Портрет симонетты веспуччи, боттичелли - JEKATERINBURG.RU

Портрет симонетты веспуччи, боттичелли

Короткая жизнь взамен на вечность. Флорентийская муза Симонетта Веспуччи

Подписаться

Поделиться

Красота этой женщины была земной, но в то же время слишком идеальной для земной жизни.

Сандро Боттичелли Рождение Венеры (фрагмент) 1485–1486 гг, холст, темпера,172,5 × 278,5 см, Флоренция, Галерея Уффици

Наверняка многим знакомо невероятное творение Сандро Боттичелли Весна. Среди прекрасных незнакомок наше внимание всегда заостряется на невероятной девушке, одетой в платье с цветочными мотивами. Чудесная, легкая порхающая… эта Флора, которая, кажется, скользит кончиками пальцев ног по ковру из цветущих трав. Задумывались ли вы когда-нибудь, кто эта девушка, чем занималась в жизни и какова ее судьба ? Ведь это не собирательный образ Боттичелли, это самая что ни на есть реальная девушка, чью красоту и грацию воспевали многие художники, поэты, а также богатые люди того времени. Несмотря на ее смерть 545 лет назад, каждый в жизни рано или поздно имеет возможность встретиться с ней. Звали ее Симонетта Веспуччи. Но кем была самая красивая женщина эпохи Возрождения, живая Венера, модель Боттичелли, которая умерла преждевременно и ее красота стала мифом?

Симонетта Веспуччи родилась в 1453 году и была дочерью генуэзского дворянина Гаспара Каттанео делла Вольта. В 15 лет вышла замуж за флорентийца Марко Веспуччи. Веспуччи были связаны с Медичи, поэтому данный брак можно было считать политическим. Свадьба прошла во дворце Медичи-Риккарди и на вилле Медичи ди Кареджи. Появившись во Флоренции, молодая женщина производит фурор, покоряя сердца чувственных флорентийцев. Жюльен Медичи не остался в стороне и был известен также как платонический любовник “Белла Симонетта”. Симонетта не получила бы славы, если бы не вдохновляла великих умов своего времени, начиная с поэтов Лорана Медичи, Луиджи и Бернардо Пульчи, Анж Политьен.

Сандро Боттичелли, Симонетта Веспуччи в образе нимфы, 1480, темпера дерево, 81,8 x 54 см, (фрагмент) Франкфурт, Штеделевский музей

Симонетта прожила короткую жизнь, но тот ореол неоплатонического идеала, который ей придавали художники и поэты, сделал ее бессмертной. Красота этой женщины была земной, но то же время слишком идеальной для земной жизни. Идеал, согласно которому красота всего земного является отражением божественного великолепия. Ее возносили как звезду на небеса с акцентом на вечность. В эпоху Возрождения красота человеческого тела одухотворена, а древнее наследие, возвышающее физическую красоту, тогда столь значительную, морализирует и христианизируется. Симонетта была живой нимфой, которая обладала теми исключительными качествами, которые сделали ее объектом восхищения, характерного для ее времени. Художники хотели прославить эту женщину искусством, так же как поэты воспевали ее словами.

Сандро Боттичелли, Рождение Венеры, 1485–1486, темпера на дереве, 172,5х 278,5 см Флоренция, Галерея Уффици

Великий Боттичелли оставил несколько изображений Симонетты: портреты и мифологические фигуры с ее лицом. Изысканные черты молодой женщины можно найти во многих картинах мастера, что предположительно указывает на тесную связь между ними. Боттичелли любил Симонетту и завещал похоронить его рядом с ней. Его желание было исполнено через 34 года после ее смерти. Захоронение находится в Церкви Всех Святых во Флоренции (в церкви Оньисанти). Гробницы Симонетты больше не существует, одной из причин является либо уничтожение в ходе различных перестроек здания, либо потому что захоронение пострадало в ходе многочисленных наводнений реки Арно.

Сандро Боттичелли, Марс и Венера (фрагмент) 1485, темпера, масло на дереве, 69 x 174 см, Лондон, Национальная галерея

Пьеро де Козимо увековечил Симонетту Веспуччи с помощью загадочной и невероятной картины, о чем свидетельствует надпись внизу картины, словно высеченная на камне надгробия. Черное облако, окутывающее профиль, является ярким похоронным знаком. А рептилия, которая является Уроборосом, представляет вечность и бесконечность, в чередовании созидания и разрушения, постоянного перерождения и гибели. А также эта змея, кусающая свой хвост, является изображением не только вечного вращения природы, но и смерти, необходимой для воскрешения и которую необходимо пройти, чтобы достичь идеала и вечной красоты.

Пьеро ди Козимо, Портрет Симонетты Веспуччи, ок. 1480 г., дерево, масло, 57 x 42 см, Шантильи, Музей Конде

К сожалению, свет, который светит вдвое ярче, длится половину времени. Туберкулез (или чума, согласно другой теории) убил эту молодую женщину через несколько месяцев после ее невероятной популярности. Это было 26 апреля 1476 года. Ей едва исполнилось двадцать три года.

Сандро Боттичелли, Мадонна Магнификат (фрагмент), 1481, темпера на дереве, 118х118 см Флоренция, Галерея Уффици

Поэты и художники воздвигли для Симонетты Веспуччи самую “великолепную гробницу”, сделанную из нетленных шедевров. Красота спасена от времени и сохранена для мира.

Автор статьи – Юлия Скорнякова, профессиональный художник, член Профессионального союза художников России, участник международных и российских выставок и конкурсов, искусствовед

Симонетта Веспуччи – первая красавица Ренессанса

Златовласая Флора, Венера, Мадонна, прекрасная дама с косами, уложенными в сложные прически, украшенные жемчугом. Так и представляешь себе, как художник любовался этими волосами, выписывал каждый локон. Даже не верится, что большинство портретов прекрасной Симонетты созданы уже после ее смерти. Однако это действительно так: практически все работы Сандро Боттичелли, воспевающие красоту его музы, написаны великим мастером по памяти.


«Портрет молодой женщины» в мифологическом образе, Боттичелли (авторство Боттичелли не доказано, некоторые предполагают, что картина написана Якопо дель Селлайо). 1480-1485

Симонетта Каттанео родилась в 1453 году в Генуе, в семье крупных торговцев. В 16 лет ее выдали замуж за Марко Веспуччи, родственника того самого Америго Веспуччи, мореплавателя, в честь которого будет названа Америка.


Сандро Боттичелли. Весна.

Молодожены обосновались в родном городе жениха — Флоренции. Их прибытие совпало с периодом, когда Лоренцо Великолепный стал главой республики после кончины своего отца. Лоренцо с братом Джулиано приняли супругов во дворце и организовали в их честь роскошный пир на вилле Кареджи.


Сандро Боттичелли. Рождение Венеры

Джулиано был очарован прекрасной Симонеттой и назвал ее своей дамой сердца.


«Портрет молодой женщины» (ок. 1476—1480). Одни считают, что на портрете изображена Симонетта Веспуччи, другие предполагают, что это мать или жена Лоренцо Великолепного. Авторство Боттичелли также не доказано, картина может принадлежать кисти Вазари

Современник Симонетты профессор Флорентийского университета, поэт Полициано описывал её как «простую и невинную даму, которая никогда не давала повода к ревности или скандалу», и говорит, что «среди других исключительных даров природы она обладала такой милой и привлекательной манерой общения, что все, кто сводил с ней близкое знакомство, или же те, к кому она проявляла хоть малейшее внимание, чувствовали себя объектом её привязанности. Не было ни единой женщины, завидовавшей ей, и все настолько хвалили её, что это казалось вещью необыкновенной: так много мужчин любили её без возбуждения и ревности, и так много дам восхваляли её без злобы».

Так же платонически, как и братья Медичи, был влюблен в Симонетту и художник Сандро Боттичелли. Считается, что с того момента, как Боттичелли встретил прекрасную Симонетту, она стала моделью для всех Мадонн и Венер, которых он писал. При этом, судя по всему, она никогда ему не позировала, скорее всего, он даже ни разу не разговаривал с ней, а вскоре Симонетты и вовсе не стало — в 23 года она умерла от чахотки и была искренне оплакана всей Флоренцией. С тех пор Ботичелли писал ее образ по памяти.


Боттичелли. Портрет молодой женщины. Также оспаривается и авторство и предположение, что на портрете изображена Симонетта Веспуччи

Несмотря на то, что Симонетта Веспуччи умерла более пятисот лет назад, споры искусствоведов вокруг ее личности не утихают до сих пор. Что можно достоверно сказать об этой женщине? Да практически ничего. Одни утверждают, что она изображена на множестве полотен Боттичелли, другие считают, что на этих картинах мы видим, скорее, идеализированный образ рано умершей молодой женщины, третьи полагают, что художник и вовсе запечатлел совсем других дам. А есть еще и те, кто считает, что и большинство этих картин были написаны вовсе не Боттичелли! Мы даже не можем утверждать, что Симонетта действительно была красива — ведь нет ни одного ее портрета, про который было бы доказано, что он написан с натуры. Так, наиболее достоверным ее изображением считается семейный портрет семьи Веспуччи в церкви Оньисанти (фреска работы Гирландайо) — и вы можете сами убедиться, что это изображение мало чем напоминает златовласую красавицу.


Фреска Гирландайо с изображением Мадонны делла Мизеркордия, защищающей семью Веспуччи в капелле Веспуччи в церкви Оньисанти. Считается, что Симонетта — это единственная женщина, изображённая в группе с непокрытой головой.

Одно можно сказать точно: Боттичелли бережно хранил любовь к Симонетте всю жизнь. Он пережил свою музу на 34 года и завещал, чтобы его похоронили рядом с Симонеттой, в церкви Оньиссанти.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Несравненная и Прекрасная Симонетта Веспуччи

Пьеро ди Козимо.Портрет Симонетты Веспуччи. до 1520г.Музей Конде, Шантийи

Читайте также  Картина астроном, ян вермеер дельфтский

Симонетта Веспуччи заинтерсовала меня необыкновенной и трагичной судьбой. Все картины,на которых она изображена, выполнены посмертно.Но необыкновенная красота этой женщины нашла отражение во многих произведениях поэтов и художников.
Считалась первой красавицей флорентийского Ренессанса, за свою красоту получила прозвище Несравненной и Прекрасной Симонетты.

ЕЁ ОБРАЗ НЕСЁТ РАДОСТЬ И ПРЕЛЕСТЬ ЖИЗНИ.
Так писал о ней поэт Михаил Кузьмин.
«Пробежавшая всю молодость и свою всю жизнь в семь лет (16-23) девушка, почти видение, символ, не человек, которую Боттичелли так везде и рисовал в виде Венер, Мадонн, весен, возлюбленная Лоренцо, воспетая Полициано, восторженная, радостно-удивленная, открытая для всего и всех, легкий, убегающий профиль.

Всем несет радость и прелесть жизни, и сама первая это восторженно воспринимающая. И Боттичелли, который видит то, чего никто, ни она сама не видит, её обреченность. Всеобщее моментальное обожание, причем всякому кажется, что все её внимание обращено на него одного, так полна, прямодушна и легка её прелесть. На вечные века символ скоропроходящей молодости»

По ней сходили с ума все знатные мужчины города, её благосклонности добивались правитель города Лоренцо Великолепный и его младший брат Джулиано Медичи. Как считается, в 1475 году она стала возлюбленной Джулиано (хотя также утверждают, что их связь была платонической и она была «Прекрасной дамой» для Джулиано, что соответствует традициям куртуазной жизни флорентийского двора).

Темнокудрый брат правителя Флоренции не слишком обременял себя делами государственного правления, зато блистал на турнирах и балах, покоряя своей элегантностью, горделивой осанкой и рыцарской статью. Он всецело оправдывал свое романтическое прозвище, которым наделила его народная молва, — Принц Юности. Джулиано был любим горожанами, и не только.

«Портрет Симонетты Веспуччи», Пьеро ди Козимо.Иллюстрация вверху.

Это один из первых её портретов.. На полотне Пьеро ди Козимо волосы у Симонетты искусно уложены в сложную причёску из кос, переплетённых жемчужными ожерельями и украшенных крупным жемчугом. Мода на высоко выбритый лоб была распространена в последней четверти XV в. в аристократических кругах не только Италии, но и Нидерландов.

Её современник Полициано описывает её как «простую и невинную даму, которая никогда не давала повода к ревности или скандалу», и говорит, что «среди других исключительных даров природы она обладала такой милой и привлекательной манерой общения, что все, кто сводил с ней близкое знакомство, или же те, к кому она проявляла хоть малейшее внимание, чувствовали себя объектом её привязанности. Не было ни единой женщины, завидовавшей ей, и все настолько хвалили её, что это казалось вещью необыкновенной: так много мужчин любили её без возбуждения и ревности, и так много дам восхваляли её без злобы»

Она бела и в белое одета;
Убор на ней цветами и травой
Расписан; кудри золотого цвета
Чело венчают робкою волной.
Улыбка леса — добрая примета:
Никто, ничто ей не грозит бедой.
В ней кротость величавая царицы,
Но гром затихнет, вскинь она ресницы.

Симонетта была замужней женщиной.В апреле 1469 года 16-летняя она венчалась со своим ровесником Марко Веспуччи, родственником в будущем знаменитого флорентийского мореплавателя Америго Веспуччи в церкви Сан-Торпете, Генуя, в присутствии дожа и генуэзской знати.

Молодожены обосновались в родном городе жениха — Флоренции. Их прибытие совпало с периодом, когда Лоренцо Великолепный стал главой республики после кончины своего отца. Лоренцо с братом Джулиано приняли супругов во дворце на Виа Ларга и организовали в их честь роскошный пир на вилле Кареджи. За этим последовал период праздников, приемов и пышной жизни, центром которой был двор Медичи. Марко и Симонетта поселились в семейном доме — Барго д’Оньисанти.Оба брата были увлечены Симонеттой.

28 января 1475 года на пьяцце Санта-Кроче во Флоренции состоялся «рыцарский турнир» —(Torneo di Giuliano — «Турнир Джулиано»). Официальным поводом для этого турнира послужил дипло­матический успех: заключение союза между Ми­ланом, Венецией и Флоренцией 2 ноября 1474 года. (По дате этого праздника вычисляют день рождения Симонетты — предполагают, что этот день был выбран не случайно). В турнире принимал участие Джулиано, избравший дамой своего сердца Симонетту.

Перед Джулиано ехал оруженосец со штан­дартом (не сохранившимся), на котором Боттичелли изобразил Минерву и Амура .
Дама Джулиано, прекрасная Симонетта, изображенная в виде Минервы, стоит на пылающих оливковых ветвях. В од­ной руке у нее щит с головой Медузы, в другой копье. Она смотрит на солнце. Амур, стоящий рядом с ней, привязан к стволу оливы, его лук и стрелы сломаны. Солнце олицетво­ряло славу, которой Джулиано покроет себя на турнире и которая воспламенит сердце красавицы.

Симонетта умерла через год после этого 26 апреля 1476 года от чахотки. Ей было 22 или 23 года. Обстоятельства её болезни известны из переписки её тестя Пьетро Веспуччи с Лоренцо Медичи. Письма Лоренцо Медичи свидетельствует о его привязанности к этой даме: он послал к умирающей Симонетте Маэстро Стефано, одного из лучших вра­чей того времени, и велел держать себя в курсе течения болезни.

Лоренцо Великолепный так описывает чувства, охватившие его после смерти прекрасной Симонетты, о которой он узнал, находясь в Пизе. Лоренцо пишет, что прочитав письмо, он вышел в сад:

«Была ночь, и мы с моим дражайшим другом шли вдво­ем, беседуя о поразившем нас несчастье. Погода была ясная, и мы, беседуя, увидели на западе сверкающую звезду, столь яркую, что она своим сиянием затмила не только другие звезды, но и прочие светила, померкшие в ее свете. Любу­ясь той звездой, я обернулся к другу своему и сказал: Не удивимся мы, если душа этой дивной дамы превратилась в новую звезду или же, вознесясь, соединилась с ней».

Также он рассказывает о её похоронах: «С непокрытым лицом несли ее из дома до склепа, и много слез она заставила пролить тех, кто видел ее… Она внушала сострадание, но также и восхищение, ибо в смерти превосходила ту красоту, которую при жизни ее считали не­превзойденной. В ее облике явилась истина слов Петрарки:
Прекрасна смерть на лике сем прекрасном». Она похоронена в семейной капелле Веспуччи в церкви Оньиссанти (chiesa di Ognissanti) во Флоренции (построена членом рода Веспуччи в 1383 году). (Джулиано погиб ровно через два года после её смерти, тоже 26 апреля, в результате заговора Пацци).
.
Марко Веспуччи после смерти Симонетты женился второй раз. Своего сына он назвал Джулиано. По мнению некоторых исследователей, это говорит о том, что он знал о связи жены с Джулиано Медичи и не испытывал к нему неприязни. Но также существует версия, что наоборот, Веспуччи были очень оскорблены связью представительницы их рода с Медичи, и будто бы именно поэтому они были вовлечены в заговор Пацци, в котором был убит Джулиано.

Изображения Симонетты, дошедшие благодаря кисти её современника Боттичелли, являются наиболее известными: её образ поразил художника, и хотя, как считается, она ни разу не позировала ему для мифологических или религиозных полотен, он повторял её лицо, ставшее воплощением идеала флорентийской красоты, из картины в картину — вероятно, по памяти, и во многих случаях уже после её смерти. В. Липатов пишет: «Боттичелли был глубоко несчастлив и счастлив одновременно.

Был он, что называется, не от мира сего. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Верил в озарения и не заботился о богатстве. Не построил своего дома, не свил семьи. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты.

Он превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него подлинной жизнью». «Портреты женщин редко встречаются у Сандро Боттичелли, но он воспел и прославил Симонетту Веспуччи — женщину, знаменитую своей красотой и любовью. Она была возлюбленной другого человека — Джулиано Медичи.

Она — сама Красота, царица всемогущего искусства. И оттого с такой болезненной страстью греет Боттичелли руки у чужого костра. И оттого говорит о Симонетте Веспуччи то, что никогда еще не было сказано ни об одной женщине».И Боттичелли донес до нас священную память о ней. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах.

Практически все работы Сандро Боттичелли, персонажей которых принято отождествлять с Симонеттой, появились уже после ее ранней смерти.

Существует мнение, что Боттичелли не просто рисовал возлюбленную Джулиано Медичи, но и тайно любил ее всю жизнь. Поэтому он так никогда и не обзавелся собственной семьей и завещал похоронить себя вблизи от любимой женщины в церкви Оньиссанти,что и было исполнено через 34 года после её смерти. Одна из стен этой капеллы также украшена его фреской, изображающей св. Августина, рядом с семейным портретом Веспуччи, написанным Гирландайо.

Церковь Оньиссанти, Флоренция.Место захоронение Сандро Боттичелли.(настоящее имя Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи )

Читайте также  Портрет напольного гетмана, иван никитич никитин

Навеки несравненная, или Вечная весна Симонетты Веспуччи

Прочитав в нашем местном русскоязычном журнале «Интересно» любопытную статью о музе знаменитого художника Сандро Боттичелли, я скопировала ее сюда и разбавила для наглядности найденными на интернете иллюстрациями картин и людей, которые в ней упоминаются.

Вот что получилось.

Сандро Боттичелли увековечил ее в целом ряде картин, сделав олицетворением красоты. В строгом Средневековье ей, замужней женщине, разрешали находиться в церкви с непокрытой головой и даже закрывали глаза на ее любовную связь. Кому-то может показаться, что судьба Симонетты Веспуччи схожа со сказочной историей, где гадкий утенок превратился в лебедя. А как было на самом деле?

Обручение в колыбели

Туристы, приезжающие во Флоренцию, стремятся обязательно посетить церковь Всех Святых (Оньиссанти) — старинный храм семьи Веспуччи. Главная его достопримечательность — фреска с единственным сохранившимся прижизненным изображением Симонетты Веспуччи. Той самой, которую Сандро Боттичелли сделал эталоном женской красоты, изобразив на своих знаменитых полотнах: «Рождение Венеры», «Весна», «Венера и Марс».


Гирландайо. Мадонна делла Мизерикордия (портрет семьи Веспуччи). 1472 год.
Симонетта справа с непокрытой головой.

Увы, увиденное лишь отчасти напоминает ту молодую женщину, которой любуются во флорентийской галерее Уффици и на многочисленных репродукциях. Изображенную в Оньиссанти даму даже симпатичной не назовешь. Откуда такое «разночтение»? Выходит, кто-то из двух художников слукавил?

В родной Генуе Симонетта Каттанео отнюдь не слыла красавицей. Во всяком случае крупный нос, маленькая грудь и пухлый живот не добавляли ей привлекательности. Дурнушкой не назовешь, но кавалеры на нее не засматривались.

Родителей девушки успокаивало то, что жених для Симонетты был выбран сразу же после рождения дочери: в 1453 году ее обручили с Марком Веспуччи из Флоренции. С этой семьей богатого купца Каттанео связывали тесные деловые связи, и брак с сыном надежного партнера помог бы их еще больше укрепить.

Неважно, что прибывшему в Геную жениху увиденная впервые невеста не глянулась. Воспитанный на почитании старших, Марко не посмел перечить воле отца. Венчание прошло в церкви Сан-Торпете в апреле 1469 года, а затем молодые отправились во Флоренцию — жить шестнадцатилетней Симонетте предстояло с родней мужа.

Подарок от Великолепного

Четырьмя месяцами ранее Флорентийскую республику после смерти отца возглавил Лоренцо Медичи Великолепный. Так его звали отнюдь не за красоту. Внешность двадцатилетнего молодого человека была явно неаристократической: невысок, кряжист, с грубыми чертами лица. В то же время он небезосновательно слыл покровителем науки и искусства, умел ценить все прекрасное.


Портрет Лоренцо Медичи работы Вазари

Узнав, что Марко Веспуччи привез молодую супругу, Лоренцо Медичи дал пир в честь молодоженов. Тут был и свой политический расчет: новоиспеченный правитель хотел заручиться поддержкой богатого и влиятельного рода.

Как известно, о вкусах не спорят. И все-таки это удивительно: юная Симонетта, не блиставшая в Генуе, не просто произвела на Лоренцо благоприятное впечатление, а буквально потрясла его. Он сразу же отметил несхожесть внешности приезжей с флорентийскими девушками: длинные рыжие волосы выделяли ее на общем фоне и придавали особый шарм. Покорила Лоренцо Медичи и милая манера общения: сама Симонетта как бы уходила на второй план, а собеседник невольно оказывался в центре внимания. С первого знакомства Лоренцо отметил начитанность девушки — сказалось монастырское воспитание. Не осталось незамеченным умение великолепно танцевать и со вкусом подобрать платье.

В итоге в конце бала Медичи назвал супругу Марко Веспуччи Несравненной, и, конечно, никто не стал ему перечить. Так во Флоренции появился живой эталон красоты, сравниться с которым нельзя было по определению, но к которому следовало стремиться. Кроме того, чуть позже молодой правитель согласовал с Церковью особое право: замужней Симонетте Веспуччи разрешили присутствовать на богослужениях с непокрытой головой — пусть даже в храмах прихожане любуются ею. Чем священнослужители объяснили такое исключение? Они объявили, что черты лица молодой женщины сотворены самим Богом, а потому их нельзя прятать от окружающих даже в храме.

Знамя для Принца Юности

Обычно официальное признание красоты сопровождается сплетнями обделенных вниманием завистниц. Возможно, другая и нажила бы врагов, но только не Симонетта. У нее напрочь отсутствовали гордыня и высокомерие, она всегда ровно общалась и со знатными дамами, и с простыми жителями Флоренции. Даже у завистниц не поворачивался язык сказать худое слово о Симонетте Веспуччи — ее искренность и простота покоряли с первых минут.


Портрет Симонетты Веспуччи работы Ботиччелли

Однако у флорентийцев был еще один любимец — младший брат правителя Джулиано Медичи. Он не проявлял интереса к государственным делам, но отличался отзывчивостью, веселым нравом, любовью к охоте и джостре — рыцарским турнирам, где часто становился победителем. Во Флорентийской республике его называли Принц Юности — Джулиано был живым воплощением молодости и жизнелюбия.


Портрет Джулиано Медичи работы Боттичелли

Он, как и брат, знал толк в женской красоте. Конечно же, Джулиано не мог не обратить внимания на жену Марко Веспуччи. С Симонеттой они были ровесниками и с первых же дней знакомства прониклись симпатией друг к другу. Более того, вскоре стали любовниками.

Целых пять лет об их связи ходили лишь слухи, пока в январе 1475 года на очередной джостре во Флоренции Принц Юности не выступил под знаменем, на котором тогда еще малоизвестный художник Сандро Боттичелли изобразил Симонетту Веспуччи в виде Афины Паллады. Не узнать ее было нельзя! К тому же после победы Джулиано публично провозгласил Симонетту королевой джостры и дамой своего сердца.

Недуг на двоих

Логично предположить, что после такого откровения разгорелся скандал. Отнюдь! Молва давно решила, что Марко Веспуччи не пара такой женщине, как Симонетта. Но поскольку о разводе не могло быть и речи, то пусть Принц Юности будет ее любовником. К слову, сам супруг относился к такой двойственной ситуации достаточно спокойно: дружба с власть имущими приносила дивиденды их банковскому дому. К тому же у супругов не было детей, что тоже не способствовало укреплению семейных уз.

Увы, судьба оказалась жестокой к Несравненной, ее связь с Принцем Юности была недолгой: она заболела чахоткой (говоря современным языком, туберкулезом — этот диагноз тогда звучал как приговор) и довольно быстро угасла. Это произошло 26 апреля 1476 года. Уже после смерти 23-летней женщины злые языки стали утверждать, что это Марко отравил жену, узнав о ее беременности от Джулиано. Однако все признаки указывали именно на неизлечимую болезнь.

Кроме того, появилось еще одно косвенное подтверждение тому: Принц Юности тоже вскоре тяжело заболел чахоткой, которой, скорее всего, и заразился от своей возлюбленной. Но не недуг стал причиной его смерти: Джулиано Медичи был убит заговорщиками ровно два года спустя после смерти Симонетты — 26 апреля 1478 года.

Но после гибели он оставил наследника: через месяц — 26 мая — у его новой любовницы Фьоретты Горини родился внебрачный сын. Позже он стал папой римским Климентом VII.

Как же так? Незаконнорожденный не мог избираться на Святой престол. Проблема была решена заблаговременно: специальный указ папы римского Льва X объявил пастве о тайном венчании Джулиано и Фьоретты, что автоматически узаконило рождение их сына.

Навеки Несравненная

Однако вернемся к началу нашего повествования. Почему изображение на фреске в Оньиссанти столь разительно отличается от работ Боттичелли?

В первом случае неизвестный художник рисовал с натуры. Но ведь и Боттичелли был вхож в дом Марко Веспуччи и неоднократно общался с его женой? Несоответствие объясняется просто: двадцатипятилетний Сандро сам влюбился в Симонетту. Он прекрасно понимал, что надеяться на взаимность не стоит, но можно сделать прелестную женщину своей музой и предметом тайных грез.


Сандро Боттичелли. Автопортрет

Хотя почти все картины Боттичелли писал уже после смерти Симонетты. Ее кончина стала глубоким потрясением для художника. И хотя мысль увековечить любимую женщину возникла почти сразу после похорон, к работе он приступил не сразу. Лоренцо Медичи спустя некоторое время после гибели Джулиано лично попросил Боттичелли увековечить память брата и той, которую сам назвал Несравненной.

Картины рождались очень медленно. «Весну» Боттичелли закончил в 1482 году — шесть лет спустя после смерти Симонетты.


Фрагмент картины «Весна»

Годом позднее появились «Венера и Марс». На обеих нашлись образы для двух ушедших из жизни влюбленных.

Симонетту в «Рождении Венеры» художник закончил в 1486-м.

Он писал по памяти, и образ любимой постепенно приобретал все новые краски — создавался идеал, в котором не нашлось места каким-то заметным при жизни внешним изъянам. Это было обоюдное желание: как самого художника, так и его заказчика. Лоренцо Медичи хотел, чтобы и после смерти Симонетта оставалась Несравненной.


Фрагмент картины Боттичелли «Рождение Венеры»

Картины долгое время оставались на его вилле Кастелло, а в галерею Уффици попали лишь в начале XIX века, да и то в запасники. На всеобщее обозрение «Весна» и «Рождение Венеры» были выставлены лишь спустя четыре с лишним века после написания — в 1919 году. Такова судьба шедевров, к которым сегодня в Уффици не подступиться — возле них всегда многолюдно.

Читайте также  Великий мастурбатор, сальвадор дали - анализ картины

Р.S. Маленькое дополнение. В завещании Сандро Боттичелли указал, чтобы его похоронили в той самой церкви Оньиссанти, где покоится Симонетта Веспуччи. Что и было исполнено — великий мастер и его муза теперь навеки рядом.

Чем болела самая красивая женщина Возрождения

В апреле 1469 года 16-летняя Симонетта венчалась с Марко Веспуччи, дальним родственником итальянского исследователя Америго Веспуччи, и пара переехала во Флоренцию. Там красота Симонетты быстро привлекла внимание знатных людей самого высокого ранга, среди которых были братья Медичи, Лоренцо и Джулиано. Пока Лоренцо «Великолепный» управлял государством, Джулиано открыто «ухаживал» за Симонеттой.
В 1475 году состоялся рыцарский турнир, на котором оруженосец Джулиано нес штандарт кисти Сандро Боттичелли.
На знамени была изображена Симонетта Веспуччи, которая предстала в образе Минервы, римской богини мудрости и стратегической войны, побеждающей своей добродетелью беспорядок Любви, аллегорично представленный в виде связанного Купидона со сломанными стрелами. Девизом Джулиана было La sans par, что означает «Непревзойденный». Джулиано выиграл этот турнир, а Симонетта была номинирована на титул Королевы красоты.
Веспуччи умерла через год предположительно от туберкулеза, в 1476 году, в возрасте почти 23 лет. Доподлинно не известно, были ли когда-нибудь Джулиано и Симонетта любовниками (гораздо больше людей думают, что она была любовницей и музой самого Боттичелли).

В последние дни болезни Симонетты Лоренцо Медичи был в Пизе, но он послал к ней своего врача (доктора Стефано). Согласно симптомам, описанным Пьеро Веспуччи в письмах Лоренцо Медичи, у нее была лихорадка, рвота, одышка и боли в грудной клетке, она совершенно не могла спать и есть. Доктор Стефано сказал, что болезнь пациента не похожа на туберкулез, но личный врач семейства Веспуччи, доктор Мойсе, с этим не согласился. Они даже успели поспорить о том, какое лекарство ей лучше поможет, и дали каждый свое, но, по-видимому, уже ничего нельзя было сделать для ее спасения, и на следующий день она умерла.
Помощник Лоренцо отправил письмо своему господину, в котором объявил о ее смерти такими словами: «Благословенная душа Симонетты отлетела в Рай. Но ее смерть стала триумфом красоты: если бы вы видели ее мертвой! Она была не менее красива и хороша, чем при жизни». Согласно отчету о похоронах ее тело было доставлено к месту захоронения в открытом гробу «в окружении толпы людей, любующихся ее красотой». Ее утрату оплакивала вся Флоренция. Но даже после смерти Симонетта продолжала вдохновлять Боттичелли, который так любил и идеализировал ее красоту, что когда сам умер в 1510 году, был похоронен у ее ног, как завещал.
«Аллегорический портрет женщины» Боттичелли.

Молодая женщина на этом портрете, приписываемом кисти Боттичелли, с волосами, заплетенными в косы, и камеей на шее стала одним из самых дорогих приобретений в коллекции Лоренцо Медичи. Картина, как и многие другие портреты Симонетты, изображает девушку в профиль.

Штрихи набросков, расположенных на холсте, очень хорошо читаются в инфракрасном свете. Портрет, видимый в инфракрасном изображении, можно сравнить с лицом Веспуччи на великой картине «Рождение Венеры» с той лишь разницей, что Симонетта там смотрит вниз. Впоследствии Ботичелли в два этапа развернул и повернул ее голову вверх, превратив портрет в профиль.
Симонетта задумчиво смотрит на небо. Судя по инфракрасной рефлектографии и видимым слоям краски портрет был несколько трансформирован уже после смерти Симонетты: добавлено черное перо, облака вокруг ее головы и перед ее губами, а также уходящие корабли на заднем плане. Но одна из величайших загадок этой картины — потенциальное значение молочного «луча».
Эндокринологи из Рима и Неаполя Паоло Поццилли и Анна Мария Колао предположили, что, возможно, Симонетта страдала аденомой гипофиза с галактореей, а умерла от апоплексии гипофиза (гипофизарного инсульта).
Они попросили специалиста по реконструкции лиц Луку Воллеро помочь им в подтверждении своей гипотезы. Для начала надо было убедиться, что на всех портретах Сандро Боттичелли, которые только предполагаемо могли быть портретами Симонетты, изображена именно она. А затем сравнить их для выявления черт лица, на которые может влиять прогрессирование аденомы гипофиза, секретирующей гормон роста и пролактин, и выполнить количественную оценку трансформации, взяв за пример современную молодую пациентку с аденомой гипофиза.

Чтобы убедиться, что на пяти рассматриваемых картинах изображен один и тот же человек, авторы использовали современный алгоритм распознавания лиц, используемый в криминологии. Этот алгоритм содержит базу данных, состоящую из почти 6000 субъектов, снятых в разных ракурсах, позах и в разные годы.
Оказалось, что все портреты действительно изображают одного человека (они принадлежат к одному и тому же субъекту с достоверностью 95% — 99,5%). Чтобы еще больше укрепить эту гипотезу и изучить черты лица людей, страдающих акромегалией, авторы сопоставили пропорции. Анализируемые области включали размеры лица, расстояния между глазами, глазом и носом, носом и ртом и размеры нижней челюсти. Поза головы была скорректирована с использованием геометрического перспективного преобразования. В этой же программе была проанализирована молодая пациентка с диагностированной акромегалией. Прогрессирование оценивалось по четырем изображениям, от ранней стадии заболевания (пациентке 18 лет) до полного проявления заболевания (30 лет).
Изменения лица Симонетты Веспуччи были оценены путем анализа пяти изображений Сандро Боттичелли. Картины были выстроены в хронологическом порядке: крайнее левое изображение представляет юную Симонетту (невыраженная стадия болезни), портреты со второго по четвертый представляют взрослую Симонетту, тогда как крайнее правое изображение показывает Симонетту перед смертью.
Анализ черт лица Симонетты Веспуччи показал результаты, аналогичные результатам, полученным в контрольном случае с современной пациенткой, больной акромегалией.
Каковы доказательства того, что Симонетта Веспуччи могла страдать от секретирующей опухоли гипофиза?
Свое предположение итальянские эндокринологи начали развивать, увидев луч молока на протрете Симонетты. Как известно, галакторея вне лактации случается из-за приема некоторых лекарств и при наличии пролактиномы, которая является наиболее распространенным типом функционально активной опухоли гипофиза. Без лечения это состояние постепенно приводит к бесплодию (у Симонетты за 8 лет брака не было детей). Примечательно, что после ее смерти Марко Веспуччи второй раз женился и имел девять детей. С учетом того, что Симонетта не была беременной или кормящей, вероятно у нее все же была аденома гипофиза, секретирующая пролактин. Смешанные опухоли гипофиза, секретирующие и пролактин, и гормон роста, довольно распространены: до 40% пациентов с акромегалией имеют гиперпролактинемию. При этом галакторея может быть выявлена прежде, чем акромегалия станет клинически очевидной.
Гипотеза в том, что Симонетта страдала аденомой гипофиза подтверждается и косоглазием, заметным на некоторых портретах (аденома «сдавливает» область перекреста зрительных нервов).
Наконец, симптомы, о которых врачи сообщили перед смертью (тошнота, рвота и отсутствие аппетита) могли быть следствием апоплексии гипофиза. Апоплексия гипофиза обычно возникает при аденоме и наиболее часто начинается внезапной головной болью, сопровождающейся тошнотой и рвотой, часто с быстро нарастающим дефектом полей зрения или двоением в глазах. После апоплексии давление внутри турецкого седла резко повышается, и такие структуры, как зрительный нерв и содержимое кавернозного синуса, сдавливаются, за этим могут последовать геморрагические осложнения и некроз прилежащих тканей, что может привести к внезапной смерти.
Интересно, что при аденоме, секретирующей гормон роста, также описано поражение суставов. Действительно, в Аллегорическом портрете Симонетты изгибы пальцев кажутся слегка деформированными.
Следует отметить, что эволюция пролактиномы в опухоль, секретирующую гормон роста и пролактин, это не просто гипотеза. Авторы этого наблюдения ранее описали пациента с пролактиномой, устойчивой к дофаминергическим препаратам. У этого пациента развилась быстрая и злокачественная макроаденома гипофиза. Гистологическое исследование хирургических образцов выявили высокую экспрессию Ki67 и p53 и низкую экспрессию рецептора D2. Этот случай продемонстрировал, что возможен переход от чистой пролактиномы к агрессивной опухоли за довольно быстрый период при относительном благополучии.
Таким образом, представлено достаточно доказательств того, что Симонетта Веспуччи, Венера Боттичелли, могла страдать аденомой гипофиза. Послужило ли это причиной ее смерти- увы, не известно. Но ясно одно, что даже при гормонпродуцирующих опухолях гипофиза люди могут оставаться удивительно красивыми. А современная интерпретация «милого» косоглазия Венеры должна учитывать результаты проведенного исследования.
Литература:
Pozzilli P, Vollero L, Colao AM. VENUS BY BOTTICELLI AND HER PITUITARY ADENOMA. Endocr Pract. 2019 Oct;25(10):1067-1073. doi: 10.4158/EP-2019-0024. Epub 2019 Jun 6. PMID: 31170360.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: