Портрет саскии ван эйленбюрх, рембрандт, 1633 - JEKATERINBURG.RU

Портрет саскии ван эйленбюрх, рембрандт, 1633

Как скромная девушка, недожившая до 30 лет, вдохновила Рембрандта на исключительный успех: Саксия

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Биография художника

Его полное имя Рембрандт Харменс ван Рейн. Он родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Его семья была довольно обеспеченной по тем временам: отец был мельником, а мать — дочерью пекаря. Родители очень заботились о будущем и, конечно, об образовании своего сына. Рембрандт начал свое обучение в Латинской школе, а в 14 лет поступил в Лейденский университет, который в скором времени бросил. Обучение там не заинтересовало его, Рембрандт хотел изучать искусство. Три с половиной года юноша обучался у живописцев Якоба ван Сваненбурка и Питера Ластмана, а позже, в свои 22 года, Рембрандт открыл собственную студию. И тогда, в 1625 году, он взял на обучение первых учеников. Кстати, одним из его учеников был известный художник Геррит Доу.

Прошло 350 лет с тех пор, как Рембрандт оставил этот мир в возрасте 63 лет. Он умер в нищете. Его падение было столь же драматичным, как и его взлет. Рембрандт был похоронен, как Моцарт, в могиле нищего. Но он воскрес для мира живописи как выдающийся летописец человеческого лица. Упорство и талант художника при жизни привели к тому, что сегодня Рембрандт является одним из ведущих художников голландского Золотого века.

Рембрандт и Саския: история любви на века

Значительную часть работ Рембрандта составляют портреты его любимой жены Саскии, которые своими сюжетами олицетворяют их счастливый, но короткий и обреченный брак.

На полотнах Рембрандта Саския расчесывает волосы, заманчиво оглядывается на мужа или загадочно улыбается ему. А где-то сияющую Саскию видно из окна и этот момент ее супруг и художник тоже мог отобразить на холсте. Множественные рисунки пером и чернилами, набросанные с большой концентрацией, были найдены в папке после смерти художника. Словно личный дневник, Рембрандт держал его вдали от чужих глаз. И в нем он хранил самое дорогое — образы любимой жены.

Рембрандт ван Рейн женился на Саскии ван Эйленбюрх во Фрисландии в 1634 году. Саске (фризское крещенское имя) родилась в Леувардене в богатой семье землевладельцев из высшего среднего класса. Художник встретил ее в 1633 году, когда она навещала своего кузена Хендрика Уиленбурга в Амстердаме. В то время Уиленбург был арт-дилером Рембрандта, создавшим фирму по созданию картин. Рембрандт также занимал помещение в доме Хендрика, которое использовал для работ над частными заказами. Дела арт-дилера и художника налаживались очень успешно и, надо сказать, Рембрандт не скромничал в ценах за свои работы: одно только изображение лица стоит у молодого гения 50 флоринов, а за портрет в полный рост он может затребовать до шестисот (примерно 24 тыс российских рублей)! Саския к моменту их встречи по факту являлась вовсе не избалованной младшей дочкой бургомистра, а вот уже несколько лет — круглой сиротой. Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца она лишилась в 12. Таким образом, кузен Саскии сыграл решающую роль в знакомстве девушки и мастера.

8 июня 1633 года состоялась их помолвка, а 22 июня 1634 года они обвенчались в церкви села St.Annaparochie недалеко от Леувардена. Год спустя чета сыграла пышную свадьбу в Синт-Аннапарохи. Их брак длился всего десять лет. Помимо счастливых мгновений, за это время они пережили взлет Рембрандта и смерть троих новорожденных детей. Лишь один ребенок — Тит — выжил, но его взросления Саския уже не увидела. Она умерла в Амстердаме незадолго до своего тридцатилетия.

Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Брак с Саскией ван Эйленбюрх открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал её отец — бургомистр Леувардена. Заказы сыплются к нему один за другим. Не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме. А после смерти любимой жены в жизни Рембрандта началась полоса жизненных невзгод: драматичное падение как мастера, отсутствие заказов, судебные тяжбы, нищета и пр.

Первый портрет с Саскией

Первая работа, запечатлевающая облик возлюбленной, была написана спустя 3 дня после помолвки, летом 1633 года. Рембрандт создал рисунок серебряным карандашом, изобразив Саскию в большой шляпе с цветами. Сама Саския тоде держит цветок. Знаменательна подпись художника: «Это моя жена в возрасте 21 года, три дня спустя после нашей помолвки, 8 июня 1633». Они изобразил свою будущую супругу улыбающейся, милой, пылкой красавицей. Она дарит художнику и своему жениху искреннюю теплую улыбку. Ее лицо сияет, волосы слегка растрепаны, глаза сверкают жизнерадостностью. В руке она держит цветок. Также цветами украшена ее широкополая шляпа. И вскоре она выйдет замуж за человека, который сидит напротив него, и который станет впоследствии одним из самых гениальных портретистов в мире.

Другие работы

В его гравюре 1636 года «Автопортрет с Саскией» Рембрандт изобразил себя с Саскией в исторических нарядах. Он одет в пальто с меховой отделкой, Саския — в платке.Удивительно, но это единственный офорт, изображающий чету вместе. Герои представлены в половину роста, сидящими за столом. Рембрандт явно доминирует в сюжете, поскольку он привлекает внимание зрителя своим серьезным выражением. Козырек его шляпы отбрасывает на глаза темную тень, что добавляет ему лица таинственности. За его спиной сидит Саския. Интересно, что супругу Рембрандт изобразил в меньшем размере. Она погружена в свои мысли. Возможно, супруги что-то обсуждали, а мы, зрители, вдруг прервали их серьезный разговор.

Также в 1633 году были написаны её портреты: «Смеющаяся Саския» (ныне в Дрезденской галерее) и «Портрет Саскии в красной шляпе» (Кассель). В 1635 году Рембрандт запечатлел её в картине «Блудный сын в таверне». Трижды Рембрандт изобразил Саскию в образе Флоры: в 1634 году («Флора» (Эрмитаж)), в 1641 году (Дрезден) и в 1660 году (Нью-Йорк).

Однажды Ван Гог написал, что отдал бы десятилетие своей жизни, чтобы просто сидеть перед картиной Рембрандта «Еврейская невеста» в течение двух недель. Его цитатой все сказано: «Рембрандт говорит то, о чем не сказано ни на одном языке».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Саския

Са́ския ван Э́йленбюрх (Эйленбург; нидерл. Saskia van Uylenburgh ; 2 августа 1612 — 14 июня 1642) — жена голландского художника Рембрандта ван Рейна, изображённая на значительном числе его картин и рисунков.

Жизнь

Родилась в Леувардене, дочь местного бургомистра, адвоката и учёного, знатного горожанина Ромбертуса ван Эйленбурга. В двенадцать лет лишилась матери, ещё через пять лет — отца. Через своего двоюродного брата, работавшего адвокатом в Амстердаме, познакомилась с Рембрандтом и 22 июня 1634 года вышла за него замуж.

В 1639 году, благодаря многочисленным заказам, Рембрандт смог приобрести новый дом на улице Йоденбрестрат, в еврейском квартале, куда и переехал вместе с женой (ныне там расположен Музей Рембрандта). Трое их детей умерли вскоре после рождения. 22 сентября 1641 года был крещён их сын Титус. В следующем году Саския скончалась (вероятно, от туберкулёза) и была похоронена в амстердамской церкви Оуде Керк (Oude Kerk). Впоследствии Рембрандт продал её могилу, чтобы заплатить за погребение своей модели и любовницы Хендрике Стоффелс.

На картинах Рембрандта

Саския изображена на следующих картинах:

  • «Саския в девушках» (1633).
  • «Портрет Саскии с вуалью» (1633).
  • «Портрет Саскии» (1634)
  • «Флора» (1634).
  • «Портрет Саскии в образе Флоры» (1635).
  • «Автопортрет с Саскией» (офорт, 1636).
  • «Портрет Саскии в профиль» (вторая треть XVII века).
  • «Автопортрет с Саскией на коленях» (1634-1635).
  • «Портрет Саскии с цветами» (1641).

Ссылки

  • Данные из амстердамских архивов о семье Рембрандта (нид.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Саскачеван Рофрайдерс
  • Сасквотч

Смотреть что такое «Саския» в других словарях:

саския — сущ., кол во синонимов: 1 • астероид (579) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Саския Порто — Sasckya Porto … Википедия

Саския Сассен — Saskia Sassen Koob Дата рождения: 5 января 1949 Место рождения: Гаага, Нидерланды Гражданство … Википедия

Саския Эйленбюрх — Рембрандт, «Портрет Саскии», 1634 год. Саския ван Эйленбюрх (Эйленбург; нидерл. Saskia van Uylenburgh; 2 августа 1612 14 июня 1642) жена голландского художника Рембрандта ван Рейна, изображённая на значительном числе его картин и рисунков. Жизнь… … Википедия

Саския ван Эйленбург — Рембрандт, «Портрет Саскии», 1634 год. Саския ван Эйленбюрх (Эйленбург; нидерл. Saskia van Uylenburgh; 2 августа 1612 14 июня 1642) жена голландского художника Рембрандта ван Рейна, изображённая на значительном числе его картин и рисунков. Жизнь… … Википедия

Саския ван Эйленбюрх — Рембрандт, «Портрет Саскии», 1634 год. Саския ван Эйленбюрх (Эйленбург; нидерл. Saskia van Uylenburgh; 2 августа 1612 14 июня 1642) жена голландского художника Рембрандта ван Рейна, изображённая на значительном числе его картин и рисунков. Жизнь… … Википедия

Читайте также  Свидание, константин егорович маковский - описание картины

Сассен, Саския — Саския Сассен Saskia Sassen Koob … Википедия

Сассен Саския — Саския Сассен Saskia Sassen Koob Дата рождения: 5 января 1949 Место рождения: Гаага, Нидерланды Гражданство … Википедия

Эйленбюрх, Саския ван — Рембрандт, «Бюст молодой женщины», 1634 год. Саския ван Эйленбюрх (Эйленбург; нидерл. Saskia van Uylenburgh, МФА: [ˈsɑskijaː vɑn ˈœylə(n)ˌb … Википедия

(461) Саския — Открытие Первооткрыватель Макс Вольф Место обнаружения Хайдельберг Дата обнаружения 22 октября 1900 Эпоним Саския ван Эйленбюрх Альтернативные обозначения 1900 FP; 1935 CT; A917 XE; A924 DB Категория Главное кольцо … Википедия

Саския ван Эйленбюрх — жена и муза Рембрандта, история любви

Саския ван Эйленбюрх (Эйленбур); 1612 — 1642 — жена нидерландского художника Рембрандта ван Рейна, изображённая на значительном числе его картин и рисунков.

Саския ван Эйленбург (Эйленбюрх) родилась в городе Леувардене, провинция Фрисландия, в 1612 году в обеспеченной и влиятельной семье, исповедовавшей кальвинизм. Ее отец Ромбертус был бургомистром Леувардена, одним из основателей университета Франекер в 1585 году и членом Верховного суда провинции Фрисландия. Он и его жена Скаукье Озинга произвели на свет восемь детей, четверо из них были дочери. Саския была младшей сестрой, а потому после смерти Скаукье (1619) и последовавшей вскоре смерти Ромбертуса (1624), братья заботились о ней до тех пор, пока она не достигла того возраста, когда смогла получить свою долю отцовского наследства.

Всем дочерям Ромбертуса удалось удачно выйти замуж. Хиския вышла замуж за чиновника деревень Хет-Бильдт, Антье была женой польского богослова, который стал ректором университета Франекер, а Тития, имевшая куда более выгодное положение, вышла замуж за представителя преуспевающей семьи купцов из Зеландии. По всей вероятности, Саския провела отрочество, помогая в работе по хозяйству каждой из сестер и учась правилам и манерам хорошего поведения, в соответствии с которыми должна была вести себя юная дама.

В возрасте 21 года Саския отправляется в Амстердам навестить свою кузину Алтье, которая была замужем за проповедником Иоганном Корнелисом Сильвиусом, также уроженцем Фрисландии, работающим в церкви Аудекерк. Иоганн был знаком с Рембрандтом, который в 1633 году создал гравюру с его портретом. Оказавшись в Амстердаме, молодая наследница, только что приехавшая из провинции, вероятно, хотела погулять по городу в поисках более веселых развлечений, чем те, что выпадали ей в доме священника, поэтому вполне возможно, что она наносила визиты своему кузену Хендрику ван Эйленбургу чья контора по продаже произведений искусства располагалась в центре города.

Кузина Саскии Алтье не могла возражать против посещения молодой женщиной невозмутимого меннонита-пацифиста Хендрика, который оказал бы на нее благотворное влияние.

Возможно, в один из своих визитов в студию на Брестрат Саския и познакомилась с Рембрандтом, который незамедлительно принялся ухаживать за ней, привлеченный красотой и обаянием девушки и кое-что знавший о ее состоянии и об интересном происхождении семьи. Несомненно, Саския послужила бы идеальным дополнением к восходящей карьере художника, которого ждет оглушительный успех, как, вероятно, говорил стеснительной Саскии Рембрандт. Со своей стороны, молодую женщину поразили искренность и надежность Рембрандта, который стремился опровергнуть обычно приписываемый художникам образ повес и распутников и предстать перед ней серьезным и честным человеком. Его личные качества, изящество и уважительное поведение привлекли ее, и их встречи становились все более частыми. Во время одной такой встречи, которая, возможно, произошла в доме одного из братьев Саскии, он попросил ее руки.

Образ молодой женщины стал темой изящного портрета, написанного ее обожателем и женихом. Он изобразил ее в одежде для дневной прогулки за город. Видимо, Рембрандт взял серебряный карандаш и набросал ее лицо в блокноте, дополнив портрет словами: «Портрет моей жены, сделанный на третий день после обручения 8 июня 1633 г.».

10 июня 1634 года Рембрандт с Саскией венчались в церкви Аудекерк в Амстердаме в присутствии свидетеля Иоганна Корнелиса Сильвиуса. Их сопровождали Хендрик ван Эйленбург с женой Марией ван Эйк и Тития с мужем. Неизвестно, встречалась ли Саския с родственниками Рембрандта, но на свадьбе они не присутствовали, хотя имеются сведения, что все они, в том числе мать, находились в добром здравии.

Через месяц Рембрандт отправился в Роттердам писать портрет важного клиента Дирка Янса Пессера. Саския верила в блестящее будущее мужа, что подтверждали многочисленные заказы богатых клиентов. Супругам сопутствовала удача, и опасаться было нечего. Рембрандт уделял жене не меньше внимания, чем своим картинам, и делал с нее эскизы, изображая ее то в образе богини Флоры, то элегантной амстердамской дамы, каковой естественно хотела стать молодая женщина из провинции.

Образ жизни, который вели молодые супруги, вызвал тревогу у родственников Саскии, обвинивших их в расточительстве и растрате фамильного наследства Саскии. Рембрандт ответил, что они состоятельные люди, что они живут по средствам и что средства эти весьма значительны. Поэтому в сентябре 1639 года Саския оказалась в новом доме на Биннен-Амстел, бывший владелец которого Ян ван Велдестейн был кондитером.

В мае того же года Рембрандт организовал перевозку вещей супругов в новый дом на АнтонисБрестрат. Дом, обошедшийся в 13 000 гульденов, был огромным: восемь комнат, два погреба и мансарда, и, кроме того, он находился неподалеку от дома кузена Саскии Хендрика ван Эйленбурга. Хотя для оплаты дома они взяли крупный заем, супруги продолжали вести роскошную и расточительную жизнь, что дополнялось страстью Рембрандта к коллекционированию, поскольку он был исполнен решимости приобретать всевозможные вещи для своей частной коллекции по наивысшим ценам.

Постепенно они начали входить в долги и почувствовали себя вновь свободными лишь тогда, когда Рембрандт получил в наследство свою долю состояния матери, которая умерла в том же месяце.

В 1641 году молитвы Саскии были, казалось, услышаны: родился Титус, которого крестили в церкви Зюйдкерк.

Больная Саския в белом головном уборе. Ок. 1642. Офорт. Британский музей, Лондон

Саския умерла 14 июня 1642 года в возрасте тридцати лет и была поначалу захоронена во временной могиле, пока Корнелис Сильвиус не подыскал ей место в церкви Аудекерк, где супруги когда-то венчались.

SASKIA 19 JUNI 1642

9 июля 1642 года ее останки были перенесены в место под самой кафедрой, откуда Корнелис Сильвиус когда-то читал свои проповеди. Со своей стороны, Рембрандт почтил память жены, неоднократно изобразив ее на портретах такой, какой он хотел бы ее помнить.

История любви, породившая шедевры: Рембрандт и три его музы (часть 1)

«Никогда не путайте гения со святым», — предупреждают рембрандтовские биографы, подходя к сложной теме личной жизни художника, вместившей любовь и смерть, грех и невинность, преданность и предательство. В трех публикациях представлены истории трёх спутниц великого голландца.

1.Саския ван Эйленбург

Широко расставленные глаза, глядящие с лёгкой снисходительностью. Мягкий округлый подбородок. Нерешительная (недоброжелатели говорят — кривая) улыбка. Слегка вьющиеся и лёгкие, точно пух, разлетающиеся рыжие волосы, по которым её вычисляют даже на гравюрах, где она изображена со спины.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Саския с красным цветком, 1641г

Это — Саския ван Эйленбург, дочка бургомистра городка Леуварден и любимая жена молодого живописца из Лейдена — Рембрандта Харменса ван Рейна. На портрете (вверху) она двусмысленным жестом, целомудренным и одновременно соблазнительным, прикрывает грудь одной рукой, а другой протягивает художнику маргаритку — символ нерушимой супружеской верности.

Не странно ли? Леуварден — на севере Голландии, Лейден — на юге. Она — чистокровная, хоть и провинциальная, дворянка, он — сын мельника, моловшего и поставлявшего на рынок не муку, а пивной солод. Как же и где они умудрились встретиться?

Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет с Саскией, 1636г

Местом их встречи стал Амстердам, куда амбициозный Рембрандт приехал, чтобы разбогатеть и прославиться, а скромная Саския — погостить у родни. Вообще-то к моменту их встречи она по факту являлась вовсе не избалованной младшей дочкой бургомистра, а вот уже несколько лет — круглой сиротой. Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12. У родителей Саскии было восьмеро детей, и по крайней мере, три её родных сестры к моменту встречи с Рембрандтом не только были в здравии, но и удачно вышли замуж, так что могли с удовольствием приютить младшенькую, такую исполнительную и кроткую. Саския жила под крышей то одной, то другой из сестёр и многочисленных кузин, помогала им вести домашнее хозяйство. Рембрандт же дружил с её старшим кузеном — Хендриком ван Эйленбургом, талантливым и успешным купцом-антикваром и, выражаясь современным языком, ведущим амстердамским арт-дилером.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет Саскии, 1638г

Хендрик и Рембрандт сошлись так близко, что решили стать компаньонами. Они открыли мастерскую живописи и реставрации с сопутствующей лавочкой, торгующей и принимающей на комиссию предметы искусства.

Читайте также  Описание картины "кувшинки", клод моне

Дела Рембрандта в то время идут в гору так резво, а исполненные им портреты пользуются такой популярностью, что он, при поддержке ван Эйленбурга, позволяет себе безбожно задирать цены — одно только изображение лица стоит у молодого гения 50 флоринов, а за портрет в полный рост он может затребовать до шестисот! Пожалуй, никогда в жизни Рембранда — ни до, ни после — больше не будет такого периода успеха в обществе.

Ван Эйленбург и ван Рейн ведут активную светскую жизнь, и как-то совершенно естественно выглядит желание Рембрандта посвататься к приглянувшейся ему родственнице друга — Саскии, приехавшей в Амстердам из своей Фрисландии и скромно и тихо живущей в доме реформатского проповедника Яна Корнелиса Сильвия, мужа её очередной кузины, Алтье.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет молодой смеющейся женщины, возможно, Саскии ван Эйленбург, 1633г

Этот портрет смеющейся Саскии сделан Рембрандтом в год их знакомства — 1633-й. Художнику 27, а его будущей супруге — на 6 лет меньше. Молодая женщина выглядит здесь кокетливо и лукаво — как все без исключения молодые женщины, у которых учащённо бьётся сердце от верного предчувствия непременного, неотменимого счастья.

Строгость, благочестие и добродетель — вот атмосфера, в которой живёт Саския в доме Корнелиса Сильвия и которая в целом присуща протестантской Голландии того времени.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет Яна Корнелиса Сильвия, 1646г

В мае 1633 года Рембрандт, за неимением в живых родителей невесты, просит руки Саскии у её сестёр и зятьёв и обсуждает с ними детали предстоящей помолвки. По-видимому, ему важно было произвести положительное впечатление на этих людей (а Эйленбурги принадлежали к общине меннонитов — одной из самых пацифистских и благочестивых протестантских деноминаций), ни в коем случае не показаться им «гулякой праздным», богемным прожигателем жизни. И, судя по полученному согласию, на тот момент ему это удалось.

В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты»), исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте.

Рукою Рембрандта подписано: «Это моя жена в возрасте 21 года, три дня спустя после нашей помолвки, 8 июня 1633». Со временем нежные серебристые линии потемнели, и сейчас портрет предстаёт перед нами в коричнево-чёрных тонах, но, несмотря на это, пожалуй, нигде у Рембрандта Саския, наряженная в лёгкую шляпу для прогулок, не выглядит столь свежей и безмятежной.

10 июня 1634 года Рембрандт и Саския зарегистрировали брак в ризнице церкви Аудекерк. На церемонии, как и на предстоящем венчании, присутствовала многочисленная родня невесты, но не было никого из лейденских Рембрандтов (за исключением, разумеется, жениха) — успешный художник предпочёл на время забыть о том, что происходит из семьи простых, хотя и далеко не бедных, мельников.

Если этот брак и был идиллическим, то всё же не вполне — родительского благословения-то Рембрандт так и не получил. А года через три-четыре придёт черед оскорбиться и вознегодовать и Эйленбургам, родственникам Саскии. Их зять-художник напишет автопортрет с Саскией, слишком далёкий, да что там — прямо противоположный так ценимым ими аскетизму и благочестию.

Знаменитый дрезденский «Блудный сын», имеющий несомненное портретное сходство с Рембрандтом и сидящий спиной к зрителю, оборачивается к нам и, весело смеясь, протягивает кубок с вином, будто приглашая немедленно разделить его торжество. На столе таверны — жареный павлин, символ безудержной роскоши, а на коленях библейского персонажа (не будем забывать: это всё же не художник, а блудный сын, и что с ним произойдёт дальше, Рембрандт напишет потом) — блудница с лицом Саскии.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Блудный сын в таверне (Автопортрет с Саскией на коленях), 1637г

Эта картина на стыке жанровой и исторической живописи сослужит репутации Рембрандта скверную службу: его первые биографы будут опираться в том числе и на неё, живописуя Рембрандта как развратника, кутилу и мота, с удовольствием игнорируя тот факт, что «Блудный сын» совсем не обязательно имел биографическую подоплёку. Впрочем, даже если и так, то репутации Саскии ничего не угрожало: даже в такой разгульной атмосфере она сохраняет на лице строгое и серьёзное выражение.

Дела Рембрандта первые 5−6 лет брака шли хорошо, и у него появляется настоящая страсть к антиквариату. Бывая на аукционах, организуемых Хендриком ван Эйленбургом, он с удовольствием скупает редкие книги, экзотические предметы и обязательно — драгоценности и редкостные вещицы для Саскии. Ему доставляет большое наслаждение собственноручно украшать любимую, наряжать её в тончайшие вуали, дорогие ткани и крупные жемчуга.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Саския ван Эйленбург, жена художника, 1640г

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет молодой женщины в причудливом костюме, 1633г

Несколько раз Рембрандт изобразит свою Саскию в обличье Флоры — римской богини цветов и плодов. Очевидно, что она в восприятии мужа — олицетворение и его собственного жизненного расцвета, периода счастливого благодатного цветения, и он ждёт от неё не только радости, но и плодородия.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Саския в аркадском костюме. 1635г

Рембрандт Харменс ван Рейн. Флора, 1634г

Однако первенец Рембрандта, названный в честь отца Саскии Ромбертусом, проживёт всего два месяца, погубленный опустошительной амстердамской чумой 1636-го года, а к 1640-му году, как свидетельствуют биографы, в церкви Зюйдеркерк неподалёку от их дома будет уже три принадлежащих семье небольших надгробия. Вслед за Ромбертусом умрут еще две их маленьких дочки — обеих в честь матери Рембрандта будут звать Корнелиями (Нельтген). Рембрандт словно заглаживал вину перед матерью за то, что не взял у неё благословения.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Наброски трёх женских голов с портретом Саскии, 1636г

О том, как менялось лицо Саскии и как росло и мужало физиономическое мастерство её мужа, способного чем далее, тем точнее отражать тончайшие нюансы человеческих переживаний, говорит хотя бы этот лист набросков с портретом Саскии. Ведь не только отчаянную печаль женщины, теряющей одного за другим своих детей, читаем мы в её выражении — здесь также и смирение верующей души перед жестокой волей Творца, трансформирующее печаль в особую одухотворённость.

В 1639 году Рембрант сделает гравюру «Влюблённые и смерть». Смысл её — явно зловещий.

Кавалер в берете с плюмажем (в таком Рембрандт нередко изображал себя на автопортретах) застыл у края могилы, а его дама с волосами, так напоминающими лёгкие кудри Саскии, протягивает цветок не возлюбленному (как когда-то Саския маргаритку Рембрандту), а смерти. Смерть традиционно изображённой в виде скелета и её жадно тянущаяся навстречу рука готова вот-вот забрать в могилу кого-нибудь еще. И так оно и случится.

В начале 1640-х Саския опять ждёт ребёнка, однако и муж, и её родственники догадываются, что она обречена — у Саскии чахотка. Рембрандт многократно гравирует её больной — по самому типу своего художественного сознания он не из тех, кто отворачивается от страшного, болезненного и печального. Скорее даже наоборот: Рембрандт — величайший художник Нового времени в том числе и потому, что одним из первых в истории искусства способен показывать жизнь не приукрашивая.

Рембрандт Харменс ван Рейн, Больная женщина в белом платке (Саския), 1640-е

В согласии и любви Рембрандт и Саския нянчат полугодовалого золотоволосого Титуса, и точно так же вместе, в полном взаимопонимании в один из дней составляют завещание Саскии. Её наследство достанется Титусу и Рембрандту, однако в случае если Рембрандт надумает жениться повторно, права на распоряжение наследством перейдут к родственникам Саскии. Рембрандту не приходит в голову возражать: всё справедливо.

В 1640-м году в возрасте 29 лет Саския отошла в вечность. Хоронить её рядом с детьми в Зюйдеркерк Рембрандт не стал — тело жены он отвёз в Аудекерк. Там в ризнице они когда-то заключили союз и там до сих пор трудился свояк Рембрандта — Корнелиус Сильвий. Что ж, пусть его благочестивые молитвы облегчат её участь хотя бы на том свете — раз уж не сумели на этом.

Вернувшись в опустевший дом (за который Саския немало ругала — три года назад, чтобы купить его, Рембрандт влез в долги), художник снял со стены портрет почти десятилетней давности и неожиданно принялся переделывать его. Написанный в самом начале брака, он изображал Саскию в красной шляпе, строго в профиль. Сохранилась копия этого первоначального варианта, сделанная Говертом Флинком, по которой специалисты установили, что изначально портрет выглядел иначе.

Рубашка и верхнее платье жены художника была едва намечены и не декорированы такой обильной отделкой, алую шляпу ранее не украшало перо, а плечи Саскии — меховая накидка. Картина отличалась большей простотой и безыскусностью. Теперь же Рембрандт превратил любимую в ренессансную принцессу, окутал в меха и бархат, навесил дорогие украшения и вместе с тем — как будто лишил чего-то важного. В отличие от других портретов, Саския здесь кажется хоть и необычайно красивой, однако холодной и отчуждённой.

Читайте также  Картина васнецова "иван-царевич и серый волк", 1889

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет Саскии (Молодая Саския), середина XVII века

Видимо, так Рембрандт попрощался с женой и отдал ей, по своему разумению, последнюю дань.

Портрет саскии ван эйленбюрх, рембрандт, 1633

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Свежие записи
  • Архив
  • Друзья
  • Профиль
  • Избранное

«Под золотым дождем»

Саския в образе Флоры.1633 г.


Саския ван Эйленбюрх, жена и вдохновительница великого Рембрандта.
Их брак ввел художника в высшие круги амстердамского бюргерства. В 1639 г., благодаря многочисленным заказам, Рембрандт смог приобрести новый дом на улице Йоденбрестрат, в еврейском квартале, куда и переехал вместе с женой


Дом-музей Рембрандта в Амстердаме.
(ныне там расположен Музей Рембрандта). Трое их детей умерли вскоре после рождения. 22 сентября 1641 г. был крещен их сын Титус ( 1641-1668). В следующем году Саския скончалась от чахотки. Впоследствии Рембрандт продал ее могилу, чтобы заплатить за погребение своей модели и любовницы Хендрике Стоффелс. Памятником любви к Саскии является шедевр мастера – «Даная».


Даная.


Портрет Саскии в образе Флоры 1641

Саския была из богатой семьи с претензиями на аристократизм, а Рембрандт — сыном мельника, с которым семья Саскии не слишком-то хотела породниться. В гневе праведном на людскую пошлость художник написал картину на библейскую тему — как Самсон угрожал отцу возлюбленной. Рембрандт автопортретировал себя в виде Самсона, показывающего кулак. Но смысл был далек от легенд. «Отдайте мне Саскию!» — требовал он.


Саския вошла в его дом в 1633 году, когда имя Рембрандта в Голландии уже обрело весомую известность. Он был вполне обеспечен заказами, потому тысячи флоринов, принесенных Саскией в приданое, не обогатили его, а лишь закрепили его положение в чванном обществе бюргеров. Добившись любви патрицианки, художник окружал ее небывалой роскошью.


Рембрант и Саския на картине «Блудный сын в таверне».

Саския в костюме Флоры 1635 г.

Рембрандт любил Саскию очень сильно, он украшал ее земные прелести жемчугами и бриллиантами. Рисовал и писал с неё множество портретов, в каждом из них стараясь выявить все лучшее, что характерно для женщины, счастливой в упоении счастливого брака. Да, он ее очень любил.


Cаския в красной шляпе 1633/1634

В этом чудесном доме искусств Саския оживляла быт мастера своим чарующим смехом. А через три года после свадьбы Рембрандт украсил мастерскую новым торжественным полотном.


Это и была «Даная»!

Казалось, и конца не будет семейному счастью, но все дети умирали в младенчестве. Саския несла в своем теле неизлечимую болезнь, и в 1642 году она родила Рембрандту последнего сына — Титуса. Титус выжил, но его мать умерла.


Титус за партой.1655.

Траурная пелена загасила краски мира, былые радости погрузились в глубокую тень. Чья-то рука вдруг опустилась на плечо, и художник обернулся. Перед ним стояла Гертье Диркс — молодая, крепкая, здоровая. И протягивала бокал с вином.

— И это пройдет, мастер, — утешала она. — Пейте.

Рембрандт раньше не удостаивал служанку вниманием.

— Я выпью. Саския взяла тебя в няни Титуса, но я нет знаю, кто ты и откуда пришла в мой дом.

— Я вдова корабельного трубача, который так усердно дул в свою трубу, пока не лопнул, как свиной пузырь. Э! Стоит ли мне жалеть об этом негоднике, прости его Боже.

Скоро друзья художника заметили, что Гертье отяготила свой пояс связкою домашних ключей, она держалась слишком уверенно, как хозяйка. В этой молодой женщине было что-то и подкупающее, иногда она казалась даже красивой. Как бы то ни было, но Рембрандт не тяготился ее любовью. Наверное, он был даже благодарен ей за то, что ласковой заботой она отвлекла его от страданий, вернула ему вдохновение, пальцы мастера снова потянулись к палитре.

Гертье Диркс (1644)

Но практичная Гертье Диркс слишком настойчиво стучалась в сердце мастера, она разбудила в Рембрандте совсем иные творческие мотивы, ранее ему никак не свойственные. Так появились картины, в которых женская нагота пленительно засветилась с полотен. Вот она, эта Гертье: раздобревшая, словно кухарка, от хорошей жизни в чужом и богатом доме, толстая и плотная, она лежит в постели, отдергивая полог. Рембрандт обрел новый взгляд на женщину, изменился характер его творчества, и в 1646 году он переписал «Данаю»!

Впрочем, все складывалось хорошо, пока в доме Рембрандта не появилась новая служанка — Хендрикье Стоффельс.

— Я дочь простого сержанта, — поведала она о себе, — он служил на границе с Вестфалией. Не прогоняйте меня! Мне так уютно в вашем доме, наполненном сокровищами.

Рембрандт погладил ее по голове, как ребенка:

— Не бойся. если ты добра, буду и я добр к тебе.

Гертье Диркс, уже обвешав себя драгоценностями из шкатулки покойной Саскии, ощутила угрозу своему положению.

— Не пора ли нам идти под венец? — настаивала она.

В скромной опрятной служанке Гертье распознала свою соперницу. Ревность перешла в открытую злобу, от злобы недалеко и до подлой мести. Осенью 1649 года Рембрандта вызвали в «Камеру семейных ссор» (была в Амстердаме такая!), и здесь перед синклитом судей Гертье потребовала:

— Пусть он женится на мне, вот и кольцо от него, которое я всегда носила как обручальное. А если не может жениться, так пусть возьмет меня на свое содержание.

Суд постановил: Рембрандту следует выплачивать истице по 200 гульденов ежегодно. Но Гертье недолго злорадствовала: через год ее обвинили во многих грехах, и она оказалась в тюрьме.

«Хендрикье Стоффелс в бархатном берете» 1655г.


Сусанна и старцы.( Хендрикье) 1647 г.


Флора (Хендрикье) 1654 г.


Хендрикье.Купальщица.

Утешительницей Рембрандту стала Хендрикье.

— Помни, — говорила она, — что бы ни случилось с тобою, я всегда буду рядом. В счастии и в беде, но — рядом!

Хендрикье заслуживала большой любви — честная, самоотверженная, она ничего не требовала для себя, зато отдавала Рембрандту все. Сюда никак не подходит слово «расплата», но мне кажется, Рембрандт все-таки расплатился с нею галереей ее портретов, на которых она предстает то в одеждах из золотой парчи, то выступает из потемок в простом фартуке, зябко пряча в рукавах натруженные руки. Настал год 1654-й, когда Хендрикье принесла Рембрандту дочь — Корнелию!

Пуританская элита Амстердама, все эти юристы, антиквары, негоцианты, менялы, священники, бюргеры и банкиры, все эти фарисеи (скажем, точнее!) были возмущены.

Хендрикье вызвали в духовную консисторию:

— Распутница и прелюбодейка, соседи обходят тебя на улицах стороною, как чумную. Клянись же перед священным распятием, что покинешь дом Рембрандта, дабы никогда более не осквернять житейскую мораль своей грязной порочностью.

— Нет, не уйду! — гордо отвечала женщина.

Она вернулась к нему, шатаясь, падая от беды.

— Что сделали с тобою? — встревожился Рембрандт.

— Они сделали. отлучили меня от церковного причастия. Я теперь как собака, не могу войти даже в церковь. Но они не могли лишить меня святого причастия к жизни Рембрандта.


Версавия с письмом Давида.

Через все препоны, через свой женский позор чудесным откровением пришла Хендрикье к нам из прошлого мира и осталась навеки с нами потрясающей «Вирсавией», заманчивой «Купальщицей», «Венерой, ласкающей амура», — она, запечатленная на этих полотнах, обрела заслуженное бессмертие.

Но дела самого Рембрандта становились все хуже: фарисеи не прощали ему Хендрикье, им не нравилось, что их мещанским вкусам Рембрандт прививает свои вкусы. О нем стали болтать всякую ерунду, заказчики уже вмешивались в его работу:


Саскии выпала вся полнота семейного счастья, даже Гертье получила свою долю довольства, зато бедной Хендрикье выпало пережить самое тяжкое.

Валентин ПИКУЛЬ отрывок из миниатюры «Под золотым дождем» lib.rus.ec/b/42780/read


В июле 1663 умирает в возрасте около сорока лет верная спутница жизни Хендрикье. Оказалось, что судьба еще не утомилась, нанося несчастному старцу все новые удары; целый ряд бед отравил предсмертный год его жизни. Через семь месяцев после своей свадьбы умер Титус ван Рейн. Рембрандт присутствовал на крестинах сироты-внучки, родившейся после смерти своего отца и названной в честь его Титией, а следом он похоронил свою молодую невестку.

Осенью 1669 года тихо, незаметно скончался величайший из мастеров голландской школы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: