Три грации, рубенс - описание картины - JEKATERINBURG.RU

Три грации, рубенс — описание картины

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2359)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1257)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (712)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2435)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (48)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (570)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (30)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (621)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1236)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1616)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (801)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (447)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

История одного шедевра: «Три грации» Рубенса

Снежана Петрова

По легенде, однажды к Питеру Паулю Рубенсу пришел алхимик с предложением вложиться в проект по превращению свинца в золото. На это живописец ответил, что уже знает секрет получения драгоценного металла, и секрет этот таится в мастерстве его кисти.

«Три грации» Рубенса. Источник фото: muzei-mira.com

Сюжет

«Три грации» — одна из последних работ Рубенса, написанная в 1635 году, хотя над этой темой он думал с 1620 года и не раз делал эскизы. Следуя античным традициям, живописец поместил граций в круг. Богини словно застигнуты в момент веселья, они не позируют. Фигуры их, с одной стороны, полны энергии, жизни, с другой, — расслаблены, в неге. Они олицетворяют гармонию тела и духа, воспевают радость жизни и вечность. Для поддержания этой идеи Рубенс использует в избытке синий цвет, связывая земной мир и небесную высь.

В мифологии Древней Греции, хариты (грации — в древнеримской версии) были богинями красоты, изящества, радости. Аглая, Ефросина и Талия прислуживали на пирах, создавали приятную атмосферу и всячески развлекали гостей. Традиционно в искусстве — как в живописи, так и в скульптуре — их изображали обнаженными или слегка прикрытыми прелестницами, всегда вместе, причем так, чтобы две стояли лицом к зрителю и одна спиной.

«Три грации» (1504) Рафаэля. Источник фото: wikipedia.org

Холодное мраморное сияние кожи говорит о том, что Рубенс писал граций под впечатлением от античных скульптур. Моделью для одной из богинь была вторая жена художника Елена Фоурмен. До смерти художника в 1640-м картина находилась у него дома. Затем вдова решила уничтожить все полотна, на которых она присутствовала в обнаженном виде. Наследие гения спас испанский король Филипп IV, который выкупил многое и перевез в Испанию.

Судьба художника

В мировой истории нет, пожалуй, другого художника, который был бы так же богат, как Рубенс. Он смог добиться такой высокой популярности, что не справлялся с заказами. Поэтому он был вынужден содержать огромную мастерскую, где работали не простые живописные рабы, если так можно выразиться, а настоящие мастера, почитавшие за честь быть в учениками Рубенса.

Сам художник успел написать около 600 полотен, но за его подписью известно около 3000 картин. Большая часть из них — плод коллективного труда учеников, работавших в мастерской, которая занимала половину его огромного дома в Антверпене. Начиная новый заказ, художник делал эскизы, затем отдавал картину подмастерьям, чтобы те написали фрукты, собак, интерьеры и проч. Лица Рубенс почти всегда писал сам, и обязательно дорабатывал картину перед ее выходом из мастерской.

Дом Рубенса в Антверпене. Половину занимала мастерская. Источник фото: wikipedia.org

Мать прочила Питеру Паулю Рубенсу карьеру серьезного чиновника в магистрате. Чтобы привить ему изысканные манеры, она отдала его в пажи к графине де Лален. Опыт, полученный при дворе, позднее сыграет на руку Рубенсу: он будет известен своей крайней любезностью, обходительностью, дипломатичностью. Однако в 15 лет юноша заявил о желании стать художником. И хотя это было уже поздновато для начала нового образования, мать поддержала его и отправила на учебу в Рим. Оказавшись в Италии, Рубенс сразу же поставил целью «встроиться» в местную богему. В Венеции он познакомился с герцогом Мантуи Винченцо I Гонзагой — одним из важнейших меценатов своего времени. Последний, оценив не только талант молодого дарования, но также его манеры и энциклопедические знания, пригласил Питера Пауля на службу, обеспечив тем самым покровительство, жалование и положение.

Рубенс постоянно носил с собой блокнот и в любой момент был готов начать работать. Он мог рисовать даже в седле. По поручению Гонзаги он объездил всю Италию, чтобы сделать копии всех существовавших в то время шедевров, а также отобрать работы современников для покупки. Такая служба была лучше любого образования, ведь приобщаясь к искусству великих, Рубенс мог многое перенять у них. Он и сам признавал, что взял немало у Микеланджело, Тициана, Эль Греко. Виртуозность же Рубенса проявлялась в том, как он работал с цветом, особенно при передаче оттенков кожи. Говорили, что художник добавлял кровь в свои краски, чтобы придать им жизненность.

Болезнь и смерть матери вынудили его вернуться на родину, где он и остался при дворе герцога Альбрехта, несмотря на желание вновь поехать в Рим. Оставшись дома, Рубенс сумел договориться о получении помимо основного жалования еще и гонорара за каждую картину, а также о жизни не в Брюсселе, где находился двор, а в родном Антверпене.

Автопортрет Рубенса с Еленой Фоурмен и их ребенком. 1638 год. Источник фото: wikipedia. ord

Художник королей и король художников, Рубенс считал себя мастером большой формы, монументалистом. Мифологические и исторические сюжеты, пейзажи составляли его основной интерес. Он любил работать быстро, размашисто. Кропотливое выписывание деталей изнуряло его — даже портреты он не любил писать, хотя как придворный художник был обязан это делать.

Будучи по природе натурой страстной, любвеобильной, на людях он оставался сдержанным, скрывал подробности личной жизни. Кончину первой жены Изабеллы Брант он болезненно переживал и довольно долго не решался на второй брак. Только в 53 года он выбрал себе в жены 16-летнюю Елену Фоурмен (которая, кстати, приходилась ему родственницей — она была племянницей первой супруги). Она стала его музой, светочем.

Читайте также  Картина "волы", серов, 1885

Последние годы жизни Рубенс страдал подагрой, руки отказывались служить ему — отнималась то одна, то вторая. Это вынуждало его перейти от создания монументальных работ к камерным. После кончины художника, чье сердце не выдержало очередного приступа паралича, наследники принялись делить внушительное наследство. На это им потребовалось несколько лет.

Источники:
Сайт Museo del Prado
Rubenshuis. be
«Питер Пауль Рубенс» Александр Таиров

Три грации — Питер Пауль Рубенс

Картина «Три грации» (221 х 181 см; холст, масло) была написана Питером Паулем Рубенсом в 1630-35 г.г. и в наши дни принадлежит обширной коллекции музея Прадо в Мадриде.

Итак, «Три грации». А где, собственно, «грации»? — возмущенно воскликнет зритель нашего 21-го века. Где «грации», если перед нами три еще молодых, но уже безобразно заплывших жиром тетки, явно имеющих предрасположенность к ревматоидному артриту? Где «грации»? Дряблые животы, обвисшие ягодицы, целлюлит и очевидное нежелание хоть в малой степени озаботиться своим внешним видом и сесть на диету! Вот такие они, «Три грации» Питера Пауля Рубенса!

Отчасти это верно — если смотреть из нашего 21 века.

Однако не стоит забывать: картина написана в 17 столетии — а в те далекие времена понятия о красоте и грациозности были совершенно другими. И если бы наших современных красавиц, стяжавших лавры на разных конкурсах красоты и прославивших свое имя на подиуме, отправить прямиком в 17 век — то весь тогдашний бомонд был бы глубоко шокирован немыслимым уродством наших красоток.

У каждой эпохи свои стандарты красоты — и с этим нужно смириться. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов личные предпочтения Рубенса в отношении женщин — это, поверьте, тоже имело значение. И, наконец, кого бы и в каком обличье не изобразил Рубенс — это ни в коей мере не отменяет того очевидного факта, что картина «Три грации» — подлинный шедевр живописного искусства, о котором обязательно нужно рассказать чуть подробнее.

Грации считались второстепенными божествами, но в этой великолепной работе Питер Пауль Рубенс делает их главными и вкладывает в работу все свое незаурядное мастерство. Три богини обнимают друг друга, образуя круг. Положение их ступней предполагает движение; они словно кружат в неспешном изящном танце — насколько вообще слово «изящество» применими к таким. скажем так, крепким девицам.

Обстановка такая же сочная, изобильная и даже чрезмерная, как обнаженные тела богинь. Поле, освещенное солнечным светом, проникающим сквозь густые деревья, уходит к далекому горизонту, где смыкается с небесной синевой. Тени, отбрасываемые фигурами, показывают, что они освещены источником, расположенным напротив солнца; Рубенс не реалист, его задача — достичь максимального воздействия на зрителя с помощью изобразительных средств.

Сцена орошается потоком воды, изливающимся из рога изобилия с оседлавшим его ребенком. Несколько мазков краски на его спине предполагают наличие крыла. Если так, то это Купидон, бог любви и эротики в древнегреческой мифологии, не лишенный известных недостатков, однако здесь показанный в положительном свете: изливающаяся из рога вода является своего рода благословением для мира.

Гирлянда из белых и алых роз в полном цвету, закрепленная на завитке рога и ветви дерева, отражает великолепие Божьей Благодати, перекликаясь со свежестью и красотой танцующих граций.

Три грации — очень личная картина. Рубенс писал ее для себя — что подтверждает тот факт, что на момент смерти художника она находилась в его персональной коллекции. Специалисты давно подметили, что грация слева обликом своим напоминает потреты второй жены художника, Елены Фурман. Две других грации смотрят на нее, как старшие на младшую, и, похоже, приветствуют ее, принимая в свой избранный круг.

Похоже, именно Елена, жена художника, является владелицей одежды, свисающей с ветки дерева — в картине мы можем обнаружить только один комплект одежды, причем современный, а не древний, как у богинь. Идея сделать древние мифы более современными, приблизив их, помощью различной атрибутики и аксессуаров ко временам, когда жил и творил Рубенс, и вообще в высшей степени характерна для художника, (особенно это проявляется в «Саду любви»).

Питер Пауль Рубенс женился на Елене Фурман (дочери своего друга) в декабре 1630 года, когда ей было всего шестнадцать, а ему пятьдесят три. С тех пор он любовь художника к молоденькой супруге перетекла в его картины — и не исключено, что «Три Грации» своеобразный подарок себе и супруге по поводу их божественного соединения — то есть, брачного союза.

Грации иногда упоминались в древних эпиталамиях, песнях или речах, которые произносились в ходе свадебных церемоний в Древней Греции и Риме, где любовь и плодородие играли важную роль. Клавдиан, например, в своем «Эпиталамиуме Гонория и Марии» писал, что «Грации собирают цветы для праздника».

Напомним: согласно Гесиоду и Ономакриту — грации (в древнегреческой мифологии — хариты) — три богини веселья и радости жизни, олицетворяющие изящество, привлекательность и плодородие, и являющиеся дочерями Зевса и Евриномы. Упоминаются Пиндаром:

Агла́я (греч. Ἀγλαϊα, «ликование», либо «красота», «блеск»). Жена Гефеста. Вестница Афродиты[9].

Евфроси́на (греч. Εὐφροσύνη, «радость», либо «благомыслящая»).

Та́лия (греч. Θαλία, «изобилие».

Интересно, что сегодня «отголосок» мифа присутствует есть как в итальянском, так и в испанском языках, где слова grazie и gracias означают «спасибо» — они используются, чтобы выразить благодарность за что-то полученное, и как раз «Спасибо» говорит миру Рубенс своей замечательной картиной — «Спасибо» за прекрасный мир, в котором существуют такие удивительные создания, как женщины, и «Спасибо» за то, что самая удивительная из всех женщин, Елена Фурман, стала его женой и подарила художнику третью молодость и радость истинной любви. В браке у Питера и Елены родились пятеро детей, причем, последний появился на свет уже после смерти художника.

Музей Прадо. Быть в Мадриде и не посетить музей Прадо — всё равно что приехать в Барселону и не увидеть Саграда Фамилия . Национальный музей Прадо — один из крупнейших музеев европейского искусства в мире, а заодно и один из самых посещаемых! По статистике 2019 года, посетителями Прадо стали свыше 3,5 млн человек! Причина такой популярности? Конечно же, бесценные коллекции музея.

Самое полное в мире собрание работ Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Босха, Сурбарана, Мурильо; шедевры Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Караваджо, Веронезе, Брейгеля, Ван Дейка — и список этот можно продолжать бесконечно. Что ни имя — то титан, что ни картина — то шедевр! В этих драгоценных россыпях легко потеряться — вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:

Три грации? Рубенс и античность

Гимназистки румяные
От мороза чуть пьяные
Грациозно сбивают
Рыхлый снег с облучка.

Читайте также  Картина "день рождения", марк шагал, 1915

Что вы видите, какая картинка перед глазами? Какое-то небесное создание (молодое и стройное) точеной ручкой обмахивает сиденье, на котором сидит кучер в тулупе. И еще мизинчик оттопырен! Может быть, картинка утрированная, но то, что грация в нашем представлении прочно связана с молодостью, стройностью и женственностью — это сомнений не вызывает.

Три грации пришли из мифов Древней Греции: Аглая (ликование, либо красота, блеск), Евфросина (радость, либо благомыслящая), Талия (изобилие). Ничем особенным они не выделялись, но они были молоды и красивы. Кто первый изобразил их — неизвестно.

Это римская копия II века нашей эры с греческого оригинала. А когда был сделан оригинал — уже неизвестно. Грации в этой мраморной группе — и молодые, и стройные, и девственные (как это можно предположить). У них идеальные фигурки: нет лишних складок, приятные для глаза пропорции частей тела.

Но, хотя стоят они обнявшись, каждая из них — сама по себе, связь не прослеживается ни в позах, ни в выражениях их красивых лиц.

То, что дошло до нас в мраморе и фресках, до сих пор — предмет для подражания. Не избежал соблазна повторения и Рубенс. То есть просто скопировать композицию для него не составляло никакого труда. Но он что-то искал. Что? Можно только догадываться. Сохранилось несколько эскизов, наброски, варианты картин. В каждом из них — новый поворот, новое положение рук, по-другому расположены сами грации.

Вот они держат на вытянутых руках (как атланты) корзину с цветами. Кажется, что группа сугубо декоративная: показать женское тело в разных видах. Чувствуется физическое напряжение фигур, девушки явно хотят передать корзину какому-то персонажу, который скрыт в кроне (но он высоко, а им не хватает роста). У них есть общая цель — и это видно по их лицам.

В этом эскизе — никакого физического напряжение, полная расслабленность. Подружки разговаривают о чем-то приятном. Что это может быть? Наверное, любовные забавы, — над ними вьются купидоны. Композиция почти классическая. Почти — потому что спиной к зрителю стоит не центральная фигура. Еще одна особенность — их взаимодействие. Они не сами по себе каждая, они — вместе.

Обратите внимание на выражение лиц левой и центральной фигур: даже в наброске художник передал их отношение друг к другу. Легкая ирония средней грации, успокаивающее движение правой грации, недоумение левой грации…

Еще одна попытка показать подруг в другом состоянии: ветреная погода, ветер клонит ветки кустарника (как грации оказались в кустах?), раздувает одеяния, они пытаются бежать. С другой стороны — это вроде не бег, это танец (может быть, сиртаки?). Потому что в руках крайней слева грации — бубен. Что удалось художнику — показать девушек не только спереди и сзади, но и сбоку. И не в статике, а в порыве.

Еще один рисунок, беглый набросок, опять попытка поменять положение граций. Но и это не устроило художника, набросок так и остался наброском. Видимо, потому что ему не понравилось их фронтальное расположение.

Что же искал Рубенс? Я напомню слова Байрона, приведенные в эпиграфе: «Поцеловать (наивная мечта!) Весь милый женский род в одни уста». Может быть, и Рубенс искал такое положение тел трех граций, которое бы позволило с одного взгляда увидеть «всю женщину», одновременно со всех сторон?

И еще один момент. Классика изображения граций предполагала рисовать, лепить, вырубать из мрамора девушек без излишеств, тоненьких, с едва наметившейся грудью. У Рубенса взгляд на красоту был иной, он с большим удовольствием рисовал хорошо (а в некоторых местах — даже слишком хорошо) развитые тела.

И тут я не могу удержаться, чтобы не процитировать одного из авторов ШколыЖизни.ру Вячеслава Старостина:

«Как хороша полненькая женщина! Любо-дорого поглядеть — и осаниста, и пышногруда, и такие замысловатые движения круглой попой совершает, что как зачарованные смотрим — оторваться невозможно.

У полненьких женщин нет женских прелестей «по отдельности». Все их тело — сплошное удовольствие для мужчин. Как приятно гладить упругие возвышенности и нежно касаться таинственных впадин, без опасения нащупать очередную выступающую кость.

Очень красивые линии тела у полненькой женщины. Стоит ли она, подбоченившись, сидит ли, не касаясь спинки стула, или лежит в незапахнутом халате, томно поглядывая и поигрывая локоном своих волос — все тело рисуется разной по толщине плавной линией, повторяющей эффектные формы.

Линия не обрывается где-то — она скользит, кружась по телу, и прячется в нем загадкой для мужчин».

Естественно, Рубенс не читал ШколуЖизни.ру, но если бы прочитал — согласился бы. Ибо его три грации — реализация написанного Старостиным. Хотя, скорее всего, наоборот: Старостин вдохновился тремя грациями Рубенса.

На этой картине — совсем не те идеальные грации, которые дала нам Древняя Греция. Они поплотнее, они не настолько идеальны, но в них — своя красота. А художник избежал не только статуарности своих милых созданий.

Присмотритесь — они что-то рассказывают друг другу. И они не стоят, они танцуют!

В них — не только телесная красота, в них — энергия, в них — жизнь!

Сюжет тысячелетий: «Три грации» — что считали красотой тогда и теперь.

Три грации. http://www.metronews.ru/razvlechenija/tri-gracii-chto-schitali-krasotoj/TpolfB—GzumUsf7hgLG/


1из6

По версии. Питера Пауля Рубенса (1639 год) «Это произведение представляется мне посредственным. Анатомия оставляет желать лучшего. Сильно уменьшена голова, что утяжеляет всю фигуру. Развитый таз, бедра и икроножные мышцы вполне соответствуют канонам соцреализма. Как человек, тесно связанный с единоборствами, могу сказать – не хотел бы я встретиться с этой троицей на узкой темной дорожке..

2из6
По версии. Древнего Рима «Римские копии по сравнению с греческими статуями всегда обезличены, усреднены, успокоены что-ли. Это продиктовано, с одной стороны, материалом (камень), а с другой, – тиражированием. Вот эта пресловутая «правильность пропорций» и поставлена во главу угла. Следствием является то, что девушки как из одного инкубатора. Все они слегка мальчикобразны».

3из6

По версии. Ханса Бальдунга (1540 год) «Произведения Грина, так, если не ошибаюсь, называли Бальдунга, напоминают немецких художников круга Дюрера – ведь он у Дюрера учился. Основными особенностями являются: крупная яйцеобразная голова, плечи «водопадиком»,высокая талия и выпуклый живот (как напоминание об основной функции женщины). Молочные железы небольшие и расположены очень широко. Ноги же вполне отвечают современным идеалам –худые и длинные, с тонкой щиколоткой и недоразвитой аморфной икроножной мышцей».


4из6

По версии. Жана-Батиста Реньо (1793 год) «Эта работа достаточно благополучна (что не всегда является достоинством в изобразительном искусстве). Реньо так же, как и римский копиист, боится привнести индивидуальность образу женщины. Устройство торса напоминает Венеру Милосскую характерной сутуловатостью в средней части позвоночника. Эти фигуры как будто стесняются своей наготы. Из-за этого посадка головы на коротковатой шее, направленной по диагонали вперед, как правило развернутая и слегка приподнятая».


5из6

По версии. Ирины Штанге (1920 год) «Здесь мы наблюдаем адскую смесь из Серра (пуантилизм) и образами российско-советской школы – Кустодиев, Дейнека, Кереньи, Сарра Лебедева. Слегка гипертрофированная монументальность нижней части, курносые носы, псевдокрестьянские головы. Это не русские красавицы, хотя расхожим мнением является то, что они были именно такими».

Читайте также  Картина "дорога из версаля в лувесьенн", 1870, писсарро

6из6

По версии. Интернета (наши дни) «Торсы со спины практически одинаковые. Попробуйте представить себе, что у них разные по длине ноги, будет смешно. Разный цвет волос подчеркивает желание угодить любому обывателю. Композиция напоминает принцип запряжения тройки. Коренник смотрит прямо, а головы пристяжных повернуты в стороны (девушек для этого надо просто поменять местами). Женщина все больше (по сравнению с другими эпохами) превращается в товар».

На этой неделе Рубенсу стукнуло бы 435 лет. Уже несколько веков его с нами нет, а «рубенсовские женщины» все еще вызывают аппетит у ценителей прекрасного. Всем известны его знаменитые «Три Грации». Рисовали обнаженных богинь и до него, и после. Metro разыскало работы других художников, чтоб сравнить эталоны красоты разных эпох. Оценивает шедевры знаменитый скульптор Александр Рукавишников
=================================================

Веселье голых богинь. «Три грации» Рубенса

Говорили, что художник добавлял кровь в свои краски, чтобы придать им жизненность

По легенде, однажды к нидерландскому живописцу Питеру Рубенсу пришел алхимик с предложением вложиться в проект по превращению свинца в золото. На это художник ответил, что уже знает секрет получения драгоценного металла, и секрет этот таится в мастерстве его кисти.

Грацией стала жена

«Три грации» — одна из последних работ Рубенса, написанная в 1635 году, хотя над этой темой он думал с 1620 года и не раз делал эскизы. Следуя античным традициям, живописец поместил граций в круг. Богини словно застигнуты в момент веселья, они не позируют. Фигуры их, с одной стороны, полны энергии, жизни, с другой, — расслаблены, в неге. Они олицетворяют гармонию тела и духа, воспевают радость жизни и вечность. Для поддержания этой идеи Рубенс использует в избытке синий цвет, связывая земной мир и небесную высь.

В мифологии Древней Греции, хариты (грации — в древнеримской версии) были богинями красоты, изящества, радости. Аглая, Ефросина и Талия прислуживали на пирах, создавали приятную атмосферу и всячески развлекали гостей. Традиционно в искусстве — как в живописи, так и в скульптуре — их изображали обнаженными или слегка прикрытыми прелестницами, всегда вместе, причем так, чтобы две стояли лицом к зрителю и одна спиной.

Холодное мраморное сияние кожи говорит о том, что Рубенс писал граций под впечатлением от античных скульптур. Моделью для одной из богинь была вторая жена художника Елена Фоурмен. До смерти художника в 1640 году картина находилась у него дома. Затем вдова решила уничтожить все полотна, на которых она присутствовала в обнаженном виде. Наследие гения спас испанский король Филипп IV, который выкупил многое и перевез в Испанию.

В мировой истории нет, пожалуй, другого художника, который был бы так же богат, как Рубенс. Он смог добиться такой высокой популярности, что не справлялся с заказами. Поэтому он был вынужден содержать огромную мастерскую, где работали не простые живописные рабы, если так можно выразиться, а настоящие мастера, почитавшие за честь быть учениками Рубенса.

Сам художник успел написать около 600 полотен, но за его подписью известно около трех тысяч картин. Большая часть из них — плод коллективного труда учеников, работавших в мастерской, которая занимала половину его огромного дома в Антверпене. Начиная новый заказ, художник делал эскизы, затем отдавал картину подмастерьям, чтобы те написали фрукты, собак, интерьеры и проч. Лица Рубенс почти всегда писал сам и обязательно дорабатывал картину перед ее выходом из мастерской.

Мать прочила Рубенсу карьеру серьезного чиновника в магистрате. Чтобы привить ему изысканные манеры, она отдала его в пажи к графине де Лален. Опыт, полученный при дворе, позднее сыграет на руку Рубенсу: он будет известен своей крайней любезностью, обходительностью, дипломатичностью. Однако в 15 лет юноша заявил о желании стать художником. И хотя это было уже поздновато для начала нового образования, мать поддержала его и отправила на учебу в Рим.

Мог рисовать даже в седле

Оказавшись в Италии, Рубенс сразу же поставил целью вписаться в местную богему. В Венеции он познакомился с герцогом Мантуи Винченцо I Гонзагой — одним из важнейших меценатов своего времени. Последний, оценив не только талант молодого дарования, но также его манеры и энциклопедические знания, пригласил Рубенса на службу, обеспечив тем самым покровительство, жалование и положение.
Художник постоянно носил с собой блокнот и в любой момент был готов начать работать. Он мог рисовать даже в седле. По поручению Гонзаги он объездил всю Италию, чтобы сделать копии всех существовавших в то время шедевров, а также отобрать работы современников для покупки.

Такая служба была лучше любого образования, ведь приобщаясь к искусству великих, Рубенс мог многое перенять у них. Он и сам признавал, что взял немало у Микеланджело, Тициана, Эль Греко. Виртуозность же Рубенса проявлялась в том, как он работал с цветом, особенно при передаче оттенков кожи. Говорили, что художник добавлял кровь в свои краски, чтобы придать им жизненность.

Болезнь и смерть матери вынудили его вернуться на родину, где он и остался при дворе герцога Альбрехта, несмотря на желание вновь поехать в Рим. Оставшись дома, Рубенс сумел договориться о получении помимо основного жалования еще и гонорара за каждую картину, а также о жизни не в Брюсселе, где находился двор, а в родном Антверпене.

Художник королей и король художников, Рубенс считал себя мастером большой формы, монументалистом. Мифологические и исторические сюжеты, пейзажи составляли его основной интерес, Он любил работать быстро, размашисто. Кропотливое выписывание деталей изнуряло его — даже портреты он не любил писать, хотя как придворный художник был обязан это делать.

Будучи по природе натурой страстной, любвеобильной, на людях он оставался сдержанным, скрывал подробности личной жизни. Кончину первой жены Изабеллы Брант он болезненно переживал и довольно долго не решался на второй брак. Только в 53 года он выбрал себе в жены 16-летнюю Елену Фоурмен (которая, кстати, приходилась ему родственницей — она была племянницей первой супруги). Она стала его музой, светочем.

Последние годы жизни Рубенс страдал подагрой, руки отказывались служить ему — отнималась то одна, то вторая. Это вынуждало его перейти от создания монументальных работ к камерным. После кончины художника, чье сердце не выдержало очередного приступа паралича, наследники принялись делить внушительное наследство. На это им потребовалось несколько лет.

Источники – «Дилетант-медиа» , Museo del Prado , Rubenshuis in Antwerp , кн. Александра Таирова «Питер Пауль Рубенс»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: