Слива, эдуард мане - описание картины - JEKATERINBURG.RU

Слива, эдуард мане — описание картины

“Сливы” Эдуарда Мане и загадочное убийство

Хочу рассказать об одной картине Эдуарда Мане “Сливы”. Что может быть интересного в каких-то сливах, спросите вы. Однако этот натюрморт был свидетелем невероятных событий в жизни своих владельцев и даже одного убийства.

Эдуард Мане больше известен как портретист. Однако его кисти принадлежит довольно много вот таких натюрмортов: небольших по размеру, с одним или несколькими объектами (парой яблок, одной дыней или булочкой бриошь) на тёмном однородном фоне. Я уже задавалась вопросом, почему Мане их создавал особенно под конец своей жизни, в посте “Зачем Мане написал натюрморт со стеблем спаржи” .

Утеряные “Сливы” Эдуарда Мане

Так же просто, без лишних деталей Мане изобразил и свои сливы. Но перед вами натюрморт, нарисованный повторно в 1880 году. Впервые же он их нарисовал в 60х годах 19 века и подарил своему другу Эдгару Дега .

Однако через некоторое время друзья поссорились из-за неблаговидного поступка Мане. Дега подарил ему картину “Портрет Эдуарда Мане с женой”, а вскоре обнаружил, что герой картины оторвал треть полотна. Об этом интересном случае я писала в статье “Дружба Дега с Мане и 2 порванные картины” .

Конечно, Дега был очень расстроен и в сердцах отправил своему другу его подарок “Сливы”, мол, раз вы так поступаете с моими картинами, то ваши мне тоже не нужны.

Когда друзья помирились, Дега, конечно, пожалел о том, что вернул картину “Сливы”. Он попросил её у Мане обратно. Но было поздно – художник видимо также на эмоциях, не подумав её быстро продал.

В результате картина была утеряна. Возможно, этого бы не случилось, если бы картина осталась у Дега. Ведь известно, что он был страстным поклонником таланта Мане и коллекционировал его картины. О том, какие картины Эдуарда Мане принадлежали Дега, я также писала в посте “Дружба Дега с Мане и 2 порванные картины” .

Видимо, картина была утеряна ещё при жизни Мане. Иначе как объяснить то, что Мане решил написать в 1880 году её копию, которая и сохранилась до наших дней.

“Сливы” Эдуарда Мане и Выстрел века.

Сейчас “Сливы” 1880 года создания находятся в музее Хьюстона, штат Техас. Примечательно, что музею картину подарила Энн Вудворд (Ann Woodward) в 1974 г.

Подробности этой истории читайте в статье “Сливы Эдуарда Мане и загадочное убийство”.

Скорее всего, картина досталась ей в наследство от покойного мужа, представителя благородного и состоятельного семейства. Энн Вудворд была до замужества танцовщицей в ночном клубе и начинающей актрисой. Уже будучи в браке, вела активную светскую жизнь.

Но больше всего миссис Вудворд печально известна тем, что убила своего мужа Уильяма Вудворда в 1955 году. Она застрелила его из охотничьего ружья, приняв его по ошибке в темноте за грабителя.

Газеты назвали это происшествие Выстрелом века. А высший свет тут же отверг миссис Вудворд, не веря в случайность убийства. Поговаривали, что мистер Вудворд хотел развестись с ней. Якобы Энн так не хотела лишиться денег мужа, что была готова на все, вплоть до убийства.

Однако убийство было признано судом непреднамеренным, так как Энн смогла пройти проверку детектором лжи. Также был задержан человек, который признался, что действительно пытался залезть в дом Вудвордов с целью ограбления в тот роковой день. Но общество было непреклонно – родилась даже версия, что этого несостоявшегося грабителя подговорили адвокаты семейства Вудвордов, чтобы замять скандал.

Энн провела остаток жизни, путешествуя и крутя романы с мужчинами моложе себя. Будучи склонной к депрессиям, её подкосило очередное обвинение в преднамеренности убийства. На этот раз со стороны знаменитого писателя Трумена Капоте, который в своём романе “Отвеченные молитвы” представил Энн Вудворд как циничного убийцу, ловко обманувшего правосудие и избежавшего наказания. В 1975 году Энн Вудворд покончила жизнь самоубийством, приняв цианистый калий.

История этой семьи ещё печальна тем, что оба сына супругов Вудвордов также ушли из жизни, совершив самоубийства. Один из них выбросился из окна в 1978 году, будучи зависимым от героина. Второй под гнётом неразрешенных личных проблем после развода с женой также выбросился из окна в 1999 году.

Картины иногда интересны не только сами по себе, но и благодаря своим владельцам. Хотя даже если бы “Сливы” не принадлежали семейству Вудворд, она все равно являлась бы ещё одним маленьким шедевром импрессиониста Мане, таким притягательным в своей простоте.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Рисование.ру

Эдуард Мане

Французский гравёр и художник Эдуард Мане написал множество великолепных картин и навсегда вошел в историю мировой живописи. «Прежде чем завоевывать официальные салоны, мне нужно отдать дань старым мастерам», — говорил Мане, один из основоположников импрессионизма. Несмотря на все его уважение к искусству прошлых лет, собственные новаторские картины Эдуарда Мане, казались искушенному академическому сообществу слишком вызывающими.

Эдуард Мане. Картины художника

Эдуард Мане. Железная дорога

1873 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон

В «Железной дороге» сама железная дорога не представлена, о ней напоминают только клубы пара, вырвавшиеся из трубы промчавшегося мимо поезда.

Эдуард Мане. Натюрморт с лососем

1866-1869 гг. Музей Шелбурн, Вермонт

Эта картина создавалась за несколько лет до первой выставки импрессионистов, но прием остановленного мгновения здесь уже представлен во всей красе: обратите внимание, как опасно балансируют на краю стола неловко положенные кем-то вилка и нож! Удержатся ли они на своем месте или с громким звоном упадут вниз?

Эдуард Мане. Сливовица

Ок. 1878 г. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Многих возмущало то, что Мане не стремится в своих картинах «облагородить» реальность, вот и здесь он предельно реалистичен — в кафе сидит то ли нетрезвая торговка, то ли женщина легкого поведения в ожидании клиента. Образ создают мелкие детали — как, например, давно погасшая сигарета в пальцах женщины, ее застывший взгляд.

Эдуард Мане. Бар «Фоли-Бержер»

1882 г. Институт искусства Курто, Лондон

Популярное кабаре «Фоли-Бержер» работает в Париже по сей день. Художник представляет момент осознания человеком своего одиночества среди толпы — девушка-бармен на минуту задумалась, в то время как за ее спиной в огромном зеркале отражается веселящаяся публика. Картина интересна своими оптическими эффектами: судя по отражению, девушка беседует с посетителем, тогда как перед стойкой никого нет.

Эдуард Мане. Лола из Валенсии

1862 г. Музей д’Орсе, Париж

В этом простом и обыденном на первый взгляд портрете испанской танцовщицы проявился разлад Мане с академическим искусством: его интересовали яркие краски, искренность, простота и пылкость чувств, в противовес замшелым и холодным, как многим казалось тогда, канонам академизма. Испанской культурой художник увлекался много лет и несколько героизировал ее.

Эдуард Мане. Ваза с пионами

1864-1865 гг. Музей д’Орсе, Париж

На многих «цветочных» композициях Мане можно увидеть выпавший из вазы увядающий цветок. Его часто ассоциируют с образом потерянной жизни, поверженной души. Интересно, что в то же время, когда создавалась «Ваза с пионами», Мане пишет картины из жизни испанских тореадоров, где мотивы жертвы и судьбы тоже представлены очень ярко.

Эдуард Мане. Расстрел императора Мексики Максимилиана

1867 г. Кунстхалле, Мангейм

Мане был убежденным республиканцем. Картина, на которой представлена казнь «императора Мексики», занявшего свой престол при активной поддержке французских правящих кругов, была настолько политически неоднозначна, что долгое время не экспонировалась во Франции.

Эдуард Мане. Завтрак на траве

1863 г. Музей д’Орсе, Париж

Картина предназначалась для очередного Парижского салона, но жюри попросту не допустило ее к выставке — что и спровоцировало рождение так называемого «Салона отверженных». Но даже если отвлечься от скандального сюжета, картина была «вызывающе неакадемична»: резкие тени, нестандартная композиция, вольное обращение с перспективой.

Эдуард Мане. Портрет Антонена Пруста

1877-1880 гг. Музей изобразительных искусств им.А. С. Пушкина, Москва

С Антоненом Прустом, в 1880-х годах занимавшим во Франции пост министра культуры (а также известным как журналист, коллекционер, организатор выставок), Мане дружил с детства. Портрет остался незаконченным — не проработан фон, не доведены объемы. Но на первый план выходит яркая личностная характеристика.

Эдуард Мане. Мадам Мане (Сюзанна Леенхоф) на голубом диване

Ок. 1880 г. Музей д’Орсе, Париж

Сюзанна Леенхоф — супруга Эдуара Мане, талантливая пианистка, которая когда-то преподавала музыку младшим братьям художника. В этой картине многие видят, как сейчас бы сказали, «ремейк» более раннего произведения Мане — скандальной «Олимпии». Правда, здесь на первое место выходит уже не вызывающий эротизм, а «буржуазное благополучие». Некоторые искусствоведы считают, что это произведение — своего рода шутка живописца.

Читайте также  Портрет статс-дамы м. а. румянцевой, антропов — описание

Эдуард Мане. В лодке

1874 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

«Срезанная» композиция создает впечатление того, что мы находимся на одной лодке с персонажами. Откровенный цвет, выраженные мазки — то мелкие и дробные, то широкие — все это приметы нового стиля: картина создана в 1874 году — именно этот год считается датой рождения импрессионизма. Господство голубого цвета усиливает ощущение свежести и легкого летнего ветерка.

Эдуард Мане. Похороны

1867-1870 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Мы не видим лиц изображенных на картине людей (группа, следующая за похоронным экипажем, находится далеко от зрителя), не знаем даже, к какому сословию они относятся. Но атмосфера трагедии и горя передается через контрасты цвета (залитые солнцем стены города и темная долина, в которую спускается процессия), через почти хаотические мазки, через готические линии древесных крон и крыш.

Эдуард Мане. Олимпия

1863 г. Музей д’Орсе, Париж

Образцом для художника послужили изображения древних мифологических героинь, но он значительно осовременил их, воплотив в облике то ли Венеры, то ли Данаи прелестную французскую куртизанку. Чем, естественно, спровоцировал очередной скандал. Правда, кто именно из «дам полусвета» здесь изображен, точно неизвестно. Имя «Олимпия» довольно условно.

Эдуард Мане. Испанский гитарист

1860 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Об этой ранней картине Мане строгое жюри Парижского салона высказалось положительно, и картина была принята на выставку 1861 года. Маститые художники отмечали безупречный колорит, достоверность в передаче как деталей костюма и интерьера, так и эмоций музыканта.

Эдуард Мане. Пейзаж с деревенской церковью

1870-1874 гг. Ашмольский музей искусства и археологии, Оксфорд

Это небольшое (40 х 30 см) полотно привлекает достоверной передачей хмурого, прохладного ветреного дня. Почему именно прохладного? В этом и заключается суть импрессионизма: впечатление есть, но его не всегда можно объяснить. Только почувствовать!

Эдуард Мане. Корзина фруктов

Ок. 1864 г. Музей изобразительных искусств, Бостон

Попробуйте определить: какие именно фрукты перед вами? Они написаны настолько обобщенно, что узнать их практически невозможно! Персик? Сливы? Яблоко? Да, возможно, все это в корзине есть (а рядом, на столе, вероятно, плод инжира). Но — удивительно — несмотря на то что фрукты почти неузнаваемы, мы ни минуты не сомневаемся в том, что они спелые, сочные и очень вкусные!

Эдуард Мане. Вид Голландии

1872 г. Художественный музей Филадельфии

Сам Эдуард Мане не относил себя к импрессионистам и представлялся «независимым» художником, несмотря на то, что более молодые представители этого направления считали его своим наставником. Например, Мане не отказался от черного цвета, как это сделали многие импрессионисты. Но, по словам другого выдающегося мастера, Поля Сезанна, Мане «подарил художникам формулу простоты». «Вид Голландии» — та самая простота, без которой невозможно подлинное искусство.

Эдуард Мане. Бой быков

1865—1866 гг. Художественный институт Чикаго

Картина создана вскоре после поездки художника в Испанию. Там он побывал на корриде, которую описывал как «самое лучшее и самое ужасное зрелище». И на полотне представлено противостояние быка и тореадора — композиция могла бы показаться статичной, если бы не бушующая толпа на трибунах (напряжение передано при помощи дробных разноцветных пятен) и не изображение убитой быком лошади на окрашенном кровью песке.

Эдуард Мане — гений и художник-новатор современного искусства

Эдуард Мане (Edouard Manet; родился 23 января 1832 — умер 30 апреля 1883 гг.) — один из наиболее выдающихся французских художников XIX века. Его творчество стало переходным звеном между реализмом и импрессионизмом. За это Эдуарда Мане называют последним из великих художников-классиков и первым представителем современного искусства.

Эдуард Мане родился в аристократической семье и мог заняться политикой или наслаждаться светской жизнью. Вместо этого он посвятил себя живописи и создал уникальный стиль, в той или иной мере повлиявший на творчество Клода Моне (Oscar-Claude Monet), Огюста Ренуара (Pierre-Auguste Renoir), Поля Сезанна (Paul Cezanne), Анри Матисса (Henri Matisse), Пабло Пикассо (Pablo Picasso) и других художников.

Биография Эдуард Мане

Эдуард Мане появился на свет 23 января 1832 года в фамильном особняке в Париже. Его отец был судьей, а мать — дочерью дипломата и крестницей шведского короля. Предполагалось, что сын пойдет по стопам отца и сделает карьеру в области права. Но дядя Мане по материнской линии Эдмон Фурнье (Edmond Fournier) рано разглядел художественный талант племянника. Вместе они посещали Лувр и другие музеи. Помимо колледжа, в котором успехи мальчика были посредственными, он посещал курсы рисования.

В 16 лет Эдуард Мане столкнулся с решительным протестом отца против дальнейшего художественного образования. Компромиссным решением стала морская школа. Юноша отправился в путешествие на учебном судне, но и на нем учился писать морские пейзажи и портреты членов команды. Экзамены в результате были провалены, но качество рисунков убедило отца в творческом призвании сына.

С 1850 года Эдуард Мане посещал мастерскую академиста Томаса Кутюра, копировал старых мастеров и совершил несколько поездок по Европе. Спустя 6 лет он открывает собственную мастерскую. Уже тогда картины молодого художника сильно отступают от традиций академизма и реалистично отражают действительность в стиле Гюстава Курбе (Gustave Courbet). Критики и члены жюри Салона, где молодой художник мечтает выставляться, плохо воспринимали эти работы. Похвалы удостоился лишь «Испанский певец».

Хотя Мане никогда не ставил себе цель эпатировать общество, две его работы спровоцировали настоящий скандал. Это выставлявшиеся в Салоне отверженных «Завтрак на траве» и «Олимпия». Последняя вызвала беспрецедентный шквал возмущения со стороны почтенной публики, которая привыкла видеть на картинах прекрасных Венер, но не дам полусвета.

Постепенно художник сближается с импрессионистами и постимпрессионистами. Его друзьями становятся Клод Моне, Эдгар Дега (Edgar Degas), Поль Сезанн, Камиль Писсарро (Camille Pissarro) и Берта Моризо (Berthe Morisot). Но выставляться с импрессионистами Эдуард Мане не хотел. Он снова и снова пытался добиться признания в официальном Салоне, понимая, что это вопрос времени.

Умер Мане 30 апреля 1883 года. Уже тяжело больной, он успел завершить лучшую свою работу: «Бар в Фоли-Бержер». Также в последние годы были написаны изящные натюрморты. Хотя художник был женат на натурщице Сюзанне Линхофф (Suzanne Leenhoff), рожденного за год до свадьбы сына он официально не признал и детей-наследников после него не осталось. Сюзанна и ее сын изображены на картине «Чтение».

Самые известные картины Эдуарда Мане

Вершиной творчества этого мастера считается поздняя картина «Бар в Фоли-Бержер». Она в полной мере демонстрирует метод Мане: техническое совершенство, отточенное копированием классиков и годами работы, сочетается с современным автору сюжетом. В центре внимания произведения — красивая и несколько грустная девушка, погруженная в свои мысли. За ней, будто мираж, отражается в зеркале зал, полный шумной публики. На переднем плане — искусно исполненные натюрморты с цветами, фруктами и шампанским. В верхней части видны электрические светильники, как дань техническому прогрессу.

Эту работу часто приписывают к импрессионизму, поскольку на ней изображено мимолетное мгновение. В отражении видно, что к девушке подошел посетитель. Через секунду он окликнет ее, и эта хрупкая задумчивость уступит место рабочей суете.

Вот несколько других знаменитых картин Эдуарда Мане:

  • «Любитель Абсента», 1859 год;
  • «Музыка в саду Тюильри», 1862 год;
  • «Балкон», 1868 год;
  • «Железная дорога», 1873 год;
  • «Весна», 1881 год;
  • «Дом в Рюэй», 1882 год;

Если вы цените классическую или современную живопись, обратите внимание на аукционы картин, которые регулярно проводятся на сайте Very Important Lot! Это удобный способ пополнить коллекцию уникальными произведениями. Также мы напрямую сотрудничаем с современными авторами — их недорогие работы представлены в каталоге.

ИМПРЕССИОНИЗМ.Ч.3. ЭДУАРД МАНЕ.

Эдуард Мане (1832-1883, Manet, Édouard), ­– всемирно известный французский художник: живописец и график

Эдуард Мане и импрессионисты

Эдуард Мане счита­ется одним из зачинателей импрессионизма. Во многом являясь предшественником вдохновителем импрессионистов, Мане в то же время расходится с ними в некоторых важных моментах: в своих произведениях он сохраняет конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляет в своей палитре серые и чёрные тона и в целом не изменяет бытовому жанру с его литературно-ассоциативной подосновой. Оказав большое влияние на импрессионистов, Эдуард Мане сам не остался безучастен к их революционным поискам и открытиям. Художник выбирает из бесконечного потока бытия лишь мимолетный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у зрителя особое ощущение, что он свидетель всего происходящего сейчас, что каждое мгновение жизни может быть исполнено поэзии и художественной ценности.

В картинах импрессионистов, и у Эдуарда Мане «случайность» выбранного момента, ничем не выделяющегося среди предшествующих и последующих, специально подчеркивалась композицией, изобилующей срезами фигур и предметов, предполагающей в этом случаЕ возможность продолжения изображенного за пределы холста.

Особенности творчества Эдуарда Мане

В своём творчестве Эдуард Мане часто использует и переосмысляет сюжеты и мотивы живописи старых мастеров. Мане стремится наполнить их современным звучанием, решить новые живописные задачи( «Завтрак на траве», «Олимпия», «Бой быков в Мадриде», «Балкон»)

Читайте также  Итальянские площади на картинах джорджо де кирико

Живописная манера Мане постепенно на протяжении 1860-х годов освобождается от присущих ей ранее глухих и плотных тонов, чёрных теней, однако в ней сохраняются и даже усиливаются контуром контрасты между тёмными и светлыми зонами, отчего при восприятии возникает некоторая плоскостность изображения; живопись становится более свободной и вместе с тем более изощрённой, всё чаще живописная ткань обогащается прозрачными рефлексами и валёрами.

Обновляя бытовой жанр 19 века, Эдуард Мане поэтизирует заурядную на первый взгляд жизненную ситуацию, мир окружающих человека вещей, выявляет скрытую гармонию бытия. Жанр многих произведений Мане трудно даже определить. Художник в одной картине мог объединить жанровые сценки и пейзаж. Картина «Завтрак в мастерской», например, удачно сочетает портрет, натюрморт и бытовую сцену.

В 1870-е годы Мане много работает в области портрета, перенося в неё основные проблемы своих сюжетных композиций, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника.

Са­мые знаменитые картины: «Олимпия», «Завтрак на траве», «Бар «Фоли-Бержер»», «Арджантей», «В лодке», «Флейтист», «Портрет Эмиля Золя», «Казнь императора Максимилиана», «Букет сирени», «Кабачок».

Фотография Эдуарда Мане

Биография Эдуарда Мане

Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). В конце концов победила его приверженность к искусству. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Трудно было найти что-либо более противоположное, чем стремление Мане к живому и современному искусству и академический, мертворожденный «историзм» Тома Кутюра. Тем не менее, в мастерской Кутюра, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, Эдуард Мане приобщился к классическому наследию. Мане усердно посещает Лувр, а после ухода от Кутюра совершает турне по музеям Италии, Голландии, Германии и Австрии. Объекты его поклонения — Тициан и Тинторетто, Рембрандт и Хальс, Пуссен, Делакруа и Энгр, но прежде всего великие испанцы — Веласкес и Гойя. Хотя Мане впервые попал в Испанию только в 1865 году, все его раннее творчество проходит как бы под знаком испанской живописи. В начале 60-х годов художник порой близко «пересказывает» в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей («Лола из Валенсии», «Гитарист», «Испанский балет»).

Однако, несмотря на свою репутацию «парижского испанца» и перекличку с другими старыми мастерами, Эдуард Мане с самого начала выступает как художник с самобытным видением, неразрывно связанный с художественными исканиями своего времени. Так, одно из самых ранних его произведений — «Любитель абсента» (1859 –кажется прямой иллюстрацией к «Цветам зла» Бодлера. Первой подлинно масштабной работой Мане явился «Завтрак на траве» (1862). Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины «Концерт» Джорджоне. По поводу создания этой картины Мане говорил своему другу, журналисту А. Прусту: «Когда я был в ателье, я копировал Джорджоне, нагую женщину с музыкантами. Но у меня все будет по-другому — я перенесу сцену на воздух, окружу ее прозрачной атмосферой, а люди будут такими, какими мы их видим сегодня».

Открытая перекличка со старой живописью только подчеркивала новизну искусства Эдуарда Мане. На его картине мы видим живых парижан 60-х годов прошлого века, непринужденно расположившихся на месте классических персонажей. Публику и критиков шокировали вызывающий реализм художника, игнорирование им академических общепринятых канонов красоты, а также привычной сюжетной «законченности» изображения. Герои Эдуарда Мане внешне разобщены, не связаны поверхностными какими-то сюжетными отношениями, но объединены одной психологической и поэтической атмосферой, проникнуты общим ощущением тайны жизни. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность, и глубокая мечтательность. Эта стоящая над временем поэзия и глубина образов сближала Мане, при всем его новаторстве, с творчеством великих мастеров прошлого. Она же в следующем столетии вдохновит Пикассо на создание вариаций на тему «Завтрака на траве». Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. В стиле картины соединены две характерные для Мане тенденции — стремление к пленэрной живописи и к более материальной и пластичной живописной манере. Если пейзаж написан легкими, светящимися и как бы размытыми красками, то фигуры и блестящий натюрморт представляют собой изысканную гармонию более сгущенных и контрастных тонов. Начиная с «Завтрака на траве», отвергнутого официальным «Салоном», и выставленного в только что открывшемся «Салоне отверженных», берет начало непримиримый конфликт Мане с официальным искусством. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины «Олимпия».

Так же как в предыдущем полотне, художник «осовременил» в «Олимпии» традиционные мотивы, но сделал это еще более эпатирующим образом. Вместо классической Венеры или романтической одалиски он, по словам одного критика того времени, «изобразил голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной». Между этими персонажами еще меньше прямой связи, чем между фигурами «Завтрака», но от их сочетания рождается цельный и насыщенный ассоциациями образ, в чем-то созвучный с образами в поэзии Бодлера. Как и обнаженная в «Завтраке», «Олимпия» (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. В живописном отношении «Олимпия» — одна из вершин творчества художника. В ее утонченной и смелой цветовой гармониипроявилась высочайшая живописная культура Эдуарда Мане, впитавшая в себя опыт мастеров прошлого. Однако французский художник внес в этот опыт не только современную энергию и лаконизм, но и нечто совершенно новое. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал «Олимпию» с «игральными картами»), добивается особой интенсивности цвета. В итоге картина не только приобретает законченность стиля, но при этом превращается, в значительной степени, из ренессансного «окна в мир» в поэтический «образ мира». В художественных принципах картины «Олимпия» лежали во многом истоки всего последующего европейского искусства, а «идолообразность» женской фигуры прямо предвосхищала образы Поля Гогена. Другие крупные произведения Мане 60-х годов — «Завтрак в мастерской» (1868) и «Балкон» (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи.

Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Художника не случайно называли «живописцем современной жизни». «Глаз Мане, — писал Пруст, — был наделен поразительной зоркостью, Париж не знал фланера, который бы извлекал столько наблюдений из своих прогулок по городу», Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнаженных женщин «за туалетом», замечательные портреты и натюрморты. Именно это стремление сделать предметом искусства саму окружающую действительность и сплотило вокруг художника молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название импрессионистов. Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало знаменитое кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы — «батиньольская». Но хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, он не слился с этим движением. Его упорное нежелание участвовать в выставках импрессионистов, вне официального Салона, объяснялось не только аристократическими предрассудками, но и более глубокими причинами — большей связью с традицией, большей внутренней устойчивостью образов, которые у Мане кажутся, при всей их спонтанной жизненности, выхваченными из потока времени. Тем не менее в 70-е годы в своём творчестве художник испытал сильное влияние Клода Моне и Ренуара, которое проявилось, в частности, в его поздних, непревзойденных по живописному мастерству женских портретах и натюрмортах. Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно «Бар в Фоли-Бержер».

Картина эта — подлинная фантасмагория света и цвета. Зднесь кисть Мане передает текучий блеск хрусталя, нежное свечение цветов и кружев, тяжелое рдение плодов, утонченные сочетания лилово-черного, оранжевого, розового, , желтого, серебристо-сиреневого — а отражения и отблески в зеркале придают всему феерический характер. Но в центре всего — пленительный образ девушки, в котором Мане, как всегда, заставляет нас ощутить проникновенную загадочную глубину человеческой личности. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из «Менин» Веласкеса) художник раздваивает свой образ — вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. В этой двойственности, неповторимом сочетании мгновенного и вечного, и заключалась одна из главных особенностей всего искусства Мане.

Творчество Эдуарда Мане принадлежит к числу тех явлений, которые как бы завершают сложение реалистических традиций во французском искусстве 19 века и в то же время их значительно обновляют; художественные проблемы, впервые поставленные и разрешаемые Эдуардом Мане, во многом определяют направленность исканий, характерных для изобразительного искусства последующего исторического периода. Творчеством этого живописца заканчивается период главенствования традиционного официального искусства и начинается время нового – с иными целями и языком.

Читайте также  Девушка с кошкой, крамской — описание картины

ЭДУАРД МАНЕ. КУЛИНАРНАЯ ПАЛИТРА

Французский художник Эдуард Мане (1832— 1883) родился в престижном квартале Сен-Жермен де Пре в далеко не бедной семье. Его отец был главою департамента Министерства юстиции, а мать — дочерью французского дипломата. Неудивительно, что они прочили сыну карьеру юриста. Мане наперекор родителям выбрал живопись и вошел в историю как один из родоначальников импрессионизма.

Как и любой художник, Мане стремился к успеху и признанию, но по иронии судьбы в начале своего творческого пути приобрел скандальную славу ниспровергателя основ, а многие его новаторские работы были освистаны. Одной из первых картин, получившей всеобщую известность, стал знаменитый “Завтрак на траве” (1863), вызвавший волну негодования, как со стороны критиков, так и публики. Славу скандального живописца закрепила и “Олимпия” (1865), названная современниками крайне непристойной и вульгарной.

П одлинный успех у публики художник получит только спустя 20 лет благодаря картине “ За кружкой пива ” (1873).

На ней изображен литограф Эмиль Белло, постоянный посетитель кафе Гербуа, где Мане также бывал частым гостем. Добродушный толстяк безропотно позировал художнику более 80 раз, как будто предчувствуя, что картина кардинально изменит его жизнь. В Салоне 1873 года картина “ За кружкой пива ” произвела настоящий фурор. Ее репродукции продавались буквально на каждом углу, и она даже украсила вывеску одной из пивных, расположенных в Латинском квартале.

“ Сам Белло, озаренный успехом картины, успел войти в роль ее героя. Кисть Мане навеки превратила литографа в любителя пива: в глазах публики он стал тонким знатоком таинственных операций с солодом и дрожжами, в результате которых получается забористый портер и крепкое пиво, почитавшееся еще фламандскими гезами. Чему только не бывают обязаны судьбы человеческие! Основав художественно-литературное общество «Пивная кружка» с ежемесячными обедами, модель Мане закончила жизнь владельцем и директором корпоративной газеты «Эхо французских пивных” . Анри Перрюшо, “Жизнь Эдуарда Мане”(1959)

К афе Гербуа , где позировал Эмиль Белло, было известно в конце XIX в как место встречи французской богемы. Именно здесь по воскресеньям и четвергам Эдуард Мане собирал своих друзей и единомышленников, среди которых были Эмиль Золя, Эдгар Дега, Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Поль Сезанн и др. Однажды Мане, взбешенный несправедливым отзывом о своем творчестве критика и журналиста Луи Эдмона Дюранти, дал ему в кафе публичную пощечину. Скандал замять не удалось, и в лесу Сент-Жермен состоялась дуэль на шпагах. Секундантом художника был Эмиль Золя. Поль Алексис, писатель, журналист и драматург описал эту дуэль так:

“ совершенно не умея фехтовать, Мане и Дюранти бросались друг на друга с таким ожесточением, что когда четверо потрясённых секундантов разняли их (Дюранти был слегка ранен), то их шпаги превратились в пару штопоров. В тот же вечер они снова стали лучшими в мире друзьями. А завсегдатаи кафе Гербуа, обрадованные и успокоенные, сочинили в их честь триолет из девяти строк… ”.

М ане нравилась атмосфера парижских кафе и брассери, которые для многих художников того времени стали своеобразными клубами по интересам. “Гербуа”, “Тортони”, “Новые Афины” – эти кафе стали знаковыми в истории импрессионизма. Они были для Мане не только местом отдыха и встреч с друзьями, но и давали темы для многочисленных полотен.

К абачок папаши Латюиля ” – еще одно заведение, увековеченное Мане. Знаменитая картина была написана в 1879 году. На ней изображен сын хозяина Луи Готье-Латюиль и актриса Эллен Андре, излюбленная модель не только Мане, но и Ренуара, Дега и других художников. “Кабачок папаши Латюиля” был выведен в романе Золя “Творчество” под названием кафе Бодекен. Кафе также вписало яркую страницу в оборону Парижа от войск союзников 30 марта 1814 года. Хозяин заведения тогда широко распахнул двери для солдат Национальной гвардии, выставив для них все свои запасы. Его фраза “Ешьте и пейте, дети мои! Не оставляйте ничего врагу!” стала знаменитой и вошла в историю. Часть кафе была разрушена. Позднее стол, пробитый русской пулей, в качестве реликвии находился в кафе вплоть до 1860 года. Патриотический акт способствовал успеху заведения после восстановления мира, а его кухню по достоинству оценили парижские гурманы. Особо славились отбивная Монсея, названная в честь маршала Бон Адриена Жанно де Монсея, начальника штаба Национальной гвардии и цыпленок соте папаши Латюиля (с артишоками и картофелем). Цыпленок соте до сих пор пользуется популярностью у поклонников классической французской кухни.

П редлагаем один из вариантов рецепта « цыпленк соте папаши Латюиля, с шампиньонами и картофелем « .

Ингредиенты :

  • 500 гр картофеля
  • 4 куриных окорочка
  • 20 гр масла
  • 250 гр шампиньонов
  • 3 веточки петрушки
  • куриный бульон
  • перец, соль

Очищенный картофель нарежьте тонкими ломтиками. Сотейник или форму для торта обмажьте маслом и заполните картофелем в 2-3 слоя внахлест, посолите каждый слой. Отправьте форму в духовку, разогретую до 210 °C на 30 мин., пока картофель не подрумяниться.

Нарежьте куриную мякоть крупными кубиками, шампиньоны разрежьте пополам. Шампиньоны и курицу поджарьте на масле, а затем добавьте в сковороду немного бульона и протушите до готовности, добавив в конце нарезанную петрушку. Посолите и поперчите по вкусу.

Переложите курицу и шампиньоны в форму с картофелем и готовьте еще 10 мин. Переверните готовое блюдо на тарелку, чтобы картофель оказался сверху и подавайте горячим.

О дним из излюбленных жанров в творчестве Мане были натюрморты. Их отличительной особенностью является упрощенная композиция, отказ от искусственной многосложности и, конечно же, колористическое богатство, способное передать тончайшие оттенки цвета.

В 1880 году меценат Шарль Эфрусси, один из первых крупнейших собирателей импрессионизма, заказал Эдуарду Мане картину за 800 франков.Темой полотна стал пучок спаржи. Заказ был выполнен и восхищенный Эфрусси заплатил художнику тысячу. Спустя некоторое время Мане отправил меценату еще одно полотно, на которой был изображен единственный стебель спаржи с припиской: “ Он выпал из вашего пучка ” .

Н а картине художник изобразил белую спаржу, которую выращивают, полностью окучивая почвой, чтобы избежать проникновения солнечного цвета. Такая спаржа обладает более нежным вкусом, чем традиционно выращенная зеленая, но и стоит недешево. Спаржа по праву считается самым “аристократическим” овощем, к тому же мощным афродизиаком.

К ак правило, спаржу варят в воде вертикально, связав пучок ниткой.При такой обработку толстые стебли варятся в кипятке, а нежные верхушки готовятся на пару. Традиционно к спарже подают классический голландский соус. Нежные стебли молодой зеленой спаржи можно полностью отварить в подсоленном кипятке не более 1 мин. Отварная спаржа должна сохранять легкую хрусткость внутри стебля. Спаржу подают как отдельное блюдо или как гарнир, например к курице или лососю.

Рецепт спаржи под голландским соусом

Ингредиенты :

  • 100г зеленой спаржи
  • 2 куриных желтка
  • 1 ст. ложка белого вина
  • ломтик лимона
  • 100г топленого сливочного масла

Для голландского соуса взбейте желтки с белым вином в густую пену. На водяной бане доведите смесь до состояния крема, постоянно помешивая. Снимите с водяной бани и постепенно добавляйте сливочное топленое масло небольшими порциями, постоянно помешивая. Когда крем загустеет, добавьте сок лимона и соль по вкусу.

Отварите спаржу как сказано выше. Выложите на блюду, полив голландским соусом.

Т рудно сказать, какое блюдо было у Мане любимым, но то, что в числе его кулинарных фаворитов была бриошь – несомненно. Сладкую булку с кокетливым “помпоном” ( парижскую бриошь ) Мане рисовал неоднократно. На его натюрмортах бриошь украшена живой розой, что было традиционно для XIX века.

С добные сладкие булочки были известны еще с XVI века. Тесто для них готовили особым образом, помещая на ночь в холодное место, чтобы задержать рост. При возвращении в теплое место, оно поднималось необыкновенно быстро и становилось мягким и воздушным. Бриоши часто готовят с фруктами или шоколадной стружкой. Они прекрасное дополнение к чаю. Рецепт булочки бриошь можно найти здесь.

М ане прожил недолгую жизнь. Он умер на 52 году от гангрены, вызванной атаксией – болезнью, вызывающей нарушение координации движений. Последним крупным полотном, написанным художником, был “ Бар в Фоли-Бержер ” — произведение поразительной живописной тонкости и необычайной смелости. Трудно поверить, что картина создавалась умирающим человеком. В центре полотна изображена барменша Сьюзен, погруженная в свои мысли, а в зеркале отражается пространство роскошного сверкающего бара. Художнику удалось передать чувство невероятного одиночества на всеобщем “празднике жизни”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: