Портрет екатерины ii, дмитрий григорьевич левицкий — описание - JEKATERINBURG.RU

Портрет екатерины ii, дмитрий григорьевич левицкий — описание

Из истории присоединения Крыма к России: «Портрет Екатерины II» Дмитрия Левицкого из Ульяновского художественного музея

230 лет исполняется одному из самых знаменитых произведений в собрании Ульяновского областного художественного музея – большому парадному «Портрету Екатерины II» прославленного художника Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822). Портрет связан с присоединением Крыма к Российской империи в 1783 году и имеет непосредственное отношение к путешествию Екатерины Великой на Крымский полуостров.

Экспозиция зала русского искусства XVIII века в Ульяновском областном художественном музее

В 1787 году, 230 лет назад, Екатерина II отправилась в грандиозное путешествие в Крым, чтобы непосредственно увидеть присоединённые к империи обширные земли Северного Причерноморья и Тавриды, в которых под управлением Григория Александровича Потёмкина строились новые города, порты, создавался Черноморский флот. Путешествие было помпезным, императрицу сопровождали послы крупнейших держав, происходили встречи с монархами, император Священной Римской империи Иосиф II Габсбург инкогнито присоединился к российской императрице.

В Херсоне Екатерину II встретил поверенный в делах России при Мальтийском ордене госпитальеров (иоаннитов) Антон (Антонио) Константинович Псаро, который преподнёс императрице подарок от великого магистра ордена Эммануила де Роган-Полдю – пальмовую ветвь в букете искусственных цветов. Подарок императрица передала Г.А. Потёмкину. В письме великому магистру Екатерина II отмечала: «Я не могла лучше сделать, как вручить её (пальмовую ветвь. – А.Д.) князю Потёмкину-Таврическому, фельдмаршалу моих армий и предводителю моих морских сил на Чёрном море, оказавшему важные услуги не только своему отечеству, но и всему Христианству. Он поставил её на корабле, носящем мой собственный флаг; это место назначило ей мое уважение к Вам и к славной корпорации, которой Вы управляете с таким отличием. Она послужит, кроме того, хорошим предзнаменованием для моего оружия». Екатерина II дружественно относилась к Мальтийскому ордену, противостоявшему многие века Османской империи, с которой Россия вела войны во второй половине XVIII века. Симпатия к ордену передалась сыну Екатерины – Павлу Петровичу, ставшему впоследствии великим магистром Мальтийского ордена.

Пальмовая ветвь в качестве подарка была оценена – пальмовыми ветвями встречали Иисуса Христа при входе в Иерусалим. В качестве ответного подарка великому магистру был заказан парадный портрет императрицы академику Императорской Академии художеств Дмитрию Григорьевичу Левицкому. Д.Г. Левицкий был украинцем родом из Киева, его предки во второй половине XVII века переселились с Правобережной Украины на юг Полтавщины, что, добавим, подтверждало привлекательность российского подданства для украинцев после Переяславской Рады 1654 года. Отец Левицкого одно время носил фамилию Нос, однако сменил её, он был священником, но также успешным гравёром. Д.Г. Левицкий учился у отца, у живописца А.П. Антропова. Исключительно одарённый, Д.Г. Левицкий стал первоклассным портретистом второй половины XVIII века. Благодаря крупному государственному деятелю в области внешней политики графу А.А. Безбородко, покровительствовавшему Левицкому, последний получал заказы на создание парадных портретов Екатерины, хотя сама императрица, вероятно, никогда лично не позировала художнику.

Левицкий Д.Г. Портрет Екатерины II. 1787.

В 1787 году Левицкий стал работать над портретом императрицы для великого магистра Мальтийского ордена. Ныне портрет находится во дворце великого магистра в мальтийской столице – Валлетте. Художником был сделан и более масштабный вариант портрета, очевидно, по заказу князя Ивана Сергеевича Барятинского (1738-1811) – екатерининского дипломата, долгое время бывшего посланником во Франции, непосредственно связанного с успешным присоединением Крыма к России, удостоенного 2 февраля 1784 года ордена Святого Александра Невского «за произведенную им негоциацию за покорение Российской державе Крымского полуострова». И.С. Барятинский, кстати, был праправнуком царского воеводы Юрия Никитича Барятинского, разбившего С.Т. Разина в Симбирске в 1670 году. При сыне И.С. Барятинского – Иване Ивановиче (1767 или 1772 – 1825) в начале XIX века была создана княжеская усадьба Марьино в селе Ивановском Курской губернии, где и находился «Портрет Екатерины II» Д.Г. Левицкого до 1918 года, когда имущество имения Марьино было национализировано советской властью. Портрет императрицы был направлен в Государственный музейный фонд, из которого поступил в Ульяновский художественный музей в 1926 году.

Следует отметить, что художественный музей в Симбирске был открыт в 1920 году. В первое десятилетие деятельности происходило активное формирование собрания музея, как на основе местных коллекций, в основном из бывших дворянских имений, так и благодаря поступлениям шедевров изобразительного искусства из центра. Так в Ульяновске появился «Портрет Екатерины II» Левицкого.

Сюжет портрета навеян примечательным событием, произошедшим с Екатериной II в Крыму. У греческого селения Кадыковки близ Балаклавы императрицу в аллее лавровых деревьев, усеянной апельсинами и лимонами, дорога по которой в середине была усыпана лаврами, встретила рота амазонок, вооружённых ружьями, под руководством капитана Елены Ивановны Сарандовой (Шидянской). Амазонская рота была создана в марте-апреле 1787 года из ста благородных дочерей и жён греков, отцы и мужья которых служили в полку в Балаклаве, по указу Потёмкина для церемониальных функций во время пребывания Екатерины Великой в Крыму. Вот как описывалась встреча Екатерины Великой и амазонской роты (Г. Дуси. Записка об амазонской роте // Москвитянин. 1844. №1): «Потёмкин, вышедши из кареты, просил позволения у Государыни стрелять Амазонской роте, встретившей Её. Она запретила, и подозвав, чрез переводчика Таврено, начальника их, Сарданову, подала ей руку, поцеловала в лоб, и потрепав по плечу, сказала: «Поздравляю вас, Амазонский Капитан, – ваша рота исправна, – Я ею очень довольна». Потёмкин торжественно радовался».

Вид амазонской роты воскрешал античные предания о женщинах-воинах, чего, очевидно, и добивался Потёмкин, так как античные реминисценции были очень важны в век классицизма и подчёркивали величественность и достоинство монарха.

Под впечатлением от вида женщин-воинов и символической встречи Екатерины в аллее лавровых деревьев, окружением императрицы было сочинено сюжетное содержание портрета, переданное Левицкому для воплощения. Екатерина II в образе, напоминающем амазонку, в день триумфа у лаврового дерева с лавровым венком на голове. Лавровые листья украшают ножны в правой руке императрицы с вложенным мечом, указующим на новое владение России – крымскую землю, где различимы города и мечети бывшего Крымского ханства. Подчёркивает образ амазонки короткая серебристая атласная туника. Из доспехов на Екатерине – металлический пояс. Светло-зелёное шёлковое платье и горностаевая мантия возвращают нас к образу державной императрицы. На горностаевой мантии, за левой рукой Екатерины, находится шлем с плюмажем. Шлем украшают лавры и двуглавый орёл.

Императрица изображена с орденом Святого Георгия 1-й степени: георгиевской лентой, большим крестом на ленте и звездой на груди. Екатерина II являлась учредительницей ордена Святого Георгия в качестве высшей военной награды и в связи с этим была первым кавалером Георгиевского ордена 1-й степени. Императрицей были утверждены узнаваемые ныне черно-желтые цвета на ленте. Орден был ей учреждён в 1769 году во время войны с Османской империей 1768-1774 годов, успешное завершение которой позволило России в 1783 году присоединить Крым и Северное Причерноморье. Так что присутствие ордена Святого Георгия на полотне Левицкого закономерно.

Вместе с орденом Святого Георгия на императрице изображены цепь и знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного – высшей награды империи, которую Екатерина возложила на себя, вступив на престол. Орден Святого апостола Андрея Первозванного был учреждён Петром I, преемницей которого в деле модернизации России и её военно-политического усиления выступала Екатерина II. Орденский знак и цепь не случайно присутствовали на работе Левицкого. На знаке ордена изображался распятый на кресте апостол Андрей. Андрей Первозванный был первым христианином, побывавшим в Крыму и заложившим там начала христианства. С присоединением Крыма к России при Екатерине Великой для христианства наступил этап свободного развития на этой древней земле, видевшей апостола Христова Андрея, а также крещение князя Владимира I. Таким образом, портрет иносказательно указывал на то, что Екатерина II – радетельница христианства.

Читайте также  Портрет амбруаза воллара, пикассо, 1910

Образ Екатерины Великой прославлял дворянско-помещичью Россию. Тем не менее, нельзя не отметить, что крупные победы в эпоху императрицы были достигнуты за счёт угнетения значительной части народа, расширения крепостничества, что обернулось кровавыми восстаниями, самым крупным из которых стало восстание под руководством Е.И. Пугачёва. Успехи были бы невозможны, конечно, без деятельной натуры самой императрицы, равнявшейся на Петра Великого и интересовавшейся такими личностями, как Александр Македонский, Александр Невский, Константин Великий.

«Портрет Екатерины II» Д.Г. Левицкого в Ульяновском областном художественном музее, как живописная и одновременно историческая реликвия, сохраняет память об одном из важнейших событий отечественной истории – присоединении Крыма к Российской империи. Для Ульяновской области образ императрицы актуален и тем, что в 1780 году по указу Екатерины II было образовано Симбирское наместничество, что стало важной вехой в истории становления Симбирского – Ульяновского региона.

Антон Долматов, член Ульяновского регионального отделения Российского военно-исторического общества.

Мать Отечества: 12 символов, зашифрованных в портрете Екатерины Великой

Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия Дмитрий Левицкий писал не с натуры. Он использовал работу Федора Рокотова 1779 года. На ней царица нравилась себе больше всего. К тому же там она выглядела намного моложе

1 ЖЕРТВЕННИК с надписью «Для общего блага» символизирует государственное служение Екатерины II. На подобные возвышения в античных храмах возлагали подношения богам.

2 МАКИ в античной мифологии — атрибут Морфея, бога сна. Сжигая цветы, императрица показывает, что готова лишиться покоя ради блага подданных.

3 СТАТУЯ ФЕМИДЫ . Весы — главный атрибут богини справедливости и правосудия. На них взвешиваются добрые и дурные поступки. На картине Фемида не носит повязку на глазах. Такой ее изображали греческие скульпторы.

4 БЕЛОЕ ПЛАТЬЕ Екатерины напоминает хитон античной жрицы. Белый цвет одеяний издревле символизировал чистоту.

5 МАНТИЯ с вышитыми государственными гербами свидетельствует, что перед нами владычица Российской империи.

6 ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК — древнеримский атрибут триумфатора — говорит о военных победах. Екатерину часто называли северной Семирамидой, но императрица предпочитала, чтобы ее сравнивали с Александром Македонским.

7 РЕГАЛИИ ордена Святого равноапостольного князя Владимира указывают, что Екатерина — глава ордена владимирских кавалеров. Орден был учрежден в 1782 году, и его девизом стали слова: «Польза, честь и слава».

8 ЦЕПЬ ордена Андрея Первозванного. Орден был главной наградой Российской империи. Апостол Андрей считается просветителем Русской земли.

9 ОРЕЛ , сидящий на книгах, олицетворяет законные основы государственного управления.

10 ОЛИВКОВАЯ ВЕТВЬ — аллегорический знак мира и всеобщего благоденствия.

11 КОЛОННЫ и взметнувшийся полог обозначают пространство храма Правосудия, в котором находится императрица.

12 КОРАБЛИ в море символизируют защищенную и процветающую торговлю, которая стала возможной благодаря военным победам и мудрому правлению Екатерины II.

Портреты Екатерины Великой писали неоднократно . Просвещенным философом изобразил ее Федор Рокотов, изящной красавицей — Стефано Торелли, благодушной дамой — Владимир Боровиковский. А Дмитрий Левицкий в 1783 году создал портрет императрицы как политическую декларацию. Иносказания превратили изображение царственной особы в программу идеального правления. Символы надо было уметь считывать, но в те времена зрителям картин это не составляло труда.

К моменту написания полотна Екатерина находилась у власти 21 год. Позади — реформы государственного управления и образования, Пугачевский бунт, основание Эрмитажа, открытие Смольного института, переписка с Вольтером, завоевание Крыма… И тем не менее живописец напоминал Екатерине, что должен делать идеальный правитель: по примеру выдающихся деятелей прошлого неустанно заботиться о благе страны.

Замысел картины принадлежал художнику, поэту и переводчику Николаю Львову. Императрица представлена жрицей в храме богини Правосудия, следящей за исполнением законов для всеобщего блага. Отчасти сюжет картины перекликается с «Наказом» Екатерины, в котором, следуя идеям французских философов, императрица утверждала принципы равенства всех людей перед законом и выступала за свободу торговли.

Античные символы сочетаются на картине с реальными наградами Российской империи. Например, регалиями ордена Святого Владимира, которым награждали за служение обществу.

Портрет Екатерины II 1783 года открывал серию изображений кавалеров этого ордена. Он должен был занять центральное место в интерьере здания Думы (совета) ордена. Заказ на исполнение получил Левицкий, создавший впоследствии более десяти портретов вельмож, удостоенных награды. Здание, впрочем, так и не построили, многие портреты владимирских кавалеров со временем были утрачены. Но портрет Екатерины стал настолько популярным (ныне он в собрании Русского музея), что Левицкий написал несколько его повторений, одно из этих полотен хранится в Третьяковской галерее.

Дмитрий Григорьевич Левицкий — мастер парадного портрета или новатор в живописи?

Дмитрий Григорьевич Левицкий стал известен широкой общественности России, благодаря созданным портретам великой императрицы Екатерины II. Его также называют художником Екатерининского времени — и это определение очень точно.

В самом деле в 1770-х годах им было создано семь больших парадных портретов, а в 1780-х годах — пятнадцать. В частности, он изображал императрицу в образе законодательницы. В нем живописец пытался заложить идеи об «истинном монархе», который первый подчиняется законам своего государства и царствует ради народа.

В 1790-х годах мастер создал еще два портрета императрицы, где он показывает величие государыни, и ему, без сомнения, это удается. Все портреты выполнены в коричнево-золотистой теплой гамме.

Конечно, работы Левицкого очень понравились правительнице, и он стал получать много заказов.

  • Так художник пишет «Портрет Суворова». На картине изображен спокойный, уже немолодой человек в парадной одежде и орденах в статусе генералиссимуса.
  • По заказу Екатерины художник создает портрет ее фаворита . В нем он очень точно изобразил душевные качества фаворита, его — по словам императрицы — «глубокий разум и справедливость».
  • В картинах «Портрет Бакуниной» и «Портрет Прасковьи Воронцовой» Дмитрий Григорьевич подчеркивает глубокую доброту, нежность и тонкое изящество моделей.

Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини правосудия. Около 1783 г.
Фото: art-catalog.ru

Несомненно, в этих и других работах, которые являются вершиной мастерства Левицкого, он предстает перед нами как настоящий гений живописи парадного и камерного портретов. Но хотелось бы обратить внимание читателей, что Дмитрий Григорьевич был еще и новатором живописи. Об этом говорят его более ранние работы, когда он еще не был так известен широкой публике.

В 1770 году художник написал « Сеземова». Это был первый портрет крепостного человека. Несмотря на то что Сеземов был богатейшим винным откупщиком, сделавшим миллионное состояние, он оставался крепостным графа Шереметева. В портрете Сеземова Левицкий хотел передать проницательность, житейскую хитрость и смекалистость образа.

Портрет Екатерины Андреевны Бакуниной. 1782 г.
Фото: art-catalog.ru

В 1775—1777 годах мастер получает первый заказ от самой Екатерины написать портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц. И здесь стоит подчеркнуть, что тогда в России не было ни одного учебного заведения, где обучались девочки. Дворянок учили дома, а бедных девочек не учили совсем, и, по сути, Левицкий стал первым живописцем, создавшим целую галерею женских образов, полных неповторимой индивидуальности, глубокой женственности и очарования. Он написал семь портретов или аллегорических картин (Борщова-театр, Алымова-музыка, Молчанова-наука), олицетворявших собой, по мнению знатоков, целиком ХVIII век.

К сожалению, мы сегодня очень плохо знаем биографию великого портретиста и живописца. Мы даже не знаем точной даты его рождения: 1735 (1737) — 1822 гг. Известно только, что будущий гений русской живописи родился на Украине в маленьком селе на Полтавщине, и его отец Григорий, который был священником, являлся человеком талантливым и образованным. Он 13 лет прожил в Польше, где овладел граверным делом, и после стал известным графиком, но уже на Украине.

Портрет , 1786 г.
Фото: art-catalog.ru

Предполагают, что в 1752—1755 годах Д. Левицкий познакомился с известным живописцем и в 1758 году переехал в Петербург. Интересно то, что Левицкий умер в возрасте 87 лет, почти забытый как художник. С окончанием правления Екатерины II закончилась и померкла слава гениального живописца.

«Слава Левицкого не ограничивалась пределами России. Его имя было известно в Европе, и ни один свой портрет не ценил просвещенный Дидро, как писанный Левицким». (А. Лебедев, искусствовед)

Левицкий — Екатерина 2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:56, доклад

Читайте также  Портрет балерины о. в. лепешинской - а. м. герасимов, 1939
Краткое описание

Дмитрий Григорьевич Левицкий(1735-1822) русский живописец украинского происхождения, академик, мастер парадного и камерного портрета.
Родился около 1735 года в семье священника Г. К. Левицкого (настоящая фамилия Нос, или Носов), известного также как художник-гравёр. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года).

Содержимое работы — 1 файл

Дмитрий Григорьевич Левицкий.doc

Дмитрий Григорьевич Левицкий(1735-1822) русский живописец украинского происхождения, академик, мастер парадного и камерного портрета.

Родился около 1735 года в семье священника Г. К. Левицкого (настоящая фамилия Нос, или Носов), известного также как художник-гравёр. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года ). Предположительно участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов).

Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт-Петербург . Учился в Академии Художеств . С 1779 преподавал в портретном классе Академии Художеств.

Екатерина II — законодательница в храме богини правосудия

1783г, холст, масло, Холст, масло, 261 x 201
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Д. Г. Левицкий создал множество портретов Екатерины II. Установлено, что в 1770-х годах им было исполнено семь больших портретов императрицы, в 1780-х — пятнадцать. Первый из них, написанный для Е. Р. Дашковой в 1772 году, был неоднократно повторен художником. При всем очевидном высоком мастерстве живописца эти изображения представляют собой ряд типичных парадных портретов царицы.

Вместе с тем нет никаких письменных свидетельств о том, что Левицкий хотя бы единожды писал государыню с натуры. Екатерина Алексеевна относилась к русскому художнику без особого интереса. Она позировала преимущественно иностранным мастерам.

Заказы двора на царские портреты с конца 1770-х годов шли через государственного канцлера А. А. Безбородко, ценителя искусства, обладателя большой коллекции живописи и покровителя Левицкого. В 1783 году он и заказал художнику для своего петербургского дома парадное изображение государыни, в дальнейшем известное под названием «Портрет Екатерины II — Законодательницы».

Новое произведение Левицкого стоит о собняком в его творчестве. Оно отличается, прежде всего, надуманностью литературного замысла. В портрете менее всего отражены личные качества и характер Екатерины II. Художник создал абстрагированный образ императрицы, иллюстрацию идеального типа монархического правления, каким он представлялся среде просветителей второй половины восемнадцатого века.
Программа портрета, подсказанная, надо полагать, Н. А. Львовым, позднее была изложена самим художником:

« Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общаго покоя. Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную на главе ея. .
Победоносный орел покоится на законах и вооруженный перуном страж рачит о целости оных. Вдали видно открытое море, а на развевающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю».

«Портрет Екатерины II — Законодательницы» с полным основанием может быть отнесен к разряду аллегорических картин. Образ «идеальной государыни» требовал от художника подтверждения в виде различных эмблем и символов. В композицию привнесены предметы, соседство которых может быть оправдано только иносказательными смыслами, отчего полотно окончательно утратило реалистический характер.

Екатерина изображена в храме Фемиды — богини Правосудия. Она одета в строгое белое платье с мантией, с орденами святого Андрея Первозванного (цепь) и святого Владимира 1-й степени (лента и крест).

Статуя богини Фемиды и своды законов у ног императрицы свидетельствуют о ее государственной деятельности, корабли на дальнем плане — о победах России на Черном море. Все детали, вместе с маковыми цветами, сжигаемыми на жертвеннике,- аллегория образа справедливой, приносящий свой покой в жертву общественному служению правительницы

Портрет был чрезвычайно популярен, неоднократно копировался и повторялся. Передовые люди видели в нем идеальное воплощение образа просвещенного монарха, призванного мудро управлять державой. Орел с оливковой ветвью воспринимался как символ просвященной, сильной и мирной России.

Екатерина II Алексеевна (1733 — 1811)- императрица Всероссийская в 1762 — 96 годах, рожденная София-Фредерика-Амалия, принцесса Ангальт-Цербстская(1729 – 1796). Она была дочерью младшего брата маленького немецкого «фюрста»; мать ее происходила из дома Гольштейн-Готторп и приходилась двоюродной теткой будущему Петру III . Екатерина выросла в небогатой семье и получила посредственное воспитание. Кроме позднее создавшихся слухов, нет определенных фактов, указывающих на ее преждевременное развитие и раннее проявление дарований.
В 1743 г . мать Екатерины и она сама получили приглашение от императрицы Елизаветы Петровны приехать в Петербург. Елизавета, по разным мотивам, выбрала в невесты своему наследнику Петру Феодоровичу, именно, Екатерину.

Приехав в Москву, Екатерина, несмотря на юные годы, быстро освоилась с положением и поняла свою задачу: приспособиться к условиям, к Елизавете, ее двору, ко всей русской жизни, усвоить русский язык и православную веру. Обладая привлека тельной внешностью, Екатерина расположила в свою пользу и Елизавету, и двор. 21 августа 1745 г . Екатерина была обвенчана с великим князем Петром. с 1762 — 96 годах – российская императрица Екатерина II.

ДЕВЯТЬ ШЕДЕВРОВ ЛЕВИЦКОГО

4 августа 1764 года над Петербургом палили пушки. Сто один залп раздался в честь торжества: в Смольном монастыре открывалось учебно-воспитательное заведение для девушек. Позднее его назовут Институтом благородных девиц.

Сначала в новое заведение решили принимать только дочерей богатых дворянских фамилий. Но вскоре положение изменилось. Жесткие условия жизни, определенные Екатериной II, — строгая изоляция от внешнего мира, обязательность двенадцатилетней непрерывной разлуки детей с родными — расхолаживали богатых родителей. Зато неимущих дворянских семей, мечтавших отдать девочек в новое училище, оказалось много. Для них благотворительный характер заведения (содержание на полном государственном обеспечении) выглядел особенно заманчивым. Вскоре пятьдесят девочек в возрасте от четырех до шести лет были зачислены в Смольный институт.

Д. Левицкий. Портрет Екатерины II

Учиться им предстояло многому. Девочки изучали «правила воспитания, благонравия, обхождения и чистоты, российский и четыре иностранных языка, рисование, арифметику, танцевание, а также надлежащие особливо женскому полу упражнения и рукоделия». Затем прибавились история, география, физика, архитектура, токарное ремесло и «приучение к домостроительству».

Дни были похожи один на другой. Как большого праздника девочки ждали «собраний»: в те дни к ним приезжали именитые гости и даже иностранцы, чтобы взглянуть, как воспитываются будущие «первые дамы» России. Эти «собрания» устраивались для того, чтобы «придать девицам надлежащую и приличную смелость в поведении». А потом «собрания» стали еще интереснее: в такие вечера давались концерты и спектакли.

«Виновником» таких развлечений оказался. Вольтер. Переписываясь с Екатериной, он давал ей различные советы, среди них о том, как лучше просвещать народ. Здесь важную роль он отводил сценическому искусству.

Морис Кантен де Латур (1704-1788) Портрет Вольтера

Тогда в Смольном монастыре стали появляться новые люди — одним из первых оказался здесь Иван Афанасьевич Дмитревский, руководитель и актер первого русского публичного театра, талантливый театральный педагог.

Иван Афанасьевич Дмитревский

О его артистических успехах за границей, куда он был направлен, чтобы набрать актеров для французской труппы в Петербурге, ходили легенды.

— Слышали, как Иван-то Афанасьич в Лондоне самого великого Гаррика победил? — шептались воспитанницы.

Уильям Хогарт.Дэвид Гаррик в роли Ричарда III

— Говорят, будто однажды на обеде у знаменитого английского артиста речь зашла о сценическом притворчестве: сам-то Гаррик мог краснеть и бледнеть по желанию, а то вдруг, во время смеха, залиться обильными слезами. Дмитревский сидел, слушал, да вдруг как задрожит, залепечет какие-то слова невнятные, да и упади бледный, как покойник, в глубокое кресло. Все, конечно, вскочили, кинулись помогать, кто с водой тянется, кто с нюхательной солью, а Иван Афанасьич поднялся, как ни в чем не бывало, засмеялся и весело уселся за стол!

Читайте также  Картина «царь иван васильевич грозный», васнецов — описание и видео

— А сказывали, как он Дмитрия Самозванца играет или в «Мизантропе» господина Мольера! Чудо.
Одним словом, девочек обучал первый в России учитель сценической игры. И хоть самим-то воспитанницам предстояло играть на французском языке, они все же воспринимали у Дмитревского русскую школу сценического искусства: их воспитатель был соратником Федора Волкова, учителем плеяды первых русских артистов. Пышные спектакли готовились воспитанницами в 1772 — 1773 годах — первые питомицы Смольного монастыря подросли. Французские комедии и комические оперы ставились на широкую ногу. Роли из музыкальных спектаклей репетировал с девочками Пьетро Чезарио, танцам обучали лучшие балетмейстеры столичных трупп, костюмы шились придворного театра портным Жераром, даже театральный парикмахер Иозеф Жервье трогал ловкой гребенкой девичьи волосы.
В большом двухсветном зале готовили сцену.

И вот начался спектакль — комическая опера Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе». Нинетта — воспитанница Хованская, ее возлюбленный Кола — воспитанница Хрущева.
После представления Екатерина II подозвала к себе художника Левицкого.
— Дмитрий Григорьевич, понравились тебе наши воспитанницы?
— Они превосходные артистки, — ответил Левицкий с поклоном. Он чувствовал, что вопрос задан неспроста.
— Нам бы хотелось, — продолжала Екатерина, — чтобы ты сделал портреты лучших из них, которые особенно преуспели в танцах и пении. Список отмеченных нами воспитанниц передаст Иван Иванович Бецкой.
И художник приступил к работе.

Незадолго перед этими событиями Дмитрий Григорьевич Левицкий удостоился звания академика — за исполненный им портрет Александра Филипповича Кокоринова, видного русского архитектора, ректора Академии художеств, руководителя ее архитектурного класса.

Портрет архитектора Александра Филипповича Кокоринова

Портрет этот вместе со «смолянками» находится в зале Русского музея, посвященном Левицкому. Современники вспоминают о Кокоринове как о добром, просвещенном и гуманном человеке. Правой рукой Кокоринов указывает на лежащий на столе план Академии художеств, на лучший свой проект. В лице героя портрета нет официальности, скорее — усталость и задумчивость.

Смолянок Левицкий видел и прежде чем побывал на их спектаклях — в Эрмитаже, куда они приезжали по Неве на шлюпках. Девушки судили о картинах с несомненным пониманием искусства. Художник встречал их и в Летнем саду во время прогулки, когда они, охотно отвечая на вопросы гуляющих дам и господ, толковали об установленной в саду скульптуре, о мифологии. Началом серии портретов смолянок надо считать портрет Ф. Ржевской и А. Давыдовой, написанный в 1771 — 1772 годах. Девочки изображены не в театральных, а в форменных платьях. Это еще не театральная сюита художника — только как бы пробный портрет.

Портрет воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц Феодосии Степановны Ржевской и Настасьи Михайловны Давыдовой

Через год после создания этого первого портрета он получил список девушек, наиболее преуспевших в танцах, пении, прочих занятиях, и начал писать их. Левицкий мог, как поступали иные из его предшественников, ограничить свою задачу внешним сходством, передачей лиц и костюмов. Он стремился достичь и достиг большего: показал девушек в движении. в действии, глубоко им свойственном, в характерной для них обстановке. Живописец пошел дальше: в чертах девушек видны характеры, элементы личности и то незримое, тонкое, неуловимое качество человека, которое мы зовем обаянием. С картин-портретов Левицкого говорит эпоха.

Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Нелидовой

Девушек обучали «танцеванию», драматической игре, изящным манерам. Все это запечатлено художником в портрете Екатерины Нелидовой. Современники утверждают, что Нелидова была яркой, талантливой танцовщицей, а в жизни — обаятельной, остроумной девушкой. Именно такой и предстает она на портрете. Жизнерадостность, кокетливая веселость придают портрету особенное очарование.

Портрет воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Николаевны Хрущовой, в замужестве фон Ломан, и княжны Екатерины Николаевны Хованской, в замужестве Нелединской-Мелецкой

Е. Хованская и Е. Хрущева разыгрывают комическую пастораль. Хрущева запечатлена в мужской роли — девушка славилась среди подруг умением перевоплощаться в мужское обличье. Художник не скрывает ее некрасивых черт, некоторой скованности и робости Хованской, но портрет пленителен свежестью запечатленной в нем юности.

Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Глафиры Ивановны Алымовой

Глафира Алымова уверенно играет на арфе. Она улыбается. Позируя, она не думала о том, что ее улыбка перешагнет века и встретится с нашими взглядами. Кажется, будто звучит старинная музыка Рамо, потрескивают свечи в серебряных подсвечниках и дамы в пышных кринолинах вступают в медленное течение танца. Алымова улыбается. И руки ее, едва прикасаясь к струнам, замерли в своем неторопливом взлете.

Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Молчановой

На другом портрете — Екатерина Молчанова. Левицкий написал девушку в кресле с книгой в руках, а перед ней — физические приборы. Молчанова чувствует себя среди них уверенно и спокойно. Она читает их сигналы, робкие послания еще не раскрытой науки будущего. Горделивое ощущение знаний сквозит в ее улыбке.
Современница Кулибина, читательница Ломоносова, эта девушка могла бы — кто знает? — еще двести лет назад явиться предшественницей Софьи Ковалевской. Но Молчанова не стала ученым: ее готовили во фрейлины. Физические приборы остаются на портрете в тени. Художник запечатлел одну из ласточек Смольного монастыря, которая еще не знает, как невысок будет ее жизненный полет.

Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Александры Петровны Левшиной

Девушки на полотнах Левицкого танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, обращаются к зрителям или просто улыбаются, радуясь своей весне. Художник виртуозно передает ткань и шитье платьев, воздушный передничек Хованской. С удивительным искусством воспроизведен на холсте костюм Нелидовой. Художник владеет богатейшей гаммой зеленого цвета и его оттенков: изумрудного, серо-зеленоватого, зеленовато-палевого. Портретисту дороги в картине не только каждая черточка лица, поворот фигуры, но и любая мелочь, свет и тени, переливы тканей, различимые на заднем плане наивные театральные декорации. Все это слагается в изобразительную оду красоте, юности, свежести, человеческой весне.

Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Натальи Семёновны Борщовой

Левицкий писал портреты смолянок около пяти лет. Сегодня они — драгоценнейшие полотна Русского музея.

Раньше портреты смолянок находились в Большом Петергофском дворце. Здесь в самом начале XX века увидела их недавняя выпускница Академии художеств Анна Остроумова-Лебедева. Прежде она знала эти картины лишь в репродукциях — они были малодоступны даже для профессиональных художников, широкая же публика не могла их видеть совсем.

Первое знакомство с Левицким потрясло молодую художницу. Она даже начала писать портрет своей сестры Лили, во всем следуя великому живописцу. Сестра мужественно и долго позировала, подражая танцующей смолянке. Остроумова-Лебедева считала работу неудавшейся и никогда не выставляла ее. Но впечатление от встречи с великим мастером восемнадцатого века сохранилось на всю жизнь.

В 1905 году в Петербурге открылась выставка русского портрета, и полотнами Левицкого восхищенно любовался Валентин Александрович Серов. Он долго стоял перед «смолянками», пораженный, взволнованный. «Ни перед одним произведением не испытывал я такого потрясения, — сказал Серов. — Это лучшие русские портреты, для нас, художников, — откровение. ».

Понадобилось сто тридцать лет, чтобы полотна Левицкого встретились с подлинными ценителями — художниками. И полтора столетия — чтобы радость встречи с картинами могли испытать миллионы зрителей.

Юрий Алянский. Рассказы о Русском музее

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: