский и крестьянский.

Неотъемлемая часть застолья у казаков – напитки: травяной чай, вишняк, сливянка и другие. Желающим предлагается дегустация «8 традиционных хмельных напитков эпохи казачества».

В одном из интервью Константин Олейник рассказал: «Неправда, что украинцы употребляли только сивуху. Самым любимым напитком казаков была варенуха: брали изюм, груши, яблоки, сливы, добавляли имбирь, гвоздику, красный стручковый перец, другие пряности, заливали «Мальвазией», то есть вином из Сицилии, и водкой. Потом всё это ставили в печь на сутки. В общем, делали это со вкусом. Собственно говоря, была культура застолья».

Все угощения приготовлены в соответствии с настоящими старосветскими рецептами времён Запорожской Сечи. Для сервировки используется посуда ручной работы.

Гостеприимное застолье – важная часть казацкого быта. Посещение «Мамаевой слободы» даёт наглядное и объёмное представление о культурных традициях и бытовом укладе наших предков.

Мастер-классы

Всё здесь проникнуто атмосферой жизни и быта украинского казачества. В «Мамаевой Слободе» можно не только расширить свой кругозор, но ещё отдохнуть душой, пополнив запасы жизненной энергии.

При желании здесь можно многому научиться. В «Слободе» проводятся разнообразные мастер-классы, обучающие народным промыслам и ремёслам, верховой езде. Можно научиться лепить украинские вареники или изготавливать восковые свечи.

Любители рукоделия и прикладного искусства могут научиться делать кукол-мотанок или расписывать писанки. Здесь также проводится мастер-класс народного пения. Кроме того, посетители могут примерить аутентичный украинский наряд.

А ещё в «Мамаевой Слободе» можно научиться стрельбе из лука, освоить тайны кузнечного и гончарного ремёсел, звонарного дела и даже салютовать из казацкой пушки.

Обряды казацкого поселения

Обряды пронизывали все сферы жизни казаков, они были тесно связаны с военным делом.

Например, был обряд инициации – посвящения в казаки. Церемония включала в себя торжественную присягу на верность. После этого казак-новобранец учился правилам повседненевной казацкой жизни: военному делу, верховой езде, владению оружием, субординации.

Испытания были довольно сложными. После них казак принимал новое имя. Это означало его новое рождение – теперь он был не обычным человеком, а сечевым казаком.

«Казаки были рыцарями, и мальтийские рыцари признавали их равными себе. Они имели кодекс чести и руководствовались принципами морали, будучи защитниками православной веры, традиций и культуры», – рассказывает Константин Олейник.

Экскурсии, календарные праздники и народные гуляния

В «Мамаевой слободе» проводят тематические экскурсии. Здесь также можно отметить свадьбу, провести колоритную фотосессию и видеосъёмку.

При желании можно принять участие в традиционных народных гуляниях и фестивалях, посвящённых календарным праздникам. Все празднования проходят в соответствии с украинскими самобытными традициями.

Здесь можно провести незабываемые семейные торжества и просто выходные. Например, пройти познавательный квест «В поисках клада казака Мамая».

14 октября, в День украинского казачества на ярмарочной площади казаки показывают, на что способно их боевое оружие: пистоли, малые пушки, многоствольные «сороки». Казацкая рыцарская школа демонстрирует искусство боевого гопака.

Народные гулянья, посвящённые национальным и религиозным празднествам, поднимут настроение и зарядят энергией всех желающих.

Легендарный казак Мамай

Казак Мамай – это образ, воплощающий идеал «украинской мечты» эпохи Запорожской Сечи. В своё время он даже составлял конкуренцию иконам. Существует много исследований и гипотез, посвящённых поискам его прототипа.

Имя «Мамай» в XVIIІ веке употреблялось как синоним к словам «казак», «запорожец», «гайдамака». Дело в том, что исторически название «Казак Мамай» давали картинам, на которых изображались «гайдамацкие» сцены. Именно во времена гайдамаччини изображения безымянного казака-бандуриста и стали связывать с именем «Мамай».

В XVIIІ-XIX веках картина «Казак Мамай» приобрела большую популярность. Её многократно тиражировали в различных вариантах, подражаниях и копиях.

Истории о казаке-бандуристе Мамае встречаются в народных легендах, фольклорных произведениях. Художники его часто изображали в окружении культовой украинской символики. Кобза – символ национальных традиций и лирической души народа. Конь – символ воинской силы и храбрости. Дуб – символ здоровья и могущества рода.

Когда запорожское войско прекратило своё существование, изображения казака Мамая воспринимались как своеобразный памятник героическому прошлому украинского народа. Казак, погружённый в глубокие раздумья, олицетворял силу духа и непреклонную волю.

Путешествие во времени

Посещение «Мамаевой слободы» – это путешествие во времени, окрашенное национальным украинским колоритом. Казацкое поселение находится почти в самом центре Киева – всего лишь в семи километрах от Крещатика. От станции метро «Шулявская» нужно проехать 6 остановок на троллейбусе №27.

Адрес: улица Михаила Донца, 2 (остановка «Отрадный»).

Читайте Мой Киев в Телеграме !

Музеи Киева » height=»10″ width=»6″ style=»vertical-align:middle;»> «Мамаева Слобода» — казацкий уголок в Киеве

Адрес: Киев, ул. Михаила Донца, 2
Телефон: +38 (044) 361-98-48
Время работы: ежедневно, 10.00-24.00

Некогда эти земли в обширной долине речки Лыбедь принадлежали Михайловскому Златоверхому монастырю. В советское время тут появился парк с плодовым садом. В 1990-м году, перед самой зарей нашей независимости, было подписано решении о создании культурно-этнографического центра «Мамаева Слобода». Прошло почти двадцать лет, и центр был открыт в июле 2009-го. Теперь на его территории 98 построек, воспроизводящих украинское село казацкой поры.

Мамаеву Слободу называет «Пирогово в миниатюре», сравнивая с известным и старейшим в стране этнографическим музеем под открытым небом на юге столицы. Но Мамаева Слобода, при внешнем и формальном сходстве, несет иной посыл: это не собрание музейных экспонатов, это — современный парк в стиле исторической народной традиции, сродни многим аналогичным учреждениям в государствах Европы. Все постройки здесь собраны по аутентичным старинным чертежам, рисункам и обмерам. Стоящая в центре слободы трехглавая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы воспроизводит одноименный храм Запорожской Сечи времен Богдана Хмельницкого. Постарались художники и резчики и со внутренним интерьером – наверное, это одна из самых роскошно украшенных в духе казацкого барокко церквей из числа построенных в недавнюю эпоху. При этом церковь изнутри уютна и компактна. От деревянных стен веет почти домашним теплом — в холодные морозные дни, в осеннюю слякоть и в дождливую погоду здесь всегда уютно. Великолепна резьба иконостаса храма, которая достойна сравнения с лучшими образцами мастеров прошлых веков.

Читайте также  Музей воды в киеве - видео и адрес музея, украина

Почему слобода названа «Мамаевой»? В украинском народном фольклоре, в первую очередь, в живописи, один из главных персонажей – т. н. «казак Мамай». Обычно его изображают сидящим «по-турецки», с трубкой во рту и музыкальным инструментом – кобзой — в руках. Образ казака Мамая стал олицетворением лучших народных черт, сводным изображением защитника родины, предметом девичьих грез и символом казацкого духа; он украшал «красный уголок» народного жилища наряду с иконами, а часто вывешивался и в церквях, особенно если в виде казака Мамая изображали строителя либо жертвователя храма.

В Мамаевой Слободе детально воспроизводится антураж и быт казацкого поселения, показываются особенности жизни разных прослоек населения XVII-XVIII веков. Усадьба сотника (командира казацкой сотни и управляющего гражданским округом, где проживали приписанные к сотне казаки) являет нам образец каменного строения той эпохи. Жилища гончара и кузнеца, дом священника, мельница на небольшом островке, шинок, принадлежащий еврею-арендатору и даже хата ворожеи-повитухи – все эти строения из повседневной жизни, фольклора и быта наших предков становятся в Мамаевой Слободе доступными, осязаемыми. Причем осязаемыми в прямом смысле: в отличие от Пирогова или иных музеев старинной архитектуры экспонаты можно ощупывать, на лавки – садиться, а на пушках – фотографироваться. Есть в Мамаевой Слободе и, вроде бы, не казацкий объект: на холме стоит скифская баба. Но и она тут более чем уместна: именно по образцу скифских курганов насыпали казаки холмы над могилами своих товарищей и вождей, и подчас только эти хмурые идолы далеких предшественников наших буйных степняков служили запорожцам ориентирами в походах, видели их схватки с врагом, становились единственными свидетелями гибели…

Ощущение пребывания в подлинном украинском селе создают многочисленные плодовые деревья, присущие именно здешним широтам. Это дуб черещатый, липа, вишня, калина, барвинок, лилия. Как видим, сами названия ассоциируются с Украиной, с произведениями ее писателей, поэтов и художников.

Мамаева слобода, как полноценный этнографический парк, помогает ощутить украинскую традицию во всей ее полноте. В том числе, и кулинарной. Четыре вида кухни можно опробовать здесь – старшинскую (т.н. «благородную»), мещанскую (городскую), крестьянскую и казацкую (походную, запорожскую). Не только блюда и напитки создаются по дедовским рецептам, но даже посуда изготовлена под заказ, по старинным образцам. А весь персонал Мамаевой Слободы одет в традиционную одежду казацкой эпохи.

В парке регулярно проводятся празднества и мероприятия, приуроченные к украинскому народному и религиозному календарю. Рождество, Крещение, Новый год и Святки, Святвечер и Пасха, Масленица и Иван Купала, октябрьские Казацкие Покрова и Маковей – вся эта смесь обрядов, характерная для культуры наших предков, скрупулезно воспроизводится на территории Мамаевой Слободы. В церкви регулярно проходят крещения и венчания по традиционному украинскому обряду.

Национальный историко-культурный заповедник «София Киевская»

Киево-Печерский историко-культурный заповедник

Музей украинской архитектуры и быта мамаева слобода, киев, украина

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Previous Entry
  • Next Entry
  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends’ Entries
  • Profile
  • Memories

Мамаева слобода — это воспроизведенное во всех деталях казачье поселение XVII века.

В советское время мы мало что знали о казаках. В основном как они на службе царского правительства подавляли народные выступления и т.п. Я практически не знакома с бытом и культурой казаков, исключая «Тихий Дон» и Кубанский казачий хор. И то, и другое очень люблю.

Поэтому мне было интересно посетить музей под открытым небом Мамаеву слободу.
«Украина – терра козакорум» — «Украина – земля казаков», — сказал в середине XVII столетия французский инженер-картограф Гийом Ле Васер Де Боплан. Словно в напоминание об этом в семи километрах от столичного Крещатика, вокруг исторического урочища, в котором находится исток реки Лыбедь, на территории девяти гектаров было решено воссоздать тематический дендропарк, или же на языке официальных документов – «уголок украинской природы, архитектуры и быта «Мамаева Слобода» (сайт музея).

При входе висит карта слободы. Можно видеть как много здесь объектов. На официальном сайте музея упоминается цифра 98 объектов:

Поскольку казаки — военное сословие, занимающееся охраной границ, то естественно первое, что нам встречается в слободе — это хвигура. Т.е. сигнальная башня, состоящая из бочек, наполненных смолой. В случае опасности смола поджигается, и дым сигнализирует соседним слободам о тревоге:

Ворота, или царина, распахнуты для встречи гостей. По народным представлениям, ворота — место, через которое проходит солнце, весна, счастье, радость, а также души умерших. Это символ надежной охраны от враждебных сил. Символ начала нового пути, это выход на небеса и в земной мир:

Пройдя в ворота попадаем на перекресток с капличкой:

Каплица — небольшое молитвенное сооружение с иконой или же церковь без алтаря. Каплицы, как правило, ставили где-то на перепутье. Поскольку перепутье или же перекресток дорог по народным верованиям — место, где любит собираться нечистая сила, то чтобы путнику она не смогла навредить на этом месте и ставилась каплица с иконой Божьей Матери, которой он мог поклониться и помолиться Господу Богу за благополучное завершение своего пути:

Есть здесь и Мамаев курган с идолом:

Хотя все строения в слободе полностью новострой, но сделано с большой любовью:

Удивительно. Из центра современного Киева попадаешь в XVII век. Тишина, покой:

Мельница, или ветряк. Около ветряков путники отдыхали, по ним отмеряли дорогу. Двигая крыльями, они будто взлетали в небо, а в неподвижном состоянии были воплощением величественного покоя:

И пасущиеся рядом кони:

Распятие на дороге видно тоже поставлено для того, чтобы оградить от действия злых сил:

Встречается много прудиков, кишащих рыбой, лягушками и водяными лилиями:

Но, конечно, центром слободы является уникальная трехэтажная казацкая Церковь Покрова Пресвятой Богородицы:

Подобного вида церкви находились на территории Запорожской Сечи в годы гетманщины Богдана Хмельницкого. Построена она без единого гвоздя:

Необычны кресты на куполах:

Рядом с церковью колькольня, тоже деревянная:

Исключительно интересно и нарядно внутренне убранство церкви:

Хотя Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена в новом тысячелетии, однако среди многих киевлян уже утвердилась мысль о том, чтобы мальчик вырос настоящим рыцарем-казаком, то есть мужественным и достойным мужчиной, его нужно крестить именно в этой казацкой церкви, а девушкам непременно нужно идти ставить свечу и молиться к иконе «Богородице Слободской Царице казацкой», с тем, чтобы Богородица послала им красивого жениха:

Очень необычная икона «Всевидящее око»:

Поскольку отмечался праздник Троицы, то церковь была уркашена зелеными ветками:

Интересно, что во дворе церкви поставлены казацкие кресты, очень похожие на мальтийские.
Собственно, слова «козачество» и «рыцарство» в Украине издавна были синонимами. Считается, что Вишневецкий, много путешествовавший по Европе, заложил в основу Сечи многое из традиций европейского рыцарства, в частности, Мальтийского ордена (Сечь возникла всего четверть века спустя после основания Мальтийского ордена и запорожцы нередко именовали себя «мальтийскими кавалерами» и даже носили на груди восьмиконечные мальтийские кресты с «ласточкиными хвостами»). Кстати, по утверждению историка В. Акунова, козаки могли «заимствовать мальтийские кресты не только напрямую у рыцарей Мальтийского Ордена, но и опосредованно, через воинов польско-русско-литовской Речи Посполитой. Дело в том, что отборные войска этого государства, чьими подданными, а вернее – союзниками, на протяжении столетий являлись козаки, состояли из рыцарей, украшавших свои кирасы и флюгера (флажки) на копьях “кавалерскими” мальтийскими крестами» (сайт музея).

Читайте также  Музей транспорта в стокгольме: фото и описание, адрес, карта

Казацкие кресты установлены в честь 230 годовщины разрушения войсками Екатерины II Запорожской Сечи 14 октября 2005 года. На каждом из 38 каменных крестов, изготовленных из степного песчаника, вычеканены названия всех тридцати восьми куреней Войска Запорожского Низового:

Рядом с церковью раскинулась ярмарочная площадь. На площади выставлены орудия, а на заднем плане войсковая канцелярия и что-то типа наблюдательного пункта:

Наверное, из таких пушечек стреляли в XVII веке:

И тут же рядом — дыба:

За дыбой виднеется дом казака-джура. Как я понимаю джур — это рядовой казак.
Вот его дом:

Окна в хатах застелклены не обыкновенным современным стеклом, а вручную сделанным, как бутылочные донышки:

Хозяйственные постройки: хлев, амбар и курятник:

Важно разгуливают куры с такими лохматыми лапками:

Каменица казацкого старшины. Построена на основе архитектуры барокко, характерной для того времени. В качестве прототипов использовались трапезные Видубицкого и Михайловского монастырей, а также дом Галшки Гулевичивны на Подоле (все в Киеве):

Образцом лепнины стала отделка коллегиума, который расположен в Вознесенском монастыре в Переяславе-Хмельницком:

Это сооружение во дворе дома старшины, наверное, — поилка для лошадей. Зато на каких львах оно покоится:

Вообще, каменица — довольно солидное здание. Смотрите какие контрфорсы его поддерживают:

За каменицей расположен хозяйственный двор старшины:

Что же. Это все, что я успела посетить в Мамаевой слободе. Осталось еще много чего неосмотренного. К тому же я не фотографировала интерьер казацких домов. А там есть много интересного. Рекомендую, будучи в Киеве, посетить слободу. Вам расскажут про житье-бытье казаков, про их историю, обычаи и верования. А в шинке накормят и напоют традиционными блюдами и напитками, изготовленными по древним рецептам. Споют и станцуют.

Кстати, кто же такой этот Мамай, в честь которого названа слобода?

Козак Мамай — один из самых популярных на Украине образов казака-рыцаря, которого называют космогоническим олицетворением украинского народа в целом. Впервые появляется в народном украинском кукольном театре, так называемом вертепе. Образцы картин Казака Мамая появляются с середины XVIII века. Символ стал настолько популярным и метким глубинным образом среди народа, что даже конкурировал с иконами (Википедия).

Вот он, казак-характерник, который, разостлав волшебный ковер посреди реки, почивает за трапезой, зачаровывая игрой своей кобзы окружающую его природу. Затем он может – так, между прочим, – изловить троих турок своими шароварами, повязав их очкуром, или же, верный своей рыцарской судьбе, так же непринуждённо сломать хребет десяти ляхам. Это – настоящий, живой народный миф, наивно-реалистичное ощущение исторической действительности (История Казачества XV-XXI вв.).

Таким его изобразил неизвестный художник XIX века:

Национальный музей народной культуры и быта Украины Пирогово, Киев, Украина — отзыв

Уникальнейший в своем роде огромный музей — все о быте и архитектуре сел Украины 16-20 веков! Возможность не только узнать что-то новое, но и побыть на природе

Я очень люблю всякого рода музеи и музейчики, с удовольствием обходила их почти все, но до Национального музея народной архитектуры и быта Украины — «Музея Пирогово» — не могла добраться довольно долго. Банально — не интересовала тема. Я не очень интересуюсь украинской культурой прошедших столетий. Но подруга однажды так восхищенно и красочно расписала этот музей, что захотелось съездить — посмотреть, что же там такое в том быту есть любопытное. Мы с мужем решили не откладывать поездку в долгий ящик, и уже в следующую субботу поехали в музей, захватив с собой фотик.

Что нужно знать перед поездкой?

Часы работы. Работает с 10 до 17 часов; среда — выходной.

Цена. Достаточно демократичная как для такого огромного музея — всего 50 гривен для взрослого и 30 гривен для ребенка; дети до 7 лет — бесплатно; скидки для школьников.

Расположение. Добраться довольно сложно, если нет машины. Мы доезжали до метро «Лыбедская» и потом еще ехали тролейбусом №11. От остановки нужно было еще пройти пешком где-то минут 30; дорога идет по лесной местности, воздух чистый и свежий — для нас такая прогулка была в радость, но кому-то может показаться неудобным и скучным.

Что представляет собой музей?

Территория Пирогово представляет собой холмистую местность площадью 150 гектаров, на которой расположено более 300 экспонатов, собранных по всей территории страны.

Эти самые экспонаты — это настоящие украинские хаты во всю свою натуральную величину.

Исторически воссоздали двор

Возле каждого домика есть кратное описание; домики разделены на 8 зон в зависимости местности, в которой они находились:

— украинское село 60-80-х годов прошлого века.

Во многие домики можно заходить и смотреть их устройство изнутри.

Вот такая любопытная изнутри сельская школа

Еще в Пирогово много церквей (они все действуют).

Изюминка Пирогово — мельницы!

Немного фото самих домиков.

Это все домики из разных областей и районов Украины! Есть еще такие вот замечательные хозяйственные строения:

Есть и колодец — интересное зрелище для городского жителя.

А вот еще такое здание — я не знаю, для чего оно было нужно.

Советы собирающимся посетить Пирогово.

1) территория большая — для того, чтобы ее пройти, нужно минимум часа четыре быстрым шагом, поэтому лучше всего собираться в Пирогово с самого утра. Мы приехали поздно — и, увы, многие домики изнутри посмотреть не успели.

2) готовьтесь к тому, что придется много ходить — на мой взгляд, это место не подходит для походов с маленькими детьми и для людей, привыкших перемещаться исключительно на машине. Даже у нас — привыкших много ходить — ноги чуть-чуть побаливали:) Если вы дружите с велосипедом — рекомендую взять напрокат — так вы сможете осмотреть все вас интересующее гораздо быстрее.

3) здорово попасть в Пирогово на праздники (на сайте музея есть их расписание) — так вы глубже окунетесь в колорит украинской культуры.

4) Пирогово лучше посетить в летнее время, но когда еще не очень жарко — где-то в июне. День самый длинный, природа цветет и пахнет — все настраивает на позитивный лад:)

Что можно сказать в качестве вывода?

Музей Пирогово я однозначно рекомендую к посещению как киевлянам, так и гостям столицы. Быт и культура Украины преподнесены в ненавязчивом, наглядном виде. Даже если вам эта тема не особо интересна — вы невольно заинтересуетесь, как разнились дома украинских селян в зависимости от области, каковы их местные особенности, как отличался внутри дом в зависимости от благосостояния хозяина. Отдельного упоминания достойна экспозиция украинских хат времен СССР — не в каждом селе на сегодняшний день так хорошо все обустроено, как там — с ванной и холодильником, если поедете в Пирогово обязательно посмотрите эту часть музея.

Кроме эстетического удовольствия и удовлетворения жажды познаний Пирогово является еще и чудесным местом отдыха на природе, оздоровления — воздух там удивительно свеж, вокруг лес, и, если у вас в запасе много времени, вы вполне можете организовать там пикничок:)

В общем, это отличное место для отдыха, которое обязательно нужно посетить хоть раз!

Всем Добра и Удачи!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: