Портрет купца из семейства ведиг, ганс гольбейн младший, 1532 - JEKATERINBURG.RU

Портрет купца из семейства ведиг, ганс гольбейн младший, 1532

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2359)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1257)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (712)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2435)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (48)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (570)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (30)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (621)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1236)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1616)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (801)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (447)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Ганс Гольбейн Младший «Портрет купца из семейства Ведиг»

Ганс Гольбейн Младший

Портрет купца из семейства Ведиг — Ганс Гольбейн Младший. 1532. Масло, доска. 42,2х32,4. Музей: Метрополитен музей

Герб на кольце, надетом на палец молодого человека, позволил определить, что на портрете запечатлен член семьи Ведиг из Кёльна. А точнее, перед нами, скорее всего, двадцатидевятилетний Герман Ведиг III, купец и представитель Ганзейского союза, пользовавшегося специальными торговыми привилегиями в Лондоне. Приехав в Англию, Гольбейн (Хольбейн) нашел множество заказчиков среди немецких купцов, поселившихся в лондонском квартале Стильярд.

Фигура мужчины, одетого в черное, выделяется на лазурном фоне. Лицо, повернутое на три четверти к зрителю, и ракурс правой руки образуют композиционную пирамиду, привносящую в портрет чувство статической гармонии. Образ излучает мудрое спокойствие и душевную непреклонность, подчеркнутые строгим стилем одежды. Между страницами книги, изображенной на первом плане, вложен лист, на котором читаются слова Veritas odiu[m] parit («Истина порождает ненависть»). Искусное владение цветом, точный рисунок, реализм и мастерское распределение объемов, соединенные с психологической насыщенностью образа, ставят Гольбейна в один ряд с выдающимися портретистами европейского Возрождения.

Чем прославился королевский художник Ганс Гольбейн Младший: 10 фактов о современнике Босха

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Биография

Ганса Гольбейна обычно называют «Младшим», чтобы отличить его от отца. У них были общие имена и цели. Старший Гольбейн был художником, который управлял большой мастерской в городе Аугсбург с помощью своего брата Зигмунда. Именно под опекой своего отца юный Ганс и его брат Амброзиус научились искусству рисования, гравюры и живописи. Отец и сыновья вместе изображены в триптихе Гольбейна Старшего 1504 года, находящего в Базилике Святого Павла.

Будучи подростками, братья переехали в Базель, центр академического и издательского секторов Германии, где они работали гравёрами. Гравюра была очень важным средством в то время, как один из единственных способов массового производства изображений для широкого распространения. Находясь в Базеле, Гансу также было поручено написать портреты мэра города и его жены. Его самые ранние сохранившиеся портреты, отражающие готический стиль, любимый его отцом, сильно отличаются от более поздних работ, которые по праву считаются его выдающимися шедеврами.

2. Религиозное искусство

В начале 20-х годов Ганс зарекомендовал себя как независимый мастер, управляя собственной мастерской, став гражданином Базеля и членом его гильдии художников. Это был успешный период для молодого художника, который получал многочисленные заказы как от учреждений, так и от частных лиц. Некоторые из них были светскими, как, например, его проекты стен ратуши. Однако большинство из них были религиозными, такими как иллюстрации к новым изданиям Библии и картины с библейскими сценами.

Именно в это время лютеранство начало оказывать влияние в Базеле. Несколькими годами ранее основатель протестантизма прибил свои девяносто пять тезисов к двери церкви в шести ста километрах от города Виттенберг. Интересно, что большинство религиозных работ Ганса за годы его пребывания в Базеле свидетельствуют о симпатии к новому движению. Например, он создал титульный лист для Библии Мартина Лютера.

3. Портретист

Ранний портрет мэра Базеля, написанный Гансом, привлёк внимание некоторых других важных фигур в городе, в том числе легендарного учёного и философа Эразма. Эразм славно путешествовал по Европе, обзаведясь многочисленными друзьями и единомышленниками, с которыми он регулярно переписывался. В дополнение к своим письмам он хотел отправить им своё изображение и поэтому нанял Ганса для создания своего портрета. Между художником и учёным установились отношения, которые оказались чрезвычайно полезными для Гольбейна Младшего в его дальнейшей карьере.

4. В поисках стиля

Как в мастерской своего отца, так и в Базеле, Ганс находился под влиянием позднеготического движения. В то время он оставался самым заметным стилем в Нидерландах и Германии. Готическое искусство отличалось преувеличенными фигурами и акцентом на линии, а это означало, что ему, как правило, не хватало глубины и размерности в отличие от его классического аналога.

Учёные и историки искусствоведы предполагают, что более поздние работы художника были связаны с воспоминаниями о путешествиях по Европе, особенно – Италии. Примечательно, что Ганс начал создавать как живописные виды, так и портреты, такие как Венера и Купидон (Амур), которые демонстрировали новое понимание перспективы и пропорций. В то время как лицо Венеры сохраняет элементы североевропейского стиля, её тело, поза и поза маленького амура напоминают итальянских мастеров.

Гольбейн также известен тем, что научился новым методам у других зарубежных художников. Например, от французского художника Жана Клуэ он перенял технику использования цветных мелков для своих эскизов. В Англии он научился создавать ценные иллюстрированные рукописи, которые использовались как символ богатства, статуса и благочестия.

5. Работа с металлом

Позже в своей карьере Ганс добавил работу по металлу к длинному списку навыков, которыми он уже овладел. Художник работал непосредственно на печально известную вторую жену Генриха VIII, Анну Болейн, создавая украшения, декоративные тарелки и чашки для её коллекции безделушек.

Он также изготовил специальные предметы для самого короля, в первую очередь гринвичские доспехи, которые Генрих носил, участвуя в турнирах. Доспехи с замысловатой гравировкой были настолько впечатляющими, что в течение десятилетий после этого они вдохновляли английских металлистов пытаться соответствовать мастерству Гольбейна.

Во многих рисунках Ганса использовались традиционные мотивы, наблюдавшиеся в металлических изделиях на протяжении веков, такие как листва и цветы. По мере того, как Гольбейн набирался опыта, он начал акцентировать внимание на всё более сложные образы, такие как русалки, которые стали отличительной чертой его работы.

6. Поездка в Англию

В 1526 году он отправился в Англию, используя свои связи с Эразмом, чтобы проникнуть в самые элитные социальные круги страны. Ганс прожил в Англии два года, в течение которых сделал портреты некоторых высокопоставленных мужчин и женщин, спроектировал потрясающую небесную фреску на потолке для столовой величественного дома и нарисовал большую панораму битвы между англичанами и их вечным врагом, французами.

После четырёх лет в Базеле художник вернулся в Англию в 1532 году и оставался там до своей смерти в 1543 году. Многие из его шедевров были созданы в этот последний период его жизни, и он получил официальную должность королевского художника. Это означало, что Ганс мог рассчитывать на финансовую и социальную поддержку одного из самых влиятельных людей в мире, пока он продолжал создавать фантастические произведения искусства.

Читайте также  Портрет амбруаза воллара, пикассо, 1910

Он со всей ответственностью подошёл к своей новой роли, создав окончательный портрет Генриха VIII, а также несколько картин с его жёнами и придворными. Помимо этих официальных произведений, Ганс также продолжал принимать частные заказы, наиболее прибыльные, которых были для коллекции лондонских торговцев, щедро плативших за отдельные портреты и большие картины для своей гильдии.

7. Королевский двор и шедевры

Наряду с его культовым портретом Генриха VIII, «Послы» входят в число самых знаменитых работ Ганса. На картине изображены два француза, которые жили при английском дворе в 1533 году и наполнены скрытым смыслом. Многие из показанных предметов представляют собой разделение церкви, такие как наполовину скрытое распятие, сломанная струна лютни и гимн, написанный на нотах. Такая замысловатая символика демонстрирует мастерство художника в деталях.

Однако самым поразительным признаком, несомненно, является искажённый череп, который доминирует на нижнем переднем плане. С прямой линии можно почти различить грубые очертания черепа, но, двигаясь влево, полная форма становится ясной. Таким образом, Ганс использовал своё владение перспективой, чтобы отразить таинственную, но неоспоримую природу смертности.

8. Перемены

После четырёх лет, проведённых в Базеле, Ганс вернулся в радикально изменившуюся Англию. Он прибыл в тот самый год, когда Генрих VIII покинул Рим, бросив вызов приказам папы, отделившись от Екатерины Арагонской и женившись на Анне Болейн. Хотя круг общения, который он сформировал во время своего первого пребывания в Англии, потерял королевскую благосклонность, Гольбейну удалось снискать расположение новых властей, Томаса Кромвеля и семьи Болейн. Кромвель отвечал за королевскую пропаганду и использовал художественные навыки художника для создания серии весьма влиятельных портретов королевской семьи и двора.

Один из этих портретов не совсем соответствовал плану и фактически способствовал тому, что Кромвель впал в немилость. В 1539 году министр организовал женитьбу Генриха на его четвёртой жене, Анне Клевской. Он послал Ганса сделать портрет невесты, чтобы показать королю, и лестная картина, как говорят, скрепила сделку. Однако, когда Генрих увидел Анну лично, он был очень разочарован её внешностью, и их брак в конечном итоге был аннулирован. К счастью для Ганса, Генрих не лишил его художественной лицензии, а попросту обвинил Кромвеля в ошибке.

9. Личная жизнь

Находясь в Базеле, Ганс женился на вдове на несколько лет старше себя, у которой уже был один сын. Вместе у них родилось ещё двое детей: сын и дочь, которые изображены на замечательной картине под названием «Семья художника». Хотя картина написана в стиле «Мадонны с младенцем», основная атмосфера, вызванная в картине — это меланхолия, по-видимому, отражающая то, что было далеко не счастливым браком.

За исключением одной краткой поездки в Базель в 1540 году, нет никаких свидетельств того, что Ганс навещал свою жену и детей, живя в Англии. Хотя он продолжал поддерживать их материально, было известно, что он был неверным мужем, и в его завещании было указано, что он был отцом ещё двух детей в Англии. Возможно, ещё больше свидетельств супружеских разногласий можно найти в том факте, что его жена продала почти все его картины, которые он оставил у неё.

10. Наследие

Большую часть наследия Ганса можно отнести к славе фигур, которые он нарисовал. От Эразма до Генриха VIII его натурщики считались одними из самых важных людей в мире. Их изображения всегда будут привлекать интерес и любопытство на протяжении веков. Его мастерство в столь широком разнообразии средств массовой информации и техник также обеспечило, чтобы его запомнили, как уникального художника. Он не только создавал невероятно реалистичные портреты, но и создавал восхитительные гравюры, поистине впечатляющие религиозные шедевры и некоторые из самых почитаемых доспехов того времени.

Ганс работал самостоятельно, без большой мастерской или толпы помощников, что означало, что он не оставил после себя школы искусств. Более поздние художники, тем не менее, пытались подражать ясности и сложности его работ, но ни один из них не достиг такого же уровня успеха в стольких различных видах искусства. При его жизни репутация Гольбейна была завоевана благодаря его многогранным талантам, а после смерти его слава была обеспечена многочисленными шедеврами, которые он создал.

А в продолжение темы о художниках – восемь малоизвестных фактов о Василии Кандинском , который по праву может считаться признанным отцом абстракционизма.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ренессанс

Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь

Ганс Гольбейн — Ханс Хольбейн

Ганс Гольбейн Младший

Ганс Гольбейн (Ханс Хольбейн) (Holbein) — Ханс Младший (1497 или 1498-1543), немецкий живописец и график. Представитель Возрождения. Точным, четким по характеристике портретам (живопись и рисунки), картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства Ренессанса, монуметнальная цельность композиции («Мертвый Христос», 1521; «Моретт», ок. 1534-35).

Биография

Ханс Хольбейн (Гольбейн) Младший родился в 1497 или 1498 г. в богатом швабском городе Аугсбурге в семье знаменитого художника Ханса Хольбейна Старшего, мастера алтарной живописи. Вместе со старшим братом Амброзиусом Ханс учился живописи в мастерской своего отца. В 1515 г. юные Хольбейны переезжают в швейцарский город Базель и два года работают в мастерской Х. Хербстера.

Свою самостоятельную творческую деятельность Хольбейн начинает с ксилографии — иллюстрирует книги у известного издателя И. Фробера. В период с 1519 по 1526 гг. им было исполнено более 1200 печатных досок. В 1515 году Ханс создает иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского и становится его другом.

В историю мировой живописи Хольбейн вошел, прежде всего, как выдающийся портретист. Блестящим дебютом молодого художника стали портреты базельского бургомистра «Якоба Мейера» и его супруги «Доротеи Канненгиссер». Незаурядные способности Хольбейна приносят ему раннюю славу. В 21 год Ханс стал признанным мастером. Он вступил в базельскую гильдию художников и унаследовал мастерскую брата, после его преждевременной кончины. В это же время художник женится на Элизабет Шмидт.

В первый базельский период (до 1526 г.) Хольбейн создает религиозные композиции («Мертвый Христос»), исполняет живописно-декоративные произведения (фрески «Дома танца» в Базеле, не сохранились), пишет многочисленные портреты бюргеров и гуманистов («Эразм Роттердамский»). Главное произведение этого периода — «Мадонна бургомистра Мейера», исполненная для алтаря капеллы замка Мейера.

В 1524—26 гг. Хольбейн исполняет серию рисунков «Образы смерти» (известных под названием «Пляска смерти»), представляющих собой аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. (Изданы в гравюрах на дереве в 1538 г.)

Начавшаяся Реформация вынуждает Хольбейна покинуть страну. В 1526 г. он едет в Лондон. Благодаря рекомендательным письмам Э. Роттердамского художник был любезно принят в доме Томаса Мора, канцлера и советника короля Генриха VIII. В короткий срок Хольбейн приобретает широкую известность среди друзей Мора как великолепный портретист («Астроном Николас Кратцер»). Он создает как живописные, так и графические портреты («Портрет Т. Мора»).

По возвращении в Базель в 1528 г. Хольбейн пишет почти исключительно портреты и занимается украшением фасадов. В 1530—32 гг. исполняет серию рисунков на библейские темы (изданы в гравюрах на дереве в 1538 г.).

В 1532 г. Хольбейн уезжает в Лондон навсегда. К этому времени Мор оказался в опале, и Хольбейну пришлось искать покровительства у немецких купцов — членов Ганзейского союза. Он украшает росписями их резиденцию «Стальной двор» (не сохранились) и пишет многочисленные портреты («Портрет Г. Гисце»). Слава Хольбейна как великолепного портретиста быстро растет. Начиная с 1533 г. он получает многочисленные заказы на портреты лондонской знати и высокопоставленных особ, а в 1536 г. становится придворным живописцем короля. В этот период Хольбейном были созданы шедевры портретной живописи («Портрет Т. Кромвеля», «Посланники», «Портрет Ш. Моретта», «Портрет Р. Чесмена», «Портрет Р. Саутвелла», «Портрет Джейн Сеймур», «Портрет Кристины Датской», «Портрет Анны Клевской», «Портрет Генриха VIII»).

В Англии Хольбейна ценили также как мастера миниатюры, создававшего рисунки для предметов роскоши и прикладного искусства. Последней работой художника стал эскиз для настенных часов, предназначенных Генриху VIII.

Осенью 1543 г. Хольбейн умер от чумы.

Картины художника Ханса Холбейна

Портрет дамы с белкой

Портрет жены и детей

Портрет Анны Клевской

Портрет Доротеи Канненгиссер

Портрет Джейн Сеймур

Лаис Коринфская

Эразм Роттердамский

Портрет Бонифациуса Амербаха

Портрет Эразма Роттердамского

Портрет Томаса Кромвеля

Портрет Роберта Чесмена

Читайте также  Портрет графини карпио, маркизы де ла солана - франсиско де гойя

Портрет Р. Саутвела

Сэр Томас Мор

Портрет мужчины из семейства Ведиг

Портрет Якоба Мейера

Астроном Николас Кратцер

Портрет Г. Гисце

Портрет неизвестного с нотной тетрадью

Портрет мужчины

Портрет Шарля де Солье

Портрет Генриха VIII

Портрет Томаса Годселва с сыном

Тайная вечеря

Мадонна бургомистра Мейера

Послы

Портрет Кристины Датской

Христос. Свет Истины

В центре изображен проповедующий у зажженного светильника Христос. Зажженный светильник (свеча) здесь символизирует истиннность христианского вероучения. А справа изображены повернувшиеся ко Христу спиной Платон (в правом нижнем углу) и Аристотель. Они уходят прочь, увлекая своих учеников (схоластов) в пропасть.

Очевидно, гравюра иллюститует известные слова Спасителя: « Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15,14). А также предупреждения апостола Павла: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2: 8).

Мертвый Христос в гробу

Эта картина известна тем, что на ней Христос изображён настолько реалистично, насколько до этого его не изображал никто. История написания картины неизвестна. Согласно подписи Гольбейна на картине дата создания — 1521 год (MDXXI), однако исследование рентгеновскими лучами выявило ещё одну букву «I» в дате, что уже обозначает 1522 год. Учёные предполагали, что картина была частью алтаря, однако поиски остальных частей этого алтаря ни к чему не привели. Гольбейн писал Иисуса с утопленника, выловленного из Рейна. Первое упоминание картины было в описи 1586 года.

«Мёртвый Христос в гробу» — самое страшное и дерзкое произведение Гольбейна. Обычно мёртвый Христос всегда изображался величественным и спокойным, нетронутым тлением, а у Гольбейна Христос изображён как обычный труп: кровоподтёки, раны, следы от побоев, полуоткрытые остекленелые глаза и судорожно застывшие губы. На трупе Христа видны признаки разложения. В этой картине нет ничего божественного, перед зрителями лежит труп, одинокий в своей смерти (рядом нет никого из близких Христа).

Картина в какой-то мере свидетельствует о безбожности Гольбейна. Однако, существует версия о том, что Гольбейн так жёстко изобразил смерть, чтобы ещё эффективней сделать Воскресение.

Картины В.М. Васнецова

Художник является одним из самых знаменитых в мире. Картины Васнецова отличаются замысловатыми фольклорными сюжетами, а также необычной техникой исполнения.

История Владимира и Рогнеды

Ни одной женской судьбе не посвятили древнерусские летописцы столько сочувственных страниц, как полоцкой княжне — красавице Рогнеде. (ок. 960 — 1000).

Портрет купца из семейства ведиг, ганс гольбейн младший, 1532

Всеобщая история искусств

От редакционной коллегии.

Искусство Проторенессанса и 14 века

Искусство 15 века

Искусство 16 века

Изобразительное искусство Средней Италии в период Высокого Возрождения

Изобразительное искусство Венеции и прилегающих областей

Изобразительное искусство 15 века

Изобразительное искусство 16 века

Искусство 15 века

Искусство 16 века

Искусство 15 века

Искусство 16 века

Искусство проторенессанса и 14 века.

Искусство 15 века.

Искусство 16 века.

Искусство Срелней Италии.

Искусство Северной Италии.

Всеобщая история искусств

От редакционной коллегии.

Третий том «Всеобщей истории искусств» целиком посвящен искусству эпохи Возрождения.

Авторами глав третьего тома являются:

Введение — Ю. Д. Колпинский.

Введение — Е. И. Ротенберг.

Искусство Проторенессанса и 14 века — Н. А. Белоусова.

Искусство 15 века Архитектура — В. Е. Быков. Изобразительное искусство — Н. А. Белоусова.

Искусство 16 века Введение — Е. И. Ротенберг. Архитектура — В. Ф. Маркузон. Изобразительное искусство Средней Италии в период Высокого Возрождения — Е. И. Ротенберг.

Искусство маньеризма — И.А.Смирнова.

Изобразительное искусство Венеции и прилегающих областей — Ю. Д. Колпинский.

Прикладное искусство—Н. С. Степанян.

Архитектура—Е. И. Ротенберг.

Изобразительное искусство — Р. Б. Климов.

Искусство Германии — Н. М. Чегодаева.

Архитектура — А. И. Венедиктов.

Изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина.

Искусство Испании — Т. П. Каптерева.

Искусство Португалии — Т. П. Каптерева.

Архитектура—А. И. Венедиктов.

Изобразительное искусство — М. А. Орлова.

Искусство Далмации — Л. С. Алешина.

Искусство Венгрии — А. Н. Тихомиров.

Искусство Чехословакии — Л. С. Алешина.

Искусство Польши — М. Т. Кузьмина

В отдельных разделах тома использованы авторские материалы В. Ф. Маркузона (по архитектуре Италии 15 в.), Е. И. Ротенберга (по изобразительному искусству Италии 15 в.), В. М. Полевого (но искусству Польши — раздел о Вите Ствоше).

В редактировании отдельных глав принимали участие А. Д. Чегодаев и Н. В. Яворская. В подготовке текстов к печати участвовала Л. С. Алешина.

Подбор иллюстративного материала выполнен Е. И. Ротенбергом, Т. П. Каптеревой и Л. С. Алешиной. Макет альбома иллюстраций составлен Р. Б. Климовым при участии редакторов тома, список иллюстраций — Т. П. Каптеревой. В подготовке карт принимала участие Л. С. Алешина. Указатель составлен М. Б. Аптекарь; материалы для библиографии представлены авторами глав.

Рисунки в тексте и карты выполнены художником В. А. Лапиным; подготовка иллюстративного материала для репродуцирования осуществлена фотографами Е. А. Никитиным и Н. А. Крацкиным.

За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д.—редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага).

За помощь в работе над третьим томом редколлегия приносит благодарность профессору А. Г. Габричевскому, директору Академии художеств в Венеции профессору Джузеппе Делогу, профессору Стефану Козакевичу (Польша), ректору Академии художеств Чехословакии Иржи Коталику, члену-корреспонденту Академии наук СССР В. Н. Лазареву, кандидату искусствоведения К. М. Малицкой, кандидату искусствоведения А. Н. Немилову.

Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры. Этап этот, как отмечал Ф. Энгельс, был величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством ( См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр.346) . По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. Достаточно напомнить о гениальных научных догадках Леонардо да Винчи, об основании Фрэнсисом БЭКОНОМ опытного метода исследования, об астрономических теориях Коперника, о первых успехах математики, о географических открытиях Колумба и Магеллана.

Особое значение имело Возрождение для развития искусства, утверждения принципов реализма и гуманизма в литературе, театре и изобразительном искусстве.

Художественная культура Возрождения представляет для человечества неповторимую и непреходящую ценность. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Более того, реалистическое искусство Возрождения открывает собой, по существу, первый этап в истории искусства нового времени. Основные принципы реализма, сама система реалистического языка изобразительного искусства нового времени сложилась в искусстве Возрождения, в особенности в его живописи. Огромное значение имело искусство Возрождения для всего дальнейшего развития зодчества и ваяния. То же относится и в значительной мере к театру и литературе.

Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. Однако это вовсе не значит, что культура всех народов мира при переходе от феодализма к буржуазному обществу проходила через период Возрождения как через обязательный этап своего развития. Для того чтобы в недрах позднего феодального общества впервые возникла и победила последовательно антифеодальная, реалистическая и гуманистическая художественная культура ренессансного типа, сложилось передовое светское мировоззрение, возникло представление о свободе и достоинстве человеческой личности, необходимо было сочетание определенных исторических условий, которые оказались возможными в определенной части земного шара, а именно в Западной и отчасти Центральной Европе.

Экономика и культура средневековой Европы на первых этапах развития феодализма отставала от рано расцветших могучих культур Востока (Арабский Восток, Китай, Индия, Средняя Азия). В дальнейшем, однако, именно в Европе впервые созрели предпосылки к переходу от феодализма к капитализму, то есть к новой, более высокой общественно-исторической формации. Эти новые общественные отношения сложились еще в недрах европейского феодального общества в торго-во-ремесленных городах — городских коммунах.

Именно тот факт, что в некоторых экономически наиболее развитых областях средневековой Европы города приобрели политическую самостоятельность, облегчил зарождение в них раннекапиталистических отношений. На этой основе и возникла открыто враждебная старой феодальной культуре новая культура, названная культурой Возрождения (Ринашименто — на итальянском, Ренессанс — на французском языке). Таким образом, первая антифеодальная в истории человечества культура возникла в ставших на путь капиталистического развития независимых городах-государствах, спорадически вкрапленных в массив Европейского континента, который находился в целом еще на стадии феодализма.

Читайте также  Картина «берёзовая роща», архип иванович куинджи — описание

Ганс Гольбейн

Биография

Ганс Гольбейн-младший — немецкий художник и гравер, работавший в стиле северного Возрождения, известен как один из величайших портретистов 16 века. Он создавал религиозные и сатирические полотна, пропагандировал принципы Реформации, внес большой вклад в развитие книжного дизайна.

Детство и юность

Ганс Гольбейн-младший родился в немецком городе Аугсбург предположительно в 1497-1498 годах. Он был сыном художника-ремесленника Ганса Гольбейна-старшего, руководившего мастерской, и вместе с родным братом Амброзием пошел по стопам отца. Около 1515 года юные подмастерья приехали в швейцарский Базель, который в те времена считался центром искусств и книгопечатания. Они стали учениками местного живописца Ганса Хербстера.

Ганс Гольбейн и его брат Амброзий

Поначалу Гольбейны работали в технике ксилографии и создавали металлографические оттиски для печати. Первой серьезной работой братьев стало оформление «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского по просьбе местного пастыря, богослова Освальда Микония. Индивидуальными ранними работами Ганса были портреты градоначальника Базеля и его супруги, написанные в реалистичной технике родителя.

В 1517 году старший и младший Гольбейны трудились над созданием фресок в доме торговца Якоба фон Хертенштейна в Люцерне, а также разрабатывали эскизы для витражей этого сооружения. По мнению исследователей, в том же году начинающий мастер посетил Италию, где познакомился с творениями Андреа Мантеньи, которые нашли отражение в настенных росписях раннего этапа творчества германского художника.

Картина Ганса Гольбейна «Пляска смерти»

В 1519 году Ганс Гольбейн вернулся в Базель и обзавелся собственной мастерской. Он выполнил ряд крупных работ по росписи фасадов Дома танца и здания Совета Ратуши, а также создал серию набросков для витражей в церковном и карикатурном стилях.

Кроме того, художник иллюстрировал книги знаменитого издателя Иоганна Фробена, создал несколько деревянных гравюр, а также оформил титульный лист Библии Мартина Лютера. К этому периоду принадлежат эскизы мастера, впоследствии использованные в гравюре «Пляска смерти».

Живопись

Биография Гольбейна-младшего как живописца началась с парных портретов чиновника Якоба Мейера и его супруги Доротеи, а также академика Бонифация Амербаха. С этого момента в изобразительной манере мастера начал вырабатываться индивидуальный стиль.

Картина Ганса Гольбейна «Мертвый Христос во гробу»

К ранним творениям немецкого мастера относилась картина «Мертвый Христос в гробу» (1520-1522), написанная темперой и маслом. Она представляла собой гротескное изображение в полный рост растянутого и неестественно тонкого тела лежащего Иисуса. Исследователи по сей день не могут определить, для чего создавалось это полотно: одни думают, что оно должно было стать алтарной пределлой, другие полагают, что это была часть святой гробницы спасителя.

Картина особенно примечательна размерами (30,5 см х 200 см) и тем, что лицо, руки и ноги Христа, а также раны на его туловище изображены как реалистичная мертвая плоть на ранних стадиях гниения. Есть версия, что в качестве натуры для этой работы Гольбейн пользовался телом утопленника, выловленным из Рейна.

Картина Ганса Гольбейна «Портрет Эразма Роттердамского»

В 1523 году Ганс создал картину, изображавшую философа Эразма Роттердамского, требовавшего точного сходства со своей персоной. Гуманист послал копии портрета друзьям и поклонникам в разные страны и помог Гольбейну выйти на мировой уровень.

В 1524 году живописец посетил Францию в поиске работы при дворе Франциска I, а спустя 2 года отбыл в Англию по рекомендации автора «Похвалы глупости», адресованной писателю-гуманисту Томасу Мору. В Туманном Альбионе Ганс написал 2 портрета выдающегося мыслителя: одиночный и в окружении семьи.

Картина Ганса Гольбейна «Портрет Томаса Мора»

Другими натурщиками художника были Уильям Уорхэм, архиепископ Кентерберийский, математик и астроном Николас Кратцер, а также придворные английского короля, конный мастер сэр Генри Гилфорд и его супруга Леди Мэри, а также Анна Ловелл, вероятно позировавшая для картины «Дама с белкой и скворцом». Кроме портретов, Гольбейн создал батальное полотно, посвященное осаде Тируана, приуроченное к визиту французских посланников.

В Англии художник приобрел не только творческий опыт, но и деньги, необходимые для достойного существования, на которые купил 2 дома в Базеле. Вернувшись в Швейцарию в середине 1528 года, живописец попал под прессинг реформаторского движения иконоборцев, которые, скорее всего, уничтожили часть его религиозных произведений. Гольбейн был вынужден принять и разделить новые идеи христиан и возобновил работу над стенными росписями в зале Совета Ратуши.

Картина Ганса Гольбейна «Портрет Георга Гитца»

В 1532 году Ганс снова уехал в Англию под покровительство главы реформации, королевского советника Томаса Кромвеля и Анны Болейн, новой супруги монарха. Художник поселился неподалеку от торгового квартала и занялся изображением его обитателей в разных стилях. На портрете Георга Гиссе Гданьского Гольбейн нарисовал купца в окружении изящно расписанных символов его ремесла. А изображение Дериха Берка Кельнского, напротив, было классически простым и реалистичным.

Ганс также запечатлел придворных, землевладельцев и гостей государства. Самым известным творением живописца того периода стало полотно «Послы», где в полный рост он нарисовал Жана де Дентевиля, представителя французского двора, и Жоржа де Сельву, архиепископа Лавура. Эта работа была наполнена символизмом и парадоксами, отсылала ценителей к темам религии, жизни и смерти, иллюзии и образования. С 1536 года Гольбейн стал официальным королевским живописцем английского монарха династии Тюдоров.

Картина Ганса Гольбейна «Послы»

В 1537 году создал свой знаменитый портрет Генриха VIII, стоявшего в позе героя с расставленными ногами, оригинал которого не сохранился. О величии картины потомки могли судить по оттиску для настенной росписи дворца Уайтхолл и гравюрам, выполненным по макетам мастера. Стиль живописи Гольбейна к этому моменту претерпел изменения, внимание акцентировалось на лице и одежде натурщика, а фон и реквизит оставались непрорисованными.

С 1534 по 1540 годы немецкий художник одного за другим потерял всех покровителей. В 1534-м казнили Томаса Мора, в 1536-м за измену королю обезглавили Анну Болейн, а в 1540-м не стало Томаса Кромвеля, обвиненного в ереси. Это нанесло ущерб придворной карьере живописца, который, несмотря ни на что, удержал высокую должность.

Картина Ганса Гольбейна «Портрет Генриха VIII»

Кроме рутинных служебных обязанностей, Гольбейн начал заниматься частными заказами, обратившись к образам купцов сталеплавильного завода. Он также написал некоторые из своих лучших миниатюрных произведений, в том числе портреты Генри и Чарльза Брэндона, отпрысков близкого друга Генриха VIII.

Есть вероятность, что в 1540 году Ганс посещал свои владения в Базеле, но это не отразилось ни в одной из его работ и по сей день подвергается сомнению.

Личная жизнь

Около 1520 года молодой Гольбейн взял в жены Элсбет Шмид, вдову на несколько лет старше его, имевшую маленького сына Франца. В первый год брака супруга родила художнику мальчика, которого назвали Филиппом, а через некоторое время девочку Катарину.

Ганс Гольбейн и его семья

Семья не сопровождала живописца в заграничных поездках, Ганс виделся с женой и детьми, только когда бывал в Базеле. В эти визиты он рисовал портреты семьи, которая на некоторых полотнах ассоциировалась у него с библейскими образами Богородицы с младенцами и Иоанна Крестителя.

Личную жизнь супругов вряд ли можно назвать счастливой. С 1532 года они жили раздельно, в Англии художник имел связи с другими женщинами. Гольбейн материально обеспечивал Элсбет и детей, но нежных чувств к ним не испытывал.

Смерть

Гольбейн скончался в Англии осенью 1543 года. В начале XVII века причиной смерти художника считали чуму. Исследователи осторожно отнеслись к этой гипотезе, предполагая, что он умер от инфекции.

Автопортрет Ганса Гольбейна

7 октября 1543 года художник составил завещание, которое засвидетельствовали соседи, но не заверил адвокат. Английский священник и переводчик Библии Джон Роджерс взял на себя заботы об имуществе Гольбейна, благодаря которым многие наброски и эскизы дожили до наших дней.

Известно, что живописца похоронили в Англии, но местонахождение его могилы неизвестно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: