Украденное зеркало, макс эрнст - описание картины - JEKATERINBURG.RU

Украденное зеркало, макс эрнст — описание картины

Украденное зеркало, макс эрнст — описание картины

Сюрреализм и живопись. 1942

(Начало здесь ) В начале двадцатых годов, переселившись в Париж, Макс Эрнст отходит от де Кирико и начинает создавать сюрреалистические образы, не существующие в природе, но выглядящие как вполне достоверные. Нереальные, но вполне достоверные образы помогали художнику всматриваться внутрь себя, во многом следуя алхимической философии, символику которой он постоянно использует в своих коллажах и картинах.

Химеры и скрытые фигуры

Макс Эрнст визуализирует свои травмы и комплексы, вынося их на поверхность в образе чудовищ, в которых кроме всего прочего при соединении несоединимого рождалась настоящая поэзия в духе поэтики Лотреамона . Все искусство художника – это сны и сновидения (у Дали – бредовые состояния). В его снах наяву проявлялось невидимое, скрываемое от внешнего взгляда и табуируемое сознанием.

Мастер вводит в искусство квазинаучные образы и антропоморфные существа — химеры, позволявшие изживать собственные страхи и комплексы. Химера – это существо, состоящее из разных элементов, подобно тем, что можно видеть на Соборе Парижской Богоматери.

Молодая химера 1921

Макс Эрнст сделал химеры главными героями своих картин-сновидений. Есть такая игра, с которой с детства знакомы все. На листочке бумаги один пишет какие-то слова, потом закрывает их, скручивая бумажку, второй пишет свое, не видя предыдущей записи, то же самое делает третий и т.д. Такая же игра только с рисованием («Изысканный Труп») часто практиковалась сюрреалистами.

В ней один рисует, например, голову, потом лист подворачивается; второй дорисовывает туловище, снова лист подворачивается; третий дорисовывается ноги и т.д.. В результате получается невиданное ранее существо – химера. Именно так рождались коллажи Макса Эрнста.

У художника есть несколько ключевых химер. Одна из часто повторяющихся – человек-птица, женщина-птица, люди-птицы. Птица в его работах – символ его личной биографии. Образ связан с детскими воспоминаниями. Макс очень любил птиц, у него была с ними, по его словам, интимно-мистическая связь

Птицы, рыбы-змеи и Пугало 1921.

Но есть и конкретный эпизод: однажды у него умерла любимая птичка — соловей. И именно в этот момент в комнату вошел отец и сообщил, что у Макса родилась сестра. Для мальчика это было таким потрясением, что он невольно связал эти два события, уверенный в том, что душу птицы забрала его новорожденная сестра.

Птицы, природа, особенно не тронутая цивилизацией, всегда волновали художника и были излюбленными темами. В них есть то, что притягивало его в картинах Гогена, писавшего первозданную природу, и в картинах Анри Руссо , примитивиста и самоучки, писавшего волшебные джунгли, в которых, впрочем, никогда не был.

В тот период, Макс Эрнст делает коллажи, используя вырезки из научных журналов, иллюстраций к книгам Жюля Верна, технических энциклопедий, фотографиий и графических работ, внося в искусство квази-научную струю. Так появляются человеко-машины и киборги, в которых соединяются в единое целое человек, машина, механизмы, дома. Ярким примером такого коллажа является его «Император» (1923).

В центре картины башнеобразное существо с поднятыми вверх руками и головой. Башня, хоть и распространяет командный дух, его положение очень неустойчиво. Император похож на остановленный волчок, который вот-вот упадет на бок. Массивность башни с одной стороны и ее неустойчивое основание отражают внутренний конфликт императора, который находится в голой пустыне и полном одиночестве.

Рядом с императором — коса, символ смерти. Император — это главнокомандующий, у которого нет ни устойчивости, ни авторитета. Другой любимый образ Макса Эрнста – забор, за которым скрываются табуируемые фигуры, невидимые глазу, но составляющие сущность внутреннего мира человека. Суть забора хорошо передает русская пословица «Чужая душа – потемки». Мы слишком часто совершаем тактическую ошибку, доверяясь своему глазу.

У сюрреалистов был технический прием автоматического рисования, аналогичный автоматическому письму. Надо было рисовать очень быстро с закрытыми глазами, чтобы глаз не мог контролировать нарисованное. Прием позволял визуализировать сновидческие образы. Примером картины на тему забора у Макса Эрнста является коллаж с корявым названием «Дети, угрожаемые соловьем» (1924).

Дети, угрожаемые соловьем 1924

Здесь на переднем плане — красный деревянный забор, который открывается и можно увидеть то, что за ним скрывается, что недоступно и невидимо глазу. Первоначально картинка кажется идиллической, но чем больше вглядываешься в нее, тем становится страшнее. На фоне голубого неба разыгрывается сцена террора.

На крыше домика фигура, которая тянется к звонку, пытаясь подать предупреждающий сигнал. Во дворе видим сумасшедшую женщину в серо-белых цветах с ножом в руке. Она пытается с его помощью отбиться от соловья, который на нее вовсе не нападает. Вторая женщина, тоже в серо-белом, лежит наземле, похоже — в обмороке.

У Макса Эрнста есть два автобиографических эпизода, связанных с соловьем. Это, уже упоминавшаяся, история с рождением сестры, а второй – отроческая галлюцинация с сучком на деревянной панели, находившейся у его кровати.

Лоплоп представляет Лоплопа 1930

Сучок представился ему угрожающей головой птицы со страшным глазом и острым клювом. В этом отразилось его восприятие воображаемого как образа, который может угрожать и терроризировать, что является универсальным явлением. Именно это и и изображает в данной картине художник, освобождаясь от детского страха.

Позднее у Макса Эрнста появится мифическое существо – птица Лоплоп, в которой он воплотил самого себя. Упомяну еще одну картину, ‘Царь Эдип’, написанную в то же время и на ту же тему — забора. В ней художник ставит вопрос, следует ли доверять глазу, который скрывает то, что находится за этим забором, высвечивая лишь то, что хочет человек видеть. В картине слепой человек (Царь Эдип был слепым) познает мир на ощупь и в его воображении он выглядит совсем иначе, чем если бы человек видел его глазами.

Сюрреализм и новые техники

Дерево. Выполнена в технике фроттажа.

В 1924 году дадаизм перестал существовать, а дадаисты влились в сюрреалистическое движение, объединившись вокруг Андре Бретона, написавшего манифест сюрреализма. Начинается период более методичного исследования бессознательного с выработкой особых техник. Макс Эрнст изобрел четыре новых техники, с помощью которых он изображал скрытое бессознательное.

Сначала появилась техника фроттажа. Она многим известна как способ, когда под бумагу подкладывается дерево или монетка и натирается карандашом или грифелем. На бумаге проступает образ, который потом художник обрабатывает и получает нечто совершенно новое, чем то с помощью чего он его получил. Позднее Макс Эрнст раскроет секрет этого метода, изобразив дерево, с помощью которого он получал свои картины.

Затем он изобрел технику граттажа. В этом случае бумага или холст накладываются на предмет и краска втирается во все впадины. На холсте проявляются самые загадочные ландшафты, леса, моря, города. Граттаж позволял Максу Эрнсту окунуться в немецкую романтику волшебного леса, так характерную для Германии. В основном эти техники рождали таинственные образы природы, леса, деревьев.

Лес. 1927. Техника граттажа

Потом изобрел технику декалькомании, когда две поверхности, на которые нанесена краска, накладываются друг на друга. В результате получается совершенно фантастический цвет и богатая текстура. В этой технике выполнено несколько работ, например, ‘Наряд невесты’ (см. ниже).

В конце двадцатых годов Макс Эрнст выпускает книги с графическими коллажами. Одна из них «Женщина со 100 головами», в которых художник меняет головы женщин, в результате чего рождаются различные химеры. Так что книгу вполне можно было бы назвать «Женщина без головы».

Наконец, уже будучи в эмиграции в США, он изобретает еще один метод – разбрызгивания краски по холсту. Для этого он подвешивал банку с краской, в дне которой проделывал дырку, и раскачивал ее. При раскачивании она создавала разные фигуры.

Наряд невесты, выполненный в технике декалькомании. 1940

Так Макс Эрнст довел технику автоматического рисования до своего логического завершения. Позднее эту технику перенял Поллок. В двадцатые годы художником были написаны такие значимые для него картины, как «Пьета или Революция Night» и «Порка Богоматерью Младенца Христа с тремя свидетелями» (1926).

В них он аллегорически изображает сложные отношения, в которых были отец и сын, тем самым изживая еще один комплекс — вины перед отцом. Вторая картина вызвала настоящий скандал, поскольку, хоть и носила иронический характер, но явно имела антиклерикальную направленность.

Ангел домашнего очага или Триумф сюрреализма. 1937

В тридцатые годы появляются работы, отражающие реакцию художника на надвигающийся фашизм. Наиболее известная из них картина «Ангел домашнего очага» с параллельным саркастическим названием «Триумф сюрреализма». Картина — единственная на политическую тему, которой Эрнст откликнулся на поражение республиканцев в гражданской войне в Испании.

На ней изображен монстр, иронично названный «ангелом домашнего очага». С корявыми когтистыми руками, острым хищным клювом, зубастой пастью,вытянутыми ногами и радостным выражением лица он похож на огненную хищную птицу, напоминающую танец огня в домашнем очаге, только в данном случае — это жуткая пляска смерти.

Фигура уродливая, из ее правой ноги рождается новое существо, как раковая опухоль захватывающая другие части тела. Так художник воспринимает фашизм, который постепенно захватывал всю Европу. Во время войны Макс Эрнст был дважды арестован как немецкий гражданин, и ему чудом, с помощью друзей, удалось эмигрировать вместе с другими авангардистами в Америку.

Там его приняли с восторгом и он оказал очень сильное влияние на американское искусство. В США Макс Эрнст закончил еще одну, очень важную, антивоенную работу

Европа после дождя II 1940-1942

Это — картина выжженной земли, в которую превращается Европа в результате военного Апокалипсиса. Война только-только начиналась, но художник уже предвидел все ее последствия. Этот образ послевоенной разрухи — один из самых сильных и позднее будет использован фантастами и кинематографистами. Равных ему по антивоенной направленности и силе интерпретации ужасов войны в мире нет.

Читайте также  Биография и картины эжена делакруа

В Америке Макс Эрнст наконец-то нашел единственную женщину, Доротею Таннинг, которая сделала его счастливым после трех неудачных браков и нескольких любовных историй. Они поселились в уединенном месте в горах Аризоны, где художник спокойно работал в своем отшельничестве, наслаждаясь природой и уединением. Здесь он своими руками построил дом, который украсил необычными скульптурами, сделанными из подручных материалов и мусора.

Праздник Бога 1948

В этот период его картины становятся мягче, цвет светлеет, на смену апокалиптическим сюжетам приходят умиротворяющие образы, грёзы и фантазии, вовсе не похожие на те, что рождались в ранний период его творчества. Можно сказать, что он достиг берега земли Обетованной и его алхимическая работа на протяжении шестидесяти лет увенчалась успехом: он смог переплавить свои страхи и комплексы в золото и свет.

В середине пятидесятых годов Макс Эрнст с женой перебирается в Париж, где в 1976 году (ровно сорок лет назад), не дожив до своего восьмидесятипятилетия одного дня, он скончался. Его прах покоится на кладбище Пер-Лашез. Доротея Таннинг переживет супруга на 36 лет и умрет в Америке на сто втором году жизни. Его сын станет художником, как и внук. Сын напишет прекрасные мемуары о своем отце и художнике Максе Эрнсте.

Макс Эрнст — алхимик сновидений и мастер галлюцинаций

Макс Эрнст (Max Ernst, родился 2 апреля 1891 — умер 1 апреля 1976) — одаренный немецкий живописец-авангардист, скульптор и иллюстратор книг, неутомимый экспериментатор, стоявший у истоков сюрреализма, верный приверженец дадаизма и гений коллажа. Творчеству Макса Эрнста присущи глубина, тонкая ирония и бесконечная изобретательность. Талантливые и где-то даже провидческие картины Эрнста определили его место в шеренге величайших художников XX века.

Биография Макса Эрнста

Макс Эрнст появился на свет в многодетной семье 2 апреля 1891 года неподалеку от Кельна в городке Брюль на западе Германской империи. Отец мальчика учительствовал в школе для глухонемых малышей. Именно ему Макс обязан первыми навыками рисования. Филип-Эрнст был любителем живописи и свободное время посвящал рисункам на религиозную тему. Однажды он даже изобразил сына в виде младенца Иисуса.

Макс Эрнст рано увлекся рисованием. Все тонкости ему пришлось постигать самостоятельно. Отчасти это происходило и потому, что юное дарование отвергало всякие условности и регламент, бунтовало против правил и порядка. Он говорил, что одно упоминание о долге или обязанностях вызывало у него приступ отвращения. Разумеется, это не добавляло ему любви учителей в школе.

С 1909-го будущий художник — студент университета в Бонне. Родители видели Эрнста философом и психологом, но последняя дисциплина интересовала юношу только из-за возможности посещать лечебницы для душевнобольных. Любопытство мастера вызывало творчество сумасшедших.

Во время учебы он продолжает заниматься живописью и литературой. На его творчество оказывают сильное влияние работы Кандинского, Ван Гога (Vincent Willem van Gogh), Мунка (Edvard Munch) и других признанных мастеров. Кроме того, Макс Эрнст серьезно интересуется работами Зигмунда Фройда (Sigmund Freud), поддерживает тесные приятельские отношения с экспрессионистом Августом Маке (August Robert Ludwig Macke). Считается, что именно дружба с Маке и сыграла решающую роль в выборе Эрнстом профессии художника.

В 1914-м, когда началась Первая мировая война, Эрнста призвали на фронт, в артиллерию. И даже на передовой Макс не прекращал творить. Более того, он умудрился устроить выставку своих работ в Берлине, в 1916-м. Во время боевых действий художник был несколько раз ранен и демобилизовался в чине лейтенанта.

Война не помешала и личной жизни мастера: незадолго до подписания мирных договоров, в 1918-м, Макс Эрнст заключил брак с Луизой Штраус. Их знакомство началось еще в университете, в 1914-м. Брак, продолжался всего четыре года и распался вскоре после рождения сына.

Во время и после войны происходит сближение Макса Эрнста с дадаистами. Художник экспериментирует с коллажами и техниками живописи, устраивает выставки. В 1921-ом он уже настолько знаменит, что получает приглашение организовать персональную выставку в Париже. Его работы вызывают огромный интерес у ценителей искусства, о парижской экспозиции много пишут в СМИ. Сам же автор не смог получить французскую визу, а потому на выставке не присутствовал.

В 1921-м состоится знакомство Эрнста со знаменитой Галой и ее супругом Полем Элюаром (Paul Éluard). Эта связь с будущей музой Сальвадора Дали (Salvador Dalí) оказала серьезное влияние на творчество мастера.

В 1925-м живописец принимает участие в Первой выставке сюрреалистов, которая проходит в галерее Pierre. В том же году он изобретает технику фроттажа. Рассказывают, что на идею новой методики его натолкнуло разглядывание теней на паркете. Фроттаж Эрнст впервые применил во время оформления книги «Естественная история». При этом художник не бросает коллаж — технику, которая ляжет в основу его будущих романов. Среди них: «Неделя доброты», «Безголовая женщина» и другие.

Приход к власти фашистов — сложное время для многих немецких художников. В печально знаменитой мюнхенской выставке «дегенеративного искусства» среди прочих участвуют две работы Макса Эрнста.

В июне 1941-го Эрнст перебирается в Америку, где живет его сын от первого брака, Джимми. В США он рисует крошечные пейзажи, часто встречается со старыми друзьями-сюрреалистами. Здесь же обретает счастье в браке. Последней его женой становится художница Доротея Таннинг (Dorothea Tanning).

Несколько лет спустя супруги переселяются на юг Франции, в край солнца и виноградников. Художник популярен и востребован, его слава в зените. Французский период — один из самых ярких в карьере мастера. Ночью 1 апреля 1976 года живописец покидает земной мир. Урна с его прахом покоится в колумбарии парижского кладбища Пер-Лашез.

Самые известные картины Макса Эрнста

Большинство картин Макса Эрнста своим содержанием напоминают сновидения. Самые известные его работы:

  • «Двоим детям угрожает соловей» (1924). Картина выполнена с использование нескольких рельефных объектов и олицетворяет собой идею выхода за пределы.
  • «Одеяние невесты» (1940). Сюрреалистический шедевр напоминает сон во сне. Эффект достигается за счет висящей позади невесты копии изображения. В работе использован прием «декалькомания» (оранжевые и лиловые фрагменты).
  • «Целебесс или слоны Целебесса» (1921). Работа отражает восприятие автором явления войны, в которой он участвовал. Отдельные фрагменты угрожающей фигуры напоминают танк, противогаз, клинки.
  • «Людям это неведомо» (1923). Произведение с явно сексуальным подтекстом вполне могло бы служить иллюстрацией идей Фройда.
  • «Мадонна, шлепающая Христа» (1926). Один из наиболее шокирующих шедевров мастера. Клерикалы объявили картину богохульством. При создании использована традиционная техника масляной живописи.

В 2005 году на родине Макса Эрнста был открыт музей его имени.

А вам симпатичен сюрреализм? Тогда добро пожаловать на аукционы онлайн-площадки Very Important Lot. Здесь можно не только поучаствовать в торгах антиквариата, но и недорого купить картины напрямую у современных художников.

В Лондоне прошли аукционы современного искусства, импрессионистов и сюрреалистов

Спрос на картины мастеров XX века есть, но не превышает предложение

Картина Поля Дельво «Зеркало» установила личный аукционный рекорд художника – 7,3 млн фунтов. Изображение с сайта www.sothebys.com

В Лондоне прошли традиционные аукционы «Импрессионисты и современное искусство». Нужно сказать, что этот сегмент рынка в последнее время все больше привлекает внимание русских коллекционеров, что неудивительно: на русских торгах явственно ощущается дефицит произведений высокого уровня (на них наши покупатели денег не жалеют). Аукционные дома единодушно отмечают, что их русские клиенты расширили сферу интересов, поэтому к результатам торгов работами импрессионистов (пользующимися в России уважением со времен Щукина и Морозова), сюрреалистов и современных авторов стоит присмотреться внимательнее.

Аукционный дом Christie’s стал первопроходцем – первые вечерние торги искусством сюрреализма в рамках торгов искусством XX века состоялись 2 февраля.

Полотно Пабло Пикассо «Голова женщины» ушло за 18,8 млн фунтов при оценке в 16–20 млн фунтов.

Самой дорогой картиной аукциона стала работа Макса Эрнста «Украденное зеркало». Этот зачарованный пейзаж, полный символов и сказочных фей, привлек к себе внимание покупателей, но эстимейт превысил ненамного, хотя и был продан за солидные 7 млн 642 тыс. фунтов. Из других «миллионников» выделяется лаконичная по цветовой гамме и композиции «Женщина и птица ночью» Жоана Миро, которую приобрели за 5,1 млн фунтов. Монохромный, серо-черный «Арлекин» Пабло Пикассо ушел за 1 млн 463 тыс. фунтов, а завораживающие «Девы острова Адама» (1942) Рене Магритта почти достигли цены в 2 млн фунтов. Всего этот аукцион принес 29 млн 487 тыс.

На вечерних торгах «Импрессионисты и современное искусство» одним из самых успешно проданных лотов стало полотно Марка Шагала «Влюбленные и Эйфелева башня» (1928), ушедшее за 7 млн фунтов. Идиллию пары на фоне ярко-красной башни дополняет летящий к ним с венком зеленый ангел (или эльф). «Автопортрет с растопыренными пальцами» (1909) – раннюю работу Эгона Шиле, в которой превалирует черный цвет с золотом (чувствуется влияние учителя Шиле – Густава Климта), – приобрели за 7 млн 250 тыс.

А вынесенный на обложку каталога центральный лот – лихо закрученный «Мотор» (1918) Фернана Леже – был продан в рамках эстимейта за 5,2 млн фунтов стерлингов. Выполненная в розовато-зеленоватой гамме картина «Обнаженная женщина за туалетом» Огюста Ренуара почти в два раза превысила эстимейт и ушла к покупателю за 3,900 млн. С таким же превышением был продан ранний «Портрет», написанный Полем Сезанном, за который в итоге заплатили 1,2 млн фунтов стерлингов. Всего на аукционе наторговали на 66,430 млн фунтов.

Читайте также  Биография и картины художника гюстава моро

Работа Алексея фон Явленского «Абстрактная голова. Синий-Красный» с результатом 602 тыс. фунтов стала самой дорогой на дневных торгах «Импрессионисты и современное искусство», состоявшихся 3 февраля. Продававшаяся там же большая керамическая ваза с изображением двух обнаженных дев работы Пабло Пикассо ушла за 542 тыс. Картину «Дама в шляпке» Кеса ван Догена, изображающую жизнерадостную розовощекую молодую девушку в зеленом платье, прогуливающуюся с собакой по берегу моря, приобрели за 422 тыс. фунтов. Всего дневные торги принесли устроителям 11,5 млн фунтов.

Момент продажи картины «Женщина и птица ночью» Жоана Миро. Фото пресс-службы аукционного дома Christies

3 февраля с вечерних торгов, посвященных сюрреалистам, стартовал Sothebys. Среди топ-лотов – Рене Магритт, работы Сальвадора Дали, Ман Рея и Поля Дельво. Картина последнего под названием «Зеркало» (1936) оказалась здесь самой дорогой и заодно установила личный аукционный рекорд художника. Молодая дама в обшарпанной комнате, но элегантном вечернем туалете сидит перед зеркалом, в котором отображается она же, но уже обнаженная и на фоне усадьбы с парком. Дельво сделал картину в картине, играя с восприятием зрителя, создавая своеобразный переход между мирами действительным и мнимым. Интересно, что общая выручка аукциона составила 15 млн фунтов стерлингов, а продажа этой картины Дельво принесла почти половину этой суммы – 7,3 млн фунтов.

Вечером того же дня прошел аукцион «Импрессионисты и современное искусство». Здесь главенствовал Пабло Пикассо. Его яркое, узнаваемое полотно «Голова женщины» (Портрет Мари-Терез Вальтер, 1935) ушло за 18,8 млн фунтов, оставшись в рамках своей оценки в 16–20 млн фунтов. Вроде бы неплохой результат продажи, но нынешний продавец явно рассчитывал на хорошие дивиденды, ведь он приобрел эту картину в 2013 году за почти 40 млн долл., что при пересчете в фунты все равно не принесло ему желаемой прибыли.

На второй строчке оказался Клод Моне с пейзажной работой 1908 года «Вид на палаццо Дукале с Сан-Джорджо Маджоре». Во время своего пребывания в Венеции Моне создал 37 полотен, на которых изобразил ключевые городские достопримечательности: вид на Гранд-канал, Сан-Джорджо Маджоре, Рио делла Салюте; палаццо Дарио и да Мула, Контарини и дворец Дожей. Произведение знаменитого импрессиониста тоже не поставило каких-либо рекордов на торгах – оценка 12–18 млн, а уход составил 11,6, даже ниже стартового эстимейта. Кстати, другая, ранняя работа Моне 1872 года «Гора Рибуде в Руане. Весна», оцененная в 10–15 млн фунтов, так и осталась непроданной. «Урок фортепиано» (1923) Анри Матисса – насыщенная композиция раннего периода мастера – представляет Генриетту Дарикарэр (любимую модель художника в то время), играющую на музыкальном инструменте, и двух ее младших братьев, расположившихся неподалеку от нее. Не достигнув нижнего эстимейта в 12 млн, работа была приобретена за 10,7 млн фунтов. Этот аукцион Sotheby’s стал самым прибыльным – выручка составила почти 79 млн фунтов.

Поздняя работа Марка Шагала «Молодожены с двумя букетами» еще – один заметный лот аукциона. Изображения с сайта www.sothebys.com

На следующий день, 4 февраля, прошла утренняя, завершающая сессия аукциона «Импрессионисты и современное искусство». Топ-лотом стал монохромный рисунок Винсента Ван Гога «Молящийся старик». За произведение 1872 года, выполненное на бумаге размера 66,1х52,9 см заплатили внушительные 1,085 млн фунтов. К слову, рисунок работы Густава Климта «Лежащая обнаженная с длинными волосами» ушел за 221 тыс. фунтов (оценка 100–150 тыс.).

Из других лотов стоит отметить картину Марка Шагала «Молодожены с двумя букетами» 1980 года. На выполненной в голубоватых тонах картине жених нежно обнимает свою невесту, облаченную в белое платье с фатой. Оцененная в 600–800 тыс. фунтов, работа осталась в пределах эстимейта и была продана за 749 тыс. фунтов. Так же, в пределах эстимейта, нашла нового владельца картина Оскара Кокошки «Гамбург. Гавань II» (1961) – написанная в яркой импрессионистической манере картина ушла за 485 тыс. фунтов (эстимейт 400–600 тыс.). Итог торгов – 21,63 млн фунтов.

Итоги аукционов показали, что искусство по-прежнему продается довольно активно, другое дело, что рекордных цен не стоит ожидать. Сумма общей выручки каждых проведенных торгов оказалась вполне солидной, а количество реализованных лотов составило около 75%.

Макс Эрнст. Часть 1

Продолжатель традиции Босха и Грюневальда Макс Эрнст является ключевой фигурой искусства середины XX века. Он стоял у истоков дадаизма и сюрреализма, хотя, когда говорят о сюрреализме, на ум приходит, прежде всего, Сальвадор Дали. Но, будучи младше Эрнста на пятнадцать лет, Дали многое перенял у своего старшего коллеги.

Макс Эрнст не получил профессионального образования и вынужден был годами доказывать право быть художником. Некоторые говорят даже о комплексе неполноценности Эрнста, упорно преодолевавшим его самообразованием и экспериментированием с различными техниками автоматического письма, впервые позволявшими визуализировать образы сновидений и подсознательного.

Художник родился в Германии 125 лет назад (1891). Родился в католической семье, где и отец, и мать были скорее надсмотрщиками, чем любящими родителями, стремясь сделать детей богобоязненными и благовоспитанными гражданами. В семье родилось девять детей, трое из них умерли. Отец был глухим и потому учительствовал в школе для глухонемых, мать была домохозяйкой.

Воспоминания детства, деспотия отца во многом повлияли на смыслы и образы, которые Макс Эрнст воплощал в картинах и коллажах, изживая свои комплексы. Отец, увлекавшийся живописью, был первым и единственным наставником мальчика в рисовании. Правда, это была живопись академического толка, не допускавшая никаких иных направлений.

Позднее, когда Макс начал выставляться, отец, увидев его картины, отрекся от сына, а авангардизм сына стал своеобразной формой бунта против отца. В начале своего пути, пока юноша был в родительском подчинении, он был не вправе выбирать свое будущее. По настоянию родителей, которые в будущем видели сына преподавателем, восемнадцатилетний юноша поступает на философский факультет Боннского университета.

Здесь он получает высококлассное образование. И хотя молодой человек учился без особого прилежания и очень быстро начал уделять гораздо больше времени музеям, чем учебе и философии, тем не менее, именно философское образование сделало из него художника-философа, который работал со смыслами, а не с формами.

Из всех предметов университетского курса его больше всего интересовала психиатрия. Макс Эрнст знакомится с теорией Фрейда, которая привела его в психиатрические больницы. Здесь он заинтересовался искусством душевнобольных, которое сегодня рассматривается как особое направление в искусстве и живописи(арт брют), а тогда никто не видел в нем никакой самостоятельной эстетической ценности.

Но молодого начинающего художника живопись душевнобольных заинтересовала с точки зрения механизма творчества, в котором бессознательное играет не меньшую роль, чем сознание. Есть версия, что именно Макс Эрнст, приехав в 1922 году в Париж, рассказал будущим сюрреалистам, вряд ли читавшим Фрейда на немецком, о психоанализе, его основоположнике и теории толкования сновидений, чем во многом определил направление и идеологию их творчества. Наверное, поэтому его считают серым кардиналом сюрреализма.

Окончательное решение стать художником Макс Эрнст принял после посещения выставки французских художников Сезанна, Моне, Ван Гога, побывав впервые в Париже в 1913. В десятые годы он увлечен немецким экспрессионизмом, Эль Греко, кубистами, футуристами, Кандинским и вполне вписывался в немецкую богему.

Но началась война, его призвали в армию. И хотя Макс Эрнст служил в штабе армии, рисуя карты, из войны он выходит глубоко травмированным человеком и весьма критически настроенным по отношению к западной культуре, которая не смогла спасти мир от ужасов войны, скорее оправдывая ее.

Мировоззрение художника изменилось кардинально. Мир предстает перед ним как абсолютно иррациональный, и эта идея легла в основание всего его последующего творчества.

«Мы, молодые люди, возвратившиеся с войны, испытываем глубочайшее отвращение к окружающему нас миру, — писал он. — Оно выражается в страстном желании отвергать и потрясать устои цивилизации, которая привела человечество к этой войне. Мы готовы объявить свою войну старому языку, логике, литературе и живописи»

А в конце жизни художник пишет, что в семнадцатом году он умер и воскрес — в восемнадцатом, уже совсем другим человеком. Детские и военные травмы художник изживал и лечил постепенно, визуализируя их в химерах, антропоморфных монстрах, выжженных городах, апокалиптических пейзажах, предвосхитивших еще более страшную бойню Второй мировой. И потому имел основание писать:

«Будучи человеком заурядной конституции. я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной. Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в провидца. И обнаружил, что я влюбляюсь в то, что вижу, и хочу идентифицировать себя с виденным мною. Так рождались работы и образы самого себя» («За пределами живописи»).

Поиски своего стиля

Вернувшись с войны, художник женился на вполне обеспеченной и благопристойной девушке Луизе, правда, ее родители не были в восторге от зятя. Чрез год у них родился сын, а еще через несколько лет брак распался. Макс продолжал самообразование, открыв для себя де Кирико с его манекенами, чертежами машинообразных фигур и бесполезных механизмов.

Де Кирико вдохновил Макса Эрнста на совершенно иное творчество. Новый этап начался с организации в Кёльне вместе со своим другом, поэтом и художником Хансом Арпом группы дадаистов. Их творчество было представлено в Кёльне двумя выставками. Первая прошла в ноябре 1919, где Эрнст впервые выставил свои коллажи, выполненные в духе де Кирико.

Вторая состоялась в 1920 на территории пивоваренного завода. В этот раз Макс Эрнст поставил обнаженную девочку — ангелочка, которая пела матерные песни и декламировала такие же стихи. Это был намеренный эпатаж буржуазной публики, а по сути — акт отчаяния.

Читайте также  Дрезденская картинная галерея - время работы, адрес и видео

И по нашим меркам (вспомним Пусси Райот) такие действия выглядят вызывающими, а тогда – это был грандиозный скандал. Власти выставку закрыли, каталог конфисковали, художник стал не выездным. Именно тогда отец бросил в лицо сыну: «Проклинаю тебя, ты опозорил мое имя». Больше они не виделись.

В эти годы Макс Эрнст сформулировал для самого себя кредо: «Рисование не декоративное развлечение или пластичное изображение реальности. Картина должна быть одновременно изобретением, открытием и откровением».

От разрушения художник перешел к созиданию, к строительству нового мира со взглядом, развернутым на себя, на свое подсознание, свои комплексы, а не на внешний мир. Первой, по-настоящему сюрреалистической картиной, открывающей нового художника, стал «Слон Сулавеси (Целебес)». Она выполнена в технике коллажа, ставшей основой творчества Эрнста.

Стоит сказать несколько слов об особенностях коллажа художника. Его техника существенно отличалась от техники коллажа кубистов (Пикассо), которые делали его из намеренно разрозненных деталей, не приспособленных друг к другу, в котором разрозненность и разъединенность были главными.

Макс Эрнст делает коллаж, в котором преобладает единство. Его коллаж несет не негатив, а позитив, не разрушение, а созидание, художник строит новый мир. У него существовал свой критерий отбора деталей, свои ограничения на бесконечность возможностей и принципы, регулировавшие выбор материала и форм, делавшие это единство возможным.

В сотворенном художником единстве никогда не видно швов и стыков, детали срастаются в единое целое. Именно по этой причине Эрнст часто фотографировал свои коллажи, сознательно скрывая границы соединения деталей, следуя своей тактике сокрытия. Блестящим достижением Макса Эрнста была разработка синтаксиса коллажа, с помощью которого он управлял стилистическим единством всех своих работ.

Его коллажи, несмотря на всю их странность, стремятся к согласованности и достоверности, в результате чего возникают «правдоподобные» образы, хоть и очень странные. Ему удалось поставить сознательные ограничения в отношении произвола и аморфности, к которым легко скатиться, используя эту технику.

Детали, вырезанные из журналов, каталогов, различных руководств по ремонту, помещенные в новое пространство в определенном порядке, утрачивают первоначальный смысл, но новое существо, которое появлялется в результате такой операции, приводит в замешательство, тревожит и ставит в тупик, т.к. совершенно непонятно зрителю, привыкшему к иной эстетике.

«Техника коллажа – это систематическое объяснение случайных или искусственно спровоцированных встреч двух и более чуждых друг другу предметов в абсолютно неподходящем для этого в данный момент месте – плюс искра поэзии, которая проскакивает при сближении двух этих реальных предметов», писал художник о своей технике.

Примером именно такого, нового типа коллажа и является картина «Сулавеси» (Целебес). В центре ее – огромный слон, больше похожий на железный танк, который двигается на обезглавленную обнаженную фигуру женщины, чью правую руку обтягивает окровавленная перчатка. Здесь художник использует несколько деталей, а главное – несколько смыслов.

За основу названия картины взят индонезийский остров Целебес, по контуру похожий на слона. В основе формы слона лежит большой бункер (корзина) для хранения зерна, который Эрнст превращает в страшного железного монстра, похожего на танк, добавляя к бункеру голову и ноги. Так нереальное приобретает реальность, внося тревогу и дискомфорт в душу зрителя.

В 1921 году Анри Бретон организует выставку работ Макса Эрнста в Париже, а в 1922 году Поль Элюар помогает ему по подложному паспорту пересечь границу и приехать в Париж.

Украденное зеркало, макс эрнст — описание картины

В этой работе чувствуется не только любовь к экспрессионизму, но и стойкая симпатия к средневековой/возрожденческой немецкой живописи, что, впрочем, было характерно и для экспрессионизма.


Украденное зеркало — Макс Эрнст. 1941. Холст, масло

Эта фантасмагорическая картина создана в период охватившей всю Европу страшной войны, поэтому красота пейзажа в ней сочетается со странными, извращенными и противоестественными мотивами.
На картине изображен фантастический несуществующий город

Он стоит у моря и как будто весь состоит из отдельных элементов, увенчанных крупными, а подчас и просто гигантскими фигурами. Следуя правилам перспективы, зрителя уводит в даль длинная дорога, ограниченная с двух сторон стенами. Низкая широкая стена ограждает город от моря, а со стороны строений она становится высокой, тонкой и фигурной.

Расположенные вдали строения имеют ступенчатую конусовидную форму. Они увенчаны крупными статуями, в которых можно с определенной натяжкой опознать фигуры Будды, древнегреческого Сфинкса, колосса Родосского, статую Свободы и даже силуэт Эйфелевой башни. Эта картина дает каждому человеку возможность проверить собственное воображение.

Женщина, старик и цветок — Макс Эрнст. 1923-1924. Холст, масло. 96,5 х 130,2 см
Фон картины – морской пейзаж с очень далеким расплывчатым берегом.
Фигуры на полотне удивляют еще больше. Практически в центре странный образ, изображенный со спины – обнаженное тело с веером вместо головы, схематично изображенными руками и загадочным жилетом со сквозными «окнами», через которые виден пейзаж. Вторая фигура одета, но в очень странные вещи, она приземистая, ширококостная, держит в больших натруженных руках загадочный белый объект.

На берегу стоит еще одна странная вещь – красно-желтый объект в виде трех цилиндров на ножках. Возникает вопрос – а не это ли нечто непонятное художник назвал цветком? Эта картина дает простор фантазии.

Люди ничего не узнают — Макс Эрнст. 1923. Холст, масло. 80,3 х 63,8 см

Картина интересна тем, что каждый смотрящий на нее видит разные образы. Они рождаются в его мозге под влиянием изображения и имеющегося жизненного опыта.
контрастность и выразительность картины, где каждая деталь имеет четкую форму и идеально прописанные очертания. С этой же целью используются и открытые, локальные цвета почти без полутонов, из-за чего все произведение кажется написанным гуашью или темперой, а не маслом.


Одинокое дерево

1940, 81×100 см • Масло, Холст

«Будучи человеком заурядной конституции, я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной. Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в провидца»
. Макс Эрнст

Макс Эрнст оставил после себя обширное не только художественное, но и литературное наследие. Его писательские опыты и сегодня позволяют зрителям точнее понимать его сложные картины, от которых невозможно оторвать взгляда.

Еще в детстве Макс полюбил леса, которые окружали его родной городок. В детском сознании огромные пространства запечатлелись в виде страшных клеток, в которые заключена многочисленная живность. Позже эти детские страхи найдут свое воплощение во многих работах художника, а эксперименты с пространством сделают творчество Эрнста по-настоящему уникальным и революционным.

Второй случай произвел настолько сильное впечатление, что образы картин Макса Эрнста всю его творческую жизнь носили отпечаток этой детской трагедии и первых философских опытов. В день рождения младшей сестры будущего художника умер любимый попугай Макса. Ребенок связал эти два события воедино, посчитав, что новорожденная забрала жизнь птицы. Люди-птицы — любимые аллегории картин Эрнста.

Родители видели сына психологом или философом. Поэтому он был отправлен на учебу в университет Бонна. Макса психология интересовала лишь из-за возможности посещать клиники душевно больных. Любителя живописи заинтересовало творчество людей с больным воображением. Именно в это время Макс выбирает живопись в качестве основного занятия в жизни. До поры до времени, молодой художник вынужден свой выбор скрывать, чтобы сохранить материальную помощь от отца.

Германия начала 20 века не была законодателем мод в искусстве, уступив это первенство Франции. Несмотря на это, Эрнст находит на родине единомышленников. Молодые и творческие люди выбирают дадаизм, хулиганское направление модернизма, популярное во Франции и Испании. Одна из выставок, размещенная в известной пивной Кельна, закончилась скандалом. Посетители потребовали убрать «неприличные картинки». История попала в газеты, отец узнал, что его сын оставил университет и прекратил всякую поддержку. Наступили непростые времена для Макса.

За свою долгую жизнь Эрнст успел поработать с Бретоном и Дали, Браком и Пикассо. Он оформлял декорации для «Русских сезонов Дягилева», снимался в кино у Бунюэля.

Долгие годы Макс Эрнст вынужден был жить на положении нелегального эмигранта во Франции. А после начала Второй Мировой войны и вовсе покинуть континент, переехать в Америку. К этому времени среди его друзей были уже не только бедные художники и профессиональные критики. Судьба свела его с Пегги Гугенхайм, богатой владелицей галерей по всему миру. Отношения мецената и талантливого «сумасшедшего» переросли в супружеские, правда, не надолго.

После войны Макс Эрнст возвращается в Европу уже известным и признанным мастером. На родину художник не поехал, обосновавшись во Франции. Там же он и умер.

В историю мировой живописи Макс Эрнст вошел, как создатель целого ряда техник современной живописи, нескольких направлений искусства, которые до сих пор существуют, не потерявшись в тысячах постмодернистких стилей. Признанный гений коллажа, Эрнст первым стал использовать в создании композиций «переводные картинки». Его умение «соединять несоединимое» до сих пор восхищает зрителей, а его работы украшают коллекции не только галереи современного искусства, но и самые консервативные музеи мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: