Портрет вари адоратской, фешин николай — описание - JEKATERINBURG.RU

Портрет вари адоратской, фешин николай — описание

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Цитатник

У женщины взрослой другие вопросы. Российский художник Мстислав Павлов У женщины взросло.

Художник Джавад Солиманпур и его картины, которые покоряют с первого взгляда Художни.

Арвид Мауриц Линдстрем (Arvid Mauritz Lindström),1849-1923гг. Швеция. .

Мои рамочки для Вас. Комплект из 30 штук. Пользуйтесь прокруткой справа. 1. ***ВАШ ТЕКСТ.

СКРОМНЫЕ МЕСТНОСТИ . Владимир Киккель Зима на Мертвом Донце .

Ссылки

Музыка

Видео

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

История одного шедевра: Николай Фешин » Портрет Вари Адоратской»

История одного шедевра: Николай Фешин » Портрет Вари Адоратской»


«Портрет Вари Адоратской» — Николай Иванович Фешин. 1914 год, Холст, масло. 135 x 145 см, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Фешин Николай Иванович мастер разных направлений в искусстве – импрессионизм, модерн, пейзажи, скульптура, театральные декорации, резьба по дереву, фотография, но главным в его творчестве был портрет.
В период жизни Фешина, когда он работал педагогом в Художественной школе в Казани, им написано множество портретов учеников и учениц, близких ему людей и родственников, друзей и их детей.
Пожалуй, одной из самых известных и лучших картин является «Портрет Вари Адоратской».

Портрет необычен, прежде всего, своим композиционным построением, не принятым в то время расположением модели. Здесь сказывается влияние модернизма — центр полотна смещен влево, где и изображена главная героиня девочка — Варя.

Автор усаживает модель довольно оригинально, на столе, среди разбросанных фруктов, игрушек, посуды. Сразу притягивает взгляд Вареньки — немного удивленный, как будто ее только что окликнули, серьезный, и в то же время пытливый, вопросительный.

Вся картина дает ощущение воздушности и переливчатости света, выписана в легкой, мягкой, нежно-жемчужной гамме. Равновесие ей придает натюрморт с блестящим чайником и яркими пятнами фруктов, скомпонованный в правой части полотна.

Если вспомнить, что картина написана в 1914 году, когда шла Первая Мировая Война, то благодаря таланту художника, с особой остротой чувствуется как сама девочка и окружающие ее предметы создают особый детский, защищенный уголок, атмосферу спокойствия, тепла, гармонии, уюта и душевности. Как будто нет вокруг жестокого мира, с его войнами и страданиями.

Многие проводят параллель между работой Фешина и «Девочки с персиками» Серова. Но, скорее, эти работы можно объединить только общей идеей — надеждой на светлое и чистое, что дает нам мир детства.

По словам современников «Портрет Вари Адоратской» — самый красивый, мощный, свежий, исполненный с огромным мастерством, шедевр живописи Николая Ивановича Фешина.
источник: Арт Энциклопедия>Геннадий Занегин

Николай Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года в семье резчика иконостасов. В четырнадцать лет он поступил в Казанскую художественную школу, где проучился до 1900 года, в 1901 году по рекомендации школы был принят в Академию художеств в Петербурге, в мастерскую Репина, которую окончил в 1909 году.
Его картина «Портрет неизвестной» (1908) в 1909 году была удостоена золотой медали на международной выставке в Мюнхене и приобретена музеем Академии Художеств, а конкурсная программная работа «Капустница» принесла Николаю Фешину звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу.
Николай Фешин художник-портретист, виртуозный мастер, имеющий свой собственный отличительный подход к пейзажу и натюрморту.
Выдающийся представитель Казанской школы искусств, в США больше известен как американский художник.
В 1923 году эмигрировал в США, где сначала поселился в Нью-Йорке, а затем переехал в Таос, штат Нью-Мексико.
Умер в 1955 году в США, в 1976 перезахоронен в Казани.

Портрет Вари Адоратской

Портрет Вари Адоратской» — самая известная картина Николая Ивановича Фeшина (1881–1955), о котором сам Репин в 1926 г. сказал: «Фешин среди современных живописцев самый крупный». Своим творчеством, особенно портретами, он, можно сказать, подвел итоги развития русской станковой живописи второй половины XIX века. Искусствоведы напишут об этом явлении так: «Ученик Репина Фешин смог смешать в своей манере академизм рисунка и передвижнические сюжеты, импрессионистский мазок и экспрессионистский взгляд на мир».

Н. Фешин. Портрет Вари Адоратской. 1914

Портрет Вари Адоратской продолжает трогательную по восприятию цепочку детских образов вслед за Алисой Л.Кэрролла (1865) и Верой Мамонтовой («Девочка с персиками» В. Серова, 1887), пронизанных ощущением счастливой беззаботности детства, растворенной в рассеянном свете дня.

На картине Фешина изображена десятилетняя девочка, сидящая на столе среди разбросанных в живописном беспорядке игрушек и сладостей. Она сама смотрелась бы как ожившая игрушка, если бы не серьезный взгляд взрослеющего в недетском мире подростка. Это ей, Варваре Владимировне Адоратской, вскоре придется пережить арест и ссылку с отцом — большевиком, германский плен в Первую мировую войну. Семья Адоратских вернется в Россию, после того как советское правительство обменяет их на немецкую семью. До своей смерти в 1963 г. Адоратская работала переводчицей с нескольких европейских языков в Институте марксизма-ленинизма.

Н. Фешин. Автопортрет. 1920

А вот автор портрета, академик жи-вописи, член Товарищества передвижных выставок, ведущий мастер казанской художественной школы, вернуться в Россию из Америки, куда он уехал в 1923 г., не смог.

Если сюжет портрета Вари Адоратской (и других портретов Фешина) традиционный, в русле реалистической живописи передвижников, то формообразующие живописные компоненты картины, такие как смещенный влево центр композиции и особенно натюрморт на первом плане, — новаторские. О натюрморте — разговор особый.

В натюрморте всегда отражается отношение человека к окружающему миру и свойственное каждому времени понимание прекрасного. Раньше в станковом натюрморте натуралистическое сходство с предметом, красивая композиция давали зрителю радость узнавания знакомого предмета. Часто натюрморты представляли нагромождение богатых вещей. Со второй половины XIX в. многие художники расширяют границы этого жанра, связывают натюрморт с окружающей средой — выносят на пленэр, живописно и сюжетно соединяют с интерьером комнаты.

Анализируя возможности жанра, художники пытаются увидеть отражение характера человека, уклад жизни и даже настроение. Классический образец такого «нового» натюрморта на картине В.Серова «Девочка с персиками». «Персики, столь внимательно рассмотренные художником, служат как бы ключом ко всему колористическому построению картины… именно рассеянный дневной свет летнего дня, «формирующий» персики, является определяющим для всего эмоционального и живописного строя картины, подчеркивая детскую свежесть модели» (М. Ракова).

З. Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909

Жизнерадостность, изящество и молодость подчеркивает пестрая россыпь предметов на столике перед причесывающейся девушкой (З. Серебрякова. «За туалетом». 1909), отзываясь формой и цветом на изображение героини. Натюрморт играет активную роль в создании настроения картины. Он помогает почувствовать незамутненный условностями мир детства в фешинском портрете Вари Адоратской и образ купеческого раздолья в кустодиевской «Купчихе за чаем» (1918).

Б. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918

А вот натюрморт, изображающий компактную группу предметов на столе, на картине В. Поленова «Больная» (1886) сам по себе так красноречив и драматичен, что может раскрыть сущность происходящего. Оплавившийся, сдвинутый набок зеленый абажур, стакан с водой, графин, коробочки и пузырьки с лекарствами, рецепты, домашний лечебник с закладками, книги — самое необходимое для больной, изображенной на картине в полумраке.

Читайте также  Описание картины "с квартиры на квартиру", васнецов, 1876

В. Поленов. Больная. Фрагмент. 1886

К началу XX в. художники реалистического направления, экспериментируя с жанрами, создавали изысканные, тонкие по технике интеллектуальные картины, среди которых портрет Вари Адоратской. В результате осмысления портрета кисти Н. Фешина перед взором зрителя возникает караван историй: истории семьи, истории страны, истории искусства. Каждый из множества портретов художника отличается индивидуальной манерой исполнения и остротой характеристик.

Сочинение по картине «Портрет Вари Адоратской»

С самых давних времён Русская земля славилась своими талантами. Даже в самые сложные, чёрные дни российской истории не умолкали музы — но помогали творцам, вдохновляя их на новые свершения. В истории России особое место занимает самое начало двадцатого века — сложное и страшное время, когда было свергнуто самодержавие, когда разрушались старые устои, а ничто новое ещё не было предложено. Одновременно с Гражданской войной государство рвали на части солдаты Первой Мировой войны… Поистине страшные годы.

Однако первые опасения и тревоги возможных социальных потрясений и катаклизмов пришлись на несколько лет раньше, например, на 1914 год. Многие талантливые люди пытались осмыслить путь, которым идёт их родина, и стремились отыскать решение всех её проблем.

В это чудовищное время, когда смешалось новое и старое, особенно свежо смотрелись трогательные произведения искусства, не затрагивающие назревающую катастрофу. Одним из прекраснейших произведений, созданных в дореволюционное время, становится написанный в 1914 году «Портрет Вари Адоратской» авторства Николая Ивановича Фешина.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей

Связаться с нами:

Сам И. Репин, учеником которого станет талантливый живописец Фешин, скажет о нём немало положительного и даже назовёт его одним из величайших мастером своего времени. С этим трудно будет не согласиться. Несмотря на все жизненные неурядицы, которые будут преследовать художника, он сохранит в душе лирический настрой и выплеснет всю свою нежность на свои полотна, лучшим из которых по праву будет считаться «Портрет…».

Картина была написана в Казани; моделью стала Варвара Адоратская, девятилетняя дочь академика Адоратского. С девочкой художника познакомила его ученица и близкая подруга, вхожая в дом академика. В её мастерской и было создано это потрясающее в своей невинности полотно.

По словам самой юной Вареньки, позировать ей не нравилось — поза была неудобная, затекали ноги. Николай Иванович, по признанию девочки, сам пересадил её с плетёного кресла на стол — и это оказалось удачным решением. Он работал экспрессивно, импрессионистично. Накладывал быстрые неровные мазки, а затем отходил, чтобы взглянуть на работу, и продолжал писать портрет. Без сомнения, именно это произведение обеспечило художнику бессмертие в веках.

С самых первых экспозиций изображение сравнивали с серовской «Девочкой с персиками». В «Портрете Вари Адоратской» видели ту же чистоту и невинность, что и в Вере Мамонтовой, модели В. Серова. Кое-кто даже сравнивал Вареньку с Алисой в Стране Чудес — до того приятно и нежно выглядел её облик на картине.

Н. Фешин помещает героиню в белоснежной комнате с простым убранством: в центре стоит лишь стол, покрытый белой скатертью, да виден уголок стула, на котором должна была, по первоначальной задумке, сидеть модель. Стены оформлены неброско: небольшой деревянный стенд с приколотыми к нему фотографиями, расположенный за головой девочки, да цветы в глиняных горшках, стоящие на подоконнике.

Варенька сидит прямо на столе, осторожно и изящно свесив ножки в чёрных лакированных туфельках без каблука. Видимо, девочке очень не хочется запачкать белую скатерть. Она одета в короткое кисейное платьице с прозрачными рукавами из нежнейшего тюля, не прикрывающее тоненьких и остреньких колен девчушки. В руках Варенька держит персик, взятый ею из стоящей на столе вазы с фруктами. Она задумчиво вертит его в ладошках и довольно строго смотрит на работающего мастера. Длинные русые волосы девочки заплетены в две плотные косички, схваченные голубыми лентами. Солнечные лучи интересно отражаются от её макушки и высветляют пряди практически до белизны.

Талия Вареньки перехвачена длинным шёлковым поясом, выполненном в сине-зелёных тонах. Эта деталь практически не бросается в глаза. Возле колен модели лежит улыбающаяся кукла-японка в незабудковом кимоно. На переднем плане картины размещён натюрморт: на столе небрежно разбросаны фрукты, сладости; стоит блестящий медный чайник над газовой горелкой, ваза с фруктами, блюдце и фарфоровая чашка — всё, что осталось от недавнего чаепития.

Интересно, что художник использовал экстравагантный приём и поместил героиню портрета прямо в зону натюрморта, мастерски им прописанного. Само же изображение девочки приходится на оптически активную часть холста, однако сама композиция при этом остаётся ассиметричной. В этом полотне Н.И. Фешин совместил черты академической и импрессионистической живописи, создав удивительно гармоничное, несмотря на свою нестандартность, сочетание.

Эта работа уникальна по меньшей мере потому, что художник изобразил девочку без прикрас. Он не стал менять её взгляд на более открытый, а сохранил серьёзность своей модели, передал её небольшую робость. Варя Адоратская выглядит трогательно, открыто и невинно. Это подчёркнуто цветовым решением полотна, для которого художник выбрал исключительно светлые пастельные тона.

Несмотря на царящую вокруг атмосферу напряжения, ужаса, художник передал лишь атмосферу детства, прекрасного в своей беззаботности и чистоте и — кратковременности. Н. Фешин сумел захватить тот краткий миг жизни, когда ещё не волнуют никакие проблемы, не опасны невзгоды, есть только радость, игры и бесконечное счастье. Именно этот трогательный эмоциональный посыл обеспечивает «Портрету Вари Адоратской» такую популярность и в наши дни.

Картина на миллион. Загадки самого «дорогого» художника русского модерна

Почему не ослабевает интерес к полотнам Фешина, и как он стал американским живописцем, «АиФ Казань» рассказала казанский искусствовед Галина Тулузакова.

Чудесное исцеление

В четыре года маленький Коля заболел менингитом. Он провёл в коме две недели и выздоровел после того, как прикоснулся к иконе Тихвинской Богоматери, принесённой домой к больному из церкви. Возможно, это и предопределило его дальнейшую судьбу. Болезненность и замкнутость, а также разрешение не изучать общеобразовательные предметы привели к тому, что искусство стало любимым занятием ребёнка.

Ранний интерес к искусству (Коля рисовал с 6 лет) был связан и с тем, что отец Фешина владел мастерской, где резали и золотили иконостасы для церквей.

У Фешина был меценат?

Фешин закончил художественную школу с правом поступления в Императорскую Академию художеств. На экзаменах в Петербурге показал второй результат. Его главным учителем в Академии был Илья Репин.

Еще не окончив Академию, в 1908 году, Николай Фешин получил предложение преподавать в Казанской художественной школе, где ему выделили мастерскую, чтобы он мог работать над дипломной, конкурсной картиной. Он принял предложение, предполагая, что после написания диплома уедет жить в Петербург, но впоследствии передумал и вернулся в Казань. До женитьбы Фешин не только работал, но и жил в мастерской школы. Одной из особенных учениц Фешина была Надежда Сапожникова, происходившая из известной казанской купеческой семьи. Очень образованная, талантливая девушка. Брат Надежды Сапожниковой, владевший мануфактурным магазином (сейчас Главпочтамт) пристроил к своему торговому дому мастерскую для сестры (Телеграфный переулок (ул. Рахматуллина).

Читайте также  Итальянские площади на картинах джорджо де кирико

Фешин часто работал в мастерской Надежды Михайловны и не раз писал ее портреты. Интересное, нестандартное лицо и сама неординарная личность Надежды Сапожниковой, привлекли внимание художника, он попросил ее позировать для портрета. Фешин послал портрет на выставку в Питсбург (США), где он имел ошеломительный успех. Пресса назвала эту работу одной из лучших, хотя в выставке участвовали и несколько известных французских импрессионистов. Работа сразу была куплена. Сейчас этот портрет 1908 года находится в коллекции Художественного музея Сан Диего (штат Калифорния).

Живя в Казани, Фешин отсылал работы на выставки не только в Петербург и Москву, но и в Мюнхен, Амстердам, Рим, Венецию. Особенно его полюбили в США, где художник ежегодно участвовал в выставках Института Карнеги в Питсбурге (штат Пенсильвания). Это принесло ему не только признание, но и значительную финансовую поддержку. Работы с выставок моментально приобретались.

С началом Первой мировой войны все связи с заграницей прекратились. И именно с 1914 года Надежда Михайловна стала заказывать Фешину работы для себя. В их числе и портрет своей племянницы Вари Адоратской, который Фешин писал в мастерской Сапожниковой. Надежда Михайловна заказала и свой портрет. Видимо, очень хотелось повторить тот, первый, необыкновенный по живописи, портрет. Повторить спустя восемь лет было невозможно, да и Фешин с его творческим темпераментом никогда бы такой задачи и не поставил. Художник написал два великолепных этюда и два большеформатных портрета-картины Надежды Михайловны Сапожниковой, других, но не менее выдающихся. Ныне они гордость ГМИИ РТ.

Почему уехал в США?

В начале 1950-х годов, в далекой от Казани Калифорнии, Николай Иванович по просьбе дочери написал свои воспоминания о жизни в России. Из них понятно и его отношение к революции. «Люди, вдохновленные идеалами, взялись перестраивать страну, торопясь разрушить старое, не имея ни физических сил, ни необходимых знаний для изменений старого ради незнаемого нового. Вместо того, чтобы выполнять непосредственные обязанности, люди проводили время на бесконечных митингах. Последовательно и быстро вся нормальная организация жизни сошла на нет…». В 1921-1922 годах в Поволжье разразилась катастрофа – голод, невероятный по масштабу и жестоким последствиям.

Еще с начала Первой мировой войны Фешин для семьи – жены Александры и дочери Ии, приобрел дачу в модном тогда месте, в Васильево. После революции жизнь в городе потеряла всякий смысл, и семья Фешиных жила в Васильево, где Александра Фешина неплохо наладила хозяйство, и они ни в чем особо не нуждались. Но когда в Казань для помощи голодающим приехали американцы АРА (Американская администрация помощи), появилась возможность через них связаться с американскими коллекционерами и возникла мысль об эмиграции.

Как писал Фешин в своей автобиографии, главное, что толкало его к принятию такого непростого решения, была невозможность нормальной работы. «Я чувствовал, как день ото дня я бесполезно терял мою творческую энергию, поскольку искусство использовалось лишь в целях пропаганды, — вспоминал он. — Всё делалось в спешке, и добросовестное выполнение работы было невозможным. Все заказы исполнялись такими плохими материалами, что, конечно, живопись быстро портилась. Работа потеряла всякий здравый смысл, и многие впадали в невыносимую меланхолию. Так, в ответе мистеру Стиммелу, я сообщил о моем желании уехать в Америку и просил его о помощи в получении необходимых бумаг на въезд в США».

Он всегда считал, что его лучшие творческие годы были связаны с Казанью. И потому, что в Казани прошло его детство, и потому, что любовь к отцу он пронес сквозь всю жизнь — даже в Америке по памяти рисовал его портреты, и потому, что он был молод и полон сил, и потому, что в Казанской художественной школе была уникальная атмосфера. И педагоги, и ученики жили только искусством, что давало мощный заряд для творчества, и потому, что в Казани были созданы многие его лучшие произведения. Николай Иванович завещал похоронить себя на родине. Его дочь Ия выполнила его волю – в 1976 году захоронила прах отца в Казани.

«Люди не должны покидать своей страны, — писал художник. — Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растёт вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве».

Чем вызван интерес к Фешину?

Произведения Фешина приобретают коллекционеры в РФ, в США, Китае. Он художник двух континентов, его искусство в равной степени принадлежит и России, и США. Художник обладал уникальной техникой рисунка и живописи, в которой парадоксально сочетались точность построений (анатомических, перспективных, композиционных) с эмоциональной спонтанностью живописного письма или линий угольного рисунка.

«Красочное тесто», из которого он проявляет свои образы, наделяется самостоятельным движением, но растёт, живёт, пульсирует. Картина воспринимается как единый организм, все части которого озникают одномоментно.

Всего в Государственном музее изобразительных искусств РТ хранится 189 работ, из них 100 экспозиционных. Так что с полным основанием можно говорить, что в Казани хранится не только самая значительная, но и значимая коллекция работ художника в мире.

Казанская музейная коллекция Фешина началась с приобретения музеем трёх работ — по инициативе первого биографа художника Петра Дульского. Какие-то вещи Фешин оставил при отъезде на хранение Центральному музею ТАССР (сейчас Нацмузей). В семейном архиве была найдена расписка, что было оставлено пять скульптурных работ, но сейчас в музее находится только одна из них — «Салаватулла».

В 1940-50-е годы исчез портрет жены 1914 года и пять шкатулок с миниатюрами из музейного собрания – в то время, когда музей ИЗО еще не был самостоятельным. «Портрет Вари Адоратской» и ещё восемь полотен Фешина, ранее бывшие в собрании Н.М. Сапожниковой, попали в музей после смерти Варвары Владимировны Адоратской.

Многие работы (этюды) попадали в музей от учеников художника, но и музейные работники целенаправленно собирали полотна. Большая заслуга в этом Галины Могильниковой.

Коронный цвет Фешина — серый?

Очень распространено мнение, что Фешин любил серый цвет. Действительно, портрет Вари Адоратской – это исключительно тонкая разработка разных оттенков серого, где он играет и тонами, и фактурами.

Но есть не менее интересные работы, решенные в охристо-коричневых тонах, «Lady in Pink» (портрет Натальи Подбельской) – это целая симфония розового, а в картине «Александра на Волге» превалирует голубой, все зависит от поставленной задачи. Другое дело, как истинный художник модерна, он предпочитал чуть сдерживать яркость, достигая эффекта тонкой благородной сдержанности цвета.

За границей

Один из шедевров, который Фешин создал в США, — это его дом в Таосе (штат Нью-Мексико). Из Нью-Йорка в Таос художнику пришлось переехать в 1927 году из-за открывшегося туберкулеза.

Двухэтажный дом, который художник построил для своей семьи в Таосе, странным образом соединяет приемы традиционных для Нью-Мексико построек «адобе», строительным материалом для которых были глина и солома, с русским модерном. Главное украшение дома — это деревянная резьба в русском стиле, которая покрывает архитектурные элементы, мебель, утварь, вплоть до хлебницы, созданные самим Фешиным. В доме 50 дверей, при этом декор ни одной из них не повторяется.

Читайте также  Слоны, сальвадор дали, 1948 - описание картины

Ия Фешина добилась, чтобы дом её отца в Таосе, внесли в Национальный Реестр Исторических Мест (The National Register of Historic Places ). Сейчас он принадлежит частному Музею Искусств Таоса (Taos Art Museum at Fechin House) и работает как музей. В нём экспонируются работы художников, когда-то входивших в Общество художников Таоса (1910-1930-е годы), которые там воспринимаются всё-таки как инородные.

Самые дорогие работы Фешина

«Маленький ковбой» — 11,2 млн долларов (Christie’s, Лондон, 2010 г.)

«Портрет мадемуазель Подбельской» — 3,3 млн долларов (Christie’s, Лондон, 2012 г.).

«Черемисская свадьба» — 3,3 млн. долларов (Sotheby’s, Нью-Йорк, 2011 г.)

Картина в деталях: «Портрет Вари Адоратской»

В 2021 году исполняется 140 лет со дня рождения Николая Фешина. К юбилею в Третьяковской галерее открылась персональная выставка художника. Из Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан в Москву привезли картины, скульптуры, рисунки Фешина — всего более 50 работ. Портал «Культура.РФ» рассказывает о «Портрете Вари Адоратской» — одном из самых известных произведений художника.

Николай Фешин: сын резчика иконостасов и выпускник Академии художеств

Николай Фешин начал рисовать еще в раннем детстве. Его учил отец, Иван Фешин — резчик иконостасов, владелец собственной художественной мастерской. Уже с девяти лет сын помогал ему с заказами. В четырнадцать он поступил в Казанскую художественную школу, а затем продолжил образование в петербургской Академии художеств. Там Фешин занимался в мастерской Ильи Репина. На первом курсе, в 1903 году, он получил премию за ученическую работу «Выход из катакомб после моления».

Самым известным произведением Фешина, которое он создал в Академии художеств, стала картина «Черемисская свадьба». За эту работу в 1909 году его наградили I премией имени Архипа Куинджи. Картину отправили на выставку в Мюнхен, а затем в Институт Карнеги в США, где ее купил коллекционер Уильям С. Стиммел.

Фешин окончил Академию художеств в 1909 году с отличием. Лучших выпускников тогда отправляли за границу за счет учебного заведения. Благодаря этому художник смог посетить Германию, Италию и Францию.

В 1910 году Фешин вернулся в Казань. Там он преподавал в художественной школе и давал частные уроки. А еще у Фешина заказывали портреты местные дворяне, актеры, представители интеллигенции.

«Непревзойденные личностные характеристики»: детские портреты

Героями картин Николая Фешина часто становились дети из разных семей — и дворянских, и крестьянских. Особенно часто он рисовал свою дочь Ию и учениц Казанской художественной школы. В 1910-х он создал картины «Портрет девочки», «Катенька», «Девочка в розовом платке». Искусствовед Александр Рожин писал: «Выполненные им работы обладали как убедительным внешним сходством с портретируемыми, так и непревзойденными личностными характеристиками людей, к которым он испытывал особые чувства и привязанность».

Лица Николай Фешин писал легко, небольшим количеством краски. Так он подчеркивал, что детские черты еще не сформировались до конца. А чтобы передать пластичность движений и непоседливость героев своих картин, художник использовал пастозную технику — крупные, плотные, рельефные мазки.

  • Цена портрета: сколько стоило увековечить себя на картине
  • «Маленькие» картины больших художников
  • «Охотники за искусством»: как любители собирали живопись

Варя Адоратская — дочь революционера

Варвара Адоратская — героиня самого известного детского портрета Фешина — родилась в Казани в 1904 году. Ее отец Владимир Адоратский был участником революционного движения, членом Российской социал-демократической рабочей партии. В 1905 году его арестовали и выслали из России. Семья последовала за ним. Несколько раз Адоратские возвращались в Казань, но жили в городе очень короткое время. Им постоянно приходилось уезжать: Владимира Адоратского в любой момент могли арестовать.

Варвара приходилась племянницей художнице Надежде Сапожниковой — ученице Николая Фешина. Девочка часто бывала в мастерской у родственницы. В 1910 году Сапожникова написала портрет Вари.

«Работал он с большим темпераментом и увлечением»: создание портрета

Весной 1914 года Адоратские вновь приехали в Казань. В то время они часто гостили у Надежды Сапожниковой. Именно в ее мастерской Николай Фешин познакомился с Варварой Адоратской. Незадолго до этого художник планировал написать портрет девочки в рубашке. По задумке Фешина, она должна была стоять у стола, накрытого белой скатертью, и кормить с ложки куклу. Художник сделал несколько набросков будущей композиции, но не нашел модель для портрета. Написать Варю Адоратскую ему предложила Сапожникова.

На сеансы к Фешину Адоратская ходила три раза в неделю. Сначала художник сделал набросок всего портрета, потом проработал лицо героини. Он несколько раз менял детали картины: одежду девочки, платье ее куклы. Адоратская вспоминала: «Когда он писал, то пользовался большой палитрой; у него было много кистей. Положит мазок и отбежит, чтобы посмотреть, и снова бежит к холсту. Движения у него были порывистые, и работал он с большим темпераментом и увлечением».

Над портретом Фешин работал более месяца и закончил его в мае 1914 года.

«Тетя Надя купила мой портрет»: судьба картины

Николай Фешин планировал продать портрет Адоратским. Однако вскоре они снова уехали за границу. Картину выкупила Надежда Сапожникова. Варвара Адоратская вспоминала: «Тетя Надя купила мой портрет у Николая Ивановича Фешина, за сколько именно, я теперь уже не помню, знаю только, что в то время это была значительная сумма».

В 1918 году семья вернулась в Россию, но забирать портрет у Сапожниковой не стали. Родители считали, что Фешин не смог точно передать характер их дочери.

Варвара Адоратская с семьей поселилась в Москве. Туда же в 1925 году из Казани переехала Надежда Сапожникова. Она привезла все картины Фешина из своей коллекции в московскую мастерскую.

В 1942 году Сапожникова тяжело заболела. Незадолго до смерти она написала завещание, по которому все работы Фешина достались Варваре Адоратской. Наследница тоже решила не продавать коллекцию и оставила ее у себя.

В 1963 году с Варварой Адоратской связались сотрудники Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ). Они готовили персональную выставку Николая Фешина. После долгих уговоров Адоратская согласилась продать часть коллекции. Однако свой портрет она хотела подарить Третьяковской галерее — из-за этого переговоры сорвались. Картина оказалась в собрании музея только после смерти Адоратской в 1964 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: