Портрет старика в красном, рембрандт, 1654 - JEKATERINBURG.RU

Портрет старика в красном, рембрандт, 1654

Рисование.ру

Рембрандт

Художник Рембрандт Харменс ван Рейн один из самых значимых представителей золотого века голландской живописи. Картины Рембранта наполнены эмоциональными переживаниями, а выражения чувств, воплощенные художником на полотнах, никогда не были выражены столь ярко и значимо в живописи до его работ.

Рембрандт. Картины художника

Рембрандт. Пир Валтасара

1635 г. Национальная галерея, Лондон

Вавилонский царь Валтасар, в ужасе вскочив из-за пиршественного стола, читает надпись, которую выводит на стене таинственная рука: «Исчислено царство твое, взвешено, разделено и отдано мидянам и персам». Свет исходит от самой надписи и освещает искаженные страхом лица Валтасара и его царедворцев. Здесь «застывшее мгновение» не сулит героям ничего хорошего.

Рембрандт. Саския в красной шляпе

1633—1634 гг. Кассельская-картинная галерея

Свою жену Саскию ван Эй-ленбюрх Рембрандт рисовал часто, изображая ее то в облике Флоры, то Афины-Минервы. Живописец не был склонен идеализировать супругу, наделенную «неклассической» внешностью, но, видимо, очень обаятельную. Тем ценнее ныне эти шедевры реалистического портрета.

Рембрандт. Ночной дозор

1642 г. Рейксмюсеум, Амстердам

Обыденная сценка — из ворот на площадь выходят солдаты стрелковой роты. Но гений Рембрандта придает повседневному сюжету торжественность и величие. Интересно, что название «Ночной дозор» было дано спустя много лет после смерти Рембрандта — картина, находившаяся в здании отрядов Гражданского ополчения Нидерландов, постепенно закоптилась и потемнела. На самом деле действие происходит днем — это доказала расчистка полотна, настоящее название которого «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга».

Рембрандт. Святое семейство

1645 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Евангельский сюжет Рембрандт превращает почти в бытовую зарисовку: Дева Мария наклонилась над колыбелькой сына, Иосиф, почти скрытый в полумраке, на заднем плане вытесывает что-то из дерева. Единственный источник света — небольшой очаг в правом углу. О том, что перед нами святое семейство, напоминают лишь несколько парящих слева вверху ангелочков, с любопытством пытающихся заглянуть в люльку.

Рембрандт. Рембрандт и Саския на картине «Блудный сын»

1635 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Рембрандт представил блудного сына (вернее, себя) в момент безудержного веселья в таверне. Видимо, причина в том, что дела художника в это время пошли в гору, у него было много заказчиков и учеников. Но о том, что все на свете преходяще, напоминает странная пустота вокруг главных героев картины. Правда, есть версия о том, что на самом деле Рембрандт сначала изобразил большую компанию, но потом убрал лишние фигуры.

Рембрандт. Артаксеркс, Аман и Эсфирь

1660 г. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Художник иллюстрирует событие из 7 главы Книги Есфирь — супруга персидского царя Артаксеркса, иудейка Эсфирь, обвиняет Амана — ближайшего царедворца — в желании истребить иудейский народ. Эсфирь, фигура которой ярко освещена, только что завершила свою обличительную речь. Артаксеркс замер в размышлении, а Аман как будто старается укрыться в тени и стать меньше ростом.

Рембрандт. Старик в красном

1652-1654 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Выражение «Рембрандтовские старики» стало почти нарицательным. Художник часто изображал пожилых людей, его привлекали исходящие от них душевное тепло, мудрость и спокойствие. Руки старика на этом портрете — тяжелые и натруженные — могут сказать не меньше, чем его лицо.

Книга: Е. Ю. Фехнер «Рембрандт «Портрет старика в красном»»

В издании дано описание и анализ картины «Портрет старика в красном» .

Издательство: «Государственный Эрмитаж» (1958)

Формат: 72×108/32, 14 стр.

Другие книги автора:

Книга Описание Год Цена Тип книги
Голландская жанровая живопись XVII века в собрании Государственного Эрмитажа Альбом представляет собой публикацию части коллекции голландской живописи, принадлежащей Государственному Эрмитажу — 117 жанровых полотен 57 художников, среди которых Питер де Хоох, Герард Терборх… — Изобразительное искусство, (формат: 84×108/16, 264 стр.) Собрание Государственного Эрмитажа Подробнее. 1979 960 бумажная книга
Рембрандт Альбом посвящен великому голландскому живописцу XVII века Рембрандту Харменсу ван Рейну. Говорят, что творчество гения принадлежит потомкам; в отношении Рембрандтаэто особенно верно. В своих… — Советский художник, (формат: 60×90/8, 174 стр.) Подробнее. 1964 910 бумажная книга
Голландский натюрморт XVII века в собрании Государственного Эрмитажа Серия альбомов «Собрание Государственного Эрмитажа» позволит любителям искусства познакомиться с крупнейшим художественным музеем Советского Союза. Среди живописных коллекций Эрмитажа значительное… — Изобразительное искусство, (формат: 84×108/16, 176 стр.) Собрание Государственного Эрмитажа Подробнее. 1990 835 бумажная книга
Голландская жанровая живопись XVII века в собрании Государственного Эрмитажа. Альбом Альбом представляет собой публикацию части коллекции голландской живописи, принадлежащей Государственному Эрмитажу — 117 жанровых полотен 57 художников, среди которых Питер де Хоох, Герард Терборх… — Изобразительное искусство, (формат: 84×108/16, 264 стр.) Собрание Государственного Эрмитажа Подробнее. 1979 880 бумажная книга
Нидерландская живопись XVI в. Очерки из истории западноевропейского искусства Шестнадцатый век в Нидерландах нельзя назвать временем столь же блестящего развития искусства, каким был пятнадцатый век, и каким суждено было стать семнадцатому. Шестнадцатый век являет все черты… — Государственный Эрмитаж, (формат: 150×210, 164 стр.) Подробнее. 1949 417 бумажная книга

См. также в других словарях:

Рембрандт Харменс ван Рейн — (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606 1669), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Творчество Рембрандта проникнуто стремлением к глубокому, философскому постижению действительности и внутреннего мира человека со всем богатством… … Художественная энциклопедия

Рембрандт Харменс ван Рейн — (Rembrandt Harmensz van Rijn) (15.7.1606, Лейден, ‒ 4.10.1669, Амстердам), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Искусство Р. отличается необычайной жизненностью и глубокой человечностью образов. Сочетая проникновенность характеристик с… … Большая советская энциклопедия

Рембрандт — Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (15.7.1606, Лейден, 4.10.1669, Амстердам), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Искусство Р. отличается необычайной жизненностью и глубокой человечностью образов. Сочетая… … Большая советская энциклопедия

Рембрандт Харменс ван Рейн — Рембрандт. Портрет жены брата художника . 1654. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606—1669), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Творчество… … Художественная энциклопедия

Экспонаты Эрмитажа — показывают развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия. Большое значение имеет собрание первобытного искусства и археологических культур территории бывшего СССР. Представлены так называемые «палеолитические Венеры» из села… … Википедия

Эрмитаж — в Санкт Петербурге (от франц. ermitage место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников… … Энциклопедический словарь

Рембрандт. 350 лет со дня смерти

Он посмотрел на себя в зеркало: лицо в морщинах, волосы поседели, усы висят редкими, смешными прядками. В мастерской ужасно холодно (печку вчера унёс крикливый жадный кредитор). Накинув на плечи старую шубу, подошёл к окну.

Январь. Почти касаясь башен и шпилей, плыли облака, крыши домов покрыты снегом; вода в каналах отражала свинцово-чёрным. На подоконнике лежала библия, он открыл её: «У одного человека было два сына. Младший из них попросил отца дать ему ту часть имения, которую он должен был получить. Отец исполнил желание. Тогда он ушёл из дому, поселился в чужой стране, жизнь там вёл невоздержанную и в скором времени истратил всё своё состояние». — Да… вся жизнь Рембрандта похожа на существование героя древней притчи.

Отец хотел видеть своего шестого, младшего сына учёным, философом. Он разрешил ему поступить в Лейденский университет. А сын, наперекор, стал художником, переехал в Амстердам.

Его вещи нравились — и платили отнюдь не плохо. Рембрандт завёл отменный дом. Появилось интереснейшее собрание гипсов, скульптур, старинных вещей, оружия, музыкальных инструментов. Он пишет «Поклонение волхвов», «Флору», «Притчу о работниках на винограднике», «Пророк Иеремия», «Воздвижение креста».

Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» приносит Рембрандту славу незаурядного мастера. Богатство мимики и драматическое использование светотени подводит итог экспериментированию. Свидетельствуя о наступлении творческой зрелости.

При создании четырёхметровой картины «Ночной дозор» — самого масштабного из своих произведений — Рембрандт порвал с канонами голландской портретной живописи, за два столетия предсказав художественные находки XIX в. — эпохи реализма, импрессионизма.

Модели изображены весьма непосредственно, в движении, что вовсе не понравилось клиентам. Многие из которых оказались при этом безбожно задвинутыми на задний план. Можно себе представить, как возмущались стрелки, оплатившие совместный портрет: ну как же, ведь Рембрандт не расположил мушкетёров по фронту, не выписал детально их лица, мундиры, награды!

Рембрандт, тем не менее, сотворил великолепное историческое полотно: его герои по сигналу трубы выступают в поход, они полны энергии и мужества, сердца их кипят отвагой — «Ночной дозор»! А эти ожиревшие от сытости вельможи только визгливо гадали, кто и как показан, представлен. Кричали, что плохо, мол, видно одного, второго, третьего.

«Он был первейшим насмешником и презирал всё на свете. Внешность его (а лицо он имел некрасивое и плебейское) мало выигрывала от беспорядочного костюма, ибо во время работы он имел обыкновение вытирать о себя кисти и тому подобное. Когда он был занят работою, ни один величайший монарх не добился бы его аудиенции, и пришлось бы ему потратить немало времени, чтобы попасть, наконец, к художнику во время перерыва в работе», — отмечал современник Рембрандта датчанин Бернгард Кейль.

Вообще с заказчиками, доставлявшими ему немалые хлопоты, художник не церемонился. Обращался не всегда вежливо и деликатно.

Однажды Рембрандт писал групповой портрет: семейная чета, дети и с ними — маленькая тщедушная обезьянка. Во время одного из сеансов обезьянка сдохла, и потрясённый случившимся художник изобразил на картине её трупик. Клиенты потребовали убрать эту не слишком приятную деталь, на что мастер ответил решительным отказом. Дескать, именно она-то одна и делает холст интересным и колоритным. Сочным.

Покупатель, не будь дураком, не отставал и продолжал изводить автора никчемными придирками: упрёк состоял в том, что полотно получилось слишком шероховатым на ощупь. Рембрандт возразил фразой, ставшей впоследствии знаменитой: «Прошу прощения, но я ведь художник. А не чистильщик сапог!»

В быту он непритязателен — частенько посещал лавки старьёвщиков и покупал там старомодные платья и костюмы, выглядевшие забавными. А потом развешивал всё это тряпье, — как бы грязно оно не оказывалось, — по стенам студии. Вперемежку с превосходными драгоценностями и всевозможным оружием — алебардами, шпагами, рапирами, ножами. Тщательно и заботливо их коллекционировал, скрупулёзно каталогизировал и очень тем гордился.

Гордым, независимым был и характер Рембрандта.

Он любил рассказывать историю про Караваджо, коего считал одним из своих учителей и подражал ему в раннем творчестве.

Микеланджело Караваджо искусно владел клинком, что импонировало крайне. Подобно Рембрандту, Караваджо полвека назад категорически не терпел никакой критики. Нелестные отзывы о манере письма приводили маэстро в ярость.

Один раз некий Серапино неодобрительно отозвался о картинах Микеланджело, — вмиг получив за это вызов на дуэль.

Караваджо заколол его. За что был приговорён к смертной казни. Однако приговорённый чудом сумел бежать из Рима. Много скитался, продолжая творить, — что, несомненно, восхищало Рембрандта. Серапино же, в свою очередь, по иронии судьбы вошёл в анналы мировой истории как человек, которого убил на дуэли грандиозный художник-виртуоз стиля барокко — Микеланджело да Караваджо!

В 40—60-е годы семнадцатого века Рембрандт работает над «Данаей», «Святым семейством», «Вирсавией» и другими полотнами. Растёт его известность как рисовальщика, графика, офортиста: он создаёт «Слепого Товия», «Христа, исцеляющего больных», «Девушку у окна», «Три креста», «Мельницу». Пейзажи, портреты простых людей.

Вплоть до начала XX в. офортная техника развивалась, главным образом следуя рембрандтовской традиции. На протяжении всей жизни офорты приносили Рембрандту не меньший доход, чем собственно живопись. Как офортист он особенно славился применением сухой иглы, динамичного штриха и филигранной техники «затяжки».

Наступили блестящие и неуёмные годы славы и счастья: он пылко любит прекрасную жену Саскию, рождается сын Титус. Заказы сыплются один за другим: не менее полусотни портретов датируются именно годами пребывания Рембрандта в Амстердаме.

Но судьба блудного сына преследовала-настигала непрестанно: вслед появлению последнего ребёнка умерла Саския. И в быту, и в жизни начался горький период непрерывных личных утрат. Чёрная полоса.

Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы, постепенное обнищание и постыдное забвение.

От Рембрандта отворачиваются заказчики, оставляют ученики. Осаждаемого кредиторами, художника признают несостоятельным должником. С молотка продан дом, имущество, коллекция, картины. Умирает отогревшая было его сердце Хендрикьё, бывшая ранее служанкой в доме. Ушёл в могилу сын Титус. Вместе с бедностью и одиночеством подкралась старость.

И только доскональное знание ремесла не покинуло вплоть до скорбного часа: как никто умел он передать психологию, характер модели, цветовое богатство, искусство светотени. Глубокая человечность и возвышенность содержания отличают полотна позднего Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», «Семейный портрет», «Отречение апостола Петра».

Всё, что он пережил за непростой свой век, всё мастерство, всю любовь к людям вложил Рембрандт в «Возвращение».

«…Жизнь обернулась для блудного сына самой тяжёлой стороной: он нищенствовал, голодал. Тогда он раскаялся и вернулся домой. Любящий отец, увидев его издали, поспешил навстречу, пал ему на шею и поцеловал», — так заканчивалась притча.

С какой страстью и вдохновением писана эта картина! Она движется, живёт, трепещет. Полна чувств, искреннего переживания. Палитра картины — красная, коричневая, иссиня-жёлтая, шафранная, золотистая — словно светится божественным светом.

Не видно лица юноши, прильнувшего к отцу. Его жалкое рубище, стоптанная обувь въяве расскажут о прожитом и пережитом прошлом. Скрытое от зрителя лицо — каждому представляется по-своему. Так же как неутешное горе.

Насколько нежно, трогательно старик-отец обнял сына и прижал его к себе! В этом жесте — всепрощающем, милосердном, идущем от любящей души, — заключена мысль художника, его завещание людям: «Любите друг друга, прощайте заблуждения и ошибки близких — и тогда вы будете счастливы!»

«Возвращение блудного сына» — одно из самых совершенных созданий великого мастера… Всего мирового наследия.

Говорят, как-то раз к Рембрандту заглянул его преуспевающий ученик.

Он искусно нарисовал на полу золотые монеты, — которые подслеповатый художник принял за настоящие, — и тут же бросился собирать их! Вскоре после сего издевательского удара судьбы он скончался.

Портрет старика в красном, рембрандт, 1654

Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и офорта. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П.Ластмана в Амстердаме (1623); в 1625-1631 работал в Лейдене.

Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (“Принесение во храм”, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). В картинах “Апостол Павел” (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и “Симеон во храме” (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом, изучая мимику человеческого лица. В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбурх. 1630-е годы — период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Картина “Урок анатомии доктора Тюлпа” (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина “Портрет бургграфа”, 1636, Дрезденская галерея).

Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж; “Улыбающаяся Саския”, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Искания этого периода завершил знаменитый “Автопортрет с Саскией” или “Весёлое общество”; около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой.

Библейские композиции 1630-х годов (“Жертвоприношение Авраама”, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (“Похищение Ганимеда”, 1635, Картинная галерея, Дрезден).

Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция “Даная” (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной, идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (“Писающая женщина”, 1631; “Продавец крысиного яда”, 1632; “Странствующая пара”, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.

В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина “Ночной дозор” (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера — вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т.е. по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. Приток заказов Рембрандта сокращается, его жизненные обстоятельства омрачаются смертью Саскии. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Он пишет спокойные, исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (“Давид и Ионафан”, 1642, “Святое семейство”, 1645, — оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).

Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист “Христос, исцеляющий больных” или “Лист в сто гульденов”, около 1642-1646; полный воздушной и световой динамики пейзаж “Три дерева”, офорт, 1643). 1650-е годы, наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными испытаниями, открывают период творческой зрелости художника. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета, изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс; “Портрет старухи”, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Сын Титус за чтением”, 1657, Музей истории искусств, Вена).

Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый “Портрет жены брата художника”, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Портрет старика в красном”, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств; то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины.

В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством. В 1656 году Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, все его имущество продано с аукциона. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. Созданные Рембрандтом в 1660-е годы библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (“Ассур, Аман и Эсфирь”, 1660, ГМИИ, Москва; “Падение Амана” или “Давид и Урия”, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.

Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина “Заговор Юлия Цивилиса” (“Заговор батавов”, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр — монументальное полотно “Возвращение блудного сына” (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения. Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона. Великий голландский живописец, рисовальщик и офортист Рембрандт ван Рейн скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников, из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карел Фабрициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Глубочайшее воздействие оказало искусство Рембрандта на развитие всего мирового реалистического искусства впоследствии.

Рембрандт: картины, биография

Автор:
Павел Ин

Творчество Рембрандта (1606—1669)

Автопортрет с Саскией на коленях

Рембрандт намного опередил свое время. Прошло почти полтора века после его смерти, когда он был извлечен из безвестности и вошел в число наиболее почитаемых художников всей мировой истории искусства. Лишь в начале XIX столетия осознали, что в рембрандтовских произведениях человечество познает само себя, драматизм бытия, сложность и высшую простоту гармонического мировосприятия. И те залы крупнейших музеев (в том числе Эрмитажа), где хранятся произведения великого голландца, стали местом паломничества зрителей, стремящихся приобщиться к его потрясающим художественным откровениям.

Рембрандт Гарменс ван Рейн ро­дился в Лейдене в семье состоятельного мельника. Его образование было по тем временам весьма изрядным; отец желал видеть своего сына ученым-гуманитарием. Однако открывшееся влечение к искусству победило, и, поработав в мастерских нескольких живописцев Лейдена и Амстердама, Рембрандт, совсем молодым, начинает выступать как портретист и автор сюжетных композиций — на темы библейской легенды, античной мифологии, которые перемежались с современными жанровыми мотивами.

Ранние вещи художника принесли ему наибольшую прижизненную славу: похвалы раздавались в адрес заказных вещей, преимущественно портретных, не отличавшихся особой психологической глубиной, весьма внешних и по своим живописным эффектам. То же можно сказать и о патетических картинах конца 20-х — 30-х годов, в духе шаблонов барочной моды. Но уже и в этот период художник создает работы, чрезвычайно интересные и значительные. Это прежде всего офорты и рисунки, посвященные будничной жизни. Безобразное, не­лепое, убогое — главные темы графики мастера в эти годы. Никакой красивости, никакой идеализации — проза жизни, зачастую горькая и уродливая, предстает во всей своей неприкрашенной наготе. Познание человече­ской природы, в том числе ее еще мало знакомой искусству той эпохи области — безобразного,— было содержанием этих экспериментов.

Но, конечно, демонстрация уродливого в человеке и жизни отнюдь не была для Рембрандта самоцелью. Весь пафос, вся логика его дальнейшего творческого развития были связаны с поисками новой гармонии, но не искусственно-идеальной, а охватывающей и завершающей всю совокупность и все проявления реального бытия.

На пути этих поисков стоят полотна переходного периода, например, «Автопортрет с Саскией на коленях» (1636). Основная идея холста — гимн человеческому счастью, исполненный полнокровной радости и могучей ши­роты. Бурный темперамент, великолепная жизненная энергия, страстное языческое упоение всеми радостными благами бытия — вот чувства, которыми насыщена картина. Это поэтическое прославление свободы индивидуальности.

В картинах конца тридцатых годов барочные тенденции все больше уступают место психологическим тенденциям, глубокой и возвышенной поэзии человечности. Так, в «Данае» 1636 года все побеждает, подчиняет себе мощный поток лирического чувства, торжествующая красота искренних сердечных порывов. В небольшой «Притче о виноградаре» (1637) появляется тончайше прослеженная психологическая коллизия. В одном из самых характерных полотен этих лет — в «Примирении Давида с Авессаломом» («Давид и Ионафан»- другое название) (1642) встречается столь же глубокая психологическая «красноречивость». Авессалом припал, прижался к груди отца. Не видно ни его лица, ни рук, которыми, очевидно, он прикры­вает глаза. Это безотчетное дви­жение, а также почти физически ощутимое содрогание его неловко изогнувшегося тела и рассыпав­шихся по спине прядей золотых волос дают понять, что он рыда­ет — безудержно, взахлеб, совершенно забывшись. Давид тихим, нерезким жестом обнял Авессалома. Умудренный долгим, многолетним опытом наблюдений и размышлений, он воспринимает происходящее как урок жизни, постижение самого главного и существенного в ней, возвышаю­щегося над потоком повседнев­ных мелких страстей и интере­сов. Это — ни с чем не сравнимое счастье единения родствен­ных душ, веры в могущество и конечное торжество добрых начал в человеке. В таком светлом гу­манистическом прозрении — ос­новной пафос картины.

На рубеже тридцатых — сороковых годов происходит значи­тельная перестройка живописно- пластического построения компо­зиций картин Рембрандта. В большинстве предшествующих холстов мастера пространство нейтрально, безлико, оно было лишь, так сказать, кубатурой сценической площадки. Теперь появляется живая, конкретная воздушная среда, представляю­щая как бы исходную материю изображения. Она едина и це­лостна, эта среда, но обладает огромным богатством динамиче­ских оттенков, которые многооб­разно изменяются, запечатлевая сложные изгибы потока жизни. Ведущим началом пространствен­ного решения оказывается теперь не смена перспективных планов, не движение фигур или ритм положения отдельных предметов и деталей. «Душа» пространст­венной среды, «режиссер» ее вы­разительности отныне — свет. Это свет одухотворенный, его движущей силой оказывается чисто эмоциональная логика, и потому-то он играет столь суще­ственную роль в образном воз­действии картин.

Логическим развитием этой худо­жественной системы было появ­ление в картинах позднего Ремб­рандта, и прежде всего в порт­ретах, величайшего из его об­разно-стилевых приемов — све­тотени. Создавая вокруг фигур вибрацию воздуха, ложась в сложных вариациях и оттенках на лица и руки, заставляя одеж­ду и фон то загораться темным блеском, то погружаться в полу­мрак, рембрандтовская светотень оказывается как бы материей жизни человеческого духа. Вме­сте с тем она получает значение носителя категории времени. Скользящие перетекания света и тени заставляют шевелиться гу- бы, складки лиц, скрадывают контуры, так что все изображе­ние представляется полным лег­кого внутреннего движения. Оно открывает путь в глубины воспо­минаний, переносит в прошлое, пережитое, заставляет ощутить и ход мысли в настоящий момент. Именно такие качества рембранд­товской живописи подсказали искусствоведам формулу «порт­рет — биография». Характер и содержание таких портретных шедевров мастера, как «Портрет Брейниига» (1652), «Портрет Сикса»* (1654), «Хендрикье Стоффельс» (1659), «Титус за чтением» (ок. 1656=57), серия поздних автопортретов в полной мере отвечают такому определе­нию. Можно вспомнить в этой же связи серию рембрандтовских «стариков» из Эрмитажа и мос­ковского Музея изобразительных искусств (все — 1654 г.), «Брат художника», «Жена брата», «Ста­рушка», «Восьмидесятилетний ев­рей», «Старик еврей». Это глубо­ко индивидуальные образы, и в то же время полотна серии име­ют черты общности. Все пять портретов изображают людей, прошедших долгий и тяжкий жизненный путь и на склоне лет размышляющих о пережитом. Крупными, рельефными мазками Рембрандт лепит лица, вырывае­мые светом из полутьмы, наделяя каждое из них чрезвычайной сложностью выражения. Глаза стариков никогда не обращены на зрителя. Они направлены как бы во внутрь и выражением своим отражают беседу человека с самим собой. В этих «внутренних монологах», как правило, участвуют руки, чей жест сопро­вождает движение мысли: у ста­рика еврея они сжимают друг друга, у старушки — безвольно сложены и т. д. Сочетаясь с по­трясающей экспрессией светотени, эти приемы дают почувствовать зрителю всю силу трагического смятения душ изображенных людей.

Еще в 1642 году, создав «Ночной дозор» — групповой портрет, который, однако, воспринимается то ли исторической картиной, то ли причудливым жанром, Ремб­рандт пошел на резкий разрыв с мещанской ограниченностью вкусов голландской буржуазии. Члены корпорации амстердамских стрелков, заказавшие картину, увидели себя в самом странном и непривычном виде. Блистательный полет фантазии гения их смутил и озадачил. Художника начинают считать сомнительным чудаком. Постепенно он становит­ся отверженным. Его сначала от­талкивают, а потом забывают. Он живет и умирает в безвест­ности и нищете.

Поздние сюжетные композиции Рембрандта полны трагического величия. Это шедевры психоло­гической драматургии — «Благословление Якова» (1656), «За­говор Юлия Цивилиса» (1661), «Давид перед Саулом» (ок. 1665), «Возвращение блудного сына» (1669).

Последняя из этих вещей, нахо­дящаяся в Эрми­таже, как бы обобщает характернейшие тенденции творчества позднего Рембрандта. С потряса­ющей силой повествует он в этом полотне о драматической судьбе лучших человеческих порывов. Радостный в сущности библейский рассказ о долгожданной встрече отца с сыном художник трактовал как горестную сцену прощания. Упав на колени, сын, одетый в нищенское рубище, с обритым за­тылком преступника, прильнул к груди отца. Старик с бесконечной грустью положил руки на спину сына, не обнимая, а скорее ощу­пывая его тело. Его голова склонена, веки слепых глаз прис­пущены. Стоящего на краю мо­гилы старика и измученного, раздавленного жизнью сына объединяют любовь и жалость друг к другу. Эта великая и пронзительная сила любви и че­ловечности составляет суть и па­фос картины.

Произведения Рембрандта — величайший образец мастерства. Они сохраняют и поныне непревзойденное значение для человечества как один из высших примеров постижения духовной жизни людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: