Портрет п. а. демидова, левицкий — описание - JEKATERINBURG.RU

Портрет п. а. демидова, левицкий — описание

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735–1822) Портрет П. А. Демидова

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735–1822)

Портрет П. А. Демидова

Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786) – старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, в нарушение традиций большого парадного портрета представлен в домашнем шелковом халате в образе садовника, указывающего на оранжерейные цветы. Демидов действительно увлекался ботаникой, выращивал редкие растения (на столе лежат очень дорогие по тем временам луковицы тюльпанов и раскрытая научная книга). За колоннадой на заднем плане виднеется Московский воспитательный дом, на содержание которого Демидов жертвовал огромные деньги.

Портрет П. А. Демидова. 1773. Государственная Третъяковская галерея, Москва

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Рокотов Федор Степанович (1735–1808) Портрет А. П. Струйской

Рокотов Федор Степанович (1735–1808) Портрет А. П. Струйской В образе юной очаровательной помещицы есть что-то хрупкое и незащищенное. Ее трудно вообразить в реальной жизни. Контуры ее лица и волос словно растворены в мерцающем фоне. Из тающего полумрака на нас смотрят

Перов Василий Григорьевич (1834–1882)

Перов Василий Григорьевич (1834–1882) Портрет Ф. М. Достоевского Портрет писался по заказу П. Третьякова, который хотел, чтобы в его галерее были представлены прижизненные портреты всех выдающихся деятелей русской культуры. Перов создал подлинный портрет-биографию

Глава 7 1820 – 1822

Глава 7 1820 – 1822 4 января 1820 года в Болонье Джузеппе Россини, отец композитора, записал: «В половине второго ночи наш маэстро Россини выехал в Неаполь. » По дороге из Милана во владения Барбаи он остановился в Риме, чтобы позировать Адамо Тадолини для бюста, заказанного

1821(?) – 1822

1821(?) – 1822 33. «Зельмира», драма, или опера-серпа, 2 акта; либретто – Андреа Леоне Тоттола по «Зельмире» (1762) Дормона де Белуа; написана в 1821(?)-1822 гг. Премьера: «Сан-Карло», Неаполь, 16 февраля 1822 г. В апреле 1822 г. «Зельмиру» поставили в Вене. Ее часто ставили в Италии и за ее

1822 – 1823

1822 – 1823 34. «Семирамида», трагическая мелодрама, или опера-сериа, 2 акта; либретто – Гаэтано Росси по «Семирамиде» Вольтера; написана в 1822-1823 гг. Премьера: «Фениче», Венеция, 3 февраля 1823 г. В течение нескольких лет «Семирамида» стала одной из самых популярных опер. В 1823 г. ее

Александр Григорьевич Варнек 1782–1843

Александр Григорьевич Варнек 1782–1843 Варнек учился в Петербургской Императорской академии художеств у знаменитого тогда портретиста, академика С. С. Щукина, ученика Д. Г. Левицкого. За «Портрет живописца» Варнек получил золотую медаль, дававшую право на заграничное

Григорий Григорьевич Чернецов 1801–1865 Никанор Григорьевич Чернецов 1804–1879

Григорий Григорьевич Чернецов 1801–1865 Никанор Григорьевич Чернецов 1804–1879 Братья Чернецовы родились в городке Лух Костромской губернии. Их предок Василий Чернецов был священником, духовником знаменитого боярина Артамона Матвеева, в семье которого жила воспитанница

Григорий Григорьевич Гагарин 1810–1893

Григорий Григорьевич Гагарин 1810–1893 Гагарин – художник-любитель, без обучения в Академии художеств достигший высочайшего профессионального уровня. Он происходил из князей Гагариных, которые возводили свой род к князьям Стародубским и к самому Рюрику. (Родоначальником

ДМИТРИЙ ПЛАВИНСКИЙ Зверев в Тарусе

ДМИТРИЙ ПЛАВИНСКИЙ Зверев в Тарусе Нищие те, кто нуждается в мифах. Альбер Камю В течение зимы подыскал домик на Салотопке — так называлось местечко в Тарусе, и поехал в Москву к матери вышибать деньги, скопленные для меня, но которые она решила положить в сберкассу до

Дмитрий Крыжановский

Дмитрий Крыжановский Известный зодчий Д.А. Крыжановский родом из Иркутска, в 1896 году окончил Академию художеств, а творческий путь начал еще студентом на стройках, которые вели П.Ю. Сюзор и А.Ф. Красовский. Затем возводил павильоны на строительной выставке в Нижнем

Вячеслав Григорьевич Шварц (1838–1869)

Вячеслав Григорьевич Шварц (1838–1869) В 1866 году Петербургская академия художеств назначила Шварца комиссаром русского художественного отдела на Всемирной выставке, которая должна была открыться в 1867 году в Париже. Художник приложил все усилия к тому, чтобы впервые за

Гений Леонардо (Дмитрий Петров)

Гений Леонардо (Дмитрий Петров) Признаюсь, к существованию Леонардо да Винчи я отношусь как к существованию богов или мифических героев. Зевс, Аполлон, Геракл, Дедал, Леонардо — для меня это фигуры одного порядка. Но, если верить книгам, он действительно жил. Вот даты.

Акварели Гессе (Дмитрий Зубов)

Акварели Гессе (Дмитрий Зубов) Во французском языке есть интересное выражение — «скрипка Энгра». Своим появлением оно обязано известному художнику Жану Огюсту Доминику Энгру и его страстному увлечению музыкой. Но людей, занимающихся каким-нибудь любимым делом

Дмитрий Левицкий 1735-1822

Дмитрий Левицкий 1735-1822 В России XVIII век. Далекая, романтическая эпоха. Что мы знали бы о ней, как к ней относились, не будь у нас художников-портретистов – таких, как Дмитрий Левицкий? Портрет воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц

Д.Г. Левицкий

Портрет П.А.Демидова

1773г, холст, масло, 222х166см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Заказ портрета исходил от президента Академии художеств И. И. Бецкого, доверенного лица Екатерины II. О возросшем к этому времени признании Д. Г. Левицкого можно судить по тому, что за первый из заказанных И. И. Бецким портретов художник получил всего пятьдесят рублей, за второй (П. А. Демидова) — уже четыреста.

Личность изображенного являла весьма благодатный материал для художника. Прокофий Акинфиевич Демидов — владелец крупнейших горнопромышленных предприятий, потомок тульских оружейников, еще при Петре I положивших начало своим колоссальным богатствам. Он был одним из самых эксцентричных чудаков своего времени. Вместе с нелепыми прихотями богатого человека в нем уживались образованность и любознательность, страсть к просвещению и бескорыстная щедрость мецената.

Прокофий Акинфиевич был известен своими чудачествами, удивлявшим не только Петербург и Москву, но и Европу.

Так, в 1778 г. он устроил в Петербурге народный праздник, который, вследствие громадного количества выпитого вина, был причиной смерти 500 человек.

Однажды он скупил в Петербурге всю пеньку, чтобы проучить англичан, заставивших его во время пребывания в Англии заплатить непомерную цену за нужные ему товары.

О своеволии неслыханного богача сохранилось множество легенд, где отделить истину от вымысла возможно далеко не всегда. Известны многочисленные примеры его «изобретательности», наподобие демидовского «выезда», состоявшего из колымаги ярко-оранжевого цвета, трех пар лошадей (одной — крупной и двух — мелкой породы) и форейторов — карлика и великана. Вместе с тем известны случаи, когда Демидов делал крупные пожертвования, избегая огласки.

Громадные богатства, полученные по разделу (четыре завода, которые он потом продал купцу Яковлеву, до 10000 душ крестьян, более 10 сел и деревень, несколько домов и прочее), и доброе сердце сделали Прокофия Демидова одним из значительнейших общественных благотворителей.

Им было основано Коммерческое училище в Москве и были переданы большие суммы Московскому воспитательному дому и Московскому университету. Научным увлечением Демидова было собирание гербария: его московская усадьба славилась цветниками и ботаническим садом, где были собраны редчайшие растения. В 1785 году он написал серьезный трактат «Об уходе за пчелами».

Читайте также  Ханс бальдунг — биография и картины

Изображение П. А. Демидова наиболее «картинное» из всех произведений Левицкого (за исключением написанного позднее «Портрета Екатерины II Законодательницы», 1783. ГРМ). В портретах XVIII века все компоненты: одежда, аксессуары, обстановка, фон — несли определенную смысловую нагрузку, помогая прежде всего определить социальное положение модели.

В портрете Демидова они имеют несколько другое значение. В картине нет ни одной случайной подробности, однако каждая деталь — от гербария и лейки на столе до фасада здания — свидетельствует не о преуспевании изображенного, а о его вкусах, увлечениях, характере.

Весь строй портрета явно пародирует традиционные парадные изображения путем неожиданных, почти гротескных сопоставлений. Вместо официального мундира с наградами и регалиями на Демидове надеты домашний жилет, панталоны, чулки, широко распахнутый халат, колпак, а вокруг шеи небрежно обернут шарф.

Контрастом к этому сугубо нестандартному одеянию служит поза портретируемого — одновременно, как и положено, величественная и вместе с тем непринужденная: левая рука опирается на садовую лейку, а велеречивый жест правой указывает не на Воспитательный дом, которому он пожертвовал крупную сумму, а на горшки с цветами (см. фрагмент). Так же нарочито контрастно противопоставление предметов обихода с торжественным архитектурным фоном и занавесом, драпирующим колонны.

Некрасивое, умное, обладающее ярко индивидуальным выражением, лицо Демидова и вся фигура его написаны без всякой ложной многозначительности и снисходительности к возрасту.

Левицкий сумел сочетать черты экстравагантности с элементами парадного портрета (колонны, драпировка, пейзаж с видом на Воспитательный дом в Москве, огромные пожертвования на который, сделанные Демидовым, были известны в обществе).

Однако, в лице изображенного проскальзывают нотки горького скепсиса и иронии.. Портрет свидетельствует о высоком мастерстве художника, его умении за внешним, напускным увидеть черты глубокой человечности.

© 2003 — 2020 Музеи Мира. О художниках и картинах — все права защищены, перепечатка статей запрещена

Дмитрий Левицкий

В детстве Дмитрий Левицкий учился рисовать под руководством своего отца — гравера Григория Левицкого. Прославился художник уже в 1770-х благодаря портретам государственных чиновников и дворян из Петербурга. Левицкий написал известную картину «Екатерина-Законодательница в храме богини Правосудия», которую много раз потом копировал для современников, и серию «Смолянок» — портреты лучших учениц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре.

«Господин академик Левицкий»

Дмитрий Левицкий родился в 1735 году в Киеве. Его отец Григорий Левицкий происходил из рода запорожских казаков. Он был художником и гравером, работал в Киево-Печерской типографии, а в 1738 году стал священником.

Уже в детстве под руководством отца Дмитрий Левицкий создавал свои первые рисунки. Учил его также живописец Алексей Антропов. Однако Левицкий не подражал его технике.

Искусствовед Нина Молева писала: «Если даже представить себе, что первые из известных нам портретов Левицкого отделяют от антроповского портрета Измайловой (1754) целых пятнадцать лет в них невозможно найти даже самые отдаленные отголоски метода учителя».

В 1758 году Левицкий уехал из Киева в Петербург, где поступил в Академию художеств. Во время учебы он писал на заказ портреты, расписывал православные храмы, в том числе деревянную церковь Рождества Христова на Песках.

В 1762 году Левицкого, по распоряжению правительства, вместе с другими художниками направили в Москву. Живописцы создали панно на триумфальных воротах, которые возвели в городе в честь коронации Екатерины II.

В эти же годы вместе с художником Василием Васильевским Левицкий работал над другим государственным заказом. Он писал иконы для Храма великомученицы Екатерины на Всполье, который в 1760-х отреставрировали по поручению императрицы. Однако Василевский и Левицкий не сразу отдали готовые произведения заказчикам. Художникам долго не платили за их работу, и они требовали полного погашения долга. В приказе Министерства императорского двора писали: «Изготовленных иконостасов и написанных образов подрядчики безденежно не отдают». Иконы поместили в церкви только после оплаты заказа, а освятили храм в присутствии Екатерины II.

В 1768 году Дмитрий Левицкий вернулся в Петербург. Живописец участвовал в выставках Академии художеств. В 1770 году за портрет ректора Александра Кокорина он получил звание академика. В следующем году приказом Совета Академии художеств Левицкого назначили руководителем портретного класса: «Класс портретной препоручить обучать господину академику Левицкому». Им живописец руководил до 1788 года.

«Истинный XVIII век»: известные портреты кисти Дмитрия Левицкого

В конце 1760-х годов Дмитрий Левицкий стал одним из самых популярных портретистов России. Художник получал заказы как от правительства, так и от дворянских семей Петербурга.

В 1763 году Екатерина II учредила Воспитательный дом — благотворительное образовательное учреждение для сирот. На его строительство деньги пожертвовали горнозаводчик Прокофий Демидов, чиновники Петр Вырубов, Богдан Умский и другие.

В начале 1770-х Президент Академии художеств Иван Бецкой предложил императрице создать картинную галерею с портретами меценатов «с приложением описания их усердия к пользе человечества». Картины заказали у Федора Рокотова, Фридриха Баризьена и Дмитрия Левицкого.

В Опекунскую серию Левицкого вошли портреты Прокофия Демидова, Богда Умского и Никифора Сеземова. Демидова художник написал в образе садовника — на портрете он стоит с лейкой рядом с горшками цветов. Однако на фоне Левицкий изобразил колонны и здание Воспитательного дома. Так живописец соединил традиции парадного и домашнего портретов. Искусствовед Галина Данилова писала: «Художнику удалось создать правдивый образ человека со сложным и противоречивым характером способного быть добрым и расточительным».

В 1773 году в Петербург приехал французский философ и просветитель Дени Дидро. В том же году Левицкий написал его портрет.

В свою коллекцию портрет Дидро купил ювелир Франсуа Дюваль, который позднее вывез картину в Женеву. Там она находится и сейчас.

В 1770-х годах Левицкий работал над портретами учениц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (позднее — Смольный институт благородных девиц). Эту серию картин художника называют «Смолянки». Заказ на нее Левицкий вновь получил от Ивана Бецкого. Над «Смолянками» живописец работал в течение трех лет. Ему позировали лучшие воспитанницы Смольного института, в том числе Екатерина Нелидова, Наталья Борщова и Глафира Алымова. Об этих портретах художник Александр Бенуа позже писал: «Это истинный XVIII век во всем его жеманстве и кокетливой простоте… очаровательная ложь, очаровательная по совершенству и выдержанности всей системы».

Воспитанниц Смольного института Левицкий написал в новом для русской живописи жанре — «портрет в роли». Все «Смолянки» изображены в театральных костюмах на сцене или на фоне декораций. При этом в картинах видны черты реализма. Художник старался точно передать особенности внешности каждой из девушек.

Портреты «Смолянок» по распоряжению Екатерины II поместили в Большом дворце в Петергофе. Оттуда их изъяли после Февральской революции и передали Русскому музею, где они выставлены и сегодня.

В 1783 году Левицкий по заказу канцлера Александра Безбородко написал парадный портрет Екатерины II «Екатерине-Законодательнице в храме богини Правосудия». На картине он изобразил императрицу как справедливую правительницу, которая чтит законы.

Читайте также  Портрет евгении мартинес вальехо (ла монстра), хуан карреньо де миранда

Портрет стал очень популярен. Левицкий и другие художники несколько раз повторяли его, скульптор Федот Шубин изготовил по нему статую «Екатерина II — законодательница», а поэт Иван Богданович даже посвятил живописцу стихи:

Кроме государственных заказов Дмитрий Левицкий выполнял и частные. Он написал портреты членов семьи графа Артемия Воронцова, итальянской певицы Анны Давиа, архитектора Николая Львова и других. Художник Игорь Грабарь писал о картинах Левицкого: «В передаче интимного, неуловимого очарования лица, не блещущего красотой, не выделяющегося оригинальностью, в изображении простого, среднего, незаметного лица — соперников он не знал».

Преподаватель Академии художеств и член масонской ложи

В 1786 году Дмитрий Левицкий был избран членом Совета Академии художеств. Теперь он мог не только преподавать, но и менять учебный план, утверждать темы выпускных экзаменов. Среди учеников живописца были Степан Щукин и Андрей Емельянов. В отличие от других педагогов Академии Левицкий позволял своим воспитанникам работать не с манекенами, а с живыми натурщиками. Он требовал от студентов портретного класса «естественности» изображения. Искусствовед Нина Молева писала: «Левицкий не ограничивает ученика ни определенной позой изображенного человека, ни «действием», ни платьем — все предоставляется на усмотрение молодого художника, чтобы он имел возможность найти наиболее «натуральное» решение».

В августе 1789 года Левицкий ушел из Академии художеств из-за конфликта с руководством. Живописцу почти перестали платить деньги за государственные заказы и сократили жалование. Александру Безбородко Левицкий писал: «Все мастеровые и художники получали, а другие получают оплату за труды свои, один только я забыт милостию вашего графского сиятельства. Вот уже четвертый год как я не только не получаю за труды свои, но и за издержки мои никакой уплаты, будучи в самых горьких обстоятельствах при старости моей».

Кроме того, художника обвиняли в «политической неблагонадежности». Он был другом поэтов Василия Капниста и Николая Новикова, которые в своих стихотворениях критиковали политику Екатерины II.

Дмитрий Левицкий не оставил живопись. В 1797 году он написал портрет Новикова. Заказы художник получал и от Александра Лабзина. По его приглашению Левицкий вступил в масонскую ложу «Умирающий сфинкс». Кроме того, в 1807 году Лабзин уговорил живописца вернуться в Академию художеств. Однако портретный класс ему вновь не доверили.

Левицкий работал художником до конца жизни, но уже не получал государственные заказы. В 1810-х он рисовал портреты петербургских дворян, в том числе офицера Николая Грибовского, фрейлины Екатерины II Анны Протасовой.

Умер Дмитрий Левицкий 16 апреля 1822 года. Похоронили его на Смоленском кладбище в Петербурге. Могила художника до наших дней не сохранилась.

Демидов П. А.

Проко́фий Аки́нфиевич Деми́дов (8 июля 1710 — 1 ноября 1786, Москва) — старший сын крупнейшего уральского горнозаводчика А.Н. Демидова, крупнейший владелец горнопромышленных предприятий. Учился в Гамбурге. Не служил. Имел чин действительного статского советника, полученный за благотворительную деятельность. Основал Московское коммерческое училище в 1772 году, известен многотысячными пожертвованиями на Московский университет и миллионными вкладами в строительство Московского воспитательного дома, членом опекунского совета которого состоял.

Был знаменит своими чудачествами, современниками характеризовался как человек грубоватый и независимый настолько, что вызывал негодование Екатерины II, отзывавшейся о нём как о «дерзком болтуне». С увлечением предавался занятиям ботаникой, собрал гербарий, переданный Московскому университету, написал исследование о пчёлах, очень любил певчих птиц.

Паллас П. С. составил «Каталог растениям находящимся в Москве в саду его превосходительства, действительнаго статскаго советника и Императорскаго Воспитательнаго дома знаменитаго благодетеля, Прокопия Акинфиевича Демидова» (1781), [1].

Был женат на Матрёне Антиповне Пастуховой (умерла в 1764 году), затем на Татьяне Васильевне Семёновой, которая была моложе его на 36 лет. С ней жил, не венчаясь, до 1784 года (обвенчался в возрасте 70 лет), имел детей.

Умер в Москве и был похоронен в Донском монастыре.

См. также

  • Демидовы
  • Демидов

Литература

  • Дмитрий Григорьевич Левицкий 1735—1822: Каталог временной выставки — Государственный русский музей. — Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1987. — 142 с.

Ссылки

  • Люди: Прокофий Акинфиевич Демидов
  • Левицкий, Дмитрий Григорьевич. Портрет П. А. Демидова. 1773. ГТГ

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Демидов Прокофий Акинфиевич
  • Демидов Прокопий Акинфиевич

Смотреть что такое «Демидов П. А.» в других словарях:

Демидов — НЕВЕРОВ НЕВЕРОВСКИЙ Невёр в старые времена слыл человеком опасным: он не верил в бога, был безбожником. (Ф). Неверовский польский или украинский аналог с тем же происхождением. В Ономастиконе Веселовского Невер, Неверов: Невер Бармин, дворянин… … Русские фамилии

Демидов — (Санкт Петербург,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: В.О. Средний Проспект 28 … Каталог отелей

Демидов — Алексей Алексеевич (1883 ) современный прозаик. Р. в крестьянской семье, в Тульской губ. Служил писарем в своем селе, чиновником в тульском и виленском банках, в Петрограде и Москве. Д. автор ряда рассказов и повестей о крестьянстве и… … Литературная энциклопедия

Демидов — город, р.ц., Смоленская обл. В XV в. упоминается как с. Поречье; название указывало на его расположение вдоль берега реки. В 1776 г. преобразовано в город с тем же названием. В 1918 г. город переименован в Демидов в память о местном парт, деятеле … Географическая энциклопедия

ДЕМИДОВ — (до 1918 Поречье) город (с 1776) в Российской Федерации, Смоленская обл., на р. Каспля, у впадения р. Гобза, в 47 км от ж. д. ст. Рудня. 9,8 тыс. жителей (1992). Льноперерабатывающий и молочный заводы. Известен с 15 в … Большой Энциклопедический словарь

ДЕМИДОВ — (до 1918 Поречье), город (с 1776) в Смоленской обл., на р. Каспля, у впадения р. Гобза, в 50 км от ж. д. ст. Рудня. 9,8 тыс. жителей (1998). Лыюперсрабатыва ющий и молочный заводы. Известен с 15 в. Источник: Энциклопедия Отечество См.: ПОРЕЧЬЕ.… … Русская история

демидов — сущ., кол во синонимов: 2 • город (2765) • поречье (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Демидов — Демидов русская фамилия. Демидовы династия российских предпринимателей заводчиков и землевладельцев. Известные носители Демидов, Александр Александрович (1915 1988) советский солдат, участник Великой Отечественной войны,… … Википедия

Демидов А. Н. — Акинфий Никитич Демидов Акинфий Демидов Дата рождения: 1678 Место рождения … Википедия

Демидов А. — Акинфий Никитич Демидов Акинфий Демидов Дата рождения: 1678 Место рождения … Википедия

Демидов П. Г. — Демидовский юридический лицей … Википедия

Дмитрий Левицкий: картины, портреты, биография

Автор:
Павел Ин

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822)

Во второй половине XVIII века Россия вышла на широкую международную арену. Это способствовало дальнейшему по­дъему русского искусства. Особенно велики были в ту пору достижения в области портрета как живописного, так и скульптурного.

Портрет этого времени развивался на основе тех этических идеалов, которые были выдвинуты русскими просветителя­ми — передовой частью дворянской интеллигенции. Возрос­шее значение человеческой личности, борьба за ее достоин­ство утверждали новое понимание образа человека в пор­третном искусстве. Целая плеяда молодых талантливых рус­ских мастеров — выходцев из простого народа, воодушевлен­ная просветительскими идеями, решительно выступила за со­здание в портретном искусстве произведений, отличающихся многогранностью характеристики человека, изысканностью изо­бразительных средств. Во главе этой плеяды стояли три за­мечательных русских мастера, творчество которых подняло в России жанр портрета до уровня высших достижений миро­вого изобразительного искусства второй половины XVIII века. Это были скульптор Ф. И. Шубин, живописцы Фёдор Рокотов и Д. Г. Левицкий. Последний в своих произведениях, проникну­тых жизнеутверждающим духом, полнокровным восприятием реальной действительности, создал необычайно’ выразитель­ные и убедительные в своей конкретности образы представи­телей разных слоев русского общества 70-х—80-х годов XVIII века.

Читайте также  Жан огюст доминик энгр - биография и картины

Дмитрий Григорьевич Левицкий родился на Украине. Отец его был известным киевским гравером и одновременно свя­щенником. В первой половине 50-х годов юноша Левицкий познакомился с мастером «живописной команды» Алексеем Петровичем Антроповым, крупнейшим русским художником, работавшим в Киеве над росписями только что построенной церкви Андрея Первозванного.

Заметив у Левицкого незаурядные способности к изобрази­тельному искусству, Антропов стал его учителем. В дальней­шем Левицкий переехал в Петербург, где продолжал зани­маться у Антропова.

В отличие от иностранных художников, работавших при царском дворе и нередко льстиво изображавших придворных, учитель Левицкого, обращаясь к портретам, создавал правди­вые образы, подчас весьма социально выразительные. Левиц­кий усвоил у Антропова его строгое, вдумчивое отношение к искусству, стремление к жизненной правде.

До сих пор еще не выяснены многие факты биографии Левицкого. Однако несомненно, что уже в 60-х годах он был до­статочно известен. К концу 60-х годов им были написаны пор­треты директора Академии художеств А. Ф. Кокоринова, профессора исторической живописи Г. И. Козлова, графа А. С. Строганова и других видных людей того времени. В этих относительно ранних своих работах молодой художник сумел гораздо глубже проникнуть в сложный внутренний мир человека, чем его учитель Антропов. Широкое признание при­несли Левицкому его произведения, представленные в 1770 го­ду на выставке Академии художеств. В 1773 году художник пишет парадный портрет богача вельможи Н. А. Демидова. Совершенно необычным для такого типа портретов было изо- бражениэ вельможи не в парадном костюме, а в халате, до­машних туфлях, колпаке, надетом на бритую, без парика, го­лову.

Большим зрелым мастером выступает Левицкий в знамени­той серии из семи портретов — «Смолянки» (1773—1776). Эти портреты изображают воспитанниц петербургского Смольно­го института «благородных девиц».

Портреты (Смолянок» Левицкого принадлежат к лучшим произведениям живописи второй половины XVIII века. Пока­зывая юных институток, музицирующих, танцующих и разы­грывающих пасторали, Левицкий избежал какой-либо искус­ственности и жеманства. Так, маскарадную пастушескую сце­ну в портрете Е. Н. Хованской и Е. Н. Хрущевой художник решает не а характере традиционной пасторали, а сугубо реально, изображая не буколических пастушек, а переодетых девочек, занятых веселой я увлекательной игрой.

Необычно высокими художественными достоинствами отли­чается портрет Дени Дидро (1773), написанный Левицким во время пребывания великого французского философа-материалиста в Петербурге. В портрете Н. И. Новикова (1796 или 1797) Левицкий воссоздал образ передового просветителя-пуб­лициста и книгоиздателя XVIII века. Художник принадлежал к самым близким друзьям Новикова, оказывавшим ему под­держку во время его тюремного заключения.

Большое место в творчестве Левицкого занимали интимные портреты, среди которых одним из лучших является портрет М. А. Дьяковой (1778). Написанное в тонко разработанной гамме теплых оливково-зеленоватых и розовых тонов, это произведение очень живо передает молодость и обаяние де­вушки.

В конце 70-х—90-х годов Левицкий пишет еще ряд замеча­тельных портретов: Я. С. Сиверса (1779), итальянской певицы Анны Давиа (1782), архитектора, рисовальщика и поэта Н. А. Львова (1789), парный портрет М. А. и В. И. Митрофа­новых (1780-е гг.) и др.

В портрете Екатерины II — законодательницы (1783) Левиц­кий дал идеальный, желаемый образ «государя-гражданина». Он изобразил Екатерину как просвяшенную служительницу законов и «общего покоя».

Г. Р. Державин описал его в своей оде «Видение Мурзы». Сохранилась рисуночная копия, сделанная Левицким с пор­трета Екатерины. Это единственный, дошедший до нас досто­верный рисунок великого русского портретиста.

Левицкий занимался и преподавательской деятельностью. 3плоть до 1778 года он руководил портретным классом в Академии художеств.

Художественный календарь «Сто памятных дат» 1972 г.

Портрет А.В. Суворова. 1786

Портрет А.С. Протасовой, бывшей камер-фрейлины Екатерины II. 1800

Портрет архитектора А.Ф. Кокоринова. 1769

Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. 1783

Портрет Екатерины II. Около 1782

Портрет И.Л. Голенищева-Кутузова

Портрет М.А. Львовой. 1781

Портрет Урсулы Мнишек. 1782

Портрет священника (Г.К. Левицкого)

Портрет П.В. Бакунина Большого. 1782

Портрет П.А. Демидова. 1773

Портрет откупщика Н.А. Сеземова. 1770

Портрет Н.А. Львова. 1789

Портрет М.А. Дьяковой. 1778

Портрет Е.А. Воронцовой. До 1822

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Н.С. Борщовой. 1776

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Е.И. Нелидовой. 1773

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Е.И. Молчановой. 1776

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Г.И. Алымовой. 1773

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц А.П. Левшиной. 1775

Портрет воспитанниц Имп. восп. общ. благ. девиц Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой. 1772

Портрет воспитанниц Имп. восп. общ. благ. девиц Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской. 1773

Портрет великой княжны Александры Павловны. 1791

Портрет Бакуниной. 1782

Портрет А.Д.Ланского. 1782

Портрет А.Д. Левицкой, дочери художника. 1785

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: