Слоны, сальвадор дали, 1948 - описание картины - JEKATERINBURG.RU

Слоны, сальвадор дали, 1948 — описание картины

Самые известные картины Сальвадора Дали

В этой статье мы готовы представить вам самые знаменитые картины Сальвадора Дали с их описанием и фото.

Сальвадор Дали (1904 — 1989) был испанским художником, который наиболее известен своими работами в сюрреализме, влиятельным движением 20-го века, прежде всего в искусстве и литературе. Художник-сюрреалист отверг рациональное в искусстве; и вместо этого нацелился на бессознательное, чтобы разблокировать силу воображения. Дали использовал обширную символику в своей работе. Повторяющиеся изображения в его картинах показывают слонов с хрупкими ногами; муравьёв, которые считались символом распада и смерти; и таяние часов, возможно, символическое для нелинейного человеческого восприятия времени. Вклад Дали в сюрреализм включает в себя параноидально-критический метод. Дали стал самым влиятельным художником-сюрреалистом; и, возможно, самым известным художником двадцатого века после Пабло Пикассо.

Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения

Сальвадор Дали сказал, что это произведение должно было «впервые выразить в изображениях открытия Фрейдом типичного сна с длинным рассказом, последствием мгновенной случайности, которая заставляет спящего человека проснуться». Это показывает спящая фигура жены художника Гала Дали, плывущая над скалой. Рядом с ее обнаженным телом две капли воды, гранат и пчела также переносятся в воздухе.

Мечта Галы вызвана жужжанием пчелы и изображается в верхней половине полотна. В последовательности изображений, гранаты открываются, чтобы выпустить гигантскую красную рыбу, из уст которой появляются два свирепых тигра вместе со штыком, который вскоре разбудит Галу из ее спокойного сна. Слон, позднее повторяющийся образ в работах Дали, представляет собой искаженную версию «Слон и обелиск», скульптуру известного итальянского художника Джан Лоренцо Бернини.

Жираф в огне

Работу «Жираф в огне» рассматривают как выражение личной борьбы Сальвадора Дали с гражданской войной, происходящей в его родной стране. На полотне написаны две женские фигуры с неопределенными фаллическими формами, выступающими из их спины. Руки, предплечья и лицо ближайшей фигуры урезаются до мышечной ткани под кожей. Напротив, открываются выдвижные ящики, выступающие из левой ноги и сундука фигурки.

Сальвадор Дали был большим поклонником знаменитого невролога Зигмунда Фрейда, и некоторые картины Дали были под влиянием фрейдистских теорий. Эти открытые ящики могут быть отнесены к психоаналитическому методу Фрейда и относятся к внутреннему, подсознательному внутри человека. Живое изображение жирафа на заднем плане было описано Дали как «мужским космическим апокалиптическим монстром». Он считал это предчувствием войны.

Метаморфозы нарцисса

Параноидально-критический метод — это техника в сюрреализме, разработанная Сальвадором Дали в начале 1930-х годов. Он использовался художником, чтобы использовать его подсознание посредством систематической иррациональной мысли и самоиндуцированного параноидального состояния. Считая одно из главных достижений сюрреализма, Дали использовал его в нескольких своих картинах, особенно тех, которые связаны с оптическими иллюзиями и другими множественными изображениями.

Согласно греческой мифологии, Нарцисс, известный своей красотой, влюбился в свое отражение в воде. Дали интерпретирует греческий миф, эта картина показывает, что Нарцисс сидит в бассейне и смотрит вниз. Картина «Метаморфозы Нарцисса» была создана Дали во время его параноидально-критического периода и является одним из его самых известных произведений.

Лебеди, отражающиеся в слонах

Двойные изображения были важной частью параноидально-критического метода Дали. Как и полотно «Метаморфоза Нарцисса», это произведение использует отражение в озере, чтобы создать двойное изображение. Три лебедя перед деревьями отражаются в озере, так что их шеи становятся слонами слонов, а деревья становятся ногами слонов. Пейзаж контрастирует с тишиной озера, поскольку Дали писал вихреподобные изображения, чтобы изобразить фоновые скалы и небеса.

Лебеди, отражающие слонов, считаются знаковой живописью в сюрреализме, поскольку она повышает популярность стиля двойного изображения. Это самый известный двойной образ, созданный Сальвадором Дали; его величайший шедевр с использованием параноидально-критического метода; и одна из самых известных работ в сюрреализме.

Кстати, говоря об озёрах, напомним, что на нашем сайте TopCafe.su есть очень интересная статья с фотографиями про удивительный комплекс Плитвицких озер.

Ловля тунца

Эта картина была создана Сальвадором Дали в конце его знаменитой карьеры и считается его последним великим шедевром. Он провел два лета, чтобы создать художественные работы, в которых помимо сюрреализма он использовал такие стили как: рисование действий, поп-арт, пуантилизм, геометрическую абстракцию и психоделическое искусство. В том числе изображения древнегреческой скульптуры в современном кинематографе, картина «Ловля тунца» изображает жестокую борьбу между мужчинами и крупными рыбами, как олицетворение ограниченной вселенной.

Картина посвящена Жан-Луи Эрнесту Мейссонье, французскому художнику XIX века, известному своими изображениями боевых сцен. По мнению Дали, произведение «Ловля тунца» является его самой важной работой.

Великий мастурбатор

В 1929 году Сальвадор Дали встретил свою музу, которая позже стала его женой. Это полотно было создано в том же году, и как полагают, отражает эротическую трансформацию, которую художник претерпел благодаря ее приходу в его жизнь. Главная желтая область на картине представляет собой сон художника. Из его головы появляется видение, вероятно, представляющее эротическую фантазию, обнаженной женской фигуры, напоминающей его музу, притянутой к гениталиям человека, по-видимому, художнику.

Как и многие другие работы автора, странный автопортрет также страдает от добавок, таких как крючок с рыбой, кровоточащие порезы, муравьи, ползающие по его лицу, и кузнечик, который привязан к его лицу. Данное произведение представляет собой прославлением чего-то, что обычно высмеивается и относится к самым противоречивым картинам Дали.

Галатея со сферами

После атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки Сальвадор Дали был воодушевлен ядерной физикой и теориями распада атома. Это было также время, когда он возобновил интерес к католицизму. Приведённый к его периоду «Ядерный мистицизм», в котором его произведения часто использовали идеи современной науки как средство рационализации христианской религии. Понимая, что материя состоит из атомов, Дали заставил свои работы распасться на несколько атомов.

Эта картина — портрет Гала Дали, его жены и музы. Ее лицо состоит из густонаселенных сфер, представляющих атомные частицы, которые придают изумительный трехмерный эффект холсту. Галатея в названии относится к морской нимфе в классической мифологии по имени Галатея, которая славилась своей добродетелью. Галатея со сферами — одна из самых известных картин периода ядерного мистицизма Дали.

Христос Святого Иоанна Креста

Эта картина известна как Христос Святого Иоанна Креста, потому что ее дизайн основан на рисунке испанского монаха 16-го века Иоанна Креста. Композиция состоит из треугольника, который образован руками Христа и горизонтали креста; и круг, который образован главой Христа. Треугольник можно рассматривать как ссылку на Святую Троицу, в то время как круг может представлять единство, то есть все вещи существуют в трех.

Хотя картина является изображением распятия, она лишена гвоздей и крови. По словам Дали, вдохновение картины пришло к нему через космический сон, в котором он был убежден, что изображение гвоздей и крови портит его образ Христа. Христос Святого Иоанна Креста был избран любимой живописью Шотландии в 2006 году, и многие считают, что это величайшая религиозная живопись двадцатого века.

Мягкая конструкция с варёными бобами

Сальвадор Дали написал этот шедевр за полгода до начала Гражданской войны в Испании. Он утверждал, что знал о войне из-за «пророческой силы своего подсознания». Картина отражает его беспокойство в то время и предсказывает ужас и насилие на войне. Он изображает два тела, одно более темное, чем другое, в ужасном бою, где ни один из них не является победителем. Чудовищное существо саморазрушительно, как и Гражданская война.

Дали удостоверился, что картина выглядела очень реалистично, несмотря на фантастическое существо, которое она изображает. Вареные бобы на картине, которые также упоминаются в названии, являются, возможно, интерпретацией тушеного мяса, которое было съедено бедными гражданами, проживающими в трудное время в Испании. «Мягкая конструкция с вареными бобами» считается одним из величайших шедевров Дали и славится бесподобным использованием сюрреализма, изображающим ужасы войны.

В произведении «Сон» Дали воссоздал вид большой, мягкой головы и практически отсутствующего тела. Однако, в этом случае, лицо, не является автопортретом. Сон и мечты — это превосходство в сфере бессознательного. Костыли всегда были торговой маркой Дали, намекая на хрупкость поддерживающих сторон, которые поддерживают «реальность», но здесь ничто, даже собака, не кажется по своей сути стабильным, так как подперто.

Все, что изображено на полотне, кроме головы, купается в бледно-голубоватом свете, дополняя чувство отчуждения от мира дневного света и рациональности. В произведении «Сон» Сальвадор Дали вернулся к классическому сюрреалистическому мотиву. Сны — это сущность многих фрейдовских теорий из-за их доступа в бессознательное, до-профессиональная тема для сюрреалистов, в том числе Дали.

Постоянство памяти

Эта знаковая и многократно воспроизведенная картина изображает сцену с часами, медленно таящими на скалах и ветвью дерева, с океаном, как задняя капля. Дали использовал концепцию жесткой и мягкой в этой картине. Эта концепция может быть проиллюстрирована несколькими способами, такими как человеческий разум, движущийся от мягкости сна к твердости реальности. В своем шедевре Дали использует тающие часы и камни, чтобы представлять мягкие и жесткие аспекты мира соответственно.

Читайте также  Картина "осенний пейзаж", левитан

На протяжении многих лет упорство памяти много анализировалось, поскольку Дали никогда не объяснял его работу. Тающие часы считаются бессознательным символом относительности пространства и времени; как символ смертности с муравьями, окружающими часы, представляющие распад; и как иррациональность сновидений. Произведение «Постоянство памяти» считается одним из величайших шедевров искусства двадцатого века. Эта работа не только входит в список «Самые известные картины Дали», но и является самым знаменитым произведением в сюрреализме.

На нашем сайте TopCafe.su мы опубликовали интересную статью о музее Дали в Фигерасе. Это уникальное здание, имеющее славную историю.

А какие работы великого мастера сюрреализма нравятся вам? Пишите об этом в комментариях.

Слоны — Сальвадор Дали, 1948

«Слоны» — картина, которую Сальвадор Дали написал в 1948-ом, и которая, по сути, может считаться едва ли не последним полотном каталонского художника, выполненным в жанре сюрреализма, на котором Дали в 30-ые сделал себе имя. Однако уже с середины 40-хх, прожитых в США, Дали напряженно работал над идейной основой своего нового этапа в творчестве, получившим название «ядерного мистицизма».

Уход от сюрреализма, по сути изжившего себя, для Дали далеко не случаен. Сальвадору Дали, как личности постоянно эволюционирующей, давно уже сделалось тесно в рамках этого направления, и потому обелиски, которые «несут» на спинах животные в картине «Слоны», вполне можно считать надгробными памятниками сюрреализму — во всяком случае, в творчестве самого Дали.

Да, слоны на длиннейших, тонких суставчатых ногах, которые, кажется, вот-вот подломятся уже не раз появлялись в более ранних картинах Дали. Достаточно вспомнить чудесную работу 1944-го года — «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната», или не менее известную и тоже замечательную картину «Искушение святого Антония», написанную в 1946-ом.

«Слоны» — не первое явление этого образа в картинах Сальвадора Дали

Сам факт, что Дали пусть талантливо, но повторяется, уже красноречиво свидетельствует о том, что художник устал в рамках сразу сюрреализма, а потом и созданного на его основе самим каталонцем «параноико-критического метода», который можно охарактеризовать как «продвинутый сюрреализм».

Когда-то сюрреализм стал настоящей революцией в искусстве — однако революция не может длиться десятилетиями. Перед тем, как написать «Мадонну Порт-Льигата» — свое первое полотно, созданное в полном соответствии с канонами «ядерного мистицизма», Дали решил еще раз «тряхнуть стариной», в результате чего и появилась картина «Слоны».

Картина «Слоны», где эти фантастические, совершенно «далианские» животные впервые являются не второстепенными, а главными персонажами — в то же время наименее удачная из всех.

Художнику — особенно, мастеру такого масштаба, как Дали — нельзя повторяться. Для человека творческого повторение — это шаг назад. Пока ты топчешься на месте, твои конкуренты могут запросто убежать вперед — умчаться так далеко, что их уже не догонишь!

Но Дали, как мы знаем, любил многократно эксплуатировать однажды удачно найденный образ — и, надо признать, делал это с блеском.

Значение образа

Впервые слон на длинных и тонких ногах-ходулях, с египетским обелиском на спине, появился в картине Дали «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната». Вот как описывал этот образ сам Дали: «Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы».

В этом высказывании художник очевидно намекает на сон о похоронах папы римского, который однажды приснился Зигмунду Фрейду под звон колоколов, а впоследствии был приведен психиатром в качестве примера сложной связи сюжета и внешнего раздражителя в своем получившем мировую известность труде «Толкование сновидений».

Фрейда Сальвадор Дали обожествлял, а «Толкование сновидений» считал своей библией — так что «явление» слона с египетским обелиском на спине в работах Дали-сюрреалиста не могло не состояться — это был лишь вопрос времени.

Заметим, однако, что слон Дали — это совсем не тот слон, которого в свое время изваял по поручению папы римского Джованни Лоренцо Бернини. К массивной туше заморского зверя Дали добавил тончайшие, «почти невидимые» паучьи (стрекозьи) ноги, и сразу получился «слон сюрреалистический» — замечательный многозначный образ, универсальный инструмент, с помощью которого можно выразить самые разные идеи!

Например, в картине «Сон, вызванный полетом пчелы», слон на паучьих ногах символизирует зыбкость и неустойчивость сновидения; в «Святом Антонии» — тяжесть греховных мыслей, одолевающих святого.

Чем этот образ запоминается прежде всего? Тем, что массивная туша слона вступает в очевидное противоречие с явно неспособными удержать этот вес ногами. Однако противоречие это только кажущееся.

Вспомним один из ключевых приемов сюрреализма — смешение сна и реальности. Вспомним — и всё встанет на свои места. Слоны Дали не существуют на самом деле — они лишь порождение сна, воображения или мысли, а сон, мысль или воображение, как мы знаем — нематериальны, поэтому в физическом мире они не весят ровным счетом ничего!

Слоны Дали — один из популярнейших сувениров в Фигерасе

Воображаемым, или «мысленным» слонам Сальвадора Дали вообще, если на то пошло, не нужны никакие подпорки, чтобы парить в пространстве.

Кстати, если вы присмотритесь к картине повнимательней, то увидите, что массивные каменные обелиски, визуально добавляющие массивности тушам слонов, в действительности даже не касаются спин животных.

Они, будучи еще одним порождением фантазии, сна или мысли, весят ровно столько же, сколько и сами слоны — то есть, ничего.

Смешивать воедино сон и реальность Дали умел, как никто другой, а если добавить блестящий ум художника, образность мышления и отточенную технику, станет понятно, почему его работы так хороши.

И образ «далианского слоника» — один из самых удачных. Его можно наделить, в зависимости от обстоятельств, самыми разными значениями.

Слоны Дали многозначны и универсальны

Лично для меня, например, слон Дали — прекрасная аллегория всего нашего бытия, которое зачастую нам самим кажется (именно — кажется, представляется в воображении) в высшей степени основательным, солидным, непоколебимым — но достаточно любой нелепой случайности, и вся эта мнимая солидность в одночасье рухнет и превратится в пыль. Ну, скажите, что я не прав?

Кстати, слонов своих Дали часто называл «космическими», явно указывая на их невесомость. Есть у художника и ювелирное украшение, которое так и называется — «Космический слон».

В наши дни вместе с целой коллекцией других ювелирных украшений Дали полюбоваться космическим слоном можно в Театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе. (Читать описание картины «Слоны» на английском языке)

Что означают символы на картинах Сальвадора Дали

Все искусство Сальвадора Дали пронизано скрытыми смыслами, шифрами и кодами, которые можно разгадывать бесконечно.

Сальвадор Дали. Источник: wikimedia.org

Художника нет с нами уже почти 30 лет, а его жизнь и наследие, куда входят картины, скульптуры, книги и даже логотип всем известной карамельки, не дают покоя как знатокам искусства, так и простым обывателям. Первое знакомство с произведениями Сальвадора Дали, как правило, производит ошеломляющее впечатление.

Teleprogramma.pro предлагает всем, кто любит творчество великого испанца, еще раз поломать голову над месседжами, которые он адресовал потомкам.

Расплавленные часы — ускользающее время

Этот символ появляется на его полотнах особенно часто. Изобразить полужидкие, расплавленные циферблаты художнику пришло в голову, когда он размышлял о сыре «камамбер». Этот сыр, попав в тепло, мгновенно начинает таять, не в силах сопротивляться высокой температуре. Дали решил воплотить образ упущенных возможностей, которые, исчезнув через мгновение, уже не вернутся. Часы, текущие, свешивающиеся, будто находящиеся, как камамбер, в полужидком состоянии, — это горечь при мысли о том, что время пожирает все, и даже самое себя.

Муравьи — смерть

На первый взгляд, зашифровывать смерть в образе муравьев бессмысленно. На самом деле этот образ — отзвук детских впечатлений Дали. Пятилетний будущий художник однажды увидел на улице мертвое тело летучей мыши, которое пожирали муравьи. Он долго не мог избавиться от этого зрелища — оно вставало перед его глазами снова и снова. Позднее мысли о смерти трансформировались в сознании сюрреалиста в образ маленьких, но таких прожорливых и опасных муравьев.

Костыли — связь между сюрреализмом и реальной жизнью

Вид костылей на картинах Дали наталкивает на мысль о какой-то поддержке. Так оно и есть: костыли служат на его полотнах неким связующим звеном, соединяющим мир подсознания и реальность. Костыли Дали — опора, она дает надежду на то, что за мечтой, фантазией существует нечто настоящее.

Слоны – будущее

Это необычные слоны. Сильные животные на картинах сюрреалиста идут на тонких и длинных, готовых вот-вот подломиться ногах. Слоны у Дали — символ будущего. Именно поэтому они несут на спинах или человека, или какой-нибудь груз. Но, посмотрев на несчастных надрывающихся слонов, становится понятно: судьба — слишком тяжелый груз, чтобы можно было надеяться дотащить его лишь на своих плечах. А еще тонкие слабые ноги сильных животных символизируют недолговечность и уязвимость любой власти.

Деревянные выдвижные ящики — скрытые желания

Если верить Зигмунду Фрейду, такие ящики символизируют скрытые сексуальные желания. Некоторые биографы писали о Дали как о бисексуале. Если это действительно так, то понятно, почему так часто в его работах присутствуют выдвижные ящики — они говорят о женской половине его натуры. Многие ящики он изображал приоткрытыми, желая показать и потаенность этих желаний, и совершенное равнодушие художника к мнению окружающих по этому поводу.

Читайте также  Картина "бильярд", луи леопольд буальи, 1807

Яйцо — человеческая жизнь

Яйцо — нечто хрупкое и чистое, но в то же время уязвимое, очень материальное. Именно так представлялась Сальвадору Дали жизнь человеческого существа — а точнее, жизнь его самого. Предполагается, что, изображая на картинах яйцо, он подразумевал самого себя в утробе матери.

Дело в том, что у Дали был старший брат, умерший в пятилетнем возрасте, и, когда родился будущий художник, его решили назвать в честь умершего ребенка — Сальвадором. Известно, что сюрреалиста преследовало чувство вины за то, что брат умер, а он живет. Вероятно, постоянно повторяющийся образ яйца — отсылка к этим переживаниям художника.

Улитка и голова человека — психоанализ

Увиденная однажды улитка потрясла воображение художника: снаружи твердая, а внутри такая хрупкая и уязвимая, в точности как черепная коробка человека с мягким мозгом внутри. Сходство улитки и жесткой оболочки человеческого мозга с мыслью в мягком наполнителе преследовало его всю жизнь, это он и постарался отобразить в своих картинах.

Рог носорога — идеальная красота

Сальвадор Дали считал рог носорога эталоном правильности и безупречной красоты, он даже предлагал сделать его единицей измерения объектов. Художник восхищался математической точностью этой формы, совершенством плавных линий.

Кузнечик — страх

С самого раннего детства художник испытывал необъяснимый страх перед кузнечиками. Каждый кузнечик на его полотнах — это символ ужаса.

Кипарисы — способ измерения времени

Будучи школьником, Дали вынужден был часами сидеть за партой, мечтая о том моменте, когда придет свобода. За окном росли кипарисы, и скоро будущий сюрреалист научился по свету, падающему на их ветви, определять, сколько времени осталось до окончания ненавистных уроков. С тех пор кипарисы — деревья, очертаниями напоминающие свечи, — сделались для художника символом измерения времени.

Сальвадор Дали

Биография

11 мая 1904 года в семье состоятельного нотариуса-каталонца Сальвадора Дали-и-Куси появляется на свет сын. Супружеская пара к тому времени уже пережила потерю любимого первенца Сальвадора, который умер в двухлетнем возрасте от воспаления мозга, поэтому было принято решение второму ребенку дать такое же имя. В переводе с испанского оно означает «Спаситель».

Детство и юность

Мать младенца Фелипе Доменеч сразу начала опекать и баловать сына, тогда как отец оставался строг к своему отпрыску. Мальчик рос капризным и очень своенравным ребенком. Узнав в 5 лет правду о своем старшем брате, он стал тяготиться этим фактом, что еще больше повлияло на его неокрепшую психику.

В 1908 году в семье Дали появилась дочь Ана Мария Дали, которая в дальнейшем стала близкой подругой своего брата. Мальчик с раннего детства увлекся рисованием, и это у него неплохо получалось. В подсобном помещении Сальвадору соорудили мастерскую, где он часами уединялся для творчества.

Личная жизнь

1929 год принес перемены в личную жизнь Сальвадора Дали и его родственников. Он встретил единственную любовь всей жизни — Елену Ивановну Дьяконову, эмигрантку из России, которая на тот момент была женой поэта Поля Элюара. Она называла себя Гала Элюар и была старше художника на 10 лет.

После первой же встречи Дали и Гала никогда больше не расставались, а его отец и сестра пришли от этого союза в ужас. Сальвадор-старший лишил своего сына всех финансовых дотаций со своей стороны, а Ана Мария разорвала с ним творческие отношения. Новоиспеченные любовники поселяются на песчаном берегу в Кадакесе в небольшой лачуге без удобств, где Сальвадор начинает создавать свои бессмертные творения.

«Гала — единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без Гала я никто.» Сальвадор Дали . Photo: Dali and Gala in Manhattan.

Через три года они официально расписываются, а в 1958 году состоялось их венчание. Долгое время пара жила счастливо, пока в начале 60-х годов не начался разлад в их отношениях. Пожилая Гала жаждала плотских утех с молоденькими мальчиками, а Дали стал находить утешение в кругу юных фавориток. Для своей жены он покупает замок в Пуболе, куда может приезжать только с согласия Галы.

Около 8 лет его музой была британская модель Аманда Лир, с которой Сальвадора связывали лишь платонические отношения, ему достаточно было часами наблюдать за своей пассией и наслаждаться ее красотой. Карьера Аманды разрушила их отношения, и Дали без сожаления расстался с ней.

Творчество

Несмотря на то, что в школе он вел себя вызывающе и плохо учился, отец отдал его на уроки живописи к местному художнику Рамону Пичоту. В 1918 году в родном Фигерасе состоялась первая выставка работ юноши. На ней были представлены пейзажи, на создание которых Дали вдохновили живописные окрестности города. До последних лет Сальвадор останется большим патриотом Каталонии.

Уже в первых работах молодого художника видно, что он с особой старательностью осваивает техники письма импрессионистов, кубистов и пуантилистов. Под руководством профессора художественных искусств Нуньенса Дали создает картины «Тетушка Анна за шитьем в Кадакесе», «Сумеречный старик» и другие. В это время молодой художник увлекается европейским авангардом, он читает труды Фрейда, Ницше. Сальвадор пишет и иллюстрирует небольшие рассказы для местного журнала. В Фигерасе он приобретает определенную известность.

Когда юноше исполняется 17 лет, его семья переживает большую утрату: от рака груди на 47 году жизни умирает мать. Отец Дали до конца жизни не снимет траур по своей супруге, а характер самого Сальвадора станет и вовсе несносным. Едва поступив в этом же году в Мадридскую Академию художеств, он тут же начнет вести себя вызывающе по отношению к педагогам и студентам. Выходки заносчивого франта вызывали возмущение среди профессуры Академии, и Дали два раза выгоняют из учебного заведения. Однако пребывание в столице Испании позволило молодому Дали завести нужные знакомства.

Сальвадор Дали и Фрида Кало. Примерно 1940-е.

Его друзьями становятся Федерико Гарсиа Лорка, Пабло Пикассо и Луис Бунюэль, они существенно повлияли на художественный рост Сальвадора. Но не только творчество связывало молодых людей. Известно, что Гарсиа Лорка не стеснялся своей нетрадиционной ориентации, и современники даже утверждали о его связях с Дали. Но Сальвадор так и не стал гомосексуалистом, даже несмотря на свои странности в сексуальном поведении.

Скандальное поведение и отсутствие академического художественного образования не помешали Сальвадору Дали уже спустя несколько лет получить мировую известность. Его работами этого периода стали: «Порт-Альгер», «Молодая женщина, увиденная со спины», «Женская фигура у окна», «Автопортрет», «Портрет отца». А произведение «Корзинка с хлебом» даже попадает на международную выставку в США. Основной моделью, которая постоянно позировала художнику для создания женских образов в это время, становится его родная сестра Ана Мария.

Лучшие картины

Первой знаменитой работой художника считается полотно «Постоянство памяти», на котором изображены стекающие со стола жидкие часы на фоне песочного пляжа. Сейчас картина находится в США в Музее современного искусства и считается самой известной работой мастера. При содействии возлюбленной Галы начинают проходить экспозиции Дали в различных городах Испании, а также в Лондоне и Нью-Йорке.

Гения замечает меценат Виконт Шарль де Ноэйль, который по высокой цене скупает его картины. На эти деньги возлюбленные приобретают себе приличный дом рядом с городком Порт-Льигата, что находится на берегу моря.

В этом же году Сальвадор Дали делает еще один решительный шаг навстречу будущему успеху: он присоединяется к обществу сюрреалистов. Но и здесь эксцентричный каталонец не вписывается в рамки. Даже среди бунтарей и возмутителей традиционного искусства, таких как Бретон, Арп, де Кирико, Эрнст, Миро, Дали выглядит белой вороной. Он входит в конфликт со всеми участниками движения и в итоге провозглашает свое кредо — «Сюрреализм — это я!».

После прихода Гитлера к власти в Германии у Дали начинаются недвусмысленные сексуальные фантазии по поводу политика, что находит свое выражение в художественном творчестве, и это тоже возмущает его коллег. В итоге, накануне Второй мировой войны Сальвадор Дали разрывает свои отношения с группой французских художников и уезжает в Америку.

За это время он успел поучаствовать в создании сюрреалистического фильма Луиса Бонюэля «Андалузский пес», который имел большой успех у публики, а также приложил свою руку ко второй картине своего друга «Золотой век». Самой знаменитой работой молодого автора этого периода стала «Загадка Вильгельма Телля», в которой он изобразил советского лидера компартии с большой обнаженной ягодичной мышцей.

Среди нескольких десятков полотен этого времени, которые выставлялись на персональных выставках в Великобритании, США, Испании и Париже, можно выделить «Мягкую конструкцию с вареными бобами, или Предчувствие гражданской войны». Картина появилась буквально перед началом гражданской войны в Испании наряду с «Возбуждающим пиджаком» и «Телефоном-омаром».

После посещения Италии в 1936 году Дали начал буквально бредить искусством итальянского Возрождения. В его творчестве появились черты академизма, что стало еще одним из противоречий с сюрреалистами. Он пишет «Метаморфозы Нарцисса», «Портрет Фрейда», «Гала — Сальвадор Дали», «Осенний каннибализм», «Испания».

Читайте также  Портрет княгини юсуповой, серов, 1902

Последней работой в стиле сюрреализма считается его «Сон Венеры», который появился уже в Нью-Йорке. В США художник не только занимается живописью, он создает рекламные плакаты, оформляет магазины, работает с Диснеем и Хичкоком, помогая им с художественным оформлением фильмов. В это же время он пишет свою знаменитую автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим», которая моментально раскупается.

Последние годы

В 1948 году Сальвадор Дали возвращается в Испанию, в Порт-Льигат, и создает холст «Слоны», олицетворяющий послевоенную боль и опустошенность. Помимо этого, после ядерного взрыва в Японии в творчестве гения появляются новые мотивы, которые обращают взор зрителя к жизни молекул и атомов, что проявляется в картинах «Атомная Леда», «Расщепление атома». Критики отнесли эти полотна к стилю мистического символизма.

С этого периода Дали начинает писать также полотна на религиозные сюжеты, такие как «Мадонна Порт-Льигата», «Тайная вечеря», «Распятие или гиперкубическое тело», некоторые из них даже получили одобрение Ватикана. В конце 50-х он по предложению своего друга бизнесмена Энрике Берната разрабатывает логотип знаменитого леденца на палочке «Чупа-Чупса», которым стало изображение ромашки. В обновленном виде оно до сих пор используется дизайнерами производства.

Художник очень плодовит на идеи, что приносит ему постоянный немалый доход. Сальвадор и Гала знакомятся с законодательницей мод Коко Шанель и дружат с ней до конца ее жизни. Особый имидж Дали с его неизменно закрученными усами, которые он носил уже в молодости, становится приметой своего времени. В обществе создается культ художника.

Гений постоянно эпатирует публику своими выходками. Неоднократно он фотографируется с необычными животными, а однажды даже отправляется на прогулку по городу с муравьедом, чему подтверждением стали многочисленные фото в популярных изданиях того времени.

Закат творческой биографии художника начался в 70-х годы в связи с ухудшением его состояния здоровья. Но по-прежнему Дали продолжает генерировать новые идеи. В эти годы он обращается к стереоскопической технике письма и создает картины «Полигидрас», «Рыбак-подводник», «Оле, Оле, Веласкес! Габор!». Испанский гений начинает строить большой дом-музей в Фигерасе, который получил название «Дворец Ветров». В нем художник запланировал разместить большую часть своих картин.

В начале 80-х годов Сальвадор Дали получает множество премий и наград от правительства Испании, его делают почетным профессором академии искусств Парижа. В своем завещании, которое было обнародовано после смерти Дали, эксцентричный художник указал, что все его состояние в 10 млн долларов он передает Испании.

Смерть

В 70- е годы у Сальвадора начинается обострение его психической болезни. Он крайне истощен галлюцинациями, а также страдает от избытка психотропных медикаментов, которые ему прописывают врачи. Медики не без основания считали, что Дали страдает шизофренией, которая получила осложнение в виде болезни Паркинсона.

Сальвадор Дали. «Автопортрет с рафаэлевской шеей». 1922 г.

Постепенно старческое расстройство стало отнимать у Дали способность держать кисть в руке и писать картины. Смерть любимой жены в 1982 году окончательно скосила художника, и в течение некоторого времени он лежит в больнице с воспалением легких. Через 7 лет сердце старого гения не выдерживает, и он умирает от недостаточности миокарда 23 февраля 1989 года. Так закончилась история любви художника Дали и его музы Галы.

Картины Сальвадора Дали

Озеро в Вилабертране (1920)

Скалы на побережье Льянэ (1926)

Мрачная игра (1929)

Сюрреалистическая композиция (1928)

Незримые лев, конь и спящая женщина (1930)

Постоянство памяти (1931)

Тревожный знак (1934)

Явление моей кузины Каролинеты на побережье в Росасе (Плавно надвигающееся предчувствие) (1933)

Астральный параноический образ (1934)

Женщина с головой из роз (1935)

Явление города Делфта (1935-1936)

Белое безмолвие (1936)

Геологическое правосудие (1936)

Медиумически-параноический мотив (1935)

Леди Луис Маунтбеттен (1940)

Археологический отголосок Анжелюса Милле (1935)

Лебеди, отражённые в слонах (1937)

Явление лица и вазы с Фруктами на берегу моря (1938)

Беконечная загадка (1938)

Исчезающие образы (1938)

Африканские впечатления (1938)

Телефон на тарелке с тремя жареными сардинами в конце сентября (1939)

Тристан и Изольда (1944)

Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения (1943)

Искушение святого Антония (1946)

Атомная Леда (Leda Atomica) (1949)

Христос святого Хуана де ля Крус (1951)

Assumpta corpuscularia lapislazzulina (1952)

Вид Порт-Льигата с Ангелом-хранителем и рыбаками (1950)

Я в возрасте шести лет, когда я верю, что стал девочкой, а пока с большой осторожностью приподнимаю кожу моря, чтобы рассмотреть собаку, которая спит под сенью воды (1950)

Колосс Родосский (1954)

Тайная вечеря (1955)

Живой натюрморт (1956)

Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба (1958-1959)

Рука Дали похищает золотое руно, имеющее форму облака, чтобы показать Гала-зарю, совершенно обнаженную, — там, далеко, очень далеко, по ту сторону солнца (1977)

Дали, повернувшись спиною, пишет портрет Гала, повернувшейся спиною и увековеченной шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести зеркалах (1977)

В поисках четвертого измерения (Fourth-dimension) 1979 г.

Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа (1981)

Жемчужина (Рearl) 1981 г.

Три знаменитые загадки Гала (ЕnigmaGala) (1982)

Воин (Warrior) (1982)

Ласточкин хвост (Swallow) (1983 г.)

Дали Сальвадор,(полное имя Сальвадор Фелипе Хасинто Дали-и-Доменеч, Dali y Domenech),(11 мая 1904, Фигуэрас, Каталония — 23 января 1989, там же),испанский живописец, виднейший представитель сюрреализма.

Рисовать стал с юности. В 1924-1926 учится в Мадридской академии Сан-Фернандо, увлекается идеями анархизма, интересуется современными французскими мастерами, прежде всего символистами, а затем фовистами, кубистам и футуристами.

В 1928 переезжает в Париж, в 1929 встречает свою будущую жену — Гала (Елена Дьяконова), ставшую постоянной моделью его картин.

Как некие кадры несостоявшегося фильма, запечатлевающие мир снов и галлюцинаций, воспринимаются такие произведения Дали, как «Великий мастурбатор», «Раскрашенные удовольствия».

Обращаясь к сфере подсознательного, интересуясь эротикой, неосуществленными желаниями, игрой воображения, Дали стремится объективировать видения , дать описание безумия. В навязчиво иллюзионистической манере, призванной убедить зрителя в реальности бредового мира, Дали с необыкновенно изощренной фантазией совмещает объекты совершенно разнородные, сталкивает их друг с другом в противоестественных ситуациях.

Знамениты образы Дали: расплавившиеся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, диван-губы, рояль, свисающий словно драпировка, и другие. Использует он и прием «исчезающих образов», которые как бы растворяются в окружающем пространстве. Популярность художника растет, выставки устраиваются одна за другой.

Вскоре Дали порывает с парижской группировкой сюрреалистов, объявив себя единственным истинным представителем этого движения и в 1940 уезжает в США. Среди известных картин этого времени — «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» — своеобразная иллюстрация к фрейдизму. Дань атомной «моде» отдана в таких композициях, как «Атомная Леда» и в попытке создать Институт по изучению атомной бомбы в отношении искусства.

В 1948 возвращается в родной Фигуэрас, хотя временами наезжает в США.

После возвращения домой Дали все более проникается идеями католицизма. Религиозные мотивы, классицистическая композиция, подражание технике старых мастеров характерны для таких его картин 1950-х гг., как «Мадонна порта Льигат», «Христос св. Ионна на кресте», «Тайная вечеря», «Открытие Америки, или Мечта Христофора Колумба».

В последние годы Дали часто обращается к фотографии. Он читает лекции, выпускает книги, посвященные себе и своему искусству, в которых безудержно восхваляет свой талант («Дневник одного гения», «Дали по Дали», «Золотая книга Дали», «Секретная жизнь Сальвадора Дали»).

Он всегда отличался причудливой манерой поведения, постоянно меняя экстравагантные костюмы и фасон усов. В 1974, вложив все свои средства, Дали строит Театр-музей Дали в Фигуэрасе — здание фантастической архитектуры, наполненное картинами и объектами художника.

Здесь он и погиб во время пожара, пребывая в полном одиночестве и не желая покинуть дом.

Дуракам угодно, чтобы я следовал тем советам, которые я даю другим. Но это невозможно, ведь я же совсем другой.

Новую религию можно создать только с благословения банкиров.

Врагов я забрасываю цветами — в гробу.

Художник думает рисунком.

Совершенно очевидно одно — то, что я ненавижу простоту во всех ее формах.

Когда я пишу картины, я чувствую себя сумасшедшим. Единственное различие между мною и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший.

Разница между сюрреалистами и мной заключается в том, что сюрреалист — это я.

Не бойся совершенства, тебе его не достичь никогда.

Люблю трансатлантические суда. Это роскошные больницы для здоровых людей.

В шесть лет я хотел быть Колумбом, в семь — Наполеоном, а потом мои притязания постоянно росли.

Я люблю Gala больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: