Портрет екатерины ii, федор степанович рокотов, 1780-е - JEKATERINBURG.RU

Портрет екатерины ii, федор степанович рокотов, 1780-е

История создания и описание коронационного портрета Екатерины Великой Федора Рокотова

Для написания своего коронационного портрета императрица Екатерина Вторая выбрала молодого художника Федора Рокотова. Это произошло в 1763 году. Сегодня картина находится в Третьяковской галерее.

Нестандартно написан царицы портрет –
В профиль, как на античной камее.
Освещает лицо государыни свет –
И я перед картиной немею!…

История создания портрета

В числе работ, составивших живописное наследие Федора Степановича Рокотова (1735-1808 г.), именно портрет Екатерины II, написанный в парадном стиле в честь ее коронации на престол Российской Империи в 1763 году занимает почетнейшее место! И не только потому, что еще не Великая, но уже Императрица России выбрала для создания своего официального изображения безродного 28-летнего портретиста.

Дело в другом — портрет Екатерины II Федора Рокотова, хранящийся сейчас в Государственной Третьяковской галерее, по сути, положил начало новой эпохи русской портретной живописи. Никто из русских живописцев до этого момента не был столь раскован, изображая модель в непринужденной позе, в профиль, да еще на парадном полотне!

В работе художник сумел не только изобразить очень близко к оригиналу внешность новой русской императрицы, но и передал живость и непосредственность ее натуры, придал картине динамизм, изменив устоявшиеся на тот момент принципы статичности и помпезности официального портрета.

Добился этого автор не только своими излюбленными многослойными мазками и «подсушенными красками», но и организацией самой сцены, на которой, кроме модели, нет никаких «лишних», отвлекающих взгляд от модели деталей. Даже императорские регалии, казалось бы, наиважнейшие атрибуты официального коронационного портрета, хоть и прорисованы со всем тщанием, но не выпячиваются, а находятся в тени личности самой государыни, задавая значимый, но все-таки только фон.

Для Екатерины II это полотно стало каноническим, по ее личному распоряжению именно с этой картины впоследствии ее «геральдический» лик копировался для массовых изображений.

Рождение художника

Точных, документально подтвержденных фактов об истории рождения, в то ли 1735, то ли в 1736 году, Федора Рокотова нет. Также нет указания на его происхождение и описание его детства и юности. Был ли он рожден в семье получивших вольную крепостных, на чем настаивают отдельные историки, или был незаконнорожденным отпрыском князя, генерал-аншефа П. И. Репнина — доподлинно неизвестно.

Известно лишь, что писать картины Рокотов начал точно ранее 1755 года.

Именно в этом году Федор Рокотов попал на глаза, как бы сейчас сказали, крупному селекционеру, меценату, графу Ивану Ивановичу Шувалову, отбиравшему самородков для Петербургской академии художеств.

Каким именно образом простой крестьянский сын, пусть даже неплохо рисующий, мог попасть в поле зрения знаменитого мецената из высшего общества, еще предстоит выяснить историкам. Тем не менее, известно, что именно покровительство графа Шувалова и рекомендации еще одного русского самородка — М. В. Ломоносова и привели Ф. Рокотова в итоге в Петергоф на коронацию Екатерины II.

Имя Рокотова-художника впервые упоминается в 1757 году в переписке М. В. Ломоносова с графом И. И. Шуваловым. Этим же годом датирована первая из сохранившихся подписанная Рокотовым работа.
Это «Портрет Неизвестного в гвардейском мундире». Ряд историков почему-то считает эту работу автопортретом художника. Тем же 1757 годом датирован и портрет самого М. В. Ломоносова, собственно, единственное его изображение. Таким образом, получается, что к 1757 году Ф. С. Рокотов уже был известен и довольно популярен.

После написания портрета М. В. Ломоносова, которому работа понравилась, и не без его протекции Федор Степанович получает заказ на свободную копию портрета императрицы Елизаветы Петровны.

Это полотно было необходимо самому Ломоносову для работы над созданием мозаичного изображения Елизаветы Петровны по заказу Московского университета. Работа велась в мастерской ученого, уже имевшего к тому времени Усть-Рудицкую фабрику по производству смальт и мозаичного стекла.

Мозаика имела шумный успех, что еще больше увеличило популярность Ф. Рокотова как портретиста.

После написания этого полотна, в 1760 году, стараниями графа Шувалова 25-летний художник был зачислен в Академию художеств и уже был известен и популярен в среде придворных. Через два года, в 1762 году Федор Степанович написал парадный портрет кратковременно взошедшего на российский престол Петра III, за что был пожалован им званием адъюнкта Академии художеств. В этом статусе, будучи уже очень известным и популярным среди петербургской знати мастером, Рокотов и был приглашен для написания самой известной работы своей жизни.

Позднее Ф. С. Рокотов написал еще несколько этюдов и, как минимум, два больших портрета императрицы Екатерины II, но ни одна из этих работ не достигла славы и известности коронационного портрет императрицы.

В 1766 году, в 31 год от роду, едва дослужившись до чина ротмистра и получив дворянское звание по чину, Рокотов уходит из Академии художеств и перебирается на родину, в Москву. Там за 20 лет он пишет огромное множество семейных портретных галерей.

Современники утверждали, что Рокотов за этот период «написал всю Москву»! Бывало, что в его мастерской в работе было одновременно до 50 портретов. При этом сам мастер в одном из писем признавался, что редко работал с картиной с натуры меньше месяца.

Собственно, в этом состоит главная загадка его судьбы — сложно найти в русской истории еще хотя бы одного «крестьянского сына», в 30 с небольшим лет получившего чин старшего офицера русской императорской армии. К тому же, не участвуя походах и не совершая подвигов в кровавых битвах, но исправно исполняя офицерские обязанности в Гвардейском Семеновском полку, получая офицерское жалование и одновременно учась и преподавая в Академии художеств и занимаясь написанием заказных картин!

К тому же Рокотов, вероятно, был достаточно приближен и к императрице. Настолько приближен, что именно ему она однажды поручила исполнение довольно интимного поручения — написать детский портрет своего внебрачного сына Алексея, до 12 лет воспитывавшегося у беспредельно преданного Екатерине камердинера Василия Григорьевича Шкурина.

Эта работа художника, несмотря на, мягко говоря, прохладное, по утверждению современников, отношение Екатерины Великой к своим детям, до самой ее смерти находилась в императорских покоях.

Сейчас уже сложно установить истину в вопросе рождения Ф. С. Рокотова. Был ли он прямым потомком генерал-аншефа Репнина? Помогло ли его происхождение в развитии его художественных способностей? Неизвестно это сейчас и вряд ли станет известно вообще.

Но как бы то ни было, благодаря ли высокому происхождению, пусть и внебрачному, или же просто удачному стечению обстоятельств, Россия в лице Ф. С. Рокотова получила талантливейшего художника-портретиста, чьи работы имеют огромную художественную и историческую ценность. И этот факт сомнению не подлежит!

Федор Рокотов — Третьяковская галерея

Федор Рокотов, великий русский портретист, чья судьба полна тайн и загадок. Мы даже не знаем год его рождения, то ли 1735, то ли 1736 год. Сейчас в Третьяковской галерее проходит выставка «Федор Рокотов», где представлено около 40 произведений этого гениального живописца второй половины XVIII столетия. Родился Федор Рокотов в подмосковной усадьбе князей Репниных «Воронцово», был крепостным.

Читайте также  Благовещение, паоло веронезе - описание картины

Федор Рокотов. Автопортрет, вероятно

В начале выставки вы увидите обворожительные детские портреты. Можно предположить, что это Павел, но на нем нет андреевских лент. При детальном обследовании оказалось, что это сын Екатерины II Алеша, который впоследствии получил фамилию Бобринский. Это ее тайный, вебрачный сын от Григория Орлова, который родился еще до ее коронации при жизни Петра III. Екатерина факт рождения младенца тщательно скрывала, нещадно затягиваясь. Ребенок был отдан на воспитание доверенному лицу Василию Шкурину, который был так ей предан, что во время родов Екатерины он поджег свой дом, чтобы отвлечь внимание императора, сделав переполох во дворце. И факт рождения Алексея таким образом был действительно скрыт. Когда Алеша родился, его положили на бобровую шубу, которая, возможно, сыграла роль, когда через 12 лет Екатерина выбирала фамилию для сына.

Федор Рокотов. Алексей Бобринский

Федор Рокотов — парадные портреты

Со старшим сыном Павлом у Екатерины были сложные отношения, потому что после его рождения она увидела сына только через 40 дней, и она не была уверена, что это ее сын. Елизавета Петровна забрала Павла к себе, и Екатерина в течение года видела сына всего несколько раз, и то только в присутствии государыни. А вот об Алексее она сильно заботилась, ведь это был ребенок от любимого человека. Она боялась, что его будут использовать в придворных политических играх, и отослала его заграницу. Потом он жил в Ревеле. Алексей только в 19 лет узнал, кто его родители. Павел, став императором, призвал Алексея в Петербург и объявил всем, что он его родной брат. Но оба брата были вспыльчивого характера, поэтому дружба продлилась недолго.

Федор Рокотов. Павел Петрович семи лет, сын Екатерины Второй

Портрет Алексея очень выразительный, это милый, яркий ребенок. Очевидно, что Рокотов был допущен в близкое дворцовое окружение, хотя художнику в это время было всего около 25-26 лет. И именно ему доверяется писать коронационный портрет Екатерины. До этого момента только иностранцы писали парадные портреты русских царей.

Федор Рокотов. Портрет Екатерины II

В традициях русского искусства это первый профильный портрет, самый выигрышный ракурс для императрицы. В его мастерской потом создается несколько подобных парадных портретов, так как самой Екатерине этот портрет понравился, чтобы разослать его по всем посольствам.

Федор Рокотов. Фрагмент. Портрет Екатерины II

Братья Орловы

Иван Григорьевич Орлов, старший из пяти сыновей новгородского вице-губернатора Г.И.Орлова от брака с Л.И.Зиновьевой. В 16-летнем возрасте был зачислен солдатом в лейбгвардии Преображенский полк. После смерти отца стал старшим в семье, приняв на себя управление нераздельными имениями всех братьев. С восшествием на престол Екатерины II получил титул графа и вышел в отставку в чине капитана лейбгвардии Преображенского полка. Депутат от Вяземского уезда Смоленской губернии в комиссии по составлению проекта нового Уложения. Жил в Москве на Пречистенской улице.

Иван Орлов, старший брат

Григорий Григорьевич Орлов, сын новгородского вице-губернатора Г.И.Орлова от брака с Л.И.Зиновьевой, второй из пяти братьев. В 15-летнем возрасте поступил солдатом в лейбгвардии Семеновский полк. В 1759 году переведен в артиллерию адъютантом графа Шувалова П.И. Один из организаторов дворцового переворота 1762 года, фаворит императрицы Екатерины II, пожалован в действительные камергеры, награжден орденом Святого Александрв Невского, получил мызы Ропшу и Гатчину. В день коронации Екатерины II был пожалован в генерал-адъютанты, возведен со всем родом в графские достоинства.

Портрет Григория Орлова в латах

В 1767 году сопровождал императрицу в путешествии по Волге. В 1771 году в связи со вспышкой чумы был послан в Москву, где принял решительные меры по борьбе с эпидемией. После 1772 года был отстранен от государственных дел, получил титул князя. Последние годы жил большей частью заграницей. Умер в Москве в своем имении Нескучное, похоронен в усадьбе Отрада Московской губернии.

Анна Квашнина-Самарина, сестра прабабки Пушкина, урожденная Ржевская

Федор Рокотов — усадебные портреты

Во времена Рокотова в России началась мода на усадебные портреты. Все владельцы усадеб захотели, чтобы в поместьях висели портреты предков. Помимо особняков знати Москвы и Петербурга среда бытования рокотовских портретов тесно связана с миром русской усадьбы. Тяга к памяти предков оказала большое влияние на усадебную культуру XVIII столетия.

Портрет неизвестной в розовом платье

Усадьба, родовое гнездо, где человек жил в окружении старинных вещей, передававшихся из поколения в поколение, представлялась идеальным убежищем от суеты города и давления двора, от его стесняющих рамок. Фамильные портреты являлись связующей нитью между прошлым и настоящим. Камерные портреты как нельзя лучше вписывались в уютные усадебные интерьеры.

Портрет Ивана Шувалова

Федор Рокотов написал серии портретов, образующих фамильные портретные галереи: графов Воронцовых в Воронцовке Тамбовской губернии, Струйских в Рузаевке Пензенской губернии, графов Орловых в подмосковной Отраде. Писал Федор Рокотов только своих друзей и знакомых, коих имел великое множество, чтобы отображать не только физическое сходство персонажа, но его духовный мир.

Интерьер кабинета Шувалова, работа Зяблова, ученика Рокотова

Художник в Москве

В конце 1766 года художник приехал в Москву, где прожил более сорока лет. Решение оставить северную столицу и вернуться в первопрестольную, вероятно, можно объяснить тем, что занятость в Академии художеств отнимала слишком много времени живописца. К тому же в это время Федор Рокотов лишился своих главных покровителей и единомышленников: президента академии И.И.Шувалова, М.В.Ломоносова, с которым художник был связан благодаря исполнению живописных оригиналов смальтовых портретов на фабрике под Петербургом.

Усадьба графов Орловых Отрада

Приехав в Москву, портретист оказался в иной общественной духовной среде, более соответствующей характеру его творчества. Московское общество не было стеснено близостью двора, культурная жизнь Москвы была интенсивной. Вокруг Московского университета формировался круг передовой интеллигенции того времени.

Поэт Василий Майков

Федор Рокотов был членом Английского клуба и, вероятно, одним из его основателей. Московский период в творчестве Рокотова стал временем наивысших творческих достижений. В это время камерный портрет играет ведущую роль. Сложные красочные оттенки рождают ощущение неизъяснимой тайны одухотворенных рокотовских персонажей.

Портрет неизвестного в треуголке. Вероятно, первая жена Струйского

Тающие контуры лиц и фигур, мерцание теней создают особый строй образов с их очарованием затаенной внутренней жизни. Лица рокотовских персонажей неравнозначны по эмоциональному выражению. Для портретиста важно не конкретное настроение героя, а его пребывание в мире зыбкой духовной жизни. Запечатленные на портретах Рокотова различные чувства героев рождают ощущение недосказанности образов.

Портрет А П Струйской, второй жены Струйского

Психология портрета

В произведениях 1780-х годов на смену мягкости и искренности персонажей приходит выражение сдержанности эмоциональных проявлений. Но порой под маской светской надменности можно обнаружить мерцающий мир душевных движений и оттенков.

Генерал Александр Римский-Корсаков

Выставка «Федор Рокотов» открыта в Государственной Третьяковской галерее до 9 мая 2016 года по адресу Лаврушинский переулок, дом 12, Инженерный корпус. Проезд до станции метро «Третьяковская». Стоимость билетов 400 руб., для льготных категорий 150 руб. Можно приобрести комплексные входные билеты за 700 руб., для льготных категорий 250 руб.

Читайте также  Картина "любитель абсента", эдуард мане - описание

Фрагмент. Портрет княжны Евдокии Борисовны Юсуповой. 1758-1759

Портреты Екатерины II

Портреты Екатерины II

Изображения Екатерины II передают царственную осанку, твёрдый, но добродетельный, взгляд и, кажется, сам дух эпохи русского просвещения. Чаще всего императрица на портретах изображалась с императорскими регалиями и соответствующими её законотворческой деятельности предметами – жезлами и свитками. Наиболее распространенная одежда на изображениях – обширные платья, отвечающие моде того времени, однако встречается ряд портретов, изображающих Екатерину II в военной форме, в скромной прогулочной или дорожной одежде.

[center][i]Коронационный портрет Екатерины II
Рокотов Ф. С. 1763 год[/i][/center]

В целом, императрица не была поклонником чрезмерной роскошности, в отличие от своей предшественницы Елизаветы, и даже издавала специальный указ, согласно которому запрещалось делать серебряные или золотые кружева на кафтанах шириной более 9 сантиметров.

Большая часть её образов представляют царственную особу с аккуратной, без излишней пышности, прической.

[center][i]Портрет Екатерины II
Аргунов И. 1762[/i][/center]

[center][i]Петр III с Екатериной II и сыном
Г.К. Гроот[/i][/center]

[center][i]Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны с веером в руках
Гроот Георг-Кристофор 1740[/i][/center]

[center][i]Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны
Гроот Георг Кристоф[/i][/center]

[center][i]Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны
Гроот Георг Кристоф 1744[/i][/center]

[center][i]Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны в охотничьем костюме
Георг Кристоф Гроот, 1740-е годы[/i][/center]

[center][i]Портрет Екатерины II
Антропов А. П. 1766 г.[/i][/center]

[center][i]В виде законодательницы в храме богини Правосудия
Д.Г. Левицкий, 1780-е. Холст, масло[/i][/center]

[center][i]Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке
Боровиковский В. Л. 1794 г[/i][/center]

[center][i]Портрет Екатерины II в дорожном костюме 1787
Михаил Шибанов[/i][/center]

[center][i]Портрет Екатерины II
Саблуков Иван, 1770[/i][/center]

[center][i]Портрет Екатерины II в молодости
Антуан Пэн[/i][/center]

[center][i]Портрет молодой Екатерины II
Луи Каравак, выполнен после ее приезда в Россию в 1745 г.[/i][/center]

[center][i]Портрет Екатерины II в дорожном костюме
неизвестный художник[/i][/center]

РОКОТОВ ФЁДОР СТЕПАНОВИЧ

Русский художник, один из ярчайших представителей портретной живописи второй половины XVIII века.

Биография

Федор Рокотов родился в имении князей Репниных Воронцово, происходил из крепостных крестьян, видимо, еще в юности получил вольную.

В 1755 году, благодаря И.И. Шувалову, оценившему талант юноши, Рокотов переехал в Петербург. Здесь он окончил Сухопутный шляхетский корпус. Получив чин ротмистра, дававший дворянство, художник оставил службу. Также он учился в недавно созданной Академии художеств. В 1762 году Рокотов стал ее адъюнктом. В 1763 году молодой художник был приглашен в Москву для написания коронационного портрета Екатерины II, который очень понравился императрице. В 1765 году Федор Степанович был удостоен звания академика.

В 1766 году он перебрался в Москву. Здесь Рокотов, помимо творчества, занимался педагогической деятельностью – он обучал живописи своих учеников. В 1772 году живописец стал одним из основателей Московского английского клуба. Будучи масоном, с 1774 года состоял в московской ложе «Клио». В 1781 году Рокотов купил участок земли на Старой Басманной улице, где затем возник его дом, здание которого сохранилось до наших дней.

Последние работы портретиста относятся к началу 1790-х годов. О последующих десятилетиях его жизни известно крайне мало. Так, в 1793 году он приобрел имение Аниково. Здесь Рокотов жил в начале 1800-х, затем продал его. В 1806 году купил другое владение в Москве. Художник скончался в декабре 1808 года. Похоронен на кладбище Новоспасского монастыря. Точное местонахождение его могилы неизвестно.

Творчество

С творчеством Ф.С. Рокотова наступает новый этап в отношении художников к человеческой личности. Его портреты отличаются человечностью и лирической глубиной, что до тех пор было несвойственно русской портретной живописи.

К 1750-м годам относится необычная для Рокотова картина – «Кабинет И.И. Шувалова» (1757) – чуть ли не первый интерьер XVIII века. Сама картина не сохранилась и известна по копии, созданной учеником художника А. Зябловым в 1799 году. Рокотов тщательно воспроизвел всю обстановку кабинета, сумев при этом передать атмосферу духовных интересов и культурных запросов широко образованного человека середины XVIII века.

С началом 60-х годов к Рокотову приходит известность, у него много заказов. Например, в 1764 году он писал порядка 40 портретов.

Новаторский характер творчества Рокотова виден в портрете великого князя Павла Петровича, написанного им в 1761 году. Работа исполнена легко, художник не подчеркивает мелкие детали наружности Павла. Непоседливый и капризный на вид мальчик словно живет на портрете. Тона картины выполнены в теплой гамме золотистого и красного.

Портреты Рокотова 1760-х годов демонстрируют всю большую правдивость образов. К середине 60-х относится портрет поэта В.И. Майкова. Он очень экспрессивен. Жизнерадостный, энергичный и насмешливый Майков изображен со всей полнотой реалистичной убедительности. Портрет свидетельствует о жизненной зрелости его автора. Его живописные приемы смелы, композиция портрета предельно проста и сосредотачивает все внимание на сильном лице поэта.

В середине 1760-х годов Рокотов написал портреты неизвестной из семьи Воронцовых и неизвестного юноши. В них также проявилось стремление художника к материальности образа. В последующие годы Федор Степанович уже не подчеркивал так настойчиво физическую сторону облика, создавая тонкие одухотворенные портретные образы.

После переезда в Москву в 1766 году художественная деятельность Рокотова развернулась еще шире. Именно в Москве с конца 1760-х и до конца 1780-х годов он создал свои лучшие портреты. Они отличаются внутренней динамикой, повышенным вниманием к передаче душевного мира изображенных. В портретах Н.Е. Струйского (1772), неизвестного в треуголке (сейчас высказывается предположение, что это портрет самой Екатерины II в маскарадном костюме), А.И. Воронцова, неизвестной в розовом платье, посла в Константинополе А.М. Обрескова и др. художник запечатлел неповторимые особенности внутреннего склада этих людей. Лиризм образа человека в рокотовских портретах парой десятилетий раньше был почти незнаком русским портретистам.

В 1780-х годах Рокотов достигает особой поэтической одухотворенности своих произведений. Для их создания он использует тонкие композиционные и живописные средства. Портреты В.Е. Новосильцевой (1780), П.Н. Ланской (1780-е), Е.В. Санти (1785) показывают увлекательный внутренний мир изображенных. Рокотов сильно освещает лица прямым светом, подчеркивая темные глаза и резко очерченные уголки губ, слегка согнутых в улыбке. Глаза и губы сосредотачивают в себе выражение душевного движения, они создают некоторую загадочность.

Для портретов 80-х годов Рокотов использует трудную овальную форму, подчиняя ей ритм произведения, он находит сложные цветовые сочетания. Портреты В.Н. Суровцевой и Суровцева (конец 1780-х) принадлежат к поздним портретам художника. Они отличаются сложной и глубокой психологичностью.

Ф.С. Рокотов утвердил право портретного образа быть волнующим и притягательным в своей внутренней сути, без богатых аксессуаров, являвшихся неотъемлемой принадлежностью парадного портрета.

4u PRO

Реформаторская, внешнеполитическая и военная деятельность, которая значительно укрепила российскую державу, характеризует императрицу как законодательницу и просветительницу, дальновидного стратега, мудрого политика и дипломата. Не зря современники еще при жизни титуловали ее Великой. Она действительно считается выдающимся государственным деятелем, несмотря на критику исследователей по поводу ее моральных качеств и жесткой позиции в утверждении крепостничества.

Читайте также  Описание картины деревенский концерт, адриан ван остаде

В глазах крупнейших мастеров изобразительного искусства она предстает как благородная, целеустремленная, бесстрашная и справедливая властительница трона. Портрет Екатерины 2 – это отражение идеального монарха, обеспечившего процветание науки, образования, культуры и поднявшего политический престиж государства.

Фигура великой императрицы: путь к правлению

Екатерина 2 появилась на свет в апреле 1729 года, по происхождению являлась чистокровной немкой, родом из бедного княжества. Когда ей исполнилось четырнадцать, переехала в Россию в статусе невесты наследника престола Петра III. Спустя два года приняла православие и была отдана в супруги будущему императору.

Даже в юности Екатерина отличалась острым умом, хитростью и наблюдательностью, с легкостью манипулировала окружающими ради достижения своей цели. Она с удовольствием занималась изучением наук, много читала и самостоятельно освоила русский и французский языки. Все эти знания в скором будущем пригодились ей в качестве источника успешного правления. Так начинал формироваться исторический портрет Екатерины 2, основными чертами которого стали волевой стержень, мужество, тщеславие, гордыня и хитрость. У нее было два важных таланта – отключать собственные эмоции в пользу рационализма и с легкостью завоевывать всеобщую симпатию.

Таким образом, Екатерина тихо и уверенно продвигалась к императорскому престолу, свершив переворот через полгода после провозглашения Петра III императором и в конце концов свергнув мужа.

«Золотой век» екатерининской эпохи

Приступив к правлению, владычица приняла государственную систему в абсолютной разрухе, что подстегнуло ее к разработке нового свода законов. В основе «золотого века» правления Екатерины 2 четко просматривается следующее:

1. Политика «просвещенного абсолютизма» и реформы:

привилегии для дворян, укрепление их власти;

ужесточение крепостнического строя;

создание системы учебных заведений с едиными планами;

развитие местного самоуправления в городах;

разветвление системы судов.

2. Внешняя политика:

победное завершение двух русско-турецких войн;

победа над шведами;

получение новых земель (современной территории Крыма, Правобережной Украины и Белоруссии) — 11 губерний из 50 существующих в то время были завоеваны при правлении императрицы;

укрепление южных границ, свобода торговли в Черном море;

улучшение позиций в Прибалтийском регионе, Закавказье и на Кавказе.

Исторический портрет Екатерины 2 невозможно подвести под конкретный стереотип: для одних она – мудрая правительница, для других – тиран, но в итоге значимость ее фигуры для событий мировой истории неоспорима.

Лик Екатерины 2: традиции изображения

В XVIII столетии определились две четко выраженные традиции изображения великой императрицы в русском искусстве.

Первая касается ее идеализации, подчеркивания лучших черт и качеств. Портрет Екатерины 2 рассматривается в контексте возвеличивания монарха, заботящегося о своем народе, открывающего образовательные учреждения, проводящего реформы, развивающего искусство, заботящегося о правосудии. Такой подход нашел свое отображение в живописных шедеврах Федора Рокотова и Дмитрия Левицкого.

Вторая традиция заключается в стремлении «очеловечивания» облика государыни, что пронизывает портрет Екатерины 2 более чувственными красками. На первый план выходят скромность, любезность, дружелюбие, снисходительность к чужим недостаткам, чувство долга, великодушие. Все это с легкостью проглядывается в творениях художника Владимира Боровиковского.

Федор Степанович Рокотов: жизненный путь

Известный русский художник был рожден в селе Воронцово. Первоначально образование получил благодаря поддержке Л.-Ж. Ле-Лоррена и П. де Ротари. Овладел азами изобразительного искусства в стиле рококо. А в 1960 году был принят в Петербуржскую Академию художеств по распоряжению мецената И.И. Шувалова. Через пять лет был удостоен звания академика. В конце 1766-го переехал в Москву, где продолжал трудиться над созданием новых картин. Его жизненный путь прервался в декабре 1808 года.

Творческое наследие

Федор Степанович Рокотов был прекрасным портретистом, глубоко проникался натурой и отличался старательным исполнением. К началу 60-х годов его уже уважали как искусного мастера, свидетельством тому стал заказ на портрет Екатерины 2. Это было настоящим признанием таланта живописца. После первой работы, написанной Рокотовым по поводу вступления императрицы на престол, последовала вторая – поясной портрет великой женщины, которым она осталась весьма довольна, охарактеризовав его «самым похожим».

Кроме этих шедевров, кисти Рокотова принадлежат портреты Петра III, цесаревича Павла, вельможи И.И. Шувалова, графа Орлова, графа Струйского и его жены, а также многих других выдающихся личностей екатерининской эпохи.

Высшее достижение в области парадного портрета

В 1763 году, когда проходили коронационные торжества в честь вступления владычицы на престол, был написан парадный портрет Екатерины 2. Рокотов был удостоен такой почетной миссии.

Образ императрицы был воссоздан художником очень умело: гладкое белоснежное лицо, волевой взгляд, уверенные жесты. Женщина на пике своей красоты, настоящая владычица! Она твердо сжимает скипетр в руке, направляя его в сторону бюста Петра I, над которыми виднеется надпись: «Начатое свершает». Сочетание серебристой палитры наряда и благородного красного оттенка портьер подчеркивает особую значительность фигуры, искусно изображенной на холсте.

Второй портрет Екатерины 2 Рокотов создал, воспользовавшись профильной манерой, что достаточно редкое явление для написания парадного портрета. Но это придало властительнице идеальный характер. Благородные черты лица, горделивая осанка, некоторый динамизм в жестах плюс атрибуты власти и богатая драпировка – нужный эффект достигнут.

В образе жрицы

Дмитрий Григорьевич Левицкий портрет Екатерины 2 создал с использованием символов правосудия и справедливости. Ее Императорское Величество предстает в образе законодательницы, жрицы, которая находится в храме богини Фемиды. Владычица на алтаре сжигает маки в знак жертвования собственным покоем ради общего блага. На ее голове вместо императорской короны — лавровый венец. Фигуру государыни украшают мантии с орденом Андрея Первозванного, лентой и крестом Святого Владимира, что является свидетельством ее особых заслуг перед Отечеством. Левицкий портрет Екатерины 2 дополнил сводами законов у ее ног и восседающим на них орлом – символами силы и защищенности. На фоне заметен торговый флот – вестник процветания государства.

Даже словесное описание портрета Екатерины 2 иллюстрирует ее как идеальную правительницу, неусыпно заботящуюся о своей стране.

Отпечаток сентиментализма

Желая представить Великую государыню в более сентиментальном образе, с подчеркнутой естественной простотой, отдыхающей на лоне природы, известный художник Владимир Боровиковский портрет Екатерины 2 создал в двух вариантах. Один — на фоне Чесменской колонны, второй – на фоне Кагульского обелиска.

Данная работа была написана не с натуры, в одежде императрицы автору позировала ее камер-фрау, но художник и так часто мог понаблюдать за Екатериной во время прогулки. От результатов трудов Боровиковского она в восторг не пришла, ведь на портрете была изображена пожилая женщина, прогуливающаяся с посохом по Царскосельскому парку в подчеркнуто неофициальном одеянии. Здесь правительница представлена уже не богиней, а обычной помещицей, без пафоса и парадной атрибутики.

Но все же живописные работы не только Федора Рокотова и Дмитрия Левицкого, но и Владимира Боровиковского являются общепризнанными шедеврами, наилучшим образом характеризующими личность владычицы русского престола.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: