Портрет льва толстого, репин, 1887 - JEKATERINBURG.RU

Портрет льва толстого, репин, 1887

File:Ilya Efimovich Repin (1844-1930) — Portrait of Leo Tolstoy (1887).jpg

Original file ‎ (1,508 × 2,048 pixels, file size: 1.37 MB, MIME type: image/jpeg )

Captions

Captions

Summary [ edit ]

  • : Q172911
  • VIAF: 30329364
  • ISNI: 0000 0001 2277 9324
  • ULAN: 500024225
  • LCCN: n79075231
  • MusicBrainz: 7ba03e68-0bbe-4227-830b-388c36c5653a
  • WorldCat
  • : Q183334
  • VIAF: 155322452
  • ISNI: 0000 0001 2181 5303
  • ULAN: 500303235
  • LCCN: n81071245
  • NLA: 35214659
  • WorldCat

Licensing [ edit ]

Public domain Public domain false false

The author died in 1930, so this work is in the public domain in its country of origin and other countries and areas where the copyright term is the author’s life plus 80 years or fewer.

This work is in the public domain in the United States because it was published (or registered with the U.S. Copyright Office) before January 1, 1926.

File history

Click on a date/time to view the file as it appeared at that time.

Date/Time Thumbnail Dimensions User Comment
current 10:06, 26 March 2018 1,508 × 2,048 (1.37 MB) Alonso de Mendoza (talk | contribs) Reverted to version as of 11:47, 4 January 2018 (UTC) ¿Pop Art? It´s the version of the museum web
13:44, 22 January 2018 1,200 × 1,711 (460 KB) Awkiku (talk | contribs) Reverted to version as of 11:37, 17 April 2016 (UTC) : Error in the colors making the painting look like pop-art.
11:47, 4 January 2018 1,508 × 2,048 (1.37 MB) Alonso de Mendoza (talk | contribs) better
11:37, 17 April 2016 1,200 × 1,711 (460 KB) Hohum (talk | contribs) Colour correction
11:33, 29 June 2007 1,200 × 1,711 (496 KB) Alex Bakharev (talk | contribs) From http://lj.rossia.org/users/john_petrov/849786.html
22:30, 27 October 2005 482 × 689 (54 KB) ArtMechanic (talk | contribs)
00:10, 18 March 2005 482 × 689 (18 KB) Thebrid (talk | contribs) Ilya Efimovich Repin (1844-1930) — Portrait of Leo Tolstoy (1887)

You cannot overwrite this file.

File usage on Commons

The following 15 pages use this file:

File usage on other wikis

The following other wikis use this file:

  • Usage on af.wikipedia.org
    • Ilja Repin
  • Usage on alt.wikipedia.org
    • Россия
  • Usage on ar.wikipedia.org
    • أدب روسيا
    • بوابة:الإمبراطورية الروسية/شخصية مختارة
    • بوابة:الإمبراطورية الروسية/شخصية مختارة/15
    • إيليا ريبين
    • المسيحية في أوروبا
    • كم يحتاج الرجل من فدان؟
  • Usage on arz.wikipedia.org
    • ليو تولستوى
    • ادبا الامبراطوريه الروسيه
  • Usage on avk.wikipedia.org
    • Vexala dem rossiavaf suterotik
  • Usage on azb.wikipedia.org
    • لئو تولستوی
  • Usage on az.wikipedia.org
    • Vikipediya:Tarixdə bu gün/Aprel
    • Vikipediya:Tarixdə bu gün/aprel 17
    • Vegetarianlıq
  • Usage on az.wikiquote.org
    • Lev Tolstoy
  • Usage on bat-smg.wikipedia.org
    • Levs Tuolstuos
  • Usage on ba.wikipedia.org
    • Толстой Лев Николаевич
    • Кешегә күпме ер етә
  • Usage on be-tarask.wikipedia.org
    • Ільля Рэпін
  • Usage on be.wikipedia.org
    • Ілья Яфімавіч Рэпін
  • Usage on bg.wikipedia.org
    • Анархизъм
    • Шаблон:Начална страница 20 февруари
    • Лев Толстой
    • Уикипедия:Избрани годишнини/Февруари
  • Usage on bg.wikiquote.org
    • Уикицитат:Цитат на деня/октомври 2011
    • Уикицитат:Цитат на деня/октомври 2011/12
  • Usage on bo.wikipedia.org
    • ཐོར་སི་ཐའེ།
    • ༄༅།། དམག་འཁྲུག་དང་ཞི་བདེ།
    • ༄༅།། ཤི་ལོག
  • Usage on br.wikipedia.org
    • Barv
  • Usage on bs.wikipedia.org
    • Lav Tolstoj
    • Wikipedia:Na današnji dan/novembar
    • Šablon:Na današnji dan/20. novembar
  • Usage on ca.wikipedia.org
    • Rússia
    • Lev Tolstoi
    • Literatura russa
    • Ilià Repin
    • La història d’un cavall
    • Anna Karènina
  • Usage on ce.wikipedia.org
    • Толстой, Лев Николаевич
    • Ков:Литература/Select image
  • Usage on cs.wikipedia.org
    • 9. září
    • 1828
    • Lev Nikolajevič Tolstoj
    • Realismus (literatura)
    • Ilja Repin
    • Wikipedie:Článek týdne/2020
  • Usage on cs.wikiquote.org
    • Lev Nikolajevič Tolstoj
    • Wikicitáty:Citát týdne/2010

Metadata

This file contains additional information such as Exif metadata which may have been added by the digital camera, scanner, or software program used to create or digitize it. If the file has been modified from its original state, some details such as the timestamp may not fully reflect those of the original file. The timestamp is only as accurate as the clock in the camera, and it may be completely wrong.

Лев Толстой глазами Ильи Репина

Лев Толстой и Илья Репин в Ясной Поляне

Это была многолетняя дружба и одновременно полемика обо всем. Это было взаимное обаяние и влияние и при этом непримиримое расхождение в вопросах искусства, например.

12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи, 17 иллюстраций к произведениям и 3 гипсовых бюста — столько работ, связанных с Львом Толстым, насчитывают исследователи творчества Репина.

Портрет Л. Н. Толстого

Художественная галерея во Владивостоке

Репин и Толстой познакомились в Москве в 1880 году. На тот момент Толстой был уже не только известным писателем, но и находился в состоянии «духовных исканий» и переосмысления ценностей и достижений более ранних лет жизни. Толстой тогда сам пришел в мастерскую к сравнительно молодому художнику. (Толстому было 52, а Репину 36).

В своих воспоминаниях «Из моих общений с Л. Н. Толстым» Репин писал: «Лев Толстой. Неужели? Так вот он какой! Я хорошо знал только его портрет работы И. Н. Крамского и представлял себе до сих пор, что Лев Толстой очень своеобразный барин, граф, высокого роста, брюнет и не такой большеголовый…»

Этюды Л. Н. Толстого, 1891

У Репина в памяти отпечаталось, что писатель говорил глубоким, задушевным голосом, читал нравственную проповедь о том, как люди стали равнодушны к ужасам жизни и идут по дороге разврата.

«На столе уже горела лампа, мрачное и таинственное предвестие дрожало в воздухе. Казалось, мы накануне Страшного суда. Было и ново и жутко. »

Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых

Государственный Русский Музей

После встречи Репин вызвался проводить писателя до дома, после чего они почти каждый день встречались на прогулку и много беседовали. Репин настолько был под впечатлением от всего, что говорил Толстой, он писал, что «не мог после спать, голова шла кругом от его (Толстого) беспощадных приговоров отжившим формам жизни». Проповедь писателя об отмене смертной казни, вдохновила его на картину — «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых». (По одной из версии, в образе самого Николая — седого бородача с крестами — Репин изобразил именно Толстого)

Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу. 1891

Эта встреча произвела на Репина невероятное впечатление, он писал критику Владимиру Стасову, что чувствовал себя мальчишкой рядом с Толстым и хотел слушать без конца его. «Боже мой, какая всеобъемлющая душа у этого Толстого! Все, что только родилось, живет, дышит, и вся природа — все это верно отразилось в нем, без малейшей фальши и, прочтенное раз, так и остается перед глазами на всю жизнь. ».

Портрет Льва Николаевича Толстого. 1901.

Толстой также высказал свое мнение о картине «Запорожцы», которую писал Репин — писателю показалась она легкомысленной и художник не на шутку расстроился и даже забросил замысел. Однако через некоторое время Репин не смог преодолеть себя дописал картину — и она стала одним из самых знаменитых его шедевров.

Портрет Л. Н. Толстого. 1887

Репин часто бывал в доме Льва Толстого в Хамовниках. Но долгое время не писал его портрета, а лишь присматривался, вынашивал в себе образ. Первый портрет написал лишь в 1887, когда приехал в гости к писателю в его имение Ясная Поляна.

Л. Н. Толстой на пашне. 1887

Репин пробыл там неделю и создал несколько набросков того, как Толстой работал в кабинете, читал, гулял, общался с крестьянами и вспахивал поле. Репин писал, что в жаркий августовский день, в самое пекло Толстой шесть часов, без отдыха, бороздил сохой черную землю. «У меня в руках был альбомчик, и я, не теряя времени. ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа…»

И.Е. Репин. Лев Николаевич Толстой босой. Этюд одноименного портрета. 1891

Государственный Русский Музей

Л. Н. Толстой босой. 1901

Государственный Русский музей

Когда коллекционер Павел Третьяков узнал, что Репин поехал в Ясную Поляну, то очень сетовал, что не смог заранее рассказать художнику свои мысли о портрете — оказывается, и он хотел, чтобы фигура писателя была «оставлена потомству во весь рост и непременно на воздухе, летом».

Лев Николаевич Толстой в яснополянском кабинете. 1887

Государственный музей Л.Н. Толстого

Лев Николаевич Толстой в розовом кресле. 1909.

Государственный музей Л.Н. Толстого

Толстой, ужасно не любивший позировать, все же стойко выдержал написание портрета, и писал очень тепло о Репине своему другу Владимиру Черткову: «У нас — завтра будет неделя — живет Репин и пишет мой портрет — и отнимает у меня время, но я рад и очень полюбил его, он очень хороший и серьезный человек». И в других письмах Толстой писал, как высоко ценит и любит Репина.

Л. Н. Толстой за работой у круглого стола. 1891

Государственный Русский музей

Репин ездил в Ясную Поляну часто и пока общался с Толстым, полностью подпадал под его обаяние, влияние «сильной, гениальной» личности Толстого было на него незыблемо, все его слова художник воспринимал как истину.

Л.Н.Толстого с женой С.А.Толстой

Но по прошествии времени, чары будто исчезали и вдали от Толстого, Репин не испытывал восторга от личности Толстого, напротив, ему становилось жаль этого старика с сохой, который сидит один со свечкой в своем темном кабинете.

Лев Толстой в комнате под сводами. 1891

Государственный Русский музей

Отношение художника к Толстому резко изменилось, он понял, что это не писатель должен опускаться до уровня крестьян, но наоборот поднимать их до своего. Еще одним камнем преткновения были вопросы искусства. Репин был категорически не согласен с многими высказываниями Толстого.

Лев Николаевич Толстой за чтением

В одной статье писатель назвал Рафаэля, Вагнера, Шекспира бездарностями, чем очень задел Репина: «Ведь это все равно, если бы нашелся какой-нибудь сорви-голова, который мне сказал бы, что Лев Толстой бездарен и фальшив. Ну что с таким спорить, к чему?!» – писал Репин.

Портрет Льва Николаевича Толстого. 1912 год

Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты»

И все же до конца жизни Толстого, эти две фигуры продолжать дружить и спорить обо всем, а Репин продолжал работать над портретами Толстого и после смерти писателя в 1910. Считает, что именно этот художник создал визуальный образ Толстого, который сейчас присутствует в головах современного человека.

Портрет Льва Толстого, 1916

Выставка «Репин: миф о Толстом» пройдет в Музее Льва Толстого на Пречистенке до 13 октября 2019

История портрета Л.Н.Толстого при изучении биографии писателя

Содержание

  • 1 Изучение биографии писателя с помощью портрета
  • 2 История портрета Л.Н.Толстого при изучении биографии писателя
  • 3 Ментальная карта
  • 4 Облако слов

Изучение биографии писателя с помощью портрета

При изучении биографии писателя мы, прежде всего, обращаемся к его портрету. Многие художники отразили в своем творчестве живописные места, связанные с пребыванием там писателей; природу, которая воссоздана в их литературных произведениях. Так, методически интересным оказывается включение пейзажей Лермонтова — художника в изложение его биографии. Почти все они связаны с конкретными местами на Кавказе, где бывал поэт. Пейзажи Лермонтова являются своеобразным “дневником” путешествий и скитаний поэта. Литература в школе изучается на историко-документальной основе, и поэтому важную функцию выполняет погружение в конкретную эпоху, описанную в произведении, рассказ о личных качествах писателя. О том, каким он был, лучше всего расскажет портрет. Портретная живопись 19-20 веков поражает своим обилием.

История портрета Л.Н.Толстого при изучении биографии писателя

Самым известным портретистом считается Крамской, создавший целую галерею портретов известных писателей, артистов, общественных деятелей. Среди почитателей таланта Льва Николаевича Толстого был основатель картинной галереи Пётр Третьяков. Он хотел заказать портрет писателя для своей галереи, но Толстой отказывался позировать. 5 сентября 1873 года Крамской приехал в Ясную Поляну и отправился на розыски писателя. Во дворе на вопрос, не знает ли, где граф, работник ответил: «Это я и есть». Так состоялось знакомство этих двух выдающихся людей. Художник был принят в Ясной Поляне очень сердечно. Однако Толстой продолжал упорствовать в своём отказе позировать. В отличие от своих предшественников, передвижники испытывали глубочайшую потребность, по словам Стасова, «написать лицо и облик того, кого они сами из значительных лиц увидали, узнали, поняли, оценили и захотели оставить в картине своей кисти для потомства». Они, как правило, не ждали заказов, не рассчитывали на щедрую плату и нередко сами просили, уговаривали людей, которых им хотелось запечатлеть. Тогда Крамской предложил написать два портрета: один для семьи Толстого, другой для галереи Третьякова. Писатель согласился, и на следующий день начались сеансы. Толстой поразил и покорил Крамского. О своих впечатлениях он написал Репину:

Прозорливость художника способствовала успешной работе. И хотя Крамской писал два портрета одновременно, перед нами предстают два разных образа Толстого. В третьяковском варианте поражает выражение глаз писателя: в испытывающем, устремлённом на зрителя взгляде удивительно передана сила его духа и проницательность. Лев Николаевич Толстой изображен в возрасте 45 лет; в обширном ряду портретов Толстого, выполненных многими художниками, портрет работы Крамского – один из лучших. Портрет выполнен в спокойной темноватой живописной гамме. Толстой – в своей просторной серовато-синей рубахе-блузе, он сидит на просторном стуле, со сложенными на коленях руками. Композиция предельно проста, фон спокойный, нейтральный, ничто не заслоняет главного – выразительной головы Толстого с «мужицкими» чертами его типично русского лица и умными, проницательными глазами. Глядя на этот портрет, десятиклассники понимают, что великий мастер вносил простоту, добро и правду не только в свои романы, но и в жизнь, им становится понятнее образ Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Платона Каратаева. Образ Льва Николаевича Толстого интересовал многих художников. Крамской, Репин, Ге, Нестеров, Ярошенко, Трубецкой и многие другие создали ряд портретов, сохранивших для нас облик великого писателя и философа. Особый интерес представляют портреты, раскрывающие духовный мир писателя, необычный и сложный. К ним относится и картина И.Е. Репина «Пахарь Л.Н. Толстой на пашне» 1887 года.

В 1870-е годы в жизни писателя происходит глубокий перелом. Подобно герою его рассказа «После бала» Ивану Васильевичу, Толстой мучительно ищет ответа на вопрос: «Как жить?». Он стремится уйти из того круга обеспеченных, не знающих труда людей, к которым он принадлежал по рождению. Толстой стремится заполнить свою жизнь трудом; кроме создания романов, он учит детей в основанной им школе, пашет землю, помогая беднейшим крестьянам, учится шить сапоги, сажает деревья, косит траву и т.п. Простой физический труд он считает оздоровляющим человека и физически, и духовно. И.Е. Репин писал Л.Н. Толстого на пашне:

Репин писал Толстого более, чем кто-либо из русских художников. Свыше 70 работ он посвятил писателю, часто бывал в его доме. Самой известной и популярной, наверное, является картина, где изображен Толстой на пашне. Репин видел, что труд доставляет писателю огромное удовольствие. Увидев это, Репин по памяти делает зарисовки и пишет работу. Работы художника помогают нам глубже, лучше понять личность писателя. Люди искусства также оценили талант и значение Толстого для современников и потомков, оставили в веках его образы.

Ментальная карта

Ментальные карты— это способ систематизации знаний с помощью схем; это технология изображения информации в особом графическом виде. Ментальные карты воспринимаются лучше, чем списки, графики, таблицы и тексты, в силу того, что лучше соответствуют структуре человеческого мышления. Ментальные карты не являются альтернативой таблиц и графиков, а только дополняют их. Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса.

В качестве средства визуализации для организации учебно-познавательной деятельности составлена Ментальная карта

Облако слов

«Облако слов» или взвешенный список — это визуальное представление списка категорий (или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п.). Ключевые слова чаще всего представляют собой отдельные понятия, и важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Возможности использования облака слов в обучении связаны с тем, что в облако можно записать тему урока, которую учащиеся должны определить; попросить составить предложения по определенной теме, «облако» выступает в качестве опорного конспекта; можно предложить детям прочитать в «облаке» главный вопрос, на который необходимо найти ответ в течение урока; составьте предложения или рассказ, используя как можно больше слов из облака; создать словарное «облако» на основе небольших недавно изученных учебных текстов, и попросить учащихся вспомнить, о чем были эти тексты, и в каком именно контексте использовались слова; показать «облако», составленное из слов, взятых из незнакомого текста, и попросить догадаться о его содержании.

«Писательские» портреты Ильи Репина. Толстой и Гаршин

Илья Ефимович Репин – фигура в русской живописи особенная, монументальная, значение которой трудно переоценить. Он был и остается крупнейшим мастером реалистической школы, написавшим произведения, которые безо всякого преувеличения составляют «золотой фонд» отечественной живописи. Даже не обремененный художественным образованием школьник, не задумываясь, назовет автора картин «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван Грозный убивает своего сына», «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» и других.

Репин прожил долгую жизнь – 86 лет. И каждая минута ее была отдана творчеству. К старости он так перетрудил свою правую руку, что она начала сохнуть. Тогда Репин научился держать кисть в левой руке — жить и не писать он просто не мог. И среди всех его полотен, конечно же, самое значительное место занимают портреты. Игорь Грабарь в свое время отметил, что «такой потрясающей портретной галереи, какую оставил нам Репин, не было создано никем».

Портреты детские, женские и мужские, портреты композиторов и актеров, врачей и военных, друзей-художников и писателей,- классифицировать работы можно по любому признаку.

Над большими, эпохальными, полотнами типа «Заседание государственного совета» или «Письмо казаков турецкому султану», по сути представляющими собой групповые портреты, художник работал годами, а вот обычные писал быстро. Знаменитый портрет композитора Модеста Мусоргского был создан им всего за 4 дня, а Льва Толстого, лежащего под деревом, он и вовсе писал по памяти, хотя для остальных портретов писателя специально приезжал в Ясную Поляну…

Среди так называемых «писательских» портретов ему, Толстому, принадлежит первое место в творчестве художника. Их общение началось в 1880-м, когда писатель побывал в мастерской художника. Репин признался, что при встрече боялся разочарования – часто талант и человек в частной жизни не гармонируют. Но опасения оказались напрасны, и после личного знакомства Репин с восторгом утверждал: «Лев Толстой другое – это цельный гениальный человек… он был совершенно ясен и логичен». С момента знакомства он находился под обаянием личности Толстого. Общение с Толстым вызвало у Репина небывалый восторг, который сам он описал так: «Его страстные рассуждения взбудораживали меня до того, что я не мог после спать, голова шла кругом от его беспощадных приговоров отжившим формам жизни».
Они многократно встречались, не раз Репин навещал Льва Николаевича в Хамовниках и в Ясной Поляне. Впоследствии он признавался, что его тянуло к писателю «по закону тяготения малых тел к большому». Не раз говорил он, что когда пишет Толстого, то честно фиксирует каждый момент жизни «грандиозной личности» человеческого духа, представляющий большую ценность не только для современников, но и для потомков.
Сам же писатель об этом вспоминал так: «У нас завтра будет неделя как живет Репин и пишет мой портрет – и отнимает у меня время, но я рад и очень полюбил его… он очень хороший и серьезный человек».

В усадьбе Лев Николаевич ходил в простой черной блузе домашнего шитья, черных брюках без всякого фасона, туфлях на босу ногу и белой «довольно затасканной» фуражечке, но несмотря на свой «опростившийся» вид по-прежнему выглядел «внушительно». Всего Репин написал 12 портретов писателя!
Дружба Репина и Льва Толстого длилась 30 лет, вплоть до самой смерти писателя. И хотя их взгляды на жизнь и на искусство часто расходились, они очень тепло относились друг к другу.

На этом портрете Репин изобразил и силу воли, и мудрость, и доброту, и спокойное величие писателя – таким, каким он его увидел.

Художник написал и несколько портретов членов семьи Толстого, создал иллюстрации к его произведениям. В доме художника бывала и старшая дочь Толстого Татьяна Сухотина, которая также стала моделью художника.

Однажды, когда Репин гостил в Ясной Поляне, писатель собрался пахать поле бедной вдовы. Он умело запряг одну лошадь в соху, другую в борону и начал пахать. Вот как рассказал об этом в своих воспоминаниях сам Илья Ефимович. Лев Толстой пахал «однообразно и долго, до скуки», «шесть часов без отдыха, он бороздил сохой черную землю». «Менялись только тени от солнца, да посконная рубаха его становилась все темнее… Репин наблюдал за тем, как трудился на пашне великий писатель, и делал зарисовки в альбоме. Работа была тяжелой. Художник и сам попробовал пахать, но оказалось, что это «Страшно трудно!» «Пальцы с непривычки держать эти толстые оглобли одеревенели и не могли долее выносить, плечи от постоянного поднимания сохи … страшно устали, и в локтях сделалась нестерпимая боль. Мочи не было. «Вот оно, в поте лица», – подумал я утираясь»

Следующим по популярности изображения можно считать писателя Всеволода Гаршина. Причем, кроме самостоятельных портретов писателя, Репин запечатлел его и в двух своих знаковых картинах: с Гаршина писался главный герой в картине «Не ждали», и он же позировал для того самого царевича, которого убивает царь Иван Грозный. К слову, сам образ царя-детоубийцы писался с художника Григория Мясоедова, и Репин долго мучил коллегу, чтобы тот сделал такие глаза, какие мы видим на полотне «Иван Грозный и сын его Иван». Не случайно картина и по сей день не оставляет никого равнодушным: на неё уже дважды совершались покушения, причем последнее было совсем недавно – в 2018 году.

…Сам Репин в точности не помнил, где он познакомился с Гаршиным, зато очень хорошо помнил захватившие его чувства: «C пepвoгo жe знaкoмcтвa мoeгo c Гapшиным я зaтлeлcя ocoбeннoю нeжнocтью к нeмy. Мнe xoтeлocь eгo и ycaдить пoyдoбнee, чтoбы oн нe зaшибcя и чтoбы eгo кaк-нибyдь нe зaдeли. Гapшин был cимпaтичeн и кpacив, кaк милaя, дoбpaя дeвицa-кpacaвицa».

Портрет Всеволода Михайловича Гаршина. Илья Ефимович Репин, 1884

Они сдружились, белыми ночами бродили по улицам Петербурга, бесконечно споря и обсуждая насущные для 1870−80-х годов социальные вопросы. Гаршин остро переживал несправедливость общественного устройства. Репин понял, кого напоминает ему этот большеглазый человек с пронзительным взглядом, — типаж революционера-народовольца и потому именно ему художник предложил позировать для ссыльного с картины «Не ждали». Что же касается второй работы, то и здесь гаршинские глаза и лицо сыграли свою роль. Репин увидел в них обреченность, а именно это искал он для образа своего царевича. Репин не ошибся, разглядев в красивых глазах Гаршина раннюю смерть: вскоре после написания картины писатель сведет счеты с жизнью, бросившись в межлестничный пролет…

Но галерея «писательских» портретов Репина не исчерпывается образами Льва Толстого и Всеволода Гаршина. Были в ней и знаменитые портреты Тургенева, о которых мы уже рассказывали, и портреты Максима Горького и Леонида Андреева, Корнея Чуковского и Владимира Короленко, Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского. А когда, уже в последние годы жизни, Репина навестили на даче в «Пенатах» молодые художники и поэты, его привлекло лицо неразговорчивого Велимира Хлебникова, и художник предложил написать его портрет, на что тот ответил: «Меня уже написал Давид Бурлюк, в виде треугольника…»

О других «писательских « портретах кисти Репина мы расскажем в наших следующих публикациях.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Десять портретов Льва Толстого — от фото с войны до фрески в храме

В сознании многих Лев Николаевич Толстой — писатель и автор величайшего эпоса «Война и мир». Другие помнят его как мыслителя, проповедника ненасилия, вегетарианца и «преданного анафеме» борца с клерикализмом. Эти и другие мнения совершенно справедливы: за 82 года жизни писатель успел проявить себя во многих сферах. Его гениальность была очевидна уже современникам. Лично встретиться с графом и написать портрет стремились многие именитые живописцы — Иван Крамской, Илья Репин, Николай Ге. VATNIKSTAN отобрал 10 образов Льва Толстого — привычных и неожиданных, времён молодости и последних лет.

Лев Толстой — поручик. Фото С. Л. Левицкого. 15 февраля 1856 года. Лев Толстой прибыл в Севастополь в конце 1854 года. Находясь в эпицентре военных действий, он напишет два рассказа: «Севастополь в декабре месяце» и «Севастополь в мае месяце». Схожие по названию по посылу рассказы противоположны. Первый проникнут патриотизмом и гордостью за русскую армию. Во втором Лев Николаевич под впечатлением передовой и осады города укажет на бессмысленность и бесчеловечность войны. Рассказы позволят ему войти в петербургский литературный кружок журнала «Современник».

На фото Льву Николаевичу 27 лет. Его запечатлел придворный фотограф Сергей Левицкий.

Портрет Л. Н. Толстого. И. Н. Крамской. 1873 год. Первый прижизненный и один из лучших портретов Толстого. В начале 1870-х годов он уже был признанным писателем, но переживал внутренний кризис. Весной 1873 года он начнёт роман «Анна Каренина». Произведение давалось ему с трудом, но отвлекало от жизненных проблем:

«Моя Анна надоела мне, как горькая редька… но не говорите мне про неё дурного или, если хотите, то с ménagement (с осторожностью.), она всё-таки усыновлена».

Иван Крамской относился к Толстому с уважением, увлекался его творчеством и очень хотел написать портрет. Писатель сначала не соглашался. На уговоры ушло несколько месяцев. Живописцу пришлось переехать в Козловку-Засеку, неподалёку от Ясной Поляны и находить убедительные аргументы:

« — Я слишком уважаю причины, по которым вы отказываете в сеансах, но ведь портрет ваш должен быть и будет в галерее.
— Как так?
— Очень просто… Лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно…».

Чтобы сконцентрировать внимание зрителей, Крамской выбирает простую композицию и сдержанную цветовую гамму, которые не отвлекают от спокойного, погруженного в себя Льва Николаевича.

Сеансы живописи сопровождались оживлёнными беседами об искусстве и жизни. Крамской написал одновременно два портрета: один для самого Льва Николаевича, другой на заказ для Третьякова.

Портрет Л. Н. Толстого. Н. Н. Ге. 1884 год. Начало 1880-х годов — время максимального успеха и признания для Льва Николаевича. Начинается период духовных поисков и создания философских трактатов — «Исповедь», «Так что же нам делать?», «О голоде», «Что такое искусство?», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри вас…».

В 1882 году Лев Николаевич написал заметку о переписи населения, где рассуждал о следующем. Две тысячи переписчиков пройдут по самым отдалённым уголкам города, включая трущобы и ночлежные дома. Наверняка им встретится множество людей «без хлеба, одёжи и приюта». Но неужели же вся задача социологии — лишь зафиксировать, что в Москве в 1882-м году было столько-то нищих, проституток, беспризорников? Толстой предлагал меры действенно помощи конкретные вещи: помочь деньгами и личным участием.

Заметку прочитал живописец Николай Ге и описал своё состояние как «меня всего зажгло». Он поехал знакомиться с Толстым. Сначала он напишет портрет его жены, а затем и самого писателя:

«… я ездил в Москву, где и прожил три недели, я ездил, чтобы видеть моего хорошего Льва Николаевича Толстого и чтоб написать его портрет, что я задумал давно, но не мог исполнить. Радуюсь, что исполнил наконец. В этом портрете я передавал всё, что есть самого драгоценного в этом удивительном человеке».

Этот портрет считается достоверным и точным. Современники, ранее не видевшие писателя, после визита в Ясную Поляну, передавали свои впечатления о том, как выглядит Толстой вживую, словами:

«Точно такой, как на портрете господина Ге!».

«Лев Толстой в аду». Фрагмент фрески из храма иконы Божией Матери «Знамение». Курская область, 1883 год. В конце 1870-х годов он переживал очередной внутренний кризис. В духовных поисках он сначала обратился к православной вере: посещал Оптиму пустынь, много постился, причащался, исповедался и молился. Но это не приносило желаемого просветления и избавления. Напротив, в дневниках он описывал ощущение фальши и сомнения в догматах православия. В 1880 году он откажется от молитв и начнет вырабатывать собственное духовное учение:

«Не в молебнах, обеднях, свечах, иконах учение Христа, а в том, чтобы люди любили друг друга, не платили злом за зло, не судили, не убивали друг друга».

Лев Николаевич отвергает христианские догматы о Троице, непогрешимый авторитет Вселенских соборов, таинства и обещание адских мук для грешников. Писатель активно распространял брошюры со своим учением, что, разумеется, вызвало недовольство церкви и ее активных приверженцев. Его активно осуждали, и одно из проявлений этого осуждения — фреска, где писатель оказывается в несуществующем по его мнению аду.

В дальнейшем отношения Толстого с церковью будут только осложняться. В конце 1880-х годов Синод попросит Александра III отлучить писателя от церкви, но император откажется с формулировкой, что: «…не желает прибавлять к славе Толстого мученического венца».

« Пахарь Л. Н. Толстой на пашне». И. Е. Репин. 1887 год. Илья Репин прожил у Толстого восемь дней и написал два портрета:

«В один жаркий августовский день, в самую припёку, после завтрака Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы… Шесть часов, без отдыха, он бороздил сохой чёрную землю, то поднимаясь в гору, то спускаясь по отлогой местности к оврагу. У меня в руках был альбомчик, и я, не теряя времени, становлюсь перед серединой линии его проезда и ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа. Это продолжается менее минуты, и, чтобы удвоить время, я делаю переход по пахоте на противоположную точку, шагах в двадцати расстояния, и становлюсь там опять в ожидании группы. Я проверяю только контуры и отношения величины фигур; тени после, с одной точки, в один момент.
Наконец я попросил позволения попробовать попахать. Едва-едва прошёл линию под гору, — ужасно накривил, а когда пришлось подниматься на взлобок, не мог сделать десяти шагов. Страшно трудно! Пальцы, с непривычки держать эти толстые оглобли, одеревенели и не могли долее выносить; плечи от постоянного поднимания сохи для урегулирования борозды страшно устали, и в локтях, закрепленных в одной точке сгиба, при постоянном усилии этого рычага делалась нестерпимая боль. Мочи не было. „Вот оно, в поте лица“, — подумал я, утираясь.
— Это с непривычки, — сказал Лев Николаевич. — И я ведь не сразу привык; у вас ещё и завтра в руках и плечах скажется труд. Да, всё же физический труд самый тяжёлый, — добродушно рассуждал он с улыбкой.
И опять началось бесконечное тяжёлое хождение взад и вперёд по рыхлой пахучей земле. Вот он, Микула Селянинович, непобедимый никакими храбрецами в доспехах. Микула вооружён только вот таким терпением и привычкой к труду».

«Лев Николаевич Толстой босой». И. Е. Репин. 1901 год. Современные поклонники Льва Николаевича знают о его привычке одеваться просто и ходить босиком. Но писатель выглядел так не всегда, а только в собственном имении. Выходя «в свет», он всегда обувал сапоги. Репин же часто гостил у Толстого и знал все его домашние привычки. Поэтому на одном из портретов запечатлел Льва Николаевича босым. Получилось, что Репин раскрыл небольшую тайну писателя. Он отреагировал с иронией:

«Благодарю вас, Илья Ефимович, что, разув меня, вы оставили на мне хотя бы панталоны».

«Великан и пигмеи. Лев Толстой и современные писатели». Карикатура неизвестного художника из коллекции Фёдора Фидлера. Масштаб личности Льва Толстого был очевиден современникам. На карикатуре неизвестного автора громадная фигура писателя противопоставлена 16 «пигмеям» — менее прославленным и талантливым писателям конца XIX века. Портретного сходства, впрочем, не угадывается.

« Лев Толстой среди яснополянских детей». Открытка Е. М. Бём. 1909 год. Писатель увлекался педагогикой всю жизнь. В 1859 году он открыл первую школу, где учил крестьянских детей. Подход к обучению был инновационным для его времени. В школе не было телесных наказаний, самым страшным было получить запрет посещать занятия. Занятия вёл не только Лев Николаевич, но и приглашённые учителя из семинаристов и студентов.

Основной идеей было свободное воспитание: Толстой считал, что стремление к знаниям пробудится у детей только в такой обстановке:

«Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе».

Открытка с репродукцией картины Яна Стыки «Толстой за работой в саду, окружённый призраками тех бедствий, которые терзают его родину». 1909 год. На картине польского живописца Толстой изображён за работой над статьёй «Не могу молчать» (1908 год) о смертных приговорах. Прочитав сообщение в газете о повешении двадцати крестьян, он был до глубины души потрясён и продиктовал в фонограф:

«Нет, это невозможно! Нельзя так жить. Нельзя так жить. Нельзя и нельзя. Каждый день столько смертных приговоров, столько казней. Нынче 5, завтра 7, нынче 20 мужиков повешено, двадцать смертей… А в Думе продолжаются разговоры о Финляндии, о приезде королей, и всем кажется, что это так и должно быть».

Среди призраков, терзающих Россию, угадываются пьянство, полицейский произвол, смертные казни, страдания, нищета.

Ян Стыка был поклонником учения Толстого, он отошёл от христианства и увлекался древнегреческой философией. Бывал в гостях у писателя в Ясной Поляне. Они вели активную переписку.

« Лев Толстой на турнике». В. В. Шульженко. Вторая половина XX века. Советский художник Василий Шульженко запечатлел Толстого в ещё одной ипостаси — как спортсмена. Занятия физкультурой Лев Николаевич считал такой же важной, как умственный труд. Время на физическую активность он рекомендовал находить каждый день, хотя бы 15 минут. Сам он предпочитал тренировки на свежем воздухе — «садовая гимнастика» с кольцами и турником.

С лёгкостью писатель выполнял упражнение, получившее в семье название «Иван Михайлович»:

1. Повиснуть на руках на перекладине.
2. Просунуть между ними ноги
3. Приподнявшись, сесть на перекладину.

Лев Николаевич любил упражнения с гантелями, не без гордости вспоминал о том, как в молодости мог креститься двухпудовыми гирями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: