Радуга - айвазовский, 1873, описание картины - JEKATERINBURG.RU

Радуга — айвазовский, 1873, описание картины

Картина «Радуга» Айвазовский И. К — безусловный шедевр знаменитого мариниста

Иваном Константиновичем Айвазовским создано более шести тысяч картин. Одна из них называется «Радуга». Такая интересная и вместе с тем такая неожиданная, несвойственная автору, работа.

История создания

Знаменитый русский живописец, И.К. Айвазовский написал свое полотно «Радуга» в 1873 году. Интересно, что изначально «Радуга» задумывалась, как очередной шторм. Однако в процессе работы автор решил полностью сменить концепцию. Картина «Радуга» сейчас хранится в Третьяковской галерее в Москве. Вообще среди работ художника этой галерее принадлежат только две:

  1. «Радуга»
  2. «Черное море»

Львиная доля произведений мастера находится в Феодосии, в Крыму. Айвазовский написал полотно «Радуга» маслом на холсте. Его оригинальные размеры: 102*132 см.

Об авторе

Иван Константинович Айвазовский родился в Феодосии в Крыму в купеческой семье с армянскими корнями. Его отца звали Геворк Айвазян (впоследствии он поменял фамилию на Гайвазовский, а затем и на Айвазовский). Это имя соответствует русскому Константину. Мать – Рипсиме Айвазян. При крещении родители дали сыну имя Ованес, что соотносится с русским Иоаном.

Семья жила в доме, который находился на краю города. Прямо из дома открывались великолепные виды Черного моря. Такое соседство не могло не сказаться на мировосприятии мальчика. Будущий художник всем сердцем полюбил море, его разные волнующие состояния, а также проникся трепетной любовью к своей малой родине.В жизни И.К. Айвазовского было множество путешествий, но ни один край не пришелся живописцу более по душе, чем родные места и Черное море.

Начало карьеры

Здесь же Айвазовский впервые познакомился с рисованием. Его талант открыл, точнее поспособствовал открытию архитектор по фамилии Кох. Он подарил мальчику его первые карандаши и дал несколько уроков живописи. Судьбоносный выбор был сделан. Юный Иван Константинович Айвазовский решил стать художником.С 1830 года началась карьера будущего мастера. Сначала это была симферопольская гимназия; с 1833 года – Императорская Академия художеств; 1840 год – творческая командировка в Италию.

На пике популярности

Первая знаковая выставка для Айвазовского состоялась уже в 1835 году, где одна из его картин была удостоена серебряной медали. А в 1837 году из-под кисти мастера появилась легендарная картина «Штиль».Далее с разницей в два года появляются самые известные картины Айвазовского:

  1. «Чесменский бой»
  2. «Девятый вал»

Карьера Айвазовского идет стремительно вверх. Он становится очень популярным в России, а также за рубежом. Его приглашают не только на выставки, но и на почетные государственные должности. Так, в России Айвазовский получает должность действительного тайного советника, а также живописца Главного морского штаба. Заграницей Айвазовский становится почетным членом различным академий.Личная жизнь автора складывается своеобразно. У него было два брака. Первый распался из-за рукоприкладства и нежелания супруги менять место жительства.

На склоне лет

Тяга к странствиям заставляет Айвазовского много путешествовать. Даже будучи уже немолодым человеком, в 75 лет, художник отправляется в Америку. Результатом поездки становится запечатленный кистью мастера Ниагарский водопад.
Жизнь замечательного русского художника, баталиста и морениста оборвалась 29 июля 1900 года. Его тело похоронено в Крыму в Феодосии.

Описание и особенности полотна

Картина Айвазовского «Радуга» по праву считается особенным алмазом среди россыпи других в творчестве автора. Даже само название совершенно несвойственно работам художника.Излюбленными темами Айвазовского были море, бури, шторма и корабельные баталии. В этом смысле картина «Радуга» не является исключением.

На картине изображен классический для Айвазовского сюжет. В правой части картины «Радуга» написан терпящий крушение корабль. Его несет на скалы, мачты кренятся к волнам. Шансов спасти судно нет.Сама команда покинула тонущий корабль и пытается спастись на небольшой лодке. В руках у людей весла. Очевидно, что они передают их, чтобы было возможно хоть немного восстановиться тем, кто уже выбился из сил.Пенящиеся морские волны швыряют суденышко, и человеку приходится приложить все свои усилия, чтобы хоть как-то выдерживать борьбу со стихией.

Стихия же непреклонна. Ее невозможно уговорить, а вступив в борьбу с нею, можно потерять самое ценное, что есть у человека – жизнь. И жизнь команды действительно висит на волоске. С левой стороны картины «Радуга» изображены крутые скалы, на которые запросто может быть выброшено маленькое спасительное суденышко.Но на помощь гибнущим людям, словно лучик надежды, приходит радуга. Это значит, что конец шторма близок. Хоть на небе еще грозно нависают тучи, но радужные лучи уже пробиваются сквозь них, а значит есть надежда. Значит в этой схватке со стихией человек может выйти победителем.

Своеобразие картины «Радуга»

Несмотря на такой привычный сюжет для Айвазовского, манера исполнения замысла является совершенно неожиданной. Этой картиной автор хотел показать то, что его таланту нет конца, и выбрал новейшую манеру исполнения, изменив собственным многолетним принципам рисования. Благодаря такому исполнению зрителю кажется, что он сам находится на маленьком суденышке и борется с морскими волнами.Картина «Радуга» невероятна колоритна. Кроме того, что бурю озаряет свет радуги, на поверхности воды ярко сверкают прозрачные лучи солнца.

Картина «Радуга» является необыкновенной в творчестве Айвазовского потому, что автор немного отходит от романтического направления в сторону реалистичного изображения. Да, это снова одинокий корабль, терпящий бедствие, ему не спастись. Зато моряки не только имеют надежду на спасение, но и все-таки доплывут до берега. Конечно, им придется потратить все свои силы, нужно будет грести через боль и отчаяние, но они смогут. Это отчетливо понимает любой ценитель искусства, глядя на эту картину.

Радуга – это не просто надежда, это надежда, которая обязательно воплотится в жизнь. Нет ничего невозможного, нет ничего непреодолимого, если есть рвение и старание – вот основной посыл картины Айвазовского «Радуга».Кроме того, картина «Радуга» имеет и библейский подтекст. Если приглядеться, то один из членов команды складывает руки в немом обращении к высшим силам. И эти силы словно услышали его отчаянный призыв, осветив морские волны радугой и подарив реальную надежду на спасение.

Интересные факты

Сама картина «Радуга» – это уже интересный факт в творчестве Айвазовского. Но и существует несколько занимательных моментов, связанных с ее созданием, продажей и выставкой.

  1. Картина «Радуга была написана Айвазовским в ответ на критику. Многие эксперты стали говорить о том, что автор исписался и не может создать что-то принципиально новое. Многие считают, что именно поэтому в Третьяковской галерее картина «Радуга» висит в черной раме, а не в золотой, как другие шедевры. Истинная же причина выбора рамы такого цвета неизвестна.
  2. П.М. Третьяков был другом И.К. Айвазовского и лично приобрел у него картину «Радуга». Именно ее он считал особенно ценной в творчестве художника.
  3. Во время писания этого шедевра мастер представлял себя одним из членов спасшейся команды.
  4. Картина «Радуга» является экспериментальной работой. Айвазовский сделал более совершенной собственную технику рисования. Цвета стали не столько яркими, сколько глубокими.
  5. Первоначально картина «Радуга» была названа «Шторм». Но поскольку цветовая гамма нехарактерна для штормов, впоследствии было придумано другое название.

Картина Айвазовского «Радуга» считается истинной жемчужиной в коллекции русской живописи. Она всегда будет сохранять свою актуальность, ведь человек всегда будет вступать в борьбу со стихией и всегда будет надеяться на победу.

«Радуга» Айвазовского – символ надежды

«Радуга» — картина И.К. Айвазовского, написанная в 1873 году маслом на холсте размером 102 х 132 см. Неизменная и традиционная для мариниста тема, но поданная свежо, ярко, совершенно по-новому для художника и русской живописи в целом.

Радуга

Автор

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) – русский живописец с армянскими корнями, заслуживший мировую известность как величайший маринист и баталист. Кроме Императорской, был почётным членом именитых европейских Академий художеств. Один из самых увлечённых художников-коллекционеров, активно занимался меценатством, преподаванием. Родной город Феодосия в Крыму на берегу роскошного Чёрного моря, мощного источника вдохновения, был его любимым местом на земле.

Читайте также  Рыбаки в море, уильям тернер - описание картины

Предыстория

Морская стихия, шторм, вообще изображение водных просторов – излюбленная тема Айвазовского, в которой ему не было равных. Но таких полотен было создано уже великое множество. Павел Третьяков, крупнейший опытный галерист, находившийся с художником в дружеских отношениях и время от времени приобретавший его работы, хотел заполучить для своей галереи нечто особенное, совершенно волшебное, что бы сконцентрировало в себе весь бесподобный талант мастера. Такую сверхзадачу поставил перед художником коллекционер и тем самым сформировал для него цель. Для настоящего дарования нет ничего невозможного: «Радуга» — тот самый, восхитительный и предельно эмоциональный пейзаж, который Айвазовский привёз на выставку в Императорскую Академию художеств. Третьяков купил картину без раздумий.

Описание картины

Сюжет построен вокруг трагедии, разыгравшейся в бушующем море: от накренившегося тонущего корабля отделилась шлюпка, до отказа заполненная людьми. Это команда терпящего бедствие парусника, который, по всей видимости, налетел на подводные скалы. Катастрофа разыгрывается у самого берега. Но сулит ли он спасение, высокий и неприступный, или лодку с людьми ждёт окончательный крах? Человек на корме лодки пытается сквозь брызги определить, куда же грести, чтоб не разбиться. У двоих по разным бортам по веслу, но не бессильны ли они против стихии? Остальные моряки в ужасе и в ожидании участи вжались в лодку, им нечем ответить, остаётся только молиться. Под ними вселяющая ужас толща воды, которая с лёгкостью проглотит лодчонку, как и корабль, погружающийся всё глубже. Вдруг один моряк приподнялся и в отчаянной надежде выкинул вверх руку с зажатой в ней шляпой: он увидел радугу! Вот она, предвестница счастливого конца их мучений и заключительный аккорд грозного шторма. Да, море способно стремительно взволноваться и удивительно быстро успокоиться. Не сдаться, выстоять – стучит в голове каждого моряка. Спасение близко.

Смысл радуги

У Айвазовского есть картины и на религиозные сюжеты, с прямыми и косвенными отсылками к Писанию. Осмысливая тему доверия человека к Богу, художник уделял немалое внимание символам. Айвазовский, радуга которого вдруг озарила небо над маленькими людьми в лодке на краю гибели, таким образом символично изобразил Божье благословение, бесконечное милосердие и любовь к людям. Это и даёт надежду на спасение.

Особенности цветовых решений

По сравнению с другими морскими пейзажами художника «Радуга» выполнена в светлых тонах. Вместо привычной яркости, контрастности и насыщенности красок – тончайшая светящаяся голубизна, розовые, золотые и зелёные оттенки. Сама радуга еле уловима и прозрачна, чем особо притягательна. В её сиянии у прибрежных скал парит чайка, морская душа. Общий светлый тон картины делает изображение реалистичным. Именно так выглядит штормовое море у высоких берегов: беснующиеся волны, разбиваясь о скалы, поднимают несметное количество солёных брызг, а радуга ничто иное, как отражение солнечных лучей в миллионах водяных капель.

Впечатление

Такая физическая реалистичность картины заставляет замирать около неё любого зрителя с первого взгляда, и индивидуальная чуткость тут ни при чём. Это запредельное искусство великого Айвазовского работает как магнит и 3D-формат XIX века, погружая зрителей любого возраста в бедственную ситуацию настолько правдиво, что хочется стереть с лица солёные капли и вжаться поглубже в шлюпку, вцепившись в её борта и лавки. Заметив спасительную радугу, не сразу, как и моряки, зрители вздыхают с затаённой надеждой.

Обрамление картины тоже играет роль

Обычно художник заказывал для своих произведений золочёные рамы. Для картины «Радуга» Айвазовский поручил изготовить обрамление глубокого чёрного цвета, которое бы чётко контрастировало с очень светлым, жемчужно-сияющим изображением. Это выглядит очень эффектно, усиливая впечатление от полотна: могущество и власть стихии – сила тёмная, страшная, над ней дрожащие в лучах солнца переливы радуги, как вестницы надежды. Мудрый Айвазовский понимал, что только чёрное обрамление способно так явственно открыть появление многообещающей радуги. Пусть она сияет ярче и вселяет надежду.

Биография художника Айвазовского Ивана Константиновича

Описание картины «Волна» художника Айвазовского

Радуга — картина Ивана Константиновича Айвазовского

Бушующее море — излюбленная тема Айвазовского. На картине Ивана Константиновича «Радуга», изображена лодка с 13 -ю моряками, спасающимися от крушения. Еще несколько минут и их корабль погрузится на дно морской пучины. Кажется, трагедия неминуема и смерть подобралась к морякам очень близко. Шторм подбрасывает маленькую шлюпку на волнах, грозясь разбить ее о скалы. Здесь нет места борьбе со стихией, есть лишь надежда на чудо и мечта о спасении.

Кратко о полотне:

Дата создания: 1873 год
Стиль: романтизм
Жанр: марина
Техника, материалы: масло, холст
Размер: 102×132 см
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея,
Москва

Статья по теме:

Пазл, созданный по известным произведениям из собрания Третьяковской галереи

И вот, сквозь пену и гребни бушующих морских волн, они видят радугу — это надежда на спасение. Один из людей, поднимая руку, сообщает своим товарищам об этом чудесном явлении, которое вселяет в них надежду. Спасение близко, они не утонут в бескрайнем море и смогут встретить завтрашний день.

Фрагмент произведения

В произведении прослеживается библейский сюжет. Он кроется в противостоянии светлой стороны (появление радуги) и темной (морская стихия), в результате которого побеждает добро. Изначально полотно получило название «Шторм», однако автор решил изменить его, посмотрев на готовое изображение.

Картина выполнена в красочной гамме, для русской живописи в то время это было абсолютно новым событием. Художник сумел так передать характер бури, будто сам был одним из тех людей, потерпевших кораблекрушение. На произведении преобладают голубые, зеленые, лиловые, розовые цвета и прозрачность оттенков.

Рекомендуем к прочтению:

Книга о творчестве знаменитого русского мариниста Екатерины Скоробогачевой

Биография выдающегося живописца — Валентина Скляренко, Ирина Рудычева

Как читать и понимать живопись. Интенсивный курс. Н. Кортунова

Рисовать как Айвазовский может не каждый, а удовольствие от росписи картины по номерам доступно всем!

Известно, что данная картина стала ответом на обвинение живописца со стороны общественности. Суть критики заключалась в том, что мастер давно не изменяет импровизационной манере написания картин, которая уже устарела. Она, якобы, не удовлетворяет современным канонам развития живописи. Данная работа стала подтверждением того, что маринист не потерял сноровки, а вышел на новую ступень творчества. На момент создания произведения искусства Айвазовскому было 56 лет.

Сразу после создания, выдающуюся работу купил коллекционер П.М. Третьяков и она по сей день находится в его галерее.

Фото работы мариниста в Третьяковке

Радуга (картина Айвазовского)

: неверное или отсутствующее изображение

Иван Айвазовский
Радуга. 1873
Холст, масло. 102 × 132 см
Третьяковская галерея, Москва

К:Картины 1873 года

Иван Константинович Айвазовский написал за свою долгую жизнь около шести тысяч картин. На протяжении более чем шестидесяти лет развития русского искусства одну из постоянных позиций в жанровом репертуаре занимали морские пейзажи Айвазовского. Он был и остался художником одной темы, одного мотива; достигнув совершенства внутри поставленных себе рамок, он их практически не преступал. Картина «Радуга» стала ответом Айвазовского на обвинения со стороны критики в том, что его «импровизационная» манера написания картин не современна, а дарование иссякает. Полотно было написано в 1873 году и стало новым этапом в творчестве живописца. На первый взгляд, перед нами – типичное для Айвазовского изображение «кораблекрушения». Но с другой стороны, эта работа очень отличается от предыдущих полотен художника. Не отказываясь от своих позиций, Айвазовский, тем не менее, подвергает их пересмотру и модернизации – особенно это касается колористического решения картины. Вместо насыщенных ярких красок на этом полотне – оттенки более сдержанные, тонко разработанные. В картине гораздо меньше «выдуманности». Несмотря на очевидную романтичность, работа «Радуга» отличается несомненным уклоном в сторону реализма.

Сюжет картины

Цветовое решение

Напишите отзыв о статье «Радуга (картина Айвазовского)»

Ссылки

Отрывок, характеризующий Радуга (картина Айвазовского)

Опять поднялась занавесь. Анатоль вышел из ложи, спокойный и веселый. Наташа вернулась к отцу в ложу, совершенно уже подчиненная тому миру, в котором она находилась. Всё, что происходило перед ней, уже казалось ей вполне естественным; но за то все прежние мысли ее о женихе, о княжне Марье, о деревенской жизни ни разу не пришли ей в голову, как будто всё то было давно, давно прошедшее.
В четвертом акте был какой то чорт, который пел, махая рукою до тех пор, пока не выдвинули под ним доски, и он не опустился туда. Наташа только это и видела из четвертого акта: что то волновало и мучило ее, и причиной этого волнения был Курагин, за которым она невольно следила глазами. Когда они выходили из театра, Анатоль подошел к ним, вызвал их карету и подсаживал их. Подсаживая Наташу, он пожал ей руку выше локтя. Наташа, взволнованная и красная, оглянулась на него. Он, блестя своими глазами и нежно улыбаясь, смотрел на нее.

Только приехав домой, Наташа могла ясно обдумать всё то, что с ней было, и вдруг вспомнив князя Андрея, она ужаснулась, и при всех за чаем, за который все сели после театра, громко ахнула и раскрасневшись выбежала из комнаты. – «Боже мой! Я погибла! сказала она себе. Как я могла допустить до этого?» думала она. Долго она сидела закрыв раскрасневшееся лицо руками, стараясь дать себе ясный отчет в том, что было с нею, и не могла ни понять того, что с ней было, ни того, что она чувствовала. Всё казалось ей темно, неясно и страшно. Там, в этой огромной, освещенной зале, где по мокрым доскам прыгал под музыку с голыми ногами Duport в курточке с блестками, и девицы, и старики, и голая с спокойной и гордой улыбкой Элен в восторге кричали браво, – там под тенью этой Элен, там это было всё ясно и просто; но теперь одной, самой с собой, это было непонятно. – «Что это такое? Что такое этот страх, который я испытывала к нему? Что такое эти угрызения совести, которые я испытываю теперь»? думала она.
Одной старой графине Наташа в состоянии была бы ночью в постели рассказать всё, что она думала. Соня, она знала, с своим строгим и цельным взглядом, или ничего бы не поняла, или ужаснулась бы ее признанию. Наташа одна сама с собой старалась разрешить то, что ее мучило.
«Погибла ли я для любви князя Андрея или нет? спрашивала она себя и с успокоительной усмешкой отвечала себе: Что я за дура, что я спрашиваю это? Что ж со мной было? Ничего. Я ничего не сделала, ничем не вызвала этого. Никто не узнает, и я его не увижу больше никогда, говорила она себе. Стало быть ясно, что ничего не случилось, что не в чем раскаиваться, что князь Андрей может любить меня и такою . Но какою такою ? Ах Боже, Боже мой! зачем его нет тут»! Наташа успокоивалась на мгновенье, но потом опять какой то инстинкт говорил ей, что хотя всё это и правда и хотя ничего не было – инстинкт говорил ей, что вся прежняя чистота любви ее к князю Андрею погибла. И она опять в своем воображении повторяла весь свой разговор с Курагиным и представляла себе лицо, жесты и нежную улыбку этого красивого и смелого человека, в то время как он пожал ее руку.

Анатоль Курагин жил в Москве, потому что отец отослал его из Петербурга, где он проживал больше двадцати тысяч в год деньгами и столько же долгами, которые кредиторы требовали с отца.

Айвазовский радуга описание. Описание картины И. К. Айвазовского «Радуга. Айвазовский, «Радуга» описание картины и ее сюжет

Предыстория

Морская стихия, шторм, вообще изображение водных просторов – излюбленная тема Айвазовского, в которой ему не было равных. Но таких полотен было создано уже великое множество. Павел Третьяков, крупнейший опытный галерист, находившийся с художником в дружеских отношениях и время от времени приобретавший его работы, хотел заполучить для своей галереи нечто особенное, совершенно волшебное, что бы сконцентрировало в себе весь бесподобный талант мастера. Такую сверхзадачу поставил перед художником коллекционер и тем самым сформировал для него цель. Для настоящего дарования нет ничего невозможного: «Радуга» — тот самый, восхитительный и предельно эмоциональный пейзаж, который Айвазовский привёз на выставку в Императорскую Академию художеств. Третьяков купил картину без раздумий.

Айвазовский картина Радуга

Иван Айвазовский картина Радуга. В периоде творческой биографии Айвазовского начала 1870-х годов было очень много критики в адрес художника. Обвинения лились со стороны критиков и ценителей живописи того времени. Критики укоряли мастера, за якобы иссякающий талант великого Айвазовского, потому как, его манера создания полотен однообразна, а значит, далеко не современна.

Картина Айвазовского Радуга, стала ответом художника на критику. Она была создана в 1873 году. Холст уникален, так как автор тонко разработал оттенки, в нем намного меньше надуманности, и гораздо больше реализма. «Радуга» — это очередное кораблекрушение у скалистого берега, во время бури на море.

Создавая эту картину, изображая бурю на ней, Айвазовский словно сам прожил это, передал все свои чувства так, словно он находился на том, гибнувшем тогда корабле, или находился с людьми в лодке. Сквозь морской вихрь, создаваемый ураганным ветром, едва заметны очертания главных героев картины и скалистого берега, лодки и уходящего вдаль корабля, которые терпят крушение. Однако, хорошо видна водяная пена, срываемая ветром с морских волн. Тучи, которые способствуют ураганному ветру, словно растворились в небесной пелене. И сквозь этот хаотичный соленый воздух, пробиваются небольшие лучи света, расстилаются радугой по воде, словно пытаются подарить надежду на спасение лодке и находящимся на ней морякам, тем самым придавая картине своеобразную расцветку, полную многих красок.

Айвазовский создавал шедевр оттенками голубого, зеленого цветов, с добавлением розовой, лиловой и желтой красок. В таких тонах изображена радуга, главная деталь этого холста, но то исчезает, то мерцает чарующая и призрачная, она едва улавливается взором, словно пробегая по небу миражем. Картина Айвазовского Радуга мягкая, светлая и чистая, поэтому восхищает и чарует.

Именно радуга, появившаяся на небосклоне, обещает спасение, она изменила настроение моряков, с отчаяния на оживление, ведь волны становятся меньше, поэтому менее опасны, чем ранее. Передний план картины, настроением и цветовым фоном, отличается от ее заднего плана. Этот холст, стал новой ступенью в творчестве художника. Выполнена картина в совершенно новой красочной гамме, которая стала новым явлением в русской живописи девятнадцатого века.

Картина написана маслом, имеет размеры 102×132 см, и находится в Государственной Третьяковской галереи, под инвентарным номером 801.инвентарным номером 801.

Описание картины

Сюжет построен вокруг трагедии, разыгравшейся в бушующем море: от накренившегося тонущего корабля отделилась шлюпка, до отказа заполненная людьми. Это команда терпящего бедствие парусника, который, по всей видимости, налетел на подводные скалы. Катастрофа разыгрывается у самого берега. Но сулит ли он спасение, высокий и неприступный, или лодку с людьми ждёт окончательный крах? Человек на корме лодки пытается сквозь брызги определить, куда же грести, чтоб не разбиться. У двоих по разным бортам по веслу, но не бессильны ли они против стихии? Остальные моряки в ужасе и в ожидании участи вжались в лодку, им нечем ответить, остаётся только молиться. Под ними вселяющая ужас толща воды, которая с лёгкостью проглотит лодчонку, как и корабль, погружающийся всё глубже. Вдруг один моряк приподнялся и в отчаянной надежде выкинул вверх руку с зажатой в ней шляпой: он увидел радугу! Вот она, предвестница счастливого конца их мучений и заключительный аккорд грозного шторма. Да, море способно стремительно взволноваться и удивительно быстро успокоиться. Не сдаться, выстоять – стучит в голове каждого моряка. Спасение близко.

Смысл

Этот сюжет имеет глубокое символическое значение, поскольку знаменует победу человека над смертью. Несмотря на сильный шторм, небо прояснилось, и на нем появилась радуга, предзнаменуя конец бури. Она дает людям надежду на спасение. Ее цвета окрашивают вспенившиеся волны в нежные тона, и море медленно успокаивается.

Это новая история, рассказанная художником, который раньше показывал трагические сюжеты, акцентируя внимание зрителя на драме. Но теперь он написал полотно очень проникновенного содержания. Несмотря на то что основную его часть занимает образ стихии, борьба людей за выживание и их радостная надежда на спасение стала главной темой произведения «Радуга».

Картина Айвазовского отличается некоторой туманностью: в ней линия моря сливается с горизонтом, корабль как бы теряется в зыбком тумане, и на этом фоне особенно сильно выделяется лодка с людьми.

При этом следует обратить внимание на то, как автор изобразил море. Известно, что он достиг настоящего мастерства в воспроизведении морской стихии. В рассматриваемом полотне он использует свои излюбленные цвета: желтый, фиолетовый, лиловый. Однако на этот раз цветовая гамма получилась не столь яркой и насыщенной, как в предыдущих работах. Произведение получилось легким и прозрачным, оставляя у зрителя светлое впечатление.

Итак, картина Айвазовского «Радуга», фото которой представлено в статье, ознаменовала новый этап творчества великого мастера, показав, что художник не был чужд новым тенденциям в живописи и, оставаясь в целом рамках традиционной тематики, нашел иные средства к воплощению новых идей.

Впечатление

Такая физическая реалистичность картины заставляет замирать около неё любого зрителя с первого взгляда, и индивидуальная чуткость тут ни при чём. Это запредельное искусство великого Айвазовского работает как магнит и 3D-формат XIX века, погружая зрителей любого возраста в бедственную ситуацию настолько правдиво, что хочется стереть с лица солёные капли и вжаться поглубже в шлюпку, вцепившись в её борта и лавки. Заметив спасительную радугу, не сразу, как и моряки, зрители вздыхают с затаённой надеждой.

Айвазовский, «Радуга» описание картины и ее сюжет

Сюжет «Радуги» не нов для творчества Айвазовского. Автор выбрал для картины знакомый, почти избитый предмет изображения – морскую бурю. Как и все полотна мариниста, картина «Радуга» Айвазовского изображает кораблекрушение «от первого лица» — так, словно автор сам был на тонущем корабле.

Картина наполнена нечеткими, туманными очертаниями. Скалистый берег и само судно, терпящее крушение, теряются в волнах и высокой морской пене. На первом плане картины — шлюпка с моряками, пытающимися избежать смерти. Люди всматриваются в даль океана, пытаясь разглядеть безопасное для причала место, однако высокие волны и штормовой ветер треплют шлюпку и мешают морякам определить и удержать направление.

Благодаря радужному спектру картина, несмотря на трагический сюжет, не кажется тяжелой и удручающей. Характерная для Айвазовского игра со светом на этом полотне создает идеальный радужный круг, который исполняет сюжетную роль «благого предзнаменования», обещая терпящим бедствие морякам безопасную гавань.

Обрамление картины тоже играет роль

Обычно художник заказывал для своих произведений золочёные рамы. Для картины «Радуга» Айвазовский поручил изготовить обрамление глубокого чёрного цвета, которое бы чётко контрастировало с очень светлым, жемчужно-сияющим изображением. Это выглядит очень эффектно, усиливая впечатление от полотна: могущество и власть стихии – сила тёмная, страшная, над ней дрожащие в лучах солнца переливы радуги, как вестницы надежды. Мудрый Айвазовский понимал, что только чёрное обрамление способно так явственно открыть появление многообещающей радуги. Пусть она сияет ярче и вселяет надежду.

Пейзажи-марины в русской живописи

Несмотря на уникальность и мировое признание, в раннем творчестве Айвазовского чувствуется влияние первых русских пейзажистов, основоположников жанра — С. Щедрина и М. Воробьева, чьи редкие морские пейзажи совмещали классическую технику академической живописи со свежими идеями романтизма.

Раннее творчество Айвазовского практически полностью посвящено морской стихии. Молодой художник писал романтические пейзажи с восторгом и восхищением. Одной из причин романтической эмоциональности художника было то, что Айвазовский не считал возможным писать море с натуры. Все, что изображал живописец на своих полотнах – воспоминания и плоды воображения.

Все же за бурлящим романтизмом в первых картинах Айвазовского прослеживается стремление изучить морскую стихию во всех ее возможных ипостасях. На более поздних полотнах мастерство и врожденное чувство меры творца обуздывают романтическое восхищение, и зрителю предстают работы взрослого, умелого художника, знающего свое дело и свой предмет изображения. Картина «Радуга» Айвазовского представляет собой новый этап не только в творчестве художника, но и в жанре русского морского пейзажа. Работая над этим полотном, мастер стал использовать привычные яркие цвета в совершенно иной манере.

Творчество Айвазовского проторило дорогу в жанр марины для таких пейзажистов, как Лагорио, Боголюбов и Куинджи.

Описание по картине Нисского «Радуга»

Георгий Нисский (8.01.1903 — 18.06.1987) — известный советский художник, пейзажист, иллюстратор. В пейзажах Нисского, помимо красот природы, всегда присутствуют какие-то достижения человеческого труда. Его работы пронизаны романтизмом и любовью к родной природе. Таковы картины «Февраль. Подмосковье», «На путях. Май», «Осень. Семафоры», «Аэродром», «Белорусский пейзаж» и другие.

Георгию Григорьевичу выпало творить в советское время, на фоне достижений строительства социализма. Безусловно, это наложило отпечаток на его творчество. Художник отражал в своих работах с искренней радостью всё то, что удалось создать его современникам — труженикам социалистической родины. Так, в 1950 году Нисский написал картину «Радуга».

«Радуга» — великолепный пейзаж, вмещающий дивную красоту природы и творение человеческих рук. На картине изображена радуга над рекой, небо после грозы, а через реку перекинут мощный мост, под которым проплывает белый пароход.

Радуга на полотне Нисского очень яркая и мощная. Её дуга уходит высоко в небо, а ближе к земле пересекается с дугой мостового ограждения. В этом пересечении есть нечто символичное: связь небесного явления и человеческого творения. Радуга и небо занимают большую часть полотна. Выразительные грозовые тучи закрыли горизонт, но небо над рекой проясняется. Показалась яркая голубизна, и брызнул луч солнца.

Луч осветил часть моста, полоску берега и плывущий двухпалубный пароход тёплым светом. Пароход поэтому приобрёл праздничный вид, и на реке повеселело. Вода ещё темна, грозная чернота клубящихся туч ещё рядом, но она уже уходит в прошлое, и дождь перестал. Это момент, когда ненастье сменяется солнечным светом, и всё живое радуется ему. Жизнь снова кажется прекрасной. Ведь радуга как древнее обещание — не топить больше землю — всегда действует на человека успокаивающе.

В картине проявился и оптимистический настрой художника. Он, конечно, верил в светлое коммунистическое будущее, прогрессивный путь развития. Он уверен, что путь этот будет сопровождаться светом. Хмурые тучи уходят, как унылое настроение, а вечное солнце неизменно торжествует. Так и людей впереди ждут великие дела, новые свершения. Они обязательно преодолеют все невзгоды и ненастья. Радуга здесь для автора схожа с надеждой — «мы увидим небо в алмазах!».

Художник использует цветовой контраст: пугающая чернота в нависших тучах, в отражающей их воде и пронзительная радость семицветной радуги и небесной голубизны. Темноту грозовых туч оттеняет жемчуг облачка, освещённого солнцем.

С Георгием Нисским хочется во многом согласиться, потому что он в принципе прав. Человек должен трудиться, совершенствовать этот мир, радоваться его красоте и не поддаваться унынию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: