Портрет в. м. гаршина, мясоедов - JEKATERINBURG.RU

Портрет в. м. гаршина, мясоедов

За что художник-передвижник Мясоедов едва не свёл на тот свет маленького сынишку.

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Многие помнят историю создания картины Ильей Репиным «Иван Грозный убивает сына», а также знают о роковых обстоятельствах, настигших моделей и самого создателя этого полотна. Так, Всеволод Гаршин, позировавший для образа убитого царевича, в состоянии глубочайшей депрессии выбросился с четвертого этажа. А художник Григорий Мясоедов, послуживший моделью для образа царя Ивана Грозного, однажды в гневе чуть было не убил своего маленького сынишку, в будущем ставшего также художником… «Илья взял царя Грозного с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица» , — говорил потом художник.

У самого же автора полотна, вскоре отсохла правая рука, и до конца жизни Репин был вынужден работать левой. Мистика, скажете… Как знать.

Однако речь сегодня не о картине Репина, а о судьбе художника-передвижника Григория Мясоедова, имя которого после его смерти было забыто… И как бы вы думали из-за чего? К забвению талантливого живописца руку приложил самый родной человек. Сразу после кончины Григория Григорьевича сын Иван, тот самый, которого отец чуть не убил, за бесценок распродал все вещи и отцовскую коллекцию живописи. Музейщики, правда, уберегли около двух десятков холстов и альбомы с зарисовками художника, по которым мы сегодня можем судить о творчестве русского живописца Григория Мясоедова, творившего во второй половине 19 столетия.

Что же помешало двум родным и талантливым художникам — отцу и сыну, жить под одной крышей и находить общий язык? Неужто пресловутое полотно Репина? Об этом и многом другом далее, в обзоре.

Страницы из биографии Мясоедова-старшего

Григорий Григорьевич Мясоедов (1834-1911) — выдающийся русский живописец, вошедший в историю русской культуры прежде всего как основатель движения передвижничества в среде художников. Он был бессменным — в течение почти сорока лет — членом правления Товарищества передвижных художественных выставок. В конце 1860-х годов именно Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников, и именно он стал автором первого его устава. Поэтому русская история искусства буквально обязана Мясоедову самыми яркими своими страницами.

Лишенный родительского благословения

Григорий Мясоедов из старинного дворянского рода Тульской губернии. Одаренный мальчик в детстве много читал и рисовал. Отец всячески поощрял интерес сына к художеству и литературе. Но находить общий язык двум Григориям по складу их характеров было совсем непросто — однажды они так разругались, что родитель полностью лишил отпрыска материальной помощи. И Григорий-младший так и уехал в Санкт-Петербург, не получив отцовского благословения на то, чтобы стать художником.

В столице Мясоедов становится вольнослушателем Академии Художеств, и на протяжении всех 10 лет учебы будет бедствовать. «Жил на Васильевском острове в бедной комнате. Работал на кондитерскую, где пеклись пряники, — я с товарищем разукрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам — эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины. Обедали в бараке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла», — так вспоминал нелегкие студенческие годы Григорий.

Тем не менее Академию молодой художник окончил хорошо и получил пенсионерскую поездку в Европу за счет государственной казны. Жил и работал в Италии, а созданные там картины переправлял в Россию. За них ему присудили большую и малую золотые медали. Творческая жизнь пошла вгору, а с ней и доходы.

И теперь, казалось, молодой преуспевающий художник уже позабыл ссору с отцом, но для своего сына в будущем Григорий станет таким же «грозным» и непоколебимым.

Характер — это судьба

Характеризуя художника с психологической точки зрения, нужно отметить, что сферой реализации всего творческого и жизненного потенциала у Григория Мясоедова была не семья, а среда. Он был весьма сложным человеком, в общении с которым многим становилось не по себе, в особенности это касалось самых близких. Его резкий характер полностью отражала его внешность: «Высокий, с умным лицом, длинным и искривлённым набок носом, с сухой, саркастической улыбкой тонких губ, прищуренными въедливыми глазами» . И речь его звучала оригинально, выражая передовые мысли, а иногда парадоксы. Очень часто она сопровождалась иронией, едким сарказмом, насмешкой.

Его первый брак был несчастливым и бездетным. Жена художника, не выдержав несносного характера мужа, оставила его. Позже 47-летний Мясоедов сошелся со своей ученицей, молодой художницей Ксенией Ивановой, которая в 1881 году родила живописцу сынишку Ванечку. Однако тот совершенно был уверен, что сын не его кровиночка, и потому официально оформил бумагу об усыновлении собственного ребенка, а супруге категорически запретил проявлять материнские чувства к малышу и называть себя «мамой». Все детские и юношеские годы Ваня был уверен, что Ксения его кормилица и прислуга в их доме, а родной отец — его опекун.

Ксения действительно мало чем напоминала жену, она по большей части хлопотала по хозяйству, выполняя функции экономки, кухарки и няни. А Григорий Мясоедов, будучи уверен в том, что в свое время девица поймала его «словно перепела в сети», благосклонно принимал ее заботу, позволял ей жить рядом.

Горемычное детство Ивана

Едва малыш подрос, Мясоедов и вовсе отдал отпрыска на воспитание другу-пейзажисту Киселёву в Москву. (Как раз в то время он позировал Репину для образа Ивана Грозного). Киселевы детей любили, у них было семеро своих. И с Ванечкой Мясоедовым, который был ребенком с причудами, достаточно не плохо мирились.

Однако, спустя несколько лет, отец признал, что в маленьком Иване течет его кровь. И случилось это благодаря казусу, который произошел в доме Киселевых. Накануне там собралось множество гостей, в том числе прибыл и сам Григорий Мясоедов. Когда гости пожелали увидеть воспитанника Киселевых — Ваню, те долго отпирались, но пришлось все же привести сорванца на обозрение собравшихся.

И тут 7-летний Мясоедов-младший, представ перед множеством глазеющих на него гостей, не долго думая, направился к художнику Николаю Маковскому, брату известного Константина Егоровича. и смачно высморкался в полу его шикарного сюртука. Все остолбенели, а у Мясоедова-старшего вмиг развеялись все сомнения — «мой сын»,- с гордостью подумал он. И в тот же день он забрал свою кровиночку домой, под Полтаву.

Однако и после этого никаких существенных изменений в отношениях отца к сыну не произошло. В момент агрессии художник однажды так ударил мальчугана, что даже подумал, что убил отпрыска. Но,слава Богу обошлось.

В 1899 году умерла от туберкулёза мать Ивана, единственная добрая душа, которая любила его. А узнал он всю правду о ней после ее смерти, когда Григорий Григорьевич случайно оговорился. Новость о том, что он не приемыш вовсе, а родной сын художника, потрясла его до самых глубин души. Мясоедов-младший фактически отрёкся от отца, он переселился во флигель и месяцами не разговаривал с нерадивым родителем.

Однако, не смотря на все передряги в семействе Мясоедовых, отец старался дать сыну достойное образование, в частности художественное. Почти 10 лет Иван посещал частную художественную школу, организованную в Полтаве его отцом. Затем была Академия Художеств в Петербурге и увлечение силовым спортом. Но всю жизнь яростная нелюбовь отца к сыну была камнем преткновения, который определил направление всех будущих жизненных дорог Мясоедова-младшего — «дорог извилистых, непредсказуемых, подчас очень скользких».

Одним словом была жизнь у Ивана Мясоедова очень бурная и насыщенная, полная приключений и достойная подробного рассказа в следующем обзоре. Там же можно будет прочесть и о расплате Мясоедова-старшего и о сладостной мести Мясоедова-младшего.

3 образа Всеволода Гаршина на картинах Ильи Репина

Ариэль Городецкий

Родился Всеволод Михайлович в семье офицера, участника Крымской войны. После окончания гимназии он поступил в Горный институт и начал печатать свои первые статьи, в основном посвящённые художникам-передвижникам.

Во время русско-турецкой войны Гаршин поступил волонтёром в действующую армию, участвовал в боях, был ранен и представлен в офицеры. В 1877 году он ушёл в отставку и полностью отдался литературной деятельности. Первый же опубликованный рассказ, «Четыре дня», сделал его знаменитым. Вскоре он был переведён на французский, итальянский и английский языки. Последующие труды Гаршина печатали лучшие российские журналы. Уже в «Четырёх днях» проявились характерные черты особенной манеры Гаршина — сочетания конкретного реализма с обращением к символико-аллегорической образности. Его рассказы «Трус», «Денщик и офицер», «Из воспоминаний рядового Иванова» пронизаны пафосом неприятия войны.

Острая социальная тематика обеспечила Гаршину высочайшую популярность у современников. В русской литературе он узаконил особую художественную форму — новеллу, которая впоследствии получила полное развитие благодаря Антону Чехову. Сюжеты новелл Гаршина несложны и построены всегда на одном основном мотиве. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем и исповедей («Происшествие», «Художники», «Надежда Николаевна»).

Читайте также  Картина «падение икара», питер брейгель старший — описание

Творческие успехи писателя омрачались сильным психическим расстройством, приведшим его к самоубийству. Впервые болезнь проявилась в 1880 году — потрясённый смертной казнью молодого революционера, Гаршин был помещён в лечебницу для душевнобольных. 19 марта 1888 года Всеволод Михайлович вышел из своей квартиры, спустился этажом ниже и бросился с лестницы в пролёт. Несколько дней спустя он скончался. Чехов, тяжело переживая гибель Гаршина, посвятил его памяти рассказ «Припадок», в котором писал: «У него особый талант — человеческий. Он обладал тонким великолепным чутьём к боли вообще».

Последние годы жизни Гаршина были отмечены дружбой с крупнейшим русским художником Ильёй Репиным, проиллюстрировавшим его рассказ «Художники». Он не единожды выбирал Гаршина прототипом своих персонажей. «Вечерняя Москва» предлагает вниманию читателя истории создания трёх картин мастера, для которых позировал литератор.

«Портрет писателя Всеволода Михайловича Гаршина» (1884)

Репин приступил к работе над портретом летом 1884 года. «Когда Гаршин входил ко мне, я чувствовал это всегда ещё до его звонка. А он входил бесшумно и всегда вносил с собой тихий восторг, словно бесплотный ангел». Во время сеансов писатель часто читал ему вслух, после чего они подолгу блуждали по петербургским улицам и беседовали. «В характере Гаршина главной чертой было – не от мира сего – нечто ангельское. Добрейшая, деликатнейшая натура: всё переносила в себе в пользу мирных добрых отношений. Все молодые друзья любили его как ангела», — писал Репин.

Министр культуры надеется, что призыв убрать из Третьяковской галереи картину Репина — это шутка. / Фото: Wikipedia

«Не ждали» (1884)

Картина, впервые показанная на XII передвижной выставке, посвящена судьбе русского революционера-народника. Моделью для главного героя был выбран Гаршин: «Этой кротости, этой голубиной чистоты в человеке мне ещё не приходилось встречать. Как кристалл чистая душа!». Работа потребовала долговременного труда — фигура и особенно лицо входящего несколько раз переписывались уже после того, как картина была выставлена и приобретена Павлом Третьяковым. Он и посоветовал Репину писать центральный образ картины с Гаршина.

«Иван Грозный и сын его Иван» (1885)

Именно с Гаршина художник писал царевича Иоанна. Когда картина была закончена, всё увидевшие её сошлись во мнении, что она производит мрачное и пугающее впечатление. На официальной выставке в Петербурге публика была шокирована этим полотном — у некоторых не выдерживали нервы и они рыдали прямо перед картиной, у других даже случались истерические припадки. Для Гаршина эта работа стала роковой. Через два года он покончил с собой. Это можно считать несчастным совпадением, но про Репина ходил слух, что те, кто ему позировал, умирали через короткое время (Мусоргский, Писемский, Столыпин, Игнатьев, Победоносцев и многие другие). Репин тяжело переживал утрату друга. Сам он так объяснял выбор прототипа: «Задумав картину, я всегда искал в жизни таких людей, у которых в фигуре, в чертах лица выражалось бы то, что мне нужно для моей картины. В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича». Репин был гениальным мастером и великолепным психологом. В момент общения художника и модели между ними устанавливалась некая странная, неуловимая, почти телепатическая связь, и не для всех это проходило бесследно. Кроме того в этой трагической истории есть ещё и страшное мистическое совпадение: смертельная черепно-мозговая травма, которую получил Гаршин во время падения, оказалась в том самом месте, которое было указано художником на знаменитом полотне.

Григорий Григорьевич Мясоедов— российский живописец

Григорий Григорьевич Мясоедов— российский живописец

Григорий Григорьевич Мясоедов— российский живописец

Портрет работы И.Репина (1904)

Биография

Принадлежит к древнему дворянскому роду Мясоедовых . Учился в Орловской гимназии, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Академии художеств , где его профессорами были Т. А. Нефф и А. Т. Марков . В 1861 г. получил малую золотую медаль за картину «Поздравление молодых» (в Александровском дворце , в Царском Селе ), а в следующем году большую золотую за программу «Бегство Григория Отрепьева из корчмы» (сцена из «Бориса Годунова» Пушкина ; в музее Академии художеств ).

Будучи отправлен за казённый счёт за границу, Мясоедов работал в Париже , Флоренции , Риме и Испании . Из картин, написанных им за это время, известны «Похоронный праздник у цыган в Испании», «Франческа да-Римини и Паоло да-Полента» (из Данте ). По возвращении в Россию получил в 1870 г. звание академика за картину «Заклинания». Один из организаторов и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок . Деятельно участвовал на всех выставках товарищества и постоянно заботился о его независимости и жизненности.

Групповая фотография членов ТПХВ (1885)

С конца 1880-х Мясоедов живёт в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. С осени художник уезжал в Крым . Создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве . Организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству, которым увлёкся ещё живя под Харьковом .

Скончался Г. Г. Мясоедов 18 декабря 1911 года в своей усадьбе Павленки под Полтавой (ныне в черте города, на ул. Мясоедова). Похоронен в саду усадьбы. С 1926 г. здесь размещается Полтавская гравиметрическая обсерватория.

Адреса в Санкт-Петербурге

1888 год — дом Елисеева — Волховский переулок, 2, кв. 39.

Творчество

Из национальных картин Мясоедова более замечательны, кроме упомянутого «Бегства Отрепьева», ещё «Чтение положения 19 февраля 1861 г.» ( 1874 г. и повторена в 1881 г.), «Земство обедает» ( 1872 ), «Молебствие в поле во время засухи» ( 1878 ), « Страдная пора » ( 1887 г.; приобретена государем императором Александром III ). Эта последняя картина представляет сочетание выразительной фигуры работающего крестьянина с жарким пейзажем.

«Автопортрет»

Мясоедов написал много пейзажей и преимущественно крымских , многие из них характерны и колоритны. Избираемые им сюжеты, как бытовые, так и пейзажные, — разнообразны. Живопись его гармоническая и уверенная. Изредка он пишет и портреты ( Н. Н. Бекетова , Е. С. Гордеенко , И. И. Шишкина ), но они занимают небольшое место в его деятельности. Мясоедов занимался также и гравированием « крепкой водкой » ( офортом ).

Кроме того, Мясоедов писал и религиозную живопись (см. Храма Спаса на Сенной ). Незадолго до смерти он собирался написать триптих «Святая Русь». Среди поздних работ выделяется картина «Сам с собою, или Игра в шахматы» (1907).

Интересные факты

  • На известной картине Ильи Репина « Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года » Иван Грозный имеет черты Григория Мясоедова, который позировал художнику при написании этого полотна.

«Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. Сцена из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1825 ) — «Корчма на литовской границе». ,1862. Всероссийский музей А. С. Пушкина

Молебен на пашне о даровании дождя

« Адам Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской импровизирует среди русских писателей », 1904-0906.

11 друзей Репина: рассказываем об отношениях художника с героями его картин

«Грубый вандал красоты» Владимир Стасов

. Крепко доставалось и тем , кто держался академической манеры , и тем , кто тяготел к модернизму. Реалиста Репина Стасов считал первым художником эпохи. Репин , в свою очередь , признавал первенство Стасова в его профессии: «Какой он гигант в сравнении со всеми кропателями статеек о выставках».

Эта бурная дружба длилась несколько десятилетий. Репин был завсегдатаем в доме Стасова. Они состояли в постоянной переписке , вместе путешествовали и при этом умудрялись постоянно ожесточенно спорить. Один раз они громко разругались прямо в голландском музее перед картиной Рембрандта. Стасов не стеснялся бранить в печати Репина за картины , казавшиеся ему неудачными ( «Садко», «Парижское кафе«).

Дважды Репин и Стасов разрывали отношения , как казалось им обоим , насовсем. В первый раз инициатором разрыва был Репин: будучи пенсионером , он писал Стасову из Италии многословные письма , где на все лады бранил « старый , отживший» Рим и «дрянь» в его галереях , а Стасов возьми и опубликуй все эти филиппики , не предназначенные для посторонних глаз , в журнале. Это серьёзно ударило по реноме молодого художника. «Я — глава семейства , а меня дуроломом на всю Россию ославили» , — огорчался Репин.

Впрочем , этот , говоря языком нынешних медиа , «слив» Репин Стасову простил. Инициатором второго громкого разрыва стал уже Стасов. Всю свою блистательную критическую карьеру он громил Академию художеств за косность , омертвелость и инертность ( за что и получил прозвища « атеист Аполлона» и «грубый вандал красоты») — и вдруг Репин , его единомышленник , соглашается в Академии преподавать! Стасов решил , что Репин умер — и для него , и для искусства. Несколько лет бывшие близкие друзья не разговаривали. Дружба возобновилась лишь в 1899-м году , когда Репин резко выступил против модернизма и объединения « Мир искусства». Стасов с ликованием заявил в печати , что Репин « воскрес».

Читайте также  Портрет молодого человека, альбрехт дюрер, 1521

«Милая, прелестная, дорогая. «

Заниматься с учениками Репин очень любил: «По воскресеньям утром у меня собираются человек шесть молодёжи — акварелью. Антон, да еще Врубель — вот тоже таланты. Сколько любви и чувства изящного! Чистяков хорошие семена посеял , да и молодёжь эта золотая. Я у них учусь…» Но со Званцевой вышло не так. Полноценной учебы не получилось. Очень скоро молодая женщина , так жаждавшая попасть в репинские ученицы , стала искать предлоги , чтобы от занятий уклониться. Она была если не напугана , то крайне смущена…

«Скоро три часа , дорогая Елизавета Николаевна. Вы не приедете… Если бы Вы знали , сколько страданий я перенес в эту неделю. Итак , Вы больше не приедете?! Я не услышу более мягких , но сильных шагов по лестнице… Я более не увижу Вас?! Прощайте , милая , прелестная , дорогая… Если бы Вы знали , как глубоко уважаю я Вас и как безумно люблю! Я желаю Вам счастья , больше , чем себе, — моя жизнь уже прожита , Ваша начинается…»

Дон Грегорио и его «зверское выражение»

Мастер жанровых картин Мясоедов был знаменит двумя вещами: тем , что придумал учредить Товарищество передвижных художественных выставок , и удивительной прямотой — проще говоря , невыносимым характером. В молодости его едкость сходила за остроумие и фрондёрство — он , например , президента Академии художеств , великого князя Владимира не стеснялся называть жандармом. С возрастом Мясоедов становился всё более нетерпимым и консервативным. Терпеть не мог импрессионистов. О Левитане и пейзажистах его круга говорил , дескать , и охота же некоторым «писать всякую пакость в природе: тающий снег… да тут без калош не пройти , а они любуются слякотью».

К Репину Мясоедов тоже не испытывал никакого пиетета. В 1890-е годы ссорясь из-за своих эстетических расхождений в Совете Товарищества передвижников , они нередко переходили на крик: Репин обзывал Мясоедова и художника Позена бюрократами , те в ответ ругали его — «либерашкой» . Впрочем , это не мешало им после заседания обняться и оставаться товарищами.

Мясоедов оставил воспоминания о том , как Репин уговорил его позировать для Ивана Грозного:

«Он долго не мог найти подходящее лицо , как оно рисовалось его творческому воображению. Он говорил мне , что хотел бы использовать в качестве натуры для царя внешний облик композитора П.Н. Бларамберга, но убедился в том , что он для этой цели не подходит. Слишком , видите ли , у него мягкое выражение лица для Грозного… И вот однажды , когда мы мирно беседовали с Репиным на разные темы , и , между прочим , о его новой картине , он вдруг говорит мне „Дон Грегорио — так многие называли меня с легкой руки Николая Николаевича Ге, — а не согласитесь ли вы немного попозировать мне для Ивана Грозного? Я сделал бы с вашего лица несколько этюдов , по которым уже мог бы писать и самого царя“. „Да ну , уж и нашли натуру“, — огрызнулся я. „Нет , кроме шуток“. И он объяснил мне , что по его наблюдениям мое лицо как нельзя больше подходит для этой цели и по его общему складу и , в особенности , тем , что я способен придать и всему лицу и глазам то выражение — зверское! — какое надо было показать в лице Ивана Грозного в трагический для него момент жизни , причем в этом зверстве должно проскальзывать и выражение крайнего сожаления , раскаяния , горя и боли о содеянном злодействе. „Долго искал , и всех знакомых перебрал , и на улице высматривал — нигде не найду подходящего лица, — добавил он, — Пожалуйста“. И умоляюще сложил на груди руки»…

У Всеволода Гаршина «было лицо человека, обреченного погибнуть»

Репин в точности не помнил , где он познакомился с Гаршиным , зато очень хорошо помнил захватившие его чувства: «C пepвoгo жe знaкoмcтвa мoeгo c В.М.Гapшиным, — кaжeтcя , в зaлe Пaвлoвoй , гдe eгo coпpoвoждaлo нecкoлькo чeлoвeк мoлoдeжи , кypcиcтoк и cтyдeнтoв, — я зaтлeлcя ocoбeннoю нeжнocтью к нeмy. Мнe xoтeлocь eгo и ycaдить пoyдoбнee , чтoбы oн нe зaшибcя и чтoбы eгo кaк-нибyдь нe зaдeли. Гapшин был cимпaтичeн и кpacив , кaк милaя , дoбpaя дeвицa-кpacaвицa».

Они сдружились , белыми ночами бродили по улицам Петербурга , бесконечно споря и обсуждая насущные для 1870−80-х годов социальные вопросы. Гаршин остро переживал несправедливость общественного устройства. Репин понял , кого напоминает ему этот большеглазый человек с пронзительным взглядом, — типаж революционера-народовольца. Ссыльный с картины Репина « Не ждали» не случайно имеет лицо Всеволода Гаршина.

В начале 1880-х Репин работал над картиной « Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». « Задумав картину, — объяснял Репин, — я всегда искал в жизни таких людей , у которых в фигуре , в чертах лица выражалось бы то , что нужно для моей картины» . Для царевича у Репина был прототип из художественной среды — пейзажист Владимир Менк. И с него , и с Гаршина Илья Ефимович в качестве этюдов для царевича Ивана написал профильные портреты.

Репин не ошибся , разглядев в красивых глазах Гаршина раннюю смерть.

20 февраля 1880 года близкий к народовольцам молодой провинциал Ипполит Млодецкий стрелял в графа Лорис-Меликова — министра внутренних дел и главу Верховной распорядительной комиссии по борьбе с революционными движениями. Он промахнулся , был схвачен , и уже на следующий день военный суд вынес ему смертный приговор. Узнав об этом из газет , Гаршин стал сам не свой. Сначала он написал Лорис-Меликову письмо , умоляя помиловать террориста. Потом , не веря в действенность письма , добился у министра аудиенции. Они прекрасно поговорили: «всесильный диктатор», неплохо владевший либеральной риторикой , и молодой писатель , один из самых выдающихся русских гуманистов. Лорис-Меликов намекнул: приговор Млодецкому может быть пересмотрен. Гаршин вернулся домой окрылённым. На следующий день , в 11 утра , Ипполита Млодецкого казнили. Его несостоявшийся спаситель пережил приступ буйного помешательства. Гаршин купил у казака лошадь и долго , неприкаянный , ездил на ней без всякой цели. В таком виде он попался на глаза Мясоедову. «Он едва узнал Гаршина , который показался ему совершенно черным , одичалым , с лохматой густой гривой» , — рассказывал Репин.

В тот раз Мясоедову удалось помочь Гаршину , устроив его в харьковскую психиатрическую лечебницу — так называемую « Сабурову дачу». Безумие отступило на время. Но репинское предчувствие оправдалось. Восемь лет спустя 33-летний Гаршин покончит с собой , выбросившись в пролёт лестничной клетки.

«Красная баронесса»

Это был самый нашумевший из репинских женских портретов , с момента появления пользующийся у публики неизменным успехом. «Никто в России , кроме Серова, — со знанием дела утверждал Игорь Грабарь, — н е передавал так матового цвета лица , томных глаз , шёлка. А рука на этом портрете , её атласная кожа , жемчуг и кольца едва ли имеют равных по высоте исполнения во всей Европе».

Красивой брюнетке с властным взглядом , в девичестве Варваре Ивановне Лутковской , по второму мужу — баронессе Икскуль-Гильденбрандт , на этом портрете 39 лет. Её запоминающаяся ( «цыганская») внешность унаследована от матери-сербки. Человеком Варвара Ивановна была сильным и незаурядным. Она писала романы , предисловие к которым сочинял Мопассан. Трижды спасала от ареста Максима Горького. Много занималась благотворительностью: возглавляла Общину сестёр милосердия , инициировала школу подготовки сиделок , издавала книги для бедных ( иллюстрации поручив Репину). В Петербурге у баронессы был свой литературно-художественный Салон , в котором Репин добрый десяток лет был завсегдатаем. Многих знаменитостей-интеллектуалов — Мережковского, Гиппиус, Владимира Соловьёва — Репин зарисовал на вечерах у баронессы.

«Это была обаятельная женщина , в которую влюблялись все — и литераторы , и гвардейцы , и министры , и иностранные знаменитости , как Мопассан», — рассказывал критик Аким Волынский. «Варвара Ивановна была типичной либералкой с откровенно левым уклоном , отчего получила прозвание „красная баронесса“ и с особой энергией помогала деятелям антиправительственной оппозиции», — пишет Виктор Антонов в книге « Петербург: личности , события , архитектура».

Грабарь в монографии о Репине утверждал , что баронесса Икскуль-Гильденбрандт «была , незадолго до его знакомства с Е. Н. Званцевой , предметом его нешуточного увлечения».

Читайте также  Портрет полковника бенестра тарлтона, рейнолдс, 1782

Всеволод Гаршин

краткая биография

Роль и место в литературе

Особенность творчества Всеволода Михайловича Гаршина, русского писателя, поэта и критика заключается, прежде всего, в отличии его стиля, который невозможно спутать с чьим-либо другим. Выражается это в четкой конкретизации мысли, предъявлении только фактов без каких-либо олицетворений и глобальной грусти, сквозящей в каждом его произведении, будь то рассказ или сказка. В его работах практически нет динамики, все предметы и факты обозначены просто и четко, с помощью коротких, чеканных фраз: «Холодно», «Яркое солнце», «Высокое небо» и т.д.

Дом, где родился писатель

Несмотря на то, что все созданное Гаршиным, уместилось в однотомнике, его произведения считаются классикой русской литературы. Им была дана высокая оценка, как со стороны его писателей-сверстников, так и признанных мастеров старшего поколения. Особый дар проявился у Гаршина при написании сказок, волшебная образность которых делает их интересными не только детям, но и взрослым. Но, даже в них писатель преподносит жизнь в драматическом ракурсе, что также является особенностью его творчества.

Происхождение и ранние годы

Родился писатель в Екатеринославской губернии, в семье небогатого дворянина, морского офицера Михаила Егоровича Гаршина. Местом его рождения стало имение Приятная Долина. Мать, Екатерина Степановна, была разносторонне образованной женщиной, кроме гуманитарных наук она живо интересовалась политикой и свободно говорила на нескольких иностранных языках.

В доме Гаршиных нередко устраивались встречи отца с сослуживцами по Крымской войне. Их воспоминания об обороне Севастополя и других героических подвигах были одними из первых впечатлений будущего писателя.

Воспитателем Всеволода был П.В. Завадский, сотрудничающий с тайным обществом, связанным с Герценом. Учитель внушал мальчику современные демократические идеи, первым его «букварем» также стала одна из книг «Современника». Уже в восьмилетнем возрасте им был прочитан роман Чернышевского «Что делать».

Мать Всеволода оставила семью ради Завадского, и после его ареста уехала с ним в ссылку. Мальчик очень тяжело перенес эту семейную драму, которая в дальнейшем отразилась на его психическом здоровье, что выражалось в частых приступах нервного происхождения.

Образование

В 1864 году Всеволод поступил в седьмую гимназию Санкт-Петербурга. Уже в годы учебы появились его первые произведения, в которых было заметно подражательство Гомеру и Тургеневу. Окончив учебу в 1874 году, юноша поступил в горный институт. Через два года вышел его первый сатирический очерк «Подлинная история Энского земского собрания».

С женой Надеждой

В эти же годы Гаршин вошел в круг молодых художников-передвижников. В результате этой дружбы появилось несколько статей, посвященных живописи. В начале русско-турецкой войны 1877 года Всеволод добровольно ушел на фронт. После участия в болгарском походе он был произведен в прапорщики «За отличие в делах». Получив ранение в одном из боев, он, после выздоровления вернулся домой. Спустя какое-то время он отправился в Петербург с целью посвятить себя творчеству. В 1878 году Гаршин поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, став его вольнослушателем.

Творчество

В первые послевоенные годы основой творчества Гаршина стали военные воспоминания. На эту тему им был написан рассказ «Четыре дня», благодаря которому его имя стало узнаваемым. В нем он выступил как пацифист, резко осуждающий войну, как противоречащее человечеству явление. Через некоторое время он выпустил очерки, где с осуждением приводил примеры социальной несправедливости как явления уже мирной, послевоенной жизни.

Памятник в селе Переездное

Тема нравственного падения женщины раскрывается в рассказах «Надежда Николаевна» и «Происшествие». Проблема выбора своего пути интеллигенцией поднималась в рассказах «Художники» и «Встреча». Очень болезненно воспринимал Гаршин события, связанные с революционным террором конца семидесятых годов 19 века. К этому времени он полностью разочаровался в народнических методах борьбы и считал их несостоятельными. Это мироощущение нашло отражение в его рассказе «Ночь».

В своем творчестве Гаршин легализовал такой литературный жанр, как новелла. В этой художественной форме написано его произведение «Красный цветок » (1883 г.). Пик писательской популярности Всеволода приходится на восьмидесятые годы. В этот период он создает произведения, наполненные искренним человеколюбием, в них прослеживается участие в судьбах соотечественников, а также как никогда ярко раскрывается его литературный талант.

Главные произведения

Среди самых известных произведений Гаршина можно отметить рассказы «Денщик и офицер», «Надежда Николаевна», «Трус» и «Происшествие». Самыми читаемыми сказками писателя стали «То, чего не было» и «Лягушка-путешественница», по которой позже сняли мультфильм, ставший не менее популярным бумажного аналога.

Мемориальный музей в Переездном

Рассказ «Денщик и офицер» повествует о двух, совершенно противоположных типах людей, принадлежащих к разным социальным пластам. Первый – невзрачный парень, денщик Никита, второй – Стебельков, офицер-лентяй, у которого на уме одни балы и развлечения. К тому же, он большой любитель поспать. Именно через сны раскрываются такие разные характеры главных героев.

Памятник в Старобельске

«Сказка о жабе и розе» была написана Гаршиным в 1884 году за одну ночь. Перед этим он гостил у одного из своих друзей. Среди приглашенных был известный пианист Рубинштейн. Во время игры на фортепиано напротив исполнителя сел человек, который вызвал у Гаршина сильную антипатию. Писатель невольно провел параллель между ним и прекрасным в своем вдохновении музыкантом. Так появилась метафора об уродливом и прекрасном, которая легла в основу «Сказки о жабе и розе».

Последние годы

В 1880 году казнили молодого народовольца И. Млодецкого, с которым был знаком В. Гаршин. Это известие так повлияло на психику писателя, что его поместили в психиатрическую больницу, в которой он провел два неполных года.

Надгробие на могиле

В 1882 году Всеволод вернулся в Петербург. Состояние его оценивалось как стабильное, и он вновь принялся за работу. В это время выходит его очерк «Петербургские письма», с вполне здравыми размышлениями об этом городе, как о духовной столице русской интеллигенции. В 1883 году состоялась свадьба Всеволода Гаршина и Надежды Золотиловой, врача по профессии. По словам самого писателя, этот период был самым счастливым и светлым в его жизни. Именно тогда появился один из его лучших рассказов «Красный цветок ».

В 1887 Гаршина снова настигает тяжелейшая депрессия, из-за которой он вынужден уйти со службы. К этому добавляются скандалы в семье из-за недопонимания между женой и матерью писателя. Все эти события повлияли на трагический исход болезни: в одну из бессонных ночей Гаршин вышел из квартиры и бросился в лестничный пролет. Несмотря на усилия врачей, писатель впал в кому, из которой уже не вышел до самой смерти, которая наступила 24 марта 1888 года. Похоронили писателя на Волковом кладбище Санкт-Петербурга, на Литераторских мостках.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы) Событие
1855 Год рождения Всеволода Гаршина
1860-1863 Годы жизни в деревне с отцом
1863 Переезд с Матерью в Петербург
1864 Поступление в гимназию Петербурга
1872-1873 Время лечения психического заболевания
1874 Окончание гимназии. Поступление в горный институт
1876 Публикация «Подлинная история Энского земского собрания»
1877 Выход статей о живописи
1878 Публикация рассказа «Происшествие»
1879 Выход рассказов «Трус», «Встреча», «Художники»
1880 Подача прошения о помиловании террориста Млодецкого
1880-1882 Лечение в психиатрической больнице
1882 Возвращение в Петербург
1883 Публикация рассказа «Из воспоминаний рядового Иванова»
1884 Закрытие «Отечественных записок». Поездка в Киев
1885 Выход повести «Надежда Николаевна»
1886 Выход в «Русской мысли» «Сказания о гордом Аггее»
1887 Выход сказки «Лягушка-путешественница»
1888 Не стало Всеволода Михайловича Гаршина

Интересные факты

  • род Гаршины происходил от татарских дворян;
  • летним увлечением мальчика был сбор грибов и растений для гербария;
  • в семь лет им был прочитан «Собор Парижской богоматери»;
  • Гаршин позировал для картины И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына»;
  • творчество В. Гаршина было высоко оценено А.П. Чеховым;
  • на протяжении всей жизни страдал от затяжных тяжелых депрессий.

Память о писателе

В 1955 году вышла почтовая марка с портретом В. Гаршина.

Всеволод Мейерхольд взял себе это имя при крещении в память о Гаршине.

Именем Гаршина названы улицы в Одессе, Алма-Ате, Нижнем Новгороде, Москве, Владивостоке, Екатеринбурге, Воронеже и других городах СНГ.

В селе Переездное, на родине писателя функционирует музей В. Гаршина.

В 1991 году при входе в школу села Переездное был открыт памятник В. Гаршину.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: