Портрет мадам шарпантье с детьми, пьер огюст ренуар, 1878 - JEKATERINBURG.RU

Портрет мадам шарпантье с детьми, пьер огюст ренуар, 1878

Портрет мадам шарпантье с детьми, пьер огюст ренуар, 1878

В 1875 году в парижском отеле «Друо» прошёл не совсем обычный аукцион. Несколько художников-импрессионистов устроили распродажу своих картин. Сделано это было не от хорошей жизни, импрессионизм, совсем новое направление в живописи, никак не мог заслужить одобрения избалованной парижской публики и критиков. «Безумие», «бессмысленная мазня», «скандал» – как только не издевались над группой молодых художников, бросивших вызов традиционной, академической живописи. Как результат – долгие годы суровой борьбы с нуждой, постоянные поиски заказчиков, раздражающие общество выходки, чтобы привлечь к себе внимание. В этом смысле, наиболее показательной была судьба одного из самых талантливых из импрессионистов – Огюста Ренуара.

Уже в тринадцатилетнем возрасте маленький Огюст начал свою карьеру художника. В течение нескольких лет он расписывает фарфоровую посуду на знаменитой Севрской мануфактуре, веера, шторы. Мечтой Ренуара была учёба в хорошей живописной мастерской, у профессионального художника. Задолго до того, как мечта его осуществилась, Ренуар уже писал портреты своих близких, но больших иллюзий по поводу своих первых работ не питал. Когда Ренуар бросил выгодную работу на фабрике по изготовлению штор, чтобы приступить к занятиям в мастерской Глейра, его семья отнеслась к этому очень прохладно. Отныне художник мог рассчитывать только на небольшую помощь младшего брата Эдмона, популярного журналиста. А помощь была очень кстати. Дело доходило до того, что Огюсту приходилось писать картины красками из использованных тюбиков, которые оставались от других учеников. И хотя эти первые тяжёлые годы дали Ренуару нечто куда более важное, чем деньги – друзей и единомышленников, имена которых также вошли в историю живописи, материальный вопрос ещё долго продолжал мучить его. И вот аукцион в отеле «Друо»…

Аукцион провалился с треском. Так, Огюст Ренуар за 20 своих картин получил всего 2000 франков, сумму, которую более известный художник мог бы получить за одно полотно. Но этот аукцион дал художнику нескольких верных почитателей его таланта, среди которых были знаменитый французский издатель Жорж Шарпантье и особенно его жена Маргарита.

Маргарита Шарпантье родилась в известной во Франции семье, принадлежавшей к крупной буржуазии. Фамилию Лемонье носили известные ученые, писатели, политики. Нет ничего удивительного, что молодая женщина из такой семьи, выйдя замуж, решила устроить в своём доме светский салон, который посещали бы самые известные люди искусства и политики. На роль хозяйки такого салона Маргарита Шарпантье подходила, как никто. Изысканно любезная, красивая, хорошо образованная и остроумная, она сумела привлечь в свой дом всех интересных парижан того времени, независимо от знатности, богатства и убеждений. Посещая её салон, Ренуар сумел завести несколько полезных знакомств, давших ему немало заказов и облегчивших доступ на престижные выставки. Мадам Шарпантье немало хлопотала за своего любимого художника, заказывала ему картины членов своей семьи, но главное, и она и её муж верили в то, что импрессионизм имеет большое будущее. А эта вера была очень нужна и Ренуару, и его друзьям.

Сюжет картины «Портрет мадам Шарпантье с детьми», переданный современным художником.

В 1877 году разорился торговец и коллекционер Эрнест Ошеде. По решению суда его коллекция была продана с торгов во все том же отеле «Друо». Конечно, импрессионистам от этой распродажи не причиталось ничего, но те мизерные суммы, которые удалось выручить продавцу за их картины, был серьёзным ударом для Ренуара и его друзей. На помощь опять пришла Маргарита Шарпантье, которая не только заказала Ренуару большой портрет, но и развила бурную деятельность, которая обеспечила бы этой картине успех на ближайшем парижском Салоне, этой ежегодной выставке достижений французского искусства. И в 1879 году картина буквально прогремела, что стало одним из важнейших моментов в истории импрессионизма.

Сейчас эта картина находится в нью-йоркском музее Метрополитен. Мы видим красивую молодую женщину, Маргариту Шарпантье, сидящую на диване в комнате, убранной в восточном вкусе. Рядом с ней её маленькие дети, Поль и Жоржетта, маленькие ангелы, вид которых в своё время особенно помог импрессионизму «примириться» с парижской публикой. Жоржетта сидит на большом сенбернаре, спокойно лежащем на полу. Герои картины несколько приукрашены Ренуаром, но сделано это настолько мастерски, такими изысканными красками, что мысль об «искусственности» картины даже не приходит в голову.

NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

Коллекция Пьер Огюст Ренуар Портрет актрисы Жанны Самари (в рост)

Слева внизу подпись и дата: Renoir 78

Происхождение

1925, из ГТ, до 1910 в собрании М.А. Морозова и М.К. Морозовой (с 1903), 1948, ГЭ

Инв.: 9003

Инв. ГМНЗИ: 547

Молодая, в 20 лет уже достигшая большой известности, Жанна Самари, актриса парижской Комеди-Франсез, называвшейся тогда Французским театром (см. «Площадь Французского театра», Камиль Писсарро), представлена на картине Огюста Ренуара в роскошном бальном платье и в не менее роскошной обстановке – так, что ни одна черта не выдает профессию модели.

Дауни
Портрет Жанны Самари
Ок. 1880
© Getty Images / Fotobank

Нежелание художника показать Самари в какой-то театральной роли, например в одной из пьес модного тогда Эдуарда Пайерона, можно объяснить очень просто. По словам Амбруаза Воллара, Ренуар признавался, что на подмостках видел ее редко, добавляя: «не люблю, как играют во Французском театре». С другой стороны, картина лишена какой бы то ни было обыденности, в ней нет ощущения позирования, привычного для реалистической продукции того времени. В сущности этот портрет тоже стал своего рода фантазией.

Можно предположить, что интерьер на картине отображает обстановку дома Жоржа Шарпантье, где Ренуар был своим человеком (как он шутил, «придворным живописцем»): не только рисовал портреты всех членов семейства, но и выполнял различные менее ответственные работы, вроде оформления меню обедов.

Пьер-Огюст Ренуар
Мадам Жорж Шарпантье с детьми
1878
Холст, масло. 153,7×190,2
Музей Метрополитан, Нью-Йорк
© AKG / East News

Но особняк Шарпантье не сохранился, не осталось даже фотографий его интерьеров, поэтому трудно с полной уверенностью утверждать, что портрет Самари Ренуар писал именно там. В какой-то мере, впрочем, дух этого дома в картине отображен, о чем свидетельствует не только общая роскошь фона, но такие, например, подробности, как светлая японская ширма в левой части. Мадам Шарпантье была одной из первых энтузиасток японизма и моды на японское декоративно-прикладное искусство в Париже. (См., например, другую японскую ширму в «Портрете мадам Шарпантье с детьми» (1878, музей Метрополитен, Нью-Йорк) и японский веер в «Женщине на лестнице»).

Пьер-Огюст Ренуар
Женщина на лестнице
1876
Холст, масло. 167,5×65,3
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Актриса Жанна Самари уже в двадцать лет сделалась парижской знаменитостью. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в Салон 1877 года были приняты два ее изображения: картина Жоржа де Драмара (нынешнее местонахождение неизвестно) и мраморный бюст работы Давида Анжерского, позднее утраченный. А если вспомнить, что одновременно, на Третьей выставке импрессионистов, организованной в пику Салону, появился еще один портрет – работы Пьера Огюста Ренуара, то такая мгновенно возникшая иконография юной звезды не может не поражать.
Ренуар начал писать Самари в 1877 году (см. «Портрет Жанны Самари», ГМИИ).

За три года (1877–1880) он исполнил не менее двенадцати портретов, из них девять картин маслом. Переходя от более ранних изображений актрисы к эрмитажному портрету, исполненному в натуральную величину, при полном блеске наряда и великолепии антуража, Ренуар сознательно вступал на чужую территорию, во владения официального салонного искусства. В этом смысле он действовал вопреки правилам, негласно принятым большинством импрессионистов. Однако он никогда не изменял главным заповедям направления, отстаивавшего натурную передачу непосредственных, личных впечатлений. Характер живого, увлеченного исполнения отражается в стремительных, не сглаживаемых мазках и чистых красках. Салонные портреты подобного рода, обычно называвшиеся парадными, писались по желанию богатых или высокопоставленных заказчиков. Ренуар исполнил портрет Самари не по заказу модели, а для себя, рассчитывая на честное соревновании с мэтрами Салона. «В Париже едва ли найдется пятнадцать любителей искусства, – писал он Дюран-Рюэлю, – которые способны признать художника без одобрения Салона. Зато существует восемьдесят тысяч, которые ничего не купят, если художник не допущен в Салон… Мое участие в Салоне – чисто деловое предприятие». Однако нельзя сказать, что Ренуар преуспел, «пробивая» портрет актрисы в Салон. Картина не нашла там покупателя и вернулась в мастерскую художника.

Друг художника критик Жорж Ривьер, равно как и сын Ренуара Жан, утверждали, что портрет м-ль Самари в рост писался в мастерской на улице Сен-Жорж на Монмартре. Жан Ренуар упоминал также несохранившиеся наброски, сделанные его отцом с актрисы в доме ее родителей. Крупнейший знаток искусства Ренуара Колин Бэйли считает, что, хотя исполнение портрета происходило в мастерской художника на Монмартре, фон картины соединил в себе элементы декора особняка Шарпантье и фойе Комеди-Франсез.

1881
Через три года после создания «Портрета актрисы Жанны Самари» Огюст Ренуар передает его Дюран-Рюэлю в расчете на то, что в этой галерее его кто-либо купит.

1884
Так и не найдя покупателя, Дюран-Рюэль возвращает «Портрет актрисы Жанны Самари» Ренуару.

1886
В феврале 1886 года Дюран-Рюэль снова берет у Ренуара «Портрет актрисы Жанны Самари» и посылает ее в нью-йоркское отделение своей фирмы в попытке заинтересовать какого-то американского любителя. Эта попытка не имеет успеха, и к концу года портрет возвращается в Париж. 29 декабря Дюран-Рюэль покупает у художника «Портрет актрисы Жанны Самари» за 1800 франков, очевидно по просьбе князя Эдмона де Полиньяка, которому в тот же день и продает его за 2 000 франков.

1897
Князь Эдмон де Полиньяк продает «Портрет актрисы Жанны Самари» Дюран-Рюэлю за 4 000 франков.

1898
«Портрет актрисы Жанны Самари» оказывается в парижской галерее Бернхейм-Жен.

1902
М. А. Морозов покупает «Портрет актрисы Жанны Самари» в галерее Бернхейм-Жен за 19 000 франков.

1910
«Портрет актрисы Жанны Самари» поступает в Третьяковскую галерею как часть дара М. К. Морозовой, вдовы собирателя.

1918
«Портрет актрисы Жанны Самари» национализирован вместе со всем собранием И. А. Морозова.

1928
«Портрет актрисы Жанны Самари» в результате объединения МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2 поступает в собрание ГМНЗИ.

1948
«Портрет актрисы Жанны Самари» в результате ликвидации ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа.

1993–1994
В Эссене – Санкт-Петербурге – Москве проходит выставка «Щукин и Морозов – русские коллекционеры» («Портрет актрисы Жанны Самари» Пьера Огюста Ренуара – № 4).

Биография Пьера Огюста Ренуара

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе. Он был предпоследним из пятерых детей в семье портного Лео Ренуара и его жены Маргерит, урожденной Мерле. В 1844 году семейство Ренуаров перебралось в Париж. В школе Огюст заслужил репутацию «жизнерадостного, но серьезного» ребенка. Уже тогда он обнаружил художественные способности и много рисует. Преподаватель музыки Шарль Гуно, впоследствии ставший знаменитым композитором, считал, что Огюст должен обучаться пению, и привлек его к воскресным выступлениям в хоре церкви св. Евстафия.

Читайте также  Картина "савояр", перов, 1864 - описание

В тринадцать лет Ренуар начал путь живописца на Севрской мануфактуре: «Моя работа заключалась в том, что я должен был расписывать белый фон маленькими букетиками цветов, за которые получал по пять су за дюжину. Если предметы были больше, то и букеты увеличивались. Плата возрастала, правда, незначительно; наш хозяин находил, что следует экономить и — конечно же, в интересах самих «художников» — не слишком засыпать их золотом». Вся посуда предназначалась для Востока.

Мастер строго следил за тем, чтобы каждое изделие имело клеймо Севрского завода. Когда я стал чувствовать себя немного увереннее, то отказался от изображения букетов и начал писать фигуры, за ту же нищенскую плату. Помню, что портрет Марии-Антуанетты приносил мне восемь су». Свидетельством того, что его росписи нравились, было прозвище «Рубенс», которым его наградили подмастерья. В этой мастерской Ренуар проработал четыре года. Но ею не замыкался круг его интересов: «Во время перерыва я бегал в Лувр рисовать с антиков».

В семнадцать лет юноша лишился заработка. Печатный декор оказался быстрее и дешевле ручной работы. Тогда Ренуар начал расписывать веера. Затем нашел новое место у фабриканта, промышлявшего изготовлением штор.

Картина «Зонтики», Ренуар

В 1857 году, не взяв еще ни одного урока, Ренуар написал маслом портрет своей бабушки. С 1862 года Огюст обучается в ателье Глейра. Единственный положительный момент краткого пребывания Ренуара в мастерской — знакомство с Моне, Сислеем, Базилем, Писсарро и Сезанном.

В лесу Фонтенбло Огюст пишет пейзажи шпателем, техникой, заимствованной у Курбе. Влияние Курбе чувствуется и в картине «Диана» (1863). Зимой 1863 года Ренуар работал в парижской мастерской Базиля и написал его портрет — «Базиль перед мольбертом». Палитра Ренуара светлеет, мазок становится подвижным и легким, он начинает работать в импрессионистской манере.

В Шайи Огюст встретил Лиз Трео, которая стала его любимой моделью. Он пишет «Лиз с зонтиком» (1868). Тогда же был исполнен парный «Портрет четы Сислей».

Портрет мадам Шарпантье с детьми, Пьер Огюст Ренуар, 1878

«Лиз с зонтиком» обратила на себя внимание критиков на Салоне 1868 года. Один недостаток — она была плохо размещена. Дюранти возмущался по этому повода: «Неужели вы думаете, что Ренуар когда-нибудь забудет нанесенное ему оскорбление? Бедный молодой человек! Он прислал картину, которую я, если и не назову совершенной, то во всяком случае интересной. Дама представлена в полный рост, под зонтиком, в потоке солнечного света. Земля — мягкая, дерево — шершавое, фигура в полутени моделирована с большим совершенством. Во всяком случае, картина — смелый эксперимент. И хотя Лиз имела успех и знатоки заметили ее и спорили о ней, все же устроители выставки не нашли ничего лучшего, как запихать ее на свалку, в чулан, на самую верхотуру, куда уже отправили большие «Корабли» Моне».

В конце шестидесятых годов Ренуар начинает работать вместе с Эдуардом Мане. Желание писать модель на пленэре не покидало обоих художников. Оно привело их в купальню «Гренуйер» — «Лягушатник», где было все необходимое для создания яркой, жизнерадостной, насыщенной светом живописи — гребцы и купальщики, единство поэзии повседневной жизни и поэтичности самой натуры.

В отличие от картин Мане, в пейзажах Ренуара всегда присутствуют человеческие фигуры. Его краски становятся все более легкими и светлыми, манера свободнее. В целом же его полотна представляют собой разноцветные пятна с расплывчатыми силуэтами. На Салоне 1870 года художник выставляет «Купальщицу» и «Алжирскую женщину», неплохо принятые критикой.

Портрет актрисы Жанны Самари, Ренуар, 1878

С началом войны с Германией Ренуар, получив повестку, уехал в Бордо, где был приписан к десятому полку легкой кавалерии. Но при первой же возможности художник возвратился в Париж. В 1871 году он пишет «Купальшицу с грифоном» и «Одалиску, или Алжирскую женщину».

Благодаря дружбе с Дюран-Рюэлем, который приобрел многие его работы, Ренуар смог купить большую мастерскую в Париже и с успехом выступил в Салоне Отвергнутых в 1873 году. В следующем году он становится одним из организаторов и участников первой выставки импрессионистов. На этой выставке в ателье Надара было показано пять его картин — «Танцовщица», «Ложа», «Парижанка», «Жнецы», «Голова женщина». Ренуара ругали меньше других. Ему даже удалось продать «Ложу» за 425 франков.

История жизни Пьера Огюста Ренуара

«После «Ложи» Ренуар начал писать маленькими прозрачными мазками, положенными один на другой, они создавали на полотне и в восприятии зрителя нужный тон, — отмечает М. Готье. — Требовалась особая сноровка, чтобы в соответствии с законами оптики и психологии на сетчатке родилось должное впечатление. И если Ренуар не испытывал желания навязывать искусству науку, то он и не скрывал своего желания нравиться. И он нашел средство осуществить это стремление. Самая суть его существа заставляла Ренуара с любовью писать обнаженные фигуры и портреты — он действительно был в них влюблен, а вовсе не хотел любой ценой приворожить зрителя».
В 1875 году вместе с Сислеем и Бертой Моризо он решил устроить в отеле Друо продажу с аукциона своих произведений. Наибольшую цену в 300 франков он получил за картину «Пон Неф». Двадцать полотен едва принесли ему две тысячи франков.

В саду. Под деревьями Мулен-де-ла-Галетт, Ренуар, 1876

В эти годы художник создает лучшие свои произведения: «Ложа» (1874), «Обнаженная» (1876), «Мулен де ла Галетт» (1876), «Завтрак гребцов» (1881), ряд превосходных портретов артистки Жанны Самари (1877), портрет коллекционера В. Шоке (1875).

В большой картине «Завтрак гребцов» впервые появилась молодая девушка Алиса Шарига, ставшая вскоре женой Ренуара. Эта картина принадлежит к той же категории, что и «Бал в Мулен де ла Галетт» и «Прогулка на лодках в Шату», написанные два года назад. Сделана еще одна попытка запечатлеть оживленную людскую толпу в радостной атмосфере, насыщенной солнцем.

В 1879 году на Салоне был выставлен «Портрет мадам Шарпантье с детьми». Ренуар добился успеха. Кастаньяри пишет: «Портрет мадам Шарпантье с детьми — одна из самых интересных работ. Палитра необычайно разнообразна. Наблюдательность художника остра, живописная манера — свободна и стихийна».

Описание картины «Качели», Ренуар, 1876

Особое влияние на творчество Ренуара оказывают путешествия. В 1879 году, а затем еще раз в 1882 году он посещает Северную Африку, в 1880 году выезжает в Гернси, в 1881-1882 годах — в Италию. Ренуар утверждал, что живописи нужно обучаться в музеях. И действительно, побывав в музеях Лондона, Голландии, Испании, Германии, художник совершенствует свою технику, сохраняя живописность с плавными переходами тонов при доминанте зеленоватых и серо-голубых цветов. Вместе с тем линия на его картинах становится более жесткой и отточенной. Он постепенно возвращается к конкретным предметным образам.

Отдав дань праздничным сценам городской жизни, пейзажам и изображению цветов, Ренуар переходит к обнаженной натуре, где доминирующими цветами становятся розовый и персиковый. Женские образы Ренуара привлекают своей красочностью, колоритностью, необычайно живым выражением лиц. Программной работой художника может считаться картина «Нагая женщина, сидящая на кушетке» (или «Обнаженная»). На кушетке, обитой розово-зеленой полосатой шелковой тканью, боком к зрителю, обратив к нему лицо, сидит обнаженная женщина. Ее полная, немного тяжеловатая фигура, дышащая силой, здоровьем и молодостью, далека от академических представлений о женской красоте.

Ренуар не стремится к углубленной психологической характеристике, да и сама модель, миловидная и бездумная, не располагает к этому. Она покоряет нас своей чувственной красотой, природной грацией движений, заметной в неторопливом повороте головы, в движении рук, в непринужденности ее позы. Необычной свежестью веет от ее розового лица с живыми блестящими синими глазами, обрамленными темным пушком ресниц, от пухлых алых губ. Пышная копна темных волос с чуть растрепанной челкой на лбу подчеркивает светлый тон ее лица, прозрачность кожи. Живость модели оттеняется и золотым браслетом на ее руке, и мерцающим драгоценным камнем в серьге.

Картина «Бал в Мулен де ла Галетт», Ренуар, 1876

И в дальнейшем Ренуар обращался к обнаженной натуре: «Лежащая обнаженная» (1890), «Купальщица в скалах» (1892), «Спящая» (1897).

В 1885 году у четы Ренуаров появился первенец Пьер. Позднее у них родилось еще двое сыновей — Жан (1893) и Клод (1901).

«Шедевром этого времени являются «Большие купальщицы» (1885-1887), возвышающиеся над остальными работами той поры, — пишет М. Готье. — На создание этой композиции его вдохновил Жирардон. Ренуар видел в Версале его рельеф Нимфы. Купальщицы Ренуара отнюдь не сказочны, они подлинно человечны, хотя художник и стремился сделать их идеальными. По его собственным словам, он «барахтался» с этой картиной размером 1,16 на 1,68 метра более трех лет и считал ее самой удачной из созданных в зрелые годы. И действительно, картина со всей отчетливостью выявляет определенное направление в его творчестве. Позднее Ренуар отказался от этой манеры.

Ренууар был слишком эмоциональной и слишком живой натурой, чтобы подчиняться жесткой дисциплине. Он покорялся ей, когда это было необходимо, и бежал от нее, сметая все преграды, всякий раз, когда радость творчества захватывала его».

Собирание цветов, Пьер Огюст Ренуар, 1875

«В 1890-е годы и в более позднее время Ренуар создает отдельные удачные картины, повторяет и свои старые работы, но в целом в его искусстве наблюдается спад, — отмечает Ю.Г. Шапиро. — Усиливаются субъективные черты, сознательный отход от натуры и формалистические поиски «красивого». Он часто прибегает к гиперболизации в передаче форм, к странным и неестественным сочетаниям красок».

В 1898 году Ренуар покупает сельский дом в Эссуа близ Труа, на родине жены. Через год первый тяжелый приступ ревматизма заставляет художника провести зиму на юге. В 1900 году художник переселяется на юг Франции, в Кань, и живет в своем домике на склоне горы Колетт. Несмотря на мучающий его артрит, он продолжает рисовать, вновь возвращается к пейзажам, рисует цветы, пробует заниматься скульптурой. Манера его становится более классической, и вместе с тем в его картинах сохраняются легкость, воздушность и неповторимый колорит красок. В 1907 году «Портрет мадам Шарпантье с детьми» был продан за девяносто одну тысячу франков. В шестьдесят шесть лет художник, наконец, обрел достаток.

Читайте также  Портрет к. п. победоносцева, репин, 1903

С 1910 года Ренуар мог передвигаться только с помощью костылей. В 1912 году ему отказали руки и ноги. Но он работает кистью, зажатой между двумя еще подвижными пальцами — указательным и большим. Ежедневно почти до самого дня смерти прославленный художник садился к мольберту, устраивался так, чтобы левой рукой помогать правой, и говорил:

Девушки в черном, Пьер Огюст Ренуар

Э-э. нет, ни одного дня без работы!

— Почему вы так настойчивы? — спросил его заезжий поклонник.

Поглощенный работой, Ренуар ответил:

— Но ведь нет выше удовольствия!

И прибавил:

— Потом, это похоже на долг.

3 декабря 1919 года Ренуар умер.

Описание картины «Мадам Шарпантье с детьми» — Пьер Огюст Ренуар

Updated on 25 марта, 2020 By Admin

Картина «Мадам Шарпантье с детьми» была одной из тех, что экспонировались на популярной выставке импрессионистов «Салон» в 1879 году. Полотно было написано по заказу Джорджа Шарпантье — парижского издателя, публиковавшего

романы Флобера, Монпассана, Золя и Гонкура. Шарпантье и его супруга Маргарита-Луиза Лемонье коллекционировали полотна импрессионистов.

Двое детей, изображенные на картине это Жоржет-Берта и Поль-Эмиль-Чарльз. Согласно веяниям моды Франции того времени, одежда мальчика такая же, как у его сестры Жоржетт.

Похожие картины:

Описание картины «Портрет мадам Шарпантье» — Пьер Огюст Ренуар Мадам Жорж Шарпантье, урожденная мадам Маргарита-Луиза Лемонье была супругой Жоржа Шарпантье. Этот человек был издателем в Париже. Он публиковал романы Флобера, Золя и Гонкура. Эта семейная чета коллекционировала картины импрессионистов.

Описание картины «Мадам Моне в саду» — Пьер Огюст Ренуар Клод Моне рассказал что случилось в тот день в его саду в городе Арженте. Ренуар появился у него в гостях, и, восхищенный атмосферой, решил рисовать тот же сюжет, что и Моне. Обе […].

Описание картины «Портрет мадам Альфонс Даде» — Пьер Огюст Ренуар Альфонс Даде был французским автором романов. Будучи близким другом Эмиля Золя, Гюстава Флобера и Эдмона Гонкура, он принадлежал к школе писателей натуралистов. В 1867 году Даде женился на Джулии Аляр, которая являлась […].

Описание картины «На террасе (Две сестры)» — Пьер Огюст Ренуар Ренуар отличался постоянством к своим излюбленным местечкам и пейзажам. Одним из таких мест был семейный ресторан Дом Фурнеза, в котором любил бывать живописец. Здесь были написаны ряд портретов, «Завтрак гребцов» и «Две […].

Описание картины «Танец в деревне» — Пьер Огюст Ренуар В 1883 году Огюст Ренуар написал две больших картины — «Танец в городе» и «Танец в деревне», которые были задуманы, как подвесные картины. Поль Лоте, друг художника, был моделью для образа танцующего […].

Описание картины «Голова женщины» — Пьер Огюст Ренуар Другая область, в которой полностью раскрылся яркий талант молодого живописца, был портрет. Правда, Ренуар не пытался раскрыть глубину образа, дать развернутую психологическую характеристику человека. Он писал почти исключительно молодых женщин и детей, […].

Описание картины «Мулен де ла Галетт» — Пьер Огюст Ренуар В «Мулен де ла Галет», одном из лучших своих произведений, художник дает широкую панораму яркого многолюдного бала. Многочисленные фигуры танцующих людей озарены неровными бликами света, что еще больше усиливает впечатление непрестанного движения. […].

Описание картины «Ребенок с кнутиком» — Пьер Огюст Ренуар Картина «Ребенок с кнутиком» была написана художником в 1885 году. Пьеру Ренуару тогда было уже за сорок, он многого добился. Его творчество имело большую славу, картины ценились обществом очень высоко. В то […].

Описание картины «Качели» — Пьер Огюст Ренуар Великолепная картина «Качели» — яркий образчик индивидуального стиля Ренуара. Сюжетная линия, построение композиции, особенность штриха, и конечно игра света, проникающего сквозь кроны деревьев и падающая на землю множеством солнечных зайчиков — это […].

Описание картины «Театральная ложа» — Пьер Огюст Ренуар «Театральная ложа» была главным экспонатом Огюста Ренуара на первой выставке импрессионистов, прошедшей в Париже в 1874 году. Сложная тематика и виртуозное исполнение с точки зрения технических приемов, произвели глубокое впечатление, и сделали […].

Описание картины «Этюды маслом» — Пьер Огюст Ренуар Хотя Ренуар, в отличие от своих друзей-импрессионистов Моне и Сислея, не склонен был писать пейзажи, ему тем не менее нравилось работать на открытом воздухе, и он в свое время сделал на пленэре […].

Описание картины «После завтрака» — Пьер Огюст Ренуар На картине «После завтрака» изображена обычная бытовая сцена. В работах импрессионистов практически нет социальной критики. Художники этого направления пытались запечатлеть на своих полотнах короткие мгновения бытия аналогично фотографам. Сюжеты для них становились […].

Описание картины «Девушка с веером» — Пьер Огюст Ренуар Великолепная работа, отличающаяся ярко выраженной импрессионистической манерой, была написана предположительно с Альфонсины Фурнез, дочери владельца ресторана Фурнез, который вошедшел в историю искусства в виде декораций к некоторым картинам Ренуара, а также как […].

Описание картины «Одалиска (Алжирская женщина)» — Пьер Огюст Ренуар Эта картина была выполнена Огюстом Ренуаром в восточном стиле, который вошел в моду после появления полотна Эжена Делакруа «Алжирские женщины». Натурщицей была Лиза Трио — возлюбленная художника.

Описание картины «В саду» — Пьер Огюст Ренуар Главными героями картины являются молодые парень и девушка, отдыхающие в тихом красочном саду в ясный день. Молодой человек в светло-сером костюме нежно держит девушку за руку, а другая его рука находится на […].

Описание картины «Семья художника» — Пьер Огюст Ренуар Габриэль Ренар — француженка, ставшая важным членом семьи художника Пьера-Огюста Ренуара, бывшая няней сына художника и часто его моделью. Она была наставницей Жана Ренуара, пробуждая и поощряя его интерес к кино. После […].

Описание картины «Полдень детей в Варжемоне» — Пьер Огюст Ренуар Эта картина интересна не только с точки зрения искусства детского портрета в творчестве Ренуара, но она представляет и новый этап развития его живописного письма, названный в критике «жетским» или «сухим». Глядя на […].

Описание картины «Зонтики» — Пьер Огюст Ренуар Знаменитый холст Зонтики написан художником в 1881-1886 годах, после его возвращения из Италии. Воздействием итальянских впечатлений можно объяснить более четкие, чем обычно контуры изображаемого. А во всем остальном это типичное произведение Ренуара, […].

Описание картины «Обнаженная в солнечном свете» — Пьер Огюст Ренуар Еще одна девушка, после Маргариты Легран, которой судьба определила совсем малый срок, чей облик увековечен в картине великого импрессиониста Огюста Ренуара, Анна Лебер. Обе прелестные девушки умерли очень рано от оспы, успев […].

Описание картины «Портрет Виктора Шоке» — Пьер Огюст Ренуар «…Свое восхищение Виктором Шоке, который не только покупал работы Ренуара и других импрессионистов, но и стал активным пропагандистом их творчества в кругу своих друзей, а также на последующих импрессионистических выставках, Ренуар выразил […].

Описание картины «Портрет А. Сислея с женой» — Пьер Огюст Ренуар Работа «Портрет А. Сислея с женой», создана Ренуаром в 1868 г. На полотне в полный рост запечатлены его друг, художник-импрессионист Альфред Сислей со своей супругой. Заметно, что изображенная на картине пара, нарисована […].

Описание картины «Танец в городе» — Пьер Огюст Ренуар Картина «Танец в городе» была написана Пьером Ренуаром в 1883 году по заказу Поля Дюран-Руэля. Его заказ художнику состоял из трех живописных полотен, на которых были изображены танцующие пары. Художник с большим […].

Описание картины «Лягушатник» — Пьер Огюст Ренуар «Лягушатник» представлял собой кафе на воде, размещавшееся на пришвартованном к берегу Сены понтоне, стоявшем в небольшом рукаве реки и соединявшемся с островом переходным мостиком, перекинутым через крохотный островок, который одни называли «цветочным […].

Описание картины «Натюрморт с хризантемами» — Пьер Огюст Ренуар Пьер Огюст Ренуар довольно часто обращался к образам цветов в своих картинах. Хризантемы пользовались его особенной любовью, их всегда он пытался показать с наиболее выгодной стороны. В отличие от Клода Моне, который […].

Описание картины «На лугу» — Пьер Огюст Ренуар Пьер Огюст Ренуар входил в число тех величайших живописцев, которые основали такое прекрасное направление живописи, как импрессионизм. В его репертуаре содержится много портретов светских личностей, жизнь французских богачей, а также множество портретов […].

Описание картины «Прогулка» — Пьер Огюст Ренуар Прекрасный яркий пример «ренуаровского» импрессионизма — картина «Прогулка», законченная в 1870 году. Сюжет картины незатейлив — галантная пара прогуливается на фоне цветущей зелени, но каково воплощение! Невероятно светлая палитра, и живая, «вибрирующая» […].

Описание картины «Девушки в черном» — Пьер Огюст Ренуар Получивший свое начало во Франции, импрессионизм не сразу был понят и признан в Европе, между тем наши, отечественные меценаты, порою, обладали пророческим взглядом, скупая картины, который уготовано великое будущее. Одно из таких […].

Описание картины «Акробаты цирка Фернандо» — Пьер Огюст Ренуар Цирк Фернандо был основан в 1875 году, а в 1890 он был переименован в Цирк Медрано. Это было основное развлечение для художников Монмарта. У Цирка Фернандо было помещение на Бульваре Рошешуар. В […].

Описание картины «Портрет актрисы Жанны Самари» — Пьер Огюст Ренуар Очаровательная актриса театра «Комеди Франсез» Жанна Самари всегда привлекала внимание Огюста Ренуара. Он находил в ее внешности и характере особое неуловимое очарование. Надо сказать, что симпатия художника была взаимной. Однако, как остроумно […].

Описание картины «Сидящая купальщица» — Пьер Огюст Ренуар Данная картина была создана Пьером Ренуаром в 1883 году. Художник ценил жизнь и восхищался ею. Его всегда манила к себе женская красота, ее загадочность. Его сводила с ума гладкая белая кожа молодых […].

Описание картины «Завтрак гребцов» — Пьер Огюст Ренуар Эту картину с полным правом можно назвать групповым портретом. В отличие от «Бала в Мулен де ла Галетт» здесь укрупнен масштаб фигур, все они портретны и узнаваемы и составляют основное содержание картины. […].

Описание картины «Первый выезд» — Пьер Огюст Ренуар «Любовь Ренуара к театру была особенной. Вот как описывает в своих мемуарах это чувство Жан Ренуар: «В молодости он не пропускал ни одной оперетки Оффенбаха. Он также следил за Эрве. Ему было […].

Описание картины «Бал в Мулен де ла Галетт» — Пьер Огюст Ренуар Пьер Огюст Ренуар — это «единственный великий художник, не написавший за свою жизнь ни одной печальной картины», — утверждал в 1913 году писатель Октав Мирбо. «Бал в Мулен де ла Галетт» — […].

Читайте также  Завтрак в мастерской, эдуард мане - описание картины

Описание картины «Танец в Буживале» — Пьер Огюст Ренуар «Вряд ли в прямом смысле к театральным можно отнести три портрета танцующих пар, написанных Ренуаром в 1883 году: «Танец в городе», «Танец в Буживале», «Танец в деревне», которые иногда называют зимней, весенней […].

Описание картины «Обнаженная» — Пьер Огюст Ренуар Картина «Обнаженная» была написана Пьером Ренуаром в 1876 году. Это одна из многочисленных работ художника, изображающих его видение истинной женской красоты. Полотно выполнено по всем правилам импрессионизма. Эта работа относится к жанру […].

Описание картины «Портрет Фредерика Базиля за мольбертом» — Пьер Огюст Ренуар Ренуар написал портрет Базиля с большой сердечностью. Это чувствуется в каждой мелочи, изображенной на картине. Самое неожиданное в ней точка, которую Ренуар нашел, чтобы представить зрителям Базиля и определить всю портретную композицию. […].

Описание картины «Большие купальщицы» — Пьер Огюст Ренуар Картину «Большие купальщицы» Огюст Ренуар писал около четырех лет, с 1883 по 1887. Художник был прославленным женолюбом и большим ценителем красоты женского тела, всегда старался донести до зрителей это чувство прекрасного. Данная […].

Описание картины «Ложа» — Пьер Огюст Ренуар Картина Пьера Огюста Ренуара «Ложа» является одной из самых известных его работ. Изображенная на ней театральная ложа, обозначенная лишь несколькими элементами, является, скорее, декорацией, обрамлением для основного действия. По своему жанру это […].

Описание картины «Скиф» — Пьер Огюст Ренуар В течение 1870 годов Огюст Ренуар написал несколько картин, изображающих сцены катания на лодках. На данное полотне, скорее всего, художник запечатлел Сену, в районе города Шату, расположенного к западу от Парижа.

Описание картины «Женщина с зонтиком в саду» — Пьер Огюст Ренуар Эта картина датирована периодом, когда Огюст Ренуар вместе с Клодом Моне разрабатывали новый язык в живописи. Этот жанр в конечном итоге можно как типичный импрессионизм. Здесь Ренуар изобразил сад с возвышенной точки, […].

Пьер Огюст Ренуар — краткая биография

Полное имя: Пьер Огюст Ренуар
Дата рождения: 25.02.1841
Место рождения: Лимож, Франция
Знак зодиака: Рыбы
Деятельность: Живописец, график, скульптор
Дата смерти: 03.12.1919 (78 лет)

Детство и юность

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 г. во французском городе Лимож, расположенном в центральной части страны.

Его отцом был портной Леонард Ренуар. Мать, Маргарита, работала швеёй. Семья жила небогато, всего у супругов родилось 7 детей (2 умерли в младенчестве), из которых Огюст был предпоследним.

Первые свои рисунки будущий художник делал на полу и стенах дома портновским мелком. Родители поддерживали творческие наклонности сына.

В 1844 г. семья переехала в Париж, где обладавший хорошим голосом Пьер Огюст начал петь в церковном хоре при соборе Сент-Эсташ. Регент хора, будущий известный композитор Шарль Гуно, выделял мальчика из остальных и занимался с ним отдельно. Он прочил Ренуару музыкальную карьеру, но так как семья жила небогато, отец желал, чтобы сын освоил ремесло. В возрасте 13 лет мальчик начал работать на фарфоровой фабрике «Леви Бразерс». Сначала юноша был подмастерьем, но быстро учился и вскоре сам стал мастером.

Он искусно расписывал тарелки, горшки и вазы, за что получал большие деньги. Вскоре Ренуар смог купить новый дом для всей семьи.

Благодаря техническому прогрессу ручную роспись на фарфоровой фабрике заменили штампованным производством, и 17-летнему Пьеру пришлось искать другую работу. Он расписывал веера, стены многочисленных парижских кафе, копируя работы мастеров XVIII века. Затем устроился на фабрику по росписи штор, в совершенстве овладев этой техникой. Молодой человек хорошо зарабатывал, помогал семье, а также копил деньги для поступления в художественную школу.

Пьер Огюст Ренуар в 1861 г.

Краткая биография

  1. В 20 лет Ренуар понял, что хочет быть художником. Заработанных за ремесленные годы денег хватило для оплаты первого года обучения в студии при парижской Школе изящных искусств под руководством Шарля Глейера, придерживающегося академической традиции. В школе он подружился с сокурсниками – Фредериком Базилем, Клодом Моне и Альфредом Сислеем. Вместе они часто выезжали на природу и писали пейзажи, обсуждали вопросы об искусстве, его дальнейшем развитии. Всем четверым было тесно в строгих академических рамках, они жаждали изменений.
  2. Через год Ренуару пришлось покинуть студию из-за нехватки средств. Он продолжил работу на пленэре. Вскоре студия Глейера была закрыта, и к Огюсту присоединились его друзья-художники.
  3. Наиболее успешными из ранних работ мастера стали: «Натюрморт с большой цветочной вазой» 1866 г., «Трактир матушки Антони» 1866 г., «Диана-охотница» 1867 г.
  4. Огюст часто писал портреты своих друзей: «Портрет Фредерика Базиля» 1867 г., «Портрет Альфреда Сислея с женой» 1868 г., «Моне читает» 1872 г.
  5. В 1867 г. Ренуар написал портрет возлюбленной Лизы Трео, на котором изобразил её в белом платье с зонтиком. Картину отобрали для участия в Салоне 1868 г.
  6. Художник часто работал на природе вместе с Клодом Моне. Нередко они даже выбирали одни и те же сюжеты и точки обзора. В 1869 г. у обоих появились картины с одинаковым названием – «Лягушатник». На них изображено известное кафе на воде со станцией проката лодок.
  7. Во время франко-прусской войны, в 1870-1871 гг., Пьер Огюст был призван в армию. На этой войне погиб друг художника Фредерик Базиль.
  8. В 1872 г. был написан пейзаж «Новый мост», на котором живописец изобразил вид залитого солнцем города и прогуливающихся по широкому мосту людей.
  9. В том же году Огюст с друзьями основал «Анонимное кооперативное товарищество».
  10. В 1873 г. появилась знаменитая картина «Катание на лодках в Аржантее».
  11. В 1874 г. в Салоне состоялась Первая выставка товарищества, на которой свои полотна представил Ренуар и другие художники нового направления. После этой выставки за ними закрепилось название «импрессионисты», данное в разгромной критической статье.
  12. В 1875 г. появилась картина «Обнажённая в солнечном свете», плохо принятая публикой.
  13. В 1876 г. прошла 2-я выставка импрессионистов, на которой было представлено 15 картин Ренуара (в основном, портреты).
  14. В том же году была создана многофигурная композиция «Бал в Мулен де ла Галетт». Картина была выставлена на 3-й выставке импрессионистов в 1877 г. и считается одним из главных шедевров мастера 70-х гг.
  15. В 1877 г. художник написал одну из самых известных своих картин – «Портрет Жанны Самари». Жанна была известной в Париже актрисой, выступала в «Камеди Франсез». Портрет заказали Ренуару родители девушки. Через год он написал ещё один портрет актрисы, но уже в полный рост.
  16. В 1878 г. живописец создал «Портрет мадам Шарпантье с детьми«, который сделал его одним из самых востребованных портретистов своего времени.
  17. В 1879 г. вместо очередной выставки импрессионистов художник отправил свои картины в Салон.
  18. Благодаря новым заказам материальное положение живописца улучшилось, и в 1881 г. он отправился в путешествие по Италии, где познакомился с творчеством мастеров эпохи Возрождения, что заставило его задуматься над изменением собственного стиля.
  19. В том же году мастер написал картину «Завтрак гребцов». На ней впервые появляется Алина Шериго (в образе дамы с собачкой), будущая жена Ренуара. Эта работа была представлена на 7-й выставке импрессионистов в 1882 г.
  20. В 1883 г. прошла первая персональная выставка художника. Слава Ренуара росла.
  21. В 1886 г. Ренуар закончил работу над картиной «Зонтики», начатой 5-ю годами ранее. Она стала первой картиной, выставленной в музее ещё при жизни художника.
  22. В 1887 г. мастер написал картину «Большие купальщицы». В этот период он уже отошёл от импрессионистской манеры и обратился к классицизму.
  23. В 1892 г. была создана картина «Две девушки за фортепиано», в которой художник возвращается к яркой импрессионистской палитре, но его краски обретают особую переливчатость.
  24. В том же году прошла большая выставка работ Ренуара.
  25. В 1897 г. при падении с велосипеда художник сломал правую руку. В период восстановления он не переставал работать и научился писать левой рукой. Перелом спровоцировал развитие тяжёлого артрита, мучившего художника все последующие годы и приведшего в результате к параличу.
  26. В 1900 г. Ренуара посвятили в кавалеры ордена Почётного легиона, а в 1910 г. он стал офицером ордена.
  27. В 1912 г. у художника случился приступ паралича, после чего он мог передвигаться только в инвалидном кресле. Но мастер продолжал работать, кисть ему в руку вкладывала сиделка.
  28. 3 декабря 1919 г. в возрасте 78 лет Пьер Огюст Ренуар скончался от воспаления лёгких.

Пьер Огюст Ренуар в 1910 г.

Личная жизнь

В 1865 г. на вечере у своего друга-художника Жюля Ле Кёра Огюст был представлен 16-летней Лизе Трео. Она стала первой любовью и одной из любимых моделей художника. Их отношения длились 7 лет.

Портрет Лизы Трео

В 1870 г. Лиза родила от Огюста дочь, названную Жанной Маргерит. Ренуар отцовство не признал и не собирался жениться на Лизе, поэтому девушка оставила его и вышла замуж за молодого архитектора.

Главной любовью в жизни живописца стала белошвейка Алина Шериго, с которой он познакомился в 1880 г. Она была воплощённым идеалом женской красоты для художника. Вскоре у них начались романтические отношения. В 1890 г. Огюст и Алина поженились.

Портрет Алины Шериго (1885)

У пары родилось 3 сыновей. В 1885 г. на свет появился первый сын Пьер, в 1894 г. родился Жан, а в 1901 – Клод.

Вывод

Пьер Огюст Ренуар был одним из основателей нового направления в живописи XIX века – импрессионизма.

Молодые художники стремились уйти от академизма, показать на картинах реальную жизнь, передать мимолётность, сиюминутность данного мгновения и состояния природы. Их интересовала неповторимая игра света и тени, которую можно уловить лишь при работе на пленэре. Работы импрессионистов отличаются быстрыми, широкими мазками и условностью деталей.

Ренуара в большей степени интересовала не природа, а люди. Он первым начал писать человеческие фигуры в новой технике.

Художник Пьер Огюст Ренуар

Художник всю жизнь много работал и в какой-то момент перерос импрессионизм и создал свой неповторимый стиль. Он работал в разных жанрах: пейзаж, бытовые сцены, портрет, натюрморт и обнаженная натура.

Все картины Ренуара отличаются особой жизнерадостностью, они наполнены солнечным светом, воздухом и воспевают красоту жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: