Портрет елены фоурмен с двумя детьми, рубенс, около 1636 - JEKATERINBURG.RU

Портрет елены фоурмен с двумя детьми, рубенс, около 1636

Портрет елены фоурмен с двумя детьми, рубенс, около 1636

Питер Пауль Рубенс 1577-1640

Рубенс по справедливости называется фламандским Рафаэлем…

Какие богатые мысли!

Какое согласие в целом!

Какие живые краски, лица, платья!

Питер Пауль Рубенс — величайший живописец в истории мирового искусства, одна из прекрасных жемчужин фламандской живописи. Художник принадлежит к числу самых блистательных фигур европейской культуры XVII века.

Искусство и политика

Появление Фландрии на политической карте было обусловлено тем, что в 1555 Нидерланды, прежде находившиеся под властью Бургундии, перешли во владения Испании. В результате ожесточенного сопротивления северных провинций, в 1581 была создана буржуазная республика Голландия. А спустя почти 70 лет Испания официально признала ее независимость. Южные Нидерланды (Фландрия) оставались под властью Испании. 10 апреля 1609 произошло событие, которое положило начало возрождению страны от разрушений, нанесенных многолетними войнами. В этот день было заключено долгожданное перемирие между Фландрией, Голландией и Испанией, что создало благоприятные условия для экономического и культурного развития страны, а также привело к открытию разных художественных школ. Во Фландрии появились предпосылки для рождения новой эстетики и искусства, лидером которого стал Питер Пауль Рубенс.

Главную роль в жизни страны играли католическая церковь, феодальное дворянство и высшее бюргерство — они же выступали основными заказчиками произведений искусства. Именно поэтому во фламандской живописи широкое распространение получили большеформатные картины, написанные для замков, городских домов знатных антверпенцев и величественные алтарные образы для католических церквей. Библейские сюжеты и мифологические сцены, роскошные портреты, натюрморты, сцены охоты — вот основные жанры этого искусства.

Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 вдали от родины предков — в немецком городке Зигене (Вестфален). Он был шестым ребенком в семье юриста Яна Рубенса и дочери антверпенского купца Марии Пейпелинкс.

В Германию семья была вынуждена перебраться еще в 1568 из-за сочувственного отношения Яна Рубенса к протестантству. В Кельне он получил должность поверенного в делах при супруге вождя нидерландского сопротивления Вильгельма I Оранского — Анне Саксонской. Совсем скоро между ним и принцессой возникла любовная связь, которая раскрылась только через два года, когда в августе 1571 в замке Дитц от этого союза родилась дочь. Юрист оказался в опасности. По законам того времени он был приговорен к смертной казни. Ситуация была критической, но помощь пришла неожиданно. Мария не только простила супруга, но и ценой неимоверных усилий добилась для него снисхождения Вильгельма I. Всей семье было разрешено переехать в маленький городок Зиген, где они прожили до самой смерти Яна Рубенса, который умер после продолжительной болезни в 1578 в возрасте пятидесяти семи лет и был погребен недалеко от дома. Только после этого Мария с детьми смогла вернуться в Антверпен.

На момент переезда у нее «на руках» осталось трое детей: Питер, Филипп и Бландина. Самый старший — Жан Батист Рубенс был уже женат и проживал отдельно от матери. В Антверпене братья Питер и Филипп были отданы в латинскую школу Ромбоутса Вердонка, где проучились до 1590. Вскоре их сестра вышла замуж, Филиппа мать отправила в университет в Лувене, так как очень хотела, чтобы он стал адвокатом, как и его отец.

Питер был нанят в пажи к вдове графа Филиппа де Лален — Маргарите де Линь. Это был весьма распространенный вид деятельности для юношей из небогатых, но знатных семей. Рубенс научился изысканным манерам и придворному этикету, а также очень скоро понял, что видит свое призвание в живописи. Однако молодому человеку понадобилось немало времени, чтобы убедить мать позволить ему получить профессию художника.

Первыми учителями Рубенса стали дальние родственники сначала Тобиас Верхахт (1561–1631), а спустя два года — Адам Ван Норт (1561–1641). Нужно отметить, что Норт являлся прекрасным живописцем, был любим и уважаем современниками, хоть и слыл человеком своенравным, обходившимся со своими учениками достаточно грубо. Вскоре Питер поступил в мастерскую к самому известному антверпенскому живописцу Отто ван Веену (Вениусу) (1556–1629). Учитель оказал серьезное влияние на эстетическое образование Рубенса, привил ему навыки тщательного изучения композиции, стимулировал интерес к интеллектуальным аспектам их общей профессии. Питер занимался у него вплоть до 1598, когда был принят в антверпенскую гильдию Святого Луки. Став самостоятельным «свободным» художником, он продолжил совершенствовать свое искусство.

Путешествие в страну великих мастеров

Многие фламандские живописцы, в том числе и Вениус были убеждены, что «подлинный свет искусства идет только из Италии» и только там можно постичь его сокровенные тайны. Одержимый идеей попасть в сокровищницу живописи, скульптуры и архитектуры, в начале мая 1600 Рубенс отправился в путь навстречу к своей мечте.

В Италии художник много работал, копировал, изучал техникум живописи старых мастеров. Его покорило искусство Леонардо да Винчи, Микеланджело, Корреджо, но самое значительное влияние на него оказало творчество Тициана, а также современных мастеров: братьев Каррачи и Микеланджело да Караваджо. Он понимал: для того, чтобы стать «большим художником», недостаточно изучать одно лишь искусство. Мастер стремился погрузиться в самую жизнь народа, его быт.

В конце 1600 Рубенс поступил на службу в качестве придворного художника к мантуанскому герцогу Винченцо I Гонзаго, одному из крупнейших коллекционеров страны, страстному любителю науки и искусства. По его поручению художник копировал многие работы прославленных мастеров. Помимо прямых обязанностей живописца, Рубенс исполнял и некоторые дипломатические поручения герцога. Так, например, в 1603–1604 он ездил в Испанию с подарками для короля Филиппа III и премьер-министра герцога Лерма.

Дворец Гонзаго украшала коллекция портретов «красивейших дам в мире: как принцесс, так и женщин не титулованных». Известно, что Рубенс создал ряд портретов этой серии и, возможно, именно поэтому он был послан герцогом в Испанию. К сожалению, «галереи красавиц» не сохранились.

Музы Рубенса — Елена Фоурмен, Изабелла Брандт, семейноПортретное и не только.

Музы Рубенса — Елена Фоурмен, Изабелла Брандт, семейноПортретное и не только.

Когда мы слышим имя Рубенса, перед нашим внутренним взором возникают громадные многофигурные композиции с бурлящим движением фигур и пышнотелые златокудрые красавицы — плоть и кровь старинной цветущей Фландрии. Эти образы заслоняют подчас другие стороны плодотворной художественной деятельности Рубенса, в том числе и его мастерство портретиста.

Портрет Елены Фоурмен

В течение своей жизни ему пришлось написать много портретов. Причем, если некоторые крупные композиции, созданные по эскизам Рубенса в его мастерской с помощью многочисленных учеников, хранили иногда только следы собственноручной работы, то портреты, особенно родных и друзей, он писал сам от первоначального эскиза до окончательного завершения.

Портрет Елены Фоурмен

1638, Музей истории искусств, Вена (фрагмент)

Портрет Елены Фоурмен

Портрет Елены Фоурмен (деталь)

Портрет Елены Фоурмен

Читайте также  Даная, густав климт - описание картины

Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми, Клар-Джоанной и Франсуа

ок. 1636, Лувр (портрет не закончен)

Портрет Елены Фоурмен с её старшим сыном Францем

1638, Старая пинакотека, Мюнхен, Германия

Портрет Изабеллы Брандт

Ок. 1625-1626, Галерея Уффици

Portrait of Susanna Lunden

Портрет Сусанны (сестры Елены Фоурмент)

Женский портрет, возможно, Сусанна Лундин

(урожденная Фурмен, 1599-1628)

Этюд к образу Апполонии

Николас Рубенс с коралловыми бусами

1620-1621, Альбертина, Вена, Австрия

Мальчик с птичкой

1616, Столичный музей, Берлин, Германия

Ребенку, играющему с птичкой, приблизительно два года. Первоначальный вариант, на котором была только голова ребенка, был, видимо, эскизом ангела к картине «Мадонна в цветочнoм венкe». Позже художник дорисовал картину с левой стороны, добавив руку с птицей. Ребенок, вероятно, первый сын Альберт, который родился в 1614.

Мотив ребенка, играющего с птицей, возвращает к старине. Птица символизирует душу или жизнь, которая улетает. На многих картинах художников XV-XVI веков «Дева Мария с младенцем», Иисус изображается с птицей в руке, как намек на его смерть и воскрешение. Имел ли Рубенс подобную аллегорию ввиду, когда добавил птицу в детский портрет, или мотивировал некоторый специфический инцидент из собственной жизни, не известно

Два спящих ребенка

Маленькие Христос и Иоанн

Этюд головы девочки

(Портрет Клары Серены Рубенс)

Клара Серена, дочь Рубенса, умершая в 1623г. в возрасте двенадцати лет, была дочерью Изабеллы Брант, первой жены Рубенса

Портрет герцога Букингема

1625, Альбертина, Вена, Австрия

Портрет Николаса Рубенса

Портрет сына художника

Портрет Альберта и Николаса Рубенсов
1626-27, Коллекция князя Лихтенштейна, Вадуц

Альберт и Николас — сыновья Изабеллы Брандт, первой жены Рубенса

Изабелла Брант родила Рубенсу троих детей Альберта и Николаса и Клару. Все они были нарисованы и написаны им в графических или живописных работах, как будто сам процесс исполнения портретов продлевал и углублял его семейное счастье, его семейные радости.

Рубенс любил свой интимный домашний мир и круг. Глядя на портреты близких ему людей, видишь, как Рубенс никогда не нарушает ту меру объективного отображения своих любимых, не становится слащавым и приторным в передаче этих образов. Неизменно его мастерство, показывая всю прелесть и чистоту женских и детских лиц и фигур, удерживает руку художника в границах подлинного реализма.

Портрет Инфанты Изабеллы (Эскиз к картине)

1625, Альбертина, Вена, Австрия

Этот рисунок стал основой для живописного портрета, украшающего коллекцию Государственного Эрмитажа. Путь от натурного рисунка, в первую очередь лица, к масляными красками, свойственен Рубенсу-портретисту.

Инфанта Изабелла, правительница Нидерландов — 1624-1626

Портрет Клары Сирены, дочери художника?

Портрет Елены Фоурмен в свадебном платье

1630-1631 г.г. Старая Пинакотека, Мюнхен

Вирсавия у фонтана

1635, Картинная галерея, Дрезден, Германия

Портрет Изабеллы Брандт

Портрет Изабеллы Брандт

Portrait d’Isabelle Brandt Huile

Автопортрет с супругой Изабеллой Брандт

Virgin in Adoration before the Christ Child

Мадонна с Младенцем

Мадонна, поклоняющаяся спящему Младенцу

Святое Семейство со свв Елизаветой и Иоанном Крестителем

Святое Семейство со святой Елизаветой и Иоанном Крестителем

Святое Семейство с попугаем

Возвращение Святого Семейства из Египта

Автопортрет со второй женой Еленой Фоурмен в саду

Venus at a Mirror — Венера перед зеркалом

Юдифь с головой Олоферна

Сусанна и старцы

Гигиея — богиня здоровья

Венера, Марс и Купидон

Святое Семейство со святой Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем

Автопортрет с Еленой Фоурмен и сыном

ок. 1639, Метрополитен музей искусств, Нью Йорк, США

Елена Фоурмен в свадебном наряде (деталь)

1630-1631,Старая пинакотека, Мюнхен, Германия

Portrait of Helena Fourment

«Шубка». Портрет Елены Фоурмен

1638, Музей истории искусств, Вена

Вершина творчества последних лет жизни художника — картина «Шубка» из собрания Венского музея. Возможно, художник не задавался целью специально писать портрет жены. Он, видимо, создан всего лишь в перерывах, когда Елена Фоурмент отдыхала от утомительного позирования. Полная раскованность, непринужденность позы и помогли создать шедевр. Он не побоялся — решил, что красота его Елены должна остаться навсегда: художник создал редкий по откровенности личного чувства образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой.

The Virgin and Child in a Garland of Flower — 1621

Отцелюбие римлянки — 1612

Агарь в пустыне

Диана с нимфами, отправляющиеся на охоту

Венчание святой Екатерины

Мадонна с младенцем — 1624 -1625

Святая Цицилия, 1639 (прим. — др.типография полотна)

1639-1640 , Картинная галерея, Берлин, Германия

Женщина с зеркалом

Портрет Елены Фоурмент, идущей к карете

1639, Лувр, Париж,Франция

1638, Государственный музей, Берлин, Германия

Рубенс и Елена Фоурмен в саду

Ок.1631, Старая пинакотека, Мюнхен, Германия

Портрет Альберта, сына художника

1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Портрет Елены Фоурмен

Кабинет рисунков, Лувр, Париж, Франция

+ bonus (просто люблю эти два портрета)

Портрет Екатерины Мэннерс, герцогини Бекингем

1625-1630, Королевское собрание, Лондон

Портрет Антониса ван Дейка

Художник, создавший множество полотен, на которых царствует изобильная плоть, Рубенс (1577-1640) был в то же время тончайшим портретистом. Писал он по большей части родных и по нескольку раз, как, например, свою первую жену Изабеллу Брандт. После кончины жены он так отозвался о ней в одном из писем: «Поистине Я потерял превосходную подругу . она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили ее живую и оплакивают мертвую».

«Я решил снова жениться,— пишет Рубенс другу,— потому что не чувствовал себя созревшим для воздержания и безбрачия. Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при дворе. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти, и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи».

Шестого декабря 1630 года состоялось бракосочетание Петера Пауля Рубенса «кавалера, секретаря тайного совета его величества и камер-юнкера ее высочества принцессы Изабеллы» с Еленой Фоурмен.

Елены Фоурмен было в ту пору шестнадцать лет. Белая, румяная, веселая, точно языческая богиня, она была воплощением мечты Рубенса. Художник любуется ею. Счастливый, он и в своих картинах воплощает стихийную силу всепобеждающей любви. Почти все лучшее, написанное Рубенсом в последнее десятилетие, освещено этим чувством.

Он рисовал ее всегда — задолго до того, как она вошла в его жизннь — идеал пышной белокурой красавицы с красивым разрезом больших блестящих глаз — этот образ всегда присутствовал в произведениях Мастера. Как Пигмалион — он сначала сотворил руками эту модель, а потом она ожила.

World of Art

Страницы

  • Главная
  • Живопись
  • Скульптура
  • Архитектура
  • Классическая музыка
  • Опера Балет
  • Литература
  • Библиотека
  • Новости культуры

Питер Пауль Рубенс и Елена Фоурман: вдохновение истинной любви

Питер Пауль Рубенс и Елена Фоурман.
Юная богиня, воспетая поэтами, явилась Питеру Паулю Рубенсу в то время, когда он уже почти не мог рисовать. Смерть первой супруги будто лишила его таланта, и он ушел в политику. Но прекрасная Елена Фоурман, юная белокурая дива, ставшая женой Мастера, снова вернула ему вдохновение. Картины величайшего фламандского живописца заиграли новыми красками, в них зазвучали новые ноты.

Читайте также  Картина "поцелуй украдкой" - фрагонар

Питер Пауль Рубенс

Автопортрет Рубенса, 1628./ Фото: www.rybens.ru

Он оплакал свою первую супруга, горячо любимую Изабеллу, в 1626 году. Четыре долгих года он не мог найти утешения, как не мог найти в себе силы писать снова. Он перепоручал свою работу ученикам, сам полностью отдавшись политической деятельности, направляя все усилия на то, чтоб был установлен мир между Англией и Испанией. Ему навязывали брак при испанском Дворе, но художник противился этому, как только мог. Он зарабатывал на жизнь собственным талантом и кистью художника. Это вряд ли могло понравиться придворной даме, которая всячески стеснялась бы ремесла супруга. Но одиночество переносить Питер был уже не в силах.

Портрет Елены Фоурмен, второй жены художника, 1630. / Фото: www.rybens.ru
Елена родилась в семье добропорядочного торговца коврами и шпалерами. С отцом девушки, Даниэлем Фоурманом, Рубенс водил знакомство уже много лет. Юная дива – одиннадцатый, младший ребенок, обласканный и любимый. Очаровательно невинная, белокожая и белокурая красавица, Елена была весела и задорна. Она светилась внутренней радостью, совершенным довольством жизнью. Елена стала настоящим воплощением мечты гениального художника. Свежая, дышащая полной грудью и такая притягательная.

Уютное семейное счастье

Портрет Елены Фоурмен в свадебном одеянии, 1631. / Фото: www.gallerix.ru
В декабре 1630 года Питер Пьер Рубенс, достигший возраста 53 лет, сочетается браком с Еленой Фоурман, девицей 16 лет. Этот брак мог бы показаться неравным и вызвать насмешки со стороны злопыхателей. Но уважаемому рыцарю и известному художнику было абсолютно все равно кто и что будет говорить о его жизни. Он счастлив, он снова может писать и являть миру свои бессмертные полотна. Елена вернула его в жизни, он обрел вдохновение и счастье благодаря своей юной музе.

Автопортрет с Еленой Фоурмен в саду в Антверпене. / Фото: www.vsdn.ru

Рубенс потерял свободу, но приобрел нечто гораздо большее. Пусть ей всего 16, но он рядом с ней снова молод душой и телом. Разве мог бы подобную радость принести ему брак со стареющей придворной дамой? Ему не нужны были поцелуи старухи, как сам он признавался в письме своему другу Пейреску. Он стал жить спокойно с супругой и своими детьми. Все, чего он хотел – это мирная жизнь.

Картины, как отражение любви

Портрет Елены Фоурман «Шубка». / Фото: www.gallerix.ru

Питер Пауль Рубенс любил и, судя по всему, был любим. Его Елена Прекрасная пленяла и очаровывала, манила и будоражила воображение. Белая фарфоровая кожа со здоровым молодым румянцем, ясный взгляд, обаятельная улыбка, — она была создана для того, чтоб писать ее портреты. И художник писал. Она стала героиней многих его картин. Рубенс без всякой скромности и стыдливости делился очарованием юности жены на своих полотнах.

Елена Фоурман с детьми. / Фото: www.gallerix.ru
Из-под его кисти выходили потрясающие по своей реалистичности изображения его музы. И сейчас иногда кажется, что это не картина, а живое отражение в зеркале золоченой рамы. Вот сейчас всколыхнет ветер оборки платья юной прелестницы, и она убежит, стыдливо пряча глаза.
Изображение Елены с детьми передает такое глубокое умиротворение, такую полноту материнских чувств, что просто невозможно не умилиться, глядя, как эта прекрасная девушка смотрин на дитя, сидящее на ее руках.

Рубенс, «Суд Париса
Она была богиней, Рубенс писал ее в этом образе в «Суде Париса».

Рубенс, «Сад любви
Она была возлюбленной, принадлежащей только ему, и он изображал ее в «Саду любви». Он одевал ее в немыслимо роскошные наряды. И раздевал ее, показывая миру ее неземную и в тоже время такую земную красоту.

Такое короткое счастье

Автопортрет с Еленой Фурман и сыном. / Фото: www.gallerix.ru
Питеру Паулю Рубенсу во втором браке было отмерено всего 10 лет счастья. Беспощадная подагра вначале сковала руки мастера, а затем лишила его и жизни. Но эти 10 лет он был безмерно счастлив. Он любил жизнь и себя в этой жизни. Последние 10 лет были крайне плодотворны для художника во всех смыслах. Елена родила ему при жизни 4 детей. Младшая дочь Рубенса появился на свет через восемь с половиной месяцев после смерти художника. И в этом событии была вся неуемная тяга художника к жизни и земным радостям. Измученный болезнью, в возрасте почти 63 лет, он все еще оставался молод и тело, и душой.

Последний автопортрет Питера Пауля Рубенса. / Фото www.gallerix.ru

Он написал множество картин и достиг величайшего мастерства в реалистичности изображения человеческого тела. Он оставил после себя множество учеников. Он увековечил в своих картинах свою музу, свою богиню, свою мечту.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: