Портрет жорж санд, эжен делакруа, 1838 - JEKATERINBURG.RU

Портрет жорж санд, эжен делакруа, 1838

История одного шедевра: почему после смерти Делакруа портрет Жорж Санд и Шопена был разрезан пополам, а обе половины хранятся в разных музеях

Художник Эжен Делакруа поддерживал дружеские отношения с писательницей Жорж Санд (Авророй Дюпен) и искренне восхищался композитором Фридериком Шопеном. Он был частым гостем в их доме в Ноане и однажды решил написать их парный портрет. На картине Жорж Санд увлеченно слушала играющего на фортепиано Шопена. Но после смерти Делакруа портрет был разрезан пополам, и теперь эти половины хранятся в разных музеях мира. Что способствовало такому странному поступку, и почему писательница и композитор были разделены?

Делакруа познакомился с Жорж Санд в 1833 г. Он очень дорожил общением с писательницей, которая на тот момент по праву считалась одной из самых прогрессивных и нестандартно мыслящих женщин ХІХ века. Она была его любимой собеседницей, в диалогах с которой он не боялся высказывать самые смелые мысли. В одном из писем, обращенных к Жорж Санд, Делакруа писал: «Я наблюдаю огромную разницу между мужьями и остальными мужчинами: последние с большим наслаждением имеют женщин, которых первые имеют неохотно, несмотря на то, что имеют».

Эжен Делакруа. Фредерик Шопен

Жорж Санд и Шопен встретились в 1836 г., и первая встреча произвела на композитора неприятное впечатление: «Я познакомился с большой знаменитостью – г-жой Дюдеван, известной под именем Жорж Санд, но ее лицо несимпатично, и она мне совсем не понравилась. В ней есть даже что-то отталкивающее», – написал Шопен родным в Варшаву. Его пугали ее мужские наряды, сигары и свободные взгляды.

Эжен Делакруа. Жорж Санд

Писательница проявила решительность и настойчивость, обычно свойственную мужчинам. В результате Шопен сдался и переехал в ее поместье в Ноан. Там же часто гостил Делакруа, который преклонялся перед талантом Шопена и называл его в письмах божественным и гениальным. Тем же летом 1838 г. и был создан парный портрет. Художник изобразил Шопена беззащитным, печальным, одухотворенным, полностью погруженным в стихию музыки и творчества.

В сети часто можно встретить этот портрет, подписанный именем Делакруа. На самом деле, это реконструкция, выполненная неназванным художником уже в нашем веке, — гипотеза о том, как мог выглядеть разрезанный портрет Жорж Санд и Шопена.

Годы, проведенные с Жорж Санд, стали для Шопена самыми вдохновенными и плодотворными: именно в то время он создает все свои самые знаменитые шедевры. Однако и до того момента, когда парный портрет был разрезан на две части, существовали обстоятельства, неумолимо их разделяющие. И в первую очередь – разница темпераментов и мироощущения: болезненный, склонный к созерцательности, капризный и робкий Шопен не выдерживал напора энергичной, решительной, вспыльчивой Жорж Санд. В сердцах она часто жаловалась, что возлюбленный ведет себя, как старая больная женщина. Он действительно был болен туберкулезом, и 9 лет писательница ухаживала за ним. Но в 1847 г. они расстались. Через два года Шопен скончался, и его последними словами была фраза: «Она обещала мне, что я умру в ее объятьях».

После смерти Делакруа владельцы парного портрета в расчете выручить больше денег от продажи двух картин решили разрезать его на две части. И замысел им удался.

Впрочем, существует версия, что это было сделано по просьбе самой Жорж Санд после расставания с Шопеном. Но настоящая причина была куда прозаичнее – алчность владельцев, по всей видимости, была единственным поводом кощунства. В результате портрет Жорж Санд попал в музей Копенгагена, а портрет Шопена хранится в Лувре.

Портрет, разрезанный пополам, или Что разделило Шопена и Жорж Санд

Художник Эжен Делакруа поддерживал дружеские отношения с писательницей Жорж Санд (Авророй Дюпен) и искренне восхищался композитором Фридериком Шопеном. Он был частым гостем в их доме в Ноане и однажды решил написать их парный портрет. На картине Жорж Санд увлеченно слушала играющего на фортепиано Шопена. Но после смерти Делакруа портрет был разрезан пополам, и теперь эти половины хранятся в разных музеях мира. Что способствовало такому странному поступку, и почему писательница и композитор были разделены?

Эжен Делакруа. Фредерик Шопен. 1838 г., Лувр, Париж

Делакруа познакомился с Жорж Санд в 1833 г. Он очень дорожил общением с писательницей, которая на тот момент по праву считалась одной из самых прогрессивных и нестандартно мыслящих женщин ХІХ века. Она была его любимой собеседницей, в диалогах с которой он не боялся высказывать самые смелые мысли. В одном из писем, обращенных к Жорж Санд, Делакруа писал: «Я наблюдаю огромную разницу между мужьями и остальными мужчинами: последние с большим наслаждением имеют женщин, которых первые имеют неохотно, несмотря на то, что имеют».

Эжен Делакруа. Жорж Санд. 1838 г., Государственный художественный музей, Копенгаген

Жорж Санд и Шопен встретились в 1836 г., и первая встреча произвела на композитора неприятное впечатление: «Я познакомился с большой знаменитостью – г-жой Дюдеван, известной под именем Жорж Санд, но ее лицо несимпатично, и она мне совсем не понравилась. В ней есть даже что-то отталкивающее», – написал Шопен родным в Варшаву. Его пугали ее мужские наряды, сигары и свободные взгляды.

Огюст Шарпантье. Жорж Санд, 1838 г.

Писательница проявила решительность и настойчивость, обычно свойственную мужчинам. В результате Шопен сдался и переехал в ее поместье в Ноан. Там же часто гостил Делакруа, который преклонялся перед талантом Шопена и называл его в письмах божественным и гениальным. Тем же летом 1838 г. и был создан парный портрет. Художник изобразил Шопена беззащитным, печальным, одухотворенным, полностью погруженным в стихию музыки и творчества.

Жорж Санд. Фотопортрет работы Феликса Надара

Годы, проведенные с Жорж Санд, стали для Шопена самыми вдохновенными и плодотворными: именно в то время он создает все свои самые знаменитые шедевры. Однако и до того момента, когда парный портрет был разрезан на две части, существовали обстоятельства, неумолимо их разделяющие. И в первую очередь – разница темпераментов и мироощущения: болезненный, склонный к созерцательности, капризный и робкий Шопен не выдерживал напора энергичной, решительной, вспыльчивой Жорж Санд. В сердцах она часто жаловалась, что возлюбленный ведет себя, как старая больная женщина. Он действительно был болен туберкулезом, и 9 лет писательница ухаживала за ним. Но в 1847 г. они расстались. Через два года Шопен скончался, и его последними словами была фраза: «Она обещала мне, что я умру в ее объятьях».

Фамильный замок Жорж Санд в Ноане

После смерти Делакруа владельцы парного портрета в расчете выручить больше денег от продажи двух картин решили разрезать его на две части. И замысел им удался. Впрочем, существует версия, что это было сделано по просьбе самой Жорж Санд после расставания с Шопеном. Но настоящая причина была куда прозаичнее – алчность владельцев, по всей видимости, была единственным поводом кощунства. В результате портрет Жорж Санд попал в музей Копенгагена, а портрет Шопена хранится в Лувре.

Читайте также  Портрет графа м. м. сперанского, п. а. иванов, 1806

Могила Шопена на кладбище Пер-Лашез в Париже

Новое в блогах

Сообщество «МУЗА НАШЕГО ДВОРА»

Джен Делакруа. Живопись

Д елакруа Эжен (Delacroix Eugene) (1798–1863), французский живописец и график. В 1816–1822 учился в Париже в мастерской классициста Пьера Нарсиса Герена, где сблизился с Теодором Жерико; изучал в Лувре живопись старых мастеров (особенно Питера Пауля Рубенса), увлекался современной английской живописью, в первую очередь работами пейзажиста Джона Констебла. Эжен Делакруа посетил Великобританию (1825), Алжир (1831–1832), Марокко, Испанию, Бельгию.

Свобода, ведущая народ 1830, Музей Лувр, Париж

Смерть Сарданапала 1827-1828, Лувр,

Луи Орлеанский хвастает любовницей

Греция на руинах Миссолунги 1826, Музей искусств, Бордо

Уже в ранний период творчества ощущение сопричастности великим, изменяющим лицо мира историческим событиям породило гражданский пафос и драматический накал произведений Делакруа, сделало его в дальнейшем ярчайшим выразителем и главой романтизма во французском изобразительном искусстве. Полна эмоционального напряжения и мрачного трагизма картина Делакруа “Данте и Вергилий” (“Ладья Данте”, 1822, Лувр, Париж), духом активного протеста против жестокости и насилия, глубокого сочувствия к бедствиям греческого народа пронизана “Резня на Хиосе” (1823–1824, Лувр, Париж). Художник предпочитал сюжеты, исполненные драматизма и внутренней напряженности (“Казнь дожа Марино Фальеро”, 1826, собрание Уоллес, Лондон; “Смерть Сарданапала”, 1827, Лувр, Париж). Делакруа нередко черпал мотивы в произведениях Уильяма Шекспира, Иоганна Вольфганга Гёте, Джорджа Байрона, Вальтера Скотта, обращался к событиям Великой французской революции, другим эпизодам национальной истории (“Битва при Пуатье”, 1830, Музей Лувр, Париж). Органический синтез героической действительности и символики, прекрасной романтической мечты о свободе достигнут художником в картине “Свобода, ведущая народ”, 1830, Лувр, Париж), изображающей реальных участников революции 1830 года рядом с аллегорической фигурой Свободы. После путешествия в Северную Африку Делакруа по многочисленным наброскам и зарисовкам с натуры исполнил ряд картин, отмеченных не только романтической красочностью и интересом к восточной экзотике, но и воссозданием своеобразия национального быта, нравов и характеров (“Алжирские женщины”, 1833–1834, Лувр; “Арабские комедианты”, 1848, Музей изящных искусств, Тур; “Львиная охота в Марокко”, 1854, Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Женщины Алжира в своих покоях 1834, Лувр, Париж

Фанатики Танжера 1837-1838

Нагая женщина на диване, 1825-1826

Поединок гяура с пашой 1826

Портрет Фредерика Шопена, 1838

Портрет Жорж Санд 1839

Данте и Вергилий (Ладья Данте) 1822, Лувр, Париж

Схватка арабских скакунов, 1860

Резня на Хиосе 1824

Женщина с попугаем 1827

Медея, 1862 Музей изящных искусств, Лилль

Битва при Пуатье.

Битва при Нанси

Взятие крестоносцами Константинополя”, 1840-1841, Лувр,

Казнь дожа Марино Фальеро”, 1826, собрание Уоллес, Лондон;

Битва святого Георгия с драконом, около 1854, Музей изящных искусств, Гренобль.

Атилла попирает Италию и Искусство

Султан Марокко. 1845. Musee des Augustins, Тулуза

Делакруа работал также в области психологического портрета (“Фредерик Шопен”, 1838, Лувр, Париж) и монументальной живописи (росписи Бурбонского дворца в Париже, 1833–1847; зала Мира в Парижской ратуше, около 1851–1853, не сохранились). Высокие декоративные качества, свободный полет фантазии, живописный размах, но вместе с тем и черты несколько преувеличенной, театрализованной патетики присущи картинам Делакруа на исторические, мифологические, религиозные темы (“Взятие крестоносцами Константинополя”, 1840-1841, Лувр, Париж; “Битва святого Георгия с драконом”, около 1854, Музей изящных искусств, Гренобль). Страстное, взволнованное искусство Делакруа потребовало новых выразительных средств: цвет в его картинах приобретает активную эмоциональную выразительность, подчеркнутую богатством рефлексов, контрасты дополнительных тонов словно воспламеняют красочный слой, созданный темпераментным движением кисти. Живописной фактуре, предвосхищающей открытия импрессионизма, созвучны свободная, пронизанная динамическими ритмами композиция, энергичный и экспрессивный рисунок.

Романтика и импрессионизм художника Эжен Делакруа

Циничный и влиятельный министр Чарльз Талейран и действительно имел несколько любовниц. Не стоит дорабатывать это, потому что Эжен остался рано без родителей и выжил один. Именно это его характер закалил и отражался в поведении. Эжен — четвертый ребенок в семье.

Классическое образование Эчжэн получил в элитарном Императорском Лицее Луи Великий (Луи-ле-Гран). 1814 р. Его мать умерла, а молодой человек забрал семью старшей сестры. Среди родственников Делакруа известный портрет Анри Рисенер (1762-1828). Эжен много рисовал с детства, подумав себя решил стать художником. Первым учителем был Пьер Нарсис Херен (1774-1833).

Художник Эжен Делакруа»Свобода, ведущая народ

Еще большее влияние на молодого человека оказал Музей Лувра, где (как военные трофеи) Наполеон я стал гонять картины из стран со взломом. Именно в Лувре Делакруа увидят работы мастеров Италии, Испании, Фландрии, Голландии. Мощное впечатление на него произвели фламандець Рубенс, меньше — представители Венеции — Тизиана и Веронезе.

В Париже была древняя традиция выставок в Лувре — так называемые салоны. В 1822 году впервые положил его произведение в салон — «Лодка Данте» (Лувр, Париж). Темой стала сцена из «Божественной комедии» Данте Алиджери. Во время рисунка Эчжэнь попросил прочитать ему стихотворение. Данте в сопровождении древнего поэта Виргилия в центре внимания ад в воображении. Ужас перед мученичеством грешников и пытался пройти молодого художника.

Большой по размеру холст (2 на 2,5 метров) видел не только из-за размера, но и из-за таланта. Особенно любознательно заметили и влияние великого Рубенса, но без использования цитат из картин фламанды. Первые сюжеты картин художника Навеяли литературные произведения — Данте, Шекспир, Байрон. В 1825 году посетил Британию. Большое впечатление на художника произвели картины англичанина Джона Констебля в то время. Не часто в творческой доработке Делакруа появлялись натюрморт, но они есть («Натюрморт с Омаром» 1827, Лувр, Париж).

Художник Эжен Делакруа «Марокканец, седлающий коня

Пытался и Делакруа писать портреты. Среди первых — «Портрет барона Швитера» (1827, Лондон, галерея НАК), ваш приятель. Худорлявий приятель подал полный рост среди парка — ничего лишнего. Делакруа не часто будет писать портреты, но среди них будут блестящие Фредерик Шопен (1810-1849) и писатель Жорж Санд (см. портрет Шопена и Жоржа Санда). Среди парижских знакомых Делакруа и английский художник виртуоз Фредерик Лейтон (1830), будущий президент Королевской академии искусств в Лондоне.

Художник и образ гетмана Джона Мазепы восхищался. Под влиянием произведений видных писателей Дня романтизма — Вольтер, Байрона, Гуго, Делакруа рисует картину наказания Джона Мазепы на лошади » (по легенде) (1828).

Штормие 1830 и 31 лет помнили многие. В Российской империи национально-освободительное восстание подняли поляков, которые не примирились с потерей их государственности. Восстание было жестоко придушене. Великая эмиграция началась из Польши. И в Париже было своё восстание, и Париж ливал кровь мятежников. Много проблем сделали и пошесть (эпидемия) холеры. Так в Париже и в мире говорить о чем.

Бурные события в Париже Делакруа откликнулись картиной «Свобода ведет народ к баррикадам». На картине чудесным образом сочетаются фигуры мифологические (аллегория свободы с флагом Франции) с фигурами жестокой реальности (Гаврош, мосье в шляпе боливар, трупы расстреляли) Я не знаю. Сенсация стала разными картинами Делакруа. Его свобода, кажется, стала сенсацией для всех возрастов, а не только в бурные 1830-е годы. Еще более странным стало сообщение о покупке полотна в Лувре. Это было официальное признание художника, но буржуазное общество встречает картину осуждения до сих пор.

Читайте также  Алонсо санчес коэльо — биография и картины

Делакруа не оставила работу над картинами на исторических сюжетах. Они распространяются как к истории древней (» Баталия под Тайбургом » 1837 г «, Версальский дворец), так и к современному (» Резня на греческом острове Хиос «, 1824, Лувр, Париж).

Особое место среди исторических картин Делакруа холст «Захват крестоносцами Константинополя» (1841, Лувр). Это древний сюжет в искусстве Западной Европы. Разработан в Средние века на миниатюрах в рукописях. Делакруа создаст холст размером 4 на 5 метров, который будет связан только с миниатюрами. Полностью DIY с составом.

Художник Эжен Делакруа «Одалиска, отдыхающая на диване«

Это было усиление. Король Франции Луи-Филипп начал доброустрій в Версале. А для Зала крестовых походов заказали фотографию Делакруа. Тот, кто внимательно поставил задачу: даже узнал мемуары графа де Бодуэны, который стал свидетелем страшного события четвертого крестового похода. Какая-то театрализация казни помешала увидеть трагедию грабителя города, разрушения, гибели жителей. В чем-то картина напомнила и » Ризанину на острове Хиос «, но новое полотно лишены недостатки картины » Приверженность императора Траяна матери-заключенной » (1840, Руан, Музей искусств).

Делакруа запросил и трагические страницы истории других стран, среди которых «Казнь Венеции Марино Фалеро», коллекция Уоллеса). Делакруа болел сухой (туберкулез). А работать над картинами большого размера стало сложнее. Помимо периодов вдохновения и периодов спада в настроении и фитнесе.

Пишет небольшие картины с библейскими и литературными сюжетами (» Овідій на заслані в краю скифов «, » Похищение Ребекки «). Но это не идет по сравнению с драматическими треками » Смерть Сарданатака » или страстная » Свобода, ведущая народ на баррикады «.

Личная драма жизни женщины и матери из легенды стала и картина «Медея готовится убивать собственных детей» (Дворец изобразительных искусств (Лилль), 1862). К сожалению, картина мало известна генералу публично.
Твоя попытка сделать стены тоже у Делакруа. Он строил стены в Бурбонском дворце в Париже и в Ратуше мира в Париже, но их не держали. На протяжении двенадцати лет художник посвятил стенам церкви Святого Сульписа.

Стена Делакруа в Сент. Церковь Сульписа спасена в отличие от быка предыдущих (исполненных в 1855-1861 году). Темой стали два религиозных трека — » Борьба с небесным ангелом » и » Изгнание вне закона Гелиодора из храма Иерусалима «. Работы интересны и что создается в технике энкавстики. Это была последняя великая работа Делакруа и его последний жизненный успех.

В 1851 году был избран в городской совет Парижа, а в 1855 году награжден орденом Почетного легиона. Умер Делакруа 13 августа 1863 года в Париже, похоронен на кладбище Пер Лашез.

Портрет жорж санд, эжен делакруа, 1838

Морокканские темы долго будут занимать Делакруа. Еще в Салоне 1847 г. из шести выставленных картин пять были посвящены Востоку. Возвращается он к ним и в 50-х гг..

Однако главные свои силы в 30—40-х гг. Делакруа направляет на создание исторических картин. Делакруа принял участие в конкурсе, объявленном правительством Луи Филиппа, на темы: «Протест Мирабо против роспуска генеральных штатов» и «Буасси д’Англа». Особенно интересным представляется эскиз ((Буасси д’Англа» (Бордо, Музей), показанный в Салоне 1831 г. В этой картине явственно прозвучала тема народного восстания.

Изображение народа занимает у Делакруа большое место и в батальных композициях, например в картинах «Битва при Пуатье» (1830; Лувр) и «Битва при Тайбуре» (1837; Версаль).

Введение в картину народных масс было важным моментом в развитии исторической и батальной живописи. Это прежде всего означало, что художник увидел новую активную силу истории. Для Делакруа, как, впрочем, и для Гро, стало возможным представить войну во всей ее драматичности. Хотя в «Битве при Тайбуре» центральное место отведено Людовику IX на белом коне, Делакруа далек от прославления короля. Он воспользовался батальной темой, чтобы показать динамику битвы, разъяренных страстью людей и в то же время изобразить их страдания. С какой силой выразительности, например, он дает изможденного карабкающегося на берег воина. Изображение человека с его эмоциями и страстями позволяет Делакруа лучше проникнуть в эпоху, сделать свои исторические полотна убедительными и драматически напряженными.

Эжен Делакруа. Взятие Константинополя крестоносцами. Фрагмент. 1840 г. Париж, Лувр.

илл. 46

Делакруа часто в своих произведениях сопоставляет торжество победителя и страдание побежденного. Это можно уже было наблюдать в его ранней «Резне на Хиосе», и такое же противопоставление дано в картине «Взятие Константинополя крестоносцами» (1840; Лувр). На фоне, поражающем своим великолепием, где развертывается величественный пейзаж с водами 3олотого Рога, даны грозные силуэты всадников-победителей в богатом убранстве, едущих медленным шагом; на первом плане им противопоставлена сцена народного бедствия и горя, захватывающая своей экспрессией. Однако трагизм происходящего не отражен в колорите картины, роль колорита здесь иная — цветовое звучание должно создавать эмоционально приподнятое настроение. Делакруа развернул в этой картине весь блеск своего колористического дарования. Сейчас цвет картины несколько изменился, но не так давно ее роскошная гамма красок, состоящая из светло-коричневых, оливково-зеленых, голубых, фиолетовых, пурпуровых и розовых цветов, производила впечатление очень сильное. Чарующа по цвету и картина «Правосудие Траяна» (1840; Руан, Музей). «В смысле цвета «Правосудие Траяна», пишет Т. Готье, быть может, самая прекрасная картина Делакруа; редко, когда живопись давала глазам столь блистательный праздник: нога Траяна, упирающаяся в своем котурне из пурпура и золота в розовое бедро лошади,— это самый свежий букет тонов, который когда-либо снимали с палитры, даже в Венеции». Все это цветовое богатство Делакруа нашел в природе, он подсмотрел, как на пленэре изменяется цвет, как один цвет воздействует на другой (рефлексы), заметил, что тени бывают цветными, и т. п. Свои наблюдения он записывает в дневнике, они отвечали научным открытиям того времени (учение о цвете Шевреля). Художник проверяет свои наблюдения на работах старых мастеров, особенно Рубенса и венецианцев. Делакруа постоянно обращался к старым мастерам, потому что хотел узнать их метод работы. Он мучительно переживал, что были утеряны секреты живописного мастерства.

Эжен Делакруа. Гамлет и Горацио на кладбище. 1839 г. Париж, Лувр.

илл. 44

Делакруа — художник большого диапазона; он черпал свои сюжеты из античной истории, из средневековья, из Ренессанса и, наконец, из современности. Его вдохновляли многие — Шекспир, Гёте и Байрон.

В историю искусств Делакруа вошел главным образом своими историческими композициями. Однако в продолжение своего творческого пути он работал и в других жанрах: в портрете, пейзаже, натюрморте. Правда, все эти жанры не занимали в его творчестве большого места. Портреты он писал почти исключительно своих близких друзей, людей, за духовной жизнью которых он мог долгое время наблюдать. Именно такие портреты ему и удавались больше всего. Среди них Эмоционально напряженные портреты Шопена и Жорж Санд занимают первое место. В чеканном профиле Жорж Санд (1834; частное собрание) он передал глубокую печаль, внутреннее благородство. Живописный портрет Шопена (1838; Лувр) с его неясными контурами производит впечатление почти миража, будто художник хотел овеять свою модель трепетными звуками музыки. В каждом портрете Делакруа находил нужную для данного случая манеру. Интересен с этой стороны карандашный портрет композитора (собрание Леузон ле Дюк). Трудно представить более подходящий прием, чем легкие линии тонкого карандаша, которым воспроизведен образ Шопена. Делакруа будто опасался какого-либо грубого штриха, который мог бы разрушить ощущение одухотворенности и лиричности. Художнику лучше всего удавались те образы, которые были ему созвучны, как, например, Паганини. Подобно Делакруа в живописи, Паганини в музыке стремился воплотить всю силу своих эмоций; как созвучны мысли живописца словам музыканта: «Надо сильно чувствовать, чтобы почувствовали другие». Именно таким нервным, напряженным, отрешенным от окружающего запечатлеет художник Паганини (ок. 1831; Вашингтон, собрание Филлипс). Портреты Делакруа обращены, в отличие от его исторических картин, к интимному кругу переживаний. В них он раскрывает те черты своих моделей, которые, может быть, были известны только немногим.

Читайте также  Константин алексеевич коровин, картины с названиями и описанием, биография

Эжен Делакруа. Портрет Никколо Паганини. Ок. 1831 г. Вашингтон, собрание Филлипс.

илл. 45

Скромное место занимает в творчестве Делакруа пейзаж как самостоятельный жанр. Однако в пейзаже он наметил пути, которые будут характерны для живописи во вторую половину 19 в. Большое внимание он обращал на передачу света, его вибрацию, стремился уловить и зафиксировать движения. В пастели «Небо» (собрание Кёшлен) тонко переданы плывущие по небу облака, а в пейзаже «Море, видимое с берегов Дьеппа» (1854; бывшее собрание Барделей) замечательно уловлено движение парусных лодок, скользящих по воде.

Однако Делакруа не чувствовал себя вполне удовлетворенным, работая над станковыми произведениями. Он постоянно мечтал о больших декоративных росписях и был счастлив, когда работал в области монументальной живописи. В эпоху Реставрации художник не получал заказов, его смелое новаторское искусство связывало его с оппозиционными кругами и было неприемлемо для правительства. Лишь в 1833 г. Делакруа впервые получил заказ на роспись зала короля в Бурбонском дворце (Палата депутатов); эту роспись он создавал в продолжение четырех лет. При декорировании зала художнику приходилось приспосабливаться к ранее созданной архитектуре. В зале короля он уничтожил фриз и объединил его с карнизом. Чтобы сильнее зазвучал плафон, художник в яркой, насыщенной цветовой гамме выполняет аллегорические фигуры на кессонах, а фигуры в простенках дает гризайлью.

Основная задача Делакруа в росписях всегда сводится к тому, чтобы задуманный им образ как можно легче доходил до зрителя. Отсюда по сравнению с его станковыми произведениями мы видим гораздо большую простоту и лаконизм, большее обобщение. Принимая во внимание, например, что плафон в зале короля разбит на восемь кессонов, он в каждом из четырех больших кессонов дает по одной монументальной аллегорической фигуре, доминирующей над остальными, которые даны лишь как аккомпанемент. Поэтому роспись легко воспринимается зрителем. Когда читаешь его заметки, посвященные росписи этого зала, поражаешься, насколько все было им предусмотрено.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: