Ранний автопортрет, альбрехт дюрер, 1493 - JEKATERINBURG.RU

Ранний автопортрет, альбрехт дюрер, 1493

Ренессанс

Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь

Альбрехт Дюрер

Автопортреты

С Дюрером связано становление североевропейского автопортрета как самостоятельного жанра. Один из лучших портретистов своего времени, он высоко ставил живопись за то, что она позволяла сохранить образ конкретного человека для будущих поколений. Биографы отмечают, что, обладая привлекательной внешностью, Дюрер особенно любил изображать себя в молодости и воспроизводил свой облик не без «тщеславного желания понравиться зрителю». Живописный автопортрет для Дюрера — средство подчеркнуть свой статус и веха, отмечающая определённый этап его жизни. Здесь он предстаёт человеком, стоящим по интеллектуальному и духовному развитию выше того уровня, который был определён его сословным положением, что было нехарактерно для автопортретов художников той эпохи. Кроме того, он ещё раз утверждал высокую значимость изобразительного искусства (несправедливо, как он считал, исключённого из числа «семи свободных искусств») в то время, когда в Германии оно ещё причислялось к ремеслу.

Автопортрет в тринадцать лет, 1484:

Этот детский автопортрет свидетельствует о больших способностях, проявившихся у Альбрехта уже в раннем возрасте. Юный художник смог вполне грамотно передать и формы, и пропорции своей фигуры. Мальчик поразительно уверенно работает серебрянным штифтом, оставляющим нестираемый след на грунтованной бумаге. В правом углу позднее художник собственноручно сделал подпись с пояснением: «Это я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюрер».

Автопортрет с повязкой:

Этюдный лист с автопортретом, рукой и подушкой:

Автопортрет, 1493:

Автопортрет, 1493:

На полотне изображен молодой Альбрехт Дюрер с чертополохом (синеголовиком) в правой руке, воспринимавшимся как символ на Страстей Христовых. Надпись в верхней части картины справа от указания года 1493 звучит следующим образом:

My sach die gat
als es oben schtat

На современном немецком эта надпись выглядит следующим образом:

Meine Sachen werden von oben bestimmt

и переводится как: мои дела определяются сверху. Этим самым Дюрер выражает свою преданность Богу, которая подчёркивается чертополохом в его руке. Под серой накидкой видны розово-фиолетовые шнуры которые охватывают рубашку на груди художника и придают тем самым полотну дополнительный цветовой оттенок.

На момент написания этого автопортрета Дюреру было 22 года. Он создал его в Страсбурге во время своих странствований, до того как он вернулся в Нюрнберг и женился на Агнесе Фрей, дочери очень уважаемого горожанина, которую для него выбрал отец. Иоганн Вольфганг фон Гёте, который видел копию картины в 1805 г. в Хельмштедте, считал это полотно подарком Агнесе Фрей при сватовстве.

О значении синеголовика гадали много. Синеголовик также называют в народе в Германии «мужской верностью» (нем. Mannestreu), поэтому высказывалось предположение, что его присутствие на полотне указывает на предстоящее бракосочетание художника с Агнесой Фрей, подготовленное в отсутствие Дюрера. Утверждалось также, что Дюрер написал свой автопортрет на пергаменте, чтобы было легче переслать его своей невесте. Тем не менее, надпись на картине противоречит этому предположению: «My sach die gat / Als es oben schtat». Это выражение доверия к Богу очень трудно связать с подарком к сватовству. Вероятно, Дюрер создал этот автопортрет, как и другие, для себя.

Косой взгляд является характерным признаком для всех автопортретов Дюрера. Правый зрачок находится в крайнем уголке глаза, в то время как левый зрачок смотрит прямо. Это объясняется тем, что Дюрер писал автопортрет, глядя на себя в зеркало.

Автопортрет, 1498:

На полотне стоит подпись художника: «Я написал это с себя / Мне было двадцать шесть лет / Альбрехт Дюрер (нем. Das malt ich nach meiner gestalt / Ich war sex und zwenzig Jor alt / Albrecht Durer)». Поскольку художнику 21 мая исполнялось 27 лет, то можно с уверенностью сказать, что Дюрер закончил работу над своим портретом в начале 1498 года. Дюрер был сыном ювелира, приехавшего в Нюрнберг из Венгрии в середине XV в. Он является одним из известнейших представителей ренессанса в Германии. 1498 был важным для него годом. В этом году он опубликовал серию из 15 гравюр «Апокалипсис». В этом же году он вернулся из путешествия по Италии, в стиле его полотна заметно влияние венецианской и ломбардийской школы, в частности Джованни Беллини.

Полотно было приобретено Карлом I, а впоследствии королём Испании Филиппом IV.

Поза художника на полотне очень спокойна и уверена. Он изобразил себя стоящим, слегка повернувшись в сторону, опираясь рукой на выступ. Фигура Дюрера занимает все полотно, почти касаясь головным убором верхней части картины. Его лицо и шея освещены светом, падающим в комнату, и длинные волнистые волосы изображены очень тщательно. По сравнению с более ранним автопортретом, у него здесь настоящая борода, которая была необычным атрибутом для молодых мужчин того времени. Одежда живописца очень изысканна. Его элегантный жакет окаймлен чёрным, под ним у него белая рубаха, вышитая на вороте. У него на голове полосатый головной убор, в тон жакета. Поверх плеча наброшена светло-коричневая накидка, которая удерживается шнуром обвитым вокруг его шеи. На руках у него кожаные перчатки тонкой выработки.

В комнате изображены арка, частично обрамляющая голову художника, а справа раскрытое окно с изысканным ландшафтом. Зелёные поля убегают вдаль к окружённому деревьями озеру, а позади видны покрытые снегами горы, вероятно напоминавшие Дюреру путешествие через Альпы тремя годами ранее. В Германии в это время художник всё ещё рассматривался как мастеровой, что было абсолютно неприемлемо для Дюрера. На автопортрете он изображен аристократом, высокомерным и щёгольским молодым человеком.

«О, как я буду мерзнуть на родине после здешнего солнца. Здесь я господин, дома — тунеядец. (Oh, wie wird mich nach der Sonne frieren. Hier bin ich ein Herr, daheim bin ich ein Schmarotzer.) — писал он в то время своему другу.»

Его модный и дорогой костюм, как и горная цепь вдали за окном (уходящий вдаль горизонт), указывают на то, что он не считает себя больше ограниченным провинциалом.

Автопортрет в двадцать восемь лет, 1500:

«Автопортрет» («Автопортрет в возрасте двадцати восьми лет», «Автопортрет в одежде, отделанной мехом»; нем. Selbstbildnis im Pelzrock) Альбрехта Дюрера, написанный в начале 1500 года, — последний из трёх больших живописных автопортретов Дюрера и самый известный из них. Считается самым личным, сложным и знаковым из всех автопортретов художника.

Автопортрет обращает на себя внимание своим сходством с принятыми в то время в искусстве изображениями Христа — симметрия композиции, краски тёмных тонов, поворот анфас и рука, поднятая к середине груди, как бы в жесте благословения. Надписи на чёрном фоне по обе стороны от Дюрера как бы парят в пространстве, подчёркивая символизм портрета. Лёгкие тона предыдущих автопортретов сменились приглушённой гаммой. В этом произведении Дюрер, кажется, подошёл к тому, что историк искусства Марсель Брион, называет «классицизмом по Энгру. Лицо с непреклонностью и безличным достоинством маски, скрывающей беспокойство потрясений, боли и страсти внутри».

Кажущаяся симметрия картины несколько нарушена: голова расположена чуть правее центра, пряди волос падают набок, взгляд направлен влево.

В конце XV — начале XVI веков вид строго в фас был исключением для светского портрета (один из немногочисленных примеров использования такого ракурса — серия портретов короля Генриха VIII и его жён, выполненная Гансом Гольбейном, которому, возможно, было дано специальное указание использовать именно эту позу). В Италии профильные изображения сменились изображениями в три четверти. В Северной Европе поворот в три четверти появляется в портретах приблизительно с 1420 года, его использовал Дюрер в своих более ранних автопортретах. Художники позднего средневековья и раннего Возрождения разрабатывали этот более трудный вид и гордились умением изображать модель в три четверти. Для зрителя начала XVI века вид анфас был связан не со светским портретом, а с религиозным и, прежде всего, — изображением Христа.

Читайте также  Фриденсрайх хундертвассер: картины, биография

Обнаженный автопортрет, c.1503-1505:

(Тонированная зелёная бумага, итальянский карандаш, тушь, белила, рисунок пером и кистью. 29,2?15,4 см)

Этот рисунок является самым откровенным автопортретом художника. Дюрер нарисовал себя полностью обнажённым и избрал для этого формат поколенного портрета, со слегка подавшимся вперёд корпусом, возможно потому, что использовал при работе зеркало небольшого размера. Правая рука нарисована по локоть, левая отведена назад так, что видно только плечо. Поза Дюрера напоминает позу Христа, как было принято его изображать в сцене бичевания. Складка кожи над правым бедром напоминает о ране Христа, полученной им на распятии. Взгляд художника направлен непосредственно на зрителя. Контур тела чётко выделен на тёмном фоне.

Точная дата рисунка неизвестна и определить время его создания довольно трудно. Исследователи считают, что Дюрер рисовал между 1500 и 1512 годами, так как именно в это время относительно часто применял комбинированную технику. По мнению Фридриха Винклера (нем. Friedrich Winkler), Дюрер выглядит старше 29 лет и моложе 41, что позволяет исследователю отнести произведение к середине этого периода.

В левом верхнем углу имеется подпись Дюрера, однако она выполнена не художником.

Об истории этого автопортрета ничего неизвестно, до конца жизни Дюрера этот рисунок хранился у него. Судя по штемпелю на автопортрете, он находился в Собрании Грюнлинга, прежде чем перешёл в веймарский музей. Так как Собрание Грюнлинга включало в себя произведения из коллекции Альбертины в Вене, предполагается, что рисунок также происходит оттуда.

Как автопортрет Альбрехта Дюрера стал причиной скандала и недовольства в мире искусства

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Альбрехт родился в 1471 году в немецком городе Нюрнберге. С одиннадцати лет он работал подмастерьем у своего отца-ювелира, который научил его бесценным навыкам рисования и гравюры, которые впоследствии сыграли решающую роль в его карьере художника. Талант и слава Альбрехта в раннем возрасте также были результатом значительной удачи. Поддержка его крёстного отца, Антона Кобергера, одного из самых успешных издателей того времени в Германии, означала его немедленное и лёгкое признание как писателя и печатника. Кроме того, обучение Дюрера было не чем иным, как экстраординарным. Его трехлетнее ученичество в возрасте пятнадцати лет под руководством ведущего художника и гравёра Нюрнберга Михаэля Вольгемута познакомило его с искусством гравюры на дереве, в которой он позже преуспел.

Естественно, вся эта удача, опыт и образование привели молодого Альбрехта к мгновенному художественному успеху. После продолжительных путешествий по некоторым культурным столицам мира Дюрер начал по-настоящему оттачивать своё мастерство. В частности, его поездка в Италию и Нидерланды в начале 1490-х годов познакомила художника с захватывающими инновациями и новыми формами художественного выражения, которые повлияли на его творческую практику. На тот момент, когда Альбрехт с триумфом вернулся в Нюрнберг со своей невестой Агнес Фрей, он был уже довольно-таки известным художником и независимым гравёром.

Возвращение в Нюрнберг также ознаменовало открытие собственной мастерской Альбрехта Дюрера, где он сосредоточился на производстве гравюр на дереве. Как правило, считается, что он больше сосредоточился на гравюрах, а не на картинах маслом, потому что изготовление гравюр было значительно проще и гораздо прибыльнее. Эта практика позволила ему укрепить своё имя как исключительного художника по всему континенту, потому что его гравюры были гораздо более высокого качества, чем те, которые распространялись в Германии. Кроме того, гравюры могли широко распространяться, в отличие от картин маслом.

Дюрер хорошо знал, что картины — вещь одноразовая: в большинстве случаев они предназначены для продажи и восхищения одним человеком. Поэтому он, естественно, тяготел к производству и продаже своих гравюр. Как оказалось, это было чрезвычайно выгодное решение, поскольку он регулярно получал заказы и даже выполнял проекты для императора Священной Римской империи Максимилиана I.

Тем не менее, Альбрехт не совсем отказался от живописи. Напротив, испытав глубокое влияние различных новшеств художников, с которыми столкнулся во время своих путешествий, он начал экспериментировать с различными композиционными элементами: цветом, положением тела, освещением и мазками кисти. Эти композиционные эксперименты привели к выпуску небольшой серии автопортретов, начавшейся в 1493 году и завершившейся его последней частью оригинального автопортрета в 1500 году. В этом произведении Дюрер, кажется, изображает себя в очень знакомом образе, обычно узнаваемом в религиозной иконографии.

Художественное мастерство и религиозные элементы «Автопортрета» 1500 года неоспоримы. И всё же произведение Дюрера исторически признано чем-то менее благочестивым. Интересно то, что работа привлекла относительно мало внимания во время первоначального выпуска портрета. Удивительно, но Альбрехт и его портрет были заклеймены как богохульные триста лет спустя. Что могло измениться за это время? В основном его интерпретация.

Многие, если не большинство интерпретаций, которых зритель придерживается в отношении произведений искусства, приходят к нам из области истории искусства и искусствоведения. Эти дисциплины, как правило, возникли во второй половине XVIII века и были закреплены в общественном дискурсе как академические области в течение XIX и XX веков. Понимание этой концепции имеет решающее значение, потому что первым делом для любого потенциального историка искусства или критика, независимо от их исторического контекста, является наблюдение.

Когда историки искусства смотрели на автопортрет Альбрехта Дюрера 1500 года, все они видели подделку позднего северного средневекового изображения Иисуса Христа. Более конкретно, Дюрера можно увидеть смотрящим прямо с холста на зрителя, в положении лицом вперёд, от талии вверх и в идеальной симметрии к холсту. Кроме того, он носит длинные и слегка вьющиеся волосы золотисто-коричневого цвета, оттенка, отличного от его собственного естественного пигмента. Его правая рука изогнута в интригующем жесте, в то время как левая придерживает воротник. Наконец, золотая надпись, украшающая простой фон, несёт уникальное послание: «Я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, сделал своё изображение в соответствующих (вечных) цветах в свой двадцать восьмой год» .

Все эти композиционные элементы намеренно указывают на образ Спасителя. Нет никаких споров вокруг того факта, что Дюрер написал свой портрет в одной из самых узнаваемых стилистических традиций, зарезервированных для фигуры Иисуса Христа. Эта стилистическая традиция упоминается как Христос Пантократор и считается одним из наиболее узнаваемых художественных стилей в христианской иконографии. Этот метод религиозных образов был довольно широко распространён в Средние века и может быть найден во многих фресках и мозаиках, а также в большинстве изображений Христа в греческой и восточной православной христианской традиции.

Во времена Альбрехта считалось, что существует письменное свидетельство о фигуре Христа. Как и ожидалось, Дюрер стилизовал себя по образу, приведённому в описании, изменив, например, оттенок своих светлых волос на цвет спелого ореха.

Остаётся открытым вопрос, почему Альбрехт сознательно изобразил себя в манере, предназначенной исключительно для религиозного деятеля. Публика наверняка воспримет такой шаг как проявление откровенного высокомерия. Удивительно то, что во время выхода портрета было не так уж много возмущений и шума, как могло показаться на первый взгляд. Это предполагает, что Дюрер написал свой портрет как форму упражнения для личной выгоды и для дальнейшего изучения художественных инноваций своего времени. Тем не менее большинство современников расценили работу Альбрехта как упражнение благочестивого человека, создающего образ в очень распространенной традиции «Подражания Христу»: религиозная практика следования по стопам Христа.

Читайте также  Картина «лаокоон», эль греко — описание

Однако, когда искусствоведы начала XIX века, такие как Мориц Таузинг, проанализировали произведение, они обнаружили, что вместо того, чтобы Дюрер имитировал образ Христа, каждое изображение Христа после Дюрера было скопировано с его собственного изображения. Это означает, что «Автопортрет» Альбрехта был настолько уважаемым и влиятельным в то время, что он стал основой для любых последующих изображений религиозных деятелей. Это был колоссальный подвиг и своего рода успех. Однако, когда в конце XIX и начале XX века зрители, принадлежащие к движению христианского возрождения, пересмотрели это изображение, они обнаружили, что оно не имеет никакого отношения к той божественной силе, которая была у Христа. Известный историк искусства Эрвин Панофский даже назвал автопортрет Альбрехта «богохульным».

К сожалению, вряд ли зритель когда-нибудь узнает о том, насколько точными были высказывания и заключения историков искусства XIX и XX веков, поскольку их работы остаются в значительной степени спекулятивными. Однако, основываясь на некоторых известных фактах о жизни Альбрехта Дюрера и композиционных элементах картины, можно попытаться сделать обоснованное предположение. Всеобъемлющее повествование, которое мы можем извлечь из «Автопортрета» 1500 года — это изображение уверенного в себе художника.

Как утверждал сам Дюрер, он завершил работу над произведением до достижения двадцатидевятилетнего возраста и уже много лет работал в качестве уважаемого художника в своей родной стране и других художественных центрах по всей Европе. Также можно с уверенностью предположить, что требуется особый талант, чтобы повлиять на целую стилистическую традицию, как это было у Дюрера и его портрета.

Что можно узнать из произведения Дюрера, так это то, как история искусства влияет на повествование произведения искусства и его принятие публикой. Несмотря на существование или отсутствие каких-либо символических элементов или попыток подорвать религиозные верования и иконографию, «Автопортрет» Альбрехта Дюрера является произведением бесспорного художественного мастерства и превосходной композиционной красоты.

Читайте также о том, что представляли собой первые Музеи До-Модерна и почему в своё время они пользовались огромной популярностью среди коллекционеров и любителей поглазеть.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Автопортреты в творчестве Альбрехта Дюрера

Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer) — это первый художник Западной Европы, обратившийся к жанру автопортрета. Многие века до него личность живописца считалась слишком малозначительной, чтобы изображать ее на холсте. Но в эпоху Возрождения происходит переосмысление творческого дара и роли художника в обществе. Альбрехт Дюрер с юных лет много размышлял о духовном развитии и чувстве собственного достоинства. Для Германии эта тема была особенно актуальной, ведь изобразительное искусство там считалось ремеслом. Чтобы утвердить высокую значимость живописи и тех, кто посвятил ей жизнь, художник создал серию автопортретов — признанных шедевров мастера.

Ранние автопортреты Дюрера

Первый автопортрет Дюрер создал в 1493 г, в 13 лет. В то время он осваивал ювелирное искусство в мастерской отца. Однажды он взял не допускающий исправлений серебряный карандаш и отобразил на бумаге свое зеркальное отражение. Портрет получился точным: без попытки приукрасить и выгодно подать себя.

В 1493 г, когда художнику было 22, он создает живописный автопортрет. Существует предположение, что картина была написана для невесты. Отец подыскал ее Альбрехту, пока тот отсутствовал в родном городе. Намек на это — растение в руках молодого человека. Сейчас его называют остролистом или чертополохом, но в те времена в Германии его прозвали «мужская верность». Отправляя портрет невесте, Дюрер подтверждает готовность жениться. Но экстравагантно-театральный костюм и надпись «мои дела определяются свыше» указывают на намерение мастера следовать предназначенным ему путем.

Самые знаменитые портреты Альбрехта Дюрера

Всего через 5 лет был создан новый автопортрет, но разница между картинами хорошо заметна. За эти несколько лет Дюрер возмужал, прославился и осознал себя состоявшимся художником, значение которого выходит далеко за пределы родного города. Портрет 1498 г. демонстрирует новый статус мастера. На нем мы видим Альбрехта успешным и полным достоинства. Изображая себя в модной одежде и лайковых перчатках, с щегольской бородкой и завитыми волосами, Дюрер заявляет, что он уже не провинциальный ремесленник.

В 1500 г. жители Европы опасались конца света, что заставляло общество чаще задумываться о смысле человеческой жизни. В это время Дюрер создает самый знаменитый свой автопортрет, третий из написанных маслом. Его новаторство и смелость в том, что фигура повернута к зрителю фронтально. В те времена подобным образом изображали только Христа. Темный фон, печаль во взгляде и будто поднятая для благословения рука еще больше усиливают сходство с ликом святого. Вызова и дерзости здесь нет. Дюрер был глубоко верующим и считал, что уподобиться Христу — главная жизненная цель каждого христианина.

Скандальный автопортрет Дюрера

Автопортрет в образе Христа был не единственной картиной, поразившей общественность. Еще больший шок, хотя и другого рода, вызвал рисунок, созданный в промежутке с 1503 по 1509 г. На нем Дюрер изобразил себя обнаженным — подробно и откровенно. Такое изображение художником самого себя было беспрецедентным, и рисунок долго воспроизводился в обрезанном по пояс виде.

Мастер вовсе не стремился ломать устои или шокировать публику. Он совершенствовал умение изображать обнаженное тело, в том числе для теоретических трудов по искусству. Но в Германии найти натурщика, согласного позировать без одежды, было крайне сложно. А сам Дюрер был прекрасно сложен и вполне подходил для этой роли.

Есть свидетельства об утраченных автопортретах Дюрера. Итальянец Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) описывает присланный Рафаэлю (Raffaello Santi) портрет, выполненный на ткани с большим мастерством. Рафаэль был впечатлен и отправил Альбрехту собственные рисунки, которыми последний очень дорожил. Также известны автопортреты, которые художник помещал в многофигурные композиции. Это обычная практика для мастеров того периода. Например, на картине «Праздник розовых венков» легко узнать Дюрера в правом верхнем углу.

Селфи XV века: автопортреты Альбрехта Дюрера

Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Dürer, 1471—1528) — немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса.

Дюрер родился в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга, Вилибальда Пиркхаймера — выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров. Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. После нескольких лет учебы он поехал в Кольмар, чтобы познакомиться с великим гравером Мартином Шонгауэром, но не застал его в живых. 1492-1494 годы он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди. Наконец, посетив еще и Страсбург, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве. Но художника, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в самом начале XVI века прием «сфумато» – туманной мягкости очертаний в живописи, и он продолжал писать в жестком линеарном стиле.

Дюрер с увлечением рассказывал о своей жизни, возможно, побуждаемый тщеславием; он описывал различные ее аспекты в семейной хронике, в дневнике, посвященном поездке в Нидерланды, и в нескольких письмах личного характера. Автопортреты Дюрера, еще более, чем его собственные слова, обнаруживают постоянное стремление к самопознанию и формированию собственной личности.

Читайте также  Автопортрет с желтым христом, поль гоген, 1890

Самый первый автопортрет 13-летнего Дюрера, который он нарисовал серебряным карандашом, будучи подмастерьем у своего отца – ювелирных дел мастера Альбрехта Дюрера-старшего. На полотне написано: «Это я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году, когда я был ещё ребёнком. Альбрехт Дюрер»

«Автопортрет с чертополохом» Дюрер создал в 1493 году в Базеле, где работал в мастерской неизвестного художника. Это первый автопортрет, написанный маслом, но не на доске, как было принято в то время среди немецких художников, а на пергаменте, наклеенном на холст. Здесь художнику двадцать два года. Изящным и извилистым контурам его щегольской одежды вторят волнистые линии длинных светлых волос. Этот портрет он отослал домой, сопроводив его двустишием «Идёт моё дело, как небо велело». Автопортрет находится в Лувре.

Автопортрет, 1493. Лувр, Париж

На мадридском «Автопортрете» (1498, Прадо) Дюрер предстает преуспевающим человеком. Его руки покоятся на парапете, за спиной открывается вид из окна. Здесь он уже показан с бородой, одетым в платье богатого бюргера. В этом портрете нашел отражение ренессансный подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким интеллектуальным и профессиональным статусом.

Автопортрет, 1498. Молодой и наряженный по моде, вернувшийся из путешествия по Италии, художник написал на стене под окном: «Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер». Музей Прадо, Мадрид

В 1500 году эти тенденции достигают кульминации в «Автопортрете в образе Христа». Здесь идеализированный облик, известный по более ранним автопортретам, сменился на строгое, пронзительное изображение. Фигура строго фронтальна, глаза приковывают внимание, тона карнации дополнены разнообразными оттенками коричневого, фон темный. В этом произведении Дюрер, очевидно, стремился передать мысль, что художник, подобно Богу, является творцом.

Художник написал себя строго в анфас, что допускалось только в изображениях Христа. «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками в возрасте 28 лет», — гласит надпись. Самоидентификация Дюрера с Христом в этом портрете предопределила последующие изображения Христа, которые он создавал ,они всегда имели черты сходства с самим художником.

Автопортрет, 1500. Старая Пинакотека, Мюнхен

«Дюрер – больной», — написал художник в 1510 гогу, изобразив себя обнажённым. На животе он нарисовал жёлтый кружок и сделал пояснение: «Там, где жёлтое пятно и куда указывает мой палец, там у меня болит».

«Дюрер — больной», 1510. Кунстхалле, Бремен

Всю жизнь Дюрер как одержимый пытался найти формулу красоты с линейкой и циркулем. В ранних трактатах о живописи он писал: «…что такое прекрасное – этого я не знаю…Никто, кроме Бога, не может судить о прекрасном». Но сколько бы он ни потратил времени на поиски идеальных пропорций человеческого тела, формула красоты была известна ему другими путями, «неисповедимыми». Ведь не зря он пережил пятнадцать своих братьев и сестёр, и две эпидемии чумы не коснулись его своим мертвящим дыханием, а красота Дюрера была свидетельством его избранности и выражением его собственного вечного стремления к гармонии.

Как автопортрет Альбрехта Дюрера стал предпосылкой скандала и недовольства в мире искусства

Альбрехт родился в 1471 году в немецком городе Нюрнберге. С одиннадцати лет он работал подмастерьем у своего отца-ювелира, который научил его бесценным навыкам рисования и гравюры, которые впоследствии сыграли решающую роль в его карьере художника. Талант и слава Альбрехта в раннем возрасте также были результатом значительной удачи. Поддержка его крёстного отца, Антона Кобергера, одного из самых успешных издателей того времени в Германии, означала его немедленное и лёгкое признание как писателя и печатника. Кроме того, обучение Дюрера было не чем иным, как экстраординарным. Его трехлетнее ученичество в возрасте пятнадцати лет под руководством ведущего художника и гравёра Нюрнберга Михаэля Вольгемута познакомило его с искусством гравюры на дереве, в которой он позже преуспел.

Естественно, вся эта удача, опыт и образование привели молодого Альбрехта к мгновенному художественному успеху. После продолжительных путешествий по некоторым культурным столицам мира Дюрер начал по-настоящему оттачивать своё мастерство. В частности, его поездка в Италию и Нидерланды в начале 1490-х годов познакомила художника с захватывающими инновациями и новыми формами художественного выражения, которые повлияли на его творческую практику. На тот момент, когда Альбрехт с триумфом вернулся в Нюрнберг со своей невестой Агнес Фрей, он был уже довольно-таки известным художником и независимым гравёром.

Возвращение в Нюрнберг также ознаменовало открытие собственной мастерской Альбрехта Дюрера, где он сосредоточился на производстве гравюр на дереве. Как правило, считается, что он больше сосредоточился на гравюрах, а не на картинах маслом, потому что изготовление гравюр было значительно проще и гораздо прибыльнее. Эта практика позволила ему укрепить своё имя как исключительного художника по всему континенту, потому что его гравюры были гораздо более высокого качества, чем те, которые распространялись в Германии. Кроме того, гравюры могли широко распространяться, в отличие от картин маслом.


Эскиз автопортрета, Альбрехт Дюрер. Фото: google.com.

Дюрер хорошо знал, что картины — вещь одноразовая: в большинстве случаев они предназначены для продажи и восхищения одним человеком. Поэтому он, естественно, тяготел к производству и продаже своих гравюр. Как оказалось, это было чрезвычайно выгодное решение, поскольку он регулярно получал заказы и даже выполнял проекты для императора Священной Римской империи Максимилиана I.


Автопортрет, этюд рука и подушка, Альбрехт Дюрер, 1493 год. Фото: twgreatdaily.com.

Тем не менее, Альбрехт не совсем отказался от живописи. Напротив, испытав глубокое влияние различных новшеств художников, с которыми столкнулся во время своих путешествий, он начал экспериментировать с различными композиционными элементами: цветом, положением тела, освещением и мазками кисти. Эти композиционные эксперименты привели к выпуску небольшой серии автопортретов, начавшейся в 1493 году и завершившейся его последней частью оригинального автопортрета в 1500 году. В этом произведении Дюрер, кажется, изображает себя в очень знакомом образе, обычно узнаваемом в религиозной иконографии.


Четыре всадника из Апокалипсиса Альбрехта Дюрера, 1498 год. Фото: commons.wikimedia.org.

Художественное мастерство и религиозные элементы «Автопортрета» 1500 года неоспоримы. И всё же произведение Дюрера исторически признано чем-то менее благочестивым. Интересно то, что работа привлекла относительно мало внимания во время первоначального выпуска портрета. Удивительно, но Альбрехт и его портрет были заклеймены как богохульные триста лет спустя. Что могло измениться за это время? В основном его интерпретация.

Многие, если не большинство интерпретаций, которых зритель придерживается в отношении произведений искусства, приходят к нам из области истории искусства и искусствоведения. Эти дисциплины, как правило, возникли во второй половине XVIII века и были закреплены в общественном дискурсе как академические области в течение XIX и XX веков. Понимание этой концепции имеет решающее значение, потому что первым делом для любого потенциального историка искусства или критика, независимо от их исторического контекста, является наблюдение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: