Великий мастурбатор, сальвадор дали - анализ картины - JEKATERINBURG.RU

Великий мастурбатор, сальвадор дали — анализ картины

Сальвадор Дали великий мастурбатор, картина и факты о ней.

Я уж не знаю, почему из всех картин народ больше всего ищет в гугле именно картину Сальвадора Дали Великий мастурбатор, но раз уже это так, то картинка достойна отдельной статьи. Заодно приведу здесь довольно любопытные факты о сексуальной жизни маэстро — а она было отнюдь не тривиальной.

Сальвадор Дали великий мастурбатор, Описание картины Профиль Дали с усиками. Фрагмент картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений».

Сальвадор Дали великий мастурбатор. Фобии мэтра на картине.

Впрочем, картина Великий мастурбатор неоднозначно дает понять, что секс и даже мастурбация были сопряжены для Сальвадора со страхом и тревогой. Маэстро до умопомрачения боялся саранчи и муравьев, а именно саранча сидит на рту у мастурбатора. Картина пронизана неким духом гниения и разложения, с которым у Дали ассоциировалось половое поведение homo sapiens.

В фобиях мэтра во многом был виноват отец Сальвадора, оставлявший на виду книгу с подробными иллюстрациям венерических болезней, а ля отваливающиеся от сифилиса и гонореи половые органы. Не знаю уж зачем, то ли случайно, то ли считал, что это сделает Сальвадора монахом примерным семьянином. Вообще, воспитание Сальвадора проходило, судя по всему, по мануалу «как сделать из вашего ребенка гения чокнутого». Так что Дали еще относительно нормальный получился. Подробнее об этом в биографии мэтра.

Кроме того, в то время считалось, что мастурбация приводит ко всяким страшным последствиям вроде разжижения мозгов и гомосексуализма. Ребята, если я вас обидел, не серчайте, я абсолютно индифферентно отношусь к таким, как вы, но, во времена молодости Сальвадора Дали, гомосексуализм действительно считался страшным последствием. Из песни слов не выкинешь. Знал бы бедняга Сальвадор, что от онанизма ничего не будет, кроме удовольствия и простатита, если грязными руками это дело делать, может, счастливее был бы.

Сексуальная жизнь Сальвадора Дали в аспекте картины Великий мастурбатор

Сальвадор Дали и мастурбация.

Назад к содержанию.
Сальвадор Дали был действительно «мсье — тонкий извращенец» и великий мастурбатор. Мэтр пристрастился к мастурбации с детства. А панический страх перед женщинами в первые 25 лет жизни, наряду с горячей каталонской сексуальной энергией и склонностью к фантазиям только подливали масла в огонь. У Сальвадора аж две картины, которые посвящены онанизму. Причем, одна посвящена мужскому — собственно «Великий мастурбатор», а вторая — женскому «Содомское самоудовлетворение невинной девы».

И, что характерно, из всех картин Сальвадора Дали эти две лидируют по статистическим запросам в гугле, АХХАХАХА. Вдумайтесь — из всех известных работ мэтра, только мягкие часы набрали больше. Эх, ребята. Все мы мастурбаторы, да. Правда, если быть честным, картина «Содомское самоудовлетворение невинной девы«, несмотря на свое название, имеет несколько другое значение.

Сальвадор Дали. Содомское самоудовлетворение невинной девы. 40 х 50 см. Холст. Масло. Находится в собрании журнала Playboy.

В этом привилегированном месте реальность и возвышенное измерение почти собираются вместе. Мой мистический рай начинается на равнинах Эмпорды, окружен Альберскими холмами и достигает полноты в заливе Кадакес. Эта земля — мое постоянное вдохновение. Единственное место в мире, где я чувствую себя любимым. Когда я нарисовал этот камень, который я назвал «Великим мастурбатором», я сделал не что иное, как воздать должное одному из мысов моего королевства, и моя картина была гимном для одного из драгоценностей моей короны. Сальвадор Дали о картине Великий мастурбатор.

Сальвадор Дали великий мастурбатор. И вуайерист.

Дали был также знатным эстетом вуайеристом, он весьма любил наблюдать за другими людьми. Художник организовывал оргии в различных отелях и в Порт-Лигате, но сам не участвовал, а лишь с удовольствием созерцал, периодически отхватывая себе красивых натурщиков и натурщиц. Чтобы рисовать, а на для того, о чем вы подумали, извращенцы! Подобные «вечера у Дали» в кругу богатых любителей искусства назывались «вечера с розовым шампанским». Говорят, маэстро воспринимал подобное, как живую сюрреалистическую картину, перформанс. Разве мог Сальвадор, самый великий мастурбатор эпохи, отказать себе в удовольствии понаблюдать за оргией?

Вообще, все художники вуайеристы в глубинном смысле этого слова. Предпочитая участию в действительности они занимают место стороннего наблюдателя и визуального летописца.

Я вуайерист. Но для художника это совершенно нормально. (с) Сальвадор.

Сальвадор Дали великий мастурбатор. И бисексуал?!

До сих пор бурлят слухи, был ли Дали гетеросексуалом или у Лорки все-таки получилось? Была ли крепкая мужская дружба или не была? Ну, насчет Лорки все ясно, он как бы и не скрывал особо своей любви к мужчинам и к Дали в частности. А вот Дали скорее всего любил только женщин и женщины любили Дали.

Бытуют слухи, что Сальвадор и Гарсиа разошлись как раз потому, что Лорка видел в Дали потенциального сексуального партнера, а Сальвадор в Лорке всего-лишь близкого друга и годного поэта. Во всяком случае, это общепринятая точка зрения и я к ней склоняюсь. Даже если и были у мэтра бисексуальные наклонности, он их тщательно подавлял. Такие дела.

Великий мастурбатор. И уже не только мастурбатор. Сальвадор Дали и женщины.

Назад к содержанию.
Сальвадор Дали до 25 лет оставался великим мастурбатором, лишившись девственности уже с небезызвестной Галой. Гала пользовалась успехом у мужиков, она имела любовную связь практически со всеми более-менее годными друзьями первого мужа Поля Элюара. Как она достигла популярности у богемы с таким лицом — кто его знает. Но слухи твердят, что Гала была умна, а с мужчинами еще обаятельна и легкодоступна. Кроме того, о ее сексуальном темпераменте ходили легенды, а фигура у нее была вполне себе даже — посмотрите хотя бы на картины Дали, где Гала изображена в 15О-ти процентах случаев. Умная, обаятельная, доступная, с клевыми ягодицами — что еще нужно мужчине?! Это ирония, ребята, не подумайте. Ну, может, не совсем.

Ни Гала, ни Сальвадор друг другу верности не хранили. Дали окружал себя весьма привлекательными интеллигентными барышнями, вроде Ультрафиолет, от которых текли слюни у многих известных людей того времени. Впрочем, достоверно известно только о его отношениях со второй большой любовью — Амандой Лир. Про остальных непонятно — просто друзья или любовницы? Тайна, покрытая мраком. Гала же, в свою очередь, любила себя побаловать богемными молодыми самцами.

Сальвадора Дали великий мастурбатор. Отношения с Галой.

Назад к содержанию.
У Дали с Галой были свои секреты. Их личная жизнь была еще более дикой, чем его искусство. Одной из тех, кто был близок к этому закрытому миру была Ультрафиолет (это такая занятная, очень красивая дамочка из свиты Энди Уорхолла и близкий друг семьи Дали).

Гала говорила мне — ты не представляешь, сколько женщин пытаются увести его. Они бывали на всех вечеринках в Голливуде, встречали много актрис и светских дам, и каждая норовила заманить Дали в свой дом. (с) Аманда Лир.

У гениев всегда все не так. В интеллектуальном, эмоциональном и сексуальном плане. (с) Ультрафиолет.

Вы смотрите на девушку и возбуждаетесь и в конце концов занимаетесь с ней сексом. То же происходит и с картиной, только через руку, через кисть. То, что вы выплескиваете наружу напоминает секс (с) Аманда Лир (Аманда сечет фишку).

В его картинах можно найти все проявления секса. 5 раз посмотрев на картину вы воскликнете «так вот, что это на самом деле». (с) Элисон Купер. (Элисон тоже в теме).

Пока Дали воплощал свои невероятные фантазии, Гала тоже не отставала, вступая в любовную связь с молодыми жеребцами. Короче, это была та еще парочка. Весьма свободные отношения. Гала закрывала глаза на оргии и любовниц Дали и даже дружила с некоторыми, например, у нее были вполне нормальные отношения с Амандой Лир.

Дали же, в свою очередь, не препятствовал отношениям Галы с молодыми любовниками, среди которых Гала пользовалась невероятной популярностью. Говорят, Дали даже нравилось, что его жена, женщина в возрасте, остается привлекательной для мужчин намного моложе ее.

Подробнее про отношения Дали и Галы — Жена Сальвадора Дали, Гала.

Сальвадор Дали великий мастурбатор. Безумные свидания Сальвадора.

Я думаю он был очень пылким, но и у Галы была страсть ко всем этим молодым мужчинам, окружавшим ее. Они были сообщниками. Они организовали свою жизнь, управляли ею и не мешали друг другу. Их отношения тоже были сюрреалистическими. (с) Ультрафиолет.

Успешный, известный и богатый Сальвадор с экстравагантной внешностью пользовался огромным успехом у женщин и его часто приглашали на свидания. Чаще всего мэтр соглашался, но, в большинстве случаев, дамы получали не совсем то, что хотели. Например, Сальвадорыч на свидании раздел одну даму и долгое время украшал прекрасное обнаженное тело различным морскими тварюшками, вроде омаров и кораллов. Получалось забавно сюрреалистично и мэтр был очень рад.

Была ли рада дама — это большой вопрос. По такому сценарию у Дали проходило общение с большинством особей противоположного пола. Художник, тролль, да еще сюрреалист, что с него взять. Впрочем, даже такое поведение не отпугивало женщин, желающих получить кусочек Сальвадора. Такие дела.

Фобии и пристрастия Сальвадора Дали в его картинах

Сальвадор Дали не страдал фобиями, он ими упивался. Многие его патологические страхи уходили корнями в детство, к примеру, боязнь покраснеть в обществе (эрейтофобия) и страх перед кузнечиками. Страх вызывало женское тело, а также отцовство.

В творчестве великий сюрреалист согласовывал свои сильные фобии с глубокими увлечениями. Дали был одержим эротикой, мастурбацией и снами.

Он изображал головы, яйца, слонов, ракообразных, бабочек. Появление каждого элемента на его холсте можно обосновать по Фрейду.

Сюрреалистические образы Сальвадора Дали сохраняют свою эффектность десятилетия спустя, на них всегда стоит взглянуть ещё раз.

«Постоянство памяти», 1931.

Насекомые

Ползающие и роящиеся чёрные муравьи, яркие бабочки, пролетающие поодиночке или в группах, небольшой кузнечик, сидящий на деформированной голове – картины мастера наполнены насекомыми, которые приводили его самого в ужас. Муравьи символизируют тлен и страх смерти. Кузнечики, которые появляются с определенной регулярностью, вызывали у Дали страх с самого детства.

Картина «Постоянство памяти» на стене музея. Фото ©Кристина Уайтинг.

Крошечные вещи

Сальвадор Дали бесконечно очаровывался множеством крошечных вещей. Кроме насекомых, конечно. Ему нравились оливки, хлебные крошки, песчинки. Художник считал, что мелочи обладают мощью, позволяющей разрушать существа, в сто раз более крупные, чем они сами. И многие из его ранних картин очень миниатюрны.

Читайте также  Биография и картины сандро боттичелли

Знаменитейшее полотно «Постоянство памяти» имеет громадное значение в истории современного искусства, но размеры произведения всего лишь 24×33 см.

Здесь омар, там омар, повсюду омары.

Ракообразные

В символизме Дали панцирь представлял броню, которая защищает скрытое в ней мягкое существо. Эта концепция тесно вязалась с самим художником-отшельником, который нуждался в твёрдой оболочке, способной защитить его от внешнего мира.

Омары стали центральным элементом не только в его живописи. Сотрудничая с эпатажным дизайнером Эльзой Скиапарелли, Дали нарисовал огромного красного омара на белом шелковом платье. А в 1936 году он создал сюрреалистическую скульптуру «Телефон-омар», которая состояла из дискового телефона и прикреплённого к нему гипсового омара, заменявшего традиционную трубку.

«Eggs on the Plate without the Plate», 1932 (Неплоские яйца на плоской тарелке). Жёсткость снаружи, мягкость и хлипкость внутри.

Как и ракообразные, яйца обладают твёрдой оболочкой, защищающей мягкое содержимое. Яйца – зародышевая форма, поэтому они символизируют рождение, новую жизнь и надежду. Дали явно питал к ним пристрастие. Яйца появляются в целостном виде, например в картине «Метаморфозы Нарцисса», и в разбитом, как на изображении выше. И здание Театра-музея Дали увенчано гигантскими яйцами.

«Приспосабливаемость желаний», 1929 (The Accommodations of Desire).

Женская сексуальность

По некой иронии, невзирая на любовь к яйцам, Дали был в ужасе от их происхождения. Женская сексуальность и её составляющие приводили его в ужас. В картине «Кровоточащие розы» он буквально изобразил кровь, истекающую из органов женской брюшной полости. В «Приспосабливаемости желаний» (выше) львиные головы обозначают зубастые влагалища. Этот мощный образ представляет потенциал женщины травмировать или даже кастрировать мужчину во время полового акта – основной фобии Дали.

«Великий мастурбатор», 1929.

Мастурбация

Сальвадор Дали испытывал отвращение к сексу, но был одержим мастурбацией. Даже распространено мнение, что это была почти единственная форма его сексуальной активности. К этой увлечённости обнаруживаются ссылки в картинах «Великий мастурбатор» и «Гитлер мастурбирует». В сюрреалистической работе «Мрачная игра» также присутствует мотив руки в различных вариациях.

«Балерина в мёртвой голове» (1939) и «Череп Сурбарана» (1956).

Черепа

Сохраняя верность своей парадоксальной природе, Дали боялся смерти, но не отходил от этой темы. Черепа как представление человеческой смертности, регулярно появляются в его картинах. В произведении «Испарившийся череп содомизирует рояль на коде» (1934) череп деформирован и встревожен. В картине «Лицо войны» символ смерти приумножен многократным изображением черепов в отверстиях уродливой головы.

Самые колоссальные изображения черепов в творчестве Дали это те, что составлены с помощью других элементов, как в произведении «Балерина в голове Смерти», вдохновившем многих художников.

«Антропоморфный шкафчик», 1936.

Ящики

Книги Зигмунда Фрейда, особенно «Толкование сновидений», привели художника в восторг. Они даже встретились незадолго до смерти психоаналитика. Дали откликнулся на подход Фрейда к скрытым тайникам подсознания, источнику снов и движущей силы творчества художника. Картины «Антропоморфный шкафчик» и «Жираф в огне» стали примером использования ящиков, встроенных в человеческую фигуру, чтобы показать скрытые аспекты личности.

Став известным художником, Дали обратился к религиозной тематике в конце 1940-х годов. Фото © Getty Images.

Религия

В детстве Дали столкнулся с противоречием. Его мать была глубоко верующей католичкой, а отец выказывал отвращение к религии. В зрелые годы художник пережил обновление веры и заинтересовался традиционной иконографией христианства. Он увлёкся её метафизическими аспектами и возможностью интеграции религии и науки. С конца 1940-х и в 50-х годах художник создал серию откровенно религиозных картин, написав «Тайную вечерю», несколько версий распятого Христа и Мадонну, в которой угадываются черты его главной вдохновительницы – Галы.

Под впечатлением от атомной бомбы Сальвадор Дали написал картину «Взрывающаяся голова Рафаэля», 1951.

Наука / Физика

Дали с горячностью относился к религии и вместе с тем увлекался наукой, в частности, квантовой и ядерной физикой. Он зачитывался выпусками научно-популярного журнала «Scientific American» и любил обсудить его содержание. Это был атомный век. Создание ядерного оружия впечатлило художника, после чего он создал картины «Распятие или Гиперкубическое тело» и «Взрывающаяся голова Рафаэля».

Все изображения: Фонд «Гала-Сальвадор Дали».

«Великий мастурбатор», Сальвадор Дали (1929)

«Великий мастурбатор» — картина, написанная Сальвадором Дали осенью 1929-го и до самой смерти художника находившаяся в его Театре-Музее в Фигерасе. После того, как Сальвадор Дали умер, завещав все свое состояние Испанскому государству, «Великий мастурбатор» уехал в Мадрид и экспонируется в наши дни в Центре искусств королевы Софии, где вы можете насладиться этим сюрреалистическим шедевром вживую.

В этой статье мы поговорим об истории создания этой чудесной картины (110 Х 150 см; холст, масло), а также о тайной и явной символике «Великого Мастурбатора» — безусловного «хита» Дали периода сюрреализма.

Чтобы разгадать зашифрованные в «Великом Мастурбаторе» ребусы, воспользуемся нашим излюбленным методом: оживим в памяти обстоятельства жизни Сальвадора Дали на тот момент, когда была написана картина.

История создания картины Сальвадора Дали «Великий Мастурбатор»

Эксгибиционизм — в целом свойственная современному искусству черта, а уж Сальвадор Дали в этом плане мог легко дать фору всем прочим творцам! Именно эта открытость — до конца, до самого донышка, каким бы неоднозначным это «донышко» не оказалось — одно из наиболее подкупающих свойств живописи каталонского художника. Все свои страхи, фобии, комплексы, обиды и переживания Дали не просто охотно, но с явным упоением тащил в искусство, умудряясь делать это с большим и неподражаемым шармом.

Картина «Великий Мастурбатор» написана осенью 1929-го. Вспомним, что происходило в это время в жизни Дали. А происходили события архиважные: в августе Сальвадор Дали впервые увидел свою будущую жену — Галу. Увидел, и что, называется, пропал.

Втрескался, втюрился, — одним словом, по уши влюбился в «русскую француженку» с первого (в крайнем случае, со второго) взгляда и, потеряв раз и навсегда голову, принялся отчаянно с ней флиртовать — это, прошу отметить, при том, что был широко известен своей крайней робостью в отношениях с особами противоположного пола.

Гала — парижанка русского разлива, известная, напротив, своей искушенностью в сексуальных утехах — ответила пылкому каталонскому юноше внезапной взаимностью. В сентябре они объяснились, и Гала уехала в Париж: нужно было как-то подготовить к грядущим переменам своего ни о чем не подозревавшего (и горячо любившего ее) мужа — Поля Элюара.

Семейство Дали избранницу Сальвадора не просто не приняло — но восстало против нее всеми доступными силами. Особенно негодовал глава семьи — отец Сальвадора (тоже Сальвадор, но Сальвадор-старший), который, в наказание беспутному сыну, 2-го сентября даже составил новое завещание, по которому Дали-сын фактически лишался наследства.

Влюбленному Сальвадору был поставлен ультиматум — либо родная и любящая его семья, либо эта пришлая «Ля Мадам», как презрительно называл Галу отец Сальвадора. Дали, не собиравшийся отступать и предвидевший окончальное изгнание из семьи, как никогда много работал той осенью, рассчитывая продать свои картины в Париже и выручить путь небольшие, но средства, на которые им с Галой предстояло начинать совместную жизнь.

В это время, напомним, Дали еще не был известен и финансово самостоятелен. Впереди художника ожидало полное опасений и тревог будущее — но там же, в этой пугающей неизвестности, была и Гала: женщина всей его жизни, смысл его дальнейшего бытия. Такова диспозиция, которая поможет нам разобраться в картине.

Описание и символика картины «Великий Мастурбатор»

Все центральное пространство картины «Великий мастурбатор» занимает огромная голова с закрытыми (во сне) глазами, понуро или стыдливо уткнувшаяся носом в землю. Это, безусловно, сам Дали, и до описанных событий, и во время их, и после активно практиковавший онанизм, или мастурбацию — что, собственно, и обусловило название картины.

Прототипом этого своеобразного автопортрета послужила валун по имени La Roca Cavellera на мысе Креус, где, собственно, и произошло решительное объяснение между Дали и Галой. Мыс Креус, о котором мы неоднократно писали — и вообще бесконечный источник вдохновения Дали, удивительная природная мастерская, откуда художник позаимствовал многие свои образы.

Эту же носатую голову мы можем наблюдать и в других картинах Дали: «Мрачная Игра», «Портрет Поля Элюара», «Постоянство Памяти» и т. д.

Есди копнуть еще глубже, выяснится, что помимо весьма характерной скалы, подсказавшей форму Великого Мастурбатора, Дали вдохновлялся еще и триптихом Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», знакомство с которым свел знакомство в Музее Прадо, в период своей мадридской учебы. Мы посвятили этому отдельную статью, здесь же ограничимся тем, что приведем фотоколлаж, демонстрирующий, «откуда ноги растут», наглядно:

Что до мастурбации. Важно помнить, что на момент встречи с Гала Дали оставался, невзирая на свой не совсем отроческий возраст — 25 лет.

Мастурбация была для него самой что ни на есть привычной практикой на протяжении многих лет. В те несколько недель, что Дали и Гала были вместе, сексуальной близости между ними, по словам Дали, не случилось. После ее отъезда, в ожидании встречи с ней, Дали, по его словам, предавался мастурбации с угрюмой и исступленной яростью, испытывая при том жаркое чувство вины, поскольку, по его собственным словам, «сперма каждый раз изливалась в никуда, и я чувствовал, что расходую ее впустую.»

Женская голова, тянущаяся к мужским гениталиям, прикрытыми тонкими кальсонами — несомненно, эротические фантазии Дали, живущего в ожидании встречи с Галой, одновременно боящегося и жаждущего этой встречи.

Основой для этого образа, по словам Дали, послужила как-то увиденная им открытка с изображением женщины, вкушающей аромат лилии — поэтому не стоит удивляться, что облик её имеет очень отдаленное сходство с «оригиналом» — то есть, Галой. Фотографически точные портреты будущей супруги еще грядут.

Присутствует в картине и изображение цветка — скорее, не лилии, а каллы, что сути, в общем, не меняет: и лилия, и калла, как известно, символизируют чистоту и невинность. В этом, скорее всего, содержится оправдание мастурбации — как наиболее «чистой» формы сексуальной жизни. Пестик каллы, впрочем, имеет ярко выраженную фаллическую форму — как и язык льва с оскаленной пастью. Как и туловище одной из главный фобий Дали — саранчи. Как мы уже сказали, Дали и боялся, и желал секса с Гала одновременно.

Оскаленные челюсти льва, по собственным словам художника — это его внутренний страх перед тем, что когда «дойдет до дела», он что-нибудь сделает не так, или подведет, в самый неподходящий момент эрекция — и всё, всё пропало! О том же страхе предстоящего соития свидетельствуют и муравьи, ползающие по брюшку саранчи. Муравьи в работах Дали символизируют смерть, распад, гниение — и отсылают нас к истокам сексуальных фобий Дали.

Читайте также  Сколько картин было в коллекции людовика xiv

Как известно, в свое время отец Сальвадора, пытаясь оградить сына от сексуальных излишеств в будущем, специально держал на пианино книгу о венерических заболеваниях, раскрытую на странице с изображением изуродованных сифилисом половых органов. Такое половое воспитание, как видим, дало свои «плоды», навсегда поселив в обостренно восприимчивом мальчугане страх перед сексуальными отношениями. Первой и единственной женщиной, освободившей его от этого страха, стала Гала.

Обнявшиеся мужчина и женщина — это Дали и Гала, признавшиеся в чувствах друг к другу и связавшие судьбы свои навсегда (на 53 года, если быть точным, вплоть до смерти Гала в 1982-ом). Одинокая фигура внизу слева, бредущая вдаль — это снова Дали, предвидевший свое окончательное изгнание из семьи — что вскоре действительно и случилось.

Обратим внимание и на яйцо, которое так часто присутствует в работах Дали — универсальный символ, который художник в разное время наделял разными значениями. Здесь, без сомнения, яйцо символизирует совершенно новую жизнь, которая ждет Дали вместе с любимой, и которая вот-вот начнется — то есть, «вылупится из яйца». А вот разбросанные там и здесь плоские камни (галька), согласно объяснениям самого Дали — это остатки прошлого, от которого обоим предстоит, так или иначе, избавиться.

Впрочем, самое главное в этой картине — удивительное мастерство, которое демонстрирует Сальвадор Дали, будучи, по сути, еще совсем молодым человеком (на момент написания картины «Великий Мастурбатор художнику было всего 25 лет). Знаете ли вы, что работы Дали можно разглядывать часами, изучая все эти почти невидимые невооруженным глазом мелочи, тщательно выписанные каталонцем, и восхищаясь его изумительной техникой? (Читать описание картины «Великий Мастурбатор» на английском языке)

Что на самом деле изображено на картинах Сальвадора Дали

Сальвадор Дали – самый знаменитый сюрреалист, да и вообще один из популярнейших художников ХХ века. За свою долгую жизнь он создал более полутора тысяч произведений искусства: картин, иллюстраций, декораций, гравюр, скульптур. Все его чудачества и выходки, детские фобии и взрослые странности известны миру от него самого. И все они так или иначе нашли отражение в его творениях.

Справка: Сюрреализм – направление в искусстве, появившееся в 20-е годы ХХ века не без влияния идей психоанализа Фрейда. Вдохновение художники и поэты черпали в собственном подсознании, перемешивая в своем творчестве сон и явь, бред и действительность.

Сальвадор Дали. 1939 г. wikipedia

Королевское детство

Этот испанский пейзаж близ Фигераса – родного города Дали, написан в духе импрессионизма маслом на почтовой карточке… шестилетним Сальвадором. Рисовал он с самого детства. Люди, видевшие его картины, пророчили мальчику великое будущее художника. Ребенком он экспериментировал с живописью, делая картины-инсталляции с использованием наклеенных на холст камней или реальной вишни с червями. При этом мальчик был замкнутым и застенчивым, с кучей комплексов и странных фантазий.

Одноклассники травили Сальвадора, он же понял, что истерики и эпатажное поведение спасают в любых ситуациях, чем и пользовался. Дома Дали «царил и повелевал» – родители его обожали и баловали. Однажды он получил в подарок костюм короля — с накидкой, подбитой настоящим горностаевым мехом, и корону, украшенную драгоценными камнями. С этого момента будущий художник уже не сомневался в своем великом предназначении и избранности.

Когда он учился в Мадридской художественной академии, однокашники ходили за ним раскрыв рот и внимая каждому слову. Он же – великий не только художник, но и провокатор и актер – любил выделяться и поведением, и внешностью. Дали отрастил длинные волосы, придумал свои знаменитые усы. Шевелюру он нередко покрывал лаком для картин так, что они образовывали твердую корку. Любил оригинальные трости, а одеваться старался непременно вызывающе.

Воспоминания эмбриона

Дали утверждал, что обладает ясными и четкими воспоминаниями о своей внутриутробной жизни. Самым ярким видением художника «до рождения» была глазунья из двух яиц, висящая в пространстве, причудливо переливаясь и напоминая о рае.

С. Дали. Высокое мгновение. 1938 г.

Дали очень любил свою мать, которая умерла, когда ему было 17 лет. Тем чудовищнее выглядит его позднейший поступок, за который отец проклял сына и изгнал из семьи, – после знакомства со своей музой Галой на одном из холстов Дали написал: «Я плюю на свою мать». Объясняется это классически по Фрейду: он наконец-то полностью освободился от власти матери, семьи, обретя новый предмет для поклонения в лице возлюбленной. «Дневник одного гения» начинается фрейдовской цитатой: «Герой есть тот, кто восстает против отцовского авторитета и побеждает его».

Эротические фантазии

Дали делится со своими читателями бредовыми фантазиями, которые посещали его в детстве и юности: у него сохранились реальные и ложные воспоминания о любви, о девочках и девушках, которые любили его и которых не любил он.

С. Дали. Мед слаще крови. 1927 г.

Дали в своих фантазиях стремился унижать и уничтожать: жаждал причинять боль, сбросить поклонницу с башни или скалы, расчленить ее. Не спешите ужасаться: это не более чем по Фрейду. Каждый может найти внутри себя что-то жуткое, но далеко не каждый способен это «вынуть наружу» и таким образом победить тараканов в своей голове.

Дали, благодаря своему увлечению Фрейдом, осознал, что это было желание сексуальной близости и боязнь ее. Сам он утверждает, что его жена Гала (Елена Дьяконова) стала его первой женщиной. На картине 1927 года «Мед слаще крови», еще до встречи с ней, Дали изобразил берег, усеянный предметами, похожими на стрелы, женский манекен, отрубленные головы, руки, ноги, мух, облепивших мертвого осла. И это – образ его восприятия любви. Полюбив Галу, он, благодаря ей, полностью «излечился» от этого.

Вспоминая о знакомстве с Галой и своем предвкушении любви Дали писал, что чувствовал приближение неизведанного и наслаждался этим, но пока в одиночестве, и одинокое наслаждение тела считал «слаще меда». Вскоре после знакомства с будущей любовью всей его жизни, художник написал картину «Великий мастурбатор», символизирующую переход на новый рубеж сексуального мировоззрения. Дали признавался, что в этой картине отразил «чувство вины существа, полностью лишенного жизни из-за активного онанизма». Эту работу художник не продал и не расстался с ней до конца жизни.

С. Дали. Великий мастурбатор. 1929 г.

Образы картины Дали сам разъясняет в своих книгах. Большая восковая голова, огромный нос, которой упирается в землю, вместо рта – мертвый кузнечик, поедаемый муравьями. И кузнечики, и муравьи – детские страхи Дали. Кузнечиков или саранчу он боялся панически.

Что касается муравьев, то однажды в детстве, придя в свой мини-зверинец, Сальвадор обнаружил, что его ежик умер. Когда он перевернул тельце, то с ужасом увидел, что оно кишит муравьями. Воск, связанный с медом, для Дали тоже символ смерти, потому что его таяние есть умирание. Теперь, встретив любовь своей жизни, художник освободился от страхов.

Постоянство памяти

Это, пожалуй, самая знаменитая картина Сальвадора Дали, созданная им в Порт-Льигате, где он поселился вместе с Галой. После долгих размышлений и созерцания прекрасных пейзажей родилась «морфологическая эстетика мягкого и твердого». Стекающие часы символизируют отказ от линейного понимания времени: все, что происходит, происходило или произойдет – мягкое и податливое. Говорят, что Дали вдохновился сыром камамбер. На одной же из своих лекций на вопрос из зала об этой картине художник ответил, что не важно, мягкие часы или твердые, – главное, чтобы они показывали точное время.

Не просто сны

Эта картина, написанная Дали в 1944 году в США, куда они с Галой уехали подальше от войны, чисто символистско-фрейдистская. Этот сон – о противостоянии мужского и женского начала, о грани реального и бессознательного. Гала не лежит, а парит; по Фрейду полет – это символ подавляемых желаний. Обелиск на спине у слона, как и ружье, как и жало осы, превращенной в тигров по цветовой аналогии, – олицетворение мужской силы. Гранат – возрождение и плодородие, женская суть.

С. Дали. Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения. 1944 г.

Слона с площади Минервы в Риме работы эпохи барокко Джованни Лоренцо Бернини Дали изображает на многих своих картинах, и это пристрастие необъяснимо, как и любовь к слоновьим черепам. Три тысячи слоновьих черепов художник мечтал расположить в бухте Порт-Льигата. Тонкие ножки, готовые обломиться, в целом ряде картин символизируют единственную зыбкую грань между реальностью и подсознанием, между праведностью и грехом.

Религиозный кубизм

В 1950-е годы, вернувшись в Порт-Льигат, Дали продолжает создавать свою собственную мифологию далианства и галатианства. Он отходит от сюрреализма, предпочтя ему «сверхкубические» творения и обратясь к религиозным сюжетам, в которых присутствует он сам со своей богиней Галой.

С. Дали. Мадонна Порт-Льигата. 1950 г.

В «Дневнике одного гения» Дали подробнейшим образом описывает день за днем процесс создания «Corpus Hypercubus» – Гиперкубического тела, включая как особенности наложения красок, так и все физиологические подробности собственного существования: сон, пробуждение, простуду, кишечные расстройства.

Художник утверждал, что весь мир состоит из кубов или цилиндров. «На всех моих картинах неземной красотою блистают Мадонна и младенец Иисус. Здесь тоже все подчиняется строжайшим математическим законам – математике архикуба».

Распятие или гиперкубическое тело. 1954

Сальвадор Дали (Salvador Dali) и его сюрреалистические картины

Всем доброго времени друзья и гости, девочки и мальчики. Окунемся немного в живопись, причем совсем необычную живопись, а в талантливого и загадочного Сальвадора Дали. Да мне нравятся картины Дали, в ниx есть какой-то скрытый смысл и загадка.

Есть у меня даже книга со всеми его картинами и пару картин маслом из этой книги.
Картины к сожалению не покажу =)

Сальвадор Дали — известнейший сюрреалист и один из самых влиятельных деятелей искусства 20-го века. К славе его привел эксцентричный характер, уникальный талант и чрезвычайно творческий стиль живописи. Формирование его художественного мастерства проходило в эпоху раннего модерна, когда современники Дали в значительной степени представляли такие новые художественные течения, как экспрессионизм и кубизм. Молодой художник признал мощную силу, исходящую из работ старых мастеров эпохи Возрождения и после экспериментов с современными выражениями присоединился к сюрреалистическому движению приблизительно в 1929 году. Этот год отмечен важным поворотом в жизни Сальвадора Дали, поскольку в то время он встретил Галу, которая позже стала его любовницей, женой, музой, моделью и основным вдохновением.

Читайте также  Оноре домье: сын стекольщика, которого боялись короли, биография и картины

Некоторые искусствоведы утверждают, что эра его сюрреализма началась немного ранее, с написанием картин в 1927 и 1928 гг, на которых изображены массивы элементов с сексуальным подтекстом, отличающиеся от кубистского подхода. Эти полотна содержат первые проблески свойственного для Дали ландшафта, который окажется одним из наиболее характерных черт его собственной формы сюрреализма.
Дали в качестве сценариста сотрудничал с известным режиссером, Луисом Бунюэлем, который снял фильмы «Золотой век» и «Андалузский пес». В них отобразилось странное движение и нереальные сцены, напоминающие ожившие картины Дали.
В 1934 году Сальвадора Дали изгнали из официального сюрреалистического общества из-за разногласий в отношении войны, но он выставлял свои преимущественно сюрреалистические произведения с международными сюрреалистами до 1940 года. Затем лица в его картинах приобрели узнаваемые стилистические черты, но в основном с выраженным субъективным исследованием науки и религии.
Одна из выдающихся картин Сальвадора Дали этого периода — «Постоянство памяти». В ней изображена неизбежность течения времени. Для ее создания Дали вдохновился куском расплавленного сыра. Картина оказалась шокирующей, успешной и одной из самых известных работ художника.
Так как он был блестящим чертежником и колористом, Дали почерпнул много вдохновения от старых мастеров. Но он использовал экстравагантные формы и изобретательные способы, чтобы составить совершенно новый, современный и инновационный стиль искусства. Его картины отличаются использованием двойных образов, ироничных сцен, оптической иллюзией, сновидческими пейзажами и глубоким символизмом.
На протяжении всей своей творческой жизни Дали никогда не ограничивался одним единственным направлением. Он работал с масляными красками и акварелью, создавал рисунки, скульптуры, фильмы и фотографии. Даже разнообразие формы исполнения не было чуждо художнику, в том числе создание ювелирных изделий и других произведений прикладного искусства.
Высоко плодовитый и чрезвычайно одаренный мастер оставил огромное наследие для будущих поколений художников и любителей искусства.
О фантастическом таланте, воображении и мастерстве эксцентричного Сальвадора Дали свидетельствуют эти 18 примеров его сюрреалистических картин.

1. «Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол», 1934 год

Эта небольшая картина с довольно длинным оригинальным названием воплощает восхищение Дали великим фламандским мастером 17-го века, Яном Вермеером. Автопортрет Вермеера исполнен с учетом сюрреалистического видения Дали.

2. «Великий мастурбатор», 1929 год

На картине изображена внутренняя борьба чувств, возникших относительно полового акта. Это восприятие художника возникло как пробудившееся детское воспоминание, когда он увидел оставленную его отцом книгу, открытую на странице с изображенными гениталиями, пораженными венерическими заболеваниями.

3. «Жираф в огне», 1937 год

Это произведение художник завершил до переезда в США в 1940 году. Хотя мастер утверждал, что картина аполитична, она, как и многие другие, отображает глубокие и тревожные ощущения беспокойства и ужаса, которые, должно быть, переживал Дали в бурный период между двумя мировыми войнами. Определенная часть отражает его внутреннюю борьбу в отношении гражданской войны в Испании, а также ссылается на метод психологического анализа Фрейда.

4. «Лицо войны», 1940 год

Агония войны также отразилась в творчестве Дали. Он считал, что его живопись должна содержать предзнаменования войны, что мы и видим в смертоносной голове, начиненной черепами.

Здесь изображено одно из сюрреалистических явлений — сон. Это хрупкая, неустойчивая реальность в мире подсознания.

6. «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», 1938 год

Эта фантастическая живопись особенно интересна, так как в ней автор использует двойные образы, наделяющие само изображение многоуровневым смыслом. Метаморфозы, удивительные сопоставления объектов и скрытые элементы характеризуют сюрреалистические картины Дали.

7. «Постоянство памяти», 1931 год

Это, пожалуй, самая узнаваемая сюрреалистическая картина Сальвадора Дали, которая воплощает в себе двойственность мягкости и твердости, символизирует относительность пространства и времени. В значительной степени она опирается на теорию относительности Эйнштейна, хотя Дали говорил, что идея картины родилась при виде расплавленного на солнце сыра Камамбер.

8. «Три Сфинкса острова Бикини», 1947 год

В этом сюрреалистическом изображении атолла Бикини воскрешает память о войне. Три символических сфинкса занимают разные планы: человеческая голова, расколотое дерево и гриб ядерного взрыва, говорящий об ужасах войны. Картина исследует отношения между тремя субъектами.

9. «Галатея со сферами», 1952 год

Портрет жены Дали изображен через массив шарообразных форм. Гала похожа на портрет Мадонны. Художник, вдохновленный наукой, возвысил Галатею над осязаемым миром в верхние эфирные слои.

10. «Расплавленные часы», 1954 год

Еще одно изображение предмета, отмеряющего время, получило эфирную мягкость, что не характерно для жестких карманных часов.

11. «Моя обнаженная жена, созерцающая собственную плоть, превратившуюся в лестницу, в три позвонка колонны, в небо и в архитектуру», 1945 год

Гала со спины. Это замечательное изображение стало одним из самых эклектичных произведений Дали, объединив классику и сюрреализм, спокойствие и странность.

12. «Мягкая конструкция с вареными бобами», 1936 год

Второе название картины — «Предчувствие гражданской войны». Здесь изображены предполагаемые ужасы гражданской войны в Испании, так как художник написал ее за шесть месяцев до начала конфликта. Это было одно из предчувствий Сальвадора Дали.

13. «Рождение жидких желаний», 1931-32гг

Мы видим один из примеров параноидально-критического подхода к искусству. Изображения отца и, возможно, матери смешаны с гротескным, нереальным образом гермафродита в середине. Картина наполнена символикой.

14. «Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать», 1929 год

Это произведение, созданное на фрейдистских принципах, стало примером отношения Дали с его матерью, чье искаженное тело сильно влияет на далинианскую пустыню.

15. Без названия — Дизайн живописи фрески для Элены Рубинштейн, 1942 год

Конструкция сделана в качестве матрицы для внутренней отделки помещения по заказу Элены Рубинштейн. Это откровенно сюрреалистическое изображение из мира фантазии и снов. Художник вдохновился классической мифологией.

16. «Содомское самоудовлетворение невинной девы или юная девственница», 1954 год

В картине изображена женская фигура и абстрактный фон. Художник изучает вопрос о подавленной сексуальности, что следует из названия произведения и фаллических форм, которые часто появляются в творчестве Дали.

17. «Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека», 1943 год

Художник выразил свои скептические взгляды, написав эту картину во время пребывания в Соединенных Штатах. Форма шара, кажется, символическим инкубатором «нового» человека, человека «нового мира».

18. «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» (1944)

Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы.

Чем «баловался» Сальвадор Дали при создании своих картин?

«Я не принимаю наркотиков. Я сам – наркотик.» Однако историки утверждают, что маэстро «вдохновлялся», покуривая опиум. Но это еще не все зависимости великого художника.

Фото: art-dali.com

Пристрастие к мастурбации

Как-то к нему в руки попал порнографический роман, где главный герой хвастался, что «может заставить женщину скрипеть, как арбуз». Юноша был так впечатлён силой художественного образа, что корил себя за неспособность делать с женщинами тоже самое.

Чтобы преодолеть это гнетущее чувство, Дали занимался мастурбацией, к которой он настолько пристрастился, что на протяжении всей жизни онанизм был для него основным способом удовлетворения.

Секс есть гниение

Один из комплексов гения возник по вине его отца, как-то раз оставившего на пианино книгу, в которой было полно красочных снимков мужских и женских гениталий, обезображенных гангреной.

Изучив ужаснувшие его фото, Дали утратил интерес к контактам с противоположным полом, а секс, как он позже признавался, стал ассоциироваться у него с гниением, разложением и тленом.

Конечно, отношение художника к сексу заметно отразилось на его полотнах: страхи и мотивы разрушения и распада встречаются практически в каждой работе.

Например, в «Великом мастурбаторе», одной из самых значимых его картин, присутствует смотрящее вниз человеческое лицо, из которого «вырастает» женщина, скорее всего списанная с жены и музы Дали Галы.

Фото: coroflot.com

Гений-вуайерист

Бытует мнение, что Сальвадор Дали получал большое удовлетворение, наблюдая, как другие занимаются любовью или мастурбируют. Гениальный испанец подглядывал даже за собственной женой, когда та принимала ванну. Признавая «волнующий опыт вуайериста» он назвал одну из своих картин «Вуайерист».

Арт-критик Брайан Сьюэлл, описывая знакомство с художником, рассказывал, что Дали попросил его снять штаны и мастурбировать, лёжа в позе эмбриона под статуей Иисуса Христа в саду живописца.

Фото: art-dali.com

Он болен, а его картины омерзительны

Джордж Оруэлл отмечает ярко выраженную некрофилию и копрофагию, присутствующую в полотнах Дали.

Одной из самых известных работ подобного рода считается «Мрачная игра», написанная в 1929-м году — в нижней части шедевра изображён испачканный фекалиями мужчина.

Фото: art-dali.com

Адский инвалид

Через два с небольшим года после смерти жены Дали пережил настоящий кошмар — 30-го августа кровать в которой спал 80-летний художник, загорелась.

Когда на шум прибежала сиделка, она обнаружила парализованного гения лежащим у двери в полуобморочном состоянии. Женщина тут же бросилась делать ему искусственное дыхание, хотя тот пытался отбиваться и называл её «сукой» и «убийцей».

После пожара Дали стал совершенно невыносим, хотя и раньше не отличался лёгким характером. Публицист из «Vanity Fair» отмечал, что художник превратился в «инвалида из ада»: нарочно пачкал постельное бельё, царапал лицо медсёстрам и отказывался принимать лекарства.

Великий Художник как-то сказал, что надеется воскреснуть, поэтому хочет, чтобы после смерти его тело заморозили. Однако вместо этого, его, согласно завещанию, забальзамировали и замуровали в пол одной из комнат театра-музея, где оно находится и по сей день.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: