Портрет сони книпс, густав климт - JEKATERINBURG.RU

Портрет сони книпс, густав климт

Кому Климт посвятил свои малоизвестные портреты, вокруг которых и сегодня витают догадки и споры

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Жизнь Густава была яркой и насыщенной. Он никогда не сидел без дела и постоянно совершенствовал свои навыки и мастерство, экспериментируя то с одним, то с другим направлением и формой. И совсем неудивительно, что в ранние годы он был удостоен стипендии от школы искусств, которая располагалась в Вене, где проходил обучение в качестве архитектурного художника.

В скором времени, Густав и его брат Энрст ,который мечтал пойти по стопам отца и заниматься гравюрой, а также друг Франц Мачшем решили заниматься творчеством совместно. Благодаря этому к 1880 году молодые люди получили уйму заказов, которые заключались в создании фресок специально для Художественного венского исторического музея.

После столь колоссального успеха они открыли студию, специализирующуюся на отделке интерьеров, в частности, театров, украшая их по всей Австро-Венгерской империи. И многие их работы до сих пор можно увидеть там.

Спустя пять лет им было поручено украсить загородную резиденцию императрицы Елизаветы, виллу Гермес близ Вены (Сон в летнюю ночь). А ещё через год художников попросили украсить Венский Бургтеатр, фактически признав их передовыми декораторами Австрии.

Когда работа была завершена, художники были награждены золотым крестом службы Verdienstkreuz, а Климту было поручено нарисовать зрительный зал старого Бургтеатра — работа, которая прославила его на весь мир.

Эта картина с её почти фотографической точностью считается одним из величайших достижений в живописи натуралистов. В результате Густав был удостоен Императорской премии и стал модным портретистом, а также ведущим художником своего времени. Парадоксально, но именно в этот момент, когда перед ним развернулась сказочная карьера художника-классициста, он начал обращаться к радикально новым стилям искусства.

В последующие несколько лет артистическое трио распалось. Франц хотел заняться портретной живописью, что он и сделал с некоторым успехом. Между тем, изменившийся стиль Густава не позволял им работать вместе над каким-либо проектом. Кроме того, Эрнст умер в 1892 году, вскоре после смерти их отца.

Поражённый этой двойной трагедией, Густав отошёл от общественной жизни, сосредоточившись на экспериментировании и изучении современных стилей искусства, а также исторических стилей, которые игнорировались в рамках истеблишмента, таких как японское, китайское, древнеегипетское и микенское искусство.

Но в скором времени он приступил к работе над своей последней общественной комиссией: картинами «Философия, Медицина и Юриспруденция» для Венского университета. Три из них будут завершены только в начале 1900-х годов, и они будут подвергнуты суровой критике за их радикальный стиль и то, что было, согласно нравам того времени, непристойностью. К сожалению, картины были уничтожены во время Второй Мировой Войны, и от них остались только чёрно-белые репродукции.

Художник был не одинок в своём противостоянии австрийскому художественному истеблишменту того времени. В 1897 году он вместе с сорока другими известными венскими художниками вышел из Академии художеств и основал «Союз австрийских художников», более известный как Сецессион, где тут же был немедленно избран главой. Хотя у Союза не было чётко определённых целей или поддержки определённых стилей, он был против классицистического истеблишмента.

В начале 1900-х годов художник завершил «Бетховенский фриз», что был представлен в результате на четырнадцатой сепаратистской выставке в городе Вена. Она должна была стать особым торжеством в честь известного композитора, а потому включила в себя многие работы, вдохновленные им, в том числе и полихромную скульптуру, которую создал Макс Клингер.

Несмотря на свою популярность, художник предпочитал проводить время наедине с собой, собственными мыслями и работой, а также ему доставляло удовольствие отдыхать летом с семьёй Флеге на берегу Аттерзее, где, предаваясь вдохновению, он писал великолепные пейзажи.

Картины Густава в Аттерзее заслуживают отдельной оценки и поистине достойны восхищения, ведь большую часть из них он написал, глядя в телескоп.

«Золотая фаза» художника была воспринята на ура, как публикой, так и со стороны критики. Многие из его картин этого периода были созданы с использованием сусального золота, что делало каждую работу уникальной в своём роде.

Несмотря на то, что художник мало путешествовал, именно посещение таких мест, как Венеция и Равенна, вдохновили его на создание его уникальной золотой техники с оттенком византийского стиля.

Ко всему прочему, он приложил немало усилий в совместном труде над созданием оформления Дворца Стокле, что в конечном итоге будет признан достоянием и одним из главных исторических ценностей модернизма.

Помимо всего этого, Густав написал пять картин с изображением светских дам, которые были одеты в меховую одежду. В этих работах проявлялся его восторг и тяга к деталям, что особенно ярко демонстрируется в изображении одежды и костюмов. Некоторые из них, так называемые одежды для моделирования, он создал специально для своей возлюбленной Эмилии Флёге.

Его слава позволяла ему быть придирчивым и избирательным, поэтому он очень тщательно проводил отбор своих моделей, работая усердно и кропотливо над каждым портретом, требуя максимальной сосредоточенности или раскованности от своих клиентов.

Ближе к 1910 году Густав окончательно отошёл от своего золотого стиля, создав напоследок финальную картину «Смерть и жизнь», которая была представлена на международной выставке в Риме, где заняла первое место. Однако, несмотря на это, художник остался недоволен данным произведением искусства и ровно через год заменил фон с золотого на синий.

Перенеся инсульт и воспаление лёгких, Густав умер ровно через три года со дня гибели его любимой матери. Его похоронили на территории кладбища Хетцинг в городе Вена, соответственно, он так и не успел закончить большую часть своих картин. Его работы зачастую отличаются элегантным золотым или цветным декором, спиралями и завитками, а ещё фаллическими формами, используемыми для сокрытия более эротических положений рисунков, на которых основаны многие из его картин.

Историки искусства отмечают эклектичный диапазон влияний, способствующих отличительному стилю Климта, включая египетское, минойское, классическое греческое и византийское вдохновение. Он также был вдохновлён гравюрами Альбрехта Дюрера, а его более поздние работы характеризуются отказом от ранних натуралистических стилей и используют символы или символические элементы для передачи психологических идей и подчеркивания свободы искусства от традиционной культуры. Впрочем, каждая созданная им картина считается уникальной, даже те, о которых мало кто знает.

Портреты Эмилии Флеге

В 1891 году, когда эта картина была закончена, был заключён союз между семьями Климта и Флеге. Брат Густава, Эрнст, женился на сестре Эмили, Элен. Эмили было тогда семнадцать лет, Густав был на двенадцать лет старше, и это была их первая встреча, которая впоследствии привела к дружбе на всю жизнь. Три года спустя он нарисовал её снова, на этот раз в определённом месте. Стоит также отметить тот факт, что данная работа предназначалась для Бургтеатра в Вене, а не для семейного салона.

Портрет Мари Брейниг

Мари Брейниг родилась в скромных условиях, но вышла замуж за успешного бизнесмена. Это позволяло ей часто бывать в венском обществе. Она подружилась с сёстрами Флеге и стала клиенткой их модного салона.

Несмотря на то, что многие искусствоведы и историки знали об этом портрете, тем не менее, он до сих недоступен для всеобщего просмотра, так как владельцы хотят сохранить свою анонимность. Ко всему прочему, это единственный портрет, оставшийся в первоначальном семейном владении, который всё ещё висит на своём предназначенном месте.

Портрет неизвестной женщины

Картина была описана как «Портрет неизвестной женщины», но некоторые интерпретируют эту даму как Фрау Хейман, поскольку музей приобрёл картину у коллекционера доктора августа Хеймана по завещанию. Если вы посмотрите на фон портрета, вы заметите простые и довольно стереотипные цветочные узоры, которые предвещают стилистические изменения, которые сепаратистская «Ver Sacrum» введёт через три года.

Портрет сидящей молодой девушки

Несмотря на размер репродукции, этот портрет на самом деле очень мал: 14 на 9 см и написан на дереве, а не на холсте. Композиция напоминает портрет Марии (вверху). Незнакомая девушка одета в модное платье и смотрит прямо на зрителя. Есть идеи, кто бы это мог быть?

Портрет Элен Климт

Элен было всего два месяца, когда её отец, брат Густава, скончался. Густав взялся за опекунство над девочкой и пообещал её матери помощь. Девочка стала гордостью семьи, и когда она выросла, она присоединилась к модному дому Floge, помогая с администрацией, бухгалтерией и консультируя клиентов. В этом портрете доминирует чёткая стрижка боб-каре девушки, которая затем дополняется импрессионистическим изображением Климтом её белой блузки всего в нескольких штрихах.

Испокон веков жизнь и творчество художников было у всех на слуху и виду. Одних боготворят, вознося до небес, других – осуждают, обвиняя во всех смертных грехах, а третьих – обсуждают, приписывая то, чего зачастую не было на самом деле. Исключением не стал и Модильяни, вокруг которого бушевали не утихающие страсти со стороны общественности, желающей узнать, а что же его на самом деле связывало с Ахматовой, и что стало причиной смерти Жанны Эбютерн.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Несколько женских портретов Густава Климта

Густав Климт — Портрет Сони Книпс — 1898 — Галерея Бельведер (Вена, Австрия)

Густав Климт (Gustav Klimt), (1862, Баумгартен, Австрийская империя — 1918, Вена, Австро-Венгрия), — широко известный австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм.

Читайте также  Картина плот «медузы», теодор жерико

Внутренний мир Климта, тщательно оберегаемый им от постороннего вторжения, находился под двойной нагрузкой, ведь его жизнь и творчество совпали с переломной эпохой, и ее новыми, быстро меняющимися формами изобразительного искусства. Во все века актуальный в живописи образ женщины ринулся на свободу, избавляясь от затхлых устоев традиционности, и теперь для Климта пришло время выставить на суд общества идеал своей женщины — настоящей, когда чарующей, но иногда и бросающей в дрожь, и все же, сохраняющей загадочность и глубину.

Время роковых соблазнительниц, окруженных символами, и заставляющих зрителя испытывать широчайшую гамму чувств, постепенно приближалось, пока же художник создавал портреты дам из верхушки венской знати, в основном той, которая щедро финансировала «Сецессион».

Примечание: Венский сецессион (Wiener Secession/Sezession) — объединение венских художников в эпоху конца века (ар нуво). Благодаря ему венский вариант югендстиля также называют Венским сецессионом.

В 1898 Климт написал «Портрет Сони Книпс», первую работу из этой серии, запечатлев на полотне жену одного из самых богатых австрийских промышленников — Книпса, мецената, покровительствовавшего модерну. Глубоко индивидуальное произведение, в котором объединились нескольких стилей, на первый взгляд может показаться даже шаблонным.

Дама, знающая себе цену, смотрит гордо, и со сдержанностью аристократки, но обратив внимание на ее пальцы, судорожно вцепившиеся в подлокотник кресла, зритель тут же ощутит исходящую от героини волну внутреннего напряжения, даже дрожи. Почувствовав это несоответствие внешнего и внутреннего состояний, молодая женщина уже перестает ассоциироваться с воздушной бабочкой, готовой вот-вот вспорхнуть. На портрете нет лишних деталей. Кроме красивого лица Сони, внимание привлекают две детали — роскошное пышное, словно воздушное кремово-розовое платье и изящные утонченные линии вьющегося растения с цветами на заднем плане. Если платье — это дань импрессионизму, то причудливые цветы отсылают нас к другим работам Климта — необыкновенно декоративным, запоминающимся и ярким.
Ассиметричное положение фигуры говорит о приверженности Климта дальневосточному стилю. Также этот прием позволил добиться максимальной четкости и выразительности портретируемой. Использование глубокого темного фона, на котором светлая фигура женщины словно бы светится, характерно для портретов старых мастеров. Но, в отличие от большинства художников, Климт не выписывает тщательно все детали фигуры, уподобляясь импрессионистам в передаче впечатления от общего образа.

Густав Климт — Портрет Серены Ледерер — 1899 — Художественный музей (Базель, Швейцария)

В 1899 году Климт написал «Портрет Серены Ледерер». Серена Ледерер была супругой индустриального магната Августа Ледерера, близкого друга Густава Климта, она способствовала созданию коллекции произведений искусства художника.

Композиция работы проста: холст узкого вертикального формата почти полностью занят фигурой. Нейтральный фон не привязывает даму к какой-либо обстановке и тем самым рождает впечатление вневременности ее бытия. Легкое белое платье из струящейся ткани дополняет этот мечтательный образ. В общей пастельной гамме резко выделяется черноволосая голова молодой женщины с яркими чертами лица.
Удивительная сила портрета Климта заключается отчасти в сочетании реализма в трактовке лица и особой манеры передачи ткани, которая перестает быть материально-фактурной и становится подобной некой эфемерной субстанции. Тончайшая материя обнимает ноги героини, словно легкая волна. И кажется, что Серена не стоит на земле, а будто рождается или воплощается из шелковых струй — созданию такого впечатления способствует и отсутствие свободного пространства между ее фигурой и нижним краем картины.

Густав Климт — Портрет Маргарет Стонборо-Витгенштейн — 1905 — Мюнхенская пинакотека (Мюнхен, Германия)

Тонкий знаток женской психологии Климт, легко предугадывал, в каком ракурсе желает себя видеть очередная представительница венского высшего общества, заказывающая у художника портрет. В реальной жизни дамы не всегда блистали совершенством, но кисть живописца творила чудеса, и женщины на полотнах хоть и имели слегка надменный вид, зато не были лишены очарования.

Бывали случаи, когда Климт не справлялся с заданием, и модель не получала желаемого, что и произошло в случае с картиной «Портрет Маргарет Стонборо-Витгенштейн». Маргарет была дочерью стального магната Карла Витгенштейна. Отец девушки заказал её портрет в качестве свадебного подарка. По слухам, Маргарет, отличавшейся современными взглядами на жизнь, не понравилось то, что ее портретный двойник кажется робким, а от облика веет девической невинностью.
Возможно, недовольство Маргарет своим портретом, могло быть вызвано завышенным уровнем ее требований, ведь девушка отличалась образованностью и недюжинным природным умом. Кроме этого, среди увлечений Маргарет значилась и психология, и она была дружна с Зигмундом Фрейдом, а известный философ Витгенштейн приходился ей родным братом.

Допускают, что позировать Климту, Маргарет могла и без одежды, накинув лишь палантин, такой же по оттенку, как и свадебное платье; по свидетельству современников художника, он часто рисовал моделей обнаженными.
Совершенство композиции достигнуто тем, что автор отказался от традиционного использования золота, что переместило внимание зрителя на лицо героини и ее платье.

Густав Климт — Портрет Фрицы Ридлер — 1906 — Галерея Бельведер (Вена, Австрия)

Позволяя кисти Климта увековечивать своих жен, заказчики, а это, в основном, сановитые чиновники или представители богатых семей, вряд ли интересовались, что означали замысловатые орнаменты, или символы, которыми автор обильно нашпиговывал портреты.
Слава Климта в Вене не ограничивалась его оригинальным творчеством, она касалась и его страсти к женщинам, может быть, поэтому художник, тонко чувствовавший внутренний мир модели, дополнял обычные женские образы символами эротического характера, с виду казавшимися обычным орнаментом.

На картине «Портрет Фрицы Ридлер», зритель встречается не с женой государственного чиновника, коей на самом деле была эта женщина, а скорее, со жрицей любви. Голова модели находится на уровне орнаментального окошка и только самые внимательные обнаружат, что сексуальная символика — «павлиньи глаза», образуют кресло, на котором восседает героиня и с трансформацией этого предмета в орнамент исчезает его глубина и форма. Акцент золота, исчезнувший было из картин, проявился с новой силой.
Сложно определить, что эротического нашел художник в этой немолодой, несколько разочарованного вида даме, да и искал ли он его вообще, но зрителя как бы зовут подсмотреть за героиней с помощью этих таинственных глаз. Может быть, психолог Климт разглядел во фрау Ридлер не столько спутницу важного чиновника, игравшую в его жизни роль «декора», а всего лишь женщину, истосковавшуюся по романтическим отношениям.
В этот период творчества, Климт смещал акценты в сторону крупных орнаментальных вставок, причем иногда они выглядели главнее самого облика портретируемого.

Портрет сони книпс, густав климт

Галерея Бельведер Вена

Официальный сайт музея: www.belvedere.at

Адрес музея: Prinz Eugen-Straβe, 27 (Верхний Бельведер), Rennweg, 6, (Нижний Бельведер), Вена.

Проезд: До Верхнего Бельведера: трамвай D, остановка «Schloss Belvedere», трамвай №0, 18, автобус №13А, 69А, остановка «Südbahnhof», метро U1, остановка «Südtirolerplatz».

До Нижнего Бельведера: трамвай N 71, остановка «Am Heumarkt», трамвай D, остановка «Guβhausstraβe».

Телефон: +43 1 795 57 0.

Часы работы: Четверг — вторник: 10:00–18:00, среда: 10:00–21:00.

Цены на билеты: Комбинированный: взрослые — 19 €, лица старше 60 лет, студенты (до 27 лет), члены групп численностью от 10 человек — 15 €.

Детям и подросткам (до 19 лет) вход свободный.

Информация для посетителей: Стоимость аудиогида по Верхнему Бельведеру — 4 €, по Нижнему — 3,50 € (на немецком, английском, французском, итальянском, испанском, японском и русском языках), также в музее можно заказать экскурсию.

«Bistro Menagerie» в Верхнем Бельведере предлагает большой выбор классических венских десертов, пирогов и закусок. В Нижнем Бельведере к услугам посетителей уютное кафе «B-Lounge».

В книжном магазине музея представлен широкий ассортимент литературы, подарочных товаров и открыток.

Бельведер — это не только музей, обладающий великолепной коллекцией шедевров европейского искусства, но и ценнейший исторический ансамбль, возникший во времена расцвета Австрийской империи.

Замки Бельведер были построены в начале XVIII века знаменитым архитектором эпохи барокко Иоганном Лукасом фон Гильдебрандтом в качестве летней резиденции принца Евгения Савойского. Комплекс состоит из Верхнего и Нижнего Бельведера, Оранжереи, здания Королевских конюшен, а также грандиозного сада и считается одним из самых изысканных и впечатляющих барочных сооружений Европы. Он по праву причислен к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО.

Историческую ценность, безусловно, представляют Верхний и Нижний Бельведер. Первоначально они были построены для приема гостей и проживания принца. Помещения Верхнего Бельведера уже с 1770-х отданы под королевскую картинную галерею. В богато украшенном Мраморном зале зритель сможет полюбоваться фресками и орнаментально-декоративными композициями североитальянского художника Карло Инноченцо Карлоне. Двухэтажный Мраморный зал Нижнего Бельведера украшен потолочными фресками на античные сюжеты мастером Мартино Альтомонте. Здесь посетитель насладится скульптурами барокко авторства Доменико Пароди; сохранившимися с первой трети XVIII века декоративными и фресковыми композициями Садового павильона; сценами с изображениями времен года в Зале гротесков Нижнего Бельведера и многими другими шедеврами искусства XVIII века.

Бельведер обладает наиболее полной и представительной коллекцией австрийского искусства с эпохи Средних веков до современности. Здесь также располагается самое крупное собрание работ Густава Климта, включающее такие всемирно известные шедевры, как «Поцелуй» и «Юдифь I». Музей по праву гордится произведениями Эгона Шиле и Оскара Кокошки. Изюминка экспозиции — картины французских импрессионистов. Национальную славу составляют богатейшая коллекция работ эпохи бидермейер, реалистического направления первой половины XIX века, и шедевры Венского сецессиона, одного из влиятельных художественных объединений эпохи модерна рубежа XIX–XX веков.

Собрание делится на несколько разделов. Средневековое искусство представлено великолепными живописными и скульптурными алтарными композициями XV–XVI веков. Лишь небольшая часть из них помещена в Верхнем Бельведере: это шедевры Конрада Лайба, Руэланда Фрюауфа, Махаэля Пахера, а также уникальный Цнаймский алтарь (1440-е). Около 220 работ экспонируются в Сокровищнице Средних веков в здании Королевских конюшен.

Читайте также  Демон поверженный, михаил врубель - описание картины

Эпоха барокко показана в музее во всем блеске, и в первую очередь самим архитектурным комплексом Бельведер и декорациями эпохи Габсбургов. Они — настоящая энциклопедия барокко. Важное место занимают скульптуры Франца Ксавера Мессершмидта, а также работы плеяды иностранных мастеров XVII–XVIII веков, основателей, преподавателей и первых учеников венской Академии художеств. Среди них — Фридрих Генрих Фюгер, Иоганн Баптист Лампи и, безусловно, Франц Антон Маульберч.

Классицизм и романтизм, основные направления первой половины XIX века, представлены произведениями Жака Луи Давида, Франсуа Жерара, Фридриха Генриха Фюгера и знаменитой Ангелики Кауфманн. Символическое понимание природы нашло отражение в творчестве художников романтизма. Среди них выделяются Каспар Давид Фридрих и группа «Назарейцы», которые черпали вдохновение в шедеврах Альбрехта Дюрера и Рафаэля.

Эпоха бидермейер (1815-1848) блестяще представлена коллекцией работ виднейшего австрийского художника Фердинанда Георга Вальдмюллера.

Творчество австрийского художника Антона Ромаско олицетворяет переход от исторической живописи к психологическим характеристикам сцен в духе импрессионизма и экспрессионизма. Французская классика импрессионизма — работы Поля Сезанна, Эдгара Дега, Винсента Ван Гога, Клода Моне, Эдуарда Мане, Камиля Писсарро и Пьера Огюста Ренуара.

Творческий метод Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, а также Поля Гогена представляет интерес как сам по себе, так и в контексте влияния на передовых австрийских мастеров первых десятилетий XX века — Оскара Кокошки, группы «Мост» в составе Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Пехштейна, Эмиля Нольде, а также Василия Кандинского, Франца Марса, Габриэля Мюнтера и Пауля Клее из группы «Синий всадник». Заслуживает отдельного упоминания творчество выдающегося художника венского модерна Эгона Шиле, создавшего свой незабываемый, моментально узнаваемый стиль.

Бельведер по праву гордится коллекцией произведений австрийского искусства рубежа XIX–XX веков, которую музей собирает с 1903. В нее входят полотна Жана Франсуа Милле, Огюста Родена, Эдварда Мунка и многих других знаменитых европейских мастеров. Вершиной этой коллекции является самое полное в мире собрание картин Густава Климта. Его работы, а также шедевры Коломана Мозера, Йозефа Хоффмана и Отто Вагнера, составили славу Венского сецессиона.

Музей предлагает целый ряд образовательных программ для детей и взрослых, благодаря которым можно не только познакомиться с коллекцией, но и узнать об истории искусства, получить первые понятия об искусствоведческих терминах, принципах анализа картин. Галерея Бельведер дает довольно необычную возможность научиться создавать декоративные произведения с золотым покрытием по методу великого Густава Климта. Сотрудники музея разработали также целую серию обучающих, познавательных и развлекательных программ для детей от младшего до школьного возраста. Особо нужно отметить культурно-развлекательные вечера барочной музыки.

Искусство XV–XVIII веков

Тирольский художник и скульптор Михаэль Пахер — один из самых знаменитых мастеров на всей немецкоязычной территории Альп. В эпоху Северного Возрождения на территории современных Германии, Австрии и Швейцарии под влиянием великих достижений мастеров итальянского Ренессанса произошли важные изменения в области религиозной живописи. Именно Михаэль Пахер стал одним из первых художников Севера, перенявшим принципы прямой перспективы, которые в итоге стали основой классической европейской живописи. Использование прямой перспективы давало возможность разнообразить ракурсы поз и декораций и выписывать архитектурные элементы без оптических искажений.

Портрет сони книпс, густав климт

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Бельведер, музей потерявший свое лицо

Оригинал взят у virginian в Бельведер, музей потерявший свое лицо

История Бельведера восходит к 1903-му году, когда в оранжерее Нижнего Бельведера открылась «Современная галерея», представившая картины современных австрийских художников. Решающую роль в этом сыграло основанное в 1897-ом году объединение художников «Сецессион». Именно по настоянию членов стремительно набиравшего популярность Сецессиона был открыт новый музей. В честь открытия новой галереи художники передали в ей в дар ряд своих своих картин и скульптур. В 1909 г. «Современная галерея» была переименована в «Королевскую австрийскую государственную галерею». В конце Первой Mировой войны галерею снова переименовали, после отстранения императора Карла она стала просто «Австрийской галереей». Именно в этот период галерея сделалa свои самые значительные приобретения, в том числе картины Густава Климта и Эгона Шиле. Климт стал лицом музея, к 2000-му году в галерее экспонировались 33 его работы.

Со временем основная коллекция переместилась в Верхний Бельведер, Нижний Бельведер теперь используется для временных выставок и других мероприятий.

Все бы хорошо, но добрая половина картин Климта была просто отнята у их владельцев нацистами или «отжата» австрийским правительством уже после войны. Всему есть свой конец, в том числе и с показом картин с таким «провенансом». Начиная с 2001 года коллекция стала худеть, окончательную точку поставила «Золотая Адель», которая стала собственностью Марии Альтман, племянницы Адели Блох-Бауэр.

Не менее удивительные истории происходили и с другими картинами. В 1937 году Альма Малер-Верфель подарила галерее картину Мунка «Летняя ночь на пляже». После аншлюса ее отчим, Карл Молль, забрал ее обратно, а затем. продал ее галерее обратно за 7000 марок. До самой своей смерти в 1964-ом году в Нью-Йорке Альма Малер-Верфель безуспешно пыталась вернуть полотно Мунка, которое она называла самой любимой своей картиной, но безуспешно, австрийское правительство стояло насмерть. Лед тронулся только в 2006, после возвращения Адели, в 2007-ом картину Мунка вернули внучке Альмы.

По иронии судьбы, Карл Молль был одним из основателей галереи, впоследствии ставшим убежденным нацистом и причинившим немало зла.

После волны реституций галерею решили снова переименовать и теперь она называется «Галерея Бельведер». Все произошедшие события имели неожиданный побочный эффект. Пока в судах шли процессы, галерея боялась одалживать картины Климта для других выставок, но теперь, видимо решив, что снявши голову по волосам не плачут, пустилась во все тяжкие и стала одалживать их направо и налево. В результате, мы смогли увидеть всего несколько картин в зале Климта, портрет Сони Книпс, картину «Адам и Ева», знаменитый «Поцелуй» и несколько пейзажей. «Юдифь», «Подруги» и еще несколько интереснейших картин помахали нам ручкой. «Поцелуй» был закрыт толстенным стеклом и очень неудачно освещен, нормально сфотографировать его не удалось.

Климт, Портрет Сони Книпс

Климт, Адам и Ева, 1917/1918

Креативные умы галереи не ограничились раздачей картин, они выступили с концепцией «инновационных тематических залов». Инновация заключалась в перемешивании картин разных эпох, рядом с картинами старых мастеров размещались картины современных художников. Идея не новая, мы уже видели ее реализацию в виде «Машины времени» в Роттердаме, но там хотя бы чередовались залы, а не картины на одной стене. Сами художники и их картины в этом не виноваты, искусство остается искусством, отправляемся в тур по галерее!

Главный зал Бельведера, справа зачем-то выставлен плакат с «Поцелуем»

Хелен Функе, Мечты, 1913

Оскар Кокошка, Художник Карл Молль, 1913

Карл Молль был у истоков Сецессиона, дружил с Климтом и другими художниками, именно ему принадлежала идея создания музея современной живописи в Бельведере. Увы, впоследствии он стал ярым сторонником нацистов и приветствовал аншлюс. Когда советские войска вошли в Вену в 1945-ом, Карл Молль вместе со своей дочерью и её мужем покончил жизнь самоубийством на своей вилле.

Климт, Портрет Марии Кернер как невесты в 1862 году, 1892

Весьма любопытный портрет, муж Марии, профессор ботаники в венском университете Антон Кернер попросил сделать портрет жены по раскрашенной фотографии тридцатилетней давности. Немного необычный заказ для Климта, но его связывали дружеские отношения с семьей Кернеров, он давал уроки живописи двум дочерям профессора и охотно взялся работать над портретом.

Антон Ромако, Портрет Елизаветы Баварской с cенбернаром, 1883

Наверное самый неудачный портрет бедной Сиси, последней императрицы великой империи, хорошо получился только cенбернар

Дань прошлому, Георг Мартин Игнац Рааб, официальные портреты Елизаветы Баварской и императора Франца Иосифа I, 1874

На картине изображен уставший старик, проживший долгую жизнь, потерявший жену и сына и ввергнувший свою империю, а с ней и весь мир, в убийственную войну.

Георг Меркель, Две обнаженные, 1920

Оскар Кокошка, Лев, 1920

Художник договорился со смотрителем зоопарка, что будет приходить рисовать льва в утренние часы. Поначалу лев вел себя спокойно и не обращал на Кокошку внимания, но потом вдруг бросился в сторону художника со всей яростью. На картине очень хорошо вышел царь природы, охраняющий свою добычу.

Герберт Бёкль, Портрет Иоханнеса Линднера, 1919

Эрнст Людвиг Кирхнер, Горы в Клостерсе, 1924

Кэрри Хаузер, Ночной гуляка, 1920

Оскар Ласке, Корабль Дураков, 1923

Хотел было я сфотографировать детали, но тут подошел служитель и ткнул пальцем в символ перечеркнутой камеры на этикетке, фотографировать нельзя! Под камерой даже серое пятно образовалось, видно не раз туда тыкал.

Мы люди законопослушные, но не настолько, чтобы стирать уже сделанный снимок. Вообще, сюжет «Корабля Дураков» обыгрывается в живописи и художественных произведениях с давних времен, самое старое упоминание восходит к поэме Себастьяна Бранта, выпущенной в 1492-ом году. Поэма Бранта водохновила Иеронима Босха на его известную картину под тем же названием.

Иероиним Босх, Корабль дураков. 1495—1500

Любопытно, что в 1965 году в издательстве «Художественная литература» вышел перевод сатиры Бранта в наиболее полном объеме (до этого публиковались только отдельные отрывки в хрестоматиях). Но даже в этом переводе были пропуски, не было строк, например о богохульниках, поскольку они в СССР дураками не считались!

Еще один инновационно-тематический зал

Маргрет Хаммерштаг, Рортрет Питера Стоуна, 1943

Читайте также  Портрет архиепископа гавриила петрова, антропов — описание

Иоганн Баптист Райтер, Спяшая женщина, 1849

Картина много раз кочевала из одной частной коллекции в другую. Уверен, что каждый раз владельцы с большой неохотой с ней расставались.

Вид на нижний Бельведер

Сергиус Паузер, подписание Декларации о независимости Австрии, 1956

Мне больше нравится оригинальное название картины, Staatsvertragsunterzeichnung, все-таки есть определенная прелесть в немецком языке!

Женщины капитана Климта

01.11.2017
Редактировать статью

Богатейшие красавицы Вены выстраивались к нему в очередь за портретом. Это позволяло жить безбедно и искать женщин совсем других – опасных и роковых. Поставив во главу угла женское тело и откровенный эротизм, Густав Климт обеспечил себе и скандальную славу, и значимое место в истории. Сегодня его картины не только в музеях, они везде – на фарфоре, дорогих платьях и ювелирных украшениях.

Вряд ли кто-то считал, скольким людям на планете нравятся картины Густава Климта. Но цифра должна быть впечатляющей. Его картины, особенно «Золотой поцелуй», копируют везде: календари, чашки, платья, ювелирные украшения, – в этом смысле он обогнал всех самых известных художников. Золото, блеск, роскошь, красота – Климт идеально отвечает вкусам и начинающих, и более опытных любителей прекрасного.

Разностороннее дарование Климта, а он как художник умел почти всё, объясняет его воспитание и образование. Он родился в 1862 году в пригороде Вены в семье гравера, с детства помогал отцу, а в 14 лет поступил вместе с братом в Художественно-промышленную школу в Вене. Там изучил самые различные техники – от живописи до мозаики. Для него вообще не было границ: рисунок, живопись, фрески, роспись ткани – все это он умел делать уже к 18 годам. Он оказался настолько способным учеником, что стал получать коммерческие заказы, еще будучи студентом.

Первые работы Климта вполне академичны – он в совершенстве владел классическим стилем, которого от него и ждали заказчики. Что было бы, если бы он продолжал придерживаться академического направления? Возможно, мы знали бы другого великого Климта. Он начал с декоративной росписи павильона минеральной воды в Карлсбаде, потом в компании своего брата Эрнста и их друга Франца Матча расписал четыре театра и один музей. Тогда же получил от императора орден «За заслуги». Но уже в росписи Бургтеатра Климт отличился от товарищей – изобразил зрительный зал, каким он виден со сцены, и зрителей, в головах которых разыгрывается настоящая драма. Так начался отход от театрально-исторического стиля, популярного в австрийской живописи того времени.

Уход от канонов классики ускорил и конфликт с Министерством культуры, религии и образования. В 1894 году ведомство заказало Климту три панно для актового зала Венского университета, по одной на каждый факультет: медицинский, юридический и философский. Общей идеей должно было стать «торжество света над тьмой». Полотна «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» были глубоко метафоричны и абсолютно не понравились университету – ни своей «чрезмерной эротичностью», ни «глубокой символичностью». Многие сотрудники университета критиковали их за невразумительность, а тела на картинах называли безобразными. Художник был настолько оскорблен, он выкупил панно и никогда больше не брался за государственные заказы.

Материальную независимость ему принесли портреты из так называемой «галереи жен». Его женские портреты сочетали фотографическую точность и непривычную мерцающую красоту и нежность – это быстро сделало Климта самым востребованным венским художником. Заказчиками были еврейские семейства венской буржуазии: сталелитейщик Карл Витгенштейн, текстильный магнат Фриц Вэрндорфер, семьи Книпс и Ледерер. Одной из самых знаменитых картин стала «Дама в золотом», портрет Адели Блох-Бауэр. Скандал, окруживший эту картину, громкое судебное дело о возвращении ее из галереи наследникам, дальнейшая покупка картины за баснословную сумму Рональдом Лаудером – все это привлекает ничуть не меньше, чем красота и чувственность изображенной модели. Портрет светской дамы и покровительницы искусств стал своего рода светской иконой. Именно в нем Климт отошел от традиционного трехмерного пространства и стал рисовать двухмерные фигуры, щедро украшенные самыми затейливыми орнаментами. По мнению искусствоведов, это «возвестило начало модерна, молодой культуры, готовой выработать совершенно новые принципы».

Но бесконечно рисуя красавиц-богачек с безмятежными лицами, Климт все больше интересуется совсем другим типом женщин – опасных и завлекательных. Был ли Климт первооткрывателем новой эротики? «Любое искусство эротично», – скажет как-то современник Климта, архитектор Адольф Лоос. Скорее всего, открытие эротики витало в воздухе, ведь Зигмунд Фрейд разрабатывал свою теорию бессознательного в это же самое время. В своих рисунках Климт изучает границы женской сексуальности и изображает само наслаждение. Женщины на его картинах погружены в мир собственных фантазий подобно пациенткам Фрейда. Художник понимал женскую сексуальность, что помогало ему изображать не только эротичность обнаженного тела, но и чувства самой натуры. Искусствовед Альберт Элсен пишет: «Его натурщица не позирует… Она выглядит сознающей, что она наедине с мужчиной, глубоко увлеченным ею не как поэтическим образом, а как женщиной». В Венском обществе откровенные рисунки Климта вызывали бурные дискуссии, да и современным блюстителям нравственности не очень нравятся его рисунки с изображением мастурбации.

Самому Климту приписывают множество романов как с натурщицами, так и с женами его заказчиков. Он, безусловно, был любителем и любимцем женщин и чувствовал их лучше, чем многие его современники. Слухи о вольных нравах, царивших в его мастерской, подкрепились после его смерти – в суд обратились 14 женщин, утверждавших, что он был отцом их детей. Сам художник жил всю жизнь с матерью и незамужними сестрами, одна из которых описывала заведенный порядок: «Каждый вечер он ужинал с нами, едва обмолвившись словом, и рано отправлялся в постель. Мы относились с пониманием к его поведению, мы знали, как необходим был ему покой после всех тех волнений и битв, которые окружали его».

В 187 году Климт объединил вокруг себя группу из 19 художников, решивших порвать с академическим искусством и образовавших движение Венского сецессиона. «Каждому времени – свое искусство, каждому искусству – свою свободу» – вот что было написано над входом в здание Сецессиона, построенное в 1898 году в качестве выставочного зала. Самую громкую из постоянно проводившихся здесь выставок посвятили в 1902 году Бетховену. Она совмещала все виды искусства: Климт написал фриз на стенах зала, в котором стояла статуя Бетховена, изваянная Максом Клингером, а Густав Малер продирижировал Девятой симфонией Бетховена. На фризе было изображено стремление человека к счастью и любви, которые достигались соединением искусств. «Ода радости», переложенная на язык живописи и скульптуры, стала одним из выдающихся произведений венского югендстидя – так назывался модерн в Австрии. Был ли Климт лидером Сецессиона? Был, но лишь какое-то время – он был слишком индивидуален, чтобы состоять в любой организации, и покинул группу в 1905 году.

В это же время уже начался его знаменитый «золотой период». Многие считают, что впервые художник узнал, как использовать золото, когда в детстве наблюдал за работой отца. Работать же с золотом он стал после посещения итальянской Равенны, впечатленный византийскими мозаиками с их позолоченным фоном. Вершиной «золотого периода» стала картина «Поцелуй», которую знают, видели или любят миллионы людей. Эта «народная любовь» привела к чрезмерной коммерческой эксплуатации образов, созданных Климтом, – они постепенно превратились в коммерческий бренд. Парадокс, но картины «золотого периода», в которых Климт, скорее всего, даже не пытался вникнуть в глубины подсознания, окружены мистическим ореолом. Возможно, людей просто притягивает золото?

После смерти брата и отца Климт много размышляет не только о любви, но и о смерти. Смерть кутается в темные одежды на знаменитой картине «Смерть и жизнь», обнаженная беременная не замечает смерти на картине «Надежда». Боялся ли Климт смерти или он видел в ней непременное условие самой жизни? После его кончины в 1918 году в мастерской осталось несколько тысяч рисунков – он всегда делал много набросков, стараясь найти что-то, что удивит и его самого, и других. Историк искусств Эрнст Гомбрих писал о достижениях венского модерна: «Искусство – область, к которой мы обращаемся, когда хотим испытать потрясение или удивление. Эта потребность возникает у нас потому, что мы чувствуем, как полезно нам время от времени получать подобную здоровую встряску. Без этого нас поглотила бы рутина, и мы разучились бы приспосабливаться к новым потребностям, которые то и дело возникают у нас в жизни».

Климт оставил после себя только свои работы. Ни дневников, ни воспоминаний, ни писем. Единственный написанный Густавом Климтом текст – это «Комментарий к несуществующему автопортрету»: «Я скорее интересуюсь другими людьми, особенно женщинами, и даже еще больше другими явлениями. Я убежден, что как человек я не очень-то интересен. Во мне нет ничего особенного, чтобы смотреть на меня. Я художник. Художник, который пишет каждый день с утра до вечера. Фигуры, пейзажи, время от времени – портреты. Я недостаточно хорошо владею словом, чтобы взяться за рассказ о своей работе… Если вам действительно хочется больше узнать обо мне – как о художнике, разумеется, – посмотрите внимательнее на мои картины, которые расскажут вам обо мне намного лучше, чем я сам».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: