Женский портрет, корреджо (антонио аллегри) - JEKATERINBURG.RU

Женский портрет, корреджо (антонио аллегри)

Грация, немного ню и античная идея совершенства на фресках живописца Высокого Возрождения Корреджо

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Антонио Аллегри из Корреджо

Относительно недолгим был жизненным путь этого итальянского художника, но слава Корреджо – или Антонио Аллегри, таким было его настоящее имя – пережила его самого на много веков, а живопись этого мастера Высокого Возрождения продолжает и сейчас вызывать восхищение, и у знатоков Ренессанса, и у неискушенных зрителей. Картины и фрески Корреджо обладают замечательной способностью привлекать и удерживать внимание – живостью образов, сложностью композиций и ракурсов, мягкостью и одновременно смелостью контуров.

Он родился примерно в 1489 году в небольшом городке Корреджо на севере Италии, и, как и другие мастера того периода, был известен под именем своей малой родины – Антонио да Корреджо. Отец художника был торговцем, а дядя, Лоренцо Аллегри, занимался живописью. Он и дал племяннику первые навыки владения кистью. У Антонио были и другие учителя, и одним из важнейших предметов, изученных в детстве, оказалась анатомия.
По одной из версий, Корреджо учился в Модене, в мастерской Франческо Феррары. Вообще, о взрослении и становлении его как художника известно довольно мало, искусствоведы прослеживают биографию мастера уже после начала его творческого пути.

Поначалу Корреджо находится под сильным влиянием Андреа Мантеньи и Лоренцо Лотто, а с 1514 года начинает путешествовать по Италии и изучать работы Рафаэля, Тициана, да Винчи, Микеланджело. Фрески Сикстинской капеллы в Риме произвели на молодого Корреджо неизгладимое впечатление, вдохновив и его самого на создание шедевров фресковой живописи.
К 1520 году он завершил работу над росписью покоев настоятельницы монастыря в Сан-Паоло, Корреджо по заказу аббатисы создал фрески на мифологические сюжеты. Этот памятник искусства Возрождения отлично сохранился и до наших дней.

Купол Пармского собора и другие произведение Корреджо

Самое, пожалуй, знаменитой творение Корреджо – это роспись купола кафедрального собора в Парме, фреска «Вознесение Богоматери». Современники не особенно оценили новаторские приемы мастера: в его стремлении воплотить эффект «ожившей скульптуры», движения по спирали видели «рагу из лягушачьих лапок», возникали даже идеи уничтожить фреску.

Творение Корреджо спасли слова Тициана, который на вопрос о ценности росписи ответил: «Если взять купол, перевернуть его и наполнить золотыми монетами, то и тогда эта живопись окажется дороже».
Корреджо стал одним из первых, кто создавал традиции плафонных росписей, которые учитывали бы особенности перспективы, а значит, требовали несколько искаженного изображения фигур, чем было принято в традициях станковой живописи. Примерно тогда появился художественный прием di sotto in su, то есть «снизу вверх», в числе прочих ознаменовавший переход к эпохе барокко, когда помещения стали расписывать полностью, включая верхнюю часть интерьера.

Картинам и фрескам Корреджо присуща неповторимость и уникальность, при этом стиль художника менялся с течением времени, по мере того, как он совершенствовал свое мастерство и открывал все новые возможности живописи. Если поначалу творения Корреджо напоминали работы Леонардо – такие же прозрачные контуры, тонкая игра светотени, то позже цвета на его полотнах становились более насыщенными, контрастными, художник усиливает эмоциональную составляющую игры света, композиция становится сложнее и напряженнее.

Корреджо, как истинный мастер эпохи Ренессанса, в своих работах воплощал античные традиции – так, красивые и добродетельные лица он изображал бесстрастными, неподвижными, тогда как смех отмечал лица порочные. Значительное число произведений художника представляли собой мифы и аллегории, последние особенно любила Изабелла д’Эсте, герцогиня Мантуанская, заказавшая Корреджо несколько картин для своей коллекции.

А примерно с 1530 года по поручению герцога Федерико II Гонзага Корреджо начал цикл картин о любовных похождениях Юпитера, большая их часть предназначалась в подарок королю Испании, но некоторые, в частности, «Юпитер и Ио», Гонзага, по всей видимости, заказал для своего палаццо.

Единственная картина Корреджо в России

И сейчас произведения Корреджо обращают на себя внимание сложно выстроенной композицией и необычными для художников Возрождения ракурсами, они не только нарушают существовавшие в те времена живописные традиции изображения типичных сюжетов из христианской и античной мифологии, но и удивляют своей естественной грацией, динамичностью, выразительностью. А пейзажи, которые художник писал очень редко и скорее как фон для главного своего замысла, ему удавались на редкость хорошо. А вообще наследие художника – это прежде всего картины, воспевающие все чувственное, это своеобразная ода гедонизму.

В России Корреджо представлен лишь одним произведением – это «Портрет дамы», написанный примерно в 1518 году. Портреты были редкостью среди картин Корреджо; имя женщины, изображенной на холсте, неизвестно. Возможно, женщина имела отношение к ордену францисканцев – об этом может говорить цвет и фасон ее платья. Авторство картины было установлено относительно недавно, в прошлом веке, ранее же она предполагалась принадлежащей кисти Лоренцо Лотто.

Унаследовав от отца навыки обращения с деньгами, Корреджо вкладывал заработанное творчеством в сельскохозяйственные земли, и тем жил. В 1519 году он женился на шестнадцатилетней Джироламе Мерлини, с которой прожил девять лет. После тяжелых родов его жена умерла, и Корреджо остался с четырьмя детьми, до взрослого возраста дожили двое.

По свидетельствам современников, в первую очередь летописца Возрождения Джорджо Вазари, художник был исключительно скуп. Замкнутый по характеру, он проводил время за работой или в семейном кругу. Умер Корреджо в возрасте 45 лет, после того как отправился из Пармы в родной город и, разгоряченный, выпил холодной воды, после чего слег с лихорадкой и больше уже не поднялся.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Корреджо (Антонио Аллегри) Correggio (Antonio Allegri) (1489-1534)

Художник Антонио Аллегри работал в эпоху высокого Возрождения. Родился в северной части Италии, в городке Корреджо, неподалёку от Пармы, отсюда и получил своё прозвище.

КОММЕНТАРИИ: 7 Написать Ответы

Художник Антонио Аллегри работал в эпоху высокого Возрождения. Родился в северной части Италии, в городке Корреджо, неподалёку от Пармы, отсюда и получил своё прозвище.

Биография

Антонио появился на свет в семье купцов со средним достатком, но это не помешало родителям дать сыну достойное на то время образование. Отец определял его к разным учителям, которые обучали будущего художника философии, математике, литературе, языкам. Анатомию он освоил благодаря известному на то время медику – Джованни Ломбарди. На протяжении всей жизни у них складывались тёплые отношения и позже портрет медика украсил Дрезденскую галерею.

Родители видели сына учёным, но тяга к живописи взяла верх. Его дядя был художником, известным в своих кругах, от него юноша и получил первое художественное образование. Затем отправился в Модену, в студию к Бианке Феррари. В эти годы Корреджо написал несколько картин, в которых чётко просматривается влияние Леонардо да Винчи, хотя до сих пор не известно, где и при каких обстоятельствах он познакомился с его творчеством. В родной город вернулся состоявшимся художником и вскоре получил крупный заказ в главном городе Эмилии – Парме. Настоятельница монастыря слыла своенравной с «необычным» характером, но именно она поручила Корреджо расписать несколько помещений. Художник полностью угодил игуменье, исключив сцены религиозной тематики. В столовой Корреджо изобразил сюжет возвращения Дианы с охоты, а на потолке «вырастает» беседка, усеянная зеленью.

Краткий рассказ о знаменитых работах

Пребывание Корреджо в Парме выпало на 1518 год. В этот период в его работах заметна тенденция к иллюзионизму, это подтверждает фреска в монастыре Сан Пауло и роспись купола церкви Сан Джованни Эванджелиста. В это время он параллельно написал несколько мифологических картин с необычными сценами. Далее последовала самая серьёзная и значимая работа в соборе Пармы. Этому поспособствовали разговоры, переодевающиеся из уст в уста о великом таланте молодого малоизвестного художника.

Читайте также  Картина "вирсавия", карл брюллов, 1832

Он работал в кафедральном соборе на протяжении пяти лет, но после смерти в 1534 г. некоторые работы остались незавершёнными, их дописали его ученики. За это время он также писал картины на религиозные и мифические тематики, в их числе «Ночь», «День», «Юпитер и Антиопа». Картины на религиозные тематики открывают перед зрителем изящество поз, движений, передают асимметрию, лёгкость красок. Для улучшения восприятия творец использовал приём ночного освещения и сочные контрасты.

Начиная с 1520 года, в течение двух лет Корреджо пишет Вознесение Христа. В 1525 году он начал роспись фрески Вознесение Богоматери, именно она стала гордостью художника и примером для наследования его почитателей.

Его работы даже в стилистике непохожи друг на друга. В работах монастыря Сан-Паоло просматривается лёгкость, игривость, загадочность, в то время как работы в церкви Сан-Джованни наделены экспрессией и динамизмом.

Эволюция творческого развития Корраджо видна в период с 1524 по 1526 год: краски становятся насыщеннее, чувства – смелее, а ритм – интенсивнее. По мнению художников 17 века это и есть произведения искусства итальянского творца.

Знаменитое творение

Кульминацией его творческой деятельности стала роспись купола собора. В этой работе он завершил длительные поиски себя. Просматривается иное художественное решение, что обусловлено громадными размерами купола. Места предостаточно, чтобы создать бесконечное пространство, объединённое не только цветовым решением, но и тематикой. В роли балюстрады с фигурами апостолов, смотрящими в поднебесную, выступает барабан. На земле разворачивается другая сцена: ангелы поднимают Марию к небу, а им навстречу спускается Святой Михаил. Дева стала центром композиции, но фигуры апостолов тоже проработаны до мелочей. Ракурсы художник выбирал смелые насколько это возможно. Всё это, вместе с безграничным талантом придавало его работам эгоцентризма и в конечном итоге повлияло на восприятие стиля барокко и работы других художников того времени.

Цели и приоритеты

В отличие от коллег, Антонио вёл тихую и спокойную жизнь, его целью ни были деньги и слава, а также покровительство влиятельных людей. За свою жизнь художник жил в Модене, Парме, Мантуе, а за 4 года до смерти переехал в родной город. На формирование авторского стиля зрелого художника в большей степени влияло его мировоззрение, а не внешние факторы и окружение. Чтобы передать рельеф поверхностей, он использовал игру свето-теней, а пространственное движение – пастельными колоритами и эффектными контрастами. Благодаря необычному умению передавать свои чувства в живописи, его работы получались такими реалистичными и получили признание не только в родном городе, но и за его пределами.

Наследие великого Корреджо

Художник прожил 44 года, но за этот небольшой отрезок времени оставил богатое наследие в виде бесценных картин. Он стал одним из передовых художников итальянского Возрождения.

Великие художники. Корреджо

Картина: «Портрет дамы».

Портрет величия природы,
А царствует в ней человек.
И так идёт из века в век,
Прекрасны женские черты.
В них жажда жизни, красоты!

Антонио да Корреджо (собственно Антонио Аллегри; итал.Correggio; Antonio Allegri; около 1489, Корреджо, Эмилия — около 5 марта1534, там же) — итальянский живописец периода Высокого Возрождения, крупнейший из мастеров Пармы, предшественник динамики и чувственности искусства барокко.

Во втором десятилетии XVI века в Корреджо и других небольших городках Эмилии — области северной Италии — начал свою деятельность художник, которого следует считать одной из первых величин итальянского Возрождения. Это был Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Художник родился в семье купцов среднего достатка. Отец, желая дать сыну хорошее образование, определил его к нескольким учителям. У одного из них Антонио изучал язык и литературу, философию, а также математику и анатомию — это был известный медик Джованни Ломбарди. С последним у Корреджо на всю жизнь сохранились дружеские отношения. Возможно, что портрет так называемого «Медика» из Дрезденской галереи — это изображение Ломбарди.
Однако ученая карьера Антонио не состоялась. Он чувствовал непреодолимое влечение к живописи и проявлял к ней несомненные способности. Живопись Корреджо начал изучать у своего дяди, посредственного художника, но основную выучку прошел в Модене в мастерской Бианки Феррари. Об этом свидетельствует и несомненное влияние моденской живописи в ранних произведениях Корреджо

По мнению специалистов, в его работах можно проследить влияние Андреа Мантеньи, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Доссо Досси. Свои произведения Корреджо наполнял мягкой грацией и интимным очарованием. Его работы явились отражением двух тенденций того времени: постепенной утраты героических ренессансных идеалов и сложения новых художественных форм и принципов.
В Парме он получил от образованной в духе гуманизма настоятельницы м-ря Сан-Паоло поручение украсить один из ее покоев фресками мифологического содержания (между 1517 и 1520 годами), его монументальная живопись отличаются игривой лёгкостью и декоративным изяществом. На смену им в этом виде творчества Коррреджо пришли поиски динамической экспрессии: росписи церкви Сан-Джованни Эванджелиста (1520—1523) и собора (1526—1530) в Парме отражают уже сложные ракурсы и устремлённую вверх вихреобразную композицию, что само по себе является своеобразным предвосхищением пространственных эффектов эпохи барокко.
Характерными чертами станковых композиций Корреджо, помимо праздничного светского духа, являются интимная мягкость образов, эффектность грациозных поз и движений, динамическая асимметрия композиции, светлый, нарядный, прихотливо-изменчивый колорит («Мадонна со святым Франциском», 1514—1515, «Мадонна со святым Георгием», 1530—1532 годы, — обе в Картинной галерее, Дрезден; «Обручение святой Екатерины», Лувр, Париж). В некоторых работах Корреджо («Поклонение пастухов», или «Ночь», около 1530, Картинная галерея, Дрезден) прослеживается использование эффектов контрастного ночного освещения, что, по мнению исследователей, служит усилению эмоционального звучания образов.
Утончённый гедонизм и эротика, гибкость композиционных решений характеризуют поздние произведения Корреджо на мифологические темы из серии «Любовные похождения Юпитера» (предположительно заказанной Федерико II Гонзага для украшения палаццо дель Те): «Леда», «Даная», «Ганимед», «Юпитер и Ио». Этими работами вдохновлялись мастера рококо, почитавшие Корреджо своим предшественником и гением уровня Рафаэля. В российских музеях имеется только одна работа Корреджо — «Портрет дамы»*

Два аллегорические изображения: «Триумф добродетели» и «Порок, управляемый страстями», написанные гуашью и находящиеся в луврском музее, прекрасно характеризуют последнюю пору деятельности Корреджо. Потеряв свою жену, он возвратился в 1530 г. в Корреджио, где и окончил свой век вдали от суеты света и от почестей. Созданный им своеобразный стиль нашел последователей не столько среди живописцев, непосредственно следовавших за этим мастером, сколько среди последующих поколений. Если композицию Корреджо можно иногда упрекнуть в случайности сопоставлений, если мотивы его движений не всегда удачны и естественны, а типы голов условны, жеманны в своей самодовольной улыбке, — все эти недостатки выкупаются великим достоинством, присущим его произведениям и в котором у него не было соперников, а именно — чарующим светом, который проникает в сами тени и делает их прозрачными. Это искусство светотени, вместе с неподражаемым умением передавать чувственную прелесть юной жизни, отвели Корреджо место в немногочисленном ряду светил первой величины на горизонте итальянского искусства.

Великие художники. Антонио да Корреджо

Картина: «Портрет дамы».

Портрет величия природы,
А царствует в ней человек.
И так идёт из века в век,
Прекрасны женские черты.
В них жажда жизни, красоты!

Антонио да Корреджо (собственно Антонио Аллегри; итал.Correggio; Antonio Allegri; около 1489, Корреджо, Эмилия — около 5 марта1534, там же) — итальянский живописец периода Высокого Возрождения, крупнейший из мастеров Пармы, предшественник динамики и чувственности искусства барокко.

Во втором десятилетии XVI века в Корреджо и других небольших городках Эмилии — области северной Италии — начал свою деятельность художник, которого следует считать одной из первых величин итальянского Возрождения. Это был Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Художник родился в семье купцов среднего достатка. Отец, желая дать сыну хорошее образование, определил его к нескольким учителям. У одного из них Антонио изучал язык и литературу, философию, а также математику и анатомию — это был известный медик Джованни Ломбарди. С последним у Корреджо на всю жизнь сохранились дружеские отношения. Возможно, что портрет так называемого «Медика» из Дрезденской галереи — это изображение Ломбарди.
Однако ученая карьера Антонио не состоялась. Он чувствовал непреодолимое влечение к живописи и проявлял к ней несомненные способности. Живопись Корреджо начал изучать у своего дяди, посредственного художника, но основную выучку прошел в Модене в мастерской Бианки Феррари. Об этом свидетельствует и несомненное влияние моденской живописи в ранних произведениях Корреджо

Читайте также  Картина плотогоны, николай иванович андронов

По мнению специалистов, в его работах можно проследить влияние Андреа Мантеньи, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Доссо Досси. Свои произведения Корреджо наполнял мягкой грацией и интимным очарованием. Его работы явились отражением двух тенденций того времени: постепенной утраты героических ренессансных идеалов и сложения новых художественных форм и принципов.
В Парме он получил от образованной в духе гуманизма настоятельницы м-ря Сан-Паоло поручение украсить один из ее покоев фресками мифологического содержания (между 1517 и 1520 годами), его монументальная живопись отличаются игривой лёгкостью и декоративным изяществом. На смену им в этом виде творчества Коррреджо пришли поиски динамической экспрессии: росписи церкви Сан-Джованни Эванджелиста (1520—1523) и собора (1526—1530) в Парме отражают уже сложные ракурсы и устремлённую вверх вихреобразную композицию, что само по себе является своеобразным предвосхищением пространственных эффектов эпохи барокко.
Характерными чертами станковых композиций Корреджо, помимо праздничного светского духа, являются интимная мягкость образов, эффектность грациозных поз и движений, динамическая асимметрия композиции, светлый, нарядный, прихотливо-изменчивый колорит («Мадонна со святым Франциском», 1514—1515, «Мадонна со святым Георгием», 1530—1532 годы, — обе в Картинной галерее, Дрезден; «Обручение святой Екатерины», Лувр, Париж). В некоторых работах Корреджо («Поклонение пастухов», или «Ночь», около 1530, Картинная галерея, Дрезден) прослеживается использование эффектов контрастного ночного освещения, что, по мнению исследователей, служит усилению эмоционального звучания образов.
Утончённый гедонизм и эротика, гибкость композиционных решений характеризуют поздние произведения Корреджо на мифологические темы из серии «Любовные похождения Юпитера» (предположительно заказанной Федерико II Гонзага для украшения палаццо дель Те): «Леда», «Даная», «Ганимед», «Юпитер и Ио». Этими работами вдохновлялись мастера рококо, почитавшие Корреджо своим предшественником и гением уровня Рафаэля. В российских музеях имеется только одна работа Корреджо — «Портрет дамы»*

Два аллегорические изображения: «Триумф добродетели» и «Порок, управляемый страстями», написанные гуашью и находящиеся в луврском музее, прекрасно характеризуют последнюю пору деятельности Корреджо. Потеряв свою жену, он возвратился в 1530 г. в Корреджио, где и окончил свой век вдали от суеты света и от почестей. Созданный им своеобразный стиль нашел последователей не столько среди живописцев, непосредственно следовавших за этим мастером, сколько среди последующих поколений. Если композицию Корреджо можно иногда упрекнуть в случайности сопоставлений, если мотивы его движений не всегда удачны и естественны, а типы голов условны, жеманны в своей самодовольной улыбке, — все эти недостатки выкупаются великим достоинством, присущим его произведениям и в котором у него не было соперников, а именно — чарующим светом, который проникает в сами тени и делает их прозрачными. Это искусство светотени, вместе с неподражаемым умением передавать чувственную прелесть юной жизни, отвели Корреджо место в немногочисленном ряду светил первой величины на горизонте итальянского искусства.

Портрет

Представление о центральном положении человека во вселенной нашло отражение в новом развитии такого жанра, как портрет. По существу, уже в картинах XV столетия содержатся в зародыше будущие жанры — бытовая сцена, пейзаж, натюрморт. Но ни один из них не получил самостоятельного развития, так как они занимали второстепенное место по отношению к человеку, главенствующему в окружающей среде. По этой же причине как раз портрету уделялось огромное внимание. В средние века мысль о ничтожестве и бренности человеческой личности препятствовала развитию портрета. И лишь эпоха Возрождения, познавшая ценность неповторимого и индивидуального, заново вызвала к жизни этот жанр, ориентируясь на античные образцы. Толчком к развитию портрета послужили римские медали, отсюда — профильные повороты модели у большинства мастеров кватроченто. Портрет в этот период создавался в самых различных видах искусства — в живописи и скульптуре; он был монументальным и камерным — от конной статуи, поставленной в честь полководца, до скромной миниатюры или медали.

В собрании Эрмитажа о кватрочентистских портретах можно судить только по бюсту флорентинца, терракоте, которую связывают с именем Бенедетто да Майано (1417-1497). Скульптор слишком увлекся передачей каждого завитка волос, каждой складки одежды, каждой чертой худощавого лица немолодого мужчины, утратив за этой мелочностью цельность характеристики.

Наиболее ранний по времени живописный ренессансный портрет в коллекции Эрмитажа, выполненный Лоренцо Коста (1460-1535), датируется уже началом XVI столетия. Создан он не без влияния Рафаэля. Более того, под именем великого урбинца, правда, с вопросом, он экспонировался на выставке «Старые годы» в 1908 году. Но уже тогда эта атрибуция была отвергнута крупнейшими исследователями итальянского искусства, в частности, Э. Липгартом. В настоящее время автором портрета числится феррарский художник Лоренцо Коста, с 1506 года исполнявший роль придворного живописца при мантуанской герцогине Изабелле д’Эсте.

Именно феррарским портретам свойственны строгая сдержанность композиции и лаконичная выразительность характеристики. Молодая женщина изображена на нейтральном фоне, на ней темно-красное платье с черной отделкой у выреза и на рукавах, на которых сквозь разрезы белыми буфами выступает ткань. Украшениями служат тонкая цепочка на шее и подвески, прикрепленные к плечам. Волосы, гладко зачесанные па пробор, убраны в сетку и спускаются на плечи.

Лицо и фигура выписаны суховато и четко, но именно в такой манере, которая как нельзя лучше выражает сдержанный и в то же время сильный характер молодой женщины, есть своя прелесть — прелесть лаконизма и простоты.

Существует предположение, однако не подтвержденное вескими доказательствами, что моделью для художника послужила Эмилиа Пиа (1471-1528), получившая прекрасное образование и входившая в общество гуманистов, окружавших урбинскую герцогиню Элизабету Гонзаго.

Портрет XVI века широко представлен в музее. В Италии повсеместно создавались работы этого жанра, проникнутые мыслью о высоком назначении человека * .

* ( В Эрмитаже особенно полно представлен венецианский портрет XVI в. Коллекция живописи Венеции эпохи Возрождения так богата, что дает возможность выделить венецианскую школу в отдельный раздел путеводителя.)

В Эрмитаже находится портрет кисти крупнейшего пармского живописца Корреджо (Антонио Аллегри, 1489-1534). Произведение это примечательно, так как портрет чрезвычайно редок в творчестве Корреджо. Он, как правило, не работал в этом жанре, что заставило исследователей долгое время приписывать создание женского портрета другим живописцам, в частности, Лоренцо Лот-то. Однако в последние десятилетия удалось правильно расшифровать подпись художника, сделанную им на стволе дерева: Anton Laet. Мастер употребил латинское написание фамилии — Лаэт, что соответствует итальянской форме — Аллегри (веселый). Таким образом произведению вновь был возвращен подлинный автор; еще в XVIII-XIX веках оно справедливо числилось работой Корреджо. Латинизированной подписью Корреджо пользовался в молодости, между 1514 и 1518 годами. Женский портрет датируется примерно 1518 годом.

Загадочность этого прекрасного по качеству произведения всегда привлекала и волновала исследователей. Выдающийся русский художник и искусствовед А. Н. Бенуа так писал о картине в то время, когда она еще находилась в собрании Юсуповых: это «перл, которому позавидовало бы любое из европейских собраний. Кто бы ни была эта красавица, ее тонкая коварная усмешка, боковой взгляд, величавая осанка, пышный, но несколько траурный наряд, так же как и холодный, северный, безжалостно синий пейзаж позади, поражают и врезаются в память. Хотелось бы видеть в ней Лукрецию Борджиа. а в простой серебряной чаше с непонятной греческой надписью, сосуд, в котором красавица только что приготовила отраву».

Высказывались разные предположения по поводу того, кто мог послужить моделью для художника. Одно из них сводилось к тому, что это — Джиневра Рангоне, супруга Джангалеаццо да Корреджо, скончавшегося в 1517 году. Страстная почитательница Петрарки, Джиневра сама была поэтессой, и Ариосто (1474-1533) посвятил ей строки в «Неистовом Роланде». В письме к правительнице Мантуи, Изабелле д’Эсте, свекор Джиневры дал ей такую характеристику: «Это самая прелестная девушка, какую я бы только мог пожелать в жены своему сыну, красивая и с хорошим характером».

Читайте также  Теодор жерико: биография и картины

Главный аргумент сторонников того, что па портрете представлена Джиневра Рангоне, основывается па ее принадлежности к полумонашескому францисканскому ордену. Действительно, платье с большим декольте, очень пышное и в то же время траурное (сочетание коричневого цвета с белым) свидетельствует о том, что дама — вдова. Францисканское платье и веревочный пояс (на коленях под чашей) говорят о ее причастности к религиозному братству.

Надпись внутри серебряной чаши расшифрована как отрывок из «Одиссеи» Гомера. Строки относятся к моменту, когда прекрасная Елена подает Телемаху сосуд с вином, содержащим в себе снадобье, разгоняющее печали:

Символический подтекст не исчерпывается введением в картину сосуда, призванного утолить горе. Лавр, растущий за спиной женщины, намекает на ее поэтическое дарование, а плющ, обвивающий ствол дерева, олицетворяет вечную любовь. Современники художника без труда воспринимали иносказания, объясняющие идейный замысел портрета.

В эпоху Возрождения женщина заняла повое место в обществе, на нее начинают смотреть как на человека, который может не уступать мужчине в образованности и интеллектуальном развитии. Новое отношение к женщине, продиктованное гуманистическими взглядами, отражено и в портрете Корреджо.

А. Н. Бенуа был прав, отдавая дань высоким художественным достоинствам этой работы. Ее выразительность строится на гармонии, к которой мастер приходит через контрасты: фигура очерчена плавной, свободной линией, но в пределах силуэта — динамичная игра роскошных складок одежды. Плотная темная листва зелени за спиной женщины уступает место светлой дали, морю, небу. Интенсивная холодная синева второго плана смягчается теплотой коричневого цвета в одежде.

Непринужденность позы, величавая осанка, мягкость движения рук, живость мимики, красота композиционного и колористического строя произведения делают его замечательным образцом ренессансной живописи начала XVI века.

Корреджо

Корреджо

Антонио да Корреджо (собственно Антонио Аллегри; итал. Correggio; Antonio Allegri; около 1489, Корреджо, Эмилия — около 5 марта 1534, там же) — итальянский живописец периода Высокого Возрождения.

Работал в Парме и Корреджо (от которого получил своё прозвище), пользовался покровительством графини Корреджо поэтессы Вероники Гамбары, рекомендовавшей его мантуанскому герцогу.

Испытал воздействие Андреа Мантеньи, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Доссо Досси. Исполненные мягкой грации и интимного очарования произведения Корреджо отражают постепенную утрату героических ренессансных идеалов, сложение новых художественных форм и принципов. В монументальной живописи Корреджо игривая лёгкость и декоративное изящество (росписи в монастыре Сан-Паоло в Парме, между 1517 и 1520 гг.) сменяются поисками динамической экспрессии: в росписях церкви Сан-Джованни Эванджелиста (1520—1523) и собора (1526—1530) в Парме сложные ракурсы и устремленная вверх вихреобразная композиция предвосхищают пространственные эффекты эпохи барокко.

Юпитер и Ио (около 1531)

Станковые композиции Корреджо, проникнутые праздничным светским духом, отличаются интимной мягкостью образов, эффектностью грациозных поз и движений, динамической асимметрией композиции, светлым, нарядным, прихотливо-изменчивым колоритом («Мадонна со святым Франциском», 1514—1515, «Мадонна со святым Георгием», 1530—1532 гг., — обе в Картинной галерее, Дрезден; «Обручение святой Екатерины», Лувр, Париж). В целях усиления эмоционального звучания образов Корреджо иногда прибегает к эффектам контрастного ночного освещения («Поклонение пастухов», или «Ночь», около 1530, Картинная галерея, Дрезден).

Произведения Корреджо на мифологические темы («Даная», около 1526, Галерея Боргезе, Рим; «Похищение Ганимеда», около 1530, Художественно-исторический музей, Вена) отмечены утончённым гедонизмом и эротикой, гибкостью композиционных решений.

Портрет дамы (Корреджо)

Женский портрет. ок. 1518 (1517—19)
Ritratto di gentildonna
Холст, масло. 103 × 87,5 см
Эрмитаж, Санкт-Петербург

Дама, чьё имя нам неизвестно, изображена под сенью лавра, который, вероятней всего, символизирует её поэтическое дарование. Ствол дерева, обвитый плющом, обозначает вечную любовь и супружескую верность.

Одежда дамы тоже символична: судя по всему, это траурный наряд, а коричневое платье и верёвочный пояс говорят о её причастности к ордену францисканцев. При этом он скроен по последней моде, только что введённой Изабеллой д’Эсте.

В руках женщины сосуд с надписью греч. ΝΗΠΕΝΘΕΣ — непенф, трава забвения из древнегреческой мифологии (по «Одиссее», Елена Прекрасная давала её Телемаху, искавшему отца, чтобы тот забыл о своей потере). Возможно, это первая работа итальянского Ренессанса с древнегреческой надписью, поскольку этот язык тогда был известен мало и встречался в живописи ещё реже иврита. Раньше этого портрета его можно увидеть только в нидерландской картине «Тимофей» ван Эйка. Сама «Одиссея» была опубликована немногим ранее — в 1488 году во Флоренции.

Хотя тёмный наряд модели нельзя однозначно считать траурным, древнегреческая надпись без сомнения указывает на потерю любимого человека. По одной из версий, выдвинутой Дж. Финци, на портрете представлена Джиневра Рангоне (it:Ginevra Rangoni), супруга Джангалеаццо да Корреджо (Висконти), умершего в 1517 году. Известно, что она принадлежала к францисканцам. Второй раз она вышла замуж в 1519 году, что даёт нижнюю планку создания портрета. По другому распространённому предположению — моделью послужила поэтесса Вероника Гамбара, владетельница города Корреджио и покровительница мастера, его уроженца. Гамбара известна своими стихами, в которых горестно оплакивала своего умершего в 1518 году супруга. Современный исследователь Джузеппе Адани (Giuseppe Adani)[6] пишет: «Картина имеет исключительно большие размеры (по сравнению с традиционной итальянской живописью того периода, портативной или стационарной, даже изображающей модели в полный рост с оружием). И это, разумеется, предполагает, что она имела династические репрезентативные функции. Видимо, она изображала верховного члена династии, чтобы быть расположенной в главном зале дворца. В этом контексте идентификация модели с Вероникой Гамбара, вдовой умершего в 1518 году Гилберто Х и регентшей государства Корреджо при маленьких детях — единственная реальная возможность».

Но стоит заметить, что портрет не обязательно изображает именно того, кто перенёс тяжёлую утрату, поскольку такой атрибут, как блюдо с надписью может находится и в руках модели, отождествляемой с Еленой Прекрасной, протягивающей гостям снадобье для смягчения душевной боли. Таким образом, это и может быть задачей написания портрета — он мог быть предназначен в дар кому-либо, потерявшему близкого. Таким образом, пейзаж с зарёй на заднем плане может намекать на идею преодоления боли и возрождения. Вдали виднеется здание, которое, как доказывает Marcin Fabianski, может быть мавзолеем покойного супруга (первый Мавзолей построила вдова). Цветы, изображённые у подола платья, также символичны: это незабудка и вероника

Художник подписался латинизированной формой своего крестильного имени Anton(ius) Laet(us). (Аналогичную подпись художник употребляет, по некоторым указаниям, ещё лишь раз — в ныне утерянной «Madonna di Albinea»). Несмотря на это, картина ранее приписывалась Лоренцо Лотто, в том числе и во время пребывания в Эрмитаже, и лишь Роберто Лонги вернул ей авторство.
Видимо, работа относится к тому же периоду, что и Madonna della Scala и Camera della Badessa. Она не имеет аналогов в творчестве Корреджо, который практически не писал портретов. Однако характерными чертами манеры Корреджо является точность написания листвы, обрамляющей лицо модели, мягкость светотени на лице и в пейзаже. Модель имеет сходство с Мадонной из его же «Отдыха на пути в Египет» (Уффици).

КОРРЕДЖО — Портрет молодого человека.

Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: