Как называется самое древнее судно в мире: древнейшие корабли - JEKATERINBURG.RU

Как называется самое древнее судно в мире: древнейшие корабли

Самое древнее судно на земле

Какие корабли были у древней Трои? Вопрос – заинтересовавший очень многих посетителей ВО. И как вообще выглядели корабли той эпохи? Ведь очевидно, что знаменитые греческие триеры, известные нам по черно- и краснолаковой греческой керамике, никакого отношения к Троянскому периоду греческой истории не имеют! Фрески из Феры? Но они относятся к более раннему времени… Однако, есть оказывается место в Средиземноморье, где древних кораблей ну просто очень много, причем самых разных веков. Это его морское дно! Другое дело, что найти их совсем не так просто. Какие-то суда сразу, едва они затонули, разбило волнами. Другие занесло песком и сверху их не видно. Другие может быть и целы, но лежат уж очень глубоко. Так что нужно редкое везение и стечение обстоятельств, чтобы ныряльщики, во-первых, наткнулись бы на такой корабль, а во-вторых – там было бы что доставать! Это тоже имеет значение. Ведь потом это можно реставрировать и выставить в музее.

Замок св. Петра в Бодруме. Вид с берега.

Здесь на страницах ВО я уже рассказывал о реплике корабля из Кирении, которая находится в Музее Моря в Айя-Напе, тогда как собственно его останки – в Музее Корабля на Северном Кипре. Однако это не самый древний на сегодня средиземноморский корабль! Самый, самый древний находится на материке, а именно в турецком городе Бодруме, что расположился на юго-западном побережье Малой Азии между курортами Мармарис и Измир. Говорят, что Бодрум — это столица «лазурного берега» Турции и это действительно так, но только речь сейчас не об этом.

Замок св. Петра в Бодруме. Вид с моря.

Для нас куда важнее и интереснее, что именно на его месте в древности располагался тот самый город Геликарнас, который на всю Ойкумену прославился величественной гробницей царя Мавсола, впервые получивший название Мавзолея. В античное время Мавзолей считался одним из семи чудес света, но он был полностью разрушена, и лишь некоторые каменные блоки из его стен использовали при возведении крепостных стен замка крестоносцев. А потом все-таки нашли и сохранившееся основание Мавзолея, и чудом уцелевшие статуи и рельефы. В середине 19 века все это вывезли в Англию в Британский музей. Хотя до сих пор частично сохранился кусок городской стены Геликарнаса, несколько башен и легендарные ворота Миндос.

Карта места находки «корабля из Каша».

А вот на выдающемся в море мысе Зефирион в начале 15 века рыцари ордена госпитальеров возвели себе замок, который назвали замком святого Петра. И вот в нем-то после всех исторических трагиколлизий в 1973 году разместился музей подводной археологии и уж если вы оказались там где-то поблизости, то посетите его обязательно!

Инструменты, найденные на борту судна.

Чего там только нет, начиная с находок, относящихся к 14 в. до н.э.: это и оружие, и монеты, и сосуды с византийского корабля эпохи средневековья. В зале карийской принцессы Ады можно полюбоваться на ее гробницу и золотые украшения. Именно здесь хранится и наиболее богатая в мире коллекция древних амфор Средиземноморья, предшественников контейнеров и цистерн современных морских перевозок. Но самая главная изюминка экспозиции музея – это реконструкция улу-бурунского корабля, который затонул здесь же неподалеку от города Каш в конце 14 в. до н.э. Интересно, что хотя корабль этот и невелик по размерам, поднимали его из воды в течение целых 10 лет!

Корабль в разрезе.

Новодел судна в натуральную величину можно рассмотреть в деталях, начиная с корпуса, сделанного из кедровых досок, тяжелых каменных якорей и обломков весел. На нем историки нашли немало сокровищ в самом прямом смысле этого слова. Например, это золотой скарабей с именем царицы Нефертити, каменный топор, явно ритуального предназначения, четыре меча разной формы и даже страусовые яйца!

Экспонаты с древнего корабля и его реконструкция находятся в зале «Улубурун», названном так в честь каменистого мыса на южном берегу в районе города Каша. Здесь этот корабль со всем своим грузом несколько тысяч лет назад как раз и потерпел крушение, и затонул, а все богатства, находившиеся у него на борту, отправились на дно моря. Долгие годы он спокойно лежал на глубине около 60 м, пока его не обнаружили совершенно случайно…

Палуба и рулевые весла.

А было так, что в 1983 году один местный ныряльщик, промышлявший добычей морских губок и хорошо знавший морское дно, нашел необычное скопление странных слитков и останки деревянного корабля. Он поднял со дна несколько образцов и отнес их в музей, где сразу же выяснилось, что слитки эти в форме бараньей шкуры – из меди и что относятся они к позднему бронзовому веку, а сам этот корабль – к 14 веку до нашей эры.

Трюм со слитками меди.

Находка сразу же вызвала необычайный интерес не только среди специалистов по подводной археологии, но и простых граждан, прочитавших об этом событии в престижном журнале «National Geographic». Понятно, что Бодрумский музей подводной археологии после этого также привлек к себе внимание публики, и число посетителей из разных стран в нем сразу увеличилось в несколько раз. (Вот она явная и очевидная «теория заговора»: это все было сделано специально, чтобы обмануть доверчивых читателей этого журнала и повысить доход музея!) Однако, доходы – доходами, а с работой по подъему корабля явно не спешили. Она была проведена в целых 11 этапов, по 3-4 месяца каждый, и шла с 1984 по 1994 год.

Удалось выяснить, что корабль был невелик по размерам: длиной всего 15 метров, но вез груз весом около 20 тонн. Корпус его оказался довольно сильно поврежденным, хотя отдельные его части сохранились очень даже неплохо. Оказалось, что сделан он был из кедровых досок, которые между собой соединялись встык – то есть на расклиненных изнутри колышках, вставленных в отверстия, просверленные в досках. Были найдены остатки весел, самое большое из которых было 1,7 м длиной и толщиной 7 см. На судне было обнаружено также целых 24 каменных якоря весом от 120 до 210 кг и два маленьких якоря весом по 16-21 кг. Возможно, что такое большое количества якорей появилось на судне не случайно. Возможно, что их использовали не по своему прямому назначению, а для балластировки судна, хотя это и не более, чем предположение.

Корабль в разрезе: входи и смотри.

Находки с корабля позволили определить, что этот корабль был торговым судном с Ближнего востока, и скорее всего с Кипра, а по времени катастрофы его можно отнести к 14 веку до н.э., то есть он представлял собой самое древнее морское судно в мире.

Египетские скарабеи, найденные на дне. Белые и большие (вверху) двухсторонние увеличенные гипсовые копии. Вот это забота о посетителях!

Эта находка имела большое значение, так как автоматически сдвинула историю морской международной торговли к бронзовому веку, поскольку груз, найденный на корабле: слоновая кость, амфоры, мелкая керамика, домашняя утварь, 10 тонн меди и слитки олова, прекрасные изделия из стекла и драгоценности из золота – все это было родом из Египта. Корабль, судя по всему, совершал плавание к берегам Сирии и Кипра, и, возможно, конечным местом его пути были берега Черного моря. Предполагают, что груз могли везти в Египет, но точно определить, куда плыл этот корабль, конечно же, невозможно.

Читайте также  Какая самая опасная рыба в мире и где она обитает?

Кусок морского дна, сохраненный в музее.

Еще один кусок дна с лежащими на нем штоками якорей. Музей моря в Айя-Напе. Остров Кипр.

Интересно, что в Бодрумском музее выставлены не только добытые со дна моря детали этого 15-метрового корабля и выставлена его реплика, но и показано, каким образом его груз мог располагаться в трюме. Есть здесь и экспонаты, и ценные вещи с других кораблей, сохранившихся намного хуже, но все равно что-то давших науке, в том числе с мыса Гелидонья, и из других мест этого побережья.

Медные слитки в форме шкур.

Дендрохронологические исследования деревянных частей судна провел доктор Кемалем Пулаком из Техасского университета, и они показали примерную дату его постройки – около 1400 года до н. э. Получается, что оно на 150 лет старше столь же условной даты падения Трои. Но это же и однозначно говорит о том, что уже в то время налаженная средиземноморская торговля существовала.

Синее стекло – сырье для переплавки.

Профессор Питер Кунихольм из Корнельского университета провел исследование деревянных частей корабельного груза. Их результаты говорят, что судно могло затонуть около 1316 – 1305 гг. до н. э. Эта датировка подтверждается найденной на борту керамикой. Такую археологи находят в слоях «затмения Мурсили» 1312 года до н. э., названному так в честь хеттского царя Мурсили II.

Микенские амфоры (копии)

Находки бус и украшений.

Всего со дна достали около 18 000 предметов. Из них 354 слитка меди 10 тонн весом, 40 слитков олова весом около одной тонны, 175 слитков стекла. Нашли окаменевшую еду, так же, как и в сосудах гробницы Тутанхамона: желуди, миндаль, оливки, гранаты, финики. Из драгоценностей нашли золотой перстень с именем царицы Нефертити, а также целый ряд золотых подвесок разной формы, бусы из агата, фаянсовые бусы, серебряные браслеты, золотую чашу, крошечные фаянсовые бусы, сросшиеся в ком, золотой и серебряный лом.

Какой корабль самый древний в мире?

Так выглядит большинство древних судов

Нашей плетенее повезло. Она почти на три четверти покрыта водой – колыбелью всей жизни. Все обитатели Земли так или иначе когда-то вышли из первобытного океана или там и остались. Но сухопутным людям пришлось искать способы перемещаться по недружественной стихии. Так появились лодки, корабли и суда. Первые попытки создать нечто, способное передвигаться по воде, относятся ещё к пещерным временам. Поэтому информация о доисторических кораблях до нас дошла в форме наскальной живописи. Но более поздние конструкции сохранились и в материальной форме.

Киринейский корабль

Древнейшим найденным кораблем чаще всего называют судно, которое сейчас хранится в Киринейской крепости-музее. Под эту экспозицию отведено сразу несколько залов. В них выставлен сам остов корабля, найденная на нем утварь и товары.

Археологи утверждают, что судно относится к легендарным временам правления Александра Македонского, т.е. 300 году до нашей эры. Небольшое торговое судно перевозило амфоры с вином, миндаль и другие ценные товары, когда на них напали пираты. Корабль ограбили, забрав все мало-мальски ценное и судовую кассу, и потопили.

Корабль пролежал под водой более двух тысячелетий, когда в 1968 году на него случайно наткнулся ныряльщик. Археологи со всеми возможными предосторожностями извлекли его остов из-под воды и переместили в музей на радость зрителям.

Турецкий корабль

Возраст древнего корабля из Кириней считается подтвержденным, что и позволило поместить его на первое место в нашем рейтинге. Но есть множество более старых судов, которые пока ещё проходят экспертизу. К примеру, совсем недавно археологи из турецкого города Анкара обнаружили судно, возраст которого датируется пока лишь приблизительно – около 4000 лет.

Пока что историческая реликвия ещё лежит на дне моря, возле древнего порта. На подъем может уйти несколько лет, ведь нужно защитить его части от разрушения, аккуратно разобрать и вернуть на сушу. На этом работа не заканчивается. Каждую дощечку нужно очистить от соли и пропитать особыми растворами, чтобы остановить гниение. После правильной обработки древнее судно, конечно же, не поплывет, но зато будет долгие годы стоять в музее.

SV Carrick

Так незамысловато называется одно из старейших судов. Это самый древний клипер, дошедший до наших дней сравнительно целым и невредимым. Он был спущен на воду в 1864 году и долгие годы верой и правдой служил, перевозя эмигрантов из Англии в Австралию. Считается, что около 70% нынешнего населения Австралии – это потомки людей, прибывших именно на этом судне. Правда, тогда он назывался «City of Adelaide». Но что это меняет?

Долгое время он служил плавучим госпиталем, потом стал учебным судном. А уже недавно было решено все же передать его Австралии, для которой этот корабль – ценнейшая реликвия. На буксире его переместили к побережью Зеленого континента, где после реконструкции и восстановления он станет плавучим музеем, символом важнейшей для государства эпохи.

USS Constitution

Это просто уникальный экспонат – самое древнее парусное судно. Оно до сегодняшнего дня дошло в неизменном виде. И хотя последние годы судно стоит на вечном приколе, формально оно до сих пор входит в состав боевого американского флота.

О приключениях этого корабля можно снимать фильмы. На воду он был спущен в 1797 году, участвовал в нескольких войнах, где великолепно показал себя. Его корпус изготовлен из особо прочного виргинского дуба, благодаря чему пушечные ядра просто отскакивали об него. За это он получил прозвище «Железнобокий старик».

1830 год чуть не стал для него фатальным. Судно такого возраста уже считалось рухлядью и было предназначено на слом, но вмешалась судьба. Была опубликована посвященная кораблю поэма, что всколыхнуло общественность. Люди потребовали сохранить корабль для истории.

Сейчас Железнобокий старик стоит у причала в Бостоне и ежегодно принимает до полумиллиона туристов. Не удивительно, ведь он замыкает знаменитую туристическую Тропу Свободы. Это судно – настоящая историческая реликвия, но оно нуждается в постоянном уходе людей. Без него корабль погибнет меньше чем за год, просто от гнили.

Коммуна

Американская Конституция – самое древнее парусное судно, которое формально состоит на вооружении. Но в России есть корабль, который на самом деле входит в ряды военного флота, находится на ходу и выполняет свои функции. Это спасатель подводных лодок Коммуна.

Его спустили на воду ещё в 1913 году. Тогда он назывался Волхов. Свое нынешнее имя корабль получил в 1922 году. В списке его заслуг – множество спасенных подводных лодок, участие во Второй Мировой. Уже позже его модернизировали, оборудовали подводным роботом.

Недавно Коммуна отметила уникальный юбилей – век со дня спуска корабля на воду. Подобный рубеж пересекают немногие суда, и лишь единицы в таком возрасте способны выполнять свои функции. Этот корабль входит в их число. Более того, это старейшее судно не только в составе Военно-Морских сил России, но и в мире.

Античные корабли древнего мира

Самый древний в мире чёлн (от праславянского яз.: чёлн — *čьlnъ — пень), выдолбленный из целого ствола дуба длиной 7,55 метра, найден на левом берегу Дона около села Щучье, где русло реки раздваивается. Путешествуя по Скифии Северного Причерноморья, Геродот даёт первые сведения о прото-славянах, живших на этих территориях в античную эпоху — в VI -V вв. до н. э.

Читайте также  Самые романтичные фильмы о любви: список и топ-10 лучших

Исследователи установили, что древний чёлн был построен на реке Дон около 4 тысяч лет назад, то есть территории постоянного проживания праславянских племён. Сейчас самый древний в мире чёлн хранится в Государственном Историческом музее в Москве. Известно, что античные авторы считали реку Дон (Танаис) границей между Европой и Азией. Название реки Дон сохраниться со скифских времен и происходит из ведического санскрита Дану – danu — река (родственные слова в рус. яз.: ДОН, ДНепр, ДОНец, ДНестр, Донузлав) . Азово-Черноморская Русь.

Среди находок археологов на южном берегу Ладожского озера обнаружен чёлн, выдолбленный из целого ствола двухсотлетнего дуба, чёлн изготовлен примерно в III тысячелетиях до н. э.

Египетские одномачтовые корабли с низкими бортами и плоским днищем не были пригодны для плавания в открытом море. Египетские корабли больше походили на лодки с рулевым веслом, с большим четырехугольным парусом, и высоко поднятым носом и кормой. Одномачтовые египетские лодки предназначались для плавания по Нилу — единственной речной дороге связывающей Верхний и Нижний Египет в единую древнеегипетскую цивилизацию. Законы позднего царства Древнего Египта категорически запрещали египтянам выходить на судах в открытое море. На побережье Красного моря в Египте обнаружены детали самых древних в мире морских судов, возраст которых около 4 тысяч лет.

У истоков мореплавания в Средиземном море стояли первые мореходы Крито-Микенской или Эгейской цивилизации бронзового века (2700 —1400гг. до н. э.). Властителями античного Средиземноморья было сильное и процветающее морское государство со столицей на острове Крит (Кносский дворец царя Миноса), вело активную морскую торговлю в бассейне Средиземного моря между прибрежными областями Азии, Африки и Европы.

VIII — VI в.в. до н. э.великая греческая колонизация

Античный мир мореплавателей и лоцманов оставил нам в наследство не мало географических описаний и точных карт морских путей по Средиземному морю, и Понту Аксинскому (Чёрное море), известных древним мореходам. На многих картах нанесены места расположения многих колонии и торговые факторий основанных по всему побережью Средиземного и Чёрного морей, на берегах Кавказа и Крыма (Таврии)

Критские корабли принципиально отличались от египетских лодок, тем, что имели прочный киль вдоль всего днища, для усиления поперечной прочности корабля имелись специальные «ребра»— шпангоуты.

Военные корабли Крито-Микенской цивилизации были длиннее и легче торговых судов; на военных кораблях размещалось больше гребцов, что увеличивало скорость движения судов. Нос корабля делали всегда высоким; киль в носовой части военного корабля оканчивался мощным тараном. Критские корабли управлялись при помощи двух рулевых весел, установленных на корме корабля с разных бортов. Древнегреческие предания рассказывают, что на постройку критских судов использовали кипарисы, которые в изобилии росли на Крите.

С острова Крит и островов Эгейского моря влияние Крито-Микенской цивилизации распространялось на все Восточное Средиземноморье, известны колонии минойцев в Северном Египте и Угарите. Достижения Крито-Микенской цивилизации переняли греки-ахейцы, завоевавшие Крит в первой половине XV веке до н.э.

Боевой корабль атакует торговое судно. Роспись на чернофигурной вазе VI века до н.э.

После вторжения дорийских племен в XI—IX века до н. э. начались Тёмные века в истории античной Греции, когда минойская культура полностью исчезла, а коренное население Крита было ассимилировано греками-ахейцами не позднее IV-III вв. до н. э.

Древнегреческие суда

содержание

Изрезанность береговой линии Балканской Греции с многочисленными и удобными бухтами, обилие островов, разбросанность греческих колоний по всему средиземноморскому и черноморскому побережью создавали самые благоприятные условия для расцвета морской торговли. Возросла грузоподъёмность торговых кораблей (до 100 — 150 тонн), усилилась интенсивность морских перевозок (V-IV вв. до н. э.) — практически все торгово-ремесленные полисы были связаны между собой освоенными морскими путями, что открывало перед греческими купцами самые широкие возможности для торговых операций.

В своей «Речи против Лептина» [1] (355 г. до н.э.) великий греческий оратор Демосфен отмечает: «Ведь вы, вероятно, знаете, что мы пользуемся привозным хлебом гораздо больше, чем все другие. Вдобавок ко всему [хлебу], доставляемому из других эмпориев, привозится морем хлеб с Понта. Это и понятно, ибо происходит так не только потому, что местность эта чрезвычайно богата хлебом, но и благодаря тому, что правитель её Левкон даровал ателию везущим [хлеб] в Афины и объявил, что первыми должны грузиться [корабли], плывущие к вам. Имея [от вас] ателию для себя и своих детей, он дал её всем вам. . [В частности], когда в позапрошлом году повсюду был голод, он прислал вам не только достаточное количество хлеба, но столько, что было получено в виде прибыли пятнадцать талантов денег, которые затем находились в распоряжении Каллисфена».

Близость моря, благоприятное расположение многих торгово-ремесленных полисов на морском побережье моря облегчало снабжение необходимым сырьём греческих мастерских, так как перевозки грузов по морю были самыми удобными и дешёвыми. Таким образом, в распоряжение греческих ремесленников могло поступать сырьё со всего Средиземноморья и Причерноморья.

Греческий торговый корабль (ок. 300 г. до н.э.)

В акватории кипрского порта Кирения были найдены и реконструированы останки греческого торгового судна длиной 14,3 м. и шириной 4,3 м., перевозившего оливковое масло и вино, Это самое древнее из судов, возраст которого приравнивается 2300 годам.

Киль торговых судов изготавливался из скального дуба, шпангоуты — из чёрной акации. Обшивку делали из липы или красного бука. Для мачты, реи и вёсел использовали алеппскую ель. Наиболее эффективным движителем был парус, поскольку гребцы заняли бы большую часть полезной площади. Судно было беспалубным с одним парусом с традиционной оснасткой и управлялось двумя рулевыми вёслами. Для защиты от волн борта наращивали решёткой из толстых прутьев, обтянутых кожей.

На больших вазах VIII века до н. э., найденных в. Афинах, древнегреческие суда изображены длинными, узкими, вооружёнными острыми таранами. В легендах Крыма говорится о греческих триремах: «И вот у берегов Тавриды появилась армада греческих трирем — военных кораблей». Но до них в архаический период (XII-VIII вв. до н.э.) наиболее распространёнными типами греческих боевых кораблей были триаконтор и пентеконтор («тридцативесельник» и «пятидесятивесельник»).

Триаконтор был весьма близок по конструкции к критским кораблям с сооружённым помостомв носовой части, над которым крепились вырезанные из дерева рога или щупальца Горгоны. Такой корабль с возвышенной носовой частью и кормовой оконечностью в виде хвоста дракона производил на врагов мощное психическое воздействие.

Корабль Эгейского моря

Из-за довольно высоких стоек-опор вёсла входили в воду под углом, близким к нормали, что снижало их эффективность. Спустя несколько столетий этот недостаток был устранён на пентеконторах — одноярусных гребных суднах, приводимых в движение пятью десятками вёсел — по 25 с каждой стороны при общей длине корабля 28-33 метров и ширине 4 метра.

Пентеконторы были в основном беспалубными (греч.афракта – без ограждения), то есть открытыми судами. Однако иногда строились и палубные пентеконторы (катафракта). Наличие палубы защищало гребцов от солнца и от метательных снарядов противника, а также увеличивало грузопассажирскую вместимость корабля. На палубе можно было перевозить припасы, коней, боевые колесницы и воинов, которые первоначально и сидели на вёслах. Сходя на берег, они вели войну. Для уничтожения неприятельских судов на пентеконторах появляется таран.

Читайте также  Какая обезьяна самая большая в мире: наиболее крупные их представители

Скорость судна составляла около 9.5 узлов (17.5 км/ч). Увеличение её требовало увеличения количества гребцов, что на одноярусном корабле привело бы к удлинению корабля на 1 метр. В связи с этим греческие и финикийские кораблестроители приняли изящное решение: если корабль нельзя удлинить, значит его необходимо сделать выше и разместить второй ярус гребцов над первым. Так появилась бирема (конец VIII в. до н.э.).

Ранняя греческая бирема

Поскольку первый, принципиально важный шаг от монеры (одноярусника) к полиреме (многояруснику) уже был сделан при переходе от пентеконтора к биреме, перейти от биремы к триере оказалось значительно проще. Согласно Фукидиду, первая триера была построена около 650 г. до н.э.

Ранняя греческая триера

Триера (греч. τριήρεις ), или трирема у римлян ( tria — три и remus — весло), была основным типом боевого корабля Средиземноморья. Это парусно-гребное судно с тремя рядами вёсел, расположенных один над другим в шахматном порядке.

Одни исследователи приписывают изобретение триремы финикийцам, другие называют коринфянина Аменокка. Главным оружием триремы был таран — продолжение килевого бруса. Водоизмещение судна достигало 230 тонн, длина — 45 метров, экипаж — до 200 человек.

Самые сильные гребцы — траниты — размещались на верхней палубе. Это была высокооплачиваемая и привилегированная каста. Гребцов среднего ряда называли зигитами, нижнего — таламитами. Командовал кораблём триерарх, ему подчинялись кормчий и начальник гребцов — гортатор.

Скорость хода триремы на вёслах составляла 7 — 8 узлов, но все три ряда вёсел работали только во время боя. Даже при небольшом волнении нижний ряд втягивали во внутрь корабля, и вёсельные порты затягивали кожаными пластырями.

Парусное вооружение состояло из большого прямоугольного паруса и малого (артемона) на наклонной мачте в носовой части судна. Третья мачта, столь же короткая, как и носовая, тоже несла небольшой парус и располагалась у самого конца палубы в корме. Мачты делались съёмными и убирались на время боя.

Вёсла всех трёх ярусов имели одинаковую длину: таламиты, зигиты и траниты располагались по кривой, образованной бортом триеры, так, что лопасти вёсел всех ярусов достигали воды, хотя и входили в неё под разными углами.

Иногда триеры использовались и для транспортных перевозок гоплитагагос (пехоты) и гиппагагос (лошадей).

Биремы и триеры стали основными и единственными универсальными кораблями классического периода (IV-V вв. до н.э.). При этом в качестве вспомогательных кораблей, авизо (посыльных судов) и рейдеров продолжали использоваться одноярусные галеры (униремы) — наследники архаических триаконторов и пентеконторов.

Поздний греческий пентеконтор

Современная реконструкция триеры «Олимпия» пока что не смогла выжать больше 7 узлов (13 км/ч). Строительство её обошлось почти в 700 тыс. долларов и заняло два года.

Интересно, что в 482 г. до н. э. в Афинах с населением около 250 тысяч жителей имелось около 200 трирем. Кстати, в древнем Средиземноморье вплоть до второй половины I тысячелетия н. э. корабли и лодки строили, начиная с обшивки, последовательно переходя к внутренним частям.

Основным оружием бирем и трирем являлся таран, а тактическими приёмами — таранный удар и абордажный бой. Каждая триера во время боевых действий несла на борту некоторое количество гоплитов — тяжеловооружённых пехотинцев, стрелков из лука и пращников.

Гоплиты

[1] Афинский политический деятель Лептин, желая упрочить финансовое положение афинского государства, предложил законопроект, предусматривавший отмену ателии — особой привилегии, состоявшей в освобождении от государственных повинностей, в том числе и от уплаты пошлин. Эта привилегия по постановлению народного собрания давалась за особо выдающиеся заслуги афинским гражданам и чужеземцам, а также их потомкам.

Корабли Древнего мира.

Судно этрусков, IV век до н. э.

На каменных надгробиях захоронения в центральной части Италии (IV в. до н. э.) изображены суда этрусков.

Напоминая формой древние суда финикийцев, эти корабли отличались более крупным изгибом штевней и имели много общего с более .поздними судами североевропейских народов. Как и на судах викингов, весла проходили через отверстия в бортах, чем обеспечивались удобное (низкое) положение гребцов и их защита высоким бортом. Зазоры между веслом и бортом закрывались короткими кожаными рукавами. Управлялось судно одним рулевым веслом с поперечным румпелем (деревянный шток для удобства управления рулевым веслом), закрепленным снаружи корпуса на правом борту. Мачта, устанавливаемая в средней части, несла прямой парус с одним реем. По верхним поясам обшивки проходил орнамент в виде стилизованного изображения волны. Ахтерштевень с навешенными по обеим сторонам щитами завершался украшением в виде рыбьего хвоста. Такие же щиты крепились на верхней части форштевня и по всему борту. В носовой части судна устанавливался проемболон в виде головы барана — конструктивный элемент, защищавший корпус при ударе тараном неприятельского корабля. Боевой металлический таран устанавливался на уровне ватерлинии и крепился к килевой балке. Широкие, высокобортные, с большой седловатостью, корабли этрусков были достаточно мореходцы для плавания в Средиземном море.

Суда Древнего Египта

Египетский торговый корабль

В гробницах III династии были найдены изображения грузовых судов, приводимых в движение не только веслами, но и парусом. На отдельных изображениях судов комплекса памятников додинастического периода Египта Негады II (4 тыс. до н. э.) тоже отчетливо виден парус. Узкий прямоугольный парус крепился к двуногой съемной мачте. На кормовом помосте закреплялись шесть длинных рулевых весел. Гребные весла убирались, гребли ими без упора, как на современных каноэ. Корпус набирался из тщательно обработанных акациевых плашек, был непрочен, и для более жесткой связи судостроители Древнего Египта протягивали вдоль корпуса канат на стойках. Такой же плетеный канат плотно опоясывал весь корпус корабля.

Суда этого типа имели различное назначение и были в основном речные. Длина 14—20 м, ширина 2—5 м. Имели палубу.

Мореходное торговое судно Египта

Развитие морской торговли в Древнем Египте влекло за собой совершенствование конструкций судов. Появились носовой и кормовой брусья. На них были сделаны шипы, куда входили доски обшивки. Уменьшился носовой свес, рулевые весла были увеличены и закреплены в прочных уключинах. Однако из-за еще недостаточной продольной прочности корпус стягивали канатом на специальных опорах. На носу и корме имелись небольшие площадки. Мачта с прямым парусом и две загнутые на концах реи составляли парусное вооружение. Якорем служил камень, обвязанный канатом. Водоизмещение египетских морских судов (1500 г. до н. э.) достигало 60—80 т. Строились и более крупные суда для перевозки строительных материалов, каменных блоков для пирамид, обелисков. Вдоль планширей бортов крепились небольшие колышки-уключины, к которым привязывались короткие весла с копьевидными лопастями. На расширяющихся «перьях» форштевня и ахтерштевня наносили магические рисунки или изображение глаза.

Источник: История корабля. Выпуск 1. «Изобразительное искусство», Москва 1982 г.

Художники В. Дыгало, Н. Нарбеков

PRETICH.ru

Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: