Зеленый скрипач, марк шагал - описание картины - JEKATERINBURG.RU

Зеленый скрипач, марк шагал — описание картины

Описание картины «Зеленый скрипач» — Марк Шагал

Updated on 18 апреля, 2020 By Admin

Шагал был вынужден довольно часто отвечать на вопрос, почему же в его картине нередко встречается скрипач, танцующий на крыше, при этом живописец невозмутимо утверждал, что это отнюдь не аллегория, а реальность. Мол, у него был дядя, который,

когда ел компот, забирался на крышу, дабы его никто не мог побеспокоить. Однако если говорить серьезно, музицирующий скрипач в творчестве Шагала лейтмотив устойчивый и постоянный.

Критики склонны припоминать еврейское происхождение автора — музыкант-скрипач в традиционной культуре сопровождает все этапы жизни еврейской семьи, хотя прочие трактуют зеленого скрипача более эфемерно, как символ перерождения человека через искусство. Так или иначе, представленная работа является одной из знаковых, особенно по композиции: это сложная полифония, где сливаются воедино разные планы, образы и сюжеты. Главный герой выделяется не только своим размером, но и цветовым решением — зеленое лицо, темно-синие волосы и борода, яркая желто-красная скрипка в руках.

На него завороженно взирают два юноши.

Колоритный музыкант, пустившийся в пляс, отвлекает зрителя от фона, а там тем временем тоже разворачиваются удивительные вещи — Шагал представил все смены года, от зеленого лета до снежной зимы. Все в этой работе достойно эпитета «слишком» — слишком насыщенные цвета, слишком необычайный сюжет, чересчур колоритный персонаж, но в этом и главная сила картины, ее динамика и мощная энергетика.

Похожие картины:

Описание картины «Скрипач» — Марк Шагал Картина изображает внутреннюю борьбу человека, его смятенное душевное состояние. Это выражается в ряде элементов, в том числе, в цвете. Картина с подчеркнутым религиозным и культурным подтекстом легла в основу известного и популярного […].

Описание картины «Виолончелист» — Марк Шагал Одной из ярких и емких картин Шагала является «Виолончелист». На ней — исполненный тревоги и творческого порыва музыкант, играющий на виолончели, представляющей собой его тело. В этом образе Шагал подчеркивает цельность натуры […].

Описание картины «Введение в новый еврейский театр» — Марк Шагал Это было центральное панно для организованного Государственного еврейского камерного театра, переделанного из барского особняка. Оно имело3 мв высоту и8 мв длину и было расположено вдоль продольной стены зала. Это грандиозная еврейская commedia […].

Описание картины «Книжные иллюстрации» — Марк Шагал Искусство гравюры Шагал постигал в Берлине, у Германа Штрука, написавшего классическое исследование на эту тему. Занимаясь иногда гравюрой по дереву и литографией, он все же предпочитал им офорт. Именно в этой технике […].

Описание картины «Еврей за молитвой» — Марк Шагал Несмотря на сложную смысловую нагрузку и необычное композиционное решение, образ на полотне чрезвычайно выразителен. Пожилой еврей сидит и держит в руках книгу, над которой он весь склонился, согнуты и голова, и плечи. […].

Описание картины «Фрески и мозаики» — Марк Шагал Уже достигнув всемирного признания, Шагал получил целый ряд заказов на оформление общественных зданий. Наиболее известны из такого рода работ потолочная роспись зрительного зала в парижской Опере, выполненная в 1963-64 годах, и большие […].

Описание картины «Над Витебском» — Марк Шагал Витебск занимал особое место в сердце художника. Здесь родина Марка Шагала, с этим местом он сравнивал многочисленные города, где довелось жить мастеру. Подтверждение этому — открытое письмо, которое Шагал написал в 1944 […].

Описание картины «Святое семейство» — Марк Шагал Эта картина — разработка темы материнства и своеобразная вариация евангельского сюжета. В изображение евангельских канонов Шагал вносит элементы еврейской интерпретации. Дева Мария с младенцем Христом и супругом Иосифом олицетворяет ниспосланный Господом момент […].

Описание картины «Автопортрет с музой (Сон)» — Марк Шагал Картина свидетельствует о возврате к прежним приемам живописного языка. Шагал переосмысляет стилистику кубофутуризма, разработанную Ларионовым и Гончаровой. По своей экспрессии и пластической выразительности встреча ангела и художника предстает подобием современной иконы. Другая […].

Описание картины «Театр» — Марк Шагал Декорации и костюмы для драматических и балетных постановок Шагал создавал в различные периоды своей художнической жизни. В роли театрального оформителя он известен меньше, чем в качестве книжного иллюстратора и витражиста, однако его […].

Описание картины «Покойник (Смерть)» — Марк Шагал Одна из 3 картин, представленных Шагалом на выставку работ учащихся школы Званцевой. С этой картины началась подлинная творческая биография художника. Ее символизм, граничащий с религиозностью, не может не поражать. Этой композиции, выполненной […].

Описание картины «Обнаженный» — Марк Шагал С 1911 по 1914 Марк Шагал жил в Париже, приехав туда со своим учителем Львом Бакстом и окунувшись во французскую художественную жизнь. Его тогдашние работы показывают, насколько органично творчество мастера из России […].

Описание картины «Цирковая лошадь» — Марк Шагал Марк Шагал любил цирк и говорил, что цирковые артисты помогают двигаться к новым горизонтам. Посещение представлений стало одним из любимых занятий художника с первых лет пребывания в Париже. «Цирковая лошадь» — одна […].

Описание картины «Белое распятие» — Марк Шагал Одно из лучших и трагических полотен Марка Шагала «Белое распятие» написано художником после еврейских погромов в Германии, вошедших в историю как «Хрустальная ночь». Будучи евреем, Шагал глубоко переживал политическую обстановку в Европе, […].

Описание картины «Посвящение Аполлинеру» — Марк Шагал В 1910 году Шагал переехал в Париж. По мнению историков и биографов художника, это лучший период творчества в его карьере. Картина «Посвящение Аполлинеру», созданная в это время, вероятно, самая загадочная работа мастера. […].

Описание картины «Голгофа (Распятие)» — Марк Шагал На написание этой картины Шагала вдохновили старинные русско-византийские иконы. Первоначальное название — «Посвящение Христу». Мученик в солнечном нимбе, которому художник придал младенческие черты, воплощает кротость и милосердие Спасителя. В центре, под распятием, […].

Описание картины «Витражи собора Святого Стефана в Меце» — Марк Шагал Этот масштабный труд потребовал от Шагала более 10 лет. Основное место заняли 11 композиций на темы Ветхого Завета : — сотворение человека, — сотворение Евы, — грехопадение, — изгнание из рая, — […].

Описание картины «Время» — река без берегов — Марк Шагал Неожиданное взаимосочетание поэтических образов, обнаруживает схожесть с манерой сюрреалистической живописи М. Эрнста и Р. Магритта. Название туманное, позаимствовано у Овидия. Крылатая рыба, летящие часы, замершая река, обнимающиеся влюбленные отныне становятся повторяющимися мотивами […].

Описание картины «Моей жене» — Марк Шагал Необычная картина в жанре ню, полная символов и знаков, возникающих на уровне бессознательного, «Моей жене» посвящена Белле Розенфельд. К моменту окончания работы над картиной они уже женаты почти 30 лет, но Белла […].

Описание картины «Невеста» — Марк Шагал Образ невесты не раз встречается в полотнах Марка Шагала, особенно в преддверии свадьбы живописца на Белле Розенфельд. Однако представленная работа «Невеста» выделяется из общего ряда — Беллы давно уже нет в живых, […].

Описание картины «Падение ангела» — Марк Шагал Шагал писал эту картину на протяжении 3 десятилетий. В ней история в еще большей степени претворена в метаисторию. Его персонажи: — исполненный вещей тревоги старик, указывающий на пророческий текст Торы, — путник, […].

Описание картины «Куда угодно лишь бы прочь из этого мира» — Марк Шагал Картина представляет собой свойственное живописи Шагала видение «поверх реальности». Возвратившись из Франции в родной Витебск, художник с удовольствием рисует его. В опалово-перламутровом свечении предстает сказочно-условный деревянный городок, необычно вытянутый вверх по краю […].

Описание картины «Русская свадьба» — Марк Шагал Это одна из первых написанных в Париже картин из серии воспоминаний о родном Витебске. Контрастирующие броские краски и пространственная динамичность воссоздают праздничную атмосферу происходящего. В картине есть что-то общее с настенной живописью. […].

Описание картины «Я и деревня» — Марк Шагал Одно из самых поэтических иносказаний художника, отражение раздвоенности его сознания. Название для картины придумал французский друг Шагала Блэз Сандрар. При всей наивно сказочной условности, разномасштабности здесь просматриваются вполне определенные линии композиции и […].

Описание картины «Прогулка» — Шагал Марк Марк Шагал заслуженно считается основателем авангардного направления в живописи двадцатого века. Особый взгляд на простые вещи и оригинальный способ донесения своих мыслей и идей до зрителя сделали художника поистине уникальным явлением в […].

Описание картины «Автопортрет с семью пальцами» — Марк Шагал Шагал представляет себя преуспевающим художником: ухоженные волосы, элегантный костюм, изображенный в кубофутуристской манере, цветок в петлице и модный галстук. За его спиной в окне виднеется Париж и светящаяся огнями Эйфелева башня. Перед […].

Описание картины «Продавец скота» — Марк Шагал Марк уже два года жил в Париже, но его по-прежнему привлекали и волновали образы-воспоминания, идущие из детства и связанные с родиной. Так, например, произведение «Продавец скота» наполнено метафорами псевдо-благополучной жизни России. На […].

Описание картины «Рождение» — Марк Шагал Эта картина повествовательна и богата подробностями. Здесь наиболее ярко проявился 1 из главных принципов поэтики Шагала — использование взятых из жизни обыденных и сниженных деталей, переданных во всей характерности, и претворение их […].

Описание картины «Над городом» — Марк Шагал Работы известного художника-авангардиста Марка Шагала трудно спутать с работами других авторов, гротескность и символичность выделяет их в живописи начала 20 века. Одной из самых странных и загадочных его картин является «Над городом». […].

Описание картины «Париж из окна» — Марк Шагал Картина была написана в конце первого периода пребывания художника во Франции. После нескольких лет он все-таки обратил свое внимание и на французскую столицу. Изображенный здесь вид из окна станет впоследствии типичным для […].

Описание картины «Слушая петуха» — Марк Шагал Картина проникнута своеобразным ощущением чуда жизни. Нижняя часть холста затоплена красным цветом, из которого рождается петух, являющийся у Шагала, как в фольклоре почти всех народов мира, символом времени, солнца, огня, активного мужского […].

Описание картины «День Рождения» — Марк Шагал Найти объяснение тому, что во многих работах Шагала его герои парят, зависнув в воздухе, стремился ни один критик. Это стало своеобразной отметкой стиля, отличительной чертой живописца. Картина «День Рождения» также демонстрирует нам […].

Описание картины «Желтая комната» — Марк Шагал Картина получила свое название по доминирующему желтому цвету, который дополнен оттенками контрастных тонов — вишневых, голубых, розовых, белых. Глазам зрителя представлен интерьер комнаты, который как бы расширяется, вбирая в себя внешний мир. […].

Читайте также  Фриденсрайх хундертвассер: картины, биография

Описание картины «Белла с белым воротником» — Марк Шагал Марк неоднократно рисовал свою возлюбленную и жену — Беллу Розенфельд, дочь богатого русского ювелира. Данный портрет является самым известным образом этой девушки, в котором у ног героини изображены две маленькие фигурки. Предположительно, […].

Описание картины «Ворота еврейского кладбища» — Марк Шагал Картина в духе Апокалипсиса. Она являет собой своего рода образ тотальной катастрофы, отражающий современные события и полный предчувствия будущих перемен. Но мир предстает насквозь духовным и устремленным от земли к небу и […].

Описание картины «Зеленый шум» — Аркадий Рылов Высокий крутой берег реки, над которым с размашистым гулом шумит взволнованная порывами ветра листва, летящие по реке далеко внизу лодки под белыми парусами, безграничный простор заречья и облака в высокой синеве ветреного […].

Описание картины «Желтый и зеленый лес» — Наталья Гончарова Один из серии «лучистых пейзажей». Все в этой картине размыто проблесками пересекающихся лучей, за ними едва угадываются очертания деревьев. В центре композиции — 2 уходящих ввысь ствола, глухого синего и коричневых тонов. […].

Описание картины «Горшечник-музыкант» — Франс Халс Картину «Горшечник-музыкант», 1618-22 исследователи очень долго считали копией. Лишь при реставрации, предпринятой в 1988 году, стало ясно, что это подлинник кисти Хальса. На картине изображен человек, развлекающий детей игрой на так называемом […].

Описание картины «Красные кони» — Франц Марк Франц Марк — известный немецкий живописец-экспрессионист, основавший вместе с В. Кандинским альманах, а затем и объединение «Синий всадник». Творческий путь Франца Марка очень неоднозначен, за короткую жизнь им были пройдены очень непохожие […].

Описание картины «Лисы» — Франц Марк Франц Марк является очень интересным немецким художником-экспрессионистом, автором многих необычных работ, порой поражавших его современников. Примечательно, что годы обучения в университете прошли для него почти зря, потому что натурализм, на который делался […].

Почему Марк Шагал написал своего знаменитого «Скрипача» на скатерти: И почему скрипач — зеленый

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Марк Шагал — «гражданин мира»

Марк Шагал, родившийся в 1887 году в Белоруссии, эмигрировавший в Париж дважды — в 1910-м и 1923-м и получивший французское гражданство в 1937-м, бежал из Европы в Нью-Йорк в начале 1940-х от нацизма. После окончания войны снова вернулся во Францию, где жил и работал вплоть до своей смерти в 1985 году.

«Гражданин мира», отвергнутый на родине, во всех советских энциклопедиях значился французским художником. Его творчество было крайне не по душе чиновникам от искусства советской формации. К слову сказать, пришлось оно не по вкусу и нацистам, которые буквально преследовали художника во время Второй мировой войны, вынудив бежать в Америку.

И кто бы мог тогда предположить, что, спустя годы, его работами будут гордиться величайшие музеи мира, а также владельцы частных коллекций искусства ХХ века, имеющие его полотна в своих собраниях.

Искусствоведы называют Шагала бунтарем и мечтателем, но по большому счету он оставил за собой репутацию художника, живущего вне правил. Манеру автора, невзирая на примитивность, повторить невозможно. А стиль, хоть и считается приближенным к авангарду – но вряд ли его работы в полной мере можно отнести к этому направлению. На протяжении всей своей долгой творческой карьеры он шёл в ногу с импрессионистами и кубистами, супрематистами и сюрреалистами, при этом сохраняя свой собственный причудливый стиль. Именно этот яркий фирменный стиль и восхищал поклонников в творчестве художника наиболее всего.

История одной картины «Скрипач» (1912г.)

В начале своей творческой карьеры художник был настолько беден, что его знаменитая работа 1912 года «Скрипач» с изображением музыканта, танцующего и играющего на крыше, – была написана на обычной скатерти. В то время, живя в Париже, Шагал был еврейским иммигрантом. У него было так мало денег, что покупал холсты для своих работ на блошиных рынках, писал на любом, который удалось добыть. Иногда в ход шли даже простыни, ночные рубашки и скатерти. Хорошенько присмотревшись, можно увидеть клетчатый рисунок скатерти, особенно в тех частях картины, где слой краски наиболее тонкий. К слову, это открытие было сделано исследователями, которые пять лет изучали большую коллекцию работ Шагала в Амстердамском музее.

Также плачевно обстояли дела и с красками: многие из своих картин художник написал с использованием одних и тех же девяти пигментов. В этом скудном наборе палитры напрочь отсутствовал чёрный цвет, при надобности художник добывал его путем смешивания нескольких красок, от чего черный получался не совсем черным, а с определенным оттенком.

И, что любопытно, главный герой картины выделяется не только своим размером, но и цветовым решением – зелёное лицо, тёмно-синие волосы и борода, яркая жёлто-красная скрипка в руках. На него снизу вверх завороженно взирают два юноши. Колоритный музыкант, пустившийся в пляс, отвлекает зрителя от фона, а там тем временем тоже разворачиваются удивительные вещи — Шагал представил все времена года, от зелёного лета до белоснежной зимы.

Хотелось бы также отметить, что картины Шагала, часто описываемые как сказочные и мифологические, содержат повторяющиеся темы. К музицирующим героям художник, как, впрочем, и к сюжетам из еврейской жизни, возвращался не раз. А если быть точнее, играющий скрипач в творчестве живописца лейтмотив достаточно постоянный. Критики склонны припоминать еврейское происхождение автора – музыкант-скрипач в традиционной культуре сопровождает все этапы жизни еврейской семьи.

И последнее, так почему же скрипач — зеленый, и почему он танцует на крыше? Шагал, кстати, был вынужден довольно часто отвечать лично на этот вопрос. Живописец невозмутимо утверждал, что это отнюдь не аллегория, а реальность. Мол, у него был дядя, который, когда «ел компот», забирался на крышу, дабы его никто не мог побеспокоить. Хотя искусствоведы трактуют зелёного скрипача более эфемерно, а именно, как символ перерождения человека через искусство.

Хотелось бы также отметить, что помимо художественного дара живописца, Марк Шагал писал еще и стихи на идиш. К сожалению, о литературном даровании Марка Захаровича знают совсем не многие. И в продолжение темы о разностороннем таланте художника, читайте:
Витебский гений: Марк Шагал о родном городе в живописи и в стихотворениях.

Разумеется, была в жизни художника и большая любовь, которую он пронес через всю свою жизнь. Читайте в нашем обзоре: На седьмом небе от счастья: 29 лет признаний в любви художника Марка Шагала своей жене.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2359)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1255)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (710)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2431)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (42)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (300)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (570)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (30)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (621)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1236)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1616)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (798)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (447)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Марк Захарович Шагал «Зелёный скрипач»

Марк Захарович Шагал

Зеленый скрипач — Марк Захарович Шагал. 1923-1924. Холст, масло.108,6 x 198 см. Музей: Музей Соломона Гуггенхайма

Шагал был вынужден довольно часто отвечать на вопрос, почему же в его картине нередко встречается скрипач, танцующий на крыше, при этом живописец невозмутимо утверждал, что это отнюдь не аллегория, а реальность. Мол, у него был дядя, который, когда ел компот, забирался на крышу, дабы его никто не мог побеспокоить.

Однако если говорить серьёзно, музицирующий скрипач в творчестве Шагала лейтмотив устойчивый и постоянный. Критики склонны припоминать еврейское происхождение автора – музыкант-скрипач в традиционной культуре сопровождает все этапы жизни еврейской семьи, хотя прочие трактуют зелёного скрипача более эфемерно, как символ перерождения человека через искусство.

Так или иначе, представленная работа является одной из знаковых, особенно по композиции: это сложная полифония, где сливаются воедино разные планы, образы и сюжеты.

Главный герой выделяется не только своим размером, но и цветовым решением – зелёное лицо, тёмно-синие волосы и борода, яркая жёлто-красная скрипка в руках. На него завороженно взирают два юноши. Колоритный музыкант, пустившийся в пляс, отвлекает зрителя от фона, а там тем временем тоже разворачиваются удивительные вещи — Шагал представил все смены года, от зелёного лета до снежной зимы.

Всё в этой работе достойно эпитета «слишком» — слишком насыщенные цвета, слишком необычайный сюжет, чересчур колоритный персонаж, но в этом и главная сила картины, её динамика и мощная энергетика.

Читайте также  Спальня в арле, винсент ван гог - описание картины

Скрипач — Марк Шагал

Художники не виноваты в том, что у организаторов помпезных выставок нет чувства меры. Тем не менее я разозлился не на Пушкинский музей, где просмотрел триста полотен Марка Шагала, а на художника. После выставки меня тошнило, болели глаза. Как будто на электросварку засмотрелся. Картины слились в брызжущий огненными синими и оранжевыми сполохами ком. Хотелось громко заорать или в Москва-реку прыгнуть. Орать я не стал, а Москва-река, кажется, была покрыта льдом.
С опаской подходил я потом к картинам Шагала, боялся повторения московского впечатления. И действительно, мои глаза и годы спустя страдали от его красок. От поздних работ больше, чем от ранних.
Зачем Шагал перенасыщал цветом свои композиции?

В книге Моя жизнь Шагал писал: Мое искусство не рассуждает, оно — расплавленный свинец, лазурь души, изливающаяся на холст. Неправда, что мое искусство фантастично! Наоборот, я реалист. Я люблю землю.
Нет оснований оспаривать Шагала. Он реалист. И пишет лазурью души. Перевоплощается, сопереживает.
Формы моделирует не светом и тенью, а основной краской и ее смесями с белилами. Контуры подчеркивает темными линиями и светлыми бликами. Рисует непосредственно цветом. Густыми, терпкими тонами. Примитивист.
Высказывание — я реалист — надо, конечно, понимать в применении к реальности души мастера. Душа молодого Шагала была обожжена любовью к бытию. К живому.

Шагал писал: Немцы наступали, и еврейское население уходило, оставляя города и местечки. Как бы я хотел перенести их всех на свои полотна, укрыть там.
Как трогательно! Перенести, укрыть.
Эту задачу Шагал выполнил. Сохранил поэтический образ местечковой культуры, уничтоженной русской революцией и двумя мировыми войнами. Подарил новые тела персонажам своего витебского детства. Вылепил их из цветного масла и пустил летать в шагаловское небо, заодно прихватив и набережные Сены и Эйфелеву башню, героев Лафонтена и Гоголя. С помошью витебских бедняков воскресил Моисея и Аарона, подарил новую жизнь библейскому народу, прикрыв его гогеновскими и эль-грековскими радугами.

«Скрипач» (1912-13) стоит одной ногой на крыше домика, другой на зеленоватом круге — Земле. В руках держит оранжево-желтую скрипку. Справа розоватая церковь с крестом, дерево с синей кроной, в которой сидят белые птицы. На снегу видны следы, как будто маленький человек прошел, только не там, внутри, а сверху по поверхности картины.
В небе летит человеческая фигура. Три головы молодых людей, снабженных на всех только двумя ногами, уставились на скрипача. Весело! Борода и волосы у скрипача синие. Загадочное зеленое лицо сияет восторгом существования.
Осенняя желтизна на переднем плане переходит через светлое в весеннюю зелень, а в середине картины снег — зима.
Окна на домиках слева нарисованы в перспективе, обратной к перспективе стен. Это перспектива воспоминания.
Все строения изображены сбоку, ландшафт превращается в многоэтажную композицию. Шляпа у скрипача белая, с красноватыми пятнами, обведена черным контуром для того, чтобы ее северовосточная часть не сливалась с белой крышей домика. Контур появляется везде, где художнику нужно разделить поверхности, наползающие друг на друга. Сам скрипач состоит из областей (например, как Италия). Каждая область обозначена своим цветом — знаком принадлежности к некоторому энергетическому слою. Интенсивные зеленый, синий, оранжевый составляют цветовые аккорды картины-сюиты.
Все разделенные контурами области этой картины одно- или двухцветные (чтобы разбить, смазать эту идущую от кубистов особенность композиции, Шагал будет использовать впоследствии широкие мазки, откажется от контуров). Цвет давит и притягивает. Рассматривая картину, зритель попадает в пятна как в ловушки. Его взгляд остается в границах области, мечется внутри нее. Для того, чтобы удержать точку концентрации зрителя внутри пятна, внутри формы, Шагал насыщает цвет до предела возможностей масляных красок.
Шагал, ловец душ, приказывает: Зеленый! Оранжевый! Синий!
Он действительно не рассуждал как художники-аналитики, не конструировал, не экспериментировал. Знал, что делал. Заботливо собирал нектар уходящей культуры, делал мед. Замешивал на нем тесто. Формовал его знакомыми формами. ..
Уплотнял, насыщал красочную плоть своих созданий.
Пек из сладкого цветного теста новых евреев. Строил им дома. Рисовал для них новое небо.
Цвет на его картинах — это энергия их будущей жизни.

Блоги журнала «Семь искусств»

Блоги журнала «Семь искусств» — наука, культура, словесность — всё, что интересно интеллигентному человеку

Свежие комментарии

  • Soplemennik к записи Сергей Плотов. Месяц «…брь»…
  • Виктор (Бруклайн) к записи Михаил Юдовский. Вишневый сок, 2021, холст, масло, 30 х 24 см
  • Benny к записи Книга о криминалистике Бориса Геллера
  • Виктор (Бруклайн) к записи Сергей Плотов. Месяц «…брь»…
  • Виктор (Бруклайн) к записи Аудиозапись минилекции Дмитрия Быкова «Оноре де Бальзак. Отец Горио и Гюстав Флобер. Воспитание чувств»

Метки

Рубрики

  • Блог Benny (22)
  • Блог vitakh’a (4)
  • Блог yury kam (90)
  • Блог Администратора Семинара (11)
  • Блог Ал Еф (6)
  • Блог Алекса Манфиша (3)
  • Блог Александра Бархавина (9)
  • Блог Александра Биргера (472)
  • Блог Александра Винокура (69)
  • Блог Александра Габовича (51)
  • Блог Александра Дьячкова (1)
  • Блог Александра Избицера (2)
  • Блог Александра Пиявского (3)
  • Блог Александра Рашковского (518)
  • Блог Алексея Аксёнова (2)
  • Блог Алексея Борычева (14)
  • Блог Анастасии Краун (6)
  • Блог Анатолия Берлина (2)
  • Блог Анатолия Добровича (2)
  • Блог Анатолия Стеклова (1)
  • Блог Анатолия Ясеника (7)
  • Блог Андрея Монголова (1)
  • Блог Аркадия Шустерова (3)
  • Блог Артура Шоппингауэра (451)
  • Блог Артура Штильмана (5)
  • Блог Архивариуса (38)
  • Блог Аси Крамер (23)
  • Блог Аси Ямпольской (2)
  • Блог Беллы Розенблат (69)
  • Блог Бориса Аарона (4)
  • Блог Бориса Вайнштейна (110)
  • Блог Бориса Дынина (3)
  • Блог Бориса Рушайло (200)
  • Блог Бориса Тененбаума (414)
  • Блог В. Гершензона (7)
  • Блог Вадима Давыдова (2)
  • Блог Валерия Ганского (14)
  • Блог Валерия Когана (281)
  • Блог Валерия Лесова (2)
  • Блог Валерия Рапопорта (3)
  • Блог ВЕКа (444)
  • Блог Вероники Долиной (29)
  • Блог Виктора (Бруклайн) (3 334)
  • Блог Виктора Гопмана (148)
  • Блог Виктора Жука (1)
  • Блог Виктора Снитковского (1)
  • Блог Виктора Соколовского (31)
  • Блог Виктора Финкеля (1)
  • Блог Виктора Френкеля (33)
  • Блог Виктории Орти (27)
  • Блог Виталия Аронзона (2)
  • Блог Влада Голь-де-Шмидта (49)
  • Блог Владимира (Зээва) Гоммерштадта (44)
  • Блог Владимира Ароновича (12)
  • Блог Владимира Вершинина (7)
  • Блог Владимира Владмели (1)
  • Блог Владимира Гарматюка (16)
  • Блог Владимира Меркуловича (1)
  • Блог Владимира Минкова (14)
  • Блог Владимира Плетинского (68)
  • Блог Владимира Сенненского (35)
  • Блог Владимира Янкелевича (23)
  • Блог Галины Подольской (4)
  • Блог Гарика Мазора (37)
  • Блог Генриха Тумаринсона (33)
  • Блог Генриха Шмеркина (7)
  • Блог Георгия Калюжнера (1)
  • Блог Григория Вольфа (16)
  • Блог Григория Глейзера (13)
  • Блог Григория Оклендского (22)
  • Блог Григория Писаревского (2)
  • Блог Григория Рубинштейна (1)
  • Блог Давида Малкина (2)
  • Блог Давида Эйдельмана (29)
  • Блог Дмитрия Гаранина (40)
  • Блог Евгения Айзенберга (2)
  • Блог Евгения Берковича (290)
  • Блог Евгения Гершмана (31)
  • Блог Евгения Майбурда (104)
  • Блог Елены Аксельрод (55)
  • Блог Елены Минкиной (24)
  • Блог Елены Тамаркиной (56)
  • Блог Елены Ханиной (3)
  • Блог Елены Цвелик (4)
  • Блог Ержана Урманбаева (53)
  • Блог Ефима Богомольного (1)
  • Блог Ефима Гальперина (1)
  • Блог Ефима Левертова (2 323)
  • Блог Зиновия Кане (1)
  • Блог Зои Мастер (14)
  • Блог Игоря Файвушовича (22)
  • Блог Игоря Фунта (5)
  • Блог Игоря Юдовича (4)
  • Блог Ильи Войтовецкого (96)
  • Блог Ильи Криштула (1)
  • Блог Инны Беленькой (118)
  • Блог Инны Гуревич (21)
  • Блог Инны Иохвидович (1)
  • Блог Инны Костяковской (488)
  • Блог Инны Ослон (628)
  • Блог Иосифа Келейникова (7)
  • Блог Иосифа Рабиновича (1)
  • Блог Ирины Афанасьевой (1)
  • Блог Ирины Лейшгольд (3)
  • Блог Ирины Шейнкман (1)
  • Блог Каролин Одас (4)
  • Блог Константина Басковича (3)
  • Блог Леонида Ветштейна (40)
  • Блог Леонида Ейльмана (26)
  • Блог Леонида Зуборева (1)
  • Блог Леонида Климовича (1)
  • Блог Леонида Сокола (7)
  • Блог Леонида Цальмана (61)
  • Блог Леонида Шустера (447)
  • Блог Лидии Ядченко (1)
  • Блог Лики Кнубовец (1)
  • Блог Лорины Дымовой (433)
  • Блог Лорины Ликворник (2)
  • Блог Льва Мадорского (106)
  • Блог Люсьена Фикса (2)
  • Блог Максима Черняева (1)
  • Блог Максима Штурмана (1)
  • Блог Марии Прейгер (2)
  • Блог МАРИР (87)
  • Блог Марка Когана (1)
  • Блог Марка Фукса (7)
  • Блог Марка Цайгера (1)
  • Блог Михаила Бруштейна (17)
  • Блог Михаила Генина (1)
  • Блог Михаила Лайтмана (9)
  • Блог Михаила Моргулиса (1)
  • Блог Михаила Носоновского (105)
  • Блог Михаила Сипера (37)
  • Блог Михаэля Заборова (1)
  • Блог Надежды Кожевниковой (36)
  • Блог Натальи Лайдинен (2)
  • Блог Натана Фаншиля (10)
  • Блог Наума Клеймана (5)
  • Блог Олега Векслера (31)
  • Блог Олега Конуша (1)
  • Блог редактора (36)
  • Блог Роланда Кулесского (69)
  • Блог С.Л. (13)
  • Блог Семена Талейсника (2)
  • Блог Семы Давидовича (2)
  • Блог Сергея Беседина (1)
  • Блог Сергея Чевычелова (102)
  • Блог Соломона Воложина (97)
  • Блог Софьи Гильмсон (1)
  • Блог Татьяны Разумовской (41)
  • Блог Ф.Ф.Мендельсона (123)
  • Блог Фиры Карасик (1)
  • Блог Хаима Соколина (3)
  • Блог Эдуарда Шехтера (4)
  • Блог Эдуарда Шехтмана (245)
  • Блог Эдуарда Штейнгольца (2)
  • Блог Элиэзера Рабиновича (3)
  • Блог Эллы Грайфер (30)
  • Блог Юлия Герцмана (12)
  • Блог Юрия Магаршака (122)
  • Блог Юрия Мартишина (4)
  • Блог Якова Гринберга (2)
  • Блог Якова Каунатора (14)
  • Галерея Александра Кауфмана (1)
  • Гостиная (3 942)
  • Здоровье и медицина (3)
  • Лариса Миллер «Стихи гуськом: новые и старые» (1 363)
  • Новости (600)
  • Отзывы читателей (423)
  • Переводы Игоря Файвушовича (43)
  • Статьи и сообщения (177)
  • Техсовет — блог жалоб и предложений (13)
  • Фотогалерея сайта (10)

Блог Сергея Чевычелова

Скрипач на крыше

by Сергей Чевычелов • 25 января 2017 • 9 комментариев

В.Ф.
— 2017-01-25 17:13:22(649)

Soplemennik
— 2017-01-25 11:59:34(635)
By mail:

Скрипач на крыше
Наум Сагаловский
——————————————
Досадное недоразумение.
И тут, и в других местах уже не раз писали, что скрипачи НИКОГДА НЕ ИГРАЛИ НА КРЫШАХ! Это гипербола Тевье-Молочника («Человек в жизни — это как скрипач на крыше. Надо сыграть свою мелодию и не сломать шею!») То есть, играть на скрипке, стоя на крыше,- невозможно.
Я уж не знаю, кто первый запустил миф про «скрипача на крыше», но тут явное недоразумение, которое следовало бы всё же однажды разъяснить и прекратить.
Шолом-Алейхем тут не виноват, он хотел сказать совсем другое.
//////////////////////////////////////////СЧ///////////////////////////////////
Прекратить невозможно! Процесс пошел…

Скрипач на крыше — один из наиболее известных бродвейских мюзиклов, а также снятый на его основе кинофильм

Сюжетная основа — рассказы Шолом-Алейхема о Тевье-молочнике. Название выбрано в честь знаменитой картины Марка Шагала, изображающей скрипача на крыше витебского дома. Вот откуда оказывается — это название «Скрипач на крыше» Марк Шагал рисовал не однажды своих скрипачей
Скрипач означает у Шагала вселенский характер творчества. Музыкант играет и молится одновременно (о чем свидетельствует его одеяние) , напоминая медиума, через которого передается божественное начало.
Картина «Скрипач» датирована 1912-13 гг. Образ скрипача, музицирующего на крыше, неоднократно появляется на полотнах Марка Шагала. Он присутствовал уже на одной из дебютных работ художника — «Покойник» («Смерть» ) (1908). В традиционном еврейском укладе скрипач всегда был заметной фигурой, без которой не мыслились ни рождение ребёнка, ни свадьба, ни похороны.

Читайте также  Становление творчества джорджо де кирико, биография и картины

В.Ф.
— 2017-01-26 03:21:17(706)

Сергей Чевычелов
— 2017-01-25 23:06:38(688)
——————————————
Я нашёл эту метафору в сборнике рассказов о Тевье-Молочнике, но теперь у меня нет книги, проверить не могу. На интернете тоже не нашёл. Но ясно, что не Шагал это придумал, он взял сюжет у Шолом-Алейхема.
Скрипачи, конечно, на крышах не играли.

Вот хорошо сказал одесский режиссёр:
http://slovo.odessa.ua/news/3193-pronzitelnaya-pesn-skripacha-na-kryshe.html
«— Скрипач на крыше — это очень серьезная и светлая метафора, — говорит режиссер-постановщик спектакля заслуженный деятель искусств России Владимир Подгородинский (Санкт-Петербург). — Скрипка — как душа человека, которая постоянно балансирует на острие. Ходить по крыше и сложно, и опасно: ее геометрическая форма такова, что можно в любой момент скатиться в одну или другую сторону. Потому более точного названия для спектакля и отыскать, по-моему, невозможно. В нашем спектакле крыша нарисована на колодце. Колодец — это чистая вода, то есть, душа самого чистого, нравственного и глубокого героя пьесы — Тевье. Да, он не без греха, прост и сложен одновременно. При работе над спектаклем я поставил себе задачу — приблизить материал ко дню сегодняшнему. Пьеса и грустна, и одновременно радостна и смешна. Посему и близок спектакль одесскому зрителю. Это о народе, который умеет радоваться, шутить, веселиться. Спектакль, таким образом, получил абсолютно одесский колорит. …»

Элиэзер — еще раз о «скрипаче на крыше».
— 2017-01-26 07:09:56(722)

В.Ф.
— 2017-01-26 03:21:17(706)

Сергей Чевычелов
— 2017-01-25 23:06:38(688)
——————————————
Я нашёл эту метафору в сборнике рассказов о Тевье-Молочнике, но теперь у меня нет книги, проверить не могу. На интернете тоже не нашёл. Но ясно, что не Шагал это придумал, он взял сюжет у Шолом-Алейхема.

У меня книга есть, и при беглом просмотре я там этого образа не няшел. Я был уверен, что это Шолом-Алейхема, но, похоже, что Шагала. Я сделал такой поиске на Гугле:

«Откуда образ скрипача на крыше?»

Ответов множество, и никто не сомневается, что Шагала. Вот что пишет Андрей Терехов (http://ddt-ru.livejournal.com/155870.html):

В общем, в театр я шел как на встречу со старым знакомым и, честно говоря, ничего особенного не ждал. В конце концов, это мюзикл был впервые поставлен более 50 лет назад. Для оформления афиши использовали одну из картин Марка Шагала — и к тому моменту он все еще был жив! (кстати, «Скрипач на крыше» Шагалу не понравился, как «слишком приукрашивающий жизнь в царской России»).

Из другого сайта:

Скрипач означает у Шагала вселенский характер творчества. Музыкант играет и молится одновременно (о чем свидетельствует его одеяние) , напоминая медиума, через которого передается божественное начало.

Образ скрипача, музицирующего на крыше, неоднократно появляется на полотнах Марка Шагала. Картина «Скрипач» датирована 1912-13 гг.

Получается почти несомненно, что образ Шагала,а распространение ему дал гениальный мюзикл. Шолом Алейхем, по-видимому, обрза не знал.

Самые известные картины Шагала

Маленький мальчик из обычной еврейской семьи мечтал рисовать. Рисовал он на стенах домов, на салфетках, везде, где находил возможность. Его мечта сбылась. Он стал великим художником, творившим в стиле русского авангарда, и создавшим свой особенный мир, где люди умеют летать.

Самые известные картины Шагала:

Я и моя деревня (1911)

Сцены из жизни деревни переплетаются с личным восприятием самого художника. Сложная диагональная композиция разделена на две части. В правой части крупное зелёное лицо художника, с левой стороны — голова ягнёнка. Эти двое пристально смотрят в глаза друг другу. Голова ягнёнка прозрачная, сквозь неё просматривается женщина, доящая корову.

В верхней части картины изображена деревня, по дороге между домов идёт крестьянин, а навстречу ему женщина, причем она изображена вниз головой.
Всё вместе создаёт причудливую картину, которая передаёт ностальгию художника по родным местам.

Обручение и Эйфелевая башня (1913)

Бэлла, жена художника, имела огромное влияние на его творчество. Перед судьбоносной встречей с Бэллой Марк Шагал был погружен в депрессию. И только любовь помогла ему расправить крылья творчества и взлететь. Тема парящих влюблённых — излюбленная тема художника. На картине изображены молодые, летящие в пространстве между Парижем и Витебском. Их связывает любовь, восторг, страсть. Коза со смычком и девушка со скрипкой озвучивают чувства Шагала. Это лирическая музыка еврейской свадьбы. Вдалеке виден шатёр, под которым стоят новобрачные. Картина счастья и бесконечной любви.

Воспоминание (1914)

Незатейливая картина, выполненная в стиле гризайль (чёрно-белое изображение), отображает ранний период творчества художника, который только начинал поиск собственного «Я». На картине изображён мужчина, у которого за плечами вместо сумки дом. Это яркий образ еврейской жизни того периода, когда евреи жили за чертой оседлости и были в буквальном смысле привязаны к своему дому.

Мать у печи (1914)

Стиль картины — примитивизм и экспрессионизм. У печи стоит мать художника и готовит обед. Женщина сосредоточена и поглощена приготовлением еды, цвет её одежды подчёркивает простой образ жизни семьи. Слева у ног матери — мужчина с тростью. Его крохотные размеры подчёркивают ту огромную роль, которую выполняет мать семейства. Она — стержень семьи, основа её благополучия.

Ландыши (1916)

Эта прекрасная картина искрится семейным счастьем, а зелёные оттенки натюрморта передают умиротворение художника. Розовые банты на упаковке, в которую завёрнуты цветы, подчёркивают торжественность события. Благоухающий весенний букет ландышей предназначен для Бэллы, любимой жены и музы художника.

Кстати, на нашем сайте topcafe.su есть интересная статья о самых красивых цветах в мире.

Прогулка (1918)

По мнению topcafe.su, это одна из самых узнаваемых работ Марка Шагала. Картина написана уже после свадьбы Марка и Бэллы, когда в семье появилась дочка. В этой картине отражается огромная любовь и счастье художника, его желание взлететь от этих чувств.

Жена художника Бэлла парит в воздухе, а Марк держит её за руку. Вот-вот его ноги оторвутся от земли, и пара поплывёт над городом. В нижнем левом углу картины на земле расстелен красный цветастый платок, на нём предметы пикника. Глядя на эту картину, нет ощущения нереальности происходящего. Счастливая пара на прогулке радостно резвиться. Никакое притяжение земли не может препятствовать любви. Это гимн самому прекрасному чувству.

Над городом (1918)

Продолжение темы летающих влюблённых. Картина изображает летящую пару — Марка и Бэллу. Пара мечтательно парит над Витебском. Скорее всего, автор изобразил душевное состояния своей супружеской пары. Безграничную любовь и счастье. Мужской образ написан в грубоватом кубическом стиле. Его зелёная рубашка словно изломана множеством треугольников. Женский образ более мягок и спокоен.

Город под летящей парой выглядит сказочным. В огороде одного двора пасётся зелёная коза. Зелёный — самый любимый цвет художника. Это символ жизни.

Картина наполнена юмором и одна маленькая, присевшая у забора, фигурка как бы «приземляет» картину, и напоминает об обыденности человеческой жизни.

Молитва еврея (1923)

Марк Шагал родился и вырос в религиозной еврейской семье, обучался Торе, и большинство своих полотен посвятил описанию местечковой жизни евреев Витебска. На картине изображён молящийся еврей, со всеми атрибутами молитвы.

Белла (1925)

Чернилами на бумаге нарисован очень живой портрет жены художника. Бэлла стоит в непринуждённой позе, слегка опустив голову. Этот рисунок выполнен в Париже, где семья Шагала жила в эмиграции. Платье, причёска Бэллы соответствует времени. Её грация и красота всегда были стимулом творчества художника.

Ноктюрн. Ночная сцена (1947)

Картина «Ноктюрн» написана в трагический момент жизни художника. Неожиданная смерть жены погрузила Шагала в огромную печаль. Бэлла умерла в США, а художник изобразил её, летящей над Витебском, над потерянной Родиной. Бэлла изображена в белом саване верхом на красном коне. Красные и тёмно-зелёные мрачные тона, семисвечник с зажжёнными свечами означают печаль и огромную утрату Шагала.

Синий скрипач (1947)

Скрипач, парящий над спящим городом, играет нежную мелодию. На его колене и плече сидят голуби. Белая луна освещает Витебск. Эта картина всем своим духом описывает горечь художника. Смерть Бэллы внесла в картины Шагала огромную печаль. Пронизывающая сердце мелодия скрипки выражена пронзительным синим цветом.

Вот на колене скрипача ещё сидит пара воркующих голубей. Но мгновение, и голубки не стало. Одинокий голубь на плече музыканта — символ печали от потери любимой жены.

Букет с лилиями и летящие любовники (1947)

Огромный белый букет на тёмном синем фоне и два парящих человека в верхней части картины. Белла, покойная жена художника, в образе невесты. Её тело бесплотно и она напоминает всем своим видом ангела. Мужчина, обнимающий женщину — сам автор. Он стремится к любимой, но она словно не замечает никого и проплывает мимо. Внизу картины Тусклый свет луны освещает канал, по которому плывёт в лодке одинокая пара.

А про самые красивые синие цветы в мире, которые могут украсить ваш сад, на нашем сайте topcafe.su есть очень красивая статья.

Послесловие

Марк Шагал прожил долгую насыщенную жизнь. После смерти любимой Бэллы он был дважды женат, и несмотря на то, что с последней женой он прожил до самого конца, он продолжал писать свою Бэллу, как символ неугасающей любви.

Но на этом наш список не заканчивается. Ниже мы разместили и другие известные картины Шагала, но уже без описания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: