Рафаэль санти картины с названиями и их описание, биография художника - JEKATERINBURG.RU

Рафаэль санти картины с названиями и их описание, биография художника

Рафаэли Санти, художник — симфония

Рафаэль Санти – итальянский художник, имя которого одно из самых громких и значительных в ряду деятелей искусств эпохи Высокого Возрождения.

Что такое Возрождение и место Рафаэля в нём

Термин «Возрождение» (альтернативное название – Ренессанс) связан с возникшим после длительной паузы почитанием античных героев, когда возродился, вновь возник культ античности. Возрождение – это небывалый взлёт интереса европейцев к идеалам древних греков и римлян (закрепление термина произошло в XIX веке). Эпоха Возрождения на исторической арене сменила Средние века и стала предшественницей Эпохи Просвещения. Охватывает период с XIV по XVI век, территориально раньше всего началась в Италии. Высокое Возрождение, т.е. наивысшая фаза его развития, традиционно датируется с конца XV века до 1527 года, когда Рим был разграблен армией Карла V. Это событие в истории процветающего папства стало переломным, преображения коснулись и искусства.

Эпоха Возрождения подвигла человечество на освобождение от средневековых представлений, на качественные преобразования самой жизни. Меняется образ мышления и отношение человека к себе и ко всему окружающему, в том числе к Богу и собственным устремлениям. Искусство стало зеркалом этих перемен, а Рафаэль, художник эпохи Возрождения, ярчайшей величиной. В созвездии гениев Высокого Возрождения Леонардо да Винчи – воплощение интеллекта, Микеланджело – монументальности. Кто такой Рафаэль – искусствоведы единодушно называют живописца олицетворением гармонии. Всё его творчество пронизано стремлением к совершенству, светлое начало – его внутренний смысл.

Годы жизни Рафаэля: 1483 – 1520-й. Всего 37 лет. За столь малый срок, отведённый ему, художник сумел создать немало запоминающихся шедевров и прославиться на века вперёд.

Происхождение и детство

Рафаэль Санти родился в конце марта-начале апреля (точная дата неизвестна) 1483 года в восточно-итальянском городке Урбино, владении семьи Монтефельтро. Герцог славился любовью к искусствам, и при дворе собирал талантливых художников. Так, среди прочих он покровительствовал отцу Рафаэля, Джованни Деи Санти, придворному живописцу. Марджи Чарла, мать Рафаэля, растила сына в любви и заботе, отказываясь от помощи няни и кормилицы, что обусловило особо крепкую связь между матерью и сыном. С малых лет мальчик вместе с отцом бывал в мастерских замка и наблюдал, как мастера пишут портреты представителей семьи герцога, расписывают стены дворца. Среди них были Паоло Уччелло и Лука Синьорелли – их имена общеизвестны в Италии и сегодня. Судьба мальчика была предрешена – в ней удачно сошлись происхождение, окружение, интерес ребёнка и явное дарование.

Кратко самое главное в биографии Рафаэля Санти – это потеря матери в восемь лет. Детство – самая значимая пора в жизни любого человека, смерть мамы оставила глубокую рану в душе мальчика, которая кровоточила всю жизнь. Любимым живописным образом художника Рафаэля станет Мадонна, их он написал десятки. Каждая наделена невероятной теплотой и материнским светом, любовью к чаду – истинными ценностями женщины.

Отрочество, юность

Вскоре отец снова женился, но с мачехой Бернардиной у Рафаэля отношения были холодными. В 12-летнем возрасте он потерял и отца. К этому времени Санти уже заявил о себе, как о даровитом художнике, поэтому он остался при дворе герцога. Мастерство его так прогрессировало, что у наблюдательных покровителей не возникало сомнения, что этот парень вскоре оставит позади своих первых наставников из дворцовой мастерской.

Требовалось углубленное обучение – юношу направили в мастерскую Пьетро Перуджино (1446-1524), одного из самых знаменитых живописцев Италии того времени. Жил он в городе Перуджа, в 100 км от Урбино. Учитель довольно быстро передал талантливому ученику всё, на что был способен. Вскоре искушённые любители искусства перестали различать кисти наставника и воспитанника. При этом Рафаэль всегда оставался с окружающими дружелюбным, не кичился своими успехами – у него было золотое сердце.

Переезд из родного Урбино. Флоренция

В 1504 году Рафаэль сопровождал Перуджино, когда тот отправился во Флоренцию. Город тогда был центром цивилизации, в котором бурлила мысль и деятельность, в том числе художественная. Здесь, в колыбели Возрождения, наставник вводит ученика в круг именитых художников. Рафаэль, познакомившись с Леонардо да Винчи (1452-1519), копирует его картину «Леда и лебедь». Если бы не эта копия, мир никогда не узнал бы об этом произведении – оригинал утрачен. Знакомство с Микеланджело (1475-1564) также дало молодому художнику импульс к саморазвитию – он всегда цепким взглядом ухватывал новое, оригинальное и привносил это в свою живопись.

Во Флоренции живописец создаёт два десятка мадонн с младенцами и несколько картин, причисленных к ранним шедеврам:

  • «Обручение Девы Марии» – почти полное повторение картины Пьетро Перуджино;
  • «Сон рыцаря» – один из первых заказов мастера;
  • «Мадонна Конестабиле» или «Мадонна с книгой» – неоконченная миниатюра, приобретённая в 1871 году Александром II для супруги. Позже, при переносе картины с дерева на холст, было обнаружено, что предметом в руках героини первоначально был гранат (символ крови Христа), а не книга;
  • «Три грации» – также одна из первых работ, выполненных на заказ;
  • «Мадонна с щеглом» – сильно пострадавшая работа – рентген показывает, что деревянная основа собрана из 17 частей.

В произведениях Рафаэля Санти флорентийского периода ещё заметно влияние учителя Перуджино. Для обретения авторского стиля потребуется всего пара лет. Практики у молодого художника предостаточно – слава о нём растёт, что вызывает увеличение количества заказов и рост благосостояния.

Рим и Ватикан. Станцы Рафаэля

В 1508 году художник уже в Риме, здесь он будет жить до самой смерти. Известный архитектор Донато Браманте, служивший при дворе папы Юлия II, представил своему покровителю Рафаэля как невероятно талантливого юношу. Папа Юлий II дал задание молодому художнику – расписать одну стену в Папском дворце. Увидев готовую фреску, Юлий II тут же распорядился очистить все помещения от старых картин для работ нового мастера.

Эти произведения так и войдут в историю, как станцы Рафаэля (от итал. станца – комната), их он будет расписывать до последнего дня своей жизни. Комплекс фресок располагается в четырёх залах площадью 6 х 9 м. В каждом из этих залов Ватиканского дворца по четыре картины (на каждой стене). Для столь объёмной работы господин художник папского двора Санти будет привлекать помощников – молодой, но уже прославленный мастер набрал учеников. Именно они закончат последнюю фреску по эскизам мастера после его смерти.

Главный архитектор

В 1514 году сменивший Юлия II папа Лев Х возложил на Санти обязанности главного архитектора (вместо умершего Браманте). Рафаэль должен был достроить крупнейший и по сей день христианский храм, собор Святого Петра в Ватикане, вмещающий сегодня 15 тысяч человек (ещё 60 тысяч могут разместиться на площади перед храмом). Санти не успеет довести строительство до конца, но в планировке церкви есть его авторские изменения плана Браманте.

Художник проектировал и другие римские здания:

  • Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, в частности капеллу Киджи;
  • Церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи;
  • Палаццо Видони-Каффарелли.

Сегодня все они поддерживаются в отличном состоянии и служат свидетельством высочайшего таланта мастера.

В 1515 году папа Лев Х добавил Рафаэлю обязанностей – назначил его главным хранителем древностей, и тот сделал подробную перепись древнеримских памятников.

Портретист

Среди картин Рафаэля Санти не только произведения религиозной тематики. В его наследии прекрасные портреты: папы Юлия II, молодой женщины (Форнарины), дамы с вуалью (Донны Велаты), дамы с единорогом и другие.

Вот уже пять столетий зрители, глядя на портреты кисти Рафаэля, сталкиваются с живыми взглядами, лицами и эмоциями героев картин. Примечательно, что в процессе работы художник часто вносил изменения. Так, например, вместо единорога компанию даме составляла собака. Многослойные картины Рафаэля – увлекательнейший материал для сегодняшних исследований.

Произведения Рафаэля не часто становятся предметами торгов. В 2012 году на «Сотбис» рисунок «Голова молодого апостола» (1519-1520), являющийся эскизом к последнему полотну Рафаэля «Преображение» (алтарная живопись), продан почти за 30 млн. фунтов стерлингов. Полученная сумма в два раза превысила первоначально назначенную цену. Для графики это абсолютный рекорд.

Личная жизнь

Прославившись в молодые годы, Рафаэль стал завидным женихом – за ним охотились самые богатые итальянки. К тому же художник был высокооплачиваемым мастером – покровители были щедры на вознаграждения, так как желали удержать талант рядом с собой (опасались, что того переманят испанцы или французы). Рафаэль жил в роскошном особняке, построенном в античном стиле по собственному проекту живописца.

Кардинал Довици ди Биббиена (1470-1520) уговорил Рафаэля на брак со своей племянницей. Помолвка состоялась, но свадьбы Мария так и не дождалась.

Причина тому – 17-летняя дочь простого булочника, Маргарита Лути, прозванная позже «Форнариной» (пышка, булочка). 30-летний Рафаэль увидел её во время этюдов в саду и загорелся сделать её своей моделью. Заплатив отцу девушки 50 золотых за то, что тот лишится помощницы в булочной, художник так увлёкся ею, что вскоре преподнёс отцу уже 3000. Маргарита стала верной музой живописца до конца его дней. После внезапной кончины Рафаэля получила значительное наследство, от которого отказалась, уйдя в монастырь. В монастырских книгах Маргарита упоминается как вдова художника.

Скоропостижная смерть

6 апреля 1520 года (кстати, вскоре после такой же неожиданной смерти Марии, с которой был помолвлен) 37-летний цветущий, полный энергии и замыслов, ставший великим при жизни Рафаэль Санти вдруг умер.

Точная причина неизвестна. Кровопускание, сделанное врачом при небольшом недомогании, привело к резкому ухудшению состояния художника и скорой смерти. Причинами плохого самочувствия, по одной версии, стала простуда и инфекция, подхваченная в погребальных галереях, по другой, распутство. На второй версии настаивает современник Рафаэля Джорджо Вазари (1511-1574), художник и литератор. Но, как видим по годам жизни, он не мог быть знаком с Рафаэлем лично и ответственно свидетельствовать по поводу смерти выдающегося мастера живописи.

Прах художника – в римском Пантеоне, «храме всех богов», одним из которых в некотором роде стал бог в искусстве Рафаэль Санти.

Читайте также  Три грации, рубенс - описание картины

Самые знаменитые картины Рафаэля

Самая краткая биография Рафаэля Санти – это небольшой перечень городов и огромное количество работ.

Среди самых значительных выделяются шедевры под названиями:

  • «Автопортрет» (1504-1506) в Галерее Уффици во Флоренции;
  • Фреска «Диспут» (1509-1510) в Апостольском дворце в Ватикане;
  • Фрески «Афинская школа», «Парнас» (1511) там же;
  • «Портрет папы Юлия II» (1511-1512) в Национальной галерее в Лондоне;
  • «Сикстинская Мадонна» (1512-1514) в Галерее старых мастеров в Дрездене (долгие годы эта величественная картина была самой известной в мире);
  • Фреска «Триумф Галатеи» (1512-1514) на вилле Фарнезе в Риме;
  • «Портрет молодого человека» (1513) считается утраченным в годы Второй мировой войны (с конца XVIII века, купленный князем Чарторыйским, находился в Польше, попал в музей Гитлера в Линце, затем в Краков, где следы картины теряются);
  • «Видение Иезекииля» (1518) в Галерее Палатина во Флоренции;
  • «Преображение Господне» (1516-1520) в Ватиканской пинакотеке.

Достояние человечества в виде творческого наследия прославленного Рафаэля, к счастью, почитается потомками. Работы мастера в музеях и храмах содержатся в достойных условиях, изучаются специалистами, вовремя реставрируются, что вселяет надежду на то, что ещё не одно поколение сможет прикоснуться к светлому и необыкновенно привлекательному в своём естественном изяществе творчеству великого Рафаэля.

«Три грации» Рафаэля Санти– лиричное трио кисти художника и поэта

Рафаэль Санти

Биография

Итальянский художник эпохи Ренессанса, гениальный график и мастер архитектурных решений, Рафаэль Санти впитал опыт умбрийской школы живописи. В его полотнах, как в зеркале, отразились идеалы Возрождения. Мир стал добрее и чище, когда на него посмотрели глаза рафаэлевских мадонн – Сикстинской, Конестабиле, Пасадинской, Орлеанской.

Детство и юность

Живописец родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Отец Джованни деи Санти работал придворным художником герцога, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников.

Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев, известные каждому итальянцу. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его, и Уччелло с Синьорелли. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве.

Вскоре в доме появилась мачеха Бернардина, для которой сын мужа был чужим ребенком. В 12 художник остался круглым сиротой. Уже тогда подросток демонстрировал удивительное мастерство, и его определили в мастерскую художника Пьетро Перуджино. Живописец учил мальчика до тех пор, пока искушенные знатоки перестали отличать копии Рафаэля от полотен Перуджино. Санти как губка впитывал опыт учителей и оставил позади всех учеников, при этом не заносился и дружил с ними.

Живопись

В 1504 году 21-летний Рафаэль Санти очутился во Флоренции: молодой живописец переехал в колыбель Возрождения следом за Перуджино. Переезд благотворно сказался на карьере и мастерстве юноши – учитель познакомил Рафаэля с именитыми живописцами, скульпторами и архитекторами. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Флорентийский период художника подарил миру 20 рафаэлевских мадонн с младенцами, в которых Санти вложил всю тоску о матери.

Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». На последнем полотне, которое сейчас хранится в музее французского города Шантийи, изображены богини Невинность, Красота и Любовь, держащие в руках золотые шары – символы совершенства. В ранних полотнах Рафаэля Санти прослеживается влияние учителя, но через 2-3 года художник демонстрирует авторский стиль.

С 1508 года живописец живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Наслышанный о юноше священник пригласил Санти расписать станцы – парадные помещения Ватиканского дворца. Увидев эскиз фрески Рафаэля, Юлий II пришел в такой восторг, что отдал живописцу все поверхности, приказав убрать старые рисунки. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Станцы Рафаэля – это четыре зала величиной 6 на 9 метров, в каждом из которых по четыре фресковых композиции. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.

Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Занявший место умершего Юлия II папа Лев X в 1514 году назначил Санти главным архитектором и хранителем ценностей. Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима. Гению мастера принадлежат Церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, Капелла Киджи, Дворец Видони-Каффарелли.

В Риме Рафаэль Санти продолжил галерею мадонн, доведя количество полотен до 42. Они так же трогательны, и прелесть материнства просвечивает в глазах, руках, каждой линии одежд. Но в римской галерее мадонн с младенцами уже виден авторский почерк живописца, индивидуальность. Лики женщин чувственны, в глазах тревога за ребенка. Усложняются пейзажные композиции на втором плане, внося смысловые оттенки в картину.

La Dama col liocorno è un dipinto a olio su tavola (65×51 cm) di Raffaello Sanzio, databile al 1505-1506 circa e conservato nella Galleria Borghese a Roma.

Искусствоведы указывают на превалирующий в ранних изображениях мадонн стиль кватроченто: фигуры фронтальны и скованны, лица торжественно-отвлеченные, взгляд спокоен. Кватроченто размывается чувственностью во флорентийский период, а римские мадонны написаны в зарождающемся стиле барокко.

В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Искусствоведы не уверены, что полотно рисовал Рафаэль: есть мнение, что оно принадлежит кисти его отца, изобразившего жену с маленьким сыном. На картине мадонна повернута к зрителю профилем, глаза устремлены на книгу, руки нежно прикасаются к сыну. Работа датируется 1498 годом. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.

По рентгеновскому снимку полотна ученые определили, что верхний слой нанесен спустя столетие после того, как Рафаэль Санти написал картину. Искусствоведы сходятся во мнении, что художник Карло Дольчи, владелец полотна, нанес темный фон, так как считал его соответствующим религиозным обрядам. «Мадонна Грандука» находится в галерее Флоренции.

Raffaello Santi 1483-1520. La Fornarina (detail) 1518-19 Oil on wood Galleria Nazionale d’Arte Antica, Rome.

«Мадонна Конестабиле» – ранняя работа 20-летнего художника, написанная в Умбрии в 1502-04 годах. Это неоконченная миниатюра, завершить которую Рафаэль не успел из-за переезда во Флоренцию. Ее второе название — «Мадонна с книгой». Богоматерь с грустью смотрит на улыбающегося младенца, взявшегося рукой за книгу (предположительно Священное Писание).

В 1871 году царь Александр II купил миниатюру для жены. Спустя 10 лет картину перевели с дерева на холст, качество изображения пострадало. Зато под верхним слоем обнаружили, что первоначально в руке мадонны была не книга, а гранат – символ пролитой крови Христа. Огромную ценность представляет рама: она одного возраста с картиной и предположительно сделана по эскизу самого Рафаэля Санти.

«Мадонна с щеглом» – еще один шедевр Рафаэля, созданный в ранний, флорентийский период. Она написана Санти по заказу друга-купца как свадебный подарок. Деревянное полотно сильно пострадало при обрушении купеческого дома: на рентгеновском снимке видно 17 элементов, из которых она собрана.

Woman with a Veil-La Velata, ca.1512-1515, Raphael Santi. Raffaello Sanzio da Urbino, known as Raphael, was an Italian.

Знаменитая «Сикстинская Мадонна» (Дрезденская галерея) нарисована в Риме. Образ Богоматери Рафаэль Санти рисовал с 17-летней натурщицы Маргариты Лути. На полотне Мария спускается с облаков с младенцем, чей взгляд не по-детски серьезен. Встречают Богоматерь с Иисусом папа Сикст II и Святая Варвара. Внизу полотна два ангела возле гробовой крышки.

Еще одна Богоматерь с младенцем – «Мадонна Альба», нарисованная Рафаэлем в Риме, на пике творческого расцвета. До 1931 года картина была собственностью Эрмитажа, но в 30-х ее приобрела Национальная галерея искусств США. В России полотно оказалось в 1836 году: Николай I купил «Мадонну Альба» за 14000 фунтов.

Рафаэль Санти писал не только картины религиозной тематики, живописец известен и как портретист. Знаменитая работа – «Портрет папы Юлия II». Взгляд и лицо священника настолько живые, что, глядя на полотно, создается впечатление, что смотришь на живого человека.

Полотна «Дама с вуалью, или Донна Велата» и «Портрет молодой женщины, или Форнарина» мастер создал в Риме. Натурщицей была возлюбленная Рафаэля – Mаргарита Лути. Исследователи обнаружили на руке «Форнарины» кольцо с рубином, которое назвали обручальным. О замужнем статусе натурщицы свидетельствуют украшения в волосах «Форнарины» и «Донны Велаты». «Портрет дамы с единорогом» датируется 1506 годом и хранится в галерее Боргезе. Натурщицей была Джулия Фарнезе, которую называли любовницей папы Александра VI.

Портрет интересен тем, что он многослоен и не раз дорабатывался. В первоначальном замысле на полотне изображалась собака, потом появился единорог. Сейчас интерес к творчеству Рафаэля Санти так же высок, а его творения бесценны. Рисунок «Голова молодого апостола» датируется 1519-20 годами, последними в жизни Рафаэля. Это эскиз-фрагмент последнего полотна Рафаэля «Преображение». В 2012 году рисунок продан на «Сотбис» за цену, дважды превысившую стартовую, – 29 721 250 фунтов стерлингов. Для графических рисунков это рекорд.

Читайте также  Воскрешение дочери иаира, поленов - описание картины

В 2016 году в России впервые прошла выставка работ Рафаэля Санти. Москвичи и гости столицы увидели 8 картин и 3 рисунка в Государственном музее имени А. С. Пушкина.

Личная жизнь

Талант художника оценили при жизни: покровители, не желая, чтобы мастера переманили французы, оплачивали его труд щедро. У Рафаэля был особняк в античном стиле, построенный по авторскому проекту. Выдать дочь замуж за именитого живописца мечтали купцы и герцоги, но тонкий ценитель женской красоты держался стойко. Кардинал Биббиена, желавший породниться с Санти, добился помолвки Рафаэля с племянницей, но маэстро отказался в последний момент.

Женщиной, которая смогла покорить сердце 30-летнего Рафаэля, стала дочь булочника, которую Санти прозвал «Форнарина» (булочка, пышка). 17-летнюю Маргариту Лути художник увидел в саду Киджи, где трудился над образами Амура и Психеи. Рафаэль Санти заплатил булочнику 50 золотых, чтобы дочь позировала ему, да так увлекся юной красавицей, что выкупил у отца за 3 тысячи монет.

Шесть лет Маргарита была музой художника, вдохновлявшей на шедевры. После смерти Рафаэля «Форнарина», получив в наследство дом и содержание, отказалась от всего и ушла в монастырь. В записях монастыря Маргарита значится как вдова живописца.

Смерть

Причина смерти художника неизвестна. По версии современника Рафаэля, живописца и писателя Вазари, смерть 37-летнего маэстро стала следствием распутства. После бурной ночи Санти вернулся домой и пожаловался на недомогание. Врач сделал кровопускание, которое ухудшило состояние больного, и он скончался. Вторая версия гласит о простуде, которую Рафаэль подхватил в погребальных галереях, где участвовал в раскопках.

Умер художник 6 апреля 1520 года. Местом последнего приюта стала гробница в римском Пантеоне. На плите, укрывшей останки, выгравирована эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».

Рафаэль Санти – творческий путь и картины художника

Сильная и яркая художественная индивидуальность Рафаэля Санти (Урбино, 1483 — Рим,1520) — живописца и архитектора, интерпретатора классической формы, сумевшего наделить ее христианской духовностью. Его искусство создает образ возвышенной красоты, идеальной и вместе с тем совершенно естественной.

Творчество в ранние годы жизни

К ремеслу живописца его приобщил отец, Джованни Санти. На первом этапе определяющим было влияние Перуджино: об этом говорят плавный, волнистый ритм композиций и мягкие переходы цвета в таких его ранних работах, как Коронование Марии (1502—1503) и Обручение Марии (1504). Интенсивная игра светотени и четкая пространственная артикуляция Штандарта города Кастелло (1499) свидетельствуют, напротив, о глубоком и вдумчивом освоении искусства Пьеро делла Франчески.

С 1504 по 1508 г. Рафаэль находился во Флоренции. К этим годам относятся картины Сон рыцаря флорентийского, Святой Михаил периода и Святой Георгий и Три грации; удивительные произведения, одно время считавшиеся плодами его раннего творчества, Мадонна Конестабиле, Мадонна Грандука, Бельведерская Мадонна (1506), Мадонна со щегленком (ок. 1507), так называемая Прекрасная садовница (1507). Рафаэль проявил себя также и в первых портретах: Дама с единорогом, Аньоло Дони и Маддалена Дони (1506) и Немая (ок. 1507).

В Риме, где его присутствие впервые зафиксировано в 1509 г., Рафаэль приступил к украшению Ватиканских Станц для папы Юлия II, лично написав фрески в Станце делла Сеньятура (1508— 1511) и в Станце Элиодора (1511-1514).

Мадонна со щегленком (ок. 1507, Галерея Уффици, Флоренция)

Творчество в последние годы жизни

В последние годы жизни Рафаэль был загружен ответственными заказами, выполнение которых шло у него с чередованием моментов наивысшего творческого вдохновения и периодов кризиса и усталости: фрески зала Галатеи (1511), украшение Лоджий Ватикана (1517—1519), картоны Евангельской истории к коврам для Сикстинской капеллы (1515-1516), Мадонна Фолиньо (1511-1512), Сикстинская Мадонна (1513—1514), Мадонна в кресле (1514), Преображение (1518-1520, в нижней части завершено Джулио Романо). Он пишет и портреты: Бальдассаре Кастильоне (1514—1515), так называемая Донна Велата (ок. 1516), Папа Лев Х (1518—1519, Галерея Уффици, Флоренция) и Папа Юлий II (1512, там же).

После смерти Браманте (1514) Рафаэль стал ведущим архитектором на строительстве собора Святого Петра, а затем и хранителем римских древностей (1515). Ему приписывают также проекты пеллы Киджи в Санта-Мария дель Пололо, Вилла Мадама и церкви Сант-Элиджио дель и Орефици.

Картины Рафаэля Санти с описанием

Бельведерская Мадонна (1506, Музей истории искусства, Вена)

Видение Иезекииля (1518)

Дама с единорогом (1506, Галерея Боргезе, Рим)

Донна Велата (ок. 1516, Палаццо Питти, Флоренция)

Коронация Девы Марии (1502-1503, Музеи Ватикана)

Лоджия Ватикана (1517—1519)

Мадонна в кресле (1514, Палаццо Питти, Флоренция)

Мадонна Грандука (1504 — 1505, Палаццо Питти, Флоренция),

Мадонна Конестабиле (1502, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)

Мадонна Фолиньо (1511-1512, Музеи Ватикана)

Немая (ок. 1507, Национальная галерея Марке, Урбино)

Обручение Девы Марии (1504, Галерея Брера, Милан)

Папа Лев Х (1518—1519, Галерея Уффици, Флоренция)

Папа Юлий II (1512, Галерея Уффици, Флоренция)

Портрет Аньоло Дони (1506, Палаццо Питти, Флоренция)

Портрет Бальдассаре Кастильоне (1514—1515, Лувр, Париж)

Портрет Маддалена Дони (1506, Палаццо Питти, Флоренция)

Преображение (1518-1520, в нижней части завершено Джулио Романо; Пинакотека Ватикана)

Святой Георгий (1503, Лувр, Париж)

Святой Михаил (1503 — 1505, Лувр, Париж)

Сикстинская Мадонна (1513 — 1514, Картинная галерея, Дрезден)

Сон рыцаря флорентийского (1504, Национальная галерея, Лондон)

Рафаэль Санти: жизнь и творчество художника

Рафаэль (Рафаэлло Санти) (1483 — 1520) – художник (живописец, график), архитектор эпохи Высокого Возрождения.

Содержание

Биография Рафаэля Санти

Родился 26 или 28 марта 1483 г. в Урбино в семье художника Джованни Санти.

В 1500 г. переехал в Перуджу и поступил для обучения живописи в мастерскую Перуджино. Тогда же Рафаэль выполнил первые самостоятельные произведения: сказались навыки и умения, перенятые от отца. Наиболее удачные из его ранних работ — «Мадонна Конестабиле» (1502— 1503 гг.), «Сон рыцаря», «Святой Георгий» (обе 1504 г.)

Почувствовав себя состоявшимся художником, Рафаэль в 1504 г. покинул учителя и переехал во Флоренцию. Здесь он упорно работал над созданием образа Мадонны, которой посвятил не менее десяти произведений («Мадонна со щеглёнком», 1506—1507 гг.; «Положение во гроб», 1507 г., и др.).

В конце 1508 г. Папа Римский Юлий II пригласил Рафаэля переехать в Рим, где художник провёл заключительный период своей короткой жизни. При дворе Папы он получил должность «художника апостольского Престола». Главное место в его творчестве теперь заняли росписи парадных покоев (станц) Ватиканского дворца.

В Риме Рафаэль достиг совершенства как портретист и приобрёл возможность реализовать своё дарование архитектора: с 1514 г. он руководил строительством собора Святого Петра.

В 1515 г. его назначили комиссаром по древностям, что подразумевало изучение и охрану античных памятников и контроль за раскопками.

В Риме было написано и самое известное из произведений Рафаэля — «Сикстинская Мадонна» (1515—1519 гг.). В последние годы жизни популярный художник был настолько загружен заказами, что ему приходилось перепоручать их выполнение ученикам, ограничиваясь составлением эскизов и общим контролем за работами.
Умер 6 апреля 1520 г. в Риме.

Трагедией гениального мастера стало то, что он не смог оставить после себя достойных преемников.

Однако творчество Рафаэля оказало огромное влияние на развитие мировой живописи.

Творчество Рафаэля Санти

Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил, в своем творчестве Рафаэль Санти (1483—1520). Младший современник Леонардо, проживший короткую, чрезвычайно насыщенную жизнь, Рафаэль синтезировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа.

Семнадцатилетним юношей он обнаруживает настоящую творческую зрелость, создав ряд образов, полных гармонии и душевной ясности.

Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери, изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Простор в построении пейзажа, гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции свидетельствуют о становлении Рафаэля как мастера Высокого Возрождения.

С приездом во Флоренцию Рафаэль легко впитывает важнейшие завоевания художников флорентийской школы с ее ярко выраженным пластическим началом и широким охватом действительности.

Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значительность. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). По существу, все они варьируют один и тот же тип композиции, составленный из фигур Марии, младенца Христа и Крестителя, образующих на фоне прекрасного сельского пейзажа пирамидальные группы в духе найденных ранее Леонардо композиционных приемов. Естественность движений, мягкая пластика форм, плавность певучих линий, красота идеального типа мадонны, ясность и чистота пейзажных фонов способствуют выявлению возвышенной поэтичности образного строя этих композиций.

В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве. Здесь, в непосредственной близости к наследию античности, расцветает и мужает талант Рафаэля, приобретая новый размах и черты спокойного величия.

Рафаэль получает заказ на росписи парадных комнат (так называемых станц) Ватиканского дворца. Эта работа, продолжавшаяся с перерывами с 1509 по 1517 год, выдвинула Рафаэля в число крупнейших мастеров итальянского монументального искусства, уверенно решавших проблему синтеза архитектуры и живописи Возрождения.

Дар Рафаэля — монументалиста и декоратора — проявился во всем блеске при росписи Станци делла Сеньятура (комнаты печати).

На длинных стенах этой комнаты, перекрытой парусными сводами, размещены композиции «Диспут» и «Афинская школа», на узких — «Парнас» и «Мудрость, Умеренность и Сила», олицетворявшие четыре области духовной деятельности человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. Разделенный на четыре части свод украшен аллегорическими фигурами, составляющими единую декоративную систему с росписями стен. Таким образом, все пространство комнаты оказалось заполненным живописью.

Читайте также  Портрет екатерины ii (1763 год), фёдор степанович рокотов

Объединение в росписях образов христианской религии и языческой мифологии свидетельствовало о распространении в среде гуманистов того времени идей примирения христианской религии с античной культурой и о безусловной победе светского начала над церковным. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.

Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем.

Из глубины анфилады грандиозных арочных пролетов выступает группа античных мыслителей, в центре которой величавый седобородый Платон и уверенный, вдохновенный Аристотель, жестом руки указующий на землю, основатели идеалистической и материалистической философии. Внизу, слева у лестницы, склонился над книгой Пифагор, окруженный учениками, справа — Эвклид, и здесь же, у самого края, Рафаэль изобразил рядом с живописцем Содомой самого себя. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Они составляют нерасторжимые в своей цельности и гармоничности группы, где каждый персонаж точно занимает свое место и где сама архитектура в ее строгой размеренности и величественности способствует воссозданию атмосферы высокого подъема творческой мысли.

Напряженным драматизмом выделяется фреска «Изгнание Элиодора» в Станце д’Элиодоро. Внезапность совершающегося чуда — изгнания грабителя храма небесным всадником — передана стремительной диагональю главного движения, использованием светового эффекта. Среди зрителей, взирающих на изгнание Элиодора, изображен папа Юлий II. Это намек на современные Рафаэлю события — изгнание из Папской области французских войск.

Римский период творчества Рафаэля отмечен высокими достижениями и в области портрета.

Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце д’Элиодоро). К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Важное место в его искусстве продолжает занимать образ мадонны, приобретающий черты большого величия, монументальности, уверенности, силы. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.

В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Сикста в Пьяченце. В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения. Раздвинутые сверху по сторонам занавеси открывают легко идущую по облакам Марию с младенцем на руках. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Серьезно и печально-тревожно смотрит она куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына. Слева от мадонны изображен папа Сикст, восторженно созерцающий чудо, справа — святая Варвара, благоговейно потупившая взор. Внизу два ангела, глядящие вверх и как бы возвращающие нас к главному образу — мадонне и ее недетски задумчивому младенцу.

Безупречная гармония и динамичное равновесие композиции, тонкий ритм плавных линейных очертаний, естественность и свобода движений составляют неотразимую силу этого цельного, прекрасного образа.

Жизненная правда и черты идеала сочетаются с душевной чистотой сложного трагического характера Сикстинской мадонны. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка… в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Так в реальности художник находит черты, которые соответствуют его идеалу, возвышающемуся над случайным и преходящим.

Рафаэль умер тридцати семи лет, оставив незаконченными росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и ряд других работ, завершенных по картонам и рисункам его учениками. Свободные, изящные, непринужденные рисунки Рафаэля выдвигают их создателя в ряд крупнейших рисовальщиков мира. Его работы в области архитектуры и прикладного искусства свидетельствуют о нем как о разносторонне одаренном деятеле Высокого Возрождения, снискавшем громкую славу у современников. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.

Многочисленные итальянские ученики и последователи Рафаэля возводили в непререкаемую догму творческий метод учителя, что способствовало распространению подражательности в итальянском искусстве и предвещало назревающий кризис гуманизма.

Рафаэль Санти — величайший гений итальянской живописи XVI века

Рафаэль Санти (Raffaello Santi; родился 6 апреля 1483 — умер 6 апреля 1520 гг.) был гениальным итальянским художником XVI века, одним из ярчайших представителей живописи эпохи Возрождения, мастером портретного и религиозного жанров. Широко известен во всем мире своими картинами на мифологическую тематику, многочисленными фресками, рисунками и алтарными росписями. Рафаэль также был выдающимся архитектором, по его проектам в Италии построены многие церкви и соборы, дворцы и виллы знати того времени.

Рафаэль прожил яркую, но весьма короткую жизнь. Его шедевры легко узнаваемы по идеальной гармонии и высокой одухотворенности образов. А наибольшую славу Великому Мастеру Ренессанса принесли изображения прелестных Мадонн с младенцем на руках.

Биография Рафаэля Санти

Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 г. в небольшом городке Урбино на востоке Италии в семье придворного художника местного герцога. Мальчик рано осиротел, в восьмилетнем возрасте умерла его мать, а еще через три года — отец. Но Джованни Санти успел привить сыну любовь к искусству и даже обучил азам живописи в своей мастерской.

После смерти родителей дядя отдал Рафаэля на обучение к известному мастеру Умбрийской школы живописи Пьетро Перуджино (Pietro Perugino). Талантливый юноша быстро впитывал опыт, уже через несколько лет его копии картин даже искушенные знатоки не могли отличить от работ учителя.

В 1504 году Рафаэль вместе с Перуджино переехал во Флоренцию. Здесь ему посчастливилось познакомиться с двумя другими гениальными современниками — Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) и Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti). Молодой художник тщательно изучил технику рисования обоих гениев и извлек из этого огромную пользу для собственного профессионального роста.

Постепенно слава Рафаэля растет, к нему все чаще обращаются заказчики. Вдохновленный признанием молодой художник пишет портреты местной знати, алтарные образы и лики святых. В период пребывания во Флоренции живописец также создал около 20 изображений мадонн, большинство из которых сегодня украшают лучшие музеи мира.

В 1508 году Рафаэль по личному приглашению папы Юлия II приезжает в Рим и становится официальным художником при дворе понтифика. 25-летний живописец получает большой заказ на роспись стен личной папской библиотеки в Ватикане — Станцы делла Сеньятура. В кратчайшие сроки Рафаэль создает четыре знаменитые фрески:

  • «Диспута»;
  • «Мудрость, Умеренность и Сила»;
  • «Парнас»;
  • «Афинская школа».

Папу Римского настолько впечатлила работа живописца, что он поручил Рафаэлю роспись еще трех помещений своего дворца. Для этого Юлий II даже уволил других художников, уже начавших работу над фресками. Рафаэль взялся за заказ, но с условием привлечения к работе учеников.

В римский период жизни Рафаэль также много занимается алтарной живописью, пишет портреты и образы мадонн. По заказу Агостино Киджи художник создал фреску «Триумф Галатеи» для загородной виллы итальянского банкира.

В 1514 году Рафаэля назначили главным архитектором папского двора. И на этом поприще гениальный мастер сумел достичь успеха. По его проектам в Риме и его окрестностях были построены храмы, церкви, дворцы, виллы с изящными рельефами и росписями.

Внезапная смерть 37-летнего Рафаэля шокировала Италию. Что стало причиной кончины мастера, доподлинно не известно. По одной из версий — слишком распутная жизнь, по другой — эпидемия лихорадки. Рафаэль отошел в мир иной 6 апреля 1520 года, не оставив после себя детей. А из множества его учеников ценителям искусства знакомо только имя Джулио Романо (Giulio Romano).

Самые известные картины Рафаэля

Среди всех картин великого Рафаэля сложно выделить наиболее известные шедевры. Но все же, некоторые произведения более других заслуживают упоминания в нашей статье:

  • «Мадонна Солли», 1504 — одна из первых мадонн мастера, написанная в Флоренции. В ней еще отчетливо ощущается влияние первого учителя — Перуджино.
  • «Три грации», 1504 — самая знаменитая работа живописца в жанре мифологии, произведение раннего этапа творчества.
  • «Дама с единорогом», 1506 — картина, созданная под непосредственным влиянием Джоконды. Один из первых портретов кисти мастера.
  • «Афинская школа», 1511 — знаменитая фреска из росписи папского дворца в Ватикане с изображением знаменитых античных философов.
  • «Сикстинская Мадонна», 1514 — вершина творчества Рафаэля и всей эпохи Высокого Возрождения. Наиболее узнаваемая работа живописца.

На сайте Very Important Lot можно принять участие в аукционах и приобрести шедевры антиквариата разных эпох. Наш сайт также предоставляет уникальную возможность ценителям искусство недорого купить картины современных художников напрямую у авторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: