Верещагин василий васильевич: картины, биография - JEKATERINBURG.RU

Верещагин василий васильевич: картины, биография

Василий Верещагин — русский художник-баталист, неутомимый путешественник

Василий Васильевич Верещагин (Vasily Vasilyevich Vereshchagin; родился 26 октября 1842 г. — умер 13 апреля 1904 г.) — это талантливый русский художник XIX века, яркий представитель батального жанра. Картины Василия Верещагина демонстрировали бесчеловечность войны, ее катастрофические последствия. Творчество мастера также включает в себя экзотические пейзажи и бытовые сцены.

Василий Верещагин был военным, очень много путешествовал, писал книги. Художник считал, что каждая картина должна содержать идею, без этого творчество не имеет смысла.

Биография Василия Верещагина

Василий Васильевич Верещагин был уроженцем Череповца, в XIX веке этот уездный город относился к Новгородской губернии. Он появился на свет в дворянской семье 26 октября 1842 г. В девятилетнем возрасте родители определили сына в кадетский морской корпус, учебное заведение Петербурга, которое он успешно окончил в 1860 г.

Уже в период учебы Василий увлекся живописью, занимался в рисовальной школе. После выпуска из кадетского корпуса он не стал служить морским офицером, а вопреки родительской воле поступил в художественную академию.

В 1863 г. Верещагин поехал на Кавказ. Здесь живописец наблюдал за обычаями местных жителей, создавал этюды, изображавшие народные типы, самобытную южную природу, бытовые сцены.

Затем Василий отправился в Париж, где начал учиться в Академии изящных искусств у Жана Леона Жерома (Jean-Léon Gérôme). Работы молодого Верещагина выставлялись в знаменитом парижском Салоне 1866 года.

В 1867 г. началась военная служба художника. Его определили в военный округ Туркестана, где Василий удостоился ордена Святого Георгия 4-й степени за участие в обороне осажденного Самарканда. Результатом этих событий в творчестве живописца стала Туркестанская серия произведений. В 1873 г. Василий Верещагин представил работы в Лондоне на своей первой персональной выставке, а год спустя состоялась экспозиция в России.

Следующим путешествием была поездка в Индию, где художник жил в разных городах, посетил Восточные Гималаи. Здесь Верещагин создал около 150 работ.

В период русско-турецкой военной компании живописец был в строю на Шипкинском перевале, в Плевне, Андрианополе, получил серьезное ранение. В 1880-х гг. он работал над балканской серией произведений в батальном жанре. Картины были выставлены в европейских и американских городах, Москве и Петербурге.

В 1884 г. Василий Верещагин путешествовал по Палестине. Здесь он писал этюды на библейскую тему, пейзажи, жанровые произведения.

Следующим творческим этапом стала серия работ «1812 год», посвященная Отечественной войне. Это были батальные сцены и пейзажи, изображавшие места сражений.

В 1891 г. мастер обосновался в Москве. Живя в России, он путешествовал по родным местам, посещал Белое море, Соловки. Были и более далекие путешествия: на Кубу, в Америку, Японию.

С началом русско-японской войны Верещагин опять вступил в ряды военных. 13 апреля 1904 г. он оказался на борту броненосца «Петропавловск». Корабль взорвали вблизи берегов Порт-Артура — так трагически оборвалась жизнь живописца.

Самые известные картины Василия Верещагина

Картины Василия Верещагина отражают неповторимый талант художника, его богатейший жизненный опыт. Среди лучших работ стоит выделить следующие:

  • «Апофеоз войны» (1871) — изображенная художником груда черепов в безжизненной пустыне стала универсальным образом, могучим антивоенным протестом. Произведение обличает суть любой войны, ее истинный облик.
  • «Богатый киргизский охотник с соколом» (1871) — картина посвящена другу живописца Байтику Канаеву. На холсте он предстал в образе богатого кочевника в традиционной для своего народа юрте, с соколом в руке.
  • «Смертельно раненный» (1873) — Верещагин запечатлел последние минуты жизни солдата, которому осталось сделать лишь пару шагов. Сцена разворачивается в Средней Азии, пространство окутано песком и дымом. Картина снова становится укором жестокости и бесчеловечности всех войн.
  • «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1876) — знаменитый индийский памятник архитектуры на холсте предстает драгоценной жемчужиной на фоне ярко-синего неба, красиво отражается в темных водах реки. Художник мастерски передал величие и изящество храма.
  • «Японка» (1903) — очень поэтичная работа Верещагина, демонстрирующая его любовь к этнографии.

Василий Верещагин был уникальной многогранной личностью. Уже первые выставки не оставляли сомнения в гениальности его таланта. Работы мастера сериями скупал Павел Третьяков. В родном городе живописца сегодня существует дом-музей в его честь.

Живописные произведения самых разных жанров, шедевры известных русских и зарубежных мастеров доступны на портале Very Important Lot, где регулярно проводятся аукционы старого и современного искусства. Кроме того, сайт дает возможность недорого купить картины напрямую у современных художников.

Василий Верещагин

Биография

Василий Верещагин – известнейший из баталистов, творец, о котором современник и критик Иван Крамской сказал:

«Не просто художник, а нечто большее. Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее».

Детство и юность

Биография Василия Васильевича с детства была связана с военным делом. Мальчик родился в дворянской семье Череповца 14 октября 1842 года. Отец занимал видный государственный пост и со всей серьезностью относился к воспитанию потомков. Василий стал третьим из четырех сыновей. Все они были отправлены в военно-учебные заведения.

Портрет Василия Верещагина

Двое младших, Сергей и Александр, связали свою жизнь с военным искусством, а двое старших, Василий и Николай, избрали иной путь, чем заслужили гнев отца. Николай впоследствии стал общественным деятелем и организатором новой отрасли в хозяйстве – маслоделия и сыроварения.

Василий же связал свою жизнь с театром военных действий, но отнюдь не так, как предполагал отец. Мальчик поступил в Морской кадетский корпус Санкт-Петербурга. Помимо выдающихся военных деятелей, заведение могло похвастаться выпускниками, добившимися высот в иных областях: мореплаватель и первооткрыватель Фаддей Беллинсгаузен, маринист Алексей Боголюбов, авантюрист Федор Толстой. Будущий мастер жанра батальной живописи Верещагин дополнил этот список.

Василий Верещагин в детстве

По свидетельствам современников, характер у юноши был своевольный. Он рос высокомерным, грубоватым, вспыльчивым, склонным к демонстративному поведению, но в то же время хватким, одаренным, волевым.

Педагогов восхищал талант мальчика по памяти делать зарисовки увиденного. В будущем этот дар сыграет немалую роль в становлении Верещагина-творца. Параллельно с учебой в военном заведении ему разрешили посещать уроки в Рисовальной школе Общества поощрения художников.

Василий Верещагин — студент Академии художеств

Пройдя путь от кадета до гардемарина, он отчетливо решил не продолжать военную карьеру. Отбыв непродолжительный срок в ранге мичмана, подал в отставку и уже в 1860-м поступил в Императорскую Академию художеств, где и проучился с перерывами до 1866-го.

Отлучки случались на Кавказ, где писал с натуры, и во Францию, где Василий брал уроки у живописца Жан-Леона Жерома и посещал классы Парижской академии изящных искусств. По возвращении в Петербург окончил Академию художеств и практически сразу отправился в первый творческий поход.

Творчество

В 1867 году генерал-губернатор Туркестана Константин фон Кауфман пригласил юного Василия сопровождать его в качестве художника. Подобно военным репортерам будущего, Верещагин поступил на службу и скрупулезно документировал пером и кистью окружающие его события. По прибытии в Самарканд попал в осаду. Показав пример всему гарнизону, он бросился с оружием на врага, а солдаты ринулись за ним в атаку.

Василий Верещагин в молодости

Доблестный поступок оценили орденом Св. Георгия IV степени. Эта награда была единственной в жизни, которую художник принял. Отличительные знаки и разделение на классы и чины, особенно в искусстве, он отрицал. По этой же причине в 70-х отказался от почетного звания профессора Академии художеств.

В 1869-м баталист возвращается в Петербург, где при содействии фон Кауфмана демонстрирует работы в рамках «Туркестанской выставки». Картины, представленные публике, были написаны автором в Ташкенте, Бухаре, Самарканде и других городах. Вскоре Верещагин вновь отправляется в Туркестанский регион, но на этот раз его путь пролегает через Сибирь.

Картина Василия Верещагина «Самарканд»

Он побывал в Киргизии, Семиречье. Неизгладимое впечатление произвел Западный Китай, где шла борьба с мятежными дунганами. Разоренные деревни, руины домов и человеческие останки стали объектами его зарисовок.

По одной из версий работа «Апофеоз войны» написана под влиянием истории о тиране Валихан-торе, казнившем в уезде Кашгар сотни людей. Их головы были сложены по указу деспота в пирамиды. По другому мнению, предпосылкой стала легенда о Тамерлане, который помог женам Багдада и Дамаска наказать мужей, погрязших в грехе. Воитель поручил солдатам отрубить головы развратникам, а после сложить их в 7 пирамид.

Картина Василия Верещагина «Апофеоз войны»

Описывая жанр картины, Василий Васильевич мрачновато шутил, что, если убрать ворон, получится натюрморт. Так или иначе, но монументальное полотно 1871 года с надписью на раме «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим» стало одной из ключевых работ в «Туркестанской серии», которую Верещагин создал в 1871-1873 годах в Мюнхене. В цикл также вошла подсерия «Варвары».

Всего были созданы 81 этюд, 133 рисунка и 13 картин. Помимо военных образов, на полотнах изображены быт, природа, архитектура, колоритные представители местного населения, как, например, на «Портрете бачи».

Картина Василия Верещагина «Смертельно раненый»

Также в серию вошло полотно «Смертельно раненый», ныне хранящееся в Государственной Третьяковской галерее. Картина стала своеобразным антивоенным манифестом Верещагина. Парадоксально, но война одновременно отвращала и привлекала художника. Она, ее последствия, участники были предметом творчества, но ужасы смерти укрепляли пацифистское мировоззрение. Батальные картины он писал во имя мира.

Вернисаж состоялся в Хрустальном дворце Лондона в 1873-м, а годом позже работы увидела публика Москвы и Петербурга. Верещагин считал персональные выставки единственной допустимой формой общения со зрителем, тет-а-тет. При жизни художника в городах Европы, России и США их состоялось свыше 60. По свидетельствам современников, произведения искусства действовали на аудиторию «как тяжелые кошмары горячки».

Мастерская Василия Верещагина

Феноменальная память творца позволяла писать в мастерской. Он ценил искусство фотографии за реалистичность передачи деталей. В творчестве стремился с фотографической точностью описать событие, что сформировало неповторимый стиль со статикой композиции, четкими линиями, избыточно яркими цветами. Впрочем, реализм ради реализма художник не признавал. Отсутствие идеи в полотне приравнивало его к предмету декора, мебели, не более:

«Каждая моя картина должна что-либо сказать, по крайней мере, только для этого я их и пишу» — говорил Верещагин.

Из Германии художник переезжает в Индию, посещает Тибет. В 1877 году с началом русско-турецкой войны вновь оказывается в гуще событий и даже получает пулю в ногу. Миноносец «Шутка», на борту которого плыл художник, подвергся обстрелу турками. Ранение оказалось серьезным, началась гангрена, но вовремя сделанная операция вернула мужчину в строй.

Картина Василия Верещагина «Подавление индийского восстания англичанами» (из сериии «Трилогия казней»)

После неутомимый путешественник отправляется в Палестину и Сирию. Отчетами о поездке стали «Трилогия казней», «Палестинская серия» и размышления художника:

«Я был особенно поражен тем фактом, что даже в наше время люди убивают друг друга повсюду под всевозможными предлогами и всевозможными способами. Убийство гуртом все еще называется войною, а убийство отдельных личностей называется смертной казнью. Повсюду то же самое поклонение грубой силе и та же самая непоследовательность. и это совершается даже в христианских странах во имя того, чье учение было основано на мире и любви».

Одной из последних серий Верещагина стала «Наполеон в России», написанная в 1887-1900 годах. Среди полотен, демонстрировавших патриотизм и национальных дух, выделялось «Конец Бородинского боя».

Картина Василия Верещагина «Конец Бородинского боя»

Затем последовала «Госпитальная серия», на картинах которой в образе медсестры автор запечатлел свою вторую супругу Лидию.

Япония была страной, где живописец хотел побывать долгие годы. В 1903-м он посетил Страну восходящего солнца и успел привезти около 20 этюдов до того, как политическая обстановка накалилась окончательно.

Художник Василий Верещагин

Едва начав две крупные картины на японскую тему, живописец вновь отправился на Дальний Восток — в 1904-м началась Русско-японская война. Здесь в Порт-Артуре художник погиб на борту подорвавшегося на мине броненосца.

Верещагин был не только художником-баталистом, но талантливым публицистом. Он автор дюжины книг и множества статей, заметок и эссе, опубликованных в прессе как в России, так и за рубежом.

Личная жизнь

В личной жизни художника, насыщенной путешествиями и военными экспедициями, нашлось место любовным отношениям. Живописец дважды состоял в браке. Любопытно, что обе супруги так или иначе были соратницами его творчества. Первая жена – Элизабет Фишер, знакомство с которой состоялось в Мюнхене, помогала писать книги.

Лидия Андреевская в образе медсестры на картине Василия Верещагина «Письмо»

Читайте также  Портрет дамы, рогир ван дер вейден, около 1460

Свадьбу сыграли в 1871-м, а в 1889-м, во время поездки в США, Василий Васильевич увлекся пианисткой Лидией Андреевской, занимавшейся музыкальным сопровождением его выставок. В 1894 году пара связала себя узами брака.

Документальный фильм о Василии Верещагине «Летописец войны»

В союзах у художника родились пятеро детей. Событиям в жизни Верещагина от детских воспоминаний до смерти в хмурых волнах Порт-Артура посвящен документальный фильм «Летописец войны» телеканала «Культура».

Смерть

В 1904 году художник отправился на Дальний Восток, где развернулись сражения русско-японской войны.

Памятник Василию Верещагину

31 марта вышел на внешний рейд Порт-Артура на борту броненосца «Петропавловск» под командованием знаменитого адмирала Степана Макарова. Корабль подорвался на мине. Художник и команда судна погибли.

История Российской империи

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

Василий Верещагин: жизнь и творчество

Василий Васильевич Верещагин

И. Крамской после первого знакомства с живописью художника Верещагина записал: «Верещагин не просто художник, а нечто большее». Спустя же несколько лет после личного знакомства с ним он сказал: «Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее». О неординарной личности художника говорили многие из тех, кто был с ним знаком.

Василий Васильевич Верещагин — выдающийся русский живописец и литератор, один из самых известных художников-баталистов.

Биография

В.В. Верещагин родился в 1842 году в Череповце (ныне Вологодская область) в семье помещика. Их было пять братьев, и все были определены в военно-учебные заведения.

Василий в возрасте 9 лет поступил в морской кадетский корпус, окончил его, но после короткого периода службы вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился три года, а затем, оставив Академию, уехал на Кавказ и пробыл там около года. Затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома в 1864—1865 гг.

Вернувшись на Кавказ, продолжил писать с натуры. Но снова уехал в Париж для продолжения учебы в Парижской академии. Наконец, в 1866 г. учеба была закончена.

В 1867 г. он получает приглашение генерала К.П. Кауфмана, Туркестанского генерал-губернатора, состоять при нем художником и отправляется в Самарканд, который был взят русскими войсками. Здесь он получил настоящее боевое крещение, находясь в осаде Самарканда восставшими местными жителями. За участие в обороне города Верещагин получил Орден Святого Георгия 4 класса.

Через 2 года он организует в Петербурге (при содействии Кауфмана) «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы, написанные в Ташкенте, Самарканде и Бухаре, в казахских степях и городе Туркестан. И снова едет в Туркестанский регион через Сибирь, а затем в Западный Китай. Во время этого путешествия он создает картины, на которых запечатлена природа Киргизии, озеро Иссык-Куль, перевалы Алатау…

В. Верещагин «Апофеоз войны». Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим

В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шеньси еще семь лет назад. На улицах лежали горы пепла и груды человеческих костей. Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара— Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей.

Впечатления Верещагина от личного участия в этой обороне и других военных операциях в ходе завоевания Туркестана, а также от второго его путешествия туда в 1869 году дали ему материал для «Туркестанской серии», выполненной художником в Мюнхене в 1871-1874 гг. и имевшей колоссальный успех в Европе и в России.

Затем он почти на два года уезжает в Индию, посещая также Тибет, а весной 1876 г. возвращается в Париж.

В. Верещагин «Распятие на кресте у римлян»

Узнав весной 1877 г. о начале русско-турецкой войны, он немедленно отправляется в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую. Его причисляют к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Верещагин участвует в некоторых сражениях и в июне 1877 г. получает тяжёлое ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Их обстреляли турки, и шальная пуля пробила ему насквозь бедро. Ранение оказалось серьёзным, из-за неправильного лечения началось воспаление, появились первые признаки гангрены. Пришлось сделать операцию, после чего он быстро пошел на поправку.

В 1882—1883 гг. Верещагин снова путешествует по Индии. А в 1884 году едет в Сирию и Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты.

Летом 1894 г. Василий Верещагин с семьей путешествует по Пинеге, Северной Двине, Белому морю и посещает Соловки.

В 1901 г. художник посетил Филиппинские острова, в 1902 г. — США и Кубу, в 1903 г. — Японию.

Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.

В. Верещагин «Представляют трофеи»

Творчество

Живопись

Самые объемные темы творчества В. Верещагина:

  • Индия
  • Туркестанская серия
  • Балканская серия
  • Варвары
  • Япония
  • Русский север
  • Кавказ
  • Война 1812 года
  • Палестина
  • Прочее (пейзажи, портреты, картины бытового жанра)

Литература

  • «На войне в Азии и Европе. Воспоминания»
  • Переписка В. В. Верещагина и В. В. Стасова
  • «Наполеон I в России»

Личность Верещагина

Как уже было сказано выше, Верещагин – человек необычный и противоречивый. В чем это проявлялось?

В сочетании несочетаемого: житейской трезвости с верой в нравственную проповедь искусства; эгоцентризма с милосердием; сочувствия к страданиям с показом жизни в ее неприкрытой наготе. Но все это скреплено смелостью и высотой его натуры, которой и отличаются великие личности. И. Репин в траурной речи о Верещагине назвал его «сверхчеловеком».

Чем далее идет время, тем явственнее становится масштаб этой личности. Многие идеи Верещагина, которые казались современникам отвлеченными и парадоксальными — мир без войн, грядущая трагедия социализма, колонизационная политика России и межнациональные конфликты, могущие возникнуть на этой почве, решение споров между государствами на уровне мирового сообщества — только теперь могут быть оценены в своей пророческой сущности.

В. Верещагин был неутомимым путешественником. Как военный, он принимал участие во всех военных действиях, которые вела русская армия: в Средней Азии, на Балканах, в Японии. Он привычно чувствует себя и за мольбертом, и в походной палатке, и в окопе…

Верещагин никогда не писал по заказу – ни за какие деньги и ни по какой просьбе. Больше всего он боялся потери независимости, не искал поддержки власть имущих. В официальных кругах ему платили тем же: относились недоброжелательно, находили сюжеты его картин тенденциозно-мрачными, а его самого готовы были числить главой нигилизма в русском искусстве. Его главный принцип: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так, как сам нахожу это нужным». Вероятно, поэтому в русском искусстве он стоит особняком: не имеет непосредственных учителей и прямых последователей; не принадлежит ни к какому художественному объединению; стоит вне партий и кружков; не ищет и не принимает ничьих наград.

В. Верещагин «Наполеон на Бородинском поле»

В 1874 г. Верещагин публично отказывается от предложенного ему звания профессора Академии художеств («все чины и отличия в искусстве безусловно вредны»). И. Крамской прокомментировал этот его поступок так: «Верещагин делает то, что мы все знаем, думаем и даже, может быть, желаем; но у нас не хватает смелости, характера, а иногда и честности поступить так же».

При его жизни было свыше шестидесяти выставок – почти во всех европейских столицах, крупнейших городах России и Америки. Верещагин первый русский художник, который обращался своим творчеством не только к русскому зрителю, но к людям всех стран и был услышан в мире. Где бы ни проходили выставки художника, они везде привлекали людей и становились предметом страстных споров, оставляя неизгладимое впечатление.

Интересы Верещагина широки: история и военное дело, социология и этнография, философия и естествознание, эстетика и путешествия. Он говорил свободно обо всем. В 1890-е годы, окончательно переселившись в Россию, Верещагин много выступает в прессе по самым различным поводам и вопросам жизни: публикует путевые очерки, этнографические заметки, воспоминания, художественные и политические обзоры.

Он полон грандиозных замыслов: показать, что такое война; распространять идею мира среди народов всего света; показать, что такое смертная казнь; написать Священную историю в земной правде. Верещагин верит, что влияние искусства велико, «можно даже сказать, что влияние его на умы, на сердца и на поступки народов громадно, непреодолимо, не имея себе равного».

Все, что делал в живописи Верещагин, было ново, оригинально, неожиданно: он умел показать неведомый мир, представленный замечательно ярко в своей правде и характерности. Изумляли краски и новизна письма, техника, не похожая на технику русских современников, казавшаяся необъяснимой у молодого художника-любителя, всего лишь несколько лет всерьез занимавшегося живописью.

Туркестанская серия

В. Верещагин «Двери Тамерлана»

В Туркестанской серии он пишет ослепительное солнце Средней Азии, но видит и темные, дикие стороны восточной жизни, то, что именует «азиатским варварством» и что вызывает в нем негодование и протест. Среднюю Азию он открывает как некогда грандиозную, но выпавшую из потока времени цивилизацию. Особенно точно эта идея воссоздана с впечатляющей силой в картине «Двери Тамерлана», она переносит в Среднюю Азию, «в эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина». Отправляясь в Туркестан, Верещагин представлял войну в духе батальных картин, но увидел людские страдания, жестокость, «варварство», проявляемые с обеих сторон. После Туркестана Верещагин понял, что он должен сказать правду о войне, «сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны, подробности, незнаемые и упускаемые из вида».

Балканская серия

В. Верещагин «На Шипке все спокойно»

Она создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. В ходе работы Верещагин дважды приезжал на места военных действий, на Шипку и в окрестности Плевны. В Балканскую серию входит около тридцати картин. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Под Плевной», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной, «Турецкий лазарет». Два полотна: «Победители» и «Побежденные. Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем. Десять картин отражают зимний период войны, завершившийся победой на Шипке: «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», триптих «На Шипке все спокойно» и др. Собственно батальных сцен на этих картинах почти нет. Как сказал Тургенев, Верещагин показывает «психологическую сторону» войны. Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой.

В. Верещагин «Побежденные. Панихида»

По своему внутреннему смыслу к Балканской серии примыкает «Трилогия казней» — цикл из трех картин, исполненный в середине 1880-х годов. Картины изображают сцены казни в разные времена у разных народов: «Распятие на кресте у римлян», «Подавление индийского восстания англичанами», «Казнь заговорщиков в России».

Война 1812 года

Эта серия была начата еще в Париже и до конца дней остается главным делом художника. Он обращает ее в национальную историческую эпопею. Серия осталась незавершенной: она состоит из двадцати картин, а также множества этюдов, рисунков и незаконченных композиций. Именно эта серия картин Верещагина формировала представление об эпохе Отечественной войны 1812 года. В 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира.

«Я старался всегда говорить только правду» (В.В. Верещагин).

«Верещагин кистью старался показать людям, что война — самая ужасная, самая нелепая вещь на свете … Он не искал военных наград, он хотел показать людям трагедию и глупость войны, и сам пал ее жертвой. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство? Мы завидуем России, где живет Толстой, а узнав о смерти Верещагина, мы не можем не почувствовать к этой стране уважения и почтения» (Никадзато Кайдзан, японский писатель).

Василий Верещагин: картины, биография. Живопись батального жанра

Автор:
Павел Ин

Апофеоз войны. 1871

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) – выдающийся русский художник-баталист, ещё при жизни получивший мировую известность.

Читайте также  Кораблекрушение, уильям тёрнер - описание картины

Василий Верещагин был автором циклов картин, правдиво и с глубоким драматизмом отображавших войны, которые вела Россия, запечатлел жестокие будни войны, тяжесть и героику ратного дела. Василий Верещагин создал картины батального цикла на темы Отечественной войны 1812, Туркестанской кампании и войны на Балканах. В сотнях жанровых, пейзажных картин Верещагин отразил свои впечатления о путешествиях по странам Востока. Много путешествуя, художник освоил жанр документально-этнографической живописи.

Биография Василия Верещагина и особенности творчества

Василий Верещагин — один из тex, сравнительно немногих русских художников второй половины 19 века, которые еще при жизни добились мировой известности. Его выставки неоднократно устраивались в Западной Европе и Аме­рике. Только за последние десять лет жизни у него было более тридцати персональных выставок, из них половина за гра­ницей. Нередко его выставки запрещали, часто они сопровож­дались скандалами, в прессе Верещагина то ругали, то назы­вали гением. И русская провинция, и европейские столицы равно интересовались его творчеством.

Верещагин внимательнее других русских художников отно­сился к экспонированию своих картин, внеся в эту область много нового: на его выставках рядом с картинами могли быть показаны экзотические предметы быта и оружие, коллекции минералов и чучела животных, звучала музыка — рояль, ор­ган, фисгармония. Действительно, подлинной средой бытова­ния его картин были, пожалуй, именно выставки, хотя, ко­нечно, они попадали позднее в музейные собрания. Но не кол­лекция любителя художеств, не стены богатого салона, как то могло быть в 18 — начале 19 века, были их истинным при­станищем, а публичное обозрение, встреча с большим коли­чеством зрителей, активное воздействие на умы и сердца «масс». Важнейшая черта живописи 19 века — стремление к актуальности сюжета, к публицистической заостренности по­зиции художника — проявилась у Верещагина чуть ли не з крайней своей форме. Злободневность сюжета была для него одним из главных критериев творчества. Свою задачу худож­ник видел в демонстрации различных негативных явлений в жизни человечества, мешающих прогрессу: ужасов войны, несправедливостей, отживших нравов. Художественная полноценность картины необходима, таким образом, для пол­ноценности свидетельства, заключенного в ней, но само твор­чество подчиняется необходимости, выходящей уже за рамки собственно искусства. Стремление превзойти чисто художест­венные задачи — также существенная черта русского искус­ства этого времени. И в этом, как и в просветительском пафосе своего творчества, Верещагин — характернейшая фигура русской живописи второй половины 19 века.

Однако Верещагин остался в русском искусстве фигурой, стоящей особняком — прежде всего из-за того, что он так и не примкнул к передвижникам. Свой отказ он неоднократно мо­тивировал тем, что картины его должны «что-либо сказать», другие же полотна только отвлекут от них внимание, «. я вы­работал свою технику, имею сказать много интересного и при­учил общество к тому, что в картинах моих нет лжи и фаль­ши; смотреть меня всегда пойдут — зачем же мне компа­ния?» — не без гордости писал он В. В.Стасову.

Биография Верещагина с ее событийной стороны довольно живописна. Он родился в небогатой помещичьей семье, окон­чил, по настоянию родителей, петербургский Морской кадет­ский корпус. Не испытывая желания стать офицером, Вере­щагин, будучи с детства человеком чрезвычайно целеустрем­ленным и самолюбивым, оканчивает корпус первым учени­ком, несмотря на го что с это время уже серьезно занимается рисованием. Подав в отставку, он в течение трех лет учится з Академии художеств, но затем бросает ее, отмечая этот факт сожжением одобренного начальством картона на тему из ан­тичной мифологии. В дальнейшем Верещагин еше не раз будет сжигать свои произведения — это станет для него одной нз форм протеста., отстаивания своего права на самостоятель­ность. Бросив Академию. Художник отправляется на Кавказ. где заполняет акварелями и рисунками три толстых альбома, затем в Париж. Там он три года занимается в академии Жерома. К концу шестидесятых годов он ужа вполне сформиро­вавшийся художник.

Верещагин много путешествовал, участвовал во многих войнах, судьба его почти авантюрна. «Дать обществу картины настоящей, неподдельной войны. — нельзя, глядя на сраже­ние в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все про­чувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, по­бедах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своею кровью, своим мясом, иначе картины будут «не то», — писал художник. Впервые в военных действиях он участвовал в 1867 — 70 годах, когда в качестве вольноопределяющегося был прикомандирован к русской армии, стоящей на русско-китайской границе в Тур кестане. Участвуя в боях, Верещагин проявлял необычайную смелость и решительность, «на всех вылазках был впереди», как сообщают, современники, часто бывал на волосок от смер­ти. Известен эпизод, когда он в одиночку, с саблей и револь­вером в руках, отбился от целого отряда степняков, что впо­следствии нашло отражение в картинах «Нападают врасплох» и «Окружили — преследуют». Несмотря на резкую критику, которой Верещагин публично подверг своего начальника — генерала (что в условиях военных действий могло стоить ему жизни), он был награжден Георгиевским крестом за личное мужество — и это была единственная награда, от которой он не отказался за всю жизнь.

По туркестанским впечатлениям, уже позднее, в годы пре­бывания в Мюнхене, Верещагин создал серию картин. Наряду с ними существуют и этюды, отличающиеся почти той же мерой законченности. Для Верещагина характерна работа се­риями, каждая из которых представлялась ему в виде некоей «эпической поэмы». Картины часто создавались им как пар­ные — «После удачи (Победители)» и «После неудачи (По­бежденные)», «У крепостной стены. Пусть войдут» и «У кре­постной стены. Вошли». Все это меняло традиционные пред­ставления о картине, как и то, что полотна Верещагина часто сопровождались надписями на раме, разъясняющими и ком­ментирующими содержание картины. Так, центральная вещь туркестанской серии — «Апофеоз войны» (1871) — наделе­на текстом: «Посвящается всем великим завоевателям, про­шедшим, настоящим и будущим». Это придает картине пафос, выходящий за рамки описания конкретного исторического факта (первоначально картина должна была называться «Апофеоз Тамерлана») и превращающий ее в аллегорическое обвинение войне вообще.

Борьба средствами искусства с «ужасным призраком вой­ны» мыслилась Верещагиным как главная задача творчества. Им была совершена подлинная революция в издавна сущест­вовавшем батальном жанре живописи. Прежде это были тор­жественные сцены побед, триумфы полководцев, апофеозы героев; эпоха наполеоновских войн еще больше усилила в ис­кусстве мифологизацию геройского подвига, известную ро­мантизацию войны. Но во второй половине 19 века и сами вой­ны, и взгляд на них изменились — и одним из первых зафик­сировал это изменение Верещагин. Не событие триумфа, ото­двигаемое часто на второй план, интересует его, но трагиче­ская цена победы, грязные и бессмысленные подробности вой­ны, варварские зверства, преступное безразличие начальст­ва, становящееся причиной гибели сотен людей. Верещагин разоблачает миф о войне вообще — но и вполне конкретную ложь о тех или иных военных кампаниях, которые он наблю­дал своими глазами. Отсюда многочисленные запреты на его картины. Такой скандальной атмосферой оказались овеяны наиболее сильные и резкие в своей правдивости произведе­ния — «Забытый» (1871), «Панихида по убитым» (1877 — 79), «На Шипке все спокойно!» (1878—79) и другие.

Верещагин, по его словам, стремился писать не «празднич­ные» картины войны, но войну «как она есть». Отсюда, при всей запрограммированности его картин на экспрессивную, гневную реакцию зрителя, подчеркнутая бесстрастность его «речи», ставившая иногда в тупик даже его восторженных почитателей, одним из которых был Стасов. Его удивило жела­ние Верещагина ввести в серию картин, посвященную «исто­рии заграбастания Индии англичанами», полотно с изобра­жением принца Уэльского, которого Стасов считал сугубо от­рицательной фигурой; однако для документалиста Вереща­гина это было совершенно необходимо. «Тенденция» в его твор­честве должна была сочетаться с объективностью художест­венного языка, с максимальной точностью и документаль­ностью. Отсюда тяга Верещагина к фотографически передан­ным подробностям, к достоверности «вида», что заметно также и в его пейзажных работах («Мавзолей Тадж-Махал в Агре», 1874—76). Внимание к иллюзии, свойственное Верещагину, заставляло его больше заботиться о «выполнении» картины, чем это было свойственно рядовым передвижникам того вре­мени, отсюда высокая техническая грамотность его живописи и исключительно хорошая ее сохранность.

В последние годы жизни художник совершил путешествия на Филиппины, на Кубу; но последней увиденной им страной стала Япония. 31 марта 1904 года он погиб при взрыве броне­носца «Петропавловск», натолкнувшегося на японскую мину у Порт-Артура, погиб вместе с семьюстами матросами и офи­церами и в их числе — адмиралом С.О.Макаровым. Худож­ник разделил судьбу своих героев.

Статья Е.Деготь ­ из книги «Художественный календарь 100 памятных дат», М., 1992 г.

Художник Василий Верещагин: биография, творчество и фото

Василий Верещагин — известный отечественный художник. Больше всего он прославился в жанре батальной живописи. Был также литератором.

Биография художника

Василий Верещагин родился в Вологодской области в 1842 году. Он появился на свет в небольшом городе Череповце. Его отец был предводителем местного дворянства. Семья считалась достаточно большой. У Верещагина были три брата. Глава семейства всех их распределил в военное училище.

В результате двое стали профессиональными военными, а старший Николай — общественным деятелем.

9-летний Василий Верещагин поступил в морской кадетский корпус. Однако служба в армии его никогда не интересовала, он мечтал о творческой карьере. Как только закончил кадетский корпус, то отправился в академию художеств в Санкт-Петербурге. Там он учился с 1860 по 1863 годы. После побывал на Кавказе, в Париже, повсюду повышая свое мастерство живописца.

В 1865 году Верещагин Василий Васильевич возвращается из Франции на Кавказ и начинает писать с натуры. Но официально свое обучение он завершает только в 1866 году, пройдя параллельно курсы в Петербурге и еще раз во Франции.

Художник в Туркестане

Первым его новым официальным местом работы становится должность художника при туркестанском генерал-губернаторе. На тот момент эту должность занимает известный военный генерал Кауфмаг. Поэтому Василий Верещагин с радостью принимает это приглашение.

Он начинает жить в Самарканде. В 1868 году впервые в своей жизни выдерживает боевое крещение, когда вместе с небольшой группой русских солдат выдерживает осаду города против ополчившихся местных жителей. Верещагин Василий Васильевич проявляет себя при обороне крепости настолько, что командование присуждает ему орден святого Георгия 4-й степени. Эту награду он с гордостью носит, даже несмотря на то что сам всю жизнь отрицал любые награды.

В 1869 году, когда бои утихают, Верещагин организует в Самарканде одну из первых в истории города художественных выставок. На вернисаже он демонстрирует собственные работы, которые создал за то время, пока был в Ташкенте, Бухаре, Туркестане и необъятных казахских степях.

Путешествие по Семиречью

После работы в Туркестане художник отправляется в путешествие по Семиречью. Это сейчас район в Центральной Азии, в основном приходящийся на территорию Казахстана. Также художник Василий Верещагин посещает Западный Китай.

Из этого путешествия он привозит много интересных работ. Например, «Богатый киргизский охотник с соколом», виды на реки и горы, которые встречаются ему на пути.

При этом на западе Китая очень неспокойно. В этих местах обосновались китайские мусульмане, которые подняли восстание в одной отдельно взятой провинции, в которой удерживают оборону уже 7 лет.

Со временем искра мятежного восстания перекидывается на соседние провинции. На городских улицах начинают встречаться трупы, а также груды человеческих костей. По мнению биографов и исследователей творчества художника, именно эти события послужили поводом для написания картины «Апофеоз войны».

«Апофеоз войны»

Эта картина — самое известное произведение, которое создал художник Василий Верещагин. Картины мастера и сегодня украшают стены многих художественных галерей и вернисажей. Но наверняка каждый знает только одну его работу — «Апофеоз войны».

Это полотно было написано маслом в 1871 году. На тот момент, когда он закончил работу, ему было 29 лет. Первоначально у картины было несколько другое название. Например, рассматривался вариант «Торжество Тамерлана». В итоге художник от него отказался, а один из отечественных банков в рекламе начала 90-х активно использовал образ грозного военноначальника, который прощается с каждым камнем, брошенным его солдатами перед тем, как отправиться в бой.

При этом картина не носит конкретного исторического контекста. Тамерлану посвящена старинная легенда. Якобы к нему обратились две женщины. Они жаловались на распутство и пьянство своих супругов. Тамерлан приказал каждому из 200 000 воинов отрубить голову нечестивцу и принести ему. В результате появились семь пирамид из голов. Согласитесь, чем-то напоминает знаменитую картину Верещагина.

Читайте также  Портрет симонетты веспуччи, пьеро ди козимо — описание

Участие в военных операциях

Свои впечатления от участия в боевых действиях Верещагин неоднократно переносил на полотна, многие из которых стали знаменитыми. Первоначально, они были связаны с завоеванием Туркестана, а также путешествия туда в 1869 году. После этих поездок появились картины «Напали врасплох», «Пусть войдут», «Вошли», «Преследуют». Все они вошли в «Туркестанскую серию».

Работа над восточными сюжетами

В начале 70-х годов XIX века Верещагин Василий Васильевич, картины которого хорошо известны поклонникам, переезжает в Мюнхен и начинает работать над восточными сюжетами.

В 1873 году он провел персональную выставку в Лондоне. Она состоялась в Хрустальном дворце. Через полгода работы были выставлены в Петербурге. Эти работы вызвали резкое неудовольствие в отечественных патриотичных кругах. Верещагина заподозрили в сочувствии к врагу и антипатриотических чувствах. Недовольным остался лично император Александр II.

Несмотря на это академия художеств присвоила мастеру звание профессора. Верещагин от него отказался. Непонятый на родине, он уезжает в Тибет, где проводит два года. Только после этого мастер возвращается в Париж.

В 1877 году художник узнает о начале русско-турецкой войны. Сразу поступает в расположение действующей армии. Его включают в число адъютантов главнокомандующего на Дунайском направлении. Верещагин лично принимает участие в некоторых сражениях.

Ранение

В 1877 году Василий Верещагин, биография которого тесно связана с войной и искусством, получает тяжелое ранение. Художник попадает в качестве наблюдателя на миноносец «Шутка», который занимается установкой мин на Дунае.

Миноносец ввязывается в бой с турецким пароходом. В ходе обстрела шальная пуля попадает Верещагину в бедро. Ранение оказывается весьма серьезным. К тому же поначалу художника начали неправильно лечить. Из-за этого у него началось воспаление, развилась гангрена. Рану пришлось срочно вскрывать. Только после этого он пошел на поправку.

В 1882 году Василий Верещагин, картины которого участвовали в большинстве российский выставок, снова отправляется в путешествие в Индию. Проезжает Палестину и Сирию, там он создает множество евангельских сюжетов. Свои картины он создает по мотивам многочисленных поездок. В последующие годы бывает на Северной Двине, Белом море, ездит в соловецкие монастыри, где много лет обитают старцы.

В 1901 году отправляется вместе с семьей в далекие путешествия Василий Верещагин. Картины он привозит с Филиппинских островов, Кубы, Америки и даже Японии.

С началом русско-японской войны Верещагин снова отправляется на фронт. Эта война для него оказывается роковой. В апреле 1904 года вместе с адмиралом Сергеем Макаровым художник-баталист участвует во внешнем патрулировании Порт-Артура на броненосце «Петропавловск». Корабль взрывается на мине, большая часть экипажа, в том числе и Верещагин, трагически погибают.

Личная жизнь

Верещагин был дважды женат. Впервые он связал себя узами брака в 1871 году. Его супругой стала Элизабет Мария Фишер, которая в России получила имя Елизавета Кондратьевна Верещагина. У них родилась дочь Клавдия.

Во второй раз Верещагин женился на Лидии Васильевне Андреевской, которая была на 23 года его младше. У них родились четверо детей. Три дочери и сын Василий.

Интересные факты

Примечательно, что про свою самую известную картину «Апофеоз войны» Верещагин отзывался, что, по сути, она является натюрмортом. Описывая жанр своей картины, художник отмечал, что, если не считать ворон, то все остальное на картине неживое. Так что в дословном переводе с французского обозначение «мертвая природа» как нельзя лучше подходит для этого необычного полотна.

Несмотря на то что главным призванием Верещагина было писать батальные картины, как-то он воскликнул, что больше ни одного такого полотна не напишет. По его словам, он слишком близко принимает к сердцу все происходящее вокруг. По собственному признанию Верещагина, он буквально выплакивает горе каждого убитого и раненого солдата и офицера. Художник очень тяжело переживал, работая над каждым из полотен.

Отправившись в путешествие в Индию, он установил своеобразный рекорд. Его картина «Въезд принца Уэльского в Джайпур», которая была закончена в 1876 году, оказалась самым большим художественным полотном, написанным маслом, которое хранится в Индии. В данный момент оно находится в городе Калькутте.

Еще один интересный факт: художник Верещагин изображен на почтовой марке Болгарии, выпущенной в 1978 году.

«Тяжелые кошмары горячки». История шедевров Василия Верещагина

«Василий Верещагин заставил волноваться и горячиться до одурения не только Петербург и Москву, но и Берлин, Париж, Лондон и Америку», — писал известный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства» Александр Бенуа. Вспоминая масштаб личности художника, он отмечал, что тот выбрал свой творческий путь, обойдя стороной всевозможные кружки и партии.

Его картины, кровавые и пестрые, производили на зрителя порой чудовищное впечатление, огорошивая и заставляя задуматься.

«Эти яркие или мрачные гигантские полотна, на которых шагали феерично разодетые индусы, богато разукрашенные слоны с магараджами на спинах, на которых тянулись по горам в глубоком снегу несчастные войска или поп в черной ризе отпевал под тусклым небом целое поле обезглавленных голых покойников,- эти полотна действовали, как тяжелые кошмары горячки», — писал Бенуа.

Одни критики называли Верещагина гением, другие — шарлатаном. Тонкий ценитель изящных искусств Александр III в одном из писем художнику Алексею Боголюбову, не стесняясь, писал: «Либо Верещагин скотина, либо совершенно помешанный человек». При этом он добавлял, что не может скрыть, как ему «противно читать всегдашние его (Верещагина – прим.) тенденциозности, противные национальному самолюбию».

Выставки Верещагина всегда были ярким событием в культурной жизни общества, которое сопровождалось бурной полемикой в прессе. Наряду с восторженными отзывами встречался залп осуждений. Сын художника в своих мемуарах отмечал, что такой эффект наблюдался не только в России, но и за границей.

В день рождения Василия Верещагина SPB.AIF.RU вспоминает известные полотна мастера и историю их создания.

«Апофеоз войны», 1871 год

Од на из самых знаменитых картин Василия Верещагина была написана после его поездки в 1869 году в Западный Китай, где местные власти подавляли восстание китайских мусульман – дунган.

Считается, что на художника произвел сильное впечатление рассказ, о том, что один из деспотов Кашгара приказал казнить европейского путешественника. Головой несчастного он велел «увенчать» пирамиду из черепов казненных им людей.

По другой версии, Верещагин планировал изобразить горы из человеческих костей, которые оставляла за собой армия знаменитого Тамерлана, военноначальника и завоевателя XIV века. По одной из легенд, женщины Дамаска и Багдада пожаловались полководцу на своих мужей, погрязших в разврате. Тамерлан по-своему решил эту проблему: каждому войну свой 200-тысячной армии он приказал принести по одной голове мужа-грешника. Итогом такого «правосудия» стали семь пирамид из отрубленных голов.

«Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим», — гласит надпись, сделанная на раме.

В настоящее время картина выставлена в Третьяковской галерее.

«У дверей мечети», 1873 год

В 28-м зале Русского музея в Петербурге висит большой холст, на котором изображены двери в мавзолей проповедника Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане.

Картина «У дверей мечети» принадлежит к Туркестанской серии работ Верещагина, которая была написана им под впечатлением от путешествия по Средней Азии в конце 1860-х годов. Поводом для вояжа послужило необычное предложение генерал-губернатора Туркестана Константина Кауфмана. Командующий русскими войсками в Средней Азии в 1867 году пригласил художника к себе на службу и Верещагин согласился.

Результатом той работы стали 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка, которые художник создал в 1871 году после переезда в Мюнхен. Экспозиция этих произведений произвела настоящий фурор как в России, так и за рубежом. Иван Крамской назвал эту серию достижением, «высоко поднимающим дух русского человека» и заставляющим сердце биться «гордостью, что Верещагин русский, вполне русский».

«По моему мнению, это — событие. Это завоевание России, гораздо большее, чем завоевание Кауфмана», — резюмировал Крамской.

В 1874 году картины из этой серии были выставлены в Петербурге и Москве. В том же году горячий поклонник творчества Верещагина, известный меценат Павел Третьяков приобрел Туркестанскую серию в полном составе, заплатив за нее 92 тысячи серебром.

«Богатый киргизский охотник с соколом», 1871 год

В 1873 году в Лондоне в Хрустальном дворце открылась выставка туркестанских произведений Василия Верещагина, на которой впервые была представлена на суд зрителя картина «Богатый киргизский охотник с соколом».

Картина была написана в Мюнхене в 1871 году. На ней в своей юрте был изображен Байтик Канаев, офицер Русской императорской армии и верховный вождь одного киргизского племени. Судьба впервые свела Верещагина с ним в 1867 году, когда Байтик прибыл в Петербург на торжественный прием к императору в составе туркестанской делегации. Молодого художника заинтересовала личность киргизского батыра, который хорошо говорил по-русски и интересовался живописью. Позже во время Туркестанских походов они встретились вновь.

Художник изобразил Байтика Канаева в традиционных штанах кочевника XIX века, калпаке и накиде, который обычно шился кашгарскими или коканскими портными того времени.

В настоящее время картина висит в одном из залов Третьяковской галерее в Москве.

«В турецкой покойницкой», 1881 год

Когда в 1877 года началась русско-турецкая война, Василий Верещагин бросил в Париже свою мастерскую и отправился в действующую армию, чтобы быть очевидцем тех исторических дней. В составе адъютантов главнокомандующего Дунайской армией он принимал участие в некоторых сражениях и видел все ужасы боевых действий.

На основе сделанных им этюдов позже в Париже он начал работу над картинами, которые были объединены в «Балканскую серию». Одной из работ, изображавших события русско-турецкой войны стала «В турецкой покойницкой», которую современники называли «Восемь квадратных метров смерти».

На холсте Верещагин показал покойницкую турецкого госпиталя в Плевне, где вместе с трупами лежали раненные солдаты.

Картину после одной из выставок приобрел Великий князь Михаил Николаевич. После революции холст скитался по запасникам музеев Москвы и Ленинграда. Лишь в 1970-м году он был передан в Николаевский художественный музей имени В. В. Верещагина.

За несколько десятилетий нахождения в хранилищах картина пребывала в ужасном состоянии. Реставраторы считали, что она безвозвратно утрачена, но при помощи новейших технологий удалось спасти картину. В настоящее время она представлена в одном из залов Николаевского художественного музея.

Серия картин «Наполеон I в России» или «1812 год»

«Цель у меня была одна: показать в картинах двенадцатого года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом. Было желание еще свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который взнесен. Но это второстепенно, — для меня самое важное было лишь первое», — так сформулировал Верещагин свою задачу, когда он взялся за цикл картин, посвященных Отечественной войне 1812 года.

Всего мастером было создано 20 полотен на эту тему. Работать над некоторыми из них художник начал еще во Франции, где жил в местечке Мезон-Лаффитте под Парижем. Остальные он писал с 1892 года по 1900 в мастерской за Серпуховской заставой. Приверженец строго реализма, Василий Васильевич изучал архивы, мемуары и исторические книги, чтобы максимально точно передать на холсте детали. Сын художника вспоминал, что даже на чердаке их дома хранилось оружие тех лет и подлинные образцы обмундирования, а в мастерской его отца стояла точная модель французского полевого орудия с орудийным передком эпохи 1812 года.

«Во всех его картинах изображение исторических предметов всегда до деталей соответствовало действительности. В частности, изображение обмундирования и вооружения французской и русской армий было исторически абсолютно верным», — писал в своей книге сын Василий Верещагин.

В 1896 году серия картин была выставлена в Петербурге на суд зрителя, а после отправилась в турне по России и городам Европы. Выставки Верещагина проходили в Англии, Дании, Франции и Германии. Когда в 1902 году художник решил продать полотна на аукционе в США, русское правительство выкупило всю серию за 100 тысяч рублей.

Так полотна вернулись в Петербург — в Русский музей. Позже они были перенесены в Исторический музей в Москве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: