Что изучает музееведение - JEKATERINBURG.RU

Что изучает музееведение

Что такое музеология

Время на чтение:

Музеология (музееведение) — это, по определению Российской музейной энциклопедии, формирующаяся научная дисциплина, изучающая специфическое музейное отношение человека к действительности и порождённый им феномен музея, исследующая процессы сохранения и передачи социальной информации посредством музейных предметов, а также развитие музейного дела и направления музейной деятельности. Обычно в музеологии выделяют теорию и историю музейного дела, музеографию, методику музейного дела, источниковедение музейное, педагогику музейную, информатику музейную, социологию музейную. Использует методы профильных дисциплин и вспомогательных исторических дисциплин. Наличие у музеологии собственных методов дискутируется 1 .

Онлайн-энциклопедия «Всемирная история», созданная при поддержке Российского Военно-исторического Общества, даёт более простое определение со ссылкой на Большую российскую энциклопедию: «наука, изучающая закономерности генезиса и функционирования музея» 2 .

Интересно, что в России основным термином, использующимся для определения науки о музеях и всём, что с ними связано, считается именно «Музееведение». Как отмечают авторы учебника «Основы музееведения», этот термин более привычен для русскоязычной литературы, в то время как термин «музеология» употребляется в основном для обозначения зарубежного опыта 3 . Однако редакция портала «Музеолог.ком» употребляет термин «музеология» в качестве основного, чтобы избежать путаницы.

История музеологии

Общие представления о музейной деятельности как специфической области человеческой культуры начали складываться в эпоху Ренессанса. Во второй половине XIX века развитие идей переустройства и обновления музеев классического образца потребовало переосмысления самого понятия «музей». Общекультурный и научный статус музеев обосновывался на музейных съездах, на страницах музеологических периодических изданий (с 1870-х годов). К тому же времени относится появление термина «музеология». Например, в журнале «Zeitschrift fur Museologie und Antiquitatenkunde» (издавался в Дрездене с 1877 года) в 1883 была опубликована статья «Музеология как наука». После Первой мировой войны вопросы музеологии обсуждались на регулярно созывавшихся международных конференциях по музейному делу (одна из важнейших — в Мадриде в 1934). Особое внимание привлекала проблема общественного признания музейных институтов и факторов, определяющих их тяготение к тому или иному типу отношений культурных ценностей. Складывались общества и профессиональные организации, поднимался вопрос о специальном музейном образовании. Постепенно складывалась система высших учебных заведений с учебными планами и программами, в которых была очерчена сфера музеологических исследований.

Логотип ИКОФОМ

В 1960-1970-х годах произошёл так называемый «музейный бум», что повлияло на представление музея как социального института. Существенную роль в процессе самоидентификации музеологии сыграла Генеральная конференция Международного совета музеев (ИКОМ) (Москва — Ленинград, 1977), где был создан Международный комитет по музеологии (ИКОФОМ). Первый номер печатного органа ИКОФОМ — журнала «Museological Working Papers» (1980) — посвящался теме «Музееведение — наука или только практическая музейная работа?». Основной задачей Комитета стала координация теоретических исследовний в области музеологии, их результаты обсуждались на сессиях ИКОФОМ (Лейден, 1983, и так далее). На рубеже 1970-80-х годов сформировалось представление о «традиционной музеологии» как сумме практических знаний о музее в его классической форме и «новой музеологии».

Активно разрабатывались теоретические проблемы в странах Восточной Европы: только по вопросу о предмете музеологии в 1950-80-х годах опубликовано свыше 600 научных работ; проведено несколько научных дискуссий (1964, ГДР; 1965, ЧССР, и так далее), где участвовали и российские учёные (А.М. Разгон, Ю.П. Пищулин). В центре внимания исследователей находились проблемы специфики музеологического знания и взаимоотношения музеологии с профильными научными дисциплинами. Определились различные направления:

  1. Одни исследователи не считали музеологию наукой, утверждали, что она не имеет своего собственного предмета, метода, структуры и не может быть описана как теория и методология музейной деятельности (И. Неуступны);
  2. Другие считали музеологию наукой, предмет которой — музей как социальный институт (институциональный подход — Бенеш, Э. Хюне, В. Винтер, Т. Силянова-Новикова, К. Шрайнер и другие);
  3. Третьи называли предметом этой науки причины, порождающие музей, и феномен музейного предмета (предметный подход — З. Бруна, X. Веке, Р. Ланг, Д. Шульц, В. Энненбах, И. Ян, Т. Хетеш и другие), а объектом — специфическое музейное отношение человека к действительности (музейность, музеальность — З. Странский, А. Грегорова).

Большинством исследователей музеология рассматривается как формирующаяся научная дисциплина, находящаяся в стадии выработки собственного метода и определения структуры 4 .

Объект музеологии

Как отмечается в сборнике «Основы музееведения»:

В определении объекта музееведения между исследователями практически не обнаруживается противоречий: это музей и музейное дело как общественные явления во всех их проявлениях 5 .

Вот что изучает данная научная дисциплина. Пользуясь определением её объекта, можно сформулировать, кстати, и альтернативное определение музеологии, которое также будет верным.

Музееведение как наука. Объект, предмет и структура науки

История развития музеев, теория и методика музейной работы, общественные функции музея и музейные аспекты отношения общества к своему наследию и влияния этого наследия на формирование современной социокультурной действительности исследуются отдельной наукой — музееведение (музеологии).

Музееведение (музеологии) — это научная дисциплина, изучающая историю и закономерности развития музеев, их общественные функции, вопросы теории и методики музейного дела, то есть внутреннюю организацию, систему научного комплектования музейных фондов, документирования и хранения коллекций, а также методики построения музейных экспозиций, выставок, различных видов и форм научно-образовательной деятельности музеев.

Наряду с отечественным термином «музееведение» в международной терминологии используется понятие «музеология». Международный комитет по музеологии (ICOFOM) рекомендует трактовать музеологии как науку, объясняет реализацию одного из важнейших видов общественной деятельности, которая заключается в сохранении и устойчивом использовании культурного и природного наследия человечества; как науку, изучающую цели и способы деятельности такого института, как музей [87].

Основная задача музеологии на XXI в., Очерченный Международным советом музеев (ИКОМ) при ЮНЕСКО: описать глобальный музеологических феномен, проанализировать и понять его в историческом и социально-культурном контексте.

Понятие «музееведение» и «музеология» тождественны по сути, поскольку в рамках теоретического музееведения реализуется системный подход и исследуется весь современный спектр проблем, связанных с сохранением и актуализацией всех форм культурного и природного, подвижной и неподвижной, материальной и нематериального наследия [8 , 18, 20, 34]. Аналогично в западном мире имеет место изменение парадигмы музеологии от науки, ориентированной на музейную учреждение, в музеологии, которая занимается сути музейного явления [6].

Впрочем, существует противоположное мнение другой части западных ученых, отстаивающих тезис о эволюционную этапность развития музейного науки и шире — музейной парадигмы. Согласно такой трактовкой истории науки, музееведение как наука о музее как институт завершила свое историческое развитие (хронологические рамки: 70-е годы XVII в. — 70-е годы XX в.), На смену ей пришла в корне обновленная на уровне новой общественной парадигмы наука музеология — наука о способах, формах и сам феномен сбора и хранения в аутентичных проявлениях множества объектов и явлений культурного и природного окружения человека и таким образом выявление отношения человека к действительности [45, 71, 87].

Украинский музееведение — сравнительно молодая наука. В Украине возникло во второй половине XIX в. Отечественные традиции научного обобщения музейного дела насчитывают около полутора сотен лет, поэтому, думаем, нецелесообразно отказываться от подкрепленного большим научным достижением послуговування украинским термином «музееведение» и переходить к унифицированному в международной практике термина «музеология»; зато концептуально-теоретические, методологические и прикладные аспекты украинской и западной научно-музеологических наследия требуют гармонизации с необратимым переходом к единой общепринятой международным сообществом новой постиндустриальной музеологических парадигмы.

Современное музееведение относится к культурологических дисциплин (в старых пособиях можно встретить устаревшее и суженная трактовка музееведения как специальной исторической дисциплины). К тому же занимает подобающее ему место в системе наук как общественная (гуманитарная) наука, находится в тесных отношениях с другими общественными, а также естественными и техническими науками. Особенно тесные связи сложились между музееведения и теми научными дисциплинами (в т. Ч. Специальными и вспомогательными), которыми определяются профили соответствующих музеев (геология, палеонтология, петрография, зоология, биология, етноекология, антропология, этнография, история, археология, искусствоведение , литературоведение и др.).

Объект музееведения — музей и музейное дело как общественное явление во всех их проявлениях.

Предмет музееведения — принципы, технологии и процессы накопления, сохранения и презентации информации музейными учреждениями, а также процессы возникновения, развития и общественного функционирования музея.

Социальные функции музеев оказываются в комплектовании первоисточников, непосредственно связанном с изучением природы и общества; в научном документировании, исследовании и сохранении музейных предметов; в создании экспозиций и выставок как характерных форм научной популяризации; в научно-просветительской и гуманистически-воспитательной деятельности.

Коммуникативные функции музеев оказываются через изучение социально-психологических, эмоциональных, мотивационных, гуманистически-мировоззренческих, патриотических и педагогических вопросов влияния музея на посетителя.

Музееведческого исследования первоисточников — музейных предметов — также имеет целью полное выявление их коммуникативных функций. Для того чтобы древний художественный или природный экспонат мог «общаться» с посетителем и передавать ему определенную информацию и эстетично эмоциональные импульсы, практикам музейного дела необходимо уметь определять оптимальные режимы хранения, методы консервации и реставрации; научно документировать источники; раскрывать экспрессивные возможности музейных предметов, то есть уметь предвидеть эмоциональный эффект от их экспозиционного использования и в разных видах культурно-просветительной работы.

Музееведение пользуется современной научной методологии. В теории и практике музееведения активно используются методы гуманитарных и естественных наук (методы специальных и вспомогательных исторических дисциплин, педагогики, психологии, социологии; рентгенография, спектрография и др. Методы естественных наук, методы полевого исследования, непосредственного наблюдения; экспериментальные методы, в т. Ч . исторический эксперимент, метод моделирования и т.п.). В то же время, интегрированные в структуру музееведения и приспособлены к решению его задач, эти методы используются в плоскости, не свойственных другим наукам, и, таким образом, приобретает новое качество как чисто вузькодисциплинарни методы музееведения.

В XXI в. благодаря трудам группы ведущих европейских и североамериканских музеолог (Фридрих Вайдахер (Германия), Иво Мароевич (Сербия), Сьюзен Пирс (Великобритания), Грег Финли (Канада), Зиновий Мазурик (Украина) и др.) формируется постнеокласична, т. н. объектная методология, акценты которой сосредотачиваются в плоскости исследования материальной культуры (material culture studies) и собственно музеев как основных элементов культурного и природного наследия (heritage) [6, 81].

Читайте также  Музей гуггенхайма в бильбао, испания

Согласно этой методологии, музей — это объект наследия; музеология занимается сохранением, исследованием и использованием объектов наследия (их физической и информационной формы и содержания) в музеологических контексте. То есть наряду с физическим сохранением (музеефикацией) материального объекта наследия равнозначна или и большее внимание в русле этой методологии должно уделяться музеефикации нематериального наследия и информационного потенциала объекта материального наследия. Например, музеефикация лемковского храма или лемковского подворье лишена музеологических контекста без сопроводительного сохранения всех ритуально-обрядовых и обычно-бытовых элементов и живого аутентичного ритуала и быта.

Музееведение как наука довольно сложную структуру (рис. 1.1). В его составе выделяют общее и специальное музееведение. В свою очередь, общее музееведение делится на ряд более узких дисциплин: историческое музееведение (в т. Ч. Музееведческого историография), теоретическое музееведение, музейное источниковедение.

Общее музееведение изучает закономерности развития музейного дела и направления музейной деятельности. Специальное музееведение обеспечивает связь между общим музееведение и профильными дисциплинами и изучает названные закономерности в аспекте особенностей функционирования музея определенного профиля. Историческое музееведение изучает причины возникновения, генезис и развитие музейного дела.

Общая теория музееведения формулирует базовые понятия научной дисциплины, разрабатывает понятийный аппарат науки, теорию музея как социокультурного института, изучает объект, предмет и методы музееведения, разрабатывает классификации музеев.

Самостоятельными структурными подразделениями теоретического музееведения является теория тезаврування (скарбування), теория документирования и теория музейной коммуникации.

Теория тезаврування (от греч. Thesauros — казна) исследует совокупность музейных памятников в аспектах: а) познания и раскрытия их ценности и информации, содержащейся в них; б) обеспечение их физической сохранности. Это теоретическая основа фондовой, экспозиционной и реставрационной деятельности.

Рис. 1.1. Структура музееведения

Теория документирования изучает направления действительности по отбору памятников музейного значения, подлежащих сохранению и использованию в условиях музея. Это теоретическая основа комплектования музейных фондов и музеефикации объектов культурного и природного наследия.

Теория коммуникации изучает музей как специфическую коммуникационную систему, в рамках которой происходит передача социально значимой информации в пространстве и времени. Это теоретическая

основа для разработки проблем экспозиционной, выставочной и культурно-образовательной деятельности музея.

В странах Западной Европы преобладает эмпирический подход к музеологии. Многие музеолог Запада не признают музеологии наукой. Однако в отдельных странах разрабатываются и теоретические направления (К. Хадсон и Лейстерского школа Великобритании, нидерландская школа Рейнвардта Академии в Лейден и, разработка теории музейной коммуникации Д. Камерона (Канада), публикации французского музееведа Ж.-А. Ривьера по истории музеев и их роли в обществе и с теоретического обоснования екомузеологии т.д.) [9, 45, 51, 87].

Музейной проблематике посвящены сотни ежегодных научных и учебно-методических изданий [6, 8, 20, 21, 26, 27, 32, 38, 40, 55, 59, 66, 67, 71, 87], получается ряд периодики, среди которых, в частности, выделим журнал «ICOFOM Study Series» Международного комитета по музеологии (ICOFOM), международный журнал «Museum», который издает Международный совет музеев (ИКОМ) при ЮНЕСКО, а также журналы «Museums» (США), «Museological Working Papers», «The Museum Journal» (Великобритания), «Musees de France» (Франция), «Наше наследие» (Россия), «Музеи Украины» (Украина) и др.

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

История становления музееведения как научной дисциплины. Определение музееведения. Структура, объект, предмет, метод. Базовые понятия музееведения: музей, музейный предмет и его свойства, коллекция, виды коллекций, социальные функции музея. Классификация музеев. Музейное источниковедение. Музееведение в системе наук.

Музееведение вступило в XXI век, так и оставшись «молодой наукой», находящейся «в стадии становления». XX век не дал однозначного ответа на вопросы о сущности музееведения как научной дисциплины. Не была решена даже занимавшая музееведов в 1960-80-е гг. ключевая проблема: можно ли в принципе считать музееве­дение наукой или это только лишенная собственного метода и языка совокупность блоков информации, касающихся музея и практичес­ких направлений его деятельности?

Вопрос о том, существует ли музееведение как научная дисцип­лина, до сих пор волнует музееведов и не имеет однозначного отве­та, несмотря на преподавание этой дисциплины в вузах, наличие музееведческих центров и выход немалого количества музееведчес­кой литературы. Самими музееведами признается недостаточная разработанность концептуальных основ музееведения.

Представления о музейной деятельности как специфической области человеческой культуры начали складываться в эпоху Ренес­санса. Первой попыткой сформулировать некую «музейную теорию» исследователи считают книгу Й.Д. Майора «Ничего не предрешаю­щие общие рассуждения о художественных и естественно-научных собраниях», которая увидела свет в Киле в 1674 г. В 1727 г. К. Найкель в вышедшей в Мюнхене работе «Музеография, или руковод­ство к правильному пониманию и полезному учреждению музеорума или раритет-камеры» ввел в обращение термин «музеография».

С 1870-х появляются периодические музееведческие издания. В 1883 г. в Дрездене выходит статья доктора Й.Г. Грассе под знаменательным заглавием «Музеология как наука» (напомним читателю, что в русскоязычной литературе употребляются как равнозначные терми­ны «музееведение» и «музеология», в настоящем издании авторы ис­пользуют более привычное слово «музееведение», употребляя термин «музеология» в случаях цитирования иностранных текстов), в кото­рой был обозначен исследовательский потенциал этой области зна­ния и сделана попытка утвердить се как новую научную дисциплину. Однако это утверждение состоится почти что через сто лет.

В России на протяжении XIX — начала XX вв. появляется ряд публикаций, содержащих размышления о музее, его сущности и на­значении; характерной особенностью развития русской музееведчес­кой мысли уже на этом этапе было то, что попытки сформулировать теоретические положения о музее чаще всего принимают форму музейных проектов. Первые проекты, предлагавшие модели музей­ных учреждений и значительно опережавшие музейную практику своего времени, появляются в первой половине XIX в., их авторами были Ф.П. Аделунг, Б.-Г. Вихман, П.П. Свиньин (см. Раздел I, главу 3 настоящей книги).

В конце XIX века складывается учение философа-утописта, рус­ского космиста Н.Ф. Федорова. Федоров — единственный философ, в учении которого столь значительное место уделено концепции му­зея. К этому понятию Н.Ф. Федоров постоянно обращается в разных местах своего основного труда «Философия общего дела», специ­ально проблеме музея посвящена статья «Музей, его смысл и назна­чение». Ряд статей, в том числе «Выставка 1889 года. «, содержат проекты «Музея третьего сословия» и нескольких музеев-храмов.

Центральная идея философско-утопического учения Н.Ф.Федо­рова — идея «патрификации» — то есть сначала мысленного, а затем, на основе преодоления человечеством «небратского состояния» и овладения регуляцией всех космических сил, -реального воскреше­ния всех отживших поколений, «отцов». Поэтому и в осмыслении философом феномена музея можно выделить два уровня, которые он сам обозначил: «музей как факт» и «музей как проект». «Музей как проект» есть «высшая инстанция, которая должна и может воз­вращать жизнь». Музей занимается собиранием под видом старых вещей «душ отошедших». Это — не собрание вещей, но «собор лиц», институт, который, храня память об ушедших «отцах», тем самым когда-то должен сделать возможным их реальное воскрешение.

Исходя из этой будущей высшей цели, оценивает Н.Ф. Федоров и реальный музей. Работы мыслителя содержат анализ происхожде­ния музея, который он считает современным самому пробуждению сознания человека. Федоров называет тягу к хранению всеобщим свойством природы, поэтому появление музея приобретает в его уче­нии характер всеобщей, неизбежной закономерности. Гуманный смысл музея в антигуманном обществе — вот главнейшее назначение этого института по Федорову. В соответствии с учением утописта, «идеальный» музей должен находиться в деревне и быть совмещен со школой, храмом и обсерваторией.

Н.Ф. Федоров значительно расширил представление о значении и возможностях музея. Это было замечено современниками и оказа­лось очень созвучным нашим сегодняшним размышлениям о смыс­ле музея, этим объясняется все возрастающий в последние годы ин­терес музееведов к учению философа.

Значительные достижения в развитии теории были сделаны со­ветскими музееведами 1920-х годов (Н. Романов, Ф. Шмит, И. Грабарь, А. Зеленко и др.), заложившими основу советской музееведческой школы. Особенно велико с этой точки зрения значение работ Ф.И. Шмита, впервые в отечественном музееведении сформулиро­вавшего понятия типологии музеев, музейной экспозиции и др., пред­ложившего оригинальную классификацию музеев и принципы по­строения музейной сети. Ряд исследователей разрабатывают в это время положения музееведения, относящиеся к определенным типам и профилям музеев (Н.И. Романов — «местных» музеев, И.Э. Гра­барь — художественных музеев, А.У. Зеленко — детских музеев, Б.М. Завадовский — естественно-исторических музеев). При всем мно­гообразии музееведческая мысль этого времени представляет опре­деленную цельность. Характерно, что музееведческая мысль пер­вой трети XX века оказалась исключительно созвучна нашему вре­мени, чем объясняется пристальное внимание к работам этого пери­ода современных музееведов.

Состояние советского музейного дела после I Всероссийского музейного съезда не способствовало развитию музееведческой тео­рии, к тому же ряд крупнейших се представителей был незаконно репрессирован или отстранен отдел (Ф.И. Шмит, Н.И. Романов).

Новый этап развития музееведческой мысли в СССР был связан в первую очередь с деятельностью НИИ краеведческой и музейной работы (в дальнейшем — НИИ культуры, ныне- Российский инсти­тут культурологии). Созданная в его стенах и вышедшая в свет в 1955 г. книга «Основы советского музееведения» впервые представила музе­еведение в качестве цельной системы знаний. Несмотря на то, что глав­ное внимание уделялось методике, а содержащаяся в этом издании информация в основном устарела и имеет лишь историческое значе­ние, нельзя не признавать заслуги советских ученых, уже в середине XX века сумевших создать столь серьезный обобщающий труд.

1950-80-е гг. ознаменовались международными дискуссиями по вопросу о правомочности признания музееведения в качестве само­стоятельной научной дисциплины. Особенно важными были дискус­сии 1964 г. в ГДР и 1965 г. — в ЧССР. Результатом дискуссии в ГДР 1964 г. становятся «Тезисы», в которых обосновывается необходи­мость выделения музееведения в рамках документальных дисцип­лин. Эта позиция находит дальнейшую разработку в работе И. Ян «Музееведение как научная и учебная дисциплина». ЧССР стала пер­вой страной, где впервые музееведение было внесено в государствен­ный реестр научных дисциплин. Однако в 1971 г. на симпозиуме ИКОМ в Германии исследователи не пришли к единой точке зрения по проблемам понимания музееведения.

Читайте также  Музей игрушки в сергиевом посаде, россия

Среди зарубежных музееведов, участвовавших в разработке представлений о музееведении как научной дисциплине, необходимо на­звать имена И. Бенеша, И. Неуступного, А. Грегоровой (ЧССР), В. Хербста, И. Аве, К. Шрайнера (ГДР), В.Глузинского, 3. Жигульского (Польша) и др. Особо следует отметить вклад в теоретическое музе­еведение 3. Странского (ЧССР), отстаивавшего самостоятельность музееведения как науки и впервые разработавшего развернутое оп­ределение музееведения и ставшие ныне базовыми музееведческие понятия «музейной потребности», «музеальности», «музейной цен­ности». Основная заслуга в утверждении в СССР музееведения как научной и учебной дисциплины, в разработке основных положений науки, создании учебного пособия и основании кафедры музейного дела в системе Института (ныне Академии) переподготовки работ­ников искусства, культуры и туризма принадлежит A.M. Разгону.

В 1977 г. Генеральная конференция ИКОМ, проходившая в на­шей стране, создает «Международный комитет по музеологии», осуществляющий координацию теоретических исследований. На протяжении 1980-х годов конференции проходят практически каж­дый год. Основной задачей на этом этапе была инвентаризация и первичная унификация понятийного аппарата музееведения, призван­ная обеспечить взаимопонимание между исследователями разных стран, без которого неосуществима никакая координация работы, и объединение усилий. Основные дискуссии развернулись вокруг клю­чевых представлений о предмете, методе, структуре музееведения, его месте в системе наук и профессиональном языке. С 1976 по 1986 гг. шла напряженная работа над музеологическим словарем, результа­том которой стал 20-язычный глоссариум. Сейчас эта работа про­должается. Своеобразным подведением итогов работы музеологов Восточной Европы становится в 1988 г. учебник «Музееведение. Музеи исторического профиля» — совместная работа ученых СССР и ГДР.

В странах Западной Европы преобладает эмпирический подход к музееведению. Многие музееведы Запада (а в восточной Европе -И. Неуступны) не склонны признавать музеологию наукой. Характерно ироничное название вышедшей в США статьи В. Вошберна «Бабушковедение и музееведение». Но, хотя на Западе преобладают разработки по методике конкретных направлений музейной деятель­ности, в отдельных странах разрабатываются и теоретические на­правления. Всемирную известность получили исследования К. Хадсона, Лейстерская школа и исследования Дж. Льюиса в Англии, раз­работки теории музейной коммуникации канадца Д. Камерона, пуб­ликации французского музееведа Ж.-А.Ривьера по истории музеев и их роли в обществе и по теоретическому обоснованию экомузеологии. В 1983 г. на Генеральной конференции ИКОМ в Лондоне офор­мляется в качестве самостоятельного движения «Новая музеология», основные лозунги которой — интеграция музея в окружающую сре­ду, социализация музея. Именно на Западе все настойчивее в после­дние годы звучат требования к музею не просто регистрировать про­шлое, но использовать его, чтобы влиять на сегодняшний и завтраш­ний день конкретного сообщества (концепции «музея-форума» Д. Ка­мерона, «музея без границ», музейной коммуникации).

Существует целый ряд определений понятия «музееведение». При­ведем лишь одно из последних, с нашей точки зрения, наиболее полно отражающее современные представления о сути этой дисциплины:

«Музееведение (музеология) — научная дисциплина, изуча­ющая специфическое музейное отношение человека к действи­тельности и порожденный им феномен музея, исследующая про­цессы сохранения и передачи социальной информации посред­ством музейных предметов, а также развитие музейного дела и направления музейной деятельности»(Российская музейная эн­циклопедия, 2001).

В начале нового тысячелетия в связи с активным включением в сферу интересов музеев нематериального наследия обозначилась тенденция заменять термин «музейный предмет» термином «музей­ный объект», о чем подробнее см. Главу 3 настоящего раздела.

Основные споры ученых сосредоточены вокруг проблемы на­личия у музееведения основных принципиальных признаков науч­ной дисциплины: объекта, предмета, метода, языка и структуры.

Единого взгляда на структуру музееведенияисследователи разных стран до сих пор не выработали. Однако наиболее часто исследователи пользуются структурой, разработанной 3. Странским и с небольшими изменениями представленной в учебнике «Музееведение» 1988 года:

Музееведение/музеология. Понимание термина. Музееведение в системе наук

Музееведение/музеология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания и изучающая закономерности генезиса и функционирования музея, его взаимодействия с наследием и обществом (2009 г.). Первоначально термин музееведение (1980-е гг.) трактовался как междисциплинарная наука, исследующая процессы сохранения и передачи социально-культурной информации посредством музейных предметов, как история развития музейного дела и все направления музейной деятельности. Что ставило музееведение в двоякое положение: с одной стороны, самостоятельная наука, с другой – «дифференциальное знание», которое не может претендовать на самостоятельный научный статус. Эта полярность определила и параллельное существование двух терминов, используемых для определения «науки о музеях». Основными структурными частями музееведения/музеологии являются: историческое музееведение (история музейного дела), теоретическое музееведение, музейное источниковедение, прикладное музееведение.

Обоснованием музееведения/ музеологии как самостоятельной науки занимается теоретическое музееведение – структурная часть музееведения/музеологии, изучающая наиболее общие закономерности развития и функционирования музея. В российской музееведческой литературе принято предложенное З. Странским и развитое А. М. Разгоном разделение теоретического музееведения на общую теорию музееведения, теорию документирования, теорию тезаврирования, теорию музейной коммуникации.

Общая теория музейного дела познает объект, предмет, метод и структурные элементы музееведения, его место в системе научных дисциплин; разрабатывает научный понятийный аппарат; изучает феномен музейного предмета и музея; исследует проблемы, связанные с общественными функциями музеев, формированием музейной сети, классификацией и типологией музеев; разрабатывает научные основы всех специфических музейных видов деятельности.

Музейный предмет – движимый объект культурного и природного наследия, изъятый из среды бытования или музеефицированный вместе с фрагментом среды и включенный в музейное собрание. В музееведении/музеологии выделяют предметы и объекты: недвижимый, средовый, нематериальный объект культурного и природного наследия. Обладая определенной научной, художественной, исторической ценностью, они проходят процесс музеефикации лишается/ или видоизменяют свое первичное функциональное назначение, т. е. из вещи, используемой в обиходе, превращаются в символы конкретного исторического факта, события, явления или процесса, становятся памятником истории и культуры, документальный свидетелем прошлого.

Музей (от лат. museum, от греч. museion – место, посвященное музам, святилище муз) – культурная форма, исторически выработанная человечеством для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия. Музей стал идеальной формой сохранения социальной памяти, традиций социума. В процессе генезиса и исторической эволюции музей реализовался как открытое для публики некоммерческое учреждение, осуществляющее свои официальные функции на благо общества. Разрабатывая различные виды взаимодействия социума и ретроспективной информации, заключенной в музейном предмете, музей становится общественным институтом, реализуя свое предназначение через основные функции: документирование фактов и явлений прошлого, непосредственный анализ музейных предметов, памятников истории и культуры, участие в выполнении образовательно-воспитательной функции общества. В современном мире музей прочно зарекомендовал себя как полифункциональный социокультурный институт, обладающий широкими возможностями для формирования личности.

Сегодня в музееведческой литературе представлено несколько трактовой определения музей. В 1974 г. Международный совет музеев (ИКОМ) принял следующее определение: «Музей – постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей». Это же определение повторено в 1983 г. в «Кратком курсе музеологии» (составлен К. Лапэром по поручению ИКОМ) и в сокращенном виде представлено в 1996 г. в Федеральном закое «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»: музей – некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. Теоретик музейного дела А. М.

Разгон в 1970–1980-е гг. предложил следующее определение, которое наиболее полно отражает смысл музейной деятельности: музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохранения культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных методов. С небольшими изменениями это определение повторено в «Музейной энциклопедии» (2001 г.): музей – исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды обитания и передаче из поколения в поколение музейных предметов.

Предназначение музея как одного из самых устойчивых социальный институтов в системе культуры определяется тем, что музей хранит и предъявляет человеку материализованные свидетельства развития природы и факты его собственных достижений, подчеркивая тем самым важность связей человека с миром во всем его богатстве, разнообразии и противоречивости.

Широко развернувшиеся процессы демократизации сопровождаются деидеологизацией всех сфер жизни и культуры. Музей включается в этот процесс, музеефицируя как культуру повседневности, так и официальную культуру. В понятии наследие музееведение выделяет широкий круг материальный предметов, явлений окружающей природы, а также непредметных форм бытования культуры, отражающих различные аспекты взаимоотношений человека и природы, национальные и конфессиональные контакты различных социальных групп, глобальные и региональные тенденции развития социума.

Теоретическое осмысление музееведения началось в XVII в. Первой работой такого плана считается трактат С. Квиккеберга «Заглавия или заголовки обширнейшего театра вселенной» (1565 г.), где кунсткамера интерпретируется «театром вселенной». В 1727 г. Каспар Найкель опубликовал трактат «Музеография», тем самым введя в научный оборот новый термин.

Современные исследователи определяют музеографию как корпус изданий о музее, характеризующий всю деятельность музея или одно из направлений или музей как целое. Критерий отнесения того или иного издания к музеографическому типу – наличие в нем описательной информации о музее, однако строго очерченного круга музеографической литературы и строго определенных ее жанров не существует. К музеографическим изданиям относят путеводители, справочники, отчеты и др. Изначально все издания, посвященные музею как учреждению, в попытке теоретического осмысления феномена музея и методики работы называли музеографией. Под музеографией понималось описание и история создания музеев, классификация музеев, работа с коллекционными собраниями, классификация и систематизация коллекций. Исходя из этимологии слова, под музеографией в отечественной традиции понимают отрасль музееведения, задачи которой состоят в описании музеев, их экспозиций и коллекций.

В зарубежной литературе термин музеография расшифровывается как синоним музейной практики в отличие от музеологии как теоретической дисциплины. Термин музеология впервые появился в 1877 г. в «Журнале по музеологии и антиквариоведению», издававшимся директором дрезденского музея «Зеленый свод», который опубликовал статью «Музеология как наука». В русской транскрипции его перевели как музееведение. Соединение терминов музееведение и музеология дается в определении Ю. У. Гуральник: музееведение, музеология – формирующаяся научная дисциплина, изучающая специфическое музейное отношение человечества к действительности и порожденный им феномен музея, исследующая процессы сохранения и передачи социальной информации посредством музейных предметов, а также развитие музейного дела и направление музейной деятельности.

Читайте также  Музей мадам тюссо, нью-йорк

Тем не менее теоретическое осмысление и обобщение музейной теории и практики привело к формированию в российской музейной науке нового направления – критической музеологии. Первоначально музеология воспринималась как раздел музееведения, посвященный группе музейных учреждений – общинным или антропологическим (т. е. обращенных к рядовому человеку), экомузеям. Сегодня музеология предлагается как альтернатива традиционному музееведению, привязанному к предметному знанию. Музеология – в современной российской транскрипции – базируется на представлении музея как полифункционального социокультурного института, хранителя и интерпретатора культурного и природного наследия, действенном канале коммуникации культур в пространстве и времени, средстве формирования и развития личности.

Музееведение сегодня понимается как общественная наука, изучающая процессы сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов, музейное дело, музей как общественный институт, его социальные функции, формы их реализации в различных общественно-экономических условиях (А. М. Разгон). Музееведение, претендуя на роль академической науки, охватывает все стороны музейного дела (история, теория, практика). В начале 1930-х гг., в СССР был создан Центральный НИИ методов краеведческой и музейной работы, в 1955 г. преобразован в НИИ музееведения (с 1992 г. – Российский институт культурологии Министерства культуры РФ). По многозначности своего предмета музееведение входит в разряд междисциплинарных наук. Его связи с другими науками имеют интеграционный характер: музееведение для решения задач заимствует элементы языка и методов соответствующих дисциплин (педагогика, психология, теория информации, социология, источниковедение и др.). Музееведение как наука обладает собственным научным языком, активно используя в теории и практике музейного дела и научных исследований следующие термины: музей, музееведение, коллекционирование, музейный предмет, музейный памятник, предмет музейного значения, тезаврирование, хранение, систематизация и классификация, типология, репрезентация, аттрактивность, атрибуция, экспозиция, музейная педагогика и др.

Музеи по самой своей природе входят в систему научно-исследовательских учреждений. Музееведческие исследования призваны формировать новые знания в области теории и методики сбора, хранения, обработки и использования музейных предметов: научные концепции деятельности музеев, изучение музейных фондов, исследования в области хранения и охраны фондов, музейной коммуникации, истории музейного дела, историографии музееведения. Фундаментальные труды касаются понятийного аппарата (функциональное определение музея (социальная функция, документирование, образование и воспитание, рекреационная функция); музееведени; музеология) и основных четырех частей предмета музееведения: истории музейного дела, организации музейного дела, музейного источниковедения и практического музееведения. Вся деятельность музея прямо или косвенно опирается на научные исследования, они являются необходимым условием нормального функционирования: полифункциональный характер музейной деятельности связан с научным поиском в рамках профильных дисциплин: истории, искусствознания, литературоведения, наук естественно-научного профиля и др. Имея единый предмет исследования, музеи и специализированные научные учреждения выполняют разные функции. Музеи занимаются сбором эмпирических данных, накоплением и хранением, превращением их в систему научных фактов, в отличие от профильных научных учреждений, которые заняты глобальными исследования в своей отрасли. Одни из самых востребованных в музееведении дисциплин – науки исторического профиля, так как источником музейной информации является ретроспективный подлинный предмет. Его изучение возможно при активном использовании источниковедческого анализа, который осуществляется при привлечении данных различных научных дисциплин: истории, этнографии историографии, археологии, источниковедения, вспомогательных исторических дисциплин (палеографии, археографии, дипломатики, сфрагистики, геральдики, нумизматики, бонистики, вексиологии и др.)

Дата добавления: 2016-04-06 ; просмотров: 5044 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Значение слова музееведение

Музееведение в словаре кроссвордиста

музееведение

Музееведение Музееве́дение или музеоло́гия — научная дисциплина, появившаяся в конце XIX века и изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела. В 1982 году профессором Томиславом Шолой введён также термин херитоло́гия (heritologia) (от ), что по мнению ряда музеологов, например, профессора университета Ювяскюля , более концептуально отражает нацеленность дисциплины на изучение культурного наследия человечества, а также как составную часть мнемософии — науки о наследии и всех социальных институтах, сохраняющих человеческий опыт.

ср.Научная дисциплина, изучающая историю музеев, теорию и практику музейного дела.

Большой современный толковый словарь русского языка

музееведение ср. Научная дисциплина, изучающая историю музеев, теорию и практику музейного дела.

Толковый словарь Ефремовой

музееведения, мн. нет, ср. Наука об устройстве, задачах и работе музеев.

Толковый словарь русского языка Ушакова

ср. Научная дисциплина, изучающая историю музеев, теорию и практику музейного дела.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Словарь русского языка Лопатина

наука об истории музеев, их назначении и организации

Словарь русского языка Ожегова

(музеология) , научная дисциплина, изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела.

Современный толковый словарь, БСЭ

музеология, научная дисциплина, изучающая происхождение музеев, их общественные функции, вопросы теории и методики музейного дела. Предметом М. являются изучение закономерностей, связанных с социальной обусловленностью возникновения и функционирования музеев; изучение особых сторон первоисточников, сосредоточиваемых в музеях в соответствии с их специализацией, а также особых аспектов в развитии явлений природы и общественной жизни. Т. о., М. изучает систему музеев и собственно музей как исторически обусловленный общественный институт, его внутреннюю организацию, зависящую от социальных условий и состояния профильных дисциплин. М. исследует социальные функции музеев, проявляющиеся в комплектовании первоисточников, неразрывно связанном с изучением природы и общества, в научном документировании, исследовании и хранении музейных предметов, создании экспозиций и выставок как характерных форм научной популяризации, в научно-просветительской, идейно-воспитательской деятельности. С последней функцией связано также изучение психолого-педагогических вопросов (в частности, воздействие музея на посетителя). Музееведческое исследование первоисточников — музейных предметов — преследует цели наиболее полного выявления их коммуникативных функций; определения режимов хранения, методов консервации, реставрации; всестороннего документирования и подготовки источников для оптимального научного и образовательно-воспитательного использования; раскрытия экспрессивных возможностей музейных предметов, т. е. определение эмоционального заряда источника и возможности его использования при экспонировании и в различных видах массовой работы. Особый аспект в изучении природы и общественной жизни в М. сказывается в определении явлений, документируемых музеем, и отборе для фондового хранения и последующего использования первоисточников, отражающих существенные стороны явлений, входящих в круг профильных интересов музея. Это находит выражение в исследовании-комплектовании музейных предметов. Советское М., опираясь на марксистско-ленинскую методологию, использует разнообразные исследовательские приёмы. Характерное для советского М. активное документирование процессов особенно четко проявляется при документировании живых, действующих общественных систем, и особенно эпохи социализма. Советские музееведы разрабатывают методические вопросы экспозиционной, фондовой, научно-просветительной деятельности музеев, причём впервые в мировой практике теоретически обоснованы принципы комплексно-тематической экспозиции, проблемы исследования, комплектования и экспонирования памятников новейших эпох. М. применяет приёмы полевого исследования и систематического непосредственного наблюдения, социологические методы в процессе комплектования музейных предметов, изучения посетителей и т. д., использует разнообразные методы, применяемые общественными и естественными науками, в том числе взаимную документацию, сравнительный анализ, типологизацию, а также рентгенографию, спектрографию, химический анализ (в консервации и реставрации) и эксперимент (в экспозиции). В структуру М. входят: теория музейного дела; история музейного дела, включая музееведческую историографию; музейное источниковедение; научная методика всех специфических сторон деятельности музеев и музееведческого исследования. Объективная сложность М. предопределяет множественность его связей с др. науками. М. связано как с общественными, так и с естественными научными дисциплинами. Особенно много общности с теми научными дисциплинами, в том числе специальными и вспомогательными, которыми определяются профили соответствующих музеев (история, археология, этнография, литературоведение, зоология, геология, искусствознание и др.). Вместе с тем различные дисциплины не механически связаны с М., а интегрированы им как самостоятельной отраслью знаний. Развитие М. находит выражение как во всём многообразии музейной практики, так и в специальной научной литературе (периодических изданиях, монографиях и пр.). В начале 70-х гг. в мире издавалось более 150 журналов, полностью либо частично посвященных вопросам М. Среди них международный орган, издаваемый Международным советом музеев при ЮНЕСКО, — ‘Museum’, журналы: ‘Neue Museumskunde’ (ГДР), ‘Muzealnictwo’ (ПНР), ‘Музеи и паметници на културата’ (НРБ), ‘Revista muzeelor’ (СРР), ‘Muzejni a vlastivedna prace’, ‘Muzeum’ (ЧССР), ‘The Museums journal’ (Великобритания), ‘Museum news’ (США), ‘Musees de France’ (Франция) и др. В СССР издавались журналы: ‘Музей’ (1923-
24), ‘Казанский музейный вестник’ (1920-
24), ‘Советский музей’ (1931-
40); выходят непериодический сборник ‘Музейное дело в СССР’ (| 1-5, 1968-
73), ‘Труды НИИ музееведения’ (ныне НИИ культуры). Во многих странах функционируют музееведческие институты, научные центры, кафедры М. (музеологии): отдел М. НИИ культуры (СССР), Институт музейного дела (ГДР), кафедры музеологии в университетах в Праге, Брно (ЧССР) и др. См. также Музеи .Лит.: Основы советского музееведения, М., 1955; Силяновска-Новикова Т., Основина музеезнанисто, София, 1972; Diskussionsbeitrage zur Museumswissenschaft, ‘Neue Museumskunde’, B., 1964, Н. 3, Beilage. А. М. Разгон.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

музееведение, -я

Полный орфографический словарь русского языка

наука о музеях, изучающая их историю, теорию и практику музейного дела

Представляя собой совокупность обобщенных положений, экскурсионная теория создает предпосылки для появления новой науки – экскурсоведение, которое встало в один ряд с такими науками, как краеведение, музееведение , клубоведение и книговедение.

В прикладной культурологии формируются такие приемы исследования как музееведение , архивное дело, библиотечное дело и некоторые другие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: