Святой иоанн креститель, леонардо да винчи - описание картины - JEKATERINBURG.RU

Святой иоанн креститель, леонардо да винчи — описание картины

«Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи: описание картины

Содержание статьи

  • «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи: описание картины
  • Где можно увидеть Джоконду Леонардо да Винчи
  • Кем был Леонардо да Винчи

Личность Леонардо да Винчи оказала неоценимую услугу для развития духовного аспекта эпохи Возрождения в Италии, раздираемой, как внутренними противоречиями, так и внешними феодальными войнами. Ведь его творческое наследие до сих пор поражает воображение даже искушенного современного человека.

Одухотворенная атмосфера той эпохи в полной мере отражается одновременно веселым и жизнерадостным нравом Рафаэля, всегда окруженного компанией друзей, и задумчивым и мрачным характером Микеланджело, который совместно с Леонардо да Винчи получает выгодный заказ на роспись христианского собора во Флоренции. А руководство этого грандиозного проекта поручается молодому и амбициозному чиновнику Никколо Макиавелли.

И именно этот широкий диапазон духовной реализации стоит во главе угла того времени, когда идеализация античности становится той математически выверенной моделью архитектуры и искусства. Причем греко-римское наследие в полной мере дополняется уместной творческой переработкой, которая смогла привнести в культурное наследие своей эпохи характерную уникальность и своеобразие.

Творческое наследие Леонардо да Винчи

Сегодня достоверно известно, что гений Леонардо да Винчи сумел распространиться почти на все области живописи и инженерии. В связи с тем, что в качестве художника он был в свое время значительно менее востребован, то этому талантливому человеку пришлось позиционировать себя в первую очередь именно как инженера, создающего новые образцы вооружений, или, например, как кулинара, который смог изобрести достаточное количество новых и изысканных блюд.

Известно, что в Милане он отвечал за стол самого герцога, в связи с чем ему приходилось распоряжаться не только всем комплексом мероприятий по сервировке различных торжественных застолий, но и заниматься вопросами, связанными с приготовлением всего ассортимента меню. А среди наиболее известных его достижений в области инженерных конструкций следует выделить многочисленные качественные чертежи аэропланов, по которым и сегодня можно изготовить вполне актуальную воздухоплавательную технику.

Этот гениальный изобретатель считал, что человек создан для воздушных полетов. Так, в перечне его тематических творений имеется парашют, телескоп с двумя линзами, облегченный вариант мобильных мостков и многое другое. Особенных слов благодарности заслужили его изыскания в области анатомии, ведь он в данном направлении науки обогнал свое время, как минимум, на три столетия.

Последние годы своей жизни Леонардо да Винчи провел во Франции, где активно занимался организацией придворных торжеств, руководил проектом по изменению русел двух рек, создавал план канала между ними, а также планировал строительство нового королевского дворца. Поистине, гений этого человека был неисчерпаем. Возможно, он может возглавить список гениальных людей планеты всех времен и народов.

Оценка специалистов-искусствоведов

Картина «Иоанн Креститель», принадлежащая кисти итальянского художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, написана маслом. Она относится к более позднему периоду творчества мастера живописи. Об упадническом характере данной работы свидетельствует не только период жизни художника, но и завершение самой эпохи Возрождения, одухотворявшей весь европейский мир культуры и искусства. Это отлично видно, как по образу Иоанна, так и по отсутствию традиционного пейзажа на заднем плане картины.

«Иоанн Креститель» писался художником в усадьбе Клу (город Амбуаз в центральной части Франции), когда он пребывал в почете и окруженный всеобщим признанием и вниманием. Известно, что Леонардо да Винчи уже не испытывал удовлетворения от собственного творчества. Он постоянно занимался переделкой и дополнением своих старых работ, которые в большом количестве привез сюда с собой. По всем приметам видно, что данная картина «доводилась до ума» в период его крайнего творческого упадка.

Картина показывает юношу, одна рука которого обращена ввысь, а вторая прижимает к груди крест. Таинственность и загадочность изображения усиливается контрастом темного фона и освещенной фигурой молодого человека. Несмотря на восторженные отзывы коллег по творческому цеху и критиков о работах художника того времени, именно картина «Иоанн Креститель» вызывала у них неподдельное удивление. Ведь привычный канонический образ святого в данном случае очень сильно разнился с полученным изображением.

Религиозная традиция однозначно трактует личность Иоанна Крестителя, выступавшего в Священном писании именно в качестве сурового аскета с обильным волосяным покровом на лице. Поэтому двусмысленная улыбка изображенного на картине юноши никак не вяжется с классическим восприятием известного исторического и религиозного персонажа. Важно понимать, что именно такая улыбка была свойственна всем лицам людей, которых изображал Леонардо в своем позднем периоде творчества.

Именно отсутствие живописного пейзажа на заднем плане картины «Иоанн Креститель» и цветущий образ молодого человека, не соответствующий каноническим правилам художественного воспроизведения образов, позволяют говорить о том, что Да Винчи в этом случае хочет произвести на зрителя особое впечатление. Пожалуй, такого рода двусмысленность может ассоциировать у многих лишь с ироническим мотивом и неким прозрением, позволяющим заглянуть за традиционные рамки бытия.

Краткое описание картины

На темном фоне картины изображен молодой Иоанн. На него сверху и с левой стороны падает свет. Указательным пальцем правой кисти святой указывает на крест, расположенный у него на груди и являющийся его непосредственным атрибутом. Именно крест и небесный свод символизируют пришествие Спасителя. Поэтому данный жест красноречиво свидетельствует о посыле, когда всем людям требуется поразмыслить над духовным подвигом, связанным с подготовкой к этому наиважнейшему событию.

На картине Леонардо да Винчи изображенный персонаж общается со зрителями глазами. Он нежно улыбается, а его фигура полностью соответствует типажу зрелого художника. В качестве одежды отшельника выступает меховая шкура. Он одет не полностью, оставив оголенным правое плечо с правильными пропорциями. А длинные кудрявые волосы Иоанна Крестителя волнами ниспадают на плечи.

Многие специалисты предполагают, что в качестве модели художника послужил его ученик Салаи. Все светотени и контрастные переходы имеют тонкий и изысканный характер. Знаменитое сфумато, изобретенное ранее самим Леонардо да Винчи, здесь реализовано в полной мере. Округлость и пластика совершенных форм подчеркивается на картине мягкими и очень нежными переходами между светлыми и темными тонами. Этот способ изображения позволяет отразить одухотворенное состояние святого. Удивительно, что на полотне невозможно увидеть мазки от кисти.

Картина «Иоанн Креститель»: материалы и исторический экскурс ее мест пребывания

Знаменитая картина Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» написана в период 1508-1513 годов ореховым маслом по дереву. Размер полотна составляет 69 х 57 см. Следует понимать, что во время написания данного шедевра материалы для живописи изготавливались по технологии, совершенно отличной от современной. Так, масло выбеливалось на солнце по пятьдесят лет, а доски сушились и того дольше. Краски готовились художниками самостоятельно. Как правило, они применяли кристаллы, истолченные в порошкообразное состояние.

Впервые о картине Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» упоминается в летописях в 1517 году. Известно, что именно его ученик Салаи после смерти учителя стал ее владельцем. Кстати, он сделал с нее себе еще и копию, которая неплохо сохранилась. А после смерти Салаи его родственники продали оригинал Франциску I во Францию. Таким образом, данная работа оказалась в Лувре. Однако позже она была перепродана в Англию в коллекцию Карла I. После казни этого монарха картина появляется уже в Германии. Не позднее 1666 года ее выкупают агенты Людовика XIV, и шедевр вновь появляется во Франции. Теперь картина «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи находится в экспозиции Лувра.

«Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи: описание, история и интересные факты

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи поражает своим гением все человечество даже спустя почти пять столетий с момента своей смерти. Изобретения и произведения искусства великого итальянца до сих пор являются предметами изучений ведущих историков мира. Не оставляет их в покое также знаменитое полотно “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, которое признано последней большой работой гения.

Рождение гения

Леонардо да Винчи был незаконно рожден в итальянской деревушке Винчи. Его статус при рождении закрыл путь к качественному образованию и престижной профессии, ведь Леонардо родился в незаконном союзе крестьянки и нотариуса. Однако сам будущий гений лишь подпитывался запретами, и, таким образом, его амбиции и страсть к любимому делу лишь росли.

Читайте также  Портрет г. е. распутина, елена никандровна клокачева, 1914

Образование

В возрасте 15 лет да Винчи становится учеником художника Андреа дель Верокио. Мастерство и техника юного ученика были настолько прогрессивными, что иногда учитель даже пугался. Несмотря на одаренность в сфере искусства, Леонардо всегда увлекался наукой и изобретениями. Для того чтобы расширить свой круг интересов, да Винчи переезжает из Флоренции в культурную столицу Италии – Милан. В этом городе для да Винчи начинается совсем новая жизнь сразу после того, как он начинает работать военным инженером у самого миланского герцога Сфорца. На протяжении 17 лет работы в Милане великий Леонардо изобретал, рисовал, постигал науку, а также генерировал бесконечный поток самых смелых и инновационных идей своего времени. Без сомнений, эти годы, проведенные за работой для Сфорца, были самыми продуктивными в карьере великого творца. Однако в 1499 году, когда да Винчи было 47 лет, французские войска захватили Милан и изгнали герцога Сфорца из города. С тех пор и до самой смерти Леонардо путешествовал по Италии, посещая Венецию и Рим, занимаясь проектами самого разного рода. В течение этого времени творец был сконцентрирован на деятельности художника и анатомиста.

Наследие и конец жизни

Как художник Леонардо знаменит бесчисленным множеством картин и фресок, главные из которых – “Мона Лиза” и “Тайная вечеря”. В роли анатомиста да Винчи произвел собственноручно около 30 вскрытий и каждое из них подробно задокументировал в виде подробных рисунков и чертежей.

Предвидя сотни важных изобретений, создав собственными руками легендарные произведения искусства и активно занимаясь такими различными сферами, как астрономия и архитектура, Леонардо да Винчи умирает в 1519 году в возрасте 67 лет.

Картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи

Какая же картина является последним произведением кисти легендарного художника? Это “Иоанн Креститель”. Леонардо да Винчи закончил написание последнего шедевра своей коллекции в 1517 году, ровно 500 лет назад. Картина размером 69х57 см исполнена маслом на полотне из орехового дерева. В ноябре 2016 года мастера закончили последнюю реставрацию полотна и вернули его обратно в парижский музей “Лувр”. Интересный факт: реставрация проходила под четким руководством профессионалов, до этого работавших с картинами именитых художников, одним из которых был Рембрандт. Процесс состоял в удалении 15 слоев лака и краски от предыдущих реставраций. Кроме того, благодаря стараниям мастеров полотно стало более ярким и потускневшие детали тела, головы и окружения Иоанна теперь проглядываются лучше.

Леонардо да Винчи, “Иоанн Креститель”: описание картины

Ближайший предтеча Иисуса Христа – Иоанн — всегда изображался худощавым и пылким, живущим в пустыне и питающимся саранчой и медом. Поэтому картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, на которой главный персонаж изображен почти как гермафродит с мужскими и женскими чертами одновременно, подверглась строгой критике и осуждению. Кроме того, полотно довольно надолго было забыто и не было выставлено на всеобщее обозрение.

На картине изображен Иоанн с согнутой в локте женственной рукой и вытянутым указательным пальцем, направленным к небесам. Конечно же, не обошлось и без загадочной улыбки, напоминающей знаменитую “Мону Лизу”. Лицо Иоанна, некоторыми чертами похожее на фавна, обрамлено каскадом густых кудрей. Палец, направленный вверх, довольно часто появляется в работах да Винчи, означает пришествие Иисуса Христа.

“Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи написан в знаменитой технике игры света и тени. В записях художника можно найти упоминания того, что он абсолютно осознанно изображает фигуру героя на темном фоне. Этот прием помогает добиться мастеру полного соединения элементов полотна. Издалека не видно деталей картины, проглядываются лишь самые светлые элементы. Однако, изображая тело самого Иоанна, да Винчи не скупится на свет и тени. Это помогает зрителю как можно более полно осмыслить картину. Даже затемненные области фигуры героя отражают слабый блеск и сияние.

Полотно “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, описание которого просто невозможно без упоминания преследующей красоты Иоанна, излучает двусмысленность сексуальной идентичности главного персонажа. Таинственный жест кисти с направленным вверх пальцем несет в себе не только религиозный смысл, скорее всего, в нем зашифровано эзотерическое значение. Такой вывод возможен, потому как ни одно произведение да Винчи нельзя трактовать однозначно.

Загадка “Иоанна”

Самым главным вопросом, интересующим историков, является неясность того, кто же на самом деле изображен на картине “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи. Загадки и тайны, окутывающие творчество гения, ввели историков и ученых в заблуждение потому, что невозможно дать однозначный ответ касаемо половой принадлежности главного персонажа картины. Интересный факт: картина писалась с любовника великого да Винчи – Салаи. Однако сомнения насчет пола персонажа картин гения берут свое начало еще от “Моны Лизы”, потому как итальянские ученые, исследуя знаменитое полотно, нашли под глазами Джоконды буквы L и S (Леонардо и Салаи, соответственно). Эта находка заставила историков усомниться в существовании истинной Лизы дель Джокондо (прототипа той самой “Моны Лизы”), а также пересмотреть гендерную принадлежность других персонажей да Винчи. Это сомнение породила также явная схожесть улыбок Джоконды и Салая.

Однозначного ответа на все вопросы, касающиеся творчества великого художника, скорее всего, получить уже невозможно по причине прошествия столь долгого времени. Зато никакие загадки и тайны не мешают и по сей день наслаждаться столь богатым наследием итальянского гения.

Картина “Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи, несмотря на то, что была неизвестна широкой публике на протяжении долгого времени, сейчас по праву занимает свое место в “Лувре” и, по мнению многих посетителей музея, является столь же привлекательной, как и бессмертная Джоконда.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Поиск по дневнику

Постоянные читатели

Статистика

«ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ» ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

На картине Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель», художником изображен длиннокудрый женоподобный юноша, который в одной руке держит крест, а другой указывает на небо.

Изучение этой картины в монохроматическом свете показало, что шкура (одеяние Иоанна Крестителя) и тростниковый крест (его типичный атрибут на живописных полотнах) добавлены позднее другим художником. После чего картина и стала называться «Иоанн Креститель». Хотя с образом Крестителя этот юноша никак не сочетается.

Вот например как изображает Иоанна Крестителя Андреа Верроккьо, у которого юный Леонардо был в учениках. Работая над картиной «Крещение Христа», учитель поручает юному Леонардо написать ангела, держащего одежду Христа.

Искусствовед Сильвано Винчетти озвучил теорию, что прототипом таинственной Джоконды является ученик Леонардо да Винчи Жан Жакомо Капротти. Капротти, также известный как Салаи, работал вместе с известным художником более 20 лет. Лицо юноши имеет поразительное сходство с образом Моны Лизы. «Салаи был любимой моделью Леонардо, — говорит Винчетти, — можно со всей уверенностью утверждать, что художник добавил черты его лица в образ Моны Лизы».

По поводу поразительного сходства с Джокондой — замечание уместное. Не менее поразительное сходство можно найти и с Анной на других его картинах.

Стоит заметить, что существует схожий портрет кисти Леонардо да Винчи «Ангел, приносящий благую весть». Можно предположить, что и Иоанн, до того, как ему пририсовали крест, тоже был тем же Ангелом. Вспомним теперь, что существует известный набросок Леонардо да Винчи, так называемый «Ангел во плоти».

История наброска довольно темна. Известно, что в 19 веке он был частью королевской коллекции в Виндзоре, вместе с одиннадцатью другими эротическими рисунками авторства Леонардо. По словам британского искусствоведа Брайана Сьюэлла, в один прекрасный день эту коллекцию осмотрел некий «известный немецкий эксперт», и некоторое время спустя рисунки исчезли (не исключено, что с молчаливого согласия королевы Виктории), а впоследствии оказались в Германии. Имена последующих владельцев рисунков не афишируются, однако более столетия спустя, в 1991 году, Карло Педретти, признанный знаток творчества Леонардо, смог получить разрешение владельца рисунка и представить «Ангела во плоти» на выставке в Стиа, в Тоскане. Как бы то ни было, эксперты сходятся во мнении, что Леонардо является автором этого наброска.

Трудно представить себе образ, более далекий от всего того, что принято связывать с понятием «аскетизм», чем этот изнеженный юноша. Пищей его были явно не «акриды и дикий мед». Тысячи искусствоведов, литераторов и прочих любителей прекрасного пытались понять, что именно хотел выразить мэтр Леонардо, изобразив св.Иоанна Крестителя в столь неожиданном, мягко говоря, виде. Недаром, этот портрет всегда служил благодатной подпиткой для легенд и слухов, упорно связывающих Леонардо с различными тайными сообществами, изображающих его обладателем «скрытых», «сокровенных» знаний, еретиком, «магом», «посвященным», иными словами, связывающих его с герметической традицией эпохи Возрождения.

Читайте также  Джотто ди бондоне — биография и картины

Таким образом, строго говоря, нет никаких оснований ассоциировать женственного юношу, изображенного Леонардо да Винчи, с Иоанном Крестителем. Однако это обстоятельство никоим образом не снимает вопроса: зачем такая ассоциация все-таки создана, пусть даже не самим Леонардо, а кем-то другим? Ну, в самом деле, зачем пририсовывать юноше явно нехристианского вида атрибуты одного из наиболее чтимых христианских святых? Какой комплекс идей за этим кроется? Есть ли в этом некий скрытый — герметический — смысл?

Алексей Назаров выдвинул теорию, что Иоанн Креститель и Гермес Трисмегист одно лицо. Здесь можно посмотреть видео, где он, вполне убедительно, обосновывает фактами и аргументами свою версию. Здесь текстовый вариант.

Трансформации канонического образа Иоанна Крестителя в Пророка Илию, Гермеса Трисмегиста, Ангела Завета и легендарного Метатрона покажутся адептам любой церкви абсурдными и, возможно, даже кощунственными! Но аргументированность и непоколебимость доводов в этой работе неотразимы.

Приведем еще один аргумент в пользу такой интерпретации: сравним изображение со знаменитым «Меркурием» Джамболонья. Правая рука Меркурия приподнята и согнута в локте точно так же, как на портрете Иоанна Крестителя и на картине «Ангел, приносящий благую весть», и точно так же устремлен в небеса перст указующий.

Перст указующий присутствует на многих полотнах и рисунках Леонардо да Винчи; искусствоведы не смогли сколь-нибудь убедительно объяснить значение этого символического жеста. Вполне возможно, что этот символ у Леонардо многозначен, однако при интерпретации образа Иоанна как Еноха-Метатрона его жест на картине да Винчи получает ясное и логичное объяснение: иудейская традиция называет Метатрона указующим перстом Бога, поскольку он указал в пустыне иудейскому народу путь в землю обетованную.

Символ перста указующего встречается также у Рафаэля, который был учеником и последователем Леонардо да Винчи. Например, кисти Рафаэля принадлежит портрет Иоанна Крестителя, который естественным образом ассоциируется с картиной Леонардо.

В жесте Леонардовского Иоанна поднята правая рука Платона на фреске Рафаэля «Афинская школа». А сам образ Платона весьма схож с автопортретом Леонардо да Винчи. Следовательно, в образе Платона заявлена связь Платон — Леонардо — Иоанн Креститель. Кроме того, необходимо учитывать, что в эпоху Возрождения Платона считали наследником мудрости Гермеса Трисмегиста.

Марсилио Фичино писал, что Гермес передал сокровенные знания своему ученику Орфею, тот — Аглаофему, которому наследовал Пифагор, чьим учеником был Филолай, учитель божественного Платона. Таким образом, фреска указывает на то, что Леонардо был продолжателем Платона и, тем самым, приверженцем учения Гермеса Трижды Величайшего. Поэтому, говорит нам Платон-Леонардо, вздымая вверх указательный палец, глядя на образ Иоанна, думайте о непревзойденной мудрости и святости божественного Гермеса.

И напоследок ещё одна альтернативная версия, о том, куда же всё-таки направлен перст указующий.

Изображения Девы на зодиаках без труда узнаются. Как правило это — женская фигура с колосом в руках. Нередко Дева изображалась указующей на хвост Льва, как это показано на рисунке А.Дюрера. На нем Дева касается рукой кисточки на конце хвоста Льва. Как бы слегка придерживая его. В этой кисточке изображена звезда Денебола.

Глядя на Деву с указующим перстом, сам собой возникает вопрос: «а был ли мальчик»? Или изначально Иоанн-Гермес задумывался, как Дева, указующая на Денеболу? По крайней мере это объясняет женоподобное лицо Иоанна, которого до Леонардо, изображали аскетичным мужчиной, преклонных лет.

А вот ещё один персонаж, якобы Ангел с указующим перстом (на Александрийской колонне). И для сравнения, изображение Девы, на астрономических картах XVI-XVIIвв. Как говорится, найдите десять отличий:

1. Статуя, венчающая Александрийскую колонну.
2. Андреас Целлариус, «Гармония Макрокосмоса», издание 1661 года.
3. «Явления и предсказания» Арата, 1569-1570 годы, Марк Хофельд, Люксембург.
4. Дюрер, 1515 год. Северная полусфера неба.

Название звезды Денеболы происходит от Deneb Alased, от арабской фразы ذنب الاسد danab al-asad «хвост льва», или, по мнению Балинджера — «Судья», «Грядущий Господин». Ангел указующий на Крест, как бы призывающий помнить о грядущем Суде Божьем?

В астрологии Денебола считалась предвестником несчастья. Считается, что она «запускает» в мунданных картах мировые катастрофы (Э.Эбертин, Г.Хофман «Неподвижные звёзды»). Интересная характеристика звезды, на которой акцентирует наше внимание Дева. Как говорится, что бы это значило? Да уж не апокалипсис ли?

Ну и для полноты картины: кадуцей, атрибут Гермеса, в руках Девы, из средневековых астрономических атласов.



1. Гуго Гроция, «Построение по Арату», 1600 год.
2. Гигин, «Астрономия», издание 1485 года.
3. Гигин, «Астрономия», издание 1570 года.
4. Манускрипт, IXв.
5. Сакробусто (Sacrobusto «Sphaera Mundi» 1539).

Впрочем, стоит ли удивляться? Ведь Управитель знака Девы — Меркурий, т.е. всё тот же Гермес. Разные народы ассоциировали Деву со своими Великими Богинями, от Изиды и Атаргатис до Артемиды и Фемиды. У греков она ассоциировалась с Афродитой. От совмещения Гермеса и Афродиты возникло удивительное андрогинное созданье Гермафродит (Ἑρμαφρόδιτος), которое позднее получило свое мифологическое развитие.¹ Уж не имел ли в виду Леонардо этот мифологический мотив, в создании рассматриваемого образа (особенно в написании «Ангела во плоти»)?

PS.
Истины ради, стоит заметить, что к астрономическим делам возникновение образа Гермафродита вообще может не иметь никакого отношения. У греков большой популярностью пользовались гермы (ἕρμα), представлявшие из себя четырехгранные столбы (τετράγωνος ἐργασία),² обычно заканчивающиеся бюстом Гермеса (Ἑρμῆς), отчего часто назывались его (Гермеса) именем — ἑρμῆς.³ Но иногда гермы заканчивались изображением других божеств, что влияло на название гермы: например, Ἑρμαθήνη (Гермафина),⁴ либо, получившие большую популярность, скульптурные изображения триморфной Гекаты (Ἑκάτη τρίμορφος), в виде трех женских протом или бюстов на столбе, — Ἑρμεκάτη (Гермеката).
_________________________
[1] Ἑρμαφρόδιτος (Ἑρμ-αφρόδῑτος) ὁ Гермафродит (сын Гермеса и Афродиты, обоеполое существо Diod., Luc., Anth.).

[2] τετράγωνος ἐργασία Thuc. = ἑρμῆς (четырехгранное изваяние, т.е. герма).

[3] ἑρμῆς, тж. Ἑρμῆς (-οῦ) ὁ герма, невысокая четырехгранная колонна с головой Гермеса, реже — другого божества; устанавливались на улицах, площадях, перекрестках и т.п. (ἐν τῷ λίθῳ ἑ. Arst. — в камне (содержится) изображение Гермеса, т.е. в материи — форма).

[4] Ἑρμαθήνη (Ἑρμ-αθήνη) ἡ Гермафина (бюст Афины в виде гермы или соединенные бюсты Афины и Гермеса) Cic.

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

Иоанн Креститель — Леонардо Да Винчи

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.

Иоанн Креститель изображен мастером совсем юным, с длинными завитыми локонами, одетым в одежды из верблюжьей шерсти, с тростью в виде креста в левой руке и указующим на небо перстом правой руки. Этот образ Крестителя, прекрасного юноши с загадочной улыбкой на лице, резко диссонирует как со средневековой иконописной традицией, где св. Иоанн изображался как аскет-пустынник с задним планом, выстроенным по принципам обратной перспективы, так и с ренессансными изображениями Крестителя, уже постепенно отходившими от иконописных традиций древности и изображающими фигуру Предтечи объемной, со светотеневымих эффектами и с применением прямой перспективы заднего плана. Леонардо, знакомый со средневековыми художественными традициями, будто бы специально пишет образ Крестителя в маньеристическом стиле светского портрета, воспевая гимн молодости, красоте человеческого тела и на какое-то мгновенье зрителю может показаться, что это очередной портрет одного из учеников мастера (по легенде натурщиком был ученик Леонардо Салаи), изумительно написанный в отточенной до совершенства технике сфумато, с еле заметными светотеневыми переходами на фигуре, которая выделяется ярким, светящимся как бы изнутри световым пятном на темном фоне глухого заднего плана, оттягивая на себя основное внимание зрителя.Лишь хорошо приглядевшись, мы замечаем выступающий из темноты посох с навершием в виде креста и странные мохнатые одежды. По этой атрибутике мы понимаем, что это св. Иоанн Креститель, хрупкий и внешне прекрасный, но внутренне готовый к предстоящему крестному пути и жертве за Христа, о чем говорит жест правой руки, с перстом указующим на небо, на невидимого Спасителя мира.

Читайте также  Портрет старика с внуком, доменико гирландайо, 1488

История создания.

Картина Иоанн Креститель была написана Леонардо да Винчи в 1513 г. и является последним произведением художника, виртуозно выполненным в изобретенной им технике сфумато — особой живописной манере передачи пространства с эффектом воздушности и плавными светотеневыми переходами. Картина была привезена Леонардо из Италии во Францию, где он жил по приглашению короля Франсиска 1 последние несколько лет перед смертью. После кончины художника картина принадлежала королю Франсиску 1, затем была подарена английскому королю Карлу 1, в 1662 г. произведение вновь возвращается в коллекцию французских королей, а с 1792 г. становится национальным достоянием французской Республики.

Отношение автора к вере.

По характеру Леонардо был достаточно скрытным человеком, будучи талантливым писателем и интересным рассказчиком, оставив потомкам свои дневники и глубокомысленные притчи, он ни где в них не делится своими внутренними переживаниями; невидимого духовного человека он в полной мере раскрывает лишь в своих живописных произведениях. Одно из первых известных нам духовных работ художника — это выполненное юным Леонардо изображение ангела на картине Крещение Христа, заказанной его учителю Верроккьо. По легенде, увидев эту работу, побежденный учитель никогда больше не брался за кисть, а Леонардо написал еще много работ духовного содержания — это картины с изображением Мадонны с Богомладенцем, Благовещения, Поклонения волхвов, св. Иеронима, Иоанна Крестителя, фреска Тайная вечеря и т.д. Художник выполнял заказы меценатов Флоренции, Венеции и Милана, служил при дворе короля Франции, работал для лиц духовного сана.Фреску «Тайная вечеря» художник писал по заказу миланского герцога для трапезной монастыря, Санта Мария делла Грацие более 3 лет, испытывая новую технику писания темперой по грунту из смеси смолы, гипса и мастики, что пагубно отразилось на сохранности произведения, уже через 50 лет фреска была практически утрачена из-за осыпания красочного слоя. Последнее годы, живя по приглашению французского короля в замке Кло, Леонардо работал над картиной Иоанн Предтеча.

Биография.

Леонардо да Винчи родился в 1452 г. в селении Анкиано недалеко от городка Винчи и был незаконнорожденным сыном нотариуса Пьера да Винчи и обычной крестьянской девушки Катерины; с 3 лет он воспитывался в доме отца и должен был унаследовать его профессию, но особые таланты юного Леонардо к живописи, когда, по преданию, на деревянном щите мальчик изобразил реалистически устрашающую голову Медузы Горгоны, побудили отца отдать его подмастерьем в художественную мастерскую Верроккьо во Флоренции, где Леонардо знакомится со знаменитыми художниками кватроченто Гирландайо и Боттичелли, изучает скульптуру, живопись и технические науки; к этому времени относится первая работа Леонардо — изображение ангела на картине Крещение Христа, заказанной его учителю. Получив в 20 лет квалификацию мастера в Гильдии св. Луки, художник работает во Флоренции и пишет ряд своих самостоятельных произведений; к этому времени относится Мадонна Бенуа, находящаяся в Санкт Петербургском Эрмитаже, в этот период Леонардо выполнил свой первый большой заказ — алтарный образ «Поклонение волхвов» для монастыря Сан Донато а Систо, который остался не законченным. С 1482 г. Леонардо переезжает в Милан и заступает на должность придворного инженера и архитектора у герцога Лодовико Моро. К этому периоду относится одна из известнейших работ художника, выполненная им для трапезной монастыря, Санта Мария Делла Грацио — фреска Тайная вечеря, написанная художником в экспериментальной технике и практически утраченная в наше время. В 1503 г. Леонардо начинает работать над своим самым известным произведением — портретом Мона Лиза, с которым художник не расставался вплоть до своей смерти. С 1513 г. Леонардо с учениками переезжает в Рим под покровительство папы Льва 10, здесь мастер начал работу над своей последней картиной Иоанн Предтеча. Здоровье художника к тому времени было сильно подорвано, он с трудом передвигался и плохо видел. Последние несколько лет жизни Леонардо жил во Франции в замке Кло на попечении своего друга и поклонника короля Франсиска 1, скончался художник 23 апреля 1519 г.

Автор текста: Кропачева Дарья Владимировна.

Лики инопланетян на картинах Леонардо да Винчи обнаружили уфологи

3 июля 2018 20:40

Энтузиасты, которые распространяют в YouTube информацию, скрываясь под ником Paranormal Crucible, обнаружили инопланетянина на полотне «Иоанн Креститель» работы Леонардо да Винчи. Не просто так, конечно углядели, а приставив зеркало к правому краю картины. Оно и явило лик явного пришльца. В нашем, конечно, представлении об их – пришельцев – внешности: нос крошечный, глаза огромные, миндалевидные, подбородок маленький, лоб высокий и выпуклый.

Как мастер узнал, что инопланетяне такие? Потому что сам знался с ним. Скрывал это, но испытывал непреодолимое желание все-таки подедлиться сокровенным. Вот и поделился – только в зашифрованном виде. Такова гипотеза энтузиастов Paranormal Crucible.

Можно было бы изумиться — лик-то действительно впечатляет — и похвалить этих самых Paranormal Crucidle за изобретательность. Но еще в 2007 году тот же трюк с зеркалом проделали адепты некой таинственной и ныне исчезнувшей организации, называвшей себя Всемирный фонд «Зеркало священного писания и живописи» (The Mirror of the Sacred Scriptures and Paintings). О чем сообщала тогда британская газета The Telegraph.

Прежние трюкачи приставляли зеркала чуть ли не ко всем картинам Леонардо да Винчи — в том числе и к «Иоанну Крестителю». Выявили загадочные лики еще и на этюде «Мадонна с младенцем со Святой Анной и Святым Иоанном Крестителем» и на знаменитой Моне Лизе.

Тогда — 11 лет назад — общественность все еще находилась под впечатлением от детектива «Код да Винчи» Дэна Брауна. И с упоением воспринимала сообщения об «открытиях», связанных с великим и загадочным мастером. Верила, что он владел некими тайнами, которые «выдавал» не явно, а в закодированном виде. И зеркало тут появляется не случайно. Есть множество документов — чертежей с надписями и просто текстов, которые Леонардо делал «зеркальным письмом». Их можно прочесть только глядя в зеркало.

Вот только этот самый Всемирный фонд увидел в зеркале лики Бога. Самого Яхве, как уверяли в организации. Paranormal Crucible — инопланетянина.

Кто тут больше прав, не определить. Ведь никому не известно, как выглядит Бог и как инопланетянин. Не известно даже, существуют ли они на самом деле.

В 2007 году энтузиасты, манипулируя с картиной да Винчи «Иоанн Креститель. Вакх», явили общественности еще и некое существо с четырьмя ногами. Уверяли, что оно символизирует сотворение человека и Древо познание из Эдемского сада.

КСТАТИ

А вот еще инопланетянин

Метод «зеркального познания» оказался весьма продуктивным. В 2014 году с его помощью удалось увидеть марсианина. Не живого, но хотя бы в виде скульптуры. На снимке, который передал робот «Любопытство» «(Mars Science Laboratory Curiosity) можно рассмотреть эдакий удлиненный бюст в виде половины высеченной из камня головы. Ее заметил известный виртуальный археолог Скотт Уаринг (Scott Waring). И догадался приставить зеркало к этой половине. Тем самым он воссоздал целую голову.

Авторы обеих голов — той, которую предъявили Paranormal Crucible и дополнненной Скоттом Уарингом — считают, что они от инопланетян. Но почему лики получились такими непохожими? То ли инопланетяне бывают столь разнымиразными, то ли метод их визуализации не совсем надежный.

Лик инопланетянина на картине Леонардо да Винчи

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: