Воскрешение дочери иаира, поленов - описание картины - JEKATERINBURG.RU

Воскрешение дочери иаира, поленов — описание картины

Воскрешение дочери Иаира — Василий Дмитриевич Поленов

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.

Изображаемый Поленовым сюжет описывается сразу тремя евангелистами. Наиболее полное описание этого чудесного события мы находим у Марка. То же самое, но в сокращенном виде передает апостол Матфей, а версия апостола Луки практически ничем не отличается от повествования апостола Марка, за исключением небольшого уточнения – он говорит, что у Иаира «была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти».

Итак, в Евангелии от Марка в главе 5 содержится следующее повествование: «Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря. И вот, приходит один из начальников синагоги по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на неё руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его. /далее у всех евангелистов следует описание исцеления кровоточивой, которое разбивает повествование на две части/… Когда Он ещё говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? Девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть». (Мк. 5: 21-24, 35-43)

На картине Поленов изображает эпизод, когда Христос повелевает двенадцатилетней умершей девочке, дочери начальника синагоги Иаира, встать с постели, беря её за руку. У ног дочери с мольбой и ожиданием застыла мать. Она еще не осознала свое счастье, поэтому лишь с восхищением смотрит на воскресшую дочь. За спиной матери у двери толпятся ученики Христа и отец девочки, на лице которого улыбка и благодарность Господу за оправданные надежды. Остальные присутствующие в комнате люди также потрясены, что отражается на их лицах. Комната, в которой происходит событие, достаточно просторна, каменные стены указывают на социальный статус Иаира: такое жилище может себе позволить только богатый человек. Пестрый в бордово-золотистых тонах ковер с затейливым рисунком, лежащий у кровати больной, мебель, штора, затеняющая окно, многочисленные сосуды, стоящие в небольшой нише в стене – всё говорит о состоятельности владельцев дома. Поленову удалось очень точно передать приглушенное дневное освещение и солнечные отблески на предметах в доме и персонажах картины, которые удачно контрастируют с затемненными участками.

История создания.

Картина «Воскрешение дочери Иаира» писалась Поленовым в 1871 году для участия в конкурсе на получение золотой медали Художественной Академии. Одновременно с Поленовым этот сюжет был написан Репиным. Оба художника стремились придать возвышенный характер изображенному сюжету и справились с заданной программой почти на равных. В картине Поленова была отмечена жизненность, удачный подбор цветовой гаммы и составленная автором композиция картины. Однако, критики выразили мнение, что Поленов несколько смягчил драматичность картины, изобразив девушку уже ожившей, отчего глубина сюжета оказалась раскрыта не в полной мере. Между тем, многими была отмечена большая теплота чувства, которую выразил Поленов в образе девочки, тянущей бледную, худенькую руку ко Христу. И Поленов и Репин получили большие золотые медали и право на заграничные поездки в качестве пенсионеров Академии. Год написания картины совпал с годом окончания Поленовым университета.

Отношение автора к вере.

Возраст Поленова на момент написания им картины «Воскрешение дочери Иаира – двадцать семь лет. Это тот период, когда он ещё находится в поиске своего пути, как художника. Мировоззрение Поленова на этот момент определялось его семейным воспитанием и влиянием таких художников-воспевателей Библейской истории, как К.П. Брюллов (с ним была знакома мать художника), А. Иванов, с которым жил в одном доме в Риме близкий друг семьи Поленовых Ф.В. Чижов.

С юных лет Василий Поленов находился под впечатлением полотна Александра Иванова «Явление Христа народу», отчего у него зародилось желание создать Христа «не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Для Поленова Христос становится идеалом, как «носитель идей любви и милосердия». Именно этими мыслями и чувствами будут пронизаны картины Поленова, на которых он впоследствии в подробностях изобразит жизненный путь Христа Спасителя. Но для Поленова Христос представляется больше как носитель идеалов христианской этики, а не как Спаситель мира. Спасение становится образным, метафоричным понятием, как спасение этого мира красотой, любовью, милосердием, а не как устремленность к Богу, соединение со Христом. Именно поэтому большое влияние на религиозные воззрения Поленова оказали идеи Льва Николаевича Толстого – Поленову гораздо ближе был Толстой с его установкой на нравственное совершенствование. Личность Христа была эталоном, а человек, по мысли Поленова, должен стремиться к этому эталону, который, по его мнению, был достижим.

Биография.

Василий Дмитриевич Поленов родился 1 июня 1844 года в усадьбе Борок Тульской области (ныне Поленово). Его отец – археолог и библиограф Д.В. Поленов, мать – Мария Алексеевна Воейкова была художником-портретистом, родной внучкой знаменитого архитектора Н.А. Львова.

В 1863 году, после получения среднего образования, Василий Поленов поступил в петербургскую Академию художеств, одновременно посещал лекции на юридическом факультете университета.

В 1872 году с отличием оканчивает оба курса, за что награждается поездкой от Академии в Европу. Он посетил Вену, Венецию, Флоренцию, Неаполь, долгое время жил в Париже.

В 1876 году Поленов отправляется добровольцем на сербо-черногорско-турецкую войну. Спустя три года в 1879 году он вступает в общество художников-передвижников. В последующие периоды 1881-1884, 1894-1895, 1899, 1909 много путешествует, посещая Ближний Восток, Грецию, Италию.

В период с 1882 по 1895 гг. В.Д. Поленов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1893 году его избирают действительным членом Академии художеств.

С 1910 года круг его интересов расширяется – он занимается развитием провинциальных театров, становится руководителем специальной секции при Московском обществе народных университетов.

Картины Поленова – это разножанровые произведения. Среди них иисторико-религиозные картины – «Христос и грешница» (1886-1887), «Среди учителей» (1896), а также целый цикл картин о жизни Иисуса Христа, серия этюдов кремлёвских соборов и дворцовых палат (1877 г.), пейзажная живопись — «Московский дворик» (1878г.), «Бабушкин сад» (1879г.), «Заросший пруд» (1880 г.), Золотая осень» (1893 г.) и др.

В разное время своей жизни Василий Дмитриевич создавал театральные декорации, по его эскизам были построены церкви в Абрамцево (совместно с В. Васнецовым) и в Бехове под Тарусой в 1906 году.

Последние годы жизни художник провел в созданной собственными руками и по собственному проекту усадьбе Борок, в которой он организовал музей художественных и научных коллекций. Умер 19 июля 1927 года.

Автор текста: Григорьева Наталья Ивановна.

Василий Поленов: «Искусство должно давать счастье и радость»

20 мая (1 июня) 1844 г. – 18 июля 1927 г.

Работавший в разных жанрах художник запомнился публике, прежде всего, как создатель замечательных образцов русского пейзажа. Запомнился солнечной, радостной простотой своих картин. Возле работ Поленова в Третьяковской галерее всегда скопление народа. Небо светлое, высокое, омывающее купола церквей и деревянные крыши дворовых построек, блики на дорожках, кущи сирени и буйные заросли травы – все это безыскусное, знакомое, и во всем этом она, Россия-матушка. Увидеть красоту привычных вещей и передать ее так, чтобы тронуло сердце, под силу только большому таланту. 18 июля – день памяти этого замечательного художника. Дай Бог, чтобы творчество Василия Дмитриевича не ушло из памяти, как это часто бывает с классикой. Привычка в этом случае – род забвения. Пусть в том или ином жанре кто-то из наших молодых читателей откроет для себя «своего» Поленова.


В бодром духе

Холодная и мрачная выдалась осень в 1920-м. Беспощадный зной минувшего лета во многих районах уничтожил посевы. За реквизициями начался массовый голод. 76-летний художник жил в бывшей своей усадьбе Борок. По неделям не вылезал из толстого пиджака, не снимал шапки и рукавиц. Чтобы как-то подкрепить себя, пек яблоки и с утра до вечера работал.

Чем поддержать людей, когда так трудно, тоска подступает? И тут-то родилась идея – показать красоту Божиего мира, дать хоть немного радости. На этот раз Поленов задумал нечто сказочное: устроить световой театр с подсвеченными картинами, на которых бы изображалось путешествие по разным уголкам земли. «Вы подумайте только, как живут крестьяне», — говорил Василий Дмитриевич, — «Полгода холода, темноты, ничего кроме трактира… С тоски можно умереть…И вдруг кругосветное путешествие!» [1].

Для создания картин художник использовал свои ранние этюды, привезенные из поездок. Он сам сконструировал и изготовил переносной складной ящик для диорамы. Голод и работа понемногу подорвали его здоровье – писал он стоя. Когда диорама была, наконец, готова, он собрался ехать в Страхово, чтобы лично участвовать в показе, и тут ноги предательски отказались служить – распухли так, что валенки надеть было невозможно. Но не так-то просто было удержать Василия Дмитриевича на месте — он велел разрезать валенки сверху и все-таки поехал. Диораму открыли при местном музее, а ее создатель скромно сидел на крыльце при входе и любовался улыбающимися лицами выходящих зрителей.

Стремление приносить людям радость он сохранил до конца своей жизни, а в 80 лет – получил известие о присвоении ему звания народного художника. Он и был народным художником, по сути – вместе со своим народом переживал то, что стало общим уделом.

Многие люди отмечали присущий Поленову аристократизм. Пастернак писал о нем: «Это был единственный, в полном и лучшем смысле слова, джентльмен – европеец и аристократ» [2].

Поленова же такие определения смущали. Как-то он заметил родным: «Здесь почему-то все считают меня аристократом. Это какое-то недоразумение. Я никаких дворянских качеств в себе не чувствую. Постоянно работаю, да и выше всего люблю работу…Близкие мне люди все работники» [3]. Поленов, действительно, всю жизнь трудился, но все же, связь с дворянской культурой выделяла его из среды художников и во многом определила своеобразие его творчества.

Читайте также  Картина «источник», жан огюст доминик энгр

Истоки таланта

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге, в 1844 году в родовитой семье. Отец его был крупным чиновником и дипломатом, и одновременно – известным историком и археологом. В доме Поленовых собирались художники, профессора, музыканты, ученые, и Василий рано приобщился к интеллектуальной и художественной атмосфере. С этим были связаны и трудности при выборе жизненного пути. С юности ему многое удавалось, и он никак не мог выбрать между наукой и искусством. Наконец, в семье было решено, что университетское образование ему не помешает, и Василий Дмитриевич поступил на физико-математический факультет университета, не оставляя и занятий на ученическом курсе в Академии художеств. Правда, живопись уже тогда больше увлекала его, и он даже на время ушел из университета.

Интерес Поленова к искусству во многом был обязан тому, что его учителем оказался один из лучших педагогов той поры, воспитавший целую плеяду великих художников – П.П. Чистяков. Через несколько лет, по настоянию родителей Поленов вернулся на университетскую скамью (на этот раз в качестве студента юридического факультета), но внутренний выбор, по-видимому, уже состоялся. Однако о получении высшего образования художник никогда не жалел – оно расширило круг его представлений, что было важно и для творчества. В годы учебы он с удовольствием посещал самые разные курсы: по праву, анатомии, по строительному искусству и начертательной геометрии и, наконец, по истории изящных искусств.

Две медали

1871 год в жизни начинающего художника был особенным. Впереди были выпускные испытания в университете и в Академии художеств, практически, одновременно. Экзаменовка не была для Василия Дмитриевича пустой формальностью. Он держал экзамены с честью. Большую часть предметов в университете Поленов сдал на «отлично», а между тем, в Академии его ожидало не менее серьезное испытание.

В качестве темы работы для выпускного конкурса они с И.Е. Репиным – его однокурсником – получили евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира». Известная история о том, как Христос воскресил скоропостижно умершую 12-летнюю дочь начальника синагоги. По окончании работы на суд Академии были представлены две замечательные, но совершенно разные по стилю и по настроению картины. Репину удалось передать величие и таинственность чуда воскресения. В репинском образе Спасителя была и божественная сила, и мощь, и доброта, и Его безмерное одиночество среди мира. При взгляде на этот образ вспоминались слова пророчества о Христе: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Ис. 54:3; Мф. 8: 17). «Мужем скорбей» был Христос на картине Репина.

И.Е. Репин «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.)

Иное художественное решение предложил Поленов. Его работа выглядела более простой, почти жанровой, чудо было, как бы, растворено в повседневности, а при взгляде на его образ Спасителя вспоминалось другое пророчество – «нет в нем ни вида, ни величия» (Ис.53:2). Усталым путником, самоотверженным врачом представил Господа художник. Картина служила напоминанием о том, что, придя в мир, Сын Божий по смирению«принял зрак (т.е. образ) раба», уподобился нищим земли. И сколько теплоты и надежды было во взгляде девочки, которую держал за худенькую, прозрачную от болезни руку Христос! Оба выпускника Академии получили за свои картины большие золотые медали и право на заграничные поездки для совершенствования своего таланта.

В.Д. Поленов «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.)

От европейского романтизма – к русской лирике

Путешествуя по Европе, Поленов искал свой «стиль», свою дорогу в искусстве. Он привез из заграницы две значительные исторические картины – «Арест гугенотки» и «По праву господина». Обе были высоко оценены знатоками живописи, однако еще слишком напоминали работы европейских мастеров, а Поленов не хотел идти путем простого подражания.

«Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон» (1875.г.)

Прошло несколько лет, и Василий Дмитриевич, наконец, нашел свою «нишу». В те годы он сближается с передвижниками [4] – художниками нового поколения, противопоставившими суховатому академизму с его строгими канонами – более живое, реалистическое изображение действительности.

Поленов с его стремлением к простоте встраивался в это направление. И тогда один за другим появились на свет его «тургеневские» пейзажи. Прежде русские художники часто подражали итальянским мастерам, искали особые виды, необычное освещение. Казалось, что из «бедной русской природы» нельзя извлечь ничего особенного. Поленов же опрокинул стереотипы, смог передать красоту привычного. Работы его были то радостными, как «Московский дворик», пронизанными солнцем, то немного грустными, передающими неброскую прелесть, застенчивость поросших травой и кустарником старинных усадеб.

«Московский дворик» (1878 г.)

«Бабушкин сад» (1878 г.)

Глядя на его «Бабушкин сад» или «Заросший пруд», хотелось погрузиться в неторопливую, размеренную жизнь, где все – уютный дом с историей, мостки и лодка, укромные уголки сада и лилии на воде – радовало сердце, было близко и соразмерно человеку. Успех картин Поленова был полным, и если прежде друзья, подшучивая над его увлечением Европой, называли его «Доном Базилио», то теперь ему присвоили почетное «звание» — «рыцаря передвижничества».

«Заросший пруд» (1879 г.)

Дорогами Христа

Художественное наследие Поленова – это не только пейзаж, историческая и жанровая живопись. Еще в юности под впечатлением работы Иванова «Явление Христа народу», художник задумал создать цикл картин о жизни Спасителя. С этой целью Василий Дмитриевич много путешествовал, изучал природу, быт, этнографические детали, пока, наконец, не воплотил свой замысел. При этом ему удалось сохранить ту же простоту, что и в русском пейзаже.

Одна из известных работ поленовского цикла – «На горе». Мы знаем, что Господь — Создатель мира, но как просто передает это Поленов! — Христос здесь – путник, находящийся в полной гармонии с природой. Он – источник ее красоты и совершенства.

Та же будничность, то же отсутствие внешних эффектов – и в работе В.Д, Поленова «Христос и грешница», где главной является тема милосердия и правосудия. Яростная толпа с чувством мнимой правоты под крики и улюлюканье влачит к Иисусу обличенную в грехе молодую женщину, а Тот хранит удивительное спокойствие. Еще минута, и после нескольких Его слов от этого множества народа не останется никого, а над головой этой несчастной, успевшей пережить и ужас позора, и угрозу расправы, — заплаканной, оцепеневшей, — прозвучит слово прощения и предостережения…

«Христос и грешница» (1887 г.)

В каком бы жанре ни работал Василий Дмитриевич Поленов, писал ли он интерьеры Московского Кремля или античные развалины, жанровые портреты или пейзажи, повествовал ли о жизни Христа, – все его творчество излучало мир, гармонию и добро. Так он понимал свое призвание, свое назначение художника.

«Теремной дворец» (1877 г.)

1 Цит. по : Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. – Л. Художник РСФСР, 1991. С. 105

2 Пастернак Л.О. В.Д. Поленов. Из моих воспоминаний. Г Т Г. О Р. ф. 54, ед. хр. 3415 (Цит. по : Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. С. 106)

3 Цит. по: Сахарова Е.В. Народный театр и семья В.Д. Поленова. Воспоминания дочери художника. // Тарусские страницы. – Калуга, 1961. С. 149

4 Название свое это направление получило, благодаря передвижным художественным выставкам, которые художники организовывали по разным городам России.

При работе над материалом были использованы следующие источники:

Воскрешение дочери иаира, поленов — описание картины

1871 год, Петербургская Академия художеств. Тема выпускной конкурсной работы — «Воскрешение дочери Иаира». Главными претендентами на победу (то есть на Большую золотую медаль и на право шесть лет жить за границей за казённый счёт) были Илья Репин и Василий Поленов.


(В полном размере — см. ниже, под катом)

Этот эпизод в Евангелии:

«И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его. Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние,- услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей. Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа́ куми́», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть». (Евангелие от Марка, 5:22-43)

Эту тему Репин и Поленов решили совершенно по-разному.

Читайте также  Картины, биография: брюллов карл павлович

Репин выбрал для картины момент до того, как произошло чудо. Вначале он хотел изобразить само чудо, как и Поленов, вот первоначальный эскиз:

Но работа почему-то «не шла». Репин писал: «Нельзя ли эту же тему – «Смерть дочери Иаира» — на этом же большом холсте сейчас же, то есть завтра, и начать по-новому, по живому, как мерещится у меня в воображении эта сцена? Припомню настроение, когда умерла моя сестра Устя, и как это поразило всю семью. И дом и комнаты – все как-то потемнело, сжалось в горе и давило».
И дальше: «Итак, я перед большим холстом, который начинает втягивать меня своим мрачным тоном. Смелая постановка реальной сцены обуревала меня ускоренным темпом, и к вечеру я уже решил фиксировать уголь Утро. Краска – простая черная кость (Beinschwarz) – особенно отвечает моему настроению, когда по зафиксированному углю я покрывал ею темные места на холсте. К вечеру картина моя была уже так впечатляюща, что у меня самого проходила какая-то дрожь по спине».
Репин даже просил играть ему Бетховена во время работы, чтобы проникнуться нужным настроением.

Эскиз нового варианта:


И.Е.Репин. Воскрешение дочери Иаира

Помню, в детстве эта картина Репина всегда казалась мне немного странной — в том смысле, что в воскресение девочки именно здесь, на этой картине, упорно не верилось. А сейчас, глядя на неё, я понимаю, что она действительно не даёт зрителю веры — она показывает смерть, но ещё не воскресение. Просто в самом сюжете заложено чудо. Его можно либо почувствовать, «достроить» собственной верой — либо нет.

В композиции, гамме и светотеневом решении очень заметно влияние Рембрандта. Также в период работы над «Воскрешением дочери Иаира» Репин находился под сильным влиянием Крамского (ярого противника академизма, автора знаменитой картины «Христос в пустыне»), в том числе под философским, мировоззренческим влиянием. Крамской писал: «Мой Бог – Христос, величайший из атеистов, человек, который уничтожил бога во вселенной и поместил его в самый центр человеческого духа и идёт умирать спокойно за это».
В то время, в конце XIX века, вообще был популярен социально-политический взгляд на Иисуса, и за всем этим брезжили демократы, народовольцы, ХХ век.

А на картине Поленова изображено именно чудо: девочка воскресла. Здесь всё другое — цветовая гамма, свет, настроение, здесь много воздуха и прохлады. Если у Репина эмоции драматические, даже несколько мистические, потусторонние, то доминанта Поленова — простота и открытость. Поленов писал: «Я несказанно люблю Евангельское повествование, люблю этот наивный правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение Христа».
Поленов не ставил себе задачи изобразить нечто заведомо неземное, его картина выдержана в духе простоты, с которой ведётся сам евангельский рассказ.
Поэтому и переход от смерти к жизни у него не показан — чудо уже совершилось — а лишь условно обозначен через эмоции героев. Поленов не собирался пугать зрителя, вызывать у него потрясение — он просто говорит о любви, свете и милосердии как о естественных качествах Христа, показывая проявление этих качеств.


В.Д.Поленов. Воскрешение дочери Иаира

За свои картины и Репин, и Поленов получили награды — медали и шесть лет жизни за границей на казённый счёт. Искусствоведы часто сравнивают их выпускные картины и, как правило, отдают предпочтение Репину — а мне гораздо ближе вариант Поленова.

В посте использованы репродукции с сайта graphic.org.ru.

А в качестве дополнения, для настроения — сцена воскрешения дочери Иаира из фильма Франко Дзеффирелли «Иисус из Назарета»:

«Воскресение дочери Иаира», Поленов

Воскресение дочери Иаира

Евангелие от Луки, глава 8-я, стихи 41, 42, 49-56

«И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.

. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем».

Автор: Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927г.г.)

Время создания: 1871 г.

Место создания: Россия, Санк-Петербург

Материалы: холст, масло

Размеры: 1,73 м х 2,80м

Экспозиция: Россия,Санкт-Петербург, Государственная Русский Музей

История создания картины

Картина написана в 1871 г. Поленов писал ее одновременно с Репиным. Эта тема была конкурсной в Академии художеств на золотую медаль. Обычно этой работе Поленова уделяют не столько внимания, сколько аналогичной Репина. Однако критики отмечали реалистический подход автора к этой теме, жизненность картины. Считается, что Поленов создал картину, не уступающую репинской по колористике, по составлению композиции, но при этом проигрывающую по глубине сюжета и его значительности. Библейская история изображена художником в момент, когда дочь Иаира уже воскресла, то есть драматичность смягчена, виден уже результат волшебства, а не сам его процесс.

Персонажи картины — люди, со своими эмоциями, страстями, интересами. Лицо умершей девушки написано красиво и натурально. Плотно закрытые глаза, некоторая бледность её лица и губ как бы доказывают зрителю, что жизнь ее остановилась. Христос, подошедший к девушке и взявший ее за руку более реален, нежели У Репина. Он скорее врач, нежели божество. Но глядя на него веришь, что он способен совершить чудо. Его жесты настолько уверенные, что складывается впечатление, что он заранее продумывает свои действия. У Репина присутствует некий элемент таинственности. У него Христос — божество. Он как бы в двух мирах, среди грешных людей телом, и с богом-отцом душой.

В картине Поленова драпировки не отвлекают внимания от действия. Они лишь играют свою роль, как и в жизни. Естественный дневной свет, льющийся из окна, скользит по лицам и одежде присутствующих и ложится на лицо умершей девушки, как бы подчеркивая естественность этой сцены. Не вырывая ее из жизни, а наоборот, приземляя события.

В глазах старика-отца Репина мы видим глубокое переживание, смешанное с удивлением и надеждой. У Поленова старик-отец больше жанровый персонаж. Если говорить о психологических качествах этого персонажа, то здесь скорее уверенность в благополучном исходе.

В целом полотно Поленова больше напоминает жанровое произведение. Оно впечатляет жизненностью сцены, естественностью колористической гаммы, стройностью композиции. Тусклый дневной свет, льющийся из окна, освещает небольшое помещение, в котором происходит действие. Свет скользит по стоящим у входа людям и освещает лицо девушки. Чудо уже произошло — девушка открыла глаза. Христос стоит рядом с ней, приподняв правую руку над ее головой. У ног девушки стоит её мать, сжав руки около груди. Она с восхищением смотрит на дочь, готовая кинуться к ней и заключить в объятья. Позади нее стоит отец воскрешенной. На его лице, еще с остатком горя, скользит улыбка. Это как символ оправдавшейся надежды. Возможно, он еще не совсем верит в случившееся. Остальные люди, наблюдающие позади Иаира, тоже немало удивлены.

Поленову удалось удивительно точно передать дневное освещение, очень красивые блики на одеждах и стене, неосвещенные участки дома, контрастирующие с льющимся светом. Все гармонично и равномерно распределено. В доме нет предметов, которые бы резали глаза. Акцент сделан на действия людей. Вокруг Христа ощущается некий ореол. Возможно Поленов этим хотел подчеркнуть особую роль Христа в этом мире, как символ его святости. Расположение персонажей в картине очень удачно и жизненно правдиво. Кто, как не мать, первая рядом со своим ребенком в трудную минуту. Отец, более сдержанный в эмоциях, позади.

В своем произведении Поленов передал момент « преобразования» трагедии в счастье. Его произведение впечатляет не эффектным построением и удивительными контрастами света и тени. Но скорее, своей естественностью и обыденностью. В нем нет эффектно написанных драпировок, борьбы нескольких источников света друг с другом, случайно положенных или поставленных предметов, дополняющих общее впечатление. Обычное утро, обычная комната небогатой семьи. Но в нем есть особенность, присущая только живописи Поленова. То, с каким мастерством он умеет передавать простую окружающую действительность. И этот его дар проявился и в этой жанровой картине. Стремление к естественной передаче красоты жизни заставило Поленова написать уже свершившееся чудо воскрешения — и этим придать обыденности утра и серого помещения недостающую им частичку жизни, которая способна своей теплотой согреть сердце зрителя.

Воскрешение дочери Иаира

…Вообще Репину не давалась религиозная тема. Он, как правило, решал её сплеча, не вдаваясь в тонкости, и, в сущности, не прикладывая души. Единственное исключение тут — первое его значительное полотно, дипломная работа в Академии художеств, «Воскрешение дочери Иаира». Задержитесь перед ней подольше, когда в следующий раз будете в Русском музее: это стоит того.

Диплом есть диплом, его нельзя писать абы как, походя (как именно и писал Репин прочие свои религиозные картины). Приходилось задумываться, приходилось искать точки соприкосновения евангельского сюжета с собственной душой, приходилось «копать глубоко».

Не будем сейчас напоминать читателю евангельскую историю — надеемся, она всем православным хорошо знакома. И теперь скажите: если бы вы сами писали картину на этот сюжет, что бы вы изобразили?

Ну, скорее всего, сам момент воскресения: уже произнесены слова «Талифа куми!» и отроковица приподнимается на постели, пробуждаясь от смертного сна. Это можно изобразить эффектно: величественный жест Спасителя, нежное лицо девочки…

Читайте также  Прерванное свидание, брюллов - описание картины

Вот и Репин сперва так рассуждал и извёл немало бумаги, перепортил немало холста, набрасывая нечто в этом роде. И ничто из созданного ему не нравилось, ничто не грело душу, всё оставалось «фантазией на заданную тему». Вот, мол, так примерно это всё могло выглядеть: вот Христос протягивает руку, вот девица медленно приподнимается с ложа, вот удивлённые и обрадованные родственники… Всё правильно, всё достоверно — как говорится, «бумага написана верно». Верно, да скверно: чего-то не хватает. Чего-то, а именно всей картины. Где тут тайна Божьего чуда, где соприкосновение Божией милости с человеческой худостью, где, наконец, вся огромность, всё невероятие небывалого дела — победы над смертью? Получается, будто дочь Иаира действительно только спала, — потом её разбудили и она проснулась. Есть из-за чего копья ломать…

Теперь всякий искусствовед вам расскажет: «И тогда, окончательно зайдя в тупик, молодой Репин вдруг вспомнил, как несколько лет назад умирала его младшая сестра, вспомнил, в какое горе погрузился весь дом, вспомнил этот ни с чем не сравнимый дух смерти, который окутал те горькие дни…»

И вспомнив это, он прибежал домой, стёр с холста пробуждающуюся девицу и начал писать девицу мёртвую. Мёртвую не в шутку, мёртвую окончательно, безнадёжно. Такую мёртвую, какими все мы будем однажды.

И написал горе родителей. Вот именно: не горюющих родителей, а само их горе, угольным мраком разлившееся по дому, поглотившее на картине все фигуры. Все, кроме двух — девочки, которая уже по ту сторону горя и радости, и Спасителя, Который выше всякого горя.

Теперь смотрите: перед нами самая, к сожалению, обычная история — на смертном одре лежит покойник, рядом его близкие, раздавленные не только бедой, но и острым сознанием необратимости происшедшего.

И среди всего этого удушающего мрака светлый и спокойный стоит Христос, Победитель смерти.

Ведь и мы с вами, и сам Репин подлинных чудес в своей жизни не видели. Уж во всяком случае, не видели воскресения мёртвых. Для нас фантазировать о таком воскресении означает лгать. Художник солжёт, если напишет девочку воскресшей.

Но нам дана вера. Для того чтобы постигнуть всю глубину репинской работы, нам надо совершить дело веры: поверить, что сейчас Господь скажет: «Талифа куми» — и эта мёртвая девочка станет живой. Этот со знанием дела написанный труп вновь исполнится жизни — не иллюзорной, а истинной, радостной, светящейся. «И девица тотчас встала и начала ходить» (Мк.5,42). Мы не видим, как она ходит, но мы вынуждены поверить, что это случится: к тому приводит нас вся внутренняя логика, весь строй картины, её композиция, её краски, её удивительная, завораживающая светотень. Без веры в воскресение все эти живописные богатства пропадают втуне. Нам нужно или отойти от холста, пожав плечами, или согласиться: «Да, сейчас встанет и начнёт ходить».

Надо признать: 27­летний Репин явил себя не только большим художником, но и подлинным богословом кисти. Он сумел своей картиной призвать зрителя к вере, подвигнуть его к ней.

Много пишут о фигуре Христа, о том, как Репину удалось избегнуть театральности и пафоса и в то же время исполнить её истинным величием и жизнеутверждающей силой. Это верно. Но меня чрезвычайно интересует: этот светильник в головах у девочки, эти три свечи в одном канделябре, — это Репин сам придумал или ему кто­то подсказал? Потому что этот тройной свет — и кроткий, и яркий — убеждает в грядущем чуде не менее, чем образ Спасителя. Свет Трисолнечный, Троица Пресвятая, освещающая лицо умершей, — он истинный залог воскресения. Удивительно, как Репин — человек, в общем-то, малорелигиозный — нашёл эту деталь, сообщающую всей картине возвышенный мистический смысл, соединяющий земное с Небесным и сиюминутное с вечным.

Ведь этот Трисолнечный свет ложится на лицо каждого из нас и каждому из нас обещает воскресение. Чудеса, подобные тому, что случилось с дочерью Иаира, во всей мировой истории можно пересчитать по пальцам. Но каждый из нас в своё время встанет и будет ходить… Другой вопрос: в какую сторону придётся ему направить свой ход… Впрочем, это уже от нас зависит, но так или иначе, а чудесный подарок вечности ждёт каждого из нас.

«И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть» (Мк.5,41—43).

10 картин Василия Поленова, которые вы должны знать

1. Московский дворик, 1878

Государственная Третьяковская Галерея

Вероятно, самая известная картина Поленова написана с натуры в переулках московской улицы Арбат. Уроженец парадного Петербурга, Поленов едва ли мог встретить эти простые, но уютные сюжеты деревенского быта в северной столице. Картина появилась через год после того, как художник в возрасте 33 лет переехал в Москву.

Работа была принята с восторгом на выставке передвижников, которые как раз и хотели отойти от академизма и постановочности в живописи и искали вдохновения в народе.

2. Воскрешение дочери Иаира, 1871

Василий Поленов родился в 1844 году, в тот же год, что и Илья Репин (вот, на всякий случай, 10 картин Репина, которые вы должны знать). Они, кстати, учились на одном курсе в Академии Художеств и дипломную работу писали на один и тот же сюжет — «Воскрешение дочери Иаира». Оба получили за свои работы большую золотую медаль. (Сравните с Репиным!)

3. Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Эстремон, 1875

Государственная Третьяковская Галерея

После окончания Академии Художеств, Поленов (как и Репин) получает специальную «пенсию» на поездку в Европу. Художник путешествовал по Австрии, Германии, Италии и Франции. Он вдохновлялся пейзажами и зданиями, писал Венецию и курортные городки Нормандии. А вот в Париже написал это историческое полотно, за которое получил звание академика.

4. Бабушкин сад, 1878

Государственная Третьяковская Галерея

Как мы упоминали, в 33 года художник обосновался в Москве, где продолжил писать городские «пейзажи настроения». Кстати, на этой картине изображена та же усадьба, что и на картине «Московский дворик», только с другой стороны. Именно такими домами застраивалась Москва после большого пожара 1812 года во время войны с наполеоновской Францией.

5. Заросший пруд, 1879

Государственная Третьяковская Галерея

«Заросший пруд» — еще одна из самых известных картин художника. Она увидела свет на выставке передвижников вместе с «Бабушкиным садом». Поленов написал к ней несколько этюдов, а тема прудов и лодок еще неоднократно будет всплывать в его творчестве. По картине понятно, что Поленов испытал сильное влияние французских импрессионистов, но успешно перенес технику на русскую почву и потрясающе поработал со светом.

6. Цезарская забава, 1879

Государственная Третьяковская Галерея

Помимо пейзажей Поленов продолжает обращаться к историческим сюжетам. Материал к этой картине он почерпнул в Италии. На ней изображено мгновение за минуту до казни юной девушки — она стоит в ужасе, к ней за решетку запустили дикого зверя, и он явно готовится к прыжку. На полу уже череп погибшего, возможно, также раба. А сверху на истязания смотрит довольный император.

7. Христос и грешница (Кто без греха?), 1888

Это полотно размером 3.25 × 6.11 метров (!) — дело всей жизни Поленова. Замысел написания этого библейского сюжета он много лет вынашивал в голове. Чтобы достоверно показать декорации жизни Христа, а также лица «массовки», Поленов два года путешествовал по Палестине, Сирии, Египту и другим местам Ближнего Востока, где делал десятки эскизов лиц, пейзажей, костюмов и зданий.

Основная задача Поленова была показать Христа как обычного человека в начале своего пути мессии.

8. Золотая осень, 1893

Государственный музей-заповедник В.Д.Поленова

Картину «Христос и грешница» купил император Александр III, и на эти деньги художник построил себе дом на живописном берегу реки Оки. Сейчас это музей-заповедник «Поленово», где, кстати, находится полномасштабный эскиз картины «Христос и грешница», выполненный углем, в то время как оригинал хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Уже в своем имении Поленово, художник пишет много пейзажей, и «Золотая осень» — один из них.

9. Мечты (На горе) 1900

В 1899 году Поленов второй раз едет на Ближний Восток. Во время и после этой поездки он написал серию картин «Из жизни Христа», которая очень много значила для художника. Поленов так писал о предстоящей работе: «Трудная задача передо мной — непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем».

Впрочем, Христос у Поленова всегда обычный человек со своими мечтами и слабостями.

10. Эллада, 1890-е

Поленов был очень увлечен театром, в своей усадьбе он устраивал спектакли, сам делал декорации, приглашал детей со всей округи к участию в них, а жена художника сама шила костюмы. Даже гостиная в поленовском доме была устроена так, что «актеры» могли внезапно появиться из тайной двери как из-за кулисы.

В 1906 году в Москве состоялась премьера оперы «Призраки Эллады», к которой Поленов сам сочинил музыку, придумал костюмы и декорации (эскиз вы видите на картине).

После революции 1917 года художник в основном жил у себя в имении на Оке. Большевики с большим пиететом относились к нему, даже несмотря на обилие религиозной тематики в творчестве. В 1926 году ему даже присвоили звание народного художника, а на следующий год он тихо умер у себя в Поленово.

17 октября в Третьяковской Галерее открывается самая масштабная выставка художника за всю историю. Продлится она до 16 февраля 2020 года. Билеты лучше покупать заранее онлайн.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: