Прометей прикованный, рубенс - описание картины - JEKATERINBURG.RU

Прометей прикованный, рубенс — описание картины

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • =ОБЩИЙ ОТДЕЛ= (31684)
  • =Ж З Л= (8745)
  • =П И С Ь М А= (57)
  • =И С Т О Р И Я= (7095)
  • =С Т И Х И= (6578)
  • =В И Д Е О= (5272)
  • =Моё видео= (6)
  • =И С К У С С Т В О= (4759)
  • =МУЗЕИ= (5)
  • =М О З А И К А= (2)
  • =ИЗ ПЕСКА= (1)
  • =М У З Ы К А= (3112)
  • =КАРТИНЫ, ЖИВОПИСЬ= (3021)
  • =К И Н О= (2718)
  • Документальное кино (768)
  • =И З Р А И Л Ь= (еврейские темы) (2362)
  • =СМЕЯТЬСЯ РАЗРЕШАЕТСЯ= (2218)
  • =КАРТИНА ДНЯ= (2171)
  • =ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ= (1903)
  • =К У Л И Н А Р И Я= (1675)
  • =ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ= (10)
  • =МЕДИЦИНА, ЗДОРОВЬЕ= (1564)
  • =Женская энциклопедия= (247)
  • =Ц В Е Т Ы= (1433)
  • =П Е Й З А Ж И. ФАУНА= (1334)
  • =К У Р О Р Т= (1)
  • =Н А Т Ю Р М О Р Т Ы= (1205)
  • =Н О В О С Т И= (1126)
  • =Д Е Т И= (976)
  • =Мультфильмы= (37)
  • =С Т А Т Ь И= (886)
  • =афоризмы= (391)
  • =Г О Р О Д= (886)
  • =ГОРОДА И СТРАНЫ= (237)
  • =П О Р Т Р Е Т= (855)
  • =КОФЕЙНОЕ= (790)
  • =Чайная= (70)
  • =Шоколадное= (30)
  • =П Р И Т Ч И, ЛЕГЕНДЫ= (771)
  • =УХОДЯТ КУМИРЫ..= (531)
  • =Ф О Т О= (502)
  • =ОТКРЫТКИ= (2)
  • =НОВЫЕ ИМЕНА= (469)
  • =ПАМЯТНИКИ,СКУЛЬПТУРЫ,ФОНТАНЫ= (435)
  • =ВОЙНА. ДЕНЬ ПОБЕДЫ= (429)
  • =К Н И Г И= (427)
  • =РАССКАЗ= (420)
  • =ПРОСТО И КРАСИВО.ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО== (407)
  • =К У К Л Ы= (30)
  • =Ч А С Ы= (3)
  • =Д У Х И= (2)
  • =О Д А= (399)
  • =А Р Х И Т Е К Т У Р А= (345)
  • =С К А З К И= (301)
  • =Т Е А Т Р= (261)
  • СПЕКТАКЛЬ (6)
  • =Т А Н Ц Ы= (233)
  • =БА Л Е Т= (54)
  • =М О Д А= (217)
  • =МОИ РАБОТЫ= (187)
  • =МОЯ СЕМЬЯ= (137)
  • =ФАРФОРОВАЯ НЕЖНОСТЬ= (183)
  • =Р А М О Ч К И= (86)
  • =О Т Н О Ш Е Н И Я= (73)
  • =ИЗ Д Е Р Е В А.. (72)
  • =ИЗ БУМАГИ= (3)
  • =Праздники= (65)
  • =ВСЕ ДЕЛО В ШЛЯПЕ. = (65)
  • =ДЕНЬГИ, МОНЕТЫ= (61)
  • =Н А У К А= (49)
  • =Р Е Т Р О= (49)
  • =Ё Ж И К= (45)
  • =ТВОРЧЕСТВО МОИХ ДРУЗЕЙ= (42)
  • =Б А Т И К= (37)
  • =НЕЦКЭ.СЛОНОВАЯ КОСТЬ= (32)
  • =Холодное оружие= (2)
  • =НА ФОНЕ ЗАКАТА= (31)
  • =С П О Р Т= (28)
  • =М Е Б Е Л Ь= (28)
  • =ИНТЕРЬЕР= (18)
  • =ЭДУАРД АСАДОВ= (27)
  • =СТЕКЛЯНАЯ СИМФОНИЯ= (27)
  • =Ц В Е Т= (26)
  • Техническая (20)
  • =МИНИ МИР= (17)
  • =С П Л Е Т Н И= (15)
  • =МИНИ МИР= (11)
  • =И Г Р Ы= (10)
  • =ИГРУШКИ= (8)
  • =Г Ж Е Л Ь= (10)
  • =Р А Д И О= (8)
  • =В И Т Р А Ж И= (8)
  • =ПОД ОДНИМ ЗОНТОМ= (8)
  • =ПРАВИЛА ЖИЗНИ= (7)
  • =ЗАПОВЕДИ= (7)
  • =СВАРОВСКИ= (7)
  • =ГЕОМЕТРИЯ ОКОН= (7)
  • =З А К О Н Ы= (6)
  • =МАГИЯ. ФЭН-ШУЙ (6)
  • =ИНТЕРВЬЮ= (5)
  • =РУССКИЙ ЯЗЫК= (Загадки,поговорки,правила) (3)
  • =М а р к и= (3)
  • =НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО= (2)
  • =КАРВИНГ= (2)
  • =Т Е С Т = (2)
  • =ЧЕКАНКА= (1)
  • =ОРИГАМИ= (1)
  • =ЗНАЧЕНИЕ ИМЕН= (1)
  • =МОРЕ, РЕКИ, ВОДОПАДЫ= (1)
  • =Г О Р О С К О П= (1)
  • =АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ= (1)
  • =Т Ю Р Ь М А= (1)
  • =М О Р Е= (0)
  • (0)
  • (0)

Метки

Музыка

Я — фотограф

Художник Елена Вавилина. Акварельные цветы

Настольные игры онлайн

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

=Питер Паул Рубенс =Статуя Прометея=

Что-то совершенно невообразимое в этой божественной иерархии: нет уважения к верховному божеству! Тайком от верховного бога Зевса титан Прометей что-то творит, да еще и освещает!

Зевс назначает наказание: приковать ослушника к скалам, наслать на него орла, чтобы клевал ему печень. А чтобы конца пытке не было – эта печень каждый день отрастает заново.

Почему Зевс так разгневался?

Прометей, смешав землю с водой, вылепил людей и дал им тайно от Зевса огонь.
Когда Зевс узнал об этом, он приказал Гефесту пригвоздить тело Прометея к Кавказскому хребту.
Там, прикованный к скале, Прометей простоял связанным очень много лет, и каждый день орел, прилетая, выклевывал ему лопасти печени, которые за ночь отрастали вновь.
Такое наказание Прометей нес за то, что украл огонь. (Аполлодор, «Мифологическая библиотека».)

И где после этого справедливость? Прометея без права на защиту осудили на вечные муки! Неужели не было ни одного довода, ни одного доказательства, что кража огня (хотя она и кража) была полезна не только людям, но и богам?

О, если бы Прометею хотя бы дали слово в свою защиту! Исполнителями приговора были Гефест и Гермес. Им-то и выкладывал свои доводы Прометей. Они, в свою очередь, выступали свидетелями обвинения.

Оказывается, не все так просто! Прометей ну очень жестоко обидел Зевса. По какому-то случаю зарезали жертвенное животное. Вот тут и случилась обида:

Когда тебе поручили раздел мяса между тобой и Зевсом, ты прежде всего поступил совершенно несправедливо и бесчестно, отобрав самому себе лучшие куски, а Зевсу отдав обманно одни кости, «жиром их белым покрывши». (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Вот где собака зарыта! Оказывается, Зевсу недодали мяса! Все остальное – вторично, второстепенно, незначительно! Это было первое. А вот и второе обвинение:

Затем ты изваял людей, эти преступнейшие существа, и, что еще хуже всего, женщин.
(Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

И людей не надо было создавать, а тем более – женщин!

. на горе мужчинам
Посланы женщины в мир, причастницы дел нехороших. (Гесиод, «Теогония»).

Но женщины принесли еще вот что:

Но и другую еще он беду сотворил вместо блага:
Кто-нибудь брака и женских вредительных дел избегает
И не желает жениться: приходит печальная старость –
И остается старик без ухода! (Гесиод, «Теогония»)

В общем, плохо все равно! Но это как бы далеко от богов, это уже разборки между людьми. Третье обвинение гласило:

Ко всему этому ты похитил ценнейшее достоинство богов – огонь – и дал его людям.
(Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Прометей защищает себя, доказывая, что он хотел ублажить богов:

. так как я всегда думаю об общем благе и стремлюсь увеличить значение богов и способствовать тому, чтобы и все остальное достигало порядка и красоты, то мне пришло на ум, что было бы хорошо, взяв немного глины, изготовить какие-нибудь живые существа и придать им вид, похожий на нас самих. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Прометей слепил людей по образу и подобию богов (так что в каждом из нас – или, по меньшей мере, в греках – есть нечто божественное)!

Мне казалось, что божественному началу чего-то недостает, если ему ничего не противопоставлено. Однако это начало должно было быть смертным, но, впрочем, в высшей степени изобретательным, разумным и понимающим то, что лучше для него. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Замысел у Прометея был отличный: разумные, изобретательные, понимающие существа: «хотел как лучше, а получилось – как всегда»! Далее Прометей обращается к богам:

. в особенности меня сокрушает то, что, обвиняя в создании людей и, пожалуй, главным образом, женщин, вы тем не менее влюбляетесь в них и не перестаете сходить к ним то в виде быков, то становясь сатирами и лебедями, и считаете смертных женщин достойными рождать богов. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Вот уж, действительно, с больной головы на здоровую: женщин вроде как не надо, а без них невозможно, уж очень они привлекательны! И намеки, намеки! Это же Зевс украл Европу, обратившись в быка, это он же сошелся с Ледой, став лебедем.

Но, может быть, ты скажешь, что нужно было создать людей в каком-нибудь другом виде и не подобных нам? И какой же другой образец лучше этого я мог бы себе представить, какой более прекрасный во всех отношениях? Разве следовало сотворить существо неразумное, звероподобноhttp://shkolazhizni.ru/kor/index/е и дикое? (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Такое невозможно опровергнуть: что может быть лучше образа бога? Тем более, что превращение человека в существо неразумное, звероподобное и дикое произошло само собой.

А что мое создание оказалось даже полезным для богов – в этом ты убедишься, если взглянешь на землю: она изменила свое первобытное и необработанное состояние, украсилась городами, полями и полезными растениями. Море, если посмотришь на него, сделалось доступным для кораблей, острова стали обитаемы, и повсюду встречаются алтари и храмы, жертвоприношения и всенародные праздники:

Все улицы, все площади городов
Наполнены Зевсом. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Короче говоря, все люди славят Громовержца, хотя он выступает против них. И о последнем «прегрешении»:

Теперь же, если позволишь, я перейду к огню и к его позорному похищению. Но, ради богов, ответь мне, нисколько не смущаясь, на следующее: разве мы потеряли хотя сколько-нибудь огня, с тех пор как он имеется у людей? Ведь ты этого не мог бы сказать?

Мне кажется, сама природа этого предмета такова, что он не уменьшается, если им будет пользоваться еще кто-нибудь другой. Ведь огонь не потухает от того, что от него зажгут другой.

Следовательно, это одна лишь жадность – запрещать передавать огонь тем, кто в нем нуждается, если от этого вам нет никакого ущерба. (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Лучшая защита – нападение: из обвиняемого Прометей превращается в обвинителя. Он во весь голос говорит своим мучителям, что Зевс – жадина!

Вот такие оправдания привел бы Прометей. Но его никто не хотел слушать и услышать. Люди чтили своего заступника (видимо, Гефест и Гермес донесли слова Прометея до народа):

В Панопее, на самой дороге, стоит небольшое здание из необожженного кирпича, а в нем статуя из пентеликонского мрамора, изображающая, как одни говорят, Асклепия, а другие – Прометея; последние в подтверждение своим словам приводят следующее доказательство.

Здесь в овраге лежат два камня; каждый такой величины, что может служить достаточным грузом для одной повозки; цвет составляющей их глины не землистый, но какой бывает в оврагах или песчаных горных потоках, запах они издают очень похожий на запах человеческой кожи.

Говорят, что эти камни еще остались от той глины, из которой Прометеем был вылеплен весь человеческий род. (Павсаний, «Описание Эллады»)

(Город Панопея, судя по всему, исчез с карты Греции. Может быть, сегодня это настолько небольшое селение, что его не включили в энциклопедию – Б.Р.)

Читайте также  Ханс бальдунг — биография и картины

Рубенс написал полотно «Прометей». Орел клюет печень стадальца, прикованного кандалами к скалам, а его лапа стоит на лице Прометея (такая постановка лапы избавила художника от необходимости показать искаженное адской мукой лицо титана). От боли его тело напряжено, Прометей пытается вывернуться из-под орла, но ему не хватает сил избавиться от цепей, которыми скованы руки.

Прометея освободил Геракл, которому Прометей подсказал, как проникнуть в сады Гесперид и взять там золотые яблоки. Что было потом с Прометеем? Похоже, что он находится в царстве мертвых. Попытка вырваться оттуда ему не удалась – он не смог подкупить Харона (перевозчика на мертвой реке Стикс в мертвом царстве).

Пусть все это – выдумки досужих рассказчиков, но Прометея помнят как избавителя человечества от непроглядной тьмы.
автор Борис Рохленко

Виртуальный музей Рубенса

Виртуальный музей Рубенса — собрание описаний его картин, выполненных автором блога, источников, описывающих его жизнь, краткие сведения о его учениках и друзьях. Его жизнь была настолько насыщенной, что практически нет возможности ее описать. Автор блога пытается создать портрет гения, используя доступные в Сети материалы.

Блог СОПЛИ

Thursday, April 5, 2018

Рубенс. «Прометей». За что его наказал Зевс?

Что-то совершенно невообразимое в этой божественной иерархии: нет уважения к верховному божеству! Тайком от верховного бога Зевса титан Прометей что-то творит, да еще и освещает!

Зевс назначает наказание: приковать ослушника к скалам, наслать на него орла, чтобы клевал ему печень. А чтобы конца пытке не было – пусть эта печень каждый день отрастает заново.

Почему Зевс так разгневался?

«Прометей, смешав землю с водой, вылепил людей и дал им тайно от Зевса огонь .

Когда Зевс узнал об этом, он приказал Гефесту пригвоздить тело Прометея к Кавказскому хребту.

Там, прикованный к скале, Прометей простоял связанным очень много лет, и каждый день орел, прилетая, выклевывал ему лопасти печени, которые за ночь отрастали вновь.

Такое наказание Прометей нес за то, что украл огонь. » (Аполлодор, «Мифологическая библиотека».)

И где после этого справедливость? Прометея без права на защиту осудили на вечные муки! Неужели не было ни одного довода, ни одного доказательства, что кража огня (хотя она и кража) была полезна не только людям, но и богам?

О, если бы Прометею хотя бы дали слово в свою защиту! Исполнителями приговора были Гефест и Гермес. Им-то и выкладывал свои доводы Прометей. Они, в свою очередь, выступали свидетелями обвинения.

Оказывается, не все так просто! Прометей ну очень жестоко обидел Зевса. По какому-то случаю зарезали жертвенное животное.

Вот тут и случилась обида: «Когда тебе поручили раздел мяса между тобой и Зевсом, ты прежде всего поступил совершенно несправедливо и бесчестно, отобрав самому себе лучшие куски, а Зевсу отдав обманно одни кости, «жиром их белым покрывши»». (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Вот где собака зарыта! Оказывается, Зевсу недодали мяса! Все остальное – вторично, второстепенно, незначительно!

Это было первое. А вот и второе обвинение:

«Затем ты изваял людей, эти преступнейшие существа, и, что еще хуже всего, женщин.» (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

И людей не надо было создавать, а тем более – женщин!

«на горе мужчинам,
Посланы женщины в мир, причастницы дел нехороших»
(Гесиод, «Теогония»).

Но женщины принесли еще одно:

«Но и другую еще он беду сотворил вместо блага:
Кто-нибудь брака и женских вредительных дел избегает
И не желает жениться: приходит печальная старость —
И остается старик без ухода!»
(Гесиод, «Теогония»).

В общем, плохо все равно! Но это как бы далеко от богов, это уже разборки между людьми.

Третье обвинение гласило: «Ко всему этому ты похитил ценнейшее достоинство богов — огонь — и дал его людям.» (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Прометей защищает себя, доказывая, что он хотел ублажить богов: «. так как я всегда думаю об общем благе и стремлюсь увеличить значение богов и способствовать тому, чтобы и все остальное достигало порядка и красоты, то мне пришло на ум, что было бы хорошо, взяв немного глины, изготовить какие-нибудь живые существа и придать им вид, похожий на нас самих». (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Прометей слепил людей по образу и подобию богов (так что в каждом из нас – или, по меньшей мере, в греках — есть нечто божественное)!

« Мне казалось, что божественному началу чего-то недостает, если ему ничего не противопоставлено. Однако это начало должно было быть смертным, но, впрочем, в высшей степени изобретательным, разумным и понимающим то, что лучше для него.» (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Замысел у Прометея был отличный: разумные, изобретательные, понимающие существа: «хотел как лучше, а получилось – как всегда»! Далее Прометей обращается к богам:

«. в особенности меня сокрушает то, что, обвиняя в создании людей и, пожалуй, главным образом, женщин, вы тем не менее влюбляетесь в них и не перестаете сходить к ним то в виде быков, то становясь сатирами и лебедями, и считаете смертных женщин достойными рождать богов.» (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Вот уж, действительно, с больной головы на здоровую: женщин вроде как не надо, а без них невозможно, уж очень они привлекательны! И намеки, намеки! Это же Зевс украл Европу, обратившись в быка, это он же сошелся с Ледой, став лебедем.

«Но, может быть, ты скажешь, что нужно было создать людей в каком-нибудь другом виде и не подобных нам? И какой же другой образец лучше этого я мог бы себе представить, какой более прекрасный во всех отношениях? Разве следовало сотворить существо неразумное, звероподобное и дикое?» (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Такое невозможно опровергнуть: что может быть лучше образа бога? Тем более, что превращение человека в существо неразумное, звероподобное и дикое произошло само собой.

«А что мое создание оказалось даже полезным для богов, — в этом ты убедишься, если взглянешь на землю: она изменила свое первобытное и необработанное состояние, украсилась городами, полями и полезными растениями. Море, если посмотришь на него, сделалось доступным для кораблей, острова стали обитаемы, и повсюду встречаются алтари и храмы, жертвоприношения и всенародные праздники: Все улицы, все площади городов Наполнены Зевсом». (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Короче говоря, все люди славят Громовержца, хотя он выступает против них.

И о последнем «прегрешении»:

«Теперь же, если позволишь, я перейду к огню и к его позорному похищению. Но, ради богов, ответь мне, нисколько не смущаясь, на следующее: разве мы потеряли хотя сколько-нибудь огня, с тех пор как он имеется у людей? Ведь ты этого не мог бы сказать?

Мне кажется, сама природа этого предмета такова, что он не уменьшается, если им будет пользоваться еще кто-нибудь другой. Ведь огонь не потухает от того, что от него зажгут другой.

Следовательно, это одна лишь жадность — запрещать передавать огонь тем, кто в нем нуждается, если от этого вам нет никакого ущерба.» (Лукиан, «Прометей, или Кавказ»)

Лучшая защита – нападение: из обвиняемого Прометей превращается в обвинителя. Он во весь голос говорит своим мучителям, что Зевс – жадина!

Вот такие оправдания привел бы Прометей. Но его никто не хотел слушать и услышать.

Люди чтили своего заступника (видимо, Гефест и Гермес донесли слова Прометея до народа):

«В Панопее, на самой дороге, стоит небольшое здание из необожженного кирпича, а в нем статуя из пентеликонского мрамора, изображающая, как одни говорят, Асклепия, а другие – Прометея; последние в подтверждение своим словам приводят следующее доказательство.

Здесь в овраге лежат два камня; каждый такой величины, что может служить достаточным грузом для одной повозки; цвет составляющей их глины не землистый, но какой бывает в оврагах или песчаных горных потоках, запах они издают очень похожий на запах человеческой кожи.

Говорят, что эти камни еще остались от той глины, из которой Прометеем был вылеплен весь человеческий род.» (Павсаний, «Описание Эллады»)

(Город Панопея, судя по всему, исчез с карты Греции. Может быть, сегодня это настолько небольшое селение, что его не включили в энциклопедию – Б.Р.)

Рубенс написал полотно «Прометей». Орел клюет печень стадальца, прикованного кандалами к скалам, а его лапа стоит на лице Прометея (такая постановка лапы избавила художника от необходимости показать искаженное адской мукой лицо титана). От боли его тело напряжено, Прометей пытается вывернуться из-под орла, но ему нехватает сил избавиться от цепей, которыми скованы руки.

Прометея освободил Геракл, которому Прометей подсказал, как ему проникнуть в сады Гесперид и взять там золотые яблоки. Что было потом с Прометеем – похоже, что он находится в царстве мертвых. Попытка вырваться оттуда ему не удалась – он не смог подкупить Харона (перевозчик на мертвой реке Стикс в мертвом царстве).

Пусть все это – выдумки досужих рассказчиков, но Прометея помнят как избавителя человечества от непроглядной тьмы.

Легенды и мифы Др.Греции и Рима.Часть 9 Прометей и другие

Григорио Мартинес «Прикованный Прометей» 1590 год

Питер Пауль Рубенс «Прикованный Прометей» 1612 год

Дирк ван Бабюрен. «Гефест заковывает Прометея» 1623 год

Якоб Йорданс «Прикованный Прометей» 1640 год

Анонимный итальянский мастер 17 век

Хосе Рибера «Прометей» 17век

Теодор Ромбоутс «Прометей» 17век

Франческо Фосчи «Скованный Прометей в заснеженных вершинах горы Кавказа» 18 век

Генрих Фридрих Фюгер «Прометей несёт людям огонь» 1817 г.

Жан-Луи-Сезар Лэйр «Пытки Прометея» 1819 год

Гюстав Моро «Прометей» 1868 год

Христиан Грипенкерль «Похищение огня» 1878 год

Христиан Грипенкерль «Прикованный Прометей» 1878 год

Жан Кузен Старший «Eva Prima Pandora» 1550

Никола Ренье, «Аллегория суеты (Пандора)»,1626

Жюль Жозеф Лефевр «Пандора» 1872

Александр Кабанел «Пандора» 1873

Данте Габриэль Россетти «Пандора» 1878

Лоуренс Альма-Тадема «Пандора»1881

Жюль Жозеф Лефевр, «Пандора с ларцом» 1882

Джон Уильям Уотерхаус «Пандора» 1896

Коль мы уже начали говорить о героях древнегреческих мифов, имена которх стали нарицательными( «Прометей» — несущим людям свет знаний;»открыть ящик Пандоры» — начать цепочку неприяностей и несчастий), то стоит вспомнить еще два имени — Тантал и Сизиф.
Тантал — фригийский царь,сын Зевса и нимфы Плуто, любимец богов, имел доступ к их советам и пирам. Такое высокое положение заставило его возгордиться — ведь Зевс допускал его на трапезы богов, а Тантал рассказывал людям его замыслы,похищал со стола богов нектар и амброзию, чтобы дать их отведать друзьям. Тантал совершил клятвопреступление, чтобы овладеть золотой собакой, похищенной для него из храма Зевса. Тантал принес ложную клятву, что не брал у Пандарея золотую собаку, но и в этом случае был помилован Зевсом. Наконец, Тантал, испытывая всеведение богов, убил своего сына Пелопа, приготовил блюдо из его мяса и подал его пирующим богам. Те, однако, сразу поняли замысел Тантала и воскресили убитого. Он остался, правда, без плеча, которую в рассеянности съела Деметра, погружённая в печаль по своей исчезнувшей дочери Персефоне. Тут терпение Зевса лопнуло. Тантал был сброшен в царство Аида,где испытывает нестерпимые муки голода и жажды. Стоя по горло в воде, он не может достать воды и, видя близ себя роскошные плоды, не может овладеть ими: как только он открывает рот, чтобы зачерпнуть воды, или поднимает руки, чтобы сорвать плод, вода утекает и ветвь с плодами отклоняется. Имя Тантал стало нарицательным, обычно выражение «танталовы муки» обозначает мучение от неосуществленного желания
Видимо, на это намекает Ф.Гойя в одном из своих офортов из знаменитой серии «Капричос». Офорт так и называется:»Тантал», но мы видим не греческого героя, стоящего по горло в воде, а мужчину, держащего на коленях мертвую женщину, которая удивительна похожа на герцогиню Альбу. В словесном пояснении к гравюре Гойя дал свою версию разрыва отношений: «Если бы он был более учтив и менее назойлив, она, быть может, ожила бы», — т. е. не оставила его. Вот оно — неосуществленное желание.

Читайте также  Я и деревня, марк шагал - описание картины

Франциско Гойя «Тантал» 1797 год

Однако художники редко обращались к этой теме: кроме аллегорического офорта Гойи, я нашел лишь два живописных полотна, гравюру и еще один офорт.

Хендрик Гольциус 1588 год

Джоаккино Ассерето 1640 год

Хьюго Тараваль «Зевс раскрывает обман Тантала» 1767 год

Вилли Гласауэр «Танталовы муки» 1864 год

Не только Тантала наказали боги за обман.Хитрый, порочный и корыстолюбивый Сизиф(Сисиф),царь Коринфа,первым среди эллинов воспользовался хитростью и обманом, за что и поплатился.Ладно бы обманул какго-нибудь смертного или, на худой конец, сатира. Но он дерзнул обхитрить бога. Сизиф обманом заковал бога смерти Танатоса и держал его в плену. В отсутствие Танатоса люди перестают умирать.Никто не совершал пышных похорон, не приносил жертвы богам подземного царства. Боги обеспокоились сложившимся положением, и по прошествии нескольких лет Арес, бог войны, освобождает бога смерти. Танатос исторг душу Сизифа и отвел её в царство теней умерших.
Но и тут сумел Сизиф обмануть богов. Он запретил своей жене совершать после своей смерти погребальные обряды. Аид и Персефона, не дождавшись погребальных жертв, разрешили Сизифу вернуться ненадолго на землю — наказать жену за нарушение священных обычаев и велеть ей устроить подобающие похороны и жертвоприношения.
Но Сизиф и не думал возвращатся в царство Аида. Он остался в пышном дворце пировать и радоваться тому, что единственный из всех смертных сумел вернуться из мрачного царства теней.
Прошло несколько лет, до тех пор, пока отсутствие Сизифа в царстве мертвых не было обнаружено. За хитрецом пришлось посылать Гермеса.
За проступки при жизни (до и после смерти) боги приговорили Сизифа к наказанию — вечно вкатывать на гору тяжёлый камень, который скатывался опять вниз, а он должен был его возвращать вверх на прежнее место.Отсюда выраженияе«сизифов труд», означающее тяжёлую, бесконечную и безрезультатную работу и муки.

Художники и к мукам Сизифа отнеслись без интереса. Не хотели видно рисовать преступников. Вот герои — другое дело. Однако этот образ заинтересовал такого гения, как Тициан.

1549

Посмотрите как фактурно и выразительно вылеплена освещенная последними закатными лучами солнца атлетическая фигура, мускулистое тело намертво слилось с каменной глыбой, не уступая ей в твердости. Создается просто физическое ощущение остановки течения времени и нескончаемости тяжелого бесполезного труда античного героя. И все это достигается созданием выразительной техники свободного и точного живописного мазка. Мазок приобретает особое значение, он не только передает фактуру материала, но его движение лепит саму форму — пластику предмета.
А вот работа Макса Клингера «Сизиф (Способности)». Способности — это надо понимать 4 дамы, сидяще на камне? Или? В общем — я, к своему стыду, не понимаю мастера немецкого символизма. Может быть кто-то поймет? Или думает, что понимает?

1914

Немецкий живописец Франц фон Штук работал в той же,что Клингер, достаточно большой компании мюнхенских художников конца 19 — начало 20 веков, однако его «Сизиф», хоть и несет некоторые черты нодернизма и символизма, вполне реалистичен.

1920

А это что-то с чертиками и приисподней:

Бернард Пикар 1731 год

Прометей — «сквозь тысячелетия вперед смотрящий»

Зло терплю
За то, что людям подарил сокровища.
В стволе сухого тростника родник огня
Я воровски припрятал. Для людей огонь
Искусства всяческого стал учителем,
Путем великим жизни. Вот за этот грех
Под зноем солнца на цепях я распят здесь.

Эсхил. Прометей Прикованный
(Перевод А. И. Пиотровского)

Прометей — титан. После победы богов над титанами он добровольно вступил в союз с богами-олимпийцами, но при этом сохранил свою независимость, мудрость и смелость суждений. Ему жаль братьев, Атланта и Тифона, жестоко наказанных Зевсом:

    Довольно и того, что сердце рвет мое
    Судьба Атланта брата. В странах западных
    Стоит силач, плечами подпирая столб
    Земли и неба, тяжесть непомерную.
    Еще мне вспомнить горько Киликийских гор
    Кочевника, диковинное чудище, —
    Тифона стоголового, рожденного Землей.
    Восстал отважно он на всех богов.
    Но Зевса гром бессонный сбросил в пыль его.
    . свалился брат,
    В золу испепеленный, в головню сожжен.

Эсхил. Прометей Прикованный
(Перевод А. И. Пиотровского)

Много пользы принес Прометей людям. Согласно некоторым источникам, именно он первым вылепил их из земли и воды. Он создал их смотрящими не вниз, на землю, а вверх — на небо.

    Замешав «молодую землю» «речною водою»,
    Сделал подобье богов, которые всем управляют.
    И между тем, как, склонясь, остальные животные в землю
    Смотрят, высокое дал он лицо человеку и прямо
    В небо глядеть повелел, подымая к созвездиям очи.
    Так земля, что была недавно безликой и грубой,
    Преобразясь, приняла людей небылые обличья.

Овидий. Метаморфозы
(Перевод С. Шервинского)

Этот миф нашел широкое отражение в произведениях античного искусства: в греческой вазописи, рельефах саркофагов. Рассмотрим рельеф саркофага «Прометей, создающий первого человека». Прометей сидит на скале под сенью дерева и держит на коленях маленького человечка. Он только что вылепил его и теперь наносит последние штрихи. Богиня мудрости Афина помогает Прометею, наделяя людей душой и разумом. Высоко поднятым жестом руки Афина сажает на голову одного из них бабочку — символ человеческой души.

Прометей, создающий первого человека. Рельеф саркофага. III в. до н. э. Капитолийские музеи, Рим

Разумеется, Зевс не может примириться с тем, что Прометею принадлежит заслуга создания людей, что он наделен даром предсказания их судьбы. Зевсу ясно одно: миром не могут править два создателя одновременно. А между тем дерзкий Прометей продолжает вмешиваться в спор между людьми и богами. Что люди должны приносить им в жертву? И вот Прометей, решив испытать Зевса, идет на хитрость. Он берет быка, рубит его тело на куски и делит их на две части. Лучшие куски он заворачивает в шкуру быка и кладет сверху желудок — самый плохой кусок. Затем собирает кости, искусно укладывает их, покрывая блестящим жиром. Ничего не подозревающий Зевс берет вторую часть, как самую большую, но сразу же раскрывает обман Прометея.

    Жирные в кучу одну потроха отложил он и мясо,
    Шкурою всё обернув и покрывши бычачьим желудком.
    Белые ж кости собрал он злокозненно в кучу другую
    И, разместивши искусно, покрыл ослепительным жиром.
    Зевс понял обман и отнял огонь.

Гесиод. Теогония
(Перевод Ф. Зелинского)

Чтобы отомстить Прометею, Зевс отнимает у людей огонь, давая при этом понять, кто истинный правитель человечества и кому оно должно поклоняться. Но Прометея не смутил такой поступок Зевса, он готов продолжать с ним поединок. И вновь Прометей прибегает к хитрости. Придя на Олимп, он незаметно похищает искру от божественного огня и прячет ее в тростнике, а затем приносит на землю и дарит людям. Этот дерзкий поступок Прометея не мог остаться безнаказанным. Разгневанный Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скале на Кавказе и подвергнуть жестокому мучению. Каждый день к скале прилетал орел и выклевывал печень титана.

К популярному мифологическому сюжету обращались многие деятели искусства. В картине фламандских художников Питера Рубенса и Франса Снейдерса «Прикованный Прометей» изображена сцена, в которой Прометей показан прикованным за кисти рук и голени к скале. Он корчится от страшных мук, а в это время огромный орел, распростерший над ним свои крылья, раздирает клювом и когтями его печень. Рядом Гермес, посланный Зевсом убедиться в страшных мучениях Прометея. Огромная по размерам картина (9 X 8) производила на зрителей сильнейший эффект благодаря широкому размаху крыльев хищника, распростертых над могучим прикованным телом пленника. Общий замысел картины принадлежал Рубенсу, орел был выполнен художником Снейдерсом, в то время работавшим в его мастерской.

Рубенс, Снейдерс. Прикованный Прометей. 1618—1620 гг. Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн

Не менее выразителен этот мифологический сюжет в скульптуре Федора Гордеевича Гордеева «Прометей, терзаемый орлом», которая принесла начинающему автору звание академика. Образ Прометея стал символом свободолюбивых стремлений, а похищенный им огонь — символом просвещения. Не случайно на подножии изваяния лежит пылающий факел — красноречивый намек, раскрывающий замысел художника.

Сильно искривленные пальцы напряженной вытянутой ноги, крепко сжатая в кулак правая рука, вцепившаяся в прядь волос левая, открытый кричащий рот призваны передать мучительные страдания Прометея. Но основной замысел автора не сводился только к изображению нестерпимой физической боли героя. Главным было воплощение терпеливого и гордого страдания мученика, а также волевого порыва, воплощенного в выражении лица героя. Необычность силуэта, эффектный разворот фигур, сдержанное внутреннее движение придают особую выразительность скульптурному образу. Удачно выбранный материал помог воплотить замысел почти с ювелирной точностью и блестящим мастерством.

Ф. Г. Гордеев. Прометей, терзаемый орлом. Бронза. 1769 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Миф О Прометее нашел широкое ОТра- Эсхил. Римская жение и в произведениях литературы. Но копия с греческого как по-разному представляли его писате- оригинала ли! В «Теогонии» Гесиода Прометей примитивен и груб. Он всего лишь хитрый обманщик, справедливо наказанный Зевсом. Римский поэт Гораций также говорит о «злом обмане» Прометея, что похищенный им огонь повлек за собой многочисленные болезни у людей и сократил им жизнь. Совершенно иначе представлен Прометей в трагедии Эсхила «Прометей Прикованный». Здесь он показан страдающим мучеником, пожертвовавшим собой ради людей.

Немало добрых дел на счету Прометея. Он научил людей жить в обществе, изобрел разные науки и ремесла. Благодаря ему люди строят дома и корабли, умеют читать, считать и писать, различают времена года. Он «открыл им способы смешенья снадобий уврачеваю-щих, чтоб злую ярость всех болезней отражать». «От Прометея у людей искусства все». Сам он владеет «наукой прорицанья» и может истолковать «природу сновидений». В конечном счете этот особый дар прорицания вынудил Зевса послать сына Геракла освободить Прометея в обмен на раскрытие тайны своего будущего. На пути к одиннадцатому подвигу — добыче золотых яблок в саду Гесперид — Геракл освободит Прометея.

Миф о Прометее оказался наиболее устойчивым в истории искусства. Никакие социальные вихри и потрясения не смогли стереть его из памяти человеческой. Особой популярностью он пользовался в романтическую эпоху в XIX в. Тогда Прометей воспринимался как символ свободы, он стал олицетворением художника, получающего у неба огонь творческого вдохновения. Таким мы видим Прометея в стихотворениях поэтов Гёте и Байрона.

Не менее интересны и музыкальные интерпретации мифа о Прометее. Особенно часто к нему обращались композиторы-романтики XIX в. Немецкому композитору Францу Шуберту принадлежит героическая ария «Прометей» на слова поэта Гёте, главная тема которой — беззаветная любовь к свободе. Венгерский композитор Ференц Лист является автором симфонической поэмы «Прометей», в которой главный акцент сделан не на подвиге, а на драматизме переживаний героя. Тема Прометея положена в основу финала «Третьей (Героической)» симфонии Людвига ван Бетховена, рассказывающей о титанической борьбе Прометея, его высоком подвиге во имя человечества и о его доблестной, героической смерти.

XX век подарил миру одно из удивительных музыкальных произведений — симфонию Александра Николаевича Скрябина «Прометей», или «Поэма огня» (1909—1910). Все свои помыслы композитор сосредоточил на одной цели — сочинить величественную музыку, прославляющую безграничную силу человеческого духа и разума. Образ Прометея был для Скрябина символом активной энергии Вселенной. Когда начинаешь слушать эту удивительную музыку, в воображении возникает картина первозданного мира. Она передана знаменитым «прометеевым аккордом», из которого постепенно вырастают образы «космического тумана», тревога и таинственность, напоминающие хаос. Господствующей краской в цветовой гамме «Прометея» не случайно стала фиолетовая, напоминающая сумерки. Из хаоса, скованного тьмой, возникают сменяющие друг друга темы борений, смысл которых сводится к стремлению к вершинам, свету и торжеству чувства.

Портрет композитора А. Н. Скрябина и титульный лист партитуры симфонии «Прометей»

При исполнении «Прометея» А. Н. Скрябин намеревался использовать свет. Такого еще не было ни у одного композитора мира. Автор обозначил, как должно меняться цветовое освещение зала во время исполнения симфонии. По замыслу композитора, это должно было привести в соответствие свет и звук. К сожалению, Скрябину не суждено было осуществить свой замысел, так как в его распоряжении не было соответствующих технических средств. Лишь в наше время это удивительное сочинение было исполнено так, как мечтал автор.

Концертный зал погружен в полумрак. С первым же аккордом на огромном экране возникают волны цвета, которые постоянно меняют окраску. От сумрачнолилового до яркого цвета. С каждой новой музыкальной темой рождается и новая светоцветовая волна. Присутствующие в зале уже не могут понять, слышат ли они музыку или видят игру света. В этой необычайной светомузыке они чувствуют томление души, ее порывы. И снова неопределенность, таинственная загадочность мироздания. А в конце — ликующее звучание всего оркестра, хора и ослепительный солнечный свет, заливающий экран и весь зал.

Вопросы и задания

      • Какое участие в жизни людей принял титан Прометей? Что об этом говорят известные вам произведения искусства?
      • За что и как был наказан Прометей Зевсом? Какое художественное воплощение нашел этот сюжет в картине Рубенса и скульптуре Ф. Г. Гордеева? Какое отражение он нашел в произведениях литературы и музыки? Расскажите подробнее об одном из них.

Творческая мастерская

      • Познакомьтесь самостоятельно с мифом об Атланте, брате Прометея. За что был наказан могущественный титан?
      • Прочтите несколько произведений древнегреческого баснописца Эзопа о Прометее.

«Прометей, по велению Зевса, вылепил из глины людей и животных. Но увидел Зевс, что неразумных животных получилось гораздо больше, и велел ему часть животных уничтожить и перелепить в людей. Тот повиновался; но получилось так, что люди, переделанные из животных, получили облик человеческий, но душу под ним сохранили звериную».

«Прометей, вылепив людей, повесил каждому на плечи две сумы: одну с чужими пороками, другую — с собственными. Суму с собственными пороками он повесил за спину, а с чужими — спереди. Так и получилось, что чужие пороки людям сразу бросаются в глаза, а собственных они не замечают».

Каким показан Прометей в баснях Эзопа? Подберите ко второй басне соответствующие пословицы в русском языке. В каких жизненных ситуациях они могут быть применимы?

1 Мом — олицетворение злословия и насмешки в греческой мифологии.

Образ Прометея в литературе, музыке, живописи

Образ Прометея (его имя означает «предвидящий», «мыслящий прежде») в греческой мифологии — это благодетель человечества. Согласно одной легенде, он создал человечество из глины и воды. В другой легенде он спас человеческий род от вымирания, предупредив своего сына, Девкалиона, о большом потопе. Мифический герой олицетворяет собой стойкость и выносливость. Недаром этому герою древнегреческой мифологии посвятили лучшие свои произведения драматурги, поэты, музыканты и живописцы.

Мифы и легенды

Древние мифы и легенды касаются как минимум нескольких вариантов повествований, описывающих Прометея, его подвиги, его вечное наказание Зевсом. Зная о страшных испытаниях, уготовленных ему за сочувствие и любовь к людям, титан жертвует собой, проявляя свое мужество в борьбе с тиранией и благородство своих духовных исканий.

Прометей — образ титана, бога второго поколения. Это он украл огонь с горы Олимп и отдал его людям, что вызвало гнев Зевса, и тот велел приковать непокорного титана к горной вершине на Кавказе. В некоторых мифах он был освобожден Геркулесом, в других Зевс освободил Прометея, когда тот раскрыл опасность того, что Зевс женится на Фетиде, и она родит сына более могущественного, чем его отец. В мифах существует одна версия рождения Прометея и несколько вариантов его подчинения воле Зевса.

О происхождении богов

В своей поэме «Теогония или о происхождении богов» Геосид рассказывает о происхождении Прометея. В поэме говорится о том, что Прометей — сын титана Япета, одного из океанидов. В трюке в Меконе Прометей обманывает Зевса, требуя несъедобных частей коров и быков для жертвенных церемоний богам, одновременно уступая питательные части людям ради вечной пользы человечеству. Два оставшихся центральных эпизода относительно Прометея, написанные Гесиодом, включают в себя его кражу огня с Олимпа на благо человечества против воли Зевса и вечное наказание, которое Прометей будет терпеть за эти действия, определенное ему судом Зевса. Каждый автор избирательно высвечивает в своем произведении некоторые истории, связанные с Прометеем.

Литературные произведения

Образ Прометея является предметом многих литературных произведений. Трое крупных греческих трагиков, Эсхил, Софокл и Еврипид, уделили в своем творчестве место мифу о Прометее. Выжившие пьесы и фрагменты трагедии Эсхила в отношении Прометея сохраняют особое место в современной литературе. Большинство пьес, написанных трагиками из Афин, были утрачены, в том числе многие из их произведений о Прометее. До наших дней дошли произведения: «Прометей прикованный» Эсхила и «Освобожденный Прометей» Шелли.

Как во время Ренессанса, так и после него образ Прометея снова становится главным источником вдохновения. Он всплывает в литературе и поэзии, вдохновляя новые поколения писателей, поэтов и драматургов. Так, Иоганн Вольфганг фон Гёте, великий мыслитель XVIII века, посвятил свое стихотворение герою-титану, в котором передает непокорность и бесстрашие главного героя, идущего наперекор Зевсу. Байрон также в своем творчестве обратился к образу Прометея. В стихотворении он описывает поступок, который является образцом для подражания у рода человеческого. Выдающаяся украинская поэтесса Леся Украинка тоже отметила духовные искания свободы, истины, просвещения Прометея в поэме «В катакомбах».

Театральные постановки

История древнегреческого героя-титана Прометея привлекала драматургов разных стран. В 2014 году известный немецкий режиссер Петер Крюгер в рамках проекта «Прометей на Кавказе» поставил на ингушской сцене спектакль. В основе постановки произведение древнегреческого драматурга Эсхила.

Также в него включена ингушская легенда о Пхьармате, мифическом нарте, принесшем огонь из очага верховного бога Сиелы для людей. В постановке режиссер показал два мира, противопоставляя их друг другу. Это пантеон богов с одной стороны и мир людей — с другой. Музыкальное сопровождение спектакля создано Карлом Орфом — немецким композитором.

Образ Прометея в музыке. Примеры

Не раз к образу Прометея обращались писатели, художники, композиторы и скульпторы. В честь него была написана Александром Скрябиным музыкальная поэма, определяемая им как мистерия. У Скрябина Прометей — это символ, творческий принцип, активная энергия Вселенной. «Это произведение, в котором ни одной лишней ноты. Это строгий стиль» — так говорил о «Поэме огня» сам композитор.

Мифологическому герою посвятил свою симфоническую поэму Prometheus Ференц Лист. У Людвига ван Бетховена есть «Творения Прометея», на эту музыку был поставлен балет балетмейстером Вигано в Венском придворном театре. В течение 30 лет писал свою трилогию Карл Орф, состоящую из произведений «Антигона», «Эдип» и «Прометей». В 2004 году в рамках международного проекта «Прометей» молодыми авторами были написаны пьесы: Prometeo Ольгой Бочихиной, «Прометей. Скользящее время» Николаем Хрустом, «Творение «Прометей» Андреем Кулигиным.

Прометей в скульптуре и живописи

Этот образ вечен, он имеет общечеловеческое значение. В скульптуре, живописи, литературе и музыке образ Прометея продолжает жить и в настоящее время. В русском музее находится скульптура Гордеева Ф.Г. «Прометей» (материал — гальванопластика). В сложном силуэте героя античных сказаний умело переданы скульптором экспрессия и динамика. Тема подвига ради людей раскрыта автором с большой силой.

В разных странах можно встретить скульптуры и статуи Прометея, а в галереях картины и гравюры с изображением отважного героя. В Нью-Йорке есть статуя в Рокфеллеровском центре. Выполнена она из бронзы и покрыта позолотой. В Сочи, в том месте, где Зевс, согласно легенде, велел приковать героя, возвышается статуя Прометея.

Подвиг — это почти всегда жертва, но одновременно это и жизненный выбор. Что толкает человека на такой поступок? Прежде всего неравнодушие к чужому горю, сочувствие обездоленным и униженным, желание помочь им даже ценой собственной жизни. Настоящие прометеи есть и среди ныне живущих людей. Это самоотверженные, готовые на самопожертвование люди, которые в своих духовных исканиях ориентируются на любовь к людям, чувство долга перед страной, семьей, друзьями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: