Завтрак в мастерской, эдуард мане - описание картины - JEKATERINBURG.RU

Завтрак в мастерской, эдуард мане — описание картины

Описание картины «Завтрак в мастерской» — Эдуард Мане

Updated on 3 июля, 2020 By Admin

Одной из особенностей творчества Мане является полная свобода при определении жанра — рафинированные и строгие правила академической школы казались ему скучными. Именно поэтому мы можем найти много работ кисти мастера, которые

сложно причислить к какому-либо одному определенному жанру. Такой картиной является и «Завтрак в мастерской».

Главный герой картины — Леон Коэлл Леенхофф, тайный сын художника. Рожденный вне брака учительницей музыки Сюзанной, которая давала уроки родному брату Мане, сын так никогда не был признан художником, хотя спустя некоторое время живописец узаконил отношения с его матерью.

Разглядывая эту работу, можно увидеть здесь и элементы портрета, и семейную бытовую сцену, и натюрморт. Благодаря смелому подходу к форме — художник обрезал края картины, мы можем сравнить полотно с мгновенным фотоснимком. Вот пройдет еще один миг, и все персонажи, застывшие на секунду, продолжат заниматься своими делами.

Молодой юноша расположен на переднем плане в центре картины. Он задумчиво смотрит вдаль, стоя спиной к столу и родителям. Лицо его высветлено, губы сжаты, а взгляд задумчив.

Колорит полотна сочетает в себе коричневые, зеленые, серые, черные и белые тона. Кульминационным цветом в композиции является желтый — он и как бы организует, связует все пространство картины.

Несмотря на некую опаску, картина была принята Салоном к выставке, но многие зрители вызывались о ней очень неоднозначно — смешение жанров и сочетание элементов вызывала критику в адрес картины. Однако большинство склонялось к мнению, что работа очень гармонична и каждая деталь находится на своих местах.

Похожие картины:

Описание картины «Завтрак на траве» — Эдуард Мане Картина, первоначально названная «Купание», не попала на Парижский салон — как и три тысячи других полотен, жюри не допустило ее к экспозиции. Зато все отвергнутые работы были представлены общественности на неофициальной выставке […].

Описание картины «Флейтист» — Эдуард Мане Мане всегда интересовался костюмом, и поэтому «костюмированные» персонажи появляются во многих его произведениях. Он и сам очень любил переодевания. Берта Моризо, художница его круга и просто близкий Мане человек, вспоминала, что во […].

Описание картины «Бар в Фоли-Бержер» — Эдуард Мане Картина Эдуарда Мане «Бар в Фоли-Бержер», написанная в 18 году является одной из самых знаменитых работ мастера и известнейшим произведением живописного искусства. Бар, изображены на картине находился на первом этаже одного из […].

Описание картины «Месье и мадам Мане» — Эдуард Мане На картине, написанной в 1860 году, изображены родители самого Эдуарда Мане. В бакалейной лавке отца, где проходило его детство, часто выставлялись и с успехом продавались первые рисунки начинающего художника. Чопорность матери, помогающей […].

Описание картины «Путешествуя» — Эдуард Мане Летом 1874 года Эдуард Мане, находясь на берегу Сены в маленьком курортном городке близ Парижа, много времени проводил на воде, что и определило написание ним картины «В лодке». Сцена в лодке описана […].

Описание картины «Мальчик с вишнями» — Эдуард Мане Полотно написано в 1858 году. Эдуард Мане — это великий французский художник. Также он занимался гравировкой, был одним из основателей импрессионизма. В начале становления своей творческой карьеры Мане начал работать вместе с […].

Описание картины «Угорь и кефаль» — Эдуард Мане Как бы ни поносили работы Мане в прессе, его натюрморты неизменно вызывали восхищения публики. Тут даже враждебно настроенным критикам крыть было нечем. И если они начисто отвергали композиционные и содержательные принципы тех […].

Описание картины «В лодке» — Эдуард Мане Считаясь одним из основоположников импрессионизма, Э. Мане так и не принял окончательно его теоретических установок. Лето 1874 года, художник находится в Аржантее — «малой столице импрессионизма». Работая рядом с К. Моне и […].

Описание картины «Портрет Изабель Лемонье» — Эдуард Мане Изабель Лемонье — одна из любимых моделей Мане: по количеству написанных с нее портретов она уступает только Берте Моризо. Существует шесть ее портретов маслом, пастель, а также несколько акварелей. Почти все эти […].

Описание картины «Портрет Берты Моризо» — Эдуард Мане Глядя на эту картину, где на большом диване вальяжно раскинулась молодая женщина с выразительными глазами и в пышном белом платье, многие задержат взгляд ненадолго — ну еще один шедевр великого Мане, сколько […].

Описание картины «Розы в хрустальной вазе» — Эдуард Мане В последние месяцы своей жизни, вынужденный быть неподвижным, Эдгар Мане нарисовал серию натюрмортов необычайной красоты, находя в самых простых и повседневных вещах источник вдохновения и изучения. Летом 1882 года, с июля по […].

Описание картины «Лодка-студия Клода Моне» — Эдуард Мане Мане нравилось общаться с импрессионистами в батиньольском кафе; его интересовали их эксперименты с освещением, но с самой группой он себя никогда не ассоциировал. Мане манили лавры официально признанного художника. Маргинальным гением он […].

Описание картины «Мертвый тореадор» — Эдуард Мане На протяжении всей своей жизни Мане увлекался костюмом, ставшим и заметным элементом ряда его картин. Многие его костюмированные фигуры несут на себе печать испанской культуры, к которой художник был неравнодушен. В 1862 […].

Описание картины «Интерьер кафе» — Эдуард Мане Множество полотен французских художников второй половины 19 века, в том числе и Эдуарда Мане, изображают разнообразные сценки и сюжеты, происходящие в кафе. Ведь в то время кафе было еще и клубом по […].

Описание картины «Автопортрет с палитрой» — Эдуард Мане Представленный автопортрет, где в одной руке художник держит тонкую кисть, а в другой угадывается палитра — один из самых примечательных и грустных работ великого Мане. Примечательна картина своей техникой, а грустные нотки […].

Описание картины «Испанский гитарист» — Эдуард Мане Картина Э. Мане «Испанский гитарист» или «Гитарреро», а также портрет родителей — две работы созданные художником в 1860 году; относятся к первым полотнам Мане, одобренным строгим жюри Парижского салона в 1861 году. […].

Описание картины «Портрет Эмиля Золя» — Эдуард Мане Первые статьи в поддержку Мане, автором которых был Золя, появились в 1865 году. Постепенно Золя сменил Бодлера, стоявшего тогда на краю могилы, в роли защитника и «разъяснителя» его картин. В 1867 году […].

Описание картины «Христос с ангелами» — Эдуард Мане У Мане всего несколько картин на религиозный сюжет — живописец предпочитал пейзажи, портреты и бытовые наблюдения. Впервые мастер обратился к этой теме в 1864 году, написав полотно «Мертвый Христос с ангелами». На […].

Описание картины «Берта Моризо с букетом фиалок» — Эдуард Мане Окутанная ореолом воздушного наряда, с едва заметным букетом фиалок в руках, Берта Моризо меланхоличным взглядом смотрит с балкона и с одной из самых знаменитых картин Эдуарда Мане. Эта художница-импрессионистка пошла наперекор общественному […].

Описание картины «Юноша в костюме мачо» — Эдуард Мане В произведении Эдуарда Мане «Молодой человек в костюме махо» художник изобразил своего младшего брата Гюстава Мане, одетого в национальный костюм испанца из простонародья. Красивый черный пиджак-фигаро и черные же штаны, перехваченные в […].

Описание картины «Нана» — Эдуард Мане По сегодняшним меркам бунтарь из Мане был не бог весть какой — современные таблоиды еще и не то демонстрируют нам ежедневно, однако, в конце XIX века полотна живописца вызывали массу упреков. Особенно […].

Описание картины «Старый музыкант» — Эдуард Мане Мане — художник, любимый современными ему художниками — многочисленными последователями, которые увидели в нем образец свободы и современности: от Моне и Сезанна до Матисса и Пикассо. Разрушитель академизма и родоначальник нового течения […].

Описание картины «Бой между «Кирседжем» и «Алабамой»» — Эдуард Мане В академической живописи сюжеты картин имели строгую иерархию. Наиболее значимыми считались библейские, исторические и мифологические. В Салоне исторические картины обычно проходили на ура, и Мане, с его принципиальной ориентацией на официальный Салон, […].

Описание картины «Любитель абсента» — Эдуард Мане Кто знает, смог ли бы Мане стать одним из основоположников импрессионизма, если бы его учитель, живописец Тома Кутюр, не назвал картину «Любитель абсента» — «гнусностью». А ведь молодой художник всю зиму 1858-1859 […].

Описание картины «Большой канал. Венеция» — Эдуард Мане Это полотно, вошедшее в ретроспективную выставку Э. Мане в Школе изящных искусств в 1884 г., было увидено его современником критиком Джозефом Пеладоном, который писал: «Необычайно маленькое полотно представляет уголок Большого канала Венеции. […].

Описание картины «Женщины, пьющие пиво» — Эдуард Мане В последние годы жизни Мане увлекся пастелью. Эта техника привлекала его, прежде всего, возможностью внести в произведение ощущение спонтанности. Пастель позволяет создавать мягкую, бархатистую фактуру. Скорее всего, именно поэтому художник в это […].

Описание картины «Портрет Теодора Дюре» — Эдуард Мане «…К Мане присоединяются теперь многие ранее колебавшиеся. например, Теодор Дюре, который признается, что был несправедлив к живописцу в своей опубликованной в прошлом году брошюре. Неожиданно Мане предлагает Дюре написать его портрет — […].

Описание картины «В оранжерее» — Эдуард Мане В 1879 году Эдуард Мане пишет работу «В оранжерее», которая сейчас принадлежит изобразительным фондам Национальной галереи Берлина. Картину отличает броский и пестрый колорит. На картине изображена молодая женщина и мужчина. Пара выписана […].

Описание картины «Балкон» — Эдуард Мане Как известно, Эдуард Мане невероятно ценил и восхищался творчеством Франсиско Гойи, и неоднократно созданные великим испанцем сюжеты находили свое воплощение и в творчестве этого выдающегося французского живописца. Разумеется, получая неповторимую авторскую трактовку. […].

Описание картины «На берегу моря» — Эдуард Мане Выбор образов и предметов для сцен, взятых из современной жизни, был своего рода «детектором лжи» для импрессионистов. Но еще тщательнее подходил к этому вопросу Мане, что становится очевидным, если внимательно рассматривать уже […].

Описание картины «В саду» — Эдуард Мане Живописная работа «В саду» написана в начале 1870 года. В наши дни картина хранится в Городском музее Шелборна. Картина Эдуарда Мане создана художником в наиболее продуктивный период его творчества. С 1870 года […].

Описание картины «Олимпия» — Эдуард Мане Полотно связывают с началом зарождения импрессионизма. Впервые оно было представлено общественности в Парижском салоне в 1865 году и вызвало крупный скандал. Дело в том, что название картины вовсе не было связано с […].

Описание картины «Уличная певица» — Эдуард Мане На картине изображена Викторина-Луиза Меран, которая долгие годы являлась моделью Мане. Это полотно находится далеко за океаном в Музее изящных искусств в Бостоне. На картине изображена юная дама с застывшим взглядом и […].

Описание картины «Расстрел императора Максимилиана» — Эдуард Мане Трагическая картина, над которой Мане трудился два года, была посвящена политическим событиям в Мексике. Младший брат австрийского императора Франца Иосифа Максимилиан был посажен на трон Мексики. Но насладиться царствованием австрийский эрцгерцог так […].

Описание картины «Музыка в саду Тюильри» — Эдуард Мане Сад Тюильри, уютный уголок природы в центре французской столицы, всегда занимал особое место в жизни парижан. Днем на его территории неспешно прогуливались семейные пары с детьми, а вечером лихо отплясывала кадриль молодежь. […].

Читайте также  Бартоломе эстебан мурильо: картины и биография

Описание картины «Аржантей» — Эдуард Мане Аржантей — картина, которая наполнена солнечным светом, дуновением теплого ветра, свежим запахом воды. Женщина — постоянная натурщица Мане в тот период — держит на коленях букет цветов и думает о чем — […].

Описание картины «За кружкой пива» — Эдуард Мане Картина «Кружка пива» написана в конце 1872 в начале 1873 года. Работа была принята салоном современного искусства достаточно тепло, получила множество положительных отзывов и заслужила почетное место, по мнению маститого жюри, состоящего […].

Описание картины «Железная дорога» — Эдуард Мане У Мане был удивительный талант — выхватывать из повседневной жизни обыденные, на первый взгляд, сценки и обращать на них внимание других людей. Люди, занятые повседневными делами, лица, которые можно встретить, просто выйдя […].

Описание картины «Сливовица (Сливовое бренди)» — Эдуард Мане Полагают, что «Сливовица», или «Сливовое бренди» — ответ Эдуарда Мане на картину «Абсент», написанную его другом, Эдгаром Дега, тоже импрессионистом, но с индивидуальными подходами к процессу создания образов. Социальный статус праздно сидящей […].

Описание картины «Две розы на покрывале» — Эдуард Мане «Розы — морозы». Насколько избитой считается эта поэтическая рифма, и все равно без нее — никуда! Сколько раз в веках воспета роза, сколько поэтов и художников вдохновлялись ею и наверняка вдохновятся еще […].

Скандальная картина Э. Мане Завтрак на траве

Эдуард Мане.Завтрак на траве.(Пикник на четверых) 1863.Холст, масло. 208 ; 264,5 см Музей Орсе, Париж

Сегодня картина французского художника 19-го века Эдуарда Мане «Завтрак на траве» считается шедевром импрессионизма, а в 1863 для парижской публики полотно стало настоящим шоком.

Мане задумал «Завтрак на траве» во время воскресной поездки в Аржантей, на берег Сены. За основу композиции Мане взял фрагмент с гравюры Маркантонио Раймонди «Суд Париса» по рисунку Рафаэля.
Изначально Мане назвал свою картину «Купание», вероятно, чтобы дать более «мягкое» объяснение женской наготе. Но когда картина вызвала бурную шумиху своей откровенной сексуальностью, художник в шутку прозвали ее «пикник на четверых». Именно второе название, хотя и немного изменённое, прижилось.

Мане попытался выставить картину в Парижском салоне в 1863 году, но нагота женщин среди одетых мужчин так ошеломила критиков организаторов салона, что они отказали художнику. Таким образом, картина Мане оказалась среди 3000 картин недопущенных к участию в Парижском Салоне. Для них-то император Наполеон III приказал провести отдельную выставку, получившую название «Салон отверженных». Там публика и увидела шедевр Мане.

В «Салоне отверженных» участвовали художники, имена которых знакомы сегодня каждому ценителю искусства. Среди полотен таких мастеров как Писарро, Уистлер и Сезанн, картина Мане произвела настоящий фурор.

Благодаря нетрадиционному представлению наготы полотно стало главной достопримечательностью выставки. Но это вовсе не значит, что картина пришлась по вкусу зрителям. Говорят, что мужчины как можно быстрее проводили своих жен мимо полотна, а потом возвращались назад, чтобы поглазеть самим. В критиков работа Мане вызывала насмешки и возмущение.

На холсте изображены двое полностью одетых мужчин и обнаженная женщина, расположившиеся на лесной поляне для пикника. Тело женщины ярко освещено, ее взгляд направлен на зрителя. Мужчины, одетые по последней моде того времени, вовлечены в беседу и не замечают женщину. Перед ними лежит женская одежда, корзина с фруктами и круглая хлебная лепешка.Одетые мужчины — родственники Мане
Один из них — его брат Эжен Мане. А другой — будущий шурин, голландский скульптор Фердинанд Леенхофф.

На заднем плане полуобнаженная женщина купается в ручье. Ее фигура непропорционально велика и кажется, что она парит над остальными участниками сцены. Четко окрашенный фон создает впечатление, что картина была написана не на открытом воздухе, а в мастерской. Это впечатление усиливается благодаря использованию резкого освещения, не создающего полутеней.

Обнажённая женщина на картине Мане — Викторина-Луиза Мёран. Она была популярной музой парижских живописцев конца 1800-х годов. Викторине дали прозвище «Креветка» из-за миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос. Она позировала Мане не только для «Завтрака на траве», но и для других полотен: «Портрет Викторины Мёран», «Уличная певица, «Мадемуазель. Викторина в костюме матадора», «Олимпия», «Женщина с попугаем», «Гитарист» и «Железная дорога».

Из-за откровенности полотен многие предполагали, что Мане и Мёран были любовниками, но это было всего лишь верхушкой айсберга сплетен. Популярная трактовка «Завтрака на траве» и «Олимпии» предполагала, что эти наглые голые женщины должны быть дамами свободного поведения. Это подпитывалось слухами, что Мёран была путаной и любила выпить. На самом деле, она дожила до 83 лет и добилась признания.

В «Завтраке на траве» не только столкнулись культурные элементы разных времен. Мане также отверг правила пропорции, что наиболее заметно по женщине на заднем плане, которая моется в реке. Она непропорционально большая по сравнению с мужчинами перед ней. С течением времени, мятежный стиль Мане вдохновил многих художников, таких как Джеймс Тиссо, Клод Моне, Поль Сезанн и Пабло Пикассо.

Стиль написания картины нарушал все академические традиции своего времени. Мазки кисти хорошо видны, некоторые части сцены кажутся незавершенными. Сам сюжет картины оскорблял чувства зрителей, не понимавших и не принимавших изображенную сцену.

К тому времени проституция в Булонском лесу Парижа получила широкую известность, однако отражение этой темы в живописи было под запретом. Открыто показав сексуальность, нарушавшую этические и эстетические нормы общества, Мане оказался в центре внимания возмущенной общественности. Отсутствие связей между персонажами, абсурдность сюжета и контрастная цветовая палитра шокировали критиков.

Эдуард Мане — зачинатель современного искусства

Автопортрет с палитрой — Эдуар Мане

Эдуард Мане (Париж, 1832-1883) был главным действующим лицом в той живописной революции, которую подхватили импрессионисты и которая имела очень долговременные последствия. Мане отказался от пластических характеристик объемов, перспективы и светотени, опираясь на контраст и соотношение тонов. Его картины: Завтрак на траве и Олимпия стали вехами глубокого обновления, первым плодом которого и был импрессионизм — пролог всего современного искусства.

Сын крупного чиновника, Мане отошел от семьи, чтобы следовать своему художественному призванию. Человек рафинированной культуры и образованности, он играл заметную роль в интеллектуальной жизни Парижа. В 1856 г. он открыл собственную мастерскую, приступив к разработке своего стиля, который заявляет о себе в картине «За стаканом абсента» (1858). В этом произведении, как и в работе «Испанец, играющий на гитаре» (1861), уже проглядывается тенденция строить пространство посредством противопоставления черного и светлых тонов интенсивного, резкого цвета.

Скандальная живопись

В 1863 г. Мане выставил на Салоне отверженных (Salon des refusés) картину «Завтрак на траве» (1863), которой суждено было стать одной из самых знаменитых. Она вызвала немедленный скандал: на фоне лесного пейзажа была помещена — с явной отсылкой к Джорджоне — обнаженная женская фигура в окружении двух мужчин, одетых по моде того времени. «Олимпия», написанная вскоре после этого и в 1865 г. выставленная на Салоне, стала поводом к продолжению скандала: во фронтальном, «парадном» изображении Мане представил молодую обнаженную куртизанку, гордо возлежащую на постели.

«Завтрак на траве» — (1863, Музей д’Орсэ, Париж)

В 1866 г. он написал картину Флейтист однако она была отвергнута жюри Салона, а в 1867 г. работы Мане не допустили к показу на Всемирной выставке. В виде полемического жеста Мане разместил 55 своих произведений в павильоне, сооруженном недалеко от выставки.

Поворот к импрессионизму

В 1868 г. Мане познакомился с художницей Бертой Моризо (1841-1895), которая стала его ученицей и любимой моделью. Именно она связала его с импрессионистами, общение с которыми проявилось усилением интереса к разработке светлой цветовой гаммы в пленэрных композициях. Свои сюжеты Мане находил в повседневной жизни парижских улиц; во все более свободной манере, с текучими мазками, он писал также пейзажные сцены, пронизанные вибрирующим светом (В лодке (1874), Аржантёй (1874)). Однако от импрессионистов его отделяет более пристальное отношение к композиции картины и размещению человеческих фигур. В 1877 г. картина Нана (Кунстхалле, Гамбург) была отвергнута жюри Салона, тем не менее это не помешало Мане написать целый цикл своеобразных жанровых картин, сюжеты которых взяты из среды парижских пивных и кафе — он всегда сохранял острый, но доброжелательный взгляд на свою эпоху (Подавальщица пива, Музей д’Орсэ, Паиж).

В 1882 г. Мане выставил на Салоне с большим успехом свою работу Бар в Фоли-Бержёр (Галерей Тейт, Лондон), ставшую последним крупным творением этого художника: прикованный к постели, он в последний год отпущенной ему жизни смог создать лишь блестящую серию натюрмортов.

Картины Эдуарда Мане:

«За стаканом абсента» (1858)

«Испанец, играющий на гитаре» — (1861, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

«Завтрак на траве» — (1863, Музей д’Орсэ, Париж)

«Бар в Фоли-Бержер» — (1882)

«Берега Сены в Аржантее» — (1874, Музей изящных искусств, Турнэ)

«Нана» — (1877, Кунстхалле, Гамбург)

«Подавальщица пива» — (1879, Музей д’Орсэ, Паиж)

«Семья Моне в саду в Аржантёй» — (1874, Музей изящных искусств, Турнэ)

«Флейтист» — (1866, Музей д’Орсэ, Париж)

В лодке — ( 1874, Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Французские «Завтраки на траве» или как возник импрессионизм

Иногда отказ художника от традиционных техник и сюжетов ведёт к новым идеям не только в его творчестве, но и даёт идеи и вдохновение многим другим, и даже может послужить возникновению нового направления, стиля в изобразительном искусстве.
Импрессионизм одно из самых любимых мною направлений в искусстве.
В своей публикации хочу поделится с Вами интересными фактами о истории возникновения импрессионизма, а также предложить к сравнению две картины французских художников с одинаковым названием «Le déjeuner sur l’herbe» (Завтрак на траве).
Ряд французских художников второй половины XIX века — это не только зачинатели целого направления в истории искусства, но и основоположники изображения пикника (трапезы на природе) в живописи. Картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве» (1863) и Клода Мане «Завтрак на траве» (1866) способствовали возникновению и дальнейшему развитию стиля импрессионизм в истории мирового искусства.
История импрессионизма началась в1863 году. 3000 полотен французских живописцев, среди которых была картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве» (1863), жюри не допустило к ежегодной выставке Парижского салона, одной из самых значительных художественных выставок Франции. Все эти картины были выставлены на так называемом «Салоне Отверженных», созданном по инициативе императора Наполеона III.
Чтобы избежать разногласий по поводу места развески, работы «отверженных» располагались строго в алфавитном порядке , в одном ряду с батальными сценами и обнажёнными девами висели работы ещё малоизвестных художников: Мане, Писсарро, Йонкинда и не числившиеся в каталоге работы Сезанна, Гийомена и Фантен-Латура.Так как срок для подготовки был очень коротким и не было основного организатора, каталог «Салона Отверженных» указывал не всех художников. Выставка вызвала огромный интерес у публики и бурное обсуждение в прессе.
Сам термин «импрессионизм» появился позже , уже в 1870-х годах, благодаря критику журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов». За основу критик взял название картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant).

Читайте также  Джотто ди бондоне — биография и картины

Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» 1872 год.
Сначала этот термин носил несколько пренебрежительный характер, указывая на соответствующее отношение к художникам, писавшим в новой «небрежной» манере, но затем стал известен во всём мире, как название целого направления в искусстве.
ДВА ЗНАМЕНИТЫХ «ЗАВТРАКА НА ТРАВЕ».
Эдуард Мане задумал «Завтрак на траве» ( размер 208 на 264,5 см.) во время воскресной поездки в Аржантей (Argenteuil), на берег Сены. За основу композиции Мане взял фрагмент с гравюры Марк Антонио Раймонди «Суд Париса» по рисунку Рафаэля.

Маркантонио Раймонди «Суд Париса» 1514 год.
Сюжет картины (двое полностью одетых мужчин с нагой женщиной на природе) вызвал скандал и обвинения в декадентстве и плохом вкусе. Публика была возмущена не только сюжетом, но и тем, как обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя, а также узнаваемостью персонажей.

Эдуард Мане «Завтрак на траве» 1863 год.

Моделью женщины была Викторина Мёран, один из мужчин — брат Мане Густав, второй — будущий шурин Фердинанд Леенхофф. Мужчины одеты как денди, они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают обнажённой женщины. Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами, хлеб. На заднем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке, её фигура выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Картине как бы не хватает глубины, создаётся впечатление, что вся сцена происходит не на природе, а в студии, это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней.В данное время картина находится Музее Орсе (Париж, Франция).

Картина написана в непривычном для того времени стиле, разрывающем академические традиции. Резкий свет, фотографические силуэты, почти без полутонов, нагота отличается от мягких и безупречных фигур Александра Кабанеля и Жана Энгра, смелые мазки кисти, ощущение незаконченности в некоторых местах полотна — всё это очень непривычно для живописи второй половины XIX века.

Картина «Завтрак на траве» Клода Моне должна была стать вызовом не только академизму , но и соратникам по кисти, например, Эдуарду Мане. Была выбрана та же тема и название, но другой стиль живописи, которым Моне хотел удивить зрителя. Он задумал написать работу в три раза больше известной картины (размер 400 на 600 см.) Работа над картиной началась весной 1865 года, Моне написал множество пейзажных этюдов окраины леса Фонтенбло, этой своеобразной студии импрессионистов.

Эти эскизы больших деревьев с отбрасывающими тень ветками и листьями, созданные примерно в одних и тех же местах, послужили ландшафтным фоном для будущего «Пикника».

Главной моделью для написания мужских фигур стал Жан Фредерик Базиль, французский художник, один из основателей импрессионизма, большинство женских фигур были написаны с возлюбленной Моне — Камиллы (впоследствии ставшей его женой). Одновременно с большой картиной Клод Моне создал уменьшенную версию (размер 130 на 181 см).

Клод Моне «Завтрак на траве» 1866 год.

На картине изображены 12 фигур полностью одетых людей, которые наслаждаются солнечным днём на лесной опушке, на фоне природного пейзажа. Лица большинства мужчин отвёрнуты от зрителя, а две дамы изображены со спины, что даёт возможность рассмотреть складки их платьев. В отличие от картин классического стиля, Моне изобразил людей полностью занятых своей беседой и никак не вступающими в контакт со зрителями. Художник сделал главными героями полотна своих друзей, собравшихся на пикник. Он не останавливается на мелких бытовых деталях, а использует свободные мазки при написании игры солнечного света на листве, платьях дам, постеленной на траве скатерти.

Изображение природы, естественный свет, видимый на волосах и плечах людей, размытие цвета на тщательно прорисованных листьях деревьев — это и есть импрессионистическая техника, получившая развитие в творчестве Моне и ставшей его главным художественным стилем. Любая картина Клода Мане — это единая цветовая композиция из бликов и пятен, как бы пронизанная дрожащим воздухом.

В настоящее время картину оценивают как шедевр Моне, подтолкнувший настоящую революцию в истории искусства. К сожалению, судьба большой картины оказалась плачевной. Некоторые части её в данное время утеряны. Но судить о всём замысле и композиции картины мы можем по уменьшенной версии, которая находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва, Россия)

Эдуард Мане, задав моду на живописание пикников, не терпел того, когда его сравнивали и ставили рядом с Клодом Моне, «этим выскочкой из Гавра». Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем.

Новое течение в живописи отличалось от академической живописи в техническом и идейном плане. Импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками. Краски не смешиваются на палитре, а нужный цвет получается путём правильного наложения их на холст.
Также работы импрессионистов отличаются от академизма, предпочтением работы на пленэре. Многие работы импрессионистов напоминают фотографический стоп-кадр, где никто не позирует специально, а жизнь идёт своим чередом. На картинах появились изображения маленьких семейных праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом, женщин лёгкого поведения, моряков, артистов цирка и так далее (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне). Брались сюжеты пребывания в кафе, флирта, танцев, прогулок на лодках, на пляжах и в садах, появилось видение будничности и современности. Были забыты библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты, которые приветствовались официальным академизмом.

Эдуард Мане «Бар в Фоли-Бержер» 1882 год.

Жан Фредерик Базиль «В кругу семьи» 1867 год.

Пьер Огюст Ренуар «Бал в Мулен де ла Галетт» 1876 год.

Клод Моне «Бульвар Капуцинок» 1873 год.

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы» 1897 год.

Все материалы взяты в свободном доступе в интернете.

ИМПРЕССИОНИЗМ.Ч.3. ЭДУАРД МАНЕ.

Эдуард Мане (1832-1883, Manet, Édouard), ­– всемирно известный французский художник: живописец и график

Эдуард Мане и импрессионисты

Эдуард Мане счита­ется одним из зачинателей импрессионизма. Во многом являясь предшественником вдохновителем импрессионистов, Мане в то же время расходится с ними в некоторых важных моментах: в своих произведениях он сохраняет конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляет в своей палитре серые и чёрные тона и в целом не изменяет бытовому жанру с его литературно-ассоциативной подосновой. Оказав большое влияние на импрессионистов, Эдуард Мане сам не остался безучастен к их революционным поискам и открытиям. Художник выбирает из бесконечного потока бытия лишь мимолетный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у зрителя особое ощущение, что он свидетель всего происходящего сейчас, что каждое мгновение жизни может быть исполнено поэзии и художественной ценности.

В картинах импрессионистов, и у Эдуарда Мане «случайность» выбранного момента, ничем не выделяющегося среди предшествующих и последующих, специально подчеркивалась композицией, изобилующей срезами фигур и предметов, предполагающей в этом случаЕ возможность продолжения изображенного за пределы холста.

Особенности творчества Эдуарда Мане

В своём творчестве Эдуард Мане часто использует и переосмысляет сюжеты и мотивы живописи старых мастеров. Мане стремится наполнить их современным звучанием, решить новые живописные задачи( «Завтрак на траве», «Олимпия», «Бой быков в Мадриде», «Балкон»)

Живописная манера Мане постепенно на протяжении 1860-х годов освобождается от присущих ей ранее глухих и плотных тонов, чёрных теней, однако в ней сохраняются и даже усиливаются контуром контрасты между тёмными и светлыми зонами, отчего при восприятии возникает некоторая плоскостность изображения; живопись становится более свободной и вместе с тем более изощрённой, всё чаще живописная ткань обогащается прозрачными рефлексами и валёрами.

Обновляя бытовой жанр 19 века, Эдуард Мане поэтизирует заурядную на первый взгляд жизненную ситуацию, мир окружающих человека вещей, выявляет скрытую гармонию бытия. Жанр многих произведений Мане трудно даже определить. Художник в одной картине мог объединить жанровые сценки и пейзаж. Картина «Завтрак в мастерской», например, удачно сочетает портрет, натюрморт и бытовую сцену.

В 1870-е годы Мане много работает в области портрета, перенося в неё основные проблемы своих сюжетных композиций, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника.

Са­мые знаменитые картины: «Олимпия», «Завтрак на траве», «Бар «Фоли-Бержер»», «Арджантей», «В лодке», «Флейтист», «Портрет Эмиля Золя», «Казнь императора Максимилиана», «Букет сирени», «Кабачок».

Фотография Эдуарда Мане

Биография Эдуарда Мане

Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). В конце концов победила его приверженность к искусству. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Трудно было найти что-либо более противоположное, чем стремление Мане к живому и современному искусству и академический, мертворожденный «историзм» Тома Кутюра. Тем не менее, в мастерской Кутюра, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, Эдуард Мане приобщился к классическому наследию. Мане усердно посещает Лувр, а после ухода от Кутюра совершает турне по музеям Италии, Голландии, Германии и Австрии. Объекты его поклонения — Тициан и Тинторетто, Рембрандт и Хальс, Пуссен, Делакруа и Энгр, но прежде всего великие испанцы — Веласкес и Гойя. Хотя Мане впервые попал в Испанию только в 1865 году, все его раннее творчество проходит как бы под знаком испанской живописи. В начале 60-х годов художник порой близко «пересказывает» в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей («Лола из Валенсии», «Гитарист», «Испанский балет»).

Однако, несмотря на свою репутацию «парижского испанца» и перекличку с другими старыми мастерами, Эдуард Мане с самого начала выступает как художник с самобытным видением, неразрывно связанный с художественными исканиями своего времени. Так, одно из самых ранних его произведений — «Любитель абсента» (1859 –кажется прямой иллюстрацией к «Цветам зла» Бодлера. Первой подлинно масштабной работой Мане явился «Завтрак на траве» (1862). Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины «Концерт» Джорджоне. По поводу создания этой картины Мане говорил своему другу, журналисту А. Прусту: «Когда я был в ателье, я копировал Джорджоне, нагую женщину с музыкантами. Но у меня все будет по-другому — я перенесу сцену на воздух, окружу ее прозрачной атмосферой, а люди будут такими, какими мы их видим сегодня».

Открытая перекличка со старой живописью только подчеркивала новизну искусства Эдуарда Мане. На его картине мы видим живых парижан 60-х годов прошлого века, непринужденно расположившихся на месте классических персонажей. Публику и критиков шокировали вызывающий реализм художника, игнорирование им академических общепринятых канонов красоты, а также привычной сюжетной «законченности» изображения. Герои Эдуарда Мане внешне разобщены, не связаны поверхностными какими-то сюжетными отношениями, но объединены одной психологической и поэтической атмосферой, проникнуты общим ощущением тайны жизни. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность, и глубокая мечтательность. Эта стоящая над временем поэзия и глубина образов сближала Мане, при всем его новаторстве, с творчеством великих мастеров прошлого. Она же в следующем столетии вдохновит Пикассо на создание вариаций на тему «Завтрака на траве». Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. В стиле картины соединены две характерные для Мане тенденции — стремление к пленэрной живописи и к более материальной и пластичной живописной манере. Если пейзаж написан легкими, светящимися и как бы размытыми красками, то фигуры и блестящий натюрморт представляют собой изысканную гармонию более сгущенных и контрастных тонов. Начиная с «Завтрака на траве», отвергнутого официальным «Салоном», и выставленного в только что открывшемся «Салоне отверженных», берет начало непримиримый конфликт Мане с официальным искусством. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины «Олимпия».

Читайте также  Картина «притча о слепых» или «слепые», питер брейгель старший — описание

Так же как в предыдущем полотне, художник «осовременил» в «Олимпии» традиционные мотивы, но сделал это еще более эпатирующим образом. Вместо классической Венеры или романтической одалиски он, по словам одного критика того времени, «изобразил голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной». Между этими персонажами еще меньше прямой связи, чем между фигурами «Завтрака», но от их сочетания рождается цельный и насыщенный ассоциациями образ, в чем-то созвучный с образами в поэзии Бодлера. Как и обнаженная в «Завтраке», «Олимпия» (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. В живописном отношении «Олимпия» — одна из вершин творчества художника. В ее утонченной и смелой цветовой гармониипроявилась высочайшая живописная культура Эдуарда Мане, впитавшая в себя опыт мастеров прошлого. Однако французский художник внес в этот опыт не только современную энергию и лаконизм, но и нечто совершенно новое. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал «Олимпию» с «игральными картами»), добивается особой интенсивности цвета. В итоге картина не только приобретает законченность стиля, но при этом превращается, в значительной степени, из ренессансного «окна в мир» в поэтический «образ мира». В художественных принципах картины «Олимпия» лежали во многом истоки всего последующего европейского искусства, а «идолообразность» женской фигуры прямо предвосхищала образы Поля Гогена. Другие крупные произведения Мане 60-х годов — «Завтрак в мастерской» (1868) и «Балкон» (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи.

Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Художника не случайно называли «живописцем современной жизни». «Глаз Мане, — писал Пруст, — был наделен поразительной зоркостью, Париж не знал фланера, который бы извлекал столько наблюдений из своих прогулок по городу», Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнаженных женщин «за туалетом», замечательные портреты и натюрморты. Именно это стремление сделать предметом искусства саму окружающую действительность и сплотило вокруг художника молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название импрессионистов. Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало знаменитое кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы — «батиньольская». Но хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, он не слился с этим движением. Его упорное нежелание участвовать в выставках импрессионистов, вне официального Салона, объяснялось не только аристократическими предрассудками, но и более глубокими причинами — большей связью с традицией, большей внутренней устойчивостью образов, которые у Мане кажутся, при всей их спонтанной жизненности, выхваченными из потока времени. Тем не менее в 70-е годы в своём творчестве художник испытал сильное влияние Клода Моне и Ренуара, которое проявилось, в частности, в его поздних, непревзойденных по живописному мастерству женских портретах и натюрмортах. Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно «Бар в Фоли-Бержер».

Картина эта — подлинная фантасмагория света и цвета. Зднесь кисть Мане передает текучий блеск хрусталя, нежное свечение цветов и кружев, тяжелое рдение плодов, утонченные сочетания лилово-черного, оранжевого, розового, , желтого, серебристо-сиреневого — а отражения и отблески в зеркале придают всему феерический характер. Но в центре всего — пленительный образ девушки, в котором Мане, как всегда, заставляет нас ощутить проникновенную загадочную глубину человеческой личности. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из «Менин» Веласкеса) художник раздваивает свой образ — вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. В этой двойственности, неповторимом сочетании мгновенного и вечного, и заключалась одна из главных особенностей всего искусства Мане.

Творчество Эдуарда Мане принадлежит к числу тех явлений, которые как бы завершают сложение реалистических традиций во французском искусстве 19 века и в то же время их значительно обновляют; художественные проблемы, впервые поставленные и разрешаемые Эдуардом Мане, во многом определяют направленность исканий, характерных для изобразительного искусства последующего исторического периода. Творчеством этого живописца заканчивается период главенствования традиционного официального искусства и начинается время нового – с иными целями и языком.

ЗНАМЕНИТЫЕ “ЗАВТРАКИ” В ЖИВОПИСИ. ИМПРЕССИОНИЗМ

Наверное, самым знаменитым завтраком в истории живописи является скандальный “Завтрак на траве” французского импрессиониста Эдуарда Мане , написанный в 1863 году. Первоначально эта картина предназначалась для Парижского салона – ежегодной художественной выставки, но была отвергнута жюри за аморальность и непристойность. “Завтрак на траве” вместе с другими недопущеными к экспозиции картинами был все-таки выставлен в так называемом Салоне отверженных.

Сюжет картины — двое мужчин с полностью обнаженной женщиной – вызвал настоящий скандал, к тому же персонажи были легко узнаваемы. На полотне художник изобразил собственного брата Густава (тот, что справа) и брата жены Фердинанда Леенхофа. В образе женщины художник соединил черты постоянной натурщицы Викторины Мёран и собственной жены Сюзанны (тело). Викторина была любимой натурщицей Мане и запечатлена во многих его работах, в частности в знаменитой “Олимпии”. Она сама писала неплохие картины, многие из которых позднее были утеряны. Страдала алкоголизмом и в преклонные годы просила подаяние на улице, играя на гитаре. Известна своими любовными отношениями с женщинами.
В 1863 году “Завтрак на траве” стал символом Салона отверженных и в дальнейшем источником вдохновения для многих поколений художников.

В 1868 году Эдуард Мане пишет “Завтрак в мастерской” , который стал поворотной точкой в его творчестве. Жанр этой картины трудно определить – она сочетает портрет, натюрморт и бытовую сцену. Также недоумение критики и публики вызвали несочетаемые предметы, представленные на картине: шлем, кот, меч, лимон…

На переднем плане изображен Леон Леенхофф, сын жены художника Сюзанны, рожденный еще до брака. Долгие годы предполагалось, что Леон – сын Эдуарда Мане, но новые исследования указывают на Огюста Мане, отца самого художника.

Мане удалось мастерски объединить разнородные предметы и создать гармоничную композицию независимых друг от друга элементов. Женщина с кофе и рама на стене напоминают Вермеера, вариации серого отсылают к Веласкесу, а нож на столе является эхом натюрмортов Шардена”.(Марк Дюпети, “Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество ”

Клод Моне “Завтрак на траве” (1866)

В 1865 году Клод Моне, которого позднее назовут основателем импрессионизма, написал большую картину на пленэре в Шайи и назвал ее “Завтрак на траве” – реверанс в честь знаменитой работы Эдуарда Мане. Уезжая в Париж, художник оставил готовое полотно в качестве залога хозяину гостиницы “Золотой лев”, в которой жил. Картина хранилась в сыром подвале и значительно пострадала. Моне разрезал ее на части и выбросил фрагменты, покрытые плесенью. Сейчас сохранившиеся части картины можно увидеть в музей д’Орсе в Париже.
Спустя год художник вновь возвращается к этой теме и создает уменьшенный вариант композиции. Эта картина написана более мягко, в ней отсутствуют резкие контрасты, присущие сохранившимся фрагментам “Завтрака на траве”.
На картине изображена компания из 12 человек, но для их написания художник использовал только две модели. Для женских фигур позировала возлюбленная художника и его будущая жена Камилла Донсье, а для мужских — друг Клода Моне художник Фредерик Базиль , который погибнет четыре года спустя в бою во время франко-прусской войны в возрасте 29 лет.

В настоящее время картина находится в экспозиции Пушкинского музея в Москве.

Пьер-Огюст Ренуар “Завтрак гребцов” (1880-1881)

Одной из самых знаменитых картин в наследии Ренуара является “Завтрак гребцов”, написанный в небольшом городке Шату недалеко от Парижа, а его непосредственным местом действия стала веранда ресторана “Мезон Фурнез” (см. Завтрак гребцов в Мезон Фурнез )

По сути, эта картина – групповой портрет близких Ренуару людей, где каждый персонаж узнаваем. Все они изображены в непринужденных, как бы случайных позах, что передает спонтанность момента. На переднем плане блестяще выполненный в виде натюрморта сам завтрак – бутылки вина, недопитые бокалы, тарелки с грушами и виноградом. Наполненный радостными красками “Завтрак гребцов” начисто лишен парадности, присущей академической традиции конца XIX века. Картина оставляет впечатление удивительной легкости, а вместе с тем художник работал над ней на протяжении несколько месяцев. Его друзья специально приезжали в Шату, чтобы позировать Ренуару, а их встречи часто проходили именно так, как показано на картине. Она посвящена самому счастливому периоду жизни художника, когда он находился в самом расцвете сил в середине жизненного пути.

Эдгар Дега “Завтрак после купания” (1895- 1898)

Картина “ Чашка чая. Завтрак после купания ” , выполненная в технике пастели, относится к позднему периоду творчества художника, когда Дега стал по его собственному выражению “ знаменитым и неизвестным ”. В это время он замыкается в узком кругу близких друзей, уйдя во “внутреннюю эмиграцию”. Он был одним из немногих художников, чьи картины удачно продавались. Сам же художник проводил четкую грань между “товаром”, который характеризовался высокой степенью отделки и остальными более авангардными произведениями. Его многочисленные купальщицы этого периода отличает ассиметричность композиции, необычность поз, возросшая интенсивность цвета. В связи с резким ухудшением зрения художник все более обращался к пастельной технике, что позволяло меньше напрягать глаза. В работе с пастелью Дега отличала удивительная свобода и новаторство. Он часто обрабатывал картины паром, после чего размягченную пастель растушевывал кистью или пальцем, добавляя маски маслом или акварелью.

На протяжении всей своей творческой жизни Дега скрупулезно изучал человеческое тело. Говорят, что к концу сеанса его модели не только смертельно уставали, но и были разрисованы полосками –разметками, которые слепнувший художник наносил на их тела, чтобы точнее определять пропорции.

Ренуар однажды сказал:

Еще о завтраках, изображенных на известных полотнах написано в статье «Знаменитые завтраки в живописи».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: