Русский музей в санкт-петербурге - картины, россия - JEKATERINBURG.RU

Русский музей в санкт-петербурге — картины, россия

25 главных шедевров Русского музея

Музей был основан в 1895 году по высочайшему указу Николая II. Первоначально он велел назвать его в честь отца «Русский музей императора Александра III».

Основное здание музея — Михайловский дворец в центре Петербурга, но в обширный музейный комплекс входит еще несколько дворцов и зданий города, а также Михайловский и Летний сад.

Коллекцию изначально составили картины, переданные из Эрмитажа и Академии Художеств, а также загородных царских резиденций. После Революции 1917 года сюда поступило большое количество национализированных предметов искусства. Сегодня здесь более 400 тысяч единиц хранения, от древнерусских икон и авангарда до соцреализма и современного искусства. Вот лишь некоторые из несметных шедевров музея.

1. Орест Кипренский. Портрет Евграфа Владимировича Давыдова. 1809

Кипренский известен как портретист, в особенности по эмблематичному изображению поэта Александра Пушкина. Однако, самая известная его картина в Русском музее — портрет гусара, героя Отечественной войны 1812 года с Наполеоном.

2. Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833

Художник работал над картиной около шести лет в Италиие и ездил на раскопки Помпеи. Полотно размером 4.5 × 6.5 метра экспонировалась в Милане, затем в Эрмитаже. Люди, в ужасе бегущие от извержения вулкана Везувия, производили невероятное впечатление на публику. В Русский музей она была передана прямо к открытию в 1897 году.

3. Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850

Эта картина мариниста Айвазовского знакома каждому школьнику. Людей, потерпевших кораблекрушение, на которых обрушится еще одна огромная волна, художник поместил на полотне 2 x 3 метра. Она также попала в музей в 1897 году из Эрмитажа.

4. Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870-73

Одна из самых известных картин художника-передвижника Репина, посвящена тяжелому народному быту. Картина ездила на Всемирную выставку в Вене и позже была куплена членом императорского семьи.

5. Василий Верещагин. У дверей мечети. 1873

Верещагин был военным, много ездил в Среднюю Азию и написал целую «Туркестанскую серию». Основная ее часть, в том числе, шедевр «Апофеоз войны», хранятся в Третьяковской галерее, а жемчужина Русского музея — «У дверей мечети».

6. Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880

Мастер работы светописи, Куинджи долгое время искал художественное решение для изображения великого Днепра. Лунная дорожка на ночной реке обладает прямо-таки фосфорическим сиянием. Полотно купил еще в незавершенном виде один из великих князей Романовых. Специально для нее также впервые в истории России устроили выставку одной картины.

7. Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882

Васнецова занимали герои русского фольклора. В Третьяковской галерее хранится его знаменитое полотно «Богатыри». На этом полотне печальный витязь никак не может решить, в какую сторону пойти (а камень сулит только смерть).

8. Василий Поленов. Христос и грешница (Кто не без греха?). 1888

Ради написания этой картины художник ездил в путешествие по Палестине и Сирии, где сделал множество эскизов — лиц, ландшафтов, зданий. Картину размером 3 x 6 метров купил лично Александр III и она хранилась в Эрмитаже, затем была передана в Русский музей в 1897 году. На вырученные с продажи деньги художник построил дом, сейчас это музей-усадьба Поленово.

9. Василий Суриков. Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899

Суриков славится своими историческими полотнами. Масштабная «Боярыня Морозова» украшает залы Третьяковской галереи, а эта 5-метровая картина занимает целую стену в Русском музее. Сюжет почерпнут из истории Швейцарского похода русской армии под предводительством полководца Александра Суворова.

10. Илья Репин. Запорожцы. 1880-1891

Часто картину называют «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В работе отражено шумное веселье вольного военного сословия казаков. В 1675 году турецкий султан написал им унизительное послание, чтобы они немедленно сдавались. А они вместе сочинили язвительный ответ. Картину купил Александр III и она переехала в Русский музей из Зимнего дворца.

11. Николай Рерих. Заморские гости. 1902

Рерих, известный по всему миру своими гималайскими пейзажами, писал еще и такие картины на народные сюжеты. На этом полотне изображены варяги, которых по легенде призвали славянские племена править Русью. Картину купил Николай II. Одна из авторских версий хранится также в Третьяковской галерее.

12. Валентин Серов. Портрет княгини З.Юсуповой. 1902

Автор известной картины «Девочка с персиками», которая хранится в Третьяковской галерее, был популярным портретистом и писал даже Николая II и многих придворных особ. Зинаида Юсупова была одной из самых модных дам своего времени, она происходила из древнейшего княжеского рода, ее семья была очень богата. В особняке Юсуповых на Мойке Серов провел около 80 сеансов, а портрет получился скандальным — многие критиковали его за неестественность позы и за слабую композицию. Но сам Серов считал его удачным и особенно гордился тем, как у него получилась тень улыбки этой великосветской дамы.

13. Илья Репин. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1903

Это монументальное полотно размером 4 х 8.7 метров было выполнено по заказу Николай II. Художник работал в течение трех лет, каждый член Совета позировал для портрета. У Репина были проблемы с рукой, поэтому ему ассистировали художники Иван Куликов и Борис Кустодиев.

14. Михаил Врубель. Шестикрылый серафим. 1904

В Третьяковской галерее Врубелю посвящен целый зал, заполненный его демонами и мистическими созданиями. Но и Русский музей может похвастаться несколькими шедеврами символиста. Картину можно считать иллюстрацией к стихотворению Пушкина «Пророк». Во время написания этой мрачной работы Врубель находился в тяжелой депрессии и страдал галлюцинациями.

15. Михаил Нестеров. Святая Русь. 1905

Более 20 лет жизни Нестеров посвятил живописи на религиозную тематику, а также росписям храмов. Художник искал ключ к русской душе и на многих его картинах священники и монахи изображены на фоне невзрачного русского пейзажа. Картину «Русь святая» сам Нестеров считал вершиной своей религиозной живописи.

16. Лев Бакст. Древний ужас (Теrrоr Аntiquus). 1908

Лев Бакст был прославился на весь мир как театральный художник, работавший над «Русскими сезонами» Сергея Дягилева. Кроме того, он много и успешно работал в жанре книжной иллюстрации. Картиной «Античный ужас» Бакст хотел отобразить апокалиптическое мироощущение, царившее в обществе в начале XX века.

17. Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн. 1910

Этот портрет — яркий пример живописи русского модерна. Серов написал скандально известную танцовщицу, исполнившую главную роль в балете «Шехеразада» русских сезонов Дягилева.

18. Наталья Гончарова. Велосипедист. 1913

Амазонка русского авангарда долгие годы жила в Париже и увлекалась разными направлениями в живописи, от импрессионизма до фовизма и кубизма. «Велосипедист» — одна из самых ярких работ русского футуризма.

19. Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1915

Картины авангардиста Петрова-Водкина имеют корни в иконописи, при этом отражают сцены из народной жизни. В этой работе очевидна отсылка к богоматери и революционные мотивы.

20. Натан Альтман. Портрет Ахматовой. 1915

Самая известная русская поэтесса XX века Анна Ахматова говорила про этот портрет в стиле кубизм: «как в зеркало гляжусь» и находила множество сходств с этим изображением. Это один из самых известных портретов поэтессы.

21. Казимир Малевич. Супрематизм. 1915-1916

В Русском музее хранится и версия знаменитого «Черного квадрата», но эта работа — квинтэссенция изобретенного Малевичем супрематизма в живописи.

22. Василий Кандинский. Синий гребень. 1917

Эта картина — манифест «абсолютной живописи» и свободы художественного замысла. В музее хранится более 20 ранних работ прославленного абстракциониста, созданных еще до его отъезда в Германию.

23. Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918

Кустодиев — настоящий певец купеческого быта и пряничного русского стиля, ставшего популярным в конце XIX — начале XX века. Народные гуляния, масленица и балаганы — это его узнаваемый художественный язык.

24. Марк Шагал. Прогулка 1917-1918

Глубоко символичная картина Шагала продолжает его цикл автопортретов с любимой женой Беллой, на которых они парят над родным городом Витебском.

25. Александр Дейнека. Оборона Севастополя 1942

Одно из самых известных военных полотен советской живописи. Монументальная работа (2 × 4 м) написана не по канонам соцреализма и без четкого соблюдения перспективы, однако, накал и символизм выразительных средств здесь важнее.

Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!

Через социальные сети

Еще не зарегистрированы?

Регистрация

Через социальные сети

Восстановление пароля

Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию

10 шедевров Русского музея

Десять главных шедевров музея на площади Искусств — в традиционной рубрике, посвящённой обязательным для посещения достопримечательностям.

Ангел Златые власы

Древнейшая икона в собрании музея. Была написана предположительно в XII веке. Автор её неизвестен, считается, что написали её в Новгороде. Название своё получила из-за того, что каждый волос на изображении был пропитан сусальным золотом. В Русском музее появилась в 1934 году, до того кочевала из Румянцевского музея — в Исторический, оттуда — в Третьяковскую галерею.

«Последний день Помпеи»

Самая известная картина художника Карла Брюллова, с которого, как считается, началась наша национальная школа живописи. Раскопки в Помпеях начали как раз в то время, когда Брюллов находился на учёбе в Италии. Так что многие наброски он рисовал с натуры.

Как потом писал Баратынский, «стал последний день Помпеи для русской кисти первым днём». Огромное эпическое полотно, написанное Брюлловым за три года, стало символом нарождавшейся русской живописной школы. В стране художника в буквальном смысле носили на руках. А саму картину Николай I повесил в Академии художеств, чтобы начинающие живописцы знали, на что ориентироваться.

«Девятый вал»

Иван Айвазовский нарисовал сотни картин с морем, эта — самая знаменитая. Величественная морская стихия, буря, море и на фоне всего этого — беспомощные жертвы кораблекрушения, пытающиеся спастись на корабельной мачте.

Талант Айвазовского до сих пор знаменит во всём мире, его картины нет-нет да и появятся на международных аукционах, а знаменитый английский маринист Тернер, восхищённый нашим художником, написал в честь него хвалебное стихотворение.

«Витязь на распутье»

Одна из самых знаменитых картин художника Васнецова (наряду с «Алёнушкой» или «Иваном-царевичем»). Своего витязя художник писал несколько раз. Сперва была видна вся надпись — он её убрал. Поначалу рыцарь стоял лицом к зрителю — он его развернул, получилось более монументально. Кроме того, на картине была дорога — Васнецов убрал и её, для большей безысходности.

Читайте также  Восход солнца. впечатление, клод моне - описание картины

И по сей день «Витязь» считается одной из лучших российских картин на сказочные сюжеты и каноническим образом нашей живописи второй половины XIX века наряду с полотнами Репина и Сурикова.

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

«Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в **** нас!» — именно таково было, по легенде, окончание письма запорожских казаков турецкому султану. Текст его дошёл до нас в виде списков (письменных копий) и, как считается, был написан в XVII веке, когда в очередной раз турецкий султан потребовал от казаков перестать нападать на Блистательную Порту и сдаться.

Копию нашёл екатеринославский историк Новицкий, который передал её своему коллеге Яворницкому, а тот, в свою очередь, прочитал своим знакомым, среди которых был и художник Илья Репин. Тот так заинтересовался сюжетом, что вскоре решил написать по его мотивам картину. Сам Яворницкий позировал Репину в качестве модели для писаря. Атамана Сирко художник писал с киевского генерал-губернатора Драгомирова. А толстый смеющийся казак в красном кафтане и белой папахе — это писатель Гиляровский.

Картину потом признавали исторически недостоверной (да и к самому письму было немало претензий), но в итоге её успех на выставках (в том числе и за границей) был настолько огромным, что полотно в итоге купил сам император Александр III для размещения в Русском музее.

«Переход Суворова через Альпы»

Главное монументальное историческое полотно красноярского художника Василия Сурикова, ради которого тот ездил в Швейцарию. Самого полководца художник списал то ли с преподавателя местной гимназии, то ли с отставного казачьего офицера.

Получился госзаказ невзначай: художник нарисовал картину к 100-летию альпийского похода Суворова в 1899 году, в итоге она так понравилась императору Николаю II, что тот её приобрёл для Русского музея.

«У дверей мечети»

Одна из ключевых картин в творчестве художника Верещагина, одна из немногих, выставленных в Русском музее (большая часть коллекции хранится в Третьяковской галерее). Художник — как всегда, с немыслимой по тем временам фотографической точностью — создал настоящий сюжет, достойный лучших фоторепортёров нашего времени. Роскошные двери среднеазиатской мечети, а перед ними — бедняки, для которых этот богатый мир закрыт навеки.

Это, кстати, одна из немногих невоенных картин Верещагина: тот прославился прежде всего как баталист, с репортёрским хладнокровием вскрывающий ужасы войны: и в Средней Азии, и на Балканах. Погиб Верещагин тоже на войне: на броненосце «Петропавловск» в Порт-Артуре.

«Похищение Европы»

Удивительная стилизация античного сюжета художником эпохи модерна. Валентин Серов, вдохновлённый раскопками на острове Крит (куда, по легенде, Зевс в образе быка и увёз Европу), написал не просто картину, а большое декоративное панно.

В Русском музее хранится одна из шести копий картины. Большой вариант находится в Государственной Третьяковской галерее.

«Смерть комиссара»

Одна из самых сильных картин, посвящённых Гражданской войне. У Петрова-Водкина смерть лишена всякого пафоса, какой-либо патетики. У умирающего комиссара и держащего его солдата нет выражения боли и гнева на лице: только усталость, безразличие, отсутствие воли к дальнейшему движению, в то время как остальные бойцы бегут под звуки барабанов вперёд в бой.

«Оборона Севастополя»

Александр Дейнека написал эту картину ещё в 1942 году, буквально сразу после падения Севастополя. Ему показали снимки разрушенного города, и Дейнека решил создать большое героическое полотно о тех, кто защищал Севастополь. Получилась немного пафосная, но эмоционально очень сильная картина про отвагу и безнадёжность положения тех, кто решил не сдаваться во что бы то ни стало.

Фото: Павел Каравашкин, annaorion.com, echo.msk.ru, ttweak.livejournal.com, HelloPiter.ru, rusmuseumvrm.ru, kraeved1147.ru

  • 19 марта 2018 16 909

Думаете, знаете ? Мы докажем обратное — подписывайтесь на самый полезный канал о в Telegram!

Картины Русского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть

Кто любит русскую живопись, наверняка был в Русском музее в Санкт-Петербурге (открыт в 1897 году). Конечно, есть Третьяковская галерея. Но именно в Русском музее хранятся главные шедевры таких художников, как Репин, Брюллов, Айвазовский.

Если мы вспоминаем о Брюллове, то сразу же думаем о его шедевре “Последний день Помпеи”. Если о Репине, то в голове возникает картина “Бурлаки на Волге”. Если вспомним Айвазовского – вспомним и “Девятый вал”.

И это не предел. “Ночь на Днепре” и “Купчиха”. Эти знаковые картины Куинджи и Кустодиева – тоже в Русском музее.

Эти работы вам покажет любой гид. Да и сами вы вряд ли пройдёте мимо них. Так что об этих шедеврах я просто обязана рассказать.

Добавив пару моих любимых, пусть и не самых “раскрученных” (“Ахматову” Альтмана и “Тайную вечерю” Ге).

1. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г.

4 года подготовки. Ещё 1 год непрерывной работы красками и кистями. Несколько обмороков в мастерской. И вот результат – 30 квадратных метров, на которых изображены последние минуты жизни жителей Помпеи (в 19 веке название города было женского рода).

Для Брюллова все было не зря. Думаю, в мире не было такого художника, чья картина, всего лишь одна картина произвела бы такой фурор.

Люди толпами врывались на выставку, чтобы посмотреть шедевр. Брюллова буквально носили на руках. Его окрестили ожившим Тицианом . А Николай I удостоил художника личной аудиенции.

Что же так поразило современников Брюллова? Да и сейчас не оставит зрителя равнодушным.

Мы видим очень трагичный момент. Через несколько минут все эти люди погибнут. Но нас это не отталкивает. Потому что нас завораживает … Красота.

Красота людей. Красота разрушения. Красота катастрофы.

Посмотрите, насколько все гармонично. Красное расскаленное небо прекрасно сочетается с красным одеянием девушек справа и слева. А как эффектно падают под ударом молнии две статуи. Я уж не говорю про атлетичную фигуру мужчины на вздыбленном коне.

Картина с одной стороны о реальной катастрофе. Позы людей Брюллов срисовывал с погибших в Помпеях. Улица тоже настоящая, ее до сих пор можно увидеть в очищенном от пепла городе.

Но красота персонажей делает произошедшее похожим на древний миф. Как будто красивые боги прогневались на красивых людей. И нам не так печально.

2. Айвазовский. Девятый вал. 1850 г.

Это самая известная картина Айвазовского. Которую знают даже люди, далёкие от искусства. Чем же она так прославилась?

Людей всегда завораживает борьба человека со стихией. Желательно со счастливым финалом.

Вот этого в картине хоть отбавляй. Остросюжетней некуда. Шестеро выживших отчаянно цепляются за мачту. Рядом накатывает большая волна, девятый вал. За ней следом идёт ещё одна. Людям предстоит долгая и страшная борьба за жизнь.

Но уже рассвет. Пробивающееся сквозь рваные тучи солнце – это надежда на спасение.

Стихия Айвазовского, так же, как и у Брюллова, потрясающе красива. Конечно, морякам не сладко. Но мы не можем не любоваться прозрачными волнами, солнечными бликами и сиреневым небом.

Поэтому эта картина производит такой же эффект, что и предыдущий шедевр. Красота и драма в одном флаконе.

3. Ге. Тайная вечеря. 1863 г.

Два предыдущих шедевра Брюллова и Айвазовского были приняты публикой с восторгом. А вот с шедевром Ге все было сложнее. Не любил ее Достоевский, например. Слишком приземлённой она ему казалась.

Но больше всех были недовольны церковники. Они даже смогли добиться запрета на выпуск репродукций. То есть широкая публика ее не могла увидеть. Аж до 1916 года!

Отчего же такая неоднозначная реакция на картину?

Вспомните, как изображали Тайную вечерю до Ге. Хотя бы Леонардо да Винчи . Стол, вдоль которого Христос и 12 апостолов сидят и трапезничают. Иуда среди них.

У Николая Ге все иначе. Иисус возлежит. Что как раз Библии соответствовало. Именно так принимали еду иудеи 2000 лет назад, по-восточному.

Христос уже произнёс своё страшное предсказание, что один из учеников предаст его. Он уже знает, что это будет Иуда. И просит его сделать, что задумал, не откладывая. Иуда уходит.

И как раз в дверях мы словно сталкиваемся с ним. Он накидывает на себя плащ, чтобы уйти в темноту. И в прямом, и переносном смысле. Его лица почти не видно. А его зловещая тень падает на оставшихся.

В отличие от Брюллова и Айвазовского, здесь более сложные эмоции. Иисус глубоко, но смиренно переживает предательство ученика.

Пётр возмущён. У него горячий характер, он вскочил и недоуменно смотрит в след Иуде. Иоанн не может поверить в происходящее. Он, как дитя, который впервые столкнулся с несправедливостью.

А ещё апостолов меньше двенадцати. Видимо, для Ге это не было столь важным уместить всех. Для церкви же это было принципиально. Отсюда и цензурные запреты.

4. Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг.

Илья Репин впервые увидел бурлаков на Ниве. И так был поражён их жалким видом, особенно в контрасте с отдыхающими неподалёку дачниками, что решение писать картину тут же созрело.

Холёных дачников Репин не стал писать. Но контраст все же в картине присутствует. Грязное отрепье бурлаков противопоставлено идиллистическому пейзажу.

Может быть, для 19 века это выглядело не так вызывающе. Но для современного человека такой вид работника кажется удручающим.

Да ещё Репин пароход на заднем плане изобразил. Который мог бы быть использован в качестве буксира, чтобы людей не мучить.

В реальности бурлаки не были настолько обездолены. Их хорошо кормили, после обеда всегда давали поспать. А за сезон они зарабатывали столько, что зимой могли прокормить себя, не работая.

Репин взял для картины сильно вытянутый по горизонтали холст. И удачно выбрал угол зрения. Бурлаки идут к нам навстречу, но при этом не загораживают друг друга. Мы легко можем рассмотреть каждого из них.

И самого главного бурлака с лицом мудреца. И молодого парня, который никак не приноровится к лямке. И предпоследнего грека, который оглядывается на доходягу.

С каждым в упряжке Репин был лично знаком. Вёл с ними долгие беседы про жизнь. Поэтому они и получились такими разными, каждый со своим характером.

Читайте также  Картина "ложа", ренуар, 1874

5. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880 г.

“Лунная ночь на Днепре” – самая известная работа Куинджи. И не удивительно. Сам художник очень эффектно познакомил ее с публикой.

Он организовал персональную выставку. В выставочном зале было темно. Лишь одна лампа была направлена на единственную картину выставки, “Лунную ночь на Днепре”.

Люди заворожённо смотрели на картину. Яркий зеленоватый свет луны и лунной дорожки гипнотизировал. Видны очертания украинской деревушки. Лишь часть стен, освещённых луной, выступает из темноты. Силуэт мельницы на фоне освещённой реки.

Эффект реалистичности и фантастичности одномоментно. Как же художник добился таких “спецэффектов”?

Помимо мастерства здесь ещё Менделеев руку приложил. Он помогал Куинджи создать состав краски, особенно мерцающей в полумраке.

Казалось бы, удивительное качество у художника. Уметь самому распиарить свою же работу. Но он поступил неожиданно. Почти сразу после этой выставки Куинджи 20 лет провёл затворником. Он продолжал писать, но свои картины никому не показывал.

Картина ещё до выставки была куплена великим князем Константином Константиновичем (внуком Николая I). Он так был привязан к картине, что взял ее в кругосветное путешествие. Соленый влажный воздух способствовал потемнению полотна. Увы, того гипнотического эффекта уже не вернуть.

Но вы можете полюбоваться авторскими, более яркими копиями в Третьяковской галерее или Симферопольском музее.

6. Альтман. Портрет Ахматовой. 1914 г.

“Ахматова” Альтмана очень яркая и запоминающаяся. Говоря о поэтессе, многие вспомнят именно этот ее портрет. Удивительно, но ей самой он не нравился. Портрет ей казался странным и “горьким”, судя по ее стихам.

На самом деле даже сестра поэтессы признавала, что в те дореволюционные годы Ахматова такой и была. Истинной представительницей модерна.

Молодая, стройная, высокая. Ее угловатой фигуре как нельзя лучше вторят “кустарники” в стиле кубизма. А ярко-синее платье удачно сочетается с острым коленом и выпирающим плечом.

Он сумел передать облик стильной и неординарной женщины. Впрочем он сам был таким.

Альтман не понимал художников, которые могут работать в грязной мастерской и не замечать крошек в своей бороде. Сам он всегда был одет с иголочки. И даже нижнее белье шил себе на заказ по своим же эскизам.

В неординарности ему тоже было сложно отказать. Как-то изловил тараканов в своей квартире, он покрасил их в разные цвета. Одного выкрасил в золотой цвет, назвал его “лауреатом” и отпустил со словами “Вот его тараканиха-то удивится!”

7. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 г.

“Купчиха” Кустодиева – жизнерадостная картина. На ней мы видим добротный, сытый мир купечества. Героиня с кожей светлее неба. Кот с мордочкой, похожей на лицо хозяйки. Пузатый начищенный самовар. Арбуз на богатом блюде.

Что мы могли бы подумать о художнике, который написал такую картину? Что художник знает толк в сытой жизни. Что он любит пышных женщин. И что он явно жизнелюб.

А вот, как было на самом деле.

Если вы обратили внимание, то картина написана в революционные годы. Художник с семьёй жил крайне бедно. Мысли только о хлебе. Тяжёлый быт.

К чему такое изобилие, когда вокруг разруха и голод? Так Кустодиев пытался запечатлеть безвозвратно ушедшую красивую жизнь.

А что насчёт идеала женской красоты? Да, художник говорил, что худые женщины его не вдохновляют на творчество. Тем не менее, в жизни он предпочитал именно таких. Стройной была и его жена.

Кустодиев был жизнелюбивым. Чему поражаешься, так как к моменту написания картины он уже 3 года как был прикован к инвалидному креслу. Диагноз костного туберкулёза ему был поставлен ещё в 1911 году.

Кустодиевская внимательность к деталям очень необычна для времени, когда процветал авангард. Мы видим каждую сушку на столе. Гуляющих у гостиного двора. И молодца, пытающегося удержать коня на скаку. Все это похоже на сказку, небылицу. Которая когда-то была, да закончилась.

Подведем итог:

Хотите увидеть главные шедевра Репина, Куинджи, Брюллова или Айвазовского – Вам в Русский музей.

“Последний день Помпеи” Брюллова – про красоту катастрофы.

“Девятый Вал” Айвазовского – про масштаб стихии.

“Тайная вечеря” Ге – про осознание скорого предательства.

“Бурлаки” Репина – про наемного работника 19 века.

“Лунная ночь на Днепре” – про душу света.

“Портрет Ахматовой” Альтмана – про идеал женщины модерна.

“Купчиха” Кустодиева – про эпоху, которую не вернуть.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Что нужно посмотреть в Русском музее в Санкт-Петербурге? — Самые знаменитые экспонаты

Государственный Русский Музей в Санкт-Петербурге обладает крупнейшим собранием российского искусства в мире. В экспозициях музея находятся знаменитые полотна великих российских художников, а также работы известных российских скульпторов.

Безусловно, каждому культурному туристу из России обязательно нужно выкроить время для посещения Русского музея в Санкт-Петербурге.

Русский музей занимает 5 зданий: Михайловский дворец (главное здание музея) с выставочным корпусом Бенуа, Михайловский (Инженерный) замок, Мраморный дворец, Строгановский дворец и Летний дворец Петра I.

О вкусах не спорят

Разумеется, о вкусах не спорят, например, кто-то очень восхищён полотном художника Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу», сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна (в Русском музее подлинник), тогда нужно увидеть это творение в первую очередь.

Кого-то пронизывает до глубины души и вызывает неподдельное чувство восторга картина Михаила Васильевича Нестерова «Видение отроку Варфоломею», первая и самая значительная работа из цикла, посвящённого Сергию Радонежскому. В Русском музее занимает почётное место.

Для кого-то произведение русского художника Николая Николаевича Ге «Тайная вечеря» самое завораживающее и проникающее в самое сердце, — это сильное, мощное произведение, изображающее известную библейскую сцену, к которой обращались многие художники: и классики вроде Рубенса и Леонардо да Винчи, и авангардисты, например, Сальвадор Дали.

В примерах мы затронули тему веры, а это самое главное для русского человека, поэтому и в Русском музее в Санкт-Петербурге этим произведениям отводится главенствующая роль. Православному христианину нужно увидеть эти творения в первую очередь. И если турист другой веры, то познакомиться с шедеврами, известными на весь мир, стоит.

Ну, а если кому-то хочется непременно увидеть пейзажи, в Русском музее можно сполна полюбоваться великими творениями. Например, вызывает массу восторгов картина русского художника Архипа Ивановича Куинджи «Лунная ночь на Днепре», в котором зеленоватая лента реки с отражением лунного света пересекает равнину и у горизонта сливается с тёмным небом, покрытым рядом лёгких облаков. Это полотно считается самой прославленной работой художника (в Третьяковской галерее копия).

Эти произведения, творения и шедевры и что ещё увидеть, в первую очередь, — самое главное, подскажем в этой публикации.

Что посмотреть в Русском музее в первую очередь

Самое основное, с чем желательно ознакомиться каждому православному русскому человеку — это полотна в залах с Древнерусской живописью. Здесь представлена огромная коллекция, позволяющая изучить всю историю иконописи на Руси. Сложно сказать, какой здесь образ достойнее другого, все они заслуживают особого внимания и притянет взор каждому туристу свой шедевр.

В разделе древнерусского искусства Русского музея широко представлены иконы XII—XV веков, например, Ангел Златые власы, Богоматерь Умиление, Дмитрий Солунский, Чудо Георгия о змие, Борис и Глеб и др. Выставлены произведения Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова и других мастеров. Всего коллекция Русского музея составляет порядка 5 тысяч икон XII — начала XX века.

Ценные полотна Русского музея, которые нужно увидеть

Картины представлены, в основном, в Михайловском дворце и Корпусе Бенуа. В зале № 14 дворца находится крупноформатная картина русского художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи» — на картине изображены события в Помпеях во время катастрофического извержения Везувия, которое произошло в 79 году нашей эры.

Напротив Брюллова «Последний день Помпеи» полотно Ивана Айвазовского «9 вал» — эти две картины удерживают в зале, его сложнее всего покинуть. Картину «9 вал» признают одной из самых известных работ великого российского художника, особенно любившего писать на морскую тематику.

Очереди к ней сопоставимы разве что с теми, которые не иссякают к картине «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Айвазовский говорил, что Брюллов оказал на него огромное влияние. Формально они не состояли в отношениях учитель-ученик, но Айвазовский во многом считал себя последователем Брюллова, который, в свою очередь, оценил талант мариниста уже в его студенческие годы.

Айвазовский близко дружил с Ильей Репиным. Художники не упускали случая друг над другом подшутить. Однажды Репин гостил у Айвазовского, хозяин пригласил гостя пройти в одну из комнат и пропустил его вперед. Репин распахнул дверь и вскрикнул: прямо на него «поднимался» «Девятый вал».

Очень желательно посмотреть на картины Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета» и «Бурлаки на Волге». Насчёт первой — очень реалистична, огромные масштабы. Насчёт второй, знаете ли вы, что Илья Ефимович писал сначала реку с Невы в Петербурге? Ещё интересный момент, популярность полотна насчитывает столько же лет, сколько лет и самой картине. Её замысел возник у Ильи Репина еще в 1868 году, когда он был учеником Академии художеств в Петербурге. Но по-настоящему к работе художник приступил только после своего путешествия по Волге.

Уникально полотно Виктора Михайловича Васнецова «Витязь на распутье». В 1877 году Васнецов пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» с младшего брата Аполлинария. Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники». В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года.

Любопытно посмотреть на картину Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Берег». Полная гармонии и покоя сцена в прибрежном пространстве с множеством женских фигур — нагих и в античных драпировках, не связанных сюжетом, но ритмически объединённых друг с другом и с природными формами, магическое, завораживающее мерцание камней у их ног вызывают ощущение таинственного, грустно-просветлённого ритуала, священнодействия.

Уж не увидеть выставленный в Русском музее подлиннике «Красный квадрат» Казимира Малевича, будет не комильфо. Уточняющее название «Красного квадрата» — «Живописный реализм крестьянки в 2-х измерениях» — в определённом смысле расшифровывает концепцию Малевича. Воображение художника наделяет «Живописный реализм крестьянки» определенной семантикой.

Читайте также  Девушка с кошкой, крамской — описание картины

Еще интересна картина Малевича «Авиатор». В этой картине художник создаёт свою систему не столько видимого, сколько расчисленного, изобретённого мира, существующего по своим, не подвластным обывательскому «здравому смыслу» законам. Более того, он охотно использует то, что можно было бы назвать игрой слов. Так, белый силуэт рыбы, пересекающий словно парящую в тяжелом, насыщенном кубистическом пространстве фигуру авиатора, приводит на память слово «воздухоплавание».

Сейчас в Русском музее экспонируется картина » Переход Суворова через Альпы в 1799 году» Василия Сурикова, которая очень впечатляет. На картине изображён один из эпизодов Швейцарского похода Суворова. Ещё в музее будет возможность увидеть уникальное полотно русского художника Бориса Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина», авторские названия — «Новый город», «Ф. И. Шаляпин в незнакомом городе»; также — «Ф. И. Шаляпин на ярмарке», «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде». Художник Борис Кустодиев и оперный певец Фёдор Шаляпин высоко оценивали творчество друг друга.

Скульптурная сокровищница Русского музея

Русский музей хранит порядка 2000 скульптурных шедевров XVIII–XX веков, многие из которых можно увидеть и изучить в залах Михайловского и Строгановского дворца.

Стоит увидеть скульптуру Франческо Растрелли. «Анна Иоанновна с арапчонком» — одна из самых известных работ мастера. Выполненная в натуральную величину скульптура должна была стоять у Зимнего дворца. Но Анна Иоанновна умерла раньше, чем работа была закончена.

Интересен «Портрет Льва Толстого» Паоло Трубецкого, который принадлежит к числу лучших изображений писателя. Толстой сам общался с Трубецким в его московских мастерских на Мясницкой и у себя в Хамовниках, где и был сделан этот бронзовый бюст.

Посмотреть не мешало бы скульптуру «Фавн и вакханка» Бориса Орловского. Изначально Борис был крепостным. Скульптуре он обучался в Москве у С. Кампиони, а затем работал в Петербурге в мастерской П. Трискорни. За исполнение мраморного бюста Александра I был освобождён от крепостной зависимости и принят в Императорскую Академию художеств.

Уникально творение Михаила Козловского «Минерва и Гений художеств». Именно Козловский — автор «Самсона, раздирающего пасть льва», одной из скульптур, выполненной для Большого каскада в Петергофе. «Минерва и Гений художеств» выставлена в Новой передней Строгановского дворца и является своеобразным эпиграфом основной композиции.

Ещё привлекательна одна работа Козловского «Гименей», расположенная в Михайловском дворце. Скульптура выполнена ко дню бракосочетания второго сына императора Павла I великого князя Константина Павловича Юлией-Генриеттой-Ульрикой принцессой Саксен-Кобургской, которая после стала великой княгиней Анной Фёдоровной.

Непременно следует увидеть скульптуру Федота Шубина «Екатерина II — законодательница». В творчестве Шубина образ императрицы Екатерины Великой занимает особое место. Это произведение создавалось для праздника, устроенного Потёмкиным в честь императрицы в Таврическом дворце.

Также посмотрите «Венеру» Ивана Витали, скульптор обучался в мастерской мраморщика Трискорни в Петербурге и одновременно был вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств. Он участвовал в создании скульптурного убранства сразу нескольких петербургских храмов: Исаакиевского собора, церкви Александра Невского и католического собора Святой Екатерины.

Заслуживают внимание скульптуры «Мефистофель» и «Иван Грозный» Марка Антокольского. Произведения сразу везде имело шумный успех. Пожалуй, самые знаменитые статуи Антокольского.

Скульптура «Иван Грозный» выставлена во флигеле Росси Русского музея. В 1872 году эта работа произвела фурор на Международной выставке в Лондоне, Кенсингтонский музей заказал для своего собрания гипсовый слепок. Скульптура стала первой работой русского мастера, попавшей в коллекцию зарубежного музея.

В завершении можно полюбоваться скульптурой «Петра I» неизвестного автора. Эта скульптура — из фамильной коллекции графов Воронцовых-Дашковых. Эксперты отмечают, что автор, наверняка, создал скульптуру под впечатлением памятника Людовику XIV работы Ф. Жирардона, находившийся на Вандомской площади в Париже по 1792 год.

Вот, в принципе, всё о самых-самых главных экспонатах Русского музея. Но заметим, что коллекция Русского музея насчитывает свыше 407 533 единиц хранения. Так, что всё можно ходить смотреть всю жизнь. Ещё работает виртуальный Русский музей, где есть возможность по интернету посмотреть его главные шедевры. Кстати, там же можно узнать в каких зданиях и залах находится та или иная картина или скульптура, чтобы вам точно знать, куда ехать и идти. Приятного путешествия!

От Айвазовского до Малевича: главные шедевры Русского музея

«Девятый вал» Ивана Айвазовского
© Фото: Instagram / @eduammaude

Темы дня

  • «Невский маршрут» за август перевез более 2,5 тысяч петербуржцев и туристов на суднах
  • Губернатор Ленобласти Дрозденко решил проблему с вывозом мусора в Антропшино
  • В Петербурге в эксплуатацию ввели проблемный ЖК «Вариант»
  • В Петербурге на КАД около Вантового моста перекроют две полосы

Супрематизм Малевича, пейзаж Куинджи, «Последний день Помпеи» Брюллова и другие шедевры – в материале «Санкт-Петербург.ру».

«Последний день Помпеи»

Шедевр Карла Брюллова посвящен знаменитому извержению вулкана Везувий в Помпеях. Художник вдохновился, когда посетил древнеримский город.

Масштабное полотно Брюллов рисовал почти шесть лет. По окончании его создания картину показывали в Милане и Париже, а затем произведение добралось до Петербурга – в качестве подарка князя Анатолия Демидова, заказчика работы, императору Николаю I.

В прошлом полотно хранилось в Эрмитаже и в Новом Эрмитаже. В Русском музее оно оказалось в конце XIX века.

Год создания: 1833

Фото: Instagram / @darth_milk

«Витязь на распутье»

Виктор Васнецов нарисовал картину на основе былины «Илья Муромец и разбойники». Заказчиком выступил известный предприниматель Савва Мамонтов.

Всего было сделано около десяти версий «Витязя». Некоторые из них сохранились. В частности, варианты можно найти в Екатеринбургском музее изобразительных искусств и в Государственном музее искусств Грузии.

Год создания: 1882

Фото: Instagram / @nata_bischel

«Девятый вал»

Иван Айвазовский, много общавшийся с моряками, заинтересовался легендой о шторме – якобы одна волна всегда отличается от других большим размером и мощью. Ее называли девятым валом.

Реалистичность изображения художнику удалось передать благодаря своему опыту. Однажды он пережил сильную бурю. Его судно в 1844 году было затоплено, а Айвазовского даже считали погибшим.

Год создания: 1850

Фото: wikimedia.org

«Бурлаки на Волге»

«Бурлаки» – картина раннего периода творчества Ильи Репина. Когда полотно было закончено, художнику еще не исполнилось 30 лет.

«Какой, однако, это ужас, – говорю я уж прямо. – Люди вместо скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например буксирными пароходами?» – писал Репин о своих воспоминаниях в автобиографии «Далекое близкое».

Позднее художник признавался, что его не интересовал быт и отношения бурлаков с хозяевами. По его словам, он расспрашивал их, «чтобы придать некоторый серьез своему делу».

Год создания: 1873

Фото: Instagram / @pyxx_wing

«Лунная ночь на Днепре»

Архип Куинджи – настоящий мастер живописи. Среди его работ есть десятки превосходных картин, а одним из главных произведений считается «Лунная ночь на днепре».

Пейзаж отличается от многих полотен Куинджи необычным светом. Среди людей, увидевших картину, ходили слухи, что художник то ли рисует «волшебными» красками из Японии, то ли вообще сговорился с нечистой силой.

Читайте также:

Специально для показа полотна в Петербурге была организована выставка одной картины. В зале специально были занавешены окна, поэтому малое количество света усиливало эффект от просмотра.

Год создания: 1880

Фото: Instagram / @vverushka

«Запорожцы»

Еще один шедевр Репина посвящен легенде времен русско-турецкой войны 167-81 годов. По преданию, османский султан требовал, чтобы запорожцы покорились ему как владыке мира. Запорожцы прислали ему ответ в виде письма, полного насмешек.

Почти все персонажи были нарисованы с натурщиков. Например, среди них был солист Мариинского театра Федор Стравинский, отец знаменитого композитора Игоря Стравинского.

Год создания: 1891

Фото: wikimedia.org

«Оборона Севастополя»

С осени 1941 года по июль 1942 года на Крымском полуострове проходили сражения советских и немецких войск. Эти события нашли отражения в картине Александра Дейнеки.

Художнику в 1942 году показали фотографию разрушений в Севастополе. «Меня целиком захватила героика защитников Севастополя. Шла тяжелая война, я вернулся с фронта из-под Юхнова. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился черным», – вспоминал Дейнека.

Полотно было представлено на выставке «Великая Отечественная война» в 1942 году. Критики и пресса по-разному отнеслись к нему. Сам Дейнека отметил, что картина кажется ему настоящей. «Такими мне хотелось бы видеть и другие свои картины», – сказал он.

Год создания: 1942

Фото: Instagram / @elizaveta_fc

«Переход Суворова через Альпы»

Василий Суриков создал картину к столетию Швейцарского похода генерал-фельдмаршала Александра Суворова. Для Русского музея полотно приобрел император Николай II.

Работу художника разнес в пух и прах его коллега, баталист Василий Верещагин. Ему не понравились детали картины и неправдоподобность многих мелочей.

Но Суриков довольно спокойно отнесся к критике. Он сказал, что главня цель картины – подчеркнуть героический подвиг солдат.

Год создания: 1899

Фото: Instagram / @evgeniya_budarina, @armmuseum

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

На другой картине Сурикова изображено сражение 1582 года дружины Ермака Тимофеевича и войска сибирского хана Кучума.

Художник рассказывал, что он полностью представил концепцию полотна, когда еще даже не успел ознакомиться с подробностями исторического события.

«Она сама мне так представилась: две стихии встречаются. А когда я, потом уж, Кунгурскую летопись начал читать, вижу – совсем как у меня. Совсем похоже. Кучум ведь на горе стоял. Там у меня скачущие», – говорил Суриков.

Год создания: 1895

Фото: wikimedia.org

«Черный круг»

Самой известной работой Каземира Малевича, безусловно, считается «Черный квадрат», но «Черный круг» представляет не меньший интерес как для критиков, так и для ценителей искусства.

Первая версия картины была написана в 1915 году, позднее мастер авангарда создал несколько других вариантов. Работа, которая висит в Русском музее, появилась на восемь лет позже оригинала.

«Нужно дать формам жизнь и право на индивидуальное существование», – сказал однажды Малевич.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: