Якопо бассано — биография и картины - JEKATERINBURG.RU

Якопо бассано — биография и картины

Якопо Бассано — биография и картины

  • Год рождения: 1510
  • Дата смерти: 14 февраля 1592
  • Страна: Италия
  • Работы художника находятся:
    Галерея Академии
    Музей Прадо
    Музей истории искусств, Вена
    Галерея Боргезе
    Лувр

Биография:

Будущий художник родился примерно в 1510 году в Бассано-дель-Граппа под Венецией, в семье известного художника. Его настоящая фамилия даль Понте, а свое прозвище он, как и его отец Франческо, получил по месту рождения.

Якопо даль Понте (Бассано) считается первым из современных мастеров пейзажа, так как именно он стал использовать его как отдельный жанр живописи, уделяя много внимания отдельным фрагментам и изображая окружающий мир в удивительно радостном и эффектном виде.

Некоторая торжественность и праздничность его картин дает основание отнести его творчество сразу к нескольким направлениям в искусстве. Он считается видным представителем венецианской школы живописи, в его стиле отмечается влияние позднего Ренессанса, маньеризма и частично барокко. Творчество мастера характеризуется огромным вниманием к детализации, большим количеством подробностей и тщательной проработкой мельчайших элементов.

Живописец писал великолепные реалистичные портреты, красивые пейзажи, изображения животных и натюрморты со множеством мелких деталей. Для его работ свойственна сложная многофигурная композиция и тяжелые для изображения позы, но он мастерски справлялся с такими комбинированными задачами. При всей сложности его картины выглядят естественно и очень нарядно.

На творческую манеру художника оказало влияние несколько значительных мастеров того времени, в том числе, конечно же, его отец, а также Тициан, Беллини и Веронезе. Сам же Бассано повлиял на работы своих сыновей и на знаменитого Эль Греко. Уже одно это говорит о нем как о Мастере с большой буквы.

Первый опыт живописи он получил от своего отца, которому ассистировал в течение 5 лет. Якопо выполнял различные детали на полотнах своего отца. Первой полностью самостоятельной картиной стала «Бегство в Египет», написанная в 1534 году. В следующем году Бассано переехал в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Бонифачо Веронезе. Через несколько лет он выработал, сформировал и окончательно освоил собственную узнаваемую манеру живописи. В ней он воспевал красоты природы и находил интересные моменты в повседневной жизни людей. Среди его работ есть и портреты, а также многочисленные полотна на библейскую тематику, без которой нельзя представить себе ни одного известного художника того времени.

В его картинах используется четкая и контрастная светотень, но нет такого драматизма и резкости, как в полотнах Караваджо и его школы. Еще одно отличие творчества мастера – это многоцветие, использование множества достаточно ярких и сочных красок. Благодаря таким творческим приемам картины выглядят очень эффектно, празднично и отлично запоминаются. Производит впечатление и вдумчивая проработка мелких деталей. По его работам можно в буквальном смысле слова изучать жизнь и быт людей тогдашнего временного периода.

Многофигурные картины Бассано отличаются добротной композицией, которая зачастую составлена из многочисленных фигур в сложных позах, в ярких нарядах с драпировками и множеством подробностей. Ярким примером может служить ранняя картина «Ужин в Эмаусе», где применены очень сочные и выразительные краски, а скатерть или ковер, которой застелен стол под белым полотном, выглядит настолько реально, что ее буквально можно пощупать.

Сохранилось довольно много работ художника, находящихся в разных музеях мира, в том числе и в Галерее Боргезе в Риме, в собрании лучших полотен итальянских и других европейских мастеров.

Почти всю свою жизнь художник провел в родном городе, где и скончался в 1592 году. Его работу в семейной мастерской продолжили четыре сына, тоже ставшие достаточно известными и успешными художниками.

Якопо Бассано: картины, биография

Автор:
Павел Ин

Якопо Бассано (ок.1515-1592)

Бассано в своем творчестве пережил смену многих художест­венных тенденций, по-своему преображая их. Будучи типич­ным представителем искусства венецианской Террафермы (такое название получила венецианская провинция), мастер живо реагировал на все новое, что происходило в живописи, и с немалой долей провинциальной наивности воплощал это в своих произведениях.

Якопо да Понте получил свое прозвище по месту рождения в городке Бассано дель Граппа, расположенном в долине ре­ки Бренты у подножия Альп. Точная дата его рождения не­известна. Один из первых биографов Бассано называет 1510 год, другие источники упоминают 1515 и 1517/18 годы.

Первые уроки живописи Якопо получил у своего отца Фран- ческо да Понте. Благодаря ему же Якопо получил хорошее образование — отец был человеком большой культуры, увле­кался философией и литературой. В «Бегстве в Египет», пер­вой самостоятельной работе художника, написанной в 1534 го­ду, проявились черты своеобразного таланта молодого мас­тера — непосредственность, искренность, тяготение к изобра­жению конкретных жизненных явлений.

В 1535 году Бассано на несколько лет поселяется в Венеции и работает в мастерской Бонифацио Веронезе. Художника привлекает пышный быт города, его захватывает ощущение вечного праздника, столь характерное для жизни Венеции то­го времени. В венецианской живописи начинается возрож­дение традиций историко-религиозного жанра Беллини и Кар- паччо. Якопо отдает им дань в цикле картин, написанных для Зала приемов Палаццо Пубблико в Бассано.

После 1540 года, когда умирает отец, Якопо окончательно переселяется в Бассано. В это время в его творчестве обна­руживается все более личностный подход к осмыслению клас­сических ренессансных образцов, а часто и решительный от­ход от них. Самое значительное произведение этого периода — «Битва Самсона с филистимлянами» (Дрезденская галерея). В ней силен диссонанс между внешне гармоническими форма­ми и внутренней патетикой, проявившийся в неожиданных и резких ракурсах.

Более удачные художественные решения находит Бассано в тех случаях, когда динамика композиции приходит в гар­монию с эмоциональным строем произведения. Пример такого рода — прекрасное «Шествие на Голгофу» из музея Фитцуильям в Кембридже. Известно, что прототипом к картине по­служила гравюра А. Венециано « Несение креста». Но образец для мастера — всего лишь толчок к созданию своего собствен­ного поэтического мира.

Апофеоза движения и внутренней динамики достигает Бас­сано в «Мученичестве св. Екатерины» (Бассано, Городской музей).

В этот период были у художника и иные настроения и увле­чения. Так, он создает замечательную серию пасторальных сцен — ив первую очередь «Поклонение пастухов» (Хемптой Корт) и «Троицу» (Ангарано, церковь Санта Тринита). Тут в полной мере перед нами предстает Бассано-лирик, восприни­мающий природу в ее тихой поэтичной красоте. Именно при­рода венецианской Террафермы становится главным героем его картин. Простые крестьянские постройки, окруженные густой листвой деревьев, берег реки, уводящий взгляд в подер­нутую синей дымкой даль. Да и персонажи картин — это деревенские типы, которых все чаще и чаще начинает изобра­жать художник.

В картине «Тайная вечеря» (Рим, галерея Боргезе) Якопо переносит действие в крестьянскую среду. Поражает правди­вость, с которой художник пишет апостолов-крестьян, их за­горелые лица и мускулистые руки. В этом смысле картина представляет собой кульминационный момент творческого развития мастера. Нигде в последующих произведениях Бас- сано не будет столь близок реальной жизни. Пожалуй, еще только великолепное «Поклонение пастухов», написанное око­ло 1548 года (Каракас, коллекция Джусти), гармонически сочетает в себе полноту реализма и поразительную одухотво­ренность образов. После этого Бассано, увлеченный, как почти все итальянские художники того времени, маньеристически- ми влияниями, будет двигаться по пути внутреннего надлома, субъективных исканий, преувеличенной экспрессии.

Читайте также  Автопортрет, паоло веронезе, 1528

1550-е годы были переломными для многих художников Италии — достаточно назвать имена Тинторетто, Веронезе, Тициана. Сущность этого перелома заключалась в первую очередь в утрате того гармоничного мировоззрения, которое было создано эпохой Возрождения.

«Казнь Иоанна Крестителя» (около 1550, Копенгаген, Ко­ролевская галерея) стала воплощением маньеристических исканий Бассано. Спиритуализация образа достигла предела. Формы искажены. Движение лишено реальности и служит выражением неких внутренних сил. Изощренность поз, удли­ненность пропорций, условность колорита, переходящего от зеленовато-фиолетовых к оранжево-желтым тонам — все это четкие стилевые признаки маньеризма.

Несколько раз в 1550-е годы Бассано возвращается к своей любимой теме — «Поклонению пастухов», а в 1558 году соз­дает картину «Иоанн Креститель в пустыне» (Бассано, Го­родской музей).

Следующее десятилетие (1560-е годы) проходит для Якопо Бассано под знаком возвращения к традициям венецианской живописи позднего Возрождения. Недаром посетивший в 1566 году Венецию Джорджо Вазари говорит, что картины Басса­но «высоко ценятся главным образом за изображение обыден­ных вещей и животных». И действительно, его «Пастораль» (Лугано, коллекция Тиссен) — одна из лучших картин худож­ника. Бассано вновь достигает необычайной внутренней гар­монии, заставляя вспоминать лучшие достижения венециан­ской живописи.

В 1570-е годы творческая активность Якопо Бассано воз­растает. Он пишет огромные алтарные образы, украшает фрес­ками капеллу дель Розарио в небольшой приходской церкви в Картильяно. В это время складывается особая форма его со­трудничества со старшим сыном Франческо, породившая столько споров в отношении авторства многих картин. Из мас­терской Бассано выходят в основном большие многофигурные композиции, но художественное качество этих вещей значи­тельно уступает тому, что делал художник в предыдущие годы. Правда, в последние годы учеными было открыто не­сколько небольших живописных произведений, принадлежа­щих кисти самого мастера. Они (например «Сусанна и стар­цы», 1585, Ним, музей) свидетельствуют о неустаревающем мастерстве живописца, о его верности на протяжении четырех десятилетий традициям венецианской живописи.

Якопо Бассано

Jacopo da Ponte

Якопо Бассано (итал. Jacopo da Ponte, Jacopo Bassano ); (ок.1510 — 13 февраля 1592) — итальянский художник, представитель венецианской школы. Родился и умер в городе Бассано-дель-Граппа, недалеко от Венеции.

Стиль письма Якопо перенял от отца Франческо Бассано Старшего. Он создавал религиозные картины, которые включали элементы быта, животных, дома, пейзажи. В Венеции и других городах Бассано работал со своими четырьмя сыновьями, которые также разделили его стиль.

Выделяют следующие работы Якопо Бассано:

  • Тайная вечеря
  • Благовестие пастухам
  • Христос в Эммаусе
  • Поклонение пастухов
  • Крещение Святой Луциллы
  • Отдых на пути в Египет

Галерея

Путь на Голгофу (около 1540), Национальная галерея, Лондон.

Тайная вечеря (около 1546), Галерея Боргезе, Рим

Два охотничьих пса (1548-49), Лувр, Париж.

Овца и ягненок (около 1560), Галерея Боргезе, Рим

Строительство Ноева ковчега (вторая половина 16 века), Музей Марселя.

Моисей иссекает воду из скалы (вторая половина 16 века), Лувр, Париж.

Усекновение главы Иоанна Крестителя (вторая половина 16 века), Государственный музей искусств, Копенгаген.

Поклонение пастухов (1568)

Притча о сеятеле (Пастораль) (1560-ые), Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

Сусанна и старцы (1571) Музей изящных искусств, Ним.

Ноев ковчег (1570-1579), Прадо, Мадрид.

Св. Валентин Римский крестит св. Луциллу (около 1575)

Снятие с креста (1582-1584гг.), Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Изгнание торгующих из храма (около 1585), Национальная галерея, Лондон.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Габсбург
  • Нидегген

Смотреть что такое «Якопо Бассано» в других словарях:

Бассано — Якопо (Bassano, Jacopo), наст. имя Якопо да Понте Ок. 1510/1518, Бассано 1592, Бассано. Итальянский живописец. Сын провинциального художника Франческо да Понте Старшего (упом. в 1510 1540), по свидетельствам источников, широко образованного… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Якопо Боссано — Якопо Бассано Якопо Бассано (итал. Jacopo da Ponte, Jacopo Bassano) (ок.1510 13 февраля 1592) итальянский художник, представитель венецианской школы. Родился и умер в городе Бассано дель Граппа, недалеко от Венеции. Стиль письма Якопо перенял от… … Википедия

Бассано Якопо — Бассано (Bassano; собств. да Понте, da Ponte) Якопо (около 1517‒18, Бассано, Венето, ‒ 13.2.1592, там же), крупнейший представитель семьи итальянских живописцев эпохи Возрождения, примыкавших к венецианской школе. В творчестве Б. воздействия… … Большая советская энциклопедия

Бассано — Содержание 1 Места 1.1 В Италии 1.2 В Канаде 2 Персоналии … Википедия

Бассано, Якопо — У этого термина существуют и другие значения, см. Бассано. Якопо Бассано … Википедия

Бассано — (Bassano; собств. да Понте, da Ponte) Якопо (около 1517 18, Бассано, Венето, 13.2.1592, там же), крупнейший представитель семьи итальянских живописцев эпохи Возрождения, примыкавших к венецианской школе (См. Венецианская школа). В… … Большая советская энциклопедия

Бассано, Леандро — У этого термина существуют и другие значения, см. Бассано. Леандро Бассано итал. Leandro Bassano Дата рождения: 10 июля 1557( … Википедия

БАССАНО — (Bassano), династия художников 16 начала 17 вв. из семьи да Понте. Первого из них, Франческо да Понте, звали иль Веккьо (1470 1541); он никогда не носил имени Бассано, под которым семья стала известна впоследствии. Существуют только четыре его… … Энциклопедия Кольера

Бассано Якопо — (Bassano; собственно да Понте, da Ponte) (около 1517 1592), крупнейший представитель семьи итальянских живописцев эпохи Возрождения, примыкавших к венецианской школе. В монументальные, многофигурные религиозные композиции, отмеченные… … Художественная энциклопедия

БАССАНО (Bassano) Якопо — БАССАНО (Bassano) (наст. имя да Понте da Ponte) Якопо (ок. 1517 82), итальянский живописец. Представитель Позднего Возрождения. В религиозные картины вводил сцены крестьянского быта, пейзаж и натюрморт, испытал воздействие маньеризма ( Поклонение … Большой Энциклопедический словарь

Якопо Бассано

Якопо Бассано , или Якопо дал Понте, или даже Якопо Бассано Старший ( Бассано дель Граппа , 1510 — Бассано дель Граппа, 13 февраля 1592 г. ) Является итальянским маньеризма художником из венецианской школы . Самый старый и самый известный из художников семьи Даль Понте.

Резюме

  • 1 Биография
  • 2 Работы в коллекциях
    • 2.1 Копии
  • 3 Примечания и ссылки
  • 4 См. Также
    • 4.1 Библиография
    • 4.2 Статьи по теме
    • 4.3 Внешние ссылки

биография

Он родился и умер в Бассано-дель-Граппа , деревне недалеко от Венеции , от которой он получил свое название. Его отец Франческо Бассано Старший называл себя «крестьянским художником». В его картинах досконально описаны одуванчики и сорняки. Якопо перенял элементы своего стиля, которые он использовал для создания новаторских религиозных картин, включая, например, животных, фермы и пейзажи.

Начав работать в студии Бонифачо де Питати в Венеции, он также учился самостоятельно с другими художниками своего времени в других итальянских городах. Его отношения с ними были неоднозначными: таким образом, Якопо Бассано изобразил Тициана биржевым маклером в своей книге «Очищение храма» . Его интересовал «современный образ» новых художников, прибывающих в Венецию, и особенно гравюры из Рима. Однако он сохранил свой вкус к хроматическому натурализму и ярко выраженное чувство объема и формы, характерное для картин этого периода.

Читайте также  Жан батист камиль коро: картины и боиграфия

Когда он возвращается в Бассано, он живет недалеко от моста и зовется Якопо дал Понте. Его известность принесла ему имя своего города — где он работал со своими четырьмя сыновьями: Франческо Бассано Младший (1549-1592), Джероламо (1566-1621), Джованни Баттиста (1553-1613) и Леандро (1557-1622)) . Бассано разработал удивительную систему двойной подписи: на копиях или вариантах, сделанных его сыновьями, Якопо ставит свои инициалы, как знак качества. Таким образом, все они имеют много стилистических сходств, а некоторые работы трудно приписать.

Между серединой 1540-х и концом 1550-х он создал личную версию маньеризма, которая была популярна в Венеции. Вытянутые тела и великолепный эффект сбалансированной композиции, однако, не заставляют его отказываться от одежды своих могущественных животных. В конце его карьеры пасторальный жанр, сделавший его знаменитым, был заказан ему венецианскими коллекционерами. Он сочиняет их в сумеречном пейзаже, подчеркнутом почти театральными эффектами светотени. В одном из самых последних полотен, «Депозиция из Лиссабонского музея» (внизу) В. Р. Реарик «думает, что Якопо, вероятно, отправил ее в Венецию, чтобы она служила моделью в студии своего сына Франческо, где проходили большинство известных версий картины. тема вышла (в том числе и Луврская версия) » .

Якопо появляется в группе музыкантов Свадьба в Кане из Веронезе .

Восхождение на Голгофу , 1535-1538 гг. Масло / холст, 96; 5 × 122 см . Фонд Бемберга Тулузы .

Поклонение волхвов , 1563-1564 гг. Масло / холст, 92 × 117 см . Венский историко-художественный музей

Лето (жертвоприношение Исаака) , ок. 1575. масло / холст 79 × 111 см . Венский историко-художественный музей

Христос в доме Марии, Марфы и Лазаря , ок. 1577. Холст / масло, 98 × 126 см . Хьюстонский музей изящных искусств

Щелкните миниатюру, чтобы увеличить ее.

Работает в коллекциях

  • Снятие с креста (1532 г.), церковь Сан-Лука-ди-Кросара, недалеко от Бассано
  • Благовещение пастухам (ок. 1533) холст, масло, 116 × 94 см , Замок Бельвуар(ин) , Лестершир, Англия
  • Восхождение на Голгофу , 1535-1538 гг. Масло / холст, 96; 5 × 122 см . Фонд БембергаТулузы .
  • Христос открывается паломникам Эммауса (1536-1537), собор Читтаделла близ Бассано
  • Святое бдение во славе со святыми Иеронимом и Иоанном Крестителем (1537 г.), Церковь Сан-Виджилио, Пове-дель-Граппа . (Рука его брата Джамбаттисты?)
  • Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем (1537 г.), Церковь Санта-Мария, Борсо-дель-Граппа
  • Восхождение на Голгофу (1538 г.), Фонд Бемберга , Тулуза
  • Богородица, Младенец и Маленький Святой Иоанн (1545), холст, масло, 79 × 60 см , Павильон Меридианы, Дворец Питти , Флоренция . Аналогичная картина, выполненная ранее и хранящаяся в Бергамо.
  • Поклонение пастырей (1545-1547), холст, 95 × 140 см , Gallerie dell’Accademia de Venise
  • Noli me tangere (1546), церковь Сан-Бьяджо, Онара-ди-Томболо
  • Две охотничьи собаки, привязанные к пню (ок. 1548 г.), холст, 61 × 80 см , Лувр , Париж
  • Портрет бородатого мужчины (1550), холст, масло, Музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес
  • Сошествие Святого Духа (1551), холст, Церковь Сан-Джакомо, Лузиана
  • Две собаки (1555), холст, масло, 85 × 126 см , Галерея Уффици , Флоренция
  • Поклонение волхвов (

1560) с Франческо, Государственный Эрмитаж , Санкт-Петербург

  • Святая Юстина на троне между святым Рохом, святым Себастьяном и аббатом святого Антония (ок. 1560 г.), церковь Санта-Джустина, Энего
  • Святой Иероним в медитации или Святой Иероним в пустыне (ок. 1560), холст, 119 × 154 см , Galleria dell’Accademia во Флоренции
  • Добрый самаритянин (1562-1563), Национальная галерея , Лондон
  • Поклонение пастырей , ок. 1562-1563, холст, масло, 72 × 112 см , Alana Collection (приобретение 2014 г.), Ньюарк (Делавэр) , США
  • Поклонение волхвов (1565) холст, 92 × 117 см , Художественно-исторический музей , Вена . Этот холст использовался для иллюстрации марки 2006 года в размере 0,60 евро в Италии.
  • Святые Фабиан, Святые Себастьян и Святые Рох (1565-1568), Эрмитаж , Санкт-Петербург
  • Иисус изгоняет торговцев из храма (1570), цветные рисунки мелом, Музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес
  • Святой Марк во славе между Святым Иоанном и Святым Варфоломеем (1573 г.), Церковь Сан-Марко, Кассола
  • Проповедь святого Павла (1574 г.) при участии его сына Франческо, церковь Сан-Антонио, Маростика .
  • Возвращение Иакова в семью или Путешествие Иакова (1580), холст, масло, 150 × 205 см , Дворец дожей , Венеция . Происходит из дворца Контарини в Сан-Самуэле.
  • Крестная композиция (1582-1584 гг.), Эрмитаж , Санкт-Петербург
  • Рождество Христово (1590-1591), холст, 421 × 219 см , Базилика Сан-Джорджо Маджоре в Венеции
  • Без даты

    • Объявление пастухам , Музей изящных искусств Шамбери
    • Несколько картин в Музее изящных искусств Нима
    • Строительство Ноева ковчега , Марсельский музей изобразительных искусств.
    • Мадонна с младенцем , Детройтский институт искусств
    • Станции Креста , Святой Иероним в пустыне и подготовительный рисунок в Музее Фицуильяма , Кембриджский университет
    • Бичевание , этюды, Метрополитен-музей , Нью-Йорк
    • Иисус изгоняет торговцев из храма , музей Прадо , Мадрид
    • Тайная вечеря , Рождество , Галерея Боргезе , Рим
    • Отдых на пути в Египет , Библиотека Амброзиана , Милан
    • Возвращение блудного сына , холст, масло, 100 × 122,6 см , Музей изящных искусств , Либурн
    • Стрижка овец , холст, масло, 79 × 123,5 см , Музей изящных искусств , Руан
    • Вход животных в арку , масло на дереве, 141 × 106 см , Лувр , Париж
    • Отъезд в Ханаан , масло, дерево, 132 × 85 см , Национальная галерея , Лондон
    • Поклонение пастухов , Национальная галерея античного искусства , Палаццо Корсини, Рим
    • Мученичество Святого Себастьяна , Музей изящных искусств Дижона
    • Бегство в Египет , холст, масло, 119 × 198 см , Музей Нортона Саймона
    • Христос в безобразии , холст, масло, 122 × 182 см , Брестский музей изобразительных искусств

    Копии

    • Благовещение пастухам , XVII — го века, холст, масло, 86 × 115 см . Музей Эвре
    • Коммерческие птицеводческие и охотники (частичное копирование), XVII — го века, холст , масло, 25,9 х 34,5 см , Музей эвринского

    Примечания и ссылки

    • (it) Эта статья частично или полностью взята из статьи в Википедии на итальянском языке под названием « Якопо Бассано » ( см. список авторов ) .
    1. ^Питер Хамфри 1996 , стр. 219
    2. ↑Век Тициана 1993 , стр. 634
    3. ↑Изображение на сайте Лувра
    4. ↑ Нэнси Грабб , Фигуры ангелов: Небесные посланники через искусство , Издания Абвиль, 1996 г. , 320 с. ( ISBN2-87946-082-4 ) , стр. 89
    5. ↑ Мина Грегори , Музей Уффици и дворец Питти: Живопись во Флоренции , Place des Victoires Editions, 2000 г. , 685 с. ( ISBN2-84459-006-3 ) , стр. 271
    6. ↑ ab и c Джованна Непи Скире , Живопись в музеях Венеции , Place des Victoires Editions, 2008 г. , 605 с. ( ISBN978-2-8099-0019-4 ) , стр. 310
    7. ↑ Винсент Pomarede , 1001 картин в Лувре: от античности до XIX — го века , Париж / Милан, Лувр Editions 2005 г. , 589 с. ( ISBN2-35031-032-9 ) , стр. 324
    8. ↑Карло Фальчиани и Пьер Кюри ( ред. ), La Collection Alana: Masterpieces of Italian Painting , Брюссель, Фонд Меркатора, 2019 г. , 216 с. ( ISBN978-94-6230-154-2 )

    Смотрите также

    Библиография

    : документ, использованный в качестве источника для этой статьи.

    • (ru) Паоло Бердини, Религиозное искусство Якопо Бассано: живопись как визуальное толкование , Cambridge University Press, Кембридж, Нью-Йорк, 1997, 208 с. ( ISBN0-521-56170-1 )
    • (фр) Жан-Пьер Абер и Катрин Луазель-Легран, Бассано и его сыновья во французских музеях , Réunion des Musées Nationaux, 1998, 119 с. ( ISBN9782711836697 )
    • Рафаель Pic, « Fous де Бассано », Muséart , п о 98, Июнь 1998 г. , стр.28-33
    • Питер Хамфри ( пер. С англ.), Живопись эпохи Возрождения в Венеции , Париже, Адам Биро, 1996 г. ( 1- е изд. 1995 г.), 319 с. ( ISBN2-87660-175-3 )
    • Мишель Лаклотт, режиссер «Время года Титиена» . Золотой век живописи в Венеции , Париже, Réunion des Musées Nationaux, 1993 г. , 745 с. ( ISBN2-7118-2610-4 ) , стр. 745

    Якопо Бассано

    Якопо Да Понте (Якопо Бассано) (1510/1515 — 1592). «Мадонна с Младенцем и святыми». 1545−1550.

    Холст, масло, 191×134см. Мюнхенская пинакотека.

    Большой алтарный образ кисти Якопо Бассано (художника, прозванного так по названию города, в котором работал — Бассано) представляется чрезвычайно интересным. На картине изображены: Богоматерь с Младенцем, Святой Иаков Старший (старший брат Иоанна-евангелиста, входивший в число 12-ти апостолов) и Святой Иоанн Креститель. Что здесь вызывает повышенное внимание? Конечно же, необычность персонажей, их откровенно простонародные типажи. Это касается всех присутствующих, но в первую очередь — Св. Иакова и Предтечи, словно взятых из какого-нибудь кабачка на соседней с художником улице. Поразительна пластика Иоанна Крестителя. Хотя нечто подобное нам уже встречалось: у Понтормо, например, у Бронзино, у Россо Фьорентино. То есть у итальянских маньеристов первой половины XVI века, когда на смену прекрасным, атлетически сложенным фигурам всеми почитаемых святых пришли рахитичного вида старцы и персоналии женского полу. И такой вот, прямо скажем — непривычный облик библейских персонажей на самом деле куда больше соответствует их непререкаемой духовности и акцентированной нравственности. Ведь когда глядишь на фигуру атлета, больше думаешь о его физических (читай — материальных) достижениях и кондициях, нежели о каком-то внутреннем совершенстве.

    Однако, данная картина заставляет вспомнить и вполне конкретных персонажей с вполне конкретных картин тридцатилетней давности. Например, со сравнительно небольшой работы Понтормо, которую Якопо Бассано практически наверняка видел, а то и пристально изучал. Сравнение «понтормовского» Св. Иеронима и «бассановского» Св. Иоанна Крестителя напрашивается само собой. Оно здесь просто неизбежно.

    Понтормо (1494−1557). Мадонна с Младенцем, Святым Иеронимом, Святым Франциском и двумя ангелами. Около 1520 г. Дерево, масло, 73×61см. Уффици и Питти.

    Бассано проявил несомненное чувство юмора, превратив абсолютно лысых старцев «от Понтормо» в лохмачей «от Бассано» и интеллектуалов от первого в простолюдинов от второго. Кстати, Понтормо в своё время наверняка шокировал публику столь впечатляющими образами святых. Бассано от него отставать не хотел. Правда, получилось у него не столь эпатажно. А если сравнивать Святых Младенцев, то по сравнению с малохольным (если не сказать больше) Младенцем у Понтормо Младенец «от Бассано» смотрится вполне себе приемлемо для любого почитателя Христа. И не только приемлемо, но и весьма эффектно: складывается впечатление, будто Он — сама целеустремлённость и напористость. Что, конечно же, наталкивает на некоторые размышления: Иисус, всё же, прославился не этим.

    Мне не довелось увидеть работу Бассано, что называется, вживую и судить о технике её исполнения мне несколько затруднительно. Могу только предположить некоторую эскизность, то есть нарочитую небрежность, незаконченность, недоработанность живописных поверхностей, их намеренную, ярко выраженную фактурность. Да и контуры слегка размыты. Особенно это заметно у Иоанна Крестителя. В работе Понтормо ничего подобного нет, живописная техника ещё вполне традиционна. Эту же тенденцию (склонность к эскизности) легко заметить и в работах позднего Тициана. Так что веяния эпохи вполне очевидны.

    Эскизность у Бассано не случайна, а имеет глубокий смысл. Возможно, он одним из первых понял: если есть желание наполнить картину движением, энергией, дотошное прорисовывание ни к чему. Чёткий, так называемый академический рисунок омертвляет натуру. «Законченное» изображение, как правило, статично, фигуры больше напоминают статуи. Эскизность же создаёт иллюзию вибрации, ощущение живой, дышащей поверхности. А именно этого и добивался художник. Развевающиеся ткани Богоматери не оставляют в том никаких сомнений.

    Резюмируя сказанное, хотелось бы отметить несомненную склонность Якопо Бассано к юмору. Святой Иаков у него — этакий блаженненький старичок-рыбачок, мудрый и праведный. И вправду: рыбная ловля ко многому располагает, в том числе — и к философствованию. Чего только не передумаешь, глядя на поплавок… Что же касается Иоанна Крестителя с его могучими, явно мужицкими руками и ногами и намёком на измождённость непосильным трудом, то это образ народа-богоносца с его простым, безыскусным пониманием справедливости. Прекрасная картина…

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: