Портрет надежды михайловны сапожниковой, николай фешин — описание - JEKATERINBURG.RU

Портрет надежды михайловны сапожниковой, николай фешин — описание

Николай Иванович Фешин — Надежда Михайловна Сапожникова. Ученица, друг, модель.

Надежда Михайловна Сапожникова родилась в Казани 26 марта 1877 года (по старому стилю). Ее отец, Михаил Федорович Сапожников, обладавший выдающимся умом и очень сильным характером, происходил из города Гороховца Владимирской губернии. В Казани у него был мануфактурный магазин. В семье было одиннадцать детей, но мать Надежды Михайловны — Серафима Ивановна, воспитывала их сама, без гувернантки. Старшие дети помогали матери воспитывать младших, и Серафима Ивановна находила время посещать публичные лекции в университете.

Несмотря на то, что семья была хорошо обеспечена, родители сумели воспитать в детях скромность, трудолюбие, умение все делать самим. Надежда Ивановна была седьмым ребенком в семье, с детства отличалась очень жизнерадостным и живым характером и была любимицей отца. Она его совсем не боялась, в отличие от ее братьев и сестер, и бойко разговаривала с ним за столом во время обеда, умела настоять на своем. Здоровье у нее было хорошее, болела она редко, но если уж заболевала, то кричала: «Умираю, умираю!», и становилась очень капризной.

Хотя красотой Надежда Михайловна не отличалась, у нее было открытое и приветливое выражение лица, что всегда располагало к ней людей.

В 1888 году Надежда Михайловна поступила в Мариинскую гимназию, училась она всегда хорошо, в гимназии у нее проявились большие способности к рисованию. Учитель гимназии ставил пятерки ее сестрам, которые не отличались большими способностями к рисованию, говоря: «Уж очень хорошо ваша сестра рисует».

В 1895 году Надежда Михайловна окончила гимназию и, пройдя педагогический курс, получила звание домашней учительницы. Некоторое время Надежда Михайловна занималась резьбой по дереву и рисованием по фарфору, изучением иностранных языков. Одновременно Надежда Михайловна преподавала в воскресной школе Адмиралтейской слободы.

В 1904 году Надежда Михайловна закончила курсы медсестер и занималась практикой в больнице. Однако, обладая от природы участливым и жалостливым сердцем, она так переживала за больных и столько проливала над ними слез, что вынуждена была оставить это занятие. Преподавательница рисования по фарфору, француженка мадам Пор, обратила внимание на способности Надежды Михайловны к рисованию и посоветовала ей заняться этим серьезно.

В 1904 году, когда ей было уже 27 лет, Надежда Михайловна поступает в Казанскую художественную школу. В школе она делала заметные успехи, но ее несомненный живописный талант и художественная одаренность ярко обнаружились с возвращением в 1908 году в Казань Николая Фешина.

Фешин, окончивший Казанскую художественную школу в 1901 году, учился тогда в качестве вольнослушателя в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств и за год до окончания ее был приглашен директором школы Г.А. Медведевым преподавать в Казани живопись и рисунок. Это был уже сложившийся мастер с огромным талантом и неповторимой индивидуальной техникой письма, с первых же дней появления в Художественной школе завоевавший непререкаемый авторитет. Его ученик Н.М. Никонов вспоминал, что «вся казанская школа в этот период была, в сущности, «фешинской», все ученики подражали ему».

Подражала фешинской манере письма и Сапожникова, и именно влияние Николая Ивановича, неповторимого портретиста, подвигло ее выбрать основным направлением своего творчества портретный жанр. Однако, в отличие от иных учеников, слепо подражавших манере письма Фешина, на что даже обратил внимание журнал «Аполлон», Сапожникова, впитав уроки своего учителя, не растворила в них свою индивидуальность. Не тот был у нее характер. Наоборот, в ее портретных работах, как вспоминал известный художник и педагог Константин Константинович Чеботарев, появились «чисто сапожниковские острота и верность характеристик», что и было замечено казанской прессой и публикой на периодической выставке Художественной школы в 1909 году.

Надежда Михайловна была общительна и приветлива, вскоре она подружилась и с Николаем Ивановичем Фешиным, преподававшим в художественной школе рисунок и живопись. Их простые дружеские отношения поддерживались до самого отъезда Н.И. Фешина в Америку в 1923 году.

В течение многолетней дружбы с Сапожниковой Николай Иванович написал несколько ее великолепных по мастерству портретов, первый из которых появился уже в 1908 году. Назывался он по-разному: «Портрет Н.М.С. в шали», чаще, особенно на международных выставках, — «Портрет М-lle Сапожниковой». Фешин дебютировал с ним и с «Портретом моего отца» в Америке, на международной выставке «Carnegie — Institute» в Питсбурге, где весьма успешно конкурировал с такими мастерами, как Шарль Коттэ, Клод Монэ, Писарро и Ренуар.

Американские газеты писали: «Портрет М-lle Сапожниковой» может быть назван наиболее оригинальной работой на выставке; этот очаровательный портрет, удивительно красочный и интересно разработанный. представляет собою одну из наиболее привлекательных работ, совершенно новую и индивидуальную по исполнению. «. Восторженную оценку работе Фешина дал нью-йоркский критик, подписавшийся инициалами С.В.: «. И все-таки один только русский художник Николай Фешин своим портретом мадемуазель Сапожниковой пожал лавры полного триумфа среди всех других портретов этого Салона, и редко американская публика имела случай видеть картину, представляющую столько индивидуальности и характера. «.

Конечно, в успехе картины Фешина была во многом «повинна» и сама модель. Один из портретов Надежды Михайловны, написанный в 1916 году, где она изображена в бальном платье с веером в руке на фоне золотистой стены, прекрасно передающий неординарный характер Сапожниковой, есть в коллекции фешинских работ Казанского Музея изобразительных искусств РТ.

В 1910 году Надежда Михайловна оканчивает Художественную школу и отправляется для завершения своего образования в Западную Европу. Поехала она туда вместе с Николаем Ивановичем: Берлин, Мюнхен, Верона, Венеция, Милан, Падуя, Флоренция, Рим, Неаполь, Вена. Позже Надежда Михайловна для «развития художественного вкуса» (по словам преподавателя Петербургской академии художеств) отправляется в Париж, где посещает свободную художественную мастерскую Ван Донгена.

Вернувшись в Казань в 1912 году, она построила себе во дворе дома своего отца небольшой флигель, весь второй этаж которого занимала мастерская. Фешин бывал в этой мастерской почти каждый день, где Сапожникова угощала его своим знаменитым кофе и пельменями, и, будучи человеком обеспеченным, поддерживала материально. Она заказывала ему собственные портреты и портреты своих родственников (просто денег он бы не принял).

Именно здесь были написаны многие значительные работы Фешина, в том числе и знаменитый «Портрет Вари Адоратской» (этот несомненный шедевр русской живописи можно было поставить в один ряд с романтическими полотнами Репина и Серова), племянницы Сапожниковой и дочери знаменитого революционера, именем которого названа одна из казанских улиц. Также из собрания музея — два этюда с Надежды Михайловны (1915), портрет Екатерины Матвеевны Конуриной (1916), портрет профессора Фофанова (1916?), портрет Надежды Михайловны в белом старинном платье (1916), портрет Надежды Михайловны во весь рост у клавесина (1916).

На этюдах и портретах Н.И. Фешин везде верно передал черты лица Надежды Михайловны. Хотя она и очень похожа, однако эти портреты не передают ее обаяния. В жизни она часто улыбалась, лицо ее всегда было оживленно, а когда она позировала, то сидела спокойно, задумавшись, что было ей не свойственно.

Начиная с 1909 года Сапожникова сама постоянно участвовала в казанских выставках, представляя свои портретные работы, реже этюды, и в городской периодике — в «Ведомостях», «Телеграфе» и иных изданиях картины ее не оставались без оценки, всегда положительной. Портреты знакомых ей людей носили точный реалистичный рисунок и не оставляли сомнений в талантливости их автора. Вместе с Фешиным ее работы экспонировались на I и II Государственных выставках в Казани; в 1919-1924 годах она преподавала рисунок на рабфаке Казанского университета, а после отъезда Фешина в 1923 году в Соединенные Штаты она приняла его мастерскую. В 1925 году Сапожникова оставила преподавательскую деятельность, а в 1932 году навсегда покинула Казань — без учителя и друга родной город становился все более и более пустым и холодным. Она жила в Москве, где преподавала рисунок, но после перенесенной болезни легких, ушла на пенсию и жила в Подмосковье. Во время войны она отказалась ехать в эвакуацию, так как твердо верила, что враг не дойдет до столицы. Она умерла в возрасте 67 лет. Один из ее соседей держал козу, и уезжая осенью в город, оставил ее Надежде Михайловне. Как-то коза убежала, и Надежда Михайловна, легко одетая, выбежала за ней, после чего простудилась и не перенесла болезни. (Материал составлен на основе воспоминаний В.В. Адоратской)

«Связь без любви – это грязь»: женщины, крестьяне и скотобойня на выставке казанца Фешина в Третьяковке

В конце прошлой недели в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в рамках сотрудничества знаменитого столичного музея с Республикой Татарстан открылась масштабная персональная выставка художника Николая Фешина. Большинство привыкло считать его исключительно мастером женского и детского портрета. Но ученик Ильи Репина был еще и блистательным живописцем, архитектором, скульптором и декоратором. Новая экспозиция включает в себя 59 экспонатов, среди которых 37 живописных, 17 графических и 5 скульптурных произведений. А два масштабных полотна — «Бойня» и «Обливание» — впервые экспонируются в Москве. С открытия выставки — корреспондент «БИЗНЕС Online».

В конце прошлой недели в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в рамках сотрудничества знаменитого столичного музея с Республикой Татарстан открылась масштабная персональная выставка художника Николая Фешина

Трегулова: «Настоящий Фешин — это тот, которого мы представляем сегодня»

Николай Фешин неизменно вызывает интерес у публики вне зависимости от географических точек, временных рамок и контекста. Это самый значимый художник Казани и один из наиболее выдающихся портретистов в истории русского изобразительного искусства. Но только сейчас, по случаю 140-летия художника и недавнего 100-летия ТАССР, Москва увидит первую масштабную выставку живописных полотен мастера. И, более того, лично убедится, что Фешин — гораздо больше, чем просто портретист.

Новая экспозиция почти целиком состоит из коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, за исключением нескольких небольших работ, которые хранятся в Третьяковской галерее. Всего на выставке 59 произведений, среди которых 37 живописных, 17 графических и пять скульптурных. Но кульминацией экспозиции и главной гордостью кураторов Надежды Мусянковой и Татьяны Зелюкиной стали два масштабных полотна «Обливание» и «Бойня», которые впервые удалось привезти в Москву.

Кульминацией экспозиции и главной гордостью кураторов Надежды Мусянковой и Татьяны Зелюкиной стали два масштабных полотна «Обливание» и «Бойня», которые впервые удалось привезти в Москву

«Настоящий Фешин — это тот, которого мы представляем сегодня, — с гордостью отметила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова во время официальной части. — Это уникальная выставка, потому что на ней полотна из самого большого собрания работ Фешина, которое хранится в музее изобразительных искусств Республики Татарстан. Это собрание, ознакомившись с которым, можно понять масштаб дарования, живописную природу и глубину мышления данного художника».

Читайте также  Нападают врасплох, василий васильевич верещагин - описание картины

Трегулова выразила благодарность президенту республики Рустаму Минниханову, а также министру культуры РТ Ираде Аюповой и директору ГМИИ РТ Розалии Нургалеевой. «Третьяковская галерея подписала договор о долгосрочном сотрудничестве с Республикой Татарстан. В соответствии с ним уже состоялось две выставки из собрания Третьяковской галереи в РТ. Экспозиция „Русское искусство на рубеже веков“ собрала рекордную аудиторию среди столичных музеев в регионах, а именно 75 тысяч человек. Мы же принимаем уже третью выставку из собрания Государственного музея изобразительных искусств Татарстана», — добавила Трегулова.

«Обливание» же может показаться странной картиной для людей, не привыкших воспринимать Фешина жанровым художником. Данная работа поражает своими гротескными образами

Мало кто знает, что Фешин был не только искусным портретистом, но и скульптором

Фешина планировали привезти еще в прошлом году, но по понятным эпидемиологическим причинам планы пришлось заморозить. Зато теперь на целых три месяца в основном здании Третьяковки впервые экспонируется такое количество работ художника.

Выставка открыта на втором этаже галереи. Большое светлое пространство разбавляют специально возведенные синие стены, на которых располагаются картины. Композиционно экспозиция делится на три зоны. В первой находится семейная история Фешина: портреты дочери, жены, отца и свой собственный. Вторая — самая масштабная — в полной мере отображает русский период творчества художника на разные темы и в различных жанрах. И третья, будто дополняя основной массив, вскользь намекает о не до конца раскрытых в этой экспозиции умениях и навыках Фешина, например, о мастерстве карандашных набросков, эскизов театральных обложек и пригласительных.

Путь по творчеству художника кураторы предложили начать с семьи. Сразу у входа гостей встречает сам главный герой. Задорными, полными сил и любви к жизни глазами он смотрит на посетителей выставки с автопортрета 1910 года. Рядом с ним висит еще один портрет, на этот раз единственной дочери художника Ии. Портрет выглядит схематичным, быстрым и оттого очень живым, будто художнику лишь на мгновение удалось схватить и зафиксировать на холсте энергию юркого ребенка. Фешин часто рисовал дочь. А рядом уже взрослый портрет Ии, отлитый из бронзы по деревянной заготовке. Ия Николаевна сама отдала скульптуру в дар казанскому музею.

Мало кто знает, что Фешин был не только искусным портретистом, но и скульптором. А этому умению он обязан отцу. Иван Алексеевич Фешин владел позолотно-столярно-резной мастерской в Казани, оформлял интерьеры церквей, изготовлял алтари и иконостасы. Маленький Коля буквально с детства дышал столярным клеем и впитывал отцовское ремесло. Он считал отца своим первым учителем в искусстве и неоднократно изображал его. Здесь же мы видим величественный, почти парадный портрет отца. Он стоит в полный рост, слегка опираясь на стоящий рядом стул. «Обратите внимание на то, как написаны руки, — настаивает сокуратор выставки Зелюкина. — Мастерство художника можно оценить именно по тому, как он пишет руки».

Пройдя через арку, гости попадают в основной зал, где их ждет знаменитый фешинский «Портрет Вари Адоратской». Многие сравнивают его с картиной «Девочка с персиками» Валентина Серова

Пройдя через арку, гости попадают в основной зал, где их ждет знаменитый фешинский «Портрет Вари Адоратской». «Многие сравнивают его с картиной „Девочка с персиками“ Валентина Серова. И это, конечно, очень оправдано. Работа над этим портретом шла очень интенсивно, в течение двух месяцев. Сама Варя позже вспоминала, что художник просил ее менять позы. Сначала хотел писать ее в плетеном кресле, а потом посадил на стол. Она вспоминала, как ей неудобно было долго сидеть в таком положении. Ноги затекали, спина болела. Но девочка в свои 9 лет понимала, что помогает художнику создать произведение искусства. И эта картина стала подлинным шедевром детского портрета», — рассказала Мусянкова.

В центре зала сразу за портретом Вари висит изображение ее знаменитой тети Надежды Михайловны Сапожниковой. Именно она заказала Фешину портрет племянницы. И сама не раз была моделью для своего знаменитого друга. В Третьяковке представлено сразу четыре портрета Сапожниковой разных периодов и масштабов. Искусствоведы утверждают, что она была не только покровительницей Фешина, его ученицей, но и самым преданным другом. Причем никакой любовной связи вопреки уверенности некоторых журналистов между ними не было.

«Если и была любовь, то только высокодуховная. Это люди, которые жили совершенно в других параметрах, чем мы. Фешин вышел из простой семьи, а жена его, напротив, являлась наполовину дворянкой. Но, когда я читала его письма после развода, убедилась, что у нее не имелось такого благородства, как у него. Он писал: „Связь без любви — это грязь“. Поэтому отношения Фешина и Сапожниковой только высокодуховные», — обозначила Галина Тулузакова, искусствовед и специалист по творчеству Фешина, которая специально приехала на открытие в Москву.

«Бойня» задумывалась еще в 1904 году во время поездки с экспедицией инженера-геолога Н. Ижицкого в район южного Енисея. Именно там художник увидел, как забивают скот

«Мы считали принципиальным моментом привезти в Москву «Бойню» и «Обливание»

Однако смысловым ядром выставки, ее кульминацией и главной гордостью кураторов являются два полотна художника — «Бойня» и «Обливание». Они располагаются в самом конце зала, но благодаря своим гигантским размерам (каждая занимает 3 м в длину и 2,5 м в высоту) просматриваются еще со входа.

«Мы считали принципиальным моментом привезти в Москву „Бойню“ и „Обливание“. Они хранятся в Государственном музее Республики Татарстан и очень редко покидают стены музея. Нам говорили, что у данных полотен очень плохая сохранность. У Фешина достаточно пастозная техника. И перемещение таких произведений, тем более масштабных, требует большой аккуратности и ответственности. В этом нам помогли современные технологии. Они позволяют перевозить произведения искусства без существенного ущерба», — рассказала Мусянкова.

Художник хотел сделать их частью цикла о крестьянской жизни. Например, «Бойня» задумывалась еще в 1904 году во время поездки с экспедицией инженера-геолога Н. Ижицкого в район южного Енисея. Именно там Фешин увидел, как забивают скот. Эта кровавая резня так запала в душу художника, что он долго не мог выбросить сюжет из головы. Сейчас искусствоведы находят в картине символ «Кровавого воскресенья» и революции 1905-го. Однако казанский искусствовед Тулузакова уверена — это тоже миф.

«Я читала биографию Фешина, написанную его дочерью, — вспоминает она. — Замысел зародился в 1904-м. Его поразила сцена убийства скота. Как мгновенно глаза животного превращались в изумрудный камень. Это очень тонкий момент перехода от жизни к смерти показался Фешину необычайно красивым в живописном плане, но он никак не мог найти мотивацию и оправдание этого сюжета. А потом решил связать его с жестоким обращением с животными и вегетарианством».

Кстати, на картине можно найти как самого художника, так и его отца. Николай стоит на заднем плане с ножом, а Иван Алексеевич — на переднем у головы быка.

«Обливание» же может показаться странной картиной для людей, не привыкших воспринимать Фешина жанровым художником. Данная картина поражает своими гротескными образами. С первого взгляда кажется, что картина не доделана: лица изображены схематично или вовсе не написаны. Но именно эта анатомическая штриховка усиливает ощущение момента. Того самого обливания.

С картины будто льется шквал эмоций. Можно часами разглядывать персонажей полотна — их там больше десятка. Или наслаждаться энергетическими ритмами от статичного изображения. Фешин передал мгновение, когда вода касается персонажей произведения. Но изображение стало не просто фотографической картинкой момента, а четким эмоциональным пузырем, в который падает зритель, стоя перед полотном, которое обволакивает, будоражит и холодит одновременно.

«„Обливание“, безусловно, занимает особое место в творчестве художника. В американском периоде своей жизни он больше не создал подобных полотен. И, думается, очень тосковал по такой работе», — сказала Мусякова. В заключение беседы куратор отметила, что они хотели привезти еще больше произведений из Казани. «Там их больше 180. Мне даже ставили в упрек, что на буклете мы указали это число. Но, надеюсь, в будущем нам удастся сделать самую большую и полную выставку Николая Фешина», — заключила куратор.

Отзыв: Выставка «Николай Фешин. Из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан» (Россия, Москва) — Художник двух континентов.

В Третьяковской галерее открылась новая выставка, посвященная творчеству художника и скульптора — Николая Ивановича Фешина, представителя импрессионизма и модерна. Картины прибыли в Москву из Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, именно там хранится большинство картин художника.

Николай Фешин закончил художественное училище в Санкт-Петербурге, учился в мастерской Ильи Репина, после учебы вернулся в свой родной город Казань, несколько лет преподавал в художественной школе до своей эмиграции в США, где прожил до самой смерти.

Выставка проходит в Инженерном корпусе рядом с главным зданием Третьяковской галереи. Время работы: вторник, среда и воскресенье с 10.00 до 18.00 часов, четверг, пятница и суббота с 10.00 до 21.00 часа, понедельник — выходной день.

Вход платный, билеты можно купить на официальном сайте по сеансам (каждые 30 минут), либо прямо в кассе музея. Цена билета для взрослого человека — 500 рублей, льготный билет (пенсионеры и студенты) — 300 рублей, школьники с 7 до 17 лет — 250 рублей, дети до 6 лет проходят бесплатно, а также есть категории граждан, кто может побывать на выставке бесплатно, лучше всего уточнить в кассе музея. Фотографировать разрешается, только без вспышки.

Выставка открылась 22 мая и продлится до 22 августа.

Выставка проходит на втором этаже. Я была в большом предвкушении.

И какое же было мое разочарование, когда выяснилось, что выставка занимает всего один зал. Об этом нигде ни слова не сказано, но я вам сообщаю — за 500 рублей вы получаете только один небольшой зал с таким же небольшим количеством работ, все же странные у людей понятия о масштабности.

В феврале я побывала в Новой Третьяковке на выставке «Роберт Фальк» — вот где действительно масштабность зашкаливает, несколько залов с огромным количеством работ! Или же еще одна масштабная и прекрасная выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», о которой я также подробно рассказывала.

Ну что же, давайте посмотрим те работы, какие представлены на данной выставке. Начнем с автопортрета (начало 1910-х годов), написанный в мастерской при Казанской художественной школе, где Фешин преподавал.

Читайте также  Стог сена в живерни, клод моне, 1886 - описание картины

«Портрет жены» — Александра Николаевна Фешина была дочерью директора Казанской художественной школы.

«Портрет дочери» — Ия Николаевна Фешина.

«Портрет Павла Бенькова» — художник и педагог.

Николай Фешин и Павел Беньков были ведущими педагогами в художественной школе в Казани, дружили и общались, однако, это нисколько не мешало ученикам разделиться на две группы «фешинцев» и «беньковцев». Далее их пути разошлись, Фешин уехал в США, Беньков — в Узбекистан. А пару лет назад в Музее русского импрессионизма проходила выставка «Место под солнцем. Беньков и Фешин», как раз посвященная работам данных художников.

Портрет Григория Медведева — художника и педагога в Казанской художественной школе.

Портрет Григория Слобожанинова — художника и друга Фешина, вместе учились в художественном училище.

На выставке можно увидеть несколько зимних пейзажей (1910-1917 гг.).

«Зимний пейзаж с санями».

На этом пейзажи заканчиваются и вновь начинаются портреты.

Надежда Михайловна Сапожникова — художница, училась в Казанской художественной школе у Николая Фешина.

Надежда Сапожникова также училась в Париже, после чего вернулась в Казань, где основала собственную студию и школу прикладного искусства.

Одна из самых лучших работ Николая Фешина — «Портрет Вари Адоратской», племянницы Надежды Сапожниковой.

«Портрет Тамары Поповой» — закончила живописное отделение Казанской художественной школы, после учебы преподавала в городах Грозный и Владикавказ.

«Портрет Маруси Бурлюк» — супруги художника-футуриста Давида Бурлюк. Данный портрет был написан в Нью-Йорке в 1923 году. После эмиграции в Штаты, именно Бурлюк помогал своему другу Фешину, они вместе учились в художественной школе в Казани. Но все же Николай Фешин довольно быстро обустроился, преподавал, получил признание американского художественного сообщества и принимал участие в выставках вместе с такими художниками: Давид Бурлюк, Василий Кандинский, Борис Анисфельд и другие.

На выставке еще представлены несколько работ в стиле ню, но не стала фотографировать, смысла нет размещать, все равно здесь подобные фотографии подлежат удалению))

Зато покажу картину просто огромного размера — «Обливание» (1911-1916 г.). Что здесь видим? Деревенский пейзаж с избами, колодцем, крестьянами, а занимались тем, что обливали водой всех тех, кто проходил мимо. Такой вот деревенский обычай во время летней жары, считалось, что подобными действиями можно предотвратить засуху))

Этюды для картины «Обливание»: «Дрожащая девочка», «Баба в красном платке» и «Баба с коромыслом».

И еще одна огромная картина «Бойня» (1910-1911 гг.). Честно говоря, приятного мало, когда видишь мертвые туши и лужи крови.

Эскизы к разным работам.

Портрет Николая Николаевича Бельковича — заведующий Казанской художественной школы, его дочь Александра была супругой Николая Фешина.

Николай Фешин — «Автопортрет» (1921 год).

Николай Фешин был не только художником, но и скульптором, особенно активно занимался керамикой и деревянной скульптурой в Штатах. На выставке представлено несколько работ, я сфотографировала только две: «Большая Ия» и «Большой Иван».

Еще можно посмотреть небольшой фильм о Фешине и его творчестве. Единственное, могу еще показать летопись жизни и творчества художника.

. где рассказывается весь его путь от рождения в 1881 году и до смерти в 1955 году.

— Фешин в мастерской (1908г.);
— Фешин в мастерской (1910 г.);
— супруга художника — Александра Николаевна Фешина;
— Николай Фешин (1920-ые гг.);
— Казанская художественная школа.

— семейство Фешиных, сам Николай стоит рядом со своей матерью Прасковьей Викторовной, перед ним сидит отец — Иван Александрович Фешин и младший брат;
— в мастерской;
— зимой в имении Надеждино (1910 год);
— Фешин со своей дочерью Ией (1930-ые годы).

Собственно, на этом выставка закончилась. Сказать, что я была расстроена — ничего не сказать, работы неплохие, но мне не все понравилось, а уж количество картин вызывает недоумение, мягко говоря. Я даже спросила у сотрудницы, мол, неужели это вся выставка? Да, один зал и есть выставка.

Мне предложили подняться на 3-й этаж и посмотреть еще одну выставку, которая проходит в Инженерном корпусе — «Татьяна Маврина. Ода к радости».

Татьяна Маврина была ученицей Роберта Фалька и прожила долгую жизнь (1900–1996 гг.). Я планировала сделать фотографии и рассказать об этой выставке, но когда увидела какие картины рисовала художница, отказалась от данной затеи. Ничего личного, но работы, похожие на детские рисунки, мне не нравятся и рассказывать об этом ради трех копеек не собираюсь. Кому интересно — велкам на выставку, благо будет открыта до 15 августа.

На первом этаже находится небольшой сувенирный магазинчик, где можно приобрести книги, журналы, открытки, магниты и различные сувениры.

Еще раз напомню, что в Новой Третьяковке проходит прекрасная выставка — «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», которую я очень советую посетить, будет работать до 8 августа. А данная выставка, посвященная Николаю Фешину стала для меня разочарованием во всех смыслах. Весной этого года я побывала на многих выставках, но с таким чувством уходила впервые.

Конечно, рекомендовать буду, но посещать или нет — ваше личное дело, я не являюсь почитателем таланта Николая Фешина и считаю, что данная выставка не стоит тех денег, какие просят за один зал, уж лучше побывать в Казани в национальной художественной галерее «Хазинэ», где творчеству Фешина посвящены несколько залов и цена билета в два раза ниже, куда входит посещение всей галереи.

Выставка проходит в Инженерном корпусе и будет открыта до 22 августа, так что еще достаточно времени для посещения.

Картина на миллион. Загадки самого «дорогого» художника русского модерна

Почему не ослабевает интерес к полотнам Фешина, и как он стал американским живописцем, «АиФ Казань» рассказала казанский искусствовед Галина Тулузакова.

Чудесное исцеление

В четыре года маленький Коля заболел менингитом. Он провёл в коме две недели и выздоровел после того, как прикоснулся к иконе Тихвинской Богоматери, принесённой домой к больному из церкви. Возможно, это и предопределило его дальнейшую судьбу. Болезненность и замкнутость, а также разрешение не изучать общеобразовательные предметы привели к тому, что искусство стало любимым занятием ребёнка.

Ранний интерес к искусству (Коля рисовал с 6 лет) был связан и с тем, что отец Фешина владел мастерской, где резали и золотили иконостасы для церквей.

У Фешина был меценат?

Фешин закончил художественную школу с правом поступления в Императорскую Академию художеств. На экзаменах в Петербурге показал второй результат. Его главным учителем в Академии был Илья Репин.

Еще не окончив Академию, в 1908 году, Николай Фешин получил предложение преподавать в Казанской художественной школе, где ему выделили мастерскую, чтобы он мог работать над дипломной, конкурсной картиной. Он принял предложение, предполагая, что после написания диплома уедет жить в Петербург, но впоследствии передумал и вернулся в Казань. До женитьбы Фешин не только работал, но и жил в мастерской школы. Одной из особенных учениц Фешина была Надежда Сапожникова, происходившая из известной казанской купеческой семьи. Очень образованная, талантливая девушка. Брат Надежды Сапожниковой, владевший мануфактурным магазином (сейчас Главпочтамт) пристроил к своему торговому дому мастерскую для сестры (Телеграфный переулок (ул. Рахматуллина).

Фешин часто работал в мастерской Надежды Михайловны и не раз писал ее портреты. Интересное, нестандартное лицо и сама неординарная личность Надежды Сапожниковой, привлекли внимание художника, он попросил ее позировать для портрета. Фешин послал портрет на выставку в Питсбург (США), где он имел ошеломительный успех. Пресса назвала эту работу одной из лучших, хотя в выставке участвовали и несколько известных французских импрессионистов. Работа сразу была куплена. Сейчас этот портрет 1908 года находится в коллекции Художественного музея Сан Диего (штат Калифорния).

Живя в Казани, Фешин отсылал работы на выставки не только в Петербург и Москву, но и в Мюнхен, Амстердам, Рим, Венецию. Особенно его полюбили в США, где художник ежегодно участвовал в выставках Института Карнеги в Питсбурге (штат Пенсильвания). Это принесло ему не только признание, но и значительную финансовую поддержку. Работы с выставок моментально приобретались.

С началом Первой мировой войны все связи с заграницей прекратились. И именно с 1914 года Надежда Михайловна стала заказывать Фешину работы для себя. В их числе и портрет своей племянницы Вари Адоратской, который Фешин писал в мастерской Сапожниковой. Надежда Михайловна заказала и свой портрет. Видимо, очень хотелось повторить тот, первый, необыкновенный по живописи, портрет. Повторить спустя восемь лет было невозможно, да и Фешин с его творческим темпераментом никогда бы такой задачи и не поставил. Художник написал два великолепных этюда и два большеформатных портрета-картины Надежды Михайловны Сапожниковой, других, но не менее выдающихся. Ныне они гордость ГМИИ РТ.

Почему уехал в США?

В начале 1950-х годов, в далекой от Казани Калифорнии, Николай Иванович по просьбе дочери написал свои воспоминания о жизни в России. Из них понятно и его отношение к революции. «Люди, вдохновленные идеалами, взялись перестраивать страну, торопясь разрушить старое, не имея ни физических сил, ни необходимых знаний для изменений старого ради незнаемого нового. Вместо того, чтобы выполнять непосредственные обязанности, люди проводили время на бесконечных митингах. Последовательно и быстро вся нормальная организация жизни сошла на нет…». В 1921-1922 годах в Поволжье разразилась катастрофа – голод, невероятный по масштабу и жестоким последствиям.

Еще с начала Первой мировой войны Фешин для семьи – жены Александры и дочери Ии, приобрел дачу в модном тогда месте, в Васильево. После революции жизнь в городе потеряла всякий смысл, и семья Фешиных жила в Васильево, где Александра Фешина неплохо наладила хозяйство, и они ни в чем особо не нуждались. Но когда в Казань для помощи голодающим приехали американцы АРА (Американская администрация помощи), появилась возможность через них связаться с американскими коллекционерами и возникла мысль об эмиграции.

Как писал Фешин в своей автобиографии, главное, что толкало его к принятию такого непростого решения, была невозможность нормальной работы. «Я чувствовал, как день ото дня я бесполезно терял мою творческую энергию, поскольку искусство использовалось лишь в целях пропаганды, — вспоминал он. — Всё делалось в спешке, и добросовестное выполнение работы было невозможным. Все заказы исполнялись такими плохими материалами, что, конечно, живопись быстро портилась. Работа потеряла всякий здравый смысл, и многие впадали в невыносимую меланхолию. Так, в ответе мистеру Стиммелу, я сообщил о моем желании уехать в Америку и просил его о помощи в получении необходимых бумаг на въезд в США».

Он всегда считал, что его лучшие творческие годы были связаны с Казанью. И потому, что в Казани прошло его детство, и потому, что любовь к отцу он пронес сквозь всю жизнь — даже в Америке по памяти рисовал его портреты, и потому, что он был молод и полон сил, и потому, что в Казанской художественной школе была уникальная атмосфера. И педагоги, и ученики жили только искусством, что давало мощный заряд для творчества, и потому, что в Казани были созданы многие его лучшие произведения. Николай Иванович завещал похоронить себя на родине. Его дочь Ия выполнила его волю – в 1976 году захоронила прах отца в Казани.

Читайте также  Картина «север», архип иванович куинджи — описание

«Люди не должны покидать своей страны, — писал художник. — Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растёт вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве».

Чем вызван интерес к Фешину?

Произведения Фешина приобретают коллекционеры в РФ, в США, Китае. Он художник двух континентов, его искусство в равной степени принадлежит и России, и США. Художник обладал уникальной техникой рисунка и живописи, в которой парадоксально сочетались точность построений (анатомических, перспективных, композиционных) с эмоциональной спонтанностью живописного письма или линий угольного рисунка.

«Красочное тесто», из которого он проявляет свои образы, наделяется самостоятельным движением, но растёт, живёт, пульсирует. Картина воспринимается как единый организм, все части которого озникают одномоментно.

Всего в Государственном музее изобразительных искусств РТ хранится 189 работ, из них 100 экспозиционных. Так что с полным основанием можно говорить, что в Казани хранится не только самая значительная, но и значимая коллекция работ художника в мире.

Казанская музейная коллекция Фешина началась с приобретения музеем трёх работ — по инициативе первого биографа художника Петра Дульского. Какие-то вещи Фешин оставил при отъезде на хранение Центральному музею ТАССР (сейчас Нацмузей). В семейном архиве была найдена расписка, что было оставлено пять скульптурных работ, но сейчас в музее находится только одна из них — «Салаватулла».

В 1940-50-е годы исчез портрет жены 1914 года и пять шкатулок с миниатюрами из музейного собрания – в то время, когда музей ИЗО еще не был самостоятельным. «Портрет Вари Адоратской» и ещё восемь полотен Фешина, ранее бывшие в собрании Н.М. Сапожниковой, попали в музей после смерти Варвары Владимировны Адоратской.

Многие работы (этюды) попадали в музей от учеников художника, но и музейные работники целенаправленно собирали полотна. Большая заслуга в этом Галины Могильниковой.

Коронный цвет Фешина — серый?

Очень распространено мнение, что Фешин любил серый цвет. Действительно, портрет Вари Адоратской – это исключительно тонкая разработка разных оттенков серого, где он играет и тонами, и фактурами.

Но есть не менее интересные работы, решенные в охристо-коричневых тонах, «Lady in Pink» (портрет Натальи Подбельской) – это целая симфония розового, а в картине «Александра на Волге» превалирует голубой, все зависит от поставленной задачи. Другое дело, как истинный художник модерна, он предпочитал чуть сдерживать яркость, достигая эффекта тонкой благородной сдержанности цвета.

За границей

Один из шедевров, который Фешин создал в США, — это его дом в Таосе (штат Нью-Мексико). Из Нью-Йорка в Таос художнику пришлось переехать в 1927 году из-за открывшегося туберкулеза.

Двухэтажный дом, который художник построил для своей семьи в Таосе, странным образом соединяет приемы традиционных для Нью-Мексико построек «адобе», строительным материалом для которых были глина и солома, с русским модерном. Главное украшение дома — это деревянная резьба в русском стиле, которая покрывает архитектурные элементы, мебель, утварь, вплоть до хлебницы, созданные самим Фешиным. В доме 50 дверей, при этом декор ни одной из них не повторяется.

Ия Фешина добилась, чтобы дом её отца в Таосе, внесли в Национальный Реестр Исторических Мест (The National Register of Historic Places ). Сейчас он принадлежит частному Музею Искусств Таоса (Taos Art Museum at Fechin House) и работает как музей. В нём экспонируются работы художников, когда-то входивших в Общество художников Таоса (1910-1930-е годы), которые там воспринимаются всё-таки как инородные.

Самые дорогие работы Фешина

«Маленький ковбой» — 11,2 млн долларов (Christie’s, Лондон, 2010 г.)

«Портрет мадемуазель Подбельской» — 3,3 млн долларов (Christie’s, Лондон, 2012 г.).

«Черемисская свадьба» — 3,3 млн. долларов (Sotheby’s, Нью-Йорк, 2011 г.)

Перипетии судьбы художника Николая Фешина – гения портретного жанра, которого спасла от смерти чудотворная икона

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Его работы поражают оригинальностью, мастерством исполнения, живостью красок и удивительной энергетикой. Николай Фешин во многом парадоксален, но индивидуален и неповторим. Его живописный язык объединил в себе разнообразные стилевые направления. В его творениях можно увидеть и основы академизма, и традиции реализма передвижников, и импрессионизм, и экспрессионизм, трансформированные под впечатлением от натуры в целостную систему — стиль модернизма, являющийся переходным стилем переходного времени в искусстве живописи.

В 1881 году в семье резчика иконостасов Ивана Фешина был рожден будущий художник. Отец владел собственной мастерской, которая в те годы удостаивалась серебряных наград «за высокое качество работ и разнообразие рисунков».

В 4-х летнем возрасте на долю мальчика выпало первое испытание: он заболел менингитом, и болезнь готова была оборвать его жизнь. Две недели врачи боролись за жизнь малыша, но в конце отступились, а отчаявшиеся родители попросили из Благовещенского собора чудотворную Тихвинскую икону Богоматери. И как только святой образ коснулся ребенка, мальчик пошевелился и с этого момента началось выздоровление.

После болезни Коля стал замкнутым, его уже не интересовали игры со сверстниками. Теперь он больше стал с интересом наблюдать за тем, что происходит в мастерской отца. А позже и сам стал участвовать в росписи и резьбе иконостасов. Уже первые шаги в творчестве 6-летнего мальчика были замечены в его альбоме, где рисовал вычурные орнаменты. А в 9 лет Николай стал работать в мастерской отца, принимая участие в выполнении заказов.

Рисование стало для Коли страстью и смыслом жизни. Еще мальчишкой он бродил по окрестностям и любил зарисовывать понравившиеся пейзажи. А особенно ему нравились лошади.

Отец Николая, обладая большим талантом резчика, но не имея предприимчивости, быстро разорился. И за долги он вынужден был отдать всю свою собственность, в том числе и мастерскую. И ему пришлось ездить по деревням на заработки, а семья, оставаясь в городе, испытывала большую нужду. Мать, не выдержавшая тяжкой доли, оставляет мужа и сына, которого взяла на попечение родная тетка.

Но как бы там ни было Николай получил начальное образование в публичной школе. И в 13-летнем возрасте мальчик заработал первые десять рублей за чертеж иконостаса. На них то и был сшит его школьный костюм. В этот же год подросток по настоянию отца поступает в, только что открывшуюся в Казани, художественную школу.

В 14-летнем возрасте Николай Фешин остался без отца и, живя впроголодь и постоянно думая о хлебе насущном, он полностью посвящал себя живописи, которую часто отмечали похвалой преподаватели.Учебная работа «Беспризорник» практически полностью отразила его тогдашнюю жизнь.

Затем было Петербургское училище при Академии художеств, которое заложило фундамент под уникальное творчество молодого художника, потом и сама Академия, где был учеником Ильи Репина. А жизнь, как и прежде, постоянно заставляла думать о хлебе насущном, что сильно закалило характер художника.

Уже тогда, в Академии, у молодого художника зарождается фирменный почерк — стиль «non-finita», который путем постоянных экспериментов с грунтами и красками и с использованием мастихина наряду с кистями, привел к более фактурной и свободной манере письма.

«Фешинская» индивидуальность заключалась в его уникальной манере, где использовался усложненный необычной цветовой гаммой выполненный мастихином полуабстрактный фон и лица героев, прописанные с фотографической точностью.

За программное полотно «Дама в лиловом», написанное в «фешинской» манере живописец получил малую золотую медаль на международной выставке в Мюнхене. А Илья Репин называл его «наиболее талантливым в числе современных живописцев».

Николай Фешин, окончив академию с отличием, получил возможность за казенный счет посетить в 1910 году множество городов Европы, являвшихся центрами искуства и культуры. А после чего вернулся в Казань и стал преподавателем той художественной школы, выходцем которой был тринадцать лет тому назад.

В основе преподавательской деятельности Николай Иванович использовал репинскую систему: «Фешин никогда не теоретизировал, объяснял всё очень кратко, а если ученик не понимал, то брал уголь, карандаш или кисть и сам всё показывал. Он никогда не правил студенческих работ, уважая всякую индивидуальность» ,- из воспоминаний Г. А. Мелентьева.

Сам же, помимо преподавательской деятельности, Фешин плодотворно работал над многочисленными портретами, которые писал со знакомых, учащихся школы, а женившись из жены и дочери.

Семейный альбом в красках семьи Фешина

Женой Николая стала 21-летняя Александра Николаевна Белькович (1892—1983), его ученица и дочь первого директора художественной школы. Фешину было в то время 32 года. А через год, в 1914 у них родилась единственная дочь — Ия.

Революция 1917 года внесла коррективы в жизнь и творчество художника, которому начали заказывать портреты политических вождей. При этом они ему не очень удавались и мастер начал испытывать душевный и творческий кризис. «Я чувствовал, как день ото дня я бесполезно терял мою творческую энергию, поскольку искусство использовалось только в целях пропаганды» ,- писал в те годы Николай Иванович. Мысль об эмиграции не покидает Фешина и в 1923 году, использовав все свои связи, вместе с семьей он выехал в США, где в 1931 году получил гражданство.

И первой натурщицей, позировавшей Фешину для портрета, стала чернокожая женщина. Впоследствии афроамериканцы и индейцы, которых художник никогда раньше не видывал, необычайно вдохновляли его.

О дальнейшей жизни в эмиграции и творческой судьбе гениального мастера портрета и уникальной техники письма — Николая Фешина, надолго забытого на его исторической родине, можно будет прочесть во второй части.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: