Буддийские божества посетили кяхтинский краеведческий музей! - JEKATERINBURG.RU

Буддийские божества посетили кяхтинский краеведческий музей!

Буддийские божества посетили кяхтинский краеведческий музей!

Кяхтинский краеведческий музей имени академика В.А. Обручева по праву называют «маленьким Эрмитажем» . Находится в городе Кяхта Республика Бурятия, ул. Ленина д. 49

Музей, с такой коллекцией за Байкалом единственный. Кяхтинский музей один из старейших музеев Сибири и Дальнего Востока, основан в 1890 г. До 20-х годов XX в. — единственное научно-исследовательское учреждение на территории современной Бурятии. Деятельность музея была тесно связана с учеными — исследователями Центральной Азии Г.Н. и А.В. Потаниными, П.К. Козловым, В.Д. Обручевым и местными энтузиастами краеведения — Ю.Д. Талько- Грынцевичем, П.С. Михно и др. что позволило открыть стационарную выставку «Российские географические открытия в Центральной Азии».

Музей находится в бывшем здании городского училища, построенном в XIX веке. Архитектура фасадов здания может быть охарактеризована как запоздалое и наивно-провинциальное творение архитектуры русского классицизма XIX в.

Фонд кяхтинского музея состоит из ста тысяч экспонатов, рассказывающих об истории и природе Бурятии, археологических раскопках на территории республики, Китая и Монголии, современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. В его коллекции, среди прочих, есть работы европейских и японских мастеров. Фарфоровые вазы, покрытые лаком шкатулки, игрушки из глины, резные шахматы — всё это находится в зале, который посвящен декоративно-прикладному искусству.

Кяхтинский музей, совместно с академическими экспедициями, участвует в археологических исследованиях памятников азиатских гуннов. С 2009 г. музей издает газету «Песчаная Венеция». Это природоведческий материал и предметы материальной и духовной культуры народов, населявших с древности территорию Южного Забайкалья, а также Монголии, Китая, Японии. Музей располагает коллекцией музейных предметов по истории Чайного пути.

Музейный комплекс, осуществляющий сбор (комплектование), изучение, хранение, презентацию и ретрансляцию историко-культурного наследия региона в традиционных и инновационных формах, включает 11 строений различного типа, в т.ч. памятники истории и архитектуры.

«Природная» часть экспозиции состоит из двух частей. Первая называется «Тайга», вторая — «Лесостепь». Здесь можно посмотреть на чучела животных и птиц, обитающих в этих природных зонах, изучить гербарии, ландшафтные карты. Гербарий музея послужил основой 8-ми выпусков «Флора Забайкалья».

Небольшая часть посвящена экологии Байкала. Есть в музее и своя кунсткамера, где представлены заспиртованные тела животных с аномалиями в развитии. Экспозиция «Дарвиновский кабинет» иллюстрирует теорию эволюции знаменитого биолога на материалах экспонатов музея. Эта выставка была открыта в 1930-е годы и с тех пор не подвергалась изменениям. Посетителей поразит своей красотой коллекция кораллов.

Наибольший интерес в археологической части музея представляют предметы быта и культуры древнейших племен хунну (или хуннов), более двух тысяч лет назад живших в степях, располагавшихся к северо-востоку от Китая. Считается, что представители этого народа принесли в Забайкалье железо. Здесь хранится единственная в мире бронзовая печать той эпохи, сохранившаяся до наших дней, а также поясная пластина, на которой изображены диковинные животные.

Есть в музее и отдел религий, где выставлены фотографии буддийских и православных храмов Бурятии, иконы и танка (буддийские религиозные полотна), одежда. Здесь работает библиотека, в фондах которой хранится более 30 тысяч редких книг XVIII-XIX веков. Многие из них можно полистать в читальном зале.

У музея имени Обручева есть три филиала. Два из них находятся в Кяхте и посвящены монгольской революции 1920-х годов. Это «Конспиративная квартира Сухэ-Батора» (ул. Горнозерентуйская, д.2) и дом-музей первого съезда Монгольской народно-революционной партии (ул. Крупской, д. 37). Третье отделение находится в Новоселенгинске и посвящено декабристам, отбывавшим здесь ссылку.

Музей был основан в 1890 году и строился на деньги местных купцов и интеллигенции. Первым директором музея стал Петр Михно, он же один из организаторов сбора денег. Более 30 лет музей был единственной организацией в Бурятии, занимавшейся научно-исследовательской работой. Его стараниями была открыта одна из первых выставок музея — «Российские географические открытия в Центральной Азии». Эта тема была выбрана неслучайно: в XVIII-XIX веках Кяхта была отправной точкой многих географических и краеведческих экспедиций, в том числе Пржевальского, Потаниной, Клеменца и других. На личные вещи исследователей Сибири и их географические карты можно посмотреть и сегодня.

Музей не работал в период Первой мировой и Гражданской войн, возобновил свою деятельность в 1922 году.

К наиболее интересным экспонатам музейного фонда относятся рукописные карты некоторых районов Китая, Забайкалья, Байкала, карта-чертеж Иркутской области, грамматика китайского языка, написанная монахом Иакинфом, рукопись участника первой советской экспедиции в Монголию Сергея Кондратьева под названием «Гавамонгольская легенда» (1935 год).

Музей назван в честь Владимира Афанасьевича Обручева (1863-1956) — ученого-геолога, палеонтолога и писателя, автора знаменитых романов «Земля Санникова» и «Плутония». Есть у него и книга о Кяхте — «От Кяхты до Кульджи: Путешествие в Центральную Азию и Китай» (1940).

Одними из первых экспонатов музея были манекены китайских купцов, созданные по образу и подобию реальных торговцев, живших и работавших в Маймачене — городе, который до 1921 года находился недалеко от Кяхты. На основе гербариев, представленных в музее, были выпущены восемь номеров научного альманаха «Флора Забайкалья» (1929-1982 гг.). Кроме того, музей выпустил ряд книг, посвященных работе местного отделения Русского географического общества. Есть в музее и зал посвященный истории Кяхты, интересны экспонаты стендов о Гражданской и Великой Отечественной войнах.

Такой музей хорошо посещать с утра, потому чтобы посмотреть все экспонаты потребуется целый день.скачать dle 12.1

Музей и религия: вариант забайкальский

Исповедующие буддизм забайкальцы готовятся к важнейшему празднику. Грядёт начало весны, скоро наступит новый год по лунно-солнечному календарю, в воздухе витает радость предчувствия чего-то хорошего и большого.

В преддверии торжества Забайкальский краеведческий музей имени А.К. Кузнецова подготовил и открыл тематическую выставку «Буддийские образы Белого месяца». Здесь можно увидеть редкие, весьма ценные и объективно великолепные экспонаты, попытаться понять внутренний мир готовящегося к новому ежегодному циклу верующего, ощутить тонкую грань реальности с чем-то иным, взглянуть в глаза величественных божеств и внутрь самого себя. О важнейшем музейном событии февраля рассказывает автор выставки, заместитель директора музея Эдуард Шелофаст.

— Как давно в Забайкалье пришёл праздник, известный нам как Сагаалган?

— Традиции празднования Сагаалгана в Забайкалье, восходят ко времени, когда в среду монгольских народов начал проникать буддизм. В XIII веке буддийские традиции только появлялись и осторожно приходили в традиционные монгольские верования. Превалировать они начнут в XVII-XVIII веках. Поэтому Сагаалган, как один из немногих истинно забайкальских народных праздников, имеет глубокие исторические корни, проникающие во все аспекты культуры и хозяйственного уклада коренного населения. Я рад представившейся возможности поздравить земляков с этим удивительным и значимым праздником.

— Но таким, каким мы его знаем сейчас, праздник был не всегда?

— Разумеется. Первоначально это был праздник белой пищи и отмечался он отнюдь не зимой. Это был календарный праздник осеннего периода, совпадавший со временем забоя скота. Теперь же принято связывать понятие Белого месяца с зимой и снегом. Но белая пища остаётся одним из главных символов праздника до сих пор. Кроме того, важную религиозную составляющую в празднование Нового года внёс своими реформами Дже Цзонхава.

— Почему выставка называется именно так?

— Все праздник знают, отмечают, а контекст его чуть менее известен… в упрощенном понимании — это новолуние и Новый год, в более сложном – это почитание образов божеств, вписанных в пантеон крупнейшей и древнейшей мировой религии. Этот праздник и эти образы территориально и духовно гораздо ближе к забайкальцам, чем, к примеру, Хеллоуин, восходящий корнями к древним кельтам, или День святого Валентина, слабо привязанный на сегодняшний день к какой-либо из религий.

— Выставка открылась 17 февраля, раньше наступления Белого месяца. Почему?

— Дата открытия была выбрана неслучайно. Именно сейчас у буддистов начинается большая подготовка к Сагаалгану. Работать выставка будет в течение двух месяцев. Это обусловлено и правилами экспонирования музейных предметов и временными рамками самого праздника.

— В основной экспозиции музея уже есть блок, посвящённый буддизму в Забайкалье. Почему возникла идея расширить его до такой специализированной выставки?

Читайте также  Музей хамона, мадрид, испания

— Исторически и традиционно Забайкалье – это буддийский регион, коих в России единицы. И краеведческий музей, как публичная институция, должен эту особенность в своей работе учитывать. А поскольку мы храним коллекции, связанные с буддийской культурой и искусством, музей стремится их продемонстрировать в один из главных для верующих праздников. Именно наш регион был той точкой на карте России, где буддизм закрепился и откуда он начал распространяться дальше, в том числе и за пределы Российской Империи. Этому способствовали наши выдающиеся земляки. Так, Агван Доржиев имел не только высшую учёную степень доктора буддийской философии и являлся учителем по искусству диспута Его Святейшества Далай-ламы XIII, но и играл важную посредническую роль во взаимоотношениях тибетского и российского правительств. Как известно, по его инициативе в Санкт-Петербурге был построен первый в Европе буддийский храм, посвящённый Калачакре. Он же провёл первое богослужение и публичную лекцию в Париже. Широко известен своей деятельностью и выдающейся художник Осор Будаев и многие другие.

В Забайкалье и сегодня проживает очень много буддистов. И на это нельзя не обращать внимания. А главное, буддийская тематика столь обширна и многопланова, что раскрыть её посредством только одной постоянно действующей экспозиции крайне сложно. Речь в данном случае может идти об отдельных направлениях и школах, об особенностях присущих им учений, например, Ваджраяна-Мантраяна, в более упрощённой трактовке известная как тантризм, с её мистицизмом и закрытостью. Имена практикующих йогинов-тантриков были известны далеко за пределами этнической Бурятии. Это и отдельные стороны жизнедеятельности дацанов-монастырей Забайкалья, скажем, медицина и лекарская практика эмчи-лам, с многовековой тибетской традицией. Особые истории связаны с книгопечатанием, получившем значительное развитие в Агинском дацане на рубеже XIX-XX веков, с полисемантизмом мистерий Цам и так далее.

Нужно понимать, что проект нынешнего года, ни в коем случае не стремится выразить всё великолепие и многообразие буддийской Дхармы, да это и невозможно, он ставит своей целью визуально отразить, в том числе, и с использованием практики музейного дела, сложный символизм Белого месяца через иллюстрацию традиционных для него хуралов и порядком чтения молитв в честь отдельных божеств буддийского пантеона. Отсюда и название выставки «Буддийские образы…» А хронология Белого месяца с религиозной точки зрения — это и есть концептуальная основа нашей выставки.

— В прошлом году в это же время уже проводилась выставка на буддийскую тематику. Чем от неё отличается нынешняя?

— В этой выставке значительно расширен круг образов, отражённых в скульптуре и других произведениях искусства. Добавлены изображения защитников веры, образуя тем самым полный ряд божеств-охранителей, традиционных для северной части буддийской ойкумены. Выставка прошлого года во многом опиралась на консервативный музейный подход к экспонированию. В этот раз мы решили отойти от классического показа предметов и артефактов и наполнить пространство выставочного зала элементами архитектуры, декора и интерьера буддийского храма – дацана, поскольку это ещё одна из интереснейших сторон буддийской традиции Забайкалья. Наверняка, все мы видели, как хотя бы внешне устроен дацан, его архитектурный облик, роспись, цветовое звучание. Отсюда и наше стремление показать музейные экспонаты в их подлинной среде существования. Но вместе с тем, воспроизведённые архитектурные и декоративные элементы, попытка воссоздания сложнейшей системы традиционного устройства центрального алтаря соборного храма Цокчен-дугана – с главным объектом почитания Буддой Шакьямуни – это всего лишь реплики, но весьма важные в музейном показе, с точки зрения целостной картины восприятия посетителем музея подлинных экспонатов.

— Для буддистов представленные здесь предметы имеют большое сакральное значение. Как относятся сами буддисты к таким выставкам?

— Своим присутствием открытие выставки почтили представители Буддийской традиционной Сангхи России, в том числе шэрээтэ Агинского дацана «Дэчен Лхундублинг» Бадма-лама, настоятель, одного из крупнейших и старейших буддийских храмов России, а также глава представительства Агинского дацана в Чите Амгалан-лама, Очир-лама из Алханайского дугана. И этому факту мы, работники музея, чрезвычайно рады. Готовя такие проекты, мы опираемся и на опыт других российских музеев. Так, в соседней республике Бурятия Национальный музей (Национальный музей республики Бурятия, располагающий богатейшей коллекцией буддийских экспонатов) имеет длительную историю взаимоотношений с Буддийской Сангхой, часть коллекции этого музея реставрировалось мастерами Иволгинского дацана. Наш край – точно такой же буддийский регион, с такой же колоссальной религиозной историей, с сохранившимися в лихолетье советского времени Цугольским и Агинским дацанами, а главное, с непрерываемой и продолжающейся сегодня духовной традицией. Музеи могут мирно сосуществовать с религиозными институтами, и мы выражаем надежду, что такие наши инициативы будут восприняты позитивно верующими буддистами.

— Но, тем не менее, мы видим, что часть посетителей относится к таким экспонатам с религиозным трепетом. Взять те же монетки, которые постоянно кладут к витринам с буддийскими реликвиями.

— Музей осознанно идёт на демонстрацию сакральных предметов, потому что в данном способе показа мы видим путь к большему взаимопониманию в социуме. За всю современную историю существования музейного учреждения после реставрации исторического здания, а это уже почти 17 лет, мы ни разу не встречали негативного отношения и неодобрительных откликов со стороны верующих. Подношения же к религиозным реликвиям – это норма, довольно часто встречающаяся в других музеях.

— Планируете ли вы продолжить такое музейное исследование Сагаалгана? Станет ли выставка ежегодной? Будет ли меняться её тематика?

— Уже сейчас происходит большая работа по дальнейшей публикации предметов буддийской коллекции музея. И это не только их прямая демонстрация непосредственно в стенах, на площадке учреждения. Главным образом, речь идёт о крупном каталожном издании. В следующем же году, возможен вариант выставки, рассматривающей не религиозный, а народный, бытовой аспект празднования Белого месяца. В нашем коллекционном собрании есть и традиционные костюмы, и коллекция серебряных украшений, утвари, повседневных бытовых предметов, довольно обширная фотографическая коллекция. Каждый из названных разделов, безусловно, достоин особой выставки, и более того, базирующиеся на данных группах экспонатов выставочные проекты, наверняка, будут интересны нашему посетителю, поскольку это подлинные, аутентичные вещи, имеющие довольно длительную историю бытования в этнической среде. А мы в свою очередь готовы их представить забайкальцам в следующем году.

Бурятия — Пространство впечатлений

Интересное

Целебная сила Аршана

Бальнеологический и горно-климатический курорт у подножий Восточных Саян

  • Главная
  • /
  • Места
  • /
  • Музеи и галереи

Кяхтинский краеведческий музей

Кяхтинский краеведческий музей им. академика В. А. Обручева — краеведческий музей, расположенный в городе Кяхта.

История

XIX век

Музей основан 1 января 1890 года. Инициатором создания музея был П. С. Михно, местные купцы и интеллигенция. В 1890 году, после посещения Кяхты семьёй Потаниных, был избран временный комитет, занявшийся поиском средств на содержание музея. Тогда же стали появляться первые экспонаты. Первым хранителем музея стал П. С. Михно.

В 1892 году на средства кяхтинского купца И. Д. Синицына была снята квартира площадью 40 м² и закуплено музейное оборудование. К 1893 году фонды музея превысили 2 тысячи экспонатов. Купец А. Д. Старцев пожертвовал музею каменный дом. Ныне музей располагается в бывшем здании городского училища.

В создании музея принимали участие политические ссыльные. Из-за сопротивления местных властей музей не имел утверждённого устава и не считался официальным учреждением. Д. А. Клеменц в 1893 году прочёл в Кяхте лекцию «О задачах местных музеев» и предложил открыть в Кяхте отделение Императорского Русского Географического Общества. 13 июля 1894 года в Кяхте было открыто отделение РГО и музей, как подразделение РГО. Возглавлял Троицкосавско-Кяхтинское отделение РГО врач Ю. Д. Талько-Грынцевич (в будущем член-корреспондент Краковской Академии Наук и Чешско-Славянского научного общества). 1 января 1895 года музей был открыт для посещения публики по воскресным дням.

С 1894 года по 1897 год отделение и музей проводили экспедиции по изучению Юго-Западного Забайкалья. Музей ставил спектакли и концерты, проводил лекции. В формировании коллекции музея принимали участие В. А. Обручев, Д. А. Клеменц, П. К. Козлов. Были составлены коллекции по энтомологии, орнитологии, герпетологии, ихтиологии, геологии, археологии, палеонтологии и ботанике. В Монголии были закуплены предметы буддийского культа и предметы быта монголов.

Читайте также  Музей искусства и ремесел, париж, франция

XX век

Фонды музея к 1904 году выросли до 14 тысяч единиц хранения. К 1911 году сотрудниками музея было опубликовано 185 научных работ.

Во время Первой мировой войны научная деятельность музея была практически свёрнута. Во время гражданской войны музей почти прекратил свое существование.

31 января 1922 года Правительство Дальневосточной Республики (ДВР) приняло постановление о передаче музея в введение Министерства народного просвещения. Музей получил денежное содержание, штат работников и 2-х этажное здание бывшего 4-х классного городского училища. В апреле 1922 года хранителем музея вновь становится П. С. Михно.

Летом 1921 года П. С. Михно возобновил научные экспедиции. После образования Бурят-Монгольской АССР, с 1 октября 1923 года музей был передан в ведение Бурнаркомпроса. На 1 января 1924 года в коллекции музея находилось 19989 экспонатов. В 1923 году музей посетило 4190 человек, состоялось 27 школьных экскурсий. Коллектив музея состоял из 5 человек, поэтому в ноябре 1924 года при музее был создан ученический краеведческий кружок для старшеклассников. С 1927 года кружок выпускал рукописный журнал «Следопыт», который позднее стал называться «Кяхтинский краевед».

Летом 1930 года музей провёл исследования Боргойской степи. Было собрано 350 видов растений, 32 образца почв, 200 образцов горных пород, около 1000 насекомых, 20 змей, мхи и лишайники. В километрах на восток от Боргойского сомона был найден оленный камень.

К 1931 году коллекции музея выросли до 50 тысяч единиц хранения.

В 1940 году в честь 50-летия музея ему было присвоен статус республиканского музея и имя академика В. А. Обручева.

После Великой отечественной войны музей организовал 10 краеведческих кружков, выпускал газету «За советскую науку».

В 1964 году сотрудники музея участвовали в создании краеведческого музея в городе Сухэ-Батор, Монголия, в1970-е — в создании музея Монгольской Народной революции в городе Алтан-Булак.

В 1975 году в Новоселенгинске был открыт филиал Кяхтинского музея — «Музей декабристов».

В 1982 году при участии сотрудников музея был создан Музей народного творчества народов Забайкалья, в 1984 году— народный музей в селе Шарагол. В 1981 году из научной библиотеки музея был выделен фонд редких книг.

В 1980-е — 1990-е годы музей принимал участие в археологических исследованиях. В 1996 году на базе Кяхтинского краеведческого музея был проведен Международный конгресс ученых археологов.

XXI век

В 2004 году сотрудники музея работали над созданием нового музея — «Музея Российско-Монгольской дружбы».

В августе 2009 года сотрудники музея совместно с археологами Государственного Эрмитажа и Института истории материальной культуры РАН начали раскопки княжеского хуннского могильника Оргойтон близ села ЗарубиноДжидинского района.

Филиалы

  • Мемориальный Дом-музей I съезда Монгольской народно-революционной партии
  • Мемориальный Дом-музей «Конспиративная квартира» Сухэ-Батора

Площади музея

  • экспозиционно-выставочная 1200 м²;
  • временных выставок 50 м²;
  • фондохранилищ 360 м²;
  • парковая 8 га.

Коллекции музея

Фонды музея состоят из 100 тысяч единиц хранения.

  • Коллекция археологии хунну.
  • Орнитологическая коллекция.
  • Энтомологическая коллекция.
  • Ботаническая коллекция.
  • Книжный фонд. Свыше 30 тысяч единиц хранения
  • Коллекция по буддизму — бронзовая скульптура, утварь.
  • Нумизматическая коллекция.
  • Декоративо-прикладное искусство.

Как добраться

Кяхта входит в пограничную зону. Для посещения города необходимо разрешение пограничной службы ФСБ, командировочное удостоверение.

Для получения пропуска нужно заранее подать заявление с помощью любого общепринятого средства связи (почта, e-mail, факс) в аппарат пограничного управления по Республике Бурятия или непосредственно в управление Кяхтинского погранотряда: 671841, Бурятия, г. Кяхта, командир войсковой части 2043. Телефоны: 8(30142) 92-734, 91-694, 92-678.

Добраться до Кяхты можно по федеральной автомобильной дороге А165. Из Улан-Удэ с автовокзала каждый час отправляются маршрутные такси. Стоимость проезда 250 рублей.

По правобережью реки Чикой идет автодорога в Забайкальский край.

Также можно доехать по автомобильной дороге из Монголии.

Ближайшие железнодорожные станции — Наушки и Харанхой. Из Наушек ходит рейсовый автобус, из Харанхоя — маршрутные такси.

Через Наушки проходят поезда международного сообщения «Москва—Пекин» и «Москва—Улан-Батор», а также поезда местного сообщения — «Иркутск—Наушки» и «Улан-Удэ—Наушки»

Ближайшие аэропорты находятся в Улан-Удэ (230 км) и Улан-Баторе (340 км).

  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
  • Одноклассники

Кяхтинский краеведческий музей имени академика В.А. Обручева

К яхтинский краеведческий музей имени академика В.А. Обручева – один из старейших музеев Забайкалья, первое научно-исследовательское учреждение Бурятии, основан 1 августа 1890 года по инициативе местной интеллигенции и купечества.

Музей располагает тремя филиалами — «Музей Российско-Монгольской дружбы», «Дом-музей конспиративная квартира Сухэ-Батора» и филиалом в г. Улан-Удэ. Фонды музея насчитывают более 120000 единиц хранения. Это природоведческий материал и предметы материальной и духовной культуры народов, населявших с древности территорию Южного Забайкалья, а также Монголии, Китая, Японии.

Редкий книжный фонд Кяхтинского краеведческого музея является самым крупным хранилищем книг ХVII-ХХ веков в крае.

Книги Кяхтинского музея могут служить источниками по различным научным направлениям, отражают историю книжного дела в России.

В настоящее время экспозиция Кяхтинского краеведческого музея имени академика В.А. Обручева состоит из следующих разделов:

  1. Из истории Троицкосавска-Кяхты. Вводный комплекс рассказывает об экономической, духовной и культурной жизни города Троицкосавска со слободой Кяхта конца ХIХ века. В оформлении выставки использованы фотографии Н.А. Чарушина и выдержки из книги И.И. Попова «Минувшее и пережитое».
  2. Отдел природы представлен двумя разделами: «Тайга» и «Лесостепь». В них раскрываются особенности животного и растительного мира этих зон. В экспозиции представлены чучела животных, птиц, образцы растений, почв, макеты и картины ландшафтов лесостепи и тайги. Часть экспозиции посвящена озеру Байкал — уникальному природному объекту, имеющему общечеловеческое значение.
  3. Кунсткамера демонстрирует животных с отклонениями от нормального развития: чучела сросшихся телят, шестиногого козленка, и др.
  4. «Дарвинский кабинет» – экспозиция, раскрывающая посредством показа музейных материалов основных положений эволюционной теории Ч. Дарвина. Кабинет был основан в начале 30-х годов ХХ века и является одной из старейших экспозиций Кяхтинского музея, не подвергшихся изменению.
  5. Выставка «Обитатели морских глубин» демонстрирует удивительный мир кораллов, моллюсков.
  6. Выставка «История географических открытий в Центральной Азии» знакомит с выдающимися путешественниками и исследователями, представляет Центрально-Азиатские экспедиции, проходившие через Кяхту. В экспозиции экспедиционное снаряжение, личные вещи, фотографии, научные труды, документы, мебель и предметы домашней обстановки известных исследователей Центральной Азии: П.М. Пржевальского, В.А. Обручева, Г.Е. Грумм-Гржимайло, М.В. Певцова, Г.Ц. Цыбикова, П.К. Козлова, А.П. Формозова, Э.М. Мурзаева, А.Г. Банникова, И.А. Ефремова и др.
  7. Экспозиция зала «Археология» знакомит посетителей с историей азиатских гуннов — скотоводческих племен, овладевших в конце III века до н. э. огромными пространствами Центральной Азии, подчинивших своих соседей и возглавивших мощный племенной союз. За более чем сто лет существования Кяхтинского музея в его фондах сформировалась уникальная по своему объему и научной значимости коллекция предметов материальной культуры и искусства азиатских гуннов. Она значительно превосходит аналогичные коллекции, как в российских, так и в зарубежных музеях и частных коллекциях.
  8. Экспозиция «Кяхта и кяхтинская торговля» рассказывает об основании и истории города Кяхта, об особенностях торговли между Россией и Китаем через Кяхту-Троицкосавск, о развитии культуры и образования в городе. В экспозиции представлены образцы предметов торговли: различные сорта чая, разнообразные изделия из бронзы и железа, предметы быта, образцы тканей и т. д.
  9. В зале «Купеческая гостиная» представлено все богатство и разнообразие интерьера купеческого дома. Здесь вы можете увидеть дамский секретер, гобелен ручной работы, коллекционный рояль К. Бехштейна, китайский музыкальный экран, оригинальные фарфоровые садовые табуреты, фарфоровые вазы из Китая и Японии XIX в. и мн. др. Часть экспозиции рассказывает о Великом чайном пути, а также представлены образцы китайского чая, карта чайного пути и т. д.

Кяхтинский краеведческий музей

Кяхтинский краеведческий музей им. академика В. А. Обручева
Дата основания 1890
Местонахождение 671840, Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Ленина, 49.
Директор Сергей Сыренович Петушкеев
http://www.museum.ru/M1194

Кяхтинский краеведческий музей им. академика В. А. Обручева — краеведческий музей, расположенный в городе Кяхта.

Содержание

История

XIX век

Музей основан 1 января 1890 года. Инициатором создания музея был П. С. Михно, местные купцы и интеллигенция. В 1890 году, после посещения Кяхты семьёй Потаниных, был избран временный комитет, занявшийся поиском средств на содержание музея. Тогда же стали появляться первые экспонаты. Первым хранителем музея стал П. С. Михно.

Читайте также  Музеи замка мон-сен-мишель, франция

В 1892 году на средства кяхтинского купца И. Д. Синицына была снята квартира площадью 40 м² и закуплено музейное оборудование. К 1893 году фонды музея превысили 2 тысячи экспонатов. Купец А. Д. Старцев пожертвовал музею каменный дом. Ныне музей располагается в бывшем здании городского училища.

В создании музея принимали участие политические ссыльные. Из-за сопротивления местных властей музей не имел утверждённого устава и не считался официальным учреждением. Д. А. Клеменц в 1893 году прочёл в Кяхте лекцию «О задачах местных музеев» и предложил открыть в Кяхте отделение Императорского Русского Географического Общества. 13 июля 1894 года в Кяхте было открыто отделение РГО и музей, как подразделение РГО. Возглавлял Троицкосавско-Кяхтинское отделение РГО врач Ю. Д. Талько-Грынцевич (в будущем член-корреспондент Краковской Академии Наук и Чешско-Славянского научного общества). 1 января 1895 года музей был открыт для посещения публики по воскресным дням.

С 1894 года по 1897 год отделение и музей проводили экспедиции по изучению Юго-Западного Забайкалья. Музей ставил спектакли и концерты, проводил лекции. В формировании коллекции музея принимали участие В. А. Обручев, Д. А. Клеменц, П. К. Козлов. Были составлены коллекции по энтомологии, орнитологии, герпетологии, ихтиологии, геологии, археологии, палеонтологии и ботанике. В Монголии были закуплены предметы буддийского культа и предметы быта монголов.

XX век

Фонды музея к 1904 году выросли до 14 тысяч единиц хранения. К 1911 году сотрудниками музея было опубликовано 185 научных работ.

Во время Первой мировой войны научная деятельность музея была практически свёрнута. Во время гражданской войны музей почти прекратил свое существование.

31 января 1922 года Правительство Дальневосточной Республики (ДВР) приняло постановление о передаче музея в введение Министерства народного просвещения. Музей получил денежное содержание, штат работников и 2-х этажное здание бывшего 4-х классного городского училища. В апреле 1922 года хранителем музея вновь становится П. С. Михно.

Летом 1921 года П. С. Михно возобновил научные экспедиции. После образования Бурят-Монгольской АССР, с 1 октября 1923 года музей был передан в ведение Бурнаркомпроса. На 1 января 1924 года в коллекции музея находилось 19989 экспонатов. В 1923 году музей посетило 4190 человек, состоялось 27 школьных экскурсий [1] . Коллектив музея состоял из 5 человек, поэтому в ноябре 1924 года при музее был создан ученический краеведческий кружок для старшеклассников. С 1927 года кружок выпускал рукописный журнал «Следопыт», который позднее стал называться «Кяхтинский краевед».

Летом 1930 года музей провёл исследования Боргойской степи. Было собрано 350 видов растений, 32 образца почв, 200 образцов горных пород, около 1000 насекомых, 20 змей, мхи и лишайники. В километрах на восток от Боргойского сомона был найден оленный камень [2] .

К 1931 году коллекции музея выросли до 50 тысяч единиц хранения.

В 1940 году в честь 50-летия музея ему было присвоен статус республиканского музея и имя академика В. А. Обручева.

После Великой отечественной войны музей организовал 10 краеведческих кружков, выпускал газету «За советскую науку».

В 1964 году сотрудники музея участвовали в создании краеведческого музея в городе Сухэ-Батор, Монголия, в 1970-е — в создании музея Монгольской Народной революции в городе Алтан-Булак.

В 1975 году в Новоселенгинске был открыт филиал Кяхтинского музея — «Музей декабристов».

В 1982 году при участии сотрудников музея был создан Музей народного творчества народов Забайкалья, в 1984 году — народный музей в селе Шарагол. В 1981 году из научной библиотеки музея был выделен фонд редких книг.

В 1980-е — 1990-е годы музей принимал участие в археологических исследованиях. В 1996 году на базе Кяхтинского краеведческого музея был проведен Международный конгресс ученых археологов.

XXI век

В 2004 году сотрудники музея работали над созданием нового музея — «Музея Российско-Монгольской дружбы».

В августе 2009 года сотрудники музея совместно с археологами Государственного Эрмитажа и Института истории материальной культуры РАН начали раскопки княжеского хуннского могильника Оргойтон близ села Зарубино Джидинского района.

Филиалы

  • Мемориальный Дом-музей I съезда Монгольской народно-революционной партии
  • Мемориальный Дом-музей «Конспиративная квартира» Сухэ-Батора

Площади музея

  • экспозиционно-выставочная 1200 м²;
  • временных выставок 50 м²;
  • фондохранилищ 360 м²;
  • парковая 8 га.

Коллекции музея

Фонды музея состоят из 100 тысяч единиц хранения.

  • Коллекция археологии хунну.
  • Орнитологическая коллекция.
  • Энтомологическая коллекция.
  • Ботаническая коллекция.
  • Книжный фонд. Свыше 30 тысяч единиц хранения
  • Коллекция по буддизму — бронзовая скульптура, утварь.
  • Нумизматическая коллекция.
  • Декоративо-прикладное искусство.

Отдельные экспонаты

  • Рукописные карты частей Китая на китайском языке, Забайкальской области, Байкала, карта-чертеж Иркутской области, план «Верхнеудинского уезда Ботойскому сенокосному лугу», карта Цецен-Хановского аймака МНР на монгольском языке и другие.
  • Рукопись участника первой советской экспедиции в Монголию С. А. Кондратьева «Гавамонгольская легенда» (1935 год).
  • «Китайская грамматика, сочиненная монахом Иакинфом» и «История первых четырех ханов из дома Чингисова» [3] .

Издания музея

Музей издавал книги:

  • Труды Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества. 18 томов
  • Протоколы собраний Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества
  • Флора Забайкалья. Совместно с Всесоюзным ботаническим обществом. 8 выпусков
  • Кяхта. Путеводитель — М., 1990

Примечания

  1. П. Б. В Троицкосавском музее//Бурят-Монгольская правда. №43 (141) 22 февраля 1924 года. стр.3
  2. С. У. В Боргойской степи //Бурят-Монгольская правда. №200 (2101) 5 сентября 1930 года. стр.1
  3. Архивные документы в библиотеках и музеях Российской Федерации. Справочник. Кяхтинский краеведческий музей.

Литература

  • Кузнецова В. Н. П. С. Михно и Кяхтинский музей // Программа и тезисы научно-практической конференции, посвященной 100-летию Кяхтинского краеведческого музея им. акад. В.А. Обручева. – Кяхта; Улан-Удэ, 1990.
  • Туристский путеводитель «Байкал». — М.: издательство VIZA, 2009, стр. 111.
  • Кяхта. Памятники истории и культуры (путеводитель). — М., 1990
  • Путеводитель путешественника «Туризм и отдых в Бурятии». — Иркутск: издательство «Время странствий, 2011. стр. 60-62.

Ссылки

См. также

  • Оргойтон — княжеский могильник эпохи Хунну
  • Ильмовая падь — могильник хуннской знати
  • Дырестуйский Култук — могильник эпохи Хунну
  • Баян-Ундэр — хуннское городище
  • Великий чайный путь

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Кяснясенъярви
  • Кяхтинский район Бурятии

Смотреть что такое «Кяхтинский краеведческий музей» в других словарях:

Кяхтинский район Бурятии — Кяхтинский район Хяагтын аймаг Герб Флаг … Википедия

Кяхтинский район — Хяагтын аймаг Герб … Википедия

Музеи Бурятии — Экспонат Этнографического музея народов Забайкалья, Улан Удэ. В 2007 году в Бурятии действовало: 5 государственных, 19 муниципальных, более ста поселенческих и школьных музеев … Википедия

ИННОКЕНТИЙ — Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. Нач. XIX в. (собор Знаменского мон ря в Иркутске) Свт. Иннокентий (Кульчицкий), еп. Иркутский. Икона. Нач. XIX в. (собор Знаменского мон ря в Иркутске) (Кульчицкий Иоанн; 1680 1682, Малороссия… … Православная энциклопедия

Кяхта — У этого термина существуют и другие значения, см. Кяхта (значения). Город Кяхта Хяагта Герб … Википедия

Михно, Пётр Саввич — Пётр Саввич Михно Рисунок из газеты Бурят Монгольская правда №242. 27 октября 1926 года … Википедия

Бурятия — Координаты: 53°48′ с. ш. 109°20′ в. д. / 53.8° с. ш. 109.333333° в. д. … Википедия

Список гербариев России — В России насчитывается 99 гербариев, зарегистрированных в международной системе Index Herbariorum[1] и получивших акроним международный буквенный код, состоящий из 1 6 букв английского алфавита. Они представлены в первой таблице. Во второй… … Википедия

Оргойтон — Координаты: 50°31′ с. ш. 106°11′ з. д. / 50.516667° с. ш. 106.183333° з. д. … Википедия

Туризм в Бурятии — Гостеприимная Бурятия. Фото: Аркадий Зарубин … Википедия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: