Портрет генриха благочестивого, герцога мекленбургского - лукас кранах старший, 1514 - JEKATERINBURG.RU

Портрет генриха благочестивого, герцога мекленбургского — лукас кранах старший, 1514

Портрет генриха благочестивого, герцога мекленбургского — лукас кранах старший, 1514

Метсю предстает зрелым мастером, склонным к сюжетной повествовательности и интимно-лирическому раскрытию темы, уверенно владеющим приемами теплой тональной живописи с сильными звучными контрастами цветовых пятен и словно осязательной материальностью в изображении тканей, мехов, посуды, дорогих изделий. Его уютные интерьеры обычно заполнены двумя-тремя фигурами.

В одном из немногих своих произведений, изображающих жизнь простого народа, Метсю воспроизвел уголок улицы. У стены с потрескавшейся штукатуркой сидит старик, торговец дичью, его одежда оборвана, вид жалок. Призванная усилить впечатление бедности, мимо проходит богато одетая женщина, которой старик и предлагает свой товар. Картина, построенная на социальных контрастах и претендующая на глубокое проникновение в жизнь, содержит, однако, лишь простую констатацию фактов. Зрителя не трогает происходящее событие, к нему холоден и сам художник, смотрящий на бедного старика глазами богатого человека. Метсю несвойственно ощущение социальной несправедливости и трагизма жизни.

Искусство Германии

Каспар Давид Фридрих. Богемский пейзаж с горой Миллешауер. 1808

Альбрехт Дюрер (1471–1528) Семь скорбей Девы Марии Около 1496. Дерево, масло. Центральная панель — 109×43, боковые — 63×46

Альбрехт Дюрер — крупнейший немецкий живописец и гравер, один из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса.

Представленная картина относится к раннему периоду творчества художника. На ней изображена многострадальная Дева Мария, ее сердце пронзает меч (аллюзия на Евангельские слова Луки: «И Тебе Самой оружие пройдет душу»).

Семь скорбей были провозглашены церковным праздником в 1432 Кельнским собором, дабы сформировать соответствующую параллель с уже существовавшим тогда праздником Семи радостей. В соответствии с каноном Дюрер изображает Семь скорбей в семи клеймах, обрамляющих центральный образ. Картину необходимо рассматривать с верхнего левого клейма вниз, по нижней горизонтали (слева направо), затем правой вертикали (снизу вверх). Таким образом представлены семь евангельских сюжетов: представление Господа в Храме (обрезание, то есть первое пролитие крови Христа), бегство в Египет, Христос, потерянный Своею Матерью (в варианте этой истории как диспут с докторами), путь на Голгофу (несение креста), пригвождение, распятие и оплакивание Христа.

Альбрехт Дюрер (1471–1528) Дрезденский алтарь Около 1496. Дерево, масло. Центральная панель — 117×96, боковые — 114×45

Алтарь знаменует начало зрелого периода творчества Альбрехта Дюрера. В 1495 художник прибыл в Нюрнберг. Ему покровительствовал курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый. Дюрер создал для него ряд работ, среди них и представленный полиптих.

Сюжет центральной панели — поклонение Девы Марии Младенцу. Левая створка изображает святого Антония (с традиционным атрибутом — колокольчиком, хотя и без свиньи, для которой он первоначально предназначался), он спокоен, несмотря на то, что окружен всевозможными фантастическими существами, искушавшими его в пустыне. На правой створке — святой Себастьян. Его облик нетрадиционен: стрелы, которыми он был пронзен, отсутствуют, но на теле (шее, ключице и животе) остались раны от них. В 1495 в Германии разразилась ужасная эпидемия чумы, ставшая одной из причин отъезда художника в Италию. Этот алтарь с изображением святого — свидетельство ее благополучного для художника исхода.

Центральная панель помимо главной сцены содержит важные сюжетные детали. Так, рядом с Девой Марией на пюпитре помещена книга. Это аллюзия на Книгу Премудрости Соломона. Таким образом, ясно, что Дюрер трактует Ее образ как «Virgo Sapientissima» (с латинского — «Дева Мария Премудрость») или «Mater Sapientiae» (с латинского — «Матерь Премудрость»). Ангелы держат над головой Девы корону, что указывает на нее как на «Regina Coeli» (с латинского — «Царица Небесная», так она именуется в мистической литературе XII–XIII веков). На заднем плане слева Иосиф-плотник трудится за своим верстаком, справа — вид улицы и стоящий у дома осел, намекающий на бегство в Египет.

Лукас Кранах Старший (1472–1553) Портрет Генриха Благочестивого, герцога Мекленбургского 1514. Холст, масло, переведено с дерева. 184×82,5

В ходе своего визита в Нидерланды в 1508 Кранах экспериментировал с итало-нидерландскими идеями сложных композиций и монументальными обнаженными фигурами (библейские и мифологические персонажи). Однако его истинное призвание было в другом — в блестящем парадном портрете в полный рост. Это доказывает «Портрет Генриха Благочестивого, герцога Мекленбургского».

Картина является парной к портрету герцогини Екатерины, супруги Генриха Благочестивого. Вместе они смотрятся очень эффектно. Редкая книга по истории костюма не содержит репродукций этих полотен. Декоративный элемент в них превалирует над психологическим содержанием. Кажется, сами модели необходимы художнику лишь как средство продемонстрировать экстравагантные наряды (особенно облачение герцога). Нет также ответа на вопрос, почему так нарушены живописцем пропорции человеческого тела: голова герцога кажется слишком маленькой.

Лукас Кранах Старший Портрет герцогини Екатерины Мекленбургской 1514. Холст, масло, переведено с дерева. 184×82,5

Замысел полотна — парность — сказался на композиционном решении обоих произведений. Во-первых, они одинаковы по размеру, во-вторых, схожи позы супругов (их руки соединены на уровне талии: Генрих держит меч в ножнах, у Екатерины они просто сложены). В обоих портретах фон черный, он наилучшим образом подчеркивает золото костюмов. Цветовая гамма на картинах схожа: золото платья герцогини соответствует золоту декора костюма герцога. Их двоих сопровождают собаки — у герцогини маленькая прирученная (исследователи отмечают даже

Портрет герцога Генриха Благочестивого

Портрет герцога Генриха Благочестивого

1514. Картинная галерея, Дрезден

Генрих Благочестивый (1473–1541) — младший сын саксонского герцога Альбрехта Мужественного. Став после своего старшего брата Георга Бородатого герцогом Саксонским, он проводил Реформацию в Дрездене. Данная работа — первый в творчестве Кранаха портрет с изображением модели в полный рост. Лицо прописано с большой тщательностью и обладает явным портретным сходством с моделью, однако фигура, костюм, фон и изображение борзой собаки трактованы условно-декоративно.

Парадный портрет герцога представляет типичный образец придворной живописи Германии начала XVI века. Здесь ощущается влияние придворной портретной миниатюры, которой Кранах занимался, работая над иллюстрированием родовой книги саксонского княжеского дома.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Портрет, еще портрет…

Портрет, еще портрет… Наивысшее мастерство Кранаха-живописца сохраняется в работах портретного жанра. Он создает целую галерею образов современников, пишет разнообразные портреты — от небольших, интимных, до парадных, как например, парные портреты герцога Генриха

Портрет Л. Н. Толстого

Портрет Л. Н. Толстого После 1875 года художник переживал творческий кризис, перестал писать. В 1882 году он случайно прочитал в газете статью Толстого «О переписи в Москве», что во многом перевернуло его жизнь, заставило вернуться к активной творческой позиции. Ге

Портрет М. П. Мусоргского

Портрет М. П. Мусоргского Репин был большим поклонником таланта Модеста Петровича Мусоргского (1839–1881). Узнав о его неизлечимой болезни, он поспешил к композитору в Петербург в Николаевский военный госпиталь, где написал этот портрет за 4 дня – со 2 по 5 марта,

Читайте также  Картина "восходящее солнце", джорджо де кирико, 1930

Портрет З. Н. Юсуповой

Портрет З. Н. Юсуповой Серов был лучшим портретистом среди современников, он обладал, по выражению Бориса Асафьева, «магической силой выявления чужой души». Покоряет простота и непосредственность его творений, необыкновенное чутье к музыкальным ритмам линий,

Портрет Т. С. Любатович

Портрет Т. С. Любатович С оперной певицей Татьяной Спиридоновной Любатович (1859–1932) Коровин познакомился во время работы над спектаклями Частной оперы С. И. Мамонтова, где она исполняла ведущие партии. Коровин слагает гимн красоте молодости и чарующему обаянию

Портрет Ф. И. Шаляпина

Портрет Ф. И. Шаляпина Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, – вспоминал Шаляпин. – Но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве… Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила

ПОСЛЕДНИЙ ПОРТРЕТ

ПОСЛЕДНИЙ ПОРТРЕТ В своем полете откуда-то из горных глубин он ударился о суровую, жесткую, грубую русскую действительность, разбился и рассыпался драгоценными осколками. А. Н. Бенуа Михаил Александрович Врубель (1856 — 1910) окончил Петербургскую академию художеств. Его

Женский портрет

Женский портрет 1526. Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургВ 1505 году Кранах становится придворным художником курфюрста Саксонии Фридриха III Мудрого. В его обязанности входит портретирование членов семьи курфюрста и его придворных.Некоторые исследователи полагают,

Портрет короля Генриха VIII

Портрет короля Генриха VIII Ок. 1539. Национальная галерея, РимС 1530 года художник поселился в Лондоне, а в 1536 году стал придворным живописцем короля Генриха VIII. Гольбейн был портретистом сугубо аналитического склада — непосредственной работе над портретом всегда

X ПОРТРЕТ

X ПОРТРЕТ Любовь благая, кладезь доброты! Молю: пусть образ госпожи моей В сиянье кисть оденет, пусть сильней Проступит сущность на холсте, а ты Открой адепту высшей красоты Помимо взгляда, полного огней, И той улыбки, что волны резвей, Ее души небесные

«Портрет сословия»

«Портрет сословия» Год 1877-й — время работы над «Кочегаром» — год крупных политических процессов. Огромное впечатление на русское общество произвел «процесс 50-ти». Главной фигурой процесса стал рабочий Петр Алексеев. Широко известны последние слова речи

Лукас Кранах Старший (1472 — 1553)

Будучи всего на год моложе Дюрера, Кранах прожил на четверть века дольше. Столь долгая жизнь позволила ему отразить в своем творчестве все основные этапы искусства немецкого Возрождения: от начального, с заметными пережитками готики, к зрелому, основанному на естественной гармонии человека и природы, на ясности образного решения, и позже — к изживанию ренессансного мировосприятия, нарастанию в произведениях черт манерности и упадка.

Получив азы художественного образования у отца, также художника, Кранах в первые годы XVI века предпринял путешествие по Дунаю и его притокам, прибыв через Нюрнберг в Вену, где сблизился с кругом гуманистов. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Здесь он работал почти до конца жизни, заведя большую мастерскую со множеством учеников, которые помогали ему в выполнении самых разнообразных заказов. Художник входил в число городского патрициата, неоднократно избирался членом городского совета и бургомистром. С 1520 года был тесно связан с Мартином Лютером, запечатлев его во многих живописных и графических портретах.

В первых достоверных произведениях Кранаха — двух «Распятиях» (ок. 1501, Вена, Музей истории искусства; 1503, Мюнхен, Старая пинакотека), реминисценции готики сказываются в повышенной экспрессии образов. Вместе с тем в предложенной иконографии сцены обнаруживаются и поиски нового подхода: большая роль пейзажного окружения, особенно во втором Распятии, асимметричность композиционного решения.

Исполненные в те же годы парные портреты Иоганнеса Куспиниана и его жены (1502—1503, Винтертур, собрание О. Рейнхарта) — яркие образы людей ренессансной эпохи. Молодой гуманист изображен с книгой в руках на фоне типичного немецкого пейзажа с замком и церковью на горе. Устремленный вдаль испытующий взор дает ощутить характерные черты нового поколения немецких ученых.

В композициях на евангельские темы этих лет Кранах стремится, как уже говорилось, уйти от традиционной иконографии, дать свежее образное решение, вводя выразительные пейзажные мотивы. Показательна картина «Отдых на пути в Египет» (1504, Берлин, Государственные музеи). Святое Семейство расположилось на лужайке среди характерной дунайской природы — лохматых елей, стройных берез. Похожие на обыкновенных детишек резвящиеся ангелы развлекают младенца Христа и забавляются сами — собирают цветы, музицируют.

На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Вместе с тем простота позы, певучая линия контура, спокойное выражение лица лишает образ какой-либо чувственности и эротизма.

Впоследствии Кранах не раз обращался к изображению обнаженной женской фигуры, но ее трактовка со временем существенно меняется. В позах начинает преобладать жеманность, в движениях — неестественность и вычурность, лица становятся однообразными и маловыразительными. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: «Суд Париса» (1528, Базель, Художественный музей), «Лукреция» (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Подобные произведения пользовались большой популярностью и исполнялись Кранахом по желанию саксонского двора. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации.

К заказным работам мастера принадлежат и своеобразные по жанру картины, изображающие любимое развлечение его августейших покровителей — охоту на оленей. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Опушки леса с лужайками, куда бравые конные охотники выгоняют целые стада оленей, извилистые речки, виднеющиеся вдали замки и крепости — весь этот реальный природный мир полон жизни и движения. Скачущие всадники, преследуемые гончими псами олени, в страхе бросающиеся в воду, поджидающие их на другом берегу знатные охотники с арбалетами, лодки на реке — одни подбирают убитых оленей, на других— придворные дамы, любующиеся столь завлекательным зрелищем, — вся композиция пронизана динамикой, звуками гона, лаем собак. Подобные картины у Кранаха исключительны по своеобразному азарту исполнения, подлинной жизненности действия. Одна из лучших — «Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого» (1529, Вена, Музей истории искусства). На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую «Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау» (1544, Мадрид, Прадо).

В течение всей жизни Кранах исполнил и немало портретов, весьма разнообразных по характеру. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Сочетание золота, розового и зеленого в мужской одежде тогдашнего модного покроя с многочисленными прорезями производит впечатление своеобразного орнамента. Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Художник полон внимания к его индивидуальным чертам — широким скулам, крепко сжатым губам, решительному взгляду серых глаз. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Интересную параллель к образу героя дает изображенная у его ног собака с длинной мордой и оскаленными клыками. У ног супруги, одетой в парчовое платье, — маленький пушистый песик, сидящий столь же спокойно, как неподвижно стоит, сложив руки, его хозяйка.

Читайте также  Мужской портрет, ханс мемлинг

По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами («Женский портрет», 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. 1530, Вена, Музей истории искусства). Сходство не только в характере лица, но и в костюме изображенных: обе — в платье с открытой грудью и узко зашнурованной талией, на шее ожерелье из золотых колец, на голове — громадный нимбообразный берет. Лишь страшная отрубленная голова в руках Юдифи указывает на то, что перед зрителем — образ библейской героини.

Популяризации искусства Кранаха весьма способствовала его виттенбергская мастерская. Ученики и помощники мастера повторяли многие его картины, и все они подписаны гербом самого художника — крылатым драконом. С одной стороны, это делало творчество Кранаха широко известным, узнаваемым, с другой же — такое тиражирование нивелировало его искусство, низводило на уровень «типовой» художественной продукции.

Подобно многим другим немецким художникам той поры Кранах работал и как гравер, обращаясь главным образом к ксилографии. Жанровый диапазон его гравюр был столь же многообразен, как и живописи.

Лукас Кранах
Старший

Личность Лукаса Кранаха Старшего (Lucas Cranach der Ältere) не вписывается в рамки представлений о романтичном герое-одиночке, который вдохновляется прекрасными дамами, а в свободное время размышляет о чистой любви. Немецкого живописца эпохи Возрождения в основном привлекали причины Реформации, идеи протестантизма, а мысли о высоком и светлом чувстве сменялись размышлениями об искусстве.

Любовь к творчеству у Лукаса была заложена в генах, молодой живописец продолжил династию художников, которую начали его дед, а потом и отец, Ханс Майер. Он же стал первым наставником своего сына, решившего пойти по проторенной дороге к искусству.

Выйдя из-под теплого отцовского крыла, Лукас отправился в традиционное для начинающих живописцев путешествие по Германии. И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута. Так, мы знаем, что живописец начал свой «марафон» в Баварии, где под влиянием местных мастеров написал первые работы. Оттуда Лукас переехал в Австрию, а чуть позднее оказался в Вене, горные ландшафты, озера и долины которой остались навсегда запечатленными на полотнах художника.

В этих живописных краях он задержался на пять лет и за это время написал немало работ, которые стали пользоваться популярностью почти сразу, как только вышли из-под кисти автора. Безусловно, в годы создания полотен «Распятие», «Стигматизация Св. Франциска» и «Покаяние Св. Иеронима» об идеальном перспективном построении не шло и речи. Более того, композиции были перегружены деталями, а рисунок выглядел так, словно состоял из вьющихся хаотичных линий. Но мастер делал беспроигрышную ставку на изображение природы, считая, что ее уникальность заключается в скрытых в ней тайнах мироздания.

На ранних этапах творческого развития Кранах Старший проявил себя как смелый новатор: на его полотнах прослеживалась дерзкая правдоподобность образов, асимметричная композиция и экспрессивные цветовые решения. Неслучайно картины венского периода привели современников Кранаха к мысли о том, что в европейском искусстве появился новый живописец, который умеет остро чувствовать пейзаж.

При этом в более поздних работах «пальму первенства» получает сказочно-идиллическая манера изображения и поэтическое восприятие природы. Одним словом, объективная реальность постепенно уступала место романтическому видению мира. Позже аналогичные принципы легли в основу дунайской школы живописи, в духе которой в 1504 году была написана картина «Отдых на пути в Египет». Это полотно получило славу «ювелирного рисунка» и стало показательным примером для тех, кто только осваивал новые направления пейзажа.

К этому времени художником овладели идеи гуманизма. Причиной послужило общение с учеными, математиками, медиками и историками, с которыми общался Кранах в Вене, одном из центров гуманистической культуры, где активно развивалась наука. Идеалы прогрессивного направления были претворены в картинах «Венера и Амур» и «Мученичество Св. Катерины».

«Венера и Амур» была написана в то время, когда живописец остро ощущал стремительные изменения моды и вкусов своей эпохи. В 1509 году, работая над «Венерой и Амуром», Кранах Старший сознательно отказался от всех цветов, кроме желтого и золотого, поэтому фигуры богини и ее сына похожи на литые статуи. Картина «Венера и Амур» стала экспериментальной для Кранаха, потому что до этого художник никогда не изображал обнаженные тела в натуральную величину. Закончив работу, живописец в назидание потомкам оставил философское послание, которое гласит:

«Всеми силами гони купидоново сладострастие. Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера»

Если во время работы над Венерой Кранаху пришлось изрядно «покраснеть», изображая нагие фигуры, то при написании портретов скромный художник отводил душу и детально рисовал пышные наряды своих натурщиков. Самое знаменитое портретное полотно живописца было посвящено саксонскому герцогу Генриху Благочестивому и его жене Катерине Мекленбургской. В молодые годы Генрих коллекционировал пушки, а Кранах Старший протирал их и собственноручно чистил. Картина была задумана как парадное свадебное изображение, поэтому супруги предстают перед зрителем в роскошных одеждах на черном фоне, а рядом с ними находятся их любимые питомцы, символизирующие верность: огромный пес у ног герцога и болонка подле герцогини.

Переломным моментом в творчестве Кранаха Старшего стало знакомство с Мартином Лютером – автором знаменитых тезисов. Эта дружба привела к тому, что от живописи художник переметнулся на сторону графики, а за основу новых сюжетов брал идеи протестантизма. В этом духе были написаны три портрета церковного реформатора, самым знаменитым из которых стал «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга».

Мало кто знает, что он некоторое время провел в крепости Вартбург, где переоделся в светскую одежду, отпустил бороду и стал называть себя Йоргом. Лютер не хотел быть пойманным, поэтому о месте своего нахождения сообщил в письме только Кранаху, вдохновив его тем самым на создание известной картины.

Художник был знаменит не только искусными работами, но и добросовестностью. Главным требованием, которое ему предъявляли заказчики и он — сам себе, были ответственность и основательность труда. Не допуская небрежности и спешки, Кранах старался найти новые типы и схемы, а затем шлифовал мастерство до идеала.

Такое фанатичное стремление к совершенству сыграло с художником злую шутку: Лукас Кранах Старший выработал виртуозную, но стереотипную манеру письма, а позднее искусство художника стало однообразным и жеманным. В старости живописец работал мало, но его мастерская продолжала существовать.

Отныне там трудились другие представители династии – братья Ханс и Лукас Кранах Младшие.

Произведения Лукаса Кранаха старшего в галерее Дрездена

Лукас Кранах старший – известнейший немецкий художник первой половины XVI века. В одном этом предложении уже перечислены три признака, по которым произведения названного мастера должны быть в Галерее Старых Мастеров в Дрездене. Безусловно, они представлены в Дрезденской галерее большой коллекцией. Тем более что Лукас Кранах старший проявил разноплановый талант — писал картины религиозной тематики, создал множество портретов своих современников, открыл художественную мастерскую и выступал наставником начинающих живописцев.

Читайте также  Картина "заросший пруд", василий дмитриевич поленов - описание

Почерк мастерской Кранаха узнаваем. С полотен библейского содержания смотрит Христос в терновом венке.

Кисти Лукаса Кранаха старшего принадлежит серия картин, изображающих мучения Иисуса. Его тело покрыто кровавыми ранами. Он держит в руках орудия мученичества – плети или розги. Или одновременно и то, и другое. Как на картине «Христос как человек скорби в окружении ангелов»:

Это поздняя работа мастера. Он создал данный сюжет в 1540 г. на буковой доске.

Вероятно, схожие произведения написаны не только Кранахом, но и его учениками. Если вы поинтересуетесь творчеством немецких художников эпохи Ренессанса, то увидите ряд подобных образов.

Но те картины, которые представлены в Галерее Старых Мастеров, имеют четко определенное авторство – их создавал сам мэтр. Об этом свидетельствует наличие именного знака, изображенного на некоторых произведениях.

Lucas Cranach the Alder помечал собственные картины знаком крылатого змея с поднятыми крыльями.

Любопытно, что известен и младший Кранах – талантливый сын и ученик своего отца. Исследователям творчества Кранахов непросто было определить авторство некоторых полотен. Поспособствовало именно то, что художники использовали символические подписи. Знак Лукаса Кранаха младшего выглядит тоже змеем, но с опущенными крыльями. Такие знаки-подписи не бросаются в глаза зрителю, однако при тщательном изучении живописных произведений определяются исследователями.

Лукаса Кранаха старшего называют художником эпохи Ренессанса и Реформации. Занятно, что мастер выполнял заказы как сторонников, так и противников Реформации. Он создал множество портретов.

Особое место в его творчестве занимают портреты Мартина Лютера. Поскольку Лютеру покровительствовали саксонские курфюрсты, при дворе которых Кранах служил несколько лет, художник имел возможность свободно писать портреты этого протестантского реформатора и его сподвижников.

Ценную коллекцию составляют портреты женщин. В данной коллекции можно увидеть портреты герцогинь Екатерины Мекленбургской и Сивиллы Клевской, Эмилии и Сидонии Саксонских. Портретным искусством выглядят и некоторые религиозные образы, например, Юдифь и Лукреция.

В зале Дрезденской галереи особенно притягивают взгляд парные произведения. Так единую композицию составляют Св.Екатерина и Св. Варвара – узкая роспись по липовому дереву (46 х 139 см):

Каждая из героинь представлена, прежде всего, прекрасной женщиной в роскошных одеяниях. Но и атрибутам мученичества этих святых уделено пристальное внимание. Святая Екатерина изображена с мечом и колесом, а Святая Варвара держит в руках чашу, из которой она приняла причастие, будучи затворницей в башне.

Аналогичная пара произведений – Адам и Ева в Райском саду. Лукас Кранах старший многие работы посвятил теме греха и божественной милости. Его герои стоят под яблоней или пробуют запретный плод.

Библейская история об искушении в работах Старшего Кранаха повторяется около 50 раз! Художник проявлял огромный интерес к изображению обнаженного человеческого тела. Поэтому искал сюжеты, которые позволяли бы обойти церковные запреты. Образы Адама и Евы для такой задачи подходили идеально.

Также в галерее выставлено большое полотно, изображающее сцену изгнания Адама и Евы из райского сада.

Удивительно, что творчество Кранахов и сейчас преподносит сюрпризы. Например, известно, что Лукас Кранах старший создал по заказу Габсбургов примерно в 1520 году алтарь для собора Святого Вита в Праге. Алтарь украшал часовню Св.Сигизмунда. Но до нынешних времен дошло только пять фрагментов данной сюжетной работы Кранаха, и все они находятся в разных местах. Один фрагмент по-прежнему принадлежит Святовитскому собору, второй является экспонатом Национальной галереи Чехии, еще два фрагмента находятся в музеях Германии, а пятый неожиданно обнаружился только в 2003 г. в частной немецкой коллекции.

Вполне возможно, что еще существуют произведения Лукаса Кранаха старшего, о которых в среде искусства неизвестно. Если такие находки обнаружатся, это будет настоящий подарок для знатоков живописи Кранахов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: