Китайский дворец-музей в ораниенбауме, санкт-петербург - JEKATERINBURG.RU

Китайский дворец-музей в ораниенбауме, санкт-петербург

Китайский дворец-музей в ораниенбауме, санкт-петербург

  • Посетителям
  • О музее
  • Мультимедиа
  • Поддержка музея
  • Детям
  • Специалистам
  • Петергоф
    • История
    • Большой петергофский дворец
    • Верхний сад
    • Нижний парк
    • Музеи Нижнего парка
    • Музей «Особая кладовая»
    • Музей «Банный корпус»
    • Музей «Екатерининский корпус»
    • Дворец «Монплезир»
    • Павильон «Эрмитаж»
    • Дворец «Марли»
    • Вольеры
    • Музей «Гроты Большого каскада»
    • Музей фонтанного дела
    • Музей «Церковный корпус»
    • Музей «Императорские яхты»
    • Музейный двор
    • Историко-культурный проект «Государевы потехи»
    • Дом игральных карт
    • Музей семьи Бенуа
    • Музей коллекционеров
    • Фонтаны Верхнего сада
    • Фонтаны Квадратных прудов
    • Фонтан «Межеумный»
    • Фонтан «Дубовый»
    • Фонтан «Нептун»
    • Фонтаны Нижнего парка
    • Большой каскад
    • Воронихинские колоннады
    • Лабиринт
    • Фонтан «Самсон»
    • Фонтаны «Чаши»
    • Террасные фонтаны
    • Фонтаны мраморных скамей «Нимфа» и «Данаида»
    • Аллея фонтанов
    • Фонтан «Тритон»
    • Каскад «Шахматная гора»
    • Римские фонтаны
    • Фонтан «Пирамида»
    • Фонтан «Солнце»
    • Фонтан-шутиха «Елочки»
    • Фонтан-шутиха «Дубок»
    • Фонтан-шутиха «Зонтик»
    • Фонтан-шутиха «Водяная дорога»
    • Фонтан-шутиха «Диванчики»
    • Фонтан «Сноп»
    • Фонтаны «Колокола»
    • Фонтаны «Адам» и «Ева»
    • Фонтан «Фаворитка»
    • Фонтан «Китовый»
    • Львиный каскад
    • Фонтаны «Менажерные»
    • Фонтаны «Тритоны-колокола»
    • Каскад «Золотая гора»
  • Александрия
    • История
    • Парк Александрия
    • Фермерский дворец
    • Дворец «Коттедж»
    • Петергофские дачники
    • Готическая капелла
    • Музей «Дворцовая телеграфная станция»
    • Музей «Фельдъегерский домик»
    • Новая Ферма
  • Ораниенбаум
    • История
    • Парк Ораниенбаум
    • Музей «Большой Меншиковский дворец»
    • Китайский дворец
    • Дворец Петра III
    • Музей «Картинный дом»
    • Ораниенбаум сквозь века
    • Церковный павильон Большого Меншиковского дворца
    • Павильон «Китайская кухня»
    • Павильон «Каменное зало»
    • Павильон Катальной горки
  • Острова
    • История
    • Сады на островах Колонистского парка
    • Царицын павильон
    • Ольгин павильон
  • Стрельна
    • История
    • Дворец Петра I в Стрельне
    • Фруктовый сад и огороды Стрельны
  • Ропша
    • История
  • Купить билет
  • Поддержать музей
  • Распечатать карту
  • Сведения об образовательной организации

В связи с сохранением высоких температур в экспозиционных залах все музеи ГМЗ «Петергоф», кроме Гротов Большого каскада, закрываются на час раньше.

  • История
  • Большой петергофский дворец
  • Верхний сад
  • Нижний парк
  • Музеи Нижнего парка
  • Музей «Особая кладовая»
  • Музей «Банный корпус»
  • Музей «Екатерининский корпус»
  • Дворец «Монплезир»
  • Павильон «Эрмитаж»
  • Дворец «Марли»
  • Вольеры
  • Музей «Гроты Большого каскада»
  • Музей фонтанного дела
  • Музей «Церковный корпус»
  • Музей «Императорские яхты»
  • Музейный двор
  • Историко-культурный проект «Государевы потехи»
  • Дом игральных карт
  • Музей семьи Бенуа
  • Музей коллекционеров
  • Фонтаны Верхнего сада
  • Фонтаны Квадратных прудов
  • Фонтан «Межеумный»
  • Фонтан «Дубовый»
  • Фонтан «Нептун»
  • Фонтаны Нижнего парка
  • Большой каскад
  • Воронихинские колоннады
  • Лабиринт
  • Фонтан «Самсон»
  • Фонтаны «Чаши»
  • Террасные фонтаны
  • Фонтаны мраморных скамей «Нимфа» и «Данаида»
  • Аллея фонтанов
  • Фонтан «Тритон»
  • Каскад «Шахматная гора»
  • Римские фонтаны
  • Фонтан «Пирамида»
  • Фонтан «Солнце»
  • Фонтан-шутиха «Елочки»
  • Фонтан-шутиха «Дубок»
  • Фонтан-шутиха «Зонтик»
  • Фонтан-шутиха «Водяная дорога»
  • Фонтан-шутиха «Диванчики»
  • Фонтан «Сноп»
  • Фонтаны «Колокола»
  • Фонтаны «Адам» и «Ева»
  • Фонтан «Фаворитка»
  • Фонтан «Китовый»
  • Львиный каскад
  • Фонтаны «Менажерные»
  • Фонтаны «Тритоны-колокола»
  • Каскад «Золотая гора»
  • 11.10.2021 МАСТЕР СЦЕНОГРАФИИ: К 120-летию со дня рождения Н.А. Бенуа
  • 27.09.2021 — 28.09.2021 «Дворец как портрет владельца» XII международная научно-практическая конференция ГМЗ «Петергоф»
  • От метро «Автово» до остановки «Фонтаны» Маршрутки: К-224, К-300, К-424 Автобусы: №200, №210
  • От метро «Ленинский проспект» до остановки «Фонтаны» Маршрутки: К-420
  • От метро «Проспект Ветеранов» до остановки «Фонтаны» Маршрутки: К-343, К-639Б
  • От ж/д Балтийский вокзал до станции «Новый Петергоф» Электричка до станции Новый Петергоф или Ораниенбаум. От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах: №356 и № 351А
  • История
  • Парк Александрия
  • Фермерский дворец
  • Дворец «Коттедж»
  • Петергофские дачники
  • Готическая капелла
  • Музей «Дворцовая телеграфная станция»
  • Музей «Фельдъегерский домик»
  • Новая Ферма
  • От метро «Автово» Маршрутное такси: К-224, К-300, К-404, К-424, К-424А Автобус: №200, № 201, №210
  • От метро «Ленинский проспект» Маршрутное такси: К-420
  • От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: К-343
  • От ж/д вокзала «Балтийский вокзал» Электричка до станции Новый Петергоф или Ораниенбаум. От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах: №278, №356
  • История
  • Парк Ораниенбаум
  • Музей «Большой Меншиковский дворец»
  • Китайский дворец
  • Дворец Петра III
  • Музей «Картинный дом»
  • Ораниенбаум сквозь века
  • Церковный павильон Большого Меншиковского дворца
  • Павильон «Китайская кухня»
  • Павильон «Каменное зало»
  • Павильон Катальной горки
  • От метро «Автово» Маршрутное такси: К-401А (до остановки «Ломоносов.Школа»), 300 (до ж/д станции Ораниенбаум-1)
  • От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: 343 (до ж/д станции Ораниенбаум-1)
  • От ж/д вокзала «Балтийский вокзал» Электричка до станции Ораниенбаум-1 далее 15 минут пешком по Петербургской улице и Дворцовому проспекту до музея «Картинный дом»
  • История
  • Сады на островах Колонистского парка
  • Царицын павильон
  • Ольгин павильон
  • От метро «Автово» Маршрутное такси: К-224, К-300, К-401А, К-424 Автобус: №200,№210
  • От метро «Ленинский проспект» Маршрутное такси: К-420
  • От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: К-343
  • От ж/д вокзала «Балтийский вокзал» Электричка до станции Новый Петергоф или Ораниенбаум. От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах: №356 и №351-А
  • История
  • Дворец Петра I в Стрельне
  • Фруктовый сад и огороды Стрельны
  • От метро «Автово» Маршрутное такси: К-103, К-224, К-300, К-404, К-424, К-401А Автобус: №200, №201, №210
  • От метро «Ленинский проспект» Маршрутное такси: К-420
  • От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: К-329, К-343, К-650
  • Купить билет
  • Календарь
  • Поддержать музей
  • Распечатать карту
  • Контакты
  • Сведения об образовательной организации

Дата постройки: конец 1750-х — 1768 гг.

Архитектор: Антонио Ринальди (1709-1794)

Китайский дворец, расположенный в глубине Верхнего парка и со всех сторон окруженный зеленью, является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса «Собственной дачи» императрицы Екатерины II. Определение «собственный» в придворной терминологии означало, что то или иное здание, павильон или сад, предназначались для императорских особ, и сюда приглашались лишь избранные лица. Так обстояло дело и с Китайским дворцом и его окружением – личной резиденцией Екатерины II.

Возведенный в 1762–1768 годах по проекту итальянского архитектора А. Ринальди, дворец был одноэтажным и только в середине XIX века приобрел новые черты. По проекту архитекторов Л. Л. Бонштедта и А. И. Штакеншнейдера надстроили второй этаж, застеклили галерею, подведенную под появившийся тогда же балкон и соединившую с южной стороны два ризалита, с востока и запада пристроили небольшие помещения-антикамеры.

Длительное время дворец, подобно «Монплезиру», именовался «Голландским домиком». Лишь в 1774 году в камер-фурьерском журнале появилось название «Китайский дворец», возникшее потому, что ряд интерьеров дворца был декорирован в духе эстетики Китая или с использованием подлинных произведений китайского искусства.

Несмотря на внешнюю сдержанность и некоторую строгость, внутренняя отделка дворца оформлена изысканно и удивительно нарядно. В средней части находится анфилада парадных покоев: Стеклярусный кабинет, Штофная опочивальня, Зал муз, Голубая и Розовая Гостиные, Большой и Малый китайские кабинеты. Сами эти названия говорят об исключительности и неординарности дворцовых помещений. Большую анфиладу дополняют малые анфилады: в западной находятся жилые покои Екатерины II, в восточной – комнаты великого князя Павла. Во дворце нет повторяющихся обрамлений дверных проемов, панелей, створок, каждый интерьер совершенно самостоятелен.

Главной знаменитостью Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. Это холсты, на основе которых сделана вышивка стеклярусом (трубочками молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком – синелью. На искрящемся фоне представлены сложные композиции с изображением фантастических птиц, растений, порхающих бабочек. Панно заключены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.

Для убранства интерьеров дворца приобретали первоклассные произведения изобразительного и прикладного искусства. Самую значимую часть живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для Китайского дворца. Подобным собранием плафонов не располагает ни один из сохранившихся русских дворцов. Большинство были исполнены по специальному заказу в Венеции ведущими мастерами Академии живописи и скульптуры. Два крупных итальянских живописца Стефано Торелли и Серафино Бароцци работали над росписью таких обширных интерьеров, как Зал муз, Большой китайский кабинет, кабинеты Екатерины II и Павла, Будуар и др.

Читайте также  Музей лихтенштейн, вена: история создания коллекции

Уникальны по своему художественному значению паркеты дворца общей площадью 722 кв. метра. Они набраны из отечественных и «заморских» древесных пород – красного и черного дерева, амаранта, самшита, персидского ореха, клена, березы, дуба. В отдельных наборах насчитывается до 15 различных пород дерева. По богатству и разнообразию древесных пород, по сложности рисунка набора и мастерству исполнения паркеты Китайского дворца не имеют себе равных в мире.

Китайский дворец воплотил в себе модные влияния и эстетические пристрастия XVIII века. Убранство дворца выполнено европейскими и русскими художниками-мастерами с исключительным мастерством и не имеет аналогий. «Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века», – сказал искусствовед И. Э. Грабарь о Китайском дворце.

Китайский дворец в Ораниенбауме: как добраться, история, фото интерьеров

Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» — это огромный парк и несколько замечательных дворцов и павильонов. Но есть один дворец, который выделяется среди всех построек комплекса. Его внешнее изящество непременно притягивает взгляды посетителей парка, а внутреннее убранство поражает своим великолепием тех, кто попал сюда на экскурсию. Конечно же, речь идёт о Китайском дворце знаменитого архитектора Антонио Ринальди.

Китайский дворец в Ораниенбауме

Как добраться

Дворцово-парковый ансамбль находится на территории города Ломоносова, который, в свою очередь, относится к Петродворцовому району Санкт-Петербурга. Доехать до Ломоносова можно на маршрутке от станции метро «Автово» или на электричке с Балтийского вокзала. Кроме обычных электропоездов здесь останавливаются комфортабельные «Ласточки».

Гардеробная Розовая гостиная

При покупке билетов в Китайский дворец есть свои нюансы. Открыт он только летом и не работает в дождь или при большой влажности. Для того чтобы попасть во дворец, сначала необходимо приобрести билет в парк (100 рублей для граждан РФ). Далее уже в дворцовой кассе приобретается отдельный билет на посещение экспозиции (для наших соотечественников билет стоит 300 рублей). Все цены приведены на лето 2019 года.

Я не зря пишу про гражданство, для жителей других стран (кроме СНГ) посещение будет стоить значительно дороже, поэтому не забудьте захватить с собой паспорт на каждого посетителя. Если же у вас есть документы, удостоверяющие право на получение льгот, берите и их. Во всех кассах принимают карты.

Штофная опочивальня Здесь когда-то располагалась кровать Изделия из фарфора

В выходной день в кассу выстраивается большая очередь, будьте к этому готовы. Во дворец экскурсии пускают только группами, поэтому на входе также, возможно, нужно будет немного подождать. Поверьте, вы будете вознаграждены за своё терпение.

Немного истории

Дворец в стиле рококо был возведён на этом месте в 1762–1768 годах. Изначально здание являлось одноэтажным, но в середине XIX при участии архитектора Андрея Штакеншнейдера во дворце была застеклена галерея и надстроен второй этаж. Моим читателям этот мастер уже должен быть известен по статьям о дворце Белосельских-Белозерских и дворце «Коттедж» в Петергофе.

Лепнина

Китайский дворец не использовался для проживания — он являлся частью «собственной дачи» Екатерины II. Это означало, что дворец являлся личной резиденцией императрицы и сюда приглашались лишь избранные персоны. К тому же во время Великой Отечественной войны Ораниенбаум почти не пострадал. Благодаря этому дворец дошёл до наших дней в поразительной степени сохранности.

К сожалению, фотография не может передать всё великолепие убранства Каминные часы

Название же своё Китайский дворец получил благодаря тому, что в оформлении некоторых его залов использовались китайские мотивы (этот стиль получил название «шинуазри», или «китайщина»).

На первом этаже дворца расположено семнадцать залов, для посещения из них открыто только десять, остальные — на реконструкции. Наверное, самый необычный из доступных на сегодняшний день интерьеров — Стеклярусный кабинет. Стены его отделаны двенадцатью панно с вышивкой стеклярусом (стеклянными цилиндрами) и разноцветным шёлком.

Сервировка стола Кабинет Павла Небольшой садик во дворе

Заканчивается же экскурсия небольшой прогулкой по территории парка и посещением последнего из представленных на сегодняшний день интерьеров — кабинета императора Павла. Если же вы хотите продолжить прогулку по парку, рекомендую посетить дворец Петра III, расположенный не так далеко. Это здание — первая в нашей стране самостоятельная работа знаменитого Ринальди.

Если кратко, в целом:

    прекрасные парадные интерьеры; нужно быть готовым к очередям в кассы и на вход, дворец весьма популярен; на территории парка расположено сразу несколько дворцов и павильонов, скучать здесь точно не придётся.

Китайский дворец. Интерьеры

В сороковых годах XVIII века великий князь Петр Федорович, будущий император Петр III становится владельцем Ораниенбаума. По взаимному согласию супруги формально поделили Верхний парк дворцового комплекса: одна часть предназначалась для военно-строительных затей Петра Федоровича, другая — для Собственной дачи великой княгини Екатерины Алексеевны. В придворной терминологии определение «собственный» по отношению к зданию, павильону, саду означало, что предназначались они для императорских особ, и приглашались сюда лишь избранные лица.

К строительным работам на территории Собственной дачи приступают в конце 1750-х годов. История Китайского дворца, проект которого создал итальянский зодчий Антонио Ринальди, начинается также в это время.

Дворцовый проект на Собственной даче воплотили не сразу. К строительству приступили только с восшествием Екатерины на престол в 1762 году. Спустя всего лишь шесть лет императрица отпраздновала новоселье. Китайский дворец, главное сооружение Собственной дачи, первоначально назывался «Голландский домик». Ряд интерьеров «маленького дворца» Екатерины был оформлен в стиле «шинуазри» (в переводе с французского – «китайщина») с использованием подлинных произведений китайского искусства. Из-за своего «китайского» убранства Голландский домик в XIX веке получил нынешнее название – Китайский дворец.

Перед южным фасадом дворца по проекту архитектора Антонио Ринальди был вырыт большой прямоугольный пруд. Одноэтажный домик Екатерины, расположенный перед прудом, среди многочисленной зелени, больше походил на изящный садовый павильон, чем на дворец. Его большие окна-двери создавали иллюзию полного единения с природой.

В середине XIX века Китайский дворец приобрел новые очертания (проект архитекторов Л. Л. Бонштедта и А. И. Штакеншнейдера): надстроили второй этаж, с востока и запада пристроили небольшие помещения-антикамеры, появился балкон, застеклили галерею, которая соединила два ризалита с южной стороны.

Дворец не пострадал во время войны, в нем сохранились интерьеры с изысканным декоративным убранством XVIII века. Уже летом 1946 года музей «Китайский дворец» первым среди других историко-художественных объектов Ораниенбаума принял посетителей. С 2009 года дворец находится на реставрации. За это время при финансовой поддержке ПАО «Газпром» отреставрировано десять из семнадцати залов.

Китайский дворец, строгий и сдержанный внешне, поражает своим внутренним убранством. Дворцовые залы и комнаты оформлены изысканно и удивительно нарядно, каждый интерьер здесь совершенно самостоятелен. Дворец спланирован буквой «П» и имеет три анфилады: анфилада парадных покоев находится в средней части, дополняют ее расположенные перпендикулярно к ней две малые анфилады. В западной анфиладе располагались личные покои императрицы Екатерины II, восточной — комнаты ее сына, великого князя Павла Петровича.

Читайте также  Дом-музей моцарта - бертрамка, прага, чехия

Центром симметричной композиции Китайского дворца является Большой зал. Парадный и строгий, в XVIII веке он служил в первую очередь для приемов и торжественных обедов. В зале накрывались столы, здесь Екатерина II принимала иностранных послов и наиболее приближенных лиц.

В 2011 году были открыты для посетителей три зала Китайского дворца. Изящный Зал Муз, сохранивший свою подлинную отделку, предназначался для музыкальных концертов. Большие застекленные окна-двери, расположенные с трех сторон, придают этому залу сходство с нарядным парковым павильоном.

Рядом с Залом Муз находится Голубая гостиная, которая соединяет залы парадной анфилады с комнатами Павла Петровича. Вплоть до 60-х годов XIX века стены комнаты была затянуты голубым шелком, благодаря чему она и получила свое название. От первоначальной отделки в гостиной сохранились лепнина падуг и потолка, живописный плафон и камин искусственного мрамора.

Главная знаменитость Китайского дворца, его изюминка — это, безусловно, Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов.

В XVIII веке он назывался Мозаичным покоем. Стены кабинета декорированы двенадцатью панно. Это холсты, на основе которых сделана вышивка стеклярусом – миниатюрными трубочками молочного стекла. Поверх стеклоярусного фона особыми шелковыми нитями – синелью вышиты фантастические сюжеты с изображением птиц, растений, порхающих бабочек.

Панно заключены в рамы, золоченая резьба которых имитирует стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.

В 2018 году были открыты еще два зала в восточной анфиладе дворца. Гардеробная комната первоначально использовалась по прямому назначению. По документам XVIII века она упоминается как «комната, где по стенам была резьба и позолота» или «комната, где пудрились» (пудрили парики). Известно, что в дальнейшем эта комната также служила буфетной и библиотекой.

Розовая гостиная связывает анфиладу парадных залов с половиной Павла Петровича. В XVIII веке комната была украшена живописью на тему трагедии античного города Геркуланума, погибшего при извержении вулкана Везувия. По интерьерному убранству комната получила второе название – Живописная предпочивальня. В середине следующего века функциональное назначение помещения изменилось, гостиная превратилась в спальню. Вместо панно на стенах появились бумажные обои, декорированные золоченой резьбой.

К 250-летию Китайского дворца летом 2018 года были открыты для посетителей еще три зала на половине Павла Петровича: Штофная опочивальня, Будуар и Кабинет.

Штофная опочивальня получила свое название в XVIII веке, когда ее стены были затянуты голубовато-зеленоватым (селадоновым) штофом с рисунком в виде волнистых серебристых дорожек. Это была парадная спальня наследника престола, великого князя Павла Петровича. В альковой части, отделенной драпировкой, располагалась кровать.

Анфиладу жилых комнат Павла Петровича завершает Будуар. Стены комнаты, в XVIII веке называемой Живописным кабинетом, были декорированы холстами с росписями в стиле «шинуазри». Свой нынешний облик Будуар обрел после реконструкции дворца в XIX веке. Живописные картины были заменены на ореховые панно, перемещенные с половины императрицы Екатерины II. Вместе с панно сюда переместились и некоторые предметы мебели из прежнего интерьера.

В 2019 году музей-заповедник «Петергоф» при поддержке ПАО «Газпром» приступил к реставрации западной половины Китайского дворца. Именно в этой части располагаются комнаты Екатерины II. К лету 2020 года планируется открытие для публики двух залов – Штукатурного покоя и Малого китайского кабинета.

Штукатурный покой получил сове название благодаря тончайшему лепному декору. Предназначалось данное помещение для светского времяпровождения.

Малый китайский кабинет был оформлен в стиле «шинуазри». Стены были затянуты золотистым шелком с изображением экзотических птиц, бабочек и цветов. Пол принадлежал к числу лучших образцов наборного паркета, как по изяществу узора, так и по богатству цветовой палитры пород древесины. В паркет были включены фигурные вставки с китайскими иероглифами, вазы с веткой цветущего дерева.

«Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века»… Открытые для посетителей залы подтверждают в полной мере слова искусствоведа И. Э. Грабаря, сказанные им о Китайском дворце. Увидеть интерьеры «маленького домика» императрицы в полном объеме можно будет в 2023 году. К этому году планируется завершение реставрационных работ в оставшихся залах дворца.

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум. Китайский дворец

  • Время работы: в летний сезон вторник-воскресенье с 10:30 до 18:00
  • Выходной день — понедельник. Санитарный день — последний вторник месяца.
  • В летний сезон дворец может быть закрыт во время дождя и при повышенной влажности.
  • С 30 сентября 2019 года Китайский дворец закрыт на зимний режим.

Китайский дворец в Ораниенбауме. Это просто рококо какое-то!

Китайский дворец в Ораниенбауме — единственный сохранившийся в России памятник эпохи рококо с подлинными интерьерами XVIII века. Ещё раз: единственный и подлинный. Этого вполне достаточно, чтобы захотеть отправиться в путешествие.

Где это? Город Ораниенбаум и расположенный в нём одноимённый дворцово-парковый ансамбль находится в 40 километрах от Петербурга. Он, признаться, уступает в известности другим резиденциям, расположенным по той же Старо-Петергофской дороге — прежде всего Стрельне и Петергофу (кто ж не слышал о фонтанирующем Самсоне). И проигрывает им же из-за своей чуть большей удалённости от Петербурга, хотя от Петергофа до Ораниенбаума езды на автомобиле всего 15 минут. Зато Ораниенбаум единственный среди вообще всех дворцово-парковых пригородов Петербурга практически не пострадал в годы Великой Отечественной войны.

Как запомнить название? В переводе с немецкого «ораниенбаум» означает «померанцевое (апельсиновое) дерево». Оно же и изображено на гербе города. Одна из легенд связывает происхождение названия с эпизодом Северной войны, когда здесь, на территории будущих владений сподвижника Петра I Александра Меншикова, в 1710 году была найдена маленькая оранжерея померанцевых деревьев, над каждым из которых была выведена надпись «Oranienbaum». Находка так понравилась Петру, что он пожелал дать такое название усадьбе.

Кто ещё здесь жил? С 1740-х годов Ораниенбаум принадлежал великому князю Петру Фёдоровичу, будущему императору Петру III. Великий князь плохо ладил с супругой, великой княгиней Екатериной Алексеевной, будущей императрицей Екатериной II, поэтому Верхний парк был формально разделён на две части: одна для строительных затей Петра Фёдоровича, вторая — для Собственной дачи Екатерины Алексеевны. Немаловажно знать: в придворной терминологии определение «собственный» означало, что то или иное здание, павильон или сад, предназначались для императорских особ, и сюда приглашались лишь избранные лица. То есть Китайский дворец и его окружение — это личная резиденция Екатерины II. Поэтому здесь нет парадного размаха Петергофа или Царского Села — это место для своих.

А что же Китайский дворец? К проектированию дворца привлекли итальянца Антонио Ринальди (1709-1794) — родоначальника стиля рококо и раннего классицизма в России. Строительство велось с 1762 по 1768 годы. Дворец расположился среди зелени, на невысоком стилобате, образующем террасу перед прудом; он похож на изящный садовый павильон с большими окнами-дверьми, создающими иллюзию полного единения с природой. Внешне сдержанный и даже скромный (первоначально одноэтажный) дворец поражает роскошью внутреннего убранства, начиная с плафонов и кончая наборными паркетными полами, мотивы которых повторяются на плафонах или наоборот. Сами названия парадных покоев — Стеклярусный кабинет, Штофная опочивальня, Зал муз, Голубая и Розовая Гостиные, Большой и Малый китайские кабинеты — говорят об исключительности и неординарности дворцовых помещений. Здесь нет повторяющихся обрамлений дверных проёмов, панелей, створок, каждый интерьер совершенно самостоятелен. Несколько интерьеров в духе эстетики Китая — дань моде того времени — дали название всему дворцу. Однако главная знаменитость дворца — это Стеклярусный кабинет, сумевший сохранить подлинную отделку 1760-х годов. Случай уникальный.

Читайте также  Музей люфтваффе в берлине

Как выглядит Стеклярусный кабинет? Стены комнаты отделаны 12 декоративными панно. В их основе холст, сплошь закрытый нитями, с нанизанными на них перламутровыми стеклярусными бусинами. Поверх стекляруса выполнена вышивка синелью — ворсистым крученым шелком теплых пастельных оттенков. Синель имеет не очень яркую, но богатую цветовую гамму: нежно-розовый, бледно-малиновый, вишневый, золотисто-желтый, зелёный, синий, оранжевый. На искрящемся фоне разворачиваются изысканные и сложные композиции с птицами, цветами, бабочками. Отделка кабинета не только красива, но и имеет содержание. Некоторые птичьи истории узнаваемы благодаря известным сюжетам басен и притч. Например, басня о петушиной Троянской войне. Панно заключены в рамы с золочёной резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.

И ещё два слова о достоинствах Китайского дворца в целом. Самую значимую часть его живописной коллекции составляют плафоны, написанные специально для дворца. Подобным собранием плафонов не располагает ни один из сохранившихся русских дворцов. А паркеты, общей площадью более 700 кв. метров, по богатству и разнообразию древесных пород (в некоторых наборах до 15 пород), по сложности рисунка набора и мастерству исполнения, пожалуй, не имеют себе равных в мире.

Когда ехать в Китайский дворец? Музей открыт для посещения с конца мая по конец сентября. Дворец может быть закрыт во время дождя и при повышенной влажности — музейщики заботятся о сохранности интерьеров. Поэтому узнавайте о режиме работы музея непосредственно перед поездкой.

Что ещё посмотреть в Ораниенбауме? Парк. Большой (площадью более 160 га), самобытный, красивый. Работает круглогодично, можно кататься на велосипеде. Большой Меншиковский дворец — по размаху превосходит Большой петергофский дворец. Ещё два творения Антони Ринальди: павильон Катальной горки (удивительно воздушное сооружение) и дворец Петра III (миниатюрный дворец по утонченности пропорций и изысканности декора одно из самых совершенных произведений архитектуры XVIII века). Музей «Картинный дом» — открылся после реставрации в 2015 году. В павильоне «Китайская кухня» бывают интересные выставки, а в «Каменном зало» — стоящие концерты.

Дом-легенда: Китайский дворец в Ораниенбауме

Китайский дворец в Ораниенбауме искусствовед И. Э. Грабарь называл «подлинным чудом, полным чудес XVIII века». Приглашаем вместе с ELLE DECORATION побывать в этом удивительном месте

За величественными дворцами и парками Петергофа, в 15 минутах езды по живописной Старо-Петергофской дороге находится город Ораниенбаум. На его гербе изображено «померанцевое дерево» — так переводится с немецкого название города. В 1710 году «полудержавный властелин» Александр Меншиков, получив в дар от государя эти земли, стал застраивать свои владения и вскоре превратил их в излюбленное место пребывания царского двора.

К этому времени относится происхождение легенды о названии Ораниенбаума, и связано оно с обнаруженными в заброшенной оранжерее бирками на деревьях, где значилось: Oranienbaum. С 1740-х годов Ораниенбаум принадлежал великому князю Петру Федоровичу, будущему императору Петру III. Верхний парк был формально разделен на две части: одна для строительных затей Петра Федоровича, вторая — для Собственной дачи великой княгини Екатерины Алексеевны.

По словам будущей императрицы, «это и было развлечение, которое могло развивать воображение»

Именно там и началась история Китайского дворца. Как вспоминала Екатерина II, «мне вздумалось тогда развести здесь себе сад в Ораниенбауме. Я начала делать планы, как строить и сажать». С конца 1750-х годов на территории начинаются работы. По словам будущей императрицы, «это и было развлечение, которое могло развивать воображение».

Для планировки парка был приглашен садовник Ламберти, а к проектированию дворца привлекли недавно прибывшего в Петербург итальянского архитектора Антонио Ринальди (Antonio Rinaldi) — родоначальника стиля рококо и раннего классицизма в России. По свидетельству современников, «он заложил в лесу новый верхний сад… великой тяжести труд и рассчитанный на целые века», но отмечали, что «в награду за этот сумасшедший проект его следует повесить на входных воротах».

Строительство дворца началось только в 1762 году с восшествием Екатерины на престол, однако уже в 1768 году она отпраздновала новоселье. Главное сооружение Собственной дачи — Китайский дворец, который первоначально назывался «Голландский домик», но имел несколько интерьеров, оформленных в стиле шинуазри.

Свое нынешнее название он получил только в XIX веке, после разрушения Китайского домика в крепости Петерштадт. Дворец расположился среди зелени, на невысоком стилобате, образующем террасу перед прудом, и представляет собой изящный садовый павильон с большими окнами-дверьми, создающими иллюзию полного единения с природой.

Мне вздумалось тогда развести здесь себе сад в Ораниенбауме

Его фасады украшены пилястрами и полуколоннами с ионическими капителями и гирляндами. Со стороны южного фасада находятся два прелестных садика с мраморной скульптурой и цветущими клумбами. Дворец спланирован буквой «П» и имеет три анфилады: Парадную, протяженностью шестьдесят пять метров, и две жилые, короткие, расположенные к ней перпендикулярно. За два века, в связи со сменой владельцев, дворец претерпел ряд перестроек, был надстроен второй этаж. Вплоть до революции 1917 года Ораниенбаум был собственностью герцогов Мекленбург-Стрелицких.

Чудом он не пострадал во время Великой Отечественной войны, и, несмотря на все перипетии, в нем сохранились интерьеры с уникальным декоративным убранством XVIII века. Известно, что для его обстановки французские купцы Франсуа Рембер и Биллио с 1765 по 1768 годы поставляли во дворец мебель и бронзу «в новейшем вкусе». Знаменитые художники Стефано Торелли, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Серафино и Джузеппе Бароцци, скульптор Мари-Анн Колло, мозаичный мастер Джакомо Мартиньи и русские мастера Петергофской гранильной фабрики занимались украшением интерьеров.

Залы декорированы живописными панно, наборными паркетами, золоченой резьбой, вышивками и мебелью с инкрустацией натуральными цветными камнями. Изюминкой дворца является Стеклярусный кабинет, который в XVIII веке назывался Мозаичным покоем.

Он имел пол из смальтового стекла, изготовленного по рецепту М.В. Ломоносова на соседней Усть-Рудицкой фабрике. Из-за сырости не сохранился и в середине XIX века был заменен наборным деревянным паркетом с повторением рисунка мозаичного пола. Стены кабинета разделены резными золочеными рамами в виде стволов с листьями и цветами на отдельные панно со стеклярусом.

Их двенадцать — десять на стенах и два десюдепорта. В зависимости от освещения панно переливаются сиреневыми, розовыми, синими и серебристыми оттенками. Поверх стеклярусного фона особыми шелковыми нитями — синелью — вышиты фантастические сюжеты с пейзажами и птицами — уникальная работа русских мастериц-золотошвеек под руководством француженки Марии де Шель.

В 2011 году были открыты Зал муз, Голубая гостиная и Стеклярусный кабинет, затем — Розовая гостиная и Гардеробная. К 250-летию Китайского дворца были открыты для публики залы половины Павла Петровича: Штофная опочивальня, Будуар и Кабинет. А к июлю 2020 благодаря финансовой помощи «Газпрома» реставраторы закончили работу в 17 залах дворца.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: