Портрет наполеона i, энгр, 1806 - JEKATERINBURG.RU

Портрет наполеона i, энгр, 1806

История одного шедевра: ставшую впоследствии культовой картину Энгра «Наполеон на его имперском троне» современники назвали «варварской»

Наполеон Бонапарт всегда осознавал выгодную функцию искусства в политической жизни. На протяжении всей своей политической карьеры и вплоть до его полного отстранения от должности в 1815 году, Наполеон использовал искусство (и талант художников), чтобы продемонстрировать свою политическую мощь. Одним из самых известных изображений французского лидера является написанная в 1806 году картина Жана-Огюста-Доминика Энгра «Наполеон на его имперском троне».

Ныне самый культовый портрет императора Наполеона I, картина Энгра первоначально была отвергнута как чрезмерно готическая, архаичная и даже «варварская». В этой работе Энгр изображает Наполеона не только как императора французов, но и как божественного правителя. Богато украшенный, недавно коронованный император представлен среди мешанины римских, византийских и каролингских символов.

Жан Огюст Доминик Энгр. Наполеон на императорском троне, 1806г. 259×162 см

История создания

Многообещающий молодой ученик Жака-Луи Давида, Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780-1867) был одним из нескольких художников, получивших официальное поручение изобразить Наполеона, одетого в одну из множества коронационных мантий.

Жан-Огюст-Доминик Энгр. Автопортрет, 1804г

Точно неизвестно, кто заказал работу. Однако Корпус «Легислатиф» выкупил картину 26 августа 1806 года и предназначил ее для приемной президента Ассамблеи. Вскоре после рубежа XIX века Энгр был одной из восходящих звезд и новых голосов французского неоклассического движения. Этот художественный стиль был частично основан престижным учителем Энгра. Главной целью Энгра в подготовке портретов французского вождя было прославление Наполеона. Поэтому художник использовал мебель, одежду и обстановку, чтобы превратить Наполеона из простого смертного в могущественного бога.

Жан Огюст Доминик Энгр. Наполеон на императорском троне. Фрагмент

Живопись Энгра была вдохновлена искусством исторического изображения силы. Это была стратегия, аналогично используемая самим Наполеоном, который часто использовал символику Римской и Священной Римской империи, чтобы усилить свое правление.

Все на картине иконографически выражает легитимность этого нового типа правителя — Императора. Наполеон восседает на внушительном, округлом и позолоченном троне, подобно тому, на котором сидит Бог во фламандском шедевре Яна ван Эйка «Алтарь Гента» (1430–32).

Гентский алтарь Ван Эйка и Наполеон Энгра

Кстати, во время наполеоновских войн центральные панели алтаря Гента с изображением Бога на троне находились в Музее Наполеона (ныне Лувр) — именно в тот момент, когда Энгр писал портрет Наполеона. Подлокотники на портрете Энгра сделаны из пилястр, увенчанных резными имперскими орлами и полированными сферами из слоновой кости. Крылатый имперский орел появляется и на ковре на переднем плане. С левой стороны коврика можно увидеть два картуша. Самыми высокими являются весы правосудия (некоторые интерпретируют это как символ знака Зодиака Весов), а второй — изображение Мадонны Рафаэля (Энгр очень восхищался им).

Фрагменты ковра и подлокотника

Не только трон говорит о божественности руководителя. На его голове золотой лавровый венок, знак господства (и в более широком смысле, победы). Наполеон на картине пристально и твердо смотрит на зрителя. Кроме того, Наполеон ослеплен роскошью собственной одежды и атрибутов своей власти. Он несет в себе буйство регалий далекого каролингского прошлого: в левой руке Наполеона — жезл, увенчанный рукой правосудия, а правой рукой он захватывает скипетр Карла Великого. Этот скипетр позиционирует Наполеона как преемника французской королевской семьи. Экстравагантная медаль от Легиона d’honneur свисает с плеч Императора на цепочке, инкрустированной золотом и драгоценными камнями. Медаль Почетного легиона покоится на роскошном горничном воротнике покровителя. Огромный трон и одеяния горностая украшены пчелами (символ империи).

Фрагменты жезла

Оценка общества

Удивительно, но картина не встретила одобрения публики, когда была представлена на Салоне в 1806 году. Что еще более важно, она не понравилась Жан-Франсуа Леонору Мериме, человеку, задачей которого было определить, подходит ли законченная работа для Императора. Даже его собственным учителем, Жаком-Луи Дэвидом, полотно было отклонено как «неразборчивое». Когда неоклассический стиль начал ослабевать, а общество предпочитало более естественное и современное представление власти, сложный сборник исторических мотивов Энгра казался ретроградным и устаревшим. Восхищаясь техническим мастерством художника, Мериме чувствовал, что эти ссылки на искусство прошлого зашли слишком далеко, назвав произведение «готическим и варварским». Мериме считал, что портрет не будет принят дворцом. Кроме того, лицо Императора было недостаточно похоже на него. Поэтому картина так и не отправилась императору. В 1832 году король Луи-Филипп передал полотно отелю «Дом Инвалидов (Hôtel National des Invalides)», где оно находится по сей день.

Но несмотря противоречивую оценку общества, Энгр открыл новый поворот в неоклассическом стиле и продемонстрировал свой интерес к искусствоведческим ссылкам и стилистическим экспериментам. Наполеона Энгра можно прочитать как фигуру с квазибожественной силой. Художник буквально исключает Наполеона Бонапарта из рядов смертных на земле и превращает его в греческого или римского бога Олимпа.

Зевс Фидия / Юпитер и Фетида Энгра

Действительно, он сидит в положении, аналогичном положению греческого бога Зевса, в известной скульптуре Фидия (давно уничтоженный, но сохранившийся в римских копиях). Наполеона также можно сравнить с картиной самого Энгра 1811 года — «Юпитер и Фетида». Колоссальный размер полотна и неоклассическая точность красноречиво демонстрируют политическую власть и военную мощь Наполеона. Общий посыл этой картины — не просто коронация Наполеона, а его божественный апофеоз.

Иллюстрации

Т. Жерико. Гусарский трубач. 1815–1820 гг.

А. Аппиани. Портрет Наполеона. 1805 г.

П. Э. Ботигни. Париж 1793 года. Вторая половина XIX в.

Ж. Б. Мозэс. Битва при Флерюсе. Фрагмент. 1837 г.

Л. Ф. Лежён. Битва при Лоди. 1804 г.

Н. А. Тоне. Эпизод Итальянской кампании. Фрагмент. 1801 г.

Т. Жерико. Раненый кирасир. 1814 г.

А. Ж. Гро. Наполеон в Битве у пирамид. 1810 г.

Л. Ф. Лежён. Битва у пирамид. Фрагмент. 1806 г.

Н. А. Тоне. Триумфальное возвращение Императорской гвардии в Париж. 25 ноября 1807 г.

Э. Детайль. Французские драгуны с захваченным знаменем.

Ф. Винсент, Л. Ф. Лежён. Битва у пирамид. Фрагмент. 1800–1801 гг.

Л. Ф. Лежён. Штурм монастыря Санта-Энграсия в Сарагосе. 1809 г.

Ф. Г. Г. Леполь. Генерал Бонапарт и генерал Жубер на поле боя при Риволи. Середина XIX в.

А. Ж. Гро. Битва у Назарета. 1801 г.

Л. Ф. Лежён. Сражение при Маренго. 1801 г.

Р. Лефевр, К. Верне. Генерал Бонапарт и генерал Бертье в битве при Маренго. 1801 г.

Ж. Л. Давид. Коронация Наполеона. Фрагмент. 1804 г.

Л. Ф. Лежён. Наполеон на бивуаке накануне битвы при Аустерлице. 1808 г.

К. Верне. Битва под Йеной 1806 года. 1836 г.

Х. К. дель Ализал. Капитуляция французской армии, окруженной испанскими

А. Ж. Гро. Наполеон в битве при Прейсиш-Эйлау. 1808 г. партизанами у города Байлина. 1864 г.

Л. Ф. Лежён. Битва на Москве-реке. 1812 г.

Э. Крофтс. Наполеон Бонапарт. 1888 г.

А. Ж. Гро. Портрет Мюрата, короля Неаполя. 1812 г.

В. В. Верещагин. С оружием в руках – расстрелять! Фрагмент. 1887–1895 гг.

П. Деларош. Наполеон в Фонтенбло после отречения. 1845 г.

М. Жерар. Луиза Антуанетта Ланн, герцогиня Монтенбелло, с детьми. 1814 г.

Ж. О. Д. Энгр. Каролина Мюрат, королева Неаполя. 1814 г.

Т. Жерико. Трубач уланов. Первая половина XIX в.

Т. Жерико. Офицер конных егерей. 1812 г.

В. В. Мазуровский. Кто кого. 1912 г.

Э. Детайль. Виват, Император! 1891 г.

К. Мотте. Наполеон прощается с маршалом Жаном Ланном. 1858 г.

Ж. Д. О. Энгр. Наполеон получает ключи от Вены. 1805 г.

Э. Детайль. Кавалерийская атака. 1902 г.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ИЛЛЮСТРАЦИИ ГЕРОИ КНИГИ, ВОЕВАВШИЕ В ШТРАФНЫХ ЧАСТЯХ Владимир Карпов Михаил СукневШТРАФНИКИ ИСКУПАЛИ ВИНУ НА САМЫХ ТЯЖЕЛЫХ УЧАСТКАХ, ИДЯ В ПРОРЫВ, ШТУРМУЯ ВРАЖЕСКИЕ ДОТЫ, ВЕДЯ РАЗВЕДКУ БОЕМ Штрафные части пополнялись бежавшими и освобожденными из плена . .

Иллюстрации

Иллюстрации Do 215. Самолеты этого типа вели стратегическую разведку над территорией СССР Боевой порядок пикирующих бомбардировщиков Ju 87В Stuka («штука») Не 111Н— один из самых распространенных бомбардировщиков люфтваффе Итог первого дня войны — разбитые самолеты на

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ИЛЛЮСТРАЦИИ Пленный красноармеец в концентрационном лагере Рембертово (Польша). 1919 г. Пленные красноармейцы на марше. Польский концентрационный лагерь Рембертово. 1919 г. Барак в концентрационном польском лагере Тухоль Красноармейцы, убитые в Финляндии На линии

Иллюстрации

Иллюстрации ПОЛИТИКИ Мухаммед Наджибулла, последний афганский президент-коммунист, и Михаил Горбачев. Эдуард Шеварднадзе, советский министр иностранных дел, подписывает Женевские соглашения (1988), касающиеся Афганистана.АФГАНЦЫ И РУССКИЕ Hyp Мухаммед Тараки,

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ИЛЛЮСТРАЦИИ Генерал А.А. Власов Генерал-майор Красной Армии Власов Власов после награждения орденом Ленина Власов в лагере военнопленных Генерал Андрей Власов с русскими добровольцами Власов, Жиленков и Крегер на приеме у Геббельса Власов и солдаты РОА Власов

Читайте также  Картины, биография: брюллов карл павлович

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ИЛЛЮСТРАЦИИ Торпедоносец Не-111 на аэродроме Подготовка торпеды к подвеске к самолету Не-111 Подвеска торпеды к самолету Не-111. 1942 г. Летающая лодка BV138C — тот самый знаменитый «Гамбург» Носовой стрелок бомбардировщика Не-111 ведет огонь Бомбардировщик ДБ-3Б Поплавковый

Иллюстрации

Иллюстрации Крепость Бобруйск после достройки в 1825 г. Военный губернатор Бобруйска в 1812 году генерал-майор Гавриил Алексеевич Игнатьев Командир второго резервного корпуса генерал-лейтенант Федор Федорович Эртель Император Александр I. Художник Г. Кюгельхен. Начало XIX

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ИЛЛЮСТРАЦИИ 16-летний командир Красной Армии Леонид Петровский. Первая фотография в красноармейской форме. 1918 г. Слушатель Военной академии РККА Леонид Петровский. 1919 г. Леонид Петровский во время лечения после возвращения из плена. 14 июня 1921 г. Фотография с личного

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ИЛЛЮСТРАЦИИ Лейтенант A.3. Лебединцев — командир взвода пешей разведки 1135-го стрелкового полка 339-й стрелковой Ростовской дивизии. Январь 1942 г. Офицеры 48-го стрелкового полка. Сидят (слева направо): полковой инженер Чирва, командир роты связи Переверзенцев, стоят: старший

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ИЛЛЮСТРАЦИИ Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, быстро захватил в свои руки контроль над работой с немецкими общинами в других странах Глава ВоМи Вернер Лоренц Оберфюрер СС Германн Берендс, заместитель Лоренца, взявший на себя всю практическую работу Ульрих Грайфельт,

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ИЛЛЮСТРАЦИИ Нарком ВМФ Н.Г. Кузнщов Английский адмирал Б. Фрэзэр и вице-адмирал А.Г. Головко после боя у Нордкапа Моряки эсминца «Сокрушительный» с корабельным питомцем Корабли Северного флота в Баренцевом море, конвоирующие транспорт союзников, отражают воздушную

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ИЛЛЮСТРАЦИИ Гинденбург и Гитлер. Немецкий плакат. 1930-е гг. Гитлер на военном параде. 1938 г. А.-Ф. Петэн и Ф. Франко в 1941 г. Б. Муссолини и А. Гитлер. 1930-е гг. Лидер судетских немцев К. Генлейн приветствует немецкие войска Ф. Франко принимает парад своих войск М. Хорти и А.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ИЛЛЮСТРАЦИИ Герой Советского Союза П.М. Гаврилов Брестская крепость. 1941 г. Могила П.М. Гаврилова в Бресте Горящий советский танк Т-28. 1941 г. Именной танк Т-28 «Сталин» направляется на Красную площадь для участия в параде Памятник Подольским курсантам в г. Подольск Курган

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ИЛЛЮСТРАЦИИ Президент США Франклин Делано Рузвельт Адмирал флота США Э.-Дж. Кинг Японский император Хирохито Пёрл-Харбор. Аэрофотосъемка. Октябрь 1941 года Вид на Форт-Айленд и пять американских линкоров Адмирал Э.-Дж. Кинг и морской министр США Ф. Нокс. Сентябрь 1941

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ИЛЛЮСТРАЦИИ Наполеон Бонапарт на Арколъском мосту. Художник А. Ж. Гро Контр-адмирал сэр Горацио Нельсон. Художник Л. — Ф. Абботт Генри Дандас, первый виконт Мелвилл. Художник Т. Лоуренс Жозефина Богарне. Художник А. Аппиани Французский химик Клод-Луи Бертолле. Художник Ж.

«Наполеон на Аркольском мосту» Гро

Работу над картиной Антуан-Жан Гро начал буквально через день после событий, изображённых на полотне.

Сюжет

Середина ноября 1796 года. В критической ситуации, когда французская армия не могла взять Аркольский мост, Наполеон взял знамя и сам повел солдат в атаку. Гро изобразил воодушевленного Бонапарта так, что, кажется, скорая победа его войск — дело решенное.

Мундир генерала республиканской армии, главнокомандующего, который носил Бонапарт, изображен чрезвычайно точно. Кстати, пояс, который имел два цвета (красный — цвет дивизионного генерала, белый — знак главнокомандующего) впоследствии на открытках и репринтах изображался трехцветным с добавлением синего, что было ошибкой. За счет этих деталей и слабо прорисованного пейзажа, в котором слышны отголоски предыдущих сражений кампании, Гро в классической манере романтизма создает образ Наполеона-воина.

Контекст

Французская армия должна была взять Арколе, чтобы выйти в тылы к австрийцам. В первый день атаки мост никак не поддавался. И тогда Наполеон, понимавший, что атаку надо провести быстро, взял знамя и лично возглавил ее. Увы, это не возымело нужного эффекта. Солдаты, которые уже было поднялись, чтобы идти за главнокомандующим, увидели, что передовой отряд с Наполеоном обстрелян австрийцами. Бонапарт чуть не погиб — от пули его закрыл своим телом адъютант Мюирон, погибший на месте. Ряды смешались и отступили. Наполеон был сброшен с моста и чуть не попал в плен. Атака провалилась. Через два дня, когда Арколе все же был взят, его пришлось оставить. К тому времени австрийская армия изменила свои позиции, и первоначальный план о выходе к ее тылам потерял всякий смысл. Наполеон оставляет Арколе.

Судьба художника

Антуан-Жан Гро родился в Париже в семье художников. С 6 лет он начал учиться рисовать. А уже в 14 лет отправился к ведущему французскому художнику того времени Жак-Луи Давиду в ученики. Когда через несколько лет отец Гро скончался, юноша, которому едва минуло 20 лет, оказался предоставлен сам себе.

Первые попытки найти заказчиков во Франции были не очень успешны. Тогда Гро решил отправиться в Италию учиться. Там он познакомился не только с работами старых мастеров, но также встретился с Жозефиной Богарне. Ей понравился и молодой человек, и его рисунки. Поэтому когда юноша попросил о встрече с Наполеоном, Жозефина организовала все в лучшем виде.

Знакомство с Бонапартом перевернуло жизнь Гро. Мало того, что художник, получив разрешение писать портрет Наполеона, последовал за ним на поле боя (в чине лейтенанта). Гро был первым, кто вообще стал прославлять полководца в живописи. С его портрета началась «наполениада».

После нескольких лет службы при Наполеоне в качестве официального портретиста художник вернулся в 1799 году в Париж, где начал брать заказы военных и аристократии. На салоне 1808 года Наполеон лично наградил Гро Орденом Почетного легиона.

В годы реставрации Бурбонов живописец получил титул барона, возглавил мастерскую изгнанного Жак-Луи Давида и хотел уже было занять место гения и в искусстве. Он старался писать масштабные полотна, однако получалось это не особенно удачно. Сцены массовых побоищ, где перемешаны люди и кони, были похожи скорее на взятие снежного городка, нежели на эпичные битвы. Еще недавно хваливший художника Жак-Луи Давид теперь не сдерживал сарказма и немилосердно критиковал Гро. Последний, довольно меланхоличный от природы, не вынес и утопился на середине седьмого десятка.

Любовь императора. Главные женщины Наполеона Бонапарта

Французский император Наполеон Бонапарт пользовался большим успехом у женщин, однако своей популярностью не злоупотреблял. По количеству дам, с которыми он имел амурные связи, Наполеон не чемпион даже среди европейских монархов. А если говорить о женщинах, с которыми у императора сложилось то, что можно назвать серьёзными отношениями, счёт пойдёт и вовсе на единицы.

Мы расскажем о четырёх главных «дамах сердца» Наполеона Бонапарта.

Дезире Клари: от брошенной невесты до шведской королевы

Дезире Клари родилась 8 ноября 1777 года в Марселе в семье богатого торговца шёлком. Как и многие девочки её происхождения, она училась в школе при женском монастыре. Когда в 1789 году началась революция, родители забрали её домой.

Юная девушка стала убеждённой республиканкой, но брат её у революционного правительства вызвал подозрения и был арестован.

Пытаясь помочь брату, она познакомилась с начинающим политиком Жозефом Бонапартом. Связи Жозефа помогли освободить брата, и девушка представила его семье.

Жозеф влюбился в сестру Дезире, Жюли, и вскоре женился на ней. Он познакомил родственницу с братом: молодым генералом революционной армии Наполеоном Бонапартом.

Это был пылкий роман двух темпераментных людей, и вскоре Дезире стала официальной невестой генерала Бонапарта.

Дезире уехала с сестрой в Италию, где Жозеф Бонапарт выполнял дипломатические поручения.

А в 1798 году, вернувшись во Францию, Дезире познакомилась с Жаном-Батистом Жюлем Бернадотом, будущим маршалом, за которого и вышла замуж.

В 1810 году Наполеон сделал маршала Бернадота наследным принцем Швеции, а в 1818 году — уже после падения Наполеона — бывший маршал стал шведским королём.

Дезире не верила в прочность короны на голове мужа и до 1823 года жила во Франции. Но затем, убедившись, что трон супруга прочен, бывшая республиканка переехала в Швецию.

21 августа 1829 года состоялась её официальная коронация в Стокгольме как королевы Швеции под именем Дезидерия. Она прожила в Швеции долгую жизнь, умерла в возрасте 83 лет и была похоронена в церкви Шевалье рядом с мужем, королём Швеции Карлом XIV Юханом: так звучало официальное имя бывшего французского маршала.

Единственный сын Дезире, Оскар, стал королём Швеции Оскаром I. Династия Бернадотов является правящей в Швеции по сей день.

Жозефина Богарне: шальная императрица

Жозефина стала главной женщиной в жизни Наполеона. Предание гласит, что её имя было последним словом, слетевшим с губ умирающего императора.

Мари Роз Жозефа Таше де ла Пажери, которая сегодня известна всему миру просто как Жозефина, родилась на острове Мартиника в Карибском море в семье французского плантатора Жозефа-Гаспара Таше де ла Пажери.

В 16 лет Жозефину выдали замуж за виконта Александра де Богарне. Большой любви между супругами не было: виконт де Богарне пользовался успехом у женщин и не принимал всерьёз обязательства супружеской верности.

Читайте также  Воздвижение креста, питер пауль рубенс - описание картины

В 1785 году супруги де-факто расстались. От брака Жозефине остались двое детей, влиятельная фамилия мужа и неплохой финансовый капитал, который, впрочем, женщина достаточно быстро истратила.

В 1794 году революционное правительство отправило Александра де Богарне на гильотину. Сама Жозефина оказалась в тюрьме, и ей грозила та же участь.

Новый любовник снял для Жозефины особняк и оплачивал все её расходы. Вскоре она стала одной из самых влиятельных дам Парижа, законодательницей мод.

В 1795 году 32-летняя Жозефина знакомится с 26-летним генералом Наполеоном Бонапартом. Он был сражён очарованием Жозефины и страстно влюбился в неё. Жозефине новый кавалер показался милым и забавным, однако, в отличие от её прежних состоятельных любовников, он не имел возможности удовлетворить её финансовые запросы.

Наполеон предложил официальный брак и усыновление детей Жозефины. В итоге она согласилась. 9 марта 1796 года брак между Жозефиной и Наполеоном был заключён.

Жозефина использовала чувства пылкого мужа, для того чтобы за его спиной заниматься финансовыми махинациями. Верность она ему тоже не хранила, и однажды Наполеон, вернувшись из похода, свалил вещи супруги в угол, дав понять, что их отношения закончены.

Жозефина сумела вымолить прощение, и в 1804 году супруг возложил на её голову корону императрицы.

Брак рухнул не из-за измен: женское здоровье Жозефины не позволяло подарить Наполеону наследника. Прождав несколько лет, в 1809 году император объявил жене о разводе.

Он оставил за Жозефиной титул императрицы, Елисейский дворец, Наваррский замок и замок Мальмезон. Она не знала нужды в финансовых средствах, жила пышно, окружённая своим прежним двором. Пережив нервное потрясение из-за расставания с Наполеоном, она затем приняла свою участь со смирением.

16 апреля 1814 года Наполеон написал последнее письмо Жозефине: «Падение моё бездонно. Прощайте, моя дорогая Жозефина. Смиритесь, как смирился я. Никогда не забывайте того, кто не забывал Вас. Никогда Вас не забуду». 20 апреля он отправился в ссылку на остров Эльба.

Вступившие во Францию победители отнеслись к Жозефине с уважением и почтением. Её навестил русский император Александр I, которого она молила об одном: позволить ей отправиться в ссылку вместе с Наполеоном. Александр счёл это желание очень достойным, но всё же отказал Жозефине.

В конце мая 1814 года императрица слегла из-за сильной простуды.

Уроженка Мартиники удостоилась императорских похорон. Попрощаться с ней 2 июня 1814 года собрались около 20 тысяч человек. На церемонии присутствовал представитель русского императора, представитель короля Пруссии, многочисленные французские принцы, маршалы и генералы.

Дети Жозефины, усыновлённые Наполеоном, как и другие его родственники, стали членами правящих монархических домов. Внук Жозефины, сын её дочери, Гортензии, стал императором Франции под именем Наполеона III. Внучка Жозефины, дочь ее сына, Евгения, которую, как и бабушку, звали Жозефиной, стала супругой короля Швеции Оскара I, сына брошенной Наполеоном Дезире Клари. Таким причудливым образом судьба связала двух любимых женщин Наполеона.

Мария-Луиза Австрийская: брак по расчёту

Нуждавшийся в наследнике император Наполеон смог добиться согласия на брак с Марией-Луизой Австрийской, дочерью австрийского императора Франца I.

Это был типичный «брак по расчёту». Отец невесты ненавидел Наполеона, но вынужден был усмирить гордыню перед лицом его армии. Самой же Марии-Луизе льстило то, что она стала женой самого могущественного человека Европы.

20 марта 1811 года она родила сына, которого, как и отца, назвали Наполеоном. Сразу после рождения он был провозглашён королём Римским и наследником империи.

В 1814 году, когда проигравший войну Наполеон отрёкся от престола, Мария-Луиза не только с лёгкостью отказалась от мужа, но и фактически перестала уделять внимание сыну.

Старший Наполеон дважды отрекался в пользу сына, но победители отказались признать младшего Наполеона властителем Франции.

Сын Наполеона воспитывался при дворе деда, австрийского императора Франца. С детства его приучили к немецкому имени Франц, а не Наполеон. Дед присвоил ему титул «герцог Рейхштадтский».

Молодой человек знал, кто его отец, мечтал о военных подвигах, но политики Европы зорко следили за каждым его шагом, опасаясь, что бонапартисты попытаются возвести его на престол.

Что касается его матери, то Мария –Луиза завела себе фаворита, австрийского генерала графа Адам Альберт фон Нейпперга, с которым после смерти законного мужа вступила в морганатический брак.

В её управлении находились Парма, Пьяченца и Гвасталла, отданные ей с титулом императорского величества по договору в Фонтенбло. Он жила в Парме, где строила больницы, школы, мосты, оставшись в памяти местных жителей лучшей правительницей за всю историю.

Похоронив в 1829 году второго мужа, графа Нейпперга, в 1834 году Мария-Луиза вступила в ещё один морганатический брак, на этот раз с графом Карлом-Рене де Бомбелем. Она умерла в Парме 17 декабря 1847 года в возрасте 57 лет.

Мария Валевская: любовь во имя Польши

Мария Лончинская, дочь гостыньского старосты Матвея Лончинского, родилась 7 декабря 1786 года в польской Кернозе.

В 1804 году она вышла замуж за шляхтича Анастазия Валевского, которому в 1805 году родила сына Антония.

Когда в 1806 году завоевания Наполеона дошли до польских земель, местная элита загорелась надеждой на восстановление независимой Польши. Для укрепления связей с императором было решено покорить его сердце при помощи умной польской красавицы. Выбор пал на 20-летнюю Марию Валевскую.

Сам же Наполеон утверждал, что впервые увидел Марию на балу у Талейрана в Варшаве 17 января 1807 года.

Как бы то ни было, расчёт шляхты оказался верным: перед польской красоткой император не устоял и вступил с ней в отношения.

«Мария, сладчайшая Мария, моя первая мысль принадлежит тебе, моё первое желание — снова увидеть тебя. Ты снова придёшь, не правда ли? Ты обещала мне это. Если нет, — то за тобой прилетит сам Орёл… Соблаговоли принять этот букет, пусть это будет сокровенным знаком нашей любви среди человеческой сутолоки и залогом тайных наших сношений… Люби меня, моя очаровательная Мария, и пусть рука твоя никогда не отрывается от этого букета», — писал Наполеон своей новой пассии.

Мария следовала за ним, провела вместе с Наполеоном несколько месяцев в замке Финкенштейн. Вскоре она забеременела.

Родившийся 4 мая 1810 года мальчик, названный Александром, не мог стать наследником Наполеона, но отец постарался позаботиться о его судьбе. По декрету от 5 мая 1812 года тот стал владельцем майората в Неаполитанском королевстве и получил титул графа Империи.

Отношения Марии и Наполеона закончились после его брака с Марией-Луизой Австрийской. Разведясь с мужем, Мария Валевская вышла замуж за французского генерала Филиппа-Антуана д’Орнано, приходившегося Наполеону дальним родственником.

Известно, что Мария Валевская с сыном тайно навещали Наполеона на острове Эльба.

9 июня 1817 года Мария, ставшая графиней Орнано, родила мужу сына, которого назвали Рудольфом Огюстом. После родов её состояние здоровья значительно ухудшилось, и 11 декабря 1817 года, едва перешагнув рубеж 30-летия, Мария умерла.

Сын Марии и Наполеона, граф Александр Флориан Жозеф Колонна-Валевский, участвовал в Польском восстании 1830-1831 годов, затем сделал дипломатическую карьеру во Франции, в течение пяти лет занимая пост министра иностранных дел. Позднее внебранчый сын Наполеона стал министром изящных искусств Франции.

Не только «Война и мир». Наполеон и русские писатели

15 августа Франция и вся Европа отмечает 250-летие человека, во многом сформировавшего ее современный облик. Vive L’Empereur!

Текст: Фёдор Косичкин
Фото: фрагмент картины Поля Делароша «Портрет Наполеона I Бонапарта»/ru.wikipedia.org

Наполеон на перевале Сен-Бернар. Давид (1803)/ru.wikipedia.org

Первая психиатрическая лечебница появилась в Лондоне в 1547 году, это была больница святой Марии Вифлеемской , откуда и пошло слово «Бедлам» (искаженное «Бетлхем», то есть «Вифлеем»). Так вот: с того самого момента бедламы всей Европы триста лет полнились Юлиями Цезарями, Карлами Великими и другими персонажами всемирной истории. Но после 1821 года, года смерти Наполеона , все они дружно стали Наполеонами, а само выражение «Я — Наполеон !» стало символом человека, повредившегося рассудком.

Что, впрочем, и неудивительно: фантастическая, головокружительная судьба скромного островного дворянина (скорее даже итальянца, чем француза), захолустного поручика-артиллериста, показавшего, кáк ухватывать фортуну за вихор и становиться императором, не выдавая себя ни за незаконнорожденного отпрыска, ни за чудом спасшегося императора предыдущего, вскружила и куда более крепкие головы — задав на многие десятилетия вперед матрицу «бонапартизма», выродившуюся, увы, к нашим дням к совсем уж смехотворным «маленьким наполеонам».

Что, разумеется, нашло свое отражение в литературе. Научная литература о Наполеоне безбрежна. Но и художественная очень велика. Приводя пять разных книг разных русских авторов, мы просто намекаем на то, какими могут быть подходы к теме — и воздаем должное великому человеку. Чья звезда, заметим мимоходом, поклонилась к закату именно после неудачного русского похода.

Читайте также  Слоны, сальвадор дали, 1948 - описание картины

1. Н. В. Гоголь . «Мертвые души» (1842)

Начинать «русскую наполеониану» с «Мертвых душ» Гоголя кажется абсурдистской шуткой в духе «Носа». Отчего тогда не с «Онегина», в котором сказано: «мы все глядим в Наполеоны; двуногих тварей миллионы для нас орудие одно…»? Но тем не менее

Наполеон в 1806 году. Детайль (XIX век)

именно гениальный Гоголь первым подметил превращение конкретного исторического лица в персонажа совершенно мифического.

Наполеоном может стать кто угодно — так почему бы ему самому не стать Чичиковым ?

«Но все очень усумнились, чтобы Чичиков был капитан Копейкин, и нашли, что почтмейстер хватил уже слишком далеко. Впрочем, они, с своей стороны, тоже не ударили лицом в грязь и, наведенные остроумной догадкой почтмейстера, забрели едва ли не далее. Из числа многих, в своем роде, сметливых предположений наконец одно было, странно даже и сказать, что не есть ли Чичиков переодетый Наполеон , что англичанин издавна завидует, что, дескать, Россия так велика и обширна, что даже несколько раз выходили и карикатуры, где русский изображен разговаривающим с англичанином. Англичанин стоит и сзади держит на веревке собаку, и под собакой разумеется Наполеон . «Смотри, мол», говорит, «если что не так, так я на тебя сейчас выпущу эту собаку!» И вот теперь они, может быть, и выпустили его с острова Елены, и вот он теперь и пробирается в Россию будто бы Чичиков , а в самом деле вовсе не Чичиков . Итак, ничего нет удивительного, что чиновники невольно задумались на этом пункте; скоро, однако же, спохватились, заметив, что воображение их уже чересчур рысисто и что всё это не то».

2. Л. Н. Толстой. «Война и мир» (1867—1869)

Странно представить, что Гоголь, сочиняя пассаж о Чичикове-Наполеоне , не читал «Войну и мир»: настолько прочно

Московский пожар. Адам (1841)/ru.wikipedia.org

это грандиозное произведение вытеснило в нашем сознании исторические факты.

Между тем роман Толстого — естественно, не историческое исследование и его Наполеон — литературный персонаж. Выписанный пристрастным автором резко сатирически, чтобы резче очертить своих главных героев — Пьера и князь-Андрея, прошедших искушение «наполеономанией».

«На Березине опять замешались, многие потонули, многие сдались, но те, которые перебрались через реку, побежали дальше. Главный начальник их надел шубу и, сев в сани, поскакал один, оставив своих товарищей. Кто мог — уехал тоже, кто не мог — сдался или умер. Горы книг написаны историками об этой кампании, и везде описаны распоряжения Наполеона и глубокомысленные его планы — маневры, руководившие войском, и гениальные распоряжения его маршалов.

Отступление Наполеона из Москвы . Нортен (1851)/ru.wikipedia.org

И, наконец, последний отъезд великого императора от геройской армии представляется нам историками как что-то великое и гениальное.

Даже этот последний поступок бегства, на языке человеческом называемый последней степенью подлости, которой учится стыдиться каждый ребенок, и этот поступок на языке историков получает оправдание.
Тогда, когда уже невозможно дальше растянуть столь эластичные нити исторических рассуждений, когда действие уже явно противно тому, что все человечество называет добром и даже справедливостью, является у историков спасительное понятие о величии».

3. М. А. Алданов . «Святая Елена, маленький остров» (1921)

Исторический романист, наследник традиций классической литературы XIX века, Марк Алданов написал целую тетралогию, посвященную событиям Французской революции наполеоновской эпохи. И только последнее произведение — маленькая повесть, являющаяся как бы эпилогом к трем большим романам (хотя и написана раньше их, ровно к столетию смерти Наполеона ), посвящена непосредственно бывшему императору, доживающему свои дни в Индийском океане.

Наполеон на острове Св. Елены. Зандманн (XIX век)/ru.wikipedia.org

Для писателя ХХ века, уже купившего билет из России в один конец, судьба Наполеона — уже не образец величия, а символ тщеты мира и наших устремлений.

«Дни Наполеона приближались к концу.
Шел пятый год его пребывания на острове Святой Елены. События этого периода жизни развенчанного императора были немногочисленны и с внешней стороны ничтожны.

Первое время Наполеон допускал мысль о своем возвращении на престол. Холодный расчет показывал ему совершенную несбыточность этой мечты. Но вся жизнь императора была сказкой, и в ней остров Святой Елены , подобно острову Эльбы, мог быть лишь короткой, не последней главой. Так же внимательно, как прежде, Наполеон следил за политическими событиями в Европе. Без него все шло плохо и скучно, — это очень его утешало.

Наполеон диктует мемуары Лас Казу. Орчардсон (XIX век)/ru.wikipedia.org

Однако и новые книги, и газеты, приходившие на остров, и рассказы приезжавших людей, которых расспрашивали его приближенные, — все свидетельствовало о том, что в мире тихо: люди устали от войн и революций, а с усталыми людьми Наполеону нечего было делать. И самое бегство, если б оно оказалось возможным, не вернуло бы ему власти в бесконечно утомленном, им утомленном, мире.
Кроме того, в ссылке устал он сам. Мир утомился от его дел, а он утомился от того, что больше не было дела.
К этому потом присоединилась болезнь, — медленная, упорная и мучительная. Когда в первый раз он почувствовал жгучий укол в правом боку, точно туда, скользя, вошла на два дюйма узенькая, тонкая, разогретая бритва, он сразу понял, что это смерть, что его сказочной жизни пришел конец, — конец не сказочный, а обычный, такой, как у всех, совсем такой конец, как у его отца, который умер, тридцати пяти лет от роду, тоже от бритвы в правом боку. Он никому ничего не сказал».

4. Е. В. Тарле . «Наполеон» (1936)

Наполеон на императорском троне. Энгр (1806)/ru.wikipedia.org

Блестящее сочинение блестящего историка, написанное изначально для серии ЖЗЛ, несет на себе родовые (или скорее маскировочные) пятна своего времени — но также отмечено несомненным литературным талантом. И на долгие годы стало образчиком «марксистского подхода к исторической науке». Хотя сам Евгений Викторович предпочитал не очень углубляться в эту скользкую тему.

«Мировое побоище 1914—1918 гг. само по себе оживило и заострило интерес к человеку, считающемуся, по единодушным признаниям специалистов, величайшим военным гением мировой истории. Бездарные французские Нивелли, немецкие Мольтке-племянники и Фалькенгайны, русские Ренненкампфы и Янушкевичи, английские Френчи и Хэги, беспредельное изобилие которых заставляло видеть гениальных стратегов даже в таких ограниченных фигурах, как Людендорф, или Фош, или Алексеев, — все эти беспомощные руководители миллионных армий самим фактом своего существования доказали неопровержимо, что наличность войны и возможность распоряжаться громадными армиями сами по себе так же мало способны породить гениального полководца, как, например, целые каменоломни самого лучшего каррарского мрамора не в состоянии сами по себе породить Фидия или Микеланджело. После мировой войны этот факт был признан совершенно бесспорным, и это тоже, вполне естественно, сильно оживило интерес к немногим великим мастерам военного дела — Ганнибалу, Цезарю, Суворову и, конечно, прежде всего к «первому из первых» в этом деле, к Наполеону ».

5. Б. Ш. Окуджава . «Свидание с Бонапартом» (1983)

Если для тихого русского эмигранта Алданова судьба Наполеона — повод задуматься о тщете амбиций, то еще через полвека для тихого советского фрондера Окуджавы наполеоновское нашествие 1812 года — повод поразмышлять на излюбленную тему:

После отречения во дворце Фонтенбло. Деларош, (1845)/ru.wikipedia.org

как вести себя отдельному мыслящему индивидууму перед лицом неумолимого исторического процесса.

Сам Наполеон в поместье отставного генерала Опочнина, готовящего для него парадный обед, так и не появляется; да это уже и не нужно.

«Или вот заехал ко мне толстяк Лобанов. Я его спросил, как он думает о Наполеоне , считает ли он его военным гением.
— Он враг, ваш Наполеошка, — сказал Лобанов раздраженно, — вот и все.
— А ведь придет время, — сказал я ему назло, — и очень может быть, что ему памятник поставят…
— Вы, — крикнул он, — занимаетесь пустыми рассуждениями, когда враг у ворот!
— Да господь с вами, какие там ворота? Где вы видите ворота? Вон уж и Витебск пал… Вы что, мои ворота имеете в виду?
Я понимаю, что обидел толстяка. А ведь он, Титус, отставной майор, недавний лейб-гренадер и с меня ростом. А я его обидел. И черт с ним. Мне претит холодный патриотизм, похожий на нарисованный факел. Эти будут рубиться до последнего вздоха, но колеса не изобретут».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: