Портрет статс-дамы м. а. румянцевой, антропов — описание - JEKATERINBURG.RU

Портрет статс-дамы м. а. румянцевой, антропов — описание

Краткая биография Марии Румянцевой (Матвеевой)
любовницы Петра I

А через восемь лет, на 84 году жизни, в день именин Императрицы лихо отплясывала польку с внуком Екатерины II — Великим Князем Александром Павловичем. В истории России Мария Андреевна оставила след, как одна из любимых женщин великого реформатора Петра Первого.

Дочь Петровской эпохи

Хорошей репутации семьи Матвеевых, немало послужил авторитет деда Марии, боярина Артамона Сергеевича Матвеева. Он занимал важные должности при родителях Петра. Всегда был верен Романовым и трагически погиб на глазах маленького царевича во время стрелецкого бунта.

Знакомство с царем

После возвращения в Москву, жизнь закружила сестёр Матвеевых вихрем развлечений. По последним указам государя, все девицы были обязаны принимать участие в увеселительных мероприятиях. На одной из таких ассамблей Пётр увидел девятнадцатилетнюю красавицу Марию Матвееву.

Ассамблея при Петре I. 1858. ХЛЕБОВСКИЙ Станислав. Холст, масло.

Он был старше на 27 лет, женат, имел множество связей и нескольких официальных любовниц, но эта страсть стала особенной. Бойкость, красота, образованность Марии покорили сердце императора. Современники отмечали, что государь питал к ней глубокое чувство.

Подтверждением этих событий служит свидетельство Великого Князя Николая Михайловича, признанного историка семьи Романовых:

«Она занимала первое место среди любовниц великого императора, он любил Марию Андреевну до конца жизни и даже ревновал ее, что случалось с ним нечасто. Желая, чтобы кто-нибудь держал юную графиню «в ежовых рукавицах», государь выдал 19-летнюю Матвееву за своего любимого денщика Александра Ивановича Румянцева…». — Е.Ф. Петинова, Знаменитые россияне XVIII–XIX в., 1996.

Свадьба состоялась летом 1720 года. Молодые поселились в доме № 3 по Марсовому полю. Царь вместе с супругой их часто навещал. Карьера Румянцева, сразу получившего чин бригадира, пошла в гору. Мария родила за три года после свадьбы троих здоровых дочерей. Пётр лично принимал участие в крестинах. В 1724 году Румянцев был направлен чрезвычайным послом в Константинополь. Жена с дочерьми осталась в Москве.

Зимой 1725 Мария Андреевна родила сына в молдавском селе Строенцы. Она жила там в ожидании мужа из Персидского похода. Некоторые источники сообщают, что ребёнок был рождён в Москве. Однако, официальная биография, генерал-фельдмаршала, графа Петра Андреевича Румянцева-Задунайского, а мальчик стал великим русским полководцем, сообщает, что это событие случилось на выезде.

Войска Петра I входят в Дербент во время Персидского похода 1722 года

Овдовев, на склоне лет, Мария Андреевна позволяла себе в частных беседах намекнуть на родственные связи с царствующей фамилией, но никогда не пыталась присвоить этому событию статус признанного факта.

За мужем

Мария с детьми последовала за ним и провела в глухой деревне четыре года. Она использовала свою дружбу с княжной Елизаветой, состояла с ней в переписке. Благодаря этим отношениям, семья Румянцевых была возвращена ко двору с восстановлением всех привилегий.

Самостоятельная жизнь в зрелые годы

Зрелые годы Марии Андреевны были очень насыщены. Она принимала активное участие в жизни первых женщин страны.

Императрица Елизавета Петровна поручила Марии Андреевне руководить двором Екатерины Алексеевны, будущей Екатерины II, когда та еще находилась в статусе невесты. Румянцева невзлюбила свою подопечную и та отвечала взаимностью. В личных письмах называла «злой сплетницей» и «самой расточительной картёжницей в России». Но взойдя на престол, осталась великодушной во многом благодаря военным заслугам Петра Андреевича Румянцева-Задунайского, сына Марии Андреевны. Румянцева получила статус гофмейстерины и ей был пожалован орден Св. Екатерины.

«Во время этих маскарадов заметили, что у старой графини Румянцевой начались частые беседы с императрицей, и что последняя была очень холодна с матерью, и легко было догадаться, что Румянцева вооружала императрицу против матери и внушала ей ту злобу, которую сама питала с поездки в Украину ко всей повозке, о которой я говорила выше; если она не делала этого раньше, так потому, что была слишком занята крупной игрой, которая продолжалась до тех пор и которую она бросала всегда последней, но когда эта игра кончилась, её злость не знала удержу.» — Записки императрицы Екатерины II. СПб, 1907. С. 57

Андрей Ефимович Мартынов. Летний дворец Петра I

Смерть и погребение

Погребена в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры.

Державин написал в память о ней такие слова:

Румянцевой! — Она блистала умом, породой, красотой,
И в старости любовь снискала у всех любезною душой;

Она со твердостью смежила супружний взор, друзей, детей;
Монархам осмерым служила, носила знаки их честей.

И зрела в торжестве и славе, и в лаврах сына своего;
Не изменялась в сердце, нраве, ни для кого, ни для чего…

Портрет статс-дамы стал для Алексея Антропова экза

Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой, урождённой Нарышкиной, стал для художника Алексея Антропова своего рода экзаменом. Эта работа очень понравилась модному тогда итальянскому портретисту Пьетро Ротари, который весьма лестно отозвался о ней. Сейчас её по праву считают одной из жемчужин Государственной Третьяковской галереи.

Анастасия Михайловна Измайлова являлась ближайшей подругой и дальней родственницей императрицы Елизаветы Петровны. Глядя на её изображение кисти Антропова сразу можно представить, какой она была в жизни. Яркие крупные черты лица выдают сильную и властную натуру модели. Вся она исполнена достоинства. Во взгляде сквозят уверенность и спокойствие, поза сдержанна и величава.

Художник отмечает также и статус модели: на груди статс-дамы Измайловой усыпанная алмазами брошь с портретом императрицы Елизаветы Петровны. Это прежде всего свидетельствует о личном расположении государыни к своей придворной даме.

Дискуссия о дате
Долгое время искусствоведы спорили по поводу датировки картины. Поначалу считалось, что портрет статс-дамы Измайловой был написан Антроповым около 1754 года. Сейчас же принято считать, что полотно было создано позже, в 1759-м.

Для специалистов было делом чести установить точную дату. Дело в том, что к середине 50-х годов XVIII века Антропову исполнилось сорок лет, он считался зрелым мастером, но работал в основном над росписями стен «по образцам». То есть у него не было навыка письма с натуры. Понимая это, Антропов, вернувшись в Санкт-Петербург из Киева, где работал над росписью Андреевской церкви, поступил на стажировку к придворному художнику итальянцу Пьетро Ротари. При этом, как он сам подчёркивал, обучался «на собственный кошт».

Именно этот итальянец научил Антропова писать с натуры…

«Гренадёр в фижмах»
Влиятельнейшая статс-дама при дворе Анастасия Михайловна Измайлова была дочерью петровского камергера Нарышкина и женой генерала-майора Измайлова. Она родилась в 1703-м году. Следовательно, на момент написания портрета, если взять за дату 1759 год, ей было около 56-ти лет. Для того времени этот женский возраст более чем почтенный.

Но Анастасия Михайловна явно не пренебрегает дамскими ухищрениями ради красоты и молодости. Её лицо густо набелено и покрыто основательным слоем румян, волосы напудрены, брови густо насурьмлены. Как и сама императрица Елизавета, её подруга упорно не желает сдаваться старости. А плотно сжатые губы и волевой подбородок говорят об упрямстве и цельности натуры. «Гренадёр в фижмах» – такое у низкоголосой и властной генеральши Измайловой было прозвище при дворе.

Камерный портрет
Портрет статс-дамы Измайловой принято считать не парадным, а камерным, ибо на нём нет никаких обязательных для торжественного портрета элементов статусного интерьера. Этому Алексей Антропов тоже научился у Ротари, знаменитого «мастера головок», — писать портретируемых на нейтральном тёмном фоне, сосредоточивая всё внимание именно на лице героини, на его индивидуальности и значительности.

Но в «Портрете А.М. Измайловой» интересны и декоративные детали, которые художник заимствовал у искусства рококо. Речь идёт о завязанном под двойным подбородком ярко-розовом банте, который контрастирует с глубокой синевой платья, и розе кремового цвета на атласной ленте. Ну, и не могу не повториться про огромный орден, бриллиантовый наградной знак с изображением императрицы, атрибут статс-дамы.

Антропов намеренно пишет его подробно и выпукло, придвигает к нижнему краю полотна. Он словно приближает украшение к зрителю, выпячивает его, демонстрируя, насколько хорошо научился передавать блеск и роскошь ювелирных украшений средствами живописи.

Читайте также  Портрет а.с. пушкина, кипренский — описание

Несколько слов о художнике
Алексей Петрович Антропов, русский живописец, представитель стиля барокко, один из первых в России художников, начавших писать светские портреты.

Он родился 14 (25) марта 1716 г. в Санкт-Петербурге в семье солдата лейб-гвардии Семёновского полка, бывшего по совместительству также слесарным и инструментальным мастером сначала при Оружейном дворе, а затем при Канцелярии от строений.

С 1732 г. Алексей обучался в Канцелярии от строений. При этой канцелярии юный Алексей Антропов состоял сначала в качестве ученика, а потом и в роли подмастерья в «живописной команде». Его педагогами были такие знаменитые живописцы, как Луи Каравак, Андрей Матвеев, Иван Вишняков, Пьетро Ротари.

В 1742 г. Антропов уже в качестве художника стал участвовать в коронационных торжествах императрицы Елизаветы в Москве. В Петербурге же он пишет картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе, участвует в росписях плафона и создании икон для Зимнего дворца, под руководством Дж. Валериани работает в Летнем дворце, в Царском Селе, в Петергофе, Аничковом дворце. Под началом Валериани и Перезинотти Антропов создаёт декорации для Оперного дома.

В 1752 г. он получает самостоятельный заказ на «письмо икон в куполе и прочих местах нового храма Андрея Первозванного», только что построенного в Киеве архитектором Мичуриным по проекту Франческо Растрелли. Наиболее значительна из его росписей собора монументальная «Тайная вечеря» — запрестольный алтарный образ.

Шувалов помог мастеру в карьере
Алексей Антропов имел собственную художественную студию, в которой, в частности, работал Мина Лукич Колокольников.

Из Киева художник отправился в Москву, где расписал два плафона для Головинского дворца на Яузе. Здесь он знакомится с меценатом, фаворитом императрицы Елизаветы, известным государственным деятелем Иваном Шуваловым, куратором созданного в 1755 г. Московского университета, который пригласил его преподавать на создаваемом факультете искусства. А до его основания Антропова зачисляют в университет на должность «живописного мастера».

Именно благодаря Шувалову он получает место надзирателя за живописцами и иконописцами при Синоде с обязательством взять учеников и «обучать их не скрыто искусному живописному, иконописному и финифтяному мастерству». Так в доме Антропова поселились ученики из Украины, одним из которых был известный портретист Дмитрий Левицкий, имя которого принесло славу российской живописи.

Алексей Петрович Антропов, написавший обессмертивший его имя портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой, скончался 12 (23) июня 1795 г. в Санкт- Петербурге и похоронен на некрополе Александро-Невской лавры.

Антропов А.П.. Портрет графини М. А. Румянцевой. 1764

Антропов А.П. Портрет графини М. А. Румянцевой.

1764. Холст, масло.

Не позднее 1810

Вторая половина 1840-х

Сборник шедевров, отобранный искусствоведами Русского музея, позволит вам составить первое впечатление о коллекции Русского музея.

Виртуальные туры, созданные в технологии панорамной съемки, знакомят с экспозицией, временными выставками, интерьерами и внешним обликом дворцов и садов Русского музея.

  • Виртуальный тур по музейному комплексу.
  • Проект «Шедевры Русского»

Гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Рассказывает о событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках природы.

  • О музее
  • Дворцы/Сады
  • Музей Людвига в Русском музее
  • Филиал в городе Малага
  • Филиал в городе Кемерово
  • Справочная информация
  • Билеты
  • Реставрация музейных ценностей
  • Друзья Русского музея
  • Администрация музея
  • Партнеры и спонсоры
  • Пресса о Русском музее
  • Противодействие коррупции
  • Локальные нормативные акты
  • Справочная информация
  • Часы работы
  • Лекторий
  • Билеты
  • Правила посещения музея
  • Экскурсии
  • Доступный музей
  • Музей — детям
  • План мероприятий по улучшению качества деятельности музея и оценка условий труда
  • Текущие выставки
  • Будущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянные экспозиции
  • Выездные выставки
  • Михайловский дворец
  • Корпус Бенуа
  • Строгановский дворец
  • Михайловский замок
  • Павильоны Михайловского замка
  • Мраморный дворец
  • Летний дворец Петра I
  • Домик Петра I
  • Каталоги и альбомы
  • Научные каталоги собрания
  • Научные сборники
  • Буклеты
  • Ежегодные отчеты
  • Мультимедиа
  • Русский музей: виртуальный филиал
  • Культурно-выставочные центры
  • Фестиваль «Императорские сады России»
  • Лекторий
  • Российский центр музейной педагогики и детского творчества
  • Сектор прикладной социологии и работы с молодежью
  • Студенческий клуб Русского музея
  • Консультационно-методический центр художественных музеев Российской Федерации
  • Аспирантура
  • Поддержать музей
  • Порядок оплаты
  • Договор пожертвования
  • О музее
  • Дворцы/Сады
  • Музей Людвига в Русском музее
  • Филиал в городе Малага
  • Справочная информация
  • Билеты
  • Администрация музея
  • Партнеры и спонсоры
  • Друзья Русского музея
  • Пресса о Русском музее
  • Противодействие коррупции

Будьте в курсе новостей, событий и выставок Русского музея

Русский музей является обладателем исключительных прав на все изображения интерьеров и произведений искусства из коллекции Русского музея, а также на все изображения и текстовую информацию, которые размещены на официальном сайте. Использование текстов и изображений, опубликованных на сайте, возможно только с разрешения Русского музея

ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ АНТРОПОВА А.П. (1716-1795)

Творения портретистов середины XVIII века свидетельствуют о том что эпоха больше не давала им благодатного материала, каким располагал их предшественник Никитин. Однако зоркая и добросовестная фиксация всех особенностей облика изображаемых приводила к тому, что отдельна портреты приобретали подлинно обличительную силу. Это особенно относится к творчеству Алексея Петровича Антропова (1716 — 1795).

Выходец из мастерового люда, ученик А. М. Матвеева, он окончательно сформировался в «живописной команде» Канцелярии от строений, ведавшей техническими и художественными работами на многочисленных придворных постройках. Его произведения остались для середины XVIII века документом времени, подобно творениям Никитина для первой четверти столетия. Он исполнил портреты А. М. Измайловой (1754), Петра III (1762) и другие полотна, в которых самобытность творческой манеры автора и традиции народно-прикладного искусства, проявляющиеся в декоративности; сочетания ярких пятен чистого (локального) цвета, сплавлены воедино.

В «Портрете Петра III» эта декоративность цвета заставляет сразу же уловить несоответствие между пышностью дворцовой обстановки и запечатленным на ее фоне человеком. Маленькая головка, узенькие плечики и несоразмерно длинные ноги усиливают это впечатление. Глядя на портрет, невольно веришь рассказам жены Петра III, будущей императрицы Екатерины II. В «записках» она сообщает, что супруг обожал детскую игру в солдатики (кстати, Петр III изображен в военном мундире, с фельдмаршальским жезлом, а в глубине картины представлена батальная сцена).

Деятельность Антропова охватывает, кроме середины, и всю вторую половину XVIII века. Тем не менее целесообразно разбором его творчества завершать рассмотрение истории искусства первой половины XVIII века ибо в дальнейшем развитии перед русской художественной культурой обозначились иные задачи, при решении, которых изображение человека в неповторимости его индивидуального облика служило не более чем отправной точкой.

Подобно многим талантливым художникам середины XVIII века, Алексей Антропов учился живописи не в академических стенах, а по старой средневековой системе — у известных мастеров. С 1732 года он обучался у Л. Каравака и А. Матвеева, но дольше всего, с 1733 по 1739 год, — у товарища Матвеева по итальянскому пенсионерству Михаила Захарова.

В 1739 году, после смерти Матвеева и Захарова, Антропов был определен в штат живописной команды Канцелярии от строений к только что назначенному мастером И. Я. Вишнякову. Здесь он оставался до 1758 года, а в 1761 году, после смерти Ивана Зарудного, был переведен на службу в Синод надзирателем за живописцами и иконописцами.

Служа в живописной команде Канцелярии, Антропов участвовал в монументальных росписях Зимнего (1744—1745), Летнего (1748), Царскосельского (1749), Петергофского, Аничкова (1750) и других дворцов. В 1750 году он пишет декорации для Оперного дома в Петербурге под смотрением итальянских художников Дж. Валериани и А. Перезинотти. На 1752—1755 годы приходятся весьма значимые для формирования индивидуального стиля Антропова работы над росписями и образами Андреевского собора в Киеве.

Пребывание в Киеве, соприкосновение с жизнерадостным искусством украинского барокко, с распространенной в это время на Украине парсунной портретной живописью не могло не оказать на Антропова благотворного влияния, тем более органичного, что и сам он тяготел к народным традициям.

После окончания работ в Киеве Антропову «с командой» поручается выполнение ответственного заказа: по эскизам художников П. Градицци и С. Н. Горяинова расписать плафоны в московском Головинском дворце, что стоял на реке Яузе. Дворец был знаменит тем, что в нем нередко останавливалась сама императрица. К сожалению, росписи не сохранились, как и сам дворец, сгоревший еще в XVIII веке.

Читайте также  Музей прадо: как найти в мадриде, карта, картины музея прадо

В 1758 году художник возвратился в Петербург. Новый период его творчества связан с выдающимися достижениями в области портрета. В середине XVIII века в России работало немало талантливых русских портретистов. аргунов антропов вишняков живопись художник

Однако по выучке и внешнему блеску они уступали иностранцам. В 1756 году в Петербург прибыли итальянец П. Ротари и француз Л. Токе, чьи произведения выделялись совершенством исполнения. Столичная знать наперебой заказывала портреты у европейских знаменитостей. Антропов, испытывая настоятельную потребность в совершенствовании мастерства, решает брать уроки у Ротари. Он учится у итальянца «на своем коште» два года. По окончании обучения в качестве итоговой работы был представлен «Портрет статс-дамы А. М. Измайловой» (1759) — одно из лучших, классических произведений художника. Портрет подписан автором, как почти все работы Антропова.

У художника сложилась собственная, абсолютно оригинальная манера письма. Его образам не присущи психологическая глубина, сложность и богатство внутреннего мира. Человека он воспринимает прямо и просто — на уровне физической природы.

В портрете А. М. Измайловой с материальной осязаемостью написано обрюзгшее, нарумяненное лицо стареющей пятидесятилетней женщины. В молодости Измайлова слыла красавицей и до конца жизни сохраняла гордую и властную осанку. Принадлежавшая к высшей российской знати, она по европейским меркам была простоватой, не знала языков, однако отличалась любезным обхождением и хлебосольством.

У Антропова этот классический тип русской барыни нашел органичное соответствие изобразительной системе, опирающейся на мировосприятие, родственное народному искусству. Здесь тот же прямой, открытый взгляд на мир, пластически определенная трактовка формы, использование насыщенной, контрастной цветовой гаммы. Очевидно, в этом и заключается секрет обаяния произведения, его успех у современников. Действительно, таких портретов до Антропова русское искусство не знало.

Изображение Измайловой открывает целое направление в творчестве Антропова, связанное с созданием галереи камерных портретов его современников. Именно эти работы обеспечили художнику почетное место в русском искусстве середины XVIII века.

Первая большая группа камерных портретов была выполнена Антроповым в начале 1760-х годов. Особенно плодотворным оказался для художника 1761 год, которым датируются портреты Т. А. Трубецкой, графа Иосифа Лобковича — австрийского посла в Петербурге, великого князя Павла Петровича в детстве, грузинского царя Теймураза Николаевича, графини А. М. Воронцовой и другие.

Настоящий шедевр, не уступающий по выразительности «Портрету статс-дамы А. М. Измайловой», художник создал, изображая героя Семилетней войны казачьего атамана Федора Ивановича Краснощекова (1761). Как и в других портретах начала 1760-х годов, здесь Антропов использует схему, знакомую по портрету Измайловой, и ту же изобразительную систему: подчеркнуто объемную пластическую лепку головы, статичную постановку плотно написанной фигуры, колорит, построенный на отношениях контрастных цветовых плоскостей.

Камерные портреты Антропов продолжал писать до конца жизни. Особенно результативной после 1760—1761 годов оказалась середина 1760-х. В это время художник создал около десятка превосходных произведений. Это парные портреты двух поколений семьи Бутурлиных (1763), владельцев знаменитого села Палех — центра старинной иконописи; портрет графини М. А. Румянцевой (1764), статс-дамы, интимной приятельницы Петра Великого, матери прославленного полководца П. А. Румянцева-Задунайского. По колоритности созданного художником образа портрет Румянцевой стоит в одном ряду с изображениями А. М. Измайловой и атамана Ф. И. Краснощекова. Серединой же 1760-х годов датированы не совсем обычные для Антропова портреты, в большей степени, чем другие его работы, связанные со стилистикой портретов Ротари. Это изображение неизвестной в голубом костюме, украшенном алыми бантами, и овальный портрет женщины в белоснежном рюшевом чепце. В «Портрете А. И. Колычевой» (1768), парном к портрету ее простоватого мужа — П. А. Колычева (1767), появляется претензия на светскость, выраженная с провинциальной откровенностью. Наконец, тогда же, в 1768 году, Антропов изображает родственника Елизаветы Петровны — генерал-аншефа И. С. Гендрикова, малообразованного, но прямого и честного человека. Именно такие простые и цельные характеры лучше всего удавались Антропову.

Наряду с портретами светских лиц художник неоднократно изображал высокопоставленное духовенство. Лучшие из этих работ — репрезентативные портреты члена Синода, петербургского архиепископа С. Кулябки (1760) и духовника Елизаветы Петровны протоиерея Ф. Я. Дубянского (1761). От зоркого глаза художника не укрылись полярно противоположные личности изображенных. Ярый враг М. В. Ломоносова, писавший на него доносы императрице, гонитель «коперниковой системы», Кулябка предстает на портрете неподвижной темной глыбой на темном же фоне.

Колоритной фигуре Кулябки противостоит образ Дубянского, человека широких взглядов, большой терпимости и редкой для своего времени учености. В соответствии с личностью Дубянского художник решает его портрет в духе светского изображения.

Неоднократно писал Антропов и портреты царствующих особ. Копировать такие портреты ему приходилось уже в ранний период творчества, что входило в обязанности живописцев Канцелярии от строений. Вместе с тем у художника есть произведения вполне самостоятельные, позволяющие говорить об Антропове как авторе сложных, больших по размерам парадных картин-портретов. Несомненно, лучшими в этой группе работ являются портреты Петра III и Екатерины II.

Из документов явствует, что в феврале 1762 года Антропов был занят писанием портрета императора, предназначавшегося для Синода (теперь — в Русском музее). Большое полотно изображает Петра III в условном дворцовом интерьере. На дальнем плане сквозь проем в стене художник намечает баталию.

Известно, что император, почитавший своим кумиром прусского короля Фридриха II, увлекался военным делом, любил устраивать смотры и парады. При этом полководческим талантом не отличался. И все же, очевидно по его желанию, Петр III изображен опирающимся правой рукой на маршальский жезл. Не случайно и то, что жезл соседствует с лежащими на специальной подушечке алого бархата символами государственной власти — короной, скипетром и державой. Слева от императора изображено тронное кресло с брошенной на него горностаевой мантией.

Заключенная между фетишами верховной власти фигурка подбоченившегося, «танцующего» императора вносит в портрет ощущение маскарада, нереальности, несоответствия человека роли, которую он вынужден играть, обстановке, которая его окружает, костюму, в который он облачен. Мастерство Антропова сказалось в безупречном композиционном, пластическом и цветовом решении полотна, последовательно выдержанного в русле барочной стилистики. Существует несколько авторских повторений этого портрета.

Царствование Петра III было коротким и завершилось бесславно. Свергнувшая его супруга, будущая императрица Екатерина II, осенью 1762 года пышно короновалась в Москве на российский престол. Для выполнения живописных работ в первопрестольную была отправлена большая группа «казенных мастеров», в которой оказались Антропов и его талантливый подмастерье Дмитрий Левицкий. Вместе с ним Антропов выполнил портреты императрицы для всех четырех триумфальных ворот, поставленных в разных местах Москвы.

После коронации, по старому русскому обычаю, императрица со всем двором отправилась на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. Для украшения внутренних покоев лавры Антропов пишет портрет Екатерины II, представляющий собой поясное повторение фигуры, взятой крупным планом, из коронационного изображения. В дальнейшем Антропов неоднократно писал портреты императрицы и копировал изображения ее и престолонаследника, выполненные другими художниками. Так, 1764-м и 1766-м годами датируются копии портрета Ф. С. Рокотова, несомненно уступающие оригиналу. В 1766 году был завершен значительный по размерам вариант коронационного портрета с работы итальянца С. Торелли. Антропов изменил фон, иначе расположил драпировку. Работу русского мастера отличают тяжеловатая манера письма и насыщенный сочный колорит.

В завершающий период творчества (1770—1790-е годы) Антропов по-прежнему много работал. Среди поздних его произведений нет шедевров. Постепенно слабела рука. Зато с годами приходили мудрость и проницательность, сказавшиеся в более глубоких, чем прежде, характеристиках изображенных.

Алексей Петрович Антропов умер 12 июня 1795 года, завещав Санкт-Петербургскому приказу Общественного призрения «дом свой в каменном и деревянном строении. для содержания частного Училища». Это народное Рождественское училище, открытое в 1790 году, еще при жизни Антропова, просуществовало долгое время и после его смерти. Оно стало лучшим памятником большому национальному художнику.

Читайте также  Воскрешение дочери иаира, илья ефимович репин - описание картины

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Фотоальбом

Метки

Рубрики

  • Архитектура (52)
  • Афоризмы, притчи (25)
  • Видео (87)
  • генераторы (18)
  • Для блогеров (24)
  • Для себя (150)
  • Живопись (407)
  • Здоровье (90)
  • Красота (29)
  • Лечение (16)
  • Разное (9)
  • Худеем (19)
  • Искусство (38)
  • История (204)
  • клипарт (130)
  • Корел (1)
  • Кулинария (1280)
  • блюда из морепродуктов (22)
  • Блюда из мяса (182)
  • Блюда из овощей (171)
  • Блюда из птицы (141)
  • Блюда из рыбы (100)
  • Бутерброды (17)
  • Грибы (65)
  • Десерты (46)
  • Заготовки (41)
  • Закуски (179)
  • Кухни народов мира (5)
  • Напитки (29)
  • Не сладкая выпечка (175)
  • Первые блюда (23)
  • Разные рецепты (59)
  • Салаты (120)
  • Сладкая выпечка. (192)
  • Украшение блюд (22)
  • Хлебопечка (24)
  • Литература (27)
  • Любопытно (70)
  • Музыка (61)
  • Напитки (21)
  • Оформление дневников (106)
  • Антивирусник (1)
  • разделители (5)
  • Рамки и картинки (56)
  • Схемы для дневника (11)
  • Флеш (4)
  • фоны (31)
  • Полезные советы (12)
  • полезные ссылки (6)
  • Поэзия (26)
  • Праздничные рецепты (18)
  • Программы (7)
  • Путешествия (31)
  • Разные рецепты (17)
  • редакторы (1)
  • Религия (116)
  • Рукоделие (38)
  • Сайты для работы с фото (1)
  • Уроки (15)
  • Уроки Paint (8)
  • Уроки ЛиРу (25)
  • Уроки по оформлению Дневов (236)
  • Фотографии (112)
  • Фотошоп (200)
  • Эдитор (7)
  • Юмор (46)

Ссылки

Музыка

Цитатник

Антонис Ван Дейк Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 в Антверпене, был седьмым ребенком в с.

Малая Конюшенная Малая Конюшенная — здесь можно крутиться и крутиться на одном месте, так.

Как онлайн удалить фон с фотографии. Как онлайн удалить фон с фотографии. Удаление заднего фо.

Схема»Как же прекрасны эти цветы» Схема»Как же прекрасны эти цветы»

Радио в блоге

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Век XVIII в портретах А.П.Антропова

Век XVIII в портретах А.П.Антропова

Эпоха царствования Елизаветы Петровны и затем Екатерины Великой вошла в историю русской культуры, как Золотой век развития всевозможных видов искусства. Именно тогда заблестали многие яркие имена, как в литературе, так и в живописи. Среди них и имя Алексея Петровича Антропова, академика Императорской Академии Художеств, главного живописца Святейшего Синода, оставившего нам множество изображнений членов императорской фамилии и их придворного окружения. Антропов заложил основу для развития искусства портрета в России во второй половине XVIII века.

Антропов А.П. Портрет Екатерины II 1766, (Тверская областная картинная галерея)

Алексей Петрович Антропов родился 25 марта (14 марта по старому стилю) 1716 года в Санкт-Петербурге в семье потомственного мастера Оружейной палаты. Антроповы были известны в Петербурге своими мастеровыми качествами и поэтому неудивительно, что Алексей рано увлекся искусством и живописью. С 1732 года его учителями становятся руководитель «живописной команды» Канцелярии от строений А.Матвеев, а чуть позже М. Захаров, которые были крупнейшими живописцами своего времени. В 1739 году Алексей Петрович Антропов был зачислен в штат Канцелярии с солидным по тому времени окладом в 120 рублей в год. Вскоре он уже получает заказы на декоративные росписи многочисленных дворцов, возводимых по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны.

В 1752 году художник был послан в Киев для исполнения живописных работ в строившейся по проекту графа Растрелли церкви Андрея Первозванного, и пишет там самостоятельно как образа для иконостаса, так и расписывает купол и стены храма. В 1756 году А. Антропов из Киева едет в Москву и выполняет работу по росписи плафонов в Головинском дворце, где жила государыня. Этими трудами он составил себе репутацию искусного мастера в живописи. Судить о степени художественного достоинства тех работ сейчас трудно, так как большинство из них не сохранилось.

Антропов А.П. Портрет императрицы Елизаветы Петровны, 1750, (Сергиев Посад, Музей-заповедник)

Несмотря на большую загруженность, художник в этот период охотно писал также и портреты по старым образцам, оттачивая свое живописное мастерство. Среди них несколько схожих между собой портретов императрицы Елизаветы Петровны. Так он много лет был связан с Троицкой обителью (Троице-Сергиева Лавра) и написал для Царских чертогов по заказу Синода парадный портрет императрицы, образцом для написания которого послужил большой коронационный в рост портрет, созданный Луи Каравакком.

Антропов А.П., «Портрет императрицы Елизаветы Петровны», Середина XVIII в., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Антропов А.П. Портрет В.В.Фермора, 1765, (Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург)

Антропов А.П. Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой 1759, (Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Антропов А. П. Отец Федор Дубянский 1761

Своего рода экзаменом на звание портретиста стало для Антропова изображение в 1759 году статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой. Вслед за этим полотном художник в течение последующих двух лет создал целую галерею замечательных портретов, в том числе архиепископа С.Кулябки, княгини Т.А.Трубецкой, духовника императрицы Ф.Я.Дубянского и других. Заслужив известность, Антропов был приглашен Шуваловым в Москву на службу в университет, при котором предполагалось сперва учредить и Академию Художеств, но так как это не состоялось, то по рекомендации Шувалова А. П. Антропов определен был в 1761 году в Синод живописцем, в обязанности которого входило наблюдение за копировщиками икон.

Антропов А.П. Портрет Петра III 1762, (Государственная Третьяковская галерея, Москва)

В 1762 году Алексей Петрович был занят изображением Петра III, царствовавшего не более полугода и даже не удостоившегося коронации. К торжествам, посвященным вступлению на престол императрицы Екатерины II в том же 1762 году, художник вместе с подмастерьем (Д.Левицким) подготовил 8 портретов ее величества для триумфальных ворот, поставленных в разных частях города. Потом он неоднократно их повторял.

Антропов А.П. Портрет Портрет Екатерины II, (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)

Пребывание Антропова в Москве, выполнявшего многочисленные заказные портреты, затянулось до середины 1763 года и оказалось, что свою должность при Синоде он практически потерял. И только к концу 1765 года его хлопоты о восстановлении увенчались успехом, и Антропов был окончательно утвержден в прежней должности с выплатой всего причитавшегося ему жалованья.

Антропов А.П. Портрет графини Анны Карловны Воронцовой (урожденной Скавронской), жены графа М. И. Воронцова 1763

Антропов А.П. Портрет Анны Васильевны Бутурлиной 1763, (Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Антропов А.П. Портрет бригадира Михаила Дмитриевича Бутурлина 1763, (Государственная Третьяковская галерея, Москва)

Антропов А.П. Портрет архитектора Бартоломео Франческо Растрелли, 1760, (Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург)

Антропов А.П. Портрет статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой 1764, (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

Антропов А.П. Портрет Петра I 1770 (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

Большое удовлетворение Антропову приносила педагогическая деятельность. В 1765 году он имел восемь учеников, а позже в 1789 году в Санкт-Петербургских ведомостях появилось объявление Антропова об открытии художественного училища в его собственном доме: уже в первый год в нем занималось 119 человек. Среди многочисленных учеников Антропова двое вошли в историю отечественного искусства. Это Д.Г. Левицкий и П.С. Дрождин.

Дрождин П.С. Портрет А.П. Антропова с сыном перед портретом жены Елены Васильевны, (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

Антропов скончался от горячки в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской Лавре. Надгробная плита на его могиле сохранилась до наших дней. На ней надпись: «В надежде воскресения погребен на месте сем раб Божий коллежский асессор и живописи художник Алексей Петрович Антропов. Родился 1716 г. марта 14 дня. Скончался 1795 года июня 12 дня. Жития его было 79 лет 2 месяца и 28 дней». Училище же, основанное художником, просуществовало еще много лет спустя после его смерти.
При написании материала использованы сведения из книги: «Знаменитые русские художники», Биографический словарь, Санкт-Петербург-2000

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: