Портрет протодиакона, репин, 1877 - JEKATERINBURG.RU

Портрет протодиакона, репин, 1877

Антропология Репина: «Протодьякон» как альфа -самец и «Маленький человек — опасненький человек»

Понятно, что Репина как художника интересует не только тело как физическая реальность, но и поведение, нрав, характер — то, что можно назвать репинской этологией. Этология как наука — это своего рода социология животного мира: мира, где есть своя иерархия, основанная на доминировании и подчинении. Репина интересует социальная роль (место в иерархии), которая запечатлена в теле, в его осанке, походке — и усложняет первичную, досоциальную анатомию.

Репин не проводит никакого различия между этологией и антропологией. Он подчеркивает грубость и демонстративность этой первичной социальности (подчеркнутость социального статуса важна именно в примитивном обществе). Репина интересуют простые знаки, позы и жесты доминирования. Последние часто означают насилие (например, удары палкой или плетью в «Крестном ходе в Курской губернии»): социальные отношения устанавливаются ударами рогов и копыт. За всем этим ощущается подчеркнутая ирония: Россия трактуется Репиным как примитивная аграрная деспотия — почти первобытное общество. Причем Репин неизбирателен: у него при-родность, телесность и животность касаются не только низших сословий. Так же воспринимаются и описываются им писатели, генералы и великие князья. Только там возникают более сложные, более развитые и, может быть, более скрытые системы доминирования и подчинения.

Следствием этого понимания человека как животного являются и дальнейшая специализация типов Репина — разделение их на хищников и травоядных (одно из самых важных в философии Репина); и дарвинизм с идеей выживания сильнейших; и ломброзианство с идеей анатомии как судьбы.

Обычно культ телесности Репина истолковывается как нечто стихийное, простодушно-языческое. Сам Репин говорит о себе как о язычнике: «я по-прежнему язычник, не чуждый стремлению к добродетели — вот и все». Язычество, особенно простонародное, украинское, — это религия телесности, какого-то поклонения галушкам со сметаной; Репин в такой трактовке как бы вновь становится рядом со своими героями. Однако у Репина есть и более сложное осознание проблематики телесности; он вовсе не так простодушен. Для Репина, который сам себя называл человеком 60-х годов, человеком эпохи Писарева, очень важны естественные науки. Он исповедует настоящий культ медицины: «Какой интересный предмет медицина. То есть собственно анатомия, физиология Я бы теперь, как последний фельдшер мальчишка, пошел бы учиться медицине — так она меня интересует». Есть у Репина и дарвинизм, даже теоретический (в одном из писем он пишет: «в природе все индивидуально, эгоистично, альтруизм она допускает только в отживших формах»), и даже ломброзианство, в довольно забавных вариациях.

Репин не исчерпывается — в отношении к миру — проблематикой телесности. Не менее важна и насмешливость Репина — возможно, следствие понимания человека как животного. Очевидна естественность репинского комизма, его искреннее понимание жизни как комедии. Репину вообще свойственен некоторый скрытый цинизм, проявляющийся в его беспощадности как художника (особенно портретиста, но не только). Это отсутствие в искусстве Репина морального начала, важного для Крамского, отталкивало многих, особенно в начале XX века, когда возникла «проблема Репина». Об этом пишет, например, Сергей Маковский: о «той же особенности репинского натурализма, особенности, которую я бы назвал своеобразным художественным цинизмом». Само ломброзианство — с чертами мизантропии — является здесь естественной частью цинизма. Корней Чуковский вспоминает в дневнике (по поводу «Крестного хода в Курской губернии»): Репин «встал и образными ругательными словами стал отделывать эту сволочь, идущую за иконой. Все кретины, вырождающиеся уроды, хамье — вот по Ломброзо — страшно глядеть — насмешка над человечеством». Бенуа трактует эту репинскую черту как насмешливость и злобность: «лучше всего Репину удавались сатира, насмешка, карикатура, смешливый и злобный анекдот».

Портреты (а также жанровые и исторические «типы»), написанные Репиным до 1880 года, закладывают основу репинской антропологии. В них проявляется его философия человека — но пока еще не философия общества.

Впервые эта проблематика дает о себе знать в чугуевских этюдах 1877 года с их противопоставлением силы и слабости. Здесь нет хищников и травоядных, нет вкуса крови. Дарвиновский естественный отбор — выживание и господство сильнейшего —действует здесь, так сказать, в рамках одного вида, даже одной популяции.

Для этого нижнего социального уровня — наиболее близкого к животному миру — характерно отсутствие эволюции; он остается неизменным всегда, в любые эпохи, при любых режимах. И отсюда, из этой неизменности, рождается внешний контекст чугуевских этюдов — комический и в некотором смысле даже идиллический, предполагающий смирение с раз навсегда данным природным порядком вещей.

Репинский «Протодьякон» (1877, ГТГ) — это воплощение власти как таковой: столп, основание социальной пирамиды. Это несомненный самец-доминант, о чем свидетельствует его торжествующая плоть, сила, несокрушимое здоровье. Он олицетворяет нижний, наиболее примитивный уровень власти.

По Репину, тип деревенского попа (дьякона) и полицейского урядника — один и тот же. Здесь, в самом низу, власть еше не знает специализации и разделения. И методы ее просты: человек власти наводит порядок грозным окриком или палкой. Поэтому важен посох в руке протодьякона, но намного важнее его царственная осанка; его мощь, внушающая трепет самим своим видом; торжествующий рев (по замечательному описанию самого Репина — «рев бессмысленный, но торжественный и сильный»); рев самца, охраняющего свою территорию и наводящего страх на все окружающее (и потому имеющий — в животном мире и мире первобытного Чугуева — вполне реальный смысл).

Конечно, это язычество, а не христианство. Точнее, это некая примитивная религиозность, соответствующая примитивной же социальности — тому самому нижнему уровню власти и жизни, не меняющемуся в течение тысячелетий и в религиозном смысле. В этом мире — в системе отношений позднего неолита и ранней бронзы — очевидны невозможность христианского смирения (и других христианских идей, порожденных сложной и утонченной культурой больших городов позднего эллинизма) и бесполезность морализирования на эту тему.

Репинский «Мужичок из робких» (1877, Нижний Новгород, Государственный художественный музей) — это воплощение «народа» как такового; большинства стада. Народническая и социалистическая идея «угнетения» здесь выражена на языке нового позитивизма и дарвинизма, через метафору угнетенной плоти. Сами телесные характеристики «Мужичка из робких» — слабость, болезненность (какая-то «худосочность» и «паршивость») — предполагают физически выраженное «ничтожество». Этологические характеристики демонстрируют покорность (демонстративную покорность животного, знающего свое место), забитость, неспособность к сопротивлению: спина привычно согнута , голова втянута в плечи. На уровне физиогномической метафоры кажется, что у него какое-то заячье лицо: глаза, словно смотрящие в разные стороны — не сконцентрированные в одной точке; смутно ощущаемая готовность кинуться бежать опрометью или принять побои. Но при этом за внешней покорностью чувствуется что-то еще: почти невидящий взгляд прозрачных бесцветных глаз как будто предполагает тайную и нехорошую мысль, шевелящуюся где-то на самом дне. «Маленький человек — опасненький человек»; если искать у Репина какую-нибудь «революционную» идею, то именно здесь.

Слабость «Мужичка из робких» не менее, а даже более интересна для художника, чем сила «Протодьякона». Но она интересна ему как ученому, антропологу, психиатру. В этом интересе нет никакого филантропического сострадания, не говоря уже об умилении.»

// Из книги Бобриков А. — «Другая история русского искусства», 2012

Описание картины И. Е. Репина «Протодиакон»

Картина «Протодиакон» написана И. Е. Репиным в 1877 году. Обычный портрет Чугуевского протодиакона Ивана Уланова превращен талантом живописца в монументальный сатирический образ типичного дьякона, в котором много мощи и жизненной силы, но нет ничего духовного, поскольку условиями жизни он обречен на пожизненное духовное лицемерие.

Художник делает образ противоречивым и сложным. В полотне «Протидиакон» Репин прибегает к сочной, выразительной, широкой манере письма, в которой он будет много работать в дальнейшем.

Он подает фигуру протодиакона в сложном развороте, рисует мощный торс, богатырские плечи, внушительную бороду, пышущее багровым жаром лицо в обрамлении седых волос.

С помощью разнообразных живописных приемов живописец показывает силу жизни и цельность, присущую образу. Дьякон одет в богатую рясу, на голове – скуфья из темного бархата. Правой рукой он придерживает висящий на серебряной цепи складень, в левой руке – большой посох с украшенным каменьями набалдашником.

На мясистом лице выделяется толстый красный нос. Из-под густых бровей как-то очень пронзительно и хищно смотрят глаза, словно следят за зрителем. Из полураскрытого рта, кажется, доносится тяжелое дыхание, напоминающее об ароматах яств вчерашнего пира. Через образ чугуевского протодиакона он рисует натуру сильную, но примитивную, грубую, непреклонную, не чуждую греховных помыслов и далекую от христианских идеалов мученичества и смирения. Живописец одновременно восхищается подлинной природой человека и выносит приговор, обличает его.

Образ репинского протодиакона относится к наиболее ярких образов художника. Его сила – в сочетании выразительной индивидуальной характеристики с мощью социального обобщения. Картина приобрела большой художественный смысл как произведение, разоблачающее природу духовенства и церкви.

Помимо описания картины И. Е. Репина «Протодиакон», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников, которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

Дети и искусство

Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Народное искусство

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

С чего начинать

Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Первые занятия

Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Обучение основам рисования

Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>

Рисуем красками

Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Читайте также  Картина "подсолнухи", клод моне, 1881 - описание

Прочитать полностью >>

Искусство оригами

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>

О творчестве

Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Занятия лепкой

Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Скульптура

Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Макраме

Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Плетение из проволоки

Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин

читать далее >>

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>

Стильно и недорого — как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

yarodom

  • Add to friends
  • RSS

Мы родом .

Летопись: Люди, места, события, свидетельства

Русский мир в портретах работы Ильи Репина

Илья Ефимович Репин (1844 — 1930) — один из величайших в мировом искусстве мастеров портретной живописи. Он создал такую огромную и по количеству и по качеству портретную галерею своих современников, что едва ли можно сравнить с ним кого-либо из крупнейших художников мира. Репинская портретная галерея замечательна не только и не столько отображением определенных исторических лиц, но, и это самое главное, — является отражением жизни его времени. В.В.Стасов говорил, что Репин-портретист отличается от всех других мастеров портрета тем, что «с дерзостью смелого починателя попробовал в некоторых своих портретах то, чего никогда никто и нигде, кажется, еще не пробовал: это изобразить творческую и работающую, внутри головы, мысль великого человека». ©


Автопортрет. 1887


2. Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман. 1903

3. Портрет писателя Л.Н.Толстого. 1887

4. Портрет Юркевича. 1879

5. Портрет Я.М.Венгерова. 1915

6. Портрет Яницкой. 1865

7. Портрет А.В.Жиркевича. 1888

8. Портрет А.И.Шевцова. 1869

9. Портрет А.К.Толстого. 1896

10. Портрет А.П.Боголюбова. 1876

11. Портрет А.П.Боголюбова. 1882

12. Портрет А.П.Игнатьева. 1902

13. Портрет А.С.Бочаровой, тетки художника. 1859

14. Портрет А.С.Матвеева. 1881

15. Портрет А.Ф.Керенского. 1918

16. Портрет А.Ф.Кони. 1898

17. Портрет адвоката О.О.Грузенберга

18. Портрет академика И.П.Павлова. 1924

19. Портрет актера, драматурга и режиссера В.Д.Ратова (С.М. Муратова). 1910

20. Портрет актрисы Любови Николаевны Сазоновой-Шуваловой. 1899

21. Портрет актрисы Элеоноры Дузе. 1891

22. Портрет Александры Павловны Боткиной. 1901

23. Портрет Алеши Репина ( Эпоха Пушкина ). 1916


24. Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна. 1909-1915

25. Портрет артиста В.В.Самойлова. 1902

26. Портрет артиста Г.Ге. 1895

27. Портрет артиста П.В.Самойлова. 1915

28. Портрет артистки Беллы Горской. 1910

29. Портрет архитектора Филиппа Дмитриевича Хлобощина. 1868

30. Портрет Б.А.Каминки. 1908

31. Портрет баронессы В.И.Икскуль фон Гильденбандт. 1889

32. Портрет В.А.Жиркевича. 1891

33. Портрет В.А.Репиной, жены художника. 1876

34. Портрет В.А.Шевцовой, впоследствии жены художника. 1869

35. Портрет В.В.Битнера. 1912

36. Портрет В.В.Гудовича. 1913

37. Портрет В.В.Стасова. 1883

38. Портрет В.В.Стасова. 1905

39. Портрет В.Г.Черткова. Конец 1880 — начало 1890-х

40. Портрет В.Е.Репина, брата художника. 1867

41. Портрет В.Е.Репина, музыканта, брата художника. 1876

42. Портрет В.И.Репиной, дочери художника в детстве. 1874

43. Портрет В.И.Репиной. 1886

44. Портрет В.К.Менка. 1884

45. Портрет В.М.Васнецова. 1882

46. Портрет Василия Кирилловича Сютаева. 1882

47. Портрет Венгерова. 1916

48. Портрет Веры Репиной. 1925

49. Портрет Вильгельма Вильгельмовича фон Битнера. 1912

50. Портрет виолончелиста А.В.Вержбиловича. 1895

51. Портрет Владимира Александровича. 1910

52. Портрет Владимира Васильевича Стасова. 1900

53. Портрет Владимира Сергеевича Соловьева. 1891

54. Портрет военного инженера А.И.Дельвига. 1882

55. Портрет военного инженера, штабс-капитана А.А.Шевцова (1847–1919), брата жены художника. 1876

56. Портрет военного. 1866

57. Портрет врача Константина Францевича Яницкого. 1865

58. Портрет Г.И.Шоофса. 1907

59. Портрет генерала А.Н.Куропаткина. 1903

60. Портрет графа Д.М. Сольского. 1903

61. Портрет графа К.Н.Палена. 1903

62. Портрет графини Н.П.Головиной. 1896

63. Портрет графини С.В.Паниной. 1909

64. Портрет Д.И.Менделеева в мантии профессора Эдинбургского университета. 1885

65. Портрет Данте

66. Портрет Дмитрия Сергеевича Мережковского. Около 1900

67. Портрет доктора Г.Кострова

68. Портрет Е.Г.Мамонтовой за чтением. 1879

69. Портрет Е.Г.Мамонтовой. 1874-1879

70. Портрет Е.Г.Мамонтовой. 1879

71. Портрет Е.Д.Баташевой. 1891

72. Портрет Е.Н.Званцевой. 1889

73. Портрет жительницы Чугуева С.Л.Любицкой. 1877

74. Портрет Зинаиды Николаевны Гиппиус. 1894

75. Портрет И.Л.Горемыкина и Н.Н.Герарда, членов государственного совета. 1903

76. Портрет И.Р.Тарханова. 1892

77. Портрет И.С.Тургенева. 1879

78. Портрет Ивана Евграфьевича Ададурова. 1884-1885

79. Портрет Ивана Ивановича Шамшина. 1902

80. Портрет императора Николая II на крыльце. 1896

81. Портрет историка И.Е.Забелина. 1877

82. Портрет К.Б.Болеславовой. 1913

83. Портрет К.П.Победоносцева. 1903

84. Портрет княгини М.К.Тенишевой. 1896

85. Портрет князя Михаила Сергеевича Волконского. 1903

86. Портрет композитора А.Г.Рубинштейна. 1881

87. Портрет композитора А. К. Глазунова. 1887

88. Портрет композитора и ученого-химика Александра Порфирьевича Бородина. 1888

89. Портрет композитора М.П.Мусоргского. 1881

90. Портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова. 1893

91. Портрет композитора П.И.Бларамберга. 1884

92. Портрет композитора Цезаря Антоновича Кюи. 1890

93. Портрет крестьянина. 1889

94. Портрет критика В.В.Стасова. 1873

95. Портрет Крючкова. 1908

96. Портрет Л.И.Шестаковой, сестры композитора М.И.Глинки. 1899

97. Портрет Л.Н.Андреева (Летний отдых). 1905

98. Портрет Л.Н.Толстого

99. Портрет Л.Н.Яковлевой. 1888

100. Портрет Л.П.Штейнгель. 1895

101. Портрет Леонида Андреева. 1904

102. Портрет М.Горького. 1899

103. Портрет М.И.Арцыбушевой. 1880

104. Портрет М.И.Драгомирова. 1889

105. Портрет М.К.Олив. 1906

106. Портрет М.К.Тенишевой. 1898

107. Портрет М.Н.Галкина-Враского. 1903

108. Портрет М.О.Левенфельд. 1913

109. Портрет М.О.Микешина. 1888

110. Портрет М.П.Шевцовой, жены А.А.Шевцова. 1876

111. Портрет М.Ф.Андреевой. 1905

112. Портрет мальчика. 1867

113. Портрет мальчика. 1881

114. Портрет мальчика

115. Портрет Марии Борисовны Чуковской. 1909

116. Портрет матери художника Т.С.Репиной. 1867

117. Портрет министра финансов С.Ю.Витте. 1903

118. Портрет молодого человека в чалме

119. Портрет молодой жены, сидящей на диване. 1881

120. Портрет мужика. 1880-е

121. Портрет музыкального деятеля М.П.Беляева. 1886

122. Портрет Н.В.Делярова. 1910

123. Портрет Н.Д.Ермакова. 1914

124. Портрет Н.И.Репиной. 1896

125. Портрет Надежды Борисовны Нордман-Северовой. 1909

126. Портрет Нади Репиной. 1881

127. Портрет Наталии Борисовны Нордман. 1900

128. Портрет невропатолога и психиатра В.М. Бехтерева. 1913

129. Портрет неизвестной

130. Портрет Николая II. 1895

131. Портрет Николая Ремизова. 1917

132. Портрет О.С.Александровой-Гейнс. 1890

133. Портрет общественной деятельницы Н.В.Стасовой. 1884

134. Портрет общественной деятельницы П.С.Стасовой, жены Д.В.Стасова. 1879

135. Портрет отца художника Е.В.Репина. 1879

136. Портрет П. Шиндлера

137. Портрет П.А.Столыпина. 1910

138. Портрет П.М.Третьякова. 1883

139. Портрет П.М.Третьякова. 1901

140. Портрет П.П.Чистякова. 1870

141. Портрет певицы А.Н.Молас. 1883

142. Портрет пианистки графини Луизы Мерси д’Аржанто. 1890

143. Портрет пианистки М.К.Бенуа. 1887

144. Портрет пианистки С.И.Ментер. 1887

145. Портрет писательницы Н.Б.Нордман-Северовой. 1905

146. Портрет писательницы Наталии Борисовны Нордман-Северовой, жены художника. 1911

147. Портрет Т.Л.Щепкиной-Куперник. 1914

148. Портрет писателя А.Ф.Писемского. 1880

149. Портрет писателя В.М.Гаршина. 1883

150. Портрет писателя Владимира Галактионовича Короленко. 1912

151. Портрет писателя И.С.Тургенева. 1874

152. Портрет писателя Л.Н.Андреева на яхте. 1912

153. Портрет почетного члена Академии наук и Академии художеств П.П.Семенова-Тян-Шанского. 1901

154. Портрет поэта А.А.Фета. 1882

155. Портрет поэта великого князя Константина Константиновича Романова. 1891

156. Портрет поэта Войнова. 1923–1926

157. Портрет поэта С.М.Городецкого с женой. 1914

158. Портрет председателя Азовско-Донского коммерческого банка в Петербурге А.Б.Нентцеля. 1908

159. Портрет профессора Н.Н.Обручева. 1903

160. Портрет Репиной, дочери художника. 1898

161. Портрет Романова

162. Портрет С.А.Репиной, урожденной Шевцовой

163. Портрет С.А.Репиной. 1878

164. Портрет С.И.Мамонтова. 1878

165. Портрет С.И.Мамонтова. 1879

166. Портрет С.И.Мамонтова. 1880

167. Портрет С.М.Драгомировой. 1889

168. Портрет С.Ф.Мамонтовой. 1879

169. Портрет С.Ю.Витте, министра финансов. 1903

Читайте также  Картина "паралитик", жан-батист грёз, 1763

170. Портрет сказителя былин В.П.Щеголенкова. 1879

171. Портрет скульптора Е.П.Тархановой-Антокольской. 1893

172. Портрет скульптора И.Я.Гинцбург в молодости. 1871

173. Портрет собирателя картин и рисунков русских художников И.Е.Цветкова. 1907

174. Портрет старушки. Начало 1870-х

175. Портрет студента И.Т.Савенкова

176. Портрет Т.А.Мамонтовой (Рачинской). 1882

177. Портрет Т.Л.Толстой. 1893

178. Портрет Т.П.Чаплыгина, двоюродного брата И.Е.Репина. 1877

179. Портрет Т.С.Репиной, матери художника. 1879

180. Портрет физиолога И.М.Сеченова. 1889

181. Портрет хирурга Н.И.Пирогова. 1881

182. Портрет художника А.И.Куинджи. 1877

183. Портрет художника В.А.Серова. 1897

184. Портрет художника В.А.Серова. 1901

185. Портрет художника В.Д.Поленова. 1877

186. Портрет художника В.И.Сурикова. 1875

187. Портрет художника В.С.Сварога. 1915

188. Портрет художника Г.Г.Мясоедова. 1884, 1886

189. Портрет композитора А.Г.Рубинштейна. 1887

190. Портрет Марии Клопушиной. 1925

191. Портрет писателя И.И.Ясинского. 1910

192. Портрет Юлии Богдановны Репман, рожденной Краузе, жены доктора А.Х.Репмана. 1881

193. Портрет юриста В.Д.Спасовича. 1891

194. Портрет художника Галлен-Каллела. 1920

195. Портрет художника Д.Н.Кардовского. 1896-1897

196. Портрет художника И.И. Бродского. 1910

197. Портрет художника И.И.Бродского. 1913

198. Портрет художника И.Н.Крамского. 1882

199. Портрет художника И.П.Похитонова. 1882

200. Портрет художника И.С.Остроухова. 1913

201. Портрет художника Ивана Степановича Панова. 1867

202. Портрет художника Н.Н.Ге. 1880

203. Портрет художника П.П.Чистякова. 1878

204. Портрет художника Р.С.Левицкого. 1878

205. Портрет художницы В.В.Веревкиной. 1916

206. Портрет Э.Л.Праховой и художника Р.С.Левицкого. 1879

207. Портрет Ю.И.Репина, сына художника, в детстве. 1882

208. М.Горький читает в Пенатах свою драму Дети солнца. 1905

209. М.И.Глинка в период сочинения оперы Руслан и Людмила. 1887

210. М.И.Хилков. 1903

211. М.К.Тенишева за работой. 1897

212. М.М.Антокольский. 1866

213. Актриса П.А.Стрепетова. 1882

214. Автопортрет. 1894

215. Царевна Софья Алексеевна. 1879

216. Автопортрет. 1920

217. Автопортрет. 1923

218. Автопортрет. 1878

219. Автопортрет. 1878

220. Академический сторож Ефимов. Около 1870

221. Белорус. 1892

222. Блондинка (Портрет Ольги Тевяшевой). 1898

223. Бурлак. 1870

224. Бородатый крестьянин. 1879

225. Бурлак. 1870

226. Вера Шевцова

227. В.А.Репина. 1876

228. В.В.Стасов на даче в деревне Старожиловка близ Парголова. 1889

229. Генерал в форме царского конвоя. П.А.Черевин. 1885

230. Дама, играющая зонтиком. 1874

231. Девочка с букетом (Вера Репина). 1878

232. Дезертир. 1917

233. Женский портрет (Е.Д. Боткина). 1881

234. Женский портрет (Ольга Шоофс). 1907

235. Женский портрет. 1874

236. Женский портрет. 1887

237. Женский портрет

238. Женщина в чепце

239. Женщина с кинжалом. 1870-е

240. За чтением (Портрет Наталии Борисовны Нордман). 1901

242. Кочегар. 1887

243. Конный портрет. 1913

244. Косарь-литвин. Здравнёво. 1892–1897

245. Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу. 1891

246. Л.Н.Толстой босой. 1891

247. Л.Н.Толстой босой. 1901

248. Л.Н.Толстой за работой у круглого стола. 1891

249. Лев Николаевич Толстой за чтением. 1891

Как смотреть Репина

300 с лишним работ – более 170 произведений живописи и 130 графических листов заняли три этажа Новой Третьяковки. Помимо 21 российской институции, включая Третьяковскую галерею и Русский музей, в выставке участвуют семь иностранных музеев и семь частных коллекций. Банк ВТБ, который на вернисаже благодарила директор Третьяковки Зельфира Трегулова, оплатил в дополнение к транспортным и страховым расходам столь необходимое после кражи Куинджи индивидуальное подключение сигнализации к каждой картине.

Прямоугольное белое пятно в начале экспозиции, придуманное архитектором выставки Евгением Ассом, – напоминание о другой травме: это тень отправленного на реставрацию «Ивана Грозного и сына его Ивана 16 ноября 1581 года» (1885), поврежденного год назад. Предложенная кураторами выставки Татьяной Юденковой и Ниной Марковой жесткая логика экспонирования не мешает адекватному, освобожденному от советской традиции восприятию художника, которому выпало творить в разные эпохи. Родился (1844) при Николае I, умер (1930) за три года до прихода к власти Гитлера. Прославившись в XIX столетии, смог преодолеть fin de siècle и завоевать новый век.

Портрет истории

Художник Виктор Пивоваров вспоминает в своих мемуарах, как спрашивал о Репине Корнея Чуковского, близко дружившего с ним, несмотря на 38-летнюю разницу в возрасте. Чуковский ответил, что Репин был в годы их общения «как сегодня кино». В этой реплике – ключ к пониманию художника и выставки. Кажется, что искусство, выросшее из Репина, то, во что развился его визуальный язык, – именно кино, а не арт.

Эффект, который производили его картины на первых зрителей, близок к впечатлению, полученному в кинозале. Деятельные, яркие, подвижные персонажи Репина – чистый кинематограф, почти документальный, если иметь в виду многообразие в его работах исторических сцен. Картина «А. С. Пушкин на акте в лицее 8 января 1815 года» – наше все: довоенный фильм о юном Пушкине воспроизводит композицию картины Репина как фотокадр.

По репинским портретам опознается позировавший фотографам Лев Толстой. Про запорожцев так и не ясно, отвечали они султану или нет, – историки сомневаются в подлинности письма, но веселье и угар на холсте сомнений не вызывают. Недаром, когда Павлу Третьякову цена в 40 000 руб., запрошенных Репиным за полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891), показалась чрезмерной, Александр III картину, не торгуясь, купил. Любовь к Репину имперских чиновников и первых лиц ставили художнику в вину и продолжают ставить. Но он-то их не любил, осуждал, и, если выставка ставила целью это доказать, цель достигнута.

Похоже, что на многометровые массовые сцены и сделана здесь главная ставка. Даже в большей степени, чем на портреты, которыми Репин особенно знаменит. Их галерея включает, например, удивительный привезенный из Чехии автопортрет – никто не ожидал увидеть танцующего перед мольбертом Репина – и мало кому знакомого, даром что из Третьяковки, «Еврея на молитве»: этюд был написан в 1875 г. в Париже и, по мнению автора, особенно удался.

Для самой большой своей работы – «Торжественного заседания Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (таково полное название полотна размером 400 х 877 см, написанного в 1901–1903 гг.) – художник использовал, по словам Юденковой, фотоснимки тех самых государственных мужей. В отличие от Русского музея, где полотно, окруженное эскизами, висит в гигантском зале, в Москве, где места существенно меньше, отойти далеко не удастся, потому едва ли придет в голову уместная в ГРМ аналогия с «Ночным дозором». Зато станет понятна другая реплика Чуковского, сказанная именно по поводу «Заседания»: «Вся картина кажется каким-то джаз-бандом». Такое кино.

Новая правда

«Экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный». Таким описанием картины «Протодьякон» (1877), весьма достоверным, Репин сопроводил письмо Крамскому от 13 января 1878 г. Сложно после этого всерьез обсуждать религиозное чувство Репина, хотя отношение его к вере менялось.

Родившийся в Чугуеве Харьковской губернии в семье отставного солдата Илья Ефимович Репин 13 лет от роду поступил в ученики к иконописцу. В юные годы расписывал церкви. Большую золотую медаль Академии и право на шестилетнюю пансионерскую поездку за границу получил за евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Отлучение Толстого привело к охлаждению в отношении Репина к церкви – и сближению с Толстым. В последние годы Репин, правда, пел в церковном хоре – но где? В эмиграции, в одиночестве, в страшные для православной церкви годы. Это все тот же постоянный репинский призыв «милости к падшим», что и в поздней «Голгофе» (1921–1925), которую не привезли из музея Принстонского университета, и в картине «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» (1888), пусть и написанной по заказу монастыря, где в монахинях жила кузина Репина, но монастырем не принятой. Это не иллюстрация писания, а история о человеческой жизни, которая есть главная ценность. В роли гневного Спасителя у Репина – неузнаваемый Толстой, а в роли трепетного юноши-смертника – Мережковский.

Об отношении Репина к церкви говорят и два «Крестных хода». Хрестоматийный «Крестный ход в Курской губернии» (1881–1883), в центре которого Третьяков рассчитывал увидеть несущую икону «благообразную девушку», а Репин изобразил мерзкую надутую помещицу, отвечает картине «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона», которую привезли из галереи в Градец-Кралове (Чехия). А перед тем отреставрировали, и обнаружилась новая дата. Полотно 1888 г., где в центре тот самый протодьякон, в 1924 г., накануне продажи его чешскому коллекционеру, Репин полностью переписал. Лицо попа обрело звериный оскал человека из «народа-богоносца», о котором 46 лет назад Репин писал Крамскому, уже тогда в нем не сомневаясь. Тот же мерзкий оскал у пьяного солдата, отбирающего у ребенка хлеб в картине «Большевики» (1918), увиденной нами два года назад на выставке «Некто 1917» и вот теперь.

Эти последние вещи принадлежат новому Репину. Стремящаяся к абстракции фактура в одеянии попа, непрописанные детали в «Большевиках» предъявляют художника, хранящего верность академической форме, но нащупавшего новый язык. Он создает последний автопортрет с прозрачными старческими глазами, отсылающий к рембрандтовским старикам. И в отсутствие денег на холсты пишет на линолеуме «Гопак. Танец запорожских казаков» (1926–1930), бесконечно его радующий, посвященный памяти Мусоргского.

Все знают портрет Мусоргского 1881 г.: Репин писал его, когда композитор был при смерти – через 11 дней после его окончания Мусоргский умер. Эта одна из самых нежных работ Репина – не просто признание в любви, но посвящение равному, написанное с полным пониманием того, что место, которое в искусстве числится за Репиным, в музыке занял Мусоргский – композитор XIX в., легко перепрыгнувший через сто лет.

Портрет Протодиакона — Илья Репин

Протодиакон — это титул, который давался в духовенстве за особые заслуги. Таким титулом был награжден Иван Уланов, изображенный на картине Ильи Репина «Протодиакон». Написана эта картина в 1877 году. И, казалось бы, на первый взгляд, что это обычный портрет, но автор сумел показать весь монументальный сатирический образ присущий типичному дьякону с его мощной и жизненной силой.

Итак, как по условию жизни он обречен на духовное лицемерие в нем автор не изобразил ничего духовного.

Читайте также  Завтрак в мастерской, эдуард мане - описание картины

Сам образ протодиакона автор сделал сложным и противоречивым. Все цвета темные и слегка отличаются оттенком. Фон немного светлее, а сам портрет более темный, но с некой яркостью. Фигура протодиакона нарисована слегка в развороте.

Торс его мощный и могучий, хотя лицо уже не молодо и покрыто густой седой копной волос. На лице изображена гордость и какая-то напыщенность. Взгляд изучающий и грозный.

Одежда на нем богатая и дорогая. Ряса и скуфья на голове пошиты из темного бархата.

В руке он держит длинный посох, украшенный вверху драгоценным металлом. Другой рукой он придерживает складень, висящий на серебряной цепи, на шее. Этим образом автор хочет показать натуру сильную, влияющую, но и с тем, же хитрую и небескорыстную.

Репин одновременно хочет представить нам человека, которым можно восхищаться, за его подлинное притворство и также вырисовывает все нюансы, как говорится, обличает его.

И хотя Илья Репин очень рисковал, рисуя картину именно в разоблачающем для духовенства и церкви смысле, но все, же его картина приобрела большую популярность. Образ протодиакона отнесли к наиболее ярким образам художника. В это картине виднеется его сила в сочетании индивидуальной характеристики и социального обобщения.

Похожие описания:

Портрет Н. И. Пирогова — Илья Репин В то время, когда в Москве с большим размахом отмечался юбилей профессиональной деятельности великого русского хирурга и ученного, Илья Репин захотел нарисовать его портрет. Николай.

Павел Михайлович Третьяков — Илья Репин Павел Михайлович Третьяков является основателем картинной галереи, меценатом, успешным предпринимателем. С ним любили общаться многие художники, он был замечательным добрым и скромным и отзывчивым человеком.

Портрет Антона Григорьевича Рубенштейна — Илья Репин Илья Ефимович Репин очень любил музыку и создал образы многих известных музыкантов. Портрет своего друга — знаменитого композитора и дирижера А. Г. Рубинштейна — автор.

Афанасий Фет — Илья Репин Илья Ефимович Репин — великий русский живописец, мастер портретного жанра. За всю свою жизнь он написал множество портретов знаменитых людей, писателей, поэтов, одним из которых.

Портрет К. П. Победоносцева — Илья Репин При всей широте своих художественных интересов Репин был все же прежде всего портретистом. Глубокий знаток людей и психолог, он умел увидеть в своих произведениях сущность.

Портрет композитора М. П. Мусоргского — Илья Репин Известный русский живописец Илья Репин за свою жизнь написал множество замечательных портретов. Но портрет Модеста Петровича Мусоргского занимает особое место в творчестве художника, так как.

Портрет композитора и ученого-химика Александра Порфирьевича Бородина — Илья Репин Мастерство Репина-портретиста поражает богатством и разнообразием созданных художником образов. В каждом конкретном случае Репин демонстрирует способность к модификации живописной манеры, изменению композиционных, колористических, световых эффектов.

Белорус — Илья Репин В Российской Империи белорусы — самые несчастные и забитые люди. Репин разрушает этот стереотип, создав портрет белорусского парня. Перед нами уверенный в себе юноша с.

Негритянка — Илья Репин Картина исполнена Репиным во время пребывания в Париже в качестве пенсионера ИАХ. В работе ощущается увлечение творчеством известного испанского художника Мариано Фортуни — одного из.

Портрет Л. Н. Толстого — Илья Репин Л. Н. Толстого Репин писал несколько раз. Но самым удачным из всех получился портрет, написанный в 1887 году, в Ясной Поляне, всего за три дня.

Арест пропагандиста — Илья Репин В 1880 году Репин начал писать «Арест пропагандиста». Он работал над ней долго, вплоть до 1892 года. Больших усилий стоила художнику работа над центральным образом.

Портрет П. М. Третьякова — Илья Репин Знакомство И. Е. Репина и П. М. Третьякова относится к самому началу 1870-х. Свидетельством их искренних, глубоко уважительных и дружеских отношений является коллекция произведений художника.

Портрет В. С. Сурикова — Илья Репин Портрет Сурикова кисти Репина — несомненная удача художника. Мастер психологического портрета отлично передает характер, темперамент своего коллеги. Репинский Суриков полон сил и амбиций. Черные волосы.

Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы Руслан и Людмила — Илья Репин Илья Ефимович Репин очень любил музыку и создал образы многих известных музыкантов. Своего друга — знаменитого композитора и дирижера А. Г. Рубинштейна — Репин писал.

Отказ от исповеди — Илья Репин Исповедоваться в поступках, не считая их грехами, отказывается революционер, так можно коротко описать сюжет полотна великого живописца. Всего два человека изображены на картине, а сколько.

Домаха — Илья Репин Вернувшись в 1876 году из длительной зарубежной поездки, Репин принялся с удовольствием писать деревенскую жизнь. Многое тут было и от воспоминаний о собственном детстве. Среди.

Не ждали — Илья Репин Картина Репина «Не ждали» имеет два варианта. В первом варианте в семью возвращалась девушка, а ее встречали две сестры. Картина была небольшого размера. Вслед за.

Монахиня — Илья Репин Моделью послужила Софья Алексеевна Репина, сестра жены художника. По воспоминаниям Л. А. Шевцовой-Споре, племянницы В. А. Репиной, И. Е. Репин сначала изобразил Софью Алексеевну в.

Л. Н. Толстой на отдыхе в лесу — Илья Репин Репин много раз писал портреты Толстого. В 1891 году он изобразил писателя лежащим с книгой под деревом, в Ясной Поляне. Толстой лежит в уютном месте.

Садко — Илья Репин Картину «Садко» Репин написал в 1876 году, находясь в Париже. Но во Франции русские фольклорные мотивы полотна не оценили по достоинству. Зато на родине художника.

Бурлаки на Волге — Илья Репин Для того чтобы написать «Бурлаков на Волге», Репину потребовалось несколько лет напряженного труда. Он предпринял несколько поездок на Волгу, завел дружбу с будущими героями своей.

Хирург Е. В. Павлов в операционном зале — Илья Репин Е. В. Павлов в 1880-1890-е был частым гостем в доме Репиных. Под его медицинским наблюдением находилась жена художника Вера Алексеевна. Дочь Репиных Надя проходила хирургическую.

Осенний букет (Дочь Вера) — Илья Репин Это портрет дочери художника В. И. Репиной. Живя в 1890-х годах в имении «Здравнево» в Белоруссии, Репин особенно увлекался пленэрной живописью на натуре. Пейзаж играет.

Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года — Илья Репин Эта грандиозная по масштабам и великолепная по исполнению картина была написана по заказу царя. Поводом для заказа явился 100-летний юбилей со дня учреждения в России.

Мужичок из робких — Илья Репин Данная картина Репина является одной из самых известных полотен художника и имеет название «Мужичок из робких». Данный портрет является самым достоверным образцом психологического портрета русского.

Тургенев — Илья Репин Галерея портретов кисти И. Репина огромна и всеохватывающая — он рисовал писателей и академиков, дворян и писателей, итальянских натурщиков и бурлаков на Волге… Никто из.

Абрамцево. Летний пейзаж — Илья Репин Летом 1877 года Илья Репин писал своему другу ученических лет, впоследствии крупному художественному деятелю Адриану Прахову: «Я склонен думать, что Абрамцево лучшая в мире дача;.

Отдых — Илья Репин Портреты своих близких Репин создавал всю жизнь. Особенно часто художник писал свою первую жену, Веру, и детей. Несколько раз Репину позировал его брат Василий, профессионально.

Портрет А. Г. Рубинштейна — Илья Репин Портреты знаменитых людей, которые и в наше время являются образцом трудолюбия и таланта, тех, кто оставил культурное наследия на многие поколения вперед, всегда будут особенными.

На дерновой скамье — Илья Репин Илья Ефимович Репин — выдающийся русский художник. Он создал множество великолепных полотен, которые хранятся во многих собраниях музеев и частных коллекциях. Художник написал несколько картин.

Портрет Андреева — Илья Репин Судя по всему, портрет писателя Андреева остался незавершенным. Перед нами скорее проработанный эскиз, нежели законченная работа. Впрочем, возможно, это прием, которым воспользовался художник, чтобы передать.

Портрет матери — Илья Репин На данном портрете изображена мать художника, Татьяна Степановна Репина, урожденная Бочарова. Эта ранняя работа молодого живописца была исполнена во время каникул, когда он, тогда еще.

Портрет А. П. Боголюбова — Илья Репин Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, Саратов «Боголюбов — отличный человек, в нем много простоты, откровенности, юношеской горячности» — эти слова молодого Репина.

Стрекоза — Илья Репин Используя ряд импрессионистических приемов в живописи, художник в картине «Стрекоза» остается в рамках свойственной ему манеры с четкой лепкой формы. Влияние импрессионизма просматривается здесь и.

Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцево — Илья Репин Илья Ефимович Репин был еще подающим большие надежды учеником Ивана Николаевича Крамского, когда его будущая жена уже позировала ему для картин, рисунков и этюдов. Вере.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану — Илья Репин Как-то летом 1878 года в Абрамцеве среди друзей зашел разговор о запорожской старине. Историк Н. И. Костомаров прочел письмо, написанное в 17-м веке запорожскими казаками.

Проводы новобранца — Илья Репин Нет такого человека, которому не было бы известно имя великого русского художника И. Репина. Его картины украшают собрания самых знаменитых музеев, а наиболее выдающиеся из.

Иван Грозный и сын его Иван — Илья Репин Это один из примеров обращения художника к историческим сюжетам, вызывавшим у него ассоциации с событиями современной российской жизни. Впервые мысль написать горестный эпизод из жизни.

Дуэль — Илья Репин Жанровая картина изображает участников дуэли после свершившегося события. Художник очень выразительно написал лица участников, особенно лицо раненого, который протягивает руку с просьбой о прощении и.

Читающая девушка — Илья Репин Некоторые утверждают, что на полотне изображена свояченица Репина. Если присмотреться к картине повнимательней, сразу станет видно, что именно с этого полотна Репин стал более качественно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: