Василий дмитриевич поленов: картины и биография - JEKATERINBURG.RU

Василий дмитриевич поленов: картины и биография

Василий Дмитриевич Поленов: картины и биография

  • Год рождения: 1 июня 1844
  • Дата смерти: 18 июля 1927
  • Страна: Россия
  • Работы художника находятся:
    Русский музей
    Третьяковская галерея

Биография:

Будущий талантливый мастер пейзажной, жанровой и исторической живописи родился в 1844 году в многодетной и просвещенной дворянской семье. Именно окружение Василия в детские годы оказало на него огромное влияние, сделав его восприимчивым к различным проявлениям жизни и подарив возможность отражать свои чувства на полотне.

Удивительный талант художника сформировался под влиянием бабушки, которая воспитывала детей, прививая им любовь к искусству и русской природе. Она поощряла художественные способности внуков и их любовь к рисованию. В детстве на Василия оказал огромное влияние северный Олонецкий край с богатейшей природой, практически незатронутой человеческим влиянием.

Будущий художник после гимназии пошел учиться на физмат университета Санкт-Петербурга, но и свою любовь к живописи не забыл. После занятий он учился в Академии Художеств, посещая множество разнообразных занятий и классов по разным дисциплинам в этой сфере. Василий был разносторонним и богато одаренным человеком. Кроме рисования, он увлекался оперным искусством, хорошо пел и писал музыкальные творения.

Для получения художественного образования мастеру пришлось прервать курс обучения в университете и закончить Академию (с серебряной медалью). В это время он уже успешно выставлялся и получал за свои выдающиеся работы признание и награды в виде золотых медалей. Но все это не вскружило голову молодому человеку, и он успешно завершил учебу в университете на юридическом факультете.

С помощью академической стипендии художник уезжает заграницу, побывав в странах, которые сейчас стали Австрией, Германией, Италией. Он много времени прожил во Франции, в Париже, где создал знаменитое полотно «Арест графини д’Этремон», которое принесло ему звание академика.

Жизнь художника была бурной и очень интересной. В 1874 году он вместе с Ильей Репиным живет и работает во французской Нормандии, где пишет многочисленные пейзажи, отражающие красоту местной природы. Через два года он возвращается в Россию, а когда начинается русско-турецкая война, становится официальным художником при ставке будущего императора Александра III.

Следующие годы жизни художника тесно связаны с преподаванием и работой с театральными декорациями. Преподавание в знаменитом Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве связано с именами таких в будущем известных художников, как Коровин, Левитан и множество других.

На выставке художников-передвижников в 1877 году картина Поленова «Московский дворик» становится известной и очень популярной, а сам мастер приобретает статус основателя нового жанра, названного «интимным пейзажем».

Став членом Товарищества передвижных художественных выставок, художник увлекается пейзажной живописью и много путешествует по местам, связанных с древней историей и зарождением христианства. Любовь к природе и большим открытым пространствам заставляет его приобрести имение над рекой Ока, которое сейчас всем хорошо известно как Поленово. Там мастер обустроил все по своему вкусу, построив дом и художественные мастерские по своему проекту. В своем имении он много и продуктивно работал над полотнами, а также занимался образованием сельских детей, в том числе и обучая их живописи.

В последующие годы художник неоднократно выезжает заграницу для получения нужных сведений и художественного материала для своих полотен. Он провел много лет над созданием серии картин на евангельскую тематику, побывал в Италии и Германии.

Во время Первой Мировой войны его картины участвовали в благотворительных выставках, проводимых для сбора средств раненым и пострадавшим от военных действий. После революции художник жил в своем имении и продолжал работать над художественными произведениями, отражая в них красоту и безбрежную мощь русской природы.

Мастер прожил долгую, плодотворную и насыщенную событиями и свершениями творческую жизнь. Он скончался в возрасте 83 лет и похоронен в Поленово, в своем любимом месте, где он часто рисовал с натуры. После художника осталось множество картин и его дом, ставший музеем.

Василий Поленов

Биография

Василий Поленов — один из главных русских пейзажистов XIX века. Художник запомнился обществу как тонко чувствующий натуралист, ревностный последователь христианства. Его непринятая обществом картина «Христос и грешница» стала частью личной коллекции императора Александра III, а полотно «Московский дворик» послужило родоначальником жанра «интимный пейзаж».

Детство и юность

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая (1 июня по новому стилю) 1844 года в Санкт-Петербурге. Мальчик и его сестра-близнец Вера стали первенцами прославленного археолога Дмитрия Васильевича и художницы, детской писательницы Марии Алексеевны Воейковой. В семье воспитывались еще трое детей: Константин (1848 г. р.), Алексей (1849 г. р.), Елена (1850 г. р.). Брат Александр умер в младенчестве.

Художник Василий Поленов

Мария Алексеевна, занимавшаяся живописью под руководством Карла Брюллова, любила рисовать портреты. Благодаря этому современники знают, как выглядел Василий Поленов в детстве.

Дети воспитывались в творческой семье. Бабушка Вера Николаевна Воейкова прекрасно знала русскую историю, любила народную поэзию и сказки. Внуки часто приезжали в ее имение в Тамбовскую область. В родном доме их ждали состязания в искусстве рисовать, сочинять и пр. За лучшие работы бабушка дарила самодельные медальки.

Портрет Василия Поленова. Художник Илья Репин

Родители тоже поддерживали творческие порывы детей, нанимали именитых педагогов из Академии художеств, например, Павла Чистякова. Впоследствии Василий Дмитриевич преуспел в пейзажном жанре, а его сестра Елена стала одной из первых женщин-иллюстраторов детских книг.

Поленов рано почувствовал тягу к холсту и собирался поступать в Академию художеств, но родители настояли на получении «серьезного» образования. В 1861-1863 годах молодой человек получил общие знания в Олонецкой губернской мужской гимназии в Петрозаводске, затем вместе с братом Алексеем овладевал точными науками на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского Императорского университета.

Василий Поленов и меценат Савва Мамонтов

В свободное от занятий время Поленов посещал курсы в Академии художеств, изучал не только живопись, но и анатомию, начертательную геометрию, биологию. Здесь будущий художник раскрыл еще и музыкальный талант: пел в хоре, сочинял композиции на фортепиано, был завсегдатаем оперы. Значительно позже, в 1906 году, в Московской консерватории состоялась премьера оперы Поленова «Призраки Эллады».

Окончив в 1867 году ученический курс с серебряными медалями за свои картины, Поленов не покинул альма-матер, а поступил на юридический факультет. Спустя 5 лет удачно защитил диссертацию на тему «О значении искусства в его применении к ремеслам».

Живопись

В 1867 году Поленов запечатлел любимую бабушку Веру Николаевну на холсте, и этот портрет стал дебютной работой автора.

Картина Василия Поленова «Портрет Веры Николаевны Воейковой»

Интересный факт: в ряде источников указано, что в 1869 году художник получил малую золотую медаль за картину «Иов и его друзья». На самом деле работа принадлежит однокурснику Поленова, прославленному живописцу Илье Репину. Василий Дмитриевич же получил первую творческую награду — большую золотую медаль — в 1871 году за полотно «Христос воскрешает дочь Иаира».

За проявленный талант Поленова и Репина направили на стажировку в Европу. Несмотря на осознанный возраст — 27 лет, Василий Дмитриевич не мог определиться, какому жанру себя посвятить. За вдохновением он пошел в музеи, обратившись к мастерам пера: Карлу Пилоти, Габриэлю Максу, Арнольду Беклину, Гансу Макарту.

Картина Василия Поленова «Христос воскрешает дочь Иаира»

В 6-летней стажировке родились пейзажи «Белая лошадка. Нормандия» (1874), «Итальянский пейзаж с крестьянином» (1874), «Аббатство в Редоне» (1876), портрет «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон» (1875), который в 1876 году обеспечил Поленову звание академика искусств.

Посетив Вену, Мюнхен, старейшие города Италии и Франции, в 1876 году художник вернулся в Россию с четким видением дальнейшего творческого пути.

«Я попробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, пейзаж, марину, портрет головы, образы животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь», — писал в дневнике Поленов.

Заняться творчеством сразу по приезде Василий Дмитриевич не успел — началась Русско-турецкая война. Впрочем, государи, наслышанные о выпускнике Академии художеств, пригласили Поленова занять место официального художника при Александре III.

Ужасы войны мастер пера переносил не на монументальные холсты, а на бумагу — его фронтовые эскизы печатались в журнале «Пчела». Больше внимания Поленов уделял мирным пейзажам. В годы противостояния Российской и Османской империй были созданы «Бабушкин сад» и «Московский дворик» (1878), сразу после войны — «Заросший пруд» (1879).

Картина Василия Поленова «Московский дворик»

Картина «Московский дворик» считается одной из наиболее известных в творчестве Поленова. Она запечатлела жизнь горожан в разгар летнего дня: женщина тащит коромысло, дети играют в траве, а рядом пасется запряженная лошадь. На заднем фоне – загороженный домами, но могущественный Спас на Песках. Коллеги Поленова по ремеслу отнесли холст к самобытному жанру — «интимный пейзаж».

В начале 1880-х годов в творчестве Василия Дмитриевича появились восточные пейзажи и библейские мотивы. В тот период биографии художник совершал поездку по колыбелям христианства: Константинополю, Палестине, Сирии. В дороге родились картины «Вифлеем», «Олива в Гефсиманском саду», «Источник Девы Марии в Назарете» (1882).

Картина Василия Поленова «Заросший пруд»

Тогда же Поленов начинал писать эпохальное полотно «Христос и грешница». Замысел картины «Христос и грешница» (другое название — «Кто без греха?») появился у Поленова под впечатлением от полотна «Явление Христа народу» Александра Иванова. Художника хотел показать Иисуса, который не просто появляется, а существует среди мирян.

Работа над произведением велась долго, и если бы не сестра-близнец Василия Дмитриевича, вряд ли бы завершилась — умирая, Вера взяла с брата обещание, что он допишет картину и сделает ее большого формата. Первые эскизы житейской истории Христа появились в 1870-х годах, а окончательное произведение — в 1888-м.

Читайте также  Голубая комната (ванна), пабло пикассо - анализ картины

Картина Василия Поленова «Христос и грешница»

«Христос и грешница» была воспринята с сомнением, цензоры даже отказывались пускать полотно на выставку. Александр III приобрел картину для собственной коллекции, и расположение императора к художнику сразу поменяло мнение общества.

На вырученные средства Поленов купил участок в Тульской губернии, на берегу реки Оки. Позже здесь была возведена усадьба Борок. Вид, открывающийся из окон имения, лег в основу полотен «Золотая осень», «Стынет. Осень на Оке близ Тарусы», «Часовня на берегу Оки» (1893).

Картина Василия Поленова «Золотая осень»

В 1900-е годы художник собирал материал для первой и единственной серии картин «Из жизни Христа». Выставка, состоявшаяся в 1909-м, имела громогласный успех и навсегда поместила имя Поленова в список лучших живописцев современности.

Финальная картина Василия Дмитриевича «Ока. Пароход “Владимир”, превращенный в буксир» датируется 1920 годом.

Личная жизнь

В личной жизни Василия Поленова была только одна женщина — Наталья Васильевна Якунчикова, дочь московского купца. Она стала женой художника в 1882 году.

Василий Поленов на лодке с дочерьми Натальей и Ольгой и доктором И.И. Трояновским

В браке родились 6 детей. Первенец Федор, появившись на свет в 1884-м, не прожил и двух лет. Затем родились Дмитрий (1886 г. р.), Екатерина (1887 г. р.), Мария (1891 г. р.), Ольга (1894 г. р.) и Наталья (1898 г. р.).

Смерть

Смерть настигла Василия Дмитриевича Поленова на 83-м году жизни, 18 июля 1927 года, в усадьбе Борок. Похоронен на сельском кладбище на берегу реки Оки. По последней воле усопшего на могиле установлен олонецкий крест.

Могила Василия Поленова

После ухода из жизни продолжило жить наследие Поленова. Сейчас в усадьбе Борок расположен Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова. Руководителями учреждения во все времена были родственники художника.

Василий
Дмитриевич Поленов

Василий Дмитриевич Поленов (20 мая (1 июня) 1844, Санкт-Петербург – 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область) — выдающийся русский пейзажист, мастер исторической и жанровой живописи, педагог Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Ученик Павла Чистякова, учитель Исаака Левитана и Константина Коровина. Талантливый декоратор, организатор народных театров.

Особенности творчества художника Василия Поленова: картинам Поленова присущи яркие, чистые цвета, а также нехарактерный для русской живописи 2-й половины ХIХ века избыток солнечного света и воздуха. Художник считается создателем так называемого «интимного пейзажа», «лирического пейзажа», «пейзажа настроения»; первым в русской живописи представил пленэрный этюд как самостоятельное произведение искусства. Поленов живо интересовался проблемами живописной техники, химии красок и их взаимодействия, проводил эксперименты, направленные на длительную сохранность красочного слоя, благодаря чему большинство картин Василия Поленова очень хорошо сохранилось.

В 1871-м году в Императорской академии художеств произошло небывалое – большую золотую медаль присудили сразу пятерым конкурсантам: Поленову, Репину, Макарову, Зеленскому и Урлаубу. Это вызвало переполох и скандал. Оказывается, великий князь Владимир Александрович, взявшийся курировать Академию, был просто не в курсе, что конкурс для того и существует, чтобы выбрать одного, лучшего.

Менять своё необдуманное решение великий князь отказался наотрез: не царское это дело – брать слова назад. Все пятеро получили право на заграничное пенсионерство. Но на торжественном обеде Владимир Александрович подошел с поздравлениями только к отцу Поленова. «До чего же трогательно! – захлёбывались восторгом экзальтированные дамы. – Великий князь благодарит отца за картину сына!» Некая мадам Брок высказалась о превосходстве «Воскрешения дочери Иаира», конкурсной картины художника Поленова: «Как заметно, что она написана молодым человеком из хорошей семьи!» Даже сестра-близнец Василия Поленова, Вера, и та поддержала эту высокомерно-аристократическую риторику: «Остальные мне не понравились, все пахнут русскими художниками (не в обиду будь сказано), даже хвалёный Репин» .

Крамской (разночинец из Острогожска) пренебрежительно говорил Репину (солдатскому сыну из Чугуева) о петербуржце и потомственном аристократе Поленове: «Этот барин» . Критик Владимир Стасов, недолюбливавший картины Василия Поленова, курьёзно доказывал художнику, что у того сам «склад души – нерусский» и лучше бы Поленову не возвращаться в Москву, а поселиться где-нибудь в Париже или Берлине, это, дескать, больше бы ему подошло.

Вся биография Поленова опровергает эти нелепые предрассудки. Конечно, он привозил великолепные этюды из Палестины (1, 2, 3), да и картины Василия Поленова, созданные в Нормандии и Греции, Египте и Ливане, хороши (1, 2, 3, 4, 5, 6). Но лучшие, знаковые и наиболее известные картины художника Поленова – это именно русские виды, «интимные» пейзажи, написанные в старой Москве и всех тех местах, где подолгу жил Поленов – родительском имении Имоченцы на речке Оять, легендарной усадьбе Саввы Мамонтова Абрамцево и в собственном поленовском имении на Оке, близ Тарусы, названном колоритным местным народным словечком «Борок» (1, 2, 3, 4, 5, 6).

«Здесь почему-то считают меня аристократом , – сетовал в письмах Поленов. – Это какое-то недоразумение. Я никаких дворянских качеств в себе не чувствую. Постоянно работаю, да и выше всего люблю работу» .

«Молодой человек из хорошей семьи»

Василий Поленов – редчайший среди русских художников XIX века случай, когда стать художником было, что называется, «на роду написано». Любимая бабка Поленова по материнской линии Вера Николаевна Воейкова, «бабаша», как ласково, несмотря на деспотический нрав, звали её внуки, была дочкой архитектора Николая Львова (известного нам по портретам Левицкого) и воспитанницей поэта Гаврилы Романовича Державина. Она любила стихи, рассказывала сказки, а карамзинскую «Историю государства российского» цитировала чуть не наизусть. Многие картины художника Поленова обязаны своим появлениям тем впечатлениям от семейных историй, крестьянского быта и живописной природы деревни Ольшанка, куда Поленов приезжал к бабушке.

Малолетних внуков «бабаша» развлекала так: устраивала конкурсы на лучшую картину. Всё по-настоящему, с вручением медалей, как в Академии: «золото» Васе, «серебро» Вере, равнодушным к рисованию Алёше и Косте – ничего, а «бронзу» – маленькой Лиле. И не так уж неправа была бабушка Воейкова, с девочками разве что ошиблась: красавица Вера, даром что с Василием они были рождены в один день и час, никакими художественными задатками не обладала, а вот младшая «Лиля» (Елена Поленова) станет первой в России профессиональной женщиной-художницей.

Отец Поленова Дмитрий Васильевич служил дипломатом в Греции, коллекционировал античные древности, дружил с Карлом Брюлловым, а его жену Марью Алексеевну (мать художника) Брюллов даже немного учил живописи – она писала акварели. Детей с малолетства приобщали к искусству. Когда в Петербург было доставлено «Явление Христа народу», над которым художник Иванов работал в Италии два долгих десятилетия, Поленовы со всеми пятью детьми несколько раз ходили посмотреть и «приобщиться». Это детское воспоминание стало для будущего художника определяющим. Известные картины Поленова на библейские темы (1, 2, 3) получили импульс из ярчайшего впечатления, когда Василий подростком увидел картину Иванова.

«Они – колорист»: картины Василия Поленова как «протоимпрессионизм»

Родители Поленова пригласили Павла Чистякова учить сына живописи. Знаменитый впоследствии педагог, Чистяков тогда был простым студентом. Он сразу оценил дар юного Поленова к красочной гармонии, величая его «на Вы» и поясняя: «Они – колорист» .

Современники и последователи Поленова будут ценить его, прежде всего, за ясность и чистоту красок, за нетипичный для русского искусства того времени, почти импрессионистский избыток света и воздуха. Картины Василия Поленова буквально переполнены ими. Не только лучезарный «Московский дворик» – даже его «Горелый лес» поражает праздничной яркостью зелени.

Очень скоро покупатели красок в московских лавках станут наивно требовать: «Дайте нам краски, как на картинах художника Поленова! Такие, знаете, яркие, солнечные, пусть даже они будут стоить дороже!»

Поленов не был художником-психологом или живописцем идеологического склада, как многие его друзья-передвижники. Его интересовала именно художественная сторона дела, соотношение красок, гармония колорита. В Московском училище ваяния, живописи и зодчества он станет приобщать своих учеников, среди которых выделялись Левитан и Коровин, к «химии красок», к секретам их смешивания и наложения на холст, к возможностям и эффектам их таинственного взаимодействия.

Любовь в жизни Поленова: несчастная и счастливая

А вот в любви Поленов оказался, действительно, аристократом. Его прозвали «рыцарем красоты», знакомые дамы уверяли, что Поленов, не замеченный ни в каких случайных связях, даже апельсин чистит элегантно, как принц. Когда он впервые серьёзно полюбил, ему было уже около 30-ти. Это случилось в Риме. Поленов часто бывал в художественных кругах, собиравшихся у Адриана и Эмилии Праховых, Саввы и Елизаветы Морозовых. Там он и увидел впервые 18-летнюю Марусю Оболенскую, русскую девушку, учившуюся в Италии оперному пению. Вспыхнувшее чувство Поленова было таким сильным, что лишило его слов. Его называли «влюблённым аскетом». Он так и не решился объясниться с Марусей. А потом случилось непоправимое: она умерла в результате медицинской ошибки. Ослабленной болезнью Оболенской была ошибочно сделана прививка от оспы, оказавшаяся смертельной. Позже смерть сестры-близнеца Веры приведёт к созданию мрачной картины Василия Поленова «Больная»: в ней будут угадывать черты и любимой девушки художника, и его любимой сестры.

Вторая любовь настигла Поленова еще более внезапно: в купе поезда ему встретилась очаровательная женщина. Оказалось, её тоже зовут Мария – Мария Климентова, и – о чудо! – она оперная певица, какой могла бы стать и Маруся Оболенская. Поразившись совпадению, Поленов влюбился горячо и страстно. Климентова не отвечала взаимностью, но и не отвергала явно, то приближая художника к себе, то отталкивая. Позднее похожую интрижку, основанную не на любви, а на пустом женском тщеславии, эта оперная дива заведёт с писателем Чеховым. Поленов же, вернувшись из очередной зарубежной поездки, с горечью узнал, что Мария Климентова скоропостижно – нет, не умерла, как Маруся Оболенская, а выскочила замуж за какого-то адвоката, от неудовлетворённости начала выпивать, приобщилась к карточной игре.

Читайте также  Портрет бии медичи, аньоло бронзино, 1542

Утешения художник искал, как всегда, у друга Саввы Мамонтова, в его усадьбе Абрамцево. Только там он отдыхал душой, отдаваясь творчеству. На абрамцевских пленэрах написаны многие известные картины Поленова, там он создавал декорации для спектаклей, писал для них музыку, вместе с Васнецовым и Репиным разработал проект и оформление знаменитой абрамцевской церкви – «сказочного» Храма Спаса Нерукотворного. Поленов не сразу понял, а потом еще долго не мог поверить, что по нему вздыхает родственница Мамонтовых, Наташа Якунчикова. Она была на 14 лет моложе художника, вышивала по его эскизам церковные хоругви и любила Поленова горячо и молча. Когда взлелеянное детище всех обитателей Абрамцево – церковь – была достроена, первыми в ней повенчались Наталья Якунчикова и Василий Поленов.

Наталья Васильевна станет одной из самых преданных жён русских художников: творчество и картины Василия Поленова будут составлять смысл её жизни. В семье Поленовых родится шестеро детей. Поленовы обзаведутся усадьбой Борок близ Тарусы (там написаны известные картины Поленова с видами Оки), построят школы и церковь, будут лично оплачивать труд учителей в соседних сёлах Бёхово и Стахово, создадут замечательный народный театр и «диораму» из картин художника Поленова (своего рода «кругосветное путешествие» для крестьян, не выезжавших дальше родного села) – в общем, станут всячески содействовать тому, чтобы тяжелая и временами беспросветная русская жизнь стала хотя бы отчасти такой же лучезарной, светлой и красочной, как лучшие картины Василия Поленова.

Василий Поленов: жизнь и творчество художника

Василий Дмитриевич Поленов (20 мая (1 июня) 1844, Санкт-Петербург — 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область) — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог.

Содержание

Биография Василия Поленова

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец — Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, — был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью.

Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых, но наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с одним из преподавателей — П.П. Чистяковым — стала определяющей для жизненного пути Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах.

После долгих колебаний в 1863 году он, окончив гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем на физико-математический факультет (естественный разряд) Петербургского университета.

Одновременно по вечерам в качестве вольноприходящего ученика он посещает Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах, но так же с интересом слушает лекции по предметам анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Не прекращает Поленов и занятий музыкой. Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов, но и сам пел в студенческом хоре Академии.

Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись в занятия живописью. Сделав тем самым правильный выбор, ведь уже в 1867 году он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает серебряные медали за рисунки и этюд.

В 1871 году он получает диплом юриста.

Творчество Поленова

В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году (одновременно с Ильёй Репиным) за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» — большую золотую медаль.

Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1872 году, Поленов отправился за границу в качестве пенсионера академии. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже и написал там в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон», обеспечившую ему в 1876 году звание академика.

Возвратившись в том же 1876 году в Россию, вскоре отправился на русско-турецкую войну, в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III).

С 1870-х Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи. В 1882—1895 годах художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян.

В 1877 Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI передвижной выставке Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину «Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке. После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового жанра — «интимного пейзажа».

С 1879 года состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок. Приобретает славу мастера эпического пейзажа, которую затем приумножит, поселившись на Оке и совершив путешествия по местам, связанным с колыбелью христианства.

В 1881—1882 отправляется в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой для себя манере письма.

В 1883—1884 в Италии продолжает работу над картиной «Христос и грешница», в 1887 она экспонируется на XV-ой выставке передвижников.

В 1888 пишет картину «На Тивериадском (Генисаретском) озере».

Биография Василия Поленова – создателя настроения

Василий Дмитриевич Поленов, картины которого составляли гордость России во все времена, знаменитый художник, мастер пейзажа, исторической и жанровой живописи, педагог и реформатор, заслуживший признание на родине как при царском правлении, так и при советской власти.

Происхождение

Родился в Санкт-Петербурге 1 июня 1844 года в дворянской семье, известной в русском просвещённом обществе. Предки будущего художника занимались науками, юриспруденцией и внесли достойный вклад в развитие Отечества. Отец, Дмитрий Васильевич, был уважаемым дипломатом, в культурном плане разносторонним человеком, как и мать, Мария Алексеевна. Василий и Вера (двойняшки) были первыми детьми супругов Поленовых, в будущем семья станет многодетной: родятся ещё сыновья Алексей и Константин и дочь Елена.

Детство

Можно сказать, биография Поленова-художника началась с ранних лет – родители всегда внимательно относились к природным наклонностям детей, к тому же мать в молодости сама увлекалась живописью. Поэтому, видя явное дарование старшего сына, родители занялись его художественным образованием всерьёз, для него нанимались лучшие учителя. В будущем кроме него живописью увлечётся и младшая Елена, которая станет первой в России женщиной, владеющей профессией художника.

Из детских воспоминаний Василия Поленова наиболее яркие связаны с долгими месяцами, проведёнными с семьёй в имениях родственников (на Тамбовщине и Русском Севере). Именно здесь Василий, городской житель, сблизился с природой особенным образом, полюбил её и научился различать сотни неуловимых оттенков зелени, за которые и получит множество похвал в будущем. Игры детей тоже были непосредственно связаны с живописью: бабушка по материнской линии, женщина властная, но безгранично любившая внуков, устраивала для них конкурсы с наградами. В них, впрочем, всегда побеждал Вася.

Учёба

После окончания гимназии Петрозаводска в 1863 году Василий поступил в университет Санкт-Петербурга на физмат, а по вечерам ходил на лекции и практические занятия в Императорскую академию художеств. Кроме того, творчество Поленова распространялось и на музыку: он посещал музыкальные представления, пел сам и даже писал музыкальные пьесы.

Вскоре точные науки были на время вытеснены занятиями так манившей живописью. В 1867 году с серебряными медалями слушатель натурного класса Поленов закончил курс художественной академии. Затем он предпринял попытки заработать золотые медали по классу исторической живописи. Снова пришлось выделить время на университет (очень настаивали родители), с 1868 по 1872 год он изучает юриспруденцию и успешно защищается. В тот же период с победной наградой заканчивает Академию художеств.

Первые поездки за границу

Летом 1867 года Поленов впервые едет за рубеж. Всемирная выставка в Париже впечатлила молодого художника – картины Поленова, которого ещё учитель Чистяков называл редким колористом, стали по краскам ещё интереснее и богаче.

В 1872 году художник путешествует по Европе как пенсионер Академии. Результатом этой длительной поездки стала работа, принесшая ему в 1876-м звание академика.

В 1874-м составил компанию Репину, вместе художники-отличники Академии открывали для себя Нормандию как кладезь великолепных пейзажей.

На войне

В 1876 году Поленов как доброволец оказался в русской армии на сербско-черногоро-турецкой войне и заслужил множество наград – он проявил себя храбрым воином. Уже при штабе под командованием цесаревича, будущего императора Александра III, Поленов принимал участие и в русско-турецкой войне в 1877-м. В этот период художник сделал много рисунков и этюдов – для прессы на злободневные темы (бытовые, а не батальные) и для своих будущих картин.

Но в целом, что он за художник, Поленов ещё не определился, чувствовал в себе «какой-то недочёт», хотя уже понимал, что в действительности обладает незаурядным потенциалом. Надо было его раскрыть.

Передвижник и основатель нового жанра

С 1877 года живописец перебрался в Москву. Жизнь в арбатском переулке привела Поленова к картинам, ставшими его лучшими произведениями. Так на 6-й Передвижной выставке в 1878 году картина под названием «Московский дворик» вызвала шквал хвалебных отзывов, хотя сам автор не видел в ней ничего особенного. Зрители нашли в работе Поленова, художника-философа, особый шарм, воздействием схожий с высокой поэзией и лиричной музыкой, которые рождают в душах самые хорошие и чистые чувства. С этого времени картины такого типа стали выделяться в отдельный жанр, названный «интимным пейзажем». С 1879 года Поленов вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. Его картины, эпические пейзажи, обогатили биографию Поленова-живописца лаврами славы и наделили его ореолом знаменитости.

Читайте также  Портрет кристины датской, герцогини миланской, ганс гольбейн младший, 1538

Экспедиция по библейским местам

В 1881 году Василий Поленов, картины которого уже пользовались популярностью у коллекционеров и ценителей живописи, отправился в важную поездку с целью сбора материалов для будущего масштабного полотна на тему Евангелие. Воодушевлённый «Явлением Христа народу» Александра Иванова, Поленов задумал очеловечивание главного героя, изображение Христа не божеством, а почти обычным, но всё же особенным человеком. В Палестине, Египте, Константинополе и Сирии художник кропотливо изучал материалы: архитектуру, костюмы, типажи людей, сделал много зарисовок и этюдов. Эта работа с периодическими поездками за границу заняла у художника почти два десятка лет. Появилась возможность осуществить мечту – обзавестись собственным имением – продажа картины «Христос и грешница» принесла необходимые средства.

Собственная усадьба

В 1890-м на Оке в Тульской губернии Поленов купил имение, в тиши сосен выстроил дом (проект обдумывался уже давно) и назвал усадьбу Борок (сосновый бор ласково). Василий Дмитриевич очень полюбил эти привольные места, перебрался сюда, что-то постоянно строил и обустраивал: то мастерскую с огромным окном, то класс, где занимался с сельскими ребятишками. В будущем мечтал превратить Борок в гнездо искусства, а затем и в музей, первый общедоступный в провинции. Близ усадьбы в селе Бёхово по проектам Поленова построены церковь, школа и народный театр – художник искренне радел за просвещение крестьян и воспитание у их детей художественного вкуса.

Сегодня усадьба носит имя художника – в Поленово дом-музей, он открылся ещё при жизни художника. Здесь сохранена обстановка и предметы быта тех времён. Первым директором дома-музея стал сын художника Дмитрий.

Личная жизнь

До женитьбы серьёзный Поленов был увлечён лишь дважды: в Риме Марусей Оболенской, скоропостижно скончавшейся, позже в Москве Марией Климентовой. Обе пассии занимались оперным пением, имели одинаковое имя – это казалось художнику чем-то значимым. Но Климентова предпочла ему известного адвоката Муромцева, за которого вышла замуж.

С разбитым сердцем, Поленов старался отвлечься – подолгу гостил у Мамонтовых в Абрамцеве. Здесь собирались художники разных поколений, родня, друзья – всегда было много народу. Среди них Наташа Якунчикова, молоденькая родственница хозяйки. Она испытывала чувства к Поленову с самого момента знакомства, и старалась подавить их. Но любимый образ преследовал её всюду, не давал спокойно жить. Не в силах справиться с собой, Наталья первой открылась Поленову. Тот был изумлён и теперь взглянул на девушку иначе…

В 1882 году они обвенчались. Этот брак принёс счастье обоим супругам. У них родятся шесть детей: два сына (один из которых, первенец, умер младенцем) и четыре дочери. Наталья, которая сама хорошо рисовала и могла бы стать настоящей художницей, целиком посвятила себя семье. Когда дети подросли, она занималась общественными делами – режиссировала самодеятельные спектакли в построенном Поленовыми театре, занималась делами школы. «Пока смерть не разлучит» — это о чувствах, данных свыше, и о браке Поленовых длиной в 45 лет.

Неспокойные годы революций

В отличие от многих других усадеб, которые горели с 1905-го, Борок уцелел. Поленова крестьяне уважали: он давно отдал им лучшие пахотные земли, построил церковь, школу, развлекал и просвещал их удивительными зрелищами (спектаклями и диорамой). В 1918 году сельский сход обсуждал судьбу «барина», и Поленовых оставили в покое. В своей усадьбе они пережили все лихие времена, терпеливо возделывали землю, приходилось вместе с односельчанами и голодать.

В 1924-м грозило выселение – тогда за пожилого мастера заступился Бухарин. Через два года Поленов получил звание народного художника Республики и право пожизненного пользования усадьбой.

Последние годы художника

После признания художника новая власть сделала шаг на пути к стабилизации жизни в стране – позволила проводить выставки его работ – пейзажи никак не противоречили принципам Советов. Это было отрадно старому художнику. Ведь природа, героиня его полотен, владела его сердцем, и он желал делиться этой любовью со зрителями.

Но самое большое счастье для него было находиться в усадьбе, на родных для его детей просторах, в окружении семьи. Здесь его и не стало 18 июля 1927 года, знойным летом, любимым временем года живописца. Наталья пережила супруга на 4 года.

Лучшие картины Поленова

Список произведений творчества Поленова огромен, но есть картины, названия и описания которых должны знать все. Многие из работ мастера, по свидетельствам зрителей, приносят им умиротворение, наполняют души гармонией и светлой радостью.

Самые известные картины:

  • Московский дворик, 1878;
  • Бабушкин сад, 1878;
  • Заросший пруд, 1879;
  • Цезарская забава, 1879;
  • Христос и грешница (Кто без греха?), 1888;
  • Золотая осень, 1893;
  • Мечты (На горе), 1900;
  • Эллада, 1890-е.

Перефразируя Василия Поленова, которого за личностные качества в сочетании с высочайшим профессионализмом называли «рыцарем красоты», можно сказать, что он создавал действительно ценные произведения искусства – ведь они в полной мере дают наслаждение, утешение и хорошее настроение зрителю в мире, где так много грязи. И тяжёлая жизнь становится легче и счастливее.

«Заросший пруд» Василия Поленова – для дум о времени и жизни

Василий Поленов — мастер русского пейзажа

Василий Дмитриевич Поленов (Vasily Dmitrievich Polenov; родился 20 мая 1844 года — умер 18 июля 1927 года) — гениальный русский пейзажист XIX — начала XX вв. Картины Василия Поленова передают трогательную красоту средней полосы России, одновременно отображая настроение автора. Творчество живописца посвящено также евангельским сюжетам.

Василий Поленов известен не только своим уникальным художественным талантом. Он увлекался музыкой, созданием декораций, организацией народных театров. Мастер проявил себя как талантливый педагог: в его художественной мастерской обучались Исаак Левитан и Константин Коровин.

Биография Василия Поленова

Василий Дмитриевич Поленов, уроженец Санкт-Петербурга, был выходцем из семьи дворян. Он появился на свет 20 мая 1844 года, будучи вместе с сестрой-близнецом Верой первенцем у известного археолога и дипломата.

С малых лет детей в семье приобщали к искусству, приглашали к ним лучших педагогов. Отец дружил с Карлом Брюлловым, собирал античные древности, мать увлекалась живописью, писала детские книги, бабушка хорошо разбиралась в истории России, любила фольклор.

В 1863 г. Василий Поленов поступил в Императорский университет Санкт-Петербурга на факультет физики и математики. По вечерам юноша посещал Академию художеств и так увлекся занятиями, что временно оставил основную учебу. В 1867 г. он окончил ученический курс, заслужив за свои картины серебряные медали. После этого Поленов вернулся в альма-матер, где получил уже специальность юриста.

Дебютной работой художника стал портрет любимой бабушки. Большую же золотую медаль ему вручили в 1871 г. за произведение «Христос воскрешает дочь Иаира».

За свои выдающиеся способности Василий Поленов удостоился стажировки за границей. В Европе он посещал музеи, детально изучал творения гениев кисти. Будущий мастер определялся, какому жанру живописи себя посвятить. Во время путешествия он создал ряд произведений — портреты, изображения животных, пейзажи.

В Россию живописец вернулся с ясным осознанием своего творческого пути — понял, что ближе всего ему именно жанр пейзажа. Василий Поленов был приглашен на должность официального художника при императоре Александре III. В годы Русско-турецкой войны он создавал свои знаменитые картины о природе.

На заре 1880-х в живописи мастера появились библейские мотивы на фоне восточных пейзажей. Художник совершил паломническую поездку к евангельским святыням. Маршрут пролегал через Константинополь, Палестину, Сирию, Египет. В дороге Василий Дмитриевич и писал свои произведения.

На вырученные от картин средства Василий Дмитриевич приобрел участок на побережье Оки в Тульской губернии и возвел усадьбу Борок с великолепным парком. Здесь живописец создал много прекрасных пейзажей.

В 1900-е годы мастер накапливал материал для серии работ «Из жизни Христа». Устроенная в 1909 г. выставка принесла ему громогласный успех. Свой же финальный пейзаж Поленов написал в 1926 г.

18 июля 1927 года 83-летнего художника не стало. Василия Поленова похоронили на местном сельском кладбище.

Самые известные картины Василия Поленова

Картины Василия Поленова воспевают любовь к родному краю, утверждают христианские ценности. Среди шедевров, получивших мировое призвание, можно назвать следующие:

  • «Московский дворик» (1878) — произведение воссоздает идиллический вид старой Москвы с ее патриархальным укладом. Стройные силуэты церквей соседствуют с повседневным бытом.
  • «Бабушкин сад» (1878) — типичный поленовский пейзаж-настроение: запущенный дворянский особняк с одичавшим густым садом. Дряхлая бабушка с молодой цветущей внучкой символизируют противопоставление старого и нового, неумолимый бег времени.
  • «Заросший пруд» (1879) — картина характеризует Поленова как гениального колориста. Пейзаж строится на градациях зеленого цвета, от него веет спокойствием, умиротворением и некой загадочностью.
  • «Деревня Тургенево» (1885) — произведение подкупает непритязательной красотой природы обычного русского местечка, демонстрирует умение Поленова видеть прекрасное в самых обычных вещах.
  • «Христос и грешница» (1888) — сюжет произведения художник задумал в студенческие годы, но воплотил лишь в зрелом возрасте. Картину еще до выставки выкупил император Александр III, опередив Павла Третьякова.

Василий Поленов прожил долгую жизнь, сумел воплотить многие замыслы. В усадьбе Борок сегодня расположен музей-заповедник в честь великого художника.

Замечательные пейзажи, а также произведения других жанров можно найти на портале Very Important Lot. Здесь ценители искусства участвуют в аукционах с целью пополнить свои коллекции шедеврами русских и зарубежных живописцев. Отдельного внимание заслуживают работы современных художников, на сайте есть возможность недорого купить картины напрямую у авторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: