Портрет мадемуазель ривьер, жан огюст доминик энгр - JEKATERINBURG.RU

Портрет мадемуазель ривьер, жан огюст доминик энгр

Рейтинг топ блогов рунета

Yablor.ru — рейтинг блогов рунета, автоматически упорядоченных по количеству посетителей, ссылок и комментариев.

Фототоп — альтернативное представление топа постов, ранжированных по количеству изображений. Видеотоп содержит все видеоролики, найденные в актуальных на данных момент записях блогеров. Топ недели и топ месяца представляют собой рейтинг наиболее популярных постов блогосферы за указанный период.

В разделе рейтинг находится статистика по всем блогерам и сообществам, попадавшим в основной топ. Рейтинг блогеров считается исходя из количества постов, вышедших в топ, времени нахождения поста в топе и занимаемой им позиции.

Реклама

  • Разместить статью
  • Неделя
  • Месяц
  • Рейтинги
  • Архив
  • Фототоп
  • Видеотоп
  • Избранное
  • Выйти
  • Войти

Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867). Портреты

4153045 — 23.10.2016 Портрет мадам Девосе. 1807, Шантийи, музей Конде


Почти ко всем женским портретам Энгра могут быть отнесены слова Бодлера: «Есть одна вещь, которая, как нам кажется, особенно отмечает дарование Энгра,— это его любовь к женщине. Господин Энгр никогда не бывает так счастлив и во всеоружии своего мастерства, как тогда, когда его талант соблазнен прелестями молодой красавицы. Мускулы, складки кожи, тени от ямочек и углублений (волнистая линия), выпуклостей — он ничего не забывает».
Портреты строятся в замкнутом пространстве, композиция кресел, диванов, подушек, зеркал, обилие украшений — все это способствует созданию определенного типа Энгровской женщины, изнеженной, холеной, полной сознания своей рафинированной красоты.

1.Portrait of Madame de Senonnes. c. 1814-16. Oil on canvas. Musеe des Beaux-Arts, Nantes, France.
Портрет Мари Маркоз, более известный как Портрет Мадам де Сеннон. Картина хранится в Музее изящных искусств в Нанте и считается жемчужиной его коллекции. Одно из немногих произведений Энгра, заслужившее единодушный восторженный отклик критики.

2.Баронесса Бетти де Ротшильд

3.Портрет графини д’Оссонвиль 1845, Коллекция Фрика

4.Портрет мадам Девосе. 1807, Шантийи, музей Конде

5.Портрет княгини де Брольи 1853, Метрополитен-музей

6.Каролина Мюрат, королева Неаполя

7.Мадам Гонс

8.Мадам Жак-Луи Леблан

9.Портрет мадам Муатессье. 1856, Национальная галерея, Лондон

10.Портрет мадам Муатессье. 1851, Национальная картинная галерея, Вашингтон

11.Мадам Панкук

12.Дельфина Ромель-Энгр. 1859, частное собрание

Жан-Огюст-До­ми­ник Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres) – Французский художник, живописец, информация и картины

Lebren – Art products – скетчбуки, блокноты, альбомы для рисования

Никола Тесла – человек который во многом опередил свою эпоху

Эдит Пиаф и Марсель Сердан – любовь и смерть

Мата Хари – самая знаменитая танцовщица, шпионка, куртизанка всех времен

Сыр: польза и вред

Ж ан-Огюст-Доминик Энгр

Jean Auguste Dominique Ingres

Дата и место рождения – 29 августа 1780 г., Монтобан, Тарн и Гаронна, Франция.

Дата и место смерти – 14 января 1867 г. (86 лет), Париж, Вторая империя.

Французский художник, живописец и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века. Получил и художественное, и музыкальное образование, в 1797-1801 годах учился в мастерской Жака-Луи Давида. В 1806-1824 и 1835-1841 годах жил и работал в Италии, преимущественно в Риме и Флоренции. Директор Школы изящных искусств в Париже и Французской Академии в Риме.

В молодости профессионально занимался музыкой, играл в оркестре Тулузской оперы, в дальнейшем общался с Никколо Паганини, Луиджи Керубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом и Францем Листом.

Его отец был одаренным, творческим человеком: он занимался скульптурой, писал миниатюры, был резчиком по камню, а также музыкантом, – мать его была полуграмотной. Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой. Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности).

В 1791 году Жан Огюст Доминик Энгр переезжает в Тулузу, где он был зачислен в Королевскую академию художеств, скульптуры и архитектуры. Там его учителями стали скульптор Жан-Пьер Виган, художник-пейзажист Жан Брайант, и художник Джозеф Рок, который смог объяснить молодому художнику суть творчества Рафаэля. Он развивал свой музыкальный талан под руководством скрипача Лежена. С 13 до 16 лет он был вторым скрипачом в оркестре Капитолия Тулузы. Любовь к скрипке будет сопровождать его всю жизнь.

Творчество Энгра делится на ряд этапов. Как художник он сформировался очень рано, и уже в мастерской Давида его стилевые и теоретические изыскания входили в конфликт с доктринами его учителя: Энгра интересовало искусство Средневековья и Кватроченто. В Риме Энгр испытывал определённое влияние стиля назарейцев, его собственное развитие демонстрирует ряд экспериментов, композиционные решения и сюжеты ближе к романтизму. В 1820-е годы он испытал серьёзный творческий перелом, после которого стал использовать почти исключительно традиционные формальные приёмы и сюжеты, хотя и не всегда последовательно. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Декларируемый эстетический идеал Энгра был противоположен романтическому идеалу Делакруа, что привело к упорной и резкой полемике с последним. За редкими исключениями произведения Энгра посвящены мифологической и литературной тематике, а также истории античности, истолкованной в эпическом духе.

Работая в Париже до отъезда в Рим, французский живописец много работал, черпая вдохновение в творчестве Рафаэля и в гравюрах английского художника Джона Флаксмана. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. В 1803 году Энгру и еще пяти живописцам поступил заказ на изображение портрета Наполеона I в полный рост, эти работы были направлены в города Льеж, Антверпен, Дюнкерк, Брюссель и Гент, которые вошли в состав Франции в 1801 году. Вероятнее всего Бонапарт не позировал художникам, и Энгр выполнил свою работу по портрету Наполеона, выполненного Антуаном-Жаном Гро в 1802 году.

Летом 1806 года Энгр обручился с Мари-Анн-Жюли Форестье, а в сентябре состоялся его отъезд в Рим. Это случилось накануне большой художественной выставки, на которой он должен был представлять свои картины, поэтому уезжал он неохотно. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Критики были одинаково враждебно настроены к работам этого французского живописца, называя их архаичными. Жан Огюст Доминик Энгр же стремился к идеалу классицизма, хотел сделать что-то необыкновенное и единственное в своем роде.

По мнению Ф. Конисби, во времена Энгра единственным путём профессионального роста для провинциального художника был переезд в Париж. Главным центром художественного образования Франции была тогда Высшая школа изящных искусств, куда Жан Огюст поступил в августе 1797 года. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже. Давид в своей студии не только приобщал многочисленных учеников к идеалам классического искусства, но также обучал письму и рисованию с натуры и методам её интерпретации. Помимо мастерской Давида, молодой Энгр посещал Академию Сюисса, основанную бывшим натурщиком, где можно было писать за малую плату. Это способствовало развитию художника в непосредственном контакте с разными по характеру моделями.

1840—1850 гг.

Вернувшись из Италии, супруги Энгр обнаружили, что существенных перемен в Школе изящных искусств и Академии нет, однако приём, который их встретил, был восторженным. В честь художника был дан официальный банкет в Люксембургском дворце, на котором присутствовали 400 человек, он был приглашён на обед к королю Луи-Филиппу. Гектор Берлиоз посвятил Энгру концерт, на котором дирижировал исполнением его любимых произведений, наконец, театр Комеди-Франсез преподнёс художнику почётную контрамарку на пожизненное посещение всех спектаклей[104]. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. В дальнейшем власти продолжали награждать живописца: в 1855 году он стал первым художником, возведённым в ранг великого офицера Ордена Почётного легиона; наконец, император Наполеон III в 1862 году сделал Энгра сенатором, несмотря на то, что у него резко ухудшился слух, и он был плохим оратором.

Картины

И сточник

La Source

картина французского художника Жана Огюста Доминика Энгра. Работа над полотном была начата во Флоренции в 1820 и завершена в 1856 году в Париже[1]. Поза обнажённой девушки повторяет позу модели с другой картины Энгра — «Венера Анадиомена» (1848). Художник вдохновлялся знаменитыми античными изваяниями Афродиты Книдской и Венеры Стыдливой. Два ученика Энгра, Поль Бальз и Александр Дегофф, написали сосуд, из которого льётся вода, и фон картины.

Картина была задумана в общих чертах художником в 1820 году во Флоренции. В середине 1850-х годов Энгр стремился завершить давно начатые произведения, среди них был и «Источник», который он намеревался представить на Всемирной выставке 1855 года среди своих знаковых произведений. Однако к сроку полотно не было готово, о чём автор очень сожалел. «Источник» был выставлен в мастерской Энгра, его собирались приобрести, по словам художника, пятеро покупателей. Энгр даже подумывал предложить им бросить жребий. Через некоторое время картина была продана графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков. Она оставалась в коллекции графа до 1878 года, затем была передана графиней Дюшатель, которая таким образом исполнила волю мужа, музею Лувра. В Лувре полотно хранилось до 1986 года. В настоящее время находится в музее Орсе.

Читайте также  Портрет симонетты веспуччи, пьеро ди козимо — описание

Обнажённая, босая девушка с сосудом, из которого льётся вода — аллегорическое изображение источника жизни (см. «Фонтан молодости»). Устоявшемуся во французском изобразительном искусстве типу «нимфа источника» Энгр даёт новую трактовку.

Это второй вариант композиции, которая, видимо, была задумана в 1807 году — именно этим временем датируются два рисунка фигуры Венеры из музея Энгра в Монтобане. В 1808—1848 годах художник работал над картиной «Венера Анадиомена», поза девушки из «Источника» повторяет позу богини, но она уже не выжимает мокрые волосы, а держит терракотовый кувшин с льющейся из него водой. По мнению Кеннета Кларка, мотив поднятой правой руки Энгр заимствовал у нимфы работы Жана Гужона: в коллекции Гая Ноулеса (Лондон) хранится зарисовка художника, выполненная им с известного рельефа Фонтана невинных

Б ольшая одалиска

Картина французского художника Жана Энгра. Энгр написал «Большую одалиску» в Риме для сестры Наполеона Каролины Мюрат. Картина была выставлена в Париже в Салоне в 1819 году.

Когда картина «Большая одалиска» появилась в Салоне 1819 года, на Энгра посыпался град упреков. Один из критиков писал, что в «Одалиске» нет «ни костей, ни мускулов, ни крови, ни жизни, ни рельефа»… Действительно, автор «Одалиски» отказался от живой конкретности ее изображения, но зато создал образ, в котором есть и интимность, и загадочность, и притягательная экзотичность Востока.

«Большая одалиска», написанная для Каролины Мюрат, стала самым известным и значительным произведением мастера. Забегая вперед, следует отметить, что картина, законченная в 1814 году, так и не была взята заказчицей — падение Наполеона сказалось и на судьбе его приближенных.
Около 1819 года Энгр продал «Большую одалиску» за 800 франков графу Пурталесу, и только спустя 80 лет она поступила в Лувр.
Лежащая обнаженная женщина изображена, как это часто бывает у Энгра, со спины. Ее поза полна чарующей женственности, а тело отличается удивительной гибкостью.

В енера Анадиомена

Картина Жана-Огюста-Доминика Энгра с изображением богини, выходящей из морской пены. Экспонируется в Музее Конде в Шантийи.

Художник начал картину, которую он называл «Венера с амурами», в 1808 году, в период своего первого пребывания в Риме в качестве пенсионера Французской Академии. «Продвинутый эскиз» в половину человеческого роста (98х57 см) ожидал доработки около сорока лет по причине отсутствия желающих приобрести картину. По словам автора, эскиз «приводил в восхищение» всех. По сообщению Шарля Блана, её в 1817 году видел в римской мастерской Энгра Теодор Жерико. В период своего пребывания во Флоренции (1820—1824) Энгр намеревался использовать этот эскиз при создании крупноформатного полотна для своего заказчика маркиза де Пасторе, об этом 2 января 1821 года художник писал одному из своих знакомых (Жилиберу). Энгр сожалел о том, что должен был выполнять неинтересные ему заказы, «в то время как я был полон огня и вдохновения для более великого и божественного». Известно, что в 1823 году художник снова попытался продолжить работу над «Венерой с амурами» и опять отложил её/

Энгр дописал её в 1848 году в Париже, по просьбе Бенжамена Делестра. Работа над картиной совпала по времени с революционными событиями: «Это ещё благодеяние Провидения, что оно позволило мне работать в эти грустные моменты, и над чем? — над картиной „Венера и амуры“», — писал художник в июне того же года своему другу Маркотту.

О чем картина?

Как повествует в «Теогонии» Гесиод, когда Кронос оскопил Урана, в море попали семя и кровь последнего. Из них образовалась белоснежная пена, из которой появилась дочь неба и моря, Афродита (Венера) Анадиомена («пенорождённая»)

Энгр — противоречивый художник высокого жанра

«Сумейте сделать прекрасной фигуру человека, одну, без всякого сюжета, и вы уже будете художником.» — Жан Огюст Доминик Энгр в назидание своим ученикам.

В окрестностях Тулузы, в городке Монтобан, 29 августа 1780 года родился Жан Огюст Доминик Энгр — один из самых значительных и противоречивых художников западноевропейской живописи.

С раннего детства мальчик был окружён искусством. Отец Энгра — Жан Мари Жозеф — был скульптором, живописцем и скрипачом. И неудивительно, что любовь к прекрасному передалась и сыну. Мальчик рано начал рисовать, играть на скрипке и петь.

Жан Огюст Доминик Энгр: Автопортрет за мольбертом. 1804 год.

Юный Энгр прекрасно справлялся и с рисованием и с музыкой, но всё же выбрать предстояло что-то одно. И предпочтение было отдано живописи. В 1791 году в одиннадцатилетнем возрасте юный Жан поступил в Тулузскую академию изящных искусств. Однако в свободное от занятий время он занимался музыкой.

Музыка доставляла не только удовольствие Энгру, но и помогала зарабатывать на жизнь. Юный Энгр играл в оркестре тулузского оперного театра Капитолия. Примечательно и то, что по мере совершенствования мастерства в живописи, совершенствовалась и техника игры на скрипке. Живописец служил в епископской капелле в Монтобане и музицировал и в зрелые годы.

В 1797 году семнадцатилетний Энгр закончил обучение в Тулузской академии и переехал в Париж, где поступил в мастерскую Жака Луи Давида — основоположника революционного классицизма. Энгр был талантливым учеником, перенявшим у наставника преклонение перед красотой и лаконичностью античного искусства. Однако не смотря на преемственность стиля мастера, живопись юного Энгра была избавлена от революционного подтекста.

Жан Огюст Доминик Энгр: Купальщица Вальпинсона или Большая купальщица. 1808 год.

Молодой художник отзывался о Жаке Луи Давиде, как о великом мастере, который научил его «ставить фигуру на ногах и связывать голову с плечами». Однако в 1800 году их отношения дали трещину. Энгр надеялся получить Большую римскую премию, но она была присуждена другому ученику мастера по его же настоянию.

Большая римская премия давала право на четырёхлетнюю поездку и обучение в Италии

Несмотря на такой подвох со стороны мастера Энгр продолжал трудится и не оставлял надежды на победу. В 1801 году Энгр представил на конкурс картину «Ахилл принимает послов Агамемнона», которая была признана достойной премии. Однако из-за отсутствия денег в казне поездку пришлось отложить.

Жан Огюст Доминик Энгр: Портрет Каролины Ривьер. 1805 год.

Молодой художник Энгр, в ожидании поездки в Италию, даром времени не терял, а продолжал совершенствовать мастерство. Энгр посещал парижскую академию Сюисса, основанную бывшим натурщиком, а основным источником доходов было написание портретов.

Написание портретов приносило Энгру не только доход, но и признание. Однако сам художник считал этот жанр не достойным себя. Энгр считал себя историческим художником и отводил в живописи главную роль именно исторической картине. Связано это с тем, что в эстетических принципах классицизма существовало чёткое деление на высокие жанры и низкие, к которым относились портрет, натюрморт и пейзажи.

В почёте были жанры исторические — отображающие проблемы истории государств, мифологические — изображающие темы античной мифологии, и религиозные — отображающие историю Церкви. Вот как Энгр высказался по этому поводу:

Художник исторической живописи даёт в своих образах типическое, тогда как портретист изображает только отдельную индивидуальность, следовательно, модель часто обыкновенную или полную недостатков. Жан Огюст Доминик Энгр: Эдип и Сфинкс. 1808 год.

Энгр был ревностным поклонником классической школы живописи, однако это не мешало ему идти своим путём. Манера исполнения произведений оставалась у мастера чёткой и строгой, но вот эмоциональный строй произведений отражал значительно больше тепла и чувств, чем требовалось.

Ярким примером тому выступают три портрета членов семьи Ривьер — «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадам Ривьер» и «Портрет Каролины Ривьер». Данные работы мастера были выставлены в Салоне в 1806 году и были подвержены критике. Дело в том, что Энгр отошёл в творениях от заветов своего великого наставника Давида.

В 1806 году помимо критики работ, молодого художника ждали и другие перемены в жизни — он обручился с Анной-Жюли Форестье и отправился в долгожданную поездку в Италию.

Первоначально Энгр остановился во Флоренции, после чего переехал в Рим и обосновался на вилле Медичи, где располагался филиал французской Академии художеств. Величие фресок Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Санти, архитектурное убранство древнего города и его бесценное наследие живописи — всё это боготворил художник. Но больше всего ценил Энгр творчество Рафаэля.

Жан Огюст Доминик Энгр: Юпитер и Фетида. 1811 год.

Восхищение и Почитание творчеством Рафаэля зародилось у Энгра во времена ученичества у Давида, а по приезду в Италию возросло в культ. «Станцы» Рафаэля в Ватикане произвели на художника неизгладимое впечатление:

Никогда они не казались мне столь прекрасными … Я окончательно убедился, что он работал как гений, владеющий всей природой в своей голове или в своём сердце … А я, несчастный, жалею всю свою жизнь, что не родился в его век и не был одним из его учеников.

Читайте также  Оноре домье: сын стекольщика, которого боялись короли, биография и картины

Во время пребывания в Вечном городе Энгр продолжал работать в портретном жанре и начал писать обнажённую натуру. Кисти художника принадлежит знаменитая и, пожалуй, самая целомудренная из всех купальщиц в мировой живописи — «Купальщица Вальпинсона» или «Большая купальщица». Первым названием картина обязана фамилии владельца-коллекционера.

Жан Огюст Доминик Энгр: Ромул, победивший Акрона. 1812 год.

Изображённая на полотне купальщица и не подозревает о том, что за ней наблюдают. Она увлечена своим занятием — не позирует и не красуется. Глядя на неё появляется чувство неловкости, словно ты подглядываешь за женщиной в момент её уединения.

В 1810 году подходит к заключению пребывание Энгра в Италии по Большой римской премии и он отправляет в Париж последнее отчётное полотно «Юпитер и Фетида». Однако возвращаться домой, где его ждала невеста, Энгр не торопится. Молодой живописец остался в Италии вольным художником, а помолвка с юной Анной-Жюли в конце концов была расторгнута.

Жан Огюст Доминик Энгр: Сон Оссиана. 1813 год.

Оставшись в Италии Энгр, хоть и считал портретный жанр не достойным себя, продолжал жить за счёт их написания. Со временем он приобретал выгодные связи и знакомства, а портрет кисти Энгра стал считаться в аристократических кругах показателем престижа в обществе. И хоть на родине публика не была благосклонна к художнику, соотечественники жившие в Вечном городе, оставались весьма довольны работами и заказывали не только портреты.

В 1812 и 1813 годах Энгр выполнил несколько монументальных работ для оформления интерьеров. В 1812 году была создана огромная работа «Ромул, победивший Акрона». Полотно выполнено техникой темперной живописи, имитировавшей фрески, которыми во времена Возрождения украшали стены. Картина, изображающая историю Рима, достигает пяти метров в длину, что и обусловливает фризовый характер построения композиции.

Второе монументальное полотно было написано в 1813 году — «Сон Оссиана». На картине художник изобразил седовласого Оссиана, который уснул, оперевшись на лиру. И снится легендарному северному Гомеру ожившие герои его поэм, проживающие каждый свою историю. 1813 год стал для художника значимым годом, но что именно произошло, расскажем в следующий раз.

Виже-Лебрён, Ривьер и портреты из собраний Эрмитажа

Она была художницей Марии Антуанетты: впервые в 1779 году ее пригласили в королевскую резиденцию в Версальском дворце писать портрет королевы. Парижский период ее творчества окончился в 1789 году. Разразившаяся Великая Французская революция заставила ее покинуть Францию: понятно, что ей не хотелось последовать за своей королевой на эшафот или быть растерзанной толпой. Муж художницы принял революцию и остался в Париже. Мадам Лебрен уехала в Италию с дочерью Жанной Жюли Луизой.

По словам художницы, пристрастие ее мужа к азартным играм было причиной его разорения, и что в 1789 году, когда она покидала Францию, у нее не было и двадцать франков, хотя своим трудом она заработала более миллиона — все забирал муж. Так ли это, сказать трудно, но известно, что после его смерти их дочь унаследовала имущество, обремененное значительными долгами, которые не покрывались стоимостью получаемого наследства. В то же время искусствоведы считают, что мнение Виже-Лебрен о ее муже, изложенное в «Воспоминаниях», наложило негативный отпечаток, существенно и несправедливо искажающий образ этого видного знатока французского искусства.

Имя художницы было внесено в революционной Франции в список роялистов-контрреволюционеров. С 1789 по 1792 года она посетила Парму, Болонью, Турин, Флоренцию, Рим, Неаполь, Венецию. В Турине к ней присоединился старший брат ее золовки (жены ее брата) Сюзанны Виже, Огюст Луи Жан Батист Ривьер (1762 — 1833). С этого времени мадам Лебрен путешествует в поисках благоприятного места жительства вместе с Огюстом Ривьером.


С Автопортрета Огюста Луи Жана Батиста Ривьера, выполненного в 1808 году. Холст, масло. Из собрания Max Blumberg et Eduardo Araujo.

Ривьер был сыном саксонского посланника во Франции, обучался в Королевской академии в Париже рисованию у Жозефа Бенуа Сюве (Josepha-Benoit Suvee). С началом Французской революции уехал из Франции. Художник живописец, рисовал уменьшенные картины с полотен Виже-Лебрен: «он очень хорошо рисовал и копировал все мои портреты в миниатюре маслом; у него был прекрасный голос; он играл на скрипке, контрабасе и мог аккомпанировать себе на фортепиано» (из Воспоминаний Виже-Лебрен). В Петербурге служил Гессенским посланником.

После Италии была Вена 1792-1795 годы, из Вены художница приехала в Россию, в Санкт-Петербург. Российский период продлился до 1801 года. Виже-Лебрен застала правление трех российских императоров и трагические придворные перемены, которые последовали за сменой властителей Российской империи: правление Екатерины II, ее смерть, восшествие на престол Павла I, его убийство, начало правления Александра I.

Виже-Лебрен умела угождать власть имущим — об этом свидетельствуют ее многочисленные картины членов монарших семейств и вельмож, но она умела создавать мифы о себе. В Эрмитаже есть портрет, на котором Виже-Лебрен изобразила великую княжну Александру Павловну и великую княжну Елену Павловну, рассматривающих медальон с миниатюрой их бабушки императрицы Екатерины Великой.


М.Л.Э.Виже-Лебрен. Великая княжна Александра Павловна и великая княжна Елена Павловна, дочери Павла I, холст, масло, 99 на 99 см. 1795-97 годы. Из собрания Эрмитажа.

В своих воспоминаниях художница писала, что великие княжны были ею написаны в одеянии в греческом стиле — с открытыми руками и плечами, но их бабушке, императрице Екатерине, не понравилась излишняя обнаженность внучек. Тогда художница якобы изменила одеяния девушек, пририсовав рукава. Однако на рентгеновских снимках эрмитажной картины нет никаких признаков дорисовки рукавов и перекрашивания.

Копия с этого двойного портрета была выполнена Огюстом Ривьером:


А.Л.Ж.Б.Ривьер. Портрет великой княжны Александры Павловны и великой княжны Елены Павловны, холст, масло, 26.8 на 27.3 см. 1797 год. Из собрания Государственного музея-заповедника в Павловске.

За время жизни в России Виже-Лебрен завязала знакомства и связи со многими аристократами, в том числе с семьей графа Н.Н.Головина, жена которого была родной племянницей И.И.Шувалова, Варвара Николаевна Головина, урожденная Голицына. В это время художница написала портрет Шувалова, с которым была знакома еще по Парижу. Считается, что ею был написан его портрет в 1775 году, и что он в значительной степени способствовал популярности художницы среди знакомых Шувалова и стал ступенью в ее карьере.

Российский период был плодотворным для художницы и ею было написано немало портретов российской знати, но часть этих картин либо утрачена, либо находится в собраниях за рубежом. Как, например, уже упоминавшийся портрет И.И.Шувалова. Картина написана Виже-Лебрен в Петербурге в 1797 году. Находилась в семействе Головиных до смерти обер-шенка графа Н.Н.Головина в 1820 году. Графиня Варвара Николаевна умерла годом ранее и судьба уберегла ее от семейного банкротства, которое постигло это некогда одно из богатейших семейств России после смерти графа, когда выяснилось, что все имущество графа должно пойти на уплату его долгов.

Портрет был продан наследниками уже в начале XX века и сейчас находится в собрании Художественного музея Северной Каролины:


Виже-Лебрен. Портрет И.И.Шувалова, холст, масло. 1797 год. Из собрания Музея Северной Каролины, США.

В собрании Государственного Эрмитажа есть портрет, который написан Виже-Лебрен значительно позже ее пребывания в России, в 1831 году, в возрасте 76 лет, когда художница уже почти не писала. Можно считать его если не последней, то одной из последних ее работ.


Виже-Лебрен, Мари-Луиз-Элизабет. 1755-1842 Портрет Леонтин де Ривьер. Франция, 1831, холст, масло. Размеры: 80×65 см. Поступление: поступил в 1936 г. Приобретен у частного лица.

Женившийся в Париже в 1804 году на незаконнорожденной дочери графа Головина, Антуанетте Хелен Эбер-Головиной, Огюст Луи Жан Батист Ривьер в браке имел трех дочерей, одна из которых, младшая, была Леонтина Ривьер (1813 — 1895). Отец Огюста Ривьера был возведен в дворянство в 1815 году и с этого времени его потомки стали баронами де Ривьер. В 1831 году Леонтине было 18 лет. Есть упоминание, что она дважды была замужем: в первом браке за некоего Д’Асти, а вторично Леонтина де Ривьер вышла замуж 15 ноября 1842 года в Париже за барона Александра Кокена де Гринбладта из Санкт-Петербурга. Их дочь, Жозефина Вильгельмина, вышла замуж за Сергея Александровича Будаевского, генерала-лейтенанта и военного педагога, автора Курса артиллерии и других учебников, в том числе и Арифметики.

Очень хотелось бы считать, что это и есть портрет младшей дочери Огюста Луи Жана Батиста Ривьера и его жены Антуанетты Хелены, урожденной Эбер-Головиной. Генетически это был бы портрет потомка графа Головина, пусть и незаконнорожденного. Но увы! В каталоге работ Виже-Лебрен указано, что портрет, считающийся в Эрмитаже за портрет Леонтины де Ривьер, — это портрет дочери племянницы, то есть внучатой племянницы художницы Леонтины де Ривьер, матрью которой была Каролина Ривьер. Однако у Виже-Лебрен не было внучатой племянницы по имени Леонтина.

Читайте также  Творчество джованни беллини, картины и биография

Леонтина де Ривьер, дочь Огюста де Ривьера, ставшая в последствии баронессой фон Гринбладт, внучатой племянницей Виже-Лебрен не являлась. У Ривьера и Виже-Лебрен была общая племянница. Это была дочь Этьена Виже и Сюзанны Ривьер. Звали ее Шарлотта-Жанна-Элизабет-Луиза Виже, а в семье почему-то звали просто Каролина. Родилась она в 1791 году. Вот ее пастельный портрет, написанный ее тетей:


Виже-Лебрен. Мадам де Ривьер

Из Виже она стала Ривьер: вышла замуж в 1809 году за другого брата Огюста и Сюзанны Ривьер — Луи Ривьера (Жана Николя Луи де Ривьера), то есть за своего родного дядю. В этом браке у Ривьеров родились пятеро детей, старшая из них была Каролина Луиза Леони Ривьер, а после 1815 года — де Ривьер (Caroline Louise Léonie de RIVIÈRE).

Из пятерых внучатых племянников Виже-Лебрен трое были девочки: Каролина, Ксаверина и Амелия. Если на эрмитажном портрете изображена внучатая племянница Виже-Лебрен, то это портрет одной из них. Вопрос, кто?

В собрании Эрмитажа есть портрет кисти французской художницы Эжени Трипье Лефран:


Трипье Лефран, Эжени. Портрет мадемуазель Ривьер. 1805-после 1842. Франция, 1834 г, холст, масло. Размеры: 80х65,5 см. Поступил в 1937 г. Передан из Ленинградской государственной закупочной комиссии. Приобретен из собрания Алексиной П.А.

На сайте Эрмитажа о художнице нет никаких сведений, а во Франции она известна, ее картины находятся в собраниях Версаля и Лувра. Мне странно, конечно, почему наши искусствоведы не пользуются интернетом.) Художница Эжени Трипье Лефран (полное имя при рождении Eugénie Françoise Elisabeth LE BRUN), урожденная Лебрен, родилась в 1797 году, умерла в 1872. Она приходится по отцу своему племянницей бывшему мужу Виже-Лебрен: отец Эжени, Вильнев Лебрен, и муж Виже-Лебрен были родными братьями. Мать — Элизабет Баратон, и кроме имении о ней ничего не известно. Также нет сведений, что родители были в браке. Возможно, она была незаконнорожденная. Годы ее жизни указаны неверно с 1805 — после 1842. На портрет слева внизу просматривается подпись художницы, что урожденная Лебрен (nee Le Brun).

Можно сказать, что Эжени заменила Виже-Лебрен дочь, что надежды, которые она связывала с дочерью Джулией, воплотила Эжени: «она [Виже-Лебрен] обрела семью в лице двух своих племянниц, мадам де Ривьер и мадам Трипье-Ле-Фран Эжени». Трипье Лефран была знакома с семьей мадам Каролины де Ривьер, поэтому, можно считать, что она запечатлела на портрете кого-то из семьи Ривьер.

Во французской Википедии указано, что портрет работы Эжени Трипье Лефран, находящийся в Эрмитаже — это портрет Каролины Ривьер. Очевидно, что этот портрет и портрет работы Виже-Лебрен написаны с разных девушек. Если Эжени Трипье Лефран написала портрет Каролины Ривьер, то моделью для портрета Виже-Лебрен могла быть другая ее внучатая племянница — либо Ксаверина, либо Амелия.

Портрет Виже-Лебрен датирован 1831 годом. Младшая Амелия родилась в 1822 году. Ей в 1831 году было 9 лет. На портрете изображена девушка, а не девятилетняя девочка. Это явно не Амелия.

Ксаверина родилась в 1815 году и в 1831 ей было шестнадцать лет. Такой возраст вполне может соответствовать возрасту девушки на портрете. Получается, что на портрете кисти Виже-Лебрен, атрибутированном в Эрмитаже как портрет Леонтины де Ривьер, изображена средняя дочь племянницы Виже-Лебрен, Ксаверина де Ривьер.

Тогда портрет из собрания Государственного Эрмитажа атрибутирован не верно).

Энгр, Жан Огюст Доминик

галерея картин Жана Огюста Доминика Энгра

Энгр Доминик (1780—1867) Французский живописец, рисовальщик и музыкант. Представитель французского классицизма, ученик Давида. Энгр — блестящий мастер портретного жанра. Помимо портретов, создавал картины на библейские, мифологические, аллегорические, литературные сюжеты, обращался к мотиву обнаженной натуры. Энгр сделал успешную карьеру: получил официальное признание и титул академика, был награжден орденом Почетного легиона. В течение шести лет был директором Французской академии в Риме, занимаясь, главным образом, административной и преподавательской деятельностью.

Энгр — блестящий мастер рисунка; оставил множество карандашных портретов, эскизов и набросков к картинам. Поздние классицистические тенденции в творчестве Энгра оказали большое влияние на развитие академизма во французском искусстве. В то же время влияние Энгра испытали некоторые прогрессивные художники XIX века.

Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 г. в Монтобане, на юге Франции.

Первым учителем Энгра был его отец — миниатюрист и скульптор Жозеф Энгр. В 1791 г. Доминик поступает в Академию Тулузы, где в течение восьми лет обучается живописи и скульптуре. В 1797 г. юноша приезжает в Париж. Там он поступает в мастерскую Давида, под влиянием которого, собственно, и сложились основы искусства Энгра. В 1801 г. за картину «Послы Агамемнона в шатре Ахилла» Энгр получает Римскую премию, дававшую право стажировки в Риме. Однако из-за отсутствия финансирования поездка в Италию откладывается. Энгр живет в Париже, зарабатывая на жизнь портретами («Мадам Ривьер», «Мадемуазель Ривьер»). В Салоне 1806 г. выставляются несколько работ Энгра, однако картины получают прохладную оценку официальной критики.

В 1806 г. Энгр едет в Италию, где остается на долгие годы. В 1806—20 годы художник живет в Риме, где с воодушевлением изучает итальянское искусство эпохи Возрождения, особенно творчество Рафаэля. В Италии художник продолжает писать портреты («Мадам Девосе», «Жозеф Молтедо»), создает мифологические полотна («Эдип и Сфинкс», «Юпитер и Фетида»), обращается к мотиву обнаженной натуры («Большая купальщица», «Большая одалиска»), разрабатывает литературные сюжеты («Руджьер, освобождающий Анджелику»). Произведения Энгра отмечены классической стройностью композиции, тонким чувством цвета, гармоничностью ясного, светлого колорита, но главную роль в его творчестве играет гибкий, пластически выразительный линейный рисунок.

В 1813 г. Энгр женится на родственнице одной из своих римских знакомых — Мадлен Шапель. Этот брак оказался счастливым, несмотря на то, что жених и невеста были сосватаны заочно и оба дали согласие на брак, не зная друг друга. В 1820 г. Энгр переехал во Флоренцию. Главная работа флорентийского периода — алтарная композиция «Обет Людовика XIII», исполненная для собора в Монтобане. Над этой картиной Энгр работал свыше двух лет. Вернувшись в Париж в 1824 г., Энгр выставляет эту композицию в Салоне. Картина приносит художнику первый официальный успех — Энгр становится признанным лидером классической художественной традиции. Художника награждают орденом Почетного легоина и избирают академиком.

В Париже Энгр открывает собственную мастерскую, которую посещают многочисленные ученики. Энгр видит свое призвание в сохранении великих традиций прошлого. В 1827 г. он пишет большую аллегорическую картину «Апофеоз Гомера», в которой художник свел воедино мыслителей и философов, писателей и поэтов, художников и композиторов всех времен. В 1830-е гг. Энгр работает над большой религиозной композицией «Мученичество св. Симфориона», заказанной для собора города Оттен. Энгр придавал огромное значение этой работе, надеясь, что именно она увековечит его имя.

Сохранилось значительное количество эскизов и набросков к этому полотну. Однако произведение, стоившее Энгру огромных усилий, вызвало неоднозначную реакцию критики. В Салоне 1834 г. картину встретили весьма холодно. Вместе с тем во второй парижский период художником были созданы настоящие шедевры портретной живописи («Франсуа Бертен»). Сразу после закрытия Салона 1834 г. Энгра назначают директором Французской академии в Риме, где он прожил до 1841 г., занимаясь, главным образом, преподавательской и административной деятельностью. За шесть лет пребывания в Риме Энгр создал всего несколько картин. В 1841 г. Энгр возвращается в Париж, где его встречают со всевозможной пышностью и торжественностью.

В 1849 г. умирает Мадлен, жена Энгра. Художник тяжело переживает утрату любимой женщины, однако спустя три года женится вторично на Дельфине Рамель («Мадам Энгр»). В историю искусства Энгр вошел, прежде всего, как блестящий мастер портрета, хотя сам он считал этот жанр второстепенным и досадовал, что портреты отвлекают его от «настоящего» творчества. В третий парижский период Энгр создает целую серию шедевров портретной живописи («Графиня д’Оссонвиль», «Принцесса де Брогли», «Мадам Муатессье»). Возвращаясь к мотиву обнаженной натуры, художник заканчивает полотно «Источник», начатое еще во Флоренции, пишет еще несколько «ню» («Венера Анадиомена», «Турецкая баня»). Энгр известен как блестящий рисовальщик («Мадам Бертен»). Сам талантливый скрипач, Энгр был тесно связан с музыкальными кругами Франции и Италии. Художник создал целую галерею портретов своих друзей-музыкантов — Ф. Листа, Ш. Гуно, Н. Паганини и других («Портрет Паганини»). Энгр работал до последних дней жизни. Скончался художник 14 января 1867 г. в возрасте 87 лет.

Картины художника (открываются в отдельных окнах) с описанием

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: