Портрет мальчика, пинтуриккио - JEKATERINBURG.RU

Портрет мальчика, пинтуриккио

Портрет мальчика

Описание картины «Портрет мальчика»

Итальянец Пинтуриккио известен в большей мере своей монументальной живописью, и «Портрет мальчика» – одна из немногих известных станковых работ художника. При этом «Портрет» – едва ли не самый выдающийся образец его наследия из тех, что сохранились до наших дней.

С картиной связан любопытный курьез. В популярном кинофильме «Достояние республики» (1971 год, режиссер Владимир Бычков, с Андреем Мироновым в главной роли) сюжет построен вокруг поисков уникальной коллекции живописи князя Тихвинского, бесследно исчезнувшей во время Гражданской войны в России. Помимо прочих ценностей, в ней находился некий портрет «Мальчика в голубом» кисти Пинтуриккио. Когда картина появляется в кадре, то можно увидеть «Портрет мальчика», но только камзол на нем в этот момент не терракотовых оттенков, как в оригинале, а отчего-то голубой.

К сожалению, сведений о том, почему авторы фильма решили перекрасить шедевр итальянца, не сохранилось. Возможно, таким образом они решили сделать посвящение всем знаменитым портретам юношей в голубом, коих в мировом фонде предостаточно. Это и «Голубой мальчик» Томаса Гейнсборо, и «Мальчик в голубом пиджаке» Модильяни (1, 2), «Мальчик с трубкой» Пикассо и прочие. И еще, конечно, дело в том, что мальчика в терракотовом зрители могли видеть целым и невредимым, в Дрезденской галерее, а вот «Мальчика в голубом» Пинтуриккио не видел никто и никогда — сопереживать его поискам куда легче.

Что касается настоящего, невымышленного «Мальчика» Пинтуриккио, он довольно обособленно стоит в ряду остальных работ художника. Помимо того, что это одна из его редких станковых работ, она обладает еще рядом значительных отличий. Во-первых, итальянец писал не так уж много портретов. Его основными темами были религиозная роспись (в его «портфолио» значится, помимо всего прочего, Сикстинская капелла в Ватикане). Много заказов получал он от именитых современников, для которых создавал эпические сюжеты по мотивам их биографии (самый именитый из них – папа Пий II, в миру Эней Пикколомини).

Кто именно изображен на полотне, и за что он был удостоен чести быть запечатленным кистью художника, не знавшего недостатка в хорошо оплачиваемой работе, история не знает. Но в портрет неизвестного Пинтуриккио, кажется, вложил весь свой талант. Редко на каких его других картинах увидишь такое внимание к личности и психоэмоциональному состоянию человека. В гораздо большей степени живописца занимали архитектурные элементы изображаемых им зданий, детали пышных одеяний его героев, орнаменты и узоры.

Во время написания портрета, в конце 15 века, представители умбрийской школы, к которой принадлежал Пинтуриккио, подхватывают у нидерландцев тенденцию вырывать моделей из закрытого интерьерного контекста и помещать их на открытый пейзажный фон. Причем они не стремились правдиво передать ландшафт, но писали его с тем расчетом, чтобы пейзаж композиционно согласовывался с фигурой человека, создавая декорации, оттеняющие и уравновешивающие типичный для того периода натурализм в изображении личностных черт.

В сравнении с традиционным для Пинтуриккио композиционным построением здесь мы наблюдаем почти аскетичный минимализм в том, как выписаны одежда мальчика и фоновый пейзаж за ним. Пинтуриккио не стал по своему обыкновению перегружать картину множеством подробностей и обилием мелких деталей, и благодаря этому еще четче проступает все многообразие оттенков эмоций, играющих на лице героя.

Вольно или нет, художник застал мальчика в примечательный период его жизни, когда тот совершает важный и неизбежный переход: от детства к отрочеству. Очертания его лица еще не утратили ребяческой припухлости, кожа совсем не успела огрубеть, даже нет и намека на первый юношеский пушок. То, что перед зрителем уже не ребенок, выдает лишь недетский, осмысленный взгляд. В нем и зарождающийся подростковый гонор с грядущим высокомерием, не признающим авторитетов из мира взрослых. И пробуждение осознания себя как личности, констатация вступления в полноправное существование, где должны считаться с его мнением, желаниями и волей.

Несколько наивная манера, в которой написано лицо мальчика, подчеркивает контраст между тем, как он развивается физически и морально: зритель видит, что тело не успевает за разумом, как часто бывает в этом возрасте. И герой портрета будто бы стремится нивелировать это разногласие, по-щегольски сдвинув шапочку набок и держа уверенную осанку. Может быть, поэтому так сосредоточен его взгляд и немного напряжена поза: он со всей серьезностью подошел к задаче позирования маэстро. Но благодаря этому весь «Портрет мальчика» совершенно лишен статики: он волнуется, он дышит, он живой.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Шить своими руками (778)
  • Мастерская (745)
  • Бижутерия (49)
  • Мозаика (12)
  • Рамы (3)
  • Здоровье и красота (576)
  • Изобразительное искусство (509)
  • Материалы для художников (400)
  • Уроки рисования (389)
  • Вкусные и полезные рецепты (322)
  • Саморазвитие (317)
  • Дизайн интерьеров и экстерьеров (290)
  • Духовная практика (240)
  • Разные виды росписи (210)
  • Полезности (191)
  • Учителю ИЗО (190)
  • Поделки из бумаги! (179)
  • Законы жизни (154)
  • Музыка (136)
  • Интересное вязание (116)
  • Самоорганизация (110)
  • Книги (106)
  • Минисад (100)
  • Путешествия по миру (95)
  • Батик (85)
  • Это интересно (84)
  • Китайская живопись (80)
  • Артфото (70)
  • Эзотерика (69)
  • Кино (59)
  • Цветоведение (57)
  • Просветление (56)
  • Улыбнись (49)
  • Орнаменты (49)
  • Декоративно-прикладное творчество (46)
  • Традиции славян (46)
  • Поэзия (42)
  • Молитва (31)
  • БОГ (18)
  • Архитектура (15)
  • ТВОРЧЕСТВО (14)
  • Ангелы (12)
  • Волгоград (12)
  • Открытки своими руками (9)
  • Ерундовница :) (5)
  • Размышления (3)

Новости

Видео

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

Портрет мальчика в красном

Бернардино Пинтуриккио


Пинтуриккьо (Pinturicchio, или Pintoricchio) (ок. 1454-1513), итальянский художник, представитель умбрийской школы. Он учился, вероятно, у Фьоренцо ди Лоренцо. Пинтуриккьо более всего известен как создатель фресок; он работал в Сиене, Перудже и Риме. Его фрески выполнены в яркой и нарядной колористической гамме. В Риме вместе с Перуджино он работал над украшением стен Сикстинской капеллы в Ватикане и испытал сильное влияние этого мастера.

Среди произведений Пинтурикьо — цикл фресок со сценами из жития св. Бернардина в капелле Буфалини церкви Санта Мария ин Арачели в Риме (ок. 1481-1482), фрески апартаментов Борджиа в Ватикане (1492-1494) и фрески капеллы Бальони в церкви Санта Мария Маджоре в Спелло (1500-1501). Наибольшую известность получили росписи библиотеки Пикколомини в сиенском соборе с изображениями событий из жизни папы Пия II (1503-1508). Умер Пинтуриккьо в Сиене 11 декабря 1513.

“ Портрет мальчика ” 1481-1483

Алексей Рыбников музыка фильма «Серафим, полубес и другие жители Земли»

«Annunciation» (detail) Автопортрет Пинтуриккио





Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, известный, прежде всего, своими замечательными фресками. Собственно, настоящее имя и фамилия Бернардино ди Бетто ди Бьяджо (Bernardino di Betto di Biagio). Получил свое прозвище Пинтуриккьо («маленький художник») за малый рост. Представитель умбрийской школы кватроченто. Испытал влияние Перуджино, которому в 1482 году помогал при создании фресок Сикстинской капеллы Ватикана. В дальнейшем работал в Перудже, Риме и Сиене. Росписи Пинтуриккьо, мастера умбрийской школы, отличаются тщательностью письма нарядностью колорита, богатством орнаментальных мотивов (фрески в апартаментах Борджа в Ватикане, 1493-1494, и в библиотеке Пикколомини в сиенском соборе, 1503-1508), его станковые произведения — жизнерадостностью и тонкой поэтичностью (“Портрет мальчика” 1481-83, Картинная галерея, Дрезден).

Читайте также  Портрет марии барончелли, ханс мемлинг

«The Mystical Marriage of St Catherine»

Уникальны монументально-декоративные работы Пинтуриккио. Живописец прошел в данном плане очень хорошую школу, поскольку в 1481-1482 участвовал под руководством Перуджино, вместе с Боттичелли и Синьорелли, в росписях ватиканской Сикстинской капеллы. Затем Пинтуриккьо, единственный из «сикстинской бригады», остался в Риме и расписал там капеллу Буфалини в церкви Санта-Мария-ин-Арачели (ок. 1481-1486), капеллу делла Ровере в церкви Санта-Мария-дель-Пополо (1488-1490) и апартаменты Борджиа в Ватикане (1492-1494). Именно тогда окончательно сформировался его яркий дар художника-декоратора, интересующегося не столько драматическими коллизиями сцены, сколько общей композиционной и цветовой ритмикой, связывающей фигуры, архитектуру и пейзаж в единое праздничное зрелище.

«The Virgin and Child with Two Angels» 1475-1480

«The Crucifixion with Sts Jerome and Christopher» ок. 1471 (59 x 40 cm) Galleria Borghese, Rome

В 1496 Пинтуриккьо вернулся в Перуджу. Позднее получил заказ на оформление библиотеки собора в Сиене, где хранились манускрипты из собрания знаменитого Энея Сильвия Пикколомини, ученейшего папы-гуманиста, носившего в годы своего понтификата (1458-1464) имя Пия II. Главное место среди этих шедевров Пинтуриккьо (исполненных в 1503-1508) занимают сцены из жизни Энея Сильвия, представленные на фоне городских и природных пейзажей, трактованных с невиданным пространственным размахом и тончайшей грацией. Художником Пинтуриккьо также были созданы эскизы мозаик для украшения пола Сиенского собора (1505). В сложной философской программе этих мозаик особо выделяется аллегория “История Фортуны” Пинтуриккьо и работа Джованни ди Стефано “Гермес Трисмегист”.

«Мадонна с младенцем»

«Мадонна с младенцем» 1475-1480 Panel (57,5 x 40 cm) National Gallery, London

«Virgin and Child» 1492-1494




«Возвращение Одиссея» 1509

Frescoes in the Piccolomini Library of the Duomo in Siena

«Aeneas Piccolomini Arrives to Ancona » 1502-1508

«Pope Aeneas Piccolomini Canonizes Catherine of Siena» 1502-1508

«Pope Aeneas Piccolomini Canonizes Catherine of Siena (detail)»

«Aeneas Piccolomini Crowned as Pope»

«Aeneas Piccolomini Introduces Eleonora of Portugal to Frederick III»

«Aeneas Piccolomini Introduces Eleonora of Portugal to Frederick III» (detail)

«Aeneas Piccolomini Leaves for the Council of Basle»

«Piccolomini Receives the Cardinal Hat»

Frescoes in the Borgia Appartments of the Palazzi Pontifici in Vatican

ТУТ ЗАБАВНО

Авторизация на сайте

Свежие записи

  • Онлайн-казино PointLoto — прогрессивный джекпот
  • Как сделать омолаживающий макияж
  • Обладательница джекпота в 26 млн долларов постирала свой выигрышный билет в прачечной
  • Мир через микроскоп: интересные макрофотографии (15 фото)
  • Из-за чего и как Гоголь, Булгаков и другие русские поэты и писатели уничтожали свои рукописи

О сайте «Тут забавно»

Свежие комментарии

  • Смешные и нелепые ценники в магазинах — ZENNCLUB к записи Смешные и нелепые ценники в магазинах
  • Кристофер Вальц сыграет Михаила Горбачева в новом мини-сериале (10 фото) — ZENNCLUB к записи Кристофер Вальц сыграет Михаила Горбачева в новом мини-сериале (10 фото)
  • Деревенский юмор. Сельские приколы. Подборка №zabavatut-derevnya-14230311112020 — ZENNCLUB к записи Деревенский юмор. Сельские приколы. Подборка №zabavatut-derevnya-14230311112020
  • Заслужила — ZENNCLUB к записи Заслужила
  • Неловкие моменты из жизни. Подборка №zabavatut-moment-34130415122020 — ZENNCLUB к записи Неловкие моменты из жизни. Подборка №zabavatut-moment-34130415122020

Метки

Что не так с фресками художника Пинтуриккио, и Почему его «Мальчика» переодели в советском кино

Не все однозначно с оценкой творчества признанных, казалось бы, мастеров Возрождения. Пинтуриккио пользовался огромным успехом у заказчиков и ценителей фресковой живописи, но «свои» его за великого художника не признавали. Да и среди потомков, что оценивают творчество этого итальянца, мнения расходятся, произведения Пинтуриккио, с одной стороны, критикуются как неглубокие, непродуманные и безвкусные, с другой – признаются полными неповторимого очарования.

Художник, который творил наравне с Рафаэлем

Про детство и юность Бернардино ди Бетто ди Бьяджо, прозванного впоследствии Пинтуриккио, почти ничего не известно. Он родился около 1454 года в Перудже, главном городе Умбрии – области в самом центре Апеннинского полуострова. Умбрийскую школу живописи до некоторых пор считали провинциальной, называя ее одним из ответвлений сиенской, но уже при жизни Пинтуриккио взгляды на нее изменились.
Откуда появилось прозвище Пинтуриккио – точно не известно, возможно, от pittore ricco, что значит «богатый художник», либо – «неумелый художник», либо – «маленький, невысокий».
И то, и другое, и третье соответствовало действительности – отличаясь от своих соотечественников и земляков манерой живописи и стремлением скорее угодить заказчику, чем создать гениальное произведение, Пинтуриккио пользовался славой выдающегося художника – как среди современников, так и позже.

Пьетро Перуджино. Автопортрет

Первым его учителем был умбрийский мастер Фьоренцо ди Лоренцо, позже он обучался у Пьетро Перуджино, одного из самых прославленных живописцев Италии. В 1481 – 1482 годах Пинтуриккио помогал учителю расписывать фрески Сикстинской капеллы в Ватикане — вместе с Рафаэлем, Боттичелли, Синьорелли. Влияние Перуджино прослеживалось в творчестве Пинтуриккио на протяжении всей его жизни.

«Вручение ключей Петру». Сикстинская капелла. Перуджино

Ученика заметили – семейство делла Ровере, к которому принадлежал и папа римский, пригласило Пинтуриккио украсить стены церкви Санта-Мария-дель-Пополо, чем художник и занимался до 1492 года. А позже пришел заказ на оформление покоев папы римского Александра VI, впоследствии носивших название «Апартаменты Борджиа», – пожалуй, самая известная из работ Пинтуриккио.

«Встреча Марии и Елизаветы». Фреска в Апартаментах Борджиа, Библиотека Ватикана

Во второй половине девяностых годов XV века Пинтуриккио вернулся в родную Перуджу. Слава востребованного столичного живописца сама находила ему новые заказы, многочисленные и весьма щедро оплачиваемые. Художник выезжал работать в другие города – Орвието, Сполето, Сиену.
В Сиене Пинтуриккио оформлял библиотеку, которую выстроил кардинал Франческо Тодескини-Пикколомини для книг своего умершего дяди, папы Пия II. Интерьеры библиотеки, которая является частью собора, и по сей день считаются одними из самых совершенных во всей Тоскане.
Художник окончательно осел в этом городе – там он женился и завел детей. Без заказов не обходилось – он, в числе прочего, разработал рисунок напольной мозаики Сиенского собора, расписывал резиденцию правителя Сиены Пандольфо Петруччи.

«Талантливый маляр»?

Удивительно, но всей своей востребованности у самых влиятельных аристократов Италии и глав католической церкви, Пинтуриккио приобрел славу не столько художника, сколько умелого декоратора. Во многом этому способствовали отзывы первого искусствоведа Джорджо Вазари, который, сам будучи художником, описывал манеру умбрийца как лишенную меры и вкуса в создании фресок. Пинтуриккио якобы слишком стремился угодить заказчикам, принося в жертву этому стремлению качество работы. Произведения отличались чрезмерной декоративностью, украшательством, при работе Пинтуриккио много, избыточно использовал орнаменты, лазурь, позолоту.

Фреска «Воскресение Христа»

Из-за этого интерьер производил впечатление «богатого», роскошного, выполненного с размахом. Но фигуры на фресках были бесплотны, чересчур безмятежны, сцены лишены какой-либо драматургии, а в целом творчество Пинтуриккио часто называли безвкусным, рассчитанным на не слишком утонченных натур. Разумеется, в своей работе художник прежде всего исходил из пожеланий заказчиков – а тем нравились роскошь и великолепие, которыми буквально дышали расписанные художником интерьеры.

Синяя краска в те времена была очень дорогой, поэтому роскошными цвета были не только с точки зрения художественного эффекта

Но даже критики его наследия признавали тот неповторимый эффект, которым славились произведения Пинтуриккио. Александр Бенуа, русский историк искусства, писал, что каждая фреска в отдельности представляет собой нечто «пустоватое, наивное и условное». При всем этом он соглашался, что интерьеры целиком производят чарующее впечатление, завораживают яркими красками, обилием золота и изощренными орнаментами. Эта неоднозначность оценки творчества Пинтуриккио дала ему еще одно прозвище – «талантливый маляр».

Читайте также  Описание картины "кувшинки", клод моне

Фреска Пинтуриккио в церкви Санта-Мария-ин-Арачели в Риме

Кстати, гротески – декоративные мотивы с причудливыми элементами и композицией – разрабатывались итальянцами на основе античных, римских росписей. Благодаря таким орнаментам тяжелые сводчатые помещения превращались в легкие ажурные павильоны.

«Портрет мальчика»

Но для людей, не слишком близко знакомых с фресковой живописью Пинтуриккио, одна его работа стала по-настоящему узнаваемой. Это «Портрет мальчика», написанный около 1500 года, одно из немногих произведений станковой живописи художника и один из немногих портретов, вышедших из-под его кисти.

Кто изображен на этом портрете – неизвестно. Нет сведений и о заказчике. На холсте зритель видит мальчика-подростка – уже не ребенка, но еще не взрослого.
Вопреки своему обыкновению, Пинтуриккио не стал перегружать картину деталями, не стремился сделать ее «по-богатому». Цвет камзола приглушен, отчего он воспринимается как плоское красное пятно, не уводя внимание от лица. Перспектива несколько нарушена, кажется, что пейзаж на заднем плане как будто «выталкивает», выдавливает человека из холста. Так фигура мальчика приобретает особенную осязаемость.
Лицо выписано очень тщательно, поза мальчика напряжена, но при этом он не кажется статичным – наоборот, живым, реальным, полным обаяния. В чертах мальчика очень гармонично сочетаются упрямство и неуверенность, самостоятельность и беспомощность, дерзость и смирение.

«Мальчик в голубом» — картина из кинофильма «Достояние республики»

«Портрет мальчика» любопытным образом оказался задействован в сюжете советского фильма «Достояние республики». Там это произведение работы Пинтуриккио, якобы похищенное злоумышленниками, носит название «Мальчик в голубом». И действительно, камзол на картине уже голубой, а не красный. Почему создатели фильма прибегли к такому приему – неизвестно. Возможно, ввести в сюжет картину в ее настоящем, оригинальном виде, показалось неуместным – ведь подлинник благополучно хранился в Дрезденской галерее.

Алессандро дель Пьеро. Можно отметить и некоторое внешнее сходство футболиста с художником

Интересно, что прозвище «Пинтуриккио» получил один их самых выдающихся итальянских футболистов – бывший игрок «Ювентуса» Алессандро дель Пьеро. Как считается, причина этого – в свободной манере игры, которая приносит впечатляющие результаты.

Благодаря Перуджино и Пинтуриккио умбрийская школа живописи вышла на новый уровень. Еще один земляк «талантливого маляра» был тому причиной — Рафаэль, которого не может не знать культурный человек.

Чем «Голубой мальчик» лучше других портретов Гейнсборо?

Традиционная рубрика «Шедевры от А до Я» продолжает рассказывать о самых знаменитых произведениях мирового искусства.

Ткань, сайт spoonflower.com

Гейнсборовский «Голубой мальчик», написанный в 1770 году, хранится в Библиотеке Хантингтона в Сан-Марино (США).

Там он является гвоздем небольшой, но блестящей коллекции английского парадного портрета 18 века. (Меня, кстати, поразило, сколько прекрасного этим американским частным коллекционерам удалось собрать).

Так почему именно он является гвоздем не только этого музея, но и всего наследия Гейнсборо?

Пункт №1.
Это действительно красивая и запоминающаяся картина.

Юное дитя с розовыми щечками, наряженное в переливающийся голубой атлас, да еще на фоне ласкающей взгляд природы с зелеными насаждениями — это все предметы, которые всегда будут выигрышно написаны на картине. Особенно, когда это сделано с таким мастерством: написать такую ткань реалистично очень сложно.

Впечатление усиливается тем, что картина в высоту 1,7 м, то есть возникает эффект присутствия настоящего человека.

Однако мастерски выписанных портретов у Гейнсборо много.

Пункт №2.
Для самого Гейнсборо это было программное произведение. И это осознавали его современники и те, кто позже писал историю искусства.

Многие удивляются, узнав, что на картине изображен не принц, и даже не аристократ, а сын торговца скобяными изделиями (это не доказано до конца, но достоверно, что сей Дж. Баттел, по крайней мере, был первым владельцем картины).

Ассоциация с принцами возникает не зря. Гейнсборо и другие портретисты его периода (Рейнольдс, Лоуренс) были золотым веком английской живописи. Фактически, это было первое поколение английских художников экспортного уровня. До этого, наоборот, в Британию все приезжали с континента — Гольбейн, ван Дейк.

Именно с Антонисом ван Дейком, портретистом английской королевской семьи, Гейнсборо и соревновался, создавая свой шедевр. Он соревновался с ним и учился у него.

Первой приметой этого является наряд Голубого мальчика. Вот так было принято одевать маленьких мальчиков в 1770-е — почти так же, как взрослых, в соответствии с модой того времени.

А Голубой мальчик, очевидно, по воле художника, наряжен совершенно в другую одежду. Ее можно назвать маскарадной или театральным костюмом. Но на самом деле она взята из тех портретов мальчиков, которые писал ван Дейк. А в его время, полутора веками ранее, в эпоху блестящих Стюартов, это просто была такая повседневная мода, ничего особенного.

А. ван Дейк. «Дети короля Карла I» (1637), в центре в красном будущий Карл II.

А. ван Дейк. «Портрет принцессы Марии Стюарт с женихом принцем Вильгельмом II Оранским» (1641). Т.н. «Красный принц». (Их сын станет английским королем Вильгельмом)

Возможно, именно эта малоизвестная картина подтолкнула фантазию Гейнсборо.

А. ван Дейк. Portrait of Charles, Lord Strange, later 8th Earl of Derby, at the age of 10, in a blue jacket with slashed sleeves. (С. 1638).
Продан на Sotheby’s в 2001 году за 600 тыс. (при эстимейте 50 тыс.). Происходит из коллекции Карнович-Палей

Именно как поклон и одновременно соревнование с этими тканями ван Дейка и выполнен наряд Голубого мальчика.

(На репродукциях видно плохо, на фото из музея в процессе реставрации — лучше).

Но вызов был и в другом. Незадолго до написания картины конкурент автора, другой великий портретист — Джошуа Рейнольдс, сказал, что мол, большие массы цвета можно делать только теплых оттенков. А холодные, вроде голубого, зеленого, надо использовать только для их поддержки, оттенения. Мол, если сделать наоборот, главный объект холодного цвета, а фон — теплым, то ничего хорошего из этого не выйдет.

Искусствоведы считают, что «Голубой мальчик», воплощающий как раз это «наоборот», был челленджем, доказательством конкуренту, что он не прав. Так оно или нет, но в 1770-м году, когда картина была выставлена, ее восприняли с восторгом. Если современники считывали этот челлендж, то восторг был еще более глубоким, наверно.

Гейнсборо улучшал картину: рентген показал, что изначально рядом была написана собака, но художник убрал ее по композиционным соображениям. Также рентген показал, что картина написана поверх портрета какого-то взрослого мужчины, т.е. у Гейнсборо не было чистого холста. Это, видимо, доказательство, что картина написана не на заказ (перед заказчиками надо форсить и натягивать чистый холст), а например, по бартеру, как он это делал часто с соседями, занимавшимися полезным бизнесом, например, врачом.

В последующий 19 век, хотя картина переходила из одной мелкой частной коллекции в другую (никаких знаменитых собраний, например, королевских), ее продолжали иногда выставлять. А также много репродуцировали, например, на открытках, тарелках, в фарфоре.

В 20-21 веках его тоже постоянно воспроизводят и цитируют.

Пункт №3.
Много прессы + чувство национальной гордости.

Но просто красоты для того, чтобы картина стала настолько хрестоматийным, тиражируемым шедевром, сохраняя свою славу и в эпоху постмодерна — недостаточно. Должен быть еще какой-то фактор. Г. Козлов в своей книге «Покушение на искусство» (рекомендую) по пунктам доказывает, что из всех женских портретов кисти Леонардо да Винчи именно «Мона Лиза» стала поп-иконой по той причине, что ее украли.
Ее украли, и в течение нескольких лет она появлялась на передовицах, намозолив, так сказать, глаза.
А уж то, что ее так счастливо нашли, добавило ей флёру.
Любит же народ, при этом (как показал наш недавний опрос) вообще не её.

Читайте также  Портрет людовика xiv, гиацинт (иасент) риго, 1701

Вот с «Голубым мальчиком» примерно то же самое, только в более легкой стадии.
Мало ли в Бразилии донов Педро? Мало ли в Англии хороших работ Гейнсборо?
Но с этой картиной случилось страшное.
Нет, ее не украли.

Хуже.
Ее продали американскому миллионеру!

Это случилось в 1921 году, эпоху Аббатства Даунтон, когда подобные события были еще в новинку и вопринимались особенно болезненно.
За картину была заплачена рекордная на тот момент сумма (более 700 тыс. долларов), и в прессе об этом писали, как в последние годы о «Спасителе мира» Леонардо, то есть до оскомины повторяясь.

Перед отъездом через океан «Голубого мальчика» выставили в Национальной галерее Лондона, и толпы лондонцев, накрученные газетами, ломились туда, как москвичи на Серова. чтобы попрощаться с шедевром (о котором большинство из них год назад, небось и в жизни не слыхали).

Когда картина уехала, Национальная галерея продолжала использовать этот эффект. Она быстро купила (за гораздо меньшие деньги) картину Антониса ван Дейка, повесила ее на то же место под лозунгом «стена, на которой раньше висел «Голубой мальчик». Потом они показали на этой стене под данным лозунгом уже другую картину. Народ продолжал валить, эффект продолжал действовать.

«Голубого мальчика» на родине продолжали выпускать в диком количестве открыток и репродукций в журнале, уже как ностальгическое воспоминание. Кроме того, в 1922 году была представлена постановка в театре-варьете, где певичка, одетая в наряд Голубого мальчика, выскакивала из рамы среди ковбоев и индейцев. Песню Blue Boy Blues написал сам Коул Портер.

Илл. из книги Class, Gender, and Sexuality in Thomas Gainsborough’s Blue Boy.

К этому времени британские аристократы напродавали в Штаты уже много ценнейших вещей (так сформировались коллекции Фрик и Изабеллы Стюарт Гаднер). Но считается, что потеря «Голубого мальчика» стала последней каплей. И спустя несколько лет правительство Британии стало закручивать гайки, настолько ограничив это дело налогами, запретами на вывоз и т.п., что таких крупных потерь страна с тех пор практически больше не несёт.

В Штатах же столь ценный трофей, как вы понимаете, был наоборот, встречен с энтузиазмом, и тоже активно тиражировался в прессе и сувенирах, только уже с гордостью.

galik_123

Наводы

Курс — на эстетику и позитив!


Апофеоз святого Бернардина, фреска Пинтуриккьо в Санта-Мария-ин-Арачели (1480-е годы)

Рассказ о базилике Санта-Мария-ин-Арачели в http://galik-123.livejournal.com/70203.html
В первой капелле справа от входа в базилику Санта-Мария-ин-Арачели находится шедевр Пинтуриккьо — цикл фресок «Житие святого Бернардина Сиенского», особо почитаемого за самоотверженный подвиг в борьбе с чумой. Фрески Пинтуриккио многофигурны, полны любопытных деталей, их интересно рассматривать как сцены, а вот сфотографировать довольно сложно, так как они находятся за ограждением. Но всё-таки.

1. Святой Бернардин родился в 1380 году в дворянской семье в небольшом городке Тосканы. Его отец был в то время губернатором этого городка. Оставшись сиротой в шесть лет, Бернардин воспитывался набожной тётей. Зкончив учёбу, он ушёл из дома и начал свое служение в больницах. В Сиене он работал в больнице Санта-Мария-делла-Скала. Когда в городе в 1400 году началась эпидемия чумы, он принял на себя руководство госпиталем, и в течение 4 месяцев с риском для жизни помогал больным.

2. Согласно преданию, во время одной из молитв ему явился образ страдающего на кресте Христа, после чего Бернардин раздал все свое имущество бедным и в возрасте 22 лет вступил в орден францисканцев, а через год принес монашеский обет в одном из монастырей Сиены. В 1416 году начал свои пешие странствия, проповедуя в каждом городе и каждой деревне на своем пути. Поговорить с ним приходили гигантские толпы народа. Его речи перед толпой могли продолжаться иной раз до четырёх часов.

3. В 1427 году Бернардин предстал в Риме перед судом, обвиняемый в ереси, однако сумел впечатлить папу Мартина V своей проповедью. Судебное преследование было прекращено. В том же самом году ему предложили сан епископа Сиенского, однако он отклонил предложение, ссылаясь на своё стремление продолжать подвижничество. В 1431 году он посетил с проповедью Тоскану, Ломбардию и Анкону, просле чего вернулся в Сиену, где помог предотвратить войну с Флоренцией. Также в 1431 году он отклонил предложение епископства Феррарского, и в 1435 году не принял сан епископа Урбино. После его смерти незамедлительно последовали сообщения о чудесах, и Бернардин был канонизирован в 1450 году, всего через 6 лет после своей кончины.

4. Эти фрески приписывают итальянскому живописцу Пинтуриккьо (1454-1513) — представителю умбрийской школы живописи эпохи Возрождения. Как считают, родился он в Перудже. Более всего известен как создатель фресок в Сиене, Перудже и Риме. В Риме вместе с Перуджино работал над украшением стен Сикстинской капеллы в Ватикане и испытал сильное влияние этого мастера, особенно заметное в изображении изящных фигур. Среди его произведений — цикл фресок со сценами из жития святого Бернардина в капелле Буфалини церкви Санта-Мария-ин-Арачели в Риме, фрески апартаментов Борджиа в Ватикане и фрески капеллы Бальони в церкви Санта-Мария-Маджоре в Спелло. Наибольшую известность получили росписи библиотеки Пикколомини в Сиенском соборе с изображениями событий из жизни папы Пия II. На его фресках часто появляются элементы растительного и архитектурного орнамента, характерен легкий радостный колорит, тщательное тонкое письмо, живое воображение.


Пинтуриккьо. Автопортрет (деталь фрески в Капелле Бальони в Спелло, 1501)

5. До нас дошло не так много станковых работ Пинтуриккио. Но всё же с его именем связывают один из самых поэтичных портретов XV века — «Портрет мальчика» (ок. 1490). Этот портрет был показан на выставке Дрезденской галереи в 1955 году в Москве.
Детские портреты были редким явлением в эпоху Возрождения. Лицо мальчика задумчиво, на зрителя устремлен пытливый взгляд. Весь облик модели одухотворен, а прекрасный пейзаж на заднем плане добавляет гармонии и настроения.


Пинтуриккьо. Портрет мальчика, Дрезденская картинная галерея, около 1500

6. Базилика Санта-Мария-ин-Арачели, капеллу которой украшают фрески Пинтуриккьо, находится на вершине Капитолийского холма между Сенаторским дворцом и мемориальным комплексом Витториано.

7. А капелла Буфалини с фресками Пинтуриккьо (1481-1486) — первая справа от входа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: