Ян брейгель старший, биография и картины - JEKATERINBURG.RU

Ян брейгель старший, биография и картины

Ян Брейгель Старший (Бархатный). Самое главное о творчестве художника.

Яну как младшему сыну не достались кальки-шаблоны в наследство от знаменитого отца Питера Брейгеля Старшего. Хотя в молодости он пытался копировать отца, видимо, с подачи старшего брата Питера Брейгеля Младшего в его мастерской.

Но уже по этим копиям мы можем сказать, что это художник совсем другого склада.

Слева: Питер Брейгель Младший. Зимний пейзаж с ловушкой для птиц. Справа: Ян Брейгель Старший. Зимний пейзаж с ловушкой для птиц. Начало XVI века. Частная коллекция Валерии и Константина Мауергауз. Фото из личного архива.

Он создал «Ловушку для птиц» меньших размеров. Но несмотря на это, он делает ещё более реалистичными ветви деревьев. Ему лучше удалось передать атмосферу холодного дня. За счёт более естественных для пасмурного дня цветов. Ещё у него лучше проработана воздушная перспектива и ярче выражена иллюзия глубины.

Ян Брейгель Младший с самого начала заявлял о себе как о художнике с индивидуальным стилем. Он не хотел быть просто копиистом работ отца, как его старший брат Питер Брейгель Младший. Он хотел был великим художником. И в общем у него это получилось.

Он стремился работать на аристократию, чтобы его картины признавались избранными ценителями искусства. Дружил с Рубенсом. И даже создал с ним совместную картину. В общем по ней понятно, что изобразил Рубенс, а что сам Ян Брейгель Старший.

Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший. Эдемский сад и грехопадение. 1615. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага. Wikimedia Commons.

Ян имел доступ к зоопаркам аристократов. Именно там он видел многих животных. И поэтому они у него нарисованы столь тонко и правдоподобно.

Ян Брейгель Старший. Обезьяний пир. 1621. Коллекция Мауергауз. Фото из личного архива.

Почему столько обезьян? До нас дошло древнегреческое высказывание, что искусство — это обезьяна природы. Поэтому голландские и фламандские художники так любили изображать обезьян. В том числе и потому что с их помощью легко показать грехи людей. Так сказать, опосредованно.

Вот и в своей работе Ян Брейгель Старший передаёт неумеренность в еде, праздность и суетливость людей через обезьяний образ.

Ещё мастер был частым посетителем оранжерей своих заказчиков. Он мог наблюдать, как цветут разные растения в разные времена года и «собирать» их в один букет. И писал он их столь изящно и реалистично, что прославился. А заодно получил своё прозвище-приставку к имени «Бархатный» или «Цветочный».

Ян Брейгель Старший. Цветы в деревянном сосуде. 1607. Музей изящных искусств в Австрии. Wikimedia Commons.

Да, ему удалось создать тренд, буквально воплотив в жизнь слова Эразма Роттердамского о двойном удовольствии от созерцания нарисованного цветка. По его словам, преклонение перед мудростью природы соединяется в этом случае с восхищением мастерством художника. Да, в случае с Яном Брейгелем Старшим это прямо в точку.

Ян Брейгель Старший. Венский букет ирисов. 1607. Музей истории искусств в Вене. Yanbreugel.net.

Его букеты получались столь нев ероятными, что тренд подхватили другие художники. И до сих пор нидерландская живопись порой ассоциируется именно с такими натюрмортами.

Ян Брейгель Старший внёс весомый вклад в развитие голландской и фламандской живописи. Наряду с его братом Питером Брейгелем Младшим (Адским). Оба — сыновья великого Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого).

Все трое заложили невероятный фундамент, на котором впоследствии работало несколько поколений художников. Чтобы окончательно разобраться в особенностях их творчества, рекомендую почитать следующие статьи:

Также Вы можете почитать о голландских художниках: о поколении тех, кто учился у невероятного семейства Брейгелей:

Ян Брейгель «Бархатный»: картины, биография

Автор:
Павел Ин

Ян Брейгель Старший , по прозванию «Бархатный», (Brueghel de Fluwelen, Jan) (1568-1625), ­ — выдающийся фламандский художник, выходец из великой династии фламандских живописцев Брейгелей; его отцом был Питер Брейгель Старший.

Династия Брейгелей, фламандских живописцев:
Pieter the Elder Bruegel (Питер Брейгель Старший) (1525 — 1569)
его сыновья:
1.Pieter the Younger Brueghel (Питер Брейгель Младший,»Адский») (1564 — 1638)
2.Jan the elder Brueghel (Ян Брейгель Старший,»Бархатный») (1568 — 1625)
дети Яна Брейгеля Старшего:
1.Jan Bruegel the Younger (Ян Брейгель Младший)(1601-1678)
2.Ambrosius Brueghel (Амбросий Брейгель)(1617 — 1675)

дети Яна Брейгеля Младшего:
Abraham Brueghel (Абрахам Брейгель) (1631-1697)

На рубеже XVI и XVII веков и в нидерландскую живо­пись официального, аристократического направления под влиянием роста демократических идей, стала постепенно проникать крестьянская, «плебейская» тематика. Эти тен­денции характеризуют и творчество Яна Брейгеля , по прозванию «Бархатный». К творческому наследию Яна Брейгеля Старшего относится множество великолепных пейзажей с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками, иногда на библейские сюжеты. Ян Брейгель знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков. Ян Брейгель также написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, например, «Четыре элемента и пять чувств» (1617-1618, вместе с Рубенсом). Великий Рубенс считал Яна Брейгеля своим старшим братом.

Биография Яна Брейгеля

Ян Брейгель родился в Брюсселе. Отец его — Питер Брейгель Старший — был знаменитым нидерландским живописцем, рисовальщиком и гравером, которого по праву считали одним из основоположников реалистического гол­ландского и фламандского искусства. Ян не помнил отца: тот умер через год после его рождения. Учиться Яну дове­лось у художника Гоэткиндта в Антверпене. Затем он от­правился в Италию. Будучи в 1593 году в Риме, познако­мился с архиепископом Фредериго Боромео, который стал покровительствовать молодому художнику и взял его в Милан.

В 1596 году, вернувшись в Антверпен, Ян Брейгель был принят в гильдию св. Луки и стал работать с большим рвением. Вскоре к нему пришла известность. Получив ти­тул придворного художника эрцгерцога Альбрехта, он не­однократно выполнял различные поручения эрцгерцога и самого императора так называемой Священной Римской им­перии Рудольфа II.

В первый период творчества Ян Брейгель писал глав­ным образом пейзажи и цветы. Однако свои разнообраз­нейшие реальные впечатления художник старался вместить в старые традиционные схемы. Мотивируя обращение к пейзажному жанру религиозной темой, он, как правило, оживлял пейзажи множеством персонажей из священного писания, мифологии («Пейзаж с прощанием Товия», «Лес­ной пейзаж с бегством в Египет» и другие). В «оживлении» пейзажей Яну Брейгелю нередко помогал великий Рубенс, с которым он был связан узами теснейшей дружбы. Из­вестна, например, совместная картина Яна Брейгеля и Ру­бенса «Рай». В этой картине первый написал ландшафт, а второй Адама и Еву.

Цветы Ян Брейгель изображал мастерски. Он умел в высшей степени убедительно передать всю прелесть их формы, яркость, сочетание красок. Написанные им живот­ные тоже говорили о нем, как о человеке, глубоко изуча­ющем природу.

Около 1600 года в живописи Яна Брейгеля, наряду с его излюбленной тематикой сложных аллегорий, фантастиче­ских пожаров, «райских» пейзажей и заколдованных лесов появляются простые, типичные для его родины виды — деревенские улицы с гуляками у трактиров, оживленные проселочные дороги с повозками, всадниками и пешехода­ми, бескрайние равнины с ветряными мельницами, каналы с лесистыми берегами. Эти нарядные и пестрые карти­ны с живо и верно наблюденными бытовыми сценами на переднем плане, тщательно выполняются художником в миниатюрной технике, с гладкой как бы эмалевой поверх­ностью. Подобные же сценки Ян Брейгель вписывает в эти годы в пейзажи художника Иоса де Момнера.

Читайте также  Картина "нарцисс", брюллов, 1819

Ян Брейгель чрезвычайно много работал. Его картины имеются почти во всех крупных художественных музеях. Со­хранилось также большое число его рисунков.

Брейгель Старший, Ян

Содержание

Жизнеописание

Учился у Питера Гуткинта и Гиллиса ван Коннинксло. В 1589 г. Ян Брейгель отправился в Италию. С 1592 г. по 1595 г Ян Брейгель прожил в Риме, где подружился с художником-пейзажистом Паулем Брилем. По возвращении в Южные Нидерланды в 1597 г. как сын мастера он был принят в антверпенскую гильдию художников Св. Луки. 23 января 1599 г. он женился, 13 сентября 1601 г. родился его первый сын, впоследствии также известный художник Ян Брейгель Младший.

В 1601—1602 гг. Ян Брейгель Старший занимал должность декана гильдии Святого Луки, в 1604 г. побывал в Праге, а позднее работал при брюссельском дворе наместников испанских Нидерландов Альбрехта и Изабеллы, о чём сохранилось упоминание, датированное 1606 г.

Ян Брейгель Старший умер в 1625 г. от холеры, жертвой этой болезни вместе с ним стали трое его детей (Питер, Элизабет и Мария).

Творчество

К творческому наследию Яна Брейгеля Старшего относится множество великолепных пейзажей с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками, иногда на библейские сюжеты. Ян Брейгель знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков. Благодаря своей покровительнице эрцгерцогине, художник имел доступ в королевские оранжереи, в которых выращивали редчайшие растения. Он всегда писал с натуры и ожидал по многу месяцев, когда расцветёт то или иное растение. Ян Брейгель также написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, например, «Четыре элемента и пять чувств» (1617—1618, вместе с Рубенсом). Рубенс считал Яна Брейгеля своим старшим братом.

Генеалогия

Примечания

  1. Согласно нидерландско-русской практической транскрипции, русской формой фамилии следовало бы считать Брёгел.

Литература

  • С. Дзуффи Большой атлас живописи — М .: Олма-Пресс, 2002. — С. 154. — 431 с. — ISBN 5-224-03922-3.
  • Е. Мещерина Западноевропейская жанровая живопись — М ., 2006. — С. 44.
  • Helge Siefert, Zum Ruhme des Helden. Historien- und Genremalerei des 17. und 18. Jahrhunderts, München 1993

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • ИСУ-152 образца 1945 года
  • Павлов, Михаил Яковлевич

Смотреть что такое «Брейгель Старший, Ян» в других словарях:

Брейгель Старший — Брейгель Старший, Питер Питер Брейгель Старший Автопортрет с заказчиком («Художник и знаток») Имя при рождении: Pieter Brueghel … Википедия

БРЕЙГЕЛЬ Старший — или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), Питер (между 1525 и 1530 1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Творчески переработал уроки итальянской живописи 16 в., создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские… … Большой Энциклопедический словарь

БРЕЙГЕЛЬ Старший — (Brueghel, Pieter) (ок. 1525 1569), последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Биография Питера Брейгеля Старшего, написанная в 1604 голландским художником и историком биографом Карелом ван Мандером, является главным источником… … Энциклопедия Кольера

Брейгель Старший — (Мужицкий), Питер (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel, Pieter) Ок. 1525, с. Брейгель 1569, Брюссель. Нидерландский живописец и рисовальщик. Учился у П. Кука ван Альста в Антверпене. Работал в Антверпене (в гильдии живописцев Св. Луки с 1551) и… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ — Автопортрет. 1565–1568 гг. (Графическое собрание Альбертина. Вена) Автопортрет. 1565–1568 гг. (Графическое собрание Альбертина. Вена) [Мужицкий; нидерланд. Brueghel, Breughel] Питер (ок. 1525 или 1530, Бреда 5.09.1569, Брюссель), нидерланд. худож … Православная энциклопедия

Брейгель Старший — БРÉЙГЕЛЬ Старший, или Мужицкий (Brueghel de Oude, Boeren Brueghel) Питер (между 1525 и 1530–69), нидерл. живописец и рисовальщик. Творчески переработав уроки итал. живописи 16 в., создал глубоко нац. произв., опирающиеся на нидерл. традиции… … Биографический словарь

Брейгель Старший, Питер — У этого термина существуют и другие значения, см. Брейгель. Питер Брейгель Старший Автопортрет с заказчиком («Художник и знаток») Имя при рождении … Википедия

Брейгель старший, Питер — Питер Брейгель Старший Автопортрет с заказчиком («Художник и знаток») Имя при рождении: Pieter Brueghel Дата рождения: 1525 Место рождения: Бреда(?) … Википедия

Брейгель, Старший Питер — П. Брейгель. Крестьянский танец . Музей истории искусств. Вена. БРЕЙГЕЛЬ Старший, или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), Питер (между 1525 и 1530 1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Создал глубоко национальное искусство,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Брейгель Старший Питер — или Брейгель «Мужицкий» (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), (между 1525 и 1530 1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Творчески переработал уроки итальянской живописи XVI в., создал глубоко национальное искусство, опирающееся на… … Энциклопедический словарь

Ян Брейгель Старший Brueghel The Elder, Jan (1568-1625)

Ян Брейгель Старший (1568-1625) – известный фламандский художник, принадлежащей к династии знаменитых Брейгелей. Получил прозвища «Бархатный» и «Цветочный». «Цветочным» его прозвали за красочные и детальные изображения цветов. Творчество Брейгеля активно ответило на витающие в воздухе тенденции и идеи «плебейской» или крестьянской тематики в академической живописи. Произведения Яна в совокупности представляют широкий диапазон жанров и сюжетов: пейзажи, сюжеты на библейские и мифологические темы, натюрморты, миниатюры.

Картины Ян Брейгели Старший в других альбомах

КОММЕНТАРИИ: 14 Написать Ответы

у подобных художников очень много морально и умственно отсталых мифологических тем, все это говорит об узком кругозоре знаний приподобных

Ян Брейгель Старший (1568-1625) – известный фламандский художник, принадлежащей к династии знаменитых Брейгелей. Получил прозвища «Бархатный» и «Цветочный».

«Цветочным» его прозвали за красочные и детальные изображения цветов. Творчество Брейгеля активно ответило на витающие в воздухе тенденции и идеи «плебейской» или крестьянской тематики в академической живописи. Произведения Яна в совокупности представляют широкий диапазон жанров и сюжетов: пейзажи, сюжеты на библейские и мифологические темы, натюрморты, миниатюры.

Биография

Ян Брейгель родился в 1568 году в городе Брюссель, точная дата рождения неизвестна. Отец Яна – Питер Брейгель Старший – известный фламандский живописец, гравёр и рисовальщик, основатель семейной династии художников. Ян был вторым сыном в семье. Он рано остался без родителей: на следующий год после того, как он появился на свет, умер отец, а мать скончалась в 1578 году. Мальчика воспитывала бабушка Мария Верхюльст, которая занималась созданием миниатюр и слыла талантливой художницей, изображавшей цветы. Именно бабушка научила его рисунку, от неё он перенял тягу к цветам.

Из одной художественной семьи он перебрался в другую, в Антверпен. Живопись маслом он изучал в мастерской, которую возглавлял Питер Гуткинд. Он помимо творческой деятельности торговал произведениями искусства. Такая обстановка благоволила к тому, чтобы юный художник внимательно познакомился с направлениями и жанрами, царящими в нидерландской живописи. Ян рано проявил талант и некоторую самостоятельность, осознанно уйдя от стиля, который был создан отцом. Задавшись целью поближе узнать живопись Западной Европы, Ян решил путешествовать.

Читайте также  Автопортрет, пабло пикассо, 1901

В 1589 году Ян изучает образцы национальных школ живописи в Кёльне и Париже. Затем он осел в Италии примерно на пять лет. Большую часть своего пребывания в Италии он жил в Риме, где стал неформальным лидером общины, объединяющей художников с севера Европы. В Милане Брейгель заводит знакомство с кардиналом Федерико Борромео. Последний, большой поклонник и ценитель искусства, по достоинству оценил талант молодого художника. Кардинал стал покровительствовать Яну Брейгелю. Большинство своих цветочных натюрмортов художник писал для кардинала. Сложившиеся дружеские отношения они обоюдно поддерживали до последних дней Яна.

Затем художник снова возвращается в Антверпен. В 1597 году он присоединился к гильдии Святого Луки, через 5 лет Ян получает пост декана гильдии.

С 1606 года он получает назначение придворного художника в Брюсселе. Благодаря этому посту он может открыть и держать собственную художественную мастерскую. Ян пользовался популярностью: меценаты выстраивались в очередь, чтобы заказать у него произведения, художники искали его сотрудничества. Дом Брейгеля, славившийся своими художественными коллекциями, слыл городской достопримечательностью, посетить которую стремились все приезжающие мастера и именитые иностранцы.

За годы работы мастерская Яна выросла за счет заказов, которые приходили к нему со всей Европы. В последние годы жизни художника в мастерской было создано огромное количество реплик его знаменитых цветочных натюрмортов.

В 1625 году в Антверпене разразилась эпидемия холеры, которая унесла с собой художника и трёх его младших сыновей. Мастерская перешла к старшему сыну, к Яну Брейгелю Младшему, который стал продолжателем дела отца.

Бархатный и Цветочный

Доподлинно неизвестно, почему Яна Брейгеля прозвали Бархатным. Одни исследователи считают, что прозвищем он обязан тяге к бархатным одеждам. Другие приписывают прозвище особому почерку его произведений – «бархатистости» полотна. Ян создавал такой эффект, мастерски соединяя и сопоставляя разнообразные тона в «цветочную» гармонию.

Ян Брейгель имеет ещё прозвище «Цветочный». Оно честно заслужено за поразительное мастерство художника в изображении цветов. А.Бенуа говорил, что в полотнах художник передавал душу цветов, а не только их яркие и свежие краски и формы.

Творчество

Брейгелю были подвластны все жанры «кабинетной» живописи. Натюрморт, особенно цветочный, анималистический жанр, пейзаж, аллегория, сюжеты, посвященные религии и мифам. Фантастический сюжет Ян подкреплял реалистичными деталями. Художник всей душой любил природу. Сохранилось великое множество этюдов и набросков, где изображены во всевозможных вариантах травы и цветы, животные и птицы. С цветами он работал как профессиональный ботаник. В феврале художник начинал свои вылазки в окрестности города в поисках первых или редких цветов. До середины лета Ян Брейгель отдавал себя натюрмортам с цветами. Затем он переходил на пейзажи.

Пейзажи Яна характеризуются тонкой цветовой гармонией. Он часто разбавлял нежную зелень яркими вкраплениями человеческих фигур, но пейзажи не становились пестрыми.

Особый успех у современников художника вызвали аллегории, изображающие 5 чувств. Благодаря этой популярности на свет появились различные вариации этих аллегорий. Эти аллегории были выполнены в соавторстве с Рубенсом. Рубенс называл Яна своим старшим братом.

Ян Брейгель Старший, прозванный Цветочным и Бархатным

Ян Брейгель Старший (Jan Brueghel the Elder; родился в 1568 году — умер 13 января 1625 года) — знаменитый фламандский живописец начала XVII века, принадлежащий прославленной династии. Творчество Яна Брейгеля Старшего включает виртуозно выписанные натюрморты с букетами, за которые автора прозвали Цветочным. Другие эпитеты, которыми его наградили, — Бархатный и Райский. Помимо цветов, он писал лесные и морские пейзажи, библейские сцены, аллегории, сюжеты античной мифологии и картины других жанров.

Биография Яна Брейгеля Старшего

Ян Брейгель Старший родился в Брюсселе в 1568 году. Он был вторым из сыновей известнейшего мастера Питера Брейгеля Старшего (Pieter Bruegel de Oude), но уже в годовалом возрасте потерял отца и учился в дальнейшем у других. Осиротевших детей воспитывала бабушка, которая сама была талантливой миниатюристкой.

Ян Брейгель Старший обучался в мастерской пейзажиста Гиллиса ван Конинкслоо (Gillis van Coninxloo) и Питера Гуткиндта (Peter Goetkint). Чтобы завершить художественное образование, в возрасте 21 года он на пять лет уезжает в Италию. В Антверпен молодой живописец вернулся в 1597 году и быстро прославился. Всего через несколько лет он возглавил гильдию Святого Луки — профессиональное объединение художников и скульпторов. Заказы стали поступать от многочисленных титулованных клиентов вплоть до императора Священной Римской империи Рудольфа II.

Из двух братьев-художников Питер Младший подражал знаменитому отцу, в честь которого был назван, и создал много копий его работ. Но Ян предпочел развивать свой собственный стиль. Особенно известны его флоральные натюрморты с тщательно прописанными деталями. Брейгель писал с натуры и иногда ждал недели и месяцы, пока зацветет очередной цветок, необходимый для завершения композиции. Большим подспорьем был доступ к королевским оранжереям, где росли самые редкие и экзотические растения.

Большой вклад этот мастер внес в развитие пейзажной живописи. Он часто изображал библейские сюжеты, в которых герои занимали второстепенное место, а главной темой становилась природа. Художника считают создателем так называемого «райского» пейзажа, включавшего изображения разнообразных зверей.

Многие замечательные произведения написаны в соавторстве с известными коллегами, в том числе с Питером Рубенсом (Pieter Paul Rubens). Результатом совместной работы стала «Мадонна в цветочном венке» и несколько аллегорических сцен. Один живописец изображал цветы, а второй — фигуры. Рубенс называл друга старшим братом, был крестным отцом его дочери и заботился о детях художника после его смерти.

Брейгель Бархатный был женат дважды. Первая супруга родила ему двоих детей, а вторая — еще восемь. Двое его сыновей и двое внуков продолжили семейное дело и тоже стали живописцами. Умер художник 13 января 1625 года от вспыхнувшей в Европе эпидемии холеры. Тогда же погибли и трое его младших детей. Мастер работал много и плодотворно, так что после его смерти осталось обширное творческое наследие. Сейчас брейгелевские работы выставляются в музеях разных стран по всему миру.

Самые известные картины Яна Брейгеля Старшего

Картины Яна Брейгеля Старшего отличаются особым колоритом и техникой. Они выглядят роскошно и будто переливаются — отсюда и прозвище Бархатный. Вот несколько лучших произведений:

  • «Рыбный базар (Призвание апостолов Петра и Андрея)» (1608) — формально это библейская сцена, но для автора это лишь повод изобразить прекрасный пейзаж с морем.
  • «Лесной пейзаж» (1605-1610) — творчество Брейгеля включает разнообразные природные виды, но именно лесные считаются наиболее удачными. Лес на картине настолько густой, что небо почти не просматривается.
  • «Вступление животных в Ноев ковчег» (1613) — яркий пример «райского пейзажа» — разработанного автором поджанра с мирно соседствующими европейскими и экзотическими животными.
  • «Цветы в терракотовой вазе» (1620) — глядя на этот натюрморт, легко понять, почему автора прозвали «цветочным». Среди десятков цветов каждый уникален и непохож на другие.
Читайте также  Портрет дона мануэля осорио и сунига, франскиско гойя

Работы старых мастеров таят в себе особое очарование. Если вы хотите приобрести старинное произведение искусства, не пропускайте аукционы, которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot! Также на портале можно недорого купить картины напрямую у современных художников для украшения интерьера, подарка или в качестве вложения средств.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: