Украинская хата, илья ефимович репин - описание картины - JEKATERINBURG.RU

Украинская хата, илья ефимович репин — описание картины

Украинки на портретах Ильи Репина

Это была его Родина. Здесь он родился, увлекся природой, людьми, их обычаями, бытом, народным искусством. Он был украинцем и по характеру своего творчества. В полотнах И. Репина украинская стихия блещет всеми своими красками.

Тематика работ художника на украинскую тематику разнообразна. Это, в первую очередь, запорожское казачество. Также это полотна, посвященные повседневному быту. Художественное наследие И. Репина является важным источником для изучения украинской традиционной одежды. Яркими и запоминающимися своей колоритностью являются полотна, где представлены женские костюмы. Искренне восхищаясь красотой и колористикой украинской женской одежды в письме к В.Стасову он писал: «Только малороссиянки и парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются девчата. это действительно народный, удобный и грациозный костюм. А какие дукаты, монисты!! Головные повязки, цветы! А какие лица. А какая речь! Просто прелесть, прелесть и прелесть. «

В 1873-1876 гг. Илья Репин находился во Франции, где имели успех картины итальянок в национальной одежде Леона Бонна. Современников поражала его мастерство воспроизведения каждой детали, умение показать особенность осанки, красоту и фактуру одежды. При этом автора интересовал не этнографизм, а игра цветов, оттенков, яркость красок. Под влиянием творчества Л. Бонна появляется серия картин И. Репина с изображением украинок.

Эти картины представлены под катом.

Илья Репин
«Украинка»

Первая «Украинка» была написана в 1875 году. На ней изображена девушка, в задумчивости опершаяся на ограждение. Прекрасно выписаны ее руки, юное лицо и разноцветные бусы на шее, голова, украшенная полевыми цветами и колосьями.
Илья Репин
«Украинка возле тына»

Не менее искусно выполнена и вторая картина «Украинка возле тына», написанная через год – в 1876 году. Сложив руки на груди, спокойно у тына стоит девушка. Голова ее повязана разноцветной яркой лентой, шею и грудь украшает ожерелье. Поверх темно-красной плахты спускается ярко-красный пояс. Лицо ее изображенное таким, как поется в украинских народных песнях: с черными бровями и карими очами.

Как на первой, так и на второй картине ярко представлен комплекс женского народного костюма: вышитая сорочка, пояс, плахта, юбка, украшения, головной убор. Неизвестно точно, кто именно и при каких обстоятельствах позировал для этих работ Репину. Однако принимая во внимание определенные особенности, присущие традиционному наряду, можно утверждать, что эти костюмы характерны для Полтавщины.
Илья Репин
«Портрет Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала Михаила Ивановича Драгомирова»

В 1889 г. И. Репин пишет портрет Софьи Михайловны Драгомировой, дочери киевского генерал-губернатора М. Драгомирова. Девушка одета в украинский народный наряд, украшена бусами и крестами. Головной убор представлен фиолетовым платком, украшенным фиалками. Верхняя одежда, изображенная на картине, включает в себя зеленую юбку, украшенную красными шерстяными хвостиками, что характерно для киевской и полтавской народной одежды, и такого же цвета зеленую корсетку с красными нашивками на ней («перчиками»), очень распространенную в различных вариациях на территории Слобожанщины. Для этого этнографического региона характерны также большие кресты, нанизанные между бусинами, что изображено как украшение на портрете С. Драгомировой. Весь этот комплект народной одежды, представленный в данном портрете, был характерен также для Сумщины, откуда родом София Михайловна Драгомирова.

Статья. «Пейзажи Ильи Репина».

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

магистр психологии, клинический психолог. .

психолог-консультант, клинический психолог. .

«IQ и EQ как основа успешного обучения»

  • для учителей, репетиторов и родителей
  • свидетельство + скидки на курсы для всех!

Пейзажи Ильи Репина.

Илья Репин известен своими работами, показывающими реальную жизнь людей того времени, проблемы, историческими картинами, портретами.

Мне бы хотелось затронуть другой аспект его творчества — пейзажную живопись. Ильёй Репиным написаны несколько пейзажей, не так много по сравнению с работами о российской действительности.

«Деревня Мохначи близ Чугуева», картина выполнена в светло-коричневых тонах, изображает простую крытую соломой избу, изгиб речки и крестьян, идущих по своим делам. Пейзаж реалистичен, несколько размыт и близок к импрессионизму своей схематичностью.

На полотне «Абрамцево» изображён солнечный день, красивая женщина смотрит вдаль. Это жена художника Вера Алексеевна. Летнее солнце, радость, спокойствие — заставляет смотреть на картину долго и забыть о проблемах, суете.

«Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве» работа, от которой веет романтизмом. Мостик, выписанный до самой мельчайшей детали, даже сломанная доска придаёт реалистичности, деревья, речка. Изящно одетая женщина на прогулке, производит впечатление романтической особы, понимающей красоту природы и размышляющей на разные темы.

На полотне «Дорога через узкий проход » видна тропка, вроде бы обычная, но приглядевшись, замечаем полевые цветы, а наверху облака. Приходит мысль, о том что обычный солнечный день вспоминается через много лет как момент счастья.

«Аллея в парке. Качановка» — это картина, где зелень, солнце и человек, читающий газету или книгу в парке. Сразу представляется как в жаркий летний день, приятно быть защищённым ветвями деревьев от жаркого светила. Поместье было местом, где Илья Репин работал над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», вместе с ним в имении находился ученик Валентин Серов. В Качановке жили многие известные личности, в том числе братья Константин и Владимир Маковские. В творческой атмосфере Илья Репин в окружении единомышленников, возможно под их влиянием написал пейзаж, показав своё понимание природы и мгновения счастья.

«Пальна. Вид с балкона», история этой картины особенно увлекательна. Илья Репин в 1881-1882 посещал усадьбу Стаховичей. Эту картину он подарил Софье Александровне Стахович. Меня заинтересовала судьба этой женщины. Внучка генерала эпохи наполеоновских войн П. Н. Ушакова. Знала языки, была фрейлиной Александры Фёдоровны. Дружила с семьёй Л. Н. Толстого, единственная женщина, совершавшая с ним верховые прогулки. Илья Репин написал картину «Пальна. Вид с балкона.» в подарок Софье Стахович. Эта уникальная женщина была автором книги «Сиротка», проиллюстрированной Ильёй Репиным. Софья Александровна работала над подготовкой юбилейного издания сочинений Л. Н. Толстого.

Узнав о судьбе этой уникальной женщины, хочется внимательнее рассмотреть пейзаж и представить, как приятно бродить по аллеям старинного парка и вести неспешную беседу. Полотно выполнено неяркими красками. Парк старые деревья, лучи солнца, античная скульптура, прямая дорожка, возможно, приятные воспоминания художника о счастливых днях.

«Украинская хата» — казалось бы просто мазанка, освещённая солнцем, петух и куры, гуляющие неподалёку. Известно, что Илья Репин родился в Чугуеве. Наблюдения детства не забываются. Есть версия, что однажды в Абрамцево историк Николай Костомаров прочёл письмо запорожцев к турецкому султану, это заинтересовало Илью Репина. Он начал подготовку к написанию картины на данный сюжет. Для большего понимания особенностей быта Репин вместе с Серовым, своим учеником едет на Украину. Илья Репин делает зарисовки, наблюдает. Хотя, я думаю, Илья Репин многое помнил с детства.

Художник создал небольшое количество пейзажей, но они отражают ещё одну грань творчества художника, позволяют по — новому взглянуть на знакомые места, задуматься, увидеть красоту природы, понять, что живописец создавал произведения не только на острые социальные и исторические темы, а понимал очарование окружающего мира.

multikiron

multikiron

Творчество Ильи Ефимовича Репина справедливо относят к наивысшим достижениям русской реалистической живописи второй половины XIX века, к вершинам передвижнического искусства. Репинский талант поражает своей разносторонностью и могуществом. Мастер исторической и жанровой картины, выдающийся портретист, блестящий колорист, тонкий лирик и автор эпических полотен, он оставил колоссальное творческое наследие.

Репин был величайшим реалистом. Окружающим часто приходилось слышать от него жалобы на бедность фантазии. Но дело не в бедности фантазии художника, а в том, что по характеру своего дарования он не мог писать «от себя», по воображению, не мог увлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое горение. Но при всей своей любви к зримой красоте материального мира Репин был ярым противником непосредственного творчества. Ему было свойственно глубокое проникновение в существо предметов и явлений. Он выступал — за искусство, «просвещенное светом разума». «Судья теперь мужик», – утверждал художник-демократ Репин и требовал от искусства беззаветного служения интересам народа. Все это позволило художнику создать на глубоко реалистичной основе искусство высокого стиля, отвечающее на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.
Илья Ефимович Репин – художник, к славе которого даже приблизиться не мог никто из современников, постоянно – и в лучшие времена – называл себя «трудолюбивой посредственностью», высказываясь о собственных работах более чем неодобрительно. Он прожил долгую жизнь, при нём сменилось несколько художественных формаций – он их провожал, встречал, оценивал.
Жизнь и творчество этого человека безраздельно связаны с Украиной, её историей и народным бытом. Как без освещения украинистики невозможно полное представление о наследии выдающегося художника, так и история украинской художественной культуры будет неполной без отображения его творчества, посвященного Украине.
Илья Репин оставил богатое и разнообразное художественное наследие, его ранние росписи церквей в Украине уничтожены во время войны, многочисленные жанровые, бытовые картины, портреты и произведения на исторические темы хранятся в музеях России, Украины и в частных коллекциях.
Волшебная сила искусства Репина обусловлена необыкновенной любовью художника к своему народу, высокой требовательностью к себе, творческим подходом к каждой работе. Для Репина искусство было неотъемлемой потребностью души, делом, которому он отдал всю свою жизнь.
Родился Илья Ефимович Репин в 1844 г. в небольшом городке Чугуеве под Харьковом, который в то время был военным поселением. Отец Репина также был военным поселенцем.
Жестокое подавление народных бунтов, несправедливость, невероятная эксплуатация трудящихся — это глубоко запечатлилось в душе будущего художника.
Любовь к искусству проявилась у мальчика очень рано. С семилетнего возраста краски и кисти стали для него самым дорогим в жизни. Его первыми рисунками были изображения любимых коней – вылепленные или вырезанные из бумаги. Двоюродный брат Трофим Чапыгин научил Илью пользоваться акварелью. Родители заметили страсть мальчика к рисованию и не препятствовали дальнейшему обучению. Начальные уроки рисования Илья получил в топографической школе. Первыми учителями, направившими талант мальчика, были художники И. Бунаков и Л. Персанов. Это были чугуевские иконописцы, которые, кроме икон и росписи церквей, выполняли и светские заказы, прежде всего портреты. Всему этому учился и Илья. Большое упорство и творческий подход к работе быстро принесли славу. Юный художник становится лучшим иконописцем, однако мысли его были устремлены в Петербург, в Академию художеств .

Читайте также  Русский музей в санкт-петербурге - картины, россия

И вот 18-летний юноша с сотней заработанных рублей, без каких-либо протекций, на свой страх и риск отправляется в путь. Петербург встретил его неприветливо. Конференц-секретарь Академии посмотрел на его работы и сказал: «Ну, вам еще далеко до Академии. Идите в Рисовальную школу». Однако Репин не растерялся. Он ищет подработки и поступает в Рисовальную школу Общества поощрения художников , где настойчиво изучает технику рисунка.

Живописные и графические произведения, созданные Репиным в годы пребывания в Академии художеств, могут показаться свидетельством раздвоения его творческих усилий. Отчасти так оно и было. В 60-х годах XIX века знамя борьбы против самодержавия взяли в свои руки революционеры-демократы. Это движение проникло и в стены Академии художеств. Идейным наставником Репина стал один из самых активных организаторов товарищества передвижников И. В. Крамской, который направляет начинающих художников на путь критического реализма, народности, борьбы с самодержавием.
Первая значительная картина Репина, созданная в период учебы в Академии,— «Бурлаки на Волге» (1870—1873). В ней правдиво, без украшательства показан трудовой народ, доведенный до состояния вьючных животных.
В 1871 году Репин окончил Академию художеств, получив за программ­ную работу на заданную к конкурсу тему «Воскрешение дочери Иаира» большую золотую медаль, которая давала право на заграничную пенсио­нерскую командировку.
Пробыв за границей с мая 1873 по июль 1876 года, преимущественно в Париже, Репин, как и ряд других художников его времени (Перов, Поленов), не дожидаясь окончания срока пенсионерства, вернулся в Россию и сразу же поехал к себе на родину, в Чугуев, мечтая в непосредственном общении с народом почерпнуть новые темы и образы для своего творчества. Пребывание в Чугуеве оказалось очень плодотворным: там им были созданы первые крестьянские портреты-типы («Мужичок из робких» и «Мужик с дурным глазом»),

написаны первая картина на революционную тему «Под жандармским конвоем» и довольно живые и острые, но не слишком глубокие обличительные сценки «В волостном правлении»

и «Эк­замен в сельской школе».

Тогда же были написаны замечательные портреты
Т.П. Чаплыгина (1877), двоюродного брата Репина, с которым он связывал свое первое увлечение искусством и соседки Репина, красавицы Любицкие.
все портреты принадлежат Харьковскому художественному музею, где хранится лучший сборник произведений художника в Украине.

В это время Репин становится общепризнанным портретистом. Он подмечает и отображает самые существенные черты человека, превращая индивидуальное в типичное, например портрет
М. П. Мусоргского, написанный Репиным перед самой смертью композитора,
актрисы П. А. Стрепетовой, писателя JI. Н. Толстого, основоположника всемирно известной картинной галереи П. М. Третьякова и др.

В 1877 г. Репин из Чугуева переезжает сначала в Москву, а затем — в Петербург.

Жизнь и творчество Ильи Ефимовича тесно были связаны с Украиной. Он горячо любил Украину. Это была его Родина. Здесь он родился, навсегда восхитился природой, людьми, их обычаями, бытом, народным искусством. Творческая, педагогическая и общественная деятельность его также была связана с Украиной. В 1867, 1876, 1877 гг. он жил в Чугуеве, в 1880 и 1882 гг. посещал Киев. Дружил с М. Кропивницким, Н. Мурашко, А. Праховым,
Д. Яворницким (в 1900 г. посетил его хутор Ивановский на Черниговщине).
С большим увлечением писал об украинском искусстве, поддерживал творчество украинских художников, а также деятельность рисовальных школ Н. Мурашко в Киеве, М. Раевской-Ивановой в Харькове, Одесской рисовальной школы.
Художник также знал украинский язык и историю украинского народа. Он являлся членом жюри комиссии по сооружению памятника Т. Шевченко. Неудовлетворённый решением комиссии, вышел из её состава, как и некоторые украинские художники. Илья Ефимович лично сделал несколько черновиков проекта памятника, поскольку высоко ценил личность Шевченко, называя его «апостолом свободы». В. К. Розвадовский намеревался создать художественную открытку, вырученные деньги от которой были направлены на сооружение памятника. Для этого Репин написал акварелью «Прометея» из поэмы Шевченко «Кавказ». Также он стал членом-основателем Общества по охране памятников Т. Шевченко, устав которого не был утверждён правительством.
И. Е. Репин оказывал помощь комитету при Обществе изящных искусств
им. В.Верещагина в г. Николаеве. Также он являлся почётным членом Киевского литературно-артистического общества и Киевского общества древностей и искусства.
Он был украинцем и по характеру своего творчества. В полотнах
И. Репина украинская стихия блещет всеми своими красками. Это картины:
• «Украинская крестьянка» (1880 г.),

• «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-1891),
• «Украинская хата» (1880),

• «Вечерницы» (1881 г.),

• «Портрет Т. Шевченко» (1888 г.),

• «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1889-1896),

• «Черноморская вольница» (1908 г.),

• открытка «Прометей» по мотивам произведений Т. Шевченко (1910 г.), четыре эскиза к проекту памятника поэту (1912 г.).
• «Солоха и дьяк» (1926),

• «Гопак» (1930, не окончен).

На закате своей жизни, работая над картиной «Гопак», Репин пишет в 1928 году:
„Прежде всего я не бросил искусства. Все мои последние мысли о нем, и я признаюсь: работал все, как мог, над своими картинами. Вот и теперь уже кажется более полугода я работаю (уже довольно секретничать) над картиной „Гопак», посвященной памяти Модеста Петровича Мусоргского. Такая досада — не удастся кончить. » – так великий художник мечтал на закате жизни помянуть своего великого друга Мусоргского.
Создал многочисленные портреты русских и украинских деятелей среди которых: С. Любечская, Н. Мурашко (1877), В. Тарновского (1880, «Гетьман») и С. Тарновской, Т. Шевченко (1888), Д. Багалея (1906), четыре эскиза проекта памятника Шевченко в Киеве (на конкурс 1910 — 14). Делал иллюстрации к произведениям Гоголя «Тарас Бульба» и «Сорочинская ярмарка» (1872 — 82), к книги Д. Яворницкого «Запорожье в остатках старины и преданиях народа» (1887), а также рисунки из памятников украинской архитектуры, украинских народных типов и т.п.
И. Е. Репин – типичный реалист, который, однако, не копировал природу, а превращал ее мотивы своей размашистой, часто почти экспрессионистической живописью. Мастерски охватывал человеческую фигуру в движении, ее типаж и выражение, а его сочные и звучные краски придавали произведению эффектной пластичности. На некоторых произведениях Репина заметное влияние импрессионизма и символизма. В зависимости от того, где и над которой тематикой он работал, периоды его творчества можно определить как украинский и русский. В творчестве он является продуктом украинско-российского культурного симбиоза. Однако с Украиной Илья Репин был связан не только происхождением, но и чувственно. Он был влюблен в украинскую природу, человека, фольклор и выдвигал проблему украинского стиля в искусстве. К друзьям Ильи Репина принадлежали украинские деятели: М. Кропивницкий, Н. Мурашко, Д. Яворницкий, Е. Чикаленко и многие другие. Между учениками были Н. Пимоненко, А. Мурашко, И. Макушенко, Ф. Красицкий, С. Прохоров, И. Шульга, Ф. Чуприненко и другие. Как педагог и критик он написал книгу «Далекое близкое» (1844-1854).
В 1909 г. на 32-й передвижной выставке появилось новое произведение
И. Репина — большое полотно под названием «Черноморская вольница», посвященное плаванию казаков по Черному морю во время похода к берегам Турции. На 46-й передвижной выставке в 1917 г. была показана картина «Гайдамаки» о восстании 1768 г. на Правобережной Украине. Над этой картиной Художник начал работу почти за 20 лет до её экспонирования: в 1898 г. сделал эскиз «Раздача оружия гайдамакам», а в 1902 г. на 30-й передвижной художественной выставке представил эскизный портрет «Гайдамак». И «Черноморская вольница», и «Гайдамаки» были проданы за границу.

Русский украинец: трудный путь к славе художника Ильи Репина

Однако, когда страны становятся независимы друг от друга, двум народам трудно «поделить» выдающихся людей. Поскольку «великие» могли родиться, по сути, в одной стране, а жить в другой.

Читайте также  Портрет джиневры де бенчи, леонардо да винчи

Главным критерием, для некоторых, становится язык. Правда, все не так просто с этим критерием. Ведь, несмотря на то, что Тарас Шевченко – это «солнце» украинской поэзии, но его проза и небезызвестный «Журнал» написаны по-русски.

Николай Гоголь, хотя и писал на русском, но знал украинский язык. Об этом свидетельствует составленный им словарик с украинскими словами в его сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки». Да и никто не станет спорить, какое значение имела Украины в творчестве «русского классика» и как по стилю отличается «украинский» и «петербургский» периоды его творчества.

Так же сложилась ситуация с еще одним нашим известным земляком – художником Ильей Репиным – уроженцем города Чугуева Харьковской губернии (сейчас это Харьковская область).

Украина и его родная Слобожанщина также, как и у Гоголя занимали значительную роль в творчестве («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Украинка у плетня», «Вечерницы»).

Детство и судьба

Родился будущий художник в 5 августа 1844 года в семье военных поселян.

«Я родился военным поселянином. Это звание очень презренное – ниже поселян считались разве что крепостные», — писал позже Репин.

Дед по отцовской линии был неслуживым казаком. Дед по материнской линии также много лет посвятил военной службе. Об отце Репин в своих мемуарах упоминал, как о «билетном солдате», который служил в Чугуевском 11-м уланском полку.

Мать Ильи – Татьяна Степановна, в девичестве Бочарова, – была грамотной женщиной. Именно она занималась начальным образованием своих детей – читала вслух стихи классиков – Пушкина и Лермонтова.

Более того, когда Ефим Васильевич Репин – отец художника подзаработал денег и купил отдельный от родителей дом на берегу Северского Донца, она организовала небольшую школу, которые посещали также дети крестьян и даже взрослые.

Поговорка гласит: «где родился там и пригодился». Вероятно, если бы не удачный случай, то Илья в будущем стал бы топографом, ведь в 11-летнем возрасте его отдали в военную школу именно на это на отделение. Данная специальность считалась в Чугуеве весьма престижной.

Но все сложилось иначе. Спустя два года эту школу закрыли и закончить обучение он не смог.

Однако, в это время у юного Репина пробудился интерес к живописи, и он настоятельно просил отца отдать его в обучение к художнику. Отец согласился и, в дальнейшем, Илья четыре года провел в артели художника Ивана Михайловича Бунакова.

Здесь она посвятил себя написанию икон и реставрации старинных иконостасов. В скором времени о талантливом ученике местного художника стало известно за пределами его родного города.

Юный герой романа

В итоге в 16 лет юный художник покину отцовский дом и за 25 рублей нанялся в «кочующую» артель художников, которая по мере возникновения заказов переезжала из города в город.

Так однажды в 1863 году Репин оказался недалеко от города Острогожска Воронежской губернии, в котором родился другой известный художник – Иван Крамской. Местные мастера рассказали, что их талантливый земляк уехал учиться в Императорскую Академию художеств в Петербурге.

Это вдохновило Илью и он сам решил уехать, чтобы «покорить столицу». Таким образом, за лето накопив на подработке деньжат молодой Репин поехал в Петербург.

Однако, несмотря на надежды Ильи, столица империи оказалась неприветлива. В Академии его поставили перед фактом: он не владеет навыками классического рисунка – созданием штрихов, теней, а также тушевкой.

Но его судьба сложилась будто у героя романа – съемная мансарда, жесткая экономия, учеба в вечерней рисовальной школе и неустанный труд – все это лишь бы покорить холодный, но блестящий Петербург.

Неуемная воля и труд юного художника дали свои плоды – его признали лучшим учеником рисовальной школы.

Повторный экзамен в Академию Репин выдержал отлично, но для того, чтобы учится ему нужно было заплатить 25 рублей. Такой суммы у него не было. Казалось бы, вот он крах всего его надежд, но Илья обратился к своему покровителю — руководителю почтового департамента, благотворителю Федору Прянишникову.

Репин учился в Академии целых восемь лет. За это время он успел обзавестись многими друзьями. Также он стал обладателем нескольких наград: серебряной медали, малой золотой медали. А за картину «Воскрешение дочери Иаира» его наградили большой золотой медалью.

Таким образом, молодой художник получил также звание первого художника и право оплачиваемой поездки на шесть лет за границу.

Бурлаки на Неве – не те, что на Волге

Первая из значительных картин художника, которая принесла ему известность стали «Бурлаки на Волге». Сюжет был навеян реальным эпизодом во время написания Репиным этюдов на Неве, когда он увидел реальных бурлаков, тянувших плоты рекой.

Его так поразил контраст между «живой тягловой силой» и беззаботными прохожими, гуляющими вдоль реки. Это произошло еще в 1868 году.

Акварельные зарисовки с бурлаками и петербургскими дачниками не понравились другу Репина художнику Федору Васильеву – он счел их слишком постановочными.

Позже в 1870 году он вместе со своим братом, а также друзьями Федором Васильевым и Евгением Макаровым, поехал на Волгу. Деньги на эту поездку, вместе Васильевым, нашел Иван Крамской. Здесь он нашел и необходимые для картины виды, и прототипы персонажей полотна.

Постепенно к Репину приходило признание. В частности, о нем слышали уже в Москве и делали ему заказы. Так в 1871 году была создана картина «Славянские композиторы». Она дала художнику возможность справиться с многолетней нуждой. Заказчик пообещал ему 1500 рублей.

В 1872 году он смог женится на Вере – сестре своего однокашника Александра Шевцова.

Правда этот брак в итоге распался. Близкий друг художника – писатель Корней Чуковский писал о том, что его первая семья была не в состоянии понять творчество Ильи Ефимовича. Веру Репину тяготила «богемная» обстановка – юные дамы, которые хотели позировать для картин ее мужа и наплыв других посетителей.

В итоге, в 1887 году супруги разорвали отношения. Дошло до того, что чета даже поделила детей: старшие переехали к отцу, а младшие остались жить с матерью. Семейные проблемы стали причиной творческой паузы художника.

Однако, все это еще впереди. До этого момента, в течение 15 лет Репин полностью посвящал себя развитию своего таланта, а заодно пожинал первые плоды славы.

В 1873 году, уже дописанная на тот момент, картина «Бурлаки на Волге» была показана на всемирной выставке в Вене, где она вызвала фурор. Здесь ее приобрел один из великих князей.

Ожившая история

После заграничной поездки художник вернулся на родину и не куда-нибудь, а в родной Чугуев. Здесь он прожил в течение практически целого года – с октября 1876 года по сентябрь 1877 года. Здесь же Репин принял решение вступить в Товарищество передвижников – объединение российских художников, вдохновленных народничеством.

Позже Илья Ефимович переехал в Москву, где начал писать полотна на историческую тематику. Однако из первых картин, написанных им после возвращения, стала картина «Царевна Софья».

В период с 1883 по 1885 годы он рисовал одну из самых известных своих картин – «Иван Грозный и его сын».

В качестве одного из натурщиков для образа убитого царевича послужил писатель Всеволод Гаршин, который через три года покончил с собой – прыгнул в лестничный пролет.

Это полотно очень не понравилось императору Александру ІІІ. Более того, чересчур «осторожные» граждане задавались вопросом, уже не намек здесь на цареубийство.

Картину разрешили забрать меценату и основателю Третьяковской галереи Павлу Третьякову. Однако, он не имел права выставлять ее на показ в галереи, поэтому полотно хранилось в закрытой комнате вплоть до 1913 года, когда император Николай ІІ, по просьбе художника Андрея Боголюбова, не отменил запрет.

Однако, и после снятия запрета картина сопровождалась предупреждением о том, что она не рекомендуется к демонстрации женщинам и детям.

Вторая известная картина Репина на историческую тематику – это «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», написанная в 1891 году.

Чтобы создать картину художник несколько раз «для вдохновения» посещал Украину, где подмечал все детали, которые могли пригодиться для работы – элементы одежды, домашней утвари и прочее.

Запорожцев он наделил чертами своих знакомых. Так, консультант и вдохновитель картины историк Дмитрий Яворницкий, тоже выходец из Украины, стал прототипом писаря, а моделью Ивана Серко послужил военнокомандующий Михаил Драгомиров.

Стоит отметить, что Репин также известен как крупный портретист. Он автор ряда портретов известных личностей: писателей Льва Толстого, Ивана Тургенева, Афанасия Фета, Всеволода Гаршина, Леонида Андреева и Тараса Шевченко (за основу послужила одна из фотографий поэта), композитора Модеста Мусоргского, художника Архипа Куинджи, Павла Третьякова и других.

Вторая любовь

Во второй раз художник женился только в 1900 году. Его избранницей стала писательница Наталья Борисовна Нордман, которая писала под псевдонимом Северова. Они встретились, когда Наталья пришла в салон именитого художника с княгиней Марией Тянишевой. Нордман читала вслух стихи, пока Репин рисовал княгиню.

Читайте также  Портрет марии барончелли, ханс мемлинг

Писательница была довольно эксцентричной личностью, однако, очевидно это и привлекло в не пресыщенного жизнью Репина. Из одной из парижских выставок он уехал с Натальей в ее имение Пенаты, которое расположено в Куоккале (сейчас территория Финляндии).

Тот же Корней Чуковский вспоминал, что чудачества Натальи выходили иногда за рамки разумных пределов. Так, она была против меха и не носила зимой шуб, а только «худое пальтишко». Кроме того, она завела обычай у себя дома пить отвар из свежескошенного сена, который якобы очень полезен для здоровья.

Также вторая супруга Репина отказалась от идеи нанять прислугу. Поэтому она в своем доме развешивала таблички о том, что «прислуга – позор человечества», и гостям нужно все делать самим. Кроме того, подача блюд за столом регулировалась механическими устройствами.

Этот брак художника тоже закончился драматически. Наталья заболела туберкулезом и уехала лечиться за границу. От финансовой помощи мужа и друзей она отказывалась. Наталья скончалась в одной из больниц.

Подводя итоги

Последние годы своей жизни Репин провел не в России, а в Финляндии, поскольку в 1918 году Куоккала стала частью территории независимой Финляндии. Художник вел переписку со своими бывшими друзьями. Его также в 20-е годы проведывал Корней Чуковский.

За несколько лет до смерти здоровье Ильи Ефимовича ухудшилось, а самое ужасное для него было, что у него начали отказывать руки.

Одна из последних картин художника, которую он так и не успел закончить «Гопак» посвящена теме Украины и ее истории.

«Прежде всего, я не бросил искусства. Все мои последние мысли о Нем, и я признаюсь: работал, как мог над своими картинами, вот и теперь уже, кажется, больше полугода я работаю (уж довольно секретничать!) – над картиной «Гопак», посвященной памяти Модеста Петровича Мусоргского. Такая досада: не удается кончить», — писал он в письме к Чуковскому.

29 сентября 1930 года Илья Репин скончался в усадьбе Пенаты.

Самые известные картины Ильи Репина

Творчество Ильи Репина знакомо каждому со школьной скамьи. Этот великий русский художник поражает силой, мощью и гениальным исполнением своих живописных полотен. Его называют самым русским из всех русских художников за то, что в своих картинах он одним из первых изобразил героизм социального протеста, и описал практически все стороны тогдашнего русского общества.

Самые знаменитые картины Ильи Репина:

Бурлаки на Волге (1870–1873)

Огромное полотно высотой 1,3 м и шириной почти в три метра изображает рабочий день волжских бурлаков. Первые задумки у художника возникли за год до начала работы над картиной. Гуляя по берегам Невы, Репин был поражён контрастом бурлаков, тянувших баржу, с цветущей окружающей жизнью. Работа над картиной продлилась три года, и для её создания Репин сделал множество подготовительных эскизов и зарисовок. Критики встретили картину по-разному. Одни восхищались реализмом жизни, другие — ругали за «величайшую профанацию». Но ведущие художники России отозвались о «Бурлаках», как о великом произведении искусства.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1880–1891)

Эта картина отличается не только масштабностью, но и интереснейшим сюжетом. Легенда гласит, что письмо было написано запорожскими казаками в 1676. Текст письма состоял из колких ответов и реплик на ультиматум турецкого «властелина мира», с включением острого народного юмора и нецензурной брани.

Этот сюжет заинтересовал Репина, и работа над картиной продлилась почти 11 лет. В своих героях Репин отобразил воплощение рыцарского духа, свободы и отчаянной храбрости. Каждый персонаж картины — огромная личность. Характеры, лица, костюмы — всё было тонко подмечено художником. Колкости, смех, искромётный юмор — можно сразу догадаться, что же такого было в том курьёзном послании турецкому султану.

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (1883–1885)

Картина изображает момент убийства Иваном Грозным своего старшего сына Ивана. В припадке гнева царь ударил сына посохом и убил его. Репин передал именно тот момент, когда отчаяние поглотило обезумевшего от горя отца.

Реакция публики на картину была неоднозначной. Но то, что она гениальна — никто не спорил. Невозможно оторваться от глаз старика, и алой горячей крови, текущей сквозь его пальцы. Смятый ковёр, световые акценты, позы героев, ужасная реалистичность произошедшего делают эту картину потрясающей, одной из самых великих произведений живописи. Из-за этого реализма картину несколько раз пытались повредить личности с неуравновешенной психикой.

Садко (1876)

Эта картина была написана художником в Париже, как протест импрессионизму. Репин не понял этого нового течения в живописи, и оценил лишь его техническую сторону, но смысла в импрессионизме не отметил.

Темой для картины стало старинное сказание о Садко. Новгородский купец Садко попал к морскому царю, и тот предложил ему на выбор невест. Садко выбрал из тысячи красавиц и заморских див, обычную русскую девушку. Репин хотел донести, что, несмотря на тысячи заморских диковин и разных заманчивых вещей, он остался верным русской истории и русской культуре.

Крестный ход в Курской губернии (1877)

Это крупномасштабное полотно Илья Репин написал после поездки в Курскую губернию, где увидел живописное шествие, крестный ход с «чудотворной иконой». По пыльной дороге на фоне вырубленного леса, идёт разношёрстная процессия, во главе которой обычные мужики торжественно несут церковные реликвии. Стоит жара и духота. Люди в толпе расслоились по сословиям. Почётных граждан и духовенство тщательно оберегает конная полиция. Кое-где нарушителей поколачивают плёткой. Простые и нищие люди озабочены серьёзностью происходящего. Реализм картины потрясает, складывается впечатление присутствия и личного участия в процессии.

Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru есть познавательная статья о самых красивых иконах.

Не ждали (1888)

Редакция most-beauty уверена, что картина Ильи Репина «Не ждали» знакома многим ещё со школы. В СССР её интерпретировали с русским народовольческим движением. Сюжет прост — семья встречает отпущенного на свободу бывшего заключённого или каторжника. По каким причинам человек был осуждён, а потом отпущен — не известно. Но в 1888 году зрители точно узнали в герое картины народовольца. Реакция членов семьи на внезапное появление обтрёпанного и измученного человека разная. Ему и рады, и боятся одновременно. Мать, жена, дети явно не готовы к подобному визиту.

Портрет Мусоргского (1881)

Портрет композитора Мусоргского выделяется драматизмом и глубиной. Он написан перед самой смертью великого композитора. Перед зрителями больной, измученный болезнью человек — отёчное красное лицо, всклоченные волосы и борода. Но, в первую очередь, лицо гения музыки притягивает потрясающе умными и печальными глазами. Это взгляд сильного, энергичного человека, снедаемого тоской и ощущением близкого конца.

Кстати, о самых красивых портретах в мире на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья.

Проводы новобранца (1878–1879)

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. затронула все слои населения России. Находясь под впечатлением от этого события, Репин решил изобразить один из самых трогательных моментов — прощание простой крестьянской семьи с новобранцем. Молодого человека провожают на войну жена, дети, родители и соседи. Всё готово к отправке — в телегу с нехитрыми продуктами запряжена лошадь, за спиной новобранца видны сочувствующие соседи. Картина наполнена печалью, и искренней тревогой, но в ней озвучена чёткая патриотическая идея — это необходимо для служения Отечеству. Полотно с успехом выставлялось во многих городах России, а Репин получил твёрдое положение в рядах художников-передвижников.

Приготовление к экзамену (1864)

Одна из первых серьёзных работ Ильи Репина наполнена юмором и озорством молодости. Этот процесс подготовки студентов к экзамену актуален и сегодня. Молодой человек на переднем плане отложил книжки и шлёт воздушный поцелуй девушке из окна напротив. Второй студент уморился от чтения, и заснул с книжкой на груди. На улице стоит весна, кипит жизнь, а студентам приходится коротать время не с барышнями, а с книжками. В то время Репин стал вольным слушателем Академии художеств, и как никому другому, ему была близка и понятна студенческая жизнь.

Портрет Третьякова (1883)

Портрет основателя галереи русской живописи Третьякова прост и скромен. Интеллигентное лицо и простая поза мецената говорят о многом. Перед зрителями возникает образ философа, думающего человека, трепетного, тонкого ценителя прекрасного. Его рука с изящными тонкими пальцами является ярким акцентом картины. Дело всей жизни Третьякова — пополнение и сохранение коллекции картин великих русских художников. Его детище — бесценное сокровище, генный код русского искусства.

Послесловие

Илья Ефимович Репин — выдающийся русский живописец — передвижник, а его творчество — вершина «передвижнического реализма». Невозможно не восхищаться его размахом и абсолютным талантом. Многие картины Ильи Репина хранятся и выставляются в лучших музеях и галереях страны.

Ниже мы решили разместить ещё несколько популярных картин Ильи Репина:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: