Портрет саксонского принца и принцессы, лукас кранах старший - JEKATERINBURG.RU

Портрет саксонского принца и принцессы, лукас кранах старший

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2359)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1257)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (712)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2435)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (48)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (570)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (30)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (621)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1236)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1616)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (801)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (447)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Лукас Кранах Старший «Портрет саксонского принца и принцессы»

Лукас Кранах Старший

Портрет саксонского принца и принцессы — Лукас Кранах Старший. Около 1517. Дерево, масло. Музей: Национальная галерея искусств (Вашингтон)

Лукас Кранах — немецкий живописец и график, соединивший в своем творчестве готические традиции с художественными приемами эпохи Возрождения, написал два знаменитых портрета — юных принца и принцессы, детей герцога Саксонского Георга Бородатого.

Портрет саксонского принца

Портрет саксонской принцессы

Кранах изобразил своих моделей с симпатией, но тем не менее не идеализировал заказчиков.

Светлыми и безмятежными кажутся похожие друг на друга брат и сестра. Голубоглазые, с длинными соломенными волосами, в парчовом одеянии и дорогих украшениях, несмотря на юный возраст, они все же выглядят весьма уверенными в себе детьми, готовыми встретить жизненные испытания. В искусстве Северного Возрождения, вероятно, нет аналогов подобных штудий в области детского портрета. Интересно сравнить эти произведения с работой Гольбейна «Портрет Эдуарда VI ребенком», где малыш представлен как наследник престола в королевском одеянии.

Гольбейн «Портрет Эдуарда VI ребенком»

На картинах Кранаха дети — юные дворяне, одетые в будничные одежды, однако простота и наивность в их изображении восхищают и пленяют зрителей своей искренностью.

Портрет саксонского принца и принцессы, лукас кранах старший

Национальная галерея искусства Вашингтон

Официальный сайт музея: www.nga.gov

Адрес музея: 4th and Constitution Avenue NW, Вашингтон.

Проезд: на метро: Красная линия, остановка «Judiciary Square», Желтая/Зеленая линии, остановка «Archives», Голубая/Оранжевая линии, остановка «Smithsonian».

Остановки автобуса: «4th Street», «7th Street», «Constitution Avenue».

Телефон: (202) 737 42 15.

Часы работы: Понедельник — суббота:10:00–17:00, воскресенье: 11:00–18:00.

Галерея закрыта 25 декабря и 1 января.

Вход в музей бесплатный.

Фото- и видеосъемка: Не разрешается пользоваться треногами, осуществлять съемку тематических выставок.

Информация для посетителей: В Галерее не разрешено пользоваться мобильными телефонами, курить, передвигаться на роликовых коньках, трогать руками произведения искусства.

Запрещается выносить еду и напитки за пределы зон кафе. Закрытые бутылки с водой разрешается носить только в сумках.

В Сад скульптуры запрещен доступ с велосипедами, домашними животными и спиртными напитками.

В подземном переходе, соединяющем Восточное и Западное здания, находятся кафе «Cascade», кафе-мороженое, книжный магазин, предлагающий большой выбор изданий по искусству, каталогов выставок и публикаций Галереи, и магазин товаров для детей, представляющий широкий ассортимент книг и развивающих игрушек. Декоративный бассейн с фонтаном, расположенный в центре Сада скульптуры, зимой превращается в каток, а летом — в площадку для ужина под звуки джаза. К услугам посетителей — кафе «Pavilion» со столиками в помещении и на открытом воздухе.

В Галерее регулярно проводятся экскурсии на русском, немецком, французском, испанском, итальянском, японском, китайском, польском, корейском языках. Более подробную информацию можно получить на сайте или в справочном бюро.

Министры финансов запоминаются обычно тем, что напрямую связано с их профессиональной деятельностью: один, положим, экономику страны из руин поднял, а при другом, наоборот, какой-нибудь «черный вторник» случился.

Эндрю Меллон, министр финансов США в 1921-1932, вошел в историю как человек, которому обязана своим появлением Национальная галерея в Вашингтоне. Страстный коллекционер искусства, Меллон предложил построить здание музея, средства на поддержание которого выделял бы Конгресс США, а сам он передал бы туда свое богатейшее собрание. Ему было важно, чтобы Галерея ни в чем не уступала крупнейшим музеям и не носила чье-либо имя, так как создавалась благодаря многим людям.

На мемориальной доске при входе в Галерею в хронологическом порядке перечислены имена коллекционеров-дарителей, основателей музея. Благодаря их превосходным собраниям, которые они пополняли многие годы, а затем передали в дар, и их щедрым пожертвованиям Национальная галерея в Вашингтоне входит в число лучших музеев мира.

Многие предметы искусства американскими коллекционерами были куплены в Европе в 1920-1930-е, когда из-за войн и революций это можно было сделать на весьма выгодных условиях. Некоторые шедевры попали в собрание Эндрю Меллона из советской России, прямо из экспозиции Эрмитажа (позже он подарил их «народу Соединенных Штатов»). За «Мадонну Альба» кисти Рафаэля Меллон заплатил более миллиона долларов. Эта сумма почти полвека оставалась рекордной ценой для произведения искусства. Благодаря деятельности собирателя экспозицию вашингтонской галереи украшают шедевры Веронезе, Ван Дейка, Боттичелли, Перуджино, Тициана — все из бывшего собрания санкт-петербургского музея.

В своем завещании Меллон выразил надежду, что и другие коллекционеры пожертвуют произведения искусства во вновь созданную Национальную галерею, «чтобы они могли доставлять наслаждение всем людям и стали ценнейшим вкладом в культурную жизнь страны». Его примеру последовали братья Сэмюель и Раш Кресс, подарившие большую коллекцию картин и скульптур итальянской школы, включавшую произведения XIII–XVI веков. Приняв на себя обязанности кураторов Галереи, они также сумели расширить собрание итальянского искусства, сделав его одним из крупнейших в мире. С их помощью музеем были приобретены коллекции французской живописи и скульптуры XVIII века, несколько небольших собраний раннего немецкого искусства, венецианской и нидерландской живописи.

Из коллекции Питера и Джозефа Уйденеров поступило значительное собрание скульптуры, произведения прикладного искусства, среди живописных полотен, принадлежавших им, выделяются две работы Эль Греко — «Богоматерь со святой Мартиной и святой Инессой» и «Святая Мартина и нищий». По завещанию в собственность Национальной галереи перешла обширная коллекция работ французских художников-импрессионистов и постимпрессионистов Честера Дейла, который еще при жизни дарил музею превосходные произведения. Больше тридцати тысяч гравюр, среди которых — Дюрер, Рембрандт, Лука ван Лейден, обогатили фонды благодаря Лессингу Розенвальду.

Пол Меллон и Эйлса Меллон-Брюс — сын и дочь основателя Галереи — унаследовали его интерес к собирательству произведений искусства. Пол Меллон предоставил музею свою коллекцию английской живописи, а Эйлса Меллон-Брюс приобрела для него шедевр Леонардо да Винчи «Портрет Джиневры Бинчи», работу Гойи «Портрет графини Чонсон» и множество картин французских художников.

Национальная галерея размещается в двух зданиях рядом с Капитолием. Первое, открытое для публики в 1941, спроектировал выдающийся архитектор Джон Рассел Поп. Оно построено в стиле классицизма и облицовано мрамором, на фасадах — порталы и монументальные ионические портики, стены украшены нишами и пилястрами. В центре Галереи Поп поместил ротонду, ее металлический купол располагается на колоннах из темно-зеленого мрамора. Этот корпус Национальной галереи — самое большое в мире здание, облицованное этим дорогим камнем.

Читайте также  Портрет княжны марии николаевны, маковский — описание

В Галерее в отличие от большинства музеев мира принята раздельная экспозиция: картины выставлены в залах живописи, статуи и скульптурные портреты — в других. Стены каждого зала оформлены в стиле той эпохи, произведения которой здесь представлены. В залах раннеитальянского, фламандского и немецкого искусства они облицованы штукатуркой, в залах позднеитальянской живописи затянуты тканью, в голландских залах с произведениями Рубенса, Ван Дейка и Рембрандта — на стенах дубовые панели… Еще одна интересная особенность — картины развешены на расстоянии вдвое большем, чем принято в других музеях. Это позволяет посетителям сконцентрироваться на каждом полотне или скульптурном произведении.

Новый, Восточный, корпус Галереи, созданный по проекту архитектора Йон Мин Пея, был открыт в 1978. Постоянно растущая коллекция уже к началу 1960-х едва могла вместить новые поступления. Было решено возвести дополнительное здание, предназначенное для современного искусства. Еще при строительстве первого зарезервировали участок на случай расширения музея. Так как он имел в плане трапециевидную форму, архитектор, разделив фигуру, получил в результате два треугольных здания. В первом расположились выставочные залы, где проводятся временные экспозиции, во втором — научный центр с библиотекой, фотоархивом и служебными помещениями.

Каждый день в Галерее проводятся несколько типов экскурсий — обзорная (по всему музею), тематическая (по определенному периоду истории искусства) и лекции о какой-либо картине или скульптуре. Ведется и научная деятельность, уже в 1950-е начались исследования в области художественных материалов. Современные ученые заняты решением проблемы выцветания красок из-за яркого освещения в залах, анализом живописных пигментов и многого другого. Центр по изучению искусства проводит мероприятия с участием видных европейских и американских ученых и специалистов, конференции и семинары.

Идеал женской красоты Лукаса Кранаха

В средневековой Германии открыть мастерскую и набрать себе учеников мог только тот ремесленник, который выполнил одно из главных условий — создал семью.

Лишь состоятельный и женатый мастер имел право набирать себе учеников. Лукас Кранах выполнил это условие. Между 1511 — 1513 годами он приобрёл в Виттенберге дом, на первом этаже которого располагалось необходимое помещение для мастерской. В этом же промежутке времени художник женился на Барбаре Бренгбир — дочери богатого пивовара и городского советника города Гота, что расположен в районе Тюрингии.

В браке с Барбарой Лукас Кранах Старший прожил долгую жизнь и родилось у них пятеро детей — Урсула, Барбара, Анна, Ганс и Лукас. Младший сын Лукас последовал по стопам отца и стал художником, унаследовав отцовскую мастерскую.

Лукас Кранах Автопортрет. 1550 год.

В середине второго десятилетия XVI века художник знакомится с доктором богословия Виттенбергского университета и инициатором реформации католической церкви Мартином Лютером. Новаторская философия и идеи преобразования университетского обучения, музыки и немецкого языка Мартина Лютера изменили религиозные и житейские взгляды не только Лукаса Кранаха, но многих образованных немцев.

Лукаса Кранаха и Мартина Лютера связывала крепкая дружба, которая подтверждается тем, что вовремя гонений, когда богослов Лютер укрывался в замке Вартбург, о своём приезде он сообщил лишь художнику. По приезду к другу в замок, живописец стал крёстным отцом для первенца Лютеров.

Дружбу с богословом Лютером Кранах пронёс через всю жизнь. Оставаясь художником курфюрста и дипломатом-живописцем при дворе императора он во многом помогал другу. Например, создавал иллюстрации к переведённому Лютером на немецкий язык Новому Завету. Отметим и то, что к этому моменту Кранах стал весьма состоятельным и влиятельным человеком.

Лукас Кранах Старший: Юдифь. Первая треть XVI века.

Живопись была не единственным занятием живописца. Помимо этого он занимался торговлей вином, с 1519 по 1549 года являлся членом виттенбергского городского совета, а в 1520 году получил от курфюрста аптечную привилегию и стал владельцем единственной в городе аптеки.

Влиятельность живописца в обществе подтверждена и тем, что изгнанный в 1523 году из своей страны король Кристиан II прибыл в Германию и всю осень жил в доме Лукаса Кранаха. Король заказывал художнику написать свои гравированные и живописные портреты и делился планами по возвращению престола.

Лукас Кранах вёл активную общественную жизнь. В 1524 году он, совместно с одним виттенбергским чиновником, сообща приобрели печатный станок, тем самым начав конкурировать с самым известным издательским центром Германии — Лейпцигом. Рядом с рыночной площадью художник открыл книжную лавку, которая просуществовала десять лет и пользовалась популярностью.

Лукас Кранах Старший: Меланхолия. 1532 год.

Несмотря на бурную общественную деятельность Лукас Кранах не забывал и про своё любимое занятие. В 1520-е годы на счету художника было много созданных ксилографий и иллюстраций для книг. Продолжал художник и выполнять заказы для своего курфюрста и местных церквей. В 1525 году художник написал известную картину «Мадонна», которая представлена в Старой Пинакотеке в Мюнхене.

На полотне «Мадонна» очевидна печать итальянского искусства — манера изображения складок одежд, пухлые путти, младенец Христос и кисть прозрачного зелёного винограда в руках Богоматери. Между тем сама Богоматерь написана в образе рыжеволосой девы с заострённым подбородком и узкими широко расставленными глазами, что явно напоминает прекрасную деву из старых саксонских преданий. Манера написания полотна говорит о том, что мастер искал для своих произведений идеал женской красоты. Вскоре он его нашёл и был предан ему до конца своих дней.

Лукас Кранах Старший: Мадонна. 1525 год.

В 1525 году скончался Фридрих Мудрый и управлять Саксонией стал его племянник Иоганн Фридрих. По долгу службы Лукас Кранах часто бывал во дворе и с рождения знал нового курфюрста, более того он был его любимым наставником и занял влиятельную позицию в свите германского князя.

В 1526 году для саксонского правителя выбрали невесту — четырнадцатилетнюю дочь герцога Иоганна III Миротворца. Лукас Кранах был отправлен к ней со свадебным посольством. Сибилла Клевская — невеста курфюрста — поразила художника своей красотой, изящностью и образованностью. Сибилла к тому же являлась и прекрасным собеседником. Встреча с ней перевернула мир художника, он наконец-то нашёл идеал женской красоты для своих произведений.

С момента знакомства с молодой и прекрасной Сибиллой изменяется и манера написания произведений художника. Автор всё чаще отказывается от использования пейзажного фона и заменяет его условным чёрным, на котором очень выигрышно смотрится Сибилла. «Портрет принцессы Сибиллы Клевской в наряде невесты» написанный в 1526 году показывает все эти изменения. Курфюрстина часто позировала мастеру, а её внешность на долгие годы стала эталоном красоты для всех жителей Германии.

Лукас Кранах Старший: Портрет принцессы Сибиллы Клевской в наряде невесты. 1526 год.

Мастерская Лукаса Кранаха принимала заказы на произведения не только от знатных горожан, семьи курфюрста, императора и местных священнослужителей, но и от высокопоставленных сановников Ватикана. Близость мастера к знатным и влиятельным кругам Саксонии помогла избежать опалы из-за дружбы с мятежным Мартином Лютером.

В XVI веке в Германии образованное общество волновала тема возвращения людей в рай к тому состоянию, когда человек жил в согласии с Богом, с самим собой и природой. Идеи эти отразились и на полотнах художника. Полотно «Отдыхающая нимфа святого источника» созданная в период 1530 — 1535 года яркое тому подтверждение. Надпись на латыни вверху картины гласит:

Я, нимфа святого источника, я наслаждаюсь спокойствием, не прерывайте сон мой

Лукас Кранах Старший: Отдыхающая нимфа святого источника. 1530 — 1535 год.

Более поздний период творчества художника посвящён бренности человеческого бытия и бессмысленности людских деяний. Если ранние произведения мастера были наполнены энергией и скрытой символикой, то более поздние произведения представлены грустным повествованием об уходящей жизни. Полотно «Влюблённый старик» первой трети XVI века яркий тому пример. Часто это полотно называют первым средневековым жанровым портретом, на котором изображён человек не благородного происхождения.

Подтверждено, что многие работы художника позднего периода выполнялись в мастерской его учениками. В основном это были картины с обнажёнными фигурами. Портреты Сибиллы мастер создавал сам. К закату жизни создаваемые художником портреты всё чаще стали выполняться без искренних и многозначительных деталей, которые встречались в ранних работах.

Читайте также  Картина «радуга», куинджи — описание

Лукас Кранах Старший: Влюблённый старик. Первая треть XVI века

Творческое наследие художника подарило человечеству множество произведений, но в них нет ни одного произведения созданного для себя. Все работы мастера являются заказами и многие имеют не только художественную, но и историческую ценность и значение.

Скончался художник 16 октября 1553 года в доме своих господ в Веймаре. Произведения художника, в которых удивительным образом соединены традиции средневековой живописи и принципы Северного Возрождения оказали огромное влияние на развитие всего европейского искусства.

Портрет саксонского принца и принцессы, лукас кранах старший

Новый, Восточный, корпус Галереи, созданный по проекту архитектора Йон Мин Пея, был открыт в 1978. Постоянно растущая коллекция уже к началу 1960-х едва могла вместить новые поступления. Было решено возвести дополнительное здание, предназначенное для современного искусства. Еще при строительстве первого зарезервировали участок на случай расширения музея. Так как он имел в плане трапециевидную форму, архитектор, разделив фигуру, получил в результате два треугольных здания. В первом расположились выставочные залы, где проводятся временные экспозиции, во втором — научный центр с библиотекой, фотоархивом и служебными помещениями.

Каждый день в Галерее проводятся несколько типов экскурсий — обзорная (по всему музею), тематическая (по определенному периоду истории искусства) и лекции о какой-либо картине или скульптуре. Ведется и научная деятельность, уже в 1950-е начались исследования в области художественных материалов. Современные ученые заняты решением проблемы выцветания красок из-за яркого освещения в залах, анализом живописных пигментов и многого другого. Центр по изучению искусства проводит мероприятия с участием видных европейских и американских ученых и специалистов, конференции и семинары.

А еще у Национальной галереи есть то, чего, наверное, нет ни у одного музея мира, — собственный оркестр. Каждый воскресный вечер, за исключением летних месяцев, в Восточном дворе Галереи проходят бесплатные концерты.

Искусство Германии

Матиас Грюневальд. Малое распятие. Около 1511–1520

Лукас Кранах Старший (1472–1553) Портрет саксонского принца. Около 1517. Дерево, масло. 43,7×34,4

Лукас Кранах — немецкий живописец и график, соединивший в своем творчестве готические традиции с художественными приемами эпохи Возрождения, написал два знаменитых портрета — юных принца и принцессы, детей герцога Саксонского Георга Бородатого. Кранах изобразил своих моделей с симпатией, но тем не менее не идеализировал заказчиков. Светлыми и безмятежными кажутся похожие друг на друга брат и сестра. Голубоглазые, с длинными соломенными волосами, в парчовом одеянии и дорогих украшениях, несмотря на юный возраст, они все же выглядят весьма уверенными в себе детьми, готовыми встретить жизненные испытания. В искусстве Северного Возрождения, вероятно, нет аналогов подобных штудий в области детского портрета. Интересно сравнить эти произведения с работой Гольбейна «Портрет Эдуарда VI ребенком», где малыш представлен как наследник престола в королевском одеянии. На картинах Кранаха дети — юные дворяне, одетые в будничные одежды, однако простота и наивность в их изображении восхищают и пленяют зрителей своей искренностью.

Лукас Кранах Старший (1472–1553) Портрет саксонской принцессы. Около 1517. Дерево, масло. 43,4×34,3

Ганс Гольбейн Младший 1497/1498-1543 Портрет Эдуарда VI ребенком. Около 1538. Холст, масло. 56,8×44

Любовь к портретному жанру — национальная черта характера британцев. Однако со времен средневековых рукописных миниатюр Англия не породила ни одного выдающегося мастера. Поэтому Ганс Гольбейн, прибывший из Швейцарии, быстро приобрел большую популярность. Особенно его ценили за способность деликатно облагораживать и возвеличивать моделей.

Данный красочный парадный портрет был подарен Генриху VIII на новый 1539 год. Будущий король Англии одет в бархатные и расшитые золотом одежды, его погремушка выглядит словно скипетр, правая рука застыла в жесте монаршего великодушия. Гольбейн создал картину — символ королевской власти, пример, как должен выглядеть истинный наследник престола. Стихотворение на латыни в низу работы, написанное кардиналом Морисоном, влиятельной фигурой при дворе, призывает Эдуарда походить на отца во всех своих делах, особенно в браке. Хотя на портрете ребенок выглядит крепким и цветущим, болезненность в подростковом возрасте не позволила ему жениться. Эдуард скончался в 15 лет от туберкулеза.

Искусство Англии

Джошуа Рейнолдс. Леди Кэролайн Ховард. 1778

Томас Гейнсборо (1727–1788) Горный пейзаж с мостом. Около 1783–1784. Холст, масло. 113×133,4

Выдающийся мастер английской школы Томас Гейнсборо, по существу, был самоучкой, начав писать портреты уже в подростковом возрасте. Со временем он приобрел известность как изысканный портретист английской аристократии. Однако если названный жанр создал ему имя и принес успех, то подлинной страстью и любимым детищем мастера была пейзажная живопись, которой он занимался преимущественно для себя.

В картине «Горный пейзаж с мостом» сюжет не имеет значения, фигуры крестьян, мост и домик — всего лишь стаффаж, написанный для оживления композиции. Гораздо больше Гейнсборо интересует передача сочного колорита зелени листвы и искусного распределения светотени, монументальность композиции. В этом произведении явно чувствуется влияние старых мастеров и в то же время стремление художника передать величие природы и определенное романтическое настроение вздымающихся под порывом ветра ветвей деревьев, таинственного места в лесной чаще.

Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775–1851) Шкиперы грузят уголь при лунном свете 1835. Холст, масло. 92,3×122,8

Британского художника Уильяма Тернера как истинного

Портрет: Лукас Кранах

Лукас Кранах родился в 1472 году на южной окраине Тюрингского леса во франконском городе Кронах. Именно название города позже дало фамилию его роду. Отец (его звали Ханс Мюллер), как и дед Лукаса, был художником. В мастерской отца Лукас освоил основы ремесла. По некоторым данным, после ученического периода он совершил образовательную поездку по Германии, изучая живопись. Специалисты отмечают влияние баварской школы на раннего Кранаха.

О первых тридцати годах жизни художника известно мало. На рубеже XV-XVI веков Лукас приехал в Вену — европейскую столицу гуманистической культуры того периода. 28-летний художник занимался резьбой по дереву и живописью. 1501 годом датируются самые ранние из дошедших до нас работ Кранаха. Созданы они были в Вене. Лукас много внимания уделяет природе, что сближает его с мастерами Дунайской школы. Заметно влияние знаменитого современника — Альбрехта Дюрера.

В 1504 году саксонский курфюрст Фридрих Мудрый был занят поиском придворного живописца. Фрихрих был одним из самых могущественных монархов своего времени и интересовался искусством. Курфюрст предпочитал иметь Альбрехта Дюрера своим придворным живописцем. Однако Дюреру хорошо жилось в Нюрнберге, и переезжать он не хотел.

Лукас принял приглашение ко двору и в 1505 году прибыл в город Виттенберг. Фридрих Мудрый возвёл его в дворянское звание и назвал Кранахом — по городу Кронаху, где родился художник. Фамильным гербом Кранахов стала извивающаяся крылатая змея с короной на голове. Помимо титула, служба при дворе гарантировала безбедное существование. Сохранились данные, что за свою работу Лукас получал значительное вознаграждение — 100 гульденов в год, а также казённое платье, лошадь и овёс для неё. Жалование, положенное Кранаху, вдвое превышало зарплату его предшественника.

Место придворного живописца предполагало целый ряд самых разных обязанностей, не связанных с высоким искусством. Сегодня мы могли бы назвать Лукаса Кранаха дизайнером широкого профиля. Он придумывал костюмы для придворных, изготовлял карнавальные маски, разрабатывал формы для подсвечников и песочных часов, украшал кареты и попоны для лошадей, придумывал формы для пряников, узоры для ковров, мебель и многое, многое другое. Кранах определял весь внешний вид нескольких Саксонских замков. По подсчётам специалистов, картины и гравюры составляли лишь около десятой части его деятельности.

Кранаха нередко отправляли с дипломатическими миссиями в другие княжества. С ними художник отлично справлялся. В 1509 году, по поручению Фридриха, Кранах отправился в Нидерланды, где написал портрет молодого принца Карла, впоследствии императора Карла V. После этой поездки в творчестве Кранаха заметно влияние голландской школы.

Кранах принимал участие во всех важных мероприятиях Виттенбергского двора. Он оформлял различные торжества, свадьбы, похороны, балы, участвовал в монаршей охоте. Кранах сопровождал Фридриха Мудрого в поездках, в частности, на коронацию Максимилиана Первого в Триент. Эти поездки привнесли в манеру Кранаха веяния итальянского Ренессанса.

Фридрих Мудрый ценил и жаловал своего верного живописца. За каждую картину Кранах получал от своего курфюрста отдельное вознаграждение. В 1512 году Кранах приобрёл свой первый большой дом, в котором поселился с молодой женой Барбарой Бренгебир, дочерью бургомистра соседнего города. Уже вскоре при их доме открылась аптека и винный бар (распивочная). Несколько лет спустя Кранах получил «привилегию торговать в своей аптеке редкими микстурами и травами, а также пряностями, конфетами, сахаром, табаком, крашеным воском, чернилами и бумагой».

Читайте также  Франсиско де гойя, биография и картины

Но основной деятельностью Кранаха оставалась живопись. Постоянно и много работая по заданию курфюрста Саксонского, Лукас успевал выполнять заказы других клиентов. В его мастерской временами трудились более дюжины мастеров и подмастерий, а позже — оба его сына: Ханс и Лукас-младший. Кроме оформления саксонских замков, долгое время мастерская Кранаха была, по сути, монополистом на изготовление алтарей для церквей Саксонии. В дополнение поступали многочисленные заказы на портреты и религиозные изображения от частных заказчиков.

В отличие от юга Германии, где искусство процветало, в северной части страны художников было мало. Лукас Кранах пользовался репутацией художника номер один в Саксонии, Тюрингии и восточных землях вплоть до Польши. Чтобы удовлетворить большой спрос, изготовление картин было поставлено на поток. Мастерская Кранаха была хорошо организованным предприятием, где каждый знал, что он должен делать. Портреты правителей и изображения популярных библейских сюжетов (например, Адама и Евы) выпускались огромными по тем временам тиражами.

Большое значение в жизни Кранаха сыграло знакомство и дружба с Мартином Лютером. Великий реформатор прибыл в Виттенгберг в 1512 году. Когда состоялось их знакомство, точно не известно. Однако можно с уверенностью сказать, что, живя в городе с населением в две тысячи человек, они несомненно встречались. Самое раннее изображение Лютера Лукасом Кранахом (гравюра на меди) датируется 1520 годом.

В 1517 году Лютер опубликовал свои знаменитые 95 тезисов, с которых началась Реформация Католической церкви. Фридрих Мудрый стремился к религиозной независимости от Папы Римского. И когда Папа Лев Х выпустил очередную серию индульгенций, чтобы собрать деньги на строительство собора святого Петра, Фридрих запретил продажу новых папских индульгенций в Саксонии, считая, что деньги должны оставаться в стране. Поэтому курфюрст поддержал Лютера. Лукас Кранах, будучи человеком прагматичным, вскоре присоединился к движению Реформации.

Расцвет печатной техники сыграл важнейшую роль в распространении идей Реформации. Большинство людей той эпохи были неграмотными, и единственным способом растормошить и привлечь на свою сторону большую массу людей были изображения. Сотрудничество Лютера и Кранаха, проповедника и художника, было тесным и плодотворным. Так, например, в 1521 году Лютер написал книгу «Страсти Христа и Антихриста». Это была жёсткая сатира в адрес погрязшего в грехах католического духовенства. Благодаря 30 гравюрам Кранаха и художников его мастерской эта книга стала популярной во всей Германии.

Тем же годом датируют три гравированных портрета Мартина Лютера, самый знаменитый из которых называется «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга». История картины такова: монах Лютер, скрывавшийся от преследований, вынужден был какое-то время прятаться в крепости Вартбург. Он одевался в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. Зимой 1521-1522 годов Лютер тайно провел несколько дней в Виттенберге, предупредив письмом о своем приезде только Лукаса Кранаха. Тогда и был написан этот портрет.

В эти же годы под руководством Кранаха создавались иллюстрации к вышедшему в 1522 году Новому Завету в переводе Мартина Лютера. Примечательно, что, будучи другом Лютера и придворным курфюрста, возглавлявшего движение сторонников церковной реформы, Кранах выполнял бесчисленные заказы католиков и католической церкви. Например, художник нередко работал для злейшего противника Реформации и Лютера лично — кардинала Альбрехта Бранденбургского.

Кранах владел издательством и выпускал многочисленные сочинения Лютера. Как сказано в одном из писем реформатора:

«Я искренне желал бы больше ничего не публиковать, потому что я устал писать о таких вещах. Но печатные станки Лукаса требуют пропитания. Я стал заложником жажды наживы и жадности других».

Однако Кранах был не только портретистом, издателем и соратником Лютера, их связывали тесные, почти семейные отношения. В 1520 году Лютер стал крёстным отцом младшей дочери Кранаха Анны. А несколько лет спустя Лукас Кранах был свидетелем на свадьбе Лютера с Катариной фон Бора и стал крестным отцом их первенца.

Лукас Кранах был удачливым предпринимателем. Он являлся поставщиком нескольких дворов, владел монополией на торговлю в Саксонии рядом товаров, на издание Библии в переводе Лютера и его портретов. Свои накопления Кранах вкладывал в недвижимость, ему принадлежал целый блок домов, включавших в себя жилой дом, мастерские и магазин. В доме Кранаха несколько месяцев жил (за соответствующую плату) низложенный король Дании Христиан Второй. О растущем успехе и благосостоянии Кранаха не в последнюю очередь свидетельствует огромное количество произведений, выполненных его мастерской.

Лукаса Кранаха можно назвать предвестником сегодняшних имиджмейкеров и «пиарщиков». Портретируя Лютера, Кранах серьёзно занимался вопросом психологического воздействия внешности, взгляда и позы на зрителя. Большим достижением художника в этой области был сравнительный двойной портрет: Лютера и его оппонента — Майнцского архиепископа. Об истории этого произведения сохранился следующий исторический анекдот.

В 1520 году Альбрехт Дюрер обратился к секретарю Фридриха Мудрого с просьбой разрешить ему портретировать Лютера. В качестве доказательства своего мастерства Дюрер приложил гравюру архиепископа Майнца. Однако заказ получил не Дюрер, а Кранах. Он скопировал дюреровский портрет архиепископа, сделав его при этом толстопузым и апатичным. Затем Кранах создал изображение аскетичного и возвышенного Лютера. Оба портрета публиковались вместе, выразительно демонстрируя контраст между противниками.

Когда разнеслась весть о проведении Вормсского рейхстага, на котором Лютеру предстояло официально разъяснить свою позицию (в присутствии императора, кардиналов и курфюрстов), Кранах написал совсем иной портрет великого реформатора. Лютер представал на нём столь же сосредоточенным, но смотрел мягким и добрым взглядом. По сравнению с предыдущими изображениями, из лица Лютера ушла суровость. Этот шедевр средневековой пропаганды говорит о том, насколько второстепенна была узнаваемость и техническая точность изображения для портретиста — Лукаса Кранаха-старшего.

Основной чертой живописи мастера является чистота и основательность исполнения. Поэтому, находя определённые типы и схемы, художник, не стесняясь, повторял их от картины к картине. Постоянно улучшая детали, он выработал несколько стереотипов. К ним относится, например, женское лицо с узкими раскосыми глазами, острым подбородком и полуулыбкой. Схожими чертами лица у Кранаха обладают и Ева, и Венера, и Юдифь, и Лукреция, и Вирсавия — и все остальные персонажи его бесчисленных картин на мифологические темы.

Творчество зрелого Кранаха весьма однообразно. Изображения обнажённого тела, пышных тканей и яркой природы — типичны для позднего периода. Другим излюбленным сюжетом становятся сцены охоты. Выделить произведения Кранаха из продукции его мастерской практически невозможно. Герб Кранаха, который одновременно являлся его подписью и торговой маркой, каждый год ставился на сотни картин, хотя сам мастер работал мало. Стиль Кранаха распространился по всей Германии.

Вероятно, Кранаху не пришлось жалеть о своем приезде в Виттенберг. Более четырех десятилетий, которые он провел в этом городе, были очень успешными во многих отношениях. Преемники Фридриха Мудрого, саксонские курфюрсты Иоганн Постоянный и Иоганн-Фридрих Великодушный, относились к художнику с большой благосклонностью. Кранах был одним из самых состоятельных и уважаемых граждан Виттенберга. Его дважды (в 1519 и 1537 годах) избирали на пост казначея городского совета. Позже он несколько лет служил бургомистром Виттенберга.

В 1550 году Кранах последовал за курфюрстом Иоганном-Фридрихом в изгнание в Аугсбург. Два года спустя, также сопровождая курфюрста, Кранах переехал в Веймар, где и умер в октябре 1553 года. Кранах прожил долгую и, по-видимому, счастливую жизнь. Его дело продолжили трое сыновей — все они стали художниками. Мастерскую Кранаха Старшего возглавил Лукас Кранах Младший, рисовавший в той же манере, что и отец.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: