Портрет томаса мора, ганс гольбейн — описание - JEKATERINBURG.RU

Портрет томаса мора, ганс гольбейн — описание

Лорд-канцлер, коммунист, католический святой: Вельможа, который придумал утопию

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Не один и не два раза человечество в своей истории «штурмовало небо», пытаясь здесь, на Земле построить замену Небесному раю. Таких попыток в истории было на самом деле множество. Всякий раз из этого ничего не выходило, но каждая попытка по-своему поучительна. В нашем цикле “История идей, великих и ужасных”, посвященном истории человеческих попыток построить рай на Земле, рассказываем об итальянском ересиархе Дольчино, собиравшемся построить Царство Божие на земле с оружием.

Время и место действия

Почему нам это интересно сегодня

Слово «утопия», которое изобрел член парламента, помощник городского шерифа Лондона адвокат Томас Мор, дало имя не только литературному жанру, но и целому направлению общественно-политической мысли. Образовано оно из греческих слов «топос» (место) и «у» (нет) – «место, которого нет», или «Нигдея». Утопия – это дерзкое конструирование идеального общества, фантастика, претендующая на роль социального и нравственного маяка. Таким было «Государство» Платона. Такими станут труды последователей Мора — «Новая Атлантида» Бэкона, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы и многие другие сочинения.

Вслед за Платоном Томас Мор утверждал, что там, где существует частная собственность и все меряется деньгами, правильное течение государственных и общественных дел невозможно, что государство и люди могут быть счастливы, только если между ними будет имущественное равенство. Все должно быть общим, тогда незачем будет завидовать, стараться приобрести побольше, обманывать ближнего.

Но Мор пошел дальше Платона. Он впервые заговорил о коммунизме в масштабах уже всего общества, а не отдельных общин или сословий, и распространил его не только на сферу потребления, как Платон, но и на производство. Поэтому многие идеологи коммунизма именно Мора считали родоначальником современного социализма.

Главные действующие лица

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Томаса Мора. 1527

Томас Мор (1478–1535) был не только знаменитым писателем, историком и выдающимся гуманистом эпохи позднего Возрождения, но и высокопоставленным вельможей. В 1529 году он даже стал лорд-канцлером Англии — вторым человеком в государстве после короля.

При этом Мор был глубоко верующим католиком. Казнили его за отказ признать законной церковную реформу, делавшую короля главой Церкви Англии, а также развод Генриха VIII с Екатериной Арагонской и его женитьбу на Анне Болейн. При дворе его противниками стали не только сторонники новой королевы, но и влиятельная партия главного министра Томаса Кромвеля, идеолога английской Реформации, чей потомок Оливер спустя столетие возглавит пуританскую парламентскую «революцию» и станет лордом-протектором – фактическим правителем страны.

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Генриха VIII. Около 1539-1540

Мора арестовали и заключили в Тауэр, а 6 июля 1535 года он был обезглавлен. В 1886 году Римско-католическая церковь провозгласила его «блаженным мучеником», а в 1935 году, когда исполнилось 400 лет со дня его казни, папа Пий XI причислил его к лику святых.

Золотая книжечка

Обложка американского издания в 1997 году

Свой знаменитый труд Мор опубликовал в 1516 году под названием «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

Первая часть книги — литературно-политический памфлет, беспощадная критика тогдашней Англии, например, практики огораживания, когда землевладельцы сгоняли крестьян с пахотных земель, чтобы можно было пасти там овец, шерсть которых тогда очень ценилась. Именно оттуда взят афоризм о том, что «в Англии овцы пожирают людей»:

«Ваши овцы, обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят, стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города».

Карта «Утопии» работы Авраама Ортелиуса (14 апреля 1527 — 28 июня 1598), издателя и продавца карт. Он нарисовал ее для удовольствия своих друзей, чтобы снабдить их экземпляры «Утопий»

В первой книге Мор пишет о том, насколько несовершенна социальная и политическая система, критикует смертную казнь, законы о рабочих, иронически высмеивает несовершенства духовенства и предлагает программу реформ, призванных исправить положение.

А во второй части он приглашает читателя на таинственный вымышленный остров Утопия, где нет частной собственности, все общее, люди счастливы и живут в справедливости и довольстве.

Как устроена Утопия Мора

Книга написана в форме диалога, что позволило не отождествлять высказанные в ней коммунистические рецепты устроения общества с мнением самого Мора. Недаром некоторые ученые считают «Утопию» не непосредственным выражением мировоззрения Мора, а некой литературной игрой.

Там он обнаружил возглавляемую мудрым монархом федерацию 54 городов со столицей – городом Амауротом. Все островитяне жили в хороших трехэтажных похожих друг на друга домах, которыми менялись каждые 10 лет. С тыльной стороны к каждому дому примыкали прекрасные сады: как сказано в книге, ничему другому основатель идеального государства Утоп не уделял столько трудов, времени и внимания, как устройству этих садов. Это, вероятно, должно подчеркнуть райскую природу Утопии, ведь рай часто понимают как прекрасный сад.

Все люди на острове обязаны были трудиться — как мужчины, так и женщины. Все они занимались земледелием, попеременно проживая то в городе, то в деревне, а также обязаны были владеть еще хотя бы одним ремеслом. Работали утопийцы лишь шесть часов в день – три часа до обеда и после двухчасового перерыва еще три. В остальное время они занимались музыкой, а в предрассветные часы слушали научные лекции. В этом собственно и были цель и счастье их жизни — в свободном досуге и образовании:

«Очень часто также, когда не встречается надобности ни в какой подобной работе, государство объявляет меньшее количество рабочих часов. Власти отнюдь не хотят принуждать граждан к излишним трудам. Учреждение этой повинности имеет прежде всего только ту цель, чтобы обеспечить, насколько это возможно с точки зрения общественных нужд, всем гражданам наибольшее количество времени после телесного рабства для духовной свободы и образования. В этом, по их мнению, заключается счастье жизни».

Деньги использовались только для торговли с другими странами, монополия на которую принадлежала государству, а продукты между островитянами распределялись по потребностям.

Мор всячески подчеркивает разумность жизни и привычек утопийцев, их естественную склонность следовать разумному порядку. Их интересует суть вещей, а не то, как они выглядят. Поэтому, например, золото и серебро у них ценится ниже железа, ведь железо – гораздо более подходящий для разных хозяйственных нужд металл. Игрой в золотые украшения и драгоценные камни у утопийцев забавляются только дети.

Более того, из золота и серебра в его Утопии делают ночные горшки и цепи и кандалы для рабов. Да-да, в Утопии Мора есть и рабы, надо же кому-то выполнять грязные работы — до роботов и автоматики человеческая мысль тогда еще не дошла. Впрочем, с рабами утопийцы обращаются столь милостиво, что часто в них по собственной воле идут жители соседних народов, потому что рабство у утопийцев лучше, чем свободная жизнь за пределами Утопии.

Утопизм автора «Утопии»

Но именно в рационализме автора «Утопии» главная слабость его конструкции. Он совершенно не берет в расчет человеческую природу с ее неподвластными разуму страстями.

Мор считает, что стоит дать каждому причитающуюся ему долю естественных удовольствий, и люди станут счастливы. Но кто будет определять, какие удовольствия согласны с природой, а какие нет? Например, в «Утопии» верхняя одежда у всех одного цвета, поэтому незачем иметь по 4-6 платьев — так экономятся общественные усилия по шитью одежды.

«В результате этого у них каждый довольствуется одним платьем, и притом обычно на два года, в других же местах одному человеку не хватает четырех или пяти верхних шерстяных одежд, да еще разноцветных, а вдобавок требуется столько же шелковых рубашек, иным же неженкам мало и десяти. Для утопийца нет никаких оснований претендовать на большее количество платья: добившись его, он не получит большей защиты от холода, и его одежда не будет ни на волос наряднее других».

Но согласятся ли люди, особенно женщины, одеваться так рационально, безыскусно и разумно?

Читайте также  Биография густава климта, описание картин

Интересные факты

1. Большим другом Томаса Мора был великий просветитель и деятель Возрождения Эразм Роттердамский, который посвятил ему свою знаменитую «Похвалу глупости», написанную в доме Мора в Лондоне. Восхищаясь Мором, Эразм в одном из своих писем задает риторический вопрос: «Создавала ли природа когда-либо что-нибудь более светлое, достойное любви, чем гений Томаса Мора»?

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Эразма Роттердамского. 1523

2. В юности Мор вовсе не собирался посвятить всю жизнь юридической (довольно долго он был адвокатом) и государственной карьере и долго не мог сделать выбор между гражданской и церковной службой. Одно время он даже решил стать монахом и потом до конца жизни придерживался почти монашеского образа жизни с постоянными молитвами и постами. Однако политическое призвание взяло верх — в 1504 году Мор был избран в парламент, а в 1505 году женился.

Семья Томаса Мора (Портрет семьи Томаса Мора (копия с утраченной картины Ганса Гольбейна Младшего). Сэр Томас Мор, его отец, его семья и его потомки. 1593

3. Мор отстаивал необходимость образования женщин, что было крайне необычным для того времени. Он считал, что женщины столь же способны к наукам, как и мужчины, и настаивал, чтобы его дочери, как и его сын, получили высшее образование.

Эдвард Уорд. «Сэр Томас Мор прощается со своей дочерью»

4. Несмотря на признание мученического подвига Мора, к его «Утопии» Римско-католическая церковь благосклонна не была. Какое-то время книга была даже запрещена, а потом печаталась с купюрами. Действительно, в ней содержится осуждение и монашества как сословия бездельников, и изнуряющих тело постов. Конечно, искренне верующий в Бога Мор не отвергает религии, но одновременно рассуждает о «матери-природе» и ее «ласках», о том, что не стоит отвергать природные наслаждения, лишь бы они были в согласии с разумом. Более того, в его «Утопии» есть даже оправдание эвтаназии. Не удивительно, что некоторые католические авторы утверждают, что если бы Генрих не отрубил Мору голову, его, вполне возможно, сожгли бы по приговору папы.


Трейлер фильма о Томасе Море «Человек на все времена» (1966)

5. Русский перевод «Утопии» вышел почти одновременно с книгой А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Как отмечал советский историк и литературовед И. Н. Осиновский, это, по-видимому, «явления общественной мысли, органически близкие друг к другу. И, по понятным причинам, восприятие их русской читающей публикой было далеко не однозначным. С одной стороны, они вызывали интерес и сочувствие либерально настроенных читателей, с другой — содействовали усилению охранительных настроений и страха перед “французской заразой” у ярых приверженцев самодержавия».

Портрет сэра Томаса Мора, Ганса Гольбейна: Анализ 4 027 Раздел в процессе наполнения и корректировки

Текст ещё не готов

Портрет сэра Томаса Мора (1527 г.). Автор Ганс Гольбейн. Интерпретация портретной живописи английской эпохи Тюдоров. MAIN AZ INDEX

Портрет сэра Томаса МораГанса Гольбейна.Считается одной извеличайших портретных картин 16 века.

Содержание Описание • Анализ • Объяснение других картин Гольбейна

Описание Название: Портрет сэра Томаса Мора (1527) Исполнитель: Ганс Гольбейн Младший (1497-1543) Средство: Масло и темпера панель живописи Жанр: Портрет искусства Движение: Северное Возрождение искусства Расположение: Коллекция Фрика, Нью – Йорк

Для интерпретации других известных примеров портретной живописи, пожалуйста, см.: Анализ известных картин (1250-1800).

ПОНИМАНИЕ ИСКУССТВА Если вам нужнапомощь в пониманиикартин северныххудожников, таких как Гольбейн, см. Art Evaluation.

Хотя он умер на пике своих возможностей, в сравнительно молодом возрасте 45 лет Ганс Гольбейн Младший был одним из лучших художников-портретистов XVI века и законным наследником традиций фламандских художников , таких как Ян ван Эйк (1390-1441) и Петрус Христос (1410-75). Получив образование в Аугсбурге у своего отца, Ганса Гольбейна Старшего (1465-1524), он переехал в Базель в поисках работы – в основном протестантского искусства реформации , например, его гравюр на дереве, таких как «Христос как свет миру» и «Продажа индульгенций «, иллюстрирующий борьбу Лютера против Рима. Однако падение спроса на крупномасштабные религиозные картины (запрещенный лютеранством) искалечил традиционный рынок для искусства Северного Возрождения и привел к тому, что Гольбейн переехал в Англию в поисках работы. Вооруженный рекомендацией Эразма Роттердамского, он был принят в гуманистические круги вокруг сэра Томаса Мора и быстро стал известен своими выдающимися портретами. Во время этого первого визита в Англию (1526–28) он не был нанят Генрихом VIII (правил в 1509–1447), хотя писал портреты нескольких придворных и дворян. Как и большинство художников Северного Возрождения , он твердо верил в ценность предварительного рисования и набросков , обычно перенимая методы французского художника-портретиста Жана Клуэ (1480–1541 гг.), Который рисовал мелом. на бумаге без грунтовки для предварительных исследований.

Гольбейн, вероятно, выполнил несколько портретов сэра Томаса Мора, хотя известно, что сохранились только два – этот, теперь в коллекции Фрика, и тесно связанный рисунок с телесным цветом, теперь в Королевской коллекции. Кроме того, в Королевской коллекции есть еще несколько рисунков Мора Гольбейна.

Сэр Томас Мор (1478-1535) был ученым-гуманистом и государственным деятелем, пришедшим к власти при Генрихе VIII, став тайным советником, спикером палаты общин (1523) и лорд-канцлером (1529-1532). Позже он ушел с поста канцлера в знак протеста против предложенного Генри разводом с Екатериной Арагонской, а затем отказался согласиться с тем, чтобы Генри стал верховным главой английской церкви. В результате он был осужден за государственную измену и обезглавлен. Почитаемый католической церковью как мученик, он был канонизирован в 1935 году.

Портрет сэра Томаса Мора Гольбейном был написан в 1527 году, когда Мор занимал пост канцлера герцогства Ланкастер. На снимке – поясной портрет, – Мора в профиль в три четверти сидит на неглубоком фоне, покрытом зелеными шторами. Он носит свою официальную мантию, а также воротник Эссеса с эмблемой Генриха VIII в виде розы Тюдоров. Эта цепочка означает службу королю, а не какой-то конкретный офис. Он смотрит направо, с выражением лица одновременно суровым и настороженным. Бдительность могла быть вызвана политическими раздорами при королевском дворе Тюдоров, но суровость проистекала из собственной религиозной уверенности Мора. Стоит отметить, например, что, несмотря на свои святые качества, он все же мог приказать сжечь еретиков на костре. На портрете ученого Мора маленький знак, хотя некоторые искусствоведы считают, что Гольбейн намекает на это в небольшом сутулости фигуры.

Красно-зеленая палитра Гольбейна в стиле Возрождения также может быть символической. В средневековом искусстве красный цвет ассоциировался с властью и значением, а также с мученичеством. Это также христианский литургический цвет искупления и смирения. Между тем, зеленый цвет часто используется для обозначения идеи «откровения», происходящего от праздника Богоявления, когда Божественность Иисуса была открыта Трем Королям. Принимая во внимание склонность Гольбейна к аллегории и символизму, весьма вероятно, что он сознательно выбрал эти цвета, чтобы передать какое-то сообщение, хотя его точная природа далеко не ясна. Возможно, он предполагал, что сэр Томас Мор станет мучеником, если не радикально изменит свое отношение.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2359)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1257)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (712)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2435)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (48)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (570)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (30)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (621)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1236)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1616)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (801)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (447)
  • ЮСУПОВЫ (21)
Читайте также  Кораблекрушение, уильям тёрнер - описание картины

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Ганс Гольбейн Младший «Портрет Томаса Мора»

Ганс Гольбейн Младший

Портрет Томаса Мора — Ганс Гольбейн. 1527. Дерево, темпера. 74,2 x 59 см. Музей: Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Гольбейн – выдающийся портретист с уникальной способностью не только передавать мельчайшие детали, но и отлично фиксировать выразительные черты лица портретируемых. Ярким примером его выдающегося творчества служит портрет гениального мыслителя и политического деятеля Томаса Мора.

Человек огромного ума, обладатель мощной харизмы, Мор стал жертвой политических интриг и был казнен. Позже его причислили к лику святых католической церковью, а этой чести крайне редко удостаиваются мыслители гуманистического направления.

Портрет Томаса Мора – великолепное произведение как с точки зрения художественного мастерства Гольбейна Младшего, так и со стороны выразительности и производимого на зрителя впечатления. Простое, даже грубоватое лицо Мора выражает непреклонность и огромную силу воли, в глазах светится пытливый ум, губы сурово сжаты, словно он предчувствует свою нелегкую судьбу. В его руках документ – своеобразное завещание своим потомкам помнить и изучать его труды.

С художественной точки зрения этот портрет является безукоризненно выполненной работой. С великим мастерством на нем передана фактура разнообразных тканей. Тяжелый драпированный занавес с темной бахромой на заднем плане отсвечивает золотом. Это зеленый шелк или парча, контрастирующий с насыщенной глубиной коричневого бархата одежды Мора. Столь же виртуозно выписан меховой воротник и выпушка рукавов. Рыжеватый мех кажется мягким и теплым, настолько реалистично он изображен. Он прекрасно сочетается по цвету с бархатом шоколадного цвета и с оливковой зеленью драпировки.

Как мастер деталей, Гольбейн не мог упустить возможности изобразить сложное ювелирное украшение на одежде мыслителя. Это не просто драгоценная золотая вещь, а свидетельство его высокого положения, ведь Мор был членом Тайного совета и лорд-канцлером короля Генриха VIII, который впоследствии и приказал казнить своего друга и помощника. На мощной цепи и подвеске можно рассмотреть каждую деталь, в том числе и такой знаковый элемент, как знаменитая «роза Тюдоров».

Цветовая гамма полотна насыщенная и богатая, но не яркая. Краски не бросаются в глаза, они слегка приглушенные и благородные, как это и подобает портрету великого мыслителя. Гольбейн отличался отменным вкусом и мастерством компоновки, поэтому все его работы имеют добротную композицию, мастерски выполнены и наполнены глубоким смыслом.

Ганс Гольбейн Младший

…Итак, приходится делать теперь нечто похожее на то, что делал Гольбейн. Это был человек колоссального ума, и, вероятно, огромного таланта. Он спускался со своим анализом почти в самую глубину человеческого лица, и его произведения в искусстве – как великие открытия науки. Нигде нерв не дрогнул. Он как будто пожертвовал сердцем, и только в одном портрете дрогнуло что-то – в портрете Колонна, в галерее Колонна в Риме. Только глядя на это, можно догадываться, что было у человека в сердце; право, по-моему, так.

И. Н. Крамской. Из письма В. В. Стасову.

О жизни Ганса Гольбейна известно немного. Приблизительная дата рождения – конец 1497 или начало 1498 года, приблизительная дата смерти, приходящаяся на осень 1543 года, скупой ряд немногословных фактов доносят до нас лишь общие очертания его судьбы. В ней много белых пятен, много неясностей, которые не помогают прояснить ни дневники, ни письма, ни память современников.

Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом. Гансу здесь всего четырнадцать лет, но в детских, еще незавершенных чертах его лица проступает настолько отчетливый характер, что мальчик кажется чуть ли не старше своего мечтательного семнадцатилетнего брата.

Ганс Гольбейн Старший. Портрет сыновей Амброзиуса и Ганса

По сути, таким же предстает он и во втором рисунке — своем единственном достоверном автопортрете, который был сделан незадолго до смерти в возрасте сорока пяти лет. Здесь та же сила воли и непреклонность, тот же твердый взгляд умных глаз и опыт прожитых лет, наложивших на лицо печать горечи и скепсиса, угрюмой суровости и замкнутости одиночества.

Азы художественной грамоты он проходит в родном Аугсбурге в доме отца, Ганса Гольбейна Старшего, самого значительного живописца своего поколения в Швабии. Затем отправляется в обязательные для подмастерья странствия, работает в Базеле и Люцерне, путешествует по Италии, а позже, уже зрелым художником, по Франции, Нидерландам и Англии. Окончательно осев в Базеле, вступает в городской цех живописцев, обзаводится семьей и собственной мастерской. Разделяя еще достаточно бесправное социальное положение своих собратьев по ремеслу, вынужден искать покровителей, которых находит сначала в кругу базельских гуманистов и в лице бургомистра города Якоба Майера, затем в доме знаменитого английского гуманиста Томаса Мора, а под конец жизни – при дворе короля Англии Генриха VIII.

Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру. Если формально Гольбейн еще стоял одной ногой в эпохе Дюрера – целых тринадцать лет их творчество питала, по сути, одна и та же действительность, — то по историческим часам он принадлежал уже другому времени и с прозорливостью великого художника интуитивно высказывал в своем искусстве предчувствие перемен задолго до того, как они стали очевидны всем и обрели конкретную форму в трагических итогах Крестьянской войны, расколе реформаторского движения, протестантском иконоборчестве.

Умный, пронзительно ясный гольбейновский взгляд умел не только наблюдать, но и видеть. Художнику был внятен голос времени, в котором он жил и над которым, надо думать, много размышлял. И это время – сложное состояние духовной культуры Германии на исходе эпохи Ренессанса – по-своему и не менее выразительно, чем дюреровское, преломило его сосредоточенное и гордое искусства.

В. А. Пахомова. Графика Ганса Гольбейна Младшего.

Торговец Georg Gisze

Портрет Эразма Роттердамского

Портрет пишущего Эразма Роттердамского

Портрет Генриха VIII

Портрет молодого человека

Портрет Томаса Кромвеля

Портрет сэра Томаса Мора

Бенендикт фон Хертенштейн

Портрет женщины из южной Германии

Портрет Бонифация Амербаха

Сэр Томас Уайет младший

Портрет Уильяма Уэрхама, архиепископа Кентерберийского

Портрет Шарля де Солье, сира де Моретта, французского посла в Лондоне

Мертвый Христос в гробу

Мертвый Христос в гробу. Фрагмент

Портретные рисунки – лучшее из созданного Гольбейном в графике и, может быть, самое самобытное из созданного им вообще. Если во всем остальном он был так или иначе родствен тому, что делалось рядом с ним, то в карандашном портрете он единственный в своем роде. Здесь вылился весь Гольбейн, тот удивительный Гольбейн, перед которым мы преклоняемся как перед одним из величайших рисовальщиков всех времен. Мастером он был во всем, к чему бы ни прикасалась его рука. В портретах он был гениален.

Читайте также  Портрет капитана томаса корама, уильям хогарт — описание

Портрет Якоба Мейера, мэра города Базель

Жанна де Булонь, герцогиня Берри

Портрет епископа Джона Фишера

Портрет леди Мэри Гилфорд

Сэр Томас Элиот

Мадонна с младенцем между колоннами

Мадонна с младенцем на скамье

Христос, отдыхающий на кресте

Христос на кресте

Дизайн витража. Дикий человек.

Дизайн витража. Швейцарские наемники

Бичевание Христа. Дизайн витража

Мадонна с младенцем.

Св. Екатерина Александрийская

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Портрет томаса мора, ганс гольбейн — описание

Всеобщая история искусств

От редакционной коллегии.

Искусство Проторенессанса и 14 века

Искусство 15 века

Искусство 16 века

Изобразительное искусство Средней Италии в период Высокого Возрождения

Изобразительное искусство Венеции и прилегающих областей

Изобразительное искусство 15 века

Изобразительное искусство 16 века

Искусство 15 века

Искусство 16 века

Искусство 15 века

Искусство 16 века

Искусство проторенессанса и 14 века.

Искусство 15 века.

Искусство 16 века.

Искусство Срелней Италии.

Искусство Северной Италии.

Всеобщая история искусств

От редакционной коллегии.

Третий том «Всеобщей истории искусств» целиком посвящен искусству эпохи Возрождения.

Авторами глав третьего тома являются:

Введение — Ю. Д. Колпинский.

Введение — Е. И. Ротенберг.

Искусство Проторенессанса и 14 века — Н. А. Белоусова.

Искусство 15 века Архитектура — В. Е. Быков. Изобразительное искусство — Н. А. Белоусова.

Искусство 16 века Введение — Е. И. Ротенберг. Архитектура — В. Ф. Маркузон. Изобразительное искусство Средней Италии в период Высокого Возрождения — Е. И. Ротенберг.

Искусство маньеризма — И.А.Смирнова.

Изобразительное искусство Венеции и прилегающих областей — Ю. Д. Колпинский.

Прикладное искусство—Н. С. Степанян.

Архитектура—Е. И. Ротенберг.

Изобразительное искусство — Р. Б. Климов.

Искусство Германии — Н. М. Чегодаева.

Архитектура — А. И. Венедиктов.

Изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина.

Искусство Испании — Т. П. Каптерева.

Искусство Португалии — Т. П. Каптерева.

Архитектура—А. И. Венедиктов.

Изобразительное искусство — М. А. Орлова.

Искусство Далмации — Л. С. Алешина.

Искусство Венгрии — А. Н. Тихомиров.

Искусство Чехословакии — Л. С. Алешина.

Искусство Польши — М. Т. Кузьмина

В отдельных разделах тома использованы авторские материалы В. Ф. Маркузона (по архитектуре Италии 15 в.), Е. И. Ротенберга (по изобразительному искусству Италии 15 в.), В. М. Полевого (но искусству Польши — раздел о Вите Ствоше).

В редактировании отдельных глав принимали участие А. Д. Чегодаев и Н. В. Яворская. В подготовке текстов к печати участвовала Л. С. Алешина.

Подбор иллюстративного материала выполнен Е. И. Ротенбергом, Т. П. Каптеревой и Л. С. Алешиной. Макет альбома иллюстраций составлен Р. Б. Климовым при участии редакторов тома, список иллюстраций — Т. П. Каптеревой. В подготовке карт принимала участие Л. С. Алешина. Указатель составлен М. Б. Аптекарь; материалы для библиографии представлены авторами глав.

Рисунки в тексте и карты выполнены художником В. А. Лапиным; подготовка иллюстративного материала для репродуцирования осуществлена фотографами Е. А. Никитиным и Н. А. Крацкиным.

За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д.—редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага).

За помощь в работе над третьим томом редколлегия приносит благодарность профессору А. Г. Габричевскому, директору Академии художеств в Венеции профессору Джузеппе Делогу, профессору Стефану Козакевичу (Польша), ректору Академии художеств Чехословакии Иржи Коталику, члену-корреспонденту Академии наук СССР В. Н. Лазареву, кандидату искусствоведения К. М. Малицкой, кандидату искусствоведения А. Н. Немилову.

Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры. Этап этот, как отмечал Ф. Энгельс, был величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством ( См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр.346) . По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. Достаточно напомнить о гениальных научных догадках Леонардо да Винчи, об основании Фрэнсисом БЭКОНОМ опытного метода исследования, об астрономических теориях Коперника, о первых успехах математики, о географических открытиях Колумба и Магеллана.

Особое значение имело Возрождение для развития искусства, утверждения принципов реализма и гуманизма в литературе, театре и изобразительном искусстве.

Художественная культура Возрождения представляет для человечества неповторимую и непреходящую ценность. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Более того, реалистическое искусство Возрождения открывает собой, по существу, первый этап в истории искусства нового времени. Основные принципы реализма, сама система реалистического языка изобразительного искусства нового времени сложилась в искусстве Возрождения, в особенности в его живописи. Огромное значение имело искусство Возрождения для всего дальнейшего развития зодчества и ваяния. То же относится и в значительной мере к театру и литературе.

Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. Однако это вовсе не значит, что культура всех народов мира при переходе от феодализма к буржуазному обществу проходила через период Возрождения как через обязательный этап своего развития. Для того чтобы в недрах позднего феодального общества впервые возникла и победила последовательно антифеодальная, реалистическая и гуманистическая художественная культура ренессансного типа, сложилось передовое светское мировоззрение, возникло представление о свободе и достоинстве человеческой личности, необходимо было сочетание определенных исторических условий, которые оказались возможными в определенной части земного шара, а именно в Западной и отчасти Центральной Европе.

Экономика и культура средневековой Европы на первых этапах развития феодализма отставала от рано расцветших могучих культур Востока (Арабский Восток, Китай, Индия, Средняя Азия). В дальнейшем, однако, именно в Европе впервые созрели предпосылки к переходу от феодализма к капитализму, то есть к новой, более высокой общественно-исторической формации. Эти новые общественные отношения сложились еще в недрах европейского феодального общества в торго-во-ремесленных городах — городских коммунах.

Именно тот факт, что в некоторых экономически наиболее развитых областях средневековой Европы города приобрели политическую самостоятельность, облегчил зарождение в них раннекапиталистических отношений. На этой основе и возникла открыто враждебная старой феодальной культуре новая культура, названная культурой Возрождения (Ринашименто — на итальянском, Ренессанс — на французском языке). Таким образом, первая антифеодальная в истории человечества культура возникла в ставших на путь капиталистического развития независимых городах-государствах, спорадически вкрапленных в массив Европейского континента, который находился в целом еще на стадии феодализма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: